Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Учет на забалансовых счетах. Забалансовые счета учреждения

Зачем нужны забалансовые счета 17 и 18 и к каким счетам их открывать? Как вести аналитику на забалансовых счетах в разрезе кодов бюджетной классификации? Узнайте, как зафиксировать данные в справке к балансу.

Почему важны забалансовые счета 17 и 18 и что на них отражать

На счетах 17 и 18 бухгалтер должен отразить дополнительные аналитические данные по операциям с денежными средствами в разрезе кодов бюджетной классификации РФ. Эти сведения необходимы, чтобы раскрыть информацию о деятельности учреждения в отчетности.

  • Важная статья:

Забалансовый счет 17 применяют для учета денег, которые поступили или возвращены:

  • на банковские счета учреждения, в том числе на банковские счета ПБС, предназначенные для зачисления денег главным распорядителем или распорядителем;
  • в кассу учреждения;
  • на лицевой счет учреждения, открытый ему казначейством или финансовым органом.

Выбытие средств фиксируют на счете 17 со знаком «минус».

Не учитывают на счете 17 суммы возврата расходов текущего финансового года и остатков неиспользованных субсидий и грантов прошлых лет в бюджет.

Напомним, что с конца 2016 года на счете 17 показывают суммы возвратов расходов прошлых лет, не связанные с дебиторской задолженностью. Например, если декларацию по налогу на имущество за прошлые годы уточнили и налоговики вернули учреждению излишне уплаченный налог.

Забалансовый счет 18 предназначен для учета денег, которые выбыли или восстановлены:

Возврат выплат источников финансирования дефицита бюджета (кроме денег) на счете 18 отражают со знаком «минус».

Какие КБК применить

В Инструкции № 162н нет указаний, как применять коды бюджетной классификации при формировании данных на забалансовых счетах. Но, чтобы составить достоверную бюджетную отчетность, на счетах 17 и 18 нужно отразить:

  • коды вида, подвида доходов бюджета, КОСГУ - по доходам;
  • коды раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов и КОСГУ - по расходам;
  • коды группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицита бюджета и КОСГУ - по источникам финансирования дефицита бюджета.

Разберем структуру забалансовых счетов (схема).

Схема. Аналитическая структура забалансовых счетов 17 и 18

Средства, которые поступили во временное распоряжение, не считаются доходами учреждения. Поэтому, когда они поступают или выбывают, в счетах 17 и 18 доходные и расходные коды КОСГУ не указывают. Используют коды источников финансирования дефицита:

  • при поступлении отразите увеличение счета 17 по статье 510 «Поступление на счета бюджетов» КОСГУ;
  • при выбытии - увеличение счета 18 по статье 610 «Выбытие со счетов бюджетов» КОСГУ.

Таблица. Счета, к которым открывают забалансовые счета 17 и 18

Номер счета*

Для чего применяют

Для учета операций со средствами, полученными во временное распоряжение

Для учета операций со средствами по бюджетной деятельности (если проводят такие операции через банк), операций на счетах, открытых в кредитных организациях, со средствами, полученными во временное распоряжение

Для учета средств, перечисленных учреждению на счета либо со счетов в банке, по бюджетной деятельности в текущем периоде, но полученных им в следующем отчетном периоде, а также средств, переведенных с одного счета на другой для конвертации валюты

Для расчетов по аккредитивам по бюджетной деятельности в валюте РФ и иностранной валюте

Для учета средств по бюджетной деятельности в иностранной валюте на счетах в банке

Для учета наличных денег

Для учета расчетов с казначейством или финансовым органом соответствующего бюджета по операциям с наличными деньгами

Для учета денежных расчетов с прочими кредиторами

* К счету 1 304 05 000 учет на счетах 17 и 18 вести не нужно. Так как на счете 304 05 учитывают не денежные средства, а состояние расчетов между финансовым органом, учреждением и контрагентами или бюджетом.

В какие формы отчетности попадают показатели забалансовых счетов

Учитывают забалансовые счета 17 и 18, когда формируют:

Справка по форме 0503130

Обороты по счетам 17 и 18 фиксируют в справке к балансу (ф. 0503130) в разрезе кодов классификации доходов, расходов, а также источников финансирования дефицитов бюджетов - это строки 170-182.

