Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что включает в себя совокупный внешний долг. Что такое внешний долг государства — причины возникновения и способы погашения госдолга

    Государственный долг - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Виды :

Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

Внутренний долг - обязательства перед резидентами в рублях. Внешний государственный долг отражает долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-либо ценные товары, оказывать определенные услуги. Внутренний государственный долг характеризует долг своему населению и приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет). Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, то есть задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального и пенсионного обеспечений. Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте. Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Экономические последствия государственного долга:

Обслуживание значительного внешнего долга приводит к существенному сокращению уровня потребления населением данной страны;

Долг может привести к вытеснению частного капитала, следовательно, и ограничению дальнейшего роста экономики;

Увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга снижает экономическую активность в стране;

Происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

Неэффективность финансовой системы государства.

Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

Коррупция в государственном секторе.

Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Взаимосвязь :

Государственный долг возникает, прежде всего, вследствие систематического выпуска государственных займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг также необходим для содержания государства, как и налоги. Государственный долг является непосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

    Государственный долг Российской Федерации - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами.

Причины появления:

· государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

· кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

· предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

· факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

· соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

Внешний долг Российской Федерации - обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) складывается из:

1. задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба;

2. задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба;

3. задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ;

4. коммерческая задолженность бывшего СССР;

5. задолженность перед международными финансовыми организациями;

6. задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте.

В структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

Размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики РФ с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г.

    Фискальная (налогово-бюджетная) политика - правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе.

Бюджетная система России состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень:

федеральный бюджет и бюджеты государственных

Внебюджетных фондов

второй уровень:

– бюджеты субъектов Российской Федерации

-(республиканские бюджеты, бюджеты краев и областей, бюджеты Москвы и

Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных

третий уровень – местные бюджеты.

Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

    Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Инструменты :

Денежная база . Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма денежной базы. Центральные банки используют операции на открытом рынке, чтобы изменить объём денежной базы. Центральный банк покупает или продаёт резервные активы (обычно финансовые инструменты, такие как облигации) в обмен на депозитные деньги в центральном банке. Эти депозиты могут быть конвертированы в наличные деньги. Вместе эти наличные деньги и депозиты составляют денежную базу, которая является обязательствами центрального банка, номинированными в его собственной денежной единице. Обычно другие банки могут использовать денежную базу в качестве частичного резерва и расширять общую денежную массу в обращении.

Норма обязательного резервирования . Монетарные власти осуществляют регулирующий контроль над коммерческими банками. Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма активов, которые банки должны хранить в резервах центрального банка. Лишь небольшую часть своих активов банки держат в наличных средствах, доступных для мгновенного снятия. Остаток инвертируется в неликвидные активы, такие как ипотеки и кредиты. Изменяя норму ликвидности, центральный банк изменяет объём доступных кредитных фондов. Центральный банк, как правило, часто не изменяет резервные требования, так как это создаёт волатильные изменения в предложении денег вследствие действия кредитного мультипликатора.

Учётная ставка Кредитование . по учётной ставке заключается в том, что коммерческие банки и другие депозитарные учреждения имеют право занимать резервы у Центрального банка по учетной ставке. Эта ставка обычно устанавливается ниже ставок рынка краткосрочного капитала (Казначейские векселя). Это позволяет институтам изменять условия кредитования (то есть, сумму денег, которую они могут выдать в виде кредитов), таким образом влияя на денежную массу.

Процентная ставка Сокращение денежного предложения может быть достигнуто косвенно, посредством увеличения номинальных процентных ставок. Монетарные власти в различных странах имеют различные уровни контроля процентных ставок во всей экономике. В США Федеральная Резервная система может установить учетную ставку, а также достигнуть требуемой Ставки федеральных фондов операциями на открытом рынке. Эта ставка оказывает существенный эффект на другие рыночные процентные ставки, но совершенной связи не существует. В США операции на открытом рынке занимают относительно небольшую часть суммарного объема на рынке ценных бумаг. Нельзя поставить независимые ориентиры и для денежной базы и для процентной ставки, потому что они обе изменяются единственным инструментом - операциями на открытом рынке.

Государственный долг представляет собой сложившуюся на определенную дату сумму за вычетом На практике государственным считается задолженность страны перед физическими и юрлицами, международными организациями, другими субъектами международного права, иностранными государствами, а также обязательства по госгарантиям, предоставленным РФ.

Законодательно бюджетный кодекс РФ устанавливает, что внешний государственный долг - это обязательства, которые возникли в иностранной валюте, в то время как внутренний государственный долг - это обязательства, появляющиеся в национальной валюте.

Для большего соответствия существующим реалиям данные понятия можно сформулировать так: внешний государственный долг Российской Федерации -все привлекаемые кредиты из иностранных источников, по которым появляются определенные финансовые обязательства государства как заемщика средств или гаранта погашения займов, выданных другим заемщикам. Такие внешние заимствования формируют займы России.

Для определения внутреннего госдолга используют такие формулировки и терминологию. Капитальный - равняется сумме непогашенных государством обязательств, включая проценты по ним. Основной - подразумевает обязательств страны и заимствований, которые она гарантировала.

По Бюджетному Кодексу РФ объем внутреннего долга включает основной долг (по ценным бумагам, выпущенным государством, госгарантиям, предоставленным страной). Во внешний - включают обязательства по госгарантиям, которые предоставляет страна, и сумму основного по всем кредитам, предоставленным правительствами иностранных государств, фирм, международных организаций, кредитных компаний.

Государственный долг будет расти, если возникнут задержки по выплате процентов по основному займу.

Как и государственный долг стран мира, госдолг России может иметь несколько форм. Он может быть в форме кредитных соглашений, заключенных от имени РФ с другими государствами, финансовыми международными компаниями, кредитными организациями; госзаймов путем выпуска ценных бумаг государственного характера; договоров о получении бюджетных ссуд и кредитов от бюджетов низшего уровня системы РФ; договоров о пролонгации обязательств и их реструктуризации; соглашений о получении ссуд и кредитов от низших уровней бюджетной системы.

Обслуживание долга государства требует перераспределения доходов страны. Для того чтобы погасить займы, можно использовать имеющиеся у государства активы, а также отдать часть госсобственности в приватизацию. Существует и другой подход, который предусматривает увеличение доходов бюджета через расширение налоговой базы. В этом случае бремя перекладывается на население (налогоплательщиков). Еще одним источником выступают кредиты Центробанка.

По сути, обслуживание внешнего долга приводит к перераспределению определенной части национального дохода в пользу нерезидентов.

В стране действует система учета госзаимствований, которая контролируется Министерством финансов.

За счет средств бюджета финансируется деятельность президента РФ, деятельность исполнительной, судебной и национальной обороны и госбезопасности; осуществляется поддержка отдельных субъектов хозяйствования, действующих в приоритетных для страны отраслях экономики; финансирование деятельности госучреждений; финансирование международных проектов, проводимых в общенациональных интересах; для ликвидации последствий природных бедствий и возникающих чрезвычайных ситуаций; финансирования выборов и других расходов органов госвласти РФ.

Здравствуйте дорогие друзья и гости моего блога.

Меня зовут Руслан Мифтахов. И сегодняшняя тема будет посвящена тому, что представляет собой задолженность государства перед партнерами извне, каковы причины ее возникновения и какие страны мира лидируют по объему таких обязательств на сегодняшний день.

Предполагаю, что обозначенный предмет нашей беседы будет интересен не только для тех, чья профессиональная деятельность имеет отношение к миру экономики и финансов, но и для простых обывателей.

Реалии настоящего времени таковы, что в кредит привыкли жить не только граждане страны и корпорации, но и целая держава. И у такого положения дел есть, как свои положительные, так и отрицательные последствия.

Но давайте не будем забегать наперед.

Сущность и понятие внешней задолженности государства

Если руководствоваться определением Международного валютного фонда (МВФ), то внешний долг это объем непогашенных текущих обязательств в виде суммы основного долга и процентов, которые приняты резидентами государства по отношению к нерезидентам, а также обязательства, которые необходимо погасить в определенный момент времени в будущем.

Таким образом, госдолг речь о котором идет сегодня, представляет собой часть задолженности по внешним займам и прочим обязательствам перед кредиторами – нерезидентами.

Этот указанный объем непогашенных текущих и будущих обязательств включает в себя, как государственный, так и частный или выражаясь иными словами, корпоративный долг и обязательства банков.

На сегодняшний день существует не одна классификация государственной задолженности. В данном случае все зависит от признака, который будет положен в основу такой классификации.

Например, согласно Бюджетному кодексу РФ предусматривается разделение долга государства на внутренний и госдолг по привлекаемым извне ресурсам. Первый является частью госдолга по внутренним займам и остальным долговым обязательствам перед резидентами, которые стали для своего государства кредиторами.

Ярким примером внутреннего госдолга является ситуация, когда министерство финансов выпускает и предлагает их купить своим гражданам, а также компаниям. В данном случае покупатели, приобретая эти ценные бумаги, становятся его кредиторами.


В соответствии с данными, приводимыми на сайте Министерства финансов России, по состоянию на 01 июня текущего года общий объем государственного российского внутреннего долга составил 8 480 425,9 млн. рублей.

И структура госдолга такова, что в государственных ценных бумагах выражена часть внутренней задолженности на сумму 6 645 169,263 млн. рублей. Кстати, управление госдолгом, а также его обслуживание, предусматривающее погашение, как правило осуществляется министерством финансов.

Причины возникновения госдолга

В большинстве случаев львиная доля рынка заимствований стран извне представлена долгосрочными обязательствами, за счет которых правительство финансирует стратегически важные инвестиционные проекты, включая реализацию инфраструктурных программ и развитие частного сектора.

По этой причине разумный объем задолженности помогает правительству ускорить экономический рост, к чему собственно говоря стремятся, как развитые, так и развивающиеся республики. Это конечно же, положительный пример того, как эффективно использовались внешние заимствования и своевременно погашались.


Вместе с тем, объем задолженности государства перед кредиторами извне оказывает влияние на репутацию и рейтинг страны на международном рынке кредитных ресурсов. Чем ниже рейтинг государства, тем более жесткими будут условия предоставления новых займов и кредитов.

Для тех, кому доступа на международные рынки кредитных ресурсов нет, единственным выходом из сложившейся ситуации становятся кредиты МВФ (Международный Валютный Фонд) и международных финансовых институтов, которые являются частью Всемирного банка.

Если образуется объем просроченных обязательств, то это вынуждает власти вести переговоры с международными кредиторами по вопросу урегулирования внешнего госдолга. Подобную ситуацию можно на сегодняшний день наблюдать на примере Украины.

А если задуматься о причинах возникновения внешнего долга в принципе, то как Вы считаете, что могло бы привести к необходимости брать в долг у кредиторов извне?

Возникновению внешнего долга может способствовать такая причина, как прямое заимствование ресурсов у зарубежных стран, частных фирм, а также продажа государственных ценных бумаг иностранным партнерам в лице предприятий и населения, а также государства.

Последствия, возникающие при таких заимствованиях, гораздо более тяжелые, нежели в случае внутреннего госдолга.

Чтобы погасить внешние обязательство правительство вынуждено отдавать кредиторам ценные товары и услуги, что приводит к снижению уровня жизни населения.

Иногда размер обязательств перед кредиторами извне достигает катастрофических величин по следующим причинам:

  • высокий дефицит государственного бюджета;
  • высокая ставка процента по выданному внешнему займу;
  • увеличение курса иностранной валюты;
  • существующие сложности на внутреннем рынке заимствований.

Чтобы суметь дать оценку объему внешних обязательств какого-либо государства необходимо рассматривать отношение суммы его внешней задолженности к ВВП страны – заемщика.

В данном случае является макроэкономическим показателем, отражающим общую сумму всего того, что государству удалось заработать в течение года на произведенных ею товарах и услугах.

Если же рассматривать вопрос о том, какой стране следует отдать пальму первенства по объему задолженности перед иностранными партнерами, то лидером в данной ситуации является США. Серебро в этом «соревновании» принадлежит Великобритании, а бронза Германии.


Очень надеюсь, что сегодняшняя тема была интересной и актуальной для каждого из вас дорогие читатели.

А на этом я заканчиваю тему. С вами был Руслан Мифтахов, до новых встреч и подписывайтесь на мои обновления.

Внешний долг страны по определению, данному МВФ, — это объем непогашенных текущих, не связанных никакими условиями обязательств в виде основной суммы и процентов, принятых резидентами одной страны по отношению к нерезидентам, а также обязательства резидентов страны к нерезидентам, подлежащие погашению в определенное время в будущем.

Внешний долг страны включает в себя государственный и частный долг (долг государственного и частного сектора). Внешний долг, с одной стороны, способствует увеличению финансовых ресурсов стран, с другой — увеличивает финансовые риски экономического кризиса. Величина суммарного внешнего долга и просроченной задолженности существенно влияет на рейтинг страны на международном кредитном рынке. Чем ниже кредитный рейтинг страны или ее резидентов, тем жестче условия предоставления новых кредитов. Странам, имеющим высокий уровень просроченной задолженности, фактически закрыт доступ на мировые кредитные рынки. Для них единственным источником внешних заимствований становятся ресурсы МВФ и группа Всемирного банка.

Возникновение просроченной задолженности вынуждает государство вести переговоры с иностранными кредиторами по урегулированию внешнего долга. Урегулирование внешнего долга — это принятие заемщиком мер по ликвидации просроченной внешней задолженности со снижением выплат процентов и основного долга. Наибольшая часть официального внешнего долга находится в руках стран — членов Парижского клуба, а частного долга — в ведение банков, входящих в Лондонский клуб.

Парижский клуб - неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризации задолженности развивающихся стран.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

  • начичие непосредственной угрозы прекращения платежей;
  • обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику;
  • равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

Реструктуризация долга - это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей. В рамках Парижского клуба реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран. В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы.

Проект под названием «Инициатива HI PC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению бремени долга самых бедных развиваются стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.

Внешний долг Российской Федерации

Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживание своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 г. составил около 70 млрд долл. (внешний долг СССР в 1987 г. составил 40 млрд долл.). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки было крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в сшс большей степени сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия могла ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 млрд долл., что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 г. Парижский клуб отсрочил на несколько лет выплату основой части российского долга.

Внешний долг России условно можно разделить на семь составляющих:

  • займы международных организаций (64%, или 128,3 млрд долл.);
  • реструктурированный долг СССР;
  • кредиты и займы российских банков (9%);
  • кредиты и займы российских компаний (12,5%, или 25 млрд долл.);
  • валютные облигации внутреннего займа (6%, или 11,4 млрд долл.);
  • еврооблигации (8%, или 16,2 млрд долл.);
  • субфедеральные внешние займы и кредиты (1 %, или 2,8 млрд долл.).

17 сентября 1997 г. в Париже Правительством РФ был подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему.

1999-2001 гг. — пик расчетов страны по внешнему долгу. Ежегодно Россия на выплату процентов и погашение собственно кредитов и займов должна была тратить 18-20 млрд долл. (сумма, сопоставимая с доходной частью бюджета). Надвигающийся пик был обусловлен тем, что обязательства по старым, еще советским долгам наложились на обязательства по кредитам и займам, полученным после 1 января 1992 г. В принципе размер суверенного российского долга сравнительно невелик. На начало 1998 г. общая задолженность перед внешними кредиторами составила примерно 130 млрд долл., из них 100 млрд долл. остались от СССР.

Россия полностью погасила долг бывшего СССР перед Парижским клубом кредиторов в июне 2006 г. Общая сумма выплат составила 23,7 млрд долл.

В 2006 г. были осуществлены плановые платежи в 1,3 млрд долл. В то же время Внешэкономбанк заплатил сшс 22,5 млрд долл. в счет досрочного погашения долга. К. обшей сумме долга Россия дополнительно должна была выплатить 1 млрд долл. премии крупнейшим кредиторам. Из этих средств 700 млн долл. получила Германия. Экономия от досрочного погашения составила 7,7 млрд долл. в течение ближайших 15 лет.

На 1 января 2008 г. внешний долг России составил 459,6 млрд руб., в том числе долг частного сектора — 249,6 млрд руб., частных банков — 163,7 млрд руб.

Внешний долг страны

Образуется вследствие притока в страну ссудного капитала и появления отсюда обязательств по погашению этих кредитов, ссуд, займов и выплате процентов. Общая величина внешнего долга в мире приближается к 2,4 трлн долл. Заметим, это долг только стран с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Для стран с конвертируемой валютой проблемы внешнего долга формально не существует — ведь они могут оплачивать обязательства перед нерезидентами своей национальной валютой, свободно меняя ее на иностранную, т.е. погашая свой долг за счет своих внутренних активов, а не только внешних, как страны с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Неформальный же анализ говорит, что именно в этой группе стран наиболее велик внешний долг (только в США в начале 2004 г. от составил 7 трлн долл.).

