Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Поль экономика в жизни общества краткое содержание. Роль экономики в жизни общества. Её функции

Экономикс

Economics (экономика, экономическая теория): общественная наука, изучающая поведение в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange). Экономисты анализируют происходящие в этих сферах процессы и исследуют их последствия для физических лиц, организаций, например фирм, и общества в целом.

Ограниченность ресурсов и деятельность людей в условиях безграничности потребностей являются центральными темами экономики как науки, которая может быть определена как общественная наука, изучающая принимаемые людьми в условиях ограниченности ресурсов решения для удовлетворения своих желаний и потребностей. Как следует из определения, предметом экономической теории являются не деньги или богатство, а люди.

Вторая причина, по которой экономику можно считать наукой о людях, состоит в том, что изучаемые ею решения людей зачастую имеют значимый социальный контекст. Поэтому экономика считается скорее общественной наукой, чем разделом операционного анализа, инженерного дела или математики.

Человек совершает экономический выбор, когда покупает одежду или пищу, когда работает, и даже когда заполняет час досуга в своём учебном расписании экономикой, а не токсикологией окружающей среды. Экономические выборы совершаются везде: на фабрике, выпустившей компьютер, в правительственных учреждениях, принимающих политические решения, в бесприбыльных организациях, таких, например, как церкви, а также во множестве других мест и ситуаций.

Функции экономики

  • 1. Познавательная функция. Экономическая теория ставит своей задачей сформулировать законы, по которым развивается хозяйство. Экономические законы - это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими процессами, явлениями и их сторонами. Так, например, устойчивые связи между ценой товара и количеством спроса на него выражаются в особом законе спроса.
  • 2. Практическая (конструктивная) функция. Экономические знания помогают принимать оптимальные решения в различных хозяйственных и житейских ситуациях всем субъектам экономических отношений: домохозяйствам (семьям), фирмам, государству, а также прогнозировать экономические процессы.
  • 3. Идеологическая (критическая) функция. Общественные науки (и экономика в том числе) не только раскрывают существующий порядок вещей, но и дают ему определенную оценку, различные экономические концепции, в частности, не просто анализируют рыночное хозяйство, но и определяют отношение к нему: является ли эта экономическая система справедливой, нужно ли ее совершенствовать или менять?

Исходя из функций экономической теории, выделяют позитивные и нормативные положения. Позитивные положения раскрывают взаимосвязи экономических процессов, отражая то, что есть. Например: "Спад производства увеличивает безработицу". Нормативные положения представляют собой субъективные оценки, прогнозы экономических процессов. Например: "Рыночная цена российского ваучера к концу его действия будет равна цене автомобиля".

Потребности и благосостояние.

Потребности - это необходимость, нужда человека в определенных условиях жизни.

В структуре потребностей современного человека можно выделить 3 основные группы:

  • 1) элементарные потребности,
  • 2) потребности в общих условиях жизни,
  • 3) потребности в деятельности.

Элементарные потребности

в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге, в здоровье, образовании, культуре, в перемещении в пространстве, в личной безопасности, в пище, одежде, в жилье.

Для восстановления и сохранения своей жизни человеку необходимо прежде всего удовлетворять элементарные потребности: потребности в пище, потребности в одежде, в обуви; потребности в жилье.

К потребностям в общих условиях жизни относятся: потребности в безопасности, потребности в передвижении в пространстве, потребности в здоровье, потребности в образовании, потребности в культуре.

Социальные услуги, которые удовлетворяют и развивают потребности этой группы, создаются в отраслях социальной инфраструктуры (охрана общественного порядка, общественный транспорт, здравоохранение, образование, культура и др.).

Активная жизнь (деятельность) человека состоит из работы (труда), семейно-бытовой деятельности и досуга. Соответственно, потребности в деятельности включают в себя потребность в труде, потребность в семейно-бытовой деятельности и потребность в досуге.

Производство создает товары и услуги - средства удовлетворения и развития потребностей человека, роста его благосостояния. В производстве, работая, развивается и сам человек. Потребительские товары и услуги непосредственно удовлетворяют потребности человека, семьи. Инвестиционные товары - это все материально-вещественные блага, с помощью которых производятся потребительские товары и услуги и сами материальные.

Благосостояние. Основные показатели благосостояния. Благосостояние характеризует степень удовлетворения и развития потребностей отдельного человека, семьи, нации в целом.

Как питается человек, обут, одет, каковы его жилищные условия, обеспеченность товарами длительного пользования - все эти показатели раскрывают степень удовлетворения элементарных потребностей.

Доступность социальной услуги, ее качество, платная, льготная или бесплатная основа предоставления, число людей, пользующихся данной социальной услугой - вот основные показатели, которые характеризуют роль отраслей социальной инфраструктуры в удовлетворении и развитии потребностей в общих условиях жизни.

К числу показателей, характеризующих удовлетворение и развитие потребностей в деятельности, относятся:

  • 1) мотивация действий человека, т. е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности;
  • 2) затраты времени на каждую из форм деятельности;
  • 3) содержание деятельности, которое раскрывается в структуре функций, видах занятий.

Экономическое развитие и благосостояние тесно связано между собой.

Ресурсы. Капитал - это все созданные, обработанные, переработанные людьми средства для производства благ (машины, оборудование, здания, сооружения, сырье, энергия и т. д.). В данном случае речь идет о материальном, физическом капитале. Деньги и другие финансовые активы сюда не включаются.

Предпринимательский (организаторский) талант - это способность творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, постоянно осуществлять нововведения, все новое в технике технологии, организации производства, брать на себя ответственность и риск.

