Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Антициклическое регулирование. Государственное антициклическое регулирование экономики. Особенности ситуации в России


Цикличность в развитии экономики и антициклическое регулирование

Цикличность – естественный способ развития экономики, всеобщая форма движения, которая отражает неравномерность экономической динамики.

Экономический цикл – повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады уровней экономической активности, отличающиеся друг от друга продолжительностью и интенсивностью при наличии долговременной тенденции к экономическому росту.

Виды экономических циклов.

Долгосрочные экономические циклы. Циклы Н.Д. Кондратьева

Характерный период в среднем 40 – 60 лет. Цикл состоит из двух фаз, называемых также волнами: повышательной и понижательной , каждая из которых длится примерно одинаковое время. Начинается цикл с повышательной волны.

Повышательная волна характеризуется следующим:

Понижательная волна характеризуется следующим:

    Замедление темпов экономического роста, а также темпов роста важнейших экономических показателей,

    Длительная депрессия в сельском хозяйстве,

    Оживление технических изобретений и открытий во второй половины волны (но не применение их в производстве),

    Кризисы среднесрочного экономического цикла в понижательной волне являются более глубокими и продолжительными.

Можно выделить следующие циклы Кондратьева:

Циклы

Волны

Годы

Технологич. уклад

I цикл

1. Повышательная

1779 – 1810 (17)

Текстильные фабрики, промышленное использование камен. угля

2. Понижательная

1810(17) – 1844(51)

II цикл

1. Повышательная

1844(51) – 1870(75)

Угледобыча и черная металлургия, Ж\д строительство, паровой двигатель

2. Понижательная

1870(75) – 1890(96)

III цикл

1. Повышательная

1890(96) – 1914(20)

Тяж. машиностроение, электроэнергетика, неорган.химия, произв. стали и электрических двигателей

2. Понижательная

1914(20) – 1939(45)

IV цикл

1. Повышательная

1939(45) – 1967(73)

Произв.автомобилей, хим.промышленности, нефтепереработки и двигателей внутрен. сгорания,

2. Понижательная

1967(73) – 1982(85)

V цикл

1. Повышательная

1982(85) – 1990 (?)

Развитие электроники, робототехники, вычислит., лазерной и телекоммуникационной техники

2. Понижательная

1990 – 2015 (??)

Большие циклы Кондратьева и экономические реформы России.

Большие циклы

Волна реформ в России

Основные направления экономических преобразований

I цикл: 1779 – 1844(51)

I волна: 1780(90)-1810(17)

План реформ Сперанского:

Придать госбюджету законодательный характер,

Подушные подати -> подоходный налог,

Винные откупы -> акцизная система,

Создать ЦБ, выпустить кредитные деньги.

II цикл: 1844(51)-1890(96)

кон. 1850-х – середина 1870-х

Отмена крепостного права,

Правила утверждения и исполнения финансовых смет,

Порядок формирования гос. доходов,

Создание палат по контролю финансовых смет.

III цикл: 1890(96)-1939(45)

III волна:

а) с 1890-1920 гг.

б) со второй половины 1920 – начало 1940-х гг.

Реформы Витте и Столыпина:

Денежная реформа Витте,

Индустриализация и хозяйственное развитие страны,

Аграрные реформы,

После Октябрьской революции :

Введение НЭПа,

Денежная реформа,

Первые пятилетки,

План ГОЭЛРО как форма обеспечения сбалансированного развития экономики страны.

IV цикл:

1939(45)-1982(85)

1950 – конец 1970-х гг.

Экономические реформы Хрущева, Косыгина:

Расширение рыночных методов хозяйствования,

Установление примых экономических методов взаимодействия между производителями и потребителями,

Усиление материального стимулирования,

Усиление юридической ответственности по своим обязательствам,

Установление платы за фонды.

V цикл:

1982(85)

Современные экономические преобразования, связанные с переходом на рыночные условия хозяйствования.

При переходе от одного цикла Н.Д. Кондратьева к другому происходят весьма значительные изменения в жизни общества – наблюдается значительное изменение структуры экономики, а также механизма ее функционирования, поэтому каждый цикл Н.Д. Кондратьева можно рассматривать как особую стадию развития экономики.

Среднесрочные экономические циклы. Циклы Жугляра.

