Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Нормативные акты в бухгалтерском учете. Учет нормативных актов

И инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций , составления и предоставления отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по проблемам бухгалтерского учета.

Организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

  1. федеральные стандарты;
  2. отраслевые стандарты;
  3. рекомендации в области бухгалтерского учета;
  4. стандарты экономического субъекта.

Федеральные стандарты для всех без исключения устанавливают:

  • определения и признаки объектов бухгалтерского учета , порядок их классификации, условия принятия и списания их в бухгалтерском учете;
  • допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
  • порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте , в валюту РФ;
  • требования к учетной политике;
  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности. в том числе образцы форм бухгалтерской отчетности, а также состав приложений;
  • условия, при которых бухгалтерская отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
  • состав последней и первой бухгалтерской отчетности при реорганизации или ликвидации юридического лица и порядок ее составления;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность для субъектов малого предпринимательства .

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета , а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Такие рекомендации могут разрабатывать, например, саморегулируемые организации.

Стандарты экономического объекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются субъектом самостоятельно.

Экономическим субъектам необходимо разработать свои стандарты ведения бухгалтерского учета:

  • учетную политику;
  • стандарты учета (стандарт по учету основных средств , нематериальных активов , материально-производственных запасов , финансовых вложений и т.д.);
  • инструкции и регламенты по формированию и заполнению первичных учетных документов и график документооборота;
  • регламенты закрытия периода;
  • положение о порядке формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности и т.д.

Действующие законодательные акты в области регулирования бухгалтерского учета

Основными документами, регулирующими вопросы бухгалтерского учета, являются:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. Законом определены объекты бухгалтерского учета, основные задачи, сфера действия федерального закона, основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерская документация и регистрация, бухгалтерская отчетность и ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом МФ РФ № 34-н от 29.07.98 г.

Положение устанавливает основные правила ведения бухгалтерского учета, правила учета статей бухгалтерской отчетности, порядок представления бухгалтерской отчетности.

3. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету содержат основные правила методологии и организации учета по отдельным его разделам. Они регулируют общие и частные вопросы построения учета и формирования учетной политики.

В настоящее время утверждены и действуют следующие положения (стандарты):

  1. Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом МФ РФ № 106-н от 06.10.2008 г.
  2. договоров строительного подряда » (ПБУ 2/2008), утвержденное Приказом МФ РФ № 116-н от 24.10.2008 г.
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств , стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденное Приказом МФ РФ № 154-н от 27.11.2006 г.
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом МФ РФ № 43-н от 06.07.99 г.
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов » (ПБУ 5/01), утвержденное Приказом МФ РФ № 44-н от 09.06.2001 г.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств » (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом МФ РФ № 26-н от 30.03.2001 г.
  7. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом МФ РФ № 56-н от 25.11.98 г.
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), утвержденное Приказом МФ РФ № 96-н от 28.11.1001 г.
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное Приказом МФ РФ № 32-н от 06.05.99 г.
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом МФРФ от 06.05.99 г. № 33-н.
  11. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008), утвержденное Приказом МФ РФ № 48 от 29.04.2008 г.
  12. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное Приказом МФ РФ № 11-н от 27.01.2000 г.
  13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное Приказом МФ РФ № 92-н от 16.10.2000 г.
  14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов » (ПБУ 14/2007), утвержденное Приказом МФРФМ 153 от 27.12.2007 г.
  15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное Приказом МФ РФ № 107-н от 06.10.2008 г.
  16. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утверждено Приказом МФ № 66-н от 02.07.2002.
  17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (ПБУ 17/02), утверждено Приказом МФ РФ № 115-н от 19.11.2002 г.
  18. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль » (ПБУ 18/02), утверждено Приказом МФ РФ № 114-н от 19.11.2002 г.
  19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений » (ПБУ 19/02), утверждено Приказом МФ РФ № 126-н от 10.12.2002 г.
  20. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03), утверждено Приказом МФ РФ № 105-н от 24.11.2003 г.
  21. Положение по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утверждено Приказом МФ РФ № 106-н от 06.10.2008 г.
  22. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление шибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/ 2010), утверждено Приказом МФ РФ от 19.04.2010 г.
  23. Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств » (ПБУ 23/2011), утверждено Приказом МФ РФ № 11н от 02.02.2011 г.
  24. Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов » (ПБУ 24/2011), утверждено Приказом МФ РФ № 125н от 06.10.2011 г.