В наши дни выделяют еще один фактор производства под названием информация - данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров). Если предпринимательский фактор неотрывно связан с личностью человека, то информация отделяется от ее создателя и может функционировать вполне самостоятельно (торговля патентами, "ноу-хау" и т. д.). В отличие от других ресурсов информация может тиражироваться. "Если у меня есть рубль и у тебя есть рубль, то после обмена у каждого останется по рублю, - гласит пословица. - Но если у меня есть идея и у тебя есть идея, то, поменявшись ими, каждый будет иметь по две идеи".

Великий шотландский ученый Адам Смит считается основоположником такой великой науки, как экономика. На сегодняшний день эта великая наука является одной из самых актуальных и необходимых. Знание различных экономических процессов не только упрощает жизнь людям, но и помогает регулярно пополнять бюджет, учит зарабатывать и экономить.

В современном мире существует огромная потребность в экономически образованных людях. Значение экономики растет с каждым годом. Этой науке начинают обучать даже в школах. В каждой развитой стране есть множество экономических университетов, которые практически ежегодно модернизируют и открывают прогрессивные факультеты.

Что же это за наука и в чем цель экономики? Общественная наука, изучающая рынок и поведение участников процесса хозяйственной деятельности, исследующая, как люди распоряжаются имуществом, как они пытаются удовлетворить свои неорганиченные потребности и есть экономика.

Экономика и ее цели

Многие земные ресурсы по своей сути ограничены. Пресная вода, еда, скот, ткани - это земные ресурсы, которых можно лишиться. В отличии от ресурсов, потребности у человека не ограничены. Цель экономики - держать в равновесии ограниченные ресурсы и неограниченные человеческие потребности.

Знаменитый американский ученый, психолог Маслоу Абрахам Харольд считал, что все основные потребности человека можно выразить в пирамиде. Основанием геометрической фигуры являются физиологические потребности, то есть человеческая нужда в еде, воде, одежде, жилье, а также продолжении рода. Актуальные вопросы экономики базируются на этой пирамиде. Вершиной фигуры является потребность человека в самовыражении.

Сектора экономики

На сегодняшний день выделено всего три которые в науке называют первичным, вторичным и третичным. Первый сектор объединяет цели и задачи экономики по изучению сельского хозяйства, рыболовства, охоты, лесоводства. Второй сектор отвечает за строительство и обрабатывающую промышленность, тогда как третичный сектор берет за основу сферу услуг. Некоторые экономисты предпочитают выделять еще и четвертичный сектор экономики, который включает образование, банковские услуги, маркетинг, информационные технологии, но по сути, это и изучает третичный сектор.

Формы экономики

Чтобы понять цель экономики наверняка, необходимо ознакомиться с формами экономики. Эту важную тему дети начинают изучать еще в средней школе не уроках обществознания, а затем продолжают углубляться в нее в старшей школе и университете. Всего выделяют четыре формы этой общественной науки.

Рыночная экономика

Рыночная экономика основана на свободной предпринимательской деятельности, договорных отношениях, многообразии форм собственности. Государство в этом случае имеет лишь косвенное влияние на экономику. Характерными чертами этой формы являются независимость и самостоятельность предпринимателя, возможность выбирать поставщика, ориентированность на покупателя. Главная цель экономики в этом случае - поддерживать связь между покупателем и предпринимателем.

Традиционная экономика

Традиционная экономика все еще не изжила себя, ведь до сих пор остаются малоразвитые страны. Обычаи играют главную роль в этой экономической форме. Сельское хозяйство, ручной труд, такие примитивные технологии (использование сохи, мотыги, плуга) - характерные черты для данной системы. Первобытное общество было построено на иерархии и традиционной экономике, но и сегодня некоторые Африканские, Азиатские и Южно-Американские страны все еще сохраняют эту форму. По своей сути традиционная форма является самым первым проявлением экономической науки.

Административно-командная экономика

Административно-командная экономика или плановая существовала в СССР, но до сих пор актуальна и в Северной Корее, а также на Кубе. Все материальные ресурсы находятся в государственной, общественной собственности, государство полностью контролирует экономику и ее развитие. Государственные органы при административно-командной экономике единолично планируют выпуск продукции, а также регулируют цены на нее. Огромным преимуществом этой экономической формы является небольшое социальное расслоение.

Смешанная экономика

Смешанная экономика зависит и от предпринимателей, и от государства. Если административно-командная форма включает только государственную собственность, то в смешанной форме присутствует и частная собственность. Цель смешанной экономики - правильный баланс. Государственной собственностью чаще всего являются детские сады, транспорт, библиотеки, школы, университеты, больницы, дороги, юридические услуги, силовые структуры и прочее. Люди могут свободно заниматься предпринимательской деятельностью. Бизнесмены распоряжаются самостоятельно своим имуществом, принимают решения о выпуске продукции, нанимают и увольняют работников, обучают сотрудников. Государство финансируется людьми, которые выплачивают налоги.

Экономический рост

Экономический рост страны во многом определяет экономику и ее роль в жизни общества. Хозяйственный рост позволяет каждому государству выпускать больше товаров, производить услуги и блага. Чем больше товаров производит страна, и чем больше на них спрос, тем большую прибыль получит это государство. Хозяйственный рост должен быть устойчивым, но ни в коем случае не авральным.

Результат, который ожидается от хозяйственного роста, - это значительное повышение качества жизни населения. Но к большому сожалению, добиться этого невероятно сложно, так как грамотных экономистов остается все меньше и меньше. Существует несколько факторов, которые могут поднять уровень жизни страны.

Одним из наиболее важных факторов является прогресс техники и науки. Благодаря новым механизмам, технике, интернету в миллионы раз увеличилась производительность труда, работоспособность. Уникальный, современный, качественный продукт пользуется спросом на рынке продаж.