Среднесрочные циклы получили название циклов Жугляра. К. Жугляр видел основную причину кризиса в сфере кредитных отношений. Кризис он оценивал как оздоровляющий фактор, ведущий к общему снижению цен и ликвидации предприятий, созданных для удовлетворения искусственно разросшегося спроса. Жугляр считал, что повторение всех экономических процессов, вызываемых кредитной деятельностью банков, происходит каждые десять лет. Продолжительность цикла Жугляра совпадает с продолжительностью циклов, причину которых некоторые экономисты (в частности, К. Маркс) видели в сроках физического износа активной части основных производственных фондов.

К. Маркс был одним из первых экономистов, который начал уделять проблеме циклов пристальное внимание. Он выделял 4 фазы, последовательно сменяющие друг друга: кризис, депрессия, оживление и подъем (рис 11.1).

Кризис проявлялся прежде всего в перепроизводстве товаров, сокращении кредитов и повышении ссудного %. Это ведет к понижению нормы прибыли и падению производства, росту банковской задолженности, банкротству банков и предприятий.

После кризиса наступает депрессия . Производство не сокращается, но и не растет. Товарные излишки постепенно исчезают, торговля идет вяло. Ставка ссудного % падает до минимума.

Постепенно в экономике появляются «точки роста», и происходит переход к оживлению . Предприятия увеличивают выпуск, осуществляют промышленное строительство, повышается норма прибыли, ставка % и зарплаты.

Начинается фаза подъема . Уровень ВНП превосходит высшую докризисную точку, производство продолжает увеличиваться, растет занятость, спрос, уровень цен и норма %. Постепенно размеры производства вновь выходят за рамки платежеспособного спроса, рынок переполняется нереализованными товарами и начинается новый промышленный цикл.

Антициклическое регулирование

Среди экономистов, которые признают цикличность, нет никакого единства относительно природы этого явления. В самом общем смысле можно выделить три подхода к объяснению цикличности: экзогенный, эндогенный и эклектичный. Сторонники экзогенного подхода связывают природу цикла с исключительно внешними причинами, приверженцы эндогенного подхода ищут внутренние закономерности явления. Эклектики пытаются найти и объединить рациональные начала двух первых течений.

Антициклическая (конъюнктурная) политика

В качестве средства экономической стабилизации правительство использует антициклическую (конъюнктурная) политику: проводит мероприятия, направленные на сдерживание или стимулирование деловой активности в зависимости от сложившейся ситуации (фазы цикла).

Антициклическое регулирование экономики предполагает проведение экономической политики с целью смягчения колебаний экономических циклов.

Существуют два основных подхода к решению вопроса о том, какую именно политику нужно проводить для смягчения колебаний делового цикла:

1. Неокейнсианское направление . Его представители выступают за активное вмешательство государства в регулирование совокупного спроса, в первую очередь за счет мероприятий в области бюджетной политики. В частности, в условиях экономического спада правительству рекомендуется проводить стимулирующую фискальную политику в сочетании с экспансионистской монетарной политикой: расширять спрос с помощью: увеличения государственных расходов, снижения налоговых ставок, предоставления налоговых льгот на новые инвестиции, введения ускоренной амортизации, а также снижения учетной ставки процента.

2. Монетаристы и сторонники «новой классической школы», ссылаясь на ошибки прогнозирования и существование временных лагов (запаздываний в процессе принятия властных решений) считают, что свобода действий правительства в области антициклического регулирования должна быть ограничена. Они больше доверяют способности рыночной экономики к саморегулированию и рассматривают ошибки конъюнктурной политики как главный источник экономической нестабильности. Поэтому правительству предлагается при проведении кредитно-денежной и фискальной политики руководствоваться правилами, устанавливаемыми на длительный срок. При этом монетаристы считают, что для характера изменения реального и номинального ВВП решающее значение имеет характер изменения объема денежной массы. Они предлагают поддерживать рост денежного предложения на постоянном уровне, поскольку именно объем денежной массы определяет уровень производства в краткосрочной перспективе и темп инфляции в длительном периоде. Бюджетная политика, с точки зрения монетаристов, не оказывает большого воздействия на экономику, за исключением тех случаев, когда увеличение налогов влияет на количество денег и темп их роста. Поэтому следует отказаться от активного использования фискальной политики в качестве средства экономической стабилизации, установив лишь строгую зависимость между налогами и государственными расходами (правило ежегодно балансируемого федерального бюджета). Проводниками антициклического регулирования являются Центральный банк, осуществляющий кредитно-денежную политику и федеральное правительство, отвечающее за проведение фискальной политики. Главная задача этих органов состоит, во-первых, в совместном определении потребности в корректировке совокупного спроса, во-вторых – в поиске оптимальной комбинации кредитно-денежных и налогово-бюджетных мероприятий.

Существуют немало экономических школ и направлений, каждая из которых предлагает свой вариант антикризисного управления. Вот некоторые из основных взглядов на макроэкономическую политику:

Однако, несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившихся на базе классической школы.

Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы (см. приложение 5) .

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности.

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете – и производства.

Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Рассмотрим основные положения кейнсианского взгляда на макроэкономическую политику. Основным положением данного подхода является то, что основные экономические параметры (ставка заработной платы, ставка процента) считаются негибкими. Негибкость заработной платы кейнсианцы объясняют, во-первых, деятельностью профсоюзов, во-вторых, долгосрочным характером трудовых контрактов. Непосредственно из негибкости заработной платы следует то, что уровень занятости не может устанавливаться на равновесном уровне без вмешательства государства. В качестве эмпирического доказательства того, что высокий уровень безработицы может существовать в течение довольно продолжительного промежутка времени кейнсианцы приводят Великую депрессию 30-х годов. Основная идея управления совокупным спросом является увеличение совокупного спроса при его недостаточности, с тем, чтобы обеспечить рабочими местами безработных, во время же избыточного совокупного спроса, когда экономика испытывает инфляционное давление, рекомендуется проводить политику по уменьшению совокупного спроса.

Основными направлениями макроэкономической политики и неокейнсианцы и неоконсерваторы считают фискальную и денежно-кредитную политику.

АНТИЦИКЛИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Эффект акселератора

Государственное антициклическое регулирование экономики осуществляется на основе классической и кейнсианской теории. Для полного понимания неокейнсианской концепции антициклического регулирования экономики необходимо ввести понятие «эффекта акселератора».

Ученые-экономисты, анализируя среднесрочные экономические циклы, пришли к выводу, что изменение совокупного спроса на потребительские товары практически всегда вызывает большее изменение в спросе на инвестиционные товары. То есть небольшое увеличение спроса на готовую продукцию веде! к еще большему усилению спроса на факторы производства, с помощью которых эта продукция производится. И наоборот, небольшое уменьшение спроса на готовую продукцию ведет к еще большему сокращению спроса на факторы производства. Дж. Кларк назвал эту зависимость «эффектом акселератора».

Также исследовавший эту проблему А. Афтальон дал аналогичное объяснение сути акселератора: увеличение совокупного спроса на потребительские товары через некоторое время приводит к еще большему спросу на инвестиционные товары, использованные для производства данных потребительских товаров.

В целом акселератор выражает влияние величины запаса на величину потока (вспомните, что мультипликатор выражал обратное воздействие).

Акселератор отражает степень изменения I объема валовых инвестиций (расходов) в! зависимости от изменения величины национальною; дохода.

Коэффициент акселерации рассчитывается как прямое отношение валовых инвестиций к приросту национального Дохода.

V коэффициеш акселерации;

1 - величина инвестиций;

Y - величина национального дохода;

t - год, в который были осуществлены инвестиции.

Так, если увеличение совокупного спроса на потребительские товары имело место между 2002 и 2003 годом, то инвестиции будут сделаны только в 2004 году, так как коэффициент акселерации надо будет рассчитывать следующим обпгпом-

Важно не забывать, что между тем периодом, когда произошло увеличение совокупного спроса на потребительские товары, и периодом, когда будут сделаны инвестиции в средства производства этих товаров, пройдет какое-то время. В нашем случае - один год.

Политика государственного антициклического регулирования экономики

Как мы уже отмечали, в основе политики

государственного регулирования экономики лежат

неокейнсианские и неоклассические принципы. Будучи сторонниками государственного контроля и регулирования экономики, представители неокейнсианского направления рекомендуют государству непосредственно вмешиваться в экономические процессы с целью их корректировки. Представители же неоклассического направления настаивают на

ограничении прямого государственного воздействия на хозяйствующие субъекты, предлагая косвенные меры регулирования экономики. Нсоксйнсианцы делают акцент на регулировании совокупного спроса, в то время как ориентиром неоклассиков выступает совокупное предложение.