Методологической базой для разработки новых и совершенствования ранее созданных положений по бухгалтерскому учету является концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная методологическим советом по учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом института профессиональных бухгалтеров. В ней определены основы построения системы бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики , использующей опыт стран с развитым рыночным хозяйством и международно признанными принципами учета и отчетности.

Учетная политика организации

Первичные документы бухгалтерского учета важны и в вопросах ведения бухучета, и в определении объема налоговых обязательств. Ответственному за составление первичных документов бухгалтерского учета специалисту компании важно четко понимать содержание и формы таких документов, а также знать специфику ведения учетных регистров.

Роль первичного документа в бухгалтерском учете

Первичные документы — это документы, при помощи которых компания оформляет произошедшие на предприятии хозяйственные события (п. 1 ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Первое, что следует отчетливо понимать бухгалтерам любой организации: сегодня какого-либо определенного обязательного для всех перечня форм первичных документов бухгалтерского учета не существует. Любая фирма сама для себя определяет формы первичных документов в зависимости от цели их применения.

Однако для таких документов законодательно установлен перечень обязательных реквизитов (п. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ).

ВАЖНО! Применяемые в бухучете формы должны быть обязательно закреплены в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 21/2008, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).

Перечень возможных первичных документов бухгалтерского учета

Перечень первичных документов бухгалтерского учета в 2018-2019 годах может быть таким:

  1. Товарная накладная. Это документ, в котором отражается перечень передаваемых товарно-материальных ценностей. Накладная оформляется в 2 экземплярах и содержит сведения, которые впоследствии отражаются в счете-фактуре. Накладная подписывается представителями обеих сторон, участвующих в сделке, и заверяется печатью (если ее фирма использует в своей практике).
  1. Акт сдачи-приемки. Он составляется по завершении выполнения определенных работ (услуг), чтобы подтвердить, что результат работ соответствует изначальным требованиям договора.

Образец такого акта смотрите .

  1. Первичные документы расчета с персоналом по оплате труда (например, расчетно-платежные ведомости).

Подробнее об указанных ведомостях см. в статье «Образец заполнения расчетно-платежной ведомости Т 49» .

  1. Документы, связанные с наличием объектов ОС, - здесь компания может оформлять такую документацию из перечня первичных учетных документов бухгалтерского учета:
  • Акт приемки-передачи ОС по форме ОС-1 - при поступлении или выбытии объекта, не относящегося к зданиям или сооружениям.

Подробнее о данном акте см. в материале «Унифицированная форма № ОС-1 — Акт о приеме-передаче ОС» .

  • Если объект ОС является зданием или сооружением, то его поступление или выбытие оформляется актом по форме ОС-1а.

Об этом подробнее см. в статье «Унифицированная форма № ОС-1а — бланк и образец» .

  • Списание объекта ОС оформляется актом по форме ОС-4.

Подробнее см. в материале «Унифицированная форма № ОС-4 — Акт о списании объекта ОС» .

Подробнее о таком первичном документе см. в статье «Унифицированная форма № ИНВ-1 — бланк и образец» .

  • Если же инвентаризация проводилась в отношении НМА, то опись будет составляться уже по форме ИНВ-1а.

Об этом см. в материале «Унифицированная форма № ИНВ-1а — бланк и образец» .

  1. Отдельной группой первичных документов являются кассовые документы. К ним относится, в частности, такой список первичных документов бухгалтерского учета 2018-2019 годов:

Подробнее о его составлении см. в статье «Как заполняется приходный кассовый ордер (ПКО)?» .

  • Расходный кассовый ордер.
  1. Платежное поручение.

О правилах оформления этого документа читайте .

  1. Авансовый отчет.
  1. Акт зачета взаимных требований.

Об особенностях применения этого документа читайте .

