Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Порядок проведения и оформления ревизии. Что такое ревизия кассы. Организация проведения ревизии: пошаговая инструкция и документы

Ревизия — это основной метод , она осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов:

По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии бывают фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.

По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Юридическое значение акта ревизии

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них. Если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе ее акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, предоставляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов РФ и местным органам по их требованию.

Методы финансового контроля

Органы внутреннего финансового контроля

Органами внутреннего финансового контроля являются ревизион­ные комиссии, создаваемые в акционерных обществах, иных коммер-


ческих и некоммерческих организациях, учреждениях. Подразделения внутреннего финансового контроля могут именоваться и по-другому, например контрольно-ревизионными отделами или департаментами. Иногда применяется название «внутренний аудит». Но это не вполне точное использование термина «аудит», поскольку здесь не может идти речь о предпринимательской деятельности.

В действующем законодательстве компетенция органов внутрен­него контроля очерчена довольно скупо. Так, в Законе «Об акционер­ных обществах» сказано только, что ревизионная комиссия (ревизор) избирается для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соот­ветствии с уставом общества. Более предметно их компетенция оп­ределяется уставом общества, а порядок деятельности - внутренним документом общества (обычно - положением), утверждаемым общим собранием акционеров.

Таким образом, собственник вправе существенно ограничить воз­можности контролеров. С точки зрения интересов граждан, общества и государства здесь нужны более полные и определенные правовые установки, как это и сделано во многих развитых странах.

К основным методам финансового контроля относятся ревизия и проверка.

Правом назначения ревизий и проверок пользуются Президент Российской Федерации, обе палаты Федерального Собрания Россий­ской Федерации, Правительство Российской Федерации, Главное контрольное управление Президента Российской Федерации, феде-итьные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации. Ревизии могут назначать правоохранитель­ные органы: суды, прокуратура, милиция, Федеральная служба без­опасности, должностные лица этих органов в пределах своей комле-^нции, руководители органов государственного финансового кон­троля.

Таким же правом пользуются собственники и органы управления акционерными обществами, другими коммерческими и некоммерчес­кими организациями в соответствии с утвержденными уставами и по­ложениями.

В случае необходимости проведения финансовой ревизии или проверки названные руководители, учреждения, органы власти и уп-

Равления, собственники дают поручения соответствующим органам финансового контроля.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, це­лесообразности и эффективности всех совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц при их осуществлении.



Проверка - единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности объекта конт­роля.

В учебной и иной литературе можно встретить расширительное толкование понятия метода финансового контроля. Сюда относят, кроме ревизии и проверки, обследование, анализ, другие действия, которые совершает ревизор или инспектор органа финансового кон­троля, чтобы получить необходимую информацию и оценить ее. Иногда сам контроль делят на документальный (формальный) и фак­тический. Под первым понимают изучение учетных, бухгалтерских, распорядительных и других документов, под вторым - ознакомление с состоянием проверяемых объектов, наличием товаров, денег в кассе и т.п.

Правомерность и логичность таких подходов сомнительны. В са­мом деле, разве можно, например, провести проверку или ревизию, не анализируя необходимые документы и данные, не сравнивая отчетные показатели с фактическим положением (наличием продукции, денег в кассе, товаров на складе)?

Вместе с тем вполне обоснованно, когда в практике, в частности, в деятельности Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации пользуются терми­ном контрольные мероприятия, объединяя в нем ревизии, проверки, экспертизу и другие виды деятельности, которыми заняты эти органы.

Понятие «ревизия» имеет историческое происхождение. Оно пере­шло в практику финансового контроля советских времен по наследст­ву из дореволюционной России. Государственный деятель, известный российский реформатор начала прошлого века СЮ. Витте писал, на­пример, что для правильного хода государственного хозяйства необхо­димо осуществление самостоятельного, независимого контроля над поступлением и расходованием казенных сумм путем проведения пе­риодических и внезапных ревизий сохранности этих сумм.

