Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Классификация населенных пунктов. Особенности расселения рф

Вся территория России, за исключением некоторых арктических районов, практически заселена, но заселена крайне неравномерно. Средняя плотность населения — 8,6 человек на 1 кв. км (в Европейской части — 29 человек на 1 кв. км, а в Азиатской — около 2 человек на 1 кв. км). Наибольшая плотность населения (которая уменьшается постепенно к северу, югу и востоку) наблюдается в . Самая высокая плотность населения (320 чел на 1 кв.км) в Московской области, а самая низкая – в Эвенкийском АО (0,03 чел на 1 кв.км).

Формы расселения и типы населенных пунктов

Живет в населенных пунктах, которые подразделяются на:

  • города;
  • поселки городского типа;
  • рабочие поселки;
  • курортные поселки;
  • сельская местность (села, деревни, аулы, станицы).

Городом в России считается населенный пункт, в котором живет не менее 12 тыс человек при условии, что 95 % из них рабочие и служащие, а также члены их семей.

Поселком городского типа считается населенный пункт, численность населения которого не менее 3 тыс человек и доля незанятых сельским хозяйством составляет 85 %.

Жители городов и поселков городского типа считаются городским населением.

В России насчитывается свыше тысячи городов и около 2200 поселков городского типа.

Города различают по функциям: промышленные, транспортные, научные центры, города-курорты и т.д., а также по людности: малые (до 20 тыс.), средние (до 100 тыс.), большие (до 250 тыс), крупные (до 500 тыс), крупнейшие (до 1 млн) и города-миллионеры.

Города-миллионеры : Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Самара, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Пермь.

Города-миллионеры, а также ряд крупнейших городов вместе со смежными городами меньших размеров образуют городские агломерации . Самая крупная агломерация России – Московская (14 млн человек). Другие крупные агломерации: Самарская, Нижегородская, Екатиринбургская.

Следующая стадия городского развития – мегалополисы в России пока не представлены. В стадии формирования находится мегалополис Москва – Владимир – Нижний Новгород, возможно формирование мегалополиса на оси Москва – Санкт-Петербург.

Сельское поселение отличается от городского меньшими размерами и зональной спецификой, т.е. характер расселения сельского населения различается по природным зонам в зависимости от условий для хозяйственной деятельности, обычаев и традиций проживающих в тех регионах народностей.

В зоне тундры преобладают крупные постоянные поселки по берегам рек, где жители занимаются охотой и рыболовством, которые сочетаются с временными пунктами, где останавливаются при перегоне стад оленеводы.

В северной тайге поселения, средние по величине, расположены также по берегам рек и озер, так как по ним чаще всего сплавляют лес. Жители этих селений занимаются лесозаготовками и на заливных лугах.

В южной тайге сеть мелких поселений обычно приурочена к возвышенностям, где небольшие сельскохозяйственные земли перемежаются с лесами и болотами.

В южной части лесной зоны земледелие носит уже не очаговый, а выборочный характер (распахано до 40% площадей). Сеть поселений здесь очень густая, но численность жителей в них невелика (в среднем 100 жителей). Это связано с невысоким плодородием подзолистых и дерново-подзолистых почв.

В лесостепной и степной зонах , где находятся самые плодородные почвы – , существует сплошное земледелие. Сеть поселений здесь менее густая, чем в лесной зоне, но сами населенные пункты многочисленны.

В сухих степях и пустынях земледелие опять приобретает черты очагового типа, поэтому сельские поселения крупные и располагаются в долинах рек и у пастбищ.

В горных районах расселение подчинено высотной зональности: в долинах рек расположены крупные поселения, жители которого занимаются , а выше расположены мелкие населенные пункты животноводов.

Урбанизация в России

В России, как и в большинстве развитых стран мира,приостановился : соотношение городских и сельских жителей сохранилось на уровне переписи 1989 г. — 73% (или 106,4 млн. человек) и 27% (или 38,8 млн. человек) соответственно.

Большая часть городского населения России проживает в крупных, крупнейших городах и городах – миллионерах. Причем, почти пятая часть населения страны проживает в 13 городах — «миллионниках»: Численность двух самых крупных городов России составила: Москвы — 10,4 млн. человек, — 4,7 млн. человек. Столица Российской Федерации входит в число 20-ти крупнейших городов мира. Среди субъектов РФ самые высокие показатели урбанизации (не считая городов Москва и С.Петербург) имеют: Мурманская область (92%), Магаданская область (92%) и Ханты-Мансийский АО (91%). Самые низкие показатели имеют Усть-Ордынский Бурятский АО (0%), Корякский АО (26%), Эвенкийский АО (33%), Чеченская республика (34%).

Среди регионов самые высокие показатели имеет (78%), Центральный район (77%), и (по 76%). Наименее урбанизирован (50%).

Зоны расселения населения России

По плотности и особенностям расселения людей, преобладающим типам населенных пунктов и степени хозяйственного освоения в России различают несколько зон.

Основная полоса расселения

Она включает почти всю Европейскую часть России, юг Сибири и Дальнего Востока и занимает 34% территории страны. Здесь находится зона сплошного заселения страны и проживает 93 % ее населения. В пределах этой зоны наблюдается высокая плотность населения (50 человек на 1 кв км), большое число крупных городов, городских агломераций, сосредоточена почти вся обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство (без оленеводства) страны.

Зона Крайнего Севера

Она расположена к северу от основной полосы расселения и включает 64% территории страны. Расселение в пределах этой зоны очаговое, т.е. отдельные населенные пункты и их группы разбросаны островками на необъятных просторах тундры и тайги, вблизи крупных ресурсных баз, по долинам рек и вдоль транспортных путей. Плотность населения здесь очень низкая – 0,9 человек на кв км и проживает всего 11,5 млн человек. В настоящее время происходит отток населения из этой зоны.

Аридная зона

Эта зона находится в районах пустынь и полупустынь, где крупные города формируются вблизи месторождений , а сельские поселения там, куда приходит вода.

Сельское хозяйство - важнейшее звено Агро Промыщленного Комплекса России и отличается от других отраслей экономики сезонным характером производства, использованием земли как предмета и средства труда, сильной зависимостью от природных условий. В его составе выделяют земледелие и животноводство, которые дают около 44%- 56 % сельскохозяйственной продукции.

