Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Страны Азии, Африки, Латинской Америки: проблемы модернизации. Африканская модернизация во второй половине XX века

ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ

Ланцова Мария Дмитриевна
Забайкальский государственный университет


Аннотация
XX и XXI столетия можно охарактеризовать как время больших перемен, затронувших практически каждый уголок земного шара, каждую страну. Появились новые реалии, в корне отличающиеся от старых устоев, приобретающие все более масштабный нарастающий характер. Не обошли перемены даже те страны, традиции которых казалось бы невозможно пошатнуть. Речь идет о модернизации стран мусульманского мира, которые также подверглись стремительным переменам в различных сферах человеческой жизни.

FEATURES OF MODERNIZATION IN THE MUSLIM WORLD

Lantsova Maria Dmitrievna
Transbaikal State University


Abstract
XX and XXI century can be characterized as a time of great changes which affected almost every corner of the globe, every state. There are new realities which are radically different from the old foundations. These realities are gaining a larger growing scale. Changes didn’t evade even those countries whose traditions seemed unshaken. We are talking about modernization of the Muslim world, which also undergone rapid changes in different spheres of human life.

Многие считают, что ислам является самой консервативной религией в мире, которая не признает никакие изменения, постигшие человеческое сообщество со времен пророка Мухаммеда. Но на практике это оказалось не совсем так, о чем свидетельствуют изменения в этих странах, которые будут рассмотрены далее. Главной причиной модернизации является стремление мусульманских стран сократить разрыв в уровнях развития с развитыми странами. Возникает вопрос: может ли модернизация разрушить исконную систему культурных ценностей мусульманских государств или же наоборот, модернизация будет способствовать благоприятному развитию этих стран? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть конкретные перемены, происходящие в мусульманском мире, последствия таких изменений и сделать вывод об их благоприятности или же отрицательном влиянии на эти страны. Для примера рассмотрим некоторые государства Ближнего и Среднего востока.

Целесообразно начать с процесса приспособления правовой мысли мусульманских стран к реалиям современности. Для начала обратимся к общему понятию мусульманского права. Право в этих странах остается неизменным на протяжении многих веков, но, несмотря на это в последнее время государства мусульманской традиции предприняли серьезные законодательные реформы, в основном касающиеся расширения демократических основ в политической системе, защите прав человека. Примером таких изменений являются: проведение свободных демократических выборов в законодательные органы власти, которые за прошедшие несколько лет состоялись в Йемене, Алжире, Иордании, Марокко, Кувейте и в других странах, проведение массовой реформы образования, а также включение в тексты конституций большинства государств соответствующих статей, в которых гарантируются общие права граждан. Например, в конституции Бахрейна (Ст.5.2) сказано: « Государство регулирует обязанности женщин в семье, их общественные обязанности, их равенство с мужчинами в экономической жизни, культурной, социальной, а также политической , не нарушая при этом положения Шариата ». А в конституции Турецкой республики говорится: «Республика Турция – демократическое, светское и социальное государство, основанное на нормах права; опирающееся на концепцию общественного спокойствия, национальной солидарности и справедливости; уважающее права человека…». Такие положения конституций развеивают некоторые мифы по поводу полной непоколебимости мусульманского права. На сегодняшний день Турция действительно является динамично развивающейся страной, которая успешно внедряет как исламские, так и демократические нормы в повседневную жизнь, её часто ставят в пример всем молодым арабским демократиям, ищущим свой путь развития и свой способ совместить демократическую систему и глубоко укоренившиеся нормы ислама.

Но стоит отметить, что мнения исследователей и граждан мусульманских стран по вопросу расширения демократических основ в политических системах стран Ближнего и Среднего Востока расходятся: одни считают, что многие принципы демократии не могут вписаться в правовую систему мусульманских стран, другие, наоборот, полагают, что Ислам не может быть почвой для нарушения прав и соответствует многим принципам демократии.

В отечественном и зарубежном востоковедении выделяют несколько групп, образовавшихся в результате разногласий по поводу модернизации в мусульманских странах:

1.Традиционалисты – выступают за ограничение нововведений, считают, что ислам – единственная определяющая сила, которая поддерживает устойчивость общества и формирует нормативный порядок и самобытность культуры;

2. Модернисты. приверженность к прошлому – признак отсталости, они выступают за полное обновление культуры на основе заимствования западных течений культуры философских доктрин западной мысли; .

3. Синтез представителей 1 и 2 групп – наиб распространенное направление. Выступают за синтез ценностей запада и традиционного наследия;

4. Крайние традиционалисты (фундаменталисты) упорно сопротивляются новшествам, опираются на традиционализм в узком смысле, а также на идентичную религиозность;

Но, несмотря на сложившиеся разногласия по поводу модернизации, она все-таки имеет место в мусульманских странах и будет справедливым отметить тот факт, что модернизация влечет за собой кардинальные перемены во всех сферах жизнедеятельности этих стран – как положительные, так и отрицательные последствия, являясь, таким образом, социальным регулятором . Эти изменения видны невооруженным глазом, что можно подтвердить реальными примерами:

1.На пороге XXI века страны Ближнего Востока столкнулись с огромным числом безграмотного населения. Эту проблема потребовала незамедлительного решения т. к. безграмотность – огромное препятствие на пути к прогрессу, играющему важную роль в современном мире.

По мнению некоторых экспертов на Ближнем востоке вопиющий уровень безграмотного населения. В 2005 году был озвучен доклад генерального директора Лиги арабских государств по вопросам образования, науки и культуры (АЛЕКСО) Монжи Буснина, который отметил, что неграмотность является главным тормозом социального, культурного, экономического и политического развития в арабских странах. Кроме этого, организацией была приведена статистика относительно уровня безграмотности в странах Ближнего Востока, согласно которой 70 миллионов жителей арабского мира в возрасте старше 15 лет не умеют читать и писать, при том, что число неграмотных женщин превышает число неграмотных мужчин почти в два раза - 46,5% против 25,1%. Но стоит учитывать, что в разных мусульманских странах ситуация не одинакова. В странах, где начали успешно проводиться реформы, направленные на ликвидацию безграмотности, уровень необразованного населения стремительно падает. В пример можно привести Иорданию (самый высокий уровень грамотности среди стран Ближнего Востока-90%), Иран, Сирию и Саудовскую Аравию. Например, в Иордании в 1964 году был принят закон о всеобщем девятилетнем образовании, а позднее - об обязательном десятилетнем школьном образовании. Таким образом, мы можем увидеть, что модернизация в сфере образования постепенно приносит положительные результаты .

2. Изменения коснулись и положения женщины в мусульманском обществе. Начиная с XX века можно проследить улучшение правового статуса женщины, хотя неоспоримым является тот факт, что по сравнению с западными странами права женщин в странах Ближнего и Среднего Востока очень ограничены и определяются преимущественно в соответствии с религиозными нормами. Уровень правового статуса женщины в разных странах Ближнего востока является неодинаковым. Например, в Марокко права женщины реализуются в большей степени, нежели чем в Иране. Но, тем не менее, прогресс очевиден и в пример можно привести тот факт, что во многих арабских странах увеличивается число школ для девушек, помимо этого, в большинстве арабских государств женщины имеют право голоса, а профессиональная деятельность становится все более доступной для них. Ко всему прочему отмечается уменьшение полигамных браков, что опять-таки говорит о возрастающей роли женщины как личности.

3. Потребности экономического развития также ставят перед мусульманским обществом необходимость нового осмысления целого ряда традиционных положений Ислама. Как известно в настоящее время наиболее развитые страны переходят к постиндустриальному типу развития, а это значит, что они процветают не за счёт материальных производств и добывающей промышленности, а благодаря сфере услуг. В мусульманских странах наоборот существует сырьевая направленность экономики, напримерв Саудовской Аравии на сферу материального производства приходится почти 67% ВВП, в Катаре 78% ВВП. Эти данные свидетельствуют о том, что мусульманским странам необходимо модернизировать свою экономику, так как сырьевая направленность делает государство зависимым от продажи сырья, а следовательно оно становится очень неустойчивым. В связи с этим, правительства мусульманских государств предпринимают ряд попыток для того, чтобы модернизировать экономику. Например, в ОАЭ предпринимается целенаправленная политика властей по освоению новых сфер промышленно-хозяйственной деятельности, которая способствовала появлению новых секторов экономики (перерабатывающая промышленность, сельскохозяйственная, строительство ТЭС, развитие бизнеса и туризма). Но все-таки, несмотря на некоторые успехи, подавляющее большинство мусульманских стран не может отказаться от полной сырьевой направленности, в результате чего модернизация в экономической сфере протекает вяло.