В условиях современной России ревизия продолжает оставаться наиболее эффективным и достоверным методом финансового контро­ля особенно для целей последующего контроля. При наличии на про­веряемом объекте всех необходимых документов и качественной рабо-


проверяющих ревизия может дать исчерпывающий ответ об ис­пользовании средств в проверяемом периоде. Именно поэтому, когда асследуются экономические преступления, назначается ревизия фи­нансово-хозяйственной деятельности интересующих следствие объек­тов в целом или по основным вопросам этой деятельности.

Полная комплексная ревизия включает следующие проверки:

■ операций с денежными средствами;
- расчетных и кредитных операций;

Расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

Правильности планирования и расходования средств на содер­
жание бюджетных учреждений, формирования и использования ими
внебюджетных средств;

■ ■ сохранности основных средств и нематериальных активов и опе­
раций с ними;

Сохранности производственных запасов, товарно-материальных
ценностей и операций с ними;

Инвестиционных операций;

Расчетов по оплате труда и начисления налогов;

Формирования себестоимости продукции (работ, услуг);

Формирования финансовых результатов;

Организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего
(ведомственного) контроля.

Естественно, что в практической деятельности различных органов государственного финансового контроля проведение контрольных мероприятий имеет отличия, определяемые задачами и функциями органов, их фактическими возможностями. Это находит отражение и закрепляется в таких регулирующих деятельность контрольных орга­нов документах, как Регламент Счетной палаты Российской Федера­ции, Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки кон­трольно-ревизионными органами Минфина России, положения

С России, издаваемые в целях реализации требований Налогового кодекса, и др.

Тем не менее можно выделить и изложить некоторые основные моменты, в большей или меньшей степени являющиеся типичными Для всех органов. О них и пойдет речь ниже.

Ревизии и проверки проводятся в соответствии с планами работы органов финансового контроля или внезапно в случае возникновения такой необходимости, в частности по поручению прокуратуры. В пла-

или поручении указываются объект, на котором следует провести проверку, и тема проверки. Объекты для плановых проверок на дан-

я конкретный период выбирают в соответствии с установленными а коном, иными нормативными документами порядком и периодич-

Ностью или на основе предварительной информации о допускаемых нарушениях финансовой дисциплины, которой располагает кон­трольный орган.

Для проведения ревизии или проверки устанавливается опреде­ленный срок. Они могут проводиться силами одного ревизора или группы (бригады) ревизоров, если нужно, с привлечением экспер­тов, специалистов по отдельным вопросам. Из-за большого объема подлежащего проверке материала и необходимости затраты значи­тельного времени на практике чаще назначают проверки конкрет­ных вопросов.

Ревизия и проверка обязательно проводятся по программе (перечню основных вопросов), который утверждает руководитель, назначивший ревизию, или другое должностное лицо по его поручению.

Составление программы, подготовительный период, планирова­ние ревизии и проверки являются важным этапом, который во многом определяет успех или неудачу предстоящего мероприятия. На этом этапе необходимо прежде всего изучить имеющиеся по данной теме, касающиеся назначенного объекта законодательные и норма­тивные документы. Обычно работники контрольных органов хорошо ориентированы в таких вопросах, но конкретизация и пополнение правовых знаний перед проверкой - обязательное условие. Подлежат изучению или основательному ознакомлению также общеэкономи­ческие, региональные и отраслевые особенности деятельности прове­ряемого объекта, организация и технология производства, структура капитала, размещение акций, деятельность на рынке, взаимоотноше­ния с собственными подразделениями и филиалами.

На этапе подготовки важно понять и предварительно оценить при­меняемый организацией, где предстоит проверка, метод ведения бух­галтерского учета, ее юридические и финансовые обязательства, орга­низацию системы внутреннего контроля.

Для всего этого используют самые разнообразные доступные ис­точники информации, включая статистические данные, публикуемые финансовые отчеты, материалы различных совещаний, семинаров, конференций, консультации с органами, ранее проводившими про­верки, и многое другое. Практическая трудность состоит в том, что детальная подготовка требует значительного времени, которого в ус­ловиях обычно большой загруженности контрольных органов не хва­тает.

Составленная в ходе подготовки программа, как правило, должна включать наименование объекта и тему ревизии (проверки), ее цель, период, подлежащий изучению, срок проведения, состав ревизионной группы, экспертов, перечень непосредственно охватываемых провер-


кой подразделений, конкретные вопросы, подлежащие ревизии, ос­новные источники информации, порядок проведения мероприятия и оформления результатов.

Программа должна быть выполнена полностью. Однако в ходе ра­боты ревизоры самостоятельно определяют необходимость и возмож­ность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, обеспе­чивающих надежность сбора требуемых доказательств. Но в любом случае, чтобы получить доказательные ответы на поставленные в про­грамме вопросы, ревизор должен провести ряд действий, которые для каждой ревизии и проверки одинаковы и обязательны.

Начинают ревизию обычно с проверки учредительных и регистра­ционных документов организации. Затем переходят к изучению и ана­лизу плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов. Здесь ревизор должен установить законность и правильность операций, от­раженных в документах, подлинность самих документов, их соответ­ствие установленным формам, безошибочность содержащихся в них расчетов. Эта работа продолжается практически в ходе всей ревизии. Одновременно ревизор обязан удостовериться в действительности со­вершения тех или иных операций, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, фактичес­кого выполнения работ или оказания услуг.

Он делает это путем сопоставления бухгалтерских записей по учету с оправдательными (первичными) документами и соответствующими исходными данными. Записи, документы.и фактические данные по одним операциям сличается с записями, документами и фактически­ми данными по связанным с ними другим операциям, например, на­туральных показателей отчетности - с данными о затратах денежных средств и материальных ценностей.

В этих же целях прибегают к проведению встречных проверок. Они -тоят в сличении имеющихся в ревизуемой организации записей, Документов и данных с соответствующими записями, документами и Данными, находящимися в тех организациях, от которых получены которым выданы денежные средства, материальные ценности и Документы, выписок банка по счетам организации с подлинными за­писями по этим счетам в банке и т.п.

При организации встречных проверок возникает необходимость рибегать к помощи коллег-ревизоров, работающих на территории

их субъектов Российской Федерации, просить проверить доку-

Нты, имеющиеся в местных организациях. Минфином России уста-

°влен порядок, в соответствии с которым КРУ Минфина в субъектах

Дерации обязаны оказывать друг другу такую помощь. Ассоциация

Контрольно-счетных органов Российской Федерации организует по­добное взаимодействие среди своих членов.

Чтобы получить необходимые доказательства, ревизору приходит­ся пользоваться и методами фактической проверки - требовать про­ведения инвентаризаций, заниматься с участием специалистов пере­счетом, взвешиванием и обмером сырья, материалов и готовых изде­лий, оценкой качества продукции и соблюдения технологии. Это нужно, чтобы установить действительный расход, правильность спи­сания сырья и оприходования готовой продукции, установления норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей, получить другие требующиеся подтверждения.

Один из важнейших разделов ревизии - проверка соблюдения ус­тановленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны и обеспечения со­хранности. Здесь используют, в частности, счетные проверки бухгал­терских отчетов и балансов для установления достоверности отчетных данных, выявления и устранения искажений и ошибок, оценивают обоснованность и правильность расчетов и данных для определения отчетных показателей работы организации, определения фондов зара­ботной платы, уровня себестоимости продукции и услуг.

Проверка правильности и полноты начисления и уплаты нало­гов - не прямая обязанность ревизора, но если он в ходе ревизии встретится с какими-либо нарушениями в этом отношении, то должен поставить вопрос о передаче материалов в налоговые органы.