  1. Бухгалтерская справка.

О принципах ее оформления см. материал «Бухгалтерская справка об исправлении ошибки - образец» .

Приведенный список не исчерпывает всего объема первичных документов, применяемых в бухучете, и может быть расширен в зависимости от особенностей учета, осуществляемого в каждой конкретной организации.

ВАЖНО! Не являются первичными документами бухгалтерского учета из перечня 2018-2019 - список был предложен выше:

  • Договор . Это документ, в котором оговариваются права, обязанности и ответственность сторон, участвующих в сделке, сроки и порядок расчета, особые условия и т. д. Его данные задействуют при организации учета по аналитике расчетов с контрагентами, но сам он учетных операций не формирует.
  • Счет. В этом документе отражается сумма, которую покупатель соглашается оплатить, принимая условия поставщика. В счете может присутствовать дополнительная информация об условиях сделки (сроки, порядок оплаты и поставки и т. д.), т. е. он дополняет договор.
  • Счет-фактура. Этот документ составляется для налоговых целей, поскольку на его основании покупатели принимают к вычету суммы НДС, предъявленные поставщиками (п. 1 ст. 169 НК РФ). Таким образом, счетом-фактурой при отсутствии других документов, характеризующих определенную сделку, невозможно будет подтвердить расходы по данной сделке (письма Минфина РФ от 25.06.2007 № 03-03-06/1/392, ФНС от 31.03.2006 № 02-3-08/31, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.04.2006 № А78-4606/05-С2-20/317-Ф02-1135/06-С1).

Следует иметь в виду, что приведенные в перечне унифицированные формы первичных бухгалтерских документов не являются обязательными для применения, т. к. с 2013 года (после принятия закона № 402-ФЗ) бланки таких форм можно разрабатывать самостоятельно. Но в большинстве случаев они продолжают использоваться. Поэтому в 2018-2019 годах перечень унифицированных форм первичных бухгалтерских документов,содержащихся в постановлениях Госкомстата, продолжает оставаться актуальным.

Какие сведения должны содержать формы первичных документов

Несмотря на то что обязательных для всех форм первичных документов в настоящее время не существует, законодателем установлены требования к содержанию таких документов. Перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в каждом первичном документе, приводится в п. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ. Это, в частности:

  • название документа;
  • дата, когда такой документ был составлен;
  • информация о составившем документ лице (наименование компании или ИП);
  • суть факта хозяйственной жизни, который был оформлен данным документом;
  • денежные, числовые характеристики, измерители произошедшего события (к примеру, в каком объеме, в каких единицах и на какую сумму товарная продукция была реализована покупателям);
  • сведения об ответственных специалистах, которые оформляли свершившееся событие, а также подписи таких специалистов.

Первичные документы и регистры бухгалтерского учета

Как могут быть классифицированы первичные документы бухгалтерского учета?

Если первичный документ выпустила сама компания, то он может относиться либо к группе внутренних, либо к группе внешних. Документ, который составлен внутри фирмы и распространяет свое действие на компанию-составителя — это внутренний первичный документ. Если же документ был получен со стороны (или составлен фирмой и выдан на сторону), то это будет внешний первичный документ.

Внутренние документы фирмы подразделяются на следующие категории:

  • Распорядительные первичные документы — такие, которыми фирма отдает распоряжение какой-либо своей структурной единице или сотруднику. К указанной категории относятся приказы компании, распоряжения и т. д.
  • Исполнительные первичные документы. В них компания отражает факт того, что определенное хозяйственное событие свершилось.
  • Документы бухгалтерского оформления. С их помощью компания систематизирует и обобщает сведения, содержащиеся в иных распорядительных и оправдательных документах.

После того как хозяйственное событие было оформлено первичным документом, далее требуется отразить произошедшее событие в учетных регистрах. Они, по сути, являются носителями упорядоченной информации, в них аккумулируются и распределяются признаки и показатели хозяйственных сделок.

По внешнему виду выделяют следующие регистры:

  • книги;
  • карточки;
  • свободные листы.

