Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Особенности оказания первичной медицинской помощи работникам промышленных предприятий, сельским жителям. Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению и виды учреждений сельского здравоохранения Амбулаторно поликлиническая помощь сельскому населен

Цель: Студенты должны знать систему организации медицинской помощи сельскому населению; структуру и функции сельских медицинских учреждений.

Сеть медицинских организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь сельскому населению включает все виды учреждений системы здравоохранения. Однако факторы, определяющие различия между городом и деревней, характер расселения жителей, радиус обслуживания, сезонность работ, воздействие погодных условий при полевых работах, специфические условия трудового процесса, неустроенность хозяйственно-бытовой деятельности и бытовых условий, регионально-нацио­нальные особенности и обычаи, образовательный и культурный уровень и др. влияют на организационные формы и методы работы сельских медицинских учреждений:

Организация медико-социальной помощи на селе, ее объем, и качество зависят от удаленности медицинских учреждений от места жительства пациентов, укомплектованности квалифицированными кадрами и оборудованием, возможности получения специализированной медицинской помощи, возможности реализации нормативов медико-социального обеспечения. Медицинская помощь сельскому населению строится на тех же основных организационных принципах общественного здравоохранения, что и городскому населению.

Условно выделяют 3 этапа оказания врачебной помощи сельским жителям.

Первый этап - сельский врачебный участок, куда относятся медицинский пункт (МП), врачебная амбулатория (ВА) и участковая больница (УБ). На этом этапе сельские жители получают медицинскую доврачебную и квалифицированную медицинскую помощь (терапевтическую, хирургическую, акушерскую и гинекологическую, стоматологическую и др.).

Второй этап - районные медицинские учреждения, где ведущим учреждением является районная больница (РБ) и центральная районная больница (ЦРБ). Сельские жители получают специализированную медицинскую помощь по основным ее видам. Могут быть межрайонные специализированные центры, диспансеры, центры здоровья и др. Руководителем службы здравоохранения является главный врач района (или районного медицинского объединения), который возглавляет и центральную районную больницу. Определяются главные районные специалисты, в обязанность которых входит лечебно-консультативная и организационно-методическая работа по специальности.

В каждом районном центре функционирует центр ГСЭН. Санитарно-противоэпидемической службой района руководит главный государственный санитарный врач района, являющийся главным врачом центра ГСЭН.

Третий этап - областная больница, диспансеры, стоматологическая поликлиника, областной центр ГСЭН и др. На этом этапе оказывается высококвалифицированная медицинская помощь по всем специальностям.



Структура деятельности первичного звена медицинской помощи сельскому населению.

Сельский врачебный участок является звеном первого контакта пациентов в системе медицинского обслуживания. Его основная задача - оказание населению участка доступной квалифицированной врачебной помощи и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. Численность населения на участке - от 5000 до 7000 человек. Ближайшим медицинским учреждением, куда обращается сельский житель, является медицинский пункт. МП организуется в населенных пунктах с числом жителей от 700 до 1000, а при удаленности более 7 км от населенного пункта - до 500 жителей.

Основными задачами МП являются оказание медицинской доврачебной помощи и проведение санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, снижение заболеваемости и травматизма, повышение санитарно-гигиенической культуры населения. Фельдшер МП оказывает первую медицинскую помощь при острых заболеваниях и травмах, проводит прививки, физиотерапевтические мероприятия и др. Акушерка МП проводит амбулаторный прием и оказывает первую медицинскую помощи гинекологическим больным и беременным, проводит учет и акушерский патронаж беременных женщин и рожениц и социальный патронаж женщин, проводит контроль лечения, назначенный акушер-гинекологом, принимает роды у здоровых рожениц.

Основным медицинским учреждением на сельском врачебном участке является участковая больница врачебная амбулатория. Характер и объем медицинской помощи в ВА и УБ определяются их мощностью, оснащением, наличием врачей-специалистов. Оказание амбулаторной и стационарной помощи терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, лечебно-профилактическая помощь детям, неотложная хирургическая и травматологическая помощь входят в круг прямых обязанностей врачей участковой больницы, независимо от ее мощности. В штате ВА и УБ в зависимости от ее мощности, численности населения и расстояния до центральной районной больницы могут быть врачи по основным специальностям (терапия, педиатрия, стоматология, акушерство, гинекология и хирургия).

Главным звеном в здравоохранении сельского района является ЦРБ, которая осуществляет специализированную медицинскую помощь по основным ее видам и организационно-методическое руководство всеми медицинскими учреждениями района. В своем составе ЦРБ имеет следующие структурные подразделения: стационар с основными специализированными отделениями, поликлинику с консультативными приемами врачей-специалистов, лечебно-диагностические отделения, организационно-методический кабинет, отделение скорой и неотложной медицинской помощи и прочие структурные подразделения (морг, пищеблок, аптека и др.).

Организационно-методическое руководство лечебно-профилактическими учреждениями района осуществляет оргметодкабинет ЦРБ. В его функции входят: организация плановых выездов врачей-специалистов в сельские участковые больницы для консультаций и оказания практической помощи врачам этих учреждений по вопросам организации лечебно-диагностической и профилактической работы; изучение основных показателей работы медицинских учреждений района (уровень заболеваемости, летальности, детской и общей смертности, расхождение клинических и патологоанатомических диагнозов и т. д.); разработка и проведение необходимых мероприятий. Возглавляет оргметодкабинет заместитель главного врача ЦРБ по организационной работе.

Основными критериями оценки эффективности деятельности медицинских учреждений сельского района являются: показатели заболеваемости населения (общая, с временной утратой трудоспособности, детская), первичного выхода на инвалидность, смертности, детской смертности; число жалоб населения и др.

Областная больница оказывает специализированную и высокоспециализированную лечебную помощь, является научно-организационным, методическим и учебным центром здравоохранения. Основные ее функции: обеспечение высококвалифицированной, специализированной, консультативной и стационарной медицинской помощью; оказание организационно-методической помощи лечебно-профилактическим учреждениям и экстренной медицинской помощи средствами санитарной авиации; руководство и контроль за статистическим учетом и отчетностью лечебно-профилактических учреждений области; анализ качественных показателей деятельности лечебно-профилактических учреждений области на основе сводных годовых отчетов; изучение и анализ показателей заболеваемости, инвалидности, общей и детской смертности, разработка мероприятий, направленных на их снижение; проведение мероприятий по специализации и усовершенствованию врачей, среднего медицинского персонала.

Структурными подразделениями областной больницы являются: стационар, консультативная поликлиника, лечебно-диагностические отделения, кабинеты и лаборатории, организационно-методологический отдел с отделением медицинской статистики, отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи. В организационно-методической работе медицинских учреждений области принимают участие главные специалисты комитета по здравоохранению (главные хирург, терапевт, педиатр) и внештатные областные специалисты (чаще всего заведующие специализированными и узкоспециализированными отделениями).

Иллюстративный материал: 10 слайдов в программе «Power Point».

Литература:

1. Аканов А.А., Куракбаев К.К., Чен А.Н., Ахметов У.И. Организация здравоохранения Казахстана. – Астана.Алматы, 2006. – 232 с.

2. Конституция Республики Казахстан.1995.

4. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.

5. О здравоохранении в Республике Казахстан: Основные законодательные акты. – Алматы: ЮРИСТ, 2004. – 182 с.

6. Сагиндыкова А.Н. Конституционно-правовые проблемы охраны здоровья граждан в Республике Казахстан. – Алматы, 1997. – 167 с.

8. Статистический ежегодник.Казахстан в цифрах.2000-2009гг.

Контрольные вопросы:

1. Основные особенности организации медицинской помощи сельскому населению.

2. Организации, оказывающие медицинскую помощь сельским жителям.

3. Общая характеристика сельского врачебного участка.

4. Фельдшерско-акушерский пункт, его основные задачи.

5. Показатели организационно-методической работы областной больницы.


ЧТО БЕСПОКОИТ ГРАЖДАН? Демография Эффективность использования ресурсов Общественное мнение Повышение конкурентоспособности региона (округа) Зарплата Повышение квалификации Карьерный рост Условия работы Высокие стандарты жизни Качество медицинских услуг Платность Очереди Незащищенность Приоритеты ЧТО БЕСПОКОИТ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВОХРАНЕНИЯ? ЧТО БЕСПОКОИТ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ?


