Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Возникновение монополий. Монополии в Российской экономике в конце XIX – начале XX века


Введение…………………………………………………………………………3

1 Монополии в России в конце 19 в начале 20 века……………………………5

1.1 Возникновение монополий в России………………………………………...5

1.2 Специфика русских монополий……………………………………………...7

1.3 Иностранный капитал………………………………………………………...7

1.4 Внешняя политика России в период империализма………………………..7

1.5 Особенности экономического развития России…………………………….8

1.6 Монополии в Первой мировой войне………………………………………..9

1.7 Ликвидация монополий в России……………………………………………9

2 Монополизм в Советской экономике……………………………………...10

Заключение………………………………………………………………………13

Список использованной литературы…………………………………………..15


Введение

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные.

Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений: картели и синдикаты. Более сложные формы монополистических объединений возникли тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений, как трест.

Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вызывают снижение общей эффективности производства.

Монополия экономики – серьезное препятствие для развития рынка, для которого более характерной является монополистическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет такую рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Каждое предприятие обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числа предприятий гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия предприятий с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен.

Всеобщая форма монополий развивается тогда, когда объединение предпринимателей всесторонне – с помощью государства подчиняют себе народное хозяйство и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках целые отрасли и производительные комплексы, как, например, военно-промышленный комплекс.

Отношение общественности и государства к различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП (научно-технического прогресса). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.


1 Монополии в России в конце 19 в начале 20 века

1.1 Возникновение монополий в России

Первые монополии в России образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле.

Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал.

До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-1903 г.г.

Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет»,

«Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях.

В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-

Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

1.2 Специфика русских монополий

Принципиально не отличаясь от капитализма более развитых стран, российский монополистический капитализм имел некоторую специфику. Государственное вмешательство в экономическую жизнь привело к раннему возникновению в России государственно-монополистических тенденций. Они выражались также в прямом сращивании банковских монополий с Кредитной канцелярией Министерства финансов и Госбанком и в государственном контроле через эти учреждения частных предприятий и банков.

1.3 Иностранный капитал

С 1900-1903 годов основным каналом проникновения иностранного капитала в русское народное хозяйство стали акционерные коммерческие банки России, которые начали оказывать решающее влияние на деятельность промышленных предприятий. Главным направлением иностранных капиталовложений в акционерной форме была тяжелая промышленность. Франко-бельгийские капиталы направлялись в основном в металлургию и угольную промышленность Юга России, английские – в нефтяную, медную и золотодобывающую промышленность, германские капиталы – в тяжелую промышленность Царства Польского и Прибалтики, а также в учрежденные в России дочерние предприятия химических и электротехнических концернов. В России иностранный капитал функционировал принципиально иначе, чем в странах колониального и полуколониального типа. Основанные с участием иностранных капиталовладельцев крупные промышленные предприятия являлись неразрывной частью российской экономики, а не противостояли ей.

1.4 Внешняя политика России в период империализма

На рубеже 19-20 веков Российская империя участвовала в борьбе за окончательный раздел мира между империалистическими государствами. Вступление в империалистическую стадию развития сказалось и в области внешней политики. К традиционным средствам достижения собственных целей добавились новые, типичные для империалистической эпохи - кабальные займы, концессии.

Придерживаясь политики сохранения статус-кво на Балканах, Россия активно проникала в Иран и, стремясь обеспечить здесь монопольное положение, дважды - в 1899 и 1903 годах отвергала предложения Великобритании о разделе Ирана на сферы влияния. В 1900 году русские войска участвовали в соединенной интервенции шести держав (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Япония и Россия) в Китай для подавления Ихэтуаньского восстания. В ходе военных действий Россия оккупировала Маньчжурию, но закрепить ее за собой не смогла. Обострение противоречий с Японией привело к Русско-японской войне 1904-1905 годов, империалистической с обеих сторон.