Одной из основных целей экономической политики правительства является достижение постоянных, умеренных темпов роста ВВП, что ведет к увеличению благосостояния и повышению уровня жизни всех граждан страны. Такой тип экономического развития принято называть «устойчивым».

Добиться устойчивою экономического роста - это значит не допускать резких подъемов и спадов. Несмотря на то, что такая цель является одинаковой для правительств, использующих как нсоксйнсианскис, так и неоклассические рецепты для регулирования экономики, средства ее достижения будут разниться.

Неокейнсианским инструментом регулирования

экономического развития страны выступает, в первую очередь, бюджетно-налоговая политика. С точки зрения неокейнсианцев, при резком экономическом подъеме для замедления экономической активности правительство должно сократить государственные расходы и увеличить налоги. Следствием данных мероприятий станет снижение совокупного спроса в стране, усиливаемое эффектом мультипликатора и акселератора, так как начнут сокращаться совокупные доходы. Это приведет к снижению закупок, уровня цен и замедлению производства ВВП. В данном случае результатом деятельности правительства станет сглаживание амплитуды цикла и недопущение «перегрева конъюнктуры» вследствие увеличения совокупного спроса.

В противоположном случае правительство должно будет снизить налоги и увеличить государственные расходы, чтобы не Допустить экономического кризиса и вывести экономику на -Л°ь1шательную волну. Именно в период подъема правительство

должно запасать средства, в том числе через налогообложение, для финансирования экономики на спаде.

Еще одним инструментом антициклического

регулирования является кредитно-денежная, или монетарная,

политика. С точки зрения неоклассиков, монетарная политика

является основой антициклического регулирования. Ее суть

сводится к изменению количества денег в обращении. Как мы

знаем, изменение величины денежной массы вызывает обратное

изменение ставки банковского процента. Так, на повышательной

волне правительство в лице центрального банка должно

уменьшить объем наличной денежной массы, результатом чего

станет рост процентной ставки (вспомните график равновесия на

денежном рынке в занятии № 8). Рост ставки ведет к

удорожанию кредита, так как процент за пользование кредитом

также увеличится. Все меньшее количество фирм смогут

пользоваться кредитом не только для расширения, но и

поддержания на прежнем уровне своих производственных

объемов (кроме прочего, кредит берется для расчетов с

поставщиками, потому" что произведенная продукция не сразу

может бьпь продана или не сразу получены деньги за ее

реализацию). Совокупное предложение перестане!

увеличиваться и начнет сокращаться. Результатом правительственных усилий станет охлаждение конъюнктуры.

Если точка пика пройдена и страна вошла в фазу сокращения, то правительство должно увеличить количество денег в обращении и тем самым приостановить экономический спад. Процентная ставка и процент за кредит уменьшатся, кредит станет более доступным, и производство начнет увеличиваться, уменьшая безработицу, но усиливая темп роста цен.

Заметим, что и бюджетно-налоговая, и кредитно-денежная политика используются как неокейнсианцами, так и

неоклассиками. Однако неокейпсианцы делают акцепт па первой, а нсоклассики - на второй.

Представим направления антициклического государственного регулирования экономики на графике (рис. 13.1).


Как уже отмечалось, независимо от применяемых Инструментов антициклического регулирования, правительство ставит цель достижения постоянного, или устойчивою, экономического роста. В случае резкого экономического роста правительство начинает проводить политику, направленную на охлаждение конъюнктуры (политику сдерживания, или рсстрикционную политику), ведущую к уменьшению деловой активности и объема ВВП. Если экономика сталкивается с падением темпов экономического роста, то правительство ЛЕрлодит политику, направленную на разогрев конъюнктуры

(политику разогрева, или экспансионистскую политику), выражающуюся в повышении деловой активности и объема ВВП страны. Представители нсоксйнсианского направления рекомендуют использовать для этого в первую очередь бюджетно-налоговую политик)", а неоклассики делают акцент на кредитно-денежной политике.

1. Акселератор показывает зависимость

увеличения инвестиций от роста национального дохода.

Несмотря на то. что экономическое развитие любой страны имеет циклическую форму, правительство счремится к поддержанию нос гонимых темпов экономического роста.

Для осуществления своей цели правительство проводит антициклическую политику, в основе которой лежат принципы неокейнсианской и неоклассической концепций.

В качестве основного инструмента антициклического регулирования неокейнсианцы предлагают проводить активную бюджетно-налоговую политику, направленную на регулирование совокупного спроса.

Неоклассики предлагают регулировать экономику путем воздействия на совокупное предложение в основном с номошыо кредитно-денежной политики.

1. Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры.

2. Модели антициклического регулирования экономики.

    Противоречивость антициклического регулирования. Экономико-политический цикл.

1. Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры

Антициклическое регулирование (политика краткосрочной стабилизации) имеет долгую, противоречивую историю, в которой представлены и успехи, и разочарования. Оно проектировалось в 30-е годы Дж. Кейнсом и - независимо от него - Стокгольмской школой. Цель антициклического регулирования усматривалась ими в том, чтобы не допускать существенного отрыва совокупного спроса от совокупного предложения (считалось, что предложение приблизить к спросу гораздо сложнее, поскольку оно обеспечивается преимущественно частным сектором). В дальнейшем в антициклическом регулировании стало использоваться и воздействие на совокупное предложение. У правительства возможности регулирования совокупного спроса и предложения весьма значительны, ибо в его распоряжении находятся государственный бюджет и денежная масса. И не только они.

В экономической теории представлены различные взгляды на причины циклических колебаний, а значит и различные подходы к проблеме их регулирования. Но все концепции регулирования тяготеют сегодня к одному из двух направлений:

1) неокейнсианскому, опирающемуся на взгляды Дж. Кейнса;

2) неоконсервативному, развивающемуся на базе классической школы.

Первое направление ориентируется на регулирование совокупного спроса и ставит целью воздействие на народное хозяйство в целом (макроэкономический подход). Второе - на регулирование совокупного предложения и создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономический подход).

Однако и кейнсианцы и неоклассики, хотя и различными методами, решают одну и ту же проблему сглаживания циклических колебаний. Противодействие колебаниям конъюнктуры достигается с помощью «антициклической политики», т.е. действий, идущих в противоположном направлении к текущей экономической конъюнктуре:

1 - политика сдерживания, рестрикции;

2- политика экспансии.

Но существует отличие: кейнсианцы при сглаживании цикла уделяют наибольшее внимание бюджетно-налоговой политике. Так, в фазах спада и депрессии меры государства направлены на:

а) сокращение налогов (или отдаление во времени момента их уплаты);

б) увеличение государственных расходов - как инвестиционной, так и социальной направленности. При этом речь идет скорее не об абсолютном увеличении, скажем, правительственных закупок (для чего в обстановке рецессии может не оказаться средств в государственном бюджете), а скорее лишь об относительном повышении их доли в структуре ВНП, рассчитанного по методу потока расходов. Шведский экономист Б. Улин еще в 30-е гг. обосновал необходимость государственных инвестиций и общественных работ как средства борьбы с безработицей. Министр финансов Швеции Э. Вигфорс доказал, что они являются способом повышения покупательной способности и снижения масштабов экономического кризиса. На этих методологических принципах был, в частности, построен бюджет 1933 г. И Швеция стала первой страной, избравшей путь активной политики стабилизации.

В результате проведения этих мероприятий в условиях низкой конъюнктуры происходит увеличение бюджетного дефицита. Но стимулирование совокупного спроса, а в конечном счете и производства, противодействие безработице в дальнейшем способны через некоторое время ослабить остроту бюджетных проблем.

Во время длительного и бурного подъема, когда назревают опасности резкого сокращения товарных запасов, а значит расширения импорта и ухудшения платежного баланса, повышения заработной платы и цен, наоборот, происходит повышение налогов, сокращаются государственные расходы. Такие действия объективно направлены против перегрева конъюнктуры и инфляции. Тормозя дальнейшее наращивание совокупного спроса, инвестиций, производства и занятости, они в то же время приводят к уменьшению дефицита бюджета и даже, в ряде случаев, к его положительному сальдо. К тому же вследствие указанных опережающих мер грядущий спад производства становится менее заметным.

Неоконсерваторы тоже признают важную роль налогов (их снижение порождает рост деловой активности), но в целом они рассматривают бюджетно-налоговую политику как дополнение к политике кредитно-денежной. В условиях спада и депрессии проводится денежно-кредитная экспансия: оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительной денежной массы (экспансионистская политика «дешевых денег», которую, кстати, поддерживают и кейнсианцы, поскольку финансирование рекомендуемого ими бюджетного дефицита требует направления дополнительных денег в обращение), которая оказывает троякое влияние:

а) увеличение денежной массы в обращении - открытая инфляция (в определенных, строго очерченных границах) - у потребителя срабатывает рефлекс адаптивных инфляционных ожиданий - они тратят свои сбережения, что приводит к росту предельной склонности к потреблению - совокупный спрос догоняет совокупное предложение, что и требуется государству;

б) увеличение денежной массы - кратковременное снижение процентных ставок - предприниматели, получая дешевый кредит, расширяют свой спрос на инвестиционные товары;

в) увеличение денежной массы - уменьшение процентной ставки- сбережения домохозяйств и фирм направляются не в банки, а на покупку акций - увеличение деловой активности, уменьшение безработицы.

В условиях стремительного подъема экономической конъюнктуры реализуется, наоборот, денежно-кредитная рестрикция (мера сугубо неоклассическая): сдерживание экономической жизни через политику «дорогих денег»: сжатие денежной массы, сокращение кредитных ресурсов банков, повышение процентных ставок. И здесь необходима осторожность: если при реализации политики «дешевых денег» нарастает опасность инфляции, то «дорогие деньги» усиливают опасность сокращения инвестиций, объема производства и роста безработицы.

Таким образом, антициклическое регулирование есть комплекс мероприятий в направлении, противоположном проявившимся в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход делового цикла. Оно меняет амплитуду, продолжительность, соотношение фаз цикла. В результате государственного воздействия возможно даже выпадение некоторых фаз и непоследовательность их смены с точки зрения «чистой» теории. Главной целью государства при этом является достижение стабильного, сбалансированного, равно распределенного по волне цикла и не галопирующего темпа экономического роста. Конечно, существуют и особые цели:

а) для истощенной войнами, административными методами хозяйствования экономической системы могут быть желательны высокие темпы роста («экономическое чудо»), основанные главным образом на частной инициативе граждан;

б) для экономики с высоко насыщенными товарными рынками целесообразны «спокойные» темпы, когда рост обеспечивается за счет качественного внутреннего преобразования самой структуры этих темпов. При этом в некоторых отраслях протекает нулевой и даже отрицательный рост, в других же, передовых отраслях рост достигает 40 -70% в год (информатика), средний же рост может не выходить за пределы 1-2% в годовом исчислении.

Антициклическое регулирование — одно из направлений экономической политики государства, направленное на смягчение . Основано на применении стабилизаторов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, пособия по безработице, субсидии по поддержанию цен на сельскохозяйственную продукцию и др.).

В условиях реализации целенаправленной правительственной политики при недостаточном проводится экспансия (денежная и финансовая), при чрезмерном спросе или инфляционном «перегреве» осуществляется ограничительная и дефляционная политика.

Еще в 1-й половине XIX в. экономисты обратили внимание на периодичность таких явлений, как повышение или понижение спроса, увеличение объемов производства или его застой. Исследованию экономических циклов посвящены труды таких виднейших ученых, как А.Шпитгоф, М.И.Туган-Барановский, К.Маркс, Т.Веблен, У.Митчел, Дж.М.Кларк, Дж.Хикс, Дж.М.Кейнс, Й.Шумпетер и многих других.

В историческом аспекте первой теорией цикличности процесса воспроизводства является теория К.Маркса о неизбежности экономических циклов продолжительностью около 10–12 лет. До анализа кризисных явлений К.Марксом в экономической теории преобладали точки зрения о том, что экономические кризисы или вообще невозможны (Дж.С.Милль, Ж.-Б.Сэй, Д.Рикардо), или носят лишь случайный характер и экономического равновесия можно достичь на основе свободного действия рыночных законов стоимости, спроса и предложения (Ж.Сисмонди, Р.Робертус, К.Каутский).

К.Маркс обосновал причины возникновения цикла, определил его фазы. В учении К.Маркса о цикличности сделан акцент на разрушительном характере экономического кризиса, а также его связи с частной собственностью на средства производства.

Развитие мировой экономики в ХХ в. привело к тому, что западная экономическая мысль признала цикличность и углубила исследование форм, структуры и причин циклов. В экономической науке ХХ в. обозначились две основные точки зрения на проблему государственного вмешательства в экономику в целях преодоления влияния циклических колебаний: и .

Классическая теория основывалась на том, что рыночная экономика способна к автоматическому саморегулированию, а конкуренция обеспечивает равенство спроса и предложения. При этом цена, заработная плата, процентная ставка приспосабливаются к любой ситуации рынка и его конъюнктуре.

Кейнсианская теория сводилась к необходимости государственного регулирования для ограничения стихийности экономических процессов и обеспечения полной занятости населения.

На основе анализа причин возникновения и протекания и его воздействия на экономику английский экономист Дж.М.Кейнс опубликовал работу «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). По утверждению Кейнса, экономические кризисы неизбежны и вытекают из природы рынка. Кроме того, рынок включает в себя различные проявления монополизма и сочетается с государственным регулированием, от чего цены и заработная плата являются негибкими. Заслугой Кейнса в исследовании фактора цикличности является разработка им теории . Кейнс отказался от анализа традиционных категорий стоимости, цены и доходов и обратил внимание на соотношение между такими экономическими категориями, как совокупный общественный спрос, государственные расходы. Основному положению классической школы – «сбережения определяют инвестиции» – Кейнс придает свое толкование – «инвестиции определяют уровень сбережений». Общество, считал он, сберегает не больше и не меньше того, что предприниматели пожелают инвестировать в экономику. По его мнению, спросом управляют бюджетная политика государства в целом и государственные расходы. Это главные инструменты стимулирования инвестиций и потребления. должна играть вспомогательную роль, приспосабливаясь к бюджетной политике.

Идеи Дж.М.Кейнса сыграли важную роль в определении места государства в обществе и положили начало многочисленным разработкам по государственному регулированию экономики. Современное, развитое в экономическом отношении государство осуществляет многие производственные программы и контролирует перераспределение в обществе доходов, получаемых в частном секторе экономики, регулирует финансовую, налоговую и , осуществляет программы социального обеспечения и страхования. В условиях современной научно-технической и технологической революции на первый план выходят интеллектуальные, профессиональные, организаторские, творческие дарования и задатки человека. Эта закономерность предполагает дорогие экономические условия для воспроизводства рабочей силы. Реально их может создать только государство. Современное государство практически включено во все сферы экономической деятельности общества (разработка законодательной системы; защита конкурентной среды доходов; перераспределение в обществе, коррекция общественных благ и услуг; стабилизация экономики и стимулирование экономического роста).

Кейнсианское антициклическое регулирование не устранило внутренних причин циклического развития капиталистической экономики. Способствуя смягчению глубины кризисных спадов производства, оно повлекло серьезные инфляционные последствия, стимулируя чрезмерный рост денежного предложения. Под влиянием резкого усиления кейнсианская теория была подвергнута критике. Возродилось множество школ, получивших общее наименование , развивающих теорию в соответствии с постулатами классической теории общего экономического равновесия и автоматического приспособления экономики к любым нарушениям закона спроса и предложения.

Неоклассическое направление рассматривало кризисы как случайное, быстро проходящее явление. Значительное место в общем направлении неоконсерватизма (неоклассицизма) занимает , основателем и лидером которого является американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г. М.Фридмен. По мнению монетаристов, деньги являются главным инструментом, определяющим все развитие экономики. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежной сферой. Главный параметр стабилизационной политики, согласно монетарной теории, – объем денежного предложения. Экономическую политику монетаристы предлагают переориентировать с кейнсианских рецептов антициклического регулирования, сопровождающегося резкими колебаниями , на строгое регулирование последней в обращении, предусматривающее рост ее на 3–4% в год.

Антициклическое регулирование широко применялось после 2-й мировой войны вплоть до середины 60-х гг. в США, Великобритании, Франции. Изменения в 60–70-е гг. глобальных условий функционирования экономики в результате 2-й мировой войны и научно-технической и технологической революции привели к модификации антициклического регулирования.