Другим фактором хозяйственного роста является рабочая сила. Если работник не имеет высшего образования, ленив, не опытен, не умеет принимать решений, то компания не будет иметь успеха. Человеческий капитал невероятно высоко ценится в современном обществе. Образование в высшем учебном заведении, опыт работы, знание иностранных языков, личные качества человека играют огромную роль при принятии на работу. Экономика и ее роль в жизни общества невероятно высоки, поэтому так важно прислушиваться к советам опытных ученых. Человеческий капитал позволяет работнику получать дополнительный доход. Этот термин был выведен в 20-м веке в экономической науке.

Человеку в процессе его жизни приходится постоянно решать насущные проблемы, связанные с удовлетворением потребностей - в еде, жилье, получении знаний, самореализации и многих других. Для этого создана экономическая система, в рамках которой люди взаимодействуют и реализуют свои потребности. Узнаем кратко о роли экономики в жизни общества.

Потребности

Человек и общество постоянно развиваются. Они постоянно нуждаются в различных вещах для удовлетворения их нужд. Все потребности принято делить на несколько групп:

  • естественные (в пище, сне, жилище и другие);
  • социальные (в общении, дружбе, любви);
  • духовные (в приобретении новых знаний, освоении культурных ценностей).

Особенность человеческих потребностей состоит в том, что они не имеют предела. При удовлетворении одних, непременно возникают новые.

Примером неограниченности потребностей является сюжет сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка», в которой старуха, получив новое корыто взамен разбитого, захотела новую избу, терем и так далее.


Нельзя забывать, что ресурсы Земли, в отличие от потребностей, ограниченны. Это и полезные ископаемые, и лес, и пресная вода. Поэтому важно так организовать деятельность людей, чтобы использование ресурсов одновременно и удовлетворяло потребности людей, и осуществлялось в разумных пределах. Для регуляции этого процесса служит экономика.

Участники экономических отношений:

  • потребители (отдельные люди, семья и другие группы);
  • производители (предприятия, государство)

Всем участникам приходится выбирать, какие потребности более важны, а какие можно сократить, либо отказаться.

То есть, вступая в экономические отношения, потребитель оценивает, какие он получит выгоды и какие средства придется потратить. Производителю важно создавать то, что необходимо обществу - экономические блага.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Понятие блага

Под благами понимают те средства, которые помогают человеку удовлетворять его потребности. Они могут быть свободными и экономическими.

Свободные блага, как правило, имеются в природе в готовом виде. Это воздух, вода, свет и так далее. А экономические создаются в процессе преобразования ресурсов. Например, продукты питания, техника, здания, одежда.

Роль экономики

Разберемся, какова роль экономики в жизни общества.

Осознание ограниченности ресурсов и важности объединения в единую экономическую систему привели к тому, что общество, начав свой путь с обработки камня, к настоящему времени достигло высокого развития науки и техники, создания слаженной разветвленной торговой сети.

Но с бурным развитием производства товаров народного потребления все острее становится проблема разумного использования ресурсов. Пресная вода, газ, нефть, чистый воздух - уничтожение всех этих благ имеет необратимый характер, так как возобновить их человек не может.

Что мы узнали?

Изучив тему для 10 класса об экономике и ее роли в жизни общества, мы выявили, что в своей жизни человек вынужден постоянно заботиться об удовлетворении различных потребностей. Отношения, которые при этом возникают, называют экономическими. В условиях ограниченности природных и иных ресурсов, участникам экономических отношений приходится выбирать для себя наиболее важные потребности и самые значимые блага для производства. В целом роль экономики велика, так как существование такая система призвана достигать справедливого распределения ресурсов между людьми.

В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.

Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребле­ния. Экономическая сфера - главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:

    земля со всеми ее богатствами;

    труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;

    капитал (машины, станки, помещения и т.п.);

    предпринимательские способности.

В течение многих столетий проблема - как удовлетворить многочисленные потребности людей - решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых про­странств и дешевых природных ресурсов.

С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ре­сурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика разви­вается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность исполь­зования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

Главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.

Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подраз­деляются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.

С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ря­де экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признака­ми натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.

Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде госу­дарств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает госу­дарственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюро­кратизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельно­сти.

Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механиз­мом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существова­ния рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяе­мые рынком, цены.

Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значитель­на. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы - использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономи­ки. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.

В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой эко­номики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переход­ ной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.

2. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над деть­ ми - это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном согла­ шении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает все­ общим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?

Любое стабильное, устойчиво развивающееся общество заинтересовано в крепкой семье. Что же такое «нормальная», «здоровая» семья? Это малая группа, объединенная кровнородственными отношениями, имеющая семейные правила, которые должны служить направлением развития каждой личности в семье. Такая семья характеризуется теплыми отношениями между поколениями. Авторитет родителей, с одной стороны, должен быть непререкаем, между детьми и родителями должна быть дистанция - по той простой причине, что родители имеют больше жизненного опыта, именно они несут ответственность и финансово обеспечивают образование, воспитание детей. Согласие между родителями, их авторитет создают ощуще­ние защищенности для детей. Но, с другой стороны, здоровая семья не может основываться на подавлении самостоятельности детей. Настоящий авторитет родителей должен четко осознаваться, не подвергаться со­мнению и не нуждается в постоянной демонстрации. Дети должны ощущать себя свободными в высказы­вании своего мнения, отстаивании своей точки зрения, с уважением относясь к позиции родителей.

Отсутствие устойчивых иерархических отношений в семье приводит к созданию так называемого «попустительского» стиля взаимоотношений. В такой семье за кажущейся вседозволенностью стоит глубокое безразличие друг к другу. Такая семья формальна, не является поддержкой в трудные минуты и не дает правильных ориентиров для развития.

Авторитарный стиль взаимоотношений между родителями и детьми в результате также ведет к отчуждению, подавляет самостоятельность и инициативу, в конечном счете может развить жесто­кость и агрессию по отношению друг к другу, либо подавить личность, воспитать комплекс непол­ноценности.

Таким образом, наиболее полноценной является семья с демократическим стилем взаимоотноше­ний, где уважение к старшим соседствует с равноправием и сотрудничеством, та семья, которая слу­жит надежным убежищем во всех жизненных проблемах и неурядицах.

3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную рабо­ ту, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подпи­сываемого вами документа следует обратить особое внимание?

В данном случае 16-летнему несовершеннолетнему необходимо представить работодателю: пас­порт и справку о предварительном медицинском осмотре (обследовании).

Если есть, то представляются трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пен­сионного страхования.

При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать трудовой договор. Причем, в рассматриваемом случае - срочный трудовой договор. В трудовом договоре работнику следует об­ратить внимание на следующие пункты:

    место работы;

    трудовая функция (то есть конкретный вид получаемой работы);

    дата начала работы;

    срок действия договора и причины, по которым заключен срочный трудовой договор;

    условия оплаты труда;

    режим рабочего времени и времени отдыха и др.

Также необходимо помнить, что согласно статьи 92 Трудового кодекса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю.


Раздел 3. Экономика.

3.1. Экономика, её роль в жизни общества.

Слово «экономика» появилось в глубокой древности. Принадлежит оно Аристотелю и произошло от двух греческих слов «ойкос» - хозяйство, дом и «номос» - закон. Иными словами понятие «экономика» можно определить как законы ведения хозяйства, дома. В основе такого хозяйства лежит производство и потребление жизненных благ, необходимых для жизни людей, членов этого дома.

В XVII веке в оборот был введен термин «политическая экономия», в котором слово «политей», означающее – общественное устройство, привело к новому пониманию экономики на уровне не отдельного хозяйства, а на уровне всего общества. Таким образом, экономику стали трактовать как законы ведения общественного хозяйства. А это означало, что каждое хозяйство находится в тесной связи с другими хозяйствами и зависит от их деятельности. Все вместе они составляют национальную экономику (экономику конкретного государства), которые входят в глобальную (мировую) экономику планеты Земля.

В основе экономики лежат потребности людей и экономические интересы, которые вынуждают их действовать тем или иным образом. В результате между людьми возникают отношения по поводу производства, обмена, потребления и присвоения жизненных благ, которые принято называть экономическими отношениями.

Экономика в современном пониманиихозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания необходимых жизненных благ. В современных условиях в эту систему входит производство и инфраструктура. Производство охватывает: материальную сферу, где создаются материальные блага, нематериальную сферу, где создаются духовные, научные, культурные и нравственные ценности, сферу услуг, в которой удовлетворяются какие-либо потребности. Например, торговля или нотариальная услуга, транспорт или телефонная связь и т. д.

Принято трактовать экономику тремя понятиями:

экономика как система отношений между людьми, обусловленная производством, обменом и потреблением жизненных благ,

экономика как хозяйство отдельного человека (семьи, предприятия, региона, государства, группы стран и всего мира),

экономика как дисциплина, изучающая проявления хозяйственной жизни человека, фирмы, общества.

Экономика имеет практическое значение для бизнеса. Понимание общего характера функционирования экономической системы помогает руководителю предприятия лучше определить свою хозяйственную политику, принимать разумные хозяйственные решения. Знание курса экономики дает индивиду как потребителю и как работнику некоторое представление о том, каковы будут лучшие решения при покупке товаров и найме на работу, какую выбрать работу, во что вкладывать деньги.

Экономика при всей своей практической полезности представляет собой предмет преимущественно академический.

Таким образом, экономика – это наука, которая изучает деятельность отдельного человека, группы людей, общества в целом по обеспечению определенных материальных условий для организации жизни.

Экономическая теория состоит из двух разделов: ^ Микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика рассматривает поведение, экономическую жизнь домохозяйств и отдельных фирм. Ее особенностями являются:

Исследование поведения фирмы, домохозяйства как экономических агентов в рыночной системе и, следовательно, с учетом постоянного выбора решений, колебаний цен в процессе взаимодействия спроса и предложения и определения издержек;

Исследование воздействия государства на фирмы, домохозяйства;

Изучение конъюнктуры и факторов, определяющих ее, на частных рынках;

Исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение.

Макроэкономика рассматривает поведение или функционирование национальной (мировой) экономической системы в целом. Особенностями ее являются:

Исследование отраслей и сфер экономики, хозяйственных связей между ними, развитие национального и мирового хозяйства,

Исследование таких явлений и процессов, как занятость и безработица, общая динамика цен, национального дохода, расходов и т.д.

Главное различие между микро- и макроэкономикой заключается не в масштабах исследуемых ими объектов, а в тех имеющих место в национальных хозяйствах экономических процессах, которые составляют эти объекты. П.Самуэльсон говорит, что микроэкономика – это отдельное дерево в лесу, а макроэкономика – это лес.

3.2. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Все экономические отношения строятся на производстве и реализации товаров либо услуг.

^ Материальное производство (производство товаров)

Ключевым при изучении экономической жизни общества является анализ материального производства, так как общество не может существовать без производства необходимых для жизни людей материальных благ. Производство средств существования и образует исходный пункт истории человечества, его первый исторический акт.

Эта сфера не только исторически первая, она же и ≪прародительница≫ всех остальных сфер жизнедеятельности общества - социальной, политической, духовной. Именно экономическая сфера в качестве базиса интегрирует остальные подсистемы общества в целостность.

В процессе материального производства люди взаимодействуют друг с другом с целью эффективного воздействия на природу. В этой сфере происходит удовлетворение человека и общества материальными благами: питанием, одеждой, жилищем и т. д.

Способ производства материальных благ (экономический способ производства) включает в себя производительные силы и производственные отношения.

Производительные силы есть система субъективных (человек) и вещественных (техника, предметы труда) элементов, необходимых для процесса материального производства.

Решающим элементом производительных сил является человек.

^ Средства труда - это комплекс вещей, которые человек помещает между собой и природой для воздействия на нее. Среди средств труда выделяются орудия труда, которыми человек непосредственно воздействует на природу.

^ Предметы труда - все то, на что направлен труд человека. Производственные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, называются производственными отношениями.

Производственные отношения представляют сложную систему, проникнутую единым началом. Это значит, что в данной системе есть какие-то коренные отношения, которые ее цементируют, выступают как системообразующие. Таким отношением прежде всего выступает основное производственное отношение - отношение собственности на средства производства. Существуют различные формы собственности - личной, частной, общественной.

В настоящее время большинство специалистов считает, что с природой человека, с его насущными потребностями наиболее тесно связана частная собственность. Именно она дает людям имущественную самостоятельность, развивает личную инициативу, стимулирует и совершенствует предпринимательские навыки, воспитывает чувство ответственности в своем деле. Частная собственность укрепляет правосознание, культуру законопослушания. Жизнь человека проявляется в его собственности.

В нашей стране отрицалась значимость частной собственности, но время доказало неразумность этого.

Ресурсы и потребности: Производственные ресурсы – экономическая категория, обозначающая реально вовлеченные в процесс производства ресурсы.

В экономической теории выделяют четыре основных производственных ресурса:

«Земля», означающая:

А) все используемые в производственном процессе естественные ресурсы;

Б) объект хозяйствования в ряде отраслей (аграрной, добывающей);

В) объект собственности.

«Капитал» - материальные и финансовые ресурсы (все разновидности зданий, сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; земля; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение для ЭВМ, разнообразная информация экономического содержания, деньги).

«Труд» - часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства.

«Предпринимательство» - объединяет все выше названные ресурсы в одном предприятии.

Рынки производственных ресурсов – сфера товарного оборота важнейших групп ресурсов хозяйственной деятельности: земли, природных ископаемых и искусственных сырьевых ресурсов, ресурсов труда разнообразных специальностей и квалификации, капитально-технических ресурсов, информации, знаний, интеллекта, способов их передачи.

Движение производственных ресурсов опосредуется рынками денег и ценных бумаг, регулируется экономической политикой государства.

Спрос на производственные ресурсы имеет свою специфику:

Спрос на ресурсы имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага, т.к. потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены товары и услуги потребительского назначения.

Спрос на любой ресурс может возрастать или падать в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства.

Спрос на ресурсы предъявляют лишь предприниматели.

Спрос на ресурсы – взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы.

Цена – одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому производственному ресурсу. Спрос более эластичен при прочих равных условиях на те ресурсы, которые имеют более низкую цену, т.к. замена более дорогих ресурсов производства на более дешевые снижает издержки производства.
Предложение производственных ресурсов – это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. На рынках производственных ресурсов спрос рождает предложение. Но предложение зависит от специфики каждого конкретного ресурса. В целом предложение производственных ресурсов испытывает на себе действие закона редкости, ограниченности ресурсов.
Потребности: -биологические (еда, одежда, безопасность)

Духовные (все остальные)

3.3. Экономические системы и собственность.

Собственность.

Собственность – система экономических и правовых отношений между людьми по поводу владения, распоряжения, управления, использования и присвоения жизненных благ, обусловленных каким-либо имуществом (землей, недвижимостью, деньгами, капиталом) или информацией.
Отношения собственности – это постоянно (систематически) повторяющиеся, воспроизводимые между людьми отношения, неразрывно связанные с имущественными правами владения, распоряжения, управления, использования и присвоения средств производства и результатов их использования.
Следовательно, отношения собственности – это права на владение и распоряжение имуществом (дарение, продажа, наследство).

Присвоение – экономическая связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим. Присвоение может сочетаться с прямо противоположным отношением – отчуждением. Оно возникает, например, если какая-то часть общества захватывает все средства производства, а когда продукты, созданные одними людьми, без всякого возмещения присваивают другие. Такими были, скажем, взаимоотношения между феодалами и крепостными крестьянами, занятыми на барщине.

Примером отношений хозяйственного использования чужой собственности служит аренда – договор о предоставлении имущества какого-то человека во временное пользование другому лицу за определенную плату. Аналогичная картина и при концессии – договоре, по которому государство сдает частным лицам, иностранным фирмам промышленные предприятия или участки земли для определенной производственной деятельности.
После того, как государство законодательно урегулирует имущественные отношения между лицами, они наделяются правом собственности. Это право включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Владение – это физическое обладание вещью. Это правомочие собственника охраняется законом. Законное владение имуществом всегда имеет правовое основание (закон, договор, административный акт).

Пользование – заключается в праве производительно или лично потреблять для удовлетворения собственных потребностей и интересов в зависимости от ее назначения (допустим, использовать автомашину для перевозки людей и грузов).

Собственник может передавать свое имущество в пользование другим лицам на какое – то время и на определенных условиях.

Границы права пользования определяются законом, договором или иным правовым основанием (например, завещание).

Распоряжение – право изменять присвоенность (принадлежность) имущества. Оно осуществляется чаще всего путем совершения различных сделок (купли – продажи, мены одной вещи на другую, дарение).

Указанные здесь правомочия собственника могут быть временно ограничены по его инициативе. Так, человек, сдавший в наем вещь другому лицу, лишает себя права владения и пользование вещью на срок действия договора имущественного найма.

^ Типы и формы присвоения

Общее нераздельное присвоение означает, что все объединенные в коллектив люди относятся к решающим средствам производства или другим жизненным средствам как к совместно и нераздельно им принадлежащим, устанавливается неразрывное единство и равенство совместных собственников в отношении к главным хозяйственным условиям их жизнеобеспечения. Это предполагает такие следствия:

А) не допускается отчуждение работников от средств производства;

Б) порождается коллективное присвоение продуктов общего труда;

В) развивается тенденция к уравнительному распределению предметов потребления.

Общее нераздельное присвоение выступает в следующих конкретных формах:

А) первобытная;

Б) семейная (в части совместно нажитого имущества);

В) коллективная (коллективное предприятие с неделимым имуществом);

Г) государственная собственность.

^ Частное присвоение означает, что отдельные люди относятся к имуществу как к личному источнику обогащения. Частное присвоение имеет два вида, которые существенно различаются между собой: собственность на средства производства человека, который сам трудится, и собственность на средства производства лица, применяющего чужой труд (рабовладение, феодализм и единоличный капитализм).

Применяются два социально-экономических способа соединения факторов производства: а) внеэкономическое (насильственное) принуждение и б) экономическое привлечение работников к труду.

В рабовладельческом обществе, как известно, частная собственность распространялась не только на вещественные условия производства, но и на людей.

В феодальном обществе положение трудящихся существенно изменилось. Наряду с собственностью феодалов существовала единоличная собственность крестьян и ремесленников.

Глубокий качественный перелом в социально-экономических способах соединения факторов производства произошел уже на начальном этапе развития капиталистического общества, когда утвердилась единоличная собственность буржуазии на средства производства. Наемные работники, будучи юридически свободными, могут по своему усмотрению выбирать место и вид работы. Они получают за свой труд заработную плату в определенной мере заинтересованы в результатах производства. Поэтому к ним, как правило, не применяются методы внеэкономического принуждения.

^ В совместно-долевой (или смешанной) собственности органически соединены основные принципы общего и частного присвоения. Это достигнуто следующим образом.

Во-первых, смешанная собственность образуется путем объединения вкладов, которые вносят все участники предприятия в общее имущество.

Во-вторых, совместно-долевая собственность используется в общих целях и под единым управлением.

В-третьих, конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия распределяются соответственно доле собственности каждого.

Совместно-долевая собственность выступает в конкретных формах:

Акционерное общество;

Кооператив, основанный на паях участников;

Товарищество;

Крупные хозяйственные объединения предприятий (ассоциации, союзы и т.п.)

Совместные предприятия (с участием национального и иностранного капитала);

Совместно-долевое имущество супругов, заключивших соответствующий брачный контракт.

^ Экономические системы и их основные типы

Экономическая система – это особым образом упорядоченные связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

Экономическая наука выделяет следующие типы хозяйственных (экономических систем):

Традиционная (докапиталистическая);

Рыночная (капиталистическая);

Плановая (социалистическая);

Смешанная.

Эти типы различаются по виду собственности на экономические ресурсы, а также по способу решения главных экономических вопросов (что производить, как производить и для кого производить), способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм, государств. Для традиционной экономической системы характерно, что земля (главное средство производства) и капитал находятся в общинной или государственной собственности. Ресурсы распределяются в соответствии с существующими традициями. В этой экономической системе такие вопросы, как: что производить, выгодно ли это, для кого производить и как производить, - не стоят. Факторы производства здесь используются неэффективно.

В рыночной экономической системе земля и капитал, как правило, находятся в частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются рыночными механизмами, главные вопросы экономики решает сам производитель по законам рынка. Рыночная система имеет циклический, стихийный характер, подвержена кризисным явлениям. Поэтому не случайно как антипод данной экономике возникает плановая экономика, при которой земля, капитал, средства производства находятся в собственности государства, ограниченные ресурсы распределяются государством в соответствии с планами. Главные вопросы экономики решает также государство.

Внедрение плановой экономики в хозяйственную жизнь не увенчалось успехом. В настоящее время в большинстве стран существует смешанная экономическая система, в которой действуют и рыночный механизм, и государственное регулирование.

Традиционная система
Традиционная система существует в слаборазвитых странах. Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии.
Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на обширном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. В странах с традиционной системой большую роль играет мелкотоварное производство, основанное на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их хозяина, сюда относятся крестьянское и ремесленное хозяйства.

В основе жизнедеятельности традиционной системы лежат передающиеся из поколения в поколение традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовые и сословные деления, выступающие тормозом социально-экономического прогресса.

Существующие уставы в традиционном обществе тормозят технический прогресс, что негативно отражается на производительности труда. Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское существование. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки слоям населения и на развитие инфраструктуры.

В этих странах в условиях относительно слабого развития национального предпринимательства, большую роль играет иностранный капитал.
^ Рыночная экономика. Чистый капитализм
Эта система сложилась в XVIII веке и просуществовала в зависимости от динамики развития стран до начала XX века.

Многие элементы этой системы функционируют в современной рыночной экономике.