1.5 Особенности экономического развития России

Можно охарактеризовать основные особенности экономического развития страны в начале 20-го века - самое отсталое землевладение, самая дикая деревня. Россия вступила в империалистическую стадию капитализма. И вместе с тем она оставалась страной с незавершенными буржуазно-демократическими преобразованиями, страной, в которой новейше-капиталистический империализм был оплетен особенно густой сетью докапиталистических отношений. Последние проявлялись в области экономики - в широком распространении феодально-крепостических пережитков (помещичьи латифундии, отработки); в социально-политической структуре - в сохранении самодержавия; в области внешней и колониальной политики - в наличии наряду с новейше-капиталистическим военно-феодального империализма, носителем которого являлся царизм. В начале 20-го века России были присущи все типичные социально-экономические противоречия тогдашнего мира: между трудом и капиталом, между развивающимся капитализмом и значительными феодально-крепостническими пережитками, между высокоразвитыми промышленными районами и отсталыми окраинами.

1.6 Монополии в Первой мировой войне

В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятель-ность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.

1.7 Ликвидация монополий в России

Монополии в России были ликвидированы в результате Октябрьской революции 1917 года в ходе национализации промышленности и банков в 1917-1918 годах. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.


2 Монополизм в Советской экономике

Большая часть современных российских монополий сформировалась в СССР, где монополия являлась универсальной государственной собственностью, пронизывавшей почти все сферы хозяйственной жизни общества. Особенности социалистической монополии касаются и самих условий ее возникновения и роли в этом процессе государства.

В основе советского монополизма лежит деформация так называемой общенародной собственности. Формальным собственником являлось общество в целом, а фактическим -административный аппарат. Национализация крупных и мелких промышленных предприятий, развитие крупных коллективных хозяйств в аграрном секторе привели к тому, что во всех сферах народного хозяйства установилась государственная монополия.

Политическая надстройка закрепляла юридическими и идеологическими формами государственно-экономическую монополию, охватившую основные производственные процессы. В ее рамках сформировались отношения, процессы, связи, взаимозависимости отраслей и предприятий, органов управления, возникли новые пропорции, иерархии. Материальное производство и непроизводственная сфера, экономика и политика, накопление и потребление, обмен и распределение, науки практика, образ жизни и мышление - вес это испытывало воздействие единой государственно-экономической монополии.

Монопольная роль государства реализовывалась через рассредоточение по определенным ступеням иерархической лестницы властно-распорядительных функций. В советский период она проявилась в виде монополии административно-командной системы, ее органов и штатного аппарата на средства производства и результаты труда производителя, организацию труда и производства, управление им.

Государственный сверхмоноиолизм характеризовался тем, что в центре принимались решения, связанные с функционированием общественной системы в целом. Государство распоряжалась ресурсами, внутренней и внешней торговлей, определяло плановые задания - «контрольные цифры», устанавливало «государственные заказы», каждой хозяйственной единице диктовало характер и объемы производства, посредством лимитов и материально-технического снабжения определяло адресаты, объемы и источники ресурсов, направления и количество реализуемой продукции.

С помощью централизованного планирования государство монополизировало рынок, взяв на себя функции определения потребительной стоимости каждого товара. Рынок подменялся субъективным решением группы лиц. Такая организация хозяйствования порождала командно-бюрократические методы управления. Монополия государственной собственности, которая определяла и определяет характер распоряжения се объектами, присвоения созданного на госпредприятиях продукта и монопольной прибыли, явилась главной причиной отсутствия конкуренции.

Централизованная система создавала идеальную среду для воспроизводства монополизма собственности, монополизма управления и технологического монополизма предприятии (объединений). Это был своеобразный трехступенчатый монолит, в основании которого находился доминирующий в экономике государственный сектор. Его составляющими выступали ведомственные гиганты, контролировавшие различные сферы производства, а так-же предприятия и организации, монополизивавшие выпуск отдельных товаров и услуг.

В командной экономике преобладал искусственный монополизм. Он пронизывал все его разновидности, имевшие место в советский период и сохранившиеся до сих пор, проявлялся в монополии государственной собственности и центральных органов власти и управления, министерств и ведомств, в совокупности явлений, обусловленных искусственным созданием экономически привилегированного положения отдельных субъектов (государства, ведомства, предприятия), навязывающих своим контрагентам и обществу в целом собственные интересы, игнорируя их реальные потребности. Монополизация стала закономерностью командном системы хозяйствования, особой формой бюрократизма, способом реализации монопольной власти отдельных хозяйствующих субьектов или их групп.

При отсутствии демократии и ограниченных товарно-денежных отношениях госмонополизм представлял собой универсальный способ обеспечения управления воспроизводством в масштабе республики и каждой его подсистемы. Предприятие, даже являясь единственным производителем определенной продукции либо доминируя в производстве пли на рынке, не обладало реальной самостоятельностью и. тем более, монопольной властью, хотя формально считалось монополистом. Особенность такой монополии заключалась в том. что. будучи искусственно созданной, она не выступала детерминантой своей деятельности, не могла реализовать монопольного положения ни в области ценовой политики, ни в выборе рынков сбыта, ни в способах извлечения и присвоения прибыли.


Заключение

Первые монополистические образования в России начали появляться в конце XIX - начале ХХ веков. В это время, благодаря привлечению крупных иностранных капиталов. Стали образовываться гигантские тресты и синдикаты, государство же имело лишь «спиртовую» монополию. Но с началом первой мировой войны государство, заинтересованное в налаживании ритмичного, могущего обеспечить военные потребности производства, начало процесс огосударствления основных сфер производства. И к началу революции основная часть российской промышленности уже находилась под контролем государства.

Пришедшие к власти большевики, в свою очередь, декларировали ряд положений о социальном равенстве и начали осуществлять их на практике. Очевидно, что в условиях разрушенной военной экономики, решать эти задачи можно было лишь путем государственного регулирования производства и потребления. Новое государство, исходя из того, что крупное производство эффективнее мелкого и на его базе легче осуществлять единый хозяйственный план, начало централизацию экономики. В условиях конкурентной борьбы на рынке монополистам могло стать лишь предприятие с максимальным научным и техническим потенциалом, а при социалистическом обобществлении монополия, наоборот, могла складываться на отсталой технической базе.

Различной была и сама реакция экономики на возникновение монополий. Рыночной экономикой монополия была отвергнута, к середине прошлого века в развитых капиталистических странах широкое распространение получили олигополии, оказавшиеся более экономически выгодными. В советской же экономике складывавшаяся командно-административная система лишь укрепила положение монополий, ускорив процессы концентрации и специализации производства. Причем в этом были заинтересованы даже не столько сами предприятия, сколько высшие органы управления, которые таким образом могли с легкость осуществлять контроль за производством.


Список использованной литературы

1 Ахмедуев А. Гос.монополия: основное содержание и пути преодоления // Вопросы экономики. 1990. № 6.

2 Грановский Е.А. Монополистический капитализм в России, Л., 1979

3 Вильсон Дж., Цапелик В. Естественные монополии России //Вопросы экономики 1995 год № 11.

4. Лившин Я.И. Монополии в экономике России, М., 1961

5.Миронов В., Зимогляд А, Яковлев А. Российский монополизм и приватизация// Экономист 1995 год № 6.

6 Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.

Монополии в России в конце 19 в начале 20 века

Введение…………………………………………………………………………3

1. 3 Иностранный капитал………………………………………………………... 7

1. 4 Внешняя политика России в период империализма……………………….. 7

1. 6 Монополии в Первой мировой войне……………………………………….. 9

1. 7 Ликвидация монополий в России……………………………………………9

2 Монополизм в Советской экономике……………………………………... 10

Заключение………………………………………………………………………13

Список использованной литературы………………………………………….. 15


Введение

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные.

объединений: картели и синдикаты. Более сложные формы монополистических объединений возникли тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений, как трест.

производства.

Монополия экономики – серьезное препятствие для развития рынка, для которого более характерной является монополистическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет такую рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Каждое предприятие обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числа предприятий гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия предприятий с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен.

и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках целые отрасли и производительные комплексы, как, например, военно-промышленный комплекс.

Отношение общественности и государства к различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП (научно-технического прогресса). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.


1 Монополии в России в конце 19 в начале 20 века

1. 1 Возникновение монополий в России

Первые монополии в России образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле.

Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр. Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет»,

«Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях.

В период промышленного подъема (1910-14г. г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т. п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-

Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

Принципиально не отличаясь от капитализма более развитых стран, российский монополистический капитализм имел некоторую специфику. Государственное вмешательство в экономическую жизнь привело к раннему возникновению в России государственно-монополистических тенденций. Они выражались также в прямом сращивании банковских монополий с Кредитной канцелярией Министерства финансов и Госбанком и в государственном контроле через эти учреждения частных предприятий и банков.

1. 3 Иностранный капитал

С 1900-1903 годов основным каналом проникновения иностранного капитала в русское народное хозяйство стали акционерные коммерческие банки России, которые начали оказывать решающее влияние на деятельность промышленных предприятий. Главным направлением иностранных капиталовложений в акционерной форме была тяжелая промышленность. Франко-бельгийские капиталы направлялись в основном в металлургию и угольную промышленность Юга России, английские – в нефтяную, медную и золотодобывающую промышленность, германские капиталы – в тяжелую промышленность Царства Польского и Прибалтики, а также в учрежденные в России дочерние предприятия химических и электротехнических концернов. В России иностранный капитал функционировал принципиально иначе, чем в странах колониального и полуколониального типа. Основанные с участием иностранных капиталовладельцев крупные промышленные предприятия являлись неразрывной частью российской экономики, а не противостояли ей.

1. 4 Внешняя политика России в период империализма

На рубеже 19-20 веков Российская империя участвовала в борьбе за окончательный раздел мира между империалистическими государствами. Вступление в империалистическую стадию развития сказалось и в области внешней политики. К традиционным средствам достижения собственных целей добавились новые, типичные для империалистической эпохи - кабальные займы, концессии.

Придерживаясь политики сохранения статус-кво на Балканах, Россия активно проникала в Иран и, стремясь обеспечить здесь монопольное положение, дважды - в 1899 и 1903 годах отвергала предложения Великобритании о разделе Ирана на сферы влияния. В 1900 году русские войска участвовали в соединенной интервенции шести держав (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Япония и Россия) в Китай для подавления Ихэтуаньского восстания. В ходе военных действий Россия оккупировала Маньчжурию, но закрепить ее за собой не смогла. Обострение противоречий с Японией привело к Русско-японской войне 1904-1905 годов, империалистической с обеих сторон.

1. 5 Особенности экономического развития России

Можно охарактеризовать основные особенности экономического развития страны в начале 20-го века - самое отсталое землевладение, самая дикая деревня. Россия вступила в империалистическую стадию капитализма. И вместе с тем она оставалась страной с незавершенными буржуазно-демократическими преобразованиями, страной, в которой новейше-капиталистический империализм был оплетен особенно густой сетью докапиталистических отношений. Последние проявлялись в области экономики - в широком распространении феодально-крепостических пережитков (помещичьи латифундии, отработки); в социально-политической структуре - в сохранении самодержавия; в области внешней и колониальной политики - в наличии наряду с новейше-капиталистическим военно-феодального империализма, носителем которого являлся царизм. В начале 20-го века России были присущи все типичные социально-экономические противоречия тогдашнего мира: между трудом и капиталом, между развивающимся капитализмом и значительными феодально-крепостническими пережитками, между высокоразвитыми промышленными районами и отсталыми окраинами.

Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.

1. 7 Ликвидация монополий в России

Монополии в России были ликвидированы в результате Октябрьской революции 1917 года в ходе национализации промышленности и банков в 1917-1918 годах. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.


2 Монополизм в Советской экономике

Большая часть современных российских монополий сформировалась в СССР, где монополия являлась универсальной государственной собственностью, пронизывавшей почти все сферы хозяйственной жизни общества. Особенности социалистической монополии касаются и самих условий ее возникновения и роли в этом процессе государства.

В основе советского монополизма лежит деформация так называемой общенародной собственности. Формальным собственником являлось общество в целом, а фактическим -административный аппарат. Национализация крупных и мелких промышленных предприятий, развитие крупных коллективных хозяйств в аграрном секторе привели к тому, что во всех сферах народного хозяйства установилась государственная монополия.

