Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Ключевые компетенции бухгалтера. Работать по международным стандартам: компетенции современного бухгалтера. Ситуация на рынке труда по данной позиции

Модель профессиональной компетенции бухгалтера представляет собой определение и описание ряда личностных характеристик, а также необходимых профессиональных знаний и умений. Данная модель профессиональной компетенции не является описанием всех способностей и свойств, которыми должен обладать бухгалтер, чтобы эффективно осуществлять деятельность – указываются лишь основополагающие характеристики.

Перечень ключевых компетенций бухгалтера:

1. умение грамотно работать с необходимой документацией, материалами;

2. знание инструкций, законов, Указов;

3. навыки работы с ПЭВМ;

4. опыт работы в финансово – банковской системе;

5. аналитические способности;

6. серьёзное отношение к выполняемым обязанностям, ответственность.

7. способность к обучению;

8. умение управлять временем;

9. уверенность в себе;

10. соблюдение конфиденциальности;

11. сила воли, внимание к деталям;

12. умение работать в коллективе.

Центральным моментом являются умение работать с документацией, в настоящее время, это и грамотная работа с ПЭВМ, а также знание правовой и нормативной документации. Не менее важны личные качества работника, это, в первую очередь, ответственность, во – вторых, способность к обучению, в - третьих, на данном предприятии - умение работать в команде, в - четвертых, умение организовать свое время, внимание к деталям.

1. Умение грамотно работать с необходимой документацией, материалами.

Работа бухгалтера, в первую очередь, связана с ведением документации, а также проведением определённых действий на основе полученной документации. Независимо от формы собственности и применяемой системы налогообложения, на предприятии должны быть в наличии как минимум следующие документы: кассовая книга, расчётные ведомости, главная книга, налоговая и бухгалтерская отчетность, регистры бухгалтерского учета и др. Осуществление синтетического и аналитического учета, проведение проводок, составление отчетности, ведение лицевых счетов, сверка учета, электронный учет и т.п. всегда проводится только при наличии необходимой документации.

Поэтому бухгалтер должен хорошо разбираться в большом количестве документации, грамотно использовать необходимый объём информации, не загружая себя лишними данными, хорошо разбираться в тех счетах, которые используются на предприятии. Всё это позволит наиболее эффективно использовать свое рабочее время, снизит процент допускаемых ошибок.

Т.о., бухгалтер отлично знает свои права, обязанности, ответственность, знаетнеобходимую нормативную документацию и умеет это знание грамотно использовать.



2. Четкое знание инструкций, законов, Указов.

Согласно должностной инструкции бухгалтер должен руководствоваться в работе:

Законами, Указами Президента РФ, постановлениями, распоряжениями исполнительных органов, действующих на территории РФ, и относящимися к деятельности подразделения;

Приказами, инструкциями и нормативными документами Банка России (а также Сбербанка России), относящиеся к деятельности подразделения;

Основами экономики, перспективами развития финансово – банковской сферы и стратегическими направлениями деятельности компании.

Бухгалтер должен знать: Законы, Указы президента РФ, постановления, распоряжения исполнительных органов, действующих на территории РФ и относящихся к деятельности отдела бухгалтерского учета Банка, приказы, инструкции и нормативные акты Центрального банка РФ и Банка, касающиеся работы отдела и т.д.

Нельзя не отметить, что российское законодательство, противоречиво и часто меняющееся, значительно усложняет работу бухгалтеров, поэтому порой сделать все правильно невозможно и ошибки в бухгалтерском учете и отчетности неизбежны.

Именно поэтому очень важны такие личные характеристики, как способность к обучению и умение анализировать информацию, о которых речь пойдет ниже.

Еще раз хочется отметить, что знание законодательных аспектов, касающихся бухгалтерского учета, необходимо для любого бухгалтера, во избежание определённых ошибок.

Т. о., бухгалтер обладает неплохими правовыми знаниями в своей области работы, хорошо знает юридическую практику решения тех или иных вопросов.



3. Навыки работы с ПЭВМ.

В настоящее время ведение учёта на крупных предприятия сложно представить без участия электронных вычислительных систем. Каждый бухгалтер, входящий в данный отдел организации, должен использовать в своей работе соответствующее программное обеспечение. Ориентируется в проблемах и возможностях автоматизированной обработки информации, умеет использовать эти возможности на практике. За неправильную эксплуатацию ПП бухгалтер несёт ответственность. К тому же работник должен быстро усваивать новые программные продукты, так как рынок программного обеспечения развивается достаточно интенсивно. Здесь также следует отметить, что программные продукты должны быть нацелены на пользователя, быть понятными и максимально простыми в применении.

4. Опыт работы в финансово – банковской системе.

Отлично разбирается в бухгалтерском учете и отчетности, может дать ценные советы в сложных ситуациях.

Данный пункт связан, прежде всего, с тем, что должность довольно ответственна. Работник, прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей должен получить необходимое образование и пройти подготовку на предприятии в форме наставничества, инструктажа, постепенного вхождения в курс дела и т.д.

5. Способность к обучению.

Обучаемость, восприимчивость к новым методам и технологиям, умение применять новое на практике. Готовность проанализировать свои достижения и недостатки, посмотреть на привычные вещи другими глазами, разумно использовать чужой опыт. Ориентация на систематическое развитие. Желание и стремление к саморазвитию, повышению уровня своей квалификации.

6. Умение управлять временем.

Данный критерий также достаточно важен для эффективной деятельности работника. Умение расставить приоритеты, организовать план рабочего времени, подводить итоги дня, умение сопоставлять запланированное с фактическим, рационально использовать рабочее время, доводя все дневные операции до конца, не оставляя на следующий день. Работник постоянно находит возможность рационализировать производственный процесс на своем участке работы. Рационально использует свой рабочий день. Всегда все делает вовремя, всегда укладывается в срок, совершенно не причиняя беспокойства другим.

7. Уверенность в себе.

В обязанности бухгалтера входит самостоятельное выполнение работы повышенной сложности, разнообразные информационно-технические работы, связанные с документированием информации, анализом и обобщением материалов, которые ведутся самостоятельно, на основе общих указаний. Чтобы быть самостоятельным, надо быть уверенным в себе. Бухгалтер должен работать в основном самостоятельно.

Обладает хорошими навыками решения типовых производственных задач на своем участке работы, принимая наилучшие решения почти автоматически. Способен успешно выполнять самые сложные задания, справляется с работой практически любой сложности. Способен решать все вопросы, касающиеся его работы, совершенно самостоятельно, не ожидая чьей-либо подсказки или указания.

8. Аналитические способности.

К основным задачам работника относится выполнение работ повышенной сложности, требующих значительной аналитической работы. Обобщает и анализирует итоги работы подведомственных учреждений и готовит предложения по её улучшению, в пределах своей компетенции. Важна (особенно для главного бухгалтера) методичность, умение связывать разнородную информацию, рациональность, упорядоченность.

9. Соблюдение конфиденциальности.

Работник должен соблюдать требования конфиденциальности в соответствии с нормативными документами Банка. Бухгалтер имеет доступ к большому объёму важной информации, он осуществляет учет всех операций, обеспечивает хранение договоров поручительства, договоров залогов, кредитных договоров. За несоблюдение бухгалтером (и курируемыми работниками подразделения) конфиденциальности, они несут ответственность.

10. Сила воли, внимание к деталям.

Бухгалтер должен быть внимателен к деталям, и проявлять основательность в процессе выполнения задач. Силу воли мы связываем с тем, что работа в определённой мере носит однообразный характер. Иногда, при составлении отчетов и отчетностей необходима довольно большая сила воли, чтобы справляться с нагрузками. Внимание к деталям позволит сократить число допускаемых ошибок, а ошибки как известно требуют дополнительного времени для их исправления, и порой вмешательства коллег и специалистов для помощи и корректировки. Таким образом, работник не должен допускать серьезных ошибок в работе и свести их количество к минимуму.

11. Умение работать в коллективе.

Очень важно умение поддерживать климат сотрудничества, выполнять правила поведения и общения членов коллектива, корректировать нежелательное поведение его членов. Бухгалтер работает не только самостоятельно, но ещё он работает в коллективе. Каждый из бухгалтеров отвечает за определенные операции, и часто работа одного человека зависит от выполнения другим специалистом своих обязанностей. Умение прийти на помощь в затруднительных ситуациях, прояснить непонятные моменты, взять на себя часть обязанностей ценится в любом коллективе. Т.о., работник умеет располагать людей к себе, находить с ними общий язык и работать в одном коллективе. Поддержка коллектива важна и с точки зрения адаптации новых работников.

12. Серьёзное отношение к выполняемым обязанностям, ответственность.

Очень важная компетенция. Должность бухгалтера довольно ответственна, поэтому работник должен подходить к исполнению своих обязанностей серьёзно. Работа должна производиться своевременно и качественно, выполнение работы должно соответствовать планам подразделения, соответствовать поставленным требованиям. Работник должен быть дисциплинирован, должен выполнять принятые нормы трудовой дисциплины. Ответственно относиться к порученным заданиям, качественно выполнять свои обязанности.

Как мы уже говорили ранее, данная модель профессиональной компетенции не является описанием всех способностей и свойств, которыми должен обладать бухгалтер, указываются лишь основополагающие характеристики.

Модели профессиональной компетенции разрабатываются на основании глубокого изучения качеств, свойственных средним и высокопрофессиональным работникам в определенной области. Вследствие этого, данные модели не отражают качеств, свойственных отдельным людям, а скорее, качества, свойственные классу людей в целом. Другими словами, ни один из работников не может обладать всеми качествами, составляющими данную модель, одновременно. Точнее, можно сказать, что свойства профессионализма – это качества, свойственные классу работников определенного уровня, в той или иной степени. Но к соответствию модели компетенции следует стремиться, следует развивать каждому сотруднику в себе определённые качества, необходимые для более эффективного использования своих трудовых ресурсов.

Таблица 1

Умение грамотно работать с необходимой документацией, материалами
лидерский уровень Знание существующей документации на предприятии, умение грамотно использовать имеющиеся данные, анализ и систематизация данных, полученных из разных источников на основе документации, заполнение документации производится самостоятельно, уже автоматически, при этом вероятность ошибок должна быть минимальной.
сильный уровень Знание необходимой документации, умение работать с любыми формами документов, анализ данных, грамотное заполнение документации.
базовый уровень Знание необходимой документации, умение работать почти с любыми формами документов, грамотное заполнение документации.
Четкое знание инструкций, законов, Указов
лидерский уровень Обладает большими правовыми знаниями в своей области работы, хорошо знает юридическую практику решения тех или иных вопросов. Следит за законодательными изменениями в своей области работы и в смежных областях. Анализирует и грамотно истолковывает законодательные аспекты.
сильный уровень Обладает неплохими правовыми знаниями. Хорошо ориентируется в законах, инструкциях, Уставах. Применяет свои знания на практике, отслеживает изменения в законодательстве.
базовый уровень Имеет необходимый минимум правовых знаний. Неплохо ориентируется в законах, инструкциях. Применяет на практике свои знания.
Навыки работы с ПЭВМ
лидерский уровень Легко ориентируется в проблемах и практике применения автоматизированных средств обработки информации, умеет эффективно использовать представляемые ими возможности. Способен отслеживать изменения в ПО и быстро овладевать новым программным продуктом.
сильный уровень Хорошо ориентируется в проблемах и практике применения автоматизированных средств обработки информации, умеет эффективно использовать представляемые ими возможности, может довольно быстро перестроиться на новое ПО.
базовый уровень Ориентируется в проблемах и возможностях автоматизированной обработки информации, умеет использовать эти возможности на практике.
Опыт работы в финансово – банковской системе
лидерский уровень Имеет необходимое образование, получено дополнительное образование или работник прошёл повышение квалификации, опыт работы в финансово – банковской системе превышает 5 лет. Отлично разбирается в бухгалтерском учете и отчетности, может дать ценные советы в сложных ситуациях.
сильный уровень Получено необходимое образование, пройдена подготовка на предприятии в виде инструктажа, наставничества и т. д., имеет опыт работы на предприятии финансово – банковской системы свыше 3 лет. Хорошо разбирается в бухгалтерском учете и отчетности, самостоятельно выполняет очень сложные операции.
базовый уровень Получено необходимое образование, опыта работы в финансово – банковской системе практически не имеет.
Умение управлять временем
лидерский уровень Использует каждую минуту рабочего времени. Грамотно расставляет приоритеты, организует план своего рабочего времени, грамотно подводит итоги дня, всегда укладывается в срок. Всегда все делает вовремя, всегда укладывается в срок, совершенно не причиняя беспокойства другим.
сильный уровень Рационально использует свой рабочий день. Обычно все делает вовремя и укладывается в срок, на него можно положиться.
базовый уровень Не всегда рационально использует свое рабочее время. Не всегда все делает вовремя, иногда не укладывается в срок, но в особо ответственных случаях старается не подводить других.
Уверенность в себе, самостоятельность
лидерский уровень Способен решать все вопросы, касающиеся его работы, совершенно самостоятельно, не ожидая чьей-либо подсказки или указания. Реально оценивает свои возможности, уверен в своих силах и действиях. Обладает прекрасными навыками решения типовых производственных задач на своем участке работы, принимая наилучшие решения почти автоматически.
сильный уровень В основном способен решать большинство вопросов, касающихся его работы, самостоятельно, не дожидаясь подсказки или указания. Иногда недооценивает свои возможности, редко не уверен в себе. Обладает хорошими навыками решения типовых производственных задач на своем участке работы.
базовый уровень Может решать многие вопросы, касающиеся его работы, более или менее самостоятельно. Бывает, что недостаточно верит в свои силы, часто недооценивает свои возможности. Не обладает достаточными навыками решения типовых производственных задач на своем участке работы, раздумывает там, где надо действовать автоматически.
Аналитические способности
лидерский уровень Может мгновенно ухватить суть вопроса, сразу понять, в чем дело, никогда не путается в мелочах. Обобщает и анализирует итоги работы подведомственных учреждений и готовит предложения по её улучшению, в пределах своей компетенции.
сильный уровень Способен при рассмотрении того или иного вопроса выделить главное.
базовый уровень Не всегда способен при рассмотрении того или иного вопроса выделить главное, путается в мелочах.
Умение работать в коллективе
лидерский уровень Умение создавать команду, работать в команде. Умение поддерживать климат сотрудничества, выполнять правила поведения членов команды. Обладает большим опытом, авторитетом среди коллег. Вежлив и корректен в отношении с окружающими, не позволит бестактность по отношению к другим.
сильный уровень Умеет находить компромиссные решения и разрешать разногласия в команде. Всегда охотно оказывает помощь товарищам по работе, не жалеет для этого своего времени и сил. Достаточно вежлив и корректен в отношении с окружающими.
базовый уровень Бывает, что мало считается с интересами работающих с ним людей. Не отказывает в помощи товарищам по работе, еслик нему обращаются.Иногда позволяет себе бестактность по отношению к другим людям, не способен дать надлежащий отпор.
Серьёзное отношение к выполняемым обязанностям, ответственность
лидерский уровень Исключительно строго придерживается установленного порядка решения тех или иных вопросов, даже в крайнем случае не пойдет на его нарушение. Готов отвечать за свои поступки. Дисциплинирован. Качественно выполняет свои обязанности.
сильный уровень Как правило, стремится придерживаться установленного порядка прирешении тех или иных вопросов. Ответственно подходит к выполнению своих обязанностей. Дисциплинирован. Работа отличается качеством.
базовый уровень Не всегда придерживается установленного порядка решения тех или иных вопросов, находя оправдание его нарушению. Не всегда достаточно дисциплинирован, бывают ошибки, не всегда качественно выполняется работа.

В данной модели представлены три уровня компетенций: базовый, сильный и лидерский уровни. Модель компетенции предполагает, что лидерский уровень включает в себя два предыдущих. Сотрудник, совершенствуя свои профессиональные знания, умения и навыки, переходит с одного уровня на другой. Совершенствование может осуществляться за счет обучения и переобучения персонала, проведения тренингов по развитию определённых компетенций, приобретения непосредственного опыта работы и т. п. Хорошим результатом, на наш взгляд, можно считать желание сотрудников повысить свой уровень компетенции, всегда стремиться к самосовершенствованию. Со стороны организации могут применяться мотивирующие факторы материальные, социальные и проч.

Данная модель имеет своей целью помочь должностным лицам получить более чёткое представление об особенностях, профессионально важных качествах, личных характеристиках, характерных для высокопрофессиональных работников и, используя процесс самоанализа, а также сотрудничество с коллегами и линейными руководителями, разработать план мероприятий, направленных на усовершенствование качеств, обычно связываемых с высоким уровнем профессионализма.

Карта компетенций (другие названия: профессиональный портрет, портрет идеального сотрудника, модель компетенций, матрица компетенций) представляют собой личностные характеристики человека, его способности к выполнению тех или иных функций, типов поведения и социальных ролей, как, например:

    ориентация на интересы клиента,

    умение работать в группе,

    напористость,

    оригинальность мышления.

Карта компетенций позволяет, таким образом, преодолеть недостатки квалификационной карты и облегчает работу сотрудников отдела управления персоналом, занятых приемом на работу.

Особенно широко карты компетенций используются иностранными фирмами. Отличительные черты подхода большинства иностранных фирм к отбору кандидатов в России состоит в том, что основной упор делается на поиск готовых специалистов. Насыщенность рынка труда профессионалами практически в любой области в настоящее время позволяет без особых проблем найти нужного специалиста. Некоторые компании, достаточно серьезно занимающиеся бизнесом в России, предпочитают, напротив, выращивать свои кадры из выпускников вузов, инвестируя в них много сил и средств. Это очень часто оправдывает себя, так как молодые люди более гибки по восприятию новой для них корпоративной культуры, более энергичны, работоспособны и креативны, и из них можно вырастить очень хороших специалистов. Но может быть и неудача, если способность к обучению и развитию кандидата недостаточно точно спрогнозирована. Бывают и неудачи другого рода: организация вырастила замечательного профессионала, затратив на его обучение большие средства, но он ушел, потому что на фирме-конкуренте ему предложили зарплату больше и потому, что он не впитал в полной мере корпоративную культуру компании и не лоялен к ней.

Практику подготовки и использования карт компетенций более подробно рассмотрим на примере опыта Представительства «Фольксваген АГ» в России. В этой организации используется термин «профессиональный портрет». При разработке профессионального портрета в представительстве принято все требования к претендентам объединять в три группы:

    профессионализм,

    социальная компетенция,

    соответствие требованиям корпоративной культуры.

Профессионализм предполагает, прежде всего, наличие соответствующего образования, полученного в России, желательно также наличие дополнительного образования в Германии в виде стажировки, степени МБА, каких-либо курсов по специальности, подтвержденных соответствующими сертификатами с хорошими оценками и характеристиками. Кроме того, необходим опыт работы по данной специальности не менее трех лет, желательно в крупной западной компании. Иногда профессионализм предполагает и наличие дополнительных знаний, имеющих непосредственное отношение к основной деятельности, например, знание аудита для главного бухгалтера, основ внешнеторговой деятельности, юриспруденции и т.п. Личностные характеристики кандидата должны соответствовать его профессиональному профилю, например, бухгалтер должен иметь высокую концентрацию внимания, хорошую память, уметь принимать решения, нести ответственность и т.п., а менеджер по продажам должен быть коммуникабельным, иметь высокий уровень готовности идти на контакт, обладать умением слушать и понимать психологию собеседника и т.д.

По сравнению с другими требованиями профессионализм ставится во главу угла поскольку считается, что, если человек супер-профессионал, то его личностные недостатки меньше влияют на эффективность труда и на отношения в коллективе. Профессионал, как правило, уверен в себе, своих знаниях, своей компетентности, он не боится подсиживания и «нездоровой» конкуренции, и, следовательно, у него нет потребности интриговать или заниматься политическими играми. Такие люди более стабильны и работоспособны, так как их профессиональное развитие, потребовавшее в свое время больших личных «инвестиций» времени, сил и даже денег, изначально предполагает способность и желание хорошо работать.

Социальная компетенция – это второе требование к кандидату на вакантную должность. К социальной компетенции относится умение понять свое место в системе уже сложившихся взаимоотношений в коллективе, умение правильно строить свои отношения со всеми сотрудниками, как с коллегами, так и с начальством, способность работать в команде, готовность «подставить плечо» товарищу, искренность в отношениях. Система ценностей кандидата должна быть «правильной», то есть в ней должны преобладать ценности труда, семьи и т.д. Только в этом случае поведение нового сотрудника и эффективность его деятельности могут быть прогнозируемы, а прогнозируемость персонала - один из важнейших аспектов кадровой работы. В общем плане можно сказать, что чем более упорядочен человек в своей повседневной жизни, чем более стабильно его окружение (семья, друзья), чем благополучнее было его детство, тем более прогнозируемым будет его поведение в коллективе.

Соответствие требованиям корпоративной культуры данного коллектива (в нашем примере – Представительства) предполагает наличие у потенциального сотрудника тех специфических качеств, которые необходимы для эффективной деятельности конкретного подразделения.

Определив основные требования к кандидату, кадровая служба совместно с руководителем соответствующего подразделения и экспертом-специалистом до начала поиска составляет конкретный профессиональный портрет будущего сотрудника. В нем содержатся следующие сведения:

    образовательный и профессиональный уровень,

    профессиональные навыки,

    наличие дополнительных знаний,

    опыт работы,

    в какой компании приобретен,

    уровень решаемых на прежнем месте работы задач и степени ответственности на прежнем месте работы,

    личностные качества,

    способность к обучению, развитию,

    трудовая мотивация,

    инициативность и т.п.

Здесь же указываются и другие критерии, по которым будет отобран специалист: пол, возраст, наличие водительских прав и т.п.

Профессиональный портрет создается на основе не только полной информации о должности, об основных и дополнительных обязанностях и предполагаемых результатах этой деятельности, но и людях, с которыми специалист будет взаимодействовать, языке (языках) взаимодействия.

Приведем пример профессионального портрета водителя.

Мужчина, от 28 до 35 лет, с профессиональными водительскими правами всех категорий допуска к транспортным средствам, с опытом работы не менее 5 лет в должности водителя, желательно автотранспортного предприятия, с хорошими рекомендациями и подтверждением безаварийности. Хорошо знающий город и область, владеющий знаниями об устройстве автомобиля и умеющий быстро произвести мелкий ремонт (замена покрышек и т.п.), имеющий опыт езды на иномарках. Аккуратный, содержащий свой личный автомобиль всегда в порядке, пунктуальный, исполнительный, честный, энергичный, открытый по характеру, умеющий работать в команде, инициативный и сообразительный в нестандартных ситуациях. Желательным также является: устроенность в жилищном плане, отсутствие долгов, наличие семьи и опыта службы в рядах Российской армии.

Можно, конечно, поспорить с содержанием этого профессионального портрета, но специалисты по управлению персоналом представительства «Фольксваген АГ» уверенно аргументируют каждое требование к кандидату в данном описании. Например, опыт работы на автотранспортном предприятии предполагает довольно большую загруженность человека работой, будь это такси или развозка мебели, которая не дает возможности побездельничать (как случается, например, с персональны­ми водителями начальников: привез шефа на работу - поспал в машине от нечего делать - отвез его вечером домой - «покалымил» на служебной машине и т.п.). При интенсивном режиме работы безаварийная езда характеризует человека как достаточно хорошего профессионала и, кроме того, дает ему возможность изучить как следует город. Такая черта, как инициативность необходима прежде всего в плане обеспечения безопасности езды (например, важно вовремя заменить летнюю резину на зим­нюю и т.п.) и повышения эффективности работы водителя (к примеру, сделать такой наглядный и удобный плакат для встречи незнакомых гостей в аэропорту, чтобы гости обязательно увидели водителя). Сообразительность в нестандартных ситуациях чрезвычайно важна опять же для эффективной работы водителя: что делать, если по дороге в аэропорт машина с гостем сломалась, а самолет скоро улетит? Умение работать в команде также необходимо, так как в условиях работы представительства часто возникают ситуации, когда нужно разгрузить каталоги для выставки или перенести большое количество продуктов для презентации, и тогда все - от водителей до ведущих менеджеров подключаются к общей работе, так как главное для всех - быстро достичь нужного результата. От­сутствие долгов и ясность личного финансового положения важны для того, чтобы дорогие служебные автомашины использовались только по назначе­нию: если человек вынужден подрабатывать "извозом", то он подвергает риску и себя, и машину. Наличие семьи делает человека спокойнее и на­дежнее (как правило), а опыт службы в армии дает ему очень много как в организационном, так и человеческом плане.

Приведем пример более сложного профессионального портрета главного бухгалтера дочернего предприятия иностранной фирмы.

Женщина или мужчина, возраст от 30 до 40 лет, наличие Московской прописки обязательно, образование высшее, по профилю. Наличие недав­но полученных свидетельств о повышении квалификации, не просроченного сертификата на право заниматься аудиторской деятельностью Знания последнего российского бухгалтерского, налогового, валютного, банковского, внешнеторгового законодательства, а также европейской системы бухучета, владение компьютерными системами бухучета (1С, Инфин). Свободное владение немецким языком, знание соответствующей терминологии. Творческий подход к вопросам налогообложения и знание противоречий в позициях Минфина и налого­вой службы для оптимизации налогообложения предприятия. Умение отстаивать свою точку зрения по этим вопросам в налоговых и т.п. органах.

Опыт работы главным бухгалтером не менее 3-х лет, обязательно наличие рекомендаций с двух последних мест работы, причем последнее место работы должно быть еще существующим предприятием. Редкая смена мест работы и по веским основаниям. Опыт сотрудничества с иностранными (немецкими) предприятиями. Умение видеть особенности развития иностранного бизнеса в России и творчески решать возникающие проблемы в области сбыта, оборота и т.п., быть ориентированным на результат. Умение брать на себя ответственность в решении вопросов, связанных с основной деятельностью. Умение руководить. Аккуратность, исполнительность, обязательность, честность, открытость характера. Энергичность, мотивированность. Преданность компании, надежность. Умение и готовность работать в команде.

Готовность к командировкам. Наличие загранпаспорта. Желательно: водительские права и умение водить автомашину.

Подготовка карты компетенций требует специальных знаний и, как правило, осуществляется при помощи профессионального консультанта или специально обученного сотрудника отдела управления персоналом (человеческих ре­сурсов). Важнейшим дополнением карты является описание компетенции, т.е. детальное объяснение каждого штриха портрета идеального сотрудника. При оценке кандидата карта компетенции используется также как квалификационная карта - компетенции кандидата сравниваются с компетенциями идеального сотрудника.

Технологии управления персоналом в России. Опыт профессионалов. – М.: «HRC. Кадровый клуб», «Книжный мир», 2001, с. 37-58

Область профессиональной деятельности выпускников:

учет имущества и обязательств организации, проведение и оформление хозяйственных операций, обработка бухгалтерской информации, проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, формирование бухгалтерской отчетности, налоговый учет, налоговое планирование.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

Имущество и обязательства организации;
хозяйственные операции;
финансово-хозяйственная информация;
налоговая информация;
бухгалтерская отчетность;
первичные трудовые коллективы.

Бухгалтер готовится к следующим видам деятельности:


2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
3. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
4. Составление и использование бухгалтерской отчетности.
5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Бухгалтер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

3. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.

4. Составление и использование бухгалтерской отчетности.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2011, N 2

РАБОТАТЬ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ: КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО БУХГАЛТЕРА

В статье рассматриваются компетенции, которые необходимы современному бухгалтеру для подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.

Компетенции современного бухгалтера

Глобализация современной экономики предъявляет новые требования ко многим профессиям, в т. ч. и к профессии бухгалтера. Сегодня в условиях интернационализации мировой экономики бухучет является одним из средств международного общения. Интеграция российского бизнеса с зарубежными партнерами, расширение экспорта продукции, привлечение иностранных инвестиций - все эти процессы диктуют необходимость применения универсального способа ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, понятной всем участникам рынка, в т. ч. и зарубежным партнерам. На наш взгляд, таким способом являются международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

Внедрение МСФО в России даст возможность российским компаниям повысить доверие иностранных инвесторов за счет повышения прозрачности и надежности финансовых отчетов и сопоставимости их с теми, которые применяются в западных компаниях. Очевидно, что заинтересованная в росте своей капитализации компания, которая думает об акционерах, решает не только сиюминутные, но и долгосрочные задачи (а именно: отчетность, составленная по МСФО, снабжает пользователей информацией не только о прошлом и настоящем, но и о будущем), будет желанным объектом для инвестирования .

По мнению экспертов, существует ряд проблем, препятствующих переходу отечественных предприятий на МСФО. Одной из наиболее важных является кадровая. МСФО значительно сложнее российских правил бухгалтерского учета и требуют от финансистов большей профессиональной подготовки и знаний. Современный бухгалтер должен обладать необходимыми компетенциями для подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.

К компетенциям современного бухгалтера относятся: языковая подготовка, организаторские способности, коммуникативные и управленческие навыки, профессиональные знания.

Языковая подготовка

Официальный язык МСФО - английский. Бухгалтерам, прежде всего предполагающим работать в западных компаниях, необходима качественная языковая подготовка, позволяющая легко переводить отчетность в МСФО, пользоваться западными бухгалтерскими программами (Sun, Scala, Platinum и т. д.).

Организаторские способности

Менеджмент стремительно развивается, и разработана масса инструментов и технологий, которыми пользуются управленцы всех уровней, для того, чтобы увеличить эффективность своей команды. Изучая их и применяя в работе, бухгалтер сможет повысить продуктивность своего отдела за счет лучшего использования мастерства и ресурсов людей, улучшить взаимоотношения в коллективе, обеспечить лучшее обучение и развитие сотрудников . А применение информационных технологий позволит вести учет не только по российским, но и по международным стандартам.

Кто лучше главбуха знает, как важны грамотно выстроенная организационная структура компании, четко налаженные бизнес-процессы, жестко прописанный документооборот? К сожалению, не так много фирм, которые целенаправленно занимаются этими вопросами - разрабатывают их серьезно самостоятельно или приглашают опытных консультантов. Очень часто именно главбухи являются инициаторами этих процессов, а порой и вынуждены брать прописывание вышеназванных схем на себя. Ведь от того, насколько качественно это будет сделано, зависят не только доходность бизнеса, но и успешность деятельности бухгалтерии компании, ее защищенность от претензий фискальных органов.

Коммуникативные и управленческие способности

Мастерство делового общения помогает как можно более легко и наименее энергозатратно взаимодействовать в процессе работы. Бизнес-коммуникации во многом определяют профессиональный успех или... неудачи - в виде проблем, стрессов, конфликтов или даже психосоматики.

Межличностные и коммуникативные навыки помогают работе профессионального бухгалтера во взаимоотношениях с другими людьми для достижения общей цели, стоящей перед организацией, в получении и передаче информации, в выборе аргументированных методов и принятии эффективных решений. Этот компонент включает: общение с другими людьми в процессе консультаций, способность находить компромиссы и улаживать конфликты; работу в команде; взаимодействие с людьми другого интеллектуального и культурного слоя; способность принимать адаптивные (положительные и отрицательные) решения и соглашения в трудных ситуациях; навыки оформления отчетов, презентаций, умение вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения в устной и письменной формах .

Умение наладить взаимодействие, договориться, отстоять свое мнение нужно главбуху не только при взаимодействии с директором. Успешность бухгалтерии зависит и от грамотных коммуникаций с руководителями других подразделений компании. Все, кто чуть глубже знает процессы в компании, знает и о почти классическом конфликте между отделом продаж и бухгалтерией. Разделение обязанностей по подготовке документов, четкие сроки их поступления в бухгалтерию, жесткие правила по их оформлению - это то, о чем должны договориться главбух и руководители отделов продаж и снабжения. Если главбух не смог выстроить эти отношения, последствия всегда очевидны. Бухгалтеры постоянно вынуждены отвлекаться от основной деятельности, чтобы работать "будильником" - напоминать менеджерам о сроках сдачи закрывающих документов, секретариату и руководству о написании авансовых отчетов и т. д. и т. п. Как результат - авралы в бухгалтерии во время подготовки очередной отчетности.

У главного бухгалтера есть еще одна область для применения его коммуникативных навыков - взаимодействие с налоговыми и прочими фискальными органами. Здесь важно умение донести и отстоять свою позицию. Важно уметь не стушеваться, когда на тебя оказывается психологическое давление, не растерять уверенность, не сойти со своей позиции, не потерять хладнокровие и умение логически мыслить.

В искусство управления в первую очередь входят навыки по управлению временем, делегированию полномочий, выдача заданий и контроль и мотивации подчиненных.

Основная задача здесь - выстроить бухгалтерию так, чтобы все делалось вовремя, но при этом никто не засиживался на работе допоздна. Надо для этого совсем немного - выстроить документооборот с другими подразделениями, иметь бухгалтеров, способных заменить друг друга на разных участках, и хорошо спланированную деятельность.

При этом главный бухгалтер должен помнить не только о своих подчиненных, о том, что у сотрудников должно оставаться время на отдых и на личную жизнь, но и о себе. Очень часто можно наблюдать ситуацию, когда рядовые бухгалтеры уходят домой вовремя, а главный бухгалтер засиживается до 8 - 9 часов вечера. Объяснения всегда одинаковые - в это время в офисе пусто и никто не дергает, а значит, можно заняться аналитикой, подготовить требующие внимания и аккуратности документы, разработать планы на будущее. Это чаще всего свидетельствует о том, что сам рабочий день главного бухгалтера не структурирован, приоритеты расставлены нечетко, а сам главный бухгалтер постоянно отвлекается на сиюминутные проблемы, т. е. в любое время к нему имеют доступ руководители и сотрудники других отделов; нет контроля и отсеивания входящих звонков; подчиненные не умеют нести ответственность за свои участки и в любой мало-мальски сложной ситуации бегут за подтверждением правильности своих действий к начальнику и т. п.

При количестве подчиненных, превышающих 5 - 6 человек, главный бухгалтер обязан обзавестись заместителем и распределить основные обязанности. Сам главбух уже практически не должен заниматься вопросами бухгалтерского учета и стандартным налогообложением - это отдается на откуп заму. Главный бухгалтер решает только стратегические и выходящие из перечня стандартных вопросы. Лучше создать такую систему распределения обязанностей и делегирования полномочий, при которой требуется только контроль. При этом очень важно не забывать о том, что контроль не является исключительно способом проверки работы подчиненных, дабы убедиться, что все в порядке. Очень часто контроль используют как преамбулу к наказанию.

На самом деле контроль - это первый этап мотивации сотрудников. Искусство мотивации подчиненных - это не только выдача премиальных за своевременно сданную отчетность. Деньги, конечно, мотивируют, но не всегда и не всех. Эффективная мотивация обычно базируется не на деньгах, а на хорошем знании руководителем нужд и потребностей своих сотрудников. Кому-то надо уделять больше внимания, кого-то надо публично хвалить, кому-то необходимо предоставлять возможности для профессионального и карьерного роста, кому-то надо выдавать самые сложные задания и поручения для его самореализации. В любом случае мотивация лишь тогда достигает цели, когда мы подходим к ней индивидуально, используем все имеющиеся в нашем распоряжении возможности и ресурсы. Вот здесь и понимаешь, насколько важно каждому руководителю, которым, несомненно, является главный бухгалтер, понимание человеческой психологии.

Профессиональные знания

Профессиональные знания - это совокупность знаний, составляющих саму суть и содержание бухгалтерского учета. Это знание правил ведения бухучета, законодательной базы по налогообложению. Сюда отнесем также знание и умение работы с системами автоматизации. Это то, чему обучают в институте, на различных курсах повышения квалификации, это системы знаний, предлагаемые при обучении на различных программах, например обучение и аттестация на международные сертификаты. Это техническая сторона профессии, набор инструментов, которым бухгалтер должен владеть в совершенстве . Это знание методологии учета, бухгалтерского, налогового и трудового законодательства, владение программами автоматизации учета. Особенно законодательство. Никакая другая профессия современного бизнеса не требует такого постоянного обучения. Главные бухгалтеры регулярно ходят на семинары, читают журналы, обзоры, консультируются у специалистов. Им нет равных в мгновенном выхватывании из текста значимых тезисов, в запоминании огромного количества цифр и фактов. Собственно, этого и требуют от главных бухгалтеров сегодня руководители.

В ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" дано определение бухгалтерского учета, который представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. А его основными задачами являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. А руководит бухгалтерией, как правило, главный бухгалтер.

Библиография

1. Бесхмельницын М. И. Необходимость перехода на МСФО вызвана их преимуществом перед российской системой бухучета [Электронный ресурс]. URL: ippnou. ru/article. php? idarticle=002029.

2. Курдюмова Т. В. Главный бухгалтер как руководитель и как подчиненный [Электронный ресурс]. URL: kppbuh. ru/index. php? id=98&doc=.

3. Основные проблемы при переходе на МСФО [Электронный ресурс]. URL: balans. ru/ru/library/19/article_99.html.

4. Шкурякова Н. Н. Баланс профессии "бухгалтер" [Электронный ресурс]. URL: kppbuh. ru/index. php? id=32&doc=b alans_professii_bukhgalter.

5. Шкурякова Н. Н. Что такое профессиональные навыки бухгалтера, или Для чего бухгалтеру психология? [Электронный ресурс]. URL: kppbuh. ru/index. php? id=19&doc=chto_takoe_professionalnye_ navyki.

О. Минева

профессор

технического университета

Т. Храмова

зав. кафедрой

"Бухгалтерский учет,

анализ и аудит",

проректор

по экономическому развитию

Астраханского государственного

Компетенция эксперта-бухгалтера связана с предметом бухгалтерской экспертизы. Специальными познаниями его являются знания в области бухучета. Эксперт не вправе при обосновании своего заключения прибегать к научным положениям, лежащим вне науки бухгалтерского учета.

Компетенция эксперта-бухгалтера связана и с объемом материалов, на основе которых он дает заключение. Эксперт всегда использует лишь предоставленные ему материалы дела; он не вправе давать заключения на основе документов, которые не приобщены следователем к делу. В то же время заключение будет не обоснованным, если эксперт произвольно учтет часть, а не все предъявленные ему материалы.

Безусловно, эксперт не компетентен давать заключение по вопросам уголовно-правовым, в частности по установлению субъективной стороны состава преступления.

Можно выделить следующие основные группы вопросов, разрешение которых относится к компетенции экспертов-бухгалтеров:

  • 1) Исследование организации и особенностей бухгалтерского учёта в конкретном предприятии, его соответствия действующим нормативным актам, общим требованиям бухгалтерского учёта, определение отступлений от общих правил ведения учёта, требований бухгалтерского учёта и отчётности,
  • 2) Исследование бухгалтерских операций с целью установления наличия или отсутствия недостач или излишков товарно-материальных ценностей, денежных средств, периода их образования и причинённого материального ущерба.
  • 3) Установление обстоятельств, способствовавших совершению правонарушений, и разработка на этой основе мер по устранению таких обстоятельств.
  • 4) Исследований операций бухгалтерского учёта для проверки обстоятельств, устанавливаемых другими материалами, в частности показаниями обвиняемых, потерпевших, свидетелей, выводов бухгалтерской ревизии и т.д.

Каждая из названных групп имеет самостоятельные цели. Практически возникающие в процессе расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел вопросы, требующие для решения познаний в области бухгалтерского учёта возможно, объединить в одну из указанных групп. Эти четыре указанных группы вопросов в зависимости от обстоятельств уголовного или гражданского дела, получают своё конкретное выражение, могут быть детализированы и сформулированы в виде нескольких частных вопросов.

К компетенции эксперта-бухгалтера отнесено разрешение вопросов, при ответе на которые эксперт в той или иной мере использует определенные правовые нормы. Так эксперт-бухгалтер может давать заключение по таким вопросам, как:

установление наличия или отсутствия недостач либо излишков ТМЦ и денежных средств, периода, места их образования, а также размера причиненного ущерба;

установление правильности документального оформления операций приема, хранения, реализации ТМЦ и движения денежных средств;

определение соответствия отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций требованием бухгалтерского учета и отчетности и действующим нормативным актом;

определение обоснованности описания сырья, материалов, готовой продукции и товаров и т.д.

Эксперт-бухгалтер вправе подписать заключение либо ту его часть, которая отражает результаты проведенных им лично исследований (в случае комплексной экспертизы). Когда участвующий в экспертизе эксперт-бухгалтер одновременно является также специалистом другой области знаний, необходимой для дачи заключения (например, экономистом), он компетентен подписать заключение, в котором одновременно решаются вопросы и бухгалтерского и экономического характера.

В типовой инструкции о производстве судебно-бухгалтерской экспертизы говорится, что в компетенцию эксперта-бухгалтера входит “ определение круга лиц, за которыми, по документальным данным, в период образования недостач или излишков числились ТМЦ и денежные средства”.

Компетенция эксперта - единое понятие, включающее специальные познания, с одной стороны, и правомочия по их применению, т.е. совокупность прав и обязанностей, определённых уголовно-процессуальным законодательством,- с другой стороны.

Нарушения компетенции эксперта могут иметь место во вторжении эксперта в чужую область знания либо выполнение им функций, входящих в компетенцию следователя или суда. Такими нарушениями являются: решение экспертом правовых вопросов, относящихся к субъективной стороне состава преступления, самостоятельное выявление и собирание доказательств путём получения показаний от обвиняемых или свидетелей. Иногда эксперты-бухгалтеры пытаются решать вопросы, относящиеся к компетенции специалистов других отраслей знаний: экономистов, технологов, товароведов, строителей.

В то же время на практике иногда перед экспертом-бухгалтером ставят такие вопросы, которые выходят за пределы его компетенции.

Их можно разделить на две группы:

Вопросы, относящиеся к юридическим, которые может решать только следователь или суд: ”Подтверждает ли экспертиза выводы ревизии о сумме похищенных денежных средств?”;

Вопросы, которые не являются юридическими и в тоже время не относятся к бухгалтерскому учету: ”Обоснованно ли назначены директору и главному бухгалтеру новые завышенные оклады?”.