Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Стоит ли покупать авто в лизинг. Кредит или лизинг – что выгоднее для малого бизнеса? Плюсы и минусы автолизинга

Приобрести машину в собственность под силу далеко не каждому начинающему предпринимателю. Особенно сложно купить специальную технику: грузовики, бульдозеры, экскаваторы, тракторы и т. д., так как стоят они весьма дорого, изъять такую сумму из оборота бывает очень нелегко. Из-за этого предприниматели вынуждены прибегать к услугам банков и лизинговых компаний, в результате чего неизбежно возникает вопрос: что выгоднее: лизинг или кредит на грузовой автомобиль для ИП? Сравним два востребованных варианта.

Отличия лизинга и кредита

Кредит на грузовую машину является одной из разновидностей стандартного кредита, а значит, к заёмщику предъявляются те же требования: высокая платёжеспособность, только официальный доход, чистая кредитная история и т. д. Машина после покупке переходит в собственность, но до окончания выплат она будет числиться в банковском залоге. Иногда дополнительно требуется поручительство третьих лиц. Первоначальный взнос обычно составляет не менее 15%, ставки могут различаться в зависимости от требований банка.

Лизинг для ИП представляет собой принципиально иную схему получения автомобиля. Главное отличие – взятая машина остаётся собственностью лизинговой компании до самого окончания выплат. Лизингополучатель формально только берёт её в аренду и последующим окончательным выкупом. Впоследствии он платит за пользование определённую сумму ежемесячно, а к концу срока получает машину в собственность.

Обычно срок действия лизинговой программы составляет 3-5 лет. Чем выгоден лизинг для ИП?

  • Лизинг проще оформить, так как не требуется долго собирать документы. Получатель обычно предоставляет финансовую отчётность, которая подтвердит, что прибыль в компании растёт, и предприниматель сможет справиться с взятыми на себя обязательствами.
  • Не требуется залог, поручительство и чистая кредитная история. Это одна из причин, по которым лизинговые программы становятся популярными. Компания всего лишь отдаёт автомобиль в аренду, поэтому даже в случае невыплаты она всё равно не останется в убытке.
  • Для предпринимателей лизинговые программы сулят существенные налоговые льготы. По отчётности арендные взносы списываются в расходы, а значит, уменьшается сумма налога, который нужно платить. Именно поэтому пользование машинами с последующим выкупом столь распространено среди предпринимателей и редко используется частными лицами.
  • Лизинговые компании обязаны взять на себя все заботы и пошлины по регистрации приобретённой машина, поскольку они остаются собственниками. Это же касается страховки, но в большинстве случаев страхование оплачивает сам клиент. Если машина будет угнана или полностью разбита, страховая компания погашает расходы лизингодателю, покупатель при этом не будет ничего должен, поскольку машина не была его собственностью.
  • Ещё один плюс такой системы: компания-лизингодатель обычно берёт на себя часть забот о техобслуживании и текущем ремонте машины. Это позволяет сэкономить существенную сумму, что немаловажно для начинающего предпринимателя.

Сроки лизинга обычно короче кредитных предложений или ненамного от них отличаются. Однако если арендатор испытывает финансовые трудности, всегда можно договориться о продлении срока аренды и об уменьшении ежемесячных платежей. Арендодателю выгодно, чтобы срок стал длиннее, поскольку при этом увеличивается переплата. Договориться о пересмотре сроков обычно намного проще, чем при автокредитовании.

Выкуп автомобиля необязательно сразу указывается в договоре. Обычно он выкупается за остаточную стоимость, то есть за последний взнос в самом конце срока. Иногда составляется дополнительный договор, по которому машина покупается в окончательную собственность. Поскольку клиент уже выплатил практически полную стоимость машины в виде арендных взносов, отказываться от этого - смысла нет.

По сути, такая сделка напоминает покупку в рассрочку, но взносы учитывают не только стоимость автомобиля, но и процент за пользование. Однако при этом не может быть никаких дополнительных комиссий, в отличие от многих банковских программ. Лизинг для ИП рассчитать можно с помощью любого сайта лизинговой компании. Ставка обычно колеблется в районе 13-18%.

Выгоден ли лизинг для ИП? На первый взгляд – да. Однако и здесь есть несколько дополнительных нюансов, которые нужно учитывать.

Отрицательные стороны лизинга

Не стоит забывать, что получить машину в лизинг – значит всего лишь взять её в аренду, а не купить. Клиент уплачивает существенный первоначальный взнос (до 30%) всей стоимости, но машина не считается его имуществом. При несоблюдении графика платежей, сроков техобслуживания, мелкой аварии и т. д. договор может быть расторгнут, тогда машина вернётся к лизингодателю.

Для этого не потребуется решение суда, после уничтожения доверенности машина должна вернуться к владельцу. То есть даже в самом конце срока выплат у клиента есть шанс остаться и без денег, и без транспорта. Для небольшого предприятия это серьёзный удар, при этом действия лизингодателя будут совершенно законными. Решая, что выгодней: лизинг или кредит для ИП, нужно обратить внимание и на другие нюансы:

  1. И кредит, и лизинг для ИП представляют существенную статью расходов. Взнос за аренду с начислением процентов по размеру не будет отличаться от кредитного, поэтому существенной финансовой выгоды не будет. При этом срок лизинга меньше, чем у кредита, поэтому и ежемесячные взносы будут больше.
  2. Лизинговая организация может предъявлять достаточно жёсткие требования к использованию автомобиля: это сроки и качество техобслуживания, манера вождения и т. д. Если автомобиль будет повреждён в процессе использования, может увеличиться остаточная стоимость, что тоже приведёт к дополнительным расходам.