Медицинская помощь сельскому населению предоставляется на общих принципах, однако осуществление лечебных и профилактических мероприятий в оптимальном объеме и на достаточном уровне осложняется рядом обстоятельств, которые нужно учитывать при ее организации: социально-экономические условия; медико-демографические особенности; состояние заболеваемости и инвалидности; естественные условия; развитие инфраструктуры в целом и сети медицинских учреждений


РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УКРАИНЕ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ ВНЕШНИХ ПРИЧИН СМЕРТИ НА 43,6% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА 19,3% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОЖДАЕМОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА 16,7% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ НОВООБРАЗОВАНИЙ НА 11,9% НИЖЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА 31,9% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ НА 18,8% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ НА 4,5% НИЖЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ НА 56,1% ВЫШЕ, ЧЕМ У ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ


Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению: ІІ Этап (районные медицинские учреждения – ЦРБ, РБ, НРБ) І Этап (СВУ, АОПСМ, ФАП) ІІІ Этап (областные медицинские учреждения- областная больница, специализированные диспансер) ІV Этап (государственные специализированные центры, клиники НИИ)



Постепенно в меру перестройки сети и роста обеспеченности медицинским персоналом в ее формирование вступил принцип этапности: І этап - сельский врачебный участок обеспечивает первичную медико-санитарную помощь. ІІ этап - районные медицинские учреждения оказывают в основном вторичную (специализированную) помощь (первичная помощь на этом этапе оказывается лишь жителям районного центра и прилегающих к нему сел - приписного участка). ІІІ этап - областные больницы и диспансеры обеспечивают узко-специализированную помощь. В современных условиях сформировался еще и IV этап, который представлен межобластными и государственными специализированными центрами. Кроме того, в предоставлении медицинской помощи сельскому населению значительное участие принимают и городские ЛПУ.







Основные задания участковой больницы: обеспечение населения участка амбулаторной и стационарной врачебной помощью; осуществление лечебно-профилактических и обще оздоровительных мероприятий по здравоохранению матери и ребенка; организация и проведение мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости и травматизма; внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения; организационно-методическое руководство и контроль деятельности учреждений здравоохранения врачебного участка.




Сельская амбулатория осуществляет: раннее выявление заболеваний и факторов риска; своевременное лечение больных в амбулатории и дома; отбор лиц, которые нуждаются в диспансерном наблюдении, своевременное их обследование, лечение и оздоровление; организацию скорой и неотложной помощи; направление на консультации и подготовку к осмотру врачами- специалистами районных учреждений при их плановом выезде на сельский врачебный участок; своевременную госпитализацию больных; экспертизу временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК) больных с признаками стойкой нетрудоспособности; динамическое наблюдение состояния здоровья женщин и детей; составление графиков и проведение консультативных приемов больных на территории деятельности ФАПов; проведение оздоровительных и противоэпидемических мероприятий.




Обязанности заведующего ФАП проведение амбулаторного приема и обслуживание вызовов; выполнение назначения врачей, проведение определенных физиотерапевтических процедур и лабораторных исследований; участие в организации профилактических медицинских осмотров, в отборе лиц для диспансерного наблюдения; организация перевозки больных в соответствующие лечебные учреждения, сопровождение при этом больных детей в возрасте до одного года; раннее выявление инфекционных больных; обеспечение изоляции, а при необходимости госпитализации этих больных; осуществление патронажа больных туберкулезом, психическими расстройствами; участие в их амбулаторном лечении;


Проведение прививок; проведение противоэпидемических мероприятий в ячейках инфекционных заболеваний; проведение текущего санитарного надзора за надлежащими объектами и территорией населенного пункта; проведение мероприятий профилактики сельскохозяйственного травматизма; осуществление медико-гигиенической учебы населения; составление планов работы ФАПа; заполнение учетных документов и составление отчета фельдшерско-акушерского пункта (ф. 024); выдача листков нетрудоспособности (согласно с соответствующим приказом областного отдела (управления) здравоохранения).



Обязанности акушерки ФАПа: ежегодная перепись детей в возрасте до 15 лет; проведение амбулаторного приема детей, беременных, гинекологических больных и предоставления медицинской помощи дома; организация при заболеваниях детей (особенно раннего возраста) консультации участкового врача (педиатра), своевременная госпитализация в соответствующую больницу; проведение профилактических осмотров всех женщин; патронаж беременных и детей;


Направление при необходимости женщин к акушеру-гинекологу; выполнение назначений врачей детям, беременным и гинекологическим больным; проведение определенных физиотерапевтических процедур и лабораторных исследований; предоставление неотложной помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; проведение прививок; медико-гигиеническая учеба женщин и детей.


Населенный пункт менее 100 жителей Населенный пункт менее 100 жителей Совершенствование медицинской помощи сельскому населению, включая оказание первой помощи Отделения ОВП Центральная районная больница Межмуниципальные центры Межтерриториальные поликлиники (от 100 до 200 тысяч жителей) Межмуниципальные центры Межтерриториальные поликлиники (от 100 до 200 тысяч жителей) Фельдшерские пункты ФАПы Домовые хозяйства первой помощи Населенный пункт от 100 до 300 жителей Населенный пункт от 100 до 300 жителей Населенный пункт от 300 до 700 жителей Населенный пункт от 300 до 700 жителей Населенный пункт 1500 жителей Населенный пункт 1500 жителей Населенный пункт около 3000 жителей и более Населенный пункт около 3000 жителей и более Амбулатории Комплексный участок Выездные врачебные бригады Развитая инфраструктура: дороги, коммуникации, телефонная связь Оказание первой помощи населению Подразделения и филиалы Участковая больница Населенный пункт 1700 жителей Населенный пункт 1700 жителей » 20






Внедрение в практику работы ЛПУ района современных методов диагностики и лечения Обеспечение скорой и неотложной медицинской помощью Мероприятия профилактик и, диагностики и лечения Амбулаторно- поликлиническая и стационарная помощь населению района Санитарно- просветительная работа Основные задания ЦРБ Оказание первичной специализированной медицинской помощи


Организация консультативной помощи; организационно-методическое руководство работой всех ЛПУ района, а также контроль их деятельности; разработка и внедрение мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обеспечения; разработка, организация и осуществление мероприятий по повышению квалификации медицинских кадров и рационального использованию медицинских кадров и материально-технических ресурсов; планирование, финансирование и организация материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения района.



Направления организационно- методической работы анализ показателей здоровья населения; анализ показателей работы ЛПУ района; изучение и распространение передового опыта работы; планирование и организация выездов специалистов ЦРБ на сельские участки для консультативной помощи населению и врачам; планирование и обеспечение проведения профилактических медицинских осмотров; планирование и организация повышения квалификации медицинских работников районных и участковых ЛПУ; разработка мероприятий по улучшению медицинского обеспечения населения района.


Функции районного педиатра консультативная помощь рабочим ЛПУ районного центра, сельских врачебных участков по вопросам организации медицинской помощи детям; посещение ФАПов и сельских больниц (амбулаторий), осмотр здоровых и консультация больных детей, проверка своевременности проведения профилактических прививок и санитарно- противоэпидемических мероприятий; контроль проведения диспансерного надзора за детьми, в первую очередь на первом году жизни; за проведением профилактических прививок детям; составление совместно с санитарно-эпидемиологической станцией (СЭС) плана противоэпидемических мероприятий, направленных на борьбу с детскими инфекционными заболеваниями, участие в его выполнении;


Обеспечение повышения квалификации по педиатрии для врачей сельских участков, медицинских рабочих детских дошкольных учреждений и школ, патронажных сестер, медицинского персонала ФАПов; посещение детских дошкольных учреждений, контроль их деятельности; анализ отчетов детских лечебно- профилактических учреждений, изучение и оценка состояния здоровья детей сельского района и деятельности ЛПУ, обобщение полученных данных и разработка конкретных мероприятий по повышению качества медицинской помощи; привлечение представителей местных органов власти, общественных организаций, актива Общества Красного Креста к проведению мероприятий, направленных на улучшение медицинской помощи детям.


Схема финансирования уровней медицинской помощи населению в городской больнице 25 г. Донецка 1 УРОВЕНЬ: Семейная врачебная Амбулатория Семейный врач –держатель И распредилитель финансов 2 УРОВЕНЬ: ЦРБ, РБ, НБ, Консультативно- диагностические центры 3 УРОВЕНЬ: Обласная больница, Специализированная Стационарная помощь Бюджетное финансирование на одного жителя Внебюджетные средства Средства, привлекаемые через страховые компании Оплата из фонда семейного врача за каждого больного по законченному случаю посещения Без направления семейного врача консультация узких специалистов путем приобретения больными страховых полисов Диагностические исследования проводятся путем приобретения страховых полисов Оплата из фонда семейного врача по клинико-затратным группам заболеваний Финансы, привлекаемые страховыми компаниями Всяк молодец на свой образец Схема финансирования уровней медицинской помощи сельскому населению Click for larger picture


Основные задания областной больницы: обеспечение населения области в полном объеме высоко-специализированной стационарной и консультативной поликлинической помощью; организация и предоставление экстренной и консультативной медицинской помощи на территории области; внедрение в практику работы больницы современных методов и средств диагностики, лечения, опыта работы лучших ЛПУ; повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений области; организация, руководство и контроль статистического учета и отчетности, составление сведенных отчетов, анализ показателей деятельности лечебно- профилактических учреждений области; разработка мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обеспечения и на улучшение здоровья населения.




Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи 2011 г. 56,3 % – при получении стационарной медицинской помощи 41,8 % – при получении амбулаторно- поликлинической помощи 68,4 % – при получении стационарозамещающей медицинской помощи Удовлетворены качеством медицинской помощи по данным социологического опроса 50,8 % респондентов Удовлетворены качеством медицинской помощи по данным социологического опроса 50,8 % респондентов Снизилось количество жалоб населения на: качество питания в стационарах, санитарное состояние помещений ЛПУ, лекарственное обеспечение. Расширены возможности записи на прием, что дает пациенту право выбора удобного лично для него способа


Финансовые средства на реализацию программы модернизации здравоохранения УКРАИНЫ в годах Все средства 6,5%ВВП Укрепление материально – технической базы медицинских учреждений Внедрение современных информационных систем в здравоохранении Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами – специалистами


Внедрение современных информационных систем в здравоохранении в 81 ЛПУ Внедрение 52 стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами – специалистами (участвуют 63 ЛПУ), проведение диспансеризации подростков в 34 ЛПУ, открытие 6 центров медико-социальной поддержки беременных на базе межрайонных центров родовспоможения и детства Укрепление МТБ: - продолжение строительства строительство (приобретение) 15 ФАП - приобретение 233 единиц оборудования для 32 ЛПУ (в т.ч. 1 КТ, 1 ангиограф, 9 е д. автотранспорта, 2 неонатальных реанимобиля, 2 передвижных комплекса) -- создание отделения экстренной медицинской помощи на базе ГБУЗ АО «Пе рвая городская клиническая больница» -- открытие 55 общих врачебных практик в сельской местности -- создание 47 домовых хозяйств III. II. I.I.I.I. Мероприятия по реализации программы модернизации здравоохранения


Обеспеченность врачами на жителей В отрасли работает человек, врачей средних медработников Обеспеченность: -врачами – 40,3 на населения -средним медперсоналом – 108,2 на населения Кадровое обеспечение отрасли здравоохранения 42% Укомплектованность: - врачами – 88,2%, -сред. медперсоналом 93% - Коэффициент совместительства -врачей – 1,48, -сред. персонал – 1,23


Город 968 ед. Село 102 ед. Город 850 ед. Село 90 ед. Социальные ожидания студентов (мотивация работы на селе) комплекс мер социального характера: государственная поддержка, предоставляемая в форме социальных выплат на строительство или приобретение жилья культурный досуг и современная инфраструктура компьютеризация села возможность консультирования с более опытными коллегами, профессиональная переподготовка, доступность медицинской литературы высокая заработная плата, в том числе доплата за работу в сельской местности Общее количество вакансий среднего мед. персонал 940 ед. Общее количество врачебных вакансий 1070 ед. Функции консультативной поликлиники предоставление высокоспециализированной консультативной помощи больным по направлениям лечебно-профилактических учреждений области; решение вопросов о последующем лечении проконсультированных больных с определением медицинской технологии и места; привлечение к консультации высококвалифицированных врачей-специалистов больницы и других ЛПУ, а также рабочих научно- исследовательских институтов и медицинских ВУЗов; направление в ЛПУ, которые послали на консультацию больных, выводов с указанием установленного в поликлинике диагноза, проведенного и рекомендуемого лечения; разработка для ЛПУ области предложений (памяток) о порядке и показаниях для направления больных в консультативные поликлиники;



Организация и проведение (вместе с отделением экстренной и планово-консультативной помощи) выездных консультаций врачей- специалистов в районы, а также заочных консультаций для врачей ЛПУ области; систематический анализ по районам области случаев разногласий диагнозов между ЛПУ, которые направили больных на консультацию, и консультативной поликлиникой; анализ ошибок, допущенных врачами ЛПУ при обследовании и лечении больных перед направлением их в консультативную поликлинику; составление обзоров и информационных листков о состоянии и уровне лечебно- диагностической работы в районах и ЛПУ области.


РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УКРАИНЕ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ В УКРАИНЕ ПРЕДУСМОТРЕН КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ: ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РАЗВИТИЕ СЕТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ОПТИМИЗАЦИЯ КОЕЧНОГО ФОНДА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО РАБОТЫ УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ВНЕДРЕНИЕ В РАБОТУ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРЕДВИЖНЫХ МЕДИЦИНСКИХ КОМПЛЕКСОВ (ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВРАЧЕБНЫЕ АМБУЛАТОРИИ, ПЕРЕДВИЖНЫЕ ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ)



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Сибирский государственный медицинский университет

Кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья

Реферат

На тему: Организация медицинской помощи городскому и

сельскому населению

Выполнил: Ондар Туптен Монгун-оолович

Проверил: Образцова Елена Николаевна

Томск 2014г.

Введение

1. Принципы организации медицинской помощи населению в РФ

2. Преимущество оказания медицинской помощи работающим

3. Диспансерный метод

4. Принцип специализации медицинской помощи

5. Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению

Заключение

Список использованной литературы

В ведение

Организация лечебно-профилактической помощи населению оказывается как в городе, так и на селе. Организация лечебно-профилактической помощи городскому населению складывается из 3 этапов:

1. первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) осуществляется амбулаторно-поликлиническими учреждениями стационарами, службой скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерскими пунктами, здравпунктами.

2. стационарная медицинская помощь проводится в условиях стационара.

3. восстановительное лечение - в условиях стационаров и амбулаторно-поликлинических учреждений.

Первичная медико-санитарная помощь - основная, доступная и бесплатная для каждого гражданина вид медицинского обслуживания включающая в себя: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции ФЗ №122"" от 22.08.2004г.)1

Оказание лечебно-профилактической помощи строится в соответствии с определенными принципами:

1) доступность и бесплатность гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий. В программе определены виды, объемы, порядок и условия оказания бесплатной медицинской помощи населению. Программа государственных гарантий ежегодно пересматривается;

2) неразрывность лечебного дела и профилактики;

3) преемственность учреждений здравоохранения;

4) преимущество в оказании МП работающим;

5) участковость;

6) диспансерный метод.

Цель работы - рассмотреть организацию медицинской помощи населению в Российской федерации и Республике Башкортостан.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. обзор литературы по изучаемой проблеме;

2. изучить основные принципы организации медицинской помощи населению;

3. рассмотреть основные этапы оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению.

1. Принципы организации медицинской помощи населению в РФ

Для организации качественной медицинской помощи осуществляется преемственность между скорой помощь, поликлиникой, стационаром. Преемственность достигается путем обмена информацией между врачами лечебно-профилактических учреждений, проведения совместных клинических конференций, консультаций - это позволяет повысить квалификацию медицинского персонала, снизить дублирование лечения больного.

1) договор поликлиники со стационаром на госпитализацию пациента;

2) выписной эпикриз передается в поликлинику;

3) организация в поликлиники отделения восстановительного лечения (долечивание)

4) врачи поликлиники должны поочередно работать в стационаре.

2. Преимущество оказания медицинской помощи работающим

Медицинское обеспечение работающих осуществляется в специализированных учреждениях - медико-санитарных частях (МСЧ), врачебных или фельдшерских здравпунктах. МСЧ могут быть как открытого типа - обслуживают работающих предприятия, их родственников и население прилегающей территории. В настоящее время таковыми являются все МСЧ, так и закрытого типа (только работников этого предприятия). Здравпункты врачебные и фельдшерские работают по графику работы предприятия. Фельдшерские здравпункты могут быть передвижными.

Работа цеховой службы оценивается, прежде всего, по форме №16 - по результатам анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Важным разделом является работа цехового врача с часто длительно болеющими (по 1 заболеванию 4 случая и 40 дней временной нетрудоспособности в год). Цеховой врач составляет списки часто длительно болеющих. Лечение проводится по согласованию с узкими специалистами. На предприятиях имеются санатории-профилактории. Медико-санитарные части могут функционировать в виде:

2. Объединенной больницы.