Чистый капитализм характеризуется частной собственностью на ресурсы как производственные, так и трудовые. В роли координатора хозяйственной деятельности выступает сама рыночная система. Государство не вмешивается в ее функционирование, так как не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются субъектами рынка на свой страх и риск во имя получения максимальной прибыли при минимальном использовании трудовых и инвестиционных ресурсов.
Характеристика рыночной экономики Основные черты Основные «плюсы» ^ Основные «минусы»
Частная собственность на средства производства.

Стимулирует высокую предприимчивость и эффективность.

Усиливает неравенство в обществе.

Свобода предпринимательства.

Отторгает неэффективное и ненужное производство.

Нестабильность в экономике.

Свобода выбора экономических партнеров.

В основном справедливое распределение доходов по труду.

Не заботится о создании необходимых обществу, но бесприбыльных благ.

Личная выгода участников экономических связей.

Больше прав и возможностей у потребителей.

Безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе.

Саморегулирование экономики рыночными факторами.

Не требует большого аппарата управленцев.

Минимум вмешательства государства в экономику.

^ Командная система
Командная (тоталитарная) система – полная противоположность рыночной экономике. Командная система господствовала в СССР, в странах Восточной Европы и ряде азиатских государств с 1917 по 1992 год. Характерными чертами командной системы являются общественная (государственная) собственность практически на все экономические ресурсы и коллективное принятие экономических решений. Руководство экономикой страны осуществлялось централизовано через государственное планирование. Хозяйственный механизм командной экономики через тоталитарный контроль практически лишал самостоятельности хозяйственных объектов. Отсутствие элементарных рыночных отношений полностью подорвало материальную заинтересованность физических и юридических лиц в результатах труда. Централизация в управлении привела к монополизации производства и сбыта продукции.

Государственное регулирование цен на фоне монополизации экономики, торможение НТП закономерно рождало экономику дефицита. Парадокс заключался в том, что дефицит возникал в условиях всеобщей занятости и почти при полной загрузке производственных мощностей. Причина этого проста – экономика не работала на спрос, так как структуру общественных потребностей и их изменение предвидеть и детализировать из центра было практически невозможно.
Характеристика командной экономики Основные черты Основные «плюсы» ^ Основные «минусы»
Государственная собственность на средства производства

Более устойчивая экономика.

Формирует безынициативных работников, не заинтересованных в результатах труда.

Государственное планирование всей экономики.

Больше уверенности в будущем.

Неэффективность экономики.

Административные методы управления экономикой.

Меньше неравенства в обществе.

Диктат производителей над потребителями.

Нет экономических стимулов к эффективной работе.

Минимум жизнеобеспечения гарантирован всем.

Низкий уровень жизни народа.

Нет проблемы трудоустройства.

^ Смешанная экономическая система
Государство в современном обществе играет значительную роль, не переходя границ, которые бы нарушили экономические законы рынка. Государство определяет таможенную и налоговую политику, регулирует действия монополий на рынке. Государство производит, а в отдельных случаях и распределяет, товары и услуги, контролирует некоторые цены (например, на энергоносители).

Сегодня всем ясно, что экономика не может быть оторвана от государства, как и государство не может функционировать, не опираясь на экономику. Однако степень государственного вмешательства в экономику многие страны решают по-разному.

3.4. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.

Производство - это один из возможных видов деятельности организации или физического лица, направленный на создание конечного продукта или услуги.

В экономическом смысле процесс создания разных видов экономического продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или более точно - процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования.

Производственное предприятие также называют производством.

Современное общественное производство включает в себя не только материальное производство, но также и нематериальную сферу - производство нематериальных благ и услуг (новые научные открытия, технические изобретения, народное образование, культура, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, спорт и др.). Развитие нематериального производства и сферы услуг в решающей степени зависит от производства материальных благ - его технической оснащённости и величины выработки.

Разведение животных и растительных продуктов при помощи естественных сил природы (сельскохозяйственное производство и его отрасли: лесоводство, скотоводство, рыбоводство и пр.);

Переработка сырья в пригодный для потребления человека вид (обрабатывающая промышленность);

Передача хозяйственных благ от производителей к потребителям (торговля (retail), организация складов и транспорта (логистика)).

Финансовая деятельность: банковская и страховая деятельность

Духовное производство: новые научные открытия, технические изобретения, программирование, народное образование, культура, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, управление, спорт и др.

Производительность труда - эффективность труда. Производительность труда может измеряться количеством времени, затрачиваемым на единицу продукции либо количеством продукции, выпущенной работником за какое-то время. Обычно под производительностью труда в экономической статистике разумеется фактическая производительность труда, однако в экономической кибернетике, в частности, в модели жизнеспособных систем Стаффорда Бира, вводятся понятия наличной и потенциальной производительности труда.

Под ростом производительности труда подразумевается экономия затрат труда (рабочего времени) на изготовление единицы продукции или дополнительное количество произведенной продукции в единицу времени, что непосредственно влияет на повышение эффективности производства, так как в одном случае сокращаются текущие издержки на производство единицы продукции по статье «Заработная плата основных производственных рабочих», а в другом - в единицу времени производится больше продукции.

^ Фактическая производительность труда определяется делением фактического выпуска продукции в единицах измерения данного вида продукции (выработка), на фактические затраты живого труда в единицах времени (трудоёмкость).

^ Наличная производительность труда есть расчётная величина, которая показывает, сколько продукции можно выпустить в текущих условиях (например, на имеющемся оборудовании из доступных материалов) в случае, если все простои и задержки будут сведены к нулю.

^ Потенциальная производительность труда есть расчётная величина, которая показывает, сколько продукции можно выпустить в теоретически достижимых в данных природных условиях на данном уровне развития цивилизации (например, из наилучших из имеющихся на рынке материалов при использовании передовых технологий и установке самого современного из имеющегося на рынке оборудования) в случае, если все простои и задержки будут сведены к нулю.

^ Разделение труда и специализация.

Разделение труда - исторически сложившийся процесс обособления, видоизменения, закрепления отдельных видов трудовой деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.

Например, основным методом работы в бухгалтерии является разделение труда специалистов. Распределяем работу сотрудников по участкам бухгалтерского учета под руководством ведущих специалистов и аудиторов, что позволяет добиваться максимальной эффективности их работы. Таким образом динамично сочетаем наработки в области автоматизации бухгалтерского учета и опыт в области администрирования бухгалтерских услуг.

Различают: - общее разделение труда по отраслям общественного производства; - частное разделение труда внутри отраслей; - единичное разделение труда внутри организаций по технологическим, квалификационным и функциональным признакам.

Является причиной повышения общей производительности труда организованной группы специалистов (синергетический эффект) за счет:

Выработки навыков и автоматизма совершения простых повторяющихся операций

Сокращения времени, затрачиваемого на переход между различными операциями

Концепция разделения труда довольно полно описана Адамом Смитом в первых трех главах своего пятитомного трактата «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Выделяют общественное разделение труда - распределение в обществе социальных функций между людьми - и международное разделение труда.

Разделение труда привело в современном мире к наличию огромного множества различных профессий и отраслей. Ранее (в древности) люди были вынуждены почти полностью обеспечивать себя всем необходимым, это было крайне неэффективно, что обусловливало примитивный быт и комфорт. Практически все достижения эволюции, научно-технического прогресса можно объяснить непрерывным внедрением разделения труда. Благодаря обмену результатами труда, то есть торговле, разделение труда становится возможным в обществе.

На рынке продается и покупается особый товар - рабочая сила.

Рабочая сила - это физические и умственные возможности, умения, навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.

Неотъемлемым элементом рынка труда является безработица - это такая ситуация в экономике, при которой часть людей не могут найти работу. В государстве проводится работа по ее сокращению. В то же время современная экономика пришла к выводу, что полное искоренение безработицы невозможно, в этом нет необходимости. Специалисты считают, что иметь естественный уровень безработицы нужно, это способствует поддержанию необходимой конкуренции на рынке труда. Но высокий уровень безработицы может привести ко многим негативным явлениям в обществе и к социальным конфликтам.

С социальной и экономической позиции опасна длительная продолжительность безработицы. Социологи говорят, что если человек не работает от 2 до 3 месяцев, то у него пропадает желание работать, через 9 месяцев теряется навык в работе, т.е. наступает определенная дисквалификация.

Безработица условно подразделяется на естественную и вынужденную.

К естественной форме относятся следующие виды безработицы:

фрикционная – перемещение людей с одной работы на другую, из одного региона в другой. Само перемещение требует определенного времени для поиска новой работы. Этот вид безработицы кратковременный;

институциональная – спровоцирована действиями самого государства, когда работать становится невыгодно. Например, большие выплаты из социального бюджета, несовершенство налоговой системы, при заработной плате, которая ниже пенсии по безработице, и т.д.

добровольная форма. Само название говорит за себя. Всегда среди трудоспособного населения найдутся люди, которые по определенным причинам просто не хотят работать.

Более сложной бывает вынужденная безработица, которая, как правило, превышает естественную норму и связана с событиями, не зависящими от воли наемных работников. Вынужденная безработица имеет следующие виды:

Структурная безработица связана с высвобождением рабочей силы под воздействием структурных сдвигов в экономике. Происходят изменения в спросе на ресурсы. Меняется спрос на отдельные профессии и специальности, одну часть людей, не отвечающих новым технологическим требованиям, приходится увольнять, другую часть, наиболее подготовленных и с достаточным образованием обучают новым специальностям;

региональная безработица формируется под воздействием комбинации исторических, демографических и социально-психологических факторов. Решение этой проблемы осуществляется на основе общегосударственных целевых программ;

циклическая безработица связана с циклическим спадом производства и, как правило, с соответствующим спадом спроса на труд.

скрытая безработица наиболее характерная для современной России. Ввиду неполного использования производственных ресурсов в условиях экономического кризиса предприятия, борясь за сохранность кадров, не увольняют работников, а переводят их на сокращенную рабочую неделю, а в более сложных случаях отправляют работников в неоплаченные отпуска.

3.5. Обмен, торговля.

Истоки рыночных отношений уходят в глубь седой старины, когда люди вступали в отношения купли-продажи путем простого (натурального) обмена товарами, когда они взаимно приобретали то, чего у них не было, но что им было жизненно необходимо.

Обмен в экономике - движение товара от одного владельца к другому.

Может быть насильственным и ненасильственным. Формой ненасильственного обмена является торговля.

Обмен предполагает наличие меры эквивалентности товаров, что требует соизмерения разных по виду, качеству, форме и назначению вещей. Это требует наличия единой основы, которой является стоимость товаров.

Обмен может происходить как с участием денег, так и без них (бартер)

Торго́вля - процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами. В широком смысле - вид деятельности (в том числе предпринимательской), связанный с куплей-продажей товаров. Различают оптовую и розничную торговлю.

Торговля как вид деятельности относится к посредническим услугам, т. е. является третьей стороной между производителями и покупателями товаров.

Торговля между странами (международная торговля) делится на импорт и экспорт.

Невидимая торговля - услуги, оказываемые в основном транспортными компаниями при перевозках грузов и пассажиров стран третьего мира; осуществление страховых и кредитных операций; организация иностранного туризма; сдача в аренду оборудования и недвижимости за рубежом.

Торговля - это значительный источник налоговых поступлений в бюджет страны или региона.

Прибыль в наиболее общем плане можно определить как ра