Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Организация сервиса по приему платежей. Как открыть пункт приема платежей. Где купить терминал по приему платежей и сколько он стоит


Если вы загорелись идеей начать свой собственный бизнес и не знаете, что попробовать, как организовать и где найти больше всего плюсов, то можно попробовать свои силы в бизнесе платежных терминалов, которые вы можете приобрести у компании «Сенсорные технологии». Несмотря на то, что на терминалы стали устанавливать так называемые фискальные регистраторы, которые способны фиксировать абсолютно каждый платеж на специально предназначенную для этого ленту, что, конечно, повысило стоимость этих устройств и уменьшило количество желающих заняться таким видом деятельности, во многих районах, бизнес, построенный на использовании платежных терминалов как средства получения прибыли, остается достаточно востребованным.

Какой платежный терминал купить, и где это можно сделать?

Сегодня терминальный бизнес активно развивается в регионах, и это понятно: ведь размер первональных инвестиций начинается с 400 000 рублей, а конкуренция в регионах пока недостаточно сильна, в отличие от Москвы. При этом сами терминалы, программное обеспечение и платежные системы постоянно совершенствуются, и конкурируя друг с другом, они создают благоприятные условия для будущих клиентов – потребителей терминального оборудования.

Как открыть пункт приема платежей

Бизнес по приему платежей может быть весьма прибыльным вложением средств для начинающих предпринимателей. Чтобы организовать данную деятельность, не требуется больших капиталовложений, а организация достаточно проста. «Центробанк» свободно разрешает индивидуальным предпринимателям осуществлять платежи при помощи платежных терминалов.

Законодательством не установлено практически никаких ограничений при организации подобного дела.

Как открыть бизнес — Платежные терминалы?

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день электронные платежи достаточно прочно укоренились в нашей жизни. Люди привыкли использовать платежные терминалы, чтобы экономить свое время и не стоять в бесконечных очередях, так как с их помощью можно без труда оплатить мобильную связь, коммунальные услуги, внести абонентскую плату за услуги Интернет-провайдера и многое другое.

Вообще, подобный бизнес, основанный на терминалах оплаты, является достаточно прибыльным.

Начать бизнес платежных терминалов

Предупреждение. этот бизнес может оказаться не таким радужным, как многие его себе представляют: поставил терминал и только успевай доставать из него деньги.

Если вы хотите сделать «бизнес» на одном платежном терминале, то лучше забыть об этом бизнесе.

Если всерьез задумались о расстановке сети платежных терминалов, то начинать надо с минимум 5 штук.

Потому что один терминал как правило, ставят в неудачное место.

Новый закон убьет бизнес платежных терминалов в России

В Госдуму внесен законопроект, ограничивающий до 1% комиссию при приеме большинства платежей за услуги. В случае его принятия сети платежных терминалов окажутся на грани закрытия Законодательное собрание Приморского края внесло в Госдуму законопроект об изменениях в закон
«О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
. В проекте предлагается ввести норму о том, что размер комиссии, взимаемой с физического лица при платежах в размере до 1 тыс.

Бизнес план компании по приему платежей

«За всё надо платить».

Это мудрое изречение мучает обычных граждан и звучит сладкой музыкой для тех, кто решил расширить свой розничный бизнес, организовав прием платежей за коммунальные услуги, свет и связь. С каждой операции по приему платежей можно класть в карман от 0,5 до 10%, а главное, никаких лицензий и сертификатов.

Красота! Конечно, язык не поворачивается назвать этот бизнес самостоятельным, основным.

Как открыть прием платежей без терминала

ИП планирует установить платежные терминалы для приема оплаты за товар в киоске (розничная торговля, ЕНВД) и в офисе (оптовая торговля, УСН). Нужно ли регистрировать платежные терминалы в ИФНС?

Денежные средства будут поступать на расчетный счет или ИП нужно будет открывать пластиковую карту на свое имя? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Обязательной регистрации подлежит только контрольно-кассовая техника (ККТ).

Прием платежей в интернет-магазине

Большинство покупателей предпочитают оплачивать товары из интернет-магазинов наличными при получении.

Таких клиентов будет минимум 65%.

Связано это с общим недоверием к онлайн-платежам, недоверием к конкретному магазину при предоплате, нежеланием оставлять данные своей банковской карты. Согласно проведенному исследованию ЯндексМаркет и компании GFK, главный барьер, из-за которого россияне отказываются от покупки в интернет-магазине - это именно предоплата.

Т.е. платежи принятые платежными системами идут на счет посредника, а тот в свою очередь переводит деньги самостоятельно компании поставщику услуг. В конце месяца посредник выставляет счет на оплату своих услуг.
Александр

Прежде всего хотелось бы отметить, что сама по себе законность подобной схемы вызывает сомнения. Плательщик изначально платит за услугу конкретному поставщику, на счет которого деньги от оператора и должны поступить, но никак не на счет третьих лиц.

ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.
17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

Также следует обратить внимание, что:

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:
1)зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;
2) списание денежных средств на банковские счета.

Сам платежный агент как видите может перечислить денежные средства только на счет поставщика, а поставщик может принять денежные средства только со специального банковского счета агента.

ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» предусматривает наличие оператора и платежного субагента. Чтобы схема была законной, Вы должны быть либо первым, либо вторым. Как-то дополнить эту схему Поставщик - оператор по приему платежей - платежный субагент нельзя.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

При этом оператор по приему платежей должен встать на учет в росфинмониторинг:

Статья 4. Условия осуществления приема платежей
5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.

Таким образом, повторюсь, Вы должны быть либо оператором, либо субагентом.

Дата публикации: 17.01.2014 15:03

С 2010 года деятельность по приему платежей с помощью платежных агентов регулируется Федеральным законом от 03.06.2009г. N 103-ФЗ (далее - Закон).

В целях этого Закона под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Для начала давайте разберемся, кто же такой поставщик, а кто – является платежным агентом.

Поставщик – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с названным Федеральным законом. Поставщиком также являются организации и предприниматели, которые вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Относятся к поставщикам и органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Платежный агент – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Отметим, что кредитные организации к платежным агентам не относятся.

Законом установлены определенные требования к платежным агентам и поставщикам.

В частности, в силу п.п. 14, 15 ст. 4 Закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Данная обязанность платежного агента корреспондирует с обязанностью поставщика, предусмотренной п.18 ст.4 Закона, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, не допускаются. Таковы требования п.4 ст. 8 Закона.

Таким образом, использование платежным агентом и поставщиком специального банковского счета при приеме платежей от физических лиц является обязательным.

Если платежный агент либо поставщик не выполнил требование об обязательном ведении специального банковского счета, то он будет нести ответственность в соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Так, за нарушение платежными агентами:

  • обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет;
  • неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Следует также учесть, что платежный агент при приеме платежей, в том числе с использованием терминала, обязан использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Статьей 5 Закона установлены особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику.

Обращаем внимание налогоплательщиков, за такие нарушения, как:

  • неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;
  • применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
предусмотрена административная ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Необходимость регулярно вносить коммунальные платежи встает перед людьми повсюду: даже в глухих уголках, где в домах исключительно печное отопление, а канализация - это выгребная яма во дворе, остается потребность оплачивать электроэнергию и радио. В крупных городах нет недостатка в пунктах приема оплаты коммунальных и социальных услуг, но в небольших городах и поселках их остро не хватает. Решить эту проблему можно за счет привлечения местного малого бизнеса.

Связь за горизонт

Со временем перечень необходимых взносов и их объем в денежном выражении - даже в отдаленных районах области - будет только расти. На сегодняшний день мобильная связь имеется в почти 900 населенных пунктах Иркутской области и, наряду со спутниковым телевидением, продолжает завоевывать все новые территории. И если в более-менее крупных городах плательщик может выбирать, где и как ему платить - через банки, платежные терминалы, почтовые отделения, расчетно-кассовые центры, то в небольших поселках выбора практически нет. Зато есть очереди к кассам и не самый удобный график работы оператора. Исключением не являются даже популярные у туристов территории - такие как Ольхонский район. Туроператоры предупреждают клиентов о необходимости пополнить баланс на телефонах, взять с собой наличные средства, потому что, например, на острове Ольхон нет ни терминалов, ни банков - ближайший только в райцентре в Еланцах. Пополнить баланс можно лишь карточкой оплаты, которые в сезон наплыва туристов быстро заканчиваются.

Решить эту проблему может местный малый бизнес. По существующему законодательству функцию сбора коммунальных и многих других платежей могут взять на себя некредитные организации, такие как магазины или АЗС, получая за это определенную комиссию. Для этого им необходимо стать либо платежными агентами поставщиков услуг, либо банковскими платежными агентами.

Второй вариант для малого бизнеса предпочтительнее, - считает Ирина Бурносова, заместитель директора Системы "Город". - Во-первых, платежный агент, не имеющий статуса банковского, должен самостоятельно заключить договор с каждым поставщиком услуг, в чью пользу он намеревается принимать деньги. Если поставщиков десять, то придется заключать десять договоров. Во-вторых, ему придется регулярно составлять отдельный отчет для каждого поставщика и каждому поставщику отправлять деньги. Тогда как банковский платежный агент заключает договор только с банком, взамен получая весь перечень поставщиков услуг, с которыми данный банк работает. Присоединившись в статусе банковского платежного агента к Системе "Город", наш партнер автоматически получит право собирать платежи для всех поставщиков услуг, сотрудничающих с "Городом" - а это более 200 организаций: ресурсоснабжающие (тепло, вода, электроэнергия), управляющие компании, услуги связи и телевидения, детские сады, охрана, погашение кредитов, штрафы ГИБДД. Конечно, комиссионный процент банковского платежного агента меньше, поскольку он делится между агентом и банком, в нашем случае - с расчетным банком Системы "Город". Но и трудозатраты неизмеримо меньше, чем у просто платежного агента. Ведь малый предприниматель без отрыва от основного бизнеса в состоянии самостоятельно обработать лишь небольшое количество договоров и платежей по ним. Нашему банковскому агенту не нужно заниматься этим вручную - достаточно в конце дня одним платежным поручением отправить деньги в расчетный банк Системы. Все остальное сделает за него Система "Город" автоматически: распределит деньги, каждому поставщику услуг составит и отправит реестр полученных средств. Поэтому даже при меньшем проценте доход у банковского платежного агента может оказаться больше за счет оборота.

Нужна только сеть

Предпринимателю стать банковским платежным агентом системы "Город" несложно - достаточно иметь компьютер с устойчивым выходом в Интернет, заключить договор присоединения и открыть для инкассации специальный счет в любом банке. На компьютере специалисты установят специальную программу - так называемое автоматизированное рабочее место, посредством которой компьютер будет находиться на постоянной связи с сервером Системы. Все платежи проводятся в режиме он-лайн. Принимать платежи в этом случае будет продавец или кассир. А можно приобрести платежный терминал, программное обеспечение для которого предоставит Система "Город", в этом случае оформлять платеж будут сами плательщики.

Выгода для малого предпринимателя при этом двойная - во-первых, появляется дополнительный доход в виде комиссии за прием платежей, во-вторых, как показывает опыт тех, кто присоединился к Системе "Город", повышается проходимость точки, что напрямую влияет на доходность основного бизнеса.

Конечно, есть определенный период привыкания потребителей - людям надо узнать о новой возможности и сформировать доверие к новому пункту приема платежей, - отмечает Ирина Бурносова. - Сейчас население предпочитает использование "традиционных" каналов осуществления платежей, таких как офисы банков или отделения Почты России. Но с другой стороны, в новые точки плательщиков привлекает то, что нет нужды далеко ходить и стоять в очередях к кассам - в пункт приема платежей, открывшийся, скажем, в магазине так называемой "шаговой доступности" можно прийти в любое удобнее время. И то, что все необходимые услуги (свет, тепло, телефон, телевидение, детский сад, Интернет и т.д.) можно оплатить в одном месте, при этом необязательно знать реквизиты организации-получателя платежа.

Рост гарантирован

Сеть банковских платежных агентов уже хорошо развита в крупных и средних городах, особенно на юге Иркутской области, а в небольших населенных пунктах и в северных районах эта ниша еще свободна. Сказываются слабая информированность малого бизнеса о подобной возможности и даже страх перед новым видом деятельности. Хотя, по данным статистики, во всех регионах России более 97,5 процента банковских и платежных агентов - это именно предприятия малого и микро бизнеса. Иными словами, сфера является привлекательной и низкорисковой для малых предпринимателями как вспомогательный источник дохода в дополнение к основному бизнесу (торговля, услуги).

Добавим, что по данным Системы "Город", рынок массовых платежей является одним из самых емких в денежном исчислении и ежегодно растет в среднем на 20 процентов. А по информации одного из крупнейших банков, работающего в Восточной Сибири, за 11 месяцев 2013 года только через каналы данного банка и только на оплату сотовой связи жители Иркутской области, Забайкальского края и Бурятии перевели 6,4 миллиарда рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем данного вида платежей увеличился в 1,8 раза.

Другим, и чаще куда более существенным, препятствием для расширения сети пунктов приема платежей остается отсутствие надежного подключения к сети Интернет. Впрочем, это проблема с каждым годом становится менее актуальной - провайдеры активно осваивают районы Иркутской области, наращивая абонентскую базу со скоростью до 3-4 процентов в месяц.

Кстати, при распространении Интернета, появляется и другая возможность сделать коммунальные платежи более удобными - на сайте Системы "Город" с помощью банковской карты любого банка. У владельцев сайтов, в свою очередь, появляется возможность немного повысить посещаемость своего ресурса, разместив у себя баннер Системы "Город", который, по сути, является шлюзом - кликнув по нему, посетитель попадает на сайт системы, где и проводит все платежи.

Развитие системы приема платежей возможно и по другому пути: через присоединение к нашей системе банков, и соответственно, их банкоматов, - говорит Ирина Бурносова.
В данном случае, отмечают представители банковского сектора, прием коммунальных платежей интересен кредитным организациям не только и даже не столько доходом, сколько возможностью привлечения новых клиентов.

Эксперты отрасли поясняют, что простое присутствие клиента в отделении банка позволяет рассказать ему о дополнительных банковских услугах. Пусть он не воспользуется ими здесь и сейчас, пусть он только заплатит за свет, но он вспомнит об этом, когда в его семье возникнет необходимость взять кредит, открыть карту. А положительная ассоциация - мне нужно было заплатить за свет, и меня в этом банке обслужили - может стать тем "шаром", который позволит сделать выбор в пользу именно данной кредитной организации.

В любом случае, людям - вне зависимости от места проживания - необходимы комфортные условия вноса обязательных платежей. Это, кстати, поняли поставщики ресурсов: если людям неудобно платить, они начинают копить долги.

"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 6

В одном из предыдущих номеров журнала была затронута тема правового регулирования деятельности по приему платежей, обсуждались положения вступающего в силу со следующего года Закона о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами <1>. Сегодня мы решили обратиться к учету и налогообложению данного вида бизнеса, в котором компания связи может выступать как от имени поставщика услуг, так и от имени оператора по приему платежей.

<1> Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ.

Как квалифицировать прием платежей для целей учета и налогообложения?

Думаем, читатель согласится, что от того, насколько объективно будет квалифицирована деятельность по приему платежей, будут зависеть достоверность учета и порядок налогообложения. С позиций вышеназванного Закона под деятельностью по приему платежей физических лиц признаются:

  • прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;
  • проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Согласитесь, перечисленные действия напоминают посредническую деятельность, однако нормы гражданского законодательства сформулированы несколько иначе. В частности, по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ). По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется совершить за вознаграждение по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Прием платежей от населения - это не одна и не несколько сделок, а непрерывные действия, совершаемые платежным агентом в пользу поставщиков товаров (работ, услуг). Поэтому отношения между платежным агентом и поставщиком более соответствуют отношениям между агентом (посредником) и принципалом. Тем не менее ставить знак равенства между агентским договором и договором на прием платежей от клиентов поставщиков с юридической точки зрения преждевременно. Ведь в Законе о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, нет указания, что к правоотношениям сторон применяются нормы агентского договора.

В такой ситуации правового вакуума бухгалтеру следует обратить внимание на экономическую сущность отношений сторон - участников приема платежей. Расчеты между поставщиком товаров (работ, услуг) и платежным агентом имеют элементы посреднических взаиморасчетов принципала и агента, поэтому в бухгалтерском учете и налогообложении при отсутствии других альтернатив можно остановиться на посреднической (агентской) модели взаимоотношений участников приема платежей. В пользу такого мнения может свидетельствовать тот факт, что согласно п. 4 ст. 1005 ГК РФ особенности отдельных видов агентского договора могут быть предусмотрены законами. Одним из них как раз и является Закон о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами. Таким образом, можно утверждать, что договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц - разновидность агентского договора, который в данном случае может быть не в чистом виде агентским, а смешанным договором и содержать элементы различных соглашений. Но это уже нюансы для юриста, бухгалтеру достаточно того, что с экономической точки зрения операции, связанные с приемом платежей, могут рассматриваться как посреднические, что дает право применить порядок учета и налогообложения, предусмотренный для агентских отношений.

В деятельности по приему платежей физических лиц оператор связи может выступать как в роли поставщика услуг, так и в роли платежного агента - оператора по приему платежей для других поставщиков товаров (работ, услуг). Салоны связи, которые принимают платежи от населения в пользу коммуникационных компаний, в первом случае выступают в роли оператора по приему платежей, во втором - могут являться платежными субагентами. Мы уделим внимание учету и налогообложению хозяйственных операций у оператора связи.

Компания связи в роли поставщика услуг

В таком случае оператор связи может организовать учет так, как это делает принципал. Договорные отношения он оформляет с агентом (например, с сетью салонов связи, отделениями почты или даже с кредитными организациями), а агент в целях исполнения основного договора может нанять субагентов. Предприятие связи как поставщик услуг в любом случае производит расчеты с платежным агентом (оператором по приему платежей). Обратим внимание еще на один нюанс: для того чтобы оперативно осуществлять расчеты, поставщик может предусмотреть в условиях договора внесение агентом авансового платежа на депозитный счет поставщика, который в дальнейшем по мере получения информации от платежного агента производит зачет внесенной суммы в оплату услуг своих клиентов.

Пример 1 . Допустим, оператор связи заключил агентский договор с организатором платежной системы, по которому вознаграждение составляет 5% от суммы принятых платежей от абонентов. По условиям заключенного договора организатор платежной системы перечисляет аванс на расчетный счет оператора связи в размере 5 000 000 руб. В отчетном периоде он самостоятельно и через своих субагентов принял платежи на сумму 4 000 000 руб. По условиям посреднического договора оператору связи перечисляется сумма оплаты в полном объеме, после чего он выплачивает вознаграждение платежному агенту. Платежному агенту не разрешено взимать дополнительное вознаграждение с абонентов оператора связи, являющегося поставщиком услуг.

Для отражения расчетов платежного агента с клиентами и абонентами в учете поставщика услуг (оператора связи) воспользуемся субсчетом 76-5, отметим, этот же субсчет можно использовать для отражения суммы внесенного аванса. Для расчетов поставщика услуг с платежным агентом по агентскому вознаграждению выберем другой субсчет, например 76-6. Посредническое вознаграждение, выплачиваемое оператором связи агенту по приему платежей, составит 200 000 руб. (4 000 000 руб. x 5%). Для учета задолженности абонентов выберем традиционные субсчета 62-1 (задолженность по оказанным услугам) и 62-2 (задолженность по авансам).

В бухгалтерском учете оператора связи, выступающего в роли поставщика услуг, будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Перечислен аванс оператору на депозитный
счет
51 76-5 5 000 000
Начислен НДС с аванса в счет платежей 76-НДС 68-2 762 712
Отражена сумма принятых платежей на
основании отчета платежного агента и
показаний оборудования
76-5 62-2 4 000 000
Оказаны услуги абонентам на сумму предоплаты 62-1 90-1 4 000 000
Начислен НДС с оказанных абонентам услуг 90-3 68-2 610 169
Принят к вычету НДС с ранее начисленного
аванса
68-2 76-НДС 610 169
Произведен зачет аванса в счет оказанных
услуг
62-2 62-1 4 000 000
Поступили на счет оператора средства от
платежного агента в счет следующего аванса
51 76-5 4 000 000
Начислен НДС с аванса в счет следующего
периода
76-НДС 68-2 610 169
Учтено посредническое вознаграждение в
расходах по обычным видам деятельности <*>
20,
30-02
76-6 200 000
Перечислено вознаграждение посреднику 76-6 51 200 000
<*> Операторы связи, ведущие раздельный отраслевой учет доходов и расходов, вознаграждение посредника могут учесть в составе затрат основных производственных процессов, связанных с оказанием услуг связи.

Нужно отметить, что приведенные проводки отражают синтетический учет компании связи. Между тем ей как поставщику услуг нужны данные аналитического учета по каждому абоненту для того, чтобы отслеживать, кто и как оплачивает оказанные услуги связи. Такую информацию фиксирует оборудование, используемое платежным агентом, он предоставляет соответствующие сведения оператору связи, у которого задолженность абонентов, в свою очередь, обрабатывается на оборудовании с использованием средств автоматизации.

Компания связи в роли оператора по приему платежей

Коммуникационная компания, выступающая в роли оператора по приему платежей (платежного агента), должна обеспечить раздельный учет собственных доходов и доходов поставщиков услуг, в пользу которых она принимает платежи от населения. Отражать в учете в составе выручки можно только суммы посреднического (агентского) вознаграждения, поступления от клиентов других поставщиков не признаются доходами посредника (п. 3 ПБУ 9/99 "Доходы организации") и учитываются на счетах расчетов. В таком же порядке отражается перечисление денежных средств поставщику услуг, не увеличивая расходы оператора по приему платежей (п. 3 ПБУ 10/99 "Доходы организации"). В состав затрат посредника включаются собственные затраты, связанные напрямую с посредническим договором (амортизация платежных терминалов, заработная плата, социальные отчисления, арендные и иные платежи), и учитываются на соответствующих счетах затрат. Организация связи самостоятельно решает, в составе каких расходов отражать доходы и расходы от ведения посреднической деятельности, в зависимости от объемов приема платежей этот бизнес можно считать обычным или прочим видом деятельности оператора связи.

Пример 2 . Допустим, оператор связи занимается деятельностью по приему платежей в пользу третьих лиц - других операторов и исполнителей коммунальных услуг. За прием платежей взимается комиссия 4% с других операторов связи и 3% с исполнителей коммунальных услуг. Оператор связи, выступающий в роли платежного агента, может взимать дополнительное вознаграждение с клиентов исполнителей коммунальных услуг (не более 1%), с абонентов других операторов связи он не может взимать это вознаграждение согласно заключенным договорам.

В отчетном периоде оператор связи через свои терминалы и офисы продаж принял платежей на сумму 10 000 000 руб., из них 4 000 000 руб. - в пользу других компаний сферы связи, а 6 000 000 руб. - в пользу исполнителей коммунальных услуг. По условиям заключенных посреднических договоров платежный агент вносит авансовый платеж на депозитный счет других операторов связи, выступающих в роли поставщиков услуг, в общей сумме 5 000 000 руб. С исполнителями коммунальных услуг оператор связи, выступающий в роли платежного агента, рассчитывается без авансового депозита, по мере поступления средств от клиентов и их перечисления на расчетный счет поставщика.

Разобьем пример на две части: прием платежей от абонентов других операторов и прием платежей от потребителей коммунальных услуг.

Прием платежей от абонентов других операторов.

  • 76-5-А - для расчетов оператора связи (в том числе и по суммам перечисленного аванса на депозитный счет), выступающего в роли платежного агента, с другими коммуникационными компаниями;
  • 76-6-А - в отношении расчетов с абонентами других операторов (по данному подсубсчету по абонентам разных операторов будет вестись отдельная аналитика, но в примере в целях упрощения данная детализация не показывается).

Посредническое вознаграждение оператора по приему платежей составит 160 000 руб. (4 000 000 руб. x 4%), а сумма НДС - 24 407 руб. (160 000 руб. x 18/118).

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Перечислен аванс на депозитные счета другим
операторам связи, выступающим как поставщики
76-5-А 51 5 000 000
Получены денежные средства от абонентов 50, 57 76-6-А 4 000 000
Осуществлена инкассация выручки из
терминалов и кассы
51 50, 57 4 000 000
76-6-А 76-5-А 4 000 000
Перечислены средства другим операторам, в
том числе для пополнения депозита на будущее
76-5-А 51 4 000 000

посредника
62 90 160 000

вознаграждения
90 68 24 407
Поступило на счет агента вознаграждение 51 62 160 000

Прием платежей от населения за коммунальные услуги. Для отражения расчетов платежного агента воспользуемся следующими подсубсчетами:

  • 76-5-К - для расчетов оператора связи, выступающего в роли платежного агента, с исполнителями коммунальных услуг (управляющими компаниями, ТСЖ, ЖК);
  • 76-6-К - в отношении расчетов с клиентами исполнителей коммунальных услуг (по данному подсубсчету также по клиентам разных исполнителей будет вестись отдельная аналитика, но в примере в целях упрощения нет такой детализации).

Вознаграждение, которое платежному агенту будет причитаться с исполнителей коммунальных услуг, составит 180 000 руб. (6 000 000 руб. x 3%), налог - 27 458 руб. (180 000 руб. x 18/118). Агентская комиссия с потребителей коммунальных услуг - 60 000 руб. (6 000 000 руб. x 1%), с нее сумма НДС - 9153 руб. (60 000 руб. x 18/118).

В бухгалтерском учете оператора связи, выступающего в роли платежного агента, будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Получены денежные средства от населения 50, 57 76-6-К 6 000 000
Произведена инкассация выручки из терминалов 51 50, 57 6 000 000
Начислен НДС в части агентского
вознаграждения
76-НДС 68-2 9 153
Признан доход в виде вознаграждения
посредника
62 90 60 000
Начислен НДС с посреднического
вознаграждения
90 68 9 153
Принят к вычету ранее начисленный НДС <*> 68-2 76-НДС 9 153
Удержана комиссия, взимаемая с населения 76-6-К 62 60 000
Перечислены деньги за вычетом комиссии 76-5-К 51 5 940 000
Произведен зачет обязательств 76-6-К 76-5-К 5 940 000
Признан доход в виде вознаграждения
посредника
62 90 180 000
Начислен НДС с посреднического
вознаграждения
90 68 27 458
Поступило вознаграждение агента от
поставщиков
51 62 180 000
<*> Если оператор по приему платежей участвует в расчетах и (внимание!) удерживает суммы своего вознаграждения из средств, поступивших от населения, сумму вознаграждения нужно включить в налоговую базу по НДС в том налоговом периоде, в котором получены средства. Объясняется это тем, что моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) или день оплаты (или частичной оплаты) (п. 1 ст. 167 НК РФ).

Как и бухгалтерский учет, порядок налогообложения расчетов поставщиков услуг с платежными агентами (операторами по приему платежей) имеет свои особенности, на которых следует остановиться подробно.

Нюансы налогообложения приема платежей

С позиции поставщика услуг. Для операторов связи, выступающих в роли поставщиков услуг, посредническая комиссия платежных агентов при исчислении налога на прибыль включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ). Данные расходы являются косвенными и при применении метода начисления признаются либо на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, либо на дату предъявления расчетных документов, либо на последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если используемое агентом оборудование для приема платежей позволяет, то операторы связи, выступающие в роли поставщиков услуг, могут признавать в налоговом учете поступления от абонентов ежедневно, что должно вытекать уже из условий заключенных договоров. При этом следует помнить, что налоговый учет - это не бухгалтерский, он нужен для правильного расчета налога, размер которого определяется по итогам отчетного (налогового) периода. Поэтому именно на эту дату важно признать все расходы, относящиеся к прошедшему отчетному (налоговому) периоду. Очевидно, что при кассовом методе признания доходов и расходов поставщик услуг учитывает комиссионное вознаграждение либо на дату его выплаты агенту, либо на дату удержания агентом комиссионных (как погашение задолженности иным способом) (п. 3 ст. 273 НК РФ).

В случае если оператор связи имеет относительно небольшие доходы и применяет "упрощенку", он может признавать комиссионные в составе уменьшающих доходы расходов (пп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) при условии, что им выбран объект налогообложения "доходы за вычетом расходов". В Письме УФНС по г. Москве от 04.02.2009 N 20-14/009034@ обращено внимание на то, что посредническое вознаграждение может учитываться в составе расходов комитента на дату утверждения отчета комиссионера, в котором указываются суммы выручки, полученной от покупателей, и вознаграждения, причитающегося посреднику. При этом в целях налогообложения комитент должен отражать в составе доходов сумму выручки, перечисленную посредником с учетом его вознаграждения, даже при условии, что она удержана посредником самостоятельно. Ситуация меняется, если поставщик услуг рассчитывается с бюджетом исходя из объекта налогообложения "доходы". Тогда "упрощенец" не должен уменьшать свои доходы на сумму вознаграждения и возмещаемых расходов, удерживаемых посредником из выручки, полученной от населения (Письмо Минфина России от 25.06.2009 N 03-11-06/2/107).

Напоминаем, все сказанное касалось расходов поставщика на оплату услуг посредника. Доходы оператор связи признает в традиционном порядке: по мере оказания абонентам услуг платежный агент лишь принимает плату за оказанные или еще не оказанные услуги (аванс), поэтому его отчет о полученных платежах не меняет порядок признания выручки в налоговом учете у оператора связи, выступающего в роли поставщика услуг.

С позиции платежного агента. Оператору связи, выступающему в этой роли, в налогообложении, так же как в бухгалтерском учете, нужно обеспечить раздельный учет собственных доходов (расходов) и доходов (расходов) поставщиков услуг, в пользу которых компания связи принимает платежи. Доходом платежного агента (оператора по приему платежей) является комиссия, взимаемая с поставщика услуг, а также дополнительная комиссия, взимаемая с населения (если это предусмотрено договором с поставщиком услуг). При расчете налога на прибыль комиссионное (агентское) вознаграждение у платежного агента признается согласно условиям заключенного договора.

Оказывая услуги, платежный агент должен не только принять платежи, но и перечислить их на счет поставщика услуг населению. Поэтому дата приема платежей от населения сама по себе не свидетельствует, что платежный агент полностью исполнил свои обязательства по договору и может отразить выручку. Это можно сделать после подписания поставщиком услуг отчета платежного агента, который является приложением к реестру платежей, принятых агентом от населения. На основании поименованных документов производятся взаиморасчеты поставщика услуг и платежного агента (оператора по приему платежей).

В отношении НДС нужно отметить, что прием платежей от населения, осуществляемый кредитной организацией, подпадает под банковские операции, освобождаемые от взимания НДС (пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина России от 07.07.2009 N 03-07-05/29). Однако деятельность платежных агентов, не относящихся к кредитным организациям, не льготируется при расчете налога. В частности, как следует из п. 2 ст. 156 НК РФ, на оказание услуг по посредническому договору не распространяется освобождение, предусмотренное ст. 149 НК РФ. Даже если услуги по приему платежей производятся платежным агентом от своего имени, но за счет кредитной организации, они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 30.01.2007 N 03-07-05/02). Поэтому если агент не применяет спецрежим, освобождающий от уплаты НДС, то при оказании посреднических услуг он должен начислить НДС с комиссионных и предъявить его поставщику. Тот, в свою очередь, имеет право принять к вычету "входной" налог при условии, что платежный агент выставит счет-фактуру с выделенной в нем суммой налога.

Скажем несколько слов о применении специальных налоговых режимов. Платежный агент может рассчитывать только на уплату единого налога в рамках "упрощенки" при выполнении установленных гл. 26.3 НК РФ условий. Другой спецрежим - "вмененка", применяемый только для определенных видов деятельности, не подойдет для платежных агентов (операторов по приему платежей). Дело в том, что среди всех "вмененных" видов деятельности наиболее близкой к приему платежей от населения, в том числе с помощью терминалов, является группа бытовых услуг. Но и под нее не подпадает прием платежей от населения за различные услуги (мобильной связи, коммерческое телевидение, телефон, Интернет и др.) через терминалы. Данный бизнес финансовое ведомство считает финансовым посредничеством (код по ОКУН 801300), которое не относится к бытовым услугам населению (код ОКУН 010000) (Письмо Минфина России от 04.04.2007 N 03-11-05/63). Также не подпадает под уплату ЕНВД прием платежей за услуги мобильной связи, цифрового телевидения, Интернета и др. с использованием медиатерминала (Письмо Минфина России от 16.06.2008 N 03-11-04/3/282). Названные виды деятельности по приему платежей облагаются традиционными налогами или единым налогом на "упрощенке". Иными словами, оператору связи, наряду с основным видом деятельности, занимающемуся приемом платежей от населения в пользу других поставщиков услуг, следует применять по перечисленным видам бизнеса один режим налогообложения.

М.А.Потехина

Эксперт журнала

"Услуги связи:

бухгалтерский учет

и налогообложение"