Политическая надстройка закрепляла юридическими и идеологическими формами государственно-экономическую монополию, охватившую основные производственные процессы. В ее рамках сформировались отношения, процессы, связи, взаимозависимости отраслей и предприятий, органов управления, возникли новые пропорции, иерархии. Материальное производство и непроизводственная сфера, экономика и политика, накопление и потребление, обмен и распределение, науки практика, образ жизни и мышление - вес это испытывало воздействие единой государственно-экономической монополии.

системы, ее органов и штатного аппарата на средства производства и результаты труда производителя, организацию труда и производства, управление им.

Государственный сверхмоноиолизм характеризовался тем, что в центре принимались решения, связанные с функционированием общественной системы в целом. Государство распоряжалась ресурсами, внутренней и внешней торговлей, определяло плановые задания - «контрольные цифры», устанавливало «государственные заказы», каждой хозяйственной единице диктовало характер и объемы производства, посредством лимитов и материально-технического снабжения определяло адресаты, объемы и источники ресурсов, направления и количество реализуемой продукции.

С помощью централизованного планирования государство монополизировало рынок, взяв на себя функции определения потребительной стоимости каждого товара. Рынок подменялся субъективным решением группы лиц. Такая организация хозяйствования порождала командно-бюрократические методы управления. Монополия государственной собственности, которая определяла и определяет характер распоряжения се объектами, присвоения созданного на госпредприятиях продукта и монопольной прибыли, явилась главной причиной отсутствия конкуренции.

Централизованная система создавала идеальную среду для воспроизводства монополизма собственности, монополизма управления и технологического монополизма предприятии (объединений). Это был своеобразный трехступенчатый монолит, в основании которого находился доминирующий в экономике государственный сектор. Его составляющими выступали ведомственные гиганты, контролировавшие различные сферы производства, а так-же предприятия и организации, монополизивавшие выпуск отдельных товаров и услуг.

В командной экономике преобладал искусственный монополизм. Он пронизывал все его разновидности, имевшие место в советский период и сохранившиеся до сих пор, проявлялся в монополии государственной собственности и центральных органов власти и управления, министерств и ведомств, в совокупности явлений, обусловленных искусственным созданием экономически привилегированного положения отдельных субъектов (государства, ведомства, предприятия), навязывающих своим контрагентам и обществу в целом собственные интересы, игнорируя их реальные потребности. Монополизация стала закономерностью командном системы хозяйствования, особой формой бюрократизма, способом реализации монопольной власти отдельных хозяйствующих субьектов или их групп.

Предприятие, даже являясь единственным производителем определенной продукции либо доминируя в производстве пли на рынке, не обладало реальной самостоятельностью и. тем более, монопольной властью, хотя формально считалось монополистом. Особенность такой монополии заключалась в том. что. будучи искусственно созданной, она не выступала детерминантой своей деятельности, не могла реализовать монопольного положения ни в области ценовой политики, ни в выборе рынков сбыта, ни в способах извлечения и присвоения прибыли.


Заключение

Первые монополистические образования в России начали появляться в конце XIX - начале ХХ веков. В это время, благодаря привлечению крупных иностранных капиталов. Стали образовываться гигантские тресты и синдикаты, государство же имело лишь «спиртовую» монополию. Но с началом первой мировой войны государство, заинтересованное в налаживании ритмичного, могущего обеспечить военные потребности производства, начало процесс огосударствления основных сфер производства. И к началу революции основная часть российской промышленности уже находилась под контролем государства.

задачи можно было лишь путем государственного регулирования производства и потребления. Новое государство, исходя из того, что крупное производство эффективнее мелкого и на его базе легче осуществлять единый хозяйственный план, начало централизацию экономики. В условиях конкурентной борьбы на рынке монополистам могло стать лишь предприятие с максимальным научным и техническим потенциалом, а при социалистическом обобществлении монополия, наоборот, могла складываться на отсталой технической базе.

Различной была и сама реакция экономики на возникновение монополий. Рыночной экономикой монополия была отвергнута, к середине прошлого века в развитых капиталистических странах широкое распространение получили олигополии, оказавшиеся более экономически выгодными. В советской же экономике складывавшаяся командно-административная система лишь укрепила положение монополий, ускорив процессы концентрации и специализации производства. Причем в этом были заинтересованы даже не столько сами предприятия, сколько высшие органы управления, которые таким образом могли с легкость осуществлять контроль за производством.


1 Ахмедуев А. Гос. монополия: основное содержание и пути преодоления // Вопросы экономики. 1990. № 6.

2 Грановский Е. А. Монополистический капитализм в России, Л., 1979

4. Лившин Я. И. Монополии в экономике России, М., 1961

5. Миронов В., Зимогляд А, Яковлев А. Российский монополизм и приватизация// Экономист 1995 год № 6.

6 Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.

Необычайное усложнение производственного процесса, особенно в быстро развивавшейся тяжелой промышленности, и необходимость в связи с этим в весьма значительных капиталовложениях решающим образом способствовали концентрации производства и капитала.

В последней четверти XIX в. происходит неуклонный рост сравнительно небольшого числа крупных и крупнейших предприятий, в то время как тысячи мелких предприятий поглощаются или начинают играть подчиненную роль. Свободная конкуренция в ряде отраслей постепенно сменяется монополией.

Формы монополистических объединений были различными- картели (объединения, созданные с целью раздела рынков сбыта, определения размеров производства, уровня цен и т. д.), синдикаты (объединения для совместной продажи товаров), тресты (полное объединение собственности на предприятия в целях совместного производства и сбыта), концерны (объединения ряда трестов или предприятий на основе общей финансовой зависимости от какой-либо монополистической группы).

Усиленная концентрация производства и возникновение монополий происходили не только в наиболее развитых в промышленном отношении странах, но и вс многих странах с относительно невысоким уровнем индустриального развития.

Монополии складывались в большинстве стран Западной Европы, в Соединенных Штатах Америки, в Японии, в России.

Высшей, предельной точкой развития свободной конкуренции в наиболее развитых странах были 60 и 70-е годы XIX в. В этот период монополии едва лишь зарождались, и воздействие их на экономическое развитие было еще ничтожным.

В 80-х годах число капиталистических объединений возросло, и они приобрели некоторое влияние. Однако эти объединения были крайне непрочными, часто распадались и заменялись другими.

Еще в большей степени это относится к международным капиталистическим объединениям (например, международный рельсовый картель). В 90-х годах монополии оказывали уже более существенное влияние на ход экономического развития.

Несмотря на бурное развитие производительных сил, их рост отставал от возможностей, которые предоставлялись наукой и техникой, ибо капитализм бессилен полностью использовать перспективы, создаваемые развитием человеческого знания.

Внедрение трехфазного переменного тока натолкнулось в 90-х годах на сопротивление владельцев технически устаревших электростанций, построенных в предыдущий период; газовые компании препятствовали введению электрического освещения. Широко применялись в ряде отраслей экономики отсталые, основанные на ручном труде формы производства, если это было выгоднее капиталистам, чем использование машин.

Одним из признаков того, что капиталистический способ производства задерживает развитие производительных сил общества, было увеличение слоя рантье в Англии и Франции. Тенденция к превращению их в государства-рантье возникла в связи с значительным усилением вывоза капитала и возрастанием его по сравнению с вывозом товаров.

Внутри этих стран имелись достаточные возможности для приложения капитала, для умножения производительных сил. Но вывоз капитала сулил несравненно большие прибыли, и буржуазия старейших капиталистических держав с жадностью устремилась в погоню за ними.

Некоторые государства, являвшиеся из-за своей отсталости объектом приложения иностранного капитала, в свою очередь участвовали в закабалении других стран. Так, например, Австро-Венгрия, в хозяйство которой были вложены крупные средства и германского, и французского происхождения, вывозила капиталы в балканские страны, стремясь подчинить их своему влиянию. Россия и Япония, являвшиеся должниками ряда государств, избрали в качестве сфер приложения капитала Китай и Корею.

К самому концу XIX в. в экономической жизни крупнейших капиталистических стран отчетливо проявилась и тенденция к сращиванию банковского и промышленного капиталов, т. е. к образованию финансового капитала.

Концентрация капитала проходила параллельно с концентрацией производства и значительно ускоряла последнюю. Интересы банков и промышленных предприятий начали все теснее сплетаться; на этой почве стала возникать непосредственная связь, личная уния руководителей банковских и промышленных монополий.

В конце XIX в. в основном завершился территориальный раздел мира между капиталистическими державами. Колониальное соперничество, борьба за передел колоний в свою очередь приводили к обострению международных отношений.

Последняя четверть XIX в. отмечена, таким образом, появлением отдельных черт, характерных для новой, последней стадии капитализма. Как отметил В. И. Ленин, «было бы нелепо спорить, напр., о том, к какому году или десятилетию относится «окончательное» установление империализма». В своем сложившемся виде империализм проявился во всяком случае не ранее самого конца XIX-начала XX в.

Традиционно аграрная страна, на рубеже XIX – XX столетий Россия переживала небывалый рост промышленности.

Старт развитию промышленного сектора экономики дало развитие железнодорожной отрасли. Именно со строительства новых путей сообщения начался рост машиностроительной, горнодобывающей, лесообрабатывающей, нефтеперерабатывающей отраслей.

При таком активном развитии индустриальной сферы Россия по-прежнему не могла называться страной с капиталистическим видом развития: экономика страны была скорее многоукладной, объединявшей в себе несколько форм производства. Наряду с крупными монополиями большую роль играли и мелкие кустарные объединения, а кое-где и натуральное хозяйство.

Еще одной отличительной чертой развития России в начале XX века было стремление к модернизации. Чтобы вывести страну в число лидеров мирового рынка, на рубеже прошлого века были предприняты многочисленные реформы. Однако не все из них были удачными. Так, например, денежная реформа Витте обеспечила стабильность рубля и повысила привлекательность экономики России для иностранных инвесторов. А вот попытка реформирования монархии привела к ослаблению центральной власти и росту внутренних социальных противоречий.

Форма монополии

Характеристика

Определение цены и распределение рынков сбыта; союз самостоятельных предприятий одной отрасли на основе общего договора о квотах производства, продажных ценах и распределении рынков

Синдикат

Совместная продажа товаров, Простейшая форма монополистического объединения – союз капиталистов для сбыта товаров; объединение предприятий одной отрасли, сохраняющих производственную самостоятельность, но реализующих всю продукцию через одну сбытовую контору

Полное объединение собственности, совместное производство и сбыт, форма монополии, участники которой теряют производственную и коммерческую самостоятельность; промышленная группа на основе общей собственности предпринимателей на средства производства и готовую продукцию

Финансовая зависимость, Форма монополии, участники которой полностью теряют финансовую самостоятельность

Акционерная компания, приобретающая контрольный пакет акций других компаний в целях установки господства и контроля; союз формально независимых предприятий (в т.ч. разных отраслей), образующих головную фирму для организации финансового контроля за всеми участниками

Направления модернизации

1. Вытеснение крестьян из деревни

Падение жизненного уровня, рост социальной напряженности.

2. Превращение самодержавия в цивилизованную конституционную монархию.

Рост недоверия и враждебности.

3. Борьба с экстремизмом и радикализмом.

Столыпин действовал под прессом постоянной угрозы покушений со стороны террористов.

4. Необходимость сломать упорное сопротивление полуфеодального дворянства и самодержавной бюрократии, лишение их господствующего положения и привилегий.

Столыпин не имел ни команды, ни механизмов реализации реформ, ни политической базы.

5. Введение парламента и политических свобод по типу Западной Европы

Парламентаризм с самого начала был дефективным (исполнительная власть оставалась под контролем императора, правительство не было ответственным перед Думой).

6. Введение частной собственности на землю, превращение крестьян-общинников в самостоятельных хозяев-фермеров.

Ее подрывал произвол властей, посягательство крестьян на помещиков и кулаков.

Неблагоприятная международная обстановка, назревание Первой Мировой Войны.

7. Процессы монополизации экономики

Одним из характерных признаков вступления России в империалистическую стадию развития в начале XX в. стало образование монополий

«Финансовое обозрение» в 1913 г. констатировало: «Синдикатами полна наша действительность…»

Монополизацию экономики России в начале XX в. характеризует высокий уровень концентрации производства

8. Проводилась политика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

последовательность статей российского

экспорта в начале XX в., подобранная в порядке убывания доли в общем объёме экспорта:

продовольственные, товары, топливо и минеральное сырьё, машины и оборудование

появление кулака (сельского предпринимателя)

Что такое монополия и ее предыстория

Еще с давних времен на Руси существовала понятие монополии , как таковой экономический и политический устав общества резко отличался от того, что мы имеем на сегодняшний день, но в целом монополистический строй все равно имел ярко выраженную форму. Так, при правлении царей монополия была на ряд важнейших товаров и продуктов: соль, порох, и даже календари. Эти товары были очень необходимыми народу того общества и доставать их было трудно, поэтому государство устанавливало квоту на эти товары и полностью регулировало рынок в их отношении.

Определение 1

Монополизация представляла собой целый процесс завоевания рынка с целью занятия на нем господствующего положения.

Лучшее время для монополий России

Итак, к концу 19 века рост числа частных производителей, что особенно касается мануфактурных предприятий и фабрик резко увеличился. Это было связано с реформами экономического плана, которые провел Александр II. Появилось большое количество акционерных обществ, их численность увеличилась почти вдвое. В основном это были предприятия железнодорожного транспорта, банки, промышленные предприятия и т.д.

Факторы монополизации российской промышленности

К 1900 году число акционерных обществ стало еще больше, этому способствовали различные факторы:

  • Резкий скачок в увеличении количества крупных предприятий, ориентированных на промышленное производство;
  • Увеличение компаний на рынке, которые занимались не промышленными сферами производства, но тем самым увеличивали концентрацию естественной монополии.

Замечание 1

Немалую роль на монополизацию в те времена оказал иностранный капитал. Именно он повлиял на конкуренцию, принес также совершенно новые виды и формы организации и управления промышленными предприятиями.

Начало 20 века и монополия

Переход страны к капитализму в начале 20 века сформировал характер монополизации в те времена. Монополию можно было охарактеризовать как абсолютную, особенно это касалось водного транспорта, железнодорожного транспорта, банки и т.д. Государство имело абсолютный контроль над промышленными отраслевыми предприятиями (нефтегазовыми, машиностроение, сахарная промышленность, транспорт и т.д.), что наложило свой специфический характер их деятельности.

Изменения в монополизации произошли в самом начале 20 века, в период кризиса в 1900-1903 годах, монополия еще более усилилась, стали появляться такие объединения как синдикаты и картели. Особенность таких организаций была в характере сбыта продукции: квота на сбыт, регламентирование ценообразования, распределение товара и т.д.

В эти времена еще в законодательстве не было запретов на организацию антимонопольных объединений, поэтому многие крупные предприятия создавали коалиции и сообщества, действуя негласно и даже в некоторых случаях при поддержке правительства.

В период с 1910 – 1914 года, монополистическая ситуация на рынке только усиливалась, рост числа синдикатов и картелей значительно увеличился. Особенно наблюдался скачек числа банковских образований, создавались банковские монополии.

В связи с возникшей ситуацией стали создаваться еще большие монополистические структуры, которые носили уже глобальный характер – трасты и концерны. Также в эти времена надо отметить нестабильность монополии во всех отраслях, так, в машиностроении, нефти и газодобыче монополия была сильная, то в легкой промышленности монополия была куда слабее.

Во времена 1914 – 1917 годов монополия на рынке стала еще сильнее, это связано с военными действиями и для выживания предприятий они объединялись в еще более крупные. Правда некоторые компании не выжили, зато, концерны военного промышленного назначения, наоборот, стали еще сильнее и мощнее.

Монополии существуют и в условиях современного рынка, единственное, то на сегодняшний день законодательство контролирует и регулирует монополистическую деятельность в значительной мере, даже созданы антимонопольные меры.