Сложно однозначно сказать, что выгоднее для ИП: лизинг или кредит. Тем не менее, всё больше мелких и крупных компаний обращаются в лизинговые организации, приобретая автомобили с помощью именно такой финансовой схемы.

В 47% российских семей есть автомобиль. Согласно опросу ВЦИОМ , за восемь лет этот показатель вырос на 10%. В 2006 машина в семье была только у 37% опрошенных.

По данным комитета автопроизводителей «Ассоциации Европейского Бизнеса » (AEB), в 2013 году в России было продано почти три миллиона новых автомобилей. В 2014 продажи снизились на 8%, но спрос всё равно есть.

Планы на приобретение четырёхколёсного «железного коня» чаще других строят студенты (23%) и домохозяйки (25%). Неудивительно, что каждый второй новый автомобиль в России приобретается в кредит.

Популярность автокредитов объясняется тем, что накопить и купить авто за наличные трудно. Но есть ещё один финансовый инструмент, делающий мечту об автомобиле сбыточной. Это лизинг.

Автолизинг – популярный в США и Европе способ приобретения автомобиля. Там до 30% машин, покупаемых частными лицами, находятся в лизинге. В России этот показатель ничтожно мал. Почему?

Давайте проанализируем механизмы автокредитования и автолизинга, взвесим их плюсы и минусы и попытаемся понять, что же всё-таки выгоднее.

Автокредит

Автокредит – это процентный заём, выдаваемый банком или другим кредитным учреждением физическому лицу на покупку автомобиля.

Это популярный вид потребительского кредитования. Особенности:

Правовое регулирование автокредитования осуществляется Гражданским Кодексом (глава 42), Законом «О банках и банковской деятельности» (от 02.12.1990 г.), Законом «О потребительском кредите (займе)» (от 21.12.2013 г.) и другими нормативными актами.

Виды автокредитования

Для покупки автомобиля существуют различные кредитные программы:

  1. «Классика» (Подробнее чуть ниже);
  2. Экспресс-кредит: упрощённая процедура оформления, но высокие процентные ставки;
  3. Кредит с обратным выкупом (BuyBack): часть кредита «замораживается» и выплачивается в конце срока действия договора либо самим заёмщиком, либо автодилером при условии зачисления вырученной суммы на покупку нового авто;
  4. Trade-in: обмен старого автомобиля на новый с доплатой. Стоимость б/у авто идёт в зачёт стоимости нового;
  5. Факторинг (беспроцентный кредит): оплачивается 50% стоимости автомобиля, остальное выплачивается в рассрочку;
  6. Кредит без первоначального взноса: при кредитовании у автодилера отсутствие первого взноса может являться бонусом.

Кроме того, как об отдельных направлениях можно говорить о кредитах на подержанные машины и кредитах без страховки.

Механизм автокредитования

Чаще всего прибегают к классическому автокредитованию. Рассмотрим его схему.

Вы хотите купить машину. Денег на нового «железного друга» нет. Вы обращаетесь в банк или к кредитному брокеру.

Кредитный брокеркоммерческая организация, являющаяся посредником между заёмщиком и кредитором (банком или автодилером). Помогает в одобрении и оформлении автокредита.

Также в качестве кредиторов могут выступать автодилеры. Они предоставляют займы из собственных средств или сотрудничают с банками.

Вы выбираете банк (или автодилера), изучаете условия кредитования. Определившись, заполняете анкету и собираете документы. Банк должен убедиться, что вы сможете выплачивать кредит (платёжеспособность), и у вас нет других долгов (кредитная история). В течение нескольких дней банк думает: выдать кредит или нет.

Если решение положительное, банк и заёмщик (теперь это вы) заключают договор. В нём указываются срок, проценты, первый взнос, права, обязанности и ответственность сторон.

Все хлопоты по оформлению автомобиля ложатся на ваши плечи. Также чаще всего кредитный договор предусматривает страхование за счёт заёмщика. Причем не только ОСАГО, но и КАСКО.

Вы счастливый автолюбитель! Главное – аккуратно погашать долг и не забывать, что вы хоть и собственник, но машина в залоге у банка. Вы не вправе её продать, подарить или обменять . А если настанут трудные времена и платить по кредиту будет нечем, банк (автодилер) заберёт вашу «ласточку».

Плюсы и минусы автокредита

Автокредит, как финансовый инструмент, имеет свои преимущества и недостатки.

  • Можно иметь машину, не имея капитала. Купить машину за наличные могут единицы, а копить долго и не всегда получается.
  • Большой выбор. Можно купить то, что нравится, а не то, на что хватает денег.
  • Разнообразие программ кредитования: можно подобрать наиболее выгодную для себя (с минимальным сроком или, к примеру, без долгого оформления).
  • Сложная процедура оформления. Жёсткие требования к заёмщику.
  • Удорожание стоимости авто. Придётся выплачивать проценты + обязательная страховка.
  • Залог автомобиля.

Автолизинг

Слово лизинг происходит от английского lease – «аренда». Но в российском праве лизинг не тождественен аренде. У нас это вид арендных отношений. В них одна сторона (лизингодатель) инвестирует денежные средства в покупку имущества, а другая (лизингополучатель) принимает данную финансовую услугу и пользуется купленным имуществом.

Лизинговые правоотношения регулируются Гражданским Кодексом (глава 34), а также Федеральным Законом «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 г.

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи (кроме земли), в том числе транспортные средства.

Механизм автолизинга

Автолизинг – это приобретение и передача автомобилей во временное владение и пользование за плату на основании договора между лизингодателем и лизингополучателем.

Общая схема такова.

Вы хотите автомобиль. Денег на покупку нет. Вы обращаетесь в лизинговую компанию. Рассказываете там, какой автомобиль хотели бы иметь, и показываете некоторые бумаги.

