Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Программа аудита является. План и программа аудиторской проверки ооо "альянс-м"


Планирование является начальным этапом прове-
дения аудита. Оно включает в себя разработку ауди-
торской организацией общего плана аудита с указани-
ем ожидаемого объема, графиков и сроков проведения
аудита, а также разработку аудиторской программы,
определяющей объем, виды и последовательность
осуществления аудиторских процедур, необходимых для
формирования аудиторской организацией объективно-
го и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетно-
сти организации.
Аудиторская организация должна начать планиро-
вать аудит до написания письма-обязательства и до
заключения договора с экономическим субъектом
о проведении аудита.
Общий план должен служить руководством при осу-
ществлении программы аудита. В общем плане ауди-
торская организация должна предусмотреть срок про-
ведения аудита и составить график проведения
аудита, подготовки отчета, аудиторского заключения.
В общем плане аудиторская организация определяет
способ проведения аудита на основании результатов
предварительного анализа, оценки надежности
системы внутреннего контроля, оценки рисков ауди-
та. В случае решения провести выборочный аудит
аудитор формирует аудиторскую выборку.
В общем плане рекомендуется предусмотреть:
1)формирование аудиторской группы, численность
и квалификацию аудиторов, привлекаемых к прове-
дению аудита;
2) распределение аудиторов по конкретным участкам
аудита;
3) инструктирование всех членов команды об их обя-
занностях;
4) контроль руководителя за выполнением плана
и качеством работы ассистентов аудитора и т. д.
Программа аудита является развитием общего плана
аудита и представляет собой детальный перечень
содержания аудиторских процедур, необходимых для
практической реализации плана аудита. Программа
служит подробной инструкцией для ассистентов ауди-
тора, а для руководителей аудиторской организации
и аудиторской группы - одновременно и средством
контроля качества работы. Аудиторскую программу
следует составлять в виде программы тестов средств
контроля и в виде программы аудиторских процедур
по существу.
Программа тестов средств контроля - это перечень
совокупности действий, предназначенных для сбора
информации о функционировании системы внутренне-
го контроля и учета. Тесты помогают выявить сущест-
венные недостатки средств контроля экономического
субъекта. Аудиторские процедуры по существу - это
детальная проверка правильного отражения в бухгал-
терском учете оборотов и сальдо по счетам.
В зависимости от условий проведения аудита и ре-
зультатов аудиторских процедур программа может
пересматриваться. Причины и результаты изменений
следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской
программы, документально отраженные в рабочих доку-
ментах, являются фактическим материалом для состав-
ления аудиторского отчета и аудиторского заключения.
По окончании процесса планирования аудита общий
план и программа аудита должны быть оформлены доку-
ментально и завизированы в установленном порядке.
Подготовка и составление программы аудита регу-
лируются правилом (стандартом) аудиторской дея-
тельности «Планирование аудита».

  • По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены доку- ментально и завизированы в установленном порядке.


  • Планирование и программа аудита . Планирование аудита . Оно включает в себя разработку ауди- торской организацией общего плана аудита с указани- ем ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита , а также...


  • ...и планирования аудита план и программа проверки ; 2)...


  • Планирование и программа аудита . Планирование является начальным этапом прове- дения аудита . Оно включает в себя разработку ауди- тор... подробнее ».


  • Планирование и программа аудита . Аудитор - ская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта.


  • ...и планирования аудита произ- водится ознакомление с экономикой проверяемого предприятия, оцениваются существенность и ауди- торский риск, система бухгалтерского учета и сис- тема внутреннего контроля, разрабатываются об- щий план и программа проверки ; 2)...


  • Планирование и программа аудита . Планирование является начальным этапом прове- дения аудита . Оно включает в себя разработку ауди- тор.


  • Подготовка и планирование проведения ревизии. По организационному признаку ревизии делятся на плановые и внеплановые.
    На основании плана ревизии составляется программа ревизии, а каждый член ревизионной группы составляет свой рабочий план .


  • Планирование и программа аудита .
    Потребители аудиторских услуг должны быть уверены в существовании основ профессио- нальной этики, регулирующих предоставление та- ких услуг.


  • Вся документация аудитора , подготавливаемая пе- ред началом и в ходе проверки , относится к рабочим бумагам и помогает при планировании и выполнении аудита , контроле и обзоре аудиторской работы, она становится доказательством аудиторской работы.

Найдено похожих страниц:10


При подготовке программы аудита используются более 400 аудиторских процедур , включенных в методику аудита программы. В программу включены:

  • аналитические процедуры , формируемые на основе сводных таблиц, содержащих загруженные из 1С: Предприятие данные бухучета (например, анализ основных поставщиков, покупателей, отклонение по периодам цекупочных цент, анализ по периодам средних цен и т.д.)
  • процедуры по существу по различным разделам аудита
  • процедуры по оценке рисков по видам операций

Отсутствует необходимая процедура - добавьте ее самостоятельно

При необходимости выполнить процедуры, отсутствующие в методике аудита , аудитор может добавить необходимые процедуры и рабочие документы в программу аудита самостоятельно без привлечения разработчиков и программистов.

×

При документировании аудита в качестве первичных документов, подтверждающих выполнение аудиторской процедуры, предусмотрена возможность хранения любых файлов рабочих документов , включая отсканированные (сфотографированные) первичные документы клиента.

При необходимости все рабочие документы по проекту могут быть выгружены из программы с целью:

  • групповой печати документов


×

Однотипные группы операций - источник подготовки программы аудита

Подготовка программы аудита путем выбора необходимых аудиторских процедур - самый распространенный и привычный аудиторам способ подготовки программы аудита. Но у него есть один недостаток . Как правило, формируя программу аудита, аудитор еще порой не знает какие группы однотипных хозяйственных операций встречаются у клиента . А без наличия данной информации невозможно сформировать программу аудита аудируемого лица. Иначе она будет больше похожа на типовую программу аудита, а не на программу аудита аудируемого лица.

В основе предлагаемого варианта планирования аудита, реализованного в программе IT Аудит версии Профессионал, - систематизация операций на виды операций .

Термин “>виды операций” используется в следующих стандартах аудиторской деятельности:

  • МСА 320 "Существенность при планировании и проведении аудита"
  • МСА 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода"
  • МСА 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения"
  • МСА 300 "Планирование аудита финансовой отчетности"
  • МСА 500 "Аудиторские доказательства"
  • МСА 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски"
  • МСА 505 "Внешние подтверждения"


×

Перед подготовкой программы аудита клиента предварительной экспертизой не обойтись. Необходимо анализировать данные бухучета, а только потом составлять программу аудита. В большинстве своем аудиторы так и поступают, только не в полном объеме документируют ход планирования. А документировать есть что.

  • список видов операций (остатков по счетам), которые встречаются у аудируемого лица. Если этого не сделать, то подписывая аудиторское заключение руководитель фирмы, как правило, не владеет информацией о том, какие операции аудиторы не проверяли . Он может увидеть информацию только о проверенных операциях
  • оценка рисков по группе однотипных операций . Обычно аудиторы ограничиваются оценкой рисков в отношении отчетности в целом
  • закрепление исполнителей , ответственных за проверку групп однотипных операций
  • закрепление аудиторских процедур , подлежащих выполнению по группе операций. В зависимости от сути проверяемой операции, программа акцентирует внимание аудитора именно на тех процедурах, которые свойственны данной операции. При этом программа не ограничивает аудитора в выборе аудиторских процедур (это наш принципиальный подход). Аудитор имеет возможность выбрать необходимую процедуру из справочника или самостоятельно добавить новую аудиторскую процедуру.
  • документирование вопросов по операции . Порой руководителю группы достаточно обратить внимание коллег на конкретную проводку, а не давать задание на проверку целого раздела. В программе предусмотрена возможность документирования вопросов к членам аудиторской группы вплоть до отдельной проводки

Одной из особенностей программы IT Audit является возможность создания программы аудита на основании предварительного изучения однотопных видом операций клиента. Аудитор получает инструмент для изучения операций клиента на этапе планирования аудита и детализации программы аудита в части сопоставления подлежащих проведению аудиторских процедур с данными бухгалтерского учета аудируемого лица. Выбранные процедуры попадают в общую программу аудита.

Планирование является начальным этапом проведения аудита. Оно включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Аудиторская организация должна начать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

Общий план должен служить руководством при осуществлении программы аудита. В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть срок проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета, аудиторского заключения. В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;

распределение аудиторов по конкретным участкам аудита;

инструктирование всех членов команды об их обязанностях; 4) контроль руководителя за выполнением плана

и качеством работы ассистентов аудитора и т. д.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы - одновременно и средством контроля качества работы. Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля - это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта. Аудиторские процедуры по существу - это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.

В зависимости от условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.

Подготовка и составление программы аудита регу- труются правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита».

могла быть признана несовместимой с принципами порядочности, объективности и независимости».

В Кодексе особо рассматриваются проблемы, возникающие в том случае, когда аудитор оказывает клиенту услуги по расчетам налогов, налоговому планированию, налоговой оптимизации, налоговому аудиту и тому подобному, поскольку при оказании услуг такого рода аудитору нередко приходится отстаивать позицию клиента, стремящегося минимизировать налоговые выплаты, перед налоговыми или иными контролирующими органами.

В соответствии с Кодексом аудитор не должен одновременно принимать участие в каком-либо бизнесе, роде занятий или деятельности, которые наносят или могут нанести ущерб порядочности, объективности, независимости или хорошей репутации данной профессии и поэтому несовместимы с оказанием профессиональных услуг.

Весьма подробно рассмотрены в Кодексе проблемы, связанные с взаимоотношениями одной аудиторской организации с другими аудиторскими организациями.

Речь идет об отношениях при переходе клиента от одного аудитора к другому или при одновременной работе нескольких аудиторских организаций с одним и тем же клиентом.

В Кодексе этики специально рассматриваются этические аспекты профессиональных бухгалтеров и аудиторов, которые являются сотрудниками организаций, предоставляющих бухгалтерские и аудиторские услуги, а также профессиональных бухгалтеров, работающих на коммерческих предприятиях различного профиля.

и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

получение сотрудниками при недостатке опыта ит знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторских организаций, так и вне их;

разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов; при этом должны приниматься во внимание как независимость аудиторской организации и ее возможность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репутация руководителей проверяемого или предполагаемого для будущей проверки экономического субъекта;

осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы; СО

принятие необходимых мер в отношении сотрудни- СМ ков аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведения каждого профессионального сотрудника такой организации.

Руководитель аудиторской организации обязан утвердить до начала аудита руководителя проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита. Руководитель проверки обязан применять в ходе аудита те средства контроля качества работы, которые наи- лу^шм образом подхода к данной конкретной аудиторской проверке.

Текущий консоль работы исполнителей аудиторской проверки включает элементы руководящих указаний и проверки выполненной работы.

Первым начальным этапом аудиторской проверки является этап планирования . Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Аудитор должен планировать аудиторскую проверку так, чтобы обеспечить эффективное проведение аудита.

Планирование аудита начинается еще до написания письма-обязательства и заключения договора с субъектом о проведении аудиторской проверки. Цель планирования аудита – определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

1) предварительное планирование;

2) подготовка и составление общего плана;

3) подготовка и составление программы.

Общие принципы планирования аудита регламентируются МСА 300 «Планирование»:

· комплексность – т.е. обеспечение взаимоувязки всех этапов работы от предварительного планирования до составления плана и программы аудита;

· непрерывность – т.е. выражающаяся во взаимосвязи стратегического и тактического планирования аудита особенно при постоянной работе аудиторской фирмы с клиентом в течение длительного времени;

· оптимальность – предусматривает разработку нескольких вариантов плана и выбор оптимального;

· мобилизующий – базирующийся на реальных, но эффективных нормах использования времени специалистов.

Планированию уделяется большая часть времени (при повторном аудите – 5-10 % времени, при первичном аудите – 20-25 % и более), которое затрачивается на аудиторскую проверку, хотя масштабы планирования зависят в каждом конкретном случае от условий работы с клиентом.

В соответствии со стандартом 300 «Планирование» работа с субъектом хозяйствования должна начинаться с предварительного планирования .

Именно стадия предварительного планирования предшествует написанию письма-обязательства и заключению договора на проведение аудиторской проверки, т.е. моменту, когда стороны выразят обоюдное согласие на проведение аудита и примут на себя связанные с этим обязательства. На этой стадии происходит знакомство аудитора с клиентом, в результате чего аудитор должен принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества в области аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен изучить всю имеющуюся и доступную ему информацию об организации клиента.

Для этого в первую очередь он использует материалы, хранящиеся в постоянном архиве аудиторской фирмы, может использовать информацию, полученную от других аудиторских фирм и организаций. Для уяснения спорных вопросов аудитор выезжает к клиенту, предварительно согласовав с ним перечень вопросов подлежащих обсуждению.



Источниками информации могут быть: устав организации; документы о его регистрации; протоколы заседаний Совета директоров и собраний акционеров; договоры; приказы об учетной политике; внутренние отчеты аудиторов; внутрифирменные инструкции; организационная структура; список филиалов и дочерних компаний; материалы судебных и арбитражных исков; статистическая отчетность; сведения, полученные из бесед с руководством и персоналом предприятия, а также при осмотре организации и ее основных подразделений.

В процессе предварительного планирования аудитору следует ознакомиться с историей становления организации, ее организационно-управленческой структурой, видами деятельности, структурой уставного капитала, системой оплаты труда и распределения прибыли, системой внутреннего контроля и т.п.

Приобретение знания бизнеса является важной частью планирования работы аудитора. Согласно МСА 310 «Знание бизнеса» при выполнении аудита финансовой отчетности аудитор должен иметь или приобретать знания о бизнесе в объеме, достаточном для выполнения и понимания событий, операций и принятой практики, которые, по мнению аудитора, могут существенно влиять на финансовую отчетность, проверку или аудиторский отчет.

Уровень знаний аудитора, необходимый для оказания услуг, включает общее знание экономики и отрасли, в рамках которой субъект осуществляет свою деятельность, а также более конкретное знание о том, каким образом функционирует субъект.

В приложении к данному стандарту приведен список вопросов, подлежащих рассмотрению в случае оказания конкретных услуг.

В целях эффективного использования знания бизнеса клиента аудитор должен рассмотреть, каким образом данное знание влияет на финансовую отчетность в целом, и соответствуют ли утверждения в финансовой отчетности полученным аудитором знаниям о бизнесе клиента.

Знание о бизнесе аудитор получает из различных источников, которые приведены в п. 8 МАС 310. Здесь же подробно рассмотрен порядок получения таких знаний.

Очевидно, что понимание бизнеса, в условиях которого функционирует организация, помогут аудитору:

  • Оценить риски и выявить проблемы;
  • Планировать и проводить аудит эффективно и рационально;
  • Оценить аудиторские доказательства;
  • Обеспечить лучшее проведение аудита

Вопросы, подлежащие рассмотрению при изучении бизнеса, приводятся в приложении к МСА 310.

По окончании предварительного планирования аудитор должен владеть информацией о:

· внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия, отражающих экономическую ситуацию и отраслевые особенности;

· внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия, связанных с его индивидуальными особенностями;

· независимости аудиторской фирмы по отношению к организации-клиенту.

Если по итогам предварительного планирования аудиторская организация и субъект хозяйствования пришли к соглашению о возможности аудита и в устной форме согласовали принципиальные моменты его проведения, они должны перейти к документальному оформлению своих взаимоотношений.

Основные условия проведения аудита и связанные с ним права и обязанности сторон согласовываются в договоре на проведение аудиторской проверки. Заключению договора предшествует направление аудиторской организацией исполнительному органу субъекта хозяйствования письма-соглашения аудиторской организации о согласии на проведение аудита, целью которого является исключение возможного неправильного понимания сторонами условий предстоящего договора на проведение аудиторской проверки. Таким письмом аудитор в документальной форме обобщает договоренности, достигнутые сторонами на стадии предварительного планирования.

В зависимости от конкретных условий руководство аудиторской организации может выбрать оптимальный вариант документального оформления отношений с клиентом. Если применяется письмо-соглашение, то необходимо придерживаться формы и содержания документа, предписанных МСА 210 «Условия соглашений по аудиту». Согласно данного стандарта, основное содержание письма должно включать следующие аспекты:

  1. Цель аудита финансовой отчетности.
  2. Ответственность руководства субъекта за предоставляемую финансовую отчетность.
  3. Масштаб аудита, включая ссылки на действующее законодательство, нормативные акты или специальные документы профессиональных органов, которые аудитор соблюдает в своей работе.
  4. Формы каких-либо отчетов или иной способ предоставления результатов работы аудитора.
  5. Указание на то, что в силу присущих процессу аудита объективных ограничений, включая выборочный характер проверки данных, а также ограничений, присущих любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения могут остаться необнаруженными.
  6. Неограниченный доступ ко всем учетным записям, документации и прочей информации, запрашиваемой в связи с аудитом.

Дополнительно в данном документе может быть приведена другая информация.

Письмо-соглашение пока не применяется широко в деловом обороте. Свои отношения аудиторские организации с клиентами оформляют путем заключения договора на проведение аудиторской проверки.

На основе сведений, полученных в ходе предварительного планирования, аудитор приступает к разработке общего плана аудита , являющегося руководством в осуществлении программы аудита. Общий план аудитора представляет собой совокупность наиболее важной информации, которая влияет на организацию проверки и должна приниматься во внимание при определении хода и особенностей аудита финансовой отчетности. Согласно МСА 300 «Планирование» аудитор должен разработать и документально оформить общий план аудита с описанием предполагаемого масштаба и порядка проведения аудита. Документальное отражение общего плана аудита должно быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудиты, при этом его точная форма и содержание будут изменяться от размеров субъекта, сложности аудита, а также от конкретной методологии и технологии, используемых аудитором.

При разработке общего плана аудита необходимо включить следующие вопросы:

1 Знание бизнеса

2 Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля

3 Риск и существенность

4 Характер, сроки и объем процедур

5 Координация, направление, руководство и обзор работы,

6 Прочие аспекты.

В общем плане аудита должны быть предусмотрены:

· сроки и график его проведения;

· даты подготовки и представления письменной информации аудитора руководству компании по итогам аудита, аудиторского заключения, а также промежуточных отчетов.

В плане обязательно следует предусмотреть способ проведения аудита – сплошной или выборочный.

Основной и заключительной частью работы над планом является формирование бригады аудиторов, распределение их в соответствии с профессиональными качествами по конкретным участкам аудита, инструктаж, ознакомление с планом и программой аудита и порядком контроля качества работы.

Общий план аудита должен быть составлен до начала конкретной проверки или в начале такой работы. При соответствующих обстоятельствах положения общего плана могут корректироваться в ходе аудита. Изменения, вносимые в план, и их причины аудитор должен подробно документировать

После составления плана разрабатывается программа аудита , предусматривающая собой перечень аудиторских процедур, необходимых для его организации. Программа является инструментом реализации плана аудита.

Согласно вышеназванного стандарта аудитор должен разработать и документально оформить программу аудита, которая устанавливает характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита служит в качестве набора инструкций для ассистентов аудита, принимающих участке в аудите, а также в качестве способа контроля за надлежащим выполнением работы и его отражения.

Программа составляется до начала проверки. Для удобства работы программу лучше оформлять не как единый документ, а по разделам, посвященным отдельным сегментам проверки.

Общий план аудита и программа аудита должны пересматриваться в ходе проведения аудита по мере необходимости. Планирование осуществляется непрерывно на протяжении всего срока оказания услуг для учета изменений в обстоятельствах или непредвиденных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины значительных изменений должны оформляться документально.

Некоторые положения общего плана и программы могут быть по усмотрению аудиторской организации согласованы с руководством аудируемой компании.

Выводы аудитора по каждому разделу плана и программы отражаются в его рабочих документах и служат основанием для составления заключения и формирования мнения о достоверности финансовой отчетности во всех ее существенных аспектах.

Планирование - один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит. Результаты планирования аудиторской проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности оформляются двумя документами: план и программа аудита.

Планирование проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности включает:

планирование проверки по существу - составление комплекса вопросов, включая перечень статей баланса, по которым проводится проверка;

планирование состава группы аудиторов для проверки;

составление календарного графика проверки, т. е. когда и с какими затратами времени будут проводиться отдельные аудиторские процедуры.

План аудита должен содержать информацию об основных орга-низационных вопросах:

планируемые трудозатраты;

уровень (уровни) существенности;

оценку аудиторского риска;

сроки проведения проверки;

состав аудиторской группы;

перечень сегментов аудита с указанием сроков их проведения и исполнения.

Программа аудита содержит подробную информацию об ауди-торских процедурах, необходимых для практической реализации общего плана аудита:

виды процедур, которые будут использоваться при проверке;

способы применения процедур;

способы документирования.

Разработка общего плана и программы аудита происходит после предварительного сбора информации о предприятии, а именно об особенностях его хозяйственных процессов, специфике деятельности.

Процесс планирования можно разделить на 2 этапа:

предварительное планирование,

подготовку и составление общего плана и программы аудита.

Основные работы по планированию аудита проводятся после направления аудитором предприятию письма-обязательства о согласии на проведение аудита.

В то же время планирование проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности является непрерывным процессом. Аудитор в процессе аудита обязан внести в план проверки необходимые изменения, если:

предприятие предоставило неточные сведения о положении дел, что привело к изменению основных позиций проверки;

обнаружены существенные ошибки, и необходимо провести дополнительные проверочные процедуры;

произошло изменение сроков проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности по вине предприятия.

По итогам предварительного планирования аудиторская ор-ганизация окончательно решает вопрос о возможности проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских услуг.

При разработке общего плана и программы аудита определяется и стратегия аудиторской проверки.

Достоверность данных, отраженных в форме № 1 и форме № 2, проверяется в ходе анализа соответствующих объектов аудита (аудит основных средств, нематериальных активов, материально про-изводственных запасов, резервов и пр.).

Однако финансовая (бух-галтерская) отчетность является самостоятельным сегментом аудита, поскольку существующие нормативные акты предъявляют ряд требований именно к ней. Исходя из анализа указанных требований, можно выделить следующие задачи проверки отчетности, что и должно найти отражение в плане и программе аудита:

включение в финансовую (бухгалтерскую) отчетность показателей деятельности всех обособленных подразделений;

соответствие данных финансовой (бухгалтерской) отчетности данным учетных регистров и инвентаризации;

полнота раскрытия в отчетности всех существенных показателей деятельности предприятия за проверяемый период;

полнота раскрытия информации о данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, приведенной в пояснительной записке;

соблюдение взаимоувязки форм отчетности;

правильность оценки статей отчетности;

достоверность показателей отчетности;

формирование сводной отчетности.

Вся предоставленная для проверки информация (баланс, отчет о прибылях и убытках и пр.) подразделяется на отдельные участки, которые классифицируются по степени риска и размерам границ существенности.

После выбора отдельных аудиторских процедур определяется объем позиций отчетности, предназначенных для проведения выборочной проверки.

Объем выборки зависит:

от степени риска, связанного с проведением проверки по данной позиции финансовой (бухгалтерской) отчетности;

уровня существенности;

степени точности ожидаемых результатов;

оценки надежности системы внутреннего контроля.

В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. На изменение общего плана могут повлиять:

уточненная характеристика системы внутреннего контроля и оценка ее надежности. Необходимость дополнительных проверок отдельных элементов возникает, если оценка надежности системы внутреннего контроля клиента окажется ниже предварительной;

результаты проверочных процедур позиций отчетности с высокой степенью риска, если количество ошибок намного превышает планируемый объем;

прочие неизвестные в момент начала проверки выводы и факты.

Все изменения плана проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности необходимо отразить в рабочей документации. Вносимые в план изменения, а также их причины аудитор должен подробно документировать.

Документы, составленные во время разработки плана проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, являются неотъемлемой частью рабочей документации.

Разработка и составление программы аудита является завершающей стадией планирования. Общий план и программа аудита должны быть оформлены в порядке, установленном внутрифирменными стандартами аудиторской организации, и соответствовать требованиям, предъявляемым федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.