Природной основой сельского хозяйства являются земельные угодья - земли, используемые в сельском хозяйстве. В 2011 г. площадь сельскохозяйственных угодий составила 220,6 млн. га, или 12,9% площади страны, и по этому показателю наша страна занимает третье место в мире после Китая и США. Посевная площадь значительно меньше: в 2011 г. она составила менее 5% территории страны. Остальные территории заняты лесами и кустарниками, тундрой, горными массивами - неудобными в сельскохозяйственном отношении землями.

Значительная часть сельскохозяйственных угодий России расположена в переувлажненных или засушливых районах, подвержена ветровой и водной эрозии, а некоторые оказались в зоне загрязнения радиоактивными элементами после чернобыльской аварии. Выходит что почти треть сельскохозяйственных угодий либо уже деградировали, либо находятся у опасной черты потери плодородия. Поэтому большое значение играет мелиорация земель - естественное улучшение качества земель для повышения их плодородия или общего оздоровления местности.

Общая площадь кормовых угодий составляет более 70 млн. га, однако свыше половины их приходится на долю тундровых оленьих пастбищ, которым характерны низкая кормовая продуктивность.

Растениеводство является ведущей отраслью сельского хозяйства по объему валовой продукции - 56% в 2011 г.

Климатические условия России ограничивают круг растениеводческих культур, которые допустимо и экономически эффективно возделывать на ее территории. Высокие и устойчивые урожаи возможно получать лишь на западе черноземной полосы страны и в западных районах Северного Кавказа.

Зерновые культуры - ведущая отрасль растениеводства России. Они занимают более половины посевных площадей страны. В последние двадцать лет наблюдается тенденция сокращения сборов зерна.

Среднегодовые валовые сборы зерна в России составляли (в млн. т): 1950-е гг. - 59; 1960-е гг. - 84; 1970-е гг. - 101; 1980-е гг. - 98; 1990-е гг. - 76. Однако, в 2007 г. по сбору зерна - 82 млн. т - Россия заняла четвертое место в мире после Китая, США и Индии.

Средняя урожайность зерновых в России довольно низкая - около 20 ц с 1 га по сравнению с 60-70 ц в странах Западной Европы, что объясняется различием агроклиматических условий и низкой культурой отечественного земледелия. Практичевски 90% общего сбора приходится на четыре культуры: пшеница (более 50%), ячмень (25%), остальное овес и рожь.

Пшеница - важнейшая зерновая культура России. Высевается в лесостепной и менее засушливой части степной зоны, а густота посевов уменьшается в восточном направлении. В России высевают два вида пшеницы - яровую и озимую. Учитывая, что урожайность озимой пшеницы в два раза выше, чем яровой, то повсюду, где позволяют агроклиматические условия, возделывают озимую пшеницу. Поэтому в западной части страны вплоть до Волги (Северный Кавказ, Центральное Черноземье, правобережье Поволжья) преобладают посевы озимой пшеницы, в восточной (левый берег Волги, Южный Урал, юг Западной Сибири и Дальнего Востока) - яровой.

Ячмень - вторая по объему производства зерновая культура России, используется прежде всего для изготовления кормов для животноводства. Это одна из самых раннеспелых культур, хорошо переносящих заморозки и засуху, поэтому территория возделывания ячменя обширна: она далее других зерновых культур проникает на север, юг и юго-восток.

Овес - в первую очередь широко используется в комбикормовой промышленности. Распространен в лесной зоне в районах с более мягким климатом, высевается также в Сибири и на Дальнем Востоке.

Рожь - важная продовольственная культура, сравнительно нетребовательна к агроклиматическим условиям, ей необходимо меньше тепла, чем озимой пшенице, и она, как и овес, хорошо переносит кислые почвы. Основной ее территории - российское Нечерноземье.

Все остальные зерновые культуры, среди которых рис и кукуруза, из-за суровых климатических условий не получили большого распространения в отечественном растениеводстве. Посевы кукурузы на зерно сосредоточены на Северном Кавказе - единственном районе России, который по природным условиям подходит для ее возделывания, в остальных районах страны ее выращивают на зеленый корм и силос. Посевы риса размещаются в плавнях реки Кубани, Волго-Ахтубинской пойме и Приханкайской низменности.

Технические культуры являются ценным сырьем для производства пищевых продуктов (сахара, растительных масел) и многих изделий легкой промышленности. Они очень требовательны к агроклиматическим условиям, трудоемки и материалоемки и размещаются сужеными ареалами. Наиболее известной волокнистой культурой России является лен-долгунец. Основные посевы его сосредоточены на северо-западе европейской части страны. Главная масличная культура - подсолнечник - выращивается в лесостепной и степной полосе страны (Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ). Основные посевы технических сортов сахарной свеклы сосредоточены в Центральном Черноземье и Краснодарском крае.

Важной продовольственной и кормовой культурой является картофель. Посевы этой культуры распространены повсеместно, но подавляющая часть сосредоточена в Центральной России, а также вблизи городов, где развивается и овощеводство. Садоводство и виноградарство в качестве крупной отрасли растениеводства характерно для южных районов России.

Животноводство - важная составная часть сельского хозяйства, которая дает менее половины валовой продукции отрасли. Несмотря на серьезное падение производства в годы экономического кризиса, и сегодня Россия входит в число ведущих государств мира по масштабам производства животноводческой продукции.

Размещение животноводства складывается под влиянием двух основных факторов: ориентации на кормовую базу и тяготения к потребителю. По мере развития процессов урбанизации и прогресса на транспорте быстро возрастает значение второго фактора в размещении животноводства. В пригородных зонах крупных городов и высокоурбанизированных районах развиваются молочное животноводство, свиноводство и птицеводство.

Наиболее крупной отраслью животноводства является скотоводство (разведение крупного рогатого скота), главная продукция которого - молоко и мясо. Исходя из этого, различают три основных направления скотоводства:

а) Молочное - опирается на сочные корма и размещается в центре европейской части страны и вокруг городов;

б) Молочно-мясное - использует естественные корма и силос и размещается повсеместно;

в) Мясо-молочное и мясное - опирается на грубые и концентрированные корма и представлено в степях и полупустынях Северного Кавказа, Урала, Поволжья, Сибири.