В отличие от оформления кредита, пакет документов минимальный. Как правило, это заявление, паспорт и водительское удостоверение. С процедурной точки зрения лизинг намного проще кредитования.

Между вами и лизинговой компанией заключается договор. С этого момента вы – лизингополучатель.

В настоящее время лизингополучателем могут быть как юридические, так и физические лица – НЕ предприниматели.

До 2010 года Закон «О лизинге» содержал оговорку, согласно которой предмет лизинга мог использоваться только для коммерческих целей. В лизинг брали в основном автобусы, фуры и сельхозтехнику. Финансовой аренды легкового транспорта практически не существовало.

Но теперь появились лизинговые программы для граждан, по которым они могут получить в пользование любой легковой автомобиль. В настоящее время в России лизингом для физических лиц занимаются только три компании.

После заключения договора лизингодатель покупает для вас «авто мечты» и передаёт его вам в пользование.

Ключевое слово – пользование . Собственником автомобиля является лизингодатель. В связи с этим именно он занимается регистрацией машины, прохождением техосмотров и другими хлопотами.

Следует отметить, что все дополнительные траты, которые несёт лизингодатель (страховка, налоги и прочее), в конечном итоге выплачивает лизингополучатель, так как они включаются в лизинговые платежи.

Лизинговые платежи, как правило, меньше выплат по кредиту. Дело в том, что они рассчитываются за вычетом, так называемой, остаточной стоимости.

Остаточная стоимость – это выкупная плата за автомобиль, которую должен заплатить лизингополучатель в конце срока лизинга, чтобы получить авто в собственность.

Также на величину платежей влияет наличие/отсутствие аванса и его размер. Иными словами, чем больше вы заплатите в начале и в конце, тем меньше придётся отдавать ежемесячно.

В течение срока лизинга (от года до пяти лет) вы – счастливый автолюбитель. Главное – не забывать вносить ежемесячные лизинговые платежи и помнить, что по окончании договора вам придётся либо выкупить машину, либо вернуть её.

Виды автолизинга

Существуют две схемы автолизинга:


Плюсы и минусы автолизинга

Автолизинг освобождает от многих хлопот. К примеру, не нужно тратить время на поиск продавца и оформление машины. И это не единственное преимущество.

  • Более гибкий график платежей. Как правило, они ниже, чем взносы по кредиту.
  • Упрощённая процедура сбора документов и заключения договора.
  • Возможность обновлять автомобиль каждые несколько лет.
  • Авто находится в собственности лизинговой компании. При малейших проблемах с платежами, а также финансовых трудностях самого лизингодателя, его могут изъять.
  • Пользователь автомобиля не может сдавать его в субаренду.
  • Физические лица не имеют налоговых преференций на лизинг автомобилей.

Автомобильная арифметика

Зная механизмы автокредита и автолизинга, главным всё равно остаётся вопрос: «Что выгоднее?».

Чтобы ответить на него, мы попросили компанию «Лизинг-Трейд » сравнить траты по лизингу для физических лиц и автокредиту при равных условиях. Вот что получилось.

«Было выбрано имущество – автомобиль Toyota Corolla 2014 года выпуска, стоимость 690 000 рублей (седан; мощность двигателя – 1.6; 122 л.с.).

Расчёты автокредита мы взяли типовые: сумма кредита 690 000 рублей, аванс 20% или 193 800 рублей, срок 36 месяцев. За основу взяли расчёт автокредита одного известного банка (назовём его X). Процентная ставка по его программе кредитования при стандартном комплекте документов составляет 15% годовых. Расчёт производился без учёта программ финансовой защиты, ОСАГО, КАСКО и дополнительных расходов.

Расчёт лизинга для физических лиц произведён на базе предложения одной из лизинговых компаний (назовём её Y). Ежемесячный платёж не включал в себя ОСАГО, КАСКО, а также обязательные и сопутствующие платежи (транспортный налог, регистрация ТС в ГИБДД, ежегодные ТО и т.д.).

Расходы на содержание автомобиля будут примерно равными в обоих случаях, являются обязательными и рассчитаны отдельно.

Страхование КАСКО и ОСАГО было произведено исходя из следующих параметров:

  • ОСАГО: 5 500 рублей; регион – Казань; возраст водителя – старше 22 лет; водительский стаж – более 3 лет; мощность автомобиля – 122 л.с. К управлению допущен один водитель.
  • КАСКО: 86 000 рублей; место регистрации транспортного средства – Казань; информация о физическом лице: мужчина, 30 лет, семейное положение – женат, один ребёнок; водительский стаж – более 6 лет, езда безаварийная. К управлению допущен один водитель.
Автокредит Автолизинг
Стоимость автомобиля 690 000 руб. 690 000 руб.
Процентная ставка 15%
Срок (в месяцах) 36 36
Первоначальный платеж 20% 138 000 руб. 138 000 руб.
Тип платежей равномерный равномерный
Ежемесячный платёж 19 135 руб. 11 790 руб.
Переплата по процентам 135 000 руб. нет, так как автомобиль возвращается
Общая сумма выплат = сумма платежей по договору (кредитному/ лизинговому) + аванс 688 860 + 138 000 = 826 000 руб. 424 440 + 138 000 = 562 440 руб.
Залоговый депозит 0 0
Страховка КАСКО 86 000 руб. 86 000 руб.
ОСАГО 5 500 руб. 5 500 руб.
Регистрация транспортного средства в ГИБДД 2 000 руб. 2 000 руб.
Транспортный налог 4 270 руб. 4 270 руб.
Минимальный доход для покупки 31 900 руб. 31 900 руб.
Рыночная стоимость автомобиля по окончанию выплат 539 000 руб. 0
Предварительный выкупной платёж отсутствует 441 000 руб.
Расходы на приобретение автомобиля в собственность 826 000 руб. 562 440 + 441 000 = 1 033 440 руб.

