Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Выход из кризиса 1998. Смотреть что такое "Дефолт в России (1998)" в других словарях. Курс валюты, внешний долг

В марте 1998 г. последовала отставка с поста премьер-министра В. С. Черномырдина. 24 апреля Государственная Дума утвердила нового главу правительства - С. В. Кириенко.

К середине 1998 г. доходов, которые государство получало от размещения новых ГКО, стало не хватать даже для выплат по ранее размещенным бумагам. Разрушить строящуюся «пирамиду ГКО» можно было путем увеличения доходов бюджета (в частности, путем продажи части государственной собственности по реальной цене) и сокращения непомерных государственных расходов (на управление, содержание президентского аппарата и т.д.).

Последовало заявление нового правительства об ужесточении бюджетной политики. После выделения МВФ 670 млн. долл. очередного кредита начались переговоры о предоставлении России стабилизационного кредита (в размере 10-15 млрд. долл.) для недопущения девальвации рубля.

Правительством Кириенко была подготовлена антикризисная (стабилизационная) программа. Началась разработка плана продажи российских энергосистем в частные руки с денежных аукционов, плана национализации Газэкспорта и направления напрямую в бюджет финансовых потоков от экспорта газа (минуя Газпром) в бюджет (т. е. имела место попытка введения госмонополии на экспорт газа). 17 июня постановлением правительства была утверждена Программа экономии государственных расходов, в ней, в частности, предлагалось передать регионам содержание части тюрем и военных городков, упорядочить надбавки и доплаты учителям, кинематографистам и сотрудникам академических институтов, введенные министерствами и организациями без санкции правительства, увеличить плату за выдачу паспортов и водительских прав, расширить список лицензируемых видов деятельности, вовлечь в трудовой процесс дополнительно 15 тыс. осужденных, сократить дотации сельскому хозяйству и др.

Так называемый Стабилизационный пакет -около 26 законопроектов, рассматривался на последних заседаниях весенне-летней сессии Государственной Думы. В числе законопроектов были многочисленные поправки к «лоскутному» законодательству о налогах, пособиях и социальных взносах, а также Бюджетный и первая часть Налогового кодексов. Однако Государственная Дума отказалась поддержать фискальные меры правительства С.В.Кириенко в полном объеме, на две трети сократив доходы, которые могли бы быть получены в результате осуществления антикризисной программы.

Непоследовательная макроэкономическая политика предшествующих лет, неспособность правительства контролировать дефицит государственного бюджета, неэффективность существовавшей налоговой системы, ставка на фиксированный курс рубля - все это неотвратимо вело к кризису. Появилась и психологическая причина надвигающегося краха. Летом 1998 г. прозвучало немало предсказаний о девальвации. С.В.Кириенко дважды заявлял, что российский бюджет плохо справляется с обслуживанием долга и страна стоит на грани финансовой катастрофы, многие экономисты начали писать о неизбежности девальвации рубля. А на сомнительные новости финансовые рынки реагируют всегда обостренно.

Кульминацией российского кризиса стали решения, принятые Правительством РФ и Центральным банком России 17 августа 1998 г. В этот день премьер-министр С. В. Кириенко выступил с заявлением об одностороннем отказе от обслуживания государственных краткосрочных облигаций с прекращением торговли ими и их последующей реструктуризацией; о расширении границ валютного коридора и о введении 90-дневного моратория на обслуживание внешних долгов частными российскими юридическими лицами. Российским держателям ценных бумаг было обещано, что ГКО «реструктурируют» (не выплатят по ним деньги, когда наступит срок погашения, а обменяют их на другие бумаги по той же цене и погасят долг через пять лет).

Испытать последствия «исторического» решения правительства и Центробанка пришлось всем: двукратное за первые две недели и почти четырехкратное за год падение курса рубля, рост цен на импортные (занимавшие почти 50% рынка) и большинство российских товаров и, как результат, резкое падение уровня жизни населения (реальные доходы населения в декабре

были на 30,8% ниже, чем в аналогичный период предыдущего года), кроме этого -потеря доверия к правительству, утрата Россией репутации честного должника, разрушение рынка ценных бумаг, разорение тысяч предприятий, банкротство ряда крупных банков, значительное сокращение розничного товарооборота, сокращение импорта примерно в 2 раза, усиление спада инвестиционной активности.

Неустойчивая финансовая пирамида российской экономики рухнула. Поскольку «решения 17 августа» касались по меньшей мере трех сфер - валютной, бюджетной и банковской, кризис 1998 г. был назван финансовым.

После краха 17 августа, приведшего к углублению экономического спада (около 11-12% за 1998 г.), российский ВВП упал до уровня 2,5% американского по коммерческому обменному курсу. Для сравнения: в 1992 г. унаследованные Россией 60% советского ВВП составляли около 50% ВВП США, а к 1998 г. ВВП России сократился, по крайней мере, наполовину и достиг уровня 15% американского.

23 августа С. В. Кириенко и члены его кабинета были отправлены в отставку. В правительстве, которое возглавил Е. М. Примаков, усилилась роль твердых государственников: самого Е. М. Примакова, а также Ю. Д. Маслюкова (первого вице-премьера, председателя Мингоскомимущества) В.В.Геращенко (председателя Центробанка). Последовало административное регулирование валютного рынка под руководством Центробанка РФ, с 1 октября 1998 г. была введена госмонополия на алкогольную продукцию

«В курс реформ в России вносятся серьезные коррективы», - заявил в феврале 1999 г. премьер-министр РФ Е. М. Примаков. По его словам, было необходимо укрепить регулирующую функцию государства. Правительство предпринимало попытки добиться реструктуризации долгов по ГКО и новых западных кредитов, не допустить ареста зарубежных активов российских банков. При этом мировое финансовое сообщество пыталось навязать России ряд решений, выгодных Западу (требование повысить НДС, сохранить высокие пошлины для российских экспортеров, изменить бюджетное соотношение «центр-регионы», затормозить экспорт российских высоких технологий и в 2-3 раза увеличить первичный профицит бюджета, т. е. еще сильней урезать социальную сферу). На этом фоне развернулась борьба в верхних эшелонах власти относительно путей выхода из кризиса. В мае 1999 г., отправляя правительство Е. М. Примакова в отставку, президент прежде всего поставил ему в вину то, что «в экономике мы по-прежнему топчемся на месте». Новым главой кабинета министров стал С. В. Степашин, а в августе 1999 г. его сменил В. В. Путин.

После дефолта 17 августа 1998 г. в российской экономике, миновавшей болезненный процесс санации, наметился подъем. После шокового спада производства в августе-сентябре 1998 г. уже с октября промышленное производство начало расти. Практически по всем макроэкономическим показателям ситуация либо улучшилась, либо ее ухудшение замедлилось. Очевидное оздоровление социально-экономической ситуации с марта 1999 г. перешло в устойчивый, причем все более ускоряющийся, экономический рост. Несмотря на фиксируемое статистикой отсутствие увеличения инвестиций в основной капитал, промышленные отрасли показывали высокий рост производства. Наибольшие темпы наблюдались в перерабатывающей промышленности, в таких ее отраслях, как химия и нефтехимия, машиностроение, лесная и лесоперерабатывающая, пищевая промышленность. Стала оживать легкая промышленность.