По забалансовому счету 17 указывают в строках:

  • 171 и 173 - итоговые суммы по доходам, иным поступлениям - источникам финансирования дефицита бюджета;
  • 172 и 173 - итоговые суммы по расходам, в том числе по возвратам расходов прошлых лет, выплатам между учреждением и обособленными подразделениями или между обособленными подразделениями.

По забалансовому счету 18 строки 181 и 182 заполняют в разрезе итоговых сумм по расходам с учетом возвратов текущего года и выплатам по источникам финансирования дефицита бюджета. Если возвраты расходов текущего года по кассе ПБС больше, чем сами расходы, показатели по строке 181 приводят со знаком «минус».

Покажем на примере, как отразить в справке операции по забалансовым счетам 17 и 18.

Пример:

В течение года бухгалтер казенного учреждения «Альфа» делал в учете такие записи:

Бухгалтерская запись

Сумма

дебет

кредит

По забалансовому счету 17

Возврат аванса, полученного за платные услуги одновременно по забалансовому счету

130 1 205 31 560 130 1 17 130

000 1 210 02 130

5000 -5000

Пересчет налога на имущество за прошлый год. Возврат излишне уплаченного налога на имущество одновременно по забалансовому счету

851 1 401 20 290 000 1 304 05 290 851 1 17 290

851 1 303 12 730 851 1 303 12 730

-10 000 10 000 10 000

По забалансовому счету 18

Возврат аванса за прочие услуги, уплаченного в текущем году в рамках бюджетной деятельности одновременно по забалансовому счету

244 1 304 05 226

244 1 206 26 660 244 1 18 226

3500 -3500

На основании данных забалансового учета бухгалтер подготовил справку (см. образец).

Образец. Фрагмент справки к балансу

Забалансовые счета 17 и 18 в отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127)

В разделе 1 доходы бюджета и дебиторскую задолженность прошлых лет в графе 6 формируют по данным забалансового счета 17 со знаком «плюс». А возврат излишне полученных доходов - со знаком «минус».

В разделе 2 указывают коды по расходам, детализированные по группам (подгруппам), КВР, кодам составных частей бюджетной классификации. Коды КОСГУ фиксировать не нужно. Данные берут по счету 18. При этом в графе 7 поступления от возвратов расходов текущего года отражают со знаком «минус». А расходы текущего года - со знаком «плюс».

В разделе 3 данные по счетам 17 и 18 в графах 520 и 620 отражают со знаком «плюс».

Обязательно ли вести забалансовый учет и чем грозит его отсутствие?

Мнение эксперта

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (ч. 3 ст. 10) устанавливает: бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами.

Согласно Инструкции по применению счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) учет объектов на забалансовых счетах ведется по простой системе.

А с 19 июля 2017 года федеральными стандартами признаются все действующие ПБУ (ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

Применение забалансовых счетов регламентировано лишь в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (п. 17) и в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (п. 39).

Под соответствующие счета необходимо создать регистры бухгалтерского учета. В остальных федеральных стандартах забалансовые счета не упоминаются.

Неприменение забалансовых счетов, предусмотренных ПБУ, отсутствие для них регистров бухгалтерского учета могут повлечь ответственность по статье 120 Налогового кодекса РФ и статье 15.11 Кодекса об административных правонарушениях.

Между тем использование забалансовых счетов предусмотрено иными источниками правил бухгалтерского учета (п. 1 ст. 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете»):

  • Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (разд. IX);
  • Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (п. 14, 82);
  • Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (п. 12).

Однако Методические указания Минфина России применяются в части, не противоречащей Федеральному закону «О бухгалтерском учете» (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012). Поэтому те их предписания, которые не соответствуют требованиям закона, исполнению не подлежат.

Подведем итог. Обязательными к применению являются забалансовые счета «Износ основных средств» (для некоммерческих организаций) и «Нематериальные активы, полученные в пользование».

В последние дни 2016 года в Инструкции по учету и отчетности были внесены изменения, в том числе меняющие порядок учета на отдельных забалансовых счетах, что повлияет на формирование годовой отчетности.

Изменения в инструкции

Недавним Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н "О внесении изменений в некоторые приказы Минфина России в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности" (далее - Приказ N 209н) были внесены изменения в Инструкцию по применению Единого плана счетов, утвержденную Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н). Приказ N 209н применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год.
В частности, Приказом N 209н внесены изменения в том числе в порядок забалансового учета некоторых объектов учета.

Поступления и выбытия денежных средств

Забалансовый счет 17, который ранее назывался "Поступления денежных средств на счета учреждения", теперь переименован и называется просто "Поступления денежных средств". Отметим, что на счете уже давно учитываются поступления в кассу, а не только на безналичные счета, так что переименование вполне логично.
Согласно пункту 365 Инструкции N 157н забалансовый счет 17 открывается к счетам 0 20100 000 "Денежные средства учреждения", 0 21003 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" и предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств (возврата указанных поступлений) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета.
В соответствии с изменениями, внесенными Приказом N 209н в данный пункт, на счете 17 учитываются поступления денежных средств, за исключением поступлений от возвратов расходов текущего финансового года, а также учитываются возвраты излишне полученных доходов (доходов от авансов), за исключением возврата субъектом учета остатков не использованных им субсидий (грантов) прошлых лет.
Кроме того, счет 17 предназначен для учета учреждением, получателем бюджетных средств операций по поступлению на его банковские счета бюджетных средств (их возвратов), предоставленных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств на осуществление подведомственным ему распорядителем (получателем) бюджетных средств выплат по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета.
Вместе с выплатами по таким расходам на счете 17 теперь должны отражаться также поступления при восстановлении кассовых расходов.
При этом все операции по перечислению возвратов поступлений на счете 17 "Поступления денежных средств" отражаются со знаком минус.
Таким образом, на счете 17 собираются все поступления и возвраты поступлений текущего года.
Согласно пункту 366 Инструкции N 157н, аналитический учет по счету 17 велся по видам выплат или видам поступлений в разрезе счетов (лицевых счетов) учреждения. Теперь уточнено, что поступления учитываются по соответствующим классификационным кодам поступлений (выбытий), обеспечивающим раскрытие информации в бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
Аналогично счету 17 переименован и забалансовый счет 18, который теперь носит название "Выбытия денежных средств". Данный счет открывается к счетам 0 20100 000 "Денежные средства учреждения", 0 21003 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" и предназначен для аналитического учета выбытий денежных средств с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы учреждения. Не учитываются на счете 18 те выбытия, которые подлежат отражению по счету 17 (то есть возвраты поступлений и восстановление расходов).
Возвраты расходов текущего года (излишне произведенные учреждением перечисления) подлежат отражению на счете 18 "Выбытия денежных средств" со знаком минус.
Также аналитический учет выбытий на счете 18 ведется по соответствующим классификационным кодам видов выбытий (поступлений), обеспечивающим раскрытие информации в бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений (п. 368 Инструкции N 157н).

Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению

Приказом N 209н пункт 375 Инструкции N 157н изложен в новой редакции. Теперь счет 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" предназначен для учета учреждением (грузополучателем) полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем Извещения (ф. 0504805) и копий документов поставщика на отправленные ценности в адрес грузополучателя.
Согласно Приказу N 209н ценности на счете 22 могут учитываться до любого подтверждения заказчиком централизованной закупки исполнения поставки по централизованному снабжению, в том числе на основании оформленного грузополучателем Извещения (ф. 0504805).
По-прежнему пользование имуществом до получения указанных документов (подтверждения исполнения поставки по централизованному снабжению) допускается:
- казенным учреждением - при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств;
- обособленным подразделением (филиалом) бюджетного учреждения (автономного учреждения) - при наличии разрешения учреждения, его создавшего.
Какие именно документы могут служить подтверждением поставки по централизованному снабжению, учреждения вправе указать в своей учетной политике. При этом казенные учреждения должны согласовать данное решение с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Активы в управляющих компаниях

Активы в управляющих компаниях отражаются на забалансовом счете 40. Пунктом 392 Инструкции N 157н предусмотрено, что аналитический учет по данному счету ведется по группам и видам нефинансовых, финансовых активов (акции, облигации, паи индексных инвестиционных фондов и т.д.).
Приказом N 209н предусмотрено, что на счете 40 должно отражаться изменение стоимости имущества, переданного в доверительное управление.
Увеличение (уменьшение) стоимости имущества, находящегося в доверительном управлении, отражается на отчетную годовую дату на основании отчетов об управлении имуществом путем увеличения (уменьшения) показателей соответствующих счетов аналитического учета счета 40 "Активы в управляющих компаниях".
Выбытие активов с забалансового счета 40 отражается при поступлении имущества от управляющей компании (возврате его из доверительного управления).