»
Таким образом, если рассматривать вариант, в котором лизинг не предусматривает переход автомобиля в собственность клиента, то ежемесячный платеж по договору лизинга будет ниже на 7 345 рублей (то есть на 38%). Расходы на страхование имущества будут равными в обоих случаях и являются обязательными.

Но если брать ситуацию, в которой автомобиль приобретается в целях длительной (до 5 лет) эксплуатации, а в случае лизинга физического лица и с последующим выкупом в собственность, то, несомненно, автокредит будет более экономически целесообразным и дешёвым способом получения автомобиля. Поскольку затраты на приобретение (без учёта страхования и обязательных расходов) составят при автокредите 826 000 рублей против 1 033 440 рублей при автолизинге».

При этом наш эксперт обращает внимание на то, что:

  • по массовым и популярным маркам (Kia, Opel, Nissan, Mitsubishi, Chevrolet) и премиальным (BMW, Audi, Mercedes-Benz, Porsche и другим) скидка лизинговых компаний может составлять в среднем 10%, что позволяет делать расчёты значительно ниже (часто в два раза), чем по автокредиту.
  • для премиальных клиентов с высоким уровнем дохода лизинг будет выгодной и комфортной услугой, так как в платёж возможно включить страхование, уплату налога, обслуживание и ремонт автомобиля.

Что же выбрать?

После внесения изменений в Закон «О лизинге» многие эксперты прочили бум лизинговых сделок с физическими лицами. Ведь, казалось бы, выгоды очевидны. Не нужны поручители, меньше нервов при оформлении, а главное – лизинговые платежи не столь обременительны для семейного бюджета. Но бума не произошло.

Сравнительная таблица автолизинга и автокредитования:

Автокредит Лизинг для физических лиц
Имущество Новые и подержанные автомобили Исключительно новые легковые автомобили зарубежного производства, кроме китайских автомобилей
Срок финансирования 12-60 месяцев 12-36 месяцев
Аванс Банки крайне редко выдают автокредиты без первоначального взноса. Минимальный аванс от 15% Аванс от 0%, но приводит к удорожанию ежемесячных платежей. Минимальный аванс от 20% до 49%
Пакет документов Стандартный: паспорт, справка о доходах 2-НДФЛ, копия трудовой книжки. Сокращённый пакет дороже по ставкам Стандартный: паспорт, водительское удостоверение (иногда также справка о доходах 2-НДФЛ)
Страхование автомобиля Обязательно ежегодное страхование ОСАГО, КАСКО. Опционально: добровольное страхование жизни и здоровья, программы финансовой защиты. Возможно включение КАСКО в платежи Обязательно ежегодное страхование ОСАГО. КАСКО страховать необязательно, но это приводит к удорожанию ежемесячного платежа
Право собственности Автомобиль является собственностью клиента, но находится в залоге у банка Автомобиль является собственностью лизинговой компании, а клиенту передается на временное пользование по договору
Скорость оформления Можно приобрести автомобиль в кредит в сжатые сроки с минимальным пакетом документов по программам «Автоэкспресс». Как правило, процентные ставки повышаются на 2% Можно приобрести автомобиль в сжатые сроки в лизинги с минимальным пакетом документов
Ограничение пробега Не ограничен Ограничение пробега до 25 000 км в год
Прочие ограничения Выезд автомобиля за границу только по официальному разрешению лизинговой компании
Дополнительные услуги и сервис В договор лизинга могут быть включены полное страхование, ежегодные технические осмотры, сезонный шиномонтаж и хранение шин, особенности учёта, уплата транспортного налога и прочее. Всё это приводит к удорожанию ежемесячного платежа
Досрочное частичное или полное погашение В лояльных банках обычно не ограничено по сумме и срокам Строго не ранее, чем через 6 месяцев
Выкупная стоимость Отсутствует Корректируется исходя из состояния автомобиля, может быть рассчитана предварительно на стадии заключения договора
Изъятие имущества Через суд в случае возникновения просрочки по договору По договору собственником имущества является лизинговая компания, в случае неисполнения обязательств по договору изъятие производится без решения суда

»
По мнению специалистов, главная причина невостребованности лизинга для физических лиц в России - в налоговой системе.

В США, где автолизинг очень популярен, существует, так называемая, «финансовая отчётность домохозяйства». То есть бюджет частного лица рассматривается так же, как бюджет предприятия. В связи с этим, взяв автомобиль в лизинг, гражданин получает те же налоговые льготы, что и бизнесмен. В России вернуть НДС могут только юридические лица. Для них лизинг действительно выгоден, так как позволяет минимизировать налоги. Для физических лиц НДС включается лизинговой компанией в ежемесячные платежи.

Кроме того, существенна разница в психологии отечественных и западных автолюбителей. «Машина-то не моя – чуть что отнимут, и плакали мои денежки». Такие рассуждения останавливают многих, кто присматривается к автолизингу. Действительно, лизинговой компании, чтобы истребовать автомобиль при возникновении проблем, не нужно даже обращаться в суд. Выплачивая кредит, человек воспринимает это как вклад в свою собственность.

Таким образом, выбирая между автокредитом и автолизингом, важно хорошо понимать свои потребности. Если вам нужна статусная машина, и вы хотите регулярно обновлять авто, то, скорее всего, вам подойдёт финансовая аренда без выкупа. Если же вы хотите надёжного «железного друга» на много лет, то кредит будет выгоднее.

Расскажите об этой статье друзьям и выскажите своё мнение в комментариях. Что, на ваш взгляд, выгоднее: автокредит или автолизинг?

Портал сайт уже рассказывал о появлении в России такой услуги, как лизинг для физических лиц и разбирал плюсы и минусы этой схемы. А как насчёт конкретных примеров? Мы взяли Toyota RAV4 и рассчитали, во сколько обойдется её покупка в кредит, а потом сравнили это с предложением лизинговой компании.

Итак, популярная Toyota RAV4 с 2-литровым бензиновым двигателем, вариатором и передним приводом в комплектации Стандарт. Добавим к базовой цене в 1 062 000 окраску металлик и пару аксессуаров и получим стоимость 1 080 000 рублей. Сейчас мы готовы расстаться примерно с 20% от этой внушительной суммы (216 000 рублей) и не хотим платить дольше, чем два года. На что можно рассчитывать в таком случае?

Банки-то разные…

Первым делом смотрим на предложение коммерческого банка. Например, UniCredit Bank согласился выдать займ на 864 000 рублей за вычетом тех 216 000, которые у нас есть. Ставка немаленькая – 14,5% годовых. Ежемесячный платёж составит при этом 41 688 рублей, а переплата за весь срок – 136 512 рублей. Приличная сумма.

А может быть, обратиться в «Тойота Банк»? В отличие от «обычных» финансовых учреждений, такие кредитные организации призваны в первую очередь стимулировать продажи автомобилей, а уж потом зарабатывать деньги на процентах. Во всяком случае, так их представители утверждают на пресс-конференциях.

На деле расчёт получился не особо привлекательным. Получить первый взнос в 20% и рассрочить остаток на 24 месяца тойотовцы согласились, но ставка составила аж 16,3% годовых. Ежемесячный платеж – 42 428 рублей, а переплатить придётся 154 274 рублей. Вот тебе и стимулирование продаж…

Лизинг минус

В поисках лизинговой альтернативы мы обратились в компанию «Major Лизинг». При первом взносе 20% и сроке 24 месяца процентная ставка оказалась выше кредитной – 16,9%, а ежемесячный платеж – 42 711 рублей. В этом случае машина по окончанию лизингового договора переходит в собственность клиента.

Выходит, что при прочих равных лизинг не так уж и выгоден. Идём в коммерческие банки? Спешить не стоит: лизингодатели готовы предложить интересные опции. В «Major Лизинг» утверждают, что готовы обеспечить 10%-ю скидку на приобретение автомобиля – уже интереснее, хотя и не так, чтобы очень. Такой же (если не больший) дисконт можно получить и просто так, особенно если покупать по весне прошлогодний автомобиль.

Лизинг - плюс?

А что если воспользоваться лизингом без перехода права собственности, то есть, фактически, взять машину в долгосрочную аренду? Рассчитать нам покупку по этой схеме мы попросили компанию «Контрол Лизинг». Там согласились расписать всё подробно, но оговорились: с брендом Toyota они не работают. В качестве замены предложили новый Nissan Qashqai c 2-литровым мотором, механической коробкой и передним приводом. Такой автомобиль как раз стоит ровно 1 080 000 рублей.

Первый взнос 216 000 рублей и двухлетний срок остаются в силе и в течение ближайших 24 месяцев нам предложили выплачивать каждый месяц по 22 172 рублей. Почти в два раза меньше, чем в случае с кредитом! Но не стоит забывать: как только договор закончится, машину придётся вернуть лизингодателю.

Но так ли это плохо?

За два года мы выплатим лизингодателю 532 128 рублей процентов. Плюс первый взнос. Итого — 748 128 рублей. А сдав авто и взяв новое на тех же условиях (плюс-минус, учитывая рост цен и на машины, и на финуслуги, но не забывая про скидки), еще через два платим такую же сумму. Выходит, что четыре года ездим на всегда новом авто за 1 496 256 «деревянных». И дальше повторяем схему до бесконечности. Довольно интересный вариант с тем минусом, что можно оказаться на всю жизнь привязанным к определённым маркам и моделям (смотря по тому, чем «торгует» лизингодатель).

И тут уже переплата не кажется столь огромной, и особо начинают радовать низкие ежемесячные платежи (и заморачиваться с уплатой транспортного налога и постановкой на учёт не нужно: авто получаешь сразу с номерами), а значит престижный автомобиль можно позволить себе с меньшей нагрузкой на кошелёк. Пожалуй, что в стесненных обстоятельствах лизинг и вправду может быть интересен. Главное – не портить себе настроение детальными расчётами. Или наоборот - высчитать всё до копеечки.

Если вы еще не знаете, что для вас лучше — лизинг или автокредит, поможет определиться в нашем этих финансовых услуг.

Глядя на ценники новых авто, понимаешь, что линия партии и правительства на автомобилизацию страны качнулась не в сторону простого гражданина, а потому автомобиль если еще и не стал роскошью, то на роскошное средство передвижения тянет вполне. хоть за какие-то деньги, наш «типичный» гражданин фактически будет иметь несколько вариантов выбора нового авто.

1. Покупаем новую, но ниже классом.
Минусы: потеря привычных объемов салона, багажника, комфорта, снижение «социального» статуса в глазах окружающих.

2. Покупаем свежую б/у такого же класса.
Минусы: частично выработанный ресурс, остатки гарантии, не всегда можно быть уверенным в истории, скорее всего, будут неизбежные мелкие ремонты после ДТП, ограниченность выбора.

3. Покупаем новую такого же класса, но в низкой комплектации.
Минусы: потеря привычных дополнительных опций, качества отделки салона, более низкая ликвидность при продаже.

4. Покупаем новую такого же класса в хорошей (максимальной) комплектации.
Минусы: дорого!

5. Покупаем новую выше классом, но в низкой комплектации.
Минусы: скорее всего, машина окажется еще дороже, чем в п.4!

Итак, практически все варианты не позволяют поменять машину, просто продав старую. Если у вас в тайнике подвала своей загородной виллы уже припрятан мешок с недостающими купюрами - дальше можете не читать. Остальным надо придумать способ быстро найти недостающую сумму. Самый удобный вариант - занять у родственников, друзей, знакомых, взять ссуду на работе в конце концов. В этом случае, как правило, и проценты небольшие и сроки возврата гибкие, но такой вариант есть далеко не у всех, поэтому мы, наконец-то, подошли к основному вопросу нашей статьи - заемные на стороне деньги.

До недавнего времени для физических лиц был доступен один вариант — банковский кредит, целевой или общего назначения. Но теперь есть и второй вариант - . Ранее этот весьма интересный финансовый инструмент был доступен только для юридических лиц (согласно закону о лизинге, использование получаемой в лизинг техники было возможно только в предпринимательских целях, а физические лица для занятия предпринимательской деятельностью обязаны зарегистрироваться как индивидуальные предприниматели, не включая адвокатов, нотариусов и т.п.). В развитых странах такого ограничения давно нет и доля лизинговых сделок достигает зачастую половины от общей массы продаж новых авто. Сейчас это ограничение из формулировки закона убрано и обычный гражданин может выступать участником лизинговых сделок. Еше один момент: прежде, лизинговые компании хотя и называли свои услуги лизингом, фактически же это была обыкновенная аренда транспортного средства с правом последующего выкупа.

Рассмотрим сначала основные отличия продуктов, а затем расскажем, чем банки и лизинговые компании напоминают кота Базилио и лесу Алису, а покупатель - Буратино.

Главное отличие кредита от лизинга заключается в том, что при покупке авто в кредит право собственности сразу принадлежит покупателю, а в случае лизинга - до окончания договора лизинга всеми правами собственника обладает лизинговая компания. Об этом никогда нельзя забывать и всегда помнить о том, что в случае неуплаты взносов сначала вы останетесь без машины, а затем уже начнутся обсуждения о возврате первоначального взноса (выплаченная часть аренды и вовсе не возвращается), если у лизинговой компании начнутся финансовые трудности вплоть до банкротства - вы можете остаться и без машины и без денег (первоначального взноса).

Но почему все же при таких рисках доля лизинга увеличивается? Ответ прост - помимо меньших процентных ставок клиент при желании получает дополнительные удобства в виде общения только с «одним окном» — менеджером лизинговой компании. Все вопросы по организации покупки авто, страхованию, постановке на учет продавец готов взять на себя, да и подтверждение платежеспособности клиента минимально — ведь предмет сделки остается в собственности продавца, а это для него лучшая гарантия спокойствия.

За счет чего лизинговая компания может предложить такие бонусы? Все просто - при таком количествах сделок большинство дилеров предоставляют скидки, а если лизинговая компания является партнером или частью крупного автохолдинга и т.п. — то дополнительно клиент получает скидки на проведение технического обслуживания, зачастую страхования и преференции по выкупу авто по системе trade-in, чего при самостоятельной покупке в кредит он лишен в принципе — там все проблемы приходится решать по отдельности и самостоятельно.

Немного особняком стоит вариант, когда покупаемое в лизинг авто передается во владение (право владения - это не право собственности!) покупателю, т.е. лизингополучателю и он уже на себя ставит ТС на учет в ГАИ и выступает страхователем по ОСАГО и КАСКО, а так же самостоятельно занимается организацией и оплатой технического обслуживания. В этом случае теоретически можно немного сэкономить, но при этом пропадают удобства комплекса услуг от лизинговой компании и все штрафы за нарушения ПДД платит уже лично он (в первом же случае лизинговая компания хотя и снимет с вас сумму штрафа, но история нарушений останется чиста).

Теперь рассмотрим разные варианты покупки на примере популярного Nissan Qashqai.

Как теперь ясно видно, стоимость варианта с последующим выкупом авто мало отличается от банковского кредита, хотя он более удобен с точки зрения сервисного сопровождения эксплуатации автомобиля —если вы спокойны за то, что с лизинговой компанией будет все в порядке в течение трех лет - почему нет?

Про вариант с возвращением авто по окончанию договора лизинга надо сказать отдельно — важно понимать, что никакого автомобиля у вас нет! Вы просто платили компании за право кататься на принадлежащем ей автомобиле и по окончании срока сделки она забирает его себе как собственник. Если хотите выкупить — пожалуйста, доплачивайте в кассу 670 000 рублей, как в нашем примере. Однако такой вариант неплох для тех, кому нравится часто менять авто — они сразу по окончанию одного лизинга могут брать следующий уже без подготовки документов и прочего: если сделать заявку заранее, приехав сдавать старое авто, можно сразу уехать на новом!

И напоследок… еще полгода назад в большинстве случаев варианты с лизингом были самыми интересными, но в нынешней экономической ситуации самое разумное временно и вовсе отказаться от жизни взаймы… Если же вы готовы, выбирайте в первую очередь между одинарным риском (не выплат по кредиту банку), но дороже, и двойным риском (не выплат взносов лизинговой компании и ее банкротства), но чуть дешевле…

Лизинг сегодня находится на слуху у каждого. Начиная с вариации этой услуги для обычного физического лица в виде лизинга автомобиля и заканчивая коммерческими соглашениями на аренду многомиллионного оборудования. Лизинг – это специализированная форма аренды с возможностью позднее выкупить арендуемое имущество у лизингодателя. Эта услуга позволяет предпринимателю с ограниченными финансовыми возможностями получить в распоряжение дорогостоящее оборудование и другие объекты основных фондов. Зачастую лизинг сравнивают именно с кредитом, так как эти механизмы в чем-то похожи. Но, назвать их идентичными нельзя, так как оба этих механизма обладают своей уникальной спецификой и особенностью. Часто, начинающий владелец предприятия задается вопросом о том, чем выгоден лизинг и стоит ли использовать эту услугу для обеспечения малого бизнеса оборудованием? Впрочем, не менее часто встречается вопрос о лизинге авто и его выгоде в сравнении с автокредитом. Для того чтобы развенчать мифы вокруг такой услуги, как лизинг, необходимо уделить внимание всем ее аспектам, проанализировать современные тенденции развития. Тогда владелец предприятия возможно найдет для себя ответ, стоит ли использовать эту слугу и в какой форме это делать.

Теоретические аспекты лизинга: кто, кому и сколько?

В классической экономической теории лизинг – это своеобразная форма долгосрочного кредитного соглашения, в ходе которой лизингодатель передает лизингополучателю некий объект основных фондов в аренду с правом его выкупа в дальнейшем. Такое соглашение происходит на почве нехватки своих оборотных или уставных средств у лизингополучателя. Лизингодателю это соглашение выгодно по той причине, что помимо процентной ставки, выплачиваемой получателем, компания не несет никаких затрат по содержанию объекта основных фондов, его модернизации и обслуживанию. В теории лизинг выгоден всем сторонам договора, так как позволяет крупной финансовой компании провести оборот своих средств с минимальным риском их потери, а небольшому предприятию преступить к производству незамедлительно. Но, на практике, многое зависит от внешних факторов влияния на соглашение и далеко не всегда лизинг оправдывает себя. Кроме того, важно правильно проанализировать предлагаемые условия соглашения, вполне возможно, что договор невыгоден в длительной перспективе, но вполне приемлем в краткосрочной. К слову, в зависимости от разнообразных критериев выделяют несколько видов лизинга, среди которых важно определить наиболее оптимальный для предприятия.

Лизинг или кредит: стоит ли ликвидность дополнительных затрат?

Многие эксперты утверждают, что единственная разница между кредитом и лизингом – это наличие льгот для юридического лица и упрощенный механизм оформления. Однако, кредит и лизинг отличаются также целевой тратой полученных средств, их ликвидностью, процентной ставкой, методом ее начисления и механизмом погашения ссуды. Лизинг по факту ближе к понятию аренды, в особенности если идет речь об оперативном аналоге. Более того, существуют также негласные факторы влияния на выбор предпринимателя. Поэтому, отвечая на вопрос о том, кредит или, лизинг что выгоднее , нельзя дать однозначный ответ в пользу того или иного варианта. Чем выгоден лизинг для предприятия? Возможностью в кратчайшие сроки приобрести оборудование за счет ссудных средств, а при оперативном аналоге, к тому же, со временем заменить его на более совершенное, не затрачивая деньги на модернизацию объекта. Выгодно? Несомненно, вот только при наличии дополнительных операционных затрат лизинг проигрывает даже краткосрочному кредиту, так как стеснен в ликвидности. Продать оборудование, которое к тому же в собственности у лизингодателя трудно, а кредитные средства всегда под рукой.

Кроме этого, следует также помнить о том, что лизинг далеко не всегда делает лизингополучателя полноправным владельцем объекта основных фондов. Иногда, для банка выгоднее придерживать оборудование до момента выплаты некоей части его стоимости покупателем. Конечно, никто не возместит затраты по простою производства в течение сроков выплат по соглашению, что уже делает кредит выгоднее. Финансовый лизинг, к примеру, накладывает на покупателя все обязанности по содержанию полученного объекта вплоть до полной потери оборудованием его стоимости в ходе амортизации. То есть, лизинг невыгоден в том случае, если у получателя есть несколько ожидаемых статей переменных затрат. По сути, это большая инвестиция в конкретный объект, и в случае возникновения необходимости в дополнительном финансирование – это балласт для предприятия. Кредит для предприятий – это дорогое удовольствие, которое, впрочем, позволяет распылить свои возможности, устранив факторы риска в нескольких местах. В теории, кредит менее выгоден в сравнении с лизинговым соглашением. Чем выгоден лизинг оборудования? Постепенным погашением его стоимости за счет прибыли и резервного фонда. Кредит же однозначно более выгоден в том случае, если предприниматель планирует поддержать предприятие в целом и рассчитаться с долгами, а не инвестировать в производство.

От предпринимателя к физическому лицу, выгоден ли лизинг авто?

Все же, обычному человеку лизинг ближе в форме альтернативы автокредиту, который предлагают в банке. Лизинг автомобиля позиционируют как беспроцентную ссуду с отсутствием залога, первоначального взноса и поручителей. Если, расценивать лизинг авто именно под этим углом, то он действительно кажется более выгодным. В таком случае, почему продавцу стоит идти на такую, по сути, неприбыльную ссуду? Дело в нескольких подводных камнях, которые всегда сопутствую лизинговому соглашению. Первое, и наиболее кардинальное отличие – это полнота прав собственности на полученный объект, то есть авто. В случае кредита, неважно насколько выгодного, авто всегда переходит в собственность покупателя, он волен перепродать его, использовать и модернизировать, важно лишь согласовать это с организацией, которая предоставила кредит. В случае с лизингом автомобиля, авто остается в собственности банка, а покупатель всего лишь использует его, вплоть до окончания выплат. Для банка лизинг выгоднее так как в случае необходимости затраты по соглашению вполне можно перекрыть за счет продажи авто, это вполне возможно даже без судебного решения.

В таком случае, чем выгоден лизинг? Непосредственно для покупателя – это реальная возможность получить авто не обладая стартовым капиталом, который необходимо было бы использовать в качестве обеспечения надежности сделки. То есть, в случае, если покупатель добропорядочен и планирует выплатить ссуду в полном размере, что лизинг выгоднее, ведь он минимизирует риски для обоих сторон, пускай, и иногда и в счет процентной ставки. Отвечая на вопрос о том, когда выгоден лизинг авто, а не соответствующий кредит, стоит сделать акцент также на сопутствующих затратах. Стоимость автомобиля – это не только ценник на лобовом стекле в салоне, это еще страховка, регистрация и дополнительные сборы. Чем выгоднее лизинг в таком случае? Стоимость этих услуг включена в соглашение, и некоторые банки и компании предлагают беспроцентную рассрочку на эти платежи, что существенно минимизирует затраты покупателя. Выгодно соглашаться на лизинг и тогда, когда речь идет о минимизации затрат при покупке, когда у покупателя вообще нет средств на первоначальные взносы.

Стоит ли соглашаться на лизинг автомобиля?

Лизинг? Пожалуй, нет, ведь он дороже. Примерно такая реакция зачастую возникает у счастливого обладателя новенького автомобиля. Иногда тяжело ответить на вопрос, что лучше: переплатить на ежемесячных платежах и сэкономить на всем остальном или же заложить имущество, но потратить чуть меньше в итоге. На самом деле, ответ на вопрос, выгоден ли лизинг автомобиля или нет, может только сам покупатель, который однозначно решил для себя приоритетность отдельных элементов соглашения. Но это только при условии, что покупатель теоретически способен оплатить стоимость кредита и лизинга. Если же у покупателя нет средств для первоначального взноса, он не хочет закладывать имущество и просить друзей выступить поручителем, то лизинг однозначно лучше. Кроме того, в некоторых соглашениях есть реальная возможность переложить необходимую регистрацию и страховку на плечи банка. Тогда выгода вполне очевидна. Особенность кредита заключается только в передаче денег покупателю, банк не интересует как ими будут распоряжаться, и, и иногда, это действительно лучше, но не по отношению к автомобилю. Впрочем, если покупателя интересует только итоговая стоимость соглашения, то, вполне возможно, роль кредита будет более приоритетной.

Финансовый или оперативный лизинг?

Финансовый и оперативный лизинг отличается исключительно уровнем окупаемости оборудования во время действия соглашения. Оперативный лизинг подразумевает краткосрочную аренду оборудования с возвратом в дальнейшем. Оборудование за период действия соглашения не успевает прийти в полную негодность, то есть его ликвидационная стоимость не достигает нуля. Финансовый лизинг подразумевает, что в ходе соглашения покупатель, спустя некоторое время выкупить объект основных фондов, после чего он перейдет на баланс лизингополучателя. Чем выгоден финансовый лизинг? Финансовый лизинг позволяет получить дорогостоящее оборудование в крайне выгодную рассрочку, не закладывая имущество и не выплачивая масштабный первичный взнос. Оперативный лизинг позволяет некоторое время использовать оборудование, после чего возобновить договор или, к примеру, отказаться от него. Риски есть у обоих вариантов, поэтому нельзя однозначно сказать, какой вид лизинга выгодней. Компаниям необходимо рассчитать свои операционные возможности, проанализировать, выгоднее ли в данный момент инвестировать средства в объект или же просто получить его во временное пользование.

Финансовый или оперативный лизинг, оба этих варианта обладают своими преимуществами и недостатками. К примеру, в случае оперативного лизинга, покупатель не обладает гарантией, что лизингодатель согласиться возобновить контракт, что угрожает предприятию простоем. С другой стороны, финансовый лизинг не уберегает объект основных фондов от физического и морального износа и по завершении выплат компания может получить вместо потенциально эффективного оборудования, устаревший и изношенный объект. Для кого более выгоден оперативный лизинг? Для предпринимателя, занятого на сезонных работах или же бизнесмена, организация которого часто меняет целевую сферу деятельности. В таком случае, оперативный лизинг позволяет быстро переменить технико-технологическую базу производства без заметных затрат. Для кого больше подойдет финансовый лизинг? Для крупного предпринимателя, который планирует стабильный и долгосрочный рост в отрасли, или же для развитой компании, осваивающей новый рынок. Выгодный лизинг – это результат всеохватывающего анализа своего предприятия и его операционных возможностей. В отличие от кредита, который практически абсолютно ликвиден, лизинг – это специализированный механизм, и для того, чтобы он принес предприятию пользу, брать его следует с конкретной целью и планом ее достижения.

Работает ли механизм лизинга в современной экономике?

В теории механизм лизинга смотрится очень привлекательно. Сторона, не обделенная капиталом, позволяет малому бизнесу быстро нарастить производственные мощности, что в итоге сказывается положительно на рынке в целом. На практике, конкуренция, внешние факторы и нестабильность экономического пространства вносят свои коррективы в процесс становления этого механизма. Брать ли оборудование в лизинг – это сложный вопрос, так как в отличие от кредита, этот договор требует четкого понимания от предпринимателя какие есть возможности у конкретного предприятия в краткосрочной и долгосрочно перспективе. Кредит более ликвиден, он позволяет справиться с возросшими переменными затратами, но это лишь временное решение проблемы, тогда как лизинг позволяет сделать одну, но крайне масштабную инвестицию в производство. Для кого более эффективен лизинг? Для предпринимателя, который нацелен на длительное развитие своего предприятия и владеет резервным фондом для покрытия переменных затрат. В остальных случаях, кредит, пожалуй, более гибок, а, следовательно, и значительно популярнее. Что же касается кредита для физических лиц, то тут тоже многое зависит от самого покупателя. Если важнее выгода в краткосрочной перспективе, то проще оформить кредит, если же более приоритетной является стабильность, то, соответственно, лизинг.