В последующие годы экономическая ситуация продолжала улучшаться. Благоприятным фактором, способствующим наполнению доходной части российского бюджета, явились высокие мировые цены на нефть. Можно утверждать, что именно решения 17 августа стали главным фактором оздоровления экономики в 1999 и частично в 2000 г. До кризиса страна жила не по средствам. Ударив по доходам, кризис заставил урезать импорт, сократил спрос, выровнял платежный баланс. Когда рухнула пирамида ГКО, исчез главный канал финансовых вложений, гораздо более выгодный, чем производство. Девальвация рубля повысила конкурентоспособность российских предприятий. Импорт сократился вдвое, и, соответственно, для отечественных товаропроизводителей «открылся» внутренний рынок минимум на 10-15 млрд. долл. Улучшилось финансовое положение предприятий.

Рост цен после августа 1998 г. резко понизил реальные доходы населения (причем ни пенсии, ни заработная плата в бюджетных организациях до 1 апреля 1999 г. ни разу не повышались). Однако инфляция, больно ударившая по жизненному уровню населения, облегчила сбор налогов с номинально выросших доходов предприятий. Таможенные пошлины в рублях выросли в 4 раза - в соответствии с ростом курса доллара. Именно обесценение доходов населения позволило сократить задолженность бюджета по зарплате, а также пенсиям.

1.2.4. Итоги социально- экономических преобразований 1990- х гг.

Предварительные итоги экономической модернизации России в 1992-1999 гг. - предмет острых дискуссий специалистов и борьбы различных общественных сил.

Реформирование российской экономики в 1992-1999 гг. привело к демонтажу основных элементов отжившей командно-административной системы и способствовало переходу к экономическим методам регулирования. Россия вступила на путь интеграции в мировое хозяйство. Стала реальностью частная собственность. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли способствовала активизации потребительского рынка. Удалось обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля. Изменилась психология производителей. Они уже не надеялись на поддержку государства и ориентировались на рыночный спрос.

Вместе с тем общая экономическая ситуация в стране оставалась сложной. Падение производства за годы реформ составило 50 % (причем в машиностроении - 70%, ВПК -90%). Несовершенное законодательство, многочисленные бюрократические препоны для организации предпринимательской деятельности, коррупция в структурах исполнительной власти, высокий уровень экономической преступности способствовали формированию в стране неблагоприятного инвестиционного климата. В структуре экономики преобладало производство товаров с низкой долей добавленной стоимости (главным образом сырьевых) и нерыночных услуг.

Государство оказалось не способным выполнять все взятые на себя обязательства. В тяжелом положении находились не только производство, но и социальная сфера. Резко сократилось финансирование науки, образования, здравоохранения. Продолжало разваливаться обслуживание жилищного фонда. Обострилась проблема технологической усталости, что неизбежно вело к росту техногенных катастроф.

Социальная структура российского общества обрела признаки Деградации. Росла доля иждивенцев, бездомных, нищих, уменьшался удельный вес экономически активного населения. Сокращение производства привело к росту безработицы. Начиная с 1991 г. число безработных постоянно увеличивалось. Пиковым в этом смысле для России стал февраль 1999 г., когда безработные составляли 10,4 млн. человек из 73,8 млн. экономически активного населения страны. Отсутствие свободного и доступного рынка жилья, сохранявшийся институт прописки, сделали проблему безработицы настоящим бедствием. Люди, занятые в местной промышленности, были не в состоянии найти работу по месту жительства и не имели возможности переехать в другой регион. Пик абсолютного сокращения занятости пришелся на 1994-1995 гг. (свыше 2 млн. человек ежегодно).

Резко увеличилась дифференциация населения по уровню доходов. Благосостояние российских граждан падало в период кризисов и затем медленно восстанавливалось, не успевая достичь докризисных показателей к моменту наступления нового кризиса. По различным оценкам, около четверти населения имело доход ниже среднего прожиточного минимума. Обыденным явлением стали хронические задержки заработной платы (по шесть и более месяцев). Забастовки и митинги с требованием выплатить заработную плату постоянно проходили во всех регионах страны. Применялись и такие экстремальные методы, как голодовки, перекрытие железных и автомобильных дорог. Хроническим явлением стали и задержки с выплатой пенсии.

Снижение уровня жизни привело к серьезным демографическим изменениям. С 1992 г. смертность стала превышать рождаемость - начался процесс естественной убыли населения.

17 августа 1998 года из-за тяжёлой экономической ситуации, сформировавшейся в РФ после распада СССР, российские власти объявили технический дефолт. Тогда в течение всего нескольких месяцев курс рубля к доллару обвалился в три раза, из-за чего рублёвые накопления соотечественников обесценились, а инфляция взлетела до небывалых высот. Россияне до сих пор с ужасом вспоминают это страшное время, называя его «чёрным августом».

Пирамида ГКО

После распада Советского союза правительство РФ столкнулось с острой нехваткой денег. Чего только стоили одни внешние долги СССР в размере 96,6 млрд долларов, выплаты по которым легли на плечи России как правопреемника страны Советов.

Ситуацию с финансовыми трудностями усугубляла политическая борьба, происходящая между назначенным Борисом Ельциным правительством, придерживающимся либеральных ценностей, и Госдумой, которая на тот момент контролировалась Коммунистической партией. Дисбаланс в отношениях ГД и кабинета министров плавно отразился в росте госдолга РФ. Дело в том, что парламентарии принимали несбалансированные бюджеты, тем самым увеличивая расходную часть госказны, а правительство искало способы закрыть бюджетные дыры, наращивая госдолг путём выпуска государственных казначейских обязательств (ГКО). Процесс массового выпуска ГКО начался после переизбрания Ельцина президентом. Если в 1995 году объём выпуска ГКО оценивался в 160 млрд долларов, то в 1997 году показатель вырос до 502 млрд рублей. Покупателям государственных казначейских обязательств предлагались высокие процентные ставки, поэтому спрос на ГКО был внушительным. Проще говоря, за каждый одолженный рубль через год государство возвращало 5- 7 рублей из бюджетных денег. Неудивительно, что впоследствии эта система фактически превратилась в пирамиду — старые обязательства РФ могла покрыть только за счёт новых выпусков.

Первый вице-премьер РФ Борис Ефимович Немцов и Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин. 1998 год. Фото: РИА Новости

В девяностые Банк России ввёл т. н. «валютный коридор», с помощью которого регулятор планировал поддерживать курс национальной валюты в нужных пределах, чтобы гарантировать доходность по ГКО в долларовом эквиваленте. Вместе с тем правительство разрешило иностранцам вкладываться в казначейские облигации. Нерезиденты с радостью получали солидную прибыль и вывозили её из страны, платя при этом скромный 15-процентный налог.

Совсем скоро экономисты забили тревогу, подсчитав, что выплаты по ГКО в два раза выше всех доходов государства. Стало очевидно, что пузырь скоро лопнет. На момент дефолта резервы ЦБ РФ составляли всего 24 млрд долларов, в то время как обязательства России на рынке ГКО/ОФЗ и фондовом рынке превышали 36 млрд долларов, свидетельствуют данные Банка России.

«Для специалистов было очевидно, что дефолт произойдёт, по крайней мере, с 1996 года, со времени подготовки к выборам Ельцина. Дело в том, что правительство и Ельцин должны были дать много разных обещаний, часть из которых приходилось исполнять, а на это требовались деньги, и деньги эти добывались варварским способом. Так называемые ГКО продавались очень широко. В какой-то момент правительство платило по ГКО больше трёхсот процентов годовых, а это при условии, что из популистских соображений оно не хотело, чтобы доллар слишком быстро рос, а рубль слишком быстро проваливался», — вспоминает финансовый обмудсмен Павел Медведев , который в 90-е годы работал в Центробанке России.

Первый вице-премьер правительства РФ Юрий Маслюков (слева) и глава Всемирного банка Джеймс Вулфенсон во время встречи в Москве. Фото: РИА Новости

Помимо внутренних проблем, были и внешние факторы, определившие наступление кризиса в России. Тогда российская экономика ещё сильнее, чем сейчас, зависела от экспорта энергоресурсов. Обвал мировых цен на сырьё также стал одной из причин дефолта 1998 года. Также немаловажную роль сыграл азиатский финансовый кризис, разразившийся в регионе в 1997 году. В конце 1997 года произошёл обвал фондового рынка и рост ставок по кредитам и гособязательствам. Всё это привело к оттоку капитала и усилению давления на рубль. Чтобы придать российским гособязательствам больше привлекательности в глазах инвесторов, власти РФ постоянно увеличивали ставки по ним.

Одновременно с этим российское правительство предпринимало попытки получить финансовую помощь у международных кредиторов — Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ). Но средств МВФ и ВБ было заведомо недостаточно для покрытия всех образовавшихся проблем. В августе 1998 года у Москвы закончились ресурсы для финансирования краткосрочного госдолга и поддержки рубля.

Последствия дефолта

17 августа премьер-министр Сергей Кириенко объявил о введении «комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики». Проще говоря, глава правительства анонсировал дефолт и девальвацию национальной валюты.

Власти временно приостановили выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, залоговым операциям и сделкам на срочном рынке. Вместе с этим была заблокирована купля-продажа ГКО.

Отсутствие средств, необходимых для поддержки рубля, вынудило Банк России перейти на плавающий курс национальной валюты в рамках границ валютного коридора от 6 до 9,5 рублей за доллар. Следствием этого решения стало обесценивание рубля в полтора раза.

Одновременно с этим банки перестали выдавать депозиты населению. Перед закрытыми дверями финансовых организаций образовались очереди встревоженных вкладчиков, на что Банк России выпустил следующее заявление: « Проблема российской банковской системы состоит в том, что у большинства банков, особенно крупных, обязательства выражены в валюте, а активы — в рублях. В случае девальвации их ожидают очень большие дыры в балансе, несравнимые с объёмом форвардных обязательств».

Общие потери российской экономики от «чёрного августа» составили 96 млрд долларов, посчитали в 1998 году в Московском банковском союзе. Коммерческие банки потеряли 45 млрд долларов, корпоративный сектор — 33 млрд долларов, а обычные граждане — 19 млрд долларов.

Сергей Кириенко, 1998 год. Фото: РИА Новости

Рост национальной экономики в 1998 году сократился в три раза — до 150 млрд долларов, сборы налогов обвалились до рекордных уровней. Дефолт вынудил отозвать лицензии у ряда финансовых организаций, в том числе Инкомбанка, на тот момент входившего в топ-5 банков России.

Вместе с тем внешний госдолг РФ вырос до 220 млрд долларов, 165 млрд из которых составили долги государства, 30 млрд — банков, 25 млрд — компаний. В три раза ускорилась инфляция.

Дефолт как стимул

Понятно, что дефолт был одним из самых сокрушительных шоков в истории России. В связи с тем, что в течение двух месяцев курс рубля втрое обвалился по отношению к доллару, внутренние товары обесценились и стали относительно дешевле импортных.

Всей стране пришлось затянуть пояса, и количество импорта на отечественных прилавках резко сократилось. У населения возникла потребность во внутренних товарах, поскольку своё можно было продать, а иностранного, конкурирующего, почти не было.

«Из-за бедлама начала 1990-х огромное количество промышленных мощностей не было занято, после дефолта появилась возможность у стоявшего без дела станка сделать что-нибудь такое, что можно продать, люди воспользовались этим — и стали делать. Правительство возглавил Примаков , это была очень удачная фигура для того периода — спокойный, уравновешенный, не паникующий человек. Он позволял себе не вмешиваться там, где без него шло дело. Когда правительство не мешает там, где оно должно стоять в стороне, это замечательно. Примаков был таким премьером, который терпеливо мог не мешать», — рассказывает Медведев.

Экономический кризис - это весьма неприятное и крайне опасное явление для любой страны. Крах экономики привел к смерти не одной державы еще во времена Древнего мира, да и сегодня риск чего-то подобного сохраняется всегда.

Крах СССР, к примеру, был в немалой степени предопределен политикой его руководства, которое сперва допустило возникновение зависимости от импорта нефти, а после - не сумело предпринять адекватных мер, когда стоимость сырья на мировых рынках (из-за ОАЭ) резко пошла вниз.

Остатки страны долгое время лихорадило, но событием, которое едва не поставило точку в истории современной России, стал кризис 1998 г. Впрочем, в те годы тяжело приходилось не только отечественной экономике, так как во всем мире нарастали явления стагнации. Но наиболее тяжело пережила произошедшее именно наша страна.

Предпосылки проблем

Кризисные явления накапливались постоянно, но не слишком заметно. Началось все это еще с 70-х годов, во времена СССР. Во-первых, была выбрана далеко не самая лучшая схема противодействия инфляции, когда ради достижения этой цели правительство искусственно ограничивало объем денежной массы в обороте.

Инфляцию это останавливало слабо, зато приводило к резкому дефициту наличных средств. К 1998 году монетизация составляла не более 10%, тогда как в странах с нормальной экономикой этот показатель достигал не менее 75%. Росло количество неплатежей, внутренний долг увеличивался нереальными темпами.

Правительство пыталось бороться с некоторыми кризисными явлениями, но все меры сводились к повышению ставок по налогам, росту квартплаты и тарифов, а реальная собираемость этих денег с каждым годом падала все сильнее. Практически 80% предприятий в те годы активно использовали теневые схемы работы, а оставшиеся 20% едва ли не в открытую функционировали по криминальным схемам ухода от налогов.

В сотни раз возросло количество фирм, которые предлагали услуги по обналичиванию денег, полученных незаконными путями. Конечно же, государство от этого теряло громадные суммы, но многие члены высших властных структур участвовали в махинациях, а потому дельцам сходили с рук любые финансовые (и не только) преступления.

Курс валюты, внешний долг

Кроме того, не нужно забывать о несправедливом разделе СССР, оставившем нынешней России весь объем внешнего долга, который накопили все бывшие республики СССР. Выплаты по нему постоянно росли, да еще и накапливались новые.

