Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Закроют ли МФО? Когда в россии закроют мфо

Выясняем в нашей статье, какие микрофинансовые организации закроют в 2019 году, анализируем состояние рынка микрофинансирования в России, риски для заемщиков.

В развитии бизнеса микрофинансовых организаций, как уже неотъемлемой части финансовой системы нашего государства, в последнее время проявляются самые разные тенденции, в том числе и негативные.

Есть множество факторов, влияющих на игроков сектора микрокредитования, начиная с общей политики ужесточения подходов государства к регулированию, общекризисными явлениями и заканчивая изменениями в поведении и даже психологии основных потребителей таких услуг. Никоим образом не пытаясь нагнетать некую панику или пессимизм, попытаемся разобраться, что в текущем году происходит в целом в данном сегменте услуг для населения и даже спрогнозировать, какие микрофинансовые организации закроют в 2019 году.


Вспомним, как в начале прошлого десятилетия можно сказать в геометрической прогрессии развивался рынок банковских услуг, и особенно предложение кредитных продуктов - по нашему мнению, закономерным итогом стал некий кризис неплатежей спустя буквально десятилетие.

Поскольку рассматриваемые нами компании - по сути, банки в миниатюре, здесь нельзя не провести аналогии. Поэтому пытаясь понять и донести до широкого круга клиентов, как действующих, так и потенциальных, какие микрофинансовые организации закроют в 2019 году, традиционно рассмотрим несколько ключевых факторов, оказывающих непосредственное влияние на такой бизнес:

1. Риски и негативные тенденции:

Бум подобного бизнеса, имеющий место, привел к появлению уже можно сказать достаточно большого количества «серых» (т.е. действующих не совсем законно) и даже недобросовестных компаний - есть спрос, появилось и мошенническое или откровенно незаконное предложение услуг;

Государство все решительнее начинает вмешиваться в бизнес и процессы, как результат - зарегулированность рынка будет расти - выходят все новые и новые законопроекты и инициативы, которые, к сожалению, не всегда положительно повлияют на добросовестные компании. Более того, нет системности подхода к решению проблем - например, идея зарегулировать деятельность тех же коллекторов в отрыве от понимания их острой необходимости для бизнеса может привести к колоссальному росту просроченной задолженности у самих компаний, и как итог - убыточности бизнесов;

Сами организации, оказывающие подобные услуги также слишком увлеклись больше борьбой между собой за клиента, во многих случаях в ущерб сервису - и в итоге про интересы и некий комфорт самих заемщиков просто забыли.

2. Тем не менее, есть и позитивные сдвиги:

Наконец-то регуляторные органы взяли четкий курс на наведение порядка на рынке;

Появился де-факто некий стандарт оказания услуг по срокам выдач займов, процентным ставкам, применяемым технологиям;

Все больше компаний пытаются диверсифицировать свои услуги, обращаясь в том числе сторону кредитования индивидуальных предпринимателей;

Рынок достиг или близок к той точке, когда информированность и общая финансовая осведомленность потенциальных клиентов о услугах такого рода наконец-то вышла на достаточно высокий уровень - пусть и не усилиями государственных органов (которые как раз по идее и должны бороться за финансовую грамотность своих граждан), а скорее благодаря самим микрофинансовым учреждениям.

Как повлияет ситуация на рядовых клиентов


Если с влиянием последних инициатив и конкурентной среды в целом мы разобрались, то конечно отдельно стоит выделить информацию для самих клиентов - чего, собственно, можно ожидать.

Наше мнение:

1. Некая «чистка» системы однозначно пойдет на пользу конечному рядовому потребителю микрофинансовых услуг - чем меньше мошенников и полузаконных услуг на рынке, тем ниже шансы мошенничества. Повышение доли организаций, дорожащих своей репутацией в долгосрочной перспективе, это однозначный плюс складывающейся ситуации.

2. Не исключен ряд банкротств высокорисковых компаний - поэтому клиенту, не особенно ознакомленному в деталях с внутренней ситуацией в той или иной организации, стоит очень осторожно относится к предложениям инвестирования (по сути, размещения аналога депозита) в таких организациях на текущем этапе реформирования - высокие процентные ставки подразумевают высокие риски. Впрочем, в общей массе (даже несмотря на наличие лицензий на подобную деятельность у многих МФО) такая услуга не очень востребована среди наших сограждан.