Бюджетные инвестиции

Приказом N 209н предусмотрено введение нового забалансового счета 42 "Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями".
Счет предназначен для аналитического учета информации о целевом использовании средств или иного государственного (муниципального) имущества, направленных из соответствующего бюджета (переданных) в виде взносов в уставные (складочные) капиталы организаций. Таким образом, учет на данном счете должен вестись у соответствующих органов власти, предоставляющих бюджетные инвестиции.
Учет на счете 42 должен вестись у соответствующих органов власти, предоставляющих бюджетные инвестиции.
На счете учитываются средства, переданные путем предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества. Также учитываются средства, переданные в целях предоставления взносов в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства или приобретение недвижимости.
Средства учитываются на забалансовом счете 42 с момента передачи до завершения строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства, и (или) приобретения объектов недвижимого имущества указанными организациями.
Принятие показателей объемов произведенных вложений к забалансовому учету осуществляется на основании данных о перечислении средств бюджета (передаче активов) организации в виде взноса в уставный (складочный) капитал.
Отражение операций по предоставлению организацией взносов в уставные (складочные) капиталы своих дочерних обществ осуществляется на основании ее отчета.
Отражение показателей объемов капитальных вложений (выполненных работ, приобретений), произведенных в рамках реализации целей бюджетных инвестиций в объекты капитальных вложений, осуществляется на основании отчета организации, реализующей цели бюджетных инвестиций.
Выбытие показателей объемов произведенных вложений (объемов капитальных вложений (выполненных работ, приобретений), произведенных в рамках реализации целей бюджетных инвестиций) с забалансового учета осуществляется по завершении реализации целей бюджетных инвестиций - по окончании работ и при введении в эксплуатацию объекта(-ов) капитальных вложений либо государственной регистрации права собственности организации, реализующей цели бюджетных инвестиций, на недвижимое имущество, являющееся объектом капитальных вложений.
Выбытие с забалансового счета 42 отражается на основании документов, представленных организациями, реализующими цели бюджетных инвестиций, подтверждающих завершение реализации целей бюджетных инвестиций.
Аналитический учет по счету ведется в разрезе организаций, реализующих цели бюджетных инвестиций, и соответствующих целей бюджетных инвестиций: проектов, объектов бюджетных инвестиций, капитальных вложений (п. 394 Инструкции N 157н).

Баланс и забаланс

В недавнем Письме от 09.11.2016 N 02-06-10/65577 (далее - Письмо N 02-06-10/65577) специалисты Минфина России разъяснили порядок ведения учета на отдельных забалансовых счетах и их взаимосвязь с учетом на балансе.
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах определены Инструкцией N 157н.
Согласно пункту 3 Инструкции N 157н информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование.
При этом субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцией N 157н, формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий (п. 6 Инструкции N 157н).
Пунктом 332 Инструкции N 157н предусмотрено, что учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, в том числе выданного в пользование.
Казенные учреждения ведут бюджетный учет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Одним из видов активов являются отходы производства и потребления. Согласно статье 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
При этом статьей 136 Гражданского кодекса РФ установлено, что плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, отходы, полученные в результате использования имущества, собственником которого является РФ, являются собственностью РФ.
Для отдельных видов отходов предусмотрен конкретный порядок учета.
Так, отработанные смазочные материалы, бывшие в употреблении запасные части к транспортным средствам, аккумуляторные батареи к машинам и оборудованию учитываются в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н).
Принятие к бюджетному учету материальных запасов (материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе демонтажа, работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов, согласно пункту 23 Инструкции N 162н отражается на балансе записью:
Дебет счетов 0 10534 340 "Увеличение стоимости строительных материалов - иного движимого имущества учреждения", 0 10536 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения"
Кредит счета 0 40110 180 "Прочие доходы".
Таким образом, введение дополнительных забалансовых счетов в целях управленческого учета нефинансовых активов, в том числе материальных запасов, не является основанием для списания данных активов с соответствующих балансовых счетов. Соответственно, если учреждение в рамках формирования учетной политики вводит дополнительные забалансовые счета, оно должно учитывать подобные активы одновременно на балансе и за балансом.
Кроме того, в Письме N 02-06-10/65577 специалистами ведомства высказана рекомендация учреждениям-грузополучателям при получении материальных ценностей по централизованному снабжению до получения документов от учреждения-заказчика самостоятельно формировать Извещение (ф. 0504805) и принимать к учету материальные запасы на счет 10500 "Материальные запасы". Такой порядок согласуется с изменениями, внесенными в Инструкцию N 157н в части учета на забалансовом счете 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению", речь о которых шла выше.

Забалансовые счета в отчетности

Сведения, учитываемые на забалансовых счетах, отражаются в Справке о наличии имущества и обязательства на забалансовых счетах (далее - Справка), формируемой в составе Баланса формы 0503730 бюджетными и автономными учреждениями, Баланса формы 0503130 - получателями бюджетных средств.
Справка составляется в соответствии:
- с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н);
- с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н).
Показатели отражаются в Справке в разрезе:
- деятельности с целевыми средствами (графы 4, 8), деятельности по государственному заданию (графы 5, 9), приносящей доход деятельности (графы 6, 10) и итогового показателя на начало года и конец отчетного периода (графы 7, 11 соответственно) для бюджетных и автономных учреждений;
- показателей на начало года (графа 4) и конец отчетного периода (графа 5) для получателей бюджетных средств.
Перечень дополнительных аналитических показателей по строкам "в том числе:" устанавливается:
- бюджетным или автономным учреждением в рамках формирования учетной политики с учетом требований учредителя к аналитике;
- главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, финансовым органом - для отчетности получателей бюджетных средств.
Непосредственно в Инструкциях N 33н, 191н указано, что в Справке отражаются только сведения по забалансовым счетам 1 - 27, 30, 31. В соответствии с Приказом N 209н в Справке будут отражаться также счета 40 (для всех учреждений) и 42 (для получателей бюджетных средств).
Обратите внимание! Сведения по забалансовым счетам 40 и 42 должны отражаться уже в составе годовой отчетности за 2016 год.
В Письме N 02-06-10/65577 специалисты Минфина России напомнили, что при представлении в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства Справки к балансу, формируемой в электронном формате, забалансовые счета, введенные учреждением в рамках формирования его учетной политики в целях управленческого учета, не отражаются.
В состав Пояснительной записки к балансу входит форма, в составе которой также указываются сведения с забалансовых счетов.
Это формы 0503168 "Сведения о движении нефинансовых активов" и 0503768 "Сведения о движении нефинансовых активов учреждения".
В разделе 3 указанных форм отражаются сведения по счетам:
- 01 "Имущество, полученное в пользование";
- 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (только для бюджетных и автономных учреждений);
- 03 "Бланки строгой отчетности" (только для бюджетных и автономных учреждений);
- 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению";
- 07 "Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры" (только для бюджетных и автономных учреждений);
- 21 "Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации" (только для бюджетных и автономных учреждений);
- 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению";
- 23 "Периодические издания для пользования" (только для бюджетных и автономных учреждений);
- 24 "Имущество, переданное в доверительное управление";
- 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)";
- 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование";
- 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" (только для бюджетных и автономных учреждений).
В данные формы изменений Приказом N 209н не вносилось, однако может измениться показатель, отражаемый по счету 22, при принятии учреждением в рамках формирования учетной политики решения о самостоятельном формировании извещения и принятии ценностей к балансовому учету.

Забалансовые счета используют предприятия для учета бланков строгой отчетности, спецодежды сотрудников, основных средств по договорам лизинга, а также для отражения прочей дополнительной информации об обязательствах организации и ее товарно-материальных ценностях. Подробности учета на забалансовых счета мы рассмотрим на примере типовых проводок.

Под забалансовыми счетами понимают , которые не отражаются в балансе, а также не характеризуют финансовые показатели деятельности предприятия. Цель использования таких счетов — получение полной информации об особенностях деятельности организации и об дополнительных данных, необходимых для ведения учета на основных счетах баланса.

Учетом предусмотрено использование забалансовых счетов, которые подразделяются на три группы. Исходя из целей использования счетов, на них осуществляется учет:

  1. имущества, которое не принадлежит предприятию на правах собственности;
  2. обеспечения и обязательства компании перед контрагентами;
  3. прочего имущества.

На забалансовых счетах первой группы учитывают необоротные активы, которые были приняты у контрагента по , а также товарно-материальные ценности, принятые организацией на ответственное хранение. На счете 001, который используют для учета основных средств в аренде, учитывают помещения, автомобили, оборудование, которые организация принимает по договору лизинга.

Имущество, полученное по договору аренды, или принятое на ответственное хранение учитывается по стоимости, указанной в договоре с контрагентом. Если в соглашении отсутствует информация о стоимости актива или ТМЦ, то для ее определения организация может воспользоваться услугами независимого оценщика. В случае, когда стоимость актива по тем или иным причинам невозможно оценить, то он учитывает на забалансовом счете в количественном выражении.

Забалансовому учету подлежат обеспечения, которые получает организация, а также обязательства, которые предприятие выдает контрагентам. К обязательствам и обеспечениям относят залоги, задатки, банковские гарантии, аккредитивы, поручительство и т.п. Обеспечения платежей, полученные по договору, учитываются на счете 008.

Также на забалансовых счетах отражается прочее имущество, такое как спецодежда, малоценное имущество, стоимость которого не превышает 000 руб., а также законсервированные объекты строительства.

Учет на забалансовых счетах

Типовые проводки по учету на забалансовых счетах рассмотрим на примерах.

Расчеты по непокрытому аккредитиву

Допустим, между ООО «Имидж» и ООО «Дизайн» заключен договор на поставку оборудования (524 000 руб.) оплата по которому осуществляется с непокрытого аккредитива. Комиссия банка за открытие непокрытого аккредитива составляет 0,25% (1310 руб.). Оплата в пользу ООО «Дизайн» была осуществлена банком по факту поставки оборудования и предоставления поставщиком товарной накладной и счета-фактуры.

В учете ООО «Имидж» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
009 Учет непокрытого аккредитива, открытого банком 524 000 руб.
76 Списание комиссии банка за открытие непокрытого аккредитива 1 310 руб. Договор на открытие аккредитива
08 60 Принятие к учету оборудования, поставленного ООО «Дизайн» 444 068 руб. Товарная накладная
08 76 Включение комиссии банка в первоначальную стоимость оборудования 1 310 руб. Договор на открытие аккредитива
19 60 Отражение входного НДС 79 932 руб. Товарная накладная
01 08 Ввод оборудования в эксплуатацию 445 378 руб. Акт ввода в эксплуатацию ОС
68 НДС 19 Принятие к вычету входного НДС 79 932 руб. Счет-фактура
60 76 Перечисление средств ООО «Дизайн» с непокрытого аккредитива 524 000 руб. Платежное поручение
76 Погашение задолженности банка по аккредитиву 524 000 руб. Платежное поручение
009 Списание непокрытого аккредитива 524 000 руб. Акт о погашении аккредитива

Обеспечение залога

Между ООО «Столица» и АО «Каравелла» заключен договор поставки продукции, согласно которого АО «Каравелла» в качестве обеспечения платежа передает в залог оборудование стоимость 814 350 руб. Оплата за товар своевременно не отражена, в связи с чем оборудование переходит в распоряжение ООО «Столица», после чего «Столица» продает его.

В 2018 года на забалансовых счетах учитывайте объекты, которые не закреплены на праве оперативного управления, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности. При введении учета необходимо руководствоваться не только Инструкцией № 157н в редакции от 8 мая 2018 г., но и федеральными стандартами.

Рассмотрим, как применять в учете госучреждений забалансовые счета. Смотрите особенности учета на забалансовых счетах учреждений и проводки. Для удобства вы можете скачать .

Забалансовые счета бухгалтерского учета учреждений

Операции на забалансе проводят по правилу:

  • по дебету - приход,
  • по кредиту - расход.

На заметку

Инвентаризацию на забалансовых счетах проводите в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе

Последние изменения в забалансовых счетах

С начала 2018 года в учете на забалансовых счетах ввели четыре важных изменения.

  1. Расширили список объектов, которые нужно учитывать на счете 01.
  2. Уточнили счет 21. На нем теперь нужно отражать списанные основные средства стоимостью до 10 тыс. руб.
  3. Дополнили, что на счетах 25 и 26 учитывают имущество, которое передали в операционную аренду.
  4. Ввели новый счет 29. Он предназначен для расчетов по субсидиям на покупку жилья.