При проведении ревизии обязательна проверка состояния внут­реннего контроля в организации. Хорошая постановка внутреннего контроля способствует успешной деятельности организации и может помочь решению задач ревизии.

В современных условиях все чаще организации ведут учет с ис­пользованием полной или частичной компьютерной обработки дан­ных. Естественно, что для проведения ревизии в таких условиях реви­зоры должны обладать определенной подготовкой или использовать работу экспертов.

Результаты ревизии (проверки), как правило, оформляются актом, который подписывают ревизоры, руководитель и главный бух­галтер ревизуемой организации, а в необходимых случаях - ранее ра­ботавшие в ревизуемой организации руководитель и главный бухгал­тер, ко времени работы которых относится период, охваченный реви­зией.

В некоторых случаях, определенных нормативными документами, процедура подписания акта руководителем и главным бухгалтером может быть заменена процедурой их ознакомления с содержание акта,


что конечно, менее правильно. Но ни один из действующих правовых документов не допускает того, чтобы результаты ревизии остались не­известными тем, кого проверяли, как это было принято в деятельнос­ти некоторых контрольных органов советского периода. Таков один из путей обеспечения объективности и точности контроля.

Акт ревизии - документ, имеющий четко очерченные параметры. Он должен содержать ответы на все вопросы, поставленные в про­грамме ревизии.

В содержании акта ревизии ревизующие обязаны соблюдать объ­ективность, точность используемых данных и описания выявленных фактов, ясность и грамотность изложения. Результаты ревизии изла­гаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержден­ных,имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и проверок дейст­вительности совершения операций, других ревизионных действий, за­ключений специальных экспертиз и привлеченных специалистов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.

Не допускается включение в акт ревизии выводов ревизующих и других лиц, предположений и фактов, не подтвержденных документа­ми, сведений из следственных материалов и ссылок на показания, данные следственным органам, не перепроверенных ревизующими материалов внутреннего (ведомственного) контроля. В акте ревизии ревизующие не должны давать правовую и морально-этическую оцен­ку действий должностных и материально ответственных лиц ревизуе­мой и других организаций, квалифицировать их поступки, намерения и цели, применять понятия и фразы, имеющие заведомо оценочный или обвинительный смысл.

Акт ревизии состоит*из текста акта и приложений к нему, на кото­рые имеются ссылки в тексте (документы, копии документов, объяс­нения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).

Обязательно в акте ревизии приводятся полное наименование проверяемой организации с указанием ведомственной принадлежнос­ти, ее финансовые и другие реквизиты (коды бюджетной классифика­ции, идентификационный номер налогоплательщика, номера счетов в банках и т.д.), общие данные о ее деятельности. Указывают период и сроки проведения ревизии, кем и на каком основании она проведена. Справочно сообщается, когда и кем проводилась предыдущая реви­зия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных ранее недостатков и нарушений.

Ные примеры и суммы нецелевого использования средств федераль­ного или иного бюджета по статьям бюджетной классификации, хи­щений, недостач, других злоупотреблений должностных, материально ответственных и иных лиц. В акте следует показать общий размер до­кументально подтвержденного ущерба, выявленного ревизией, другие последствия вскрытых нарушений, фамилии, должности лиц, которы­ми они допущены, сведения для начисления штрафных санкций за нецелевое использование бюджетных средств.

Если в ходе ревизии установлены возможности улучшения показа­телей финансово-хозяйственной деятельности организации, более эффективного использования выделяемых ей бюджетных средств, это тоже должно быть отражено.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации акт ревизии (проверки) может быть оспорен руководством ревизуемой организации или отдельным гражданином в суде.

Особенностью документального оформления действий по осу­ществлению налогового контроля и его результатов является составле­ние в одних случаях протоколов, а в других - актов. Протоколом оформляются показания свидетеля, осмотр, выемка документов и предметов, актом - результаты выездной проверки. Акт оформляется не позднее двух месяцев после составления справки, которой завер­шается проведение выездной проверки.

Как правило, раз в месяц выполняется ревизия в магазине розничной торговли. Обычно выбирается определенный день. Например, это может быть последняя пятница. Рассмотрим далее, как проходит ревизия в магазине.

Документация

Перед тем, как будет выполняться проверка, необходимо приготовить ведомость учета. Все листы в ней должны быть пронумерованы. Желательно, чтобы ревизия в магазине проводилась в присутствии независимого лица. Записи по проверке необходимо вести в двух экземплярах. Это могут делать владелец точки и независимый представитель либо последний с продавцом. Для более точного контроля работник может вести записи отдельно, не в ведомость.

Специфика

Чтобы определить, какой результат должна дать ревизия в магазине, необходимо посчитать приход (поступление продукции). К полученному показателю прибавляется остаток с предыдущей проверки. После этого вычитается расход товара за контрольный период. Если ранее ревизия магазина не выполнялась, тогда из прихода просто вычитается количество проданного товара. Проверка в небольшой точке может продолжаться около 5-6 часов. В этой связи целесообразно начинать ее утром. Некоторые владельцы доверяют проведение проверки работникам. Однако в этом случае продавцы могут скрыть какую-либо информацию.

Плановые мероприятия

Ревизия в магазине может проводиться в несколько этапов. Их количество зависит от размеров точки, объема товара, ассортимента. Перед началом проверки составляется план. При этом учитывается возможность вносить в него коррективы и дополнения по мере выявления нарушений. Если не изменять ход проверочных мероприятий, ревизия в магазине может быть неэффективной. В некоторых случаях план, даже хорошо продуманный, приходится корректировать после выявления некоторых фактов. Вместе с этим дополнение и внесение изменений в ход контрольных мероприятий должны быть обоснованными. Корректировки проводятся до того момента, пока не будут собраны все материалы, необходимые для правильного представления о состоянии дел.

Программа проверки

Она предусматривает время, в течение которого будут выполняться контрольные мероприятия, список основных вопросов и объектов, подлежащих ревизии. В программе могут присутствовать следующие разделы:

  1. Цель.
  2. Вопросы для проверки.
  3. Условия и средства, которые необходимы для выполнения мероприятий.
  4. Место и сроки выполнения.
  5. Субъектный состав.
  6. Формы документирования.

Цель

В этом разделе описываются основные задачи, которые будут решены посредством проверки. Они зависят от масштаба предприятия. Так, например, в крупной точке проверяется состояние складов, соблюдение правил хранения продукции, правильность проведения кассовых операций и так далее. Несколько иные цели преследует ревизия в магазине. Недостача, как правило, является основной причиной начала проверки. Поэтому в небольшой точке внимание акцентируется на соответствие количества проданной продукции объему выручки за нее.

Участники проверки

В зависимости от масштабов магазина к ревизии могут привлекаться различные специалисты. Например, это могут быть технологи, снабженцы, финансисты, бухгалтера. Руководителю проверки необходимо правильно распределить задачи между привлеченными лицами, проследить за полнотой контроля отдельных участков в магазине. Он также организует надлежащее оформление результатов, оказывает практическое содействие участникам. В соответствии с составленной программой определяются возможность и необходимость использовать те или иные ревизионные средства, способы и приемы получения и обработки сведений. Перед началом проверки проводится совещание с лицами, привлеченными к ней.

Ход проверки

В магазине, осуществляющем продажу широкого ассортимента продукции, участники проверки распределяются по отделам. Каждый из них ведет учет и вносит записи в свою ведомость. Обязательно проверяется и состояние склада. Финансисты проводят ревизию по кассам. Они устанавливают отклонения, выявляют несоответствия остатка денежных средств сумме поступлений. Бухгалтеры осуществляют проверку документации предприятия. Они смотрят правильность заполнения, полноту отражения операций, достоверность сведений в журналах.

Все привлеченные лица следуют разработанной программе проверки. Выявленные нарушения документируются в соответствующем акте. После проверки всех отделов составляется ревизионная ведомость. В ней указываются мероприятия, которые были проведены, результаты контроля. Если были выявлены нарушения, руководитель ревизионной комиссии и директор предприятия выявляют виновных лиц. Они могут быть привлечены к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности. Зачастую ревизии проводятся надзорными органами без предупреждения (внепланово). Чтобы у предприятия не возникло никаких проблем с контрольными структурами, целесообразно проводить регулярные внутренние проверки.

Работа государственных контролирующих органов, аудиторов или подобных им структур, создаваемых внутри компаний, может выражаться в проведении проверок и ревизий. Что они собой представляют?

Факты о проверках

Проверка - это метод контроля деятельности организации, который заключается в изучении ее документов и оценке качества отчетности за конкретный период. Главная цель контролирующих органов в данном случае - выявить формальные несоответствия источников, отражающих финансовые и хозяйственные операции фирмы, требованиям законодательства и локальных нормативных актов.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, выездными и камеральными. В чем особенности каждого их типа?

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, который заранее известен проверяемой фирме. Если данные мероприятия выполняются государственными органами, то их расписание обычно заблаговременно опубликовывается - например, на сайте ведомства.

Внеплановые проверки, в свою очередь, проводятся не по графику, а по причине объективной необходимости. К примеру, если в контролирующее ведомство поступила информация о том, что предприятие что-то нарушает.

Выездные проверки предполагают визит контролирующих лиц на территорию проверяемого объекта, требуют обеспечения доступа инспекторов к документам, которые находятся в архиве организации и в общем случае не передаются за пределы фирмы.

Камеральные проверки - те, которые проводятся без выезда контролирующих лиц на территорию проверяемой организации. В этом случае изучаются документы, находящиеся в распоряжении ведомства, осуществляющего контроль.

Факты о ревизиях

Ревизия , как и проверка, также является методом контроля деятельности организации. Но ее особенность в том, что контролирующие органы могут не только смотреть документы и отчетность фирмы, но и изучать фактическое содержание ее хозяйственных операций. При ревизии нередко используется большое количество инструментов - начиная от формальной сверки документов и заканчивая контрольной закупкой товаров.

Главные цели ревизии - выявление ошибок в системе финансового и хозяйственного управления организацией, а также допущенных нарушений норм законов, под юрисдикцию которых попадает коммерческая деятельность фирмы. При этом для их достижения в числе прочих мер, как правило, применяется анализ документов - то есть производится проверка, которая становится частью ревизии.

Как и проверки, ревизии также могут быть плановыми и внеплановыми. Но практически всегда они выездные, поскольку контролирующим органам, как правило, требуется доступ в производственные помещения проверяемых организаций.

Сравнение

Основное отличие проверки от ревизии в том, что первый метод контроля - в достаточной мере узкий по содержанию, а второй - широкий. При проверках исследуются главным образом документы. При ревизии - могут изучаться также и хозяйственные процессы, фактическое содержание хозяйственной деятельности фирмы.

Но стоит отметить, что на практике содержание проверок (особенно если речь идет о работе государственных контролирующих органов) может быть очень емким. Например, визит инспекторов Роспотребнадзора нередко бывает весьма обстоятельным. Ведомство способно проверить не только документы, но также, как вариант, и качество товаров или оказываемых компанией услуг. Проверка Роспотребнадзора будет, таким образом, фактически ревизией.

Еще один важный нюанс, на который полезно обратить внимание, - разграничение контрольных мероприятий на проверки и ревизии свойственно главным образом бюджетной сфере. То есть если речь идет о контроле над деятельностью частных предприятий (со стороны государственных, аудиторских или внутрикорпоративных структур), для обозначения соответствующих ему мероприятий почти всегда используется термин «проверка».

Изучив то, в чем разница между проверкой и ревизией, отразим выявленные нами критерии в небольшой таблице.