Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Национальный рейтинг состояния инвестиционной привлекательности регионов. Инвестрейтинги регионов: все к лучшему

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Первый полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. Работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах Российской Федерации.

В 2016 году исследование охватило все 85 регионов России. 4 из них - Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Республика Крым и Севастополь - оценивались вне рейтинга.

В 2017 году в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России, по результатам которого 51 регион, в том числе Волгоградская область, продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом.

2 июня 2017 года на площадке Петербургского международного экономического форума был представлен топ-20 регионов Национального инвестиционного рейтинга субъектов РФ. Руководители всех регионов получили подробные «карточки» с данными Национального рейтинга по всем показателям.

«Мы хотели привлечь внимание к тем регионам, которые дают результаты, и у кого есть смысл учиться. Сегодня важно смотреть на тех, кто двигает страну вперед и дает нам хорошие практики поддержки и развития бизнеса».

Андрей Белоусов, Помощник Президента России

Комиссия (проектный офис) по координации работ по внедрению в Волгоградской области лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

Четыре рабочие группы при комиссии (проектном офисе) по координации работ по внедрению в Волгоградской области лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации по направлениям "регуляторная среда"; "институты для бизнеса"; "инфраструктура и ресурсы"; "поддержка малого и среднего предпринимательства".

В прошлую пятницу автор этих строк уже приготовился писать материал: «Только что объявлены результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах. Республика Карелия с сорок четвертого место опустилась на … Это стоит охарактеризовать как объективную оценку, данную федеральным Агентством стратегических инициатив (АСИ), тем усилиям, которые предпринимались в республике по фактическому ухудшению условий ведения бизнеса. Будучи знакомым с процедурой ранжирования регионов, могу заключить, что выставленные оценки по ключевым факторам и интегральный ранжир беспристрастно представляют фактическое положение дел.»

Вот только АСИ решило фактически закрыть результаты нацрейтинга. Были объявлены всего лишь топ-20 регионов. «Остальные регионы получили «карточки» с данными по всем показателям». Эту новость стоит трактовать двояко. Во-первых, не регионы, а аппараты их руководителей. Более широкой заинтересованной аудитории – представителям предпринимательского сообщества, экспертам, медиа – администрация Александра Худилайнена показателей по Карелии не представила. Во-вторых, АСИ, вероятно, осознало, что во многом нацрейтинг нужен, прежде всего, для формирования системы стимулов для глав территорий – ведь всем губернаторам было бы, по крайней мере, приятно узнать, что в рейтинге-2016 позиции руководимых ими регионов повысились. Но такое невозможно. Поэтому постараемся разобраться сами: что объективно сделано в Карелии?

До настоящего времени не утвержден план мероприятий («дорожная карта») Республики Карелия по внедрению лучших практик Национального рейтинга-2015! А ведь прошел ровно год с того момента, когда на площадке Петербургского международного экономического форума прошла его презентация.

В 2016 году Совет по улучшению инвестиционного климата в Республике Карелия не собирался ни разу, что прямо противоречит требованию пункта 10 Положения о Совете (утвержденном Указом Главы РК от 17 июня 2013 года), в соответствии с которым «Заседания Совета проводятся не реже одного раза в два месяца в соответствии с планом работы Совета».

Работа по четырем направлениям оценки в нацрейтинге – «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства» – оказалась за пределами приоритетов внедрения так называемого «проектного управления» в республике.


За внедрение «проектного управления» в Карелии отвечает вице-премьер Юрий Савельев, который также входит в Совет по улучшению инвестиционного климата в республике. Фото: gov.karelia.ru

Очевидно, что существуют определенные обстоятельства, направленные на установление наличия причинно-следственной связи между рассматриваемыми процессами. Превращая анализ данных обстоятельств во взаимосвязанные вопросы, их надлежит сформулировать следующим образом. Означает ли рост позиций в рейтинге реальное улучшение инвестклимата? И с учетом обратной связи: приводит ли улучшение климата к фактическому повышению позиций в рейтинге?

Для того, чтобы приступить к ответам на эти вопросы, в качестве начального положения стоит принять слова генерального директора АСИ Андрея Никитина: «Успешность региональной политики во многом зависит от того, насколько руководитель субъекта может сформулировать, каким он видит регион через десять лет. Наличие у региональной команды ясного образа будущего и доверие между бизнесом и властью – вот основные составляющие успешности инвестиционной политики».


Проблема доверия между бизнесом и властью – ключевой элемент предпринимательского климата в республике. И это не только лёгкость и простота ведения бизнеса. Невозможно недооценивать долгосрочные негативные последствия факта возбуждения уголовного дела по статье «Мошенничество» в отношении Анны Поздняковой, генерального директора «Корпорации развития РК».


Бесспорно, существует фактор регионального политического режима. В топе представленного рейтинга есть несколько регионов, в которых инвестиционный климат определяется, прямо говоря, возможностью заключения неформального контракта с лицами, принимающими первостепенные политические решения. Если инвестор договорился с таким губернатором, то длительность административных процедур занимает считанные дни. Однако очевидно, что в таком регионе доминирует режим «ручного управления» – ни регуляторная среда, ни качество институтов не нацелены на системную работу по привлечению и сопровождению инвестиций.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата создает дискурс. Правила высказывания. Он определяет не только то, что обсуждается сегодня и будет обсуждаться завтра, но и то, как проходят обсуждения. Ведь уже на следующей неделе будут составляться очередные правительственные планы с формулировками: обеспечить движение вверх по строчкам рейтинга-2017. Какой от них прок в отдельно взятой Карелии? – Национальный инвестрейтинг ориентируется на другое – на так называемое «доверие инвестора», и республике понадобятся годы и годы очень интенсивной работы большого количества людей по формированию новой институциональной среды, заточенной под обеспечение этого доверия.

Презентация Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России – традиционное мероприятие Санкт-Петербургского экономического форума. В 2017 году его результаты будут представлены на ПМЭФ уже в третий раз и впервые позволят оценить динамику заложенных в него показателей по всем регионам страны.

Рейтинг составляется Агентством стратегических инициатив (АСИ) вместе с ведущими деловыми объединениями и оценивает эффективность работы региональных властей по формированию благоприятной бизнес-среды. В 2017 году он впервые охватит все регионы и позволит оценить качество инвестклимата в динамике (в 2016 году исследование также проводилось во всех субъектам Федерации, но Ненецкий и Чукотский автономные округа, Республика Крым и Севастополь оценивались вне рейтинга).

  • Регуляторная среда (качество предоставления государственных услуг)
  • Институты бизнеса
  • Инфраструктура и ресурсы
  • Поддержка малого предпринимательства

Предыдущие исследования позволили выявить устойчивых лидеров (в 2015-2016 годах в тройку победителей входили Татарстан, Белгородская и Калужская области), а также определить главные проблемы, мешающие формированию благоприятной бизнес-среды. Одна из них – недостаточно эффективное правоприменение. Эта тема активно обсуждалась на презентации результатов рейтинга на ПМЭФ-2016, и была отмечена президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию: «Мы серьёзно обновили правовую базу в сфере предпринимательства. Сейчас важно обеспечить эффективное правоприменение – и прежде всего на местах».

В феврале 2017 года на основе опробованных лучших практик правительство утвердило для регионов 12 целевых моделей упрощения ведения бизнеса. В частности, речь идет об улучшении ситуации по ключевым параметрам рейтинга Всемирного банка «Doing Business». Это сокращение сроков регистрации недвижимости, выдачи разрешений на строительство и подключение к электросетям, контрольно-надзорная деятельность, а также поддержка малого и среднего бизнеса и т.д. На основании этих моделей регионы напишут свои «дорожные карты» по улучшению инвестклимата. Первые результаты должны быть представлены до конца 2017 года.

Качество бизнес-среды становится одним из главных критериев оценки работы губернаторов и их команд. В 2016 году Владимир Путин предупредил, что, если в регионе не начнут прослеживаться изменения к лучшему, будут приниматься кадровые и административные меры.

Улучшение инвестиционного климата в конкретных регионах приближает выполнение задачи, поставленной в указе президента Владимира Путина еще в 2012 году: подняться в рейтинге Всемирного банка со 120-й строчки в 2011 году до 20-й - в 2018 году. За это время Россия существенно улучшила свои позиции: в 2016 году она заняла в рейтинге «Doing Business» 51-е место, в том числе, став одним из лидеров по числу проведенных реформ (5), направленных на повышение комфортности бизнеса. В 2017 году Россия заняла 40-ю строчку.

Презентация результатов ежегодного Национального рейтинга инвестиционного климата в регионах состоялась в рамках ПМЭФ

Презентация результатов ежегодного Национального рейтинга инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации - 2016 состоялась на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2016). В этом году в опросах рейтинга приняли участие 400 тысяч предпринимателей из 81 региона (Ненецкий АО, Чукотский АО, Республика Крым и Севастополь оценивались вне рейтинга).

На панельном заседании ПМЭФ-2016 Президент России Владимир Путин поздравил победителей и поблагодарил их за качественную работу на местах.

«Я прошу Правительство совместно с деловыми сообществами подумать о дополнительных механизмах поощрения лучших региональных управленческих команд. И напротив, будем принимать серьёзные меры, вплоть до кадровых решений, в отношении тех руководителей регионов, которые не понимают, что поддержка бизнеса - это важнейший ресурс развития региона и всей страны, - отметил Владимир Путин. - Мы обязательно проведём серьёзный анализ того, что в этой сфере происходит в каждом из регионов Российской Федерации, и проведём осенью этого года серьёзный разговор на эту тему».

Генеральный директор АСИ Андрей Никитин, комментируя итоги нацрейтинга 2016 года, обозначил положительные изменения.

  • Сроки регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет существенно сократились в 67 регионах. Теперь в среднем зарегистрировать право собственности можно за 15 дней, а поставить объект на кадастровый учет - за 39 дней.
  • Существенно ускорилась регистрация предприятий . Положительную динамику заметили предприниматели в 63 регионах. Теперь среднее время регистрации составляет 12 дней, а в передовых регионах - 9.
  • Хорошие результаты по стройке и энергетике . Получить разрешение на строительство в среднем можно теперь быстрее на 10 дней. Улучшения заметил бизнес в 60 регионах. На неделю ускорился процесс подключения к электросетям.

Также руководитель АСИ выделил ряд тенденций.

  • Бизнес стал более требовательным к проведению контрольно-надзорных проверок. Предприниматели в 65 регионах заметили, что проверок слишком много.
  • Бизнес стал более не терпим к проявлению коррупции и не готов с этим мириться. В 60 регионах предприниматели отметили это как негативный показатель.
  • Опросы и статистика фиксируют снижение качества дорог. Ухудшение произошло в 43 регионах.
  • Бизнес не считает достаточно эффективными меры по финансовой поддержке. Согласно рейтингу, ухудшение произошло в 60 регионах.

В этом году на панельной сессии были озвучены результаты только первой 20-ки . Остальные регионы получили «карточки» с данными по всем показателям.

«Мы хотели привлечь внимание к тем регионам, которые дают результаты, и у кого есть смысл учиться. Сегодня важно смотреть на тех, кто двигает страну вперед и дает нам хорошие практики поддержки и развития бизнеса», - помощник Президента России Андрей Белоусов.

В топ-20 победителей вошли: Республика Татарстан, Белгородская область, Калужская область, Тульская область, Тюменская область, Чувашская Республика, Краснодарский край, Владимирская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Москва, Ульяновская область, Томская область, Орловская область, Чеченская Республика, Кировская область, Липецкая область, Республика Мордовия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тамбовская область, Республика Башкортостан.

Несмотря на жесткую конкуренцию, первой тройке регионов удалось удержать свои лидерские позиции.

Президент Республики Татарстан, занявшей первое место в рейтинге, Рустам Минниханов рассказал о мерах для создания комфортной деловой среды в регионе. «На территории республики сегодня работают десять проектных групп, состоящих из представителей бизнеса и власти, которые берут сложные темы и находят необходимые решения. В каждом муниципалитете созданы промышленные площадки, которые существенно упрощают жизнь нашим предпринимателям. Мы поддерживаем огромный потенциал на селе - личные подворья, семейные фермы. За последние три года у нас появилось 1200 семейных ферм. Открываем интеллектуальные площадки для развития наших детей и уделяем большое внимание всевозможным образовательным программам, - пояснил Рустам Минниханов. - По итогам этого года мы внимательно проанализируем, какие есть достижения у наших коллег, и обязательно это воплотим у себя».

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов прокомментировал факторы благоприятного инвестиционного климата в своем регионе. «В последнее время мы стали больше внимания уделять обучающим программам, развитию образовательного кластера и инновационных проектов. Мы сейчас вкладываем серьезные средства в развитие материальной базы наших университетов. Создаем инжениринговые центры. Реально заработали институты развития бизнеса - фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, фонд развития промышленности. У предпринимателей появилась возможность участия в специнвестконтрактах. Все это напрямую влияет на улучшение настроения предпринимателей», - сказал Анатолий Артамонов.

Губернатор Владимирской области Светлана Орлова сообщила, что одним из приоритетов в улучшении инвестиционного климата она считает развитие малого и среднего бизнеса. «За счет поддержки субъектов МСП, а ее у нас получили 3,5 тысяч предпринимателей, в нашей области на 20% выросло количество людей, занимающихся бизнесом. Кроме того, мы делаем ставку на развитие экспорта. Мы производим продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках. В прошлом году регион занял первое место по экспорту. Запустили по области информационный автобус, консультирующий предпринимателей по всем вопросам поддержки. Помогли малым производствам получить заказы от крупных корпораций», - отметила Светлана Орлова.

«Проанализировав результаты предыдущих рейтингов, мы выяснили, что предприниматели не знают о реформах, которые проводятся, и мы стали активно их информировать об этом. Большинство услуг перевели в электронный вид. Создали центр оказания услуг для бизнеса, который помогает предпринимателям разработать бизнес-план, выбрать систему налогообложения, форму востребованного бизнеса. Активно вовлекаем бизнес в закупочный процесс, то есть обеспечиваем гарантированный сбыт той продукции, которую они производят», - поделилась секретом успеха вице-мэр города Москвы Наталья Сергунина.

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ Наталья Комарова рассказала о пяти ключевых элементах инвестиционной платформы округа. «Во-первых, мы внедрили проектное управление и создали головной проектный офис региона, который занимается решением приоритетных задач. Во-вторых, со всеми муниципалитетами было заключено соглашение по внедрению лучших практик. В-третьих, усилили конкуренцию за бюджетные ресурсы. По итогам прошлого года 23,5% государственных и муниципальных закупок получили малый и средний бизнес. В-четвертых, передали на исполнение бизнеса социальные услуги. Ввели систему сертификатов на ряд соцуслуг, что позволило сделать их бесплатными для граждан. В-пятых, мы инвестируем в будущее и создание инновационной среды. Стали пилотной площадкой первых в стране детских технопарков «Кванториум», выдаем гранты на инновационную деятельность малым предприятиям при вузах», - отметила Наталья Комарова.

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев поделился управленческими практиками, которые помогли улучшить инвестиционный климат: «Во-первых, тайные закупки мы проводим не раз в год, а делаем это раз в два месяца. Итоги обсуждаем публично в СМИ. Эффект, который мы получили от наших сетевиков, просто колоссальный. Во-вторых, мы запустили программу «Семь шагов», которая направлена на обучение команд муниципалитетов и рейтингование, по итогам которого глава муниципалитета, занявшего последние место в рейтинге, покидает свой пост. В-третьих, руководители предприятий принимают участие в аттестации преподавателей, которые готовят рабочие инженерные кадры. Это серьезный стимул, дающий возможность оценить, где находятся сегодня учебные заведения, насколько подготовлен преподавательский корпус, и что мы можем ожидать от студентов, которые будут выпускаться из стен этих вузов».

«Во многом успех связан с тем, что эти регионы выполнили поручение Президента и организовали эффективную работу проектных офисов по улучшению инвестклимата на своей территории. Переход от управления по функциям к управлению по целям дал свой результат. Думаю, что именно в этом и состоит резерв роста для тех, кто не нашел себя в первой двадцатке»,- подчеркнул глава АСИ Андрей Никитин.

Завершая обсуждение, помощник Президента России Андрей Белоусов сделал вывод о результатах Национального рейтинга по улучшению инвестиционного климата - 2016. «В этом году мы получили целый букет лучших практик, которые в прошлом году мы не фиксировали. Это касается широкого использования многофункциональных центров, систем регулярного сканирования бизнес-климата в регионах, управления изменениями, механизма сопровождения инвестиционных процессов. Это наблюдается в более чем десяти регионах, а значит, носит массовый характер», - подчеркнул Андрей Белоусов.

Национальный рейтинг состояния инвестиционной привлекательности регионов был представлен на Петербургском международном экономическом форуме. Напомним, что рейтинг – совместный проект Агентства стратегических инициатив, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, «Деловой России» и «Опоры России». Рейтинг оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ составляется Агентством стратегических инициатив вместе с ведущими деловыми объединениями и оценивает эффективность работы региональных властей по формированию благоприятной бизнес-среды. В 2017 году он впервые охватил все регионы и позволил оценить качество инвестклимата в динамике.

Петербургский международный экономический форум – ведущая мировая площадка для общения деловых кругов и обсуждения ключевых экономических вопросов.

Так, в 2017 году рейтинг охватил более 400 тыс. предпринимателей во всех субъектах Федерации, в том числе 47 тыс. предпринимателей приняли участие в опросах по общим вопросам, 31,5 тыс. – в специальных вопросах и более 3,6 тыс. – в экспертных. Таким образом, 8 % предпринимателей страны были вовлечены в процесс управления изменениями и информирования об изменениях.

Важно, что составление рейтинга не является самоцелью. Существует значимая зависимость между результатами рейтинга и ключевыми макропоказателями регионов. По данным АСИ, рост рейтинга на 1 пункт, например, при снижении сроков подключения к электросетям со 108 до 94 дней соответствует росту ВРП на 1,1 %. При снижении сроков со 108 до 86 дней рейтинг региона растет на 1,8 пункта, что соответствует росту частных инвестиций на 2 %.

Кстати, помощник президента Андрей Белоусов заявил, что национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России войдет в систему оценки губернаторов субъектов РФ.

«Сейчас и в Правительстве, и в Администрации президента РФ завершается работа по реформированию системы оценки губернаторов. Знаменитый указ президента будет пересматриваться. Он существенно упрощается, и рейтинг туда войдет», – сказал Андрей Белоусов по итогам презентации национального рейтинга 2017 года.

Также помощник президента предложил материально поощрять регионы, которые демонстрируют высокие результаты: «Показатели будут подкреплены существенными – хочу это подчеркнуть – материальными мотивациями».

На материальное поощрение, по словам Андрея Белоусова, могут рассчитывать не только регионы, но и губернаторы.

Первая двадцатка

Традиционно АСИ озвучивает только первую двадцатку регионов – лидеров рейтинга. Однако организаторы отмечают, что в 51 субъекте Федерации региональным и местным властям удалось улучшить показатели.

Лидерство в рейтинге инвестпривлекательности сохранил Татарстан. На втором месте – переместившаяся с шестой строки Республика Чувашия. Отметим, что регион уже второй год подряд укрепляет свои позиции в рейтинге. Третье место заняла Москва, которая также продемонстрировала продвижение – в 7 пунктов. Четвертую строку рейтинга, как и в прошлом году, занимает Тульская область. А вот Калужская область переместилась с третьей строки на пятую. Краснодарский край сохранил положение в рейтинговой таблице – 7-е место.

В первую двадцатку регионов по итогам рейтинга попала Воронежская область, прибавив сразу 15 пунктов и заняв восьмое место. Московская область переместилась с 21-го места на 9-е. 12-е место у Костромской области, которая выросла на 13 пунктов. Ростовская область также показала рост на 8 пунктов и заняла 16-е место. Вошел в первую двадцатку и Санкт-Петербург, заняв 17-е место, что на 5 пунктов выше предыдущего показателя. Ивановская и Ленинградская области прибавили по 14 пунктов и разместились соответственно на 19-й и 20-й позициях.

Ухудшение позиций в первой двадцатке регионов показала также Тюменская область, потерявшая 1 пункт. Владимирская область потеряла 7 пунктов по сравнению с итогами предыдущего года и разместилась на 15-й строке рейтинга. Республика Мордовия после потери 1 пункта на 18-м месте.

Глава АСИ Светлана Чупшева на презентации рейтинга на ПМЭФ подчеркнула, что в прошлом году отмечались эффективность и большой вклад федеральных органов власти, сейчас стал заметен существенный вклад региональных команд.

Новосибирская область

В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Новосибирская область за год поднялась на 19 пунктов и заняла 27-е место. Комментируя итоги рейтинга, губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий отметил, что в регионе осуществляется внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности. Утверждены «дорожные карты» по внедрению в Новосибирской области всех 12 целевых моделей регулирования и правоприменения по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата.

Важнейшее приоритетное направление инвестиционной политики Новосибирской области, обеспечивающее серьезные конкурентные преимущества региона в привлечении инвесторов, – формирование индустриальных парков и технопарков. Новосибирская область вошла в число регионов, которым федеральное правительство компенсирует затраты на создание инфраструктуры индустриальных парков за счет налогов резидентов.

Результаты этой работы находят отражение в ключевых рейтингах. В прошлом году Новосибирская область уже совершила рывок, улучшив свою позицию в Национальном рейтинге на 11 пунктов и заняв 46-е место. По некоторым показателям область вошла в число регионов с лучшими управленческими практиками. Так, Новосибирская область – один из лидеров по внедрению механизма государственно-частного партнерства. Наш регион дважды – в 2015 и 2017 годах – становился лауреатом Национальной премии «РОСИНФРА».

«Эти результаты являются итогом большой работы и, безусловно, повышают инвестиционную привлекательность нашего региона. Но останавливаться на достигнутом мы не имеем права. Сейчас нам предстоит проанализировать результаты рейтинга по всем показателям и понять, в каком направлении мы продвинулись вперед, а в каком, возможно, все еще стоим на месте», – обозначил направление дальнейшей работы губернатор.

Глава региона подчеркнул, что в регионе уже значительно улучшились показатели по времени регистрации новых предприятий, сократилось время получения разрешения на строительство и подключения к электрическим сетям.

«Тот факт, что год за годом Новосибирская область улучшает свою позицию в рейтинге, говорит о том, что в развитии благоприятного инвестиционного климата мы находимся на верном пути. Сегодня перед нами стоит задача подняться еще на несколько пунктов вверх и войти в двадцатку лучших регионов», – резюмировал Владимир Городецкий.

Президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании ПМЭФ-2017, обратился к главам российских регионов, призвав их постоянно наращивать усилия, открывая бизнесу новые возможности: «Обращаюсь ко всем главам российских регионов – здесь нужно постоянно наращивать усилия, открывать бизнесу новые возможности для успешной, свободной работы. Важнейшее, принципиальное значение для предпринимателей, для всех граждан имеет эффективная защита их прав, их бизнеса, их собственности».

Президент обратил внимание, что в формирование открытой, благоприятной деловой среды уже предметно включились регионы: Татарстан, Чувашия, Москва, Тульская и Калужская области. «Целый ряд субъектов РФ, такие как Московская и Калининградская области, Санкт-Петербург, добился резкого качественного улучшения деловой среды. Приятно отметить, что впервые среди лидеров изменений, изменений к лучшему, и наши дальневосточные регионы: Хабаровский край и Амурская область».