Свиноводство является скороспелой отраслью и дает треть мяса. В качестве кормов использует корнеплоды (картофель, сахарная свекла), концентрированные корма и пищевые отходы. Размещается в земледельчески освоенных районах и вблизи крупных городов.

Овцеводство обеспечивает сырьем текстильную промышленность и развито в полупустынях и горных районах. Овцеводство тонкорунного направления распространено в южных степях европейской части и на юге Сибири, полутонкорунного - на европейской территории страны и Дальнем Востоке.

Птицеводство отличается высокой продуктивностью и наиболее развито в основных зерновых районах и вблизи крупных городов. Оленеводство является основной отраслью сельского хозяйства Крайнего Севера. В отдельных районах товарное значение имеет коневодство (Северный Кавказ, юг Урала), козоводство пухового направления (сухие степи Приуралья), яководство (Алтай, Бурятия, Тува).

Пищевая промышленность - тоже одна из основных сфер агропромышленного комплекса. К ней относится совокупность отраслей, производящих пищевкусовые, а также табачные изделия, парфюмерно-косметическую продукцию. Пищевая промышленность отличается повсеместностью размещения, хотя набор ее отраслей в каждом районе определяется структурой сельского хозяйства, а объем производства - численностью населения данной территории и условиями транспортировки готовой продукции.

Пищевая промышленность тесно связана с сельским хозяйством и объединяет более 20 отраслей, использующих разное сырье. Одни отрасли используют необработанное сырье (сахарная, чайная, маслодельная, масложировая), другие - сырье, прошедшее переработку (хлебопекарная, кондитерская, макаронная), третьи представляют собой сочетание первых двух (мясная, молочная).

Размещение пищевой промышленности зависит от наличия сырья и потребителя. По степени их влияния можно выделить следующие группы отраслей:

Первая группа привязана к районам производства сырья, так как здесь велики затраты сырья на единицу продукции, а перевозки связаны с большими потерями и ухудшением качества. Сюда относятся сахарная, плодоовощеконсервная, масложировая, чайная, маслодельная, соляная. Особое место в этой группе занимает рыбная промышленность, которая включает добычу сырья (рыбы, морского зверя) и его переработку. В улове преобладают треска, сельдь, ставрида, значительна доля лососевых и осетровых. Большую часть продукции рыбной промышленности России производит Дальний Восток (Приморский край, Сахалинская и Камчатская области). Из других крупных производителей в этой отрасли выделяются Мурманская, Калининградская и Астраханская области.

Вторая группа отраслей связана с местами потребления готовой продукции и производит скоропортящиеся изделия. Это хлебопекарная, кондитерская, цельномолочная (выпуск молока, сметаны, творога, кефира) промышленность, которые чаще всего расположены в высокоурбанизированных ареалах.

Третью группу образуют отрасли с одновременной ориентацией на сырье и на потребителя. Такой двойственностью размещения характеризуются мясная, мукомольная, молочная.

В настоящее время пищевая промышленность одна из самых динамичных отраслей страны, она отличается инвестиционной привлекательностью, что позволяет создавать широкую сеть перерабатывающих предприятий небольшой мощности, оснащенных современным оборудованием.

По типу поселения населенные пункты подразделяют следующим образом: (на картах
их названия выделяют разными шрифтами):

Поселки городского типа (рабочие, курортные и прочие поселки);


и т. п., не отнесенные официально к категории поселков городского типа;

Поселки сельского и дачного типа (станицы, села, деревни, кишлаки, аулы), а также
отдельные дворы.

На картах их названия выделяют разными рисунками шрифтов (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Отображение типа поселения на топографических картах:

Снов - город; Новый - поселок городского типа; Локоть - поселок
сельского типа

По численности жителей населенные пункты подразделяют на следующие градации:

Города с числом жителей:

1 000 000 и более

от 500 000 до 1 000 000
от 100 000 до 500 000
от 50 000 до 100 000
от 10000 до 50 000
от 2 000 до 10 000
менее 2 000

Поселки городского типа с числом жителей:

2 000 и более
менее 2000

Поселки при промышленных предприятиях, железнодорожных станциях, пристанях
и т. п., не отнесенные официально к категории поселков городского типа, с числом жителей:

1 000 и более
от 100 до 1 000
менее 100

Поселки сельского и дачного типа с числом жителей:

1 000 и более
от 500 до 1 000

от 100 до 500
менее 100
отдельные дворы

Число жителей в населенных пунктах устанавливается по основным картографическим
материалам с использованием новейших административно-территориальных справочников
и списков. Обязательно привлекаются данные переписи населенных пунктов.

Число жителей отображается на картах высотой шрифта. На старых картах под назва
нием населенных пунктов сельского типа указывается количество дворов, а на новых - число
жителей в тысячах с округлением (рис. 7.6):

при количестве жителей менее 1 000 - до 0,01 тыс.
от 1 000 до 100 000 - до 0,1
более 100 000 - до целых тысяч.

Например, при числе жителей 1 212 345, 17 145, 40 соответственно даются подписи
1212; 17,1; 0,04.

Рис. 7.6. Указание числа жителей в населенных пунктах сельского типа:
а - на новых топографических картах в тысячных долях;
б - на старых картах с указанием числа дворов

Политико-административное значение населенных пунктов отображается на картах
выделением столиц государств, административных центров и населенных пунктов, в кото
рых расположены местные органы власти.

Кроме того, на этих картах подчерком названия населенного пункта выделяют одно
именные названия с названиями железнодорожных станций, пристаней (рис. 7.7).

Рис. 7.7. Населенный пункт Карелино, являющийся одноименным
с названием железнодорожной станции

Характер планировки. При изображении населенных пунктов на топографических
картах обязательно отображается их планировка. Города могут иметь регулярную, нерегуляр
ную и смешанную планировки.
Типичной для современных городов является регулярная пла
нировка: прямоугольная, радиальная и комбинированная. Разновидности этих планировок по
казаны на рис. 7.8.

Ре 2 улярная планировка - кварталы имеют форму правильных геометрических фигур
и относительно прямолинейные улицы.

Нере 2 улярная планировка - кварталы могут иметь произвольную форму и размеры, на
личие узких и кривых улиц.

