Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Электронная отчетность через уполномоченного представителя. Свой бизнес: налоговое консультирование

Рынок сдачи отчетности по каналам связи - достаточно молодой и энергично формирующийся. Вместе с тем на нем есть уже достаточно крупные игроки в масштабах IT-индустрии в целом. Федеральный разработчик - уральская компания «СКБ Контур» - является одним из лидеров рынка по распространению тиражного программного обеспечения для бухгалтеров. За последние 2 года её клиентами стали свыше полумиллиона юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Накануне 20-летия компании о стратегии успеха и общей ситуации на рынке по сдаче отчетности корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал заместитель генерального директора «СКБ Контур» Леонид Волков.

Леонид, за счет чего удалось добиться таких феноменальных показателей на конкурентном рынке?

В первую очередь, безусловно, наш успех был обусловлен правильным выбором технологии. Речь идет о технологии, которая называется «тонкий клиент», когда всё, что нужно нашему абоненту, находится на удаленном рабочем месте, на нашем сервере. Благодаря этому, клиент системы «Контур-Экстерн» полностью свободен в выборе места для входа в систему, полностью избавляется от обновлений. Отправлять отчетность можно с любого компьютера, подключенного к сети интернет - будь он в офисе или дома. Абонент всегда имеет доступ к базе отчетов и возможность оперативного вмешательства в ситуацию. Мы придумали использовать технологию «тонкого клиента» для подготовки и сдачи отчетность еще в 2000-м году, долго над ней работали, и в итоге добились успеха на рынке; а никто из конкурентов за эти восемь лет так и не смог повторить нашего технологического решения.

Еще очень важно, что, благодаря развитой партнерской сети купить нашу систему можно практически в любом городе страны. При этом работает «роуминг» - возможность отправки отчетности в любой регион, во все инспекции. К тому же, кроме ИФНС, отчетность можно отправлять в Пенсионный Фонд, а с июля текущего года - и в Росстат. Есть возможность доступа к карточкам лицевого счета, обмена с контролирующими органами письмами и иными документами, не входящими в состав регламентированной отчетности. А в последнее время разработан и внедрен целый ряд полезных для бухгалтера сервисов, уже не связанных с отправкой данных в контролирующие органы.

Наконец, безусловно, свой вклад в стремительный рост количества абонентов вносит гибкая ценовая политика, позволяющая любому абоненту выбрать тарифный план по запросам и возможностям. Так, для индивидуальных предпринимателей разработаны отдельные ценовые предложения, есть специальные акции для бюджетных организаций. Для всех абонентов с развитой филиальной сетью, а также бухгалтерских и аудиторских компаний, имеется возможность отправки данных в режиме «Обслуживающая бухгалтерия», что существенно сокращает затраты из расчета на каждое обслуживаемое подразделение. Льготы при покупке получают и организации на специальных режимах налогообложения.

И все - таки вопрос стоимости обслуживания - один из самых актуальных . Правительство страны уменьшает налоговое бремя - состоялся переход на ежеквартальный НДС , с 1 января этого года все организации на УСН обязаны подавать только годовую декларацию . Это отражается на стоимости обслуживания ?

Ценовая политика по системе «Контур-Экстерн» сейчас устроена таким образом, что те абоненты, которые желают только отправлять отчетность в налоговые инспекции - платят небольшие деньги за годовое абонентское обслуживание. Или могут вообще не платить абонплату, а платить за каждый переданный отчет. И вместе с тем, каждому абоненту предлагается ряд дополнительных сервисов, при пользовании которыми абонплата немного возрастает. Так вот, по нашей статистике более 80% пользователей не ограничиваются только отправкой отчетности, а подписаны на те или иные дополнительные сервисы - лишнее свидетельство тому, что клиент вовсе не обязательно гонится за низкой ценой, ему важен спектр и качество предоставляемых услуг. Купить тот или иной тариф еще дешевле можно в рамках специальных акций, которые мы стараемся проводить ежеквартально. Ну и, невзирая на инфляцию, в 2008 году стоимость обслуживания мы не поднимали.

Как осуществляется подготовка к годовой отчетности? С таким количеством клиентов это должно быть настоящим испытанием...

Действительно, с приближением каждого отчетного периода мы мобилизуем целый ряд служб, которые заботятся о нормальной работе абонентов в системе. Так, запущен в действие федеральный колл-центр, который работает круглосуточно. Хочу отметить, что это беспрецедентный шаг в IT-сфере, но он очень важен с учетом разных часовых поясов и критичности сроков представления отчетности. Мы существенно увеличиваем возможности одновременной работы сотен тысяч пользователей - технология «тонкого клиента» предъявляет высокие требования к нашей серверной инфраструктуре. Понимаете, услуги специализированных операторов связи всем клиентам нужны в одно и то же время, сроки по сдаче отчетности у всех одинаковые. Значит, мы должны мобилизовать тысячи сотрудников, готовых помочь абоненту именно тогда, когда ему это нужно. Аналогичная нагрузка приходится и на оборудование. Так что, годовая отчетность - всегда испытание, и мы этого не скрываем. Поэтому и подходим к вопросу максимально строго. Взять тот же кадровый потенциал - сотрудников мы сегодня начинаем искать с первых курсов института, работая в этом направлении со многими вузами. В этом я, кстати, вижу и определенную социальную значимость нашей деятельности - достойная и хорошо оплачиваемая работа для перспективной молодежи.

Как вы относитесь к конкурентам? Насколько остра конкуренция на рынке электронной отчетности, какие формы принимает?

Я двумя руками «за» здоровую рыночную конкуренцию. Благодаря конкуренции мы вывели на рынок новые услуги, постоянно работаем над их качеством. Это не просто слова - в противном случае невозможно иметь столько клиентов, при, объективно, чуть более высоких ценах, чем у конкурентов. Только конкуренты способны задавать ту планку, ниже которой мы не должны опускаться - в условиях монополии этого не добиться. И конкуренты нам здорово в этом помогают.

С конкурентами ситуация понятна. А как быть с информацией в прессе о том, что, возможно, услуги по сдаче электронной отчетности будут предоставлять государственные структуры? В некоторых инспекциях об этом говорят вполне открыто.

При всем уважении к государственным структурам, подменить операторов связи в выполнении их функциональных задач они не смогут в силу вполне объективных причин.

Специализированный оператор связи - это беспристрастный арбитр во взаимоотношениях плательщика и государства. Его подтверждение о факте представления декларации является юридически значимым документом, к нему можно апеллировать в любом суде. Налоговый инспектор, самостоятельно определяющий факт и время прихода декларации, беспристрастным быть не может a priori. В случае возникновения каких-либо проблем сегодня достаточно просто обратиться к представителю оператора. Зачем тогда вообще отчетность в электронном виде, если по всем вопросам, в связи с ней возникающими, плательщики будут обращаться к инспектору? На этот способ передачи данных возлагаются несколько иные задачи, а именно сокращение сроков на обработку деклараций…

Специализированные операторы связи - это не застывшие в своем развитии структуры. Постоянно проходят работы по организации новых сервисов, как говорится, «за те же деньги», и многие из этих сервисов никак не укладываются в область деятельности государственных органов. Очень важно, что у операторов связи в рамках одной программы есть возможность отчитываться сразу в несколько контролирующих органов разной юрисдикции. Даже если предположить, что каждый из них разработает своё программное обеспечение, то это означает, что вместо одной полнофункциональной программы придётся иметь сразу несколько. Представьте, что для поездок за город, на дачу и работу Вам необходимо по закону иметь разные автомобили. Это непременно и на стоимости отразится, и на Вашем отношении к автотранспорту как к таковому.

На данный момент времени на рынке начинает появляться решение, альтернативное сдаче отчетности через спецоператоров, так называемая «отчетность напрямую». Это программное обеспечение распространяется теми же путями, что и наша продукция. Такая ситуация нас вполне устраивает, повторюсь, мы готовы к нормальной конкуренции. Уживаются же как-то маршрутные такси с городским транспортом, а государственные пенсионные фонды - с частными. Это только на пользу повышению качества услуг и снижению стоимости обслуживания.

Только пусть налогоплательщик сам решает, хочет он пользоваться услугами спецоператора, или работать «напрямую». А то иной раз в Интернете натыкаюсь на мнение, что, мол, «всех операторов надо закрыть и всё отдать государству». Как-то странно получается, во всех сферах деятельности - от создания ТСЖ до реформы электроэнергетики, - идёт обратный процесс, этого нельзя не замечать…

Но говорят, что государством все будет предоставляться плательщику совершенно бесплатно…

Такое крайне сложно представить - в программных комплексах сдачи отчетности, есть, например, модули криптографической защиты информации, которые бесплатно точно давать никто не будет. К тому же хочу напомнить о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Можно, конечно, выделить отдельной строкой в бюджете расходы на содержание целого штата квалифицированных специалистов, которые будут поддерживать некую систему по сдаче отчетности в работоспособном виде для всех организаций страны. Сумму я побоюсь прикинуть, но это будет, пожалуй, сравнимо с бюджетом среднего города. А ведь сейчас государственный бюджет не содержит подобной нагрузки. Поэтому такой «бесплатный» сервис будет платным для общества - просто расходы на данный вид деятельности равномерно распределятся между всеми плательщиками - и теми, кто услугой пользуется, и теми, кому она попросту не нужна. Давайте спросим тех, кто не желает тратить лишние средства ни на какой сегмент формирования и подачи отчетности - готовы ли они косвенно субсидировать другие организации в этом вопросе? А кто будет контролировать расход государственных средств, до которых в нашей стране всегда много желающих? На рынке спецоператоров связи такой проблемы нет, так как ни копейки государственных средств на такую глобальную структуру, обслуживающую сегодня уже чуть ли не каждого второго плательщика страны, потрачено не было. Также предположу, что при реализации виртуального сценария запуска «бесплатной государственной системы» резко пострадает качество услуг. Когда клиент не платит деньги, не является заказчиком, то и диктовать свои условия обслуживания он не может. А один сбой при сдаче отчета разом перечеркнет всю экономию от «бесплатной отчетности» для отдельно взятой компании.

Но вы не будете оспаривать тезис о том, что такую жизненно важную сферу как сбор доходов государства необходимо более жестко контролировать?

Контроля над нашей деятельностью, на мой взгляд, более чем достаточно. Его осуществляют и собственно структуры, куда отчетность отправляется, и ФСБ (как лицензирующий орган в сфере криптографической защиты информации), и другие надзорные органы.

Закончить разговор о возможной «государственной системе отчетности» проще всего методом доведения до абсурда. Давайте разовьем тему, и спросим - а почему не возмещаются расходы на ведение бухгалтерского учета в организациях? Где жесткий контроль за этим процессом? Подавляющему большинству предприятий он ведь тоже нужен только для отчетности перед государством. Давайте закроем всех разработчиков бухгалтерского программного обеспечения, создадим институты бесплатных общественных бухгалтеров, сократив ставки на предприятиях. Заодно уж и аудиторов, и налоговых консультантов сделаем «бесплатных» и «государственных». Что дальше? Закроем частные клиники, институты? Это, по-моему, шаг к тому состоянию, в котором наше общество болезненно пребывало не так давно.

Кстати, и западный опыт наглядно демонстрирует, что нельзя организовать сбор отчетности в масштабах большой страны, без привлечения сервисных провайдеров, конкурирующих между собой. По-моему, организациям лучше самостоятельно решать, на что тратить собственные средства, чем безоговорочно отчислять часть средств на какую-либо услугу посредством налоговых платежей. Одно дело, когда речь идёт о товаре первой необходимости, но, напомню, что сдача отчетности по каналам связи не является обязательной для подавляющего большинства налогоплательщиков нашей страны.

Возвращаясь к вопросу, считаю, что лучшими показателями контроля нашей деятельности является информация, которую можно почерпнуть из открытых источников, мнений самих абонентов. Так, мы никогда не закрывали свой абонентский форум ни от потенциальных покупателей, ни от представителей контролирующих органов. Достаточно обратиться в интернет и увидеть то соотношение положительных и отрицательных отзывов, чтобы понять, что система не только востребована, но и удобна в использовании, безотказна и достаточно эффективно решает возложенные на нее задачи.

Разработчик системы - компания «СКБ Контур» - празднует свое 20-летие на российском рынке. Чем вы собираетесь порадовать своих абонентов?

Без подарков никто не останется - во всех регионах страны готовятся специальные мероприятия. При этом особые усилия мы прикладываем, чтобы порадовать тех, кто уже сотрудничает с нами, поскольку мы очень дорожим теми, кто уже давно и плодотворно работает с нашей системой. Подробности каждый абонент, равно как и всякий желающий подключиться к системе сможет узнать уже в ближайшем будущем. Но главным подарком, я считаю, должен быть высокий стандарт качества представленных на рынке программных продуктов. Это и было девизом работы нашей компании на протяжении 20 лет существования. Его мы и будем нести в массы в дальнейшем!

  • Можно ли привлечь к ответственности учредителя доверительного управления?
  • Может ли лицо, которому закон запрещает участвовать в коммерческих организациях, передать долю в ООО в доверительное управление?
  • Суд общей юрисдикции оставил иск без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок. Апелляция удовлетворила частную жалобу из-за процессуальных нарушений. Что будет с делом?
  • Один участник ООО передал второму участнику долю в доверительное управление. Как внести в ЕГРЮЛ сведения об этом?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?

Вопрос

Есть ли какие-либо правовые основания у бухгалтерской компании, отправляющей отчетность других компаний (заказчиков) в электронном виде через ТКС подписывать налоговую и бухгалтерскую отчетность электронной цифровой подписью (ЭЦП) руководителей этих компаний? Бухгалтерская компания подключена к оператору ЭДО (тариф "корпоративный"). Ключи (ЭЦП) оператор оформляет на руководителей компаний - заказчиков. Отчетность отправляется с компьютера (ID) бухгалтерской компании, но подписывается ЭЦП руководителей компаний - заказчиков. Программа, посредством которой бух. компания отправляет отчетность по ТКС, используется на основании лицензионного договора, в котором указано:"Лицензиат (бух. компания) имеет право:....- регистрировать в своем личном кабинете (далее - аккаунте) третьих лиц, принимая на себя ответственность за их действия;- предоставить любому контрагенту, зарегистрированному Лицензиатом в аккаунте, неисключительные права использования Программы в следующей конфигурации: права использования возможности по регистрации одного сотрудника в системе с правом использования электронной подписи с хранением на внешнем носителе.......". Как прописать в договоре с заказчиками, что бух. компания представляет их отчетность в соответствующие инстанции (ИФНС, ПФР, ФСС и пр.) в электронном виде по ТКС, а подписывают отчетность руководители компаний - заказчиков? И законно ли это? Нужно ли в этом случае оформлять от руководителей компаний-заказчиков доверенность на руководителя бух. компании на передачу (не подписание!) отчетности по ТКС соответствующим инстанциям?

Ответ

С оператором связи необходимо заключить договор на оказание услуг (). Услуги спецоператора нужно оплатить (). После этого он подключит организацию к системе передачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи.

Представление отчетности через спецоператора предполагает, что у налогоплательщика есть доступ в Интернет. Такой вывод следует из , утвержденных .

Если у налогоплательщика нет возможности подключиться к интернету, он может сдать отчетность через представителя, у которого есть все необходимые аппаратно-программные средства для сдачи отчетности.*

У спецоператора должны быть:

  • лицензия на предоставление услуг в области шифрования информации;
  • лицензия на разработку, производство, распространение шифровальных средств;
  • сертификат соответствия программного обеспечения требованиям нормативных актов ФНС России;
  • договор с региональным отделением УФНС.

Ситуация: можно ли сдавать отчетность через нескольких спецоператоров

Да, можно.

Действующее законодательство не запрещает организации (предпринимателю) пользоваться для отправки отчетности через Интернет услугами нескольких спецоператоров. При условии, что эти спецоператоры соответствуют ряду требований.

Для сдачи электронной отчетности организация должна вначале оформить электронную подпись (ЭП). При этом для подписания отчетности нужно использовать только усиленную квалифицированную ЭП.

Ключ ЭП выдает удостоверяющий центр. Обычно спецоператор работает в сотрудничестве с определенным удостоверяющим центром. Поэтому для отправки электронной отчетности через другого спецоператора может понадобиться оформить еще одну ЭП в другом удостоверяющем центре. Эту электронную подпись и нужно будет использовать для отправки отчетов через второго спецоператора. Иметь несколько электронных подписей, оформленных в разных удостоверяющих центрах на одних и тех же сотрудников, не запрещает.

Порядок сдачи

Процедура сдачи электронной отчетности в налоговую инспекцию через спецоператора состоит из нескольких этапов:

  • отправка отчетности;
  • получение подтверждения даты отправки от спецоператора;
  • технический контроль отчетности в налоговой инспекции;
  • первичный контроль отчетности в налоговой инспекции;
  • окончательный контроль отчетности в налоговой инспекции;
  • внесение отчета в базу данных налоговой инспекции.

Отправка отчетности

Файлы с электронной отчетностью должны иметь строго определенный формат. Список всех действующих форматов утвержден . Он содержит Справочник периодов применения форматов представления (СППФД):

  • налоговых деклараций, уточненных налоговых деклараций;
  • расчетов, уточненных расчетов;
  • бухгалтерской отчетности;
  • других налоговых документов.

Готовые файлы подпишите электронной подписью, зашифруйте и отправьте с помощью программы, предоставленной спецоператором ( Рекомендаций, утвержденных ).

Если декларация подается через , на него нужно оформить доверенность. В настоящее время в налоговых инспекциях ведется установка программного обеспечения, при помощи которого доверенность, выданная организацией, заносится в электронную базу инспекции. Если в инспекции по месту представления налоговой отчетности такое программное обеспечение уже внедрено, то каждый раз при сдаче отчетности оформлять доверенность на одного и того же представителя не требуется. Доверенность можно составить один раз и передать в инспекцию на бумажном носителе оригинал или копию (распечатанный сканер документа). Это следует из положений Порядка, утвержденного .

После того как доверенность будет занесена в базу данных, вместо нее при каждой сдаче отчетности в налоговую инспекцию нужно подавать специальное информационное сообщение. В нем должны быть указаны реквизиты ранее представленной доверенности. Информационное сообщение нужно заверить . Порядок формирования информационных сообщений о доверенностях, выданных уполномоченным представителям (с образцами заполнения), приведен в , утвержденных ФНС России 21 января 2011 г. (доведены до налоговых инспекций ).

Сформируйте транспортное сообщение (файл, который содержит передаваемые сведения в зашифрованном виде) и отправьте его в налоговую инспекцию через спецоператора. Если декларацию подает в транспортном сообщении должны быть зашифрованы сведения о реквизитах его доверенности.

Документы, отправленные через спецоператора в налоговую инспекцию, сохраните у себя на компьютере.

Подтверждение отправки

Спецоператор, получив файл с отчетностью, формирует подтверждение даты отправки документа. Дата, указанная в этом подтверждении, является официальной датой сдачи налоговой отчетности ( , Методических рекомендаций, утвержденных ).

Подтверждение даты отправки в течение двух часов спецоператор высылает одновременно:

  • отправителю (организации, предпринимателю, налоговому представителю);
  • налоговой инспекции - вместе с принятым файлом отчетности.

Если налогоплательщик в течение двух часов не получил подтверждения даты отправки от спецоператора, он должен:

  • во-первых, обратиться к спецоператору связи;
  • во-вторых, заявить об этом в налоговую инспекцию, если проблему не удалось решить до истечения крайней даты отправки отчетности.

Подтверждение даты отправки доказывает, что отчетность представлена вовремя. Этот документ является основанием для освобождения от ответственности за несвоевременную подачу деклараций по Налогового кодекса РФ.

Ситуация: грозит ли штраф организации, если налоговую декларацию в электронном виде она отправила вовремя, но инспекция отказала в ее приеме. Отчетность составлена по утвержденному формату и подписана усиленной квалифицированной подписью

Нет, не грозит.

Если декларация составлена по утвержденному формату и заверена усиленной квалифицированной подписью, то она признается сданной в электронном виде в тот день, который зафиксирован спецоператором в подтверждении даты отправки.
По сути подтверждение спецоператора - это аналог почтового штемпеля, который проставляется на описи вложения или на конверте, если налоговая отчетность пересылается по почте. И то и другое свидетельствует о дате, когда декларацию в действительности отправили в налоговую инспекцию. И даже если в дальнейшем плательщик получит из инспекции извещение, что декларация сдана с ошибками (не прошла входной контроль), то это не означает, что срок представления отчетности был нарушен.

Такой вывод следует из положений статьи 80 Налогового кодекса РФ, пунктов и Административного регламента, утвержденного и .

Между тем ответственность по Налогового кодекса РФ предусматривает штраф именно за нарушение срока отправки отчетности, а не за то, что инспекция отказалась ее принять. Поэтому если декларацию отправили не позднее сроков, предусмотренных Налоговым кодексом, то оштрафовать организацию за ее несвоевременное представление нельзя. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ,).

Технический контроль

Отправленная в инспекцию налоговая отчетность проходит три этапа контроля.

На первом этапе контроля налоговая инспекция в течение четырех часов с момента получения отчетности проводит техническую проверку ( Методических рекомендаций, утвержденных ). В частности, проверяется соблюдение форматов файлов и имя отправителя по критериям, установленным пунктами и раздела I приложения 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным .

По результатам проверки налоговая инспекция отправит:

  • извещение о получении;
  • сообщение об ошибке.

Извещение о получении из налоговой инспекции означает, что отчетность прошла первый этап контроля.

Сообщение об ошибке означает, что при подготовке или пересылке отчетности произошли технические ошибки. Это сообщение инспекция отправляет в открытом (незашифрованном) виде. В таком случае, руководствуясь сообщением, исправьте файл и отправьте его заново.

Первичный контроль

На втором этапе налоговая инспекция проводит первичный контроль содержимого, а именно проверку:

  • реквизитов организации (представителя);
  • подлинности электронной подписи;
  • присланных файлов - имя, структуру, формат, налоговый период и т. д.

Порядок проверки определен раздела I приложения 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным в приеме отчетности с указанием причин.

В этом случае уточните реквизиты декларации с отчетностью и отправьте файл заново. Если такое уведомление не поступило, значит, этап первичного контроля успешно пройден.

Окончательный контроль

На третьем этапе проверки налоговая инспекция в течение четырех часов после окончания первичного контроля выполняет окончательный контроль налоговой отчетности ( Методических рекомендаций, утвержденных ).приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н .

Внесение отчета в базу данных

Если документ успешно прошел этапы технического, первичного и окончательного контроля, налоговая инспекция вносит показатели из присланной отчетности в свою базу данных.

На этой стадии отчетность проверяется на логические и фактические ошибки. По результатам проверки не позднее следующего рабочего дня после окончания предыдущего этапа инспекция отправит плательщику:

  • либо показателей отчетности в базу данных (если ошибок нет);
  • (если ошибки обнаружены).

Извещение о вводе означает, что отчетность принята без замечаний.

Если инспекция прислала уведомление об уточнении, отчетность также считается принятой, но необходимо представить корректирующую декларацию (расчет).

Ошибки в отчетности

О том, что делать, если налоговая инспекция обнаружила в отчетности, переданной по каналам связи, ошибки, см. Как поступить, если в электронной декларации допущены ошибки.

Получение документов от ИФНС

Организации и предприниматели, которые сдают отчетность через спецоператора, в таком же порядке могут получать и документы из налоговой инспекции. К таким документам, в частности, относятся требования о представлении документов в рамках камеральной проверки, уведомления о вызове в инспекцию для дачи пояснений и т. п.

С 1 января 2015 года налогоплательщики, которые обязаны сдавать отчетность только в электронном виде, получив из налоговой инспекции электронный документ, должны своевременно извещать инспекцию о его приеме электронной квитанцией».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Видела небольшую статью на сайте Главбуха не могу найти12:58:22, 11 янв.Помогите, пожалуйста12:59:04, 11 янв.Речь об ответственности компаний, которые оказывают услуги по сдаче отчетности ТКСбыла статья про то что есть уточнения по вопросу организаций оказывающих услуги по сдаче отчетности по ТКС, что данные организации не просто предоставляют услуги, но и отвечают за предоставленные данные. в общих чертах и ссылка на письмо.

Ответственность оператора по сдаче отчетности должна быть прописана в договоре.

С оператором связи необходимо заключить договор на оказание услуг ().

Выбирая оператора, нужно внимательно ознакомиться с договором. В нем должна быть прописана ответственность оператора за некачественное выполнение обязанностей, как правило, регулируемая соответствующими положениями ГК РФ. Кроме того, в договоре должен присутствовать пункт о том, в каких инстанциях принимаются решения, если уладить их в досудебном порядке не представляется возможным.

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как сдать налоговую отчетность через спецоператора

Договор со спецоператором

Если у налогоплательщика нет возможности подключиться к интернету, он может сдать отчетность через представителя, у которого есть все необходимые аппаратно-программные средства для сдачи отчетности .

У спецоператора должны быть:*

  • лицензия на предоставление услуг в области шифрования информации;
  • лицензия на разработку, производство, распространение шифровальных средств;
  • сертификат соответствия программного обеспечения требованиям нормативных актов ФНС России;
  • договор с региональным отделением УФНС.

За что возможны штрафы при сдаче отчетности в 2015 году и как их избежать

Программный сбой - не повод для привлечения компании к ответственности за несданную отчетность*

Нередко поводом для привлечения компании к ответственности за несданную отчетность является ошибка в файле с электронной декларацией, сбои в работе программы или неверные настройки ПО. Практика показывает, что в большинстве подобных ситуаций штрафа можно избежать.

Оператор ЭДО установил неверные настройки документооборота

Компания направила декларацию в инспекцию по ТКС и получила протокол входного контроля, подтверждающий получение отчетности без ошибок. Но фактически организация отправила отчетность не в свою инспекцию. ФАС Московского округа в постановлении от 10.11.10 № КА-А41/13633-10 посчитал, что в рассматриваемой ситуации налоговики не вправе были привлекать компанию к ответственности за непредставление отчетности. Поскольку декларация сдана в срок. А настройки документооборота при отправке отчетности в электронном виде производит не сама компания, а оператор ТКС.*

Обслуживающая организация не обновила базу данных, содержащую формы отчетности

Компания заключила договор обслуживания базы данных со специализированной организацией. Из-за системного сбоя часть форм отчетности не обновилась, а блок сдачи в Пенсионный фонд остался в старой редакции. Поэтому компания заполнила отчет по форме РСВ-1 ПФР за I квартал 2013 года в старой редакции и направила его в ПФР по устаревшему формату. Пенсионный фонд отчет не принял.*

Суды приняли письмо специализированной организации, обслуживающей базу данных и ответственной за обновление, в качестве доказательства отсутствия вины компании. И отменили штраф (ст. 46 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС», далее - Закон № 212-ФЗ). Ведь фактически отчетность организация представила в срок (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.07.14 № А27-10418/2013).

Схожая ситуация произошла в деле, которое рассмотрел ФАС Уральского округа (постановление от 26.06.14 № Ф09-2268/14 ). Компания отправила в ПФР электронную отчетность и получила квитанцию о приеме файла. Но в связи с изменением форм отчетности отправка сведений по ТКС с использованием старой версии программы сдачи электронной отчетности оказалась невозможной.

Обнаружив ошибку, главбух обратился к разработчику программы для ее обновления. После завершения обновления, которое пришлось на следующий день после окончания срока сдачи отчетности, он незамедлительно отправил сведения в ПФР. Суд посчитал, что причиной несвоевременной сдачи отчетности послужили технические препятствия к отправке из-за актуализации программы. В связи с чем вина компании отсутствует.

Налоговики не смогли открыть файл с декларацией

Тот факт, что инспекторы не смогли открыть файл с электронной отчетностью, также не приводит к штрафам. Об этом свидетельствует судебная практика (постановления ФАС Западно-Сибирского от 26.04.11 № А27-11908/2010 , Поволжского от 04.05.10 № А65-25097/2009 и округов).

Суды указали, что НК РФ предусматривает ответственность компании только за нарушение сроков представления налоговой отчетности. А технические ошибки при передаче электронных файлов не влияют на факт исполнения налогоплательщиком обязанности по сдаче отчетности. Тем более что компания получила подтверждение того, что инспекция приняла декларацию, - сведения об отправке и квитанции о доставке файла в налоговый орган.

Отчетность представлена с опозданием по причине технического сбоя связи*

Например, если в день отправки отчетности произошла авария канала связи и оператор ЭДО технически не мог переслать файл с декларацией в инспекцию. Также возможны случаи, когда компания своевременно подготовила электронную декларацию и передала ее оператору. Но по техническим причинам файл не попал в базу данных инспекции и не был обработан в срок.

Суды считают, что такие факты не свидетельствуют о налоговом правонарушении, и отменяют штрафы за непредставление декларации в установленный срок (постановления ФАС Московского от 19.10.10 № КА-А40/12165-10 , Восточно-Сибирского от 18.08.08 № А33-17605/07-03АП-922/08-Ф02-3840/08 и Западно-Сибирского от 15.01.07 № Ф04-8676/2006(29773-А27-42) округов).*

Ответ утвержден Варварой Абрамовой,
ведущим экспертом

Продление сертификата . 3

Напомним, что для успешной сдачи отчетности по электронным каналам связи вам необходимо иметь:

1. Лицензию на использование вашей версии программы «СБиС++ Электронная отчетность».

2. Сертификат ключа подписи, выданный на руководителя или главного бухгалтера вашей организации, и которым будут подписываться документы при отправке в инспекцию. В случае подключения к ПФ выдаются два сертификата: на руководителя и главного бухгалтера.

Все эти документы выдаются сроком на 1 год в офисе компании при подключении к системе, после оплаты необходимых документов сделки.

В течение года вы подписываете документы выданным сертификатом и отправляете в те инспекции, направления сдачи в которые определены вашей лицензией. Для просмотра сведений о лицензии сформируйте протокол проверки системы (меню «Сервис/ Протокол проверки системы»):

Рис. 16-1 – Сведения о лицензии и сертификатах организации

При приближении окончания срока действия лицензии и сертификата программа начнет извещать вас об этом соответствующим предупреждением (первое предупреждение появляется за 30 дней до наступления даты окончания).

Чтобы продолжить работу в системе, обратитесь в офис компании и оформите необходимые документы на продление лицензии и сертификата. После этого оформите продление документов в системе «СБиС++ Электронная отчетность».

Продление лицензии

Для продления лицензии:

Рис. 16-2 – Вызов мастера для получения новой лицензии на систему

2. Нажмите кнопку «Мастер создания налогоплательщика» и пройдите мастер до шага 2:

Рис. 16-3 – Установка флага для получения

3. Укажите сведения для регистрации и обязательно установите галочку «Обновить информацию о лицензиях».

4. Закончите прохождение мастера (подробности в главе «Первый запуск и настройка»). От оператора связи приходят обновленные сведения о лицензии, и устанавливается новый срок использования системы «СБиС++ Электронная отчетность».

Продление сертификата

Для продления сертификата, срок действия которого истекает или уже истек, выполните следующие действия в программе:

1. Откройте () карточку вашей организации (меню «Контрагенты/ Налогоплательщики»):

Рис. 16-4 – Вызов мастера для продления сертификата

2. Нажмите кнопку «Продлить сертификат». В окне мастера уже указан сотрудник, для которого нужно продлить сертификат:

Рис. 16-5 – Окно мастера продления сертификата

3. Если продление сертификата вы оформили в офисе компании, то в окне мастера укажите вариант «Установить с носителя» и выполните установку сертификата с носителя (подробности в главе «Первый запуск и настройка»).

4. Если продление сертификата вы будете выполнять сами, то укажите вариант «Получить по каналам связи» и нажмите «Далее>».

5. Заполните обязательные сведения о владельце сертификата и вставьте свободный носитель для сохранения ключевой пары. Из списка выберите необходимый носитель для сохранения, а затем с помощью датчика случайных чисел сформируйте ключ. При необходимости установите новый пароль на создаваемый контейнер.

При заполнении обязательных полей обратите внимание, что между словами, а также в начале и конце строки может быть только один пробел.

6. Сохраните и напечатайте запрос на продление сертификата.

7. Вставьте носитель с сертификатом, из списка секретных ключей выберите тот, срок действия которого истекает или уже истек (но прошло не более 90 дней с даты окончания), и подпишите им запрос на продление. Запрос отправляется к оператору связи.

8. Дождитесь получения сертификата от оператора. Как только сертификат получен, программа известит вас сообщением:

Рис. 16-6 – Получение сертификата

9. Нажмите «Да». Сертификат сохранен на свободном носителе. В окне мастера выводится информация о полученном сертификате:

Рис. 16-7 – Сохранение сертификата

10. Для завершения нажимаем «Готово». Сертификат автоматически прописывается в карточке указанного сотрудника.

Если все вышеописанные действия по продлению сертификата показались для вас сложными, то лучше обратиться в офис компании и оформить вызов инженера-установщика, который сам выполнит продление сертификата для вашего сотрудника.