Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Соотношение городского и сельского население мира. Соотношение городского и сельского населения РФ

Сельское население в мире сокращается, в промышленно развитых странах соотношение занятых в промышленности и сельском хозяйстве – 4: 1. 90% населения мира – сельское население развивающихся стран, 10% - промышленное население промышленно развитых стран. Происходит абсолютный прирост сельского населения в развивающихся странах. За последние 20 лет сельское население увеличилось в развивающихся странах на 500 млн. человек, а промышленно развитые страны потеряли – 70 млн. человек сельского населения. После 2005 года началось сокращение сельского населения по абсолютным показателям.

Данные по России : городское население – 73%, сельское – 27%. Доля сельского населения может увеличиться за счет миграции населения. Поэтому, соотношение в последние годы стабилизировалось.

Урбанизация населения в мировой экономике.

Самой урбанизированной страной ранее считалась Англия. Сейчас ХХ-й век рассматривается как столетие всеобщей урбанизации.

В 2000 году показатель удельного веса городского населения в мире составляет около 48%. При этом городское население развивающихся и промышленно развитых стран развивается по-разному: у развивающихся стран – 44%, у развитых – 87%.

В ХХ1 веке процесс урбанизации продолжится, доля городского населения возрастет до 66-67% (в развивающихся странах – 61%, в промышленно развитых – 87%). Характерная черта последних 15-20 лет ХХ века – рост городского населения в странах Юго-Восточной Азии. На них приходится более 30% городского населения мира.

Сегодня самым урбанизированным районом является Западная Европа, а наименее – Африка. С1985 года в промышленно развитых странах проявился процесс торможения роста численности городского населения, развития пригородов и т.д.

В развивающихся странах, наоборот, продолжается бурный рост городского населения. Уже в 1995 году впервые в мировой истории городское население развивающихся стран превысило по абсолютной численности городское население развитых стран. В настоящее время численность городского населения развивающихся стран почти в 2 раза больше, чем в промышленно развитых странах.

Негативные стороны процесса урбанизации:

1) социальные и социально-экономические проблемы. Сохраняется разрыв между городом и деревней в обеспеченности здравоохранением, жильем и т.д.;

2) проблемы крупных и сверхкрупных городов – мегаполисов. Ранее число их было незначительным и к ним относились города с населением более 1 млн. человек, сейчас – более 10 млн. человек.

В 1950 году таких городов было два (Нью-Йорк, Лондон), в 1980 – три (Нью-Йорк, Лондон, Токио-Йокогама – более 20 млн. человек), в 1990-е годы добавился Мехико-Сити (более 25 млн. человек).



В 2000 году на первом месте были– Мехико – Сити (Мексика) – 27,6 млн.;

на втором – Токио-Якогама – 23,8 млн.;

на третьем – Сан-Паулу ()– 21,5 млн,

на четвертом – Нью-Йорке – 19,5 млн.

На начало ХХ1 века прогнозы следующие:

1) резко возрастет количество мегаполисов до 12: Мехико-Сити (Мексика, 36,7 млн. чел.), Сан- Паулу (Бразилия, 29,6 млн. чел.), Бомбей (27 млн. чел.), Калькутта (Индия, 26,4), Джакарта (Индонезия, 23,6 млн. чел.), Дакка (Турция, 23,6 млн. чел.), Токио-Иокагама (20,7 млн. чел.), Мадрас (Индия, 20,7 млн. чел.), Карачи (Пакистан, 20,2млн. чел.), Бангкок (Тайланд, 19,8 млн. чел.), Каир (Египет, 19,6 млн.чел.), Лагос (Нигерия, 19,6млн. чел.);

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕССА

КАФЕДРА «Мировая экономика»


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Мировая экономика»

на тему: «Соотношение сельского и городского населения. Проблемы урбанизации мировой экономики »


Выполнил

студент группы 6822

Молькова Т.А.

Проверил

преподаватель


Набережные челны


ВВЕДЕНИЕ

1 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

2 ПОНЯТИЕ УРБАНИЗАЦИИ

3 ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЁ ПРИЧИНЫ

4 ПРОБЛЕМЫ УРБАНИЗАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ВВЕДЕНИЕ


Расселение – это распределение жителей по населенным пунктам. В процессе развития человеческого общества образовалось две формы расселения – городское и сельское. Соотношение городского и сельского населения является важным показателем уровня развития страны. Численность городского или сельского населения в стране может меняться за счет трех компонентов: естественного движения населения (соотношения уровней рождаемости и смертности); механического движения населения (миграций); административно - территориальных преобразований (АТП) сельских населенных пунктов в городские или городских - в сельские.

Современные процессы роста, состава и размещения населения вызывают много сложных проблем. Одним из важнейших вопросов является процесс урбанизации. Урбанизация - одна из сторон процесса расселения. Под урбанизацией понимают рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие все более сложных сетей и систем городов.

Стимулом урбанизации является концентрация инвестиционных возможностей и возможностей для трудоустройства в городских районах, а также переход от малоэффективного сельского хозяйства к более производительному механизированному сельскому хозяйству. Основная производительная деятельность в промышленности и в сфере услуг концентрируется в городах.

Главным отличием городов от сельских поселений являются относительно более крупные размеры, и преобладание в основном несельскохозяйственной деятельности: торговли, ремесла, административного управления, обороны и других видов деятельности, отличных от сельского хозяйства, а затем и промышленности, сферы обслуживания, науки, профессионального образования.

В отличие от городского населения, размещение которого находится в большей зависимости от уровня экономического развития и технической оснащенности государства, на размещение сельских населенных пунктов большое влияние оказывают природно-географические факторы.

На макроэкономическом уровне существует прямая зависимость между доходами на душу населения и уровнем урбанизации. Рост урбанизации связан с увеличением доли ВВП, произведенного в отраслях промышленности и услуг, а также доли занятых в этих секторах трудовых ресурсов. Согласно последним данным, в городских районах производится 80 процентов мирового валового внутреннего продукта (ВВП).

Так как города являются сосредоточием предпринимательской деятельности и рабочих мест, то они становятся все более привлекательными для мигрантов, ищущих лучшей жизни, при этом в городах концентрируются как людские, так и предпринимательские ресурсы, в результате чего они становятся генераторами новых идей, нововведений и все более эффективных методов использования технологий.

Значение расселения определяется не только тем, что в населенных пунктах размещается наиболее активная часть производительных сил общества – человек, но и организующей ролью, экономическим и социальным значением. Расселение в значительной степени влияет на развитие и размещение хозяйственного комплекса страны и регионов. Это влияние реализуется через исторически сложившиеся и современные тенденции развития населенных мест, через особенности размещения поселений, их количество, функции, людность, социальные, экономические, демографические, транспортные и другие взаимосвязи, через концентрацию производства и уровни социального развития населенных пунктов.

1 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ


Население представляет собой сложную совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий и действующих в существующих общественных формациях. Она характеризуется системой взаимосвязанных показателей, таких, как численность и плотность населения, его состав по полу и возрасту, национальности, языку, семейному положению, образованию, принадлежности к социальным группам и ряду других. Изучение динамики этих показателей во взаимосвязи с особенностями социально-экономической организации общества позволяет проследить изменения в условиях и характере воспроизводства населения. Эти изменения определяются законами развития общественных формаций. Численность населения является одним из важных условий материальной и социальной жизни общества.

Все поселения делятся на две главные категории - сельские и городские. Форма территориальной организации жизни населения на вне городских территориях в виде совокупности сельских населенных мест определяется как сельское расселение, а соответственно - в виде совокупности городских поселений - как городское расселение. Во многих странах городами считаются все поселения, число жителей в которых достигло определенной величины. Этот критерий колеблется от 200 человек в Исландии и Дании, до 20-30 тыс. человек в Нидерландах и Японии.

Распределение человечества по поверхности Земли отражает те возможности, которые ему предоставляют различные земли. После того, как люди начали заниматься сельским хозяйством, в большинстве случаев выбор мест для заселения в значительной степени определялся наличием сельскохозяйственных угодий. Кроме этого, ведение сельского хозяйства позволяло накапливать излишки продовольствия и привело к разделению труда, в результате чего возникли более многофункциональные поселения - города.

В современной истории города играют важную роль в качестве центров управления, производства, торговли, знаний, новшеств и более высокой производительности труда. Без городов трудно представить себе изменения, произошедшие в результате промышленной революции. Механизация производства потребовала концентрации населения. Высокие темпы индустриализации сопровождались ускорением урбанизации.

Многие центры быстро растут, центральный город обрастает городами-спутниками, поглощая окружающие сельские земли и населенные пункты. Возникают городские агломерации - скопления поселений, объединенных производственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями, которые в настоящее время являются главной формой городского расселения в высоко урбанизированных странах. Крупнейшие агломерации и соединяющие их транспортные коммуникации формируют так называемый опорный каркас расселения.

Постепенно пригородные зоны начинают развиваться быстрее своих центральных городов, так как все большие масштабы набирают переезд жителей и перенос деятельности в пригороды. Данный процесс получил название субурбанизации. При нем численность и доля городского населения могут даже сокращаться, но городской образ жизни распространяется на сельские поселения внутри агломераций. Городские агломерации являются в настоящее время преобладающей разновидностью городского расселения в развитых государствах мира. Сформировались они вокруг крупнейших городов и во многих развивающихся странах.

Местами образовались еще более обширные и сложные формы городского расселения - городские районы и мегаполисы (наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании большого количества соседних городских агломераций). Наиболее крупными и известными мегаполисами являются: Токайдо (Токио и Осака) в Японии, Рейнско-Рурский (в месте слияния Рейна и Рура) в Германии, Чипитс Район Великих озёр в США и Канаде, Лондон-Ливерпуль в Великобритании, Босваш (от Бостона до Вашингтона) в США.

К сельским поселениям относятся все населенные пункты, не имеющие городского статута. По сравнению с городами, они отличаются значительно меньшей людностью, монофункциональностью, преобладанием малоэтажной застройки и т.д. Типы сельских поселений чрезвычайно разнообразны и во многом зависят от социально-экономической среды, аграрных отношений и природных условий. Так, например, для стран с высоким уровнем развития сельского хозяйства (США, Великобритания, Австралия) типично дисперсное (отдельными фермами) расселение. Там, где сохраняется еще общинное землепользование или преобладают крупные кооперативные хозяйства, доминирует размещение сельских жителей преимущественно в крупных деревнях (многие районы Западной и Экваториальной Африки, Россия, Белоруссия, Украина). Одни типы расселения сложились в земледельческих районах, другие- в районах пастбищного животноводства и т.д.

В 1920 году в наиболее развитых регионах, относившихся к числу наиболее промышленно развитых, в городских районах проживало чуть меньше 30 процентов населения.

В период 1920–2007 годов численность городского населения мира возросла примерно с 270 млн. до 3,3 млрд. человек, при этом она увеличилась на 1,5 млрд. человек в Азии, 750 млн. в более развитых регионах, чуть меньше чем на 450 млн. человек в Латинской Америке и Карибском бассейне и чуть более чем на 350 млн. человек в Африке.

Сельские поселения составляют основную массу всех населенных пунктов планеты. До 2007 года в них проживала и большая часть населения мира - 52,6 % или около 3,2 млрд человек. Однако темпы роста городского населения заметно выше сельского, а в некоторых регионах и странах сокращается даже абсолютная численность сельчан.

По данным ООН уже в 2008 году половина населения мира жила в городских районах. Как видно из таблицы 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ А), преобразующий эффект урбанизации стал заметен сначала в нынешних более развитых регионах мира, и они по этому показателю достигли высокого уровня, который превысил 80 процентов в Австралии, Новой Зеландии и Северной Америке. В развитом мире наименее урбанизированным из основных районов является Европа, в которой 72 процента населения проживает в городских районах. Среди регионов менее развитых стран чрезвычайно высокий уровень урбанизации (78 процентов) достигнут в Латинской Америке и Карибском бассейне, где он выше аналогичного показателя для Европы. В отличие от этого, Африка и Азия - это в основном сельские районы. В них в городских районах проживает соответственно 38 процентов и 41 процент населения. Наряду с этим, в 2007 году половина городского населения мира приходилась на Азию. Второе место занимает Европа, в которой проживает 16 процентов городского населения.

Ожидается, что в ближайшее десятилетие показатели урбанизации возрастут во всех основных районах, при этом в Африке и Азии этот процесс будет идти быстрее, чем в других основных районах, даже при снижении предполагаемых темпов урбанизации по сравнению с предшествующими десятилетиями (см. таблицу 1). В целом, население мира к 2050 году, предположительно, почти на 70 процентов будет городским.

По мнению специалистов ООН, к 2025 году из 128,2 млн человек, населяющих Россию, 96% будет сконцентрировано в городах, что приведет к опасной депопуляции обширных сельских районов и, как следствие, еще большему упадку сельского хозяйства. Вторым по численности населения в России после Москвы останется Санкт- Петербург, за которым последуют Новосибирск, Екатеринбург и Нижний Новгород.

Нынешние городские жители неравномерно распределяются по городским населенным пунктам разных размеров. При обсуждении вопросов урбанизации основное внимание уделяется крупнейшим городам, т.е. тем городам, население которых может превышать население многих стран мира. Вполне естественно, что такие города или городские агломерации находятся, как правило, в странах с большой численностью населения. В 2007 году 19 городских агломераций были отнесены к категории мегаполисов, в которых проживает по меньшей мере 10 млн. человек. Это показано в таблице 2 (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

Как видно из таблицы 2, помимо Токио в Азии имеется еще десять мегаполисов, в то время как в Латинской Америке их насчитывается четыре, в Северной Америке - два, а в Африке и Европе - по одному. Из этих мегаполисов 11 являются столицами своих стран. К 2025 году их число увеличится на 8 и достигнет 27. В Азии их станет на пять больше, в Африке - на два и в Европе - на один.

В докладе ООН за 2008г. по мониторингу мирового населения говорится, что в период 2007–2050 годов городское население увеличится на то же самое количество, на которое оно возросло с 1920 года до 2007 года: предполагается, что к 2050 году прирост числа городских жителей составит 3,1 млрд. человек, включая 1,8 млрд. человек в Азии и 0,9 млрд. в Африке. Эти мощные тенденции будут определять особенности экономического и социального развития.


2 ПОНЯТИЕ УРБАНИЗАЦИИ


Урбанизация(англ. urbanization, от латинских слов urbanus – городской, urbs – город), всемирно-исторический процесс повышения роли городов в развитии человечества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, прежде всего в размещении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре и т.д. Урбанизация – многомерный демографический, социально-экономический и географический процесс, происходящий на основе исторически сложившихся форм общества и территориального разделения труда.

Предпосылки урбанизации - рост в , развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.).

Существует несколько уровней урбанизации:

Низкий уровень урбанизации - менее 20%;

Средний уровень урбанизации - от 20% до 50%;

Высокий уровень урбанизации - от 50% до 72%;

очень высокий уровень урбанизации - свыше 72%.

Темпы урбанизации зависят от уровня экономического развития страны. В большинстве экономически развитых странах, где урбанизация достигла достаточно высокого уровня, процесс взят под контроль, и доля городского населения не увеличивается, а даже немного уменьшается. Но урбнизация продолжает расти, приобретая новые формы.

В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно более низкий, она продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному выталкиванию избыточного сельского населения в города, особенно крупные.

В ряде развивающихся стран мира процесс урбанизации перешёл в «урбанистический взрыв». При сравнительно низких показателях урбанизированности населения многие развивающиеся страны отличаются относительно высокими темпами урбанизации. Несоразмерный рост столиц ряда государств Азии и Африки связан с особым типом урбанизации, который отличает массовая тяга в большие города крестьян, надеющихся избавиться в них от голода и нищеты. При этом неимущее население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты, трущоб. Полная, как иногда говорят, трущобная урбанизация приняла очень большие размеры. Приток сельского населения в города, как правило, сильно опережает рост потребности в рабочей силе. В результате урбанизация протекает быстрее, чем индустриализация.

Процесс урбанизации в развивающихся странах крайне противоречив: с одной стороны, он способствует прогрессу этих стран, приобщает новые миллионы людей к информационным и культурно-цивилизационным ресурсам современного мира; с другой – обостряет и без того очень серьезные социально-экономические проблемы, порожденные феноменом догоняющей модернизации и, что чрезвычайно важно, создает эффект демографического давления на большие города.

Вот почему в ряде международных документов говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах (резолюции Международного банка Реконструкции и Развития). Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

В экономически развитых странах, напротив, предпринимаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, наряду с государственными органами участвуют архитекторы, демографы, географы, экономисты, социологи, представители многих других наук.

Один из этапов урбанизации - субурбанизация. Многие горожане теперь предпочитают жить не в центрах крупных городов, а в пригородах и сельской местности. Это объясняется удорожанием инженерного оборудования, обветшанием инфраструктуры, крайним усложнением транспортных проблем, загрязнением окружающей среды. Однако население пригородов ни в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе.

Современные процессы роста, состав и размещение населения вызывают много сложных проблем, некоторые из которых носят всемирный характер, а некоторые специфичны для стран различных типов. Наиболее важные из них - продолжающийся быстрый рост населения мира, межнациональные отношения, урбанизация.

Для стабилизации процесса урбанизации необходимо, чтобы происходил частичный отток населения из города в сельские районы, что приведёт к разгрузке городов и увеличению товарооборота между деревней и городом.

Сравнительный анализ демографических аспектов развития процесса урбанизации в различных странах мира принято основывать на данных о росте урбанизированности населения – доли городского или так называемого урбанизированного населения. Поскольку критерий выделения городских поселений значительно различается по отдельным странам, для получения сопоставимых данных к городскому населению часто причисляют население всех поселений, достигших определенного уровня людности.


3 ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЁ ПРИЧИНЫ


Распределение населения определяется ростом или сокращением численности населения на месте (разница между рождаемостью и смертностью, именуемая естественным приростом) и внутренней миграцией и реклассификацией сельских районов при их включении в городские центры. Поскольку уровни рождаемости, как правило, ниже в городских районах, нежели в сельских, наблюдается тенденция к относительно более низкому естественному приросту в городских районах, а это означает, что быстрый рост городского населения по сравнению с сельским обусловлен миграцией из сельских районов в городские и реклассификацией таких районов.

В большинстве стран естественный прирост в большей степени способствует росту городского населения, чем внутренняя миграция и реклассификация вместе взятые. Однако в числе исключений фигурируют наиболее густонаселенные страны на планете, что указывает на необходимость рассмотрения особенностей каждого случая при разработке надлежащих мер применительно к таком росту. По мере развития урбанизации роль миграции в росте городов постепенно снижается.

Почему же люди стремятся переехать из сельской местности в город? Все свидетельствует о том, что жизнь в городских районах дает людям определенные преимущества. Как правило, доходы горожан в среднем выше доходов жителей сельских районов. Кроме того, жители городов располагают большим набором услуг, включая услуги в области образования, здравоохранения, транспорта, связи, водоснабжения, средств санитарии и удаления отходов. Благодаря масштабам, предоставление таких услуг большому числу компактно проживающих городских жителей является более эффективным и обходится дешевле, нежели обслуживание населения, разбросанного по обширным сельским районам. Кроме того, услуги являются, как правило, более доступными в крупных городских агломерациях по сравнению с небольшими городами и населенными пунктами.

Миграция из сельских районов в городские представляет собой также средство «страхования» сельских хозяйств от ряда рисков и за неимением отлаженных кредитных рынков средства получения фондов, необходимых для инвестирования (в запасы зерна, удобрений, образование), за счет отчислений мигрантов. Это лежит в основе большинства анализов внутренней миграции в развивающихся странах.

Доступ к услугам в сфере образования также варьируется в зависимости от места жительства. В среднем в городских районах достигается более высокий уровень образования, чем в сельских. Этот уровень также выше в крупных городах, особенно в тех, где численность населения превышает 1 миллион человек, нежели в малых городах, однако среди городов всех размеров наблюдается существенное разнообразие. Показатели посещаемости школ в городских районах выше, чем в сельских, и несколько выше в крупных городах, чем в мелких. Вероятность посещаемости школы детьми бедных родителей в городских районах ниже по сравнению с другими детьми, проживающими в городах.

Подавляющее большинство бедных людей по-прежнему проживает в сельских районах развивающихся стран. В силу этого стратегии по улучшению условий жизни всех жителей должны объединять политику в области поощрения развития сельских районов и политику по улучшению участи малоимущих горожан путем улучшения обслуживания, повышения уровня их образования, совершенствования системы транспорта, повышения доступности услуг в области здравоохранения и планирования семьи, укрепления системы землепользования и содействия приобретению документов на землю.

Стремясь в большие и средние города, мигранты из сельских районов, включая бедноту, получают возможности, на которые они не могут рассчитывать в своих собственных общинах, и чаще содействуют экономическому развитию. В силу этого ускорение процесса урбанизации, особенно под воздействием динамичной экономики городских населенных пунктов и при наличии правильной политики, будет, скорее всего, способствовать общему сокращению масштабов нищеты и не должно встречать сопротивления.

Данные о мигрантах последнего времени, полученные в результате демографомедицинских обследований (ДМО), позволяют произвести оценку актуальности различных видов миграции. В 26 из 46 стран, по которым имеются данные о миграции женщин, наиболее распространена миграция из одних сельских районов в другие, и наиболее высоки ее показатели в Африке. В 15 странах женщины чаще мигрируют из одних городских районов в другие, и наиболее высока доля такой миграции в Бразилии, Перу, Колумбии, Парагвае и Боливии. Миграция из сельских районов в городские занимает доминирующее положение среди мигрирующих женщин лишь в Коморских Островах, Доминиканской Республике и Гаити. Еще в двух странах женщины чаще мигрируют из городских районов в сельские.

Что касается мигрантов мужского пола, то в последнее время в 12 из 24 стран, по которым имеются сведения, они мигрировали в основном из одних городских районов в другие. Еще в семи странах, главным образом в Африке, наиболее распространена миграция мужчин между сельскими районами. Миграция из сельских районов в городские является преобладающим типом лишь в одной стране (Казахстан), а миграция из городских районов в сельские наиболее распространена среди мужчин в Бурунди, Кении, Мали и Нигерии.

Мигранты нередко имеют преимущества в плане образования и навыков, откуда вытекает более высокая вероятность успеха в месте назначения. Миграция, как правило, идет на благо мигрантам, которые получают более широкие возможности, их семьям, которые получают отчисления, и перераспределению труда из отраслей с более низкой продуктивностью в отрасли с более высокой продуктивностью при миграции из сельских районов в городские или среди различных местных рынков труда, когда речь идет о миграции из одних городских районов в другие или между сельскими районами.


4 ПРОБЛЕМЫ УРБАНИЗАЦИИ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ


Урбанизация, несмотря на многие позитивные аспекты, не лишена отрицательных сторон. В частности, города, как правило, страдают от экологических проблем в результате дорожных пробок, высокой концентрации промышленных предприятий и отсутствия адекватных систем удаления отходов. Кроме того, города обычно нуждаются в непропорционально большом объеме земельных, водных и природных ресурсов, если принимать во внимание их площадь и численность населения, высокие средние доходы которого обусловливают значительный уровень потребления.

И хотя основополагающей причиной этих проблем является концентрация населения и экономической активности в городах, наличие устойчивого разрыва в показателях жизни разных слоев городского населения означает, что основную тяжесть урбанизации несет на себе малоимущее население. Из-за ужасающего различия в доходах жителей городов развивающихся стран соответствующие показатели являются весьма значительными и продолжают ухудшаться. В общемировом масштабе темпы увеличения численности городской бедноты (с доходами не более 1 долл. США в день) превышают темпы роста численности городского населения в целом. В силу высокой стоимости жилья малоимущие жители городов зачастую вынуждены жить в перенаселенных трущобах, в которых отсутствует достаточная инфраструктура водоснабжения и санитарии. По самым последним оценкам Программы ООН по населенным пунктам, в 2005 году в трущобах проживало 840 млн. человек. В 2004 году более 600 млн. городских жителей не имели доступа к современным средствам санитарии, а 180 млн. человек - к источникам водоснабжения такого же уровня.

Так же урбанизация оказывает влияние на демографические процессы. В значительной мере оно проявляется в зависимости от различий городов по величине и народнохозяйственному профилю (функциональному типу). По мере развития процесса урбанизации уровень рождаемости городского населения по сравнению с сельским падает, в дальнейшем происходит падение рождаемости и в сельской местности. В некоторых развивающихся странах более высок уровень рождаемости в городах, что объясняется целым рядом социально-экономических, демографических и религиозных факторов, в частности тем, что в городах более сбалансированное соотношение полов.

Что касается показателей здоровья и смертности, то, по имеющимся данным, продолжительность жизни, как правило, выше в городских районах, чем в сельских, хотя в большинстве развивающихся стран отсутствуют отдельные оценки рисков смертности на протяжении жизни по городскому и сельскому населению. Данные обзоров состояния здоровья жителей отдельных городов в развивающихся странах указывают на то, что эпидемиологический переход, когда главными причинами заболеваемости и смертности становятся не инфекционные болезни, а хронические и дегенеративные заболевания, более продвинут в городах, чем в сельских районах развивающегося мира. Эта тенденция выступает параллелью историческому опыту развитых стран, где эпидемиологический переход начался в городах, но сегодня характерен как городским, так и сельским районам. Вместе с тем во многих городах Африки распространение эпидемии ВИЧ/СПИДа затормозило эпидемиологический переход и снижение показателей смертности. В наименее урбанизированных странах высокие коэффициенты инфекционных заболеваний и материнской смертности по-прежнему характерны для сельских районов.

Распространенность хронических заболеваний (включая заболевания сердечнососудистой системы, раковые заболевания и диабет) и несчастных случаев растет во многих городах развивающегося мира. Дорожно-транспортные происшествия, например, выступают в качестве существенной причины травм или смертельных исходов при более высокой частотности в городских районах. Рост потребления подсластителей и жиров в более урбанизированных развивающихся странах ведет к обострению проблемы ожирения, которая, в свою очередь, обуславливает распространение диабета и сердечно-сосудистых заболеваний. В сельскохозяйственных районах питание более здоровое и полноценное, без пищевых добавок.

Ещё одним из последствий урбанизации является перемещение производства. Рост пригородов привел не просто к перемещению населения, но и к перемещению производства. Причины этого сложны и многообразны. Вполне понятно, почему многие предприятия розничной торговли и обслуживания (бакалейные, скобяные мебельные магазины, прачечные и химчистки, парикмахерские и косметические салоны) переместились в пригороды. Такие предприятия должны находиться рядом с потребителями, особенно с богатыми потребителями. Но город-центр покинули и многие производственные фирмы. Растущие цены на землю делают расширение производства в городе-центре очень дорогим. А высокие издержки делают размещение производственных предприятий в деловой части города менее привлекательным. Фирмы, имеющие свой грузовой транспорт, сталкиваются с дорогостоящими проблемами уличных пробок, разгрузки и погрузки и т.д. Быстрое развитие грузового транспорта избавило многие фирмы от необходимости размещаться вблизи центральных железнодорожных терминалов и гаваней. Но, возможно, наиболее важным фактором является современная технология производства, основанная на высокоинтегрированных, непрерывных процессах, для которых необходим просторный одноэтажный производственный комплекс. Такая технология подразумевает наличие большого пространства, недоступного в городе-центре или доступного по непомерно высокой цене.

Но это не означает, что все крупные предприятия переместились в пригороды. Некоторые виды производства остались в городах-центрах. Речь идет о высокоспециализированных службах в области финансовых и торговых услуг, центрального административного управления, ресурсами которых является мастерство, либо знания, либо информация, а продукцией не товары, а услуги, консультации и решения. Именно эти учреждения – банки и адвокатские конторы, рекламные агентства и центральные административные конторы, консультационные фирмы и правительственные учреждения – заполняют города-центры и большую часть городской территории и становятся основной функцией центральной деловой части города.

Миграция преуспевающих жителей, а также процветающих производственных предприятий в новые образования (пригороды) приводит к тому, что новые предприятия и новые жилые дома строятся в пригородном кольце, а не в городах-центрах. Вместе с тем центры становятся все более дорогими территориями. Высокая плотность населения, обветшание зданий требует больших затрат на реконструкцию, управление, уборку улиц, поддержание порядка и законности.

Существует прямая зависимость между удаленностью от города-центра и уровнем доходов. Как правило, дальше всех от «деловой» части города живут квалифицированные рабочие, технический персонал и «белые воротнички». Большая часть этих сравнительно высокооплачиваемых людей работает в деловой части города – в банковских и финансовых фирмах, адвокатских и консультационных конторах, рекламных агентствах. С другой стороны, многие виды производства, предприятия оптовой и розничной торговли и службы сервиса переместились в пригород. Результатом этого становится значительное географическое несовпадение между рабочими местами и рабочей силой в пригородах и городе-центре. Такое несовпадение требует эффективной транспортной системы для обеспечения необходимых перекрестных перевозок населения.

В крупнейших городах мира возрождается интерес к обновлению и развитию систем общественного транспорта – пригородных железных дорог, метро, автобусов, подвесных дорог и т.д. Учитывая прогнозы роста численности пригородного населения и возможность последующего удвоения объема городского автомобильного движения через 20 лет, многие проектировщики городов считают актуальным поиск эффективных альтернатив автотранспорту. Это тем более важно, поскольку увеличение вложений в строительство дорог и скоростных автострад чаще всего увеличивает объем движения, нежели уменьшает транспортные пробки. Средняя скорость движения по городским магистралям не только не повышается, а даже понижается. Кроме того, предполагается, что расширение и улучшение систем общественного транспорта сможет принести существенные социальные выгоды в следующих направлениях: создание жизнеспособного и обновленного города-центра; улучшение подъездных путей к рабочим местам в пригороде для малообеспеченных жителей города-центра; возможность избежать чрезвычайно острой проблемы загрязнения окружающей среды, к которой может привести увеличение автомобильного транспорта.

Загрязнение окружающей среды является, наверное, основной проблемой. Ведь из неё вытекают проблемы со здоровьем, а отсюда высокий уровень заболеваний и смертности. В наши дни города являются главным фактором негативного человеческого воздействия на окружающую среду, так как именно в них сосредоточены основные производственные мощности любой страны мира. Вследствие роста агломераций появляются целые области и даже регионы с неблагоприятной экологической обстановкой. Экологи уже ввели такие термины, как «урбосистема» (совокупность географических, биологических и технологических систем, когда флора и фауна живой природы вынуждена существовать в условиях плотной городской застройки в самом разнообразном климате и экологической ситуации), «городская экосистема» (смесь природной и антропогенной подсистем).

Серьезность загрязнения воды и воздуха, а также накопления твердых отходов получает достаточное отражение в различных официальных документах международных организаций и в прессе. Широко известен тот факт, что реки и озера превращаются в городские и промышленные сточные канавы. Большинство населения городов пьет воду сомнительного качества. Загрязнение воздуха способствует возникновению рака легких, эмфиземы, пневмонии и других заболеваний. Избавление от твердых отходов (мусора) становится острой проблемой для многих городов, так как доступные для использования мусорные свалки заполнены и горожане препятствуют размещению свалок и мусоросжигательных печей вблизи их жилья. А постоянный шум и гул в крупных городах так же негативно сказывается на окружающей среде и человеке, в первую очередь.

Много проблем связано и с влиянием на литосферу Земли: при строительстве модифицируется рельеф, осушаются небольшие водоёмы и речки, возникают оползни и овраги, нередко грунтовые воды подтапливают постройки (из-за изменения уровня подземных вод в черте города). Низкая экологическая культура человека ведёт к образованию незапланированных властями свалок бытовых отходов, промышленные предприятия также вносят посильный вклад в загрязнение земли токсичными отходами производства.

Возможные последствия загрязнения окружающей среды в отдаленной перспективе еще более тревожны. Некоторые ученые полагают, что концентрация промышленности, людей, сооружений, бетона (цемента) – а именно это и составляет основу города – может привести к воздушному и тепловому загрязнению, достаточному, чтобы вызвать необратимые и потенциально катастрофические изменения климата Земли вследствие так называемого парникового эффекта. Корни проблемы загрязнения окружающей среды лучше всего представляются с помощью метода сырьевых балансов, который основан на простой идее, что вес всех ресурсов (топлива, сырья, воды и т.д.), используемых в производственных процессах, в конечном счете, будет приблизительно равен весу промышленных отходов.

К счастью, экологическая система, или природа, обладает способностью к самовоспроизводству, благодаря которому она может, до определенной степени, поглощать и перерабатывать такие отходы. Однако объем промышленных отходов имеет тенденцию превосходить ее абсорбирующую способность. Одной из причин этого является рост населения, его плотности. Экологическая система, которая может вместить 50 или 100 млн. человек, возможно, не выдержит давления 200 или 300 млн. Таким образом, охрана и воспроизводство окружающей среды в связи с развитием процессов урбанизации представляют собой одну из сложнейших глобальных проблем, значение которой в единой системе управления современным социально-экономическим развитием постоянно возрастает.

Повышение темпов урбанизации в мире – явление неизбежное. Качественные аспекты этого процесса зависят, естественно, и от того, как будут приниматься, и выполняться соответствующие решения, но не только. При заведомой сложности всякого динамичного социального процесса, а тем более имеющего отношение к таким открытым системам, как большие города, представляется очевидным, что их рост и преобразования дадут наилучшие результаты, если в этом процессе примут участие все без исключения государства мира.

При этом учет экономических и экологических аспектов в анализе особенностей процесса урбанизации является общей чертой, характеризующей подходы к этим проблемам во всем мире.


5 ПОЛИТИКА СТРАН В СФЕРЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В 2007 году 85 процентов правительств выразили обеспокоенность распределением населения в их странах, что сопоставимо с показателями 1970-х годов. Среди развивающихся стран 56% выразили желание произвести существенные изменения в пространственном распределении своего населения. а среди развитых стран 37%. Неудовлетворенность структурой распределения населения наиболее высока в Африке и Азии. В Латинской Америке и Карибском бассейне, Океании и Европе порядка 40 % правительств считают желательными существенные изменения в пространственном распределении населения.

Сокращение или даже обращение вспять потока мигрантов из сельских в городские районы является наиболее распространенной политикой, проводимой правительствами, желающими изменить пространственное распределение населения. Стратегии, используемые для удержания населения в сельских районах, включают: установление внутреннего миграционного контроля, перераспределение земельных угодий, создание региональных зон развития, а в последнее время и поощрение экономической диверсификации и конкурентоспособности в сельских районах за счет мобилизации инвестиций и повышения уровня жизни на селе. В результате такой недавней политики число рабочих мест в сельских районах в одной трети стран ОЭСР заметно возросло.

К 2007 году в 70% всех стран внедрена политика сокращения миграции из сельских районов в городские. Среди развивающихся стран такую политику проводят 73%, а среди развитых - 62%. В Африке политику сокращения миграции из сельских районов в городские проводят 83% стран, а в Азии и Океании - 73%.

Второй наиболее распространенный вид политики нацелен на снижение миграционных потоков в крупные города. В период с 1976 по 2007 годы доля развивающихся стран, проводящих такую политику, возросла с 44 до 74%. Среди развитых государств доля стран, проводящих политику сокращения потоков в крупные города, сократилась с 55% в 1975 году до 26 процентов в 1996 году, а затем вновь увеличилась до 39% в 2007 году.

Проводят политику поощрения миграции из одних городских районов в другие, главным образом из крупных городов в небольшие 14% стран. Такая политика отражает мнение о том, что при превышении определенного размера города становятся менее эффективными и продуктивными. Эта политика распространена в странах, где значительная доля городского населения приходится на один город. Такую политику проводит примерно пятая часть стран в Латинской Америке и Карибском бассейне и в Океании, а также 17% стран Африки и 16% стран Азии. В качестве разновидностей стратегии поощрения перераспределения городского населения можно выделить создание новых городов и перенос столиц.

Некоторые развитые страны приняли меры по сокращению миграции и городов в сельские районы в попытке обеспечить контроль за «расползанием городов и его экологическими последствиями. Будучи обеспокоены загрязнением, пробками на дорогах и продолжительностью ежедневных поездок на работу и обратно, правительства пытаются ограничить разрастание городские поселений в ущерб окружающим сельским районам. Такую политику осуществляют 15% стран Европы и 4% стран Азии.

Правительства выдвигают также инициативы, призванные обеспечить улучшение качества жизни и устойчивость городов. Такая политика включает положения о контроле за ростом городских районов, зонировании, разделении земельных участков и строительных кодексах и стандартах. Она может также сосредоточиваться на приобретении и распределении государственных земель, инвестировании в общественную инфраструктуру и объекты, содействии партнерств между государственными организациями и частными структурами в рамках проектов по развитию городских районов. Например, в Нью-Йорке в рамках новой стратегии предлагается построить жилье еще для одного миллиона человек, расширить доступ в парковые зоны, обновить стареющую сеть водоснабжения, модернизировать электростанции и сократить загрязнение воды и выбросы парниковых газов. План предусматривает также введение сборов за въезд в центральные районы города с целью снизить плотность дорожного движения. Такие сборы с успехом применяются для сокращения плотности движения в Бергене, Лондоне, Мальте, Осло, Сингапуре, Стокгольме и Тронхейме.

В развивающихся странах многие правительства приняли меры к улучшению качества жизни в бедных городских районах. В Индии Национальная миссия по обновлению городских районов им. Джавахарлала Неру начала в 2005 году выделять средства на проекты по улучшению инфраструктуры и повышению доступа к базовым услугам для городской бедноты в индийских городах. Правительство Буркина-Фасо ведет работу по обеспечению доступа к водоснабжению и санитарии для всех жителей Уагадугу, треть которых проживает в трущобах. Особое значение для городской бедноты имеют правовые гарантии против необоснованного выселения. Во многих странах осуществляются проекты по выдаче свидетельств о праве собственности и гарантий владения жильем.

В целом пространственное распределение населения связано с территориальным распределением социально-экономических возможностей. Урбанизации способствует чрезмерное сосредоточение производственной деятельности, когда компаниям выгодно быть поблизости от других компаний, будь то в одной и той же отрасли или во взаимодополняющих секторах. Выгоды урбанизации зависят от наличия и объемов коммунальных услуг, включая доступ к электричеству, водоснабжению, образованию и услугам в области здравоохранения, транспорта и коммуникаций. Повышение плотности национальной дорожной сети и государственных ассигнований в сфере транспорта способствует пространственной деконцентрации производственной деятельности и населения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Урбанизация - интегральный и глобальный процесс, приводящий в действие множеством разнообразных факторов и имеющий свою выраженность в виде городов, особенно крупных и других более сложных форм городского расселения. Урбанизация охватила все страны мира.

В ходе урбанизации происходит последовательное и многостороннее усложнение городов как своеобразных социально-экономических организмов и градостроительных систем. Возрастает роль и значение больших городов, из их среды выделяются крупнейшие города, далее города-миллионеры и многомиллионные города. При этом важно подчеркнуть качественный характер изменений. Города не просто увеличиваются в размерах, но приобретают более высокий уровень своей организации - функциональной и планировочной; меняется их место в территориальной организации общества.

Движущими силами увеличения удельного веса горожан и уровня урбанизации в каждой стране, а также роста крупных городских агломераций и отдельных крупных городов являются социально-экономические, политические и демографические факторы. В частности, устойчивое увеличение уровня урбанизации в мировом масштабе отражает быстрый рост мировой экономики после второй мировой войны, расширение экономической активности населения, изменение размера семей, характера распределения доходов как внутри отдельных наций, так и регионов, а также увеличение масштабов государственного вмешательства.

По нынешним прогнозам, можно ожидать, что население городских районов мира возрастет к 2050 году на 3,1 миллиарда человек, тогда как численность сельского населения достигнет максимальной величины в 3,5 миллиарда примерно в 2019 году, а затем начнет сокращаться. Практически целиком рост городского населения, как ожидается, будет приходиться на развивающиеся страны. Естественный прирост по-прежнему в значительной степени способствует росту городского населения - на его долю нередко приходится 60 процентов такого роста или более.

По мере того как мир становится все в большей степени городским, принимаемые сегодня решения в городах всего мира будут определять экономическое, социальное и экологическое будущее человечества. При надлежащем регулировании урбанизация может способствовать борьбе с нищетой, неравенством и ухудшением состояния окружающей среды, и меры по использованию открываемых ею возможностей и решению вытекающих из нее проблем должны носить оперативный и устойчивый характер.

Человечество обязательно ощутит на себе влияние процесса урбанизации, но то, каким оно станет - положительным или отрицательным, - во многом будет зависеть от принимаемых сегодня мер по планированию городов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1 Алисов Н.В. Экономическая и социальная география мира: учеб. для вузов М., 2001.

2. Перцик Е. Н. Города мира. География мировой урбанизации: Учебник для вузов. - М.: МО, 1999.

3. Алексеев А.И. Социально-экономическая география России. М. 1995

4. География: энциклопедия. М.1994

5. Зайончковская Ж.А. Демографическая ситуация и расселение. М. 1991

6. Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации. М.1981

7. Прохоров Б.Б., Мартынов А.С. Артюхов В.В. Виноградов В.Г. Плотность на-селения и расселения мира М. 1999 (C)

8. Кузнецов А. П. Экономическая и социальная география мира;

9. География в таблицах (справочное пособие) издательство Дрофа;

10. Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная география.

11. Отдел народонаселения ООН: World Population Prospects: The 2004 Revision и World Urbanization Prospects: The 2003 Revision.

12. Алексеев А.И. Социально-экономическая география Рф. М. 1995

13. Алексеев А.И., Николина В.В. Население и хозяйство Рф. М.1995

14. Финансовая и соц география Рф. Под редакцией доктора А.Т, Хрущева. М.1997

15. Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации. М.1981

16. Прохоров Б.Б., Мартынов А.С. Артюхов В.В. Виноградов В.Г. Плотность населения и расселения мира М. 1999 (C)

17. журнал "Мировая экономика и международные отношения", 2008, №3

18. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление: учебное пособие. – СПб.: Питер, 205. – 288 с.: ил. ISBN 5-469-00711-1

19.Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства / Под общ. ред. д-ра геогр. наук, проф. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2006. – 384 с. ISBN 5-85971-031-3

20.Экономическая география России: учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2001. – 533 с. ISBN 5-86225-914-7

21.Региональная экономика: учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под. ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 472 с. ISBN 5-238-00027-8

22.А.В. Баранов Управление развитием региональных эколого-экономических систем. // Экологический вестник Республики Татарстан. – 2008. - № 3. – С. 82-84


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Особенности урбанизации в России

Урбанизация в России и (на территории Советского Союза в целом), являясь частью общемирового процесса, несомненно, обладает специфическими чертами. Отметим следующие:

1. Незавершенный, односторонний характер развития самого процесса. Урбанизация расценивалась лишь как побочный эффект индустриализации. Вследствие этого появление большого числа промышленных центров не сопровождалось развитием инфраструктуры, сферы отдыха, досуга, развития культурного потенциала работников.

2. Индустриализация имела искусственный характер. Городское население по преимуществу росло не за счёт естественного прироста, а в результате подчас вынужденной миграции сельчан. (См. диаграмму 3). Была широко распространена практика преобразования в города сельских поселений. Отсюда – чрезвычайно высокий темп роста городского населения, при этом поселения наделялись городскими функциями, но не приобретали городского облика, не меняли образа жизни своих обитателей. В результате в 1960 г. доля уроженцев города среди сорокалетних и старше составляла – 12 %, а в современных российских городах доля горожан в третьем поколении составляет 20 % (12, с. 122).

Диаграмма 3

3. Миграция из села не сопровождалась созданием подлинно городского образа жизни. Многие горожане продолжали репродуцировать элементы сельского образа жизни.

4. Урбанизация носила этакратическией характер, а не экономический, как в Европе. Она проводилась в интересах и средствами государства, опиралась на ресурсы, накопленные государством, а не на массовую активность людей, склонных к предпринимательству.

5. Деформация функциональной структуры городов, преобладание монопрофильных, узконаправленных центров (городов одной отрасли).

6. Низкое качество городской среды.

7. Экологическое неблагополучие урбанизации. На карте «Города России с наиболее тяжелым экологическим состоянием» показано 140 городов. Это 13,2% общего числа городов России. Первенство по загрязнению атмосферы у Норильска, где ежегодный выброс составляет 2486 тыс. тонн. В числе особо экологически неблагополучных – все города-миллионеры, все крупнейшие города, подавляющее число республиканских, краевых и областных центров, больших городов вообще. В этом списке 14 малых и 13 средних городов, преимущественно центров черной и цветной металлургии, химии, целлюлозно-бумажной промышленности. Все эти черты позволяют исследователям говорить о псевдоурбанизации в России (12, с.122).

Промышленное развитие страны в двадцатом веке резко изменило отношения между городским и сельским населением России. Если в начале 20-го века. В городах проживало 15% населения, что составляет 73%, что характерно для промышленно развитых стран. В то же время общая численность населения страны увеличилась в два раза, а число граждан — в десять раз. Таким образом, по составу населения, Россия развивалась из крестьянской страны в одно место. Рост городского населения был обусловлен его естественным ростом и благодаря его механическому, т. Е.

из-за переселения жителей деревни в город. Это увеличение было решающим. По оценкам, более 80 миллионов человек переехали из деревни в город.

Таким образом, сельское население почти в два раза сократилось к концу 20-го века и составило менее 40 миллионов человек.

Потеря сельского населения в южных регионах России была гораздо менее болезненной, и «ненужное» население, которое не было гарантировано работой, ушло. Тем не менее, из сельской местности, которая не является черной почвой, она менее плодородна, крестьянское население более активно, а уменьшение числа стало чрезмерным.

В Пскове, Новгороде, Ярославле, Смоленске, Костроме, Твери и других провинциях число сельских жителей сократилось в 3-4 раза. Многие деревни полностью потеряли свое население, в то время как в других остались только пожилые люди. Сельское население сосредоточилось вокруг городов, а глубокие районы были опустошены. Плотность сельского населения в них уменьшилась до 2-4 человек / км2 — т. Е. до уровня северо-таежного региона. Этот процесс называется депопуляцией — например, сокращение общей численности населения территории.

В то же время молодые люди, самые активные и квалифицированные люди, которые оставили качество рабочих ресурсов в сельском хозяйстве, вообще покинули деревню.

В середине 80-х.

Отношения между городским и сельским населением стабилизировались, а приток людей из деревни в город уменьшился. Причиной стало замедление промышленного развития и «истощение» ресурсов сельского населения.

Я был бы признателен, если вы разделите статью о социальных сетях:

Городское и сельское население России
Поиск на этом сайте:

Городско́е населе́ние - население, проживающее в городских населённых пунктах. В силу того, что критерии отнесения населенных пунктов к городским в разных странах не совпадают, данные о численности городского населения различных стран не вполне сопоставимы.

Соотношение между городским населением и сельским населением характеризует степень урбанизированности страны или отдельного региона.

годыЧисленность населения, млн. челдоля в населении мира, %
1800 29,3 3,0%
1850 80,8 6,4%
1900 224,4 13,6%
1950 730,4 28,9%
1960 1028,0 33,9%
1970 1381,2 37,4%
1980 1822,3 41,1%
1990 2261,3 43,0%
2000 2870,0 47,4%
2005 3125,6 47,9%

Индустриализация вызвала необходимость концентрации разнообразных форм и видов человеческой деятельности, что привело к возрастанию населения в городских поселениях.

На протяжении XX века доля городского населения ежегодно увеличивалась в среднем на 0,4-0,5%. В настоящее время в развитых странах наблюдается преобладание крупногородских форм поселений.

В 1900 г. в мире насчитывалось примерно 360 городов с населением свыше 100 тыс. жителей, в 1950 г. — уже 950, а в начале 80-х годов — 2368.

Число городских жителей выросло с 1,5 млрд.

в 1990 году до 3,6 млрд. в 2011 году - это более половины населения земного шара. Прогнозируется (2013), что к 2030 году число горожан вырастет до 4 млрд. человек.

Городское население Российской Федерации

годычисленность населения, тыс. чел.численность населения городов и поселков городского типа, тыс.

чел.удельный вес городского населения, %

1897 67473 9894 14,7
1926 92735 16455 17,7
1939 108377 36296 33,5
1959 117534 61611 52,4
1970 129941 80981 62,3
1979 137410 94942 69,1
1989 147022 107959 73,4
2002 145182 104917 72,3
2010 142857 105314 73,7
2015 146267 108282 74,0

Самый крупный город в России - Москва, в нём живёт около 12 миллионов жителей.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в России 2940 городских населённых пунктов (из них 1098 городов и 1842 посёлка городского типа).

Иногда в состав городов включают другие населенные пункты. Например, Зеленоград входит в состав города Москва. В советское время жители нескольких.городов районного (районов Ленинграда) подчинения входили в состав 3 городов.

Примеры городов, входящих в другие города:

Самым старым городом России является Дербент (основан в середине V века до н. э.).

Посёлки городского типа - название городских поселений, которые по размеру или по каким-то другим причинам не имеют статус города.

Иногда они входят в состав городов (могут иметь до 20 тысяч человек населения). К 1990 почти все субъекты Российской федерации имели главные населенные пункты в городских поселениях.

Соотношение городского и сельского населения Городское и сельское население Соотношение городского и сельского населения на протяжении человеческой истории претерпело значительные изменения.Большие различия наблюдались также между отдельными регионами мира. Так, например, первые города в Новом Свете появились, вероятно около 2 тысяч лет назад в Мезоамерике; их дальнейшее развитие привело к появлению целых городов-государств, в которых было сосредоточено большинство населения, занимавшегося, впрочем, в основном сельским хозяйством.

В Старом Свете первые города возникали еще более глубокой древности в бассейнах крупнейших рек- колыбелях мировых цивилизаций еще в 1 тысячелетиях до нашей эры - в Китае, Индии, Месопотамии и Египте. Но все эти древние города, возникшие как центры административной власти, религиозной жизни, торговли и ремесла, военные укрепления, в целом, значительно отставали от сельских районов по численности населения.Роль городов постоянно росла по мере того, как в них развивались и концентрировались ремесла, а затем и промышленность, образовывались транспортные узлы и торгово-распределительные центры: укреплялась также их административно-культурная функция.

Во второй половине XX века функции городов активно расширяются, прежде всего за счет отраслей непродовольственной сферы. И в наши дни, несмотря на то. что около половины населения мира живет в сельской местности, размещение населения все более определяется географией городов.Общее число городов на планете достигает десятков тысяч: они оказывают возрастающее влияние на окружающую их местность.

Урбанизация Урбанизация - одна из сторон процесса расселения.Под урбанизацией понимают рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие все более сложных сетей и систем городов. Значение урбанизации в современном мире так велико потому, что урбанизированные территории занимают немногим более 1% суши, но концентрируют 45% населения Земли, производят 80% ВВП. и при этом дают 80% всех выбросов в атмосферу и гидросферу.

В процессе урбанизации выделяют несколько этапов. Начальным этапом, вероятно, следует считать время с конца XVIII века до конца X IX века, когда «локальная» урбанизация затронула ряд стран Западной Европы и Северной Америки.Второй этап охватил I половину XX века, затронуты большинство регионов мира. Для современного третьего этапа типично не просто ускорение темпов роста городского населения (рост на 2 460 миллионов человек), но также и преимущественный рост больших городов, формирование городских агломерацией, мегаполисов, распространение городского образа жизни на сельскую местность и др. Урбанизация окончательно становится глобальным процессом.

Но уровень урбанизации по регионам мира различается весьма существенно.Лидируют по этому показателю Северная Америка, зарубежная Европа, Латинская Америка, позади - Юго-Восточная, Юго-Западная и особенно Южная Азия и Африка.

Но несмотря на это, темпы роста урбанизации наиболее высоки в Африке и зарубежной Азии, т. е. в тех регионах, где уровень ее пока отстает от остальных регионов.Это связано с тем, что рост урбанизации в развивающихся странах качественно отличается от такового в развитых странах: в первых увеличение численности горожан идет за счет оттока из перенаселенных аграрных районов («ложная урбанизация»). Особенности урбанизации Для большинства стран мира на современном этапе развития урбанизации характерно несколько особенностей: 1. быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах - что можно проследить по таблице. 2. концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах, что связано прежде всего с характером производства, усложнением его связей с наукой, образованием.

Кроме того большие города обычно более удовлетворяют духовные запросы людей, лучше обеспечивают обилие и разнообразие товаров и услуг, доступ к хранилищам информации.

Доля городского населения в 1950 - 1990 годах (в %).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Соотношение сельского и городского населения. Проблемы урбанизации мировой экономики
В процессе развития человеческого общества образовалось две формы расселения - городское и сельское. Соотношение городского и сельского населения является важным показателем.. Одним из важнейших вопросов является процесс урбанизации. Урбанизация - одна из сторон процесса расселения. Под..

Городское и сельское население
Агломерации - моноцентрические (большинство), полицентрические (конурбации). Конурбации: Рурская (ФРГ) Верхне-Силезкая (Польша) Донецко-Макеевская.. Мегалополис - территориальное образование, сформировавшееся за счет срастания.. В России формируется мегалополис, включающий Тульскую, Московскую, Владимирскую и Нижегородскую области.

Социологический опрос населения: "Отношение различных слоев населения г.Москвы к введению с 1 июля 1998г. повременной оплаты за телефонные переговоры и влияние "повременки" на будущее благосостояния населения"
При переходе же к повременной оплате для населенияогромное число людей попадет под следующее ограничение 20 минут в день - бесплатные,а за остальное.. Однако,огромное количество людей не сможет к этому адаптироваться.1.2.. Очень часто многие жители слышат в трубке вместодлинного гудка либо музыку, либо пробивающееся откудато радио, либо..

Подготовка населения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Обучение ор¬ганизуется и проводится на основании указаний старших начальников гражданской обороны и их штабов, а также указаний и реше¬ний местных.. Ответ¬ственность за обучение руководящего состава гражданской обороны, рабочих.. Каждая категория обучается по специально разрабатываемым про¬граммам. 2. Принципы, формы и методы обучения. Общими..


Городская реформа и новое городское устройство
В Бурмистерскую палату предлагалось гостям, гостиной сотне и посадским и купеческим промышленным людям выбрать из своей среды на годичный срок.. Она заменила собой все те разные приказы, в которых до того ведались города. Ратуша стала ведать всё торгово-промышленное население страны в его расправных, челобитных и купеческих делах, являясь..

Статистика населения. Методы анализа динамики и численности и структуры населения
К таким сведениям относились данные о численности и движении населения государств, их территориальном делении и административном устройстве.. Однако современную статистику в рассматриваемом смысле этого слова отличает от.. Какой язык в нем принят в качестве государственного и т.д. Но к ней относятся количественные данные о численности..

Особенности размещения городов и городского населения
Так же дано точное определение субурбанизации, столицы государства и её значения. Показаны проблемы развития урбанизации и охрана окружающей среды в.. Вот почему оценка советской урбанизации имела черты крайней субъективности.. Указанный подход, напрямую связанный многие десятилетия с теорией формаций в советском обществознании вообще и в..

Предмет курса и задачи организации городского хозяйства. Основные цели и задачи городского хозяйства
На сайте сайт читайте: тема 1. предмет курса и задачи организации городского хозяйства.. основные понятия курса.... основные цели и задачи городского хозяйства.

Программа переписи населения, ее основные разделы. Структура переписных листов. Правовые основы переписи населения.15
Предмет демографии задачи и методы демографии демографические явления и.. история развития демографии особенности воспроизводства населения в различные исторические периоды..

0.142

урбанизация территория заселенность

Развитие общественного разделения труда привело к образованию двух основных типов поселений: городского и сельского. Соответственно различают городское население (жители городов и поселков городского типа) и сельское (жители населенных пунктов, занятых менее чем на 85% в производстве). Количественное преобладание сельского населения над городским наблюдается в пяти странах ближнего зарубежья: Молдавия(46%), Туркмения (45%), Узбекистан(39%), Киргизия (36%), Таджикистан (28%). Эти страны относят к категории сельского типа. Остальные страны ближнего зарубежья имеют более 50% городского населения.

Более интересная ситуация обстоит с экономическими районами России. В этой стране нет экономических районов сельского типа. Минимальный показатель доли городского населения имеет Северный Кавказ: 56%. Но, несмотря на это, в Российскую Федерацию входит несколько субъектов, сельское население в которых преобладает. Причем в этот список попадают не только субъекты мало урбанизированных районов, например, Северный Кавказ: Дагестан (43% городского населения), Карачаево-Черкесия (37%), Чечня и Ингушетия (43%), но и субъекты районов с достаточно высоким уровнем урбанизации. Например, Восточная Сибирь (71% городского населения) и расположенные на её территории: Усть-Ордынский АО (0% городского населения), Алтай (26%), Эвенкийский АО (27%), Агинский Бурятский АО (32%), Тува (48%). Приведенные низкие показатели компенсируются значительно более высокими в других частях данных районов. Например, в Северо-Кавказском экономическом районе самый урбанизированный субъект - Северная Осетия (70%), а в Восточной Сибири - Хакасия (72%).

Предел изменения доли городского населения по районам России 56-83% и 28-73% по странам ближнего зарубежья, хотя часто показатель увеличивается с шагом в 1%.

Как видно из этой таблицы, экономические районы России и страны ближнего зарубежья сопоставлены по доли городского населения с самыми разнообразными странами: от Намибии до Великобритании. Откуда такое различие? В чем причины региональных различий в уровне урбанизированности по республикам ближнего зарубежья и районам России?

Для ответа на эти вопросы понадобится определение термина «урбанизация». Урбанизация-это процесс распространения городского образа жизни; это процесс концентрации, интеграции и интенсификации деятельности, глобальный социально-экономический процесс.

Существует несколько причин региональных различий в уровне урбанизации по э. р. ближнего зарубежья и э. р. России. Во-первых, это экономико-географическое положение. Северные республики Ближнего Зарубежья (Эстония, Латвия,Литва, к ним тяготеет и Беларусь), а так же северо-восточные э.р. России (Северный, Северо-западный, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный) высокоурбанизированы,т.к. природные условия не позволяют развиваться с/ х. В этих регионах складывается структура хозяйства, основанная на промышленности. Соответственно развиваются города - центры трудовой деятельности. Такая же картина характерна для горных районов (Урал, Армения).

С другой стороны такие э.р., как Ц.Ч.э.р. и Северный Кавказ находятся в наиболее выгодных для развития с/х условиях. Это житницы нашей страны. Большая часть населения этих э.р. занята в с/х. Такова же причина преобладания сельского населения в среднеазиатских республиках, кроме Казахстана, и в Молдавии.

К группе средне урбанизированных стран отнесем Украину, Казахстан, Грузию и Азербайджан. Сочетание благоприятных природных условий и высокой ресурсообеспеченности породило одновременное развитие и с/х и промышленности в этих странах. На Украине и Казахстане по мере разработки каменноугольных и железорудных месторождений образовывались и росли города. Здесь сосредоточились и некоторые агломерации: Карагандинская, Донецкая и др. Похожая ситуация сложилась в России на Урале и в Западной Сибири. Грузия и Азербайджан менее отличаются от республик сельского типа, чем Украина и Казахстан (всего на 4-6%). Тяготение к республикам сельского типа обусловлено наличием плодородных долин среди горных хребтов. Эти долины - единственные земли бывшего СССР, где выращиваются тропические фрукты.

Не только ЭГП сыграло роль в уровне урбанизированности.

Не менее важной причиной является и ход исторического процесса складывания городов. В Центральном и Северо-западном э.р. исторически ранее начала развиваться урбанизация, т.к. центры этих районов в разное время является столицами и теперь образуют огромные агломерации сосредотачивающие миллионы людей. Так же раньше процесс урбанизации начался и в Поволжье. Этот э.р. вытянут вдоль крупнейшей реки. Издавна здесь проходили торговые пути, города были центрами торговли и ремесла, в них сосредотачивалось население.