4. Процесс модернизации повлиял и на мировоззрение мусульман. Западные ценности свободы, получающие широкое распространение на экранах телевидения и в СМИ влияют на сознание молодежи. В настоящее время можно проследить изменение отношения некоторых мусульман к институту брака (неразборчивость половых связей, разводы), непослушание родителей. Такие явления не являются столь масштабными в мусульманском мире, но все – же необходимо помнить, что раньше такое поведение было совершенно неуместным в мусульманских странах. Значительно изменились процессы коммуникации в исламском обществе .

Некоторые мусульмане считают, что процесс модернизации неразрывно связан с навязыванием чуждых им ценностям погони за деньгами и удовольствиями, неуважение к родителям, тем самым подрывая нравственность мусульман и их самобытность. Другие же полагают, что модернизация несет в себе и положительные перемены, приближающие их родину к своеобразной «стране изобилия» .

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что модернизация имеет как плюсы, так и минусы. Но определенно ясен тот факт, что гиперболизация культурной самобытности является тормозом или препятствием процесса модернизации общества, но вместе с тем, без учета специфики собственной культуры невозможно поддержание стабильности в обществе и его устойчивое развитие. Стоит отметить, что самобытность мусульман зиждется на принципах, которые объединяют всех мусульман, которые не зависят от времени и внешнеполитических обстоятельств, не поддаются трансформации. Это такие понятия, как:

Умма (каумия)- народность как сообщество «сердец и душ»

Асабия-объед людей на основе родственных связей

Ватамия- отечество как территориальное единство

Таким образом, перед мусульманами в настоящее время стоит серьезная проблема, которая требует незамедлительного решения. Как сказал современный марокканский мыслитель Абду Филали-Ансари: «Как сегодня остаться мусульманином? Ответить на этот вопрос непросто. С одной стороны, ислампредстает как собрание верований, не менявшихся веками, с другой - современностьпредлагает нам систему новейших представлений, соответствующих последнимнаучным теориям и идеям, интеллектуально более состоятельным в глазах современного человека. Две эти стороны часто оказываются несовместимыми, если под исламом понимать не только религию, но и форму, в которой она воплощается в сознании миллионов. Большинство мусульман живет двойственной жизнью: сохраняет верность мусульманской общине, но не следует всем принципам, которые диктует такая верность. Религия и повседневность вступают в резкое противоречие друг с другом».

Таким образом, мусульманским странам Среднего и Ближнего востока предстоит адаптировать свою политическую систему таким образом, чтобы идя в ногу с современным миром не потерять своего лица и своей самобытности.


Библиографический список
  1. Е. А. Кривец «Арабская культ самобытность», Восток 1994 №2 – C.98-109.
  2. Скрипкарь М.В. Понятие и классификация социальных регуляторов // Вопросы управления. 2011. № 16. С. 197-201.
  3. Ближний Восток перед лицом проблемы неграмотности, П.Н. Мамедзаде / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/11-04-05.htm
  4. Топоркова Е.П., Скрипкарь М.В. Основы современных коммуникаций. -Чита: ЗабГУ, 2011. -163 с.
  5. Скрипкарь М.В. Общественные мечты: от «золотого века» к «стране изобилия» // Социосфера. 2013. № 1. С. 128-130.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В Г. ДОМОДЕДОВО

Кафедра экономико-управленческих дисциплин


проблемы развивающихся стран мира

Контрольная работа по мировой экономике

Вариант №6


Студента 2 курса о/о

Группы Э-22

Зач. Книжка 027-012/Э(4)-12

Пиговича Андрея Вадимовича

Преподаватель к.э.и., проф.

Сабиров Р. М.


Домодедово 2015



Введение

Глава 1. Проблемы развивающихся стран

1 Общая характеристика развивающихся стран мира

Глава 2. Анализ проблем

1 Пути выхода из кризиса

Заключение

Список использованной литературы2


Введение


Развивающиеся страны по численности составляют самую большую группу - примерно 103 государства, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Большинство из них вышли на международную арену в результате стремительного распада колониальной системы и образования молодых независимых национальных государств. Бывшие колонии оставили в наследство молодым национальным государствам отсталую экономику, зависимость от внешних рынков сбыта и внешних источников накопления.

Целью данной работы является, проанализировать проблемы развивающихся и слаборазвитых стран, а так же посмотреть перспективы развития.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

.Ознакомиться с характеристикой слаборазвитых стран мира;

.Проанализировать сущность, причины и последствия отсталости;

.Рассмотреть роль теневого сектора экономики в отсталости;

.Рассмотреть социальные проблемы и безработицу как проблемуразвивающихся стран;

.Выявить пути выхода из кризиса

Актуальность выбранной мною темы может быть обоснована тем что, в современную эпоху, когда значительно уменьшается конфронтация между Востоком и Западом, всё более актуальной для человечества становится проблема преодоления бедности и отсталости развивающихся стран, которая носит глобальный характер. Многие ученые считают, что в проблемах стран «третьего мира» заложен взрывной потенциал, не уступающий по своей силе ядерному.

Работа состоит из пяти глав. В первой главе происходит ознакомление с характеристикой слаборазвитых стран мира. Во второй анализируются причины и последствия отсталости. В третьей и четвёртой главе рассматривается теневой рынок, социальные проблемы и безработица как проблемы развивающихся стран. В пятой главе выявляются различные пути преодоления отсталости развивающихся стран.

Для написания работы была использована следующие литература:

Например, книга Гончарова Ивана рассматриваются основные направления политики Европейского союза в отношении развивающихся стран Азии. Первостепенное внимание уделяется анализу коллективной стратегии ЕС, официально именуемой политикой развития и охватывающей все сферы отношений со странами бывшего Третьего мира. Освещаются особенности курса отдельных государств Евросоюза, диалога ЕС со странами Средиземноморья, подходы европейских исследователей к концепциям демократизации и соразвития.

Книга Жукова Сергеярассматривает основные вопросы современной мировой экономики, большое внимание уделено теории и методологии мировой экономики, ее исторической эволюции и особенностям в современный период. Центральное место в учебнике отведено анализу развивающихся стран мира, их позиций в системе мировой экономики.

Также в книге Виктора Ломакинаанализируются состояние мировых рынков (рабочая сила, капитал, продовольствие, минеральные ресурсы), экономический рост и его качество, основные вопросы социального положения в мире. Рассматриваются позиции основных подсистем мирового хозяйства, их характеристики, положение отдельных стран.

В книге ИгоряНиколаевапосвящена одной из важнейших проблем современной мировой экономики. Особое внимание уделено влиянию глобализации на некоторые экономические проблемы развивающихся стран. В работе подчеркивается неразрывная связь глобализации с процессом возникновения и развития монополии.

Еще один источник Эрнеста Обминскогокниге впервые исследуются изменения роли и характера участия развивающихся стран в международном капиталистическом разделении труда и возможности его использования в интересах развития этих стран. Автор анализирует две тенденции, характерные для развивающихся стран в период научно-технической революции: с одной стороны - устранение их от использования достижений науки и техники в силу сложившегося с колониальных времен разделения труда, а с другой - привлечение их к участию в разделении труда на новой основе. Показаны возможности для улучшения положения развивающихся стран в международном разделении труда благодаря равноправному сотрудничеству с социалистическими государствами.

В книге Буглай В.Б., Левинцев Н.Н.рассматриваются теория внешней торговли, средства внешнеторгового регулирования, мирохозяйственные связи в отражении платежных балансов, международная валютно-финансовая система.

Так же для написания данной работы использовались данные из журнала <#"justify">1.1Общая характеристика развивающихся стран мира


Одна из главных особенностей развития современного мирового хозяйства - усиление роли и значения бывших колониальных и зависимых территорий - нынешних развивающихся стран.

Группа развивающихся стран сегодня объединяет порядка 103 страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, где проживает почти 4 млрд. человек. Об удельном весе развивающихся стран в мирохозяйственном комплексе свидетельствует показатель ВВП, составляющий около 37% мирового объема. Во второй половине XX в. доля этих стран в мировом производстве значительно увеличилась, их совокупный ВВП вырос в 6 раз, а в расчете на душу населения - почти в 3 раза. В целом после глобального распада исторической колониальной системы темпы экономического роста развивающихся стран заметно ускорились и впервые за длительный период их существования в рамках мирового хозяйства превысили темпы экономического роста развитых стран.

За период экономического развития укрепился контроль развивающихся стран над своими природными ресурсами, который в недалеком прошлом принадлежал странам Запада. Большую роль в этом играют свои государственные институты, финансовые и экономические структуры, которые регулируют воспроизводственный процесс. В одних странах были укреплены, в других - заново созданы такие звенья воспроизводственной структуры как тяжелая промышленность, банковская система, производственная инфраструктура, система подготовки кадров и образования.

Такие государства, как Индия, Египет, Бразилия, Мексика и Южная Корея, уже сегодня в определенной степени работают на экспорт, вывозя продукцию машиностроения, электроники, других отраслей обрабатывающей промышленности; по целым группам товаров они составляют конкуренцию Японии, США и европейским странам.

Для всего многообразия развивающихся стран можно выделить ряд характерных особенностей и черт, которые объединяют их в большую социально-экономическую структуру в системе мирового хозяйства:

многоукладный характер экономики развивающихся государств с различными формами собственности, в том числе архаичными (племенно-общинными), патриархальными и частнокапиталистическими элементами;

зависимое положение в системе мирового хозяйства, в том числе от притока иностранного капитала;

переходный характер внутренних социально-экономических структур, хотя десятилетиями они ориентированы на формирование развитых рыночных отношений;

низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности, сельскохозяйственной, производственной и социальной инфраструктуры;

финансовая зависимость развивающихся стран от промышленно развитых стран вследствие долгового кризиса;

выраженное научно-техническое отставание от развитых стран, низкий уровень расходов на НИОКР, ставящий их в технологическую зависимость от ведущих государств мира;

аграрная ориентация ряда развивающихся стран и сохранение доминирующей роли добывающих отраслей, что при устойчивом падении цен на сырье и сельскохозяйственную продукцию остается неблагоприятным фактором экономического роста;

укрепление социально-экономических и политических позиций и усиление многообразия связей одних стран с другими группами стран.

Усиливающаяся социально-экономическая связь развивающихся стран с индустриально развитыми странами обусловливает разносторонне противоречивое участие их в структуре мировой экономики. Развивающиеся страны постоянно испытывают на себе последствия циклических кризисов, валютных инфляций, экспансий ТНК и т.д. В результате этого кризисные явления в экономике освободившихся государств оказались настолько масштабны и глубоки, что в условиях современного взаимозависимого мира их преодоление рассматривается мировым сообществом как одна из глобальных проблем.

Характерной чертой и особенностью всех развивающихся стран также является устойчивая тенденция естественного прироста населения. В них преобладает расширенный тип воспроизводства населения. Средние показатели естественного прироста населения соответствуют уровню 2% в год, а в наименее развитых странах - до 3% против 0,7% в развитых странах. Это создает свои демографические проблемы, влияющие на специфику экономического развития этих стран:

рост населения, соответственно, повышает уровень потребительского спроса, создавая напряжение во всех звеньях массового потребления;

такая демографическая ситуация, создавая резерв рабочей силы, усложняет инвестиционные процессы, т.е. государство вынуждено создавать новые рабочие места для обеспечения полной занятости, а также решать комплекс социальных проблем.

В целом по развивающемуся миру полностью или частично безработными являются около 45% трудоспособного населения, в то время как население, находящееся за чертой бедности, хотя и относительно уменьшается, но абсолютно продолжает расти.

В большинстве развивающихся стран крайне низка производительность труда, что связано с отсутствием достаточных средств для развития трудового потенциала, в частности - крайне низкий уровень грамотности, отсутствие квалифицированной медицинской помощи, слабая материально-техническая база образования, отсутствие энергичного слоя предпринимателей, способных идти на риск, и т.д. По развивающимся странам в целом преобладающая доля прироста ВВП по-прежнему обеспечивается экстенсивным путем.

В целом в начале 2009-х гг. «третий мир» развивался крайне неравномерно, в результате чего динамично углублялся процесс дифференциации, т.е. среди развивающихся стран мира четко обозначились 2 крайние группы государств - наиболее и наименее развитые, между которыми располагается основная масса развивающихся стран.

В соответствии с мировыми классификациями, бедным называется тот, кто получает меньше 275 долларов в год. В начале 2009-х гг. насчитывалось 20 стран с меньшим уровнем дохода. В наиболее сложном положении находятся 42 наименее развитые страны с населением примерно 407 млн. человек, где средний объем ВВП на душу населения снизился до 230 долларов (8 - в Азии, 29 - в Африке, остальные - в Латинской Америке и Океании). Наиболее развитые страны «третьего мира» выделились на основе «нефтяного бума» - государства Персидского залива, «новые индустриальные страны» Юго-Восточной Азии и Латинской Америки образуют один полюс в системе развивающихся государств. На другом полюсе обосновались беднейшие государства, находящиеся в положении фактического застоя. Среди них ряд стран Африки, в том числе Мозамбик (ВНП - 80 долларов в год на человека), Эфиопия (100 долларов), Танзания (100 долларов) и др. Кроме названных стран в эту группу входят отдельные страны Азии: Непал (160 долларов), Бутан и Вьетнам (70 долларов), Мьянма и др.

В категорию развивающихся входят также две крупнейшие страны мира: Китай и Индия. Благодаря крупному потенциалу природных и людских ресурсов и целенаправленной стратегии социально-экономического развития этих стран в них уже сформирован крупный производственный потенциал, решается продовольственная проблема, а сами эти государства рассматриваются как реальные претенденты на статус великих держав.

Для конкретного анализа развивающиеся страны подразделяются на группы.

Страны с активным платежным балансом (экспортеры энергоресурсов): Бруней, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия.

Страны с пассивным платежным балансом подразделяются на две группы:

Страны с недавно сформировавшимся активным платежным балансом: Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань.

Отставание развивающихся стран от развитых является существенной проблемой не только для самих этих стран, но и для всего мирового хозяйства. Сильно выраженные диспропорции на разных «полюсах» оказывают свое влияние на структуру и уровень развития мирохозяйственных связей.

Существенным фактором, сдерживающим экономический рост развивающихся стран, является громадный объем внешней задолженности. Уровень международной задолженности постоянно растет и в целом по развивающимся странам за десятилетний период вырос почти в два раза.

развивающийся страна безработица отсталость

Список некоторых стран по внешнему долгу:

странаВнешний долг (в$)Дата информацииВнешний долг на душу населенияВнешний долг (% к ВВП)США17 923 7771 ноября 201451 245107 %Украина142 28023 марта 20142 99581 %ЮАР139 00031 декабря 20132 87339 %Россия728 8591 января 20145 07336 %Индия412 20031 декабря 201333323 %Бразилия475 90031 декабря 20132 34822 %

Разрешение этой затянувшейся проблемы возможно, но каждый конкретный вариант имеет свои «за» и «против». Например, сокращение импорта и расширение экспорта с целью получения высоких доходов от внешней торговли и последующего их использования для выплат долгов. Однако с учетом общего уровня социально-экономического развития многих развивающихся стран и территорий увеличение экспорта (а во многих случаях это экспорт сырья) и уменьшение импорта прямо ведет к дальнейшему падению уровня жизни. Причем если чистые поступления от экспорта направить, главным образом, на выплату долгов, то средства на цели экономического развития остаются мизерные.

Из других вариантов - получение отсрочки по выплате долгов на основе двусторонних переговоров, что позволит снизить размеры ежегодных платежей по основному долгу и произвести «списание» значительной части или всего объема долга. Но такой подход порождает ряд проблем, т.е. отказ от возврата займов наносит финансовый ущерб банкам и их акционерам, если это коммерческие банки; если же будут прощены долги по государственным займам, то ущемляются налогоплательщики этих стран. В итоге все эти направления неизбежно снижают готовность предоставлять развивающимся странам новые кредиты и займы.


2 Причины и последствия отсталости


Отсталость страны (точнее, её социально-экономическая отсталость) подразумевает, что эта страна по сравнению с другими, развитыми странами находится на более низком уровне социально-экономического развития. Основные показатели уровня развития, такие как отраслевая структура ВВП и индекс человеческого развития, производство ВВП и ВНД на душу населения, как правило, в развитых странах существенно выше, чем в развивающихся.


Список стран по ВВП (ППС) на душу населения в долларах:

страна20112013ЮАР1297113788Малайзия2986723160Таиланд1260714136Индонезия85359635Колумбия1161912766Намибия919310234Замбия35573927Мексика1639217390Бразилия1426714987

Для начала нужно выявить причины отсталости огромной части стран. Следует отметить, что по сравнению с развитыми государствами, переход к рыночной экономике (капитализму), а затем и к современной рыночной экономике (современному капитализму), в этой группе стран произошел намного позже. Главную роль здесь сыграла отсталость их институтов, в особенности права и формы собственности, права организации и индивида, обычаи. Так, в условиях распространения общинной собственности слаба конкуренция, а значит и тяга к инновациям; не одобряется индивидуализм, а значит, и предпринимательство; в обычае скептическое отношение к зарабатыванию прибыли за счет предпринимательских способностей. Таким образом, именно отсталые социальные отношения порождают отсталую экономику, поэтому прежде чем решать проблему отсталости только экономическими и технологическими методами, следует уделить должное внимание ликвидации изъянов в социальных отношениях.

Развивающимся странам пришлось встать на путь догоняющего развития, чтобы хоть как то уменьшить огромный разрыв в уровне развития, на фоне развитых стран. Однако при догоняющем развитии модернизация экономики невольно происходит не столько под влиянием внутренних, сколько внешних факторов. Ведь значительная часть капитала, предпринимательского опыта и основная масса знаний поступает в развивающиеся государства именно из развитых. Таким образом, возникает феномен зависимого развития, т.е. такого развития национальной экономики, ход которого сильно зависит от ситуации в нескольких зарубежных странах или даже одной. Бывшие колонии, большинство которых попали в зависимость к другим развитым странам или зависят от бывших метрополий, наиболее ярко демонстрируют феномен зависимого развития.

В итоге мировое хозяйство невольно разделилось на так называемый центр, представленный группой развитых стран, откуда идут политические, экономические и культурные импульсы, и периферию, которая вынуждена развиваться под мощным влиянием этих внешних импульсов. Можно выделить крупные отсталые страны, имеющие большой внутренний рынок и сильное воздействие на соседние страны (Индия, Бразилия), которые менее подвержены зависимости, однако и их можно считать если не периферией, то полупериферией мирового хозяйства.


Глава 2. Анализ проблем


1 Безработица как проблема развивающихся стран


Развивающиеся страны сталкиваются с серьёзными социальными проблемами. Помимо демографической проблемы, бедности и сильной социальной дифференциации, это также проблемы отсталой социальной инфраструктуры, большой безработицы и теневого сектора.

Социальная инфраструктура в большинстве развивающихся странах слаба и отстала, прежде всего, из-за недостатка средств на нее в бюджетах государства и граждан. У них просто не хватает средств на содержание современной системы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. В результате в развивающихся странах велика неграмотность (в Бразилии неграмотны 11% населения в возрасте 15 лет и старше, Нигерии - 33, Индии - 39, Египте - 44%), низкая ожидаемая продолжительность жизни.


Средняя продолжительность жизни:

странаЮАРЗамбияНамибияКамерунКенияСредняя продолжительность жизни, лет42-4538435155

Процент безработных в некоторых странах мира:

странаЗимбабвеНепалКенияСвазилендЛиберияпроцент безработных,%9546404285

Безработица в «третьем мире» распространена шире, чем в развитых странах, если учитывать скрытую безработицу. Здесь основная масса населения обычно живет в сельской местности, где часто наблюдается не регистрируемый никем избыток рабочих рук. Но и в городах службы занятости регистрируют лишь часть ищущих работу.

Безработица сильно колеблется по регионам. В 2010 гг. зарегистрированная безработица составляла около 9% в латинской Америке и 4% в Восточной и Юго-Восточной Азии (считается заниженной из-за недоучета сельских безработных). В то время, даже по официальным данным, она приближалась к 40% на Северном и Юге Африки (в Алжире и ЮАР). Разница в уровнях безработицы - огромна ли она или просто велика - во многом объясняется сильной дифференциацией «третьего мира» по темпам роста экономики и населения. В Африке южнее Сахары с ее среднегодовыми темпами роста ВВП в 2007 г., равными 2,7%, и среднегодовыми темпами роста населения в 2,5% реальную безработицу можно оценить более чем в треть населения, в то время как в Латинской Америке с такими же темпами экономического роста в тот период, но более низкими темпами прироста населения (1,6%) реальная безработица редко превышала одну пятую.

Большие темпы роста населения в сельской местности (приводящие к так называемому аграрному перенаселению) толкают население к переезду в города, где больше шансов найти работу (создавая и там из не нашедших постоянную работу заметный слой горожан), или к эмиграции в другие страны.


2 Роль теневого сектора экономики


Размеры теневого сектора в развивающихся странах обычно больше, чем в развитых. По данным 90-х гг., масштабы теневой экономики составляли не менее 70% в Нигерии, Египте и Таиланде и около 60% - в Мексике и на Филиппинах по сравнению с 8-30% в развитых странах.В целом с 1999 по 2007 гг. после долговременного роста наметилась тенденция к снижению доли теневой экономики в официальном ВВП.в развивающихся странах теневая экономика снизилась с 68% до 34%.


Средний объем теневой экономики в развивающихся странах, в процентах от ВВП:

Страна2007-2010Африка Нигерия и Египет Тунис и Марокко Центральная и Южная Америка Гватемала, Мексика, Перу и Панама Чили, Коста-Рика, Венесуэла, Бразилия, Парагвай и Колумбия Азия Таиланд Филиппины, Шри-Ланка, Малайзия и Южная Корея Гонконг и Сингапур 28-31% 29-35% 40-60% 25-35% 30% 28-40% 19%

В развитых странах сложилась дуалистическая экономическая и социальная структура: современный «официальный сектор» индустриальных предприятий и «неофициальный сектор» в услугах, мелком ремесленном и сельскохозяйственном производстве. В неофициальном секторе развивающихся стран занято 35-65% рабочей силы и производится 30-60% ВВП. В этот сектор входят очень мелкие предприятия, а также индивидуальные торговцы и ремесленники. В неофициальном секторе развивающихся стран занято около 300 млн. человек, в том числе 75 млн. - на мельчайших промышленных предприятиях. Темпы роста занятости в неофициальном секторе нередко выше, чем в легальном производстве. Это связано во многих развивающихся странах с притоком в крупные города разорившихся крестьян, многие из них согласны работать на любых условиях и без всякой регистрации. Так же этика (в этом числе предпринимательская) во многом развивающихся стран невысока, и поэтому отношение общества к теневой экономике (нередко даже к такой ее части, как криминальная экономика) снисходительно.

Главные факторы, препятствующие легальному бизнесу и тем самым способствующие распространению неофициального сектора, - это высокие налоги, громоздкие и дорогие регистрационные процедуры (осложняемые к тому же взяточничество), трудности доступа к легальному кредиту. Для многих экономических агентов уход в неофициальную экономику вызван тем, что издержки соблюдения закона при ведении обычной хозяйственной деятельности (затраты времени и денег на получение разрешения, налоговое бремя) превышают ожидаемые выгоды (доходы от торговли в уличном киоске или от ремесленной мастерской).

Так же, следует отметить, функционирование в общей теневой экономике, такого сегмента как нелегальная (криминальная) экономика.

Здесь лидирующее место занимает международный рынок запрещенных наркотиков, который стал одним из крупнейших на планете. По экспертным оценкам, оборот наркотиков составляет не менее 8% мировой торговли. И здесь опять фигурируют отсталые страны, являющиеся главными участниками международного наркобизнеса, в виде транснациональных мафиозных организаций. Колумбийские и мексиканские наркокартели контролируют экспорт кокаина и героина из «Андского треугольника» в Северную Америку, китайские триады организует экспорт героина из «Золотого треугольника», турецкая, итальянская и албанская мафии - экспорт героина из «Золотого полумесяца».

Объём произведённого опия в 1998 году составил 4,3 тыс. тонн, в 2005 году этот показатель повысился до 5,5 тыс. тонн, на 2014 год объём произведённого опия составляет 7,1 тыс. тонн.

Следует отметить нелегальную торговлю оружием, где покупателями обычно становятся государства и организации «третьего мира», а продавцы в свою очередь находятся в развитых странах. По данным экспертов, нелегальная торговля вооружением вышла на второе место в мире после торгового оборота наркотических веществ. В настоящее время объем рынка нелегального оборота автоматического оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов и военного снаряжения в мире, в том числе США, оценивается примерно в 3-5 млрд. долларов.

Широкое развитие нелегальной экономики образует так называемые географические «серые зоны», которые не поддаются контролю каким-либо легальными властями. В Латинской Америке это ряд районов Перу, Боливии и особенно Колумбии, где по факту вся власть находится в руках наркопартизан. Афганистан и некоторые районы Мьянмы представляют «серую зону» Азии. В Африке «серые зоны» расположены в странах, где идет перманентная гражданская война: в Анголе, Сьерра-Леоне, Либерии. Широкое развитие международного контрабандного бизнеса дает незаконным организациям устойчивую финансовую базу: «серые зоны» Латинской Америки опираются на кокаиновыйнаркотрафик, «серые зоны» Азии - на героиновый, «серые зоны» Западной Африки - на контрабанду алмазов. В итоге образуется замкнутый круг криминала, который легальные власти не в силах прекратить.


Глава 3. Основные направления развития


1 Пути выхода из кризиса


Одна из главных экономических проблем развивающихся стран - острый дефицит финансовых ресурсов для инвестиций, крайне замедленный, вялотекущий процесс накопления, поэтому принципиальное значение для них имеет расширение экспортного сектора и привлечение иностранного капитала, образующего особый сектор хозяйства.

Еще одна определяющая черта развивающихся стран - высокая роль государственного сектора. Государство обеспечивает связи между различными укладами, стимулирует товарное производство, сдерживает и контролирует в какой-то мере деятельность иностранных корпораций (одновременно стараясь привлекать иностранные инвестиции), а главное, обладая наибольшими мобилизационными возможностями, способно сосредоточивать ресурсы для решения острейших общенациональных экономических проблем, в первую очередь, структурной перестройки. Будучи искусственно, насильно вовлеченными в капиталистический мир, эти страны подвергаются непрерывному массированному, многоканальному натиску стандартов западного образа жизни, западной системы ценностей и т.п. Но традиционные структуры общественного сознания в этих странах, за редким исключением, несовместимы с западными и оказывают отчаянное, яростное сопротивление.

Большинство экономистов сходятся в том, что определяющее значение в решении проблемы бедности и отсталости имеет разработка в развивающихся странах эффективных национальных стратегий развития, опирающихся на внутренние экономические ресурсы на основе комплексного подхода. При таком подходе в качестве предпосылок для создания современной экономики и достижения устойчивого экономического роста рассматриваются не только индустриализация и постиндустриализация, либерализация хозяйственной жизни и преобразование аграрных отношений, но и реформа образования, улучшение системы здравоохранения, смягчения неравенства, проведение рациональной демографической политики, стимулирование решения проблем занятости.

Однако, следует помнить, что проблема бедности и отсталости развивающихся стран носит глобальный характер. Поэтому решение этой проблемы требует глобальных изменений не только в самих слаборазвитых странах, но и во всём мире в целом. Так как, мировое хозяйство не может функционировать на полной мощности, если одно из звеньев экономической цепочки находится в бедственном положении.

Для того чтобы навсегда покончить с отсталостью, необходимо совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования: во-первых, установить новый мировой экономический порядок; во-вторых, устранить все формы неравноправия народов мира; в-третьих, утвердить такую систему общественных отношений между странами и в пределах каждой страны, которая предоставила бы реальные возможности для решения глобальных проблем. Другого пути у человечества нет. Либо образование, научно-технический прогресс, достижения мировой культуры будут служить всем людям, либо человечество с неизбежностью начнет деградировать.


Заключение


Развивающиеся страны - особая категория государств, сохраняющих, хотя и в разной степени, определенные общие признаки социально-экономического отставания, в том числе многоукладность хозяйства, традиционные формы собственности и общественных институтов, низкую производительность общественного труда.

Различия в темпах роста, скорости модернизации экономики и воздействии мирового хозяйства способствуют дифференциации развивающихся стран. Социально-экономические стратегии развивающихся стран ставят целью преодоление отсталости, преобразование традиционных хозяйственных структур, изменение позиции в международном разделении труда, интеграцию в мировое хозяйство.

Социально-экономические процессы в развивающихся странах в возрастающей степени формируются под воздействием мирового хозяйства. Это в первую очередь связано с импульсами научно-технического прогресса, распространяющимися от центра к периферии, растущим значением мировой торговли, а также активностью ТНК.

Один из важнейших критериев выделения развивающихся стран в отдельную мировую подсистему - их слаборазвитость и отсталость.

Развивающиеся страны постоянно испытывают на себе последствия циклических кризисов, валютных инфляций, экспансий ТНК и т.д. В результате этого кризисные явления в экономике освободившихся государств оказались настолько масштабны и глубоки, что в условиях современного взаимозависимого мира их преодоление рассматривается мировым сообществом как одна из глобальных проблем.

Важно, чтобы люди захотели искать решения этих нелегких проблем сообща; а также правильно пользовались жизнью и разумом, чтобы избегать деструктивных действий и направлять все материальные и духовные ресурсы на развитие цивилизации.

Список используемой литературы


1.Буглай В.Б., Левинцев Н.Н. Международные экономические отношения, М.: «Финансы и статистика», 2008 - 302 с.

.Гончаров И.В. Социально-экономическое развитие в государствах Евразии, М.: «Проспект», 2006 - 382 с.

.Жуков С.В. Развивающиеся страны: сфера услуг и экономический рост, М.: «Наука», 2004 -272 с.

.Ломакин В.К. Мировая экономика, М.: «Юнити», 2012- 672 с.

.Николаева И.П. Мировая экономика, М.: «Проспект», 2004 - 200 с.

6.Обминский Э. Развивающиеся страны и международное разделение труда, М.: «Международные отношения», 2001 - 272 с.

Интернет ресурсы:

7.

.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

третий эшелон модернизации - развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, где начало процесса перехода от традиционного общества к современному еще более сдвинуто во времени - примерно от середины XIX до середины XX в. Страны третьего эшелона относятся к мировой “периферии”, которая изначально интегрировалась в общемировой процесс модернизации через систему колониализма и зависимости, в качестве сырьевого придатка к “центру”. Разделяя со вторым эшелоном ряд черт запоздалого развития, страны третьего мира обладают вместе с тем большой спецификой.
Важной особенностью является то обстоятельство, что модернизация здесь осуществляется в эпоху обнаружения и быстрого обострения глобальных проблем. Демографический, экологический и продовольственный кризисы становятся для молодых государств объективными ограничителями развития.
Во-вторых, страны “центра” уже входят в постиндустриальную фазу, что увеличивает разрыв в развитии между ними и периферийными странами, усложняет задачи модернизации в отставших обществах. Правда, как показывает пример некоторых стран Восточной Азии, эти задачи все же не являются невыполнимыми.
Кроме того, в третьем эшелоне поиск альтернативных, социалистических путей модернизации становится более распространенным (Китай, Куба, Вьетнам и др.), отчасти под влиянием социалистической модели в бывшем СССР. Однако кризис советской системы приводит к аналогичным кризисным явлениям в социалистических режимах “третьего мира”.
В третьем эшелоне процесс модернизации привел к различным результатам. Так называемые новые индустриальные страны (Тайвань, Южная Корея, Сингапур, а вслед за ними Индонезия, Таиланд, Малайзия и др.) вырвались или вырываются из “периферии” в “полупериферию”, а некоторые из них по отдельным показателям даже приближаются к “центру”. Другая группа стран по-прежнему принадлежит к “третьему миру” с характерными структурными дисбалансами в экономике и социальными контрастами (Индия, ряд арабских и латиноамериканских стран). Наконец, существует несколько десятков так называемых наименее развитых стран (преимущественно африканских), которые находятся в состоянии стагнации и даже деградации. Применительно к ним трудно говорить о каких-либо заметных достижениях модернизации.
Ловушки модернизации. Модернизация и прогресс. История показывает, особенно на примере стран запоздалого развития, что модернизация - это движение вперед, которое может стимулировать острые общественные противоречия, напряжения и конфликты. На пути модернизации встают различные опасности и ловушки. Они, как правило, выражаются в расколе общества между модернизаторски настроенными и традиционалистски ориентированными слоями населения, а также принимают различные формы в тех или иных областях общественной жизни. Например, в экономике сектор развитого, современного производства может оказаться оторванным от остальных сфер народного хозяйства. В социальном плане нередко серьезными препятствиями оказываются значительные различия в доходах. Диспропорции в развитии города и деревни. В политике крайностями являются как технократизм, игнорирующий социальные нужды людей, так и популизм, приносящий в жертву социальной демагогии эффективность экономического развития. В культурной сфере опасность заключается не только в сопротивлении переменам со стороны массового градиционалистского сознания, но и в элитарной отгороженности образованного меньшинства от широких слоев населения, которые третируются как “отсталые”.
Все эти диспропорпии и противоречия, порожденные частичной, ограниченной модернизацией, способны затормозить и даже повернуть вспять весь процесс.

Модернизация - собирательный термин, характеризующий различные аспекты перехода от традиционного к индустриальному обществу, а также поступательную эволюцию форм самого индустриального об­щества. Процесс модернизации носил комплексный характер и вклю­чал формирование капиталистической системы общественного про­изводства, основанной на индустриальной технологии и частном пред­принимательстве, расширенном производстве и переходе от вещного богатства к капиталу, распространение адекватных форм производ­ственного и личного потребления, доминирование классовой формы социальной стратификации, образование либерально-демократичес­кой государственно-правовой системы, в том числе широкого партий­ного спектра и электоральной модели массового политического пове­дения, рост урбанизации и создание духовной среды, основанной на дифференциации и индивидуализации ценностных ориентации, секу­ляризации и рационализации общественного сознания, переход от мировоззренческого знания к науке, от ценностной рациональности к утилитарной «целерациональности». Различаются отдельные формы модернизации: органическая модернизация (является результатом эволюционного развития общества, сбалансированного изменения всех сфер общественного сознания и бытия; вектор такой трансформации идет «снизу», процесс носит естественный, объективный характер); неорганическая модернизация (основана на модели «догоняющего развития», осуществляется «сверху», главным образом за счет целе­направленных реформ, ускоренного развития отдельных сфер индус­триального производства, переноса отдельных элементов либераль­ной государственно-правовой системы; процесс носит несбалансиро­ванный, во многом искусственный характер, сопровождается обострением противоречий между привнесенными и традиционными формами общественных отношений, локализуется в нескольких оча­гах и не приводит к формированию целостной общественной модели); первичная модернизация (модернизация в странах «старого капитализма», охватившая период от эпохи Реформации до промышленной революции и характеризующаяся преемственностью в развитии об­щественных форм, их сбалансированностью, органичностью); вторич­ ная модернизация (спровоцированная «внешним вызовом» модер­низация в странах «молодого капитализма», начавшаяся на рубеже ХIХ-ХХ вв. и носившая неорганический характер).

Проблемы модернизации социально-экономических структур стран азии и африки

Человече­ское содружество в целом и азиатско-африканский мир в частности остаются и по сей день в рамках Нового времени, т. е. той историче­ской эпохи, которая началась в XVI-XVII вв. и была отмечена в формационном (политэкономическом) плане складыванием и утверждени­ем мировой капиталистической системы (МКС), а в социокультурном (ментальном) плане - рождением новой, «западной» цивилизации.

Современ­ный постиндустриальный мир сохранил черты классического капитализма XIX в. МКС создавалась прежде всего как экономическая система, где произ­водственные и рыночные связи играли определяющую роль. В этом качестве она существует и сегодня.

Нынешняя цивилизация первоначально сложилась в Европе, но затем распространилась по всему миру, хотя степень адаптации к но­вым мировоззренческим установкам традиционных обществ в различ­ных регионах оказалась неодинаковой. Современные философы и востоковеды в целом достаточно близки в определении характерных черт существующей на протяже­нии последних 300 лет социокультурной системы. Прежде всего они отмечают ее техногенную основу, иными словами - приверженность к систематическому применению научных знаний в производстве, ве­дущую к ускоренному обновлению техники и технологий. В подобной цивилизационной среде первостепенное значение приобретают иннова­ции как важнейший показатель постоянного развития и непрерывной трансформации экономических, социальных и политических субструк­тур.

Характерное для традиционных обществ мед­ленное и экстенсивное развитие сменяется интенсивным; значение усилий, направленных на пространственное расширение владений, сферы воздействия или зоны контактов, заметно убывает, на первое место вы­ходит выигрыш во времени, о чем напоминает известный афоризм: «время - деньги».

Иными словами, сама эпоха Нового времени, видимо, близка к завершению, что и позволяет подвести итоги пути, пройденного стра­нами Азии и Африки на протяжении XVI-XX вв. обрыв естественно исторической эволюции и насильствен­ное - в разных формах - вовлечение народов Востока в МКС и их приобщение к техногенной цивилизации. Смысл происходившего мож­но характеризовать как процесс модернизации азиатско-африканского мира.

Существуют разные подходы к оценке этого процесса. Их можно свести к трем основным.

Один из них был сформулирован в советской историографии 40-50-х гг. Суть его заключалась в том, что в стра­нах Востока в доколониальную эпоху уже появились зачатки капита­лизма, однако начавшаяся европейская экономическая и политическая экспансия помешала развиться новым производственным отношениям и обрекла колониальные и зависимые страны Азии и Африки на дли­тельный застой и отсталость. «Вовлекая колонки в орбиту мирового рынка, капитализм в то же время тормозил их экономическое разви­тие, придавал ему однобокий и уродливый характер». «Важную роль в замедлении темпов социально-экономического разви­тия сыграло закабаление некоторых стран Азии и Африки в новое вре­мя колониальными державами». Там же отмечается, что несколько стран Дальнего Востока попытались закрыться от внешнего мира, спа­саясь от «европейских хищников». Но «пресловутое «закрытие» не смог­ло спасти дальневосточные государства от дальнейшего отставания по сравнению с передовыми странами Европы».

Другой подход был предложен западными либеральными учены­ми после второй мировой войны. Под общей руб­рикой «Теория модернизации». Основу разработанной парадигмы со­ставила идея о неизбежности и благотворности преобразования разви­вающихся стран в общества западного типа. Рассматривая первые как олицетворение прошлого, а вторые в качестве реализованного иде­ала прогресса, приверженцы этой идеи стремились показать, что мо­дернизация представляет собой определенный тип стадиальных изме­нений, вызванных индустриализацией к урбанизацией, развитием ин­ститута частной собственности и предпринимательской деятельности, распространением грамотности и средств коммуникаций, внедрением правового сознания и демократических форм политического устройства. По их мнению, странам Востока, единственную возможность выхода из состояния векового застоя, традиционности и консерватизма. Соот­ветственно усилия Запада по насильственной трансформации («вестернизации») остального мира, какие бы формы они ни принимали, рас­сматривались лишь как объективное благо.

В последние десятилетия появилась и третья интерпретация про­цесса модернизации стран Азии и Африки. По замыслу ее первых ав­торов- леворадикальных западных исследователей, она должна была избежать «марксистского догматизма» и одновременно противостоять «идеалистическим» взглядам «академического истэблишмента». «Мы убеждены, - писал один из них, - что серьезным и опасным заблуж­дением в большей части литературы по проблемам социального развития является прежде всего то, что современные неевропейские обще­ства рассматриваются в основном как статичные, кратко говоря, тра­диционные и им уготовано оставаться такими до той поры, пока их не воскресит контакт с Ее величеством современной европейской цивили­зацией, особенно с ее технологией, которая и модернизирует эти от­сталые общества».

В основу новой концепции положена идея о противоборстве двух общественных систем («мировых империй»). Одна из них силой политического диктата объединяла разнородные докапиталистические об­щества, другая выступала как некое мирохозяйственное единство, «ми­ровая экономика». Их столкновение привело в конечном итоге к по­глощению первой системы второй в рамках единого организма, состоя­щего из стран Запада в качестве центра системы и стран третьего ми­ра - ее периферии. Наиболее значимым итогом этого процес­са следует считать изменение направления исторической эволюции стран, составляющих периферию МКС, что нашло свое отражение в их развитии по пути «периферийного капитализма» и в их приобщении к техногенной цивилизации.

Основные этапы в процессе модер­низации Востока. До последнего времени начальным рубежом рас­сматриваемой исторической эпохи в советской историографии призна­валась Английская буржуазная революция середины XVII в., «поло­жившая начало торжеству капитализма в Европе». Изменение концеп­туального подхода к определению содержания нынешнего этапа все­мирной истории и отказ от известного истматовского постулата о пря­мой зависимости надстройки от базиса позволяют поддержать ученых, предлагавших принять за исходный рубеж эпохи великие географичес­кие открытия конца XV в. - начала XVI в. Их историческое значение состоит, в частности, в том, что они дали начальный импульс к созда­нию МКС.

I . Первый этап, охватывающий, по мнению автора статьи, первые два столетия Нового времени, отличается тем, что в сложившемся противостоянии двух различных общественных систем возможности воздействия новой техногенной цивилизации еще явно ограничены. Ми­ровой рынок в XVI--XVI! вв. только начинает складываться и потому также не в состоянии заметно влиять на воспроизводственные про­цессы в странах Востока.

II . На втором этапе (XVIII в. - 70-е гг. XIX в.) ситуация стала за­метно меняться. Все более усиливающееся превосходство западного ми­ра над восточным в экономической, политической и научно-технической сферах человеческой деятельности сделало возможным постепенное включение традиционных обществ Востока в сферу влияния мирового капитализма. Большинство стран Востока оказалось на различных периферийных орбитах МКС, став в конечном итоге источниками сырья и рынками сбыта для западных держав. Периферийное положение стран Востока определялось не только их ролью на мировом рынке. Они испытывали возраставшее политическое и культурное воздействие центра системы. Если на первых стадиях инкорпорирования политическая система ази­атских и африканских обществ еще сохраняла черты «восточной дес­потии», то в результате последующий эволюции она стала обретать ха­рактер колониального или полуколониального режима.

III . К концу XIX в. процесс включения стран Востока в МКС в целом закончился и начался третий этап Новой истории, характеризующийся их устойчивым функционированием вплоть до 60-х гг. XX в. в каче­стве периферийных компонентов техногенной цивилизации и мировой экономической системы. По­вторение в той или иной степени исторического опыта Запада, о ко­тором речь шла выше, и сохранение значительного разрыва в уровне развития с передовыми индустриальными странами, составляющими центр мировой системы, - с другой.

IV . Развитие событий в последние десятилетия XX в. позволяет гово­рить о начале нового, четвертого этапа процесса модернизации. Он отмечен усилением кризисных явлений цивилизационного порядка и одновременно все более активными усилиями стран Востока, направ­ленными на выход из состояния периферийного капитализма. Успеш­ный опыт Японии и новых индустриальных стран Восточной Азии, рав­но как Израиля и Турции.

Особого внимания исследователей заслуживает ответная реакция восточных обществ на сам процесс модернизации. Ход истории позволяет говорить о том, что подобная тенденция высту­пает в виде последовательно развивающихся революционных (по су­ществу, а не но форме выражения) процессов. Первым из них, наибо­лее полно захватившим весь Восток, можно считать национальную ре­волюцию, проявляющуюся в пробуждении национального самосозна­ния, - в усилиях по обретению национальной независимости и поли­тического суверенитета.

На смену национальным движениям, определившим смысл и со­держание не только периода «пробуждения Азии», но и всей первой по­ловины XX в., приходят политические революции. Их цель - борьба за создание таких политических институтов, как парламент, политиче­ские партии и массовые общественные организации, способные в ка­кой-то мере ограничить тоталитарные тенденции в политической жиз­ни современного Востока.

Модернизация эпохи Мэйдзи.

После ликвидации сегуната Токугава вся полнота власти в стране перешла в руки императорского правительства, состоявшего из представителей тех феодальных кругов, которые в известной степени учитывали интересы японской буржуазии и осуществляли преобразования буржуазного характера. «Реформы Мэйдзи» означали первый важный шаг на пути превращения японской феодальной монархии в буржуазную монархию. Правление императора Муцухито (Мэйдзи) следует считать поистине революционным по результатам, ибо вслед за этим важнейшим изменением в привычной Японии традиционной структуры последовали все остальные реформы, радикально изменившие облик страны. Были ликвидированы феодальные уделы и заменены префектурами, напрямую подчинявшиеся центральному правительству, количество сословий было уменьшено до трех: титулованная аристократия, дворянство и простой народ. В 1872г. была введена всеобщая воинская повинность, в результате на крестьян легли дополнительные тяготы, связанные с военной службой.

Наиболее важным преобразованием правительства явилась аграрная реформа 1872-1873 гг. власти объявили законными собственниками земли всех тех лиц, которые фактически владели этой землей к моменту издания закона. В целом это был прогрессивный акт впервые в Японии устанавливался буржуазный принцип частной собственности на землю. Однако, основная масса крестьянства в результате этой реформы по существу не получила земли. Было лишь уничтожено крупное феодальное землевладение. Все же эта реформа стимулировала развитие капиталистических отношений в деревне и дальнейшую дифференциацию ее населения.

Ликвидация феодальных княжеств и роспуск самурайских дружин привели к тому, что множество самураев оказались не у дел. Недовольство части самурайства усилилось после отмены в 1876г. их пенсий, замененных единовременной компенсацией в размере 5-14 летней суммы прежнего содержания. В результате этого бывшие князья и самураи получили от государства огромные деньги. Многие из них скупили казенные земли, основали промышленные предприятия и банки. Но суммы полученные рядовыми самураями были сравнительно невелики. Часть низшего самурайства восприняла отмену пенсий как удар по своим привилегиям. Самурайство лишалось привилегии носить оружие. В начале 1877 г. самурайские отряды во главе с Такамори Сайго начали боевые действия против правительственных войск, но в результате нескольких кровопролитных боев реакционный самурайский мятеж был подавлен. Ход военных действий показал превосходство регулярной армии над самурайскими дружинами. Поражение мятежа означало поражение сил, которые выступили за возвращение к старому.

Особенности промышленного развития Японии в 70 – 90–е годы 19 века. Несмотря на то, что революция 1868г. и проведенные после неепреобразования были половинчатыми и ограниченными, они значительно ускорили темпы развития капитализма в стране. Возрастает товарность сельскохозяйственного производства, наблюдался рост посевных площадей. Развитие капитализма в Японии сочеталось с укреплением помещичьего землевладения и сохранением полуфеодальных методов эксплуатации кретьянства. Развитие капитализма сопровождалось дальнейшем обезземеливанием крестьян, сгоном их с земли.

С 80-х г. развернулось интенсивное промышленное строительство. Важную роль в индустриализации Японии сыграло вмешательство государства. Крупные средства, мобилизованные правительством за счет огромных налогов с населения (главным образом с крестьянства), вкладывались в строительство промышленных предприятий. Правительство приступило к сооружению военных заводов и арсеналов, крупных судостроительных верфей и железоделательных заводов. В других отраслях строились так называемые образцовые предприятия: крупные бумагопрядильные, шелкомотальные, ткацкие, спичечные фабрики, стекольные, пивоваренные, цементные заводы. Большинство «образцовых предприятий» было по очень низкой цене продано частным предпринимателям. Возникают монопольные объединения и компании, это было вызвано стремлением японских промышленников выдержать конкуренцию иностранных товаров.

Формирование политических партий. В октябре 1881г. была создана «Конституционная либеральная партия» (дзиюто). Она объединяла представителей либеральных помещиков, сельскую буржуазию и интеллигенцию, часть крупной городской буржуазии. Главную роль в руководстве дзиюто, возглавляемой Итагаки, играли либеральные помещики. В 1882г. оформилась «Конституционная партия реформ и прогресса» (кайсинто), возглавляемая Окума. Она объединяла крупную и среднюю городскую буржуазию, крупных обуржуазившихся помещиков, представителей умеренно-либеральной интеллигенции. Для противодействия этим партиям правительство создало «Конституционную императорскую партию» состоявшую главным образом из чиновников. Но она была малочисленной и не играла значительной роли. Представители радикальной интеллигенции создали ряд нелегальных организаций. Они стали готовить вооруженные восстания. Наиболее крупным из подготовленных восстаний было восстание в районе Титибу. Оно было жестоко подавлено. После этого правительство поставило на ноги весь полицейский аппарат, большинство революционных подпольных групп было разгромлено. В период «движения за свободу и народные права» наряду с требованиями буржуазно – демократических свобод выдвигались и требования отмены неравноправных договоров.

Конституция 1889г. Страх перед опасностью нового подъема демократического движения способствовал принятию японским императорским правительством конституции. По конституции особа императора объявлялась священной и неприкосновенной. За ним закреплялось право объявления войны и подписания мира, заключения договоров, назначения и увольнения всех высших гражданских и военных должностных лиц, созыва и роспуска парламента. Император являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами Японии. Конституция учреждала парламент, состоявший из двух палат – палаты пэров и палаты представителей. Парламент обладал законодательными правами и утверждал бюджет. Важную роль в управлении государством играл Тайный совет – консультативный орган при императоре, назначаемый им из высших сановников. Фактически каждое важное решение кабинета министров или парламента должно было получить санкцию Тайного совета. Значение приобрел и внеконституционный орган – совет гэнро (старейшин). Гэнро рекомендовал императору кандидатов на пост премьер – министра, и решал др. важные вопросы в управлении страной. Конституция 1889г. отражала компромисс между полуфеодальными помещиками и крупной японской буржуазией. Она была новым шагом на пути превращения японской монархии из полуфеодальной в буржуазную. Вместе с тем конституция укрепляла монархический строй.

Агрессивная вешняя политика правящих кругов Японии. Японо-китайская война 1894-1895 гг. Став на путь независимого капиталистического развития, Япония очень скоро начала осуществлять колониальную агрессию по отношению к другим народам Азии. В 1874г. Япония высадила свои войска на о. Тайвань, однако сопротивление заставило отступить от Китая. Японские экспансионисты выдвигали также претензии на Сахалин и Курильские острова. В 1875г. было достигнуто русско-японское соглашение, по которому японское правительство добилось передачи Японии Курильских островов в обмен на отказ от претензий на Южный Сахалин.

В 1876г. Япония под угрозой войны навязала Корее неравноправный договор. С этого момента началось проникновение японских колонизаторов в Корею. По мере развития капитализма усиливалась экспансионистские устремления японской буржуазии. Международная обстановка благоприятствовала японской агрессии против Кореи и Китая. Теперь наряду с США Японию стала поддерживать и Англия, видевшая в Японии союзника против России. в конце июля 1894г. Япония начала военные действия против Китая. Победа Японии в войне 1894-1895гг. выдвинула ее в число колониальных держав. Усилились ее позиции в Корее; она захватила Тайвань и острова Пэнхуледао; Китай выплачивал ей огромную контрибуцию. К этому времени Япония окончательно укрепилась как капиталистическое государство. Некоторые группы буржуазии и помещиков, находившиеся ранее в оппозиции, получив возможность обогащаться на войне, стали поддерживать правительство.

Япония в период довоенного империализма (1900 - 1914).

Перерастание японского капитализма в империализм. Японо-китайская война ускорила темпы роста японской промышленности. Этому способствовала огромная контрибуция, выкачанная из Китая. Промышленный подъем сопровождался сильной концентрацией капитала, ростом монополистических объединений.

Большую роль в перерастании японского капитализма в монополистическую стадию сыграл мировой экономический кризис 1900г. Кризис способствовал поглощению мелких и средних предприятий крупными объединениями. После кризиса монополии получают в Японии быстрое распространение. Одновременно шел процесс сращивания промышленного и банковского капитала. Преобладающей формой монополистических объединений финансового капитала были концерны.

Важным фактором, способствовавшим росту монополий, была колониальная экспансия. Усилилось ограбление Кореи, Тайвань стал японской колонией. Япония приняла участие в разделе Китая на сферы влияния, добившись превращения провинции Фуцзянь в сферу влияния японского капитала. Появилась и такая важная черта монополистического капитализма, как вывоз капитала. Японские фирмы вкладывали свои капиталы на Тайване, в Корее, в континентальном Китае.

Особенности японского империализма. Японские монополии были тесно связаны с помещиками и монархией. Монополистическая буржуазия использовала такие формы докапиталистической эксплуатации трудящихся как кабальная контрактация детей и женщин с системой принудительных общежитий полутюремного типа и т. п. нищета и отсутствие достаточного количества земли у японского крестьянства обеспечивали постоянный приток на предприятия дешевой рабочей силы. Вследствие этого в Японии уровень жизни рабочих был значительно ниже, чем в других капиталистических странах.

Получая обильные субсидии главным образом за счет налогов, выжимаемых из крестьян, монополистическая буржуазия непосредственно участвовала в полуфеодальной эксплуатации крестьянства. Японские монополии использовали феодальные пережитки в интересах получения сверхприбылей и были заинтересованы в их сохранении. Государственный аппарат в значительной мере был в руках бюрократии и помещиков. Страной управляла формально конституционная, а на деле самодержавная монархия. Общая тенденция к политической реакции, присущая империализму, проявилась в том, что окончательно сошел со сцены буржуазный либерализм, продолжалось сближение монополистической буржуазии с помещиками, бюрократией и военщиной. За 1900 – 1913 гг. объем промышленного производства увеличился в Японии на 181 %. Между тем ко времени выхода Японии на международную арену мир был уже поделен другими империалистическими державами. Отсюда вытекала особая заинтересованность японского империализма в переделе мира путем войны.

Внешняя политика японского империализма. После японо-китайской войны усилилась колониальная экспансия японской буржуазии. Японские монополии стремились к установлению полного контроля над Кореей. Заметно возросла их активность в Китае под давлением великих держав была вынуждена возвратить Китаю полуостров Ляодун. 30 января 1902г. был подписан англо-японский договор, преследовавший агрессивные, захватнические цели. Договор предусматривал военную интервенцию в Китае и Корее.

Русско-японская война . Война началась в ночь с 8 на 9 февраля 1904г. Японский флот внезапно атаковал русскую эскадру на рейде Порт – Артура. Это была империалистическая война за Корею и Маньчжурию, несправедливая и захватническая как со стороны Японии так и со стороны России. Война привела к крайнему истощению людских и финансово-экономических ресурсов Японии. Японская армия понесла огромные потери убитыми и раненными 5 сентября 1905г. был подписан Портсмутский мирный договор, по которому Россия признавала Корею японской сферой влияния, к Японии переходили арендные территории России на Ляодунском полуострове с Порт-Артуром и Дальним (Квантунская область), южная ветка КВЖД (от станции Куаньчэнцзы до Порт-Артура), Южный Сахалин. Япония получала возможность вести лов рыбы в русских дальневосточных водах.

Положение трудящихся масс за годы войны стало невыносимым. Широкие слои населения охватило недовольство. На 5 сентября 1905г. в одном из парков Токио был назначен митинг протеста против «унизительного» договора с Россией. В этом проявилось общее недовольство политикой правительства. Правительство подавило выступление. Серьезные волнения происходили и в других городах. Это были стихийные выступления, отражавшие протест, портив внутренней и внешней политики правительства. Войскам и полиции удалось подавить волнения.

Усиление позиций монополистического капитала. Внешняя политика Японии после войны. В 1907-1908гг. японская промышленность пережила кризис. Затем наступил новый подъем, продолжавшийся почти до начала первой мировой войны. Русско-японская война, а также продолжавшаяся после нее милитаризация страны способствовали развитию тяжелой индустрии. Шло техническое перевооружение промышленности, происходила дальнейшая концентрация производства и централизация капитала. Монополистическая буржуазия претендовала на усиление своего влияния в государственном аппарате. Одновременно возросла роль военных. Укрепление позиций монополистического капитала сопровождалось дальнейшим развертыванием колониальной агрессии. В 1910г. Корея была аннексирована и превращена в японскую колонию. Япония утвердилась в Южной Маньчжурии. японская политика экспансии в Китае, на господство в котором претендовали Англия и США, привело к обострению японо-английских и японо-американских противоречий.

Япония накануне первой мировой войны. Этот период характеризовался обострением внутренних и внешних противоречий японского империализма. Наряду с ростом рабочего движения наблюдался подъем демократического движения, отражавший недовольство широких масс политическим бесправием, тяжелыми налогами и т.п. Основным требованием этого движения было всеобщее избирательное право. В феврале 1913г. в ряде японских городов происходили демонстрации, направленные против милитаристского кабинета Кацура. Обострилась также борьба внутри правящего лагеря. Кабинет Кацура был вынужден уйти в отставку. В обстановке приближавшейся мировой войны происходили обострение американо-японских противоречий, ослабление англо-японского союза, усиление взаимного недоверия в отношениях Японии с Россией. Эти внешние и внутренние трудности японского империализма были составной частью политического кризиса, охватившего капиталистический мир накануне первой мировой войны.

Проблемы, связанные с модернизацией в странах Африки, Азии и Латинской Америки, остаются центральными со времен освобождения от колониальной зависимости по сегодняшний день. Эти государства стремятся повысить свою значимость с мировой торговли и экономики, однако в силу различных факторов, сталкиваются со значительными трудностями в этом процессе.

Главными проблемами модернизации остаются внутренние противоречия в общем подходе экономического социального развития, низкий уровень образования населения, а также усиление этносоциальных конфликтов.

Модернизация в пост-колониальный период

После освобождения от власти метрополий, многие государства Африки и Азии ждали так называемого "экономического чуда". Следует отметить, что многие страны сумели добиться определенных успехов в промышленном производстве и торговли. В 60-70 х годах уровень прироста объема промышленного производства был в 2 раза больше, нежели в развитых государствах. Тенденции укрепления государственной экономики прослеживались и в латиноамериканских странах.

Однако за подобными достижениями скрывалась существенная непоследовательность, которая в дальнейшем обусловила ряд тяжелых экономических кризисов. В государствах, имеющих возможность добычи нефти, начались внедряться активные социальные преобразования.

Из-за высокой стоимости нефти, Англия и США начали активно предоставлять кредитные средства на развитие этих государств. В середине 70-х годах стоимость нефтяных продуктов начала стремительно падать - государства Персидского и Карибского заливов оказались в экономической ловушке. Более 90% населения оказалось за чертой бедности.

Существенной сложностью в модернизации была и недостача специализированных кадров. Абсолютное большинство населения Африки, Азии и Латинской Америки не обладали даже начальным образованием. Необразованное население представляло собой дешевую рабочую силу, однако производство начало требовать внедрение научно - технических разработок, для чего были необходимы подготовленные специалисты.

Проблемы модернизации в 90-х годах

Переменный успех, который прослеживался в модернизации государств Африки, Азии и Латинской Америки в 60-80-х годах, полностью был вытеснен социально - экономическими кризисами, которые начались в 90-х. Значительную роль в этом сыграло скоротечное завершение «холодной войны». Интерес мировых лидеров к развивающимся «не западным» государствам исчез, вместе с этим прекратилось и их финансирование.

Начиная с 1989 года США и Европейские государства, в том числе и ССР стали требовать от развивающихся государств немедленного возвращения долгов, которые были предоставлены им в 70-х годах. На выплату кредитов во многих государствах уходило более трети национальных доходов. Даже в таких государствах как Саудовская Аравия, в которой ранее не наблюдалось проблем модернизации, уровень производства, из-за недостачи капитала упал до показателей 1965 года.

Такие страны как Ирак, Кувейт, Индия, Бразилия, Аргентина были отброшены к показателям 1950 года. Беднейшие государства Азии и Африки столкнулись с угрозой голода. Наибольшие проблемы наблюдались в экономике так называемых «экономических иждивенцев» - государств, развитие промышленности в которых осуществлялось за счет США и СССР.