Исходя из способа ведения регистра, выделяют следующие группы:

  • Хронологические регистры. В них фиксируют произошедшие события последовательно — от первого по времени свершения к последнему.
  • Систематические регистры. В них компания классифицирует свершившиеся сделки по экономическому содержанию (пример — кассовая книга).
  • Комбинированные регистры.

По критерию содержания информации, отражаемой в регистрах, выделяются:

  • синтетические регистры (к примеру, журнал-ордер);
  • аналитические регистры (платежная ведомость);
  • комбинированные регистры, в разрезе которых фирма осуществляет как синтетический, так и аналитический учет.

Подробнее о бухгалтерских регистрах см. в статье «Учетные регистры бухгалтерского учета (формы, образцы)» .

Итоги

Обязательных для всех форм и перечня первичных документов бухгалтерского учета в настоящее время не существует: любой хозсубъект вправе самостоятельно определить для себя формы первичных документов, которые он будет применять в своей деятельности.

Вместе с тем наиболее распространенными первичными документами бухгалтерского учета выступают имеющие аналоги среди унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом.

После того как первичный документ оформлен, необходимо перенести информацию из него в учетный регистр.

Законодательные, нормативные акты и Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

К нормативному регулированию относятся:

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ, в котором указано следующее правило: взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, которая не превышает среднего заработка в месяц, проводится по распоряжению работодателя. Такое распоряжение может дать руководитель организации (предприятия) не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба, а если работник отказывается добровольно возместить причиненный ущерб, превышающий среднюю заработную плату, то возможно взыскание данной суммы в судебном порядке.

* Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ, части первая и вторая, в котором прописаны основополагающие моменты осуществления предпринимательской деятельности, даны определения таким понятиям как сделка, договор, стороны сделки (договора), прописаны последствия нарушения установленного порядка совершения сделок.

* Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ, части первая и вторая, включая 25 Главу второй части НК, в котором определен перечень налогов, которые обязано платить предприятие при осуществлении своей деятельности. Данный перечень включает в себя такие основные налоги, как НДФЛ, налог на прибыль организации, НДС и т.д., а так же определяет налогоплательщиков по каждому виду налога, устанавливает порядок начисления и уплаты налога.

*В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ (действовавшего до 31.12.2012г.) было дано определение счета 28, как специального счета для учета брака. «Счет 28 - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о потерях от брака в производстве. По дебету счета собираются затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку (стоимость неисправимого, то есть окончательного брака, расходы по исправлению и т.д.), а также затраты на гарантийный ремонт в объеме, превышающем норму. По кредиту счета отражаются суммы, относимые на уменьшение потерь от брака (стоимость забракованной продукции по цене возможного использования; суммы, подлежащие удержанию с виновников брака; суммы, подлежащие взысканию с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов или полуфабрикатов, в результате использования которых был допущен брак, и т.п.), а также суммы, списываемые на затраты по производству как потери от брака».

Хочется отметить, что с 1 января 2013 года в силу вступил новый Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Целью нового Закона о бухучете было: исключить устаревшие и неэффективные нормы, устранить пробелы. Вести бухучет должны все экономические субъекты (в т. ч. перешедшие на УСН). Исключение - индивидуальные предприниматели (ИП); лица, занимающиеся частной практикой; структурные подразделения иностранных организаций (при условии, что ведется налоговый учет). Объектами бухучета являются факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции). Активы. Обязательства. Источники финансирования деятельности. Доходы и расходы. Иные объекты, если это установлено федеральными стандартами. Прежде объектами бухучета признавались имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции. Ранее руководители организаций могли вести бухучет лично. Это право остается только у руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства. Руководитель утверждает образцы первичных учетных документов. При этом в новом законе альбомы унифицированных форм не упоминаются. Прежде бухотчетность подписывалась руководителем и бухгалтером (в т. ч. главным). Теперь она считается составленной после подписания ее руководителем. Определены обязательные реквизиты регистров бухучета, особенности бухотчетности при реорганизации и ликвидации юрлица. Закреплено, как разрабатываются и утверждаются федеральные стандарты в области бухучета.

В отношении бухотчетности нельзя устанавливать режим коммерческой тайны. Ранее содержание регистров бухучета и внутренней бухотчетности являлось таковой. Прежний Закон о бухучете содержал норму, допускающую не применять правила бухучета, если они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации. Новый такую возможность не предусматривает». Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2013 г.

Следующим уровнем регулирования бухгалтерского учета являются положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Минфина России, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета фактов хозяйственной деятельности, составления и представления бухгалтерской отчетности. Они, как правило, регистрируются Минюстом России и имеют законодательную силу для всех предприятий, которым адресуются.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина от 18.09.2006 N 116н), определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное Приказом Минфина России от 6.05.99 г. № 33н (в ред. от 08.11.2010.), устанавливает, что потери от внутреннего брака должны отражаться в затратах того месяца, в котором выявлен брак, потери же от внешнего брака - в том месяце, в котором получены и приняты претензии (рекламации) потребителей (или же они признаны в судебном порядке).

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 года №43н), устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

ПБУ 9/99 «Доходы организации» (Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н), устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

К этому же уровню относятся методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в которых устанавливается порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.

Нормативные документы третьего уровня конкретизируют и раскрывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Минфина России. Они не могут противоречить правовым актам более высокого уровня. Документы третьего уровня не имеют юридической силы, т. е. на них не следует ссылаться при судебных разбирательствах. Однако эти документы позволяют рационально организовать учет в соответствии с правилами, предусмотренными Минфином России и потребностями пользователей экономической информации. Соблюдение требований документов третьего уровня проверяют аудиторы и ведомственные ревизионные органы. К третьему уровню относятся:

* План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, в котором для учета брака в производстве существует специальный счет 28.

* Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 25 «Налога на прибыль организации» части второй Налогового кодекса РФ».

Документом последнего уровня системы нормативного регулирования является учетная политика организации, а также инструкции и приказы внутри организации. Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» от 6 октября 2008 г. N 106н, под учетной политикой понимают совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, определяемых самой организацией на основе предусмотренных требований и особенностей деятельности. Ее необходимость обусловлена тем, что в нормативных документах иногда отсутствуют способы ведения бухгалтерского учета конкретных фактов хозяйственной деятельности либо допускаются варианты решения вопросов, а требуется выбрать один. Кроме того, в учетной политике следует предусмотреть оптимальное сочетание системы бухгалтерского учета с аналитическими регистрами налогового учета, разрабатываемыми организацией самостоятельно. Мишин М. В. "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2011, № 9 -с. 24

Бухгалтерия - это не только дело каждой конкретной организации, но и государственное. Именно поэтому существует многоуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, представленная множеством нормативно-правовых актов. Учесть все законодательные требования поможет эта статья.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ на законодательном уровне имеет четкую структуру и иерархию. Во главе всего стоит, правда, не кодекс, как во многих других сферах, а «О бухгалтерском учете». В соответствии с его требованиями, должны действовать абсолютно все хозяйствующие субъекты в России. Но на его основе разработано также большое количество подзаконных актов, которые также должны применять все организации при ведении бухучета.

Иерархия бухгалтерских нормативно-правовых актов в России

Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 . Рассмотрим, как это наглядно выглядит на схеме, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.

Итак, мы видим, что все нормативные документы по бухгалтерскому учету поместились в одну пятиуровневую систему. На каждом из уровней достигается отдельная цель. В частности, федеральный закон регламентирует только общие нормы и требования, а вот Положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н , которое находится ниже по важности, регулирует частности. Именно в нем руководители и бухгалтеры могут найти ответы о практическом применении требований ФЗ № 402 и других нормативно-правовых актов. С этими двумя документами все более-менее понятно, но вот дальше идут базовые документы, с которыми бухгалтерам приходится иметь дело практически ежедневно:

  • план счетов;
  • многочисленные ПБУ;
  • положение о документообороте.

Для того чтобы лучше понять, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, рассмотрим нижние уровни подробнее.

Базовые НПА

План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н . Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок, а также их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют свой план счетов, для банков также действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в Положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:

Номер документа

Наименование ПБУ

Реквизиты Приказа Минфина России, утвердившего ПБУ

«Учетная политика организации»

«Учет договоров строительного подряда»

«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

«Бухгалтерская отчетность организации»

«Учет материально-производственных запасов»

«Учет основных средств»

«События после отчетной даты»

«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

«Доходы организации»

«Расходы организации»

«Информация о связанных сторонах»

«Информация по сегментам»

«Государственная помощь»

«Нематериальные активы»

«Расходы по займам и кредитам»

«Информация по прекращаемой деятельности»

«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

«Расчеты по налогу на прибыль организаций»

«Финансовые вложения»

«Информация об участии в совместной деятельности»

«Изменения оценочных значений»

«Исправление ошибок в бухучете и отчетности»

«Отчет о движении денежных средств»

«Затраты на освоение природных ресурсов»

от 06.10.2011 № 125н

То, что регламентирует каждое из ПБУ, можно понять из его названия. Все действующие ПБУ признаны федеральными стандартами бухучета до вступления в силу соответствующего закона о национальных стандартах. Это прописано в части 1.1 статьи 30 закона № 402-ФЗ.

Нормативная база бухгалтерского учета предполагает также использование МСФО, они введены в действие на территории России Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н . При оформлении документов бухгалтеры должны учитывать требования По-ло-же-ния о до-ку-мен-тах и до-ку-мен-то-обо-ро-те в бух-гал-тер-ском учете, утвержденного еще Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105.

Методички и внутренние нормативные акты

Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о ме-то-ди-че-ских ука-за-ниях и ре-ко-мен-да-циях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают Письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие Пись-ма Мин-фи-на и не яв-ля-ют-ся НПА (п. 2 Пра-вил, утвержденных ), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.

Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:

  • учетная политика;
  • инструкции;
  • приказы.

Все они должны быть составлены с соблюдением требований «вышестоящих» ФЗ и НПА. Их целью является определение по-ря-дка ве-де-ния бух-гал-тер-ско-го учета в конкретной организации. Ведь действующее законодательство предполагает вариативность в этом вопросе.

Четко налаженный учет законодательства необходим прежде всего для квалифицированного применения правовых норм в повседневной практической деятельности исполнительных органов, администрации предприятий, учреждений, в работе фирм, объединений и т.д. Особую роль играет четкий и полный учет законодательства в деятельности судебных и прокурорских органов. Кроме того, такой учет необходим для квалифицированной подготовки проектов законодательных и иных правовых актов, для составления разного рода сборников законодательства и сводных кодификационных актов, перечней актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу, для осуществления справочно-информационной работы (выдача справок но законодательству, составление разного рода тематических обзоров), подготовки заключений по проектам нормативных актов. Наконец, без надлежащего учета нормативных актов невозможно эффективное правовое просвещение, деятельность учебных и научных юридических учреждений.

В Российской Федерации обычно подлежат учету федеральные законы, нормативные указы Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного Суда РФ. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет, в информационный массив могут быть включены и иные акты (например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, нормативные разъяснения высших судебных органов РФ и т.д.).

Основные принципы организации учета законодательства следующие:

  • полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объема справочной информации, отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве;
  • достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, а также на своевременной фиксации внесенных изменений во включенные в информационный фонд акты;
  • удобство пользования, необходимое для оперативного и качественного поиска нужных сведений о праве.

Виды учета нормативных актов представлены на рис. 28.2.

Рис. 28.2.

Наиболее простой вид учета законодательства - фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах, или так называемый журнальный учет. Такой учет можно вести по или системно-предметному принципам. Хронологический принцип означает, что все подлежащие учету в соответствующем органе или учреждении нормативные акты регистрируются в журнале (журналах) по датам их принятия. Акты различной юридической силы (законы, указы, постановления и т.д.), как правило, подлежат отдельной регистрации. При алфавитно-предметной регистрации как более совершенном виде учета поступающих в орган, учреждение нормативных актов такие акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту (например: аванс, аккредитив, аренда и т.д.). Оптимальная форма журнального учета - тематико-предметная, когда рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на конкретные отрасли, подотрасли и юридические институты.

Возможности журнального учета довольно скромны, и он используется лишь там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблематикой.

Другая, более совершенная форма учета законодательства - картотечный учет, который заключается в создании разного рода картотек, т.е. системы карточек, расположенных но определенной системе. Такой учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации.

На карточках картотеки могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта (вид акта, его заголовок, дата издания, источник официального опубликования), либо полный текст акта, что более предпочтительно. Рубрики картотеки определяются на базе выработанного заранее словника, или рубрикатора. Поиск соответствующих карточек осуществляется как ручным способом, так и в полуавтоматизированном либо автоматизированном режиме (карточки с краевой перфорацией, передвигающиеся полки и тиражирование необходимых карточек и т.д.).

Преимущества картотечного учета состоят в том. что он позволяет оперативно вносить коррективы в карточки в соответствии с последующими изменениями, внесенными в помещенный на карточке акт, в быстроте поиска.

Карточки в картотеке обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципам. Наиболее удобен последний принцип, когда учет осуществляется путем расположения всех карточек в соответствующие разделы, подразделы, отделы, пункты и другие подразделения заранее разработанного и утвержденного классификатора, основанного на делении всего массива законодательства на отрасли, подотрасли, институты и т.д.

Информационно-поисковой системой "Консультант-Плюс" разработан единый многоуровневый классификатор нормативных актов, принимаемых правотворческими органами Российской Федерации и ее субъектов, который может быть использован во всех органах и организациях, осуществляющих учет нормативных актов. К числу его достоинств следует отнести высокий уровень детальности по большинству разделов, широкий охват регулируемых законодательством проблем, активное применение многоступенчатого дробления рубрик.

Третья форма учета законодательства - ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, т.е. внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений и других нормативных актов отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.

В деятельности того или иного органа, учреждения могут сочетаться различные формы учета законодательства, взаимно дополняющие друг друга. Возможны, например, ведение журнального учета по хронологическому принципу вместе с созданием предметно-отраслевой картотеки либо картотечный учет и одновременное ведение контрольных текстов актов действующего законодательства. Такое сочетание разных форм учета способствует повышению эффективности справочно-информационной службы в области законодательства.

Автоматизированные информационно-поисковые системы

Ныне все более активно используется так называемый автоматизированный учет законодательства на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с другими видами учета нормативных актов. Во-первых, в компьютерные системы можно заложить практически безграничный объем правовой информации. Это все законодательство страны (законы, указы Президента, постановления Правительства, все виды ведомственных актов), включая и нормативные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, ныне отмененные нормативные акты, проекты будущих законов, законодательство ряда зарубежных государств, важнейшие решения судебных органов, аннотации юридической литературы и т.п. Во-вторых, справки о законодательстве и практике его применения можно получить при автоматизированном учете по любому интересующему абонента вопросу, в то время как, например, при картотечном учете такие справки можно выдать лишь в зависимости от рубрик классификатора картотеки. Наконец, компьютер создает возможность получить юридическую справку максимально быстро и сразу тиражировать ее в необходимом количестве.

Впервые автоматизированная система правовой информации была создана в США в 1960-х гг. группой ученых и юристов под руководством профессора Д. Хорти. В США и других западных государствах созданы десятки такого рода систем. Одни из них входят в состав аппарата органов законодательной, исполнительной и судебной власти, другие носят частный характер и обслуживают на договорной основе частные фирмы, организации, адвокатов, юрисконсультов. Существует единая система правовой информации для всех западноевропейских государств, которая включает примерно 150 тыс. единиц правовых документов.

В Российской Федерации подобные автоматизированные системы созданы в аппарате Государственной Думы, Совета Федерации, Президента РФ, Правительства РФ, в Министерстве юстиции РФ и в ряде других федеральных органов. Создан и активно разворачивает свою деятельность ряд коммерческих автоматизированных информационно-поисковых систем законодательства (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс и др.).

Ныне существующие информационно-поисковые системы по законодательству содержат десятки и сотни тысяч правовых информационных документов и позволяют осуществлять их поиск по различным данным: вид и заголовок правового акта, его номер и дата принятия, орган, его принявший, источник и дата официального опубликования такого акта, используемые в его тексте ключевые слова и др.