Рубль в то время старались поддержать искусственно, что приводило к неадекватному соотношению цен на импортные и отечественные товары. Так, цены на ввозимую продукцию были настолько низкими, что даже оставшиеся развитые предприятия оказались под риском банального разорения, так как не выдерживали конкуренции. В то время приблизительно 60% продовольственных нужд страны стали обеспечиваться за счет заграничной продукции, что уже прямо противоречило интересам государства.

Инфляция

К концу 1998 г. размеры инфляции в десятки раз превышали аналогичные значения для 1993 г. Экономисты считают, что приблизительно с 1995 по 1996 гг. правительство фактически никак не контролировало этот процесс. Неудивительно, что в таких условиях развиваться могла лишь сырьевая отрасль экономики, так как все более-менее наукоемкие предприятия оказались попросту обречены на вымирание.

Несмотря на то, что в первые годы после развала СССР у западных инвесторов были свои интересы, и они предлагали неплохие условия финансовой помощи, к концу 90-х годов сложилось патовое положение, когда свои предприятия были практически полностью убиты, а «заграница нам не помогла», так как бизнесмены не хотели вкладывать деньги в заведомо проигрышное дело. Сыграло свою негативную роль и то обстоятельство, что многие совместные проекты были свернуты по той причине, что выделенные средства попросту исчезали.

Основные факторы, способствовавшие развитию кризиса

  • Огромный объем «отложенной инфляции». Итоговые ее суммы были таковы, что государство было просто физически не в состоянии рассчитаться по ним, не снижая уровня жизни всей страны в целом.
  • Ничтожная доля накоплений. На удовлетворение сиюминутных потребностей тратились реальные средства, так что будущим поколениям практически ничего не оставалось.
  • На фондовом рынке царствовали спекулянты. Впрочем, сам характер «экономики» в то время был именно спекулятивным, а специалисты думали только о получениях кратковременных прибылей. Доходило до того, что заводы и государственные предприятия, стоимость которых даже по тем временам равнялась миллионам долларов, продавали буквально по цене недвижимости или металлолома.
  • Государственное производство было окончательно забыто и заброшено, не имелось даже сколь-нибудь адекватных проектов его восстановления, не говоря уже о каких-то реальных шагах на пути к этому.
  • Фискальная политика также основывалась на попытках получить с последних оставшихся предприятий хоть какие-то деньги, пока производство окончательно не остановилось.

Конечно же, кризис 1998 г. не в последнюю очередь произошел из-за общемирового падения цен на энергоносители и прочих негативных факторов, но все они только лишь способствовали неизбежному краху системы, которая фактически была построена неопытными экономистами, не сумевшими составить работающий годовой бюджет страны и способствовать принятию эффективных законов в этой области.

Кто и как спровоцировал непосредственное начало кризиса?

Впрочем, было бы наивным предполагать, что кризис 1998 г. случился сам по себе, без участия заинтересованных лиц. Начался он с непосредственного ведома и согласия тогдашнего российского правительства.

Причины такого решения были просты. Экономисты пытались решить сразу несколько проблем, разрубить своеобразный Гордиев узел, если так угодно:

  • Была предпринята очередная попытка девальвации рубля.
  • Предполагалось, что так удастся повысить налоговые поступления в казну.
  • Облегчить положение отечественных банков, заморозив счета их зарубежных кредиторов.

Проекты эти во многом объяснялись тем, что в правительстве царила полная неразбериха: Дума имела в своем составе преобладающее количество коммунистов. Они постоянно блокировали инициативы либерального правительства, которое также не оставалось в долгу, налагая вето на инициативы своих недругов. В результате получалось так, что в проигрыше оставались все. В особенности - простые граждане государства.

Так как же начинался финансовый кризис 1998 года?

Хронология всех предшествующих явлений

Чтобы вы окончательно прониклись всем происходившим в то время, предлагаем вниманию полную хронологию событий, которые, в конечном счете, привели не только к кризису конца девяностых годов, но и предопределили развитие экономики нашей страны на много лет вперед.

Во-первых, «Черный вторник» 1994 года, когда было принято решение об окончательном свертывании кредитования дефицита бюджета, что в то время оказалось действительно необходимо. Вот только для нормального функционирования государства после этой резкой и не слишком популярной меры требовалось наладить нормальный сбор налогов и получение выгодных инвестиций (хотя от них также стоило бы отказаться), но ничего из этого не сделали.

Постоянное снижение уровня жизни приводило к угрожающим падениям объемов налоговых сборов, а инвесторы вовсе не горели желанием вносить свои деньги в сомнительные проекты. В принципе, только этого уже хватало для того, чтобы разгорелся финансовый кризис в России 1998 года. Но были и другие причины.

В 1995 и 1996 гг. наблюдался настоящий пик использования казначейских обязательств. Чисто теоретически они приравнивались к нормальным деньгам, только вот на практике это были самые настоящие валютные суррогаты. Естественно, что такая политика никак не устраивала бизнес и государственных производителей, а потому общая стагнация и регрессия в экономике только продолжились.

Вместо того чтобы содействовать смягчению условий работы для малого и среднего бизнеса, правительство постановило резко повысить сбор налогов. Указанное решение, как можно догадаться, оказалось не слишком действенным. Все это привело к тому, что экономический кризис в России (1998 год - всего лишь официальная точка отсчета) начался задолго до внешних проявлений.

В середине того же года в правительство приходят реформаторы во главе с Немцовым и Чубайсом, чья деятельность сразу же начинается с урезания бюджета на треть. Некоторая часть зарплатных долгов была ликвидирована, но в результате общая финансовая задолженность государства в целом только увеличилась, так как брать деньги на покрытие своих обязательств оказалось попросту неоткуда. Проблемы начали накапливаться с рекордной скоростью, нарастала реальная опасность народного бунта. Вот какими были причины кризиса 1998 года.

Утрата доверия

Такая политика быстро дала свои плоды, которые ожидаемо оказались не слишком приятными на вкус. От сотрудничества с молодыми реформаторами стремительно отказывается Дума, а миссия МВФ не хочет предоставлять очередные финансовые транши без полного погашения внутренних долгов по коммунальным платежам и налогам. По-настоящему же повлиять на ситуацию в ту пору уже никто не мог, так как реальный уровень жизни населения падал ежедневно. Фактически, это уже был российский кризис 1998 г.

Начало

Все вышесказанное привело к тому, что в мае 1998 года начали с треском проседать финансовые рынки, государственная валюта резко и необратимо обесценивалась. Немалую роль сыграло и вызванное государством банкротство «Токобанка», в котором практически все капиталы принадлежали западным инвесторам. Последним это сильно не понравилось. Вывод капитала после данного события резко ускорился. Начался кризис 1998 года в России.

Кроме того, постоянные прения с международным сообществом по поводу ситуации в Чечне не способствовали росту кредитного рейтинга, так что о новых траншах финансовой помощи со стороны МФВ можно было забыть.

Выход удалось найти очень быстро: взяли долг у европейцев, причем проценты по нему оказались в несколько раз выше и без того кабальных условий МФВ. Внешний долг именно России (даже без учета СССР) вырос приблизительно в два раза всего за один год. Кризис нарастал, курс доллара по отношению к рублю начал резко подниматься. Так, к 23 августа 1998 года он уже был 1:7, и не думал останавливаться. Всем стало ясно, что экономический кризис 1998 годом не ограничится, а платить придется еще нашим внукам.

Внутренний долг стремительно идет вверх (хотя его размер и без того уже угрожающе велик). Правительство в очередной раз замораживает выплаты по своим обязательствам, а также запрещает выплаты по долгам западных кредиторов. Ситуация становится все хуже и хуже, кризис 1998 года в России стремительно набирает обороты.

Все это привело к тому, что к началу сентября курс доллара в очередной раз вырос. Он начал составлять 1:12,8. Уже к 7 сентября это значение составило 1:17. Бизнес в панике, в стране начался неконтролируемый резкий рост цен. К середине месяца курс превысил отметку в 20 рублей за одну единицу американской валюты.

Исправление положения

Не стоит все же предполагать, что правительство сидело сложа руки. До всех начало доходить, что долго так продолжаться не может, что нужно завершать кризис в России. 1998 год из-за этого стал сезоном серьезных политических назначений. В сентябре начались массивные перестановки в органах власти: небезызвестный Сергей Шойгу был назначен на пост министра МЧС, Сергей Степашин стал министром МВД, Игорь Иванов возглавил МИД. К двадцать пятому сентября началась активная деятельность Специальной комиссии, которая пыталась устранить последствия кризиса.

В общем-то, кое-что им сделать удалось. Так, уже к концу сентября курс все же снизился до пятнадцати рублей за доллар, ситуация в экономике стала просто плохой, но уже не катастрофической. Впоследствии Ельцин был вынужден уйти в отставку. Стоимость нефти на международных рынках резко пошла вверх, новое правительство начало действовать в отношениях с американцами уже не с позиции проигравшей стороны, общее положение постепенно стало выправляться.

Социально-экономические последствия

Все перечисленное выше - просто сухой перечень фактов. Что же кризис 1998 г. натворил в отношении положения граждан страны? Как можно понять, ничего хорошего не произошло. Во-первых, доверие населения к рублю и собственной банковской системе (что неудивительно после 1991 года) было полностью подорвано. Многие банки обанкротились, практически все индивидуальные предприниматели, которые начали заниматься своим делом на заре 90-х годов, полностью разорились.

Фактически, это уже был готовый финансовый кризис. 1998 г. просто стал точкой кипения, когда искусственно поддерживаемая государственная машина уже не могла самостоятельно функционировать.

Банковская система пребывала в глубоком коллапсе не менее полугода. Население потеряло остатки своих сбережений, уровень жизни катастрофически упал, до небес подпрыгнул размах валютных спекуляций. Как ни странно, но именно кризис позволил отечественным предприятиям начать восстановление.

Российский кризис 1998 года был необычен также и тем, что впервые в истории государство открыто объявляло дефолт по внутреннему долгу, фактически отказываясь от всех своих социальных обязательств и грабя собственных граждан. За счет того, что разорились едва ли не все крупные предприятия, масса специалистов лишилась работы. Люди оказались вынуждены искать применение своим талантам на Западе, в результате чего «утечка мозгов» достигла значений, которые уже открыто угрожали национальной безопасности России.

Положительные последствия негативного явления

Кризис в России 1998 года и связанный с ним спад сравнительно быстро сменился нарастанием темпов экономического роста. В макроэкономической политике также произошли важные изменения, которые оказали положительное влияние на состояние всего государства в целом. Как только в системе налоговых сборов были сделаны некоторые послабления, отечественный бизнес также пошел в рост. Вот какими были последствия кризиса 1998 г.

Основные изменения

Давайте рассмотрим главные трансформации в политике страны, которые позволили добиться столь положительных результатов:

  • Во-первых, отныне экономический рост стал приоритетом.
  • Во-вторых, искусственная поддержка курса национальной валюты оказалась менее важной, так как последствия отложенной инфляции были куда серьезнее. В общем-то, так и были ликвидированы наиболее серьезные причины кризиса 1998г.
  • В-третьих, удалось сделать реальные шаги по ликвидации задолженности в выплатах заработных плат, пенсий и пособий, что не только привело к повышению общего социального настроя, но и позволило наконец-то начать сбор налогов и платежей. В свою очередь, повысился общий кредитный рейтинг, а МФВ несколько снизил процентные ставки.
  • Государство отказалось от политики масштабных займов, что позволило начать укрепление собственной экономики, а не вкладывать деньги в обеспечение иностранных банковских систем.
  • Правительство все же вняло гласу гражданских организаций, ограничив рост тарифов естественных монополий (хотя это и не понравилось многим иностранным инвесторам). Все вышеперечисленное позволило в некоторой степени вернуть доверие граждан, хотя до полной нормализации ситуации было еще очень далеко.

Последствия кризиса в мире

Конечно, мировые экономики испытали далеко на все «прелести» отечественного кризиса, но определенные последствия были и на Западе. Так, в Европе резко повысилась стоимость топлива (США благодаря договорам с ОАЭ это не грозило), темпы роста экономик даже развитых государств в указанном регионе значительно замедлились. Начался мировой кризис 1998 года. Кроме того, постепенно подрывалось доверие к доллару: мировое экономическое сообщество все же сделало окончательный вывод о том, что выпуск этой валюты осуществляется без какого-то контроля со стороны американского правительства.

Как ни странно, но многие зарубежные державы действительно опасались краха России, так как кризис 1998 года в стране с ядерным оружием и нерешенными этническими конфликтами на ее территории мог привести к совершенно неконтролируемым и действительно страшным последствиям. Впрочем, такая забота вылилась в громадные платежи по выплатам внешнего долга, которые не лучшим образом сказались на благосостоянии населения. Последствия тех событий продолжают сказываться на жизни простых граждан и по сей день.

Так, именно по результатам кризиса 1998 года основным платежным средством в стране стал американский доллар, который выглядел намного лучше на фоне постоянно менявшей свой курс национальной валюты. С этим правительство пытается бороться и по сей день. Впрочем, рассмотренный выше кризис все же имел положительные последствия. Они заключались в следующем: были вскрыты и обнажены основные недостатки нашей экономики, которые очень важно исправлять для нормального функционирования всей системы.

20 лет назад Центральный банк и правительство России объявили о чрезвычайном решении реструктурировать свои обязательства перед кредиторами. Фактически был признан дефолт по основным видам государственных ценных бумаг. В результате страна, и до этого находившаяся в незавидном положении, еще глубже погрузилась в социально-экономический кризис. «Реальное время» вспоминает события 17 августа 1998 года и приводит комментарии экспертов.

«Проснулись в другой стране»

18 августа 1998 года на первой полосе газеты «Коммерсантъ» - главного на тот момент делового издания страны - вышла колонка, которая гласила: «Мы проснулись в другой стране». Журналисты призывали называть вещи своими именами: «Вчера правительство признало себя банкротом, а Центральный банк согласился на девальвацию рубля». Далее России предрекался рост цен, товарный дефицит и развитие черного рынка валюты.

Все это было про объявленный накануне дефолт. Само это слово - «дефолт» - после 1998-го для большинства россиян стало синонимом любой рецессии. Или, как заметил экономист Дмитрий Травин, - синонимом слова ******.

17 августа Белый дом и ЦБ выступили с совместным заявлением. В нем среди прочего фактически сообщалось об одностороннем пересмотре условий по долговым ценным бумагам - государственным краткосрочным облигациям (ГКО) и облигациям федерального займа (ОФЗ). Облигации, которые должны были быть погашены до 31 декабря 1999 года, переоформлялись в новые бумаги. Накладывался 90-дневный мораторий на выплаты по кредитам, полученным от нерезидентов, а также на выплаты по срочным валютным контрактам.

«Кризис на мировых финансовых рынках застал российскую экономику в начале подъема. С октября 1997 года правительство и Банк России защищают главные достижения экономической политики последних лет - стабильные цены и твердый рубль, а значит, и уровень жизни народа», - говорилось в заявлении.

Скоро все «достижения» были перечеркнуты. В 1998 году экономика упала на 5,3%, реальные располагаемые доходы населения - на 18%, начался неконтролируемый рост цен, отток капитала, банковская система была повергнута в кризис. Уже в день дефолта обменные пункты в некоторых частях страны прекратили продавать валюту. Так было в Санкт-Петербурге и Ростове. В некоторых других регионах доллар, который до этого стоил 6,20 рубля, стал отпускаться по 7-10 рублей. Время показало, что это не предел.

Председатель Центрального банка РФ Сергей Дубинин выступает на расширенном заседании Правительства РФ. Фото aif.ru

Через два месяца после объявления дефолта при Совете Федерации была создана временная комиссия, которая должна была расследовать причины, обстоятельства и последствия решения от 17 августа. В нее вошло 10 сенаторов во главе с Валентиной Пивненко, ныне депутатом Госдумы от «Единой России». Комиссия просуществовала до марта 1999-го, успев провести шесть заседаний.

На заседания комиссии в Совфед приглашались тогдашние председатель ЦБ Сергей Дубинин (ушел в отставку в сентябре 1998-го, сейчас входит в наблюдательный совет ВТБ), глава Комиссии по рынку ценных бумаг Дмитрий Васильев, директор ММВБ Александр Захаров и первый замминистра финансов Олег Вьюгин. Приглашались туда, но не пришли и премьер Сергей Кириенко (его правительство было распущено через несколько дней после дефолта, ныне Кириенко - первый замруководителя администрации Кремля), а также Егор Гайдар и Анатолий Чубайс, которые при подготовке решения о реструктуризации привлекались в качестве сторонних экспертов.

По итогам своего расследования временная комиссия вынесла крайне жесткое заключение, назвав решение от 17 августа «тягчайшим преступлением против общества и государства». Действия чиновников и руководства Банка России, говорилось в заключении, привели к утрате доверия инвесторов, сокращению доходов федерального и региональных бюджетов, ухудшению федеративных отношений, декапитализации рынка ценных бумаг и множеству других негативных последствий.

Без вариантов

Проблемы, однако, лежали гораздо глубже, и август 1998-го стал скорее их естественным итогом. Курс рубля долгое время искусственно поддерживался на завышенном уровне благодаря продаже валютных запасов. После 1995 года Центробанк перешел к системе валютного коридора - устанавливались верхние и нижние границы цены по отношению к доллару, за пределы которых не может выйти рубль. Но и после этого стоимость российской валюты оставалась неестественно высокой. Валютный коридор просуществовал почти 20 лет и был демонтирован лишь в ноябре 2014-го.

Проблемы лежали гораздо глубже, и август 1998-го стал их естественным итогом. Евгений Компанийченко/Коммерсантъ (eska.livejournal.com)

Постсоветские годы были не лучшим временем для бюджетной системы. Доходы государства падали с 1992 года, ликвидировать дефицит бюджета не удавалось из-за слишком большого объема социальных расходов. Любые попытки сократить его натыкались на противодействие Госдумы, в которой тогда преобладал сильный блок коммунистов.

Налоги плохо администрировались, вариант с финансированием дефицита за счет эмиссии денег тоже не подходил - ЦБ отказывался их печатать, чтобы обуздать инфляцию. Сокращение денежной массы приводило к тому, что предприятиям временами нечем было друг с другом рассчитываться; в массовую практику вошел бартерный обмен.

В этих условиях оставалось наращивать госдолг. Обязательства России по облигациям увеличивались с середины девяностых. Заодно росли и расходы на обслуживание и рефинансирование долга; к моменту дефолта они были одной из основных расходных статей бюджета. В 1997 году для поддержания спроса на российские бумаги государству пришлось существенно повысить их доходность - и, следовательно, свои затраты.

Масла в огонь подлил кризис в Юго-Восточной Азии, разразившийся на рубеже 1997-1998 годов. Он привел к массовому уходу инвесторов с развивающихся рынков (Таиланд, Индонезия, Южная Корея, Малайзия и т. д.). Это затронуло и российский фондовый рынок, на котором также начались распродажи: в начале 1998-го индекс РТС-1 рухнул примерно на треть. Следствием ситуации в азиатских странах стало, в довершение ко всему, резкое падение цен на нефть.

  • Академик РАН, специалист по экономике России переходного периода

    Кризис, который начался еще в IV квартале 1997 года, достиг апогея с объявлением дефолта. Сама по себе рецессия не была продолжительной: уже с 1999-го начался подъем экономики. Однако социальный кризис продолжался весь 1999 год. Розничные цены выросли на 80% с лишним в 1998-м и еще на 37% в 1999 году, резко снизились реальные доходы населения и уровень потребления, выросла безработица.

    Конечно, у ситуации 1998-го был и ряд объективных предпосылок. Из-за кризиса в Юго-Восточной Азии крупнейшие мировые инвестиционные фонды и банки потеряли деньги и стали продавать активы в развивающихся странах, в том числе в России. Наш фондовый рынок упал в 8-10 раз. Потом инвесторы стали продавать ГКО и менять полученные за них рубли на доллары на нашей валютной бирже.

    Ситуацию усугубила и Дума. В конце 1997 года она не приняла бюджет на следующий год. Депутаты настаивали, чтобы Борис Ельцин снял Чубайса и Бориса Немцова, которые были первыми замами Черномырдина и вели политику. Дума была левая, во многом прокоммунистическая. Депутаты, объединившись, решили устроить импичмент, и в результате I квартал 1998 года мы жили без утвержденного бюджета. Если вы живете без утвержденного бюджета, вы должны тратить не больше, чем в I квартале предыдущего года. А он был крайне неудачным, потому что Чубайсу и Немцову на тот момент не удалось вернуть деньги, которые Ельцин раздавал во время своей предвыборной кампании. Перед выборами он отсрочил выплату налогов, дал поблажки ряду крупных фирм (например, позволил не платить таможенные пошлины). С 1997 года бюджет не выполнялся по доходам, а соответственно, - не могли выполняться и расходы. У правительства не было денег, чтобы платить бюджетникам и пенсионерам. В начале 1998 года обязательства государства перед ними стали нарастать, благосостояние людей сильно ухудшилось.

    Удар мог быть смягчен: ни столь масштабного повышения цен, ни банковского кризиса - ничего этого не произошло бы, если бы в 1997 году (в крайнем случае до мая 1998-го) мы девальвировали рубль. Наверное, и в этом случае кризис бы остался, но был гораздо менее глубоким. Нужно было отпустить рубль с уровня 6,20 за доллар хотя бы до 8-10. Тогда дефолта не было бы. Но наши реформаторы того времени считали, что доллар за 6,20 рубля - это их главное достижение, и решили любой ценой удержать курс. В результате - истратили золотовалютные резервы, средства бюджета, заняли очень серьезную сумму у Международного валютного фонда. И спустили все кошке под хвост - не на повышение уровня жизни, а в пользу спекулянтов. Курс рубля был явно завышен, совершенно неадекватен для рыночной экономики. Именно поэтому после дефолта он вырос в 4 раза - не может быть такого на пустом месте.

    Хочется закончить чем-то хорошим. Девальвация рубля в четыре раза впоследствии позволила обеспечить рекордно высокий темп развития в 1999-2001 годах. В результате начался мощный десятилетний восстановительный подъем экономики и социальной сферы.

  • Экономист, замдиректора «Центра развития» НИУ ВШЭ

    Насколько я вспоминаю те события, отказ от обязательств так или иначе должен был произойти, вопрос - раньше или позже. Главная проблема заключалась в фиксированном курсе рубля, который удерживался долгое время. Однажды это привело бы к обвалу. Так что искусственная поддержка курса в этом клубке событий была первичной.

    Валютный коридор держали, чтобы хоть как-то снизить инфляцию. Наверное, нужно было действовать другими методами, срезая социальные расходы. Но снизить их не позволял парламент. Получается, виноват скорее он. Но его тоже можно понять: в условиях высокой инфляции социальные обязательства были и так обесценены, еще большее их урезание вызвало бы социальное недовольство.

    Несомненно, к кризису привел целый комплекс причин. Снижение цен на нефть очень осложнило финансирование социальных обязательств. Экономика не развивалась, а достаточного объема золотовалютных резервов, чтобы компенсировать такое падение нефтяных цен, не было; пришлось увеличивать заимствования через ГКО.

    Да, решение от 17 августа подорвало доверие инвесторов к России. Но чтобы вернуть доверие, потребовалось не так уж много времени. В 2000 году начался сильный экономический рост, за этим последовало восстановление иностранных инвестиций. А далее - сырьевой суперцикл и еще больший приток иностранных средств. Инвесторы имеют короткую память, тем более когда есть возможность получить прибыль.

  • Экономист, политолог, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге

    События 17 августа были неизбежностью. Можно было раньше думать, как их не допустить, причем за полгода до этого надо было принимать одни решения, за три года - другие. А лучше всего было вообще не доводить до такой ситуации, готовясь за много лет. Но в последний момент изменить что-либо было уже невозможно. У государства не было денег, чтобы расплачиваться по обязательствам. Если бы удалось взять большой кредит у МВФ, то можно было попробовать как-то выкрутиться. Но на тот момент ресурсов физически не было.

    Проблема, конечно, была не в тех, на кого возложили всю ответственность. Тем более не в Гайдаре и не в Чубайсе - на тот момент они уже не занимали никаких постов. В начале девяностых годов у нас печаталось очень много денег, чтобы закрывать бюджетные дыры. Занимался этим Центральный банк во главе с Виктором Геращенко. Это приводило к высокой инфляции, и это была совершенно разрушительная политика для страны.

    Что сделал Чубайс и другие люди, которые руководили экономикой с середины девяностых? Вместо того, чтобы печатать деньги, они создали систему заимствований, пирамиду долга, тем самым остановив инфляцию. Но такого рода пирамиды работают только в случае, если к стране есть доверие и начинается быстрый переход к экономическому росту. У нас доверия было мало, и перейти к росту до 1998 года мы не успели. Поэтому пирамида рухнула.

    Да, государство сохраняло непосильный объем не только социальных - самых разных обязательств. Из-за этого и пришлось печатать деньги. Конечно, правительство могло быть более жестким, мог и президент. Но Борис Ельцин хотел выиграть выборы 1996 года, свои причины для компромиссов были и у правительства. Так и получилось, что должной жесткости никто не проявил, и это повлекло печальные последствия.

    Что касается Гайдара, то его ругают скорее по инерции - еще со времен либерализации цен в 1992 году. Наверное, и он мог быть жестче. Но в чем должна была состоять его жесткость? Он должен был хлопнуть дверью и сказать: «Разбирайтесь без меня»? В этом случае на нем не лежало бы вообще никакой ответственности, но проблемы от этого никуда бы не делись. Вот на Григории Явлинском никакой ответственности нет. Но он никогда ничего не делал, он был в оппозиции.

    Ответственность за события 1998-го лежит на Ельцине, на Викторе Черномырдине, который слишком долго возглавлял правительство и ушел в отставку только тогда, когда уже ничего было не исправить. Но по большому счету вина есть и на Съезде народных депутатов, который разваливал нашу финансовую систему в 1992-1993 годах, на Геращенко, который в те же годы напечатал кучу денег, на советском руководстве, которое подвело Советский союз к полному развалу. Сошлось много обстоятельств.

Артем Малютин

Справка

Использованы материалы Росстата, Совета Федерации, Института Гайдара, газеты «Коммерсантъ». Цитаты экспертов приведены с незначительными изменениями. Мнения, высказанные третьими лицами, могут не совпадать с позицией редакции.

(англ. - невыполнение обязательств) - нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, неспособность производить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять иные условия договора займа.

Этим термином обозначают любые виды отказа от долговых обязательств (т.е. он является синонимом понятия "банкротство"), но, как правило, его используют более узко, имея в виду отказ центрального правительства или муниципальных властей от своих долгов.

После распада СССР Россия в 1990-е годы почти постоянно испытывала финансовые трудности. Поэтому она остро нуждалась в зарубежных займах, но не могла надежно гарантировать обслуживание долга. Следствием больших внешних и внутренних займов явился огромный госдолг. По данным Центробанка, на момент кризиса резервы ЦБ составляли 24 млрд долларов, обязательства перед нерезидентами на рынке ГКО/ОФЗ (государственные краткосрочные обязательства/облигации федерального займа) и фондовом рынке - свыше 36 млрд долларов. Общая сумма платежей государства в пользу нерезидентов приближалась к 10 млрд долларов в год .

Ситуацию усугубляли снижение мировых цен на сырье (прежде всего на нефть, газ, металлы) и начавшийся весной 1998 года в Азии мировой финансовый кризис . Из-за этих событий валютные доходы правительства уменьшились, а частные иностранные кредиторы стали крайне опасаться давать займы странам с нестабильной экономикой.

По мнению экспертов, тревоги о возможной девальвации рубля резко усилились 3 июля 1998 года после заявления исполнительного директора МВФ Мишеля Камдессю, сказавшего, что даже в случае исполнения Москвой всех требований фонда, его организация вряд ли сможет организовать заем на 15 млрд долларов, который запросила Россия.

9 июля в Москве завершились переговоры с МВФ, в результате чего Россия имела реальные шансы в течение 2-х лет получить новые кредиты на сумму 22,6 млрд долларов.

10 июля, комиссия ООН для Европы: "Девальвация рубля почти неизбежна и даже желательна. Она может предоставить российской экономике временное облегчение".

20 июля МВФ принял решение выделить России первый транш экстренных внешних займов в размере 14 млрд долларов. Угроза девальвации рубля отступила.

29 июля директор Института экономического анализа Андрей Илларионов выступил с резкой критикой политики ЦБ РФ и призвал к скорейшему проведению девальвации рубля.

5 августа правительство приняло решение о резком - с 6 до 14 млрд долларов - увеличении лимита внешних заимствований России в текущем году. Фактически такое решение говорит о невозможности финансирования бюджета из внутренних источников.

6 августа МБРР принял решение выделить России третий займ на структурную перестройку экономики в размере 1,5 млрд долларов. На мировом рынке российские валютные обязательства достигли минимальных значений.

11 августа обрушились котировки российских ценных бумаг на биржах. Падение цен на акции в РТС превысило 7,5%, после чего торги были остановлены. Весь день банки активно скупали валюту, а к вечеру стало известно о приостановке операций целым рядом крупнейших банков.

12 августа резкий рост спроса на валюту привел к остановке межбанковского кредитного рынка и кризису ликвидности. У банков, которым были нужны большие суммы для выполнения форвардных контрактов, начались перебои с возвратом ссуд. ЦБ РФ снизил лимиты на продажу валюты крупнейшим коммерческим банкам, сократив свои затраты на поддержание курса рубля.

13 августа рейтинговые агентства Moody`s и Standard & Poor`s понизили долгосрочный кредитный рейтинг России. Состоялась экстренная встреча министра финансов Михаила Задорнова и зампреда ЦБ Сергея Алексашенко с представителями крупнейших российских банков. Правительство заявило, что поддержание валютного рынка и рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) - дело самих банкиров.

15 августа президент Борис Ельцин, отдыхавший на Валдае, прервал отпуск и вернулся в Москву. Премьер-министр провел совещание с главами Центробанка, Минфина и спецпредставителем Кремля в международных финансовых организациях. Глава правительства дал поручение разработать меры по стабилизации ситуации.

17 августа 1998 года глава правительства Сергей Кириенко объявил о введении "комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики", которые фактически означали дефолт и девальвацию рубля. На 90 дней приостановилось выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, по сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Купля-продажа ГКО прекратилась .

Одновременно с приостановкой выплат по ГКО ЦБ РФ переходит на плавающий курс рубля в рамках границ валютного коридора от 6 до 9,5 рублей за доллар. Курс рубля упал по отношению к доллару сразу в полтора раза.

В этот же день банки перестали выдавать вклады. На улицах выстроились очереди обеспокоенных вкладчиков. ЦБ РФ сделал заявление, в котором объяснил: "проблема российской банковской системы состоит в том, что у большинства банков, особенно крупных, обязательства выражены в валюте, а активы - в рублях. В случае девальвации их ожидают очень большие дыры в балансе, не сравнимые с объемом форвардных обязательств".

18 августа Александр Лившиц подал в отставку с поста заместителя главы администрации президента, сказав, что "не смог уберечь президента". Международная система Visa Int. блокировала прием карт банка "Империал", а остальным российским банкам рекомендовала приостановить выдачу наличных по картам. ЦБ заявил о намерении запретить банкам устанавливать разницу между курсом покупки и продажи валюты свыше 15%.

19 августа правительство без указания причин объявило о переносе принятия решения о порядке реструктуризации ГКО. Тем самым был продлен срок работы банков в условиях неопределенности (использована идея Франклина Рузвельта - недельные "банковские каникулы"; когда она закончится, можно будет легко отличить погибшие банки от выживших).

20 августа зампред ЦБ заявил об отказе от практики введения в банках временных администраций. Новая мера предполагала предоставление банкам кредитов под залог контролируемых ими блокирующих пакетов акций. Сергей Дубинин объявил, что Центробанк отныне гарантирует вклады населения во всех банках.

21 августа все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Visa Int. разослала всем иностранным банкам письмо, в котором рекомендовала не выдавать наличные по картам ряда российских банков.

23 августа Борис Ельцин подписал указ об отставке Сергея Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина.

По расчетам, сделанным Московским банковским союзом в 1998 году, общие потери российской экономики от августовского кризиса составили 96 миллиардов долларов. Из них корпоративный сектор утратил 33 миллиарда долларов, население - 19 миллиардов долларов, прямые убытки коммерческих банков (КБ) достигли 45 миллиардов долларов. Некоторые эксперты считают эти цифры заниженными.

В результате девальвации, падения производства и сбора налогов в 1998 году валовой внутренний продукт сократился втрое - до 150 миллиардов долларов - и стал меньше, чем ВВП Бельгии. Россия превратилась в одного из крупнейших должников в мире. Ее внешняя задолженность увеличилась до 220 миллиардов долларов (165 миллиардов долларов составили долги государства, 30 миллиардов долларов - банков, 25 миллиардов долларов - компаний). Данная сумма в пять раз превышала все годовые доходы казны и составляла почти 147 % ВВП. С учетом внутреннего долга различных органов власти перед бюджетниками и предприятиями по зарплате и госзаказу общие обязательства превышали 300 миллиардов долларов или 200% ВВП. В то же время, по неофициальным американским оценкам, на Западе осело 1,2 трлн долларов российского происхождения, что было эквивалентно восьми тогдашним валовым внутренним продуктам РФ.

В августе 1998 года одномоментно рухнули все несущие конструкции бюджетной и кредитно-денежной системы России. До самых низких показателей упал сбор налогов. Темпы инфляции ускорились в три раза, что вместе с четырехкратной девальвацией еще больше обесценило доходы казны, граждан и предприятий.

Ряд российских банков не смог пережить дефолт. Так, Банк России отозвал лицензию у Инкомбанка, который входил в пятерку крупнейших банков России, однако во время дефолта 1998 года его признали банкротом и в банке ввели временное арбитражное управление.

По мнению экспертов, позитивным последствием кризиса 1998 года стало повышение конкурентоспособности российской экономики. Вследствие девальвации рубля цены на импортные товары внутри страны подскочили, а цены отечественных товаров заграницей упали, что позволило им занять рынки, которые они не могли занять раньше. Кризис 1998 года дал шанс отечественной промышленности набрать силу, отгородил ее от импорта и увеличил экспортные возможности. Оздоровилась и государственная политика, финансовый кризис заставил чиновников более ответственно относиться к бюджетному планированию. Малый бизнес осознал свою силу и стал развиваться в крупные предприятия.

Главным результатом кризиса 1998 года эксперты называют отход экономики от сырьевой модели и развитие других отраслей экономики, которые до финансового кризиса замещались импортом.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников