Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Крым тянет ввп вверх. Таврида в собственном соку

29 . 03 . 2014 | Россия

Для крымской промышленности начинаются новые времена - на полуостров приходят российские инвестиции

Инвестиции России в экономику Крыма в случае присоединения полуострова могут составить несколько миллиардов долларов уже в ближайшее время. Власти ожидают, что бизнес из России вложит в крымские проекты пять миллиардов долларов (около 160 млрд.р.)

Потенциальные направления для дальнейшего промышленного развития региона – инвестиции в ВПК (феодосийские предприятия военно-промышленного комплекса), в портовое хозяйство и добычу углеводородов на шельфе. В частности, Д.Рогозин предположил возможность загрузки крымской промышленности долгосрочными и выгодными заказами, о том же заявил СоюзМаш России, упомянув о возможности финансирования в объеме 40 млрд рублей на поддержку промышленности. Средства направят на поддержку предприятий, связанных с оборонно-промышленным комплексом, машиностроением, обслуживанием судов, в том числе кораблей Черноморского флота России.

Обзор промышленности полуострова, приведенный ниже, позволяет предположить только 3 направления инвестиций в промышленность – судостроение, приборостроение и добыча углеводородов на шельфе (после разграничения прав собственности с «Нафтагазом Украины»). Инвестиции в химическую промышленность и энергетику возможны лишь после уточнения принадлежности уже действующих предприятий, так как они включены в вертикально-интегрированные компании материковой Украины.


Общее описание экономики республики Крым

Общая доля Крыма в ВВП Украины - 3%, а ВРП Крыма оценивался в 2012 году в 4,3 млрд долларов. 52% расходов бюджета Крыма, который равен примерно 2,5 млрд гривен, обеспечивается поступлениями из государственного бюджета Украины. В 2009 году объем экспорта крымских товаров в страны ЕС составил 83,3 млн долларов.

Основные доходы Крыму дают:

Промышленность - 16% (более пятисот крупных и средних предприятий),

Торговля - 13%,

Сельское хозяйство - 10% (зерновое хозяйство, виноградарство).

Доходы от туризма - 6% (в среднем - 6 млн туристов в год), при этом 40% отдыхающих приезжают на курорты Крыма из России

Республика Крым, которая почти целиком обеспечена собственными продуктами питания, 45% экспорта отправляет в страны СНГ (45%), большую часть - в Россию (29%), еще 23% товаров экспортируется в страны ЕС. Крым является крупным экспортером сельхозпродукции, а в страны Евросоюза вывозится много продуктов неорганической химии.

Больше всего из Крыма вывозится алкогольных и безалкогольных напитков (преимущественно - вина), в Россию, Белоруссию, Японию, Китай, Германию, США и прочие страны.

Общее описание промышленности республики

Химическая промышленность

ЗАО "Крымский ТИТАН" (/www.titanexport.com/) – ведущий производитель химической продукции, выпускает двуокись титана, красный железорудный пигмент, аммофос и другую химическую продукцию. Продукция завода, по данным “Госвнешинформ”, занимает приблизительно 30% долю на российском рынке диоксида титана и 80% от всего импорта этой продукции в РФ. Однако, как отмечают источники на рынке, без сырьевых поставок в рамках вертикально-интегрированного холдинга предприятие функционировать вряд ли сможет. Украина располагает около 20% мировых запасов титановых руд, добываемых Иршанским и Вольногорским ГОКами.

ОАО "Крымский содовый завод" (www.cs.ua) – мощное предприятие – производитель кальцинированной соды марок "А" и "Б", который функционирует более 30 лет. Компания предлагает для реализации на внутреннем и внешнем рынках соду техническую, моющие средства, соль, известь строительную.

ОАО "Бром" (www.perekopbromine.com) – является единственным в Украине производителем брома и его соединений, который использует естественное сырье – рапу озера Сиваш.

Энергетика

Энергораспределяющая компания “ ДТЭК Крымэнерго” , входящая в холдинг ДТЭК Рината Ахметова, с долей в снабжении полуострова током около 80%. В 2013 году увеличил чистый убыток по МСФО на 14,1% по сравнению с 2012 годом - до 182,83 млн грн ($19,81 млн).

4 солнечные электростанции - Перово, Охотниково, Родниково и Митяево общей мощностью 227,5 МВт австрийского девелопера Activ Solar, которого в СМИ связывают с Андреем Клюевым.

Машиностроение

Отрасль представлена более чем 50 предприятиями.

ОАО "Машиностроительный завод "Фирма Сэлма" (www.selma.ua) – ведущий производитель электросварочного оборудования в Украине и странах СНГ. ОАО "Симферопольсельмаш" (www.selmash.strace.net) – один из лидеров по производству режущих запчастей к сельскохозяйственной технике не только в Крыму и Украине, но и в странах СНГ.

ОАО "Фиолент" (www.fiolent.com) – современное высокоорганизованное предприятие, которое является одним из лидеров производства электроинструментов в Украине и странах СНГ.

ОАО "Пневматика" (www.pneumo.com.ua) – предприятие, которое уже на протяжении 30 лет изготавливает пневмоаппаратуру для различных отраслей экономики. Программа поставок включает сотню модификаций пневматических устройств.

ОАО "Судостроительный завод "Залив" – ведущий производитель и экспортер современных среднетоннажных танкеров. При этом предприятие преимущественно работает на экспорт - основными заказчиками являются Норвегия и Нидерланды. В 2013 году стало известно, что завод Константина Жеваго станет совладельцем двух предприятий норвежской судостроительной компании Bergen Group ASA. За $18,2 миллиона “Залив” получит 51% акций в новосозданной компании. Этой компании будут переданы принадлежащие Bergen Group заводы Fosen и BMV. Также компания в рамках подписанного договора получит $40 млн для финансирования строительства судов.

“Севморзавод” (СМЗ) , 60% которого принадлежит Петру Порошенко. Одним из основных заказчиков завода является “Укрспецэкспорт”. Продукция завода отправляется на экспорт в страны России, Кубы, Румынии, Польши, Германии и другие. В 2012 году СМЗ сократил неконсолидированный чистый убыток по МСФО в 2,6 раза - до 5,35 млн грн ($0,58 млн), его чистый доход возрос на 17% - до 52,87 млн грн ($5,72 млн).

ОАО "ФСК "Море" (www.morye.crimea.ua) – мощное предприятие, которое производит скоростные корабли (на подводных крыльях, на воздушной подушке и т.п.), прогулочные яхты, катера с корпусами из алюминиево-магниевых сплавов.

ГП "Стеклопластик" (www.boat.h1.ru) имеет значительный производственный потенциал и является крупным специализированным предприятием, которое владеет технологией изготовления сложных конструкций из полимерных композитных материалов. Продукция компании: шлюпки и катера различного назначения, прогулочные лодки, байдарки и т.п.

Добывающая промышленность

ГАО «Черноморнефтегаз» входит в состав НАК «Нефтегаз Украины» и специализируется на разведке и добыче нефти и газа в акватории Черного и Азовского морей, хранении и траспортировке природного газа. На шельфе Черного и Азовского морей и в сухопутной части Крыма «Черноморнефтегаз» разрабатывает 3 газоконденсатных (Голицынское, Штормовое и Фонтановское), 6 газовых (Архангельское Стрелковое, Джанкойское, Задорненское, Восточно-Казантипское, Северо-Булганакское) и одно нефтяное (Семеновское) месторождения. При этом компания является довольно перспективной - в прошлом году здесь начали разработку Субботинского месторождения, а в текущем планируют пробурить 11 новых скважин. Добыча же по итогам 2013-го возросла на 40,6% в сравнении с позапрошлым и составила 1,65 млрд кубометров ресурса.

“Смарт-Холдинг” - Балаклавское рудоуправление (БРУ), Евпаторийский завод стройматериалов и Сакский завод строительных материалов. Компании “Смарт-Нерудпром” поставляют известняк и гранитный щебень на рынок Украины, разрабатывают Евпатарийское месторождение известняков, Псилерахский и Кадыковский карьеры и Сасыкское месторождение.

Транспорт

Основной транспортный поток (как пассажирский, так и грузовой) в Крым идёт сухопутным путем - через Перекопский перешеек. Керченская паромная переправа маломощна. Ещё недавно украинскими властями планировалось увеличить её пропускную способность всего до 400 человек и 60 автомобилей в час (в обе стороны). Керченский грузовой порт не рассчитан на дополнительные перевозки в случае отсутствия автомобильного и железнодорожного сообщения с Украиной.

в случае блокирования сухопутного сообщения (а это весьма вероятно) Крым из полуострова становится настоящим островом. Это создаёт проблемы с вывозом объёмной продукции сельского хозяйства (включая виноделие), химической промышленности, а также завозом товаров, необходимых для текущей жизнедеятельности Крыма (недостающее продовольствие, особенно в курортный сезон, ширпотреб и т. п.).

Туризм

Если говорить о крымской индустрии отдыха и сопутствующих ей торговле и сфере обслуживания, то в ней официально занято 266,3 тысячи человек, или практически 30 % легально занятого населения Крыма. Малый и средний бизнес в отрасли в большинстве своем не зарегистрирован, и его необходимо «ввести в правовое пространство».

Сельское хозяйство

Вторым по занятости в Крыму сектором является сельское хозяйство - почти 200 тысяч человек. Это - северные районы полуострова. Поддерживать экономику этого сектора позволяли вода, идущая с материковой Украины, и перетекающая оттуда же электроэнергия.

Министр финансов РФ Антон Силуанов в начале марта заявил, что его ведомство приступило к консультациям о размерах помощи, которую Россия могла бы оказать Автономной республике Крым. Какой именно объем инвестиций понадобится полуострову, пока неизвестно, но очевидно, что в одиночку Крыму не выжить. Регион устроен таким образом, что без дотаций со стороны материковой Украины, России или любых других потенциальных союзников Крым так и останется одним из беднейших уголков Европы с ярко выраженной сезонной экономикой и перебоями с питьевой водой и электричеством.

Согласно Силуанова, дефицит бюджета Крымской автономии сейчас составляет 10 миллиардов гривен (по текущему курсу чуть более миллиарда долларов). В этом смысле Крым мало чем отличается от Украины в целом, которая сегодня тоже не может свести концы с концами и в основном проедает деньги.

Ранее вице-премьер Крыма Рустем Темиргалиев называл другие цифры. По его словам, нужно около миллиарда долларов на поддержку бюджетной системы (что более или менее согласуется с предварительными данными российского Минфина) и еще три миллиарда долларов на инвестиции в экономику полуострова.

До конца неясно, правда, на какой срок должны быть выделены средства, о которых говорили Силуанов и Темиргалиев. В минувшем году общий объем расходов бюджета республики достигал 5,5 миллиарда гривен, дотации и субвенции из государственной казны Украины - 2,7 миллиарда гривен, а дефицит составил примерно 300 миллионов гривен. По оценке Темиргалиева, в 2013 году в бюджет Украины республика заплатила те же 2,7 миллиарда, то есть сколько отдали, столько и получили.

Почему Крым так остро нуждается в инвестициях? Дело в том, что на сегодняшний день полуостров не самодостаточен по очень большой группе жизненно важных товаров и ресурсов. Если допустить на минуту, что Крымская автономия отделится от Украины, то эти ресурсы он должен будет закупать по рыночным ценам. Вариант, при котором Киев захочет устроить Симферополю ту или иную форму блокады, также исключать нельзя.

Главный вопрос, который сейчас беспокоит крымчан, - это наличие питьевой воды. Крупных рек и пресных озер на полуострове нет. Значительная часть воды идет на территорию республики через Северо-Крымский канал, а туда поступает из Днепра. Сейчас крымчане пользуются водой с «материка» бесплатно, и далеко не факт, что это положение вещей сохранится в случае отделения от Украины. Кроме того, по оценке местных экологов, канал сильно загрязнен и заилен, и уже сейчас часть воды не удается очистить до нужных стандартов качества. Собственных средств на очистку канала у автономии нет, а организовать в сжатые сроки водоотвод из России (например, с Кубани) нереально. Не в лучшем состоянии пребывают и некоторые внутренние водохранилища Крыма.

Валовой региональный продукт Крыма в 2012 году составил 4,3 миллиарда долларов - это чуть менее трех процентов от ВВП Украины (170 миллиардов долларов). Крым имеет торговый профицит, поставляя за рубеж больше товаров, нежели импортируя. Основной статьей экспорта являются продукты питания, прежде всего вино и виноматериалы.

Те же сложности с электроэнергией. За исключением небольших солнечных и ветряных электростанций, собственных источников в Крыму нет, и более 90 процентов потребления (1200 мегаватт мощности) составляют поставки с основной территории Украины. По словам нового премьер-министра автономии Сергея Аксенова, план снабжения полуострова на крайний случай (если Киев все же прекратит снабжение) уже разработан - «при содействии российских коллег». Но какие конкретно меры имеются в виду, пока неизвестно - едва ли в кратчайшие сроки можно протянуть линию электропередач через Керченский пролив.

Газ - фактически единственное, в чем Крым не испытывает нужды. В 2013 году добыча газа предприятием «Черноморнефтегаз» достигла 1,65 миллиарда кубических метров. Автономия потребляет менее миллиарда кубометров в год, демонстрируя положительный баланс, и поставляет топливо в «основную» часть страны. Скорее всего, республика будет нуждаться в поставках нефти и бензина, но их организовать как раз сравнительно нетрудно.

Фото: Сергей Анашкевич / РИА Новости

На то, чтобы устранить эти «узкие места» в экономике, потребуются сотни миллионов (если не миллиарды) долларов и как минимум несколько лет. Однако едва ли Крым сможет обеспечить настолько быстрый экономический рост, чтобы самостоятельно генерировать необходимые для масштабных инфраструктурных вложений суммы. Экономика автономии является довольно архаичной и узкоспециализированной.

Основной ее отраслью, как и все последние сто лет, остается туризм. В прошлом году количество туристов составило почти шесть миллионов человек, лишь немногим уступив рекорду 2012 года. С этой сферой так или иначе связано большинство местных домохозяйств - либо напрямую, либо через смежные отрасли.

По ВВП на душу населения, равно как и по зарплатам, Крым находится в нижней части списка украинских регионов. Средний крымчанин в январе 2014 года получал 2693 гривны (в среднем по Украине - 3148 гривны). Для сравнения, средняя зарплата в соседнем российском регионе - Краснодарском крае - составила 21,8 тысячи рублей (5,5 тысячи гривен), а в Ростовской области - 19,7 тысячи рублей (4,9 тысячи гривен).

Ежегодно прибыль от туристического сектора исчисляется миллиардами долларов, однако значительная часть этих доходов является скрытой. Крым, как и в советские времена, интересует в основном любителей «дикого» отдыха. Местные граждане, как правило, сдают свои квартиры и комнаты на курортный сезон. Естественно, это предпринимательство практически всегда минует налоговую инспекцию. Ожидать, что новая власть сумеет достаточно быстро изменить ситуацию, было бы странно. А для устройства на полуострове организованного отдыха нужны колоссальные вливания в обновление инфраструктуры, подобные тем, что произошли в Сочи.

Впрочем, притока туристов это не гарантирует, зато цены повысятся почти наверняка. Сейчас же туристическая привлекательность Крыма такова, что на кусок хлеба жители в любом случае заработают, хотя, возможно, не в этом году: по оценке ряда туроператоров, текущий сезон в Крыму уже испорчен.

«Я убежден, что Крым смог бы самостоятельно жить и процветать. Даже в составе Украины Крым мог бы получать от туристического рынка - основы благосостояния региона - намного больше, чем имеет. Сейчас в Крым приезжает около пяти миллионов туристов. Тратят, предположим, по 1000 долларов, это пять миллиардов долларов, но налоги с этой суммы в бюджет не доходят».

Лев Миримский, крымский предприниматель и политик, депутат Верховной Рады - в интервью «Ленте.ру»

Почти все отрасли крымской экономики обеспечивают только внутреннее потребление. Исключением, помимо туризма, является лишь виноделие, которое здесь активно развивалось еще в XIX веке (собственно, Крым стал первым центром российской индустрии вин). Крупнейшим импортером крымского вина была и остается Россия. За пределами же СНГ продукцией «Массандры» и «Инкермана» можно заинтересовать разве что любителей географической экзотики.

В последние годы поставки вина в Россию сократились. Отчасти это было связано с ужесточением таможенного контроля на российско-украинской границе в прошлом году, ударившим в том числе и по крымской продукции. Отрицательную роль сыграло и постоянное повышение российских акцизов на алкоголь. Впрочем, даже при таком раскладе Крым в 2013 году поставил в РФ более 18 миллионов бутылок вина (на 30 процентов меньше, чем в 2012-м). В целом крымские вина занимают весьма солидную часть российского рынка - около 6 процентов.

С учетом того, что потребление вина в России вообще растет достаточно быстрыми темпами, у крымчан есть неплохие перспективы зарабатывать в этой сфере больше. Однако и здесь необходимы вложения. Виноградные кусты на полуострове зачастую живут дольше 40 лет - это предельный срок плодоносности, а новые посадки требуют денег. Не факт, что виноделы Крыма, который обладает почти идеальным климатом для выращивания качественного вина, сумеют полноценно обновить «основные фонды» без посторонней помощи.

Даже если предположить, что Крым сумеет добиться независимости, самодостаточным государством он стать не сможет. Чтобы поднять свою экономику хотя бы до уровня среднего российского региона (по ВВП на душу населения он уступает большинству из них), республике необходимы огромные инвестиции - своими силами она не справится.

Экономическая безопасность зависит от многочисленных факторов. Это и уровень развития экономики, социальной сферы и даже уровень производительности труда. Когда Крым был в составе Советского Союза, основой его экономики был агропромышленный комплекс и обслуживание Черноморского флота. Тогда туристическая сфера не играла его основную экономическую роль. Крым был крупной военной и военно-морской базой, которая оказывала большое влияние как на Ближний Восток, так и на Средиземноморье. В Крыму находились предприятия военного судостроения и приборостроения, которые и составляли основу его промышленности. Находились в Крыму и предприятия пищевой промышленности. На них перерабатывалась фрукты, овощи, рыба.

Уровень жизни крымчан был достаточно высоким. Примером тому была средняя месячная заработная плата. Она составляла 235 рублей.

Мало уделялось внимания санаторно – туристической отрасли. Вложение в нее было чисто символически. Достаточно сказать, что стоимость путевок в санатории и дома отдыха оплачивались отдыхающими в пределах 15 – 20 %, а профсоюзы и государство доплачивало остальное. Все это делалось для оздоровления населения по социальной программе, а не ради получения прибыли. Санаторно – курортная отрасль не получала должного развития, хотя Крым считался ” всесоюзной здравницей”.

Отдельно надо сказать о Севастополе. Он как бы сохранял свою обособленность от Крыма, хотя и был географической частью полуострова. Севастополь мог существовать самостоятельно. Он был базой флота на Черном море. Он стал военным, научным и промышленным центром. Он обеспечивал военно – промышленный комплекс, строительство и ремонт кораблей. На его предприятиях разрабатывалось и производилось различное вооружение, электроника. Большое внимание уделялось изучению геологии и морской биологии, исследованию в области радиотехники и т. д. А сельское хозяйство и пищевая промышленность обеспечивали город необходимым продовольствием.

После распада Советского Союза структура экономики Крыма претерпела коренные изменения. Многие предприятия судостроения и приборостроения были упразднены. Сократилось производство легкой, рыбной промышленности, производство плодоовощной продукции и т. д.

Трудовые ресурсы высвобожденные из этих отраслей перешли в малый бизнес. Но это не стало предпринимательством, в полном понятии этого слова. Это было средством выживания людей.

Промышленность Севастополя пришла в упадок. Прошли аукционы, на которых частный капитал выкупил акции, но положительных сдвигов не произошло. Так например, Севастопольский морской завод, который занимался строительством плавкранов, кораблей, был разделен на несколько предприятий. Но выжить они не смогли. Они даже не обеспечивали текущие нужды, не говоря уже о дальнейшем развитии. Объемы производства продолжали снижаться. И за 23 года их показатели упали до минимума.

Однако уже после 2000г. наметился их рост. Этому предшествовали внутренние и внешние факторы. Рассмотрим каждые из них.

К внешним факторам надо отнести инвестиции как национальные, так и иностранные. Развитие таких отраслей, как энергетика, строительства, нефтегазового комплекса, именно связано с большими объемами инвестиционного импорта.

К внутренним факторам относятся такие, как использование промышленного и аграрного потенциала, санаторно – курортный комплекс, сельское хозяйство, транспорт. А так же устойчивый внутренний спрос, основанный на низкой инфляционной динамике и росте реальных доходов населения, который формирует высокие показатели в розничной торговле. Структурные изменения способствуют усилению роли малого бизнеса. Под их воздействием формируется новая структура производства в топливно – энергетическом комплексе. Отсюда происходит сдвиг в сторону расширения сферы услуг в экономике и т. д.

Темпы роста валового регионального продукта (ВРП) Крыма были сопоставимы с динамикой украинского ВВП (рост на 76% и на 83% за 2001-2008 гг. соответственно).

Преодолев кризис 2008 – 2009гг, экономика Крыма в течение последних лет находится в состоянии стагнации, о чем свидетельствует динамика валового регионального продукта, не превышающая 3% в год (в базовых ценах).

ВРП Республики Крым по итогам2013 г. составил $4,3 млрд. или 133,6 млрд руб. Доля автономии в ВВП Украины – почти 4%, доля Крыма в ВВП России не превышает 0,2%.

Отраслевая структура показывает, что более 60% ВРП республики приходится на сектор услуг (торговля, транспорт и связь и т.д.). Однако в регионе также сильны позиции промышленных (16%) и сельскохозяйственных (10%) предприятий.

Но доля туристического сектора составляет всего 4%, так как большая часть доходов от туристического бизнеса (80%) остается «в тени». Люди, сдаваемые свои квартиры и дома, уходят от налогов. Поэтому и туристический сбор в 2013 году составил всего лишь 30 млн. руб налоговых поступлений в бюджет. Это 0,1% от доходов бюджетов Республики Крым и Севастополя.

Базовой отраслью экономики Крыма остается промышленность. На нее приходится 35 – 37 % всех поступлений в бюджет и 16 % валового регионального продукта.

В Республике Крым в настоящее время промышленным производством заняты более 2000 предприятий. Сюда входят предприятия всех форм собственности и ведомственной подчиненности, включая малые предприятия и физических лиц – предпринимателей, которые используют труд наемных работников в сфере промышленного производства.

В промышленном секторе заняты более 100 тысяч человек. Сюда относятся и работающие по договорам с предпринимателями и в том числе работающие на средних и мелких промышленных предприятиях – около 67 тысяч человек.

В промышленных отраслях структуру занятости можно считать стабильной. Но число работников в пищевой, химической промышленности и машиностроении уменьшилось за последнее десятилетие. Но в то же время на предприятиях добывающей промышленности, теплогазоснабжения и энергетики число занятых увеличилось. И главной составляющей промышленного производства является электроэнергетика (35%) ,пищевая промышленность (26%), химическая (20%), машиностроение (10%), добывающая промышленность (5%).

Здесь нельзя не заметить два периода нестабильности и снижение уровня производства в развитии промышленности Крыма. Первый – это 2008 – 2008 годы и второй в 2012 году. В это время финансово – экономического кризиса произошел резкий дефицит оборотных средств, кредитных ресурсов, снижение объемов производства продукции и спроса на производимую продукцию. Все это сказалось на реальном сокращении уровня промышленного производства в Республике Крым на 17,3% в 2008 году и на 1,3% в 2012 году к уровню соответствующего предшествующего года. И надо отметить, что к началу 2014 года объем промышленного производства по отношению к уровню 2007 года еще не достигнуты.

Основным товаром экспорта Республики Крым является промышленная продукция. Она составляет 90% от его объемов. Половину экспорта составляет продукция химических предприятий. А в последние годы добавилась и промышленность строительных материалов. Сюда входит добыча и производство.

Объем промышленного производства Севастополя в 2013году увеличился на 14,5 % по сравнению с 2012 годом. А объемы производства во всех отраслях сокращались. И только индекс перерабатывающей промышленности составил 120,4%.

В худшую сторону изменилось положение в легкой, пищевой промышленности и в машиностроении. Сами за себя говорят такие данные. Индекс промышленной продукции составил 79,7 %. Неплатежи за выполненные работы по ремонту военных кораблей ВМС Украины на ПАТ “Севастопольский морской завод” явились причинами такого спада производства.

Произошел спад производства в добывающей промышленности и разработке карьеров. Причина – уменьшение объемов добычи инкерманского камня на ПАО “Инкерстром”, и ЧП “Доломит”, так как не было спроса на эту продукцию. Этот камень становился все менее и менее востребован.

Уменьшился выпуск пищевых продуктов, напитков, табачных изделий из-за спада производства. Произошло это по причине ремонта цехов на этих предприятиях.

Спад производства наблюдался и в текстильной промышленности, в частности на швейном предприятии – ПАТ “Трикотаж”. Заказы уменьшились, а на рынке данной отрасли появилось большое количество товаров зарубежных компаний более дешевых, хотя и менее качественных.

Так же стали снижаться объемы производства продукции на предприятиях по производству резиновых и пластмассовых изделий. Так как в Севастополе много строительных супермаркетов, то продукция местных предприятий не выдерживала конкуренции.

На территории Крыма в 1999 – 2004 годах пытались привлечь иностранные инвестиции, которые планировалось направить на промышленное развитие. Но ничего не получилось. И только незначительные объемы российских и украинских инвестиций были вложены в гостиничные проекты в Ялте и Алуште. Работа по привлечению инвестиций в экономику Крыма в последние 20 лет так и не увенчалась успехом.

В бюджетном секторе надо особо отметить, что 75% доходов и 80% всех расходов бюджетной системы формировалось на уровне государственного бюджета Украины. Тогда как региональным и местным бюджетам оставалось всего лишь 20 – 25 %. В государственный бюджет были переданы все основные налоги и сборы – НДС, налог на прибыль. Они составляли более 99% сборов. Были переданы все основные акцизы и платежи за пользование природными ресурсами. Регионам доставалось всего ничего, а именно: налог на доходы физических лиц и налог на землю. Но высокий уровень теневой активности, низкий уровень доходов населения, оценка земли по кадастровой, а не по рыночной стоимости для большинства регионов делали бюджет дефицитном. Но в украинской бюджетной системе Республика Крым имела преимущество – в ее бюджет зачислялся акциз на выпускаемые спиртные напитки.

Как результат, объем трансферта из государственного бюджета Украины в последние годы составлял 40-50% от всех доходов консолидированного бюджета Крыма.

Аналогичная ситуация складывалась и с бюджетом г. Севастополя. Трансферт из Государственного бюджета Украины в городской бюджет в последние годы составлял 2,5-3 млрд. руб. (т.е. фактически город является нетто-донором, т.к. плата России за базирование Черноморского флота в Севастополе составляла 97 млн. долл.).

На регионы ложится основной объем финансирования социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная политика) и это несмотря на низкий уровень доходов. Основная часть бюджетных расходов сейчас направляется на обеспечение первоочередных выплат (плата за услуги ЖКХ бюджетных учреждений, выплаты заработной платы в бюджетном секторе составляют около 50% от всех бюджетных расходов, ещё около 30% приходится на социальные выплаты трансферты местным бюджетам), тогда как расходы на развитие экономики остаются более чем скромными.

Крым опережал большинство регионов Западной Украины (Житомирскую, Винницкую, Ивано-Франковскую области), по объему промышленного производства. Однако значительно уступал промышленным гигантам востока страны (вклад Донецкой и Днепропетровской областей в национальный выпуск превышал 18%). И все – таки экономика Крыма имела уровень развития ниже среднего среди украинских регионов. Практически по всем основным отраслям экономики вес Крыма существенно ниже веса его населения. Особенно острой представляется слабость обеспеченности производством электроэнергии (зависимость от поставок из Украины более чем на 80%), а также небольшая роль в украинском урожае зерновых. Еще три года назад Крым собирал достаточно большие объемы зерна, однако из-за засушливости его растениеводство вошло в диссонанс с остальной частью Украины: в то время как Украина в 2012-2013 годах ставила рекорды сбора зерна, Крым поступательно сокращал урожай зерновых.


Библиографический список
  1. Коваленко А.В., Калинская Е.С., Гелета И.В. Направления роста производительности труда.//Экономика устойчивого развития. Региональный научный журнал, Краснодар. 2014. №3 -с.99-104.
  2. Журнал «Экономика Крыма» основан в1994 г. Крымским отделением Академии экономических наук Украины (регистрационное свидетельство КМ №109 от 5.07.1994г.)
  3. Журнал “НИВА” Республика Крым. город Симферополь.
Количество просмотров публикации: Please wait

В советское время экономика полуострова стояла на трех китах — туризм, агропромышленный комплекс, а также обслуживание Черноморского флота (судоремонтная промышленность, специальное и жилое строительство и т.д.). Благодаря этому уровень жизни жителей Крымской области был достаточно высоким — по уровню зарплат (253 руб. в 1990 г.) регион уступал лишь столичному Киеву и промышленному Юго-востоку страны (где значительная часть занятых работала на крупных металлургических и химических производствах с повышенным уровнем зарплат из-за доплат за вредность производства). А по обеспеченности автомобилями (80 автомобиля на 1 ООО чел.), Крымская область вообще была на втором месте в УССР (на первом с небольшим отрывом находилась Запорожская область, где располагалось основное производство автотехиики).

Распад СССР ударил по Крымской области не меньше, чем по промышленному Харькову и Донецку. Из-за разрыва связей с Россией и открытия внешних границ туристический поток сократился в несколько раз. В отличие от российских курортов Краснодарского края, достаточно быстро начавших строительство новых отелей и модернизацию действующей туристической инфраструктуры, на долгие годы остался в «светлом советском прошлом».

Распад СССР негативно отразился и на ситуации в двух других ключевых секторах крымской экономики. Из-за увеличившегося импорта продовольствия и ослабления позиций крымских производителей на российском рынке, выпуск в агропромышленном комплексе к середине 1990-х гг. снизился в 2 раза, а сбор винограда (одна из основных отраслей сельского хозяйства Крыма) упали в 2,5 раза.

Разделение Черноморского флота между Россией и и сокращение военных расходов в обеих странах привело к снижению доходов от обслуживания военных, был закрыт ряд машиностроительных заводов. Таким образом, всего за 5 лет крымская экономика упала в 2 раза, а доходы жителей Крыма, бывшие одними из самых высоких в советское время, оказались ниже не только зарплат в юго-восточных, но и во многих западных регионах. Еще хуже оказалась ситуация в сравнении с регионами российского Юга. Так, средняя зарплата в Краснодарском крае в 1995 г. составляла 71 долл., в Крыму — лишь 49 долл. (на 30% меньше, при том, что в 1990 г. зарплаты в Крыму были ниже краснодарских лишь на 10%).

С началом экономического бума 2000-х гг. крымская экономика перешла к росту, темпы роста ВРП Крыма были сопоставимы с динамикой украинского ВВП (рост на 76% и на 83% за 2001-2008 гг. соответственно). Однако дифференциал между Крымом и российскими регионами продолжал увеличиваться, приток туристов в регион обеспечивался, в первую очередь, относительно низкой стоимостью отдыха. Это можно было бы считать конкурентным преимуществом Крыма, но смещение в низкую ценовую зону, на самом деле, привело к дальнейшей деградации туристической инфраструктуры и невозможности перейти на современные стандарты оказания услуг в этой сфере.

Практически весь турпоток приходится на неорганизованный туризм, По оценкам, министерства курортов Республики Крым в 2013 г. полуостров посетили 5,9 млн чел., из них на организованный туризм пришлось около 1,1 млн чел. (0,9 млн. чел. отдохнули в санаториях, 0,2 млн чел — в гостиничных комплексах). При этом, в последние годы наблюдалось снижение туристов из украинских регионов, переориентировавшихся на относительно недорогие и качественные курорты и Турции, а приезжающих россиян и белорусов (обеспечивающие основной поток иностранных туристов), скорее, привлекали воспоминания, а не современная инфраструктура и сервис.

Полулегальный характер туристического бизнеса сдерживал общее развитие экономики Крыма, ведь т.н. туристический сбор в 2013 г. обеспечил лишь 30 млн руб. налоговых поступлений в бюджет (0,1% от доходов бюджетов Республики Крым и ). Общие налоговые поступления (включая налог на прибыль, платы за землю и т.д.) от предприятий туристского комплекса оцениваются в 1,2 млрд руб. (примерно 3% от всех доходов бюджета Республики Крым).

Сельское хозяйство региона также как и туристический сектор в 2000-е гг. оказалось в центре роста, но до советских максимумов отрасли ещё очень далеко. В 2013 г. выпуск отрасли был все ещё на 40% ниже уровня 1990 г. Сокращаются не только посевы и сборы зерновых и картофеля (полуостров проигрывает ценовую конкуренцию регионам Западной Украины), но и, например, овощей и винограда.

Поддержку АПК и другим отраслям экономики мог бы оказать бюджет, но он все последние годы оставался глубоко дотационным. Дотации и субсидии из центрального бюджета в последние годы обеспечивали около 40% всех доходов консолидированного бюджета Республики Крым и Севастополя. Однако высокий уровень дотаций связан не со сложной экономической ситуацией в регионе, а с особенностями украинской бюджетной системы, отличающейся высокой централизацией и перераспределением (на государственный бюджет приходится 70-80% доходов и расходов консолидированного бюджета). Основой региональных бюджетов является налог на доходы физических лиц, акцизы и платежи за землю. Однако из-за высокой доли теневой экономики, собираемость НДФЛ и акцизов относительно невысока.

Низкая бюджетная обеспеченность ведет к тому, что основными расходными статьями бюджетов Республики Крым и Севастополя являются выплата зарплат в бюджетном секторе, субсидий (в т.ч. на услуги ЖКХ), а также социальных выплат (пенсии, пособия). Расходы на экономику в 2-миллионом Крыме составляют лишь 2 млрд руб. в год, в 2012 г. на строительство автодорог было выделено всего 0,3 млрд руб., в 2013 г. капитальные расходы были сокращены в разы, а принятый в марте 2014 г. Министерство финансов Украины план по сокращению госрасходов означает, что, как минимум, в этом году все инфраструктурные проекты с участием государства будут заморожены.

Крымская экономика сейчас находится в сложной, но отнюдь не безнадежной ситуации. Безусловно, для того, чтобы достичь показателей, например, Краснодарского края или Ростовской области потребуется не один год и десятки миллиардов рублей. Однако эти вложения могут окупиться достаточно быстро, а необходимое финансирование не обязательно должно поступать из российского бюджета или от госкомпаний. Вероятно, что приоритетными направлениями для развития Республики Крым и Севастополя в ближайшие годы станут туристический сектор, АПК, инфраструктурные отрасли, и, конечно же, инвестиции в человеческий капитал (образование и здравоохранение).

По оценкам ИЭФ, необходимый в ближайшие 3 года объем финансирования программы развития Крыма составит 440 млрд руб., при этом порядка 240 млрд руб. (около 170 млрд руб. в отрасли с преимущественно государственным участием) — капиталовложения в отрасли-локомотивы и поддерживающую инфраструктуру, около 200 млрд руб. — на субсидии бюджетному сектору (повышение пенсий и зарплат в образовании и здравоохранении), а также субсидирование повышенных цен на электроэнергию и воду. Если с украинской стороной удастся договориться и поставка воды и электроэнергии будет осуществляться по внутренним украинским ценам, то объем субсидий на 2014-2016 гг. сократится на 50 млрд руб. (к 2020 г. при условии реализации заявленных в электроэнергетике и водоснабжении проектов, объем субсидий снизится до 0,0-1,0 млрд руб.).

К 2020 г. объем финансирования программы развития Крыма может снизится в 1,5 раза, а объем субсидий — в 2 раза благодаря снижению зависимости/отказу от поставок
электроэнергии и воды из Украины, а также росту бюджетной обеспеченности и, как следствие, способности региона финансировать большую часть своих расходов самостоятельно. Разумеется, воздействие внешней среды будет иметь значимое влияние, и итоговые суммы могут оказаться как выше, так и существенно ниже наших оценок.