Учет арендованного имущества на забалансовом счете

В течение срока действия договора аренды права на имущество, которое передали, остаются у арендодателя. Он продолжает учитывать его на балансе. Исключение – по договору арендатор выкупает имущество.

Важно запомнить!

С 1 января 2018 г. для учета объектов, полученных в аренду, забалансовый счет 01 не применяйте

В бухучете передачу в аренду имущества, в том числе непроизведенных активов, отразите как внутреннее перемещение между аналитическими счетами счета 100 00.

Дополнительно имущество, которое сдаете в аренду, отразите на забалансе – по стоимости, которая указана в первичном учетном документе (акте приема-передачи):

  • на счете 25 отразите имущество, которое передали в операционную аренду,
  • на счете 26 – имущество, которое передали в операционную аренду по договору безвозмездного пользования.

Как отразить в бухучете

Передачу имущества в аренду отразите проводками:

Дт 0 101 ХХ 310 Кт 0 101 ХХ 310

  • переданы в аренду основные средства;

Дт 0 103 ХХ 330 Кт 0 103 ХХ 330

  • переданы в аренду непроизведенные активы;

Увеличение забалансового счета 25 (26)

  • отражено за балансом имущество, которое сдали в аренду.

Доходы от сдачи имущества в операционную аренду относите на подстатью КОСГУ 121, а в бухучете - на счете 205 21.

Дт 2 205 21 560 Кт 2 401 40 121

Дт 2 401 40 121 Кт 2 401 10 121

Учет спецодежды на забалансовом счете

Трудовой кодекс обязывает работодателей обеспечить работников спецодеждой, которые работают:

  • с вредными и опасными условиями труда;
  • в особых температурных условиях;
  • с загрязнениями.

При передаче спецодежды сотрудникам в личное пользование для служебных целей учтите ее на счете 27. Сделайте это на основании требовании-накладной () или ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (). Одежду учитывайте по балансовой стоимости весь период, пока сотрудник их использует. Дополнительно на каждого сотрудника, который получил СИЗ, заполните карточку (книгу) учета выдачи имущества в пользование (ф. 0504206).

Учет на счете 27 ведите методом простой записи. Ставите спецодежду на учет – отразите увеличение по счету, списываете – уменьшение. Аналитический учет по счету – в карточке количественно-суммового учета () в разрезе пользователей СИЗ, мест нахождения, вида, количества и стоимости.

Чтобы списать спецодежду с забаланса, нужен акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Его составляет специально созданная комиссия в двух экземплярах (для бухгалтерии и для сотрудника). В нем указывают причину, почему списали СИЗ. Например, истек срок носки или физический износ.

Забалансовый счет 21 в бюджетном учете

Используйте счет 21, чтобы отразить основные средства стоимостью до 10 тыс. руб., списанные с баланса. Исключение - недвижимость и объекты библиотечного фонда.

Порядок учета имущества на счете 21 установите в учетной политике. Например, пропишите, в какой оценке учреждение будет учитывать объекты:

  • в условной оценке– 1 руб. за один объект;
  • по балансовой стоимости основного средства, которое ввели в эксплуатацию.

Аналитический учет ведите в Карточке количественно-суммового учета (ф. 0504041). Инвентарную карточку () на основные средства до 10 тыс. руб. не открывайте.

Объекты со счета списывайте по решению комиссии на основании акта приема-передачи либо акта о списании.

Как учитывать материальные ценности на хранении

На счете 02 отражайте объекты, которые не соответствуют критериям актива. К ним относятся:

1. Материальные ценности:

  • принятые на хранение или в переработку. Например, имущество пациентов больницы, стройматериалы заказчика у учреждения-подрядчика;
  • изъятые в возмещение ущерба, задержанные таможенными органами и не помещенные на склад временного хранения.

2. Имущество:

  • полученное в качестве дара, бесхозяйное имущество – до момента обращения в собственность государства или передачи собственнику;
  • которое списали с баланса, до демонтажа или ликвидации.

Материальные ценности поставьте на учет на основании первичного документа, который подтверждает их получение. Например, акта приема-передачи, договора. Стоимость объектов определите из полученных документов. Если оформили акт в одностороннем порядке, то материальные ценности учтите в условной оценке: один объект – 1 рубль.

Учет ведите в Карточке количественно-суммового учета в разрезе владельцев (заказчиков), по видам, сортам, местам хранения.