Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Самые высокие зарплаты госслужащих. Сколько зарабатывают госслужащие сейчас и раньше

Согласно статистическим данным на 2017 год, примерно 5,5 миллиона граждан Российской Федерации занимают должности госслужащих и трудятся на госучреждениях. Все эти люди получают заработную плату непосредственно из государственного бюджета.

С 2014 года оклады государственных служащих подверглись мораторию на возрастание, следовательно, представителям государственных служб временно пришлось забыть о повышении зарплаты. Однако, исходя из указов президента РФ, изданных в мае, уже в следующем году служащих госсектора ждет «компенсация», а именно – солидная индексация заработной платы. Итак, попробуем разобраться, какой будет зарплата госслужащих в 2018 году, опираясь на последние новости.

Оклады чиновников сегодня

Как было упомянуто ранее, на просторах РФ уже несколько лет активен мораторий на приумножение зарплаты госслужащим. Основными причинами, побудившими президента на такие радикальные меры, стали возрастание безработицы, рост инфляции, а также негативная экономическая ситуация на мировом и внутреннем рынках.

На текущий год средний размер зарплаты госслужащих равен 99 тыс. рублей. Исходя из сведений Росстата сегодняшние ежемесячные оклады тех, кто служит в госсекторе, следующие:

  • 216 тыс. рублей – самая высокая заработная плата среди зарплат госслужащих, которую получают чиновники, задействованные в администрации президента. Эта категория госслужащих включает около 1 тыс. 700 человек;
  • 121 тыс. р. – оклад работников Спецстроя, которые являются представителями исполнительной власти. В штате этого ведомства насчитывается более 150 человек;
  • 114 тыс. р. – зарплата высших чинов Министерства по Чрезвычайным Ситуациям (МЧС). В данной сфере задействовано более 428 человек;
  • 112 тыс. р. – оклад 410 граждан, которые работают в Федеральной службе атомного, технического и экологического надзора;
  • 135 тыс. р. – заработная плата госслужащих (251 человек), работающих в Конституционном суде;
  • 119 тыс. р. – зарплата 862 специалистов, занимающих посты в Верховном суде;
  • 75 тыс. р. – ежемесячный доход государственных служащих, работающих в Судебном департаменте при Федеральном Верховном суде. Под данную категорию попадают 435 граждан;
  • 84 тыс. р. – оклад работников Генеральной прокуратуры. В этой сфере трудится 451 человек;
  • 66 тыс. р. – такую зарплату получают 16 тыс. госслужащих, работающих в Следственном комитете;
  • 89 тыс. р. – зарплата 275 людей, чья трудовая деятельность сосредоточена в Центризбиркоме;
  • 122 тыс. р. – ежемесячный оклад чиновников, входящих в состав Счетной палаты. Эта категория насчитывает более тысячи человек;
  • 64 тыс. р. – заработная плата 180 госслужащих, занятых в Аппарате уполномоченного по правам человека;
  • 53 тыс. р. – оклад представителей Федерального архива;
  • 38 тыс. р. – зарплата чиновников, задействованных в Министерстве по вопросам Северокавказского региона.

Дальнейшее развитие событий

Многих россиян интересует, будет ли повышение зарплаты госслужащим в 2018 году, или указ президента так и останется на бумаге.

Итак, уже в следующем году заработные платы государственных служащих могут значительно измениться. Чтобы умолить ущерб за время моратория, было внесено предложение увеличить размер окладов чиновников на 38%.

Если использовать для расчета текущую среднюю сумму оклада государственных служащих (99 тысяч рублей), можно выяснить, что в 2018 году зарплата чиновников будет составлять около 140 тысяч рублей. Более точные цифры зависят от суммы зарплаты, которую получает конкретный служащий на данный момент.

На осуществление запланированного правительство выделяет 450 миллиардов рублей, из которых 375-380 миллиардов будут использованы в качестве дополнительного стимула для чиновников (например, премий). 193 миллиарда рублей из общей суммы будут освоены уже в текущем году.

Оценка экспертов

Многие аналитики уверенны в необходимости повышения зарплат госслужащим в разных пропорциях. Все дело в том, что в окладах представителей государственных служб прослеживается слишком заметная дифференциация.

К примеру, заработная плата служащих, работающих в администрации президента, составляет 216 тысяч, оклад представителей Генпрокуратуры равен 84 тысячам рублей, а представители Министерства по вопросам Северокавказского региона получают всего 38 тысяч в месяц. Такое положение дел может побудить менее «обеспеченных» специалистов увеличить свой доход за счет неправомерных действий.

Эксперты уверенны: чтобы избежать подобного развития событий, зарплату следует повысить более «нуждающейся» категории госслужащих. Это не только предотвратит возможные нарушения закона, но и станет стимулом для молодых россиян вступать в ряды представителей государственных учреждений.

Подводные камни

Помимо обещанного приумножения заработной платы госслужащим следует подготовиться и к другим переменам.

По заявлениям правительства государственный сектор ожидают некоторые инновации, направленные на усовершенствование работы чиновников. Правительство займется выявлением зависимости оклада от того, насколько качественно выполняет свои обязанности каждый госслужащий.

Стоит сказать, что вопрос оценивания эффективности работы государственных служащих остается открытым. Правительство с энтузиазмом обсуждает идею разработки списка показателей, которые будут определять качество выполнения чиновниками своих трудовых обязанностей. Если же говорить о настоящем времени, то ни одно министерство не может дать уверенный ответ по поводу того, как на данный момент определяется результативность и полезность работы госслужащих.

Однако когда список критериев оценки будет готов, для получения максимальной заработной платы и поощрительных выплат чиновникам придется выполнить несколько обязательных требований. Представители государственного сектора, которые не смогут показать достойный уровень продуктивности, а также не сумеют справиться с указанными в трудовом договоре задачами, получат пониженный оклад и потеряют дополнительные надбавки.

Она составила 115,7 тысяч рублей в месяц

Росстат опубликовал официальные данные о численности и средней зарплате 38 тысяч федеральных чиновников в России. У них все очень неплохо: средняя начисленная зарплата в 2016 году выросла на 4% и составила 115,7 тысяч рублей в месяц. При этом средняя зарплата по России к концу 2016 году была на уровне 36,2 тысяч рублей в месяц.

В справке, опубликованной на сайте главного статистического ведомства страны, приведены средние начисленные (то есть «грязные») зарплаты тех гражданских служащих, что трудятся в центральных аппаратах федеральных министерств, служб, агентств, Конституционного и Верховного судов, Следственного Комитета, Генпрокуратуры, Счетной палаты, Центризбиркома, Администрации президента, Управлении делами президента, Госдуме и Совете Федерации. В примечании к справке особо оговорено: эти данные не учитывают зарплаты лиц, «замещающих государственные должности», а также зарплаты охраны и обслуживающего персонала вроде уборщиц, буфетчиц или медсестер.

Оговорка важная, потому что к «лицам, замещающим государственные должности», указом президента отнесены все руководители федеральных органов власти и лица с особым статусом вроде главы правительства и его заместителей, министров, послов, судей Конституционного и Верховного судов, главы Следственного Комитета, Генерального прокурора, Секретаря Совета Безопасности, Уполномоченного по правам человека, аудиторов Счетной палаты, членов Центризбиркома, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Это - самые высокооплачиваемые категории должностных лиц в России, и те самые 115,7 тысяч рублей в месяц получились без учета их зарплат.

В трех самых бедных федеральных органах власти госслужащие получают в среднем меньше 60 тысяч рублей в месяц, в 21 ведомстве - от 80 до 90 тысяч рублей, в 19 ведомствах - от 60 до 70 тысяч рублей. А в 12 самых богатых ведомствах средняя зарплата составляет больше 100 тысяч рублей, и самая многочисленная категория попавших в поле зрения Росстата чиновников (9947 человек) трудится именно здесь!

Рекордсменами по зарплатам являются сотрудники Аппарата правительства: 228,5 тысячи в месяц. Следом идут чиновники из Администрации президента: 218,6 тысяч рублей в месяц. Убедительно выглядит и аппарат Счетной палаты: 180,7 тысяч рублей в месяц.

Удивительное дело: почему-то средняя зарплата у сотрудников аппаратов двух палат парламента - разная, хотя зарплаты депутатов и сенаторов - одинаковые: в Совете Федерации чиновники получали больше, чем чиновники в Госдуме (176,1 тысяч рублей против 154,8 тысяч рублей).

Средняя зарплата в аппарате Конституционного суда - 136,2 тысячи в месяц. В аппарате Верховного суда чуть меньше: 130,4 тысячи.

Среди министерств и ведомств есть явные фавориты вроде МИДа (147,2 тысячи), Минфина (140,1 тысяча) и МЧС (137,9 тысяч). А есть и откровенные «аутсайдеры»: например, Федеральное агентство по делам национальностей (53,9 тысяч рублей), Следственный Комитет (57,6 тысяч рублей) или Федеральное архивное агентство (61,1 тысяча рублей).

Росстат, который все это считал, среди «середнячков» со средней зарплатой сотрудников в 80 с небольшим тысяч рублей в месяц. Министерства социального блока - тоже в этом ряду: в Минздраве чиновники в среднем получают 97,7 тысяч в месяц, в Минобразования - 90,5 тысяч, в Минтруда - 89,9 тысяч, а в Минкульте - 80,4 тысячи.

Но самое любопытное даже не размер зарплат. А то, что, не взирая на кризис и бюджетные проблемы, зарплаты у чиновников в 54 из 67 ведомствах продолжили расти! Где-то чуть-чуть, на доли процента, а где-то на процентов 20-30. Росстат не дает ответа, чем это вызвано - может, сократили численность сотрудников при сохранении прежнего фонда оплаты труда, или по каким другим причинам.

А теперь сравним...

Средняя начисленная зарплата по России в 2016 году составляла около 36,2 тысяч рублей. В Москве, где проживает подавляющее большинство чиновников центральных аппаратов федеральных ведомств (кроме тех, кто живет в Петербурге) она была примерно в 2 раза больше.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленный законом, с 1 января 2017 года остался неизменным: 7500 рублей в месяц. Меньше этой суммы нельзя платить работнику, отработавшему полный месяц на ставку. С 1 июля 2017 года МРОТ вырастет на 4% - до 7800 рублей в месяц. Недавно вице-премьер Ольга Голодец сказала, что зарплату на уровне МРОТ в России получает около 5 млн. человек.

1. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

2. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

3. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

4. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

6. Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

7. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

8. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

10. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

11. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

12. Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

14. По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

15. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 настоящей статьи, утверждаются соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

16. Оплата труда, предусмотренная частью 14 настоящей статьи, производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

17. Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.

Сколько же денег платят чиновникам? Росстат дал ответ на этот вопрос: за первое полугодие 2015 года средняя зарплата госслужащих составила 96.5 тыс. рублей, увеличившись на 4.9% по сравнению с 2014 годом. Для сравнения: недавно Центр изучения общественного мнения выяснил, какая зарплата в месяц может считаться минимальной по представлениям жителей Российской Федерации. Оказалось — 22 755 рублей. В настоящий момент величина реально установленного прожиточного минимума составляет 7 161 рубль.

Сюда входят такие организации, как налоговая служба, служба судебных приставов, служба внешней разведки, служба по надзору в сфере здравоохранения, образования и науки и прочие, осуществляющие регулирование и предоставляющие услуги. Платят им меньше всего – средняя зарплата в этих ведомствах насчитывает 76.1 тыс. рублей , что ниже чем среднемосковская зарплата. Сотрудники некоторых федеральных агентств, например, Агентства по техническому регулированию и Следственного комитета РФ получают еще меньше – 47 тыс. рублей . А самую маленькую зарплату в 38 тыс. рублей получают служащие агентства по делам СНГ.

9. Чиновники исполнительной власти

Они получают уже больше – 84.1 тыс. рублей в месяц , при этом их зарплаты увеличились на 1.8% по сравнению с прошлым годом.

8. Органы судебной власти

Сотрудники судебной системы, генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ и территориальных прокуратур получают по 106.2 тыс. руб . ежемесячно, что больше на 3.3% чем в 2014 году.

7. Государственная дума

450 депутатов нижней палаты Федерального собрания получают в среднем 113 тыс. рублей в месяц. Доходы их увеличились на 26.5%.

В 2015 году 170 чиновников верхней палаты получают в среднем 139 тыс. рублей , что на 19.9% больше, чем в прошлом году.

5. Министерство иностранных дел

Сотрудники МИДа пережили беспрецедентный рост зарплат – по сравнению с 2014 годом они увеличились на 84.5%! В среднем их доходы составляют теперь 139.8 тыс. рублей в месяц.

4. Конституционный суд

Сотрудники его проверяют на соответствие Конституции РФ, законы, договора между органами государственной власти, нормативные акты и прочее и получают за это в среднем 153 тыс. рублей ежемесячно.

3. Счетная палата

Работники этого учреждения входят в топ-3 чиновников с наибольшими зарплатами. Они контролируют расходы и доходы федерального бюджета и внебюджетных фондов, надзирают за банковской системой, следят за состоянием государственного долга, использованием кредитных ресурсов государством и прочее – и получают за это 180 тыс. рублей , что на 69.3% больше, чем в 2014 году.

2. Аппарат правительства

И тут неожиданно наблюдается спад вместо уже привычного роста. Сотрудники аппарата правительства, который осуществляет контроль над выполнением органами власти принятых в правительстве решений, получают 194.8 тыс. рублей в месяц, что на 7.8% меньше, чем в прошлом году.

1. Администрация президента

Возглавили список чиновников с самыми большими зарплатами 2015 года сотрудники администрации российского президента. Зарплата их пережила небольшое снижение – на 2.1% — но по-прежнему осталась самой высокой среди чиновников: 226.2 тыс. рублей в месяц .

Чиновники и прочий государственный люд с надеждой и тревогой ожидают 2018 года, ведь именно в этом году планируется изменение их заработной платы. А это касается почти третьей части трудоспособного населения нашей страны, более 30 миллионов человек.Правительство РФ планирует проведение реформ, касающихся оплаты труда госслужащих. Но система увеличения зарплаты не так проста, как хотелось бы гражданам, находящимся на службе у государства. Рассмотрим, каким именно способом будет проводиться реформирование.

Официальные источники о предстоящем повышении

Последние новости относительно повышения зарплаты госслужащим в 2018 году в России зачастую противоречат друг другу. Средства массовой информации не дают единого толкования Указа Президента от 11.08.2016г. № 403 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 – 2018 годы». Попробуем проследить красную нить данного документа и спрогнозировать, будет ли увеличен размер заработной платы российских госслужащих.

В Указе буквально прописано: «…завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных служащих, а также структуры их денежного содержания». Указ однозначно информирует о том, что прямого подъема зарплаты в определенном процентном соотношении не предвидится. Планируется увеличить роль фактора материальной мотивации работников. Разработать систему стимулирующих мер поручено Министерству труда РФ.

После издания Указа, в СМИ развернулись дискуссии о том, «кому на Руси станет жить хорошо» и даже назывались точные цифры увеличения заработка – 38 %. Ажиотаж по поводу повышения зарплат не оставил равнодушным правительство РФ: 8 ноября 2016 года кабинетом министров было сделано заявление о некорректности трактовки СМИ Указа Президента № 403. В данном заявлении правительство недвусмысленно дало понять, что 38 % — это общее суммарное увеличение оклада госслужащих за несколько лет, начиная с 2012 года.

До 2015 года оклады в среднем увеличились на 10 %. В 2015 данный показатель был заморожен. И, по мнению правительства, вряд ли даже в суммарном исчислении достигнет планки 38 % на начало 2019 года.

Средства массовой информации предполагают, что повышение денежного содержания российских госслужащих будет ничем иным, как индексацией заработка на величину инфляционного коэффициента. Официально же данная информация не подтверждается, напротив, Министерство финансов в октябре 2016 года внесло предложение об отмене регулярного пересчета заработка бюджетников, а Госдума приняла это предложение и продлила мораторий на индексацию до начала следующего года.

Таким образом, зарплата госслужащих в России в 2018 году будет зависеть от наполнения государственного бюджета и решения о прекращении моратория.

Методика дифференцированного подхода

В процессе выполнения положений, прописанных в 403 Указе Президента, чиновники планируют усовершенствовать систему материального стимулирования федеральных служащих путем внедрения во взаимоотношения государства и сотрудника «эффективного контракта». В чем же суть данного новшества?

Рассмотрим нововведения, планируемые Министерством труда:

  • разделение заработной платы работника на 2 условные части: оклад (должностной и за классность) и премиальную составляющую. Повысят, при наличии возможности, лишь оклад, прочие выплаты будут оставаться на прежнем уровне;
  • внесение в трудовой договор ряда обязанностей, которые должен выполнять служащий за определенное время, для получения оклада в полном размере и дополнительных выплат;
  • определение критериев, которым должны соответствовать результаты работы госслужащего.

Стоит обратить внимание, что при введении перечисленных новшеств работник будет получать зарплату либо в полном объеме, либо в урезанном. Размер выплат будет находиться в прямой зависимости от выполнения прописанных в контракте показателей. Для каждого вида деятельности разработают свой перечень оценки эффективности труда.

Откуда дровишки?

Финансирование увеличения окладов, даже самое незначительное, должно иметь свои источники. Их изысканием занимается Минфин РФ. Одним из источников финансирования стимулирования материальной заинтересованности служащих являются кадровые сокращения. Так, например, уменьшение количества госслужащих в 2012 — 2013 годах на 20 % позволило бюджету сэкономить около 18 млрд. рублей. Причем сокращения в этот раз коснулись в основном служащих высшего звена.

Половина сбереженных финансов была направлена на улучшение материальной мотивации государственных служащих. Планируется, что подобная практика будет осуществляться и дальше путем перераспределения функций и аннулирования их дублирования.

За прошедшие годы на повышение зарплат было потрачено 200 млрд. рублей из казны государства и 900 млрд. поступило из субъектов РФ.

Кроме сокращения численности, существует и другой источник финансирования – это налоги. Повышение налогов, в частности – налога на добавленную стоимость с 18 до 22 %, и уменьшение страховых выплат с 32 до 22 %, позволит федеральным бюджетным организациям сэкономить средства и направить их на увеличение зарплат. Если говорить о денежном эквиваленте – это около 230 млрд. рублей в год.