Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Поурочный план по теме потребление. Тема урока: "Доходы и сбережения". Создание проблемной ситуации на уроках экономики

Цель урока: рассмотреть потребление как самый простой компонент валового внутреннего продукта; раскрыть связь между потреблением и доходами, между размерами сбережения и дохода; проанализировать главные факторы в жизни общества, влияющие на потребительские расходы; развивать любознательность; воспитывать бережливость.

Основные понятия: доходы, потребление, сбережения, функции потребления и сбережения, национальные сбережения и норма сбережений.

Тип урока: изучение нового материала.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Вопросы для дискуссии

1. Охарактеризуйте экономические факторы, определяющие формы распределения национального дохода.

2. Какие факторы влияют на величину доходов населения?

3. Определите черту бедности. Уровень бедности в Украине?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Потребление и сбережения играют определяющую роль в экономике любой страны. Государства, которые инвестируют значительный процент своих доходов, а потребляют меньше, достигают высоких темпов роста национальной экономики и производительности труда.

И наоборот, те страны, которые потребляют больший процент своих доходов, а инвестируют меньше, развиваются медленнее.

IV. Изучение нового материала

Потребление - это часть дохода в распоряжении, поступающей для покупки товаров и услуг в текущем периоде.

Потребление является самым простым компонентом валового внутреннего продукта, что составляет 66 % совокупных расходов в течение последнего десятилетия. Какие же главные компоненты потребления? Среди его важнейших статей - жилье, транспортные средства, продовольствие и медицинские услуги.

Сбережения - это неспожита часть личного безналогового дохода.

Сбережения - часть дохода в распоряжении, что остается после удовлетворения потребительских нужд и направляется на потребление в будущем.

Оптимальной нормой национального сбережения считают 20-25 %. Между нормой национального сбережения, инвестициями и темпами экономического роста существует тесная взаимосвязь, поэтому каждая страна особое внимание обращает на стимулирование склонности населения, домохозяйств, предприятий к сбережению.

Функция потребления основывается на простой идее, согласно которой поведение потребителя за определенный период связана с величиной его дохода за этот период. Зато гипотеза жизненного цикла рассматривает частных лиц, которые планируют свое поведение в отношении потребления и сбережения на длительные периоды, надеясь как можно лучше распределить потребительские расходы на протяжении всей своей жизни.

Франко Модильяни разработал модель поведения потребителя, которую называют гипотезой жизненного цикла. эта модель основывается на концепции межвременного выбора потребителя, иначе говоря, гипотеза жизненного цикла усматривает в сбережениях результат преимущественно желание частного лица обеспечить себе возможность потреблять в старости. Как видим, эта теория отмечает ряд неожиданных факторов, влияющих на норму сбережений в стране. Например, возрастная структура населения, в принципе, - важный фактор, определяющий поведение величины потребления и сбережения.

Функция потребления имеет вид:

C = aWR + cYL ,

где WR - реальное богатство;

а - предельная склонность к потреблению;

YL - трудовой доход;

с - предельная склонность к потреблению из трудового дохода.

Трудовой доход - это такой доход, который получает рабочая сила, в отличие от дохода, который зарабатывают другие факторы производства, как, скажем, рента за землю или прибыль с капитала.

Сбережения равны доходу за вычетом расходов на потребление:

где NL - количество лет жизни человека;

WL - количество лет труда и зарабатывания дохода;

(NL - WL ) - количество лет, течение которых человек не работает по возрасту.

Из уравнения следует, что сбережения в течение рабочего периода жизни человека равных определенной доле трудового дохода, а числовое значение такой доли - числовому значению доли, которую составляет период, когда человек не работает по возрасту, от жизни в целом.

На рисунке показана схема потребления, сбережения и расходования сбережений за весь период жизни. На протяжении всей жизни поток потребительских расходов С равномерный и составляет вместе (С ∙ NL ). В период жизни, когда человек не работает по возрасту, такие потребительские расходы финансируются за счет сбережений, которые накапливались в течение рабочего периода жизни. Следовательно, заштрихованные отрезки (YL - C ) ∙ WC и C ∙ (NL - WL ) одинаковые или можно сказать так: за счет сбережений в годы работы финансируются расходы в период, когда человек не работает по возрасту.

Из рисунка становится очевидной важная идея теории жизненного цикла потребления. Она заключается в том, что планы потребления составляются так, чтобы достичь одинакового или равномерного уровня потребления путем сбережения в течение периодов высоких доходов и расходования сбережений в периоды низких доходов. Следовательно, это важный отход от рассмотрения потребления лишь как такого, что базируется на текущем доходе. разница является существенной, поскольку в расчетах потребительских расходов на протяжении всего жизненного цикла учитываются доходы, которые будут получены за всю жизнь, а не только текущий доход.

К числу важнейших факторов, которые существенно влияют на потребление и сбережения, кроме текущего дохода, можно также отнести постоянный доход, богатство, социальные факторы и ожидания. Однако из года в год важнейшим определителем изменений в потреблении фактически используемый доход.

Схема потребления, сбережения и расходования сбережений

Развивая гипотезу жизненного цикла потребления и сбережения, мы показываем, что именно определяет величину предельной склонности а и с в уравнении, почему величина богатства должно влиять на величину потребления.

Мультипликатор инвестиций равен: K = 1/(1 - MPC ), где МРС - предельная склонность к потреблению (MPC = C /Y )

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Вопросы для дискуссии

Или правильными являются следующие утверждения?

1) Предельная склонность к потреблению всегда равна предельной склонности к сбережению.

2) С увеличением дохода потребителя доля расходов на продукты питания уменьшается.

3) На объем и динамику сбережений и инвестиций влияют одни и те же факторы.

4) Потребительские расходы не являются более стабильными по сравнению с инвестиционными расходами.

5) Если известна функция потребления, то всегда можно построить функцию сбережения.

6) Рост налогов на доходы граждан и снижает расходы на потребление, и размер сбережений.

7) Ценность денежной единицы в будущем меньше ее ценность сегодня.

8) в Соответствии с традиционными положениями, снижение налогов, которое правительство финансирует за счет увеличения заимствований, не стимулирует увеличение расходов потребителя.

9) Повышение налогов передвигает вниз как функцию потребления, так и функцию сбережения.

10) С ростом реальной процентной ставки стимулы фирм к инвестированию увеличиваются.

Ответы: правильные- 2, 5, 6, 7, 9; неправильные- 1, 3, 4, 8, 10.

Решите задачи

1) Используемый доход равен 500 грн, на потребление тратят 400 грн. С дохода в размере 800 грн величина потребления составляет 600 грн. Вычислите MPC и MPS (предельная склонность к потреблению и сбережению).

2) Текущий используемый доход человека составляет 15 тыс. грн. за год, а имущество - 50 тыс. грн. Предельная склонность к потреблению текущего дохода - 0,8, а имущества - 0,025. Автономное потребление равняется 1000 грн. Вычислите объем потребления лица по кейнсианской функцией потребления и гипотезой жизненного цикла.

3) В национальной экономике является возможность использовать семь инвестиционных проектов.

Объем инвестиций в проекты, млн. грн.

Ежегодный доход на 1000 инвестированных гривен

а) Вычислите целесообразный объем инвестиций по рыночной процентной ставки 20 % за год при условии, что инфляция отсутствует.

б) Вычислите целесообразный объем инвестиций по рыночной процентной ставки 20 %, уровня инфляции - 5 % и налога в размере 25 % ежегодного дохода.

1) MPC = 2/3; MPS = 1/3.

2) Потребление, согласно кейнсианской функции потребления, составляет 13 000 грн., а согласно гипотезе жизненного цикла - 13 250 грн.

3) а) Целесообразный объем инвестиций по рыночной процентной ставке 20 % составит 33 млн. грн. - (4 + 6 +15 + 8). По этой процентной ставки инвестиции в проекты Е, F , G являются неприбыльными, потому что затраты на капитал превышают ежегодный доход на капитал.

б) Целесообразный объем инвестиций составит 10 млн. грн. - (4 + 6). При этих условиях прибыльными являются только проекты А и В. Остальные проекты являются неприбыльными.

VII. Домашнее задание

Проработать теоретический материал.

Графически изобразить динамику сбережений, расходов и доходов населения Украины за период 2001-2011 гг.

>>Потребление

§ 19. Потребление

Вспомни: Каковы основные потребности человека? Как формируется бюджет в семье? Из чего складывается совокупный бюджет в семье?

Подумай: Что влияет на то, какие товары мы покупаем? Постоянен ли список предметов роскоши? Можно ли замерить благосостояние?

Потребление - использование благ (товаров и услуг) в целях удовлетворения потребностей. Потребление является конечной целью всякого производства. Производство подчиняется интересам потребителей, ориентируется на удовлетворение их потребностей. Основными потребителями в экономике выступают отдельный человек, семья, фирма, государство. Экономисты различают производственное потребление - расходование, использование ресурсов в процессе производства и непроизводственное, конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей. Непроизводственное потребление делится на общественное и личное (индивида, семьи).

Семейное потребление. Потребности людей в разнообразных товарах и услугах безграничны. Они постоянно растут и изменяются. То, что еще не так давно считалось предметом роскоши, сегодня стало предметом первой необходимости. Если расспросить бабушек и дедушек, они расскажут, что 45-50 лет назад телевизор был только у некоторых людей. Сегодня без телевизора трудно представить себе жизнь человека. Возможно, некоторые из нас помнят, как в дома людей входили компьютеры, превращаясь па глазах из предмета роскоши в предмет необходимости. Правда, то, что для одного человека является уже предметом первой необходимости, для другого еще долго может оставаться предметом роскоши.

Но не только потребности влияют на семейное потребление. Предметы потребления и разнообразные услуги необходимо оплачивать. Стоимость потребительских расходов ограничена размером дохода человека, семьи. Чем больше доход, тем больше товаров и услуг может приобрести человек или семья . Можно, например, удовлетворять не только материальные потребности в тех или иных вещах, но и ходить в театры, на концерты, в кино. Да и материальные потребности по мере роста благосостояния людей меняются. Например, возникает потребность покупать модную одежду, несмотря на то что та, которая есть, еще не износилась.

В связи с увеличением дохода происходит увеличение потребления, и наоборот, чем меньше доход человека пли семьи, тем меньше средств можно тратить на покупку товаров и услуг. Потребитель вынужден ограничивать свои расходы, сокращать свое потребление.

Часть потребительских расходов люди могут производить за счет сбережений - средств, накопленных для будущего потребления. Сбережения помогают приобрести дорогостоящие товары или услуги, например жилье, автомобиль, произведет и оплату за у небу в вузе. Помогают сбережения и людям, потерявшим работу или вышедшим на пенсию.

Все люди, независимо от их материального положения, ограничена в средствах, которые могут, тратить, на удовлетворение своих потребностей. И каждый человек, даже самый богатый, может оказаться в ситуации, когда не хватает денег на ту или иную покупку. Но для одного это может быть пара сапог, а для другого - острова в океане.

Вы уже знаете, что все расходы делятся на обязательные и произвольные. Напомним, что к обязательным расходам (без которых нельзя обойтись) относятся расходы на питание, одежду, обувь, хозяйственные товары, лекарства, а также транспорт, квартплату, оплату электричества, газа, отопления, других коммунальных услуг. Кроме того, в обязательные расходы входят также налоги и платежи по заключенным договорам (например, договорам страхования, о котором речь пойдет дальше). Расходы, без которых можно обойтись, называют произвольными. (Попробуй сам привести примеры таких расходов.)

Некоторые из вас могут сказать, что деление расходов на обязательные и произвольные условно. Ведь для какого-то конкретного человека, скажем, покупка книги или билета в филармонию важнее, чем покупка килограмма мяса. И именно эти товары будут для него удовлетворением личных потребностей. Рассуждая так, они будут правы, только эта оценка будет социально-психологической, а не экономической. Экономисты изучают общие тенденции, происходящие в процессе потребления.

Рассмотрим одну из закономерностей в сфере семейного потребления, сформулированную в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем. В результате многолетних наблюдений он установил, что с ростом семейных доход ов доля расходов на питание снижается, расходы на одежду, жилье, коммунальные услуги меняются незначительно, а доля расходов на культурные потребности заметно возрастает. Опираясь на эти выводы, экономисты стали оценивать степень благосостояния граждан по доле их расходов на питание. Чем большую часть средств население тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния в той или иной стране.

Помимо размеров доходов семьи, на специфику ее потребительских расходов влияют состав и возраст членов семьи (подумай, какие расходы типичны, например, для молодежи и несвойственны пожилым людям), вкусы, привычки, интересы (приведи примеры расходов, связанных с разными интересами людей), культурный уровень семьи (предположи, какие расходы будут у семем с высоким уровнем культуры, в то время как у семей с другим уровнем культуры они могут отсутствовать).

Значительно расширяют семейное потребление школьники. К их расходам относятся расходы на книги, школьно- письменные принадлежности, ранцы, возможно, на школьную и спортивную форму, питание вне дома, увлечения, культурно-спортивные мероприятия. У многих есть мобильные телефоны, содержание которых представляет особую статью расходов. Значительная часть средств идет на не всегда фиксируемые карманные расходы школьников (которые, заметим, нередко тратятся бездумно).

Говоря о школьниках как потребителях, можно условно выделить среди них две группы. Первые расходуют часть совокупного семейного дохода, не внося в него никакого собственного вклада. Вторые вносят свой личный вклад в семейный доход. К примеру, одни занимаются мелким ремонтом компьютеров и радиоаппаратуры, другие присматривают за детьми, покупают продукты пенсионерам, третьи доставляют подписчикам газеты и журналы.

Многие задумываются и над своей будущей учебой в средних специальных и высших учебных заведениях. Понятно, что если сейчас в школе учиться вполсилы, то в дальнейшем, возможно, придется тратить значительные средства на оплату дополнительных занятий с преподавателями. Хорошая и отличная учеба в школе, таким образом, отражает рациональный подход к семейным средствам и собственным потребностям.

Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Страхование - экономические отношения, включающие образование специального фонда (страхового фонда) средств для возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховые случаи), путем выплаты страховых сумм. Оно направлено на защиту имущественных интересов граждан при наступлении страховых случаев. Страхование - одни из способов сбережения семьи. Для получения страховых услуг гражданином пли организацией необходимо заключить страховой договор страхования и приобрести страховой полис, содержащий условия и правила страхования.

Страхование способно увеличить сбережения граждан, помочь им накопить денежные средства к определенной дате или событию {например, к выходу па пенсию или поступлению ребенка в вуз). Рынок страховых услуг высоко развит во многих странах мира. Его развитие началось и в России.

В большинстве стран создаются специальные фонды социального страхования, отчисления в которые делаются работниками, предпринимателями и государством. К социальному страхованию относятся пенсионное медицинское страхование. Например, помимо государственных пенсий, выплачиваемых из средств бюджета, в странах с рыночной экономикой существуют трудовые пенсии. Они выплачиваются за счет обязательных пенсионных взносов граждан (обязательного пенсионного страхования). Кроме того, существуют и пенсии, выплачиваемые за счет добровольных отчислений. Воспользовавшись услугами частного пенсионного фонда пли страховой компании, можно накопить сумму, которая в старости прибавится к государственной пепсин. Страховые компании, например, предлагают россиянам три вида негосударственной дополнительной пенсии . Во-первых, можно заключить договор страхования, дающий право на ежемесячную пожизненную дополнительную пенсию. Во-вторых, на ежемесячную пенсию на 10, 15, 20 или 30 лет (по желанию) с момента достижения пенсионного возраста. В-третьих, на пенсионное страхование с одноразовой выплатой всей суммы.

Добровольное и обязательное страхование имеет место и в области здравоохранения. Оно обеспечивает оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам. Например, москвичам в числе других добровольных программ медицинского страхования предлагаются программы «Семья», «Кроха», «Школьник» и др., предполагающие оказание услуг семейными и детскими врачами, круглосуточные консультации, обучение оздоровительному массажу и лечебной гимнастике и т. п.

Помимо обязательного медицинского страхования, обязательным в России стало и страхование автогражданской ответственности. Как и другие виды обязательного страхования, оно предполагает создание централизованного страхового резерва, из которого компенсируется ущерб и возмещаются убытки застрахованного, вез страховки этого вида сегодня в России не обходится владелец ни одного транспортного средства - будь то отдельный гражданин или учреждение, организация.

Многие страховые компании предлагают добровольные программы личного страхования. К ним относится страхование жизни, гарантирующее страховые выплаты при травмах, несчастных случаях, и смешанное страхование жизни, сочетающее страхование от несчастного случая со сбережением и накоплением денежных средств. В развитых странах у каждого человека, который думает о своем благополучии, обязательно есть полис смешанного страхования жизни, и, как правило, не один.

Помимо личного страхования. существует добровольное страхование имущества, например квартир, машин, домашнего имущества, загородного жилья от пожаров, затоплении, краж и других рисков.

Ситуация . Вскоре после приобретения нового костюма гражданка С. обнаружила, что строчка на его подкладке перекошена. Огорченная покупательница вернулась в магазин, но продавец не согласился принять костюм обратно, показав на выставленное объявление: «Купленные товары обратно не принимаются». Однако гражданка С. вовремя вспомнила о своих правах потребителя и, сославшись на закон, заявила, что товар с дефектом продавец обязан принять в любом случае. Ее просьба была удовлетворена.

Потребителем является не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Например, при посещении театра потребителем является не только тот, кто купил билет, но и тот, кто является зрителем.

Защищая права потребителя, государство заботится о производстве качественных товаров и услуг, что оказывает влияние па развитие экономики страны в целом.

Проверь себя

1. Что влияет на объем и структуру потребительских расходов?

2. Какова связь между доходом и потреблением?

3.Каким образом структура расходов потребителей позволяет характеризовать степень благосостояния граждан той или мной страны?

4. Может ли школьник вносить личный вклад в совокупные доходы семьи или же он в силу возраста исключительно потребитель?

5. Назовите различные виды страховых услуг.

6. Как защищаются права потребителей в Российской Федерации?

В классе и дома

1. Как ты понимаешь выражение «жить по средствам»?

2. В России доля расходов населения на питание значительно выше, чем в промышленно развитых странах мира. Можно ли по этому показателю судить о благосостоянии ее жителей? Найди подтверждение своему ответу в тексте параграфа.

3. Почему при приобретении товаров длительного пользования (одежда, обувь, бытовая техника, радиоэлектронная аппаратура и т. д.) потребителю важно взять кассовый чек и проследить, чтобы в на паспорте товара были указаны дата покупки, название магазина и поставлена печать?

4. Оцени свои покупки за последнюю неделю или месяц. С какими потребностями они были связаны? Какие из них можно назвать произвольными, а какие - обязательными?

Говорят мудрые

1. Потребление, потребность и полезность

В процессе жизни и функционирования любой экономический субъект выступает в роли потребителя тех или иных благ. Фирмы закупают ресурсы, индивиды – готовую продукцию. Таким образом, потребление представляет собой не что иное, как совокупность экономических отношений, которые характеризуются конечным использованием произведенных товаров и услуг, например, приемом пищи, или созданием новых товаров в процессе производственной обработки. Например, работа станка обеспечивает процесс производства и его непрерывность. Его энергия, рабочая сила потребляются для создания новой продукции. Это классический пример производственного потребления. В целом потребление называют отрицательным производством, поскольку в процессе потребления происходит разрушение, уменьшение полезности.

Потребность представляет собой не что иное, как насущную необходимость в потреблении какого-либо товара или услуги, которая требует своевременного удовлетворения. Она может быть представлена в виде материального производства, т. е. благами, созданными в процессе производства.

Основная классификация потребностей может быть представлена следующим образом:

1) первичные потребности, или физиологические, т. е. необходимость в принятии пищи, наличии предметов одежды. Иными словами, данный тип товаров называется товарами первой необходимости: они крайне важны для поддержания жизнеспособности индивида, и поэтому их полезность чрезвычайно велика;

2) вторичные потребности могут быть удовлетворены путем потребления товаров длительного пользования. Они не определяют напрямую общее физиологическое состояние здоровья индивида и не являются необходимым условием его существования. Однако по каким-либо причинам человек их все же предпочитает иметь. Такие товары приобретаются, как правило, после того, как первичные потребности полностью удовлетворены, в противном случае интерес к такой покупке будет невелик, равно как и ее полезность. Примером здесь могут служить различные бытовые приборы и пр.;

3) третичные потребности представлены предметами роскоши (дополнительные автомобили, коттеджи, дачи и пр.), которые могут быть приобретены только в том случае, когда уже удовлетворены первые два вида потребностей. Такие покупки могут позволить себе, как правило, материально обеспеченные люди, которые целиком и полностью удовлетворили все предыдущие потребности.

Потребности не имеют границ, с удовлетворением одних человек оказывается во власти других. Но так или иначе все потребности напрямую зависят от величины дохода. Потребности человека безграничны, они могут иметь разную форму, количественные и масштабные показатели и, как правило, не ограничены абсолютно никакими рамками, т. е. не имеют степени насыщения. Однако ресурсы, требуемые для производства благ, ограничены, следовательно, перед потребителем возникает дилемма: либо ограничить себя в чем-то и получить от этого максимальное удовлетворение, либо приобрести все сразу в небольших количествах, но полезность купленного будет невысока.

Полезность определяет качественную сторону товара, и она является необходимым условием того, чтобы он был приобретен. Со стороны покупателя товар должен обладать такими свойствами, которые смогут удовлетворить его текущие потребности и будут соответствовать потребительским предпочтениям. Для измерения полезности была предложена единица «ютиль», на основании которой можно соотнести полезности различных товаров. Но опять же для одного субъекта единица мяса составляет, к примеру, девять ютилей, а для вегетарианца она, соответственно равна нулю. Поэтому проблема измерения полезности благ сегодня остается актуальной. Виды полезности:

1) общая полезность может быть получена только в результате приобретения и потребления большого объема продукции в ассортименте, например всей потребительской корзины;

2) предельная полезность определяется полезностью каждой дополнительно произведенной или потребленной единицы того или иного блага.

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

Предельная полезность Полезность – термин, описывающий ценность продукта для потребителя. Предельная полезность означает полезность обладания дополнительной единицей продукции. В определенной точке покупатель оказывается полностью удовлетворен, и дополнительная

Из книги Разбогатей! Книга для тех, кто отважился заработать много денег и купить себе Феррари или Ламборгини автора ДеМарко Эм-Джей

Потребность Когда вы возводите свой бизнес на плохом фундаменте, вы обрекаете себя на провал. Дом просто рассыпается на части, если стоит на песке. 90 % всех начинаний в области бизнеса обречены на крах, потому что нарушают Заповедь потребности или служат прикрытием для

автора Крюгер Дэвид

Потребность в вере В ходе изучения коллекции древностей в 2002 году французский исследователь сделал открытие, потрясшее весь мир. Ученый, специалист в области древних языков, нашел склеп, а в нем - урну из известняка, обычно использовавшуюся в древнем Иерусалиме для

Из книги Тайный язык денег. Как принимать разумные финансовые решения автора Крюгер Дэвид

Потребность в избранности Одна моя клиентка, молодая дама, однажды услышала о крайне успешном инвесторе и загорелась желанием стать его клиенткой. Посетив его офис, она невероятно впечатлилась роскошью и техническим оснащением. С первых минут встречи ее захлестнула

Из книги Тайный язык денег. Как принимать разумные финансовые решения автора Крюгер Дэвид

Потребность в принадлежности Моя клиентка по имени Мелани возбужденно рассказывала мне о «горящем предложении», связанном со слухами о грядущем поглощении одной компании другой. Ее монолог звучал примерно так: «Судьба любит меня. Если я выиграю, несмотря на все

Из книги Тайный язык денег. Как принимать разумные финансовые решения автора Крюгер Дэвид

Потребность в заботе Фебус Смит, новый прихожанин церкви United Christian Fellowship Church в Палмдейле, Калифорния, часто говорил о своем желании сделать богатыми других представителей черной расы за счет удачных инвестиций. Он неоднократно выражал пастору свою готовность

Из книги Бизнес-планирование инвестиционных проектов автора Лумпов Алексей Андреевич

2. Продаем не тапочки, а полезность Действительно, что бы ни продавал наш проект, именно полезность продукта позволяет получить добавленную стоимость, то есть, в конечном счете, деньги. Деньги выступают средством обмена издержек производства на полезность того, что

Из книги Принципы экономической науки автора Маршалл Альфред

автора

Вопрос 46 Потребительские предпочтения и полезность

Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 47 Количественная и порядковая полезность

Из книги Как погиб Запад. 50 лет экономической недальновидности и суровый выбор впереди автора Мойо Дамбиса

Потребление Если есть некая идея, определившая западный образ мыслей в XX веке, - это неограниченное потребительство. История американского потребителя - это история того, как его всеми средствами делали все прожорливее и ненасытнее. В потреблении самом по себе нет

Из книги Экономическая теория. Учебник для вузов автора Попов Александр Иванович

Тема 16 ПОТРЕБЛЕНИЕ, СБЕРЕЖЕНИЯ, ИНВЕСТИЦИИ. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОХОДОВ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ И НАКОПЛЕНИЯ 16.1. Совокупный спрос и совокупное предложениеМакроэкономика изучает не отдельные явления и процессы, а их совокупности: совокупный спрос, совокупное

Из книги Микроэкономика автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 20 Предпочтения потребителя и полезность. ОТВЕТПРЕДПОЧТЕНИЯ – один из факторов, воздействующих на выбор конкретных благ отдельными потребителями.Благо в теории потребления – любой объект потребления, доставляющий определенное удовлетворение потребителю. Блага

автора Тюрина Анна

2. Предельная полезность, закон убывающей предельной полезности Основной целью потребителя является максимизация полезности потребляемых им благ в условиях ограниченного дохода. Сам термин «полезность» был сформулирован английским философом Иеремией Бентамом.

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

9. Функции полезности. Количественная и порядковая полезность Полезность – это необходимое условие, которым должно обладать благо для того, чтобы экономический субъект согласился его приобрести. Кроме того, на потребительский выбор влияет не только структура

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

Потребность Сегодня Indego состоит в партнерстве с пятью ремесленными женскими кооперативами в Руанде. Их сотрудники – 250 замечательных женщин, многие из которых заражены ВИЧ/СПИД или пострадали от психологических травм. У многих почти нет образования. Они вынуждены

    Возраст учащихся: 10 лет

    Продолжительность урока: 45 минут

    Тип урока: Урок систематизации знаний.

    Вид урока: Урок - практикум

    Оборудование: презентация, карточки рыбная кость, тесты

    Ход урока:

    І . Организационный момент.

    Целевая установка. Психологический настрой.

    Необычный день у нас,

    И гостями полон класс

    Что гостям сказать нам надо?

    Видеть вас мы очень рады!

    Чтоб урок прошел прекрасно,

    Хорошо, отлично, классно

    Говорю вам пожеланье:

    Пожелание удачи, пожелание добра

    Пожелание терпенья и, конечно же, уменья

    Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра, улыбнитесь.

    Сегодня мы на уроке продолжим работу над умножением и делением чисел оканчивающихся нулями. И конечно же поговорим о энергосбережении. Мы убедимся в том, что энергосбережение- это не только экономия, но и умное потребление. Конечно речь пойдет о электроприборах. Что может сделать каждый из вас для достижения этой цели. И начнем сегодня с вами создавать свой современный энергоэффективный дом.

    Ребята, вы со мной согласитесь

    Что в жизни много интересного,

    Но пока нам неизвестного

    И о многом узнавать.

    А сейчас откройте тетради, запишите число.

    Минутка каллиграфического письма

    1. 103 102 101

    Вам знакомы эти числа? Это номера служб. Каких?

    104- газовая служба

    103- скорая помощь

    102- полиция

    101- пожарная служба

    А сейчас время не ждет, только вперед

    У нас важная работа- устный счет (слайд)

    Ребята, назовите самую ближайшую к Земле звезду? Источник тепла и света? (Солнце)

    Тогда такой вид работы. Я читаю текст о солнце, а вы выписывайте в тетрадь встречающиеся числа.

    Солнце ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное тело.

    Диаметр солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 333 тысяч раз больше массы Земли. Расстояние от Земли до Солнца 150 млн. км, температура на поверхности Солнца 6 тысяч градусов, а в его центре до 20 миллионов градусов.

    Слайд: Проверьте, если вы всё сделали правильно, то расставьте числа в порядке возрастания

    1. 6000 330000 20000000 150000000

    Назовите число, которое относится к 1 классу единиц, ко 2 классу тысяч, 3 классу миллионов

    330000= 300000+30000 (устно) разложите на разрядные слагаемые.

    Слайд: Вычисли устно :

    20*800= 80*400= 5*7000=

    15*3000= 9000: 300= 12000: 300=

    27000: 9000= 1200*40= 3100*20=

    48000: 6000= 1800*20= 400*100=

    Вспомним умножение и деление на 10, 100, 1000. применяя технику «Рыбная кость»

    У вас на парте лежат карточки.

    - Назовите результат последнего примера . 30

    30- это число нам говорит о том, что грязные окна поглощают 30% солнечного света.

    Вывод: Нужно следить за чистотой окон.

    - Найти значение выражения:

    (36140 - 15*11+27755:7)-39845=95

    95% используется впустую, если зарядное устройство для сотового телефона оставлять включенным в сеть.

    Задача от Киловатика (слайд)

    Телевизор в режиме ожидания за месяц потребляет 9 квт/ч, музыкальный центр- 8 квт/ч, а видеомагнитофон - 4 квт/ч. Сколько всего потребляется энергии тремя приборами в месяц?

    Сколько сэкономим денег за месяц, если мы будем отключать эти приборы, если 1 квт/ч - 13 тенге?

    1. 9+8+4=21 (кВт/ч)
    2. 21*13=273 (тенге)

    Физ.минутка: «Шутка на пол минутки» «Да будет свет!» (сценка)

    Свет в доме как-то тускловат

    Наверно не хватает ватт

    Какой- то слабоватый ток

    Пришел монтер достал платок

    Да будет свет! Сказал монтер и люстру пыльную протер.

    Частушки:

    В голове который день

    Динь- дилень, динь- дилень

    Стенки ходят ходуном,

    Не выдерживает дом.

    Что случилось?- между прочим

    У соседа я спросил.

    Это же электросчетчик

    Выбивается из сил.

    У меня микроволновка,

    Телевизор, ноутбук,

    Холодильник, сушка, плойка,

    Двадцать лампочек, утюг,

    И стиральная машина,

    и компьютер, пылесос…

    Это страшная картина.

    Подаю сигнал я SOS

    Я соседа уважаю,

    Чем смогу, тем помогу.

    Я, конечно, много знаю

    И ему все расскажу.

    Отгадайте загадки, о каких электроприборах сейчас пойдет речь? А как правильно их использовать, мы узнаем, когда решим уравнения.

    1. Он с хоботом резиновым,

    С желудком парусиновым

    Как загудит его мотор,

    Глотает он и пыль и сор

    Но не болеет, не чихает

    (пылесос)

    1. Дом стеклянный пузырек

    А живет в нем огонек

    Днем он спит,

    а как проснется

    Ярким пламенем зажжется

    (лампочка)

    (40000: х)-5800=2200

    40000: х=2200+5800

    1. Закипает изнутри

    И пускает пузыри

    (х*100)+2750=4750

    х*100=4750-2750

    1. Накипь в электрочайнике увеличивает расход энергии на 20%
    2. Заполненный мешок для сбора пыли в пылесосе дает увеличения расхода электроэнергии на 40%
    3. Энергосберегающие лампы могут снизить электропотребление в квартире в 5 раз.

    Работа в группах. Тестовые задания. Задачи на движение. На время

    Я предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат:

    В верхнем углу карточки с тестовыми заданиями видите круг.

    Закрасьте зеленым цветом, если вы уверены в своих силах, желтым- если сомневаетесь, красным цветом- правильность счета.

    Тестовые задания:

    1. Муха летела 15 секунд со скоростью 5 м/с. Какое расстояние она пролетела?
    1. Пешеход за 4 часа прошел 12 км. Вычислите скорость движения пешехода?

    Д) 3 км/мин

    1. Поезд шел со скоростью 80 км/ч и преодолел расстояние 480 км. Сколько времени он находился в пути?

    Совпал ли ваш прогноз с результатом?

    Проверка: Ответ «А»

    А кто знает, что обозначает буква А на электроприборах?

    Класс экономичности: «А», «А+», «А++» (слайд)

    Это прачка автомат

    Нам стирает все подряд

    Как очень просто утеплить пол? Постелить ковер.

    Решить самостоятельно:

    Викторина для энергоэрудитов

    1. Какой бытовой прибор потребляет больше энергии за месяц?

    а) компьютер

    б) холодильник +

    в) стиральная машина- автомат

    г) телевизор

    2. Какая лампа наиболее энергоэффективная?

    1) паяльная

    2) керосиновая

    3) лампа накаливания

    4) светодиодная

    3.При покупке автомобиля для вас главным будет?

    1) в каком году произведен автомобиль?

    2) на каком топливе работает?

    3) какова марка автомобиля?

    4)Сколько топлива потребляет автомобиль?

    Итог урока.

    Урок сегодня был удачный

    Не прошел для вас он зря

    Вы все очень постарались

    Вам понравилось друзья!

    Рефлексия: смайлики (желтые, зеленые, оранжевые). Дети прикрепляют на магнитную доску.

    Д/з стр. 113 № 5,6,7 выбор по желанию.

    Мы- за светлое завтра!

    Мы-за процветающий Казахстан!

    Мы - за энергосбережение!

    Песня на мелодию «Позвони мне»

    Сохраним тепло в домах

    Наших сельских и квартирах

    Чтоб была наша страна

    Всех богаче в целом мире

    Чтобы через много лет,

    Все потомки твердо знали:

    Мы ресурсы сберегли,

    Нет тревоги для Земли.

    Мы иначе не могли.

    Будет меньше пусть машин,

    Больше нефти и бензина.

    Мы природу сохраним-

    В жизни все необратимо.

    Знаем, в наших все руках:

    Что посеем- то пожнем мы.

    Радость светится в глазах

    И улыбка на устах.

    Это все в наших мечтах.

    Литература: интернет - ресурсы

    Список дополнительных материалов и приложений: Презентация

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики,презентация на тему "Энергосбережение -это не только экономия,а умное потребление" »

Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями

Учитель начальных классов

Саумалкольская средняя школа № 1

Кащеева Надежда Ивановна

4 класс


  • Закрепить навык умножения чисел, оканчивающихся нулями; упражняться в решении задач на движение, на нахождение площади фигуры.
  • Развивать навыки устного и письменного счёта, умение сравнивать числа.
  • Воспитывать чувства взаимопомощи; развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.

Энергосбережение

-не экономия,

а умное потребление!


109 330000 150000000 6000 20000000


20 х 800= 80 х 400= 5 х 7000=

15 х 3000= 9000: 300= 12000: 300=

27000: 9000= 1200 х 40 = 2100 х 20=

48000:6000= 1800 х 20= 400 х 100=


Задача от Киловатика

Телевизор – 9 квт.ч в месяц

Музыкальный центр – 8 квт.ч в месяц

Видеомагнитофон – 4 квт.ч в месяц

1 квт.ч – 13 тг.



Класс «А»

самый экономичный

«А+», «А++»


Нам важно будущее планеты Земля!