Медицинская помощь работающим оказывается также общей сетью лечебно-профилактических учреждений, прежде всего, в случаях, когда предприятия не имеют медико-санитарную часть и численность работающих ниже установленных нормативами. (Витаминный завод прикреплен к 5-й поликлинике. Кабельный завод - к 1-й поликлинике). В регистратуре предусмотрено отдельное окно для обслуживания работающих.

Участковый принцип - это прикрепление к участковому врачу определенного контингента населения.

3. Диспансерный метод

Диспансеризация - активное наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровлению их условий труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности 3.

В организационном процессе диспансеризации выделяются следующие этапы:

1. отбор контингентов путем активного выявления, их регистрации.

2. проведение комплекса лечебных и социально-профилактических мероприятий, т.е. осуществление собственно диспансерного наблюдения, оценка результатов эффективности диспансеризации.

Выявление лиц, подлежащих диспансеризации, производится, как правило, при приеме больных врачом в поликлинике или их на дому и в результате различных профилактических осмотров, где выявляются наиболее ранние стадии заболеваний. медицинский диспансерный лечение

Динамическое наблюдение I группы (здоровые) осуществляется путем ежегодных профилактических медицинских осмотров. Для этой группы диспансерного наблюдения составляется общий план лечебно-оздоровительных профилактических и социальных мероприятий, который включает мероприятия по улучшению условий труда и быта, по санитарно-гигиеническому образованию и пропаганду здорового образа жизни.

Динамическое наблюдение II группы имеет своей целью устранение или уменьшение влияния факторов риска, повышение резистентности и компенсаторных возможностей организма.

В настоящее время метод применяется в работе с определенным контингентом населения:

1. - дети до 18 лет;

2. - беременные женщины;

3. - учащиеся и студенты очного отделения;

4. - инвалиды Войн;

5. - спортсмены;

6. - отдельные группы населения в соответствии с базовой ПГГ;

7. - больные, подлежащие диспансерному наблюдению.

В поликлинике выделяются диспансерные дни для работы с диспансерными больными. Диспансеризация проводится в 2 этапа. Показатели 1 этапа:

1. Полнота охвата медицинскими осмотрами;

2. Контингент, подвергаемый обязательному медицинскому осмотру. Примерно 80% населения охвачено диспансерным наблюдением. Кроме того проводится дополнительная диспансеризация в рамках Национального проекта "Здоровье". По итогам диспансеризации врач-терапевт участковый, ВОП распределяет граждан, прошедших диспансеризацию, по 5 группам состояния здоровья:

I - "практически здоров",

II - "с высоким риском развития заболевания, нуждающиеся в профилактических мероприятиях",

III - "нуждающиеся в дообследовании и лечении в амбулаторных условиях",

IV - "нуждающиеся в дообследовании и лечении в стационарных условиях",

V - "нуждающиеся в высокотехнологичных видах медицинской помощи".

Граждане, отнесенные:

к I группе - не нуждаются в диспансерном наблюдении, с ними проводится профилактическая беседа по здоровому образу жизни;

к II-й группе - составляется программа профилактических мероприятий, осуществляемых в данном АПУ;

к III группе - назначаются дополнительные обследования и при необходимости - лечение в амбулаторных условиях;

к IV группе - назначаются дополнительные обследования и при необходимости - лечение в стационарных условиях;

к V группе - направляются в Комиссию органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации по отбору нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи.

Стандарт диспансеризации включает в себя обследование следующими специалистами:

1. флюорография, маммография (для женского населения в возрасте старше 40 лет) или ультразвуковое исследование молочной железы, ЭКГ (электрокардиограмма), ОАМ (общий анализ мочи), ОАК (общий анализ крови), общий холестерин и липидный профиль, сахар, онкомаркеры (40 лет и старше)

2. осмотры специалистов: врач-терапевт участковый или врач общей практики, акушер-гинеколог (для женского населения), уролог (для мужского населения), невролог, хирург, офтальмолог, эндокринолог.

Качество дополнительной диспансеризации: отсутствие впервые выявленных, заболеваний на поздних стадиях, в том числе - онкологических, туберкулеза, тяжелых форм сахарного диабета, инсульта, инфаркта, и прочих заболеваний, ведущих к длительной и стойкой утрате трудоспособности (через три месяца после завершения диспансеризации)4.

4. Принцип специализации медицинской помощи

Специализированной бригадой скорой медицинской помощи,

Узкими специалистами амбулаторно-поликлинических учреждений,

В отделениях многопрофильных стационаров.

В диспансерах.

Диспансеры - это специализированные лечебно-профилактические учреждения для активного выявления больных, лечения, реабилитации и профилактики. Все диспансеры республиканского значения и финансируются из бюджета РБ

Типы: кардиологический, врачебно-физкультурный, кожно-венерический и др. Диспансеры включают поликлинику и стационар. Важный раздел работы - это консультативная помощь общей сети лечебно-профилактических учреждений.

Качество оказания медицинской помощи в специализированных стационарах выше, чем в стационаре общего профиля. Например, кардиодиспансер - кардиологическое отделение стационара или терапевтическое отделение. Однако это дорогостоящий вид медицинской помощи.

5. Организация лечебно - профилактической помощи сельскому населению

Строится на тех же организационных принципах, что и городскому населению. Главными из них являются участковый и диспансерный. Различия в организации медицинской помощи определяются рядом факторов: малая плотность расселения сельских жителей; удаленность места жительства от районных центров; слабое обеспечение средствами связи; специфика условий труда и быта - сезонный характер сельскохозяйственных работ 5. Контакт с животными, химическими удобрениями и пр.

Особенности оказания медицинской помощи:

1. до 40% объема медицинской помощи оказывают средние медработники - (фельдшерско-акушерские пункты);

2. большой радиус обслуживания;

3. более низкая обеспеченность материально - техническими и кадровыми ресурсами (лечебно- диагностической аппаратурой, врачами, койками);

4. преимущественное медицинское обеспечение лиц занятых сельскохозяйственным трудом.

I этап оказания медицинской помощи сельскому населению это сельский врачебный участок (СВУ). Оказывается квалифицированная доврачебная и врачебная медицинская помощь. Радиус участка- 5-7 (до 20) км. В составе сельского врачебного участка работают: сельская участковая больница (СУБ), сельская врачебная амбулатория (СВА), ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), детские ясли, фельдшерские здравпункты на предприятиях, профилактории.

Медицинская помощь, оказывается, по 6 - 8 специальностям: терапия, педиатрия, стоматология, хирургия, акушерство и гинекология. Сельский врачебный участок, находящийся в районе центральной районной больницы, считается приписным и его население обращается непосредственно в нее. На комплексном терапевтическом участке - 2000 и более человек взрослого и детского населения.

II этап - квалифицированная специализированная медицинская помощь в районных медицинских учреждениях, в составе центральной районной больницы, центральная районная аптека, районные больницы, межрайонные диспансеры (по 10-20 специальностям).

III этап - высококвалифицированная узкоспециализированная помощь практически по всем специальностям оказывается в республиканских учреждениях, стоматологических поликлиниках, консультативных поликлиниках, центрах, в том числе Центры СПИД, медицинской профилактики и т.д.

I этап оказания медицинской помощи сельскому населению - сельская участковая больница (СУБ). В РБ (2006) - 53. Четыре категории в зависимости от общего числа коек, от 25 до 100 коек. В СУБ могут быть развернуты стационары дневного пребывания. В СУБ оказывается амбулаторно-стационарная медицинская помощь: терапевтическим, стоматологическим, инфекционным больным, помощь в родах при срочных случаях, неотложная хирургическая и травматологическая помощь, помощь детям.

Основные функции сельской участковой больницы: оказание квалифицированной врачебной помощи; профилактика заболеваемости и травматизма; организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью фельдшерско-акушерских пунктов и других учреждений 1-го этапа, плановые выезды врачей в подчиненные учреждения 1-го этапа.

1. приближение медицинской помощи к работникам сельского хозяйства в период массовых полевых работ.

2. текущий санитарный надзор за учреждениями и объектами, водоснабжением, очисткой населенных пунктов.

Выделяют следующие особенности в организации амбулаторной и стационарной помощи в СУБ:

1. нет чёткого ограничения времени амбулаторного приема;

2. часы приема больных должны назначаться в более удобное для населения время с учётом сезонности сельскохозяйственных работ;

3. возможность приема пациентов фельдшером при отсутствии врача;

4. вызовы на дом обслуживаются врачом лишь в пунктовом селе, где расположена СУБ, вызовы на дом в других населенных пунктах сельского врачебного участка обслуживаются фельдшером;

5. дежурство в стационаре с правом пребывания дома и обязательной информацией персонала о своем местонахождении, на случай необходимости оказания неотложной помощи;

6. выделение у врача одного профилактического дня в неделю для объезда участка.

При выездах на ФАП участковый врач оказывает методическую помощь в работе ФАП и должен осуществить следующие основные мероприятия на местах:

a. проверять правильность и достоверность записей по приему больных, по проводимым прививкам, диспансерному наблюдению за беременными женщинами, детьми и тяжелобольными;

b. консультировать обратившихся в ФАП пациентов самостоятельно или приглашенных врачом и фельдшером;

c. посещать и консультировать на дому беременных женщин, детей до 2 лет, тяжелобольных;

В сельской врачебной амбулатории (СВА) оказывается амбулаторно-поликлиническая помощь. Функции те же, что и для сельской участковой больницы, однако нет круглосуточного стационара

Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). В республике Башкортостан - 2464 (2011 г.) фельдшерско-акушерских пунктов. Заведующим является фельдшер. В настоящее время продолжает действовать положение о ФАПе, утвержденное ещё приказом МЗ СССР № 1000 от 1981 г. По нормативам фельдшерско-акушерский пункт организуются с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения от 2 до 4 км., с населением 300-700 - 4-6 км, менее 300 человек свыше 6 км.

На фельдшерско-акушерском пункте могут работать фельдшер; фельдшер и акушерка; фельдшер, акушерка и патронажная сестра. Подчиняется по общим вопросам администрации сельского поселения, а по специальным - главному врачу участковой больницы. Функции фельдшерско-акушерского пункта:

1. оказание доврачебной медицинской помощи,

2. выполнение назначений врача,

3. патронаж детей и беременных женщин, наблюдение за здоровьем инвалидов и специалистов сельского хозяйства,

4. проведение под руководством врача профилактических, противоэпидемических, санитарно-гигиенических мероприятий, иммунизация,

5. диспансеризация здоровых и больных,

6. санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения,

7. реализация лекарственных средств через аптечные пункты 2 категории,

8. учет и отчетность, анализ показателей. Ежемесячно - отчеты в оргметодкабинет центральной районной больницы,

9. участие в экспертизе нетрудоспособности по разрешению главного врача района.

II этап оказания медицинской помощи сельскому населению - центральная районная больница (ЦРБ). По мощности делится на 6 категорий от 100 до 400 коек. Структура центральной районной больницы:

1. стационар с отделениями по основным специальностям (терапевтическое, хирургическое, педиатрическое, акушерское, гинекологическое, инфекционное),

2. поликлиника,

3. отделение скорой и неотложной медицинской помощи,

4. патологоанатомическое отделение,

5. организационно - методический кабинет и вспомогательные подразделения.

Главный врач ЦРБ (главный врач района) подчиняется: по общим вопросам - администрации муниципального района, по специальным вопросам - министерству здравоохранения РБ. Опирается в своей работе на своих заместителей:

1. по медицинскому обслуживанию населения МОН - заведующий организационно-методическим кабинетом;

2. по детству и родовспоможению (при численности населения свыше 70 000);

3. по медицинской части (отвечает за работу стационара);

4. по поликлинике (заведующий поликлиникой);

5. по клинико-экспертной работе (КЭР) - по экспертизе временной нетрудоспособности,

6. по административно - хозяйственной части (АХЧ) и др.

Для оперативного руководства в центральной районной больнице функционирует медицинский совет. В его состав входят заместители главного врача, главный санитарный врач района, заведующий поликлиникой, районной аптекой, председатель райкома профсоюзов, медицинских работников, общества Красного Креста, главные специалисты района 6.

Организационно-методическое руководство здравоохранением района обеспечивают: районные внештатные специалисты района и оргметодкабинет ЦРБ (ОМК); старший фельдшер и акушерка района; районный медицинский статистик

Функции организационно-методического кабинета:

1. Разработка мероприятий по повышению качества оказания медицинской помощи населению района. Выездная работа. Различные виды передвижной помощи - выездные врачебные бригады, передвижные амбулатории, стоматологические кабинеты, зубопротезные лаборатории.

2. Методическое руководство лечебно-профилактическими учреждениями района;

3. Анализ показателей работы, составление годовых отчетов;

4. Повышение квалификации медицинских работников.

III этап оказания медицинской помощи сельскому населению - республиканские медицинские учреждения. Центр организационно-методического руководства лечебно-профилактическими учреждениями республики, база специализации и повышения квалификации врачей.

По мощности республиканские клинические больницы подразделяются на 5 категорий. Приоритетным направлением в развитии здравоохранения на селе является укрепление и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи, охраны здоровья матери и ребенка

С начала 90-х годов двадцатого века в здравоохранении на селе происходят реформы. Организуются новые приписные терапевтические и педиатрические участки, происходит реорганизация сельских участковых больниц во врачебные амбулатории, СВА в ФАП, освободившиеся койки иногда концентрируются в ЦРБ. За последние годы все шире развиваются различные виды передвижной медицинской помощи. В частности, организуются выездные врачебные бригады, клинико-диагностические лаборатории, флюорографические установки, передвижные стоматологические кабинеты и зубопротезные лаборатории и др.

Основные функции республиканской клинической больницы:

1. оказание высококвалифицированной специализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению республики в поликлинике и стационарных условиях с применением высокоэффективных медицинских технологий;

2. оказание консультативной и организационно-методической помощи специалистам других лечебно-профилактических учреждениях республики, в первую очередь сельского звена;

3. организация и оказание квалифицированной экстренной и плановой консультативной медицинской помощи с использованием средств санитарной авиации и наземного транспорта;

4. осуществление экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях республики;

5. осуществление иных экспертных функций на договорной основе с Министерством здравоохранения РБ (МЗ РБ), республиканский фонд обязательного медицинского страхования (РФОМС) и филиалами ОМС и др;

6. выполнение по договору с МЗ РБ и разработка мер по реализации целевых программ развития медицинской помощи;

7. внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений республики современных технологий, экономических методов управления и принципов медицинского страхования;

8. участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации медицинских работников;

9. обеспечение эффективности профилактических мероприятий, повышения уровня санитарно-гигиенической культуры и активная пропаганда здорового образа жизни.

Таким образом, республиканская (краевая, областная) больница является лечебным, научно-организационным, методическим и учебным центром здравоохранения.

Существует 5 категорий республиканских (краевых, областных) больниц, от 300 до 800 и более коек, наиболее целесообразны больницы на 700-1000 коек со всеми специализированными отделениями. Однако в каждой республиканской (краевой, областной) больнице независимо от её мощности должны быть следующие структурные подразделения: управление (администрация, бухгалтерия, канцелярия, архив, библиотека и пр.), организационно-экономический отдел, консультативная поликлиника, стационар с приемным отделением, диагностический отдел, отделение экстренной планово-консультативной медицинской помощи (ОЭПКМП), отдел АСУ, патолого-анатомическое отделение, АХЧ (пищеблок, гараж, прачечная, котельная, складские помещения и другие подразделения), пансионат для больных на период обследования, общежитие для медицинских работников.

Задачи поликлиники республиканской клинической больницы:

1. оказывает консультативную помощь больным;

2. проводит выездные консультации специалистов;

3. анализ качества амбулаторной помощи, (конъюнктурные обзоры, информационные письма с оценкой уровня лечебно-профилактической помощи в районах).

Для планирования работы поликлиники в районы рассылаются путевки на консультацию. В республиканской клинической больнице имеется организационно-экономический отдел (ОЭО), выполняющий функцию оргметодотдела, который является структурной частью республиканской больницы и непосредственно подчиняется главному врачу. В структуру отдела входят:

1. организационно-экономическое отделение;

2. клинико-экспертное отделение;

3. информационно-статистическое отделение.

Основными задачами организационно-экономического отдела являются внедрение в практику современных медицинских и информационных технологий, экономических методов управления, принципов медицинского страхования, подготовка и переподготовка медицинских кадров.

Кроме штатных главных специалистов, имеются внештатные главные специалисты, назначаемые приказом МЗ РБ из числа высококвалифицированных ведущих специалистов республиканских больниц, диспансеров и других лечебно-профилактических учреждений г. Уфы, а также специалистов научно-исследовательских учреждений и профессорско-преподавательского состава Башкирского государственного медицинского университета.

Внештатные главные районные специалисты - организаторы соответствующей специализированной помощи в сельском районе, назначается высококвалифицированный врач-специалист, заведующий отделением центральной районной больницы, имеющий категорию. Назначение и освобождение главного районного специалиста осуществляется главным врачом центральной районной больницы.

Основные задачи главного районного специалиста: разработка и проведение мероприятий по профилактике заболеваний, внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений новейших методов профилактики, диагностики и лечения больных, в целях укрепления здоровья населения, снижения заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособности, инвалидности и смертности. Следует подчеркнуть значение тесной связи сельских учреждений здравоохранения с территориальными административными органами и общественными организациями в деле дальнейшего совершенствования медицинской помощи сельскому населению.

В лечебно-профилактических учреждениях функционирует оперативный отдел и отделы управления качеством, ответственные за внутриведомственный контроль качества, за соблюдением стандартов оказания медицинской помощи.

З аключение

Законодательное определение и реализация прав граждан на бесплатную общедоступную медицинскую помощь является наиважнейшей социальной ценностью государства.

Совершенствование организации медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах привело к значительным изменениям в структуре амбулаторно-поликлинического и стационарного этапов оказания медицинской помощи населению. Реформа управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации, внедрение медицинского страхования граждан предъявили новые требования к врачу, оказывающему первичную медицинскую помощь на догоспитальном этапе лечения, вне зависимости от формы собственности, территориальной подчиненности и ведомственной принадлежности 8.

На современном этапе развития здравоохранения особую роль приобретает организационно-методическая и лечебно-консультативная роль главных специалистов, состоящих в штате Министерства здравоохранения (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог).

С писок использованной литературы

1. Анопченко Т.Ю., Максимов Д.А. Организация стационарной медицинской помощи населению крупного города в современных условиях//Экономические аспекты стратегии модернизации России. Сборник научных трудов / Под ред. проф. Алешина В А, проф, Чернышев М.А., проф. Анопченко Т.Ю. - Ростов н/Д.: Изд-во "АкадемЛит", 2011. - 208 с.

2. Жиляева Е.П. Роль государства в современном здравоохранении Франции //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2006. - №1. - С.51-54.

3. Максименко Л.Л., Бобровский И.Н., Муравьева В.Н. Организация лечебно-профилактической помощи населению Российской Федерации (учебно-методическое пособие) // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 9 - С. 31-33.

4. Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению: Под редакцией В.З. Кучеренко. - Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2008 г. - 560 с.

5. Стародубов В.И. Первичная медицинская помощь: состояние и перспективы развития: монография / В.И. Стародубов, А.А. Калининская, С.И. Шляфер. - М.: Медицина, 2007. - 264 с.

6. Степанов В.В. Основные направления совершенствования сельского здравоохранения / В.В. Степанов, Е.А. Финченко, И.А. Цыцорина, А.В. Ганина, М.И. Браславец, М.В. Гусев / Основные направления развития сельского здравоохранения.- Новосибирск: Издательская компания Лада. - 2003. - С. 8 - 67.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности оказания медицинской помощи сельскому населению. Проблемы и перспективы ее развития. Характеристика медико-санитарной сети сельского здравоохранения. Принципы организации работы лечебно-профилактических учреждений и распределения койко-мест.

    презентация , добавлен 24.10.2014

    Ознакомление с историей развития стационарозамещающих технологий. Определение целевого назначения стационаров дневного пребывания в больнице и при амбулаторно-поликлинических учреждениях; выявление их медицинского, социального и экономического эффектов.

    реферат , добавлен 18.04.2011

    Анализ демографической ситуации Республики Беларусь. Организация амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению на примере деятельности УЗ "Свислочская ЦРБ". Основные мероприятия по повышению доступности медицинского обслуживания сельским жителям.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2014

    Принципы амбулаторно-поликлинической, скорой и неотложной, терапевтической, хирургической и травматологической, стоматологической, онкологической, противотуберкулезной и наркологической помощи. Организация экспертизы временной нетрудоспособности.

    презентация , добавлен 16.02.2015

    Модель функционирования системы оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология". Врачебная медико-санитарная помощь больным с онкологическими заболеваниями. Тактика медицинского обследования и лечения больного, профилактика заболевания.

    презентация , добавлен 12.03.2016

    Организация медицинской помощи населению, ее типы. Медико-социальные услуги гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Оказание помощи больным венерическими заболеваниями и СПИДом.

    презентация , добавлен 13.05.2015

    Значение стационаров на дому как одного из видов амбулаторно-поликлинической помощи больному. Оказание медицинской помощи населению семейным врачом и медсестрой в стационарах. Показания для лечения на дому. Учетно-отчетная медицинская документация.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2014

    Правовое положение граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья. Оказание скорой медицинской помощи. Система стационарной медицинской помощи населению. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2013

    Правовые основы обеспечения охраны здоровья граждан и организации здравоохранения. Кодекс РК "О здоровье народа и системе здравоохранения", статистическая документация. Принципы и формы медицинской помощи населению. Права граждан в сфере охраны здоровья.

    презентация , добавлен 27.04.2014

    Развитие стационарозамещающих технологий в РФ. Их роль при оказании медицинской помощи населению. Цель и функции работы дневных стационаров. Медицинский, социальный и экономический эффекты их деятельности. Анализ стоимостных показателей лечения в ДС.

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕНОГО ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ГИГИЕНЫ.

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению».

Преподаватель Кича Д. И.

выполнила студентка 5 курса

Шадрунова Ксения

Группа МЛ 508

МОСКВА 2014

Медицинская помощь сельскому населению строится на основных принципах организации здравоохранения. Однако существуют факторы, оказывающие влияние на организационные формы и методы работы сельских медицинских учреждений:

· Характер расселения сельских жителей, среднее число жителей в одном населенном пункте

· Радиус обслуживания, расстояние и состояние дорог, транспорт

· Характер сельскохозяйственного труда и условия быта

· Национальные особенности и обычаи у некоторых народностей

· Текучесть врачебных кадров

· Экономика и уровень культуры

· Географические и климатические условия

В связи с этим выделяют ряд особенностей организации медицинской помощи на селе, основными из которых являются:

· Этапность

· Преемственность

· Наличие специальных медицинских учреждений на селе

· Применение специальных организационных форм и методов работы

Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению и виды учреждений сельского здравоохранения

1-й этап – сельский врачебный участок.

Включает комплекс медицинских учреждений:

А) сельскую участковую больницу (СУБ, оказывает как амбулаторную, так и стационарную помощь) или сельскую врачебную амбулаторию (СВА, оказывает только амбулаторную помощь)

Б) фельдшерско-акушерский пункт (ФАП)

В) здравпункты (при наличии промышленного предприятия на обслуживаемой территории).

Основная функция этапа : оказание первой доврачебной помощи, первой квалифицированной врачебной помощи с возможными элементами специализированной медицинской помощи.

Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) – ближайшее медицинское учреждение к месту проживания, которое оказывает медицинскую помощь сельским жителям. Наличие ФАП является одной из особенностей сельского здравоохранения, обусловленной необходимостью приближения медицинской помощи к населению в условиях большого радиуса обслуживания участковой больницы и невысокой плотностью сельских жителей. Рекомендуемый норматив числа жителей для организации ФАП – 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения не менее 5 км.

Функции ФАПа:

· оказание доврачебной медицинской помощи и своевременное выполнение назначений врача;

· проведение профилактической работы и противоэпидемической работы;

· организация патронажа беременных женщин, детей,

· проведение мероприятий по снижению младенческой и материнской смертности;

· гигиеническое обучение и воспитание населения.

Участковая больница – это основное учреждение на СВУ, состоит из стационара и амбулатории. В зависимости от числа коек может быть I категории – на 75-100 коек, II – 50-75 коек, III – 35-50, IV – 25-35 коек. В участковой больнице оказываются все виды квалифицированной лечебно-профилактической помощи. Большое значение имеет медицинская помощь населению в период полевых работ. Значительная работа ведется по охране здоровья женщин и детей, внедрению современных методов профилактики, диагностики, лечения.

Все виды лечебно-профилактической помощи беременным женщинам, матерям и детям оказывает врач участковой больницы . Если врачей несколько, то один из них отвечает за состояние здоровья детей и женщин на данном участке.

Организация работы СУБ:

· оказание лечебно-профилактической помощи населению

· внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных

· развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения, повышение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи

· организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения участка

· проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребенка

· изучение причин общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности и разработка мер по ее снижению

· организация и осуществление диспансеризации населения, прежде всего детей, подростков

· осуществление противоэпидемических мероприятий (прививки, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с ними, и др.)

· осуществление текущего санитарного надзора за состоянием производственных и коммунально-бытовых помещений, источников водоснабжения, детских учреждений, учреждений общественного питания;

· проведение лечебно-профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом, кожно-венерическими болезнями, злокачественными новообразованиями

· организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, в том числе рационального питания, усилению двигательной активности; борьба с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками



· широкое привлечение общественности к разработке и проведению мероприятий по охране здоровья населения

2-й этап – районные учреждения здравоохранения.

Ведущее место занимает центральная районная больница (ЦРБ) . ЦРБ осуществляет основные виды специализированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления здравоохранением на территории муниципального района.

Мощность ЦРБ, профиль специализированных отделений в ее составе зависят от численности населения, структуры и уровня заболеваемости, иных медико-организационных факторов и определяются администрациями муниципальных образований. Как правило, ЦРБ бывают мощностью от 100 до 400 коек, а количество специализированных отделений в ней - не менее пяти: терапевтическое, хирургическое с травматологией, педиатрическое, инфекционное и акушерско-гинекологическое (если в районе нет родильного дома).

Главный врач центральной районной больницы является руководителем здравоохранения муниципального района, назначается и освобождается от должности администрацией муниципального района.

Методическую, организационную и консультативную помощь врачам комплексных терапевтических участков, фельдшерам ФАПов осуществляют специалисты центральных районных больниц. Каждый из них, согласно утвержденному графику, выезжает на комплексный терапевтический участок для проведения медицинских осмотров, анализа диспансерной работы, отбора больных на госпитализацию.

С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению могут создаваться межрайонные медицинские центры .Функции таких центров выполняют крупные ЦРБ (мощностью 500-700 коек), способные обеспечить население данного муниципального района недостающими видами специализированной стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

В структуре ЦРБ имеется поликлиника ,которая оказывает первичную медико-санитарную помощь сельскому населению по направлениям фельдшеров ФАПов, врачей амбулаторий, центров общей врачебной (семейной) практики.

Оказание внебольничной и стационарной лечебно-профилактической помощи детям в муниципальном районе возлагается на детские консультации (поликлиники) и детские отделения центральных районных больниц. Профилактическая и лечебная работа детских поликлиник и детских отделений районных больниц осуществляется на тех же принципах, что и в городских детских поликлиниках.

Оказание акушерско-гинекологической помощи женщинам в муниципальном районе возлагается на женские консультации ,родильные и гинекологические отделения центральных районных больниц.

3-й этап – областные учреждения здравоохранения.

Областная больница – это крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее в полном объеме высококвалифицированную узкоспециализированную помощь жителям области. Это центр организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области, база специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Структура областной больницы:

1. Стационар.

2. Консультативная поликлиника.

3. Прочие подразделения (кухня, аптека, морг).

4. Организационно-методический отдел с отделением медицинской статистики.

5. Отделение экстренной и планово-консультативной помощи и др. (см. вопрос 104).

Коечная емкость областной больницы взрослой - 1000-1100 коек, детской - 400 коек.

Консультативная поликлиника оказывает населению высококвалифицированную, узкоспециализированную медицинскую помощь, осуществляет выездные консультации, по телефону – заочные консультации, анализирует деятельность лечебно-профилактических учреждений, расхождение диагнозов направивших учреждений и поликлиники, диагнозов поликлиники и стационара, анализ ошибок. Не имеет право выдавать больничный.

Детское и женское население области получает в консультативной поликлинике все виды квалифицированной специализированной врачебной помощи. Стационарная помощь женщинам оказывается в областных родильных домах, областных диспансерах и других медицинских учреждениях области.

Амбулаторная квалифицированная специализированная стоматологическая помощь больным оказывается в областных стоматологических поликлиниках, стационарная – в стоматологических отделениях областных больниц.

Медицинская и лекарственная помощь сельскому населению основана на тех же принципах, что и городскому населению, но особенности жизни сельского населения (характер расселения, низкая плотность населения, специфические условия трудового процесса, хозяйственно-бытовой деятельности и быта, плохое качество или отсутствие дорог) требуют создания особой системы организации помощи. Организация медицинской и лекарственной помощи на селе, ее объем, и качество зависят от отдаленности медицинских и аптечных организаций от места жительства пациентов, укомплектованности квалифицированными кадрами и оборудованием, возможности получения специализированной медицинской помощи. Оказание медицинской и лекарственной помощи сельскому населению происходит в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ).

Первичную медико-санитарную помощь населению Ставропольского края оказывают 28 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, 146 врачебных амбулаторий, 72 участковые больницы, 2 районные больницы, 25 центральных районных больниц (ЦРБ), 15 городских больниц. В крае функционируют около 300 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), имеющих право обеспечивать необходимыми лекарственными препаратами (ЛП) население в сельской местности .

Районные лечебно-профилактические учреждения обеспечивают квалифицированную и специализированную помощь с консультативными приемами врачей-специалистов по 10–12 специальностям. В поликлинику центральной районной больницы (ЦРБ) обращаются сельские жители по направлению из медицинских учреждений сельских врачебных участков для функционального обследования, консультации и лечения у врачей-специалистов. Районные лечебно-профилактические учреждения труднодоступны для пожилого населения, проживающего в отдаленных сельских населенных пунктам, что затрудняет консультации и лечения у врачей-специалистов.

Сельский врачебный участок (СВУ) - объединяет сельскую участковую больницу, врачебную амбулаторию, фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), фельдшерские пункты, домовые хозяйства. СВУ представляет собой комплекс медицинских учреждений, обеспечивающих население определенной территории квалифицированной медицинской помощью, оказываемой по единому плану под руководством главного врача участковой больницы. Квалифицированная медицинская помощь - врачебная медицинская помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, не требующих специализированных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. Количество СВУ в районе определяется численностью населения и расстоянием до районной больницы. Средняя численность населения на одном сельском врачебном участке колеблется от 7 до 9 тыс. жителей при оптимальном радиусе участка 7- 10 км. Территория сельского врачебного участка включает, как правило, 3-4 населенных пунктов. Структура учреждений, входящих в состав сельского врачебного участка определяется в зависимости от расположения и величины населенных пунктов, радиуса обслуживания, экономического состояния района, состояния дорог.

Сельская участковая больница (СУБ) осуществляет амбулаторный врачебный прием по основным специальностям (терапия, хирургия, стоматология, акушерство, гинекология и др.). К амбулаторному приему в отдельных случаях (отсутствие врача, его болезнь, отпуск, большое количество обращений) привлекаются и фельдшеры. Врач или фельдшер обязан обеспечить систематическое (активное) посещение больного на дому. В последние годы увеличивается потребность в медицинской помощи на дому в связи с увеличением доли лиц пожилого и старческого возраста в структуре сельского населения, при этом особую роль играет организация ухода за больными. Участковые больницы являются ведущим медицинским учреждением на сельском врачебном участке. В структуре сельских участковых больниц предусмотрен стационар и амбулатория. Мощность сельской участковой больницы определяется числом коек в стационаре. СУБ первой категории рассчитаны на 75 – 100 коек, второй – на 50 – 75 коек, третьей на 35 – 50 коек, четвертой на 25 – 35 коек. В настоящее время основу оказания медицинской помощи сельскому населению составляют сельские участковые больницы преимущественно 3 и 4 категории. В зависимости от мощности участковые больницы имеют определённое число отделений. В больнице 1 категории шесть отделений: терапевтическое, хирургическое, акушерско- гинекологическое, педиатрическое, инфекционное, противотуберкулёзное. В каждой последующей категории – на 1 отделение меньше. В больнице 2 категории нет противотуберкулёзного отделения, в 3 категории нет противотуберкулёзного и педиатрического, в 4 категории есть терапевтическое, хирургическое и акушерско- гинекологическое отделения. Врачебный штат в стационаре устанавливается исходя из норматива – одна врачебная должность на 20 - 25 коек, таким образом, в больнице четвертой категории на 3 отделения выделяется

1 врачебная должность. Врачебный штат для амбулаторно-поликлинической помощи определяют исходя из рекомендованного числа должностей на 1000 сельских жителей (взрослого и детского населения).

В отдаленной сельской местности ФАП представляет собой учреждение здравоохранения в большей степени профилактической направленности. На него могут возлагаться функции аптечного пункта по реализации населению лекарственных препаратов и других аптечных товаров.

Фельдшерско-акушерский пункт - лечебно-профилактическое учреждение, входящее в состав сельского врачебного участка и осуществляющее под руководством участковой больницы (амбулатории) комплекс лечебно- профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий на определенной территории. Является первичным (доврачебным) звеном здравоохранения в сельской местности. Как правило, ФАП располагается в наиболее удаленных от участковой больницы населенных пунктах, что приближает медицинскую помощь к сельскому населению. Обслуживает часть территории сельского врачебного участка, подчиняясь по медицинским вопросам участковой больнице или амбулатории (когда в районе нет данных учреждений - центральной районной больнице). В штате ФАП: заведующий - фельдшер (имеющий право на реализацию лекарственных препаратов); акушерка (патронажная медсестра) и санитарка. Персонал ФАП оказывает больным доврачебную помощь (в пределах компетенции и прав фельдшера и акушерки) на амбулаторном приеме и на дому, консультирует их у врача, выполняет врачебные предписания. Учреждения здравоохранения сельского поселения, входят в состав комплексного терапевтического участка. На этом этапе сельские жители получают доврачебную, а также основные виды врачебной медицинской помощи (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую), но более проблематично с лекарственным обеспечением. Территориальная доступность лекарственной помощи в Ставропольском крае осуществляется 910 аптеками, 468 аптечными пунктами и 17 аптечными киосками. ФАПы, имеющие лицензию на лекарственное обеспечение не всегда доступны для сельских жителей удаленных населенных пунктов . Домовые хозяйства, расположенные в удаленных населенных пункта не имеют условий и полномочий для реализации лекарственного обеспечения. Первым медицинским учреждением, в которое обращается сельский житель, является ФАПы, которые целесообразно организовывать в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных пунктах с числом жителей до 700 человек. Что затрудняет лекарственное обеспечение в малонаселенных пунктах, где не доступны ФАПы.

Основными проблемами здравоохранения в сельской местности является преобладание в его структуре маломощных ЛПУ, кадровый некомплект, что при недостаточном финансировании и крайне изношенной материально-технической базе сельского здравоохранения затрудняет обеспечение сельского населения медицинской помощью. Критическое состояние материально-технической базы сельских ЛПУ наглядно подтверждают следующие данные: износ медико-технической аппаратуры сельских ЛПУ составляет 58 %, износ транспорта – 62 %, около 90% ФАПов и 70 % врачебных амбулаторий не имеют центрального отопления, водопровода и канализации, в 25 % ФАПов нет телефонной связи, лишь 0,1 % ФАПов обеспечены транспортом. Более половины сельских ЛПУ нуждаются в капитальном ремонте.

В настоящие время идёт процесс укрупнения сельских участковых больниц, строятся, главным образом, больницы 1 и 2 категории. Больницы 3 и 4 категории превращаются во врачебные амбулатории либо в отделения ЦРБ. Больницы 1 и 2 категории лучше оснащены аппаратурой и врачами. Отрицательной стороной укрупнения является отдаление медицинской помощи от сельского населения.

Проводимая реструктуризация сельского здравоохранения осуществляется медленно и имеет не только свои преимущества, но и недостатки, в числе которых нарастающая отдаленность получения жителями села медицинской и лекарственной помощи, что снижает ее доступность.

Снижается доступность сельским жителям специализированной медицинской помощи. Малодоступны для сельских пациентов и высокотехнологичные (дорогостоящие) виды медицинской помощи. Существенной проблемой для жителей села является лекарственное обеспечение. Дефекты оказания первичной медицинской помощи, практически прекращение работы по профилактике заболеваний, диспансеризации населения приводят к росту случаев диагностики тяжелых заболеваний на поздних, запущенных стадиях, что способствует высокой инвалидизации и смертности среди сельских жителей.

Обеспеченность сельского населения врачами (средними медицинскими работниками) и работниками фармации по сравнению с городским населением меньше в 3,4 и 1,6 раза соответственно. В сельской местности наиболее перспективным представляется развитие общеврачебной практики. Закрепление квалифицированных врачебных кадров, среднего медицинского персонала сдерживается низким качеством жизни на селе, малой заработной платой, недостаточной социальной поддержкой.

Для приближения специализированной медицинской и лекарственной помощи сельским жителям необходимо организовать бригады выездной врачебно-амбулаторной и лекарственной помощи. Выездная бригада должна работать по плану и графику, утверждаемому в установленном порядке главным врачом центральной районной больницы и заведующим аптечной организацией. В состав бригады ввести терапевта, педиатра, стоматолога, акушер-гинеколога, детскую медицинскую сестру, лаборантов и фармацевтов. При необходимости в состав выездных бригад могут быть включены и врачи-специалисты – невропатологи, офтальмологи, отоларингологи, аллергологи, фтизиатры, онкологи, ревматологи в соответствии с территориально распространенными заболеваниями. Выездные бригады необходимо обеспечить транспортными средствами, оснащенными портативной аппаратурой и оборудованием для обследования и лечения больных. Выездная бригада играет значительную роль в диспансеризации сельского населения.

В населенных пунктах Ставропольского края с числом жителей менее 100 человек, не имеющих ФАПов, организованы 19 домовых хозяйств оснащенных перевязочными, иммобилизационными материалами и телефонной связью, на которые возложены функции по оказанию первой помощи . Но, остается открытым вопрос, требующий доработки лекарственного обеспечения. Проблему лекарственного обеспечения в отдаленных сельских поселениях может решить развозная форма реализации лекарственными препаратами, которая в основном должна быть предназначена для доставки лекарственных препаратов в отдаленные места, где открытие постоянно функционирующей аптечной организации нецелесообразно. Для снабжения лекарственными препаратами (ЛП) жителей районов, отдаленных от аптечных организаций и ФАПов на значительные расстояния, необходимо организовать передвижные аптечные киоски. В киоске могут предполагаться два помещения: для хранения и реализации лекарственных препаратов и для персонала. Помещение для хранения лекарственных препаратов отделить витриной. В киоске создать оптимальные условия для правильного хранения лекарственных препаратов благодаря специальной системе поддержания постоянной температуры воздуха внутри кузова независимо от колебания внешней температуры. Также создать условия для пребывания персонала в передвижном киоске в течение продолжительного времени - в помещении установить спальное место и тумбу для спального белья и личных вещей, которую можно использовать как стол и умывальник.

Для каждого выезда подбирать соответствующий ассортимент ЛП. Практиковать выездные бригады врачей и специалистов аптечных организаций, предоставляющих одновременно врачебную и медикаментозную помощь сельскому населению. Ассортимент и количество лекарственных препаратов для передвижного аптечного пункта согласовывать с врачами, входящими в состав выездной бригады. С данным подходом к лекарственному обеспечению населения отдаленных районов возможна экономия на арендной плате и других затратах, связанных с организацией торговли. Оборудованные под аптеки автомобили по оснащению в 4-6 раз дешевле, чем создание и оборудование одной аптечной организации. Именно поэтому актуальным является доставка лекарственных препаратов в отдаленные сельские населенные пункты в достаточном количестве и гарантированного качества. В ассортимент ЛП возможно включить около 1200 наименований, отпускаемых как без рецепта врача, так и по рецепту врача реализуемых в рамках программы ОНЛС, а также медицинские и гигиеничные товары. Ассортимент ЛП необходимо формировать с учетом обеспечения необходимыми лекарственными препаратами льготным категориям населения, также с учетом эпидемической ситуации в сельских населенных пунктах, имеющихся хронических заболеваний у жителей конкретного села, прогнозирования сезонных болезней, возрастной категории больных и т.д. Обеспечение процесса возможно с помощью районных регуляторных органов системы здравоохранения. Кроме того, сотрудничество между врачами и фармацевтами, работающими в сельской местности, должно проходить на принципиально новом, более тесном коллегиальном уровне. Одновременно, возможно решение кадровой проблемы и возможность молодым специалистам осуществлять фармацевтическое обеспечение сельского населения, проживая при этом в городской местности. Режим работы выездного пункта может составлять 8 часов (с 9 до 17 ч.). Провизор, может выбирать маршрут, учитывая нужды сельских жителей в фармацевтических услугах и установить время прибытия и период пребывания в конкретном сельском населенном пункте. Кольцевой маршрут (движение из одного населенного пункта в другой, с возвратом в исходный пункт после окончания рабочего дня) даст возможность рационально использовать рабочее время и горючее с оптимальным обеспечением обслуженной территории. Для того чтобы организовать развозную реализацию ЛП и товаров аптечного ассортимента, необходимо разработать методические рекомендации. Несомненно, это возможность улучшить доступность лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для населения, проживающего в сельской и труднодоступной местности, а также прекратить поступление лекарственных препаратов в отдаленные регионы из неспециализированных источников.

Список литературы

1. URL: http://[email protected] (дата обращения 23.02.2016).

2. Вощанова Ю. А. Анализ доступности льготной лекарственной помощи в разрезе муниципальных образований Ставропольского края./785-788с./ Научный журнал «Фундаментальные исследования №12 часть 4»./ Москва, 2011.