3. О приятном - с высокой долей вероятности, ждем снижения граничных ставок и совокупной стоимости самого займа. Впрочем, это новость больше для добросовестных клиентов. Обратной стороной процесса может стать ужесточение условий и требований к потенциальному получателю микрозайма.

4. Беспредел коллекторов пойдет на спад, тенденции к этому уже явно наметились.

5. Как следствие комбинации факторов выше - борьба за клиента обострится, и наконец-то, как мы надеемся, акценты все больше сместятся в сторону сервиса, ассортимента и технологичности оказываемых услуг.

И в качестве совета-напоминания - следует знать, что даже если компания, которая давала займ, закрылась (совсем, или объединилась с другой организацией), это совсем не повод перестать оплачивать долг - необходимо разобраться в ситуации, с высочайшей долей вероятности ваша задолженность будет передана (продана) другому учреждению.

Какие микрофинансовые организации закроют в 2019 году - категории риска


Резюмируя описанное выше, в 2019 году закроются организации, которые:

Не смогут реально снизить максимальную ставку, по которой осуществляется кредитование;

Организации, которые ведут свою деятельность в неполном соответствии с актуальными требованиями (например, к членству в СРО, уставному капиталу, наличию в реестрах и лицензированию);

Не смогут эффективно перестроить свои бизнес-процессы под уже установленные де-факто стандарты рынка (по скорости выдачи займов, по требованиям к заемщикам и т.д.);

Не перестроят свою маркетинговую стратегию и не будут уделять достаточного внимания взаимоотношениям с рядовым клиентом в полном цикле (начиная с привлечения и заканчивая самостоятельной работой с просроченной / проблемной задолженностью - организации, активно взаимодействующие с внешними коллекторскими компаниями автоматически рискуют оказаться не у дел).

Уважаемые посетители! Ситуация на финансовом рынке России не позволяет нам своевременно актуализировать представленную в статье информацию. Наиболее достоверную информацию о закрытии МФО Вы можете узнать на Банка России.

Центробанк намерен ввести новые нормативы для микрофинансовых организаций, чтобы защитить потребителей их услуг, а также стимулировать кредитование МСП (малых и средних предпринимателей). Об этом, а также о том, как ЦБ намерен добиться снижения привлекательности «займов до зарплаты», в интервью «Известиям» рассказал начальник главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Илья Кочетков.

Если исходить из общего числа микрофинансовых организаций, которые у нас есть на данный момент, то точно немногие. Наше экспертное предположение - от 40 до 90 МФО смогут стать микрофинансовыми компаниями (смогут не только кредитовать, но и привлекать деньги у населения. - «Известия»). Некоторые называют более оптимистичные цифры - 100–120. На данный момент на рынке уже есть две организации, получившие статус микрофинансовой компании.

Соответственно остальные действующие на рынке микрофинансовые организации имеют статус МКК и обязаны до 29 марта 2017 года отразить это в своем наименовании. По последним данным, сейчас в государственном реестре МФО, который ведет Банк России, чуть менее 3 тыс. МФО.

Хочу отметить, что я не исключаю увеличения числа МФО в целом, потому что рынок становится привлекательным для новых участников. Да, сегодня из реестра выводится больше компаний, чем появляется, но в 2017 году мы уже будем заниматься зачисткой реестра не столь массово, поэтому рост числа МФО вполне вероятен. Создание новых компаний мы никак не дестимулируем.

- Каким образом будут защищены граждане - инвесторы МФО в переходный период до конца марта 2017 года?

К финансовой устойчивости МФО и сейчас предъявляются определенные требования: с 2012 года действует приказ Минфина России, устанавливающий норматив достаточности собственных средств и норматив ликвидности для микрофинансовых организаций.

Надо отметить, что одно из принципиальных отличий микрокредитной компании от микрофинансовой в том, что МФК могут занимать деньги у граждан, которые не являются их учредителями, а МКК не могут брать деньги взаймы у физических лиц, которые не являются учредителями компании. Поэтому мы и вводим для МФК дополнительные нормативы, которые начнут действовать с 2018 года. Нормативы для МКК останутся на нынешнем уровне. Но мы готовы это обсуждать: сейчас проекты нормативных актов размещены на сайте Банка России для оценки регулирующего воздействия.