Исследование роли государства и выявление причин кризисов и циклов на современном этапе связано прежде всего с разработкой двух направлений: равновесного делового цикла и политического делового цикла . Истоки этих концепций относят к идеям английского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике 1974 г. Ф.Хайека и польского экономиста и статистика М.Калецкого, высказанным соответственно в 30-х и 40-х гг. Формирование данных концепций в современном виде приходится на середину 70-х гг.

Теория равновесного делового цикла отражает развитие идей монетаризма. Согласно этой теории государство во многих западных странах выполняет наряду с многими присущими ему функциями роль своеобразного генератора денежных «шоков», которые выводят хозяйственную систему из состояния равновесия, и таким образом поддерживает циклические колебания в общественном воспроизводстве. Первые шаги в развитии данной теории связаны с именами М.Фридмена и Анны Шварц, которые в своей работе «История денежного обращения в США, 1857–1960» (1963) доказывали, что движение делового цикла управляется изменениями темпов роста денежной массы, находящейся в обращении. В 70–80-х гг. эта точка зрения стала активно разрабатываться также представителями теории рациональных ожиданий.

Если монетаристы считают, что государство может спровоцировать цикл, пользуясь недостаточной осведомленностью людей об истинном содержании и целях различных направлений государственной экономической политики, сторонники теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) исходят из противоположных соображений. По их мнению, предприниматели и население в целом настолько рациональны в своем поведении и научились благодаря происходящей информационной революции оценивать и распознавать истинные мотивы тех или иных экономических решений государственных органов, что могут своевременно реагировать на государственные решения согласно своей выгоде. В результате цели государственной политики остаются нереализованными, а явления экономического спада или подъема принимают еще более ярко выраженный характер. Даже небольшие перепады в уровне экономической активности превращаются в явно циклические.

В первые десятилетия после 2-й мировой войны характер экономических циклов изменился. Стал менее четким и менее определенным сам циклический характер общественного воспроизводства, т.е. стала утрачивать свою четкость общая классическая схема промышленного цикла; изменились структура и характер главной фазы цикла – самого кризиса. Так, изменилось соотношение между острой и пологой стадиями кризиса в пользу пологой, а нередко стало возможным и преодоление острой стадии кризиса. Кризисы зачастую стали протекать не в форме резкого падения объемов производства, а в форме периодов замедленного роста. Это ведет к размыванию четкости понятия классического промышленного цикла, переплетению промышленного цикла с инфляционными процессами.

Циклический характер современного воспроизводства не ограничивается фактором существования промышленных (экономических, деловых) циклов. Наряду с этими классическими циклами в настоящее время признается наличие целого ряда других циклов:

  • циклы Кондратьева (длинные циклы, продолжительностью 40–60 лет; движущая сила цикла – радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка);
  • циклы Кузнеца (продолжительностью примерно 20 лет; движущая сила цикла – сдвиги в воспроизводственной структуре производства);
  • циклы Жюгляра (периодичностью 7–11 лет; являются следствием взаимодействия многообразных кредитно-денежных факторов);
  • циклы Китчина (продолжительностью 3–5 лет; являются следствием изменения относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях);
  • частные хозяйственные циклы (периодичностью 1–12 лет; возникают в результате колебаний инвестиционной активности).

Разработанная еще в 20-е гг. ХХ в., стала использоваться в 70-х гг., когда мировая экономика столкнулась с серьезными проблемами воспроизводства в результате сырьевых проблем. Теорию длинных волн разрабатывал также австрийский и американский экономист Й.Шумпетер. В работе «Деловые циклы» (1939) он определил, что основной движущей силой долговременных колебаний экономики является волнообразная динамика технических и технологических нововведений. В 80–90-е гг. теория Н.Д.Кондратьева вновь была взята на вооружение. Был сделан вывод, что в мире существует закон цикличности как единой формы развития природных и общественных процессов, т.е. закономерности социального и экономического характера должны рассматриваться с учетом влияния природно-экономических циклов. Таким образом, на основе идей Н.Д.Кондратьева в настоящее время формируется новая парадигма цикличности.

Несмотря на разнообразие циклов и подходов к выработке концепции антициклического регулирования, все они тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения.