Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Чем занимаются центральные банки. Смотреть что такое "Центральный банк" в других словарях

Функции центральных банков
По значимости все функции центрального банка разделяют на основные и дополнительные .
Основные функции осуществляются всеми без исключения центральными банками и разделяются на регулирующие, контрольные и обслуживающие.
К регулирующим функциям относятся:

  1. Разработка и проведение денежно-кредитной политики. ее характер зависит от степени независимости центрального банка от правительства. Например, целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяются непосредственно центральными банками. В то же время ни один центральный банк не может самостоятельно, без участия государства, установить тот или иной валютный режим.

Разработка денежно-кредитной политики включает в себя:

  • определение направлений развития денежно-кредитной политики; выбор основных инструментов денежно-кредитной политики;
  • создание и ведение статистической базы данных по денежной массе, кредитам и сбережениям;
  • проведение исследований по проблемам экономики и денежно-кредитной сферы данной страны и других государств;
  • упорядочения денежных программ и контроль за их выполнением. 2. Регулирование спроса и предложения на кредит и иностранную валюту осуществляется посредством проведения интервенционных операций на денежном и валютном рынках. В целях сдерживания кредитной экспансии центральные банки принимают меры по снижению уровня ликвидности кредитно - банковских институтов, а для расширения кредитной экспансии осуществляют противоположные меры. Аналогичный характер имеют интервенционные операции на валютном рынке.

Контрольные функции включают в себя:

  • Осуществление контроля за функционированием кредитно - банковской системы - обусловлена необходимостью поддержания ее стабильности для доверия к национальной денежной единице. Возможны следующие формы реализации этой функции:
  1. надзор осуществляют непосредственно центральные банки,
  2. органы надзора отделены от центрального банка, но он связан с ними, принимая участие в их деятельности или делая консультационные услуги (Бельгии, Германии, Швейцарии и Японии);
  3. центральный банк контролирует деятельность кредитно - банковских учреждений совместно с другими институтами (ФРС сена осуществляет надзорную деятельность совместно с Федеральной корпорацией страхования депозитов, Службой контролера денежного обращения, уполномоченными органами штатов).
  • Проведение валютного контроля. Степень жесткости зависит прежде всего от общего валютно-экономического положения страны. Так, в развивающихся странах, контроля обычно подлежит весьма широкий круг операций по внешним платежам и расчетам, больше развиты идут по пути либерализации валютного контроля.

Обслуживающие функции :

  1. Организация платежных-расчетных отношений коммерческих банков: выпуск в обращение бумажно-денежных знаков, организация безналичных расчетов. Центральные банки могут быть непосредственными участниками платежных систем или ограничиться контролем за их деятельностью.
  2. Кредитование кредитно - банковских институтов и правительства. Как кредитор последней инстанции, центральные банки предоставляют ссуды кредитно - банковским учреждением, испытывающих временные недостатки в финансовых ресурсах. Посредством кредитования правительства центральные банки осуществляют финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета. Это особенно широко используется в развивающихся странах, в которых ссуды центрального банка правительству составляют значительную часть их активов. Напротив, развитые государства избегают подобную практику. В связи с этим данная функция в настоящее время относится не к основным, а к дополнительным.
  3. Выполнение центральным банком роли финансового агента правительства - ведение правительственных счетов и управление активами различных правительственных ведомств. В некоторых странах, например в СЕЛА, центральные банки выполняют эту функцию совместно с коммерческими банками. В других государствах, например в Италии, центральные банки являются практически бухгалтерами государственных учреждений.

Дополнительные функции центрального банка не связаны непосредственно с его главной задачей (хранение стабильности национальной денежной единицы), но способствуют ее реализации.
К числу этих функций относятся:

  1. Управление государственным долгом,
  2. Проведение аналитических исследований и ведение статистической базы данных. Эта функция может быть очень неодинакова и равнозначна в центральных банках различных стран:
  • A) делегирование центральному банку функции сбора и анализа данных платежных балансов (Бельгия, Германия, Франция, Нидерланды, Япония)
  • Б) исследование экономической конъюнктуры в реальном секторе экономики, публикация их подробных результатов (Федеральные резервные банки США, Банк Японии, Национальный банк Бельгии, Немецкий федеральный банк, Банк Франции, Бань Англии и другие).
  • B) изучение финансового положения предприятий и создание централизованных служб по банковским рискам (Национальный банк Бельгии, Немецкий федеральный банк, Банк Франции, Банк Италии; Банк Испании). Кроме того, в центральных банках Германии, Бельгии, Испании, Италии существуют централизованные базы данных балансов предприятий.
  • Выпуск в обращение банкнот и обеспечение их циркулирования на территории страны.
  • Осуществление связи с небанковской клиентурой и предоставления общественных услуг. Центральные банки поддерживают корреспондентские отношения с финансовыми учреждениями своей страны, другими центральными банками и международными финансовыми организациями. Однако коммерческие отношения с небанковской клиентурой всегда являются второстепенными.
  • Центральные банки могут предоставлять определенный набор услуг коллективного пользования - это создание централизованных служб по банковским рискам, контроль неоплаченных векселей и т.l

    Главным финансовым учреждением страны является Федерации, г. Москва. Это особая организация, основная цель которой - регуляция финансовой и Центральный банк Российской Федерации (Москва, улица Неглинная, 12) является связующим звеном между исполнительной властью и всеми направлениями экономики.

    Данное учреждение создано тринадцатого июля 1990 года. Оно является преемником ГБ СССР.

    Чем является учреждение и кому принадлежит?

    Центральный банк не затрагивает деятельность физических лиц. Основные контрагенты - все банки страны, независимо от формы собственности. Является юридическим лицом, имеет собственный капитал и Устав. Но при этом полностью находится в Федеральной собственности. Другими словами, принадлежит государству.

    Выполняемые функции

    Центральный банк Российской Федерации - это организация, в обязанности которой входит более двадцати аналитических и практических функций:


    Региональная структура

    Центральный банк Российской Федерации имеет представительства в каждом из девяти федеральных округов. Помимо этого, существует развитая сеть филиалов практически в каждом крупном городе.

    Наиболее значимыми федеральными представительствами являются Южное главное управление Центрального банка Российской Федерации, а также Северо-Западное и Уральское отделения.

    Что такое ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации?

    Одной из основных задач главного финансового учреждения является кредитование банковской системы. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - размер процентной ставки в исчислении одного календарного года, которая подлежит возмещению кредитными организациями за предоставленный займ. Данное значение подвергается постоянной корректировке в зависимости от ситуации на денежном рынке страны, а также от инфляции и показателей валового внутреннего продукта. Это главный инструмент макроэкономического регулирования в государстве.

    Задачи центральных банков относительно инфляции

    Задача Центрального банка страны - держать постоянный баланс с помощью этого показателя. Слишком высокое значение, несомненно, остановит скачок цен, но при этом замедлит финансовый рост. И, наоборот, слишком низкие показатели помогут насытить экономику большим количеством дешевых денег, но при этом инфляция становится угрожающе неконтролируемой, что впоследствии неминуемо приведет к изменению стратегической модели планирования.

    Вместе с тем, учетная ставка является индикатором для инвесторов. Данные могут как привлечь, так и оттолкнуть потенциально заинтересованную компанию. Одно дело, когда всегда можно рассчитывать на помощь банковской системы страны. И совсем другое - когда для инвестиций необходимо использовать лишь свои собственные средства. Риски вырастают соответственно.

    Размеры учетных ставок в мире

    На текущий момент размер учетной ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации, составляет одиннадцать процентов годовых.

    Это далеко не самый низкий показатель в мире. Так, размер учетной ставки до двух процентов зафиксирован финансовыми институтами Дании, Норвегии, Новой Зеландии, Австралии, Канады, Японии, Великобритании, Еврозоны и США.

    В банках Швейцарии и Швеции ключевой показатель вообще отрицательный. Данные нововведения связаны с практически нулевой инфляцией в странах. Объемы экспорта продолжительное время катастрофически снижались, что создавало серьезный риск удешевления национальных валют - швейцарского франка и шведской кроны. Также это нередко приводило к снижению интересов потенциальных инвесторов.

    Отрицательная учетная ставка подразумевает то, что учреждения страны платят Центральному банку за услуги хранения средств в его депозитариях. Развитые государства всерьез рассматривают введение этого новшества и для вкладов физических лиц.

    Размеры учетной ставки ЦБ РФ за время деятельности

    Размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации серьезно колебался в зависимости от происходивших процессов в стране.

    Начиная с момента образования нового государства, данный показатель существенно изменялся, порой по несколько раз за неделю.

    Вплоть до 2003 года он превышал значение в двадцать процентов. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в разные периоды доходила и до двухсот десяти процентов (в 1994 г. значение продержалось до конца апреля следующего года). В целом с июня 1993 по июль 1996 года значение превышало сто процентов годовых. Слаженные усилия правительства и банкиров позволили постепенно утихомирить финансовую бурю. И в июне 1997-го значение достигло вполне приемлемых двадцати одного процента. Но разразился кризис, и последовавший за этими событиями дефолт вновь неоднократно сильно толкал значение вплоть до ста пятидесяти процентов. Этот показатель был зафиксирован двадцать седьмого мая 1998 года. Но уже через неделю он опустился до шестидесяти.

    С января 2004 года и по сей день главный индикатор страны не превышал пятнадцати процентов.

    Первого июня 2010 г. был зафиксирован рекорд, который установил Центральный банк Российской Федерации - ставка составила всего семь целых семьдесят пять сотых процента.

    Эмиссия денег

    Одной из самых главных функций, которую реализует Центральный банк Российской Федерации, является эмиссия денег - выпуск денежных средств в оборот, которые увеличивают их общую массу.

    Задачами главного учреждения в этой сфере являются контроль над количеством денег в обороте, обмен негодных к употреблению (ветхих) банкнот, а также своевременная смена дизайна купюр для эффективного противодействия фальшивомонетчикам.

    Данную функцию ЦБ сложно переоценить, ведь рубль является единственным возможным средством платежа на территории страны.

    Выпуск денег осуществляется в наличном и безналичном виде.

    Российская валюта не подкреплена ценными металлами, а также не имеет других соотношений эквивалентности.

    Эмиссия наличного рубля

    Наличные бумажные денежные средства представляют собой купюры достоинством от пяти до пяти тысяч рублей. Обладают всеми необходимыми современными защитными средствами - водяными знаками, защитной нитью, узорами тонких линий, микротекстом, волокнами, светящимися в ультрафиолетовом излучении, обозначением номинала металлизированной краской, рельефными элементами, оттенками цвета, изменяемыми в зависимости от угла обзора.

    Минимальный номинал монеты, выпущенной в обращение Центральным банком Российской Федерации, - одна копейка. Максимальный - десять рублей.

    Чеканят их на Московском и Санкт-Петербургском монетных дворах из таких металлов и сплавов, как мельхиор, сталь, медь, цинк, никель, латунь.

    Эмиссия безналичных денег

    Эта форма эмиссии является основой безналичных счетов. Преследуемая цель - удовлетворение необходимой потребности участников рынка в оборотных средствах. Зачастую капитала организации недостаточно для выполнения определенной функции. При некоторых обстоятельствах могут быть выпущены дополнительные деньги для выполнения поставленной финансовой задачи. Процесс действует на основе банковского (депозитного) мультипликатора.

    Это уникальный метод, поскольку эмиссию электронных денег, наряду с Центральным банком, могут проводить банковские институции и даже кредитные организации. Конечно же, под строгим контролем надзорного органа.

    Злоупотребить процессом крайне сложно, ведь подобная эмиссия производится исключительно с целью кредитования рыночного хозяйства.

    Банк банков

    Центральный банк Российской Федерации выполняет надзорную функцию над всей банковской системой.

    В первую очередь это выдача лицензий. А впоследствии - постоянный контроль над деятельностью субъекта хозяйствования, его ликвидностью. В случае необходимости практикуется оздоровление путем введения куратора. Лишение права ведения валютной деятельности или полное аннулирование банковской лицензии осуществляется в случае невозможности работы на финансовом рынке.

    Центральный банк создает благоприятную среду для функционирования кредитных институций, регулирует и производит кредитование.

    Заключение

    Является важным составляющим звеном отечественной экономики. Оно призвано сохранить финансовую стабильность страны, используя широкий спектр возможностей для этого.

    Центральный Банк Российской Федерации является главным банком государства, который наделен особенными полномочиями, включая эмиссию национальных денег и регулирование коммерческих банковских организаций.

    Центральный банк в любой стране является государственным учреждением, которое наделяется монопольным правом выпуска банкнот. Основные функции Центрального банка заключается в эмиссии денег, осуществлении национальной денежно-кредитной политики. Этот банк является банкиром правительства и банком банков.

    Основные функции заключаются в хранении валютного и золотого запаса государства. Этот банк не работает с физическими лицами и предприятиями, звеном между ним и экономикой выступают коммерческие банки и специальные кредитные финансовые институты. Центральный банк руководит и контролирует всей кредитно-финансовой системой, устанавливая обязательные нормы резервов для коммерческих банков и выступая для них кредитором в последней инстанции.

    Функция ЦБ — эмиссионный центр

    Центральный банк является эмиссионным центром, то есть занимается выпуском денег. Центральный банк вправе выпускать банкноты. Банк регулирует объем эмиссии наличных денег, при учете общих затрат на денежную политику.

    Осуществление выпуска наличных денег проводится через продажу банкнот и монет коммерческим банкам, обменивая их резервы в Центральном банке. В настоящее время значение функции эмиссии немного снижено, поскольку банкноты стали составлять малую часть денежной массы у промышленно развитых государств. При этом банкнотная эмиссия по настоящее время используется для платежей в розничной сфере. Чем выше доля обращения в государстве, тем больше значение банковской эмиссии.

    Банк банков

    В кредитной сфере роль Центрального банка заключается в функции «банка банков». Основными клиентами ЦБ являются не торговые и промышленные предприятия и граждане, а кредитные банки, в основном коммерческого характера.

    Коммерческие банки могут выступать в качестве посредника между экономикой и Центральным банком. Коммерческие банки обслуживаются Центральным банком по пассивным операциям. Банки хранят в Центральном банке часть своих денежных средств в качестве кассового резерва.

    Большинство государств налагает на коммерческие банки обязанность хранить долю своих кассовых резервов в Центральном банке. Эти резервы именуются обязательными банковскими резервами. Центробанк можно представить в виде кредитора последней инстанции для коммерческих банков. Он проводит кредитование в виде переучета векселей, ценных бумаг коммерческих банков.

    Банк правительства

    Центральный банк, вне зависимости от принадлежности капитала, имеет тесную связь с государством. Он выступает основным банкиром государства и советников правительства в сфере финансовых и монетарных проблем. Свободные средства казначейство хранит именно на текущих счетах Центрального банка, используя их из своих расходов.

    Казначейство может расплачиваться с поставщиками чеками в Центральном банке. Центральный банк при этом пользуется беспроцентно и свободно денежными средствами казначейства, выполняя бесплатно операции по пополнению бюджета. По поручению казначейства Центральный банк может принять налоговые платежи на его текущий счет.

    Когда происходит дефицит государственного бюджета, может усилиться функция кредитования государства и управления государственным долгом, которые осуществляются с помощью операций Центрального банка.

    Другие функции Центрального банка

    Банк выполняет функцию денежно-кредитного регулирования, является основным проводником денежного регулирования экономики. Основные цели этой политики заключаются в достижении стабильного роста экономики, уменьшении инфляции и безработицы, выравнивании платежного баланса.

    Центральный банк играет в функцию валютного центра, регулируя резервы зарубежной валюты и золота. Традиционно Центральный Банк является хранителем золотовалютных резервов. Также банк выполняет функцию выпуска государственных ценных бумаг. Операции с ценными бумагами государства дают возможность обеспечивать рыночное финансирование бюджетного дефицита, составляя фундамент развития элементов рынка капитала, способствуя проведению эффективной денежной политики.

    Банковская система и ее структура.

    Лекция 12. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

    Вопросы лекции

    1. Банковская система и ее структура. Кредитная система.

    2. Центральный банк и его функции.

    3. Коммерческие банки и их операции. Резервы коммерческих банков.

    4. Создание денег коммерческими банками. Банковский (депозитный) и денежный мультипликаторы.

    5. Равновесие на денежном рынке

    Банки являются основным финансовым посредником в экономике. Деятельность банков представляют собой тот канал, с помощью которого изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на товарном рынке.

    Банки являются финансовыми посредниками, поскольку, с одной стороны, они принимают вклады (депозиты), привлекая деньги вкладчиков, т.е. аккумулируют временно свободные денежные средства, а с другой, предоставляют их под определенный процент различным экономическим агентам (фирмам, домохозяйствам и др.), т.е. выдают кредиты. Таким образом, банки – это посредники в кредите. Поэтому банковская система является частью кредитной системы.

    Кредитная система состоит из банковских и небанковских (специализированных) кредитных учреждений. К небанковским кредитным учреждениям относятся: фонды (инвестиционные, пенсионные и др.); компании (страховые, инвестиционные); финансовые компании (ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы); ломбарды , т.е. все организации, выполняющие функций посредников в кредите.

    Однако главными финансовыми посредниками выступают коммерческие банки. Слово «банк» происходит от итальянского слова «banco», что означает «скамья (менялы)». Первые банки с современным бухгалтерским принципом двойной записи появились в ХVI веке в Италии, хотя ростовщичество (т.е. предоставление денег в долг) как первая форма кредита процветало еще до н/э. Первые специальные кредитные учреждения возникли на Древнем Востоке в VII – VI веке до н/э, кредитные функции банков в Древней Греции и Древнем Риме выполняли храмы, в Средневековой Европе – монастыри.

    Современная банковская система двухуровневая . Первый уровень – это Центральный банк. Второй уровень – это система коммерческих банков.

    Центральный банк – это главный банк страны. В США он называется ФРС (Федеральная Резервная Система – Federal Reserve System), в Великобритании – это Банк Англии (Bank of England), в Германии – Bundesdeutchebank, в России – Центральный банк России и т.п.

    Центральный банк выполняет следующие функции , являясь:

    · эмиссионным центром страны (обладает монопольным правом выпуска банкнот, что обеспечивает ему постоянную ликвидность. Деньги Центрального банка состоят из наличных денег (банкноты и монеты) и безналичных денег (счета коммерческих банков в Центральном банке)


    · банкиром правительства (обслуживает финансовые операции

    правительства, осуществляет посредничество в платежах казначейства и кредитование государства. Казначейство хранит свободные денежные ресурсы в Центральном банке в виде депозитов, а, в свою очередь, Центральный банк отдает казначейству всю свою прибыль сверх определенной, заранее установленной нормы.)

    · банком банков (коммерческие банки являются клиентами центрального банка, который хранит их обязательные резервы, что позволяет контролировать и координировать их внутреннюю и зарубежную деятельность, выступает кредитором последней инстанции для испытывающих затруднения коммерческих банков, предоставляя им кредитную поддержку путем эмиссии денег или продажи ценных бумаг)

    · межбанковским расчетным центром

    · хранителем золотовалютных резервов страны (обслуживает международные финансовые операции страны и контролирует состояние платежного баланса, выступает покупателем и продавцом на международных валютных рынках).

    · Центральный банк определяет и осуществляет кредитно-денежную (монетарную) политику .

    Московский Государственный заочный институт пищевой промышленности

    Кафедра бухучета и финансов


    Контрольная работа

    по финансам, денежному обращению и кредиту

    студентки 4 курса факультета

    "Экономика и предпринимательство",

    специальность "Коммерция", шифр 359-ЭК-95,

    Панкратьевой Екатерины Олеговны



    Тема:

    Функции Центрального банка РФ


    1. Понятие кредитной системы.

    2. Роль и задачи ЦБ РФ.


    Центральный банк РФ (Банк России) является юридическим лицом и имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Банк России - самостоятель­ное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главного координирующего и регулиру­ющего органа денежно-кредитной системы страны. На­ходится в собственности Российской Федерации.


    Функции ЦБ РФ

    Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:

    Разработка и проведение кредитно-денежной поли­тики;

    Регулирование денежного обращения;

    Регулирование деятельности кредитных организа­ций и осуществление контроля за ними;

    Осуществление безналичных расчетов в общенаци­ональном масштабе;

    Организация валютного регулирования;

    Хранение золотовалютных резервов страны.

    Для их выполнения ЦБ РФ использует следующие инструменты и методы:

    Установление правил, регламентирующих деятель­ность кредитных организаций;

    Осуществление надзора за деятельностью кредит­ных организаций;

    Установление и осуществление контроля за соблю­дением обязательных экономических нормативов кредитными организациями;

    Установление резервных требований;

    Рефинансирование кредитных организаций;

    Проведение дисконтной политики;

    Проведение операций на открытом рынке;

    Осуществление валютных интервенций. Для поддержания надежности банковской системы Центральным банком активно используются все пере­численные выше инструменты.

    Постоянно проводится работа по совершенствованию правил бухгалтерского учета и отчетности, основной це­лью этого шага являются: приближение российской от­четности к международным стандартам, повышение ин­формативности, однозначность трактовки отдельных бухгалтерских операций и, как следствие, адекватность реально проводимых банком операций их отражению в отчетности. К сожалению, большие различия в функци­онировании экономического механизма России и разви­тых индустриальных стран Запада не позволяет в пол­ной мере использовать зарубежный опыт в составлении отчетности, так как это в значительной степени снижа­ет качество анализа и контроля за финансовым состоя­нием российских банков.

    Большое внимание уделяется вновь создаваемым бан­кам. Постоянно ужесточаются условия их лицензирова­ния, требования к величине уставного фонда, порядку работы на финансовом рынке, правам и обязанностям вновь созданной кредитной организации.

    В целях обеспечения экономических условий для ус­тойчивого функционирования банковской системы и за­щиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ уста­новлены обязательные экономические нормативы дея­тельности кредитных организаций. К ним относятся: нормативы достаточности капитала, нормативы ликвид­ности кредитной организации, максимальные размеры рисков и ряд других нормативов. Невыполнение кредит­ной организацией отдельных нормативов влечет нало­жение штрафных санкций вплоть до отзыва лицензии.

    В целях совершенствования надзора и ориентации его, в первую очередь, на то, чтобы выявить проблемы, способные в будущем осложнить финансовое положение банков, ЦБ РФ разработал рекомендации по определе­нию критериев степени проблемности банков. Эти кри­терии используются подразделениями ЦБ РФ при про­ведении надзорных проверок и разработке мер воздейст­вия, применяемых к банкам в зависимости от степени их проблемности, при принятии решений о санации бан­ков либо их ликвидации.

    Установление резервных требований преследует две цели: регулирование уровня денежной массы и частич­ное страхование привлекаемых банками средств. Для вкладчиков такое страхование служит дополнительной гарантией надежности вложения. Однако, во-первых, оно приводит к существенному снижению доходности по вкладам (так как по обязательным резервам проценты не начисляются, банки снижают ставку процента по привлекаемым ресурсам). Во-вторых, механизм обяза­тельного резервирования до конца не отработан, как следствие, использование банками своих резервов в кри­тических ситуациях для их исправления практически невозможно.

    Под рефинансированием банков понимается кредито­вание банков Центральным банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и ломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов. Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необ­ходимое количество кредитных ресурсов из других ис­точников. То есть Центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, как правило, на короткие сроки и под высокие процен­ты и полностью обеспечиваются залогом.

    Ставка рефинансирования в последнее время носит более формальный характер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ и все бо­лее величину штрафных санкций к банкам.

    В связи с продолжающимся кризисом на валютном рынке и рынке МБК, неразвитостью фондового рынка, особое значение для поддержания ликвидности банков­ской системы и отдельных банков получает проведение операций на открытом рынке посредством купли-прода­жи государственных ценных бумаг. Из всех обяза­тельств, обращающихся на рынке, государственные цен­ные бумаги являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может владеть отдель­ный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБ на открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995 г, когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вто­ричных торгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. рублей.

    А в связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействие отдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказывает значи­тельного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и Правительством жесткая валютная политика на протя­жении последних лет привела к значительному сокра­щению доли спекулятивных валютных операций от об­щего объема проводимых банками.

    Роль Центрального банка РФ

    Как извест­но, центральные банки возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют решить по крайней мере одну, но сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем развитее становятся капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихий­ный характер. На определенном этапе развития цивили­зации общество начинает понимать необходимость огра­ничения указанного стихийного начала рынка, миними­зации связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка - и производители, и потре­бители, и посредники.

    Задача эта поистине сложная: с одной стороны, надо сохранить свободу предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой - ограничить по возмож­ности стихийно-разрушительное начало, внутренне при­сущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданных потерь (можно даже сказать, что задача состоит в том, чтобы сохранить в рынке его «хорошие» качества и по возможности нейтрализовать «плохие» - задача, долгое время служившая предметом насмешек, но вполне корректная для условий XX в). Вторая часть данной задачи решается с помощью общественного кон­троля основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия, т. е. общественно организованного регулирования. В банковской сфере функции такого регу­лятора рыночных отношений поручаются такому госуда­рственному институту, как центральный банк.

    В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное регулирование хозяйственной деятель­ности должно преследовать три главные цели:

    создание (поддержание) общих условий цивилизован­ного функционирования рынка, всего народного хозяйства;

    стратегическое планирование науки и научно-техни­ческого прогресса;

    решение макроэкономических проблем. Как орган государственный центральный банк приме­нительно к своей сфере должен участвовать в достиже­нии всех трех целей, для чего, в частности, он обязан:

    поддерживать правопорядок в финансовой сфере, за­ставлять участников денежно-кредитных отношений вы­полнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;

    осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правиль­ное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

    выполнять или организовывать выполнение общезна­чимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасно­сти банковской системы и т.д.);

    добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, те­мпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).

    Реализация перечисленных и некоторых других целей и задач представляет собой необходимое условие нор­мального функционирования и развития каждого банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с другими государственными органами, достичь этих це­лей и решить задачи не способен. Поэтому коммерческие банки (кредитные учреждения) правы, когда именно от правительства и Центрального банка РФ ожидают обес­печения приемлемых общих условий для своей деятель­ности.

    Отсутствие таких общих условий может иметь неско­лько объяснений.

    Во-первых, их могли еще не успеть создать. Примени­тельно к нашему случаю такая причина частично имеет место. Вместе с тем здесь важна динамика, тенденция. Она же такова, что по ряду направлений, зависящих прежде всего от правительства, а потом от ЦБ РФ, прогресса в создании таких условий не наблюдается уже в течение 4-5 лет. Это касается в первую очередь состо­яния национальной экономики в целом и базирующегося на нем состояния национальной денежной единицы, а также состояния правопорядка в стране.

    Во-вторых, ситуация может объясняться неумением властей взяться за дело и создавать указанные условия по крайней мере в тех объемах, в каких это объективно возможно в данный момент. Нет сомнений, что и эта причина частично действует.

    В-третьих, здесь может сказываться влияние ориен­тации властей и части самих предпринимателей на созда­ние дикого, нерегулируемого цивилизованными средствами рынка, такого, который стихийно развивался во всем мире в течение тясячелетий вплоть до начала XX в. С сожалением следует констатировать, что подобная ориентация достаточно сильна в современном российс­ком обществе. К тому же данная установка определенно и последовательно проводится в жизнь правительством.

    Следует только заметить, что в рамках такого подхо­да уже неочевидна сама необходимость иметь и совер­шенствовать Центральный банк РФ как таковой. Перво­бытно-дикий рынок не приемлет и не нуждается ни в общественно организованном регулировании вообще, ни в центральном банке в частности. Поэтому надо ясно понимать: если в России культивируется именно такой рынок, и, исходя из такого сознательно выбранного кур­са, государство в лице правительства добровольно уда­лилось от регулирования экономики, то очередным, по-своему логичным шагом в данном направлении должна была бы стать ликвидация ЦБ РФ. Если же нет, тогда к делам регулирования экономики наряду с ЦБ РФ долж­ны быть снова призваны и другие органы государствен­ной власти и управления.

    В-четвертых, следует иметь в виду и такую причину, как неадекватное понимание Центральным банком РФ целей своей деятельности, связанной с ними огромной его ответственности не только перед банковским сообще­ством, но и перед всей экономикой, всем обществом, необходимости более активно отстаивать право на со­бственную позицию, защищать интересы даже не банков как таковых, а банковского дела, интересы здоровья денежно-кредитной системы страны. Например, практические шаги Банка России в последнее время не дают оснований однозначно утверждать, что он в полной мере осознает свою ответственность за действительное укрепление рубля и за устойчивое развитие националь­ной банковской системы.

    Наконец, в-пятых, необходимо принять во внимание еще одну возможную причину - дефицит независимости У Центрального банка РФ. В наших условиях это до­статочно реальная причина, к тому же традиционная для России. При этом для современного Банка России характерна меньшая, чем закреплено за ним в Законе, степень независимости.

    Это означает, что система Центрального банка РФ, которая должна являть собой финансовую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, на деле поставлена под власть правительства и президентского аппарата, причем негласно, поскольку такое соотношение между ними законодательством не предусмотрено (власть правительства над центральным банком может считаться даже нормальным явлением, если таков закон).

    Это означает также, что ЦБ РФ в сегодняшних обсто­ятельствах стеснен, с одной стороны, в смысле собст­венной защиты в отношениях с исполнительной властью; с другой - в плане выражения и отстаивания законных и долговременных интересов «подведомственной» ему сферы в целом и составляющих ее отдельных орга­низаций.

    В уже упоминавшемся исследовании группы авторов «Стратегия развития банковской системы России» от­мечается: «Независимый статус ЦБР в системе государ­ственного управления остается до сих пор декларацией, не воплощенной в действия ЦБР... Скорее ЦБР демо­нстрирует независимость по отношению к нижнему уров­ню системы... Слабо проявляется консолидирующая роль Банка России...

    Естественная разобщенность и зачастую противоре­чивость интересов КБ, вытекающая из конкурентных принципов их деятельности, не устраняет их общей заин­тересованности в устойчивости банковской системы в целом. Однако современная денежно-кредитная полити­ка ЦБР не отвечает требованиям обеспечения подобной устойчивости...

    Имея мощную... структуру, ЦБР реализует далеко не полный круг своих функций. В основном сложившийся организационный потенциал ЦБР используется им для реализации собственных и правительственных директив, которые практически игнорируют состояние и условия деятельности КБ. Функции регулирования деятельности КБ сужены до макроустановок по резервным требование ям и ставкам рефинансирования, которые... не направлены на регулирование собственно банковской деятель­ности.

    Принятое в Законе о Центральном банке положение о снятии с него ответственности по долгам КБ определя­ет позиции ЦБР относительно всего спектра его обяза­тельств перед вторым уровнем банковской системы. Та­кие задачи, как укрепление основ банковской системы, создание условий для активизации деятельности КБ, для предсказуемости курса кредитно-денежной политики отошли... на второй план».

    Можно отметить, что легальный статус ЦБ РФ в соответствии с новым Законом достаточно высокий. На­до только этот статус наполнить реальным содержанием (и в этом пункте ЦБ РФ вполне мог бы опираться на поддержку коммерческих банков, их ассоциаций и со­юзов). Последнее же зависит не только от законов, но и от множества других факторов, среди которых:

    качество и направленность подзаконных актов, пре­жде всего нормативных актов самого Банка России;

    желание и готовность ЦБ РФ четко и последователь­но отстаивать свое видение проблем и свою политику, держать известную дистанцию между ним и исполни­тельной властью, которая, как и власть законодательная, менее склонна смотреть далеко вперед;

    качество работы ЦБ РФ, прежде всего работы анали­тической;

    персоналии на ключевых постах в ЦБ РФ и других властных структурах.

    Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действитель­ном смысле этого слова (большую или меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).

    В то же время независимость ЦБ РФ может и должна быть относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется, что это должна быть зависимость прежде всего и больше всего от потребностей экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он пра­вильно отражает эти потребности).

    «Опыт многих зарубежных государств показывает, что для обеспечения независимости ЦБ руководство страны должно ответить на два главных вопроса. Во-первых, какая степень формальной независимости может рассматриваться... как желательная и реальная. Во-вто­рых, что требуется для обеспечения такой степени неза­висимости ЦБ... В наших условиях свои ответы на данные вопросы в первую очередь должен дать, видимо, сам ЦБ РФ (поскольку, как уже отмечено, легальный его статус вполне высок) и убедить общественность в их обоснованности.