По нашим оценкам, на сегодняшний день практически все МФО имеют возможность выполнять эти нормативы. При их разработке мы ориентировались на не самых крупных игроков, у нас не было задачи осложнить кому-то бизнес. Хотя защиту прав потребителей услуг МФО, и особенно граждан, предоставляющих займы МФК, а также обеспечение стабильности развития рынка со счетов сбрасывать никак нельзя. Нормативы устанавливаются именно с целью решения этих задач.

- Есть ли оценка, сколько средств потеряли инвесторы, когда многие МФО покинули рынок?

Скорее всего, какие-то потери, конечно же, есть, но мы не оцениваем их как системные. Хочу обратить внимание, что, несмотря на количество выведенных с рынка участников, портфель микрозаймов МФО значительно вырос и составляет порядка 85,5 млрд рублей на конец сентября. Это рост примерно на 22% при уменьшении количества МФО примерно на 14% и росте числа заемщиков микрофинансовых компаний на 41%. Это говорит о том, что компании, сведения о которых мы исключили из реестра микрофинансовых организаций, в 99% случаев всё-таки были нежизнеспособными и практически никакой деятельности не вели.

Нет ли опасений, что в переходный период начала 2017 года МФО будут переоформляться в микрокредитные компании и записывать своих, по сути, кредиторов в акционеры?

Если этот процесс будет проходить в соответствии с законом, с соблюдением прав граждан–инвесторов и при их согласии, то никаких угроз в этом я не вижу. И в целом не предполагаю, что схемы обхода требований закона станут массовым явлением на рынке МФО. Всё-таки мы поступательно двигаемся по пути повышения цивилизованности микрофинансового рынка.

- Есть ли еще планы по защите инвесторов МФК?

Само по себе разделение МФО на МФК и МКК - уже решающий шаг в сторону защиты прав граждан. Тем самым мы говорим, что организации, у которых есть собственный капитал и активы от 70 млн рублей, могут системно работать с гражданами. Следующий шаг - как раз дополнительные нормативы.

Кроме того, мы ведем работу над созданием базовых стандартов для МФО: стандарт по операциям, стандарт по рискам и стандарт по защите прав потребителей. Эти стандарты разрабатывают саморегулируемые организации (СРО) при непосредственном экспертном участии Банка России с последующим их утверждением на комитете по стандартам при ЦБ. В эти стандарты закладываются основные требования, направленные на защиту прав и законных интересов граждан.

Планируете ли вы вывести эти стандарты на уровень обязательных внутренних документов МФО? У банков есть требование к наличию таких документов…

Действующий закон «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» устанавливает, что базовые стандарты обязательны для исполнения всеми финансовыми организациями, которые осуществляют соответствующий вид деятельности, вне зависимости от их членства в саморегулируемой организации.

В нормативах для микрофинансовых организаций явно просматривается регулирование по аналогии с банками. Но почему ЦБ планирует ввести два новых норматива для МФК именно с ‪1 января 2018 года, хотя аналогичный норматив по связанным с банком лицам (группам связанных с банком лиц) вводится с 1 января 2017-го?

Я бы не стал проводить прямых аналогий в данном случае: для разных бизнес-моделей требуется разное регулирование. Что же касается МФО, то начинать имеет смысл с каких-то простых вещей, поэтапно переходя к внедрению более жестких правил. Мы всё еще находимся в начале пути в отношении регулирования микрофинансовых организаций и, адекватно оценивая риски в этом сегменте финансового рынка, даем возможность крупным добросовестным компаниям подготовиться к исполнению новых нормативов. Поскольку, хоть мы и говорим, что пропорциональное регулирование должно быть разным для разных групп участников рынка, оно всё же должно быть цельным, гармонизированным.

Для банков предусмотрен график введения и изменения нормативов в рамках требований «Базеля-3». Будет ли такой же план-график для МФО?

Такая система предусмотрена в разработанных проектах - все требования вводятся в несколько этапов: норматив достаточности собственных средств и норматив ликвидности для МФК и МКК заменят действующие для МФО требования с момента вступления в силу нормативных актов, а максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и максимальный размер риска на связанное с МФК лицо (группу связанных с МФК лиц) будут введены для МФК с 1 января 2018 года. По результатам первой отчетности МФО уже после внедрения новых нормативов мы получим некую картину, которую будем экстраполировать в будущее для того, чтобы понимать, требуется ли корректировка наших дальнейших шагов.

При этом я бы хотел отметить, что мы вводим в расчет норматива достаточности капитала два дополнительных коэффициента, которых раньше у нас не было. Первый - направленный на облегчение давления на капитал. Если МФО выдает заем субъекту малого или среднего бизнеса, то компания может понизить давление на капитал. Например, если компания выдала 100 единиц заемных ресурсов малому или среднему бизнесу, то в знаменателе дроби норматива эти единицы будут зачитываться как 75. Это первый коэффициент - 0,75. Второй коэффициент, наоборот, увеличивает давление на капитал на 10% в отношении так называемых «займов до зарплаты». То есть если МФО выдает 100 единиц таких займов, то в знаменателе он будет учитываться как 110.

Эти коэффициенты появились отчасти по аналогии с банковскими - 0,75 по кредитам МСП мы взяли от банков, ничего не придумывали. А вот 110% мы как раз рассчитали сами. Такой показатель пока не оказывает серьезного давления на капитал компаний. Но мы будем очень пристально наблюдать за ними по мере использования этого коэффициента, и через эту систему риск-взвешивания мы собираемся и дальше стимулировать микрофинансовые организации выдавать займы малому и среднему предпринимательству и дестимулировать предоставление «займов до зарплаты» под очень высокие процентные ставки.

- Будут ли вводиться новые нормативы для МФО в 2017 году? Например, мгновенной ликвидности для МФК?

Нет, пока на 2017 год мы таких задач не ставим.

Не считаете ли вы, что фактически, устанавливая очень похожее регулирование с банками для МФО, вы плавно подводите их к выбору - или стать банком, или прекратить деятельность? Я ошибаюсь?

Регулирование микрофинансовой деятельности осуществляется пропорционально рискам, которые создают те или иные участники рынка, и развивается в двух направлениях. С одной стороны, повышаются требования регулятора к финансовой устойчивости участников рынка с высоким уровнем риска - МФК, с другой стороны, для участников рынка с низким уровнем риска постепенно снижается регуляторная нагрузка - МКК. Таким образом реализуется концепция пропорционального регулирования и риск-ориентированного подхода в надзоре.

Для деятельности банков характерны совершенно другие уровни рисков, банки осуществляют намного больший спектр операций по сравнению с МФО. Поэтому требования к банкам со стороны регулятора тоже выше, чем к МФО. Гармонизация и синхронизация с банковским регулированием не означает установление абсолютно таких же правил. Речь идет о том, что сам подход к установлению правил и принципы регулирования рынка микрофинансирования и банковского сегмента должны быть одинаковыми, понятными и прозрачными.

Как и кредитные организации, МФО привлекают и предоставляют денежные средства, а МФК даже привлекают займы от физических лиц, не являющихся их участниками (учредителями, акционерами). Было бы странным, если бы регулирование сегментов финансового рынка, схожих по своим операциям и рискам, основывалось на совершенно различных принципах.

На финансовом рынке должны присутствовать различные игроки, как банки, так и МФО. Целями регулирования рынка микрофинансирования и надзора за деятельностью его участников со стороны Банка России являются не только эффективное управление рисками, возникающими на рынке, и защита прав и законных интересов потребителей услуг, но и обеспечение устойчивого развития рынка. Рынка, отличающегося от банковского сегмента, дополняющего его, играющего социально значимую роль и имеющего серьезный потенциал развития.

Есть ли мысль о введении порога DTI (debt to income, или долг к доходу) для микрофинансовых и микрокредитных компаний хотя бы на уровне какого-то ориентира, а не норматива?

Конечно же, использование показателя DTI при оценке качества заемщика позволяет повысить качество портфеля, снизить уровень просрочки и невозвратов. Банк России изучает возможность применения данного показателя в процессе регулирования деятельности финансовых институтов при предоставлении заемных средств физическим лицам. Но пока рано говорить о планах на ближайшее время по введению порога DTI для МФК и МКК даже на уровне какого-то ориентира. Тем более что самим микрофинансовым организациям никто не запрещает использовать любые методики оценки финансового состояния заемщика и его платежеспособности, в том числе с применением DTI.

Микрофинансовый рынок в 2017 году переживает не самые лучшие времена. Кредитные организации работают под пристальным надзором Центробанка, который ужесточил деятельность МФО в России, приняв соответствующий закон. Именно он стал камнем преткновения для большинства компаний.

Разговоры о том, что микрофинансовые организации закроют в 2018 году ходят давно, но это лишь пустые разговоры. Закрывать все микрофинансовые организации никто не собирается. Слова главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной тому подтверждение, однако «дыма без огня не бывает» и тенденция закрытия МФО набирает обороты.

Почему закрываются микрофинансовые организации?

Федеральный закон №230 «О коллекторах», который содержит существенные поправки в закон «О микрофинансовых организациях», вступивший в силу с 01.01.2017 года стал одной из главных причин массового закрытия небольших микрофинансовых организаций в 2017 году. Он же станет виновником закрытия существенного количества МФО в 2018-2019 годах.

В поправках к закону «О микрофинансовых организациях» Центробанк выдвинул очень жесткие требования, которые не «потянули» многие компании. Законопроект вступил в силу 01.01.2017 года, а организациям дали время до 29 марта 2017 года, чтобы привести свою документацию и статус в соответствие с новыми нормами и правилами. Те, кто не смог этого сделать - ушли с рынка. Таким образом, из реестра микрофинансовых организаций за 2017 год было исключено порядка 900 кредиторов.

По состоянию на конец 2017 года в реестре микрофинансовых организаций РФ состоит 2289 компаний. Подавляющая часть из них - микрокредитные организации. Они не могут привлекать средства физических лиц во вклады. Микрофинансовых компаний в десятки раз меньше, потому что требования к ним пропорционально выше.

Такой кредитор должен иметь собственный капитал не менее 70 млн руб. и обеспечивать все выданные займы резервом. Из-за жестких условий стать МФК могут немногие. Немногие готовы потянуть даже статус МКК, потому что всем без исключения нужно вступать в саморегулируемые микрофинансовые организации. Это является второй важной причиной, почему закрываются микрофинансовые организации в 2017-2018 годах.

Еще одной причиной ухода микрофинансовых компаний из реестра ЦБ в 2018 году станет требование Центробанка о создании резерва на потери по непогашенным займам. То есть, на выданные микрокредиты компания должна иметь сопоставимый по сумме резерв собственных средств, который нельзя использовать. Это существенное требование, которое не всем по силам выполнить.

По мнению большинства экспертов закрытие микрофинансовых организаций продолжится до тех пор, пока в реестре не будет около 1000-1200 наименований. Таким образом, в 2018 году следует ожидать закрытия еще 700-1000 компаний.

Какие МФО закрылись в 2017 году и почему?

Основная масса закрытых в 2017 году микрофинансовых организаций - небольшие местные компании, которые предоставляли займы в 1-2 городах. Они специализировались на небольших займах до зарплаты и имели несколько офисов. Однако в списке исключенных из реестра есть и значимые игроки.

Из самых крупных и известных организаций, закрытых в 2017 году, можно выделить компанию Мера, которая занималась кредитованием граждан через интернет. Кредитор предлагал крупные длительные займы до 1 года путем перевода на банковскую карту заемщика.

Финпункт тоже закрылся. Компания предоставляла долгосрочные микрозаймы с постепенным погашением.
МФО Мигомденьги-Томск тоже прекратила свое существование в 2017 году.
Известная компания Русмикрофинанс была исключена из реестра ЦБ еще в начале января 2017 года.

Микрофинансовые организации были закрыты за разнообразные нарушения. Самые распространенные из них:

  • Отказ от вступления в саморегулируемые организации в соответствии с требованиями ЦБ
  • Непредоставление отчетности
  • Некоторые организации исключили из-за отсутствия правил предоставления займов на официальном сайте
  • Несоблюдение других правил и требований регулятора
  • Исключение по собственному желанию

Что будет с долгами заемщиков после закрытия МФО?

Заемщикам не стоит радоваться закрытию микрофинансовой организации, ведь долг не спишут и не просят. Вариантов дальнейшего развития будет несколько. Первоначально руководители закрывшейся организации попытаются взыскать долги самостоятельно, путем направления соответствующих писем.

В них кредитор выставит окончательное требование и предложит 5-15 дней для полного погашения задолженности.
Далее руководитель организации попытается продать весь кредитный портфель в коллекторские агентства.

По оставшимся задолженностям будет приниматься отдельное решение - подавать иск в суд или оставлять без дальнейшего движения («прощать долг»). Иногда руководителю МФО нецелесообразно подавать в суд, ведь нужно нанимать юристов, чтобы подготовить исковое заявление, оплачивать госпошлину и т.д.

Если сумма долга небольшая, велики перспективы затяжного судебного процесса, то кредитор не станет обращаться в суд. Гораздо «дешевле» будет отправлять письма заемщику раз в месяц и надеяться, что тот все-таки погасит образовавшуюся задолженность.

В этом случае все может продлиться настолько, что пройдет срок исковой давности по кредитному договору , а заемщик сможет законно не возвращать долг. Именно на это и рассчитывают должники.

Последствия закрытия МФО для заемщиков

Если продолжится тенденция по закрытию микрофинансовых организаций, на рынке останется около 500-800 самых крупных региональных игроков. Это приведет к тому, что в небольших населенных пунктах закроются все местные МФО, которые работали только в этом городе или регионе. А если в городе нет офисов крупных микрофинансовых организаций, то у заемщиков просто не останется выбора, где можно получить займ до зарплаты наличными. Единственный вариант занять деньги - обратиться за интернет-займом, но не все о них знают, не все умеют пользоваться.

С другой стороны, мелкие компании будут поглощены крупными игроками со всей базой клиентов, долгов и выданных займов. Это можно назвать плюсом, ведь судьба займа и заемщика будет известна. То есть, клиент будет знать, кому возвращать задолженность и в какие сроки. При таком переходе условия выданного кредита не нарушатся, никто не потребует вернуть деньги раньше срока и т.д.

Когда станет меньше микрофинансовых организаций, не будет здоровой конкуренции, опять же преимущественно в мелких населенных пунктах на периферии. Из-за этого действующие игроки ужесточат условия кредитования. Например, повысят процентные ставки, несмотря на то, что в микрофинансировании уже самая высокая переплата.

Изменения коснутся и других условий кредитования, например, требований к заемщикам. Чтобы минимизировать риски невозврата и уменьшить портфель обеспечения по непогашенной задолженности, кредиторы увеличат минимальный возрастной порог, ужесточат требования к месту работы и т.д.

У граждан России нередко возникает вопрос: «Когда закроют микрозаймы?» Известно, что депутаты Госдумы выступили с инициативой запретить выдавать онлайн-займы частным лицам. Проблема состоит в том, что значительная часть населения из-за низкой финансовой грамотности оказалась в долговой яме. С 2017 года вступил в силу закон, регулирующий деятельность МФО. Действительно ли Правительство запретит микрофинансовые организации или ограничится нововведениями в законодательство?

Лучшие предложения по займам:

Лучшие предложения по займам:

Почему Центробанк борется с микрофинансовыми организациями

Деятельность МФО контролирует Центральный Банк России. Он стремится к тому, чтобы микрофинансовые услуги оказывали добросовестные и законопослушные компании. За 2016 год из Госреестра исключили свыше 1700 организаций, которые не соответствуют установленным требованиям. Совместно с Центробанком борются с нелегальными компаниями саморегулируемые организации (СРО), правоохранительные органы и МФО.

Чтобы пресечь нелегальную деятельность кредиторов, в 2017 году в России планируется предпринять следующие меры:

  1. Повысить административный штраф за выявленные несоответствия.
  2. Ввести уголовную ответственность для организаторов преступных действий за неоднократные нарушения.
  3. Лишить судебной защиты лиц, которые действуют нелегально.

Чтобы воспрепятствовать теневой деятельности компаний, Центробанк требует от МФО вступить в СРО и предоставлять регулятору финансовую отчетность.

Действительно ли в России запретят микрозаймы

Кризис в России привел к снижение доходов населения, что повлекло за собой высокую закредитованность граждан. Банки ужесточили требования к заемщикам, поэтому они стали чаще прибегать к микрозаймам. Население привлекает быстрая подача онлайн-заявки, отсутствие справок и моментальное предоставление средств. На процентную ставку они обращают внимание, когда требуется погашать задолженность.

Запретить в России микрофинансовые организации хотят по следующим причинам:

  1. Устанавливаются высокие процентные ставки за пользование деньгами. Например, ставка на потребительский кредит в банке в среднем около 42% годовых, в МФО ставка может достигать 600% годовых.
  2. Абсолютная доступность микрозаймов, особенно в режиме онлайн.
  3. Низкая финансовая грамотность граждан, из-за чего они не могут оценить возможные риски.
  4. Микрозаймы обычно выдаются с 18 лет. Это привлекает неработающих студентов, а возвращать долг приходится родителям.
  5. Дела заемщиков, допустивших просрочку, передают коллекторским агентствам. Они, в свою очередь, применяют жесткое психологическое воздействие.

Для тех, кто следит за законами, очевидно, что Правительство России стремится отрегулировать деятельность микрофинансовых организаций. Возникает вопрос: зачем заниматься разработкой нормативных новшеств, если планируется закрыть МФО?

Нюанс! Сегодня в России просроченная задолженность по микрозаймам составляет около 30% от всех долгов по банковским ссудам. Когда микрокредитные организации запретят законодательно, заемщики перестанут возвращать долги. В итоге число непогашенных займов вырастет в несколько раз, что повредит экономике России.

Разумеется, запрещать МФО никто не собирается, а вот над созданием инструментов регулирования микрофинансового рынка Правительство будет работать и дальше.

Какие нововведения ужесточили деятельность МФО

В сфере микрокредитования осуществляется глобальная реформа, конечная цель которой:

  1. Разделить действующие МФО на микрофинансовые и микрокредитные компании.
  2. Внести все организации в отдельный реестр, чтобы контролировать их деятельность.
  3. Защитить граждан от необоснованно высоких процентных ставок и штрафов. МФО должны соблюдать ограничительные нормы при расчете процентной ставки и начислении штрафных санкций.
  4. Установить форму отчетности, которую должны составлять все организации.

Каждая компания должна сотрудничать с БКИ и проверять финансовую состоятельность клиента. Теперь кредитору грозит штраф за выдачу займа под залог имущества неплатежеспособному гражданину.

С января 2017 года в России вступил в силу закон о коллекторах, призванный урегулировать их действия при общении с должником.

Поправки к закону о потребительском займе обязывают все организации предоставлять клиенту подробную информацию о размере переплаты.

Оформить и получить займ очень просто. Для этого вам нужно заполнить заявку размещенную ниже. Сервис автоматически рассчитает вероятность одобрения и подберет для вас лучшие предложения.

Микрофинансовые организации – это частные коммерческие организации и объединения, выдающие населению займы наличными в небольших суммах и на короткие строки.

Они пришли на рынок России сравнительно недавно, примерно 2010 году, но в последние годы особенно активно работают по всем направлениям: офисы, онлайн-кабинеты, терминалы, выездные консультанты.

Причины их растущей популярности:

  • Возможность выдавать маленькие суммы, от 1 000 рублей.
  • Минимальный срок займа начинается с 1 дня.
  • Начисление процентов на каждые сутки пользования.
  • Широкая область распространения.
  • Простые требования к заемщикам.

К сожалению, все эти плюсы поглощаются недобросовестными игроками на финансовом рынке. И на первый план выходят такие существенные нарушения, как:

  • Неоправданное завышение процентной ставки.
  • Слишком лояльное отношение к потенциальным клиентам и отсутствие достаточных проверок.
  • Как следствие, большое количество просрочек, и в итоге МФО обращаются к коллекторам, не имеющим государственной аккредитации, прибегающим к противозаконным способам получения долга.

Исходя из этой ситуации возможно ли полное закрытие МФО?

В результате многочисленных нарушений мелкими организациями и трагических результатов работы коллекторов в Госдуме сегодня ставится вопрос о сокращении количества МФО и приведении работы оставшихся к определенному законом порядку.

Конечно, не могут быть закрыты все организации, их несколько тысяч. Но обязательное снижении процентной ставки и ужесточение требований к клиентам неизбежно утопит мелкие и слабые кредитные компании. Или же они будут удалены из реестра, а значит, не смогут оказывать финансовые услуги.

Примеры закрытия известных МФО

По статистике, ежегодно исчезает и закрывается от 200 до 400 МФО по стране, одни не выдерживают конкуренции, тонут в долгах, а другие закрываются после выявления нарушений.

В 2016 году особо отличились такие организации, как ООО МФО «ЕКОЛЬЗАЙМ», ООО МФО «ТРАНСНЕФТЬ» и ООО «Бизнес-эффект». Все они не проработали и года, и причиной стало доказательство фактов мошенничества.

В 2017 году отозвали лицензии у почти 200 МФО. Среди них известные «Быстрые Займы», «Миг Финанс» «Займы Мигом» «КПК Доверие», «МиниМани», «Микрокредит», «Нужные деньги», «Росзайм», нарушившие правила отчетности и не предоставившие вовремя затребованные документы.

Причины закрытия некоторых МФО

Причинами такого массового закрытия могли стать и нарушения закона, и неправильно выстроенные отношения с клиентами, и многое другое.

Самые распространенные причины таковы:

  1. Нарушение требований отчетности за любой период работы, отказ от предоставления запрошенных документов.
  2. Отсутствие документов о руководящем составе и об уставном капитале.
  3. Недостоверная или отсутствующая информация о МФО на странице, содержащей заявку на кредит в интернете.
  4. Умолчание или искажение информации по условиям кредитования, начисления, взыскания задолженности.
  5. Неправильный расчет достаточности собственных средств для выдачи займов и выплаты ставок по вкладам.
  6. Обращение к коллекторам , не исполняющим законы.
  7. Чрезмерное завышение процентной ставки .

Перспективы рынка МФО

Главной перспективой рынка МФО в свете сегодняшних событий и постановлений Госдумы является нарастание прозрачности и приближение условий к банковским.

Ограничение по наращиванию долга уже снизило вероятный процент прибыли компаний за счет выбиванию долгов. Ведь до 2016 года на невыплаченный заем могли накручивать проценты почти бесконечно. Правительство же не разрешило наращивать общий долг по займам с учетом всех процентов более чем в 4 раза от изначальной суммы займа. То есть, если был взят и не возвращен заем в 1 000 рублей, то не может быть потребовано более 4 000 рублей с учетом набежавших процентов.

Ужесточили требование и к уставному капиталу. Сначала все МФО поделили на собственно МФО с капиталом от 500 000 рублей и МФК с капиталом от 70 000 000 рублей. Потом МФО запретили использовать деньги физических лиц, то есть принимать вклады или организовывать кассы взаимопомощи.

Центробанк еще работает над программой снижения кредитной ставки и возможным постановлением об ограничении количества займов у одного человека.

Уже сегодня все эти нововведения должны, по мнению Госбанка и правительства, переориентировать МФО с выдачи кредита всем подряд без должных проверок и дальнейшего выбивания огромных долгов на повышение требований к клиентам и наращивание положительных историй кредитования. И, конечно, подключению их к общей базе данных по кредитам.

Аналитика по крупным игрокам в сфере МФО

На лидирующих позициях сейчас находится «ОТП Финанс», а следом «Домашние деньги», но прямого соревнования у них нет, так как налицо разная направленность. Так, детище финансовой группы ОТП больше специализируется на потребительских кредитах в торговых точках, а «Домашние деньги» профилируется на выездных оформлениях наличных денег, без залогов и поручений.

Следом идут не менее известные и особенно популярные в онлайн сфере и сети мелких офисов ГК «Быстроденьги» и «СМС ФИНАНС», которые могут выдать небольшую сумму по звонку или SMS-заявке на телефон.

Статистика Банка Росии

Динамика структуры заключенных договоров
микрозайма (млн шт.)

Динамика структуры выданных за отчетный период микрозаймов (млрд руб.)

Динамика структуры привлечённых денежных
средств (млрд руб.)

Вывод

Сегодня МФО занимают важную нишу в сфере финансовой помощи населению: они делают доступными небольшие займы, до зарплаты или на срочные нужды. Эти небольшие деньги в размере от 1 000 до 30 000 рублей, которые можно отдать уже через неделю, оказались серьезным подспорьем для граждан, живущих от зарплаты до зарплаты, студентов и даже пенсионеров. Тем более, что выдаются они мгновенно, а к клиентам почти не предъявляется требований.

Конечно, имеется важный недостаток, такой как процентная ставка в 700 % годовых.

  1. Тщательно взвешивайте свое решение и обращайтесь только к тем компаниям, которые включены в Госреестр.
  2. Перед подписанием документов и получением денег внимательно изучите все документы.
  3. В процессе оформления не стесняйтесь задавать вопросы.
  4. До обращения ознакомьтесь с отзывами на сайтах и пообщайтесь с людьми, уже оформившими микрозайм.

Итак, в МФО нет ничего страшного и опасного, если относиться к их предложениям здраво и реально оценивать свои финансовые возможности.