Внешний долг делится на государственный (около 1,7 трлн долл. во веем мире) и частный (около 0,7 трлн долл.). Государственный внешний долг состоит из внешних обязательств государственных органов (включая местные власти), а также гарантированных государством внешних обязательств частного сектора. Частный долг образуется из внешних обязательств фирм и банков. По объему внешнего долга лидируют Бразилия, Россия, Китай, Мексика, Аргентина, Индонезия, Южная Корея, Турция. У всех этих стран в начале нашего десятилетия внешний долг превышал 100 млрд, а у Бразилии — даже 200 млрд долл.

Однако тяжесть внешнего долга определяется не только его величиной, но и платежами по этому долгу. Рассмотрим тяжесть внешнего долга на примере России.

Внешний долг нашей страны к началу 2004 г. равнялся 182 млрд долл. По отношению к ВВП по обменному курсу (433 млрд долл. в 2003 г.) это составляет 42%, а по отношению к годовому экспорту товаров и услуг (152 млрд долл. в 2003 г.) — 120%. Подобные показатели можно расценить как умеренные. Для сравнения укажем, что в начале текущего десятилетия из вышеуказанных стран они составляли 94 и 200% у Индонезии, но всего 14 и 53% у Китая. Таковы показатели тяжести внешнего долга.

О тяжести обслуживания внешнего долга говорит другой показатель. В 2003 г. на платежи по внешнему долгу (обслуживание внешнего долга) Россия потратила, по оценке, около 35 млрд долл., в том числе более 14 млрд в рамках обслуживания государственного внешнего долга. По отношению к главному источнику иностранной валюты — доходам от экспорта товаров и услуг в размере 152 млрд долл. — это составило около 23%, в том числе 9% пришлось на платежи по государственному внешнему долгу. Считается, что опасным порогом для этого показателя является величина, превышающая 20-25%. Поэтому и этот показатель для России можно считать умеренным.

Тем не менее проблема внешнею долга остра в России, хотя ее содержание изменилось: если в прошлом десятилетии это была скорее проблема государственного внешнего долга, то теперь это скорее проблема частного внешнего долга. Государственный внешний долг России вследствие большого притока нефтедолларов в государственный бюджет и золотовалютные резервы имеет тенденцию к сокращению (уменьшился со 156 млрд долл. на начало 1999 г. до 107 млрд долл. на начало 2004 г.), хотя платежи по нему нарастали, достигнув пика в 2005 г. — 18,9 млрд долл. В то же время частный долг имеет тенденцию к росту (с 30 млрд долл. на начало 1999 г. до 75 млрд долл. на начало 2004 г.) вследствие дороговизны и недостаточной доступности банковских кредитов в России, т.е. из- за слабости банковской системы нашей страны даже в условиях большого притока нефтедолларов.

Внешний долг страны имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Обычно современные экономисты под влиянием долгового кризиса развивающихся стран и некоторых государств с переходной экономикой сосредоточиваются на негативных аспектах — тяжести обслуживания внешнего долга, появления экономической и политической зависимости от кредиторов, неэффективном использовании заемных средств. Однако не будем забывать, что половина существующих в России железных дорог была построена на иностранные займы (преимущественно французские), что американская промышленность во многом выросла на иностранные ссуды (в основном английские), что в наше время новые индустриальные страны активно используют дешевые и обильные зарубежные источники ссудного капитала для своего быстрого экономического роста.

Баланс между негативными и позитивными аспектами внешнего долга провести сложно, но, вероятно, можно прийти к выводу, что позитивные аспекты перевешивают негативные, если в стране с нехваткой капитала заемные средства из-за рубежа используются настолько эффективно, что это не порождает трудностей с обслуживанием долга и высокой зависимости от кредиторов. А для этого заемные средства должны направляться не столько на финансирование дефицита государственного бюджета (как в России 90-х гг.), сколько на долгосрочные инвестиции в национальную экономику, в том числе приводящие к росту поступлений иностранной валюты для последующей оплаты внешнего долга.

Внешний долг стране

Образуется вследствие оттока из страны ссудного капитала и появления отсюда у ее резидентов внешних активов в виде предоставленных кредитов, ссуд, займов и процентов по ним. Внешний долг нашей стране на начало 2004 г., если судить поданным международной инвестиционной позиции России, составлял 86 млрд долл. Он образовался прежде всего в результате предоставления Советским Союзом экономической и военной помощи своим союзникам и партнерам, особенно экономически отсталым. Поэтому к наиболее крупным должникам России сейчас относятся Куба, Ливия, Ангола, КНДР. Но одновременно среди новых стран — должников России числятся многие страны СНГ, прежде всего Украина, которые не всегда полностью расплачиваются за российский экспорт товаров и услуг в эти страны, особенно тот, что гарантируете я м еж п ра вител ьстве иным и соглашения м и.

В отличие от внешнего долга России перед другими странами, этот внешний долг порождает очень малые платежи — в 2003 г. Россия получила из-за рубежа, по опенке, менее 6 млрддолл. платежей в счет внешнего долга, в том числе менее 2,5 млрд по линии государственного долга. Причина столь малых платежей по государственной линии состоит прежде всего в низкой платежеспособности стран-должников, многие из которых не в состоянии вообще или в срок обслуживать свой долг перед Россией. Отсюда и списание (полное или частичное) этого долга некоторым должникам — Монголии, Вьетнаму или же его реструктуризация, т.е. переоформление на других условиях — Украине и другим странам СНГ. В результате внешний долг других государств России сокращается (в начале 90-х гг. составлял, по оценке, более 150 млрддолл.).

Внешний долг

Вне́шний долг - суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам . Может взиматься:

В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом понимаются все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учёта одного заимствования повторно.

Валовой внешний долг

Валовой внешний долг (ВВД) представляет собой непогашенную сумму фактических и ничем не обусловленных обязательств резидентов данной страны перед нерезидентами, которая требует выплаты основного долга и/или процентов, на определенный момент времени.

Валовой внешний долг (ВВД) включает в себя и государственный внешний долг (правительства и Нацбанка), и негосударственный (банков, национальных и акционерных компаний, в том числе нефтяных компаний – у своих материнских зарубежных компаний).

Инструменты внешнего заимствования

  • Прямые займы у мировых кредитно-финансовых организаций: Парижский клуб , Всемирный банк , МВФ
  • Выпуск облигаций

Связь с другими макроэкономическими показателями

Обычно говоря о внешнем долге приводят его сравнение с объемом ВВП .

Задолженность развивающихся стран

Многие развивающиеся страны испытывают трудности с возвращением взятых ранее кредитов: на погашение внешнего долга уходит вся прибыль страны, так что необходимые текущие затраты погашаются за счёт новых кредитов; такое развитие событий часто приводит к тому, что страны-кредиторы вынуждены списать накопившийся долг, так как вернуть его всё равно невозможно.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Внешний долг" в других словарях:

    Внешний долг - – часть общей задолженности субъектов экономической деятельности в стране, приходящаяся на иностранных кредиторов. Внешний долг подразделяется на государственный и корпоративный. Кроме того, в странах со свободно конвертируемой валютой возможно… … Банковская энциклопедия

    В РФ обязательства, возникающие в иностранной валюте. По английски: Foreign debt Синонимы: Внешняя задолженность См. также: Государственный долг Российской Федерации Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    См. Долг внешний Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ВНЕШНИЙ ДОЛГ Юридическая энциклопедия

    Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных… … Официальная терминология

    Внешний долг - (англ. external debt) в международном праве сумма финансовых обязательств государства по отношению к иностранным кредиторам, которые должны быть погашены в установленные срокиЭнциклопедия права

    внешний долг - суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный… … Словарь экономических терминов

    Суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Внешний долг - INTERNATIONAL DEBT Задолженность государства иностранным кредиторам. Внешний государственный долг это задолженность государства международным организациям, таким как Всемирный банк и Международный валютный фонд, которые предоставляют ему кредиты… … Словарь-справочник по экономике

    Внешний долг - (англ. external debt) в международном праве сумма финансовых обязательств государства по отношению к иностранным кредиторам, которые должны быть погашены в установленные сроки. Бюджетное законодательство РФ определяет В.д. как обязательства,… … Большой юридический словарь

Книги

  • Внешний долг России. Монография , Н. О. Люшнина, О. А. Николайчук. Монография знакомит с новым подходом в изучении проблемы внешнего долга. Ошибки институционального строительства, а главное, их исправление с каждым годом становится все дороже для…