Смешанная планировка - часть города имеет регулярную планировку, а другая часть -
нерегулярную.

Прямоу 2 ольная планировка - все улицы в городе взаимно-перпендикулярны.

Радиальная планировка - все улицы направлены к центру города.

Комбинированная планировка - часть города имеет радиальную структуру, а другая
часть - прямоугольную.


Рис. 7.8. Разновидности планировок городов:

а - регулярная (прямоугольная); б - радиальная; в - комбинирован
ная; 2 - нерегулярная; д - смешанная

Структура населенных пунктов сельского типа бывает:

Квартальная - представляет собой правильные кварталы, разделенные взаимно
перпендикулярными улицами. Застроенная часть кварталов проходит вдоль улиц.

Рядовая - представляет собой вытянувшиеся в один ряд постройки с прилегающими
с одной стороны приусадебными землями.

Участковая - представляет собой группы дворов, размещенные в беспорядке по всей
площади, занимаемой населенным пунктом.

Характер размещения населенных пунктов сельского типа на местности зависит от гео
графического ландшафта. Они могут размещаться по долинам рек, вдоль оврагов, по берегам
озер и морей, у перекрестков дорог и т. д. (рис. 7.9).


а -- квартальная; б - рядовая; в - участковое размещение;
2 - поселение в горной долине и около озера

Рис. 7.9. Типы застройки населенных пунктов сельского типа:
д - поселение по оврагу и водоразделу

Бессистемная застройка поселков сельского типа показывается условными знаками
отдельных строений. При большом количестве строений производится их отбор, при этом
в первую очередь показываются промышленные предприятия, общественные здания (шко
лы, больницы) и наиболее крупные строения. Делая генерализацию такого населенного
пункта, необходимо сохранить все крайние строения независимо от их размеров, чтобы вы
делить площадь, занимаемую этим населенным пунктом (рис. 7.10).

Рис. 7.10. Пример изображения поселка сельского типа с бессистемной застройкой:
а б
в

Рассредоточенная застройка поселков сельского типа показывается условными зна
ками отдельных дворов. Отбор дворов производится аналогично бессистемной застройке.
Крайние дворы также сохраняются, чтобы выделить общую площадь, занимаемую данным
населенным пунктом (рис. 7.11).


а - на карте масштаба 1:25 000; б - на карте масштаба 1:50 000

Рис. 7.11. Пример изображения поселка сельского типа с рассредоточенной застройкой:
в - на карте масштаба 1:100 000

Рассредоточенный тип поселения характеризуется тем, что отдельные жилые построй
ки находятся на значительном расстоянии друг от друга (более 50 м). Такой тип свойственен
для Абхазии, Средней Азии.

На топографических картах должны быть показаны, как правило, все населенные пунк
ты. При создании карт масштабов 1:50 000 и 1:100 000 на густонаселенные районы с боль
шим количеством отдельных дворов часть дворов может не показываться. На картах, созда
ваемых на необжитые и малообжитые районы, показываются все строения, в том числе и не
жилые.

На картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 показываются огнестойкие строения (камен
ные, кирпичные, железобетонные) заливкой оранжевого цвета, неогнестойкие (деревянные,
глинобитные и т. п.) - заливкой желтого цвета. На картах масштаба 1:100 000 характер огне
стойкости строений не показывается (рис. 7.12).

Рис. 7.12. Пример изображения поселка сельского типа:

а - на карте масштаба 1:25 000; б - на карте масштаба 1:50 000;
в - на карте масштаба 1:100 000

У крупных городов с числом жителей более 50 000 выделяют фоновой окраской оран
жевого цвета кварталы с плотной застройкой. К плотно застроенным кварталам относятся
кварталы или их части, в которых расстояния между строениями, как правило, не более 50 м.
В остальных городах, с числом жителей менее 50 000, кварталы даются заливкой черного
цвета (рис. 7.13).

Рис. 7.13. Пример изображения городов на картах масштаба 1:100 000:

а - крупный город с числом жителей более 50 000 человек; б - малый город
с числом жителей менее 50 000 человек

Составление населенных пунктов производится в определенной последовательности
(рис. 7.14):

1. Вначале наносят объекты, важные в экономическом отношении или имеющие значе
ние ориентиров (промышленные предприятия, сооружения башенного типа, церкви, памят
ники).

2. Дается изображение внешнего контура, магистральных и главных улиц.

3. Изображение второстепенных улиц и проездов.

4. Внутриквартальная застройка - показываются строения и сооружения в кварталах.

5. Заполнение контуров угодий условными знаками.

Рис. 7.14. Порядок составления населенного пункта

При составлении населенных пунктов всех трех масштабов необходимо точное сохра
нение очертаний и положения улиц, переулков, проездов, площадей и кварталов.

В понятие «улица» включаются проезжая часть и тротуары, зеленые насаждения между
ними и элементы благоустройства (фонари, указатели переходов, ограждения и др.).

На карте масштаба 1:25 000 показываются все улицы, проезды и тупики. На карте мас
штаба 1:50 000 не показываются некоторые второстепенные улицы, если их показ мешает
правильному отображению застройки. На карте масштаба 1:100 000 отбор улиц и тупиков
производится в зависимости от величины кварталов населенных пунктов.

Второстепенные улицы и тупики исключаются за счет объединения мелких кварталов
в более крупные. При этом необходимо сохранить планировку, форму и величину кварталов.

На карте масштаба 1:25 000 при изображении кварталов городов и поселков городского
типа показываются все строения и сооружения в них, если расстояния между ними будут не
менее 0,3 мм. Если расстояние будет меньше указанной величины, то строения следует пока
зывать с отбором. В первую очередь наносятся выдающиеся строения, затем строения,
имеющие большие размеры, а также расположенные у перекрестков улиц и на окраинах на
селенных пунктов. Примеры генерализации изображения застройки кварталов в городах
и поселках дачного и сельского типа показаны на рис. 7.15, 7.16.

Рис. 7.15. Генерализация изображения застройки в малых городах и поселках городского
типа в масштабах:

а - 1:10 000; б - 1:25 000; в - 1:50 000; г - 1:100 000

Рис. 7.16. Генерализация изображения застройки в поселках дачного и сельского типа
в масштабах:

а - 1:10 000; б - 1:25 000; в - 1:50 000; г - 1:100 000

На этих картах также выделяют парки, скверы, фруктовые, ягодные и цитрусовые сады,
виноградники, спортивные площадки, а также пустыри в кварталах населенных пунктов.

Подписи названий населенных пунктов. У всех нанесенных населенных пунктов должно
указываться их официальное название. На карте масштаба 1:100 000 можно оставлять без
подписей названий населенные пункты с числом жителей менее 50 человек, если их подписи
на данном участке нельзя разместить из-за большой перегрузки карты.

1. Какие требования предъявляются к изображению населенных пунктов на крупно
масштабных топографических картах?

2. Как классифицируются населенные пункты при их изображении на крупномас
штабных топографических картах?

3. Каким образом передается тип поселения на крупномасштабных топографических
картах?

4. Как подразделяются города, поселки городского типа и поселки сельского типа по
числу жителей?

5. Как передается число жителей на картах масштаба 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000?

6. Чем отличается показ числа жителей в поселках сельского типа на старых картах
и новых?

7. Какие названия населенных пунктов выделяются подчерком названия?

8. Какие планировки могут иметь города?

9. Чем отличается регулярная планировка города от нерегулярной планировки?

10. Чем отличаются смешанная и комбинированная планировки города?

11. Какие существуют виды застроек поселков сельского типа?

12. Дать характеристику бессистемной застройки населенного пункта сельского типа.

13. Дать характеристику рассредоточенной застройки населенного пункта сельского

14. Как производится отбор населенных пунктов на картах этих масштабов?

15. В какой последовательности составляется населенный пункт на картах этих мас
штабов?

16. Как производится отбор улиц, проездов и тупиков?

17. Как показываются выдающиеся строения?

18. До какого масштаба включительно показывается огнестойкость кварталов? Как она
передается на картах?

19. Что обозначает оранжевый цвет кварталов на топографических картах масштаба

20. Как делается отбор строений внутри кварталов населенных пунктов?

21. Как показываются плотно застроенные части кварталов?

22. Как делается отбор строений при бессистемной застройке?

23. Как делается отбор отдельно стоящих дворов при изображении населенных пунк
тов с рассредоточенной застройкой?

24. Какие населенные пункты на картах масштаба 1:100 000 можно оставлять без под
писи?

7.4. Изображение путей сообщения и их генерализация

На топографических картах дороги подразделяются по способу передвижения, мате
риалу покрытия, условиям проходимости и пропускной способности.

На топографических картах показываются:

Железные дороги;

Монорельсовые и подвесные дороги, фуникулеры и бремсберги, трамвайные линии
и наземные участки линий метрополитена;

Автомагистрали, автодороги с усовершенствованным покрытием и автодороги с по
крытием;

Автодороги без покрытия или улучшенные грунтовые дороги, грунтовые, полевые
и лесные дороги;

Караванные пути, вьючные и пешеходные тропы, зимние дороги;

Железнодорожные сооружения (станции и станции метрополитена, разъезды, плат
формы, остановочные пункты, железнодорожные вокзалы, депо, блокпосты, семафоры и све
тофоры и др.);

Мосты, туннели, эстакады, виадуки, насыпи и выемки;

Трубы, пешеходные мосты, съезды с дорог с покрытием, фашинные участки дорог,
гати, гребли;

Горные перевалы, ограды и обсадки вдоль дорог.

К картам всех трех масштабов предъявляются следующие требования:

1. Правильно передать густоту дорожной сети.

2. Точно передать местоположение дорог.

3. Правильно показать класс каждой дороги и ее состояние.

4. Четко показать пересечения дорог, участков дорог у мостов, переправ и в местах, где
затруднен объезд.

5. Подробно отобразить дорожные сооружения, характеризующие оснащенность дорог,
служащих ориентирами.

6. Ось условного знака дороги должна точно соответствовать оси ее изображения на
картографическом материале.

7. Изображение дорог должно быть согласовано с изображением других элементов со
держания карты .

Сухопутные пути сообщения по способу передвижения подразделяют на рельсовые
и безрельсовые . К рельсовым дорогам относят железные дороги, подвесные дороги, фунику
леры и бремсберги, трамвайные линии и наземные участки линий метрополитена.

Железные дороги показываются на картах с подразделением по ширине колеи (широ
коколейные с шириной колеи 1435 мм и более, в РФ - 1524 мм) и узкоколейные с шириной
колеи менее 1435 мм); по числу путей на одно-, двух- и многопутные; по виду тяги - элек
трифицированные и прочие и по состоянию полотна - действующие, строящиеся, разобран
ные (рис 7.17).

Рис. 7.17. Изображение железных дорог и сооружений на крупномасштабных топографических
картах:

а - однопутные, двухпутные, трехпутные; б - электрифицированные: однопутные, двухпут
ные, трехпутные; в - узкоколейные железные дороги и трамвайные линии; г - подвесные до
роги и фуникулеры; д - железнодорожные станции

Кроме этого показываются также монорельсовые железные дороги, трамвайные линии
(общим условным знаком с узкоколейными железными дорогами), подвесные дороги, фуни
кулеры (железные дороги на крутых подъемах, в горах с канатной тягой) и бремсберги, на
земные участки линий метрополитена.

Если линия железной дороги проходит через населенный пункт, то ее показывают без
разрыва, а при необходимости можно уменьшить толщину знака.

На картах показываются все железнодорожные станции, разъезды, платформы и оста
новочные пункты. Если станции расположены вне населенных пунктов, то обязательно дает
ся их название. На карте масштаба 1:25 000 показываются семафоры и светофоры.

Автодороги при изображении на картах подразделяются на автомагистрали, автодоро
ги с усовершенствованным покрытием и автодороги с покрытием, на улучшенные грунтовые
дороги, грунтовые (проселочные) дороги, полевые и лесные дороги, караванные пути
и вьючные тропы, пешеходные тропы (см. подразд. 5.3). Особыми условными знаками выде
ляются дороги с деревянным покрытием и зимние дороги (рис. 7.18).

Рис. 7.18. Пример классификации дорог на крупномасштабных топографических картах:

а - автомагистрали; б - автодороги с усовершенствованным покрытием; в - автодороги с
покрытием; г - улучшенные грунтовые дороги; д - автодороги с деревянным покрытием;
е - грунтовые дороги и труднопроезжие участки дорог; ж - полевые и лесные дороги;
з - зимние дороги

Автомагистрали, автодороги с усовершенствованным покрытием и автодороги с по
крытием показываются на картах данных масштабов все, независимо от густоты дорожной
сети. Улучшенные грунтовые дороги показываются также, как правило, все, только при со
ставлении карт масштаба 1:100 000 могут исключаться небольшие по протяженности дороги.

Грунтовые (проселочные) дороги на карты масштаба 1:25 000 наносятся, как правило,
все. На картах масштабов 1:50 000 и 1:100 000 дороги наносятся с отбором, если в данном
районе густая сеть дорог. При нанесении дорог низших классов предпочтение отдается:

1. Дорогам, обеспечивающим связь населенных пунктов с железнодорожными стан
циями, пристанями, аэродромами и дорогами высших классов.

2. Дорогам, являющимся продолжением главных проездов в населенных пунктах.

3. Всем дорогам, которые ведут к источникам воды, через перевалы к государственным
границам или вдоль границ.

4. Соединяющим населенные пункты по кратчайшему расстоянию.

5. Дорогам, обладающим наилучшими условиями проезда и имеющим более ровный
профиль.

При составлении дорог обязательно учитываются особенности картографируемой тер
ритории. Например, зимние дороги показываются только на картах, создаваемых на малооб
житые и труднодоступные районы, где отсутствуют дороги более высокого класса и проезд
возможен только в зимнее время.

На картах, создаваемых на малообжитые, горные и пустынные районы с редкой сетью
дорог, показываются все караванные пути и вьючные тропы.

Пешеходные тропы показываются при изображении труднодоступных районов (гор, та
ежных лесов, зарослей кустарников, болот), где нет других путей сообщения.

Обобщение контура дорог практически не делается. Обобщение допускается при изо
бражении извилистых дорог в горах, когда все извилины передать нельзя, при этом необхо
димо сохранить все основные повороты дорог.

Кроме основных дорог на картах выделяются фашинные участки дорог, гати и гребли
при длине их не менее 2 мм.

Фашины - представляют собой связки хвороста, уложенные на продольные лежни
и прижатые жердями; сверху фашины засыпают землей или песком.

Гати - сплошные настилы из бревен, размещенные по хворосту или жердям.

Гребли - невысокие насыпи из грунта, камней, и песка.

Иногда все эти примитивные сооружения по дорогам имеют местные названия, напри
мер, выстилки.

Если дороги пересекают горные хребты, то необходимо показывать перевалы с подпи
сями их отметок высот и периода доступности, например: (ГУ-Х), т. е. перевал доступен
с апреля по октябрь. Главные перевалы должны выделяться более крупным размером знака
и подписи.

При изображении автомагистралей и автодорог подписывается их техническая характе
ристика: ширина покрытия (для автомагистралей - ширина одной полосы и количество по
лос), ширина дороги с обочинами (для автодорог) и материал покрытия, а также обозначает
ся граница смены материала покрытия. Материал покрытия обозначается условными сокра
щенными подписями:

А - асфальтобетон, асфальт
Б - булыжник

Б м - битумоминеральная смесь

Б р - брусчатка

Г - гравий

К - камень колотый

Ц - цементобетон

Щ - щебень

Ш л - шлак

При изображении улучшенных грунтовых дорог подписывается только ширина проез
жей части дороги.

У изображений автомагистралей и автодорог даются подписи номеров дорог, а также
выделяют номера трансмагистральных маршрутов (европейских, азиатских и др.). Номера
определяются по новейшим дорожным картам и атласам автомобильных дорог (рис. 7.19).

У выходов за рамку листа карты условных знаков дорог подписывается их направле
ние: дается подпись собственного названия ближайшего населенного пункта и указывается
расстояние в километрах (рис. 7.19)

Порядок и правила составления дорог. Дороги на картах данных масштабов всегда
составляются в последовательности от высшего класса к низшему. Железные и автодороги
отрабатываются сразу на всем листе, а остальные - составляют по отдельным участкам.

Вначале составляются дорожные сооружения, условные знаки которых прерывают
изображение дороги (например, железнодорожные станции, туннели, мосты). Потом состав
ляется сама дорога, а только после этого наносятся все остальные дорожные сооружения.

При изображении дорог необходимо следить за тем, чтобы ось условного знака дороги
точно соответствовала оси ее изображения на картографическом материале. Векторизация
дорог делается строго по оси условного знака дороги.

Нарушение этого правила допускается только в том случае, когда произошло слияние
дороги с другими объектами. Если при составлении дорог в более мелком масштабе про
изошло слияние дороги с берегом реки, озера или моря, то смещается условный знак дороги.
Если произошло слияние двух дорог, то смещается условный знак дороги низшего класса.

Рис. 7.19. Указание номеров дорог и их направлений на топографических картах

С особой тщательностью отрабатываются на карте повороты и пересечения дорог. Изо
бражение дорог должно быть согласовано с изображением других элементов содержания
карты (гидрографии, населенных пунктов и др.).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие виды дорог показываются на крупномасштабных топографических картах?

2. Как классифицируются железные дороги?

3. Какие требования предъявляются к изображению дорог?

4. Как показывается линия железной дороги, проходящей через населенный пункт?

5. Как показываются железнодорожные станции? Какие станции подписываются?

6. Как классифицируются автомобильные и грунтовые дороги?

7. Как делается отбор грунтовых и полевых дорог на картах масштаба 1:100 000?

8. С учетом чего передается конфигурация автодорог?

9. Какая характеристика дается автомагистралям и автодорогам?

10. Как даются подписи номеров и характеристик дорог?

11. Какие дорожные сооружения даются на картах этих масштабов?

12. Каким дорогам низшего класса отдается предпочтение при их генерализации?

13. В каком случае показываются зимние дороги?

14. Что такое фашины, гати, гребли?

15. Какая характеристика дается дорогам, пересекающим горные хребты?

16. Что подписывается у выходов за рамку листа карты основных дорог?

17. В какой последовательности составляются дороги?

18. В каком случае ось дороги может быть отодвинута относительно ее положения на
исходном картографическом материале?

7.5. Изображение рельефа и его генерализация
на крупномасштабных топографических картах

Рельеф на картах всех трех масштабов изображается горизонталями, условными знака
ми
обрывов, скал, оврагов, промоин, осыпей, и т. п. и отметками высот. Изображение рель
ефа дополняется подписями абсолютных и относительных высот характерных точек местно
сти, подписями горизонталей и указателями направления скатов (бергштрихами)
(см. подразд. 5.4, 5.4.1).

В результате того, что крупномасштабные топографические карты используются для
детального изучения и оценки местности и проведения различных расчетов и измерений по
ним, то к изображению рельефа предъявляются наиболее строгие требования:

1. Необходимо наглядно передать характер рельефа и степень его расчлененности.

2. Точно отобразить расположение, размеры и формы неровностей местности, характе
ризующие ее проходимость, маскировочные и защитные свойства, а также возможность ори
ентирования на местности.

3. Наглядно и правильно передать морфологические особенности различных типов
рельефа (равнинно-эрозионного, холмисто-моренного, горного, карстового, вулканического,
рельефа песков и др.).

4. Точно и четко передать основные орографические линии и точки (водоразделов,
тальвегов, уступов, вершин, седловин и т. д.).

5. Правильно и четко отобразить направление склонов, их крутизны, а также резких
нарушений поверхности (обрывов, оврагов и промоин, выходов коренных пород и др.).

6. Расставить отметки высот таким образом, чтобы была возможность быстрого опре
деления абсолютных высот точек местности и превышений одних точек над другими .

При изображении рельефа горизонталями очень важно правильно подобрать высоту
сечения рельефа. Основная высота сечения устанавливается в зависимости от характера
рельефа картографируемой территории. В пределах одного листа карты основная высота се
чения не меняется. На топографических картах, согласно , применяются следующие вы
соты сечения (табл. 7.4).

Различие в типах воспроизводства, характер внутренних миграций, различия в истории заселения и освоения территории России, а также разнообразие природно-климатических условий привели к тому, что население России размещено крайне неравномерно. Средняя плотность населения составляет 8,7 человека на 1 км 2 , что в 4 раза меньше средней плотности на земном шаре. В европейской части России проживают 29 человек на 1 км 2 , а в Сибири – 2,5 человека на 1 км 2 . Самая высокая плотность населения в Московской области (354 чел. на 1 км 2). Самая низкая плотность населения в Эвенкийском автономном округе (0,03 человека на 1 км 2).

Под влиянием природных и социально-экономических факторов в России исторически сложились две главные зоны расселения, протянувшиеся с запада на восток: основная полоса расселения (европейская часть России, за исключением европейского Севера, юг Сибири и Дальнего Востока) и вся остальная территория, относящаяся к зоне Севера . Основная полоса расселения представляет собой своеобразный треугольник, основание которого лежит в европейской части России, а вершина – на юго-востоке азиатской части России. Северная граница полосы проходит по линии: Санкт-Петербург–Вологда–Пермь–Екатеринбург-Новосибирск, далее вдоль Сибирской железнодорожной магистрали.

Основная зона расселения (и хозяйственного освоения) отличается старым освоением, высокой плотностью населения (в среднем 50 человек на 1 км 2), большим числом крупных городов и городских агломераций. Эта широтная зона охватывает 34 % территории страны. В ее пределах проживает почти 138 млн человек.

К северу от основной полосы расселения и хозяйственного освоения простирается зона Севера , которая охватывает почти 64 % территории страны. Здесь концентрируются важнейшие природные ресурсы страны и проживает всего 11,5 млн человек при средней плотности 0,9 человека на 1 км 2 . Расселение в зоне Севера выборочное, очаговое – близ крупных ресурсных баз, по долинам рек и вдоль транспортных путей, близ портов. В зоне Севера требуется больше затрат на освоение территорий и строительство.

В настоящее время характерен отток населения из районов Крайнего Севера, где падает производство в добывающих отраслях, за исключением газовой и нефтяной промышленности.

Высокая плотность населения характерна для Северного Кавказа (49 чел. на 1 км 2) и Центрально-Чернозёмного района, что связано с высоким естественным и механическим приростом населения, так и с большой долей сельского населения и его высокой концентрацией в районах природного оптимума. Самая низкая освоенность территории отмечается на Дальнем Востоке (от 7,9 чел. на 1 км 2 на Сахалине до 0,3–0,1 чел. на 1 км 2 в Магаданской области и Чукотке). Крайне неравномерно заселена Сибирь.

1. Каковы особенности размещения населения в России?

Природные условия, история заселения территории России, а также целый ряд экономических причин определили большую неравномерность размещения населения страны. Территория наиболее плотного заселения образует клин, широкое основание которого западная граница России – от Санкт-Петербурга до Ростова-на-Дону. Северная граница этой полосы проходит примерно по линии Санкт-Петербург – Череповец – Вологда – Киров – Пермь – Екатеринбург – Красноярск, а южная – от Ростова-на-Дону на Саратов – Самару – Уфу – Челябинск – Красноярск. Восточнее клин превращается в узкую полоску, которая идет вдоль Транссибирской магистрали и заканчивается во Владивостоке. Территория плотного заселения называется Главной полосой расселения. Она занимает только 1/3 территории, но концентрирует 93% населения России. За пределами Главной полосы выделяют район Северного Кавказа. Почти вся остальная территория относится к экстремальной по условиям проживания – районы Севера и Северо-Востока – и имеет очаговый характер заселения. Таким образом, природные условия, определяющие степень комфортности проживания людей, – это первый фактор размещения. Очаговое заселение 65% территории России объясняется как суровостью природных условий, так и экономическими причинами. Люди живут около разрабатываемых месторождений полезных ископаемых, в транспортных узлах, в районах переработки природных ресурсов (Норильск, Магадан, Мурманск, среднее и нижнее течение Оби и т.д.). На концентрацию населения в Главной полосе оказали влияние и исторические причины. Нашествия кочевых племен вынудили население перемещаться из степи и лесостепи к северу и северо-востоку, под защиту лесов.

2. Выберите верное значение средней плотности населения в России: а) 1 чел./км2; б) примерно 9 чел./км2; в) 120 чел./км2.

3. Выберите положения, которые характеризуют географические особенности размещения населения России: а) равномерное размещение населения по территории; б) зависимость размещения населения от природных условий; в) «растекание» населения по территории; г) тенденция сосредоточения населения на севере страны.

Ответ: Б,В;

4. Какие зоны расселения и почему выделяются на территории России?

На территории России выделяют две зоны расселения: основная полоса расселения (от Санкт-Петербурга до Ростова-на-Дону, к северу граница проходит по линии Санкт-Петербург – Череповец – Вологда – Киров – Пермь – Екатеринбург – Красноярск, южная – от Ростова-на-Дону на Саратов – Самару – Уфу – Челябинск – Красноярск; восточная идет вдоль Транссибирской магистрали и заканчивается во Владивостоке) и зона севера (простирается к северу от основной зоны расселения, занимает 64% территории страны, здесь малоблагоприятные природные условия для жизни населения и его хозяйственной деятельности, плотность населения 0,9 чел/км2).

5. Проанализировав карту плотности населения (см. рис. 18), докажите, что оно размещено неравномерно. Выделите территории с высокой и низкой плотностью населения. Объясните причины такого размещения населения. Сопоставьте плотность населения вашей местности с плотностью населения других регионов России и зарубежных стран. Используйте данные Федеральной службы государственной статистики.

Размещение населения в России на 2016 год крайне неравномерно. В европейской части страны плотность населения намного выше, чем в азиатской, причиной такого различия является разница в первую очередь климат. За Уральскими горами он становиться континентальным и резко-континентальным, ужесточает зимы температуры и делает лето засушливым. Так же сама история освоения России шла с запада на восток, поэтому западные районы страны имеют большие показатели плотности. Для северных и дальневосточных регионов характерен стабильный отток населения. Большинство жителей России проживают в пределах главной полосы расселения - на большей части европейской России, юге Сибири и Дальнего Востока. К регионам с максимальной плотностью населения можно отнести города федерального значения: Москва (4910 чел/км2), Санкт-Петербург (3724 чел/км2), Ставрополь (481 чел/км2); также высокую плотность имеют: Московская область (164 чел/км2) – это центральный район России с высоким уровнем социально-экономического развития, Р. Ингушетия (130 чел/км2), Р. Чечня (89 чел/км2) – это южные территории с благоприятным климатом и высоким уровнем естественного прироста. Низкую плотность имеют северные территории с малопригодными для проживания условиями и большими территориями: Чукотский А.О. (0,07 чел/км2), Ненецкий А.О. (0,25 чел/км2), Р.Якутия (Саха) (0,31 чел/км2). Средняя плотность населения Челябинской области (39,5 чел/км2) – это 23 место среди субъектов России. Если сравнить плотность населения Челябинской области с другими странами, то она сопоставима с такими странами как ЮАР или Колумбия.

6. Используя данные таблицы 1 на с. 231-233 Приложения, определите по пять областей с наиболее высокой долей городского и сельского населения. Результат оформите в виде столбчатых диаграмм или таблицы.

7. Проведите исследование. Когда началось заселение вашего края? Каковы были этапы этого процесса? Равномерно ли размещено население? Где оно сконцентрировано? Как изменилась численность населения вашего края за последние 10 лет? Как вы думаете, будет ли меняться численность населения в ближайшем будущем? Как вы считаете, численность населения вашего края будет расти или сокращаться?

Заселение территории Южного Урала человеком началось в эпоху палеолита. В XVIII – XVI вв. до н. э. в степных районах Челябинской области существовала развитая протогородская цивилизация, получившая название «страна городов» (историко-археологический заповедник «Аркаим»). В IV веке до н.э. их сменили сарматы. В III – II веках до н. э. из Центральной Азии сюда пришли хунну. Смешавшись на этих территориях с сарматами и частью лесного населения, они начали продвижение на запад, где стали известны под именем гуннов. В VI в. н. э., в эпоху тюркских каганатов, на территорию Южного Урала пришли первые носители тюркских языков. Во второй половине XVIII в. активно развивается промышленность. Вокруг заводов возникают новые города: Златоуст (1754), Кыштым (1757), Миасс (1773). После строительства Транссиба (1891–1916) Челябинский край стал крупнейшим транспортным центром, связавшим Центральную Россию, Урал и Сибирь в единое целое, что привело к резкому увеличению численности области. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Челябинская область стала настоящей кузницей Победы. Предприятия области ежедневно выдавали для фронта металл, боеприпасы, боевую технику. За время войны скоростными методами построены 35 заводов. Много заводов было эвакуировано из западных частей страны, вместе с заводами были эвакуированы и рабочие, которые резко увеличили численность населения области. Основываясь на исторической справки, можно предположить, что развитие промышленности в Челябинской области продолжиться и численность населения также будет расти, несмотря на небольшие показатели естественного прироста. Основным ресурсом увеличения населения могут стать иммигранты, их появлению способствует пограничное положение области. Тем не менее, плотность населения Челябинской области, так же как и России разниться по территории: так высокую плотность имеют северные и горнозаводские районы, а низкая плотность в южных степных районах. Область имеет большой уровень урбанизации населения, и значительная его часть сосредоточена в крупных городах (Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Златоуст и др.).

8. Выполните (по указанию учителя) проектное задание «Отношение к моему городу (селу) его жителей». Шаг 1. Подготовьте опросный лист (разработайте список вопросов, которые вы зададите). Шаг 2. Проведите опрос жителей вашего города (села). При опросе используйте метод незаконченных предложений. Например: «Город (село), в котором я живу, является для меня...»; «Меня особенно тревожат проблемы города (села), связанные с...»; «Для того, чтобы мой город (село) стал(о) лучше, необходимо...»; «Я хотел бы остаться (уехать) в (из) родном(го) городе(а), чтобы...». Шаг 3. Проанализируйте полученные результаты и сделайте выводы. Оформите работу в виде аналитической справки.

Проект: «Отношение к моему городу его жителей». Анализ ответов. В опросе принимало участие 36 человек, каждый из них отвечал на группу вопросов, ответы на которые представлены в таблице:

Из ответа респондентов видно, что большинство населения волнуют социальные и экономические вопросы, а проблемы безопасности оказываются вторичными.