Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

«Деньги для людей умных составляют средство, для глупцов - цель.» А.Декурсель (ЕГЭ обществознание). Деньги и денежные средства

Мнения семиклассников по вопросу о роли денег в нашей жизни разделились. Наташа утверждала, что деньги - это зло, потому что из-за них происходит немало бед и несчастий. Антон говорил, что деньги - это всё: тот, у кого они есть, может владеть чем угодно. А каково твоё мнение?

Как деньги стали деньгами

Мы знаем, что давным-давно люди меняли одни предметы на другие - это был натуральный обмен. Предположим, человеку требовался глиняный кувшин. У него был каменный нож, который он был готов обменять. Оставалось только встретиться с владельцем кувшина и договориться об обмене. Просто? Не тут-то было. Прежде всего необходимо было, чтобы владелец кувшина нуждался именно в каменном ноже, а не в чём-то другом. Со временем люди научились решать такую задачу - они догадались, что две сделки можно разделить во времени. Сначала можно нож обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар-посредник в данном случае выполняет роль эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определённом отношении другому товару.

В роли эквивалента у разных народов выступали меха, кожи, рис, редкие раковины, скот и др. Все названные богатства стали играть роль денег.

Постепенно роль эквивалента перешла к металлам меди, бронзе, позднее - к серебру и золоту. Металлы, особенно благородные, имеют относительно высокую собственную стоимость (по причине их небольшой распространённости и трудности добычи). Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений - ещё одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы делятся на части, что удобно при расчётах. С появлением денег покупка и продажа товаров стали осуществляться не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или в банке.

    Почему металлы стали удобным эквивалентом товаров?

Функции денег

Принято выделять пять важнейших функций денег.

В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходится решать, сколько их нужно иметь, чтобы купить какой-либо товар. Цена - сумма денег, которая уплачивается при покупке товаров или услуг. До появления денег продавец и покупатель взвешивали зерно или отсчитывали ракушки, меховые шкурки и т. д. Деньги как средство измерения стоимости очень удобны. В самом деле, смотришь на ценник и понимаешь, что один товар дороже другого в два раза или на одну треть. Для этого не нужно даже раскладывать перед собой монеты или банкноты. Достаточно выразить цены в одних единицах. Товар А стоит 100 рублей, а товар Б - 10 рублей. Это значит, что на 100 рублей ты можешь купить 1 единицу товара А и 10 единиц товара Б.

Деньги как средство обращения пришли на смену бартеру. В отличие от меры стоимости товара тут деньги должны присутствовать реально, их необходимо передавать из рук в руки. Правда, в роли посредника при обмене деньги выступают мимолётно. Поэтому металлические деньги часто заменяются бумажными или кредитными. Например, чтобы купить нужный товар, можно использовать заменитель наличных денег - банковскую карточку.

Как средство платежа деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др. В этих случаях деньги опережают товары и услуги в их стремлении к взаимному обмену. Так, прежде чем мама пошлёт тебя в магазин за хлебом, она должна сначала получить деньги на работе, потом дать их тебе, а в магазине ты расплатишься этими деньгами за нужный семье товар. И в данном случае деньги часто выступают не в привычном виде монет или банкнот, а в виде заменителей.

С давних времён деньги способны выступать в роли сокровищ - так проявляется функция средства накопления. Хранить деньги можно где угодно: в банке, дома. Выбор за владельцем денег. Деньги как средство накопления позволяют осуществить различные планы. Герой повести Н. В. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин мечтал о новой шинели, с приобретением которой он связывал важные изменения в своей жизни. Любой современный подросток мечтает о какой-нибудь вещи и даже нередко откладывает на её покупку деньги. В этом желании нет ничего дурного, особенно если деньги заработаны самостоятельно. Но иногда накопительство превращается в страсть, заменяет человеку реальную жизнь.

Накопление денег осуществляют не только граждане. Государство также имеет ресурсы в виде золота, драгоценных камней и тому подобных ценностей.

Деньги как всеобщее платёжное средство существуют и в международных связях. Это мировые деньги. С их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п. В прошлом мировые деньги выступали в виде золотых монет или слитков. Затем к ним добавились валюты различных стран (английский фунт стерлингов, американский доллар). На рубеже XX-XXI вв. появилась денежная единица евро, которую используют государства Европейского союза.

Возможность обмена валюты какой-либо страны на иностранную называется конвертируемостью.

Как изменялись деньги

Деньги в виде монет появились в VII в. до н. э. Они были изобретены независимо друг от друга китайцами и жителями Малой Азии - лидийцами. Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы), при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме. Государственный штемпель на монете подтверждал вес и доброкачественность металла.

С появлением банков и развитием банковского дела металлические монеты стали постепенно заменяться бумажными банкнотами. Поначалу это были своеобразные расписки, которые банкиры выдавали клиентам при приёме на хранение определённого количества золота. Банковская расписка оказалась удобнее, чем золотые монеты. В России бумажные деньги стали выпускать с 1769 г., их называли ассигнациями.

Ассигнация. 1769 г.

Близкими по сути к банкнотам заменителями монет стали чеки. Банки выдавали своим вкладчикам чеки, карточки для оплаты услуг без использования наличных денег. Если продавцы услуг или товаров, доверяя банку, выдавшему карточку, готовы принять её как подтверждение, что банк выплатит определённую сумму, то карточка начинает выполнять роль денег. Следующим шагом в развитии денег стали деньги-невидимки - электронные карточки.

Однако, меняя свой облик, деньги сохраняли важнейшие функции. Следовательно, не так важно, как выглядят деньги, гораздо важнее, что и сколько можно на них купить. А это зависит уже от уровня развития хозяйства, доходов населения.

История учит, что государства, заботящиеся о своих гражданах, специальное внимание уделяют тому, чтобы количество выпускаемых денег соответствовало количеству товаров, которые можно купить на эти деньги, чтобы росли доходы граждан. Там, где граждане богаты, государство процветает, а люди охотно трудятся.

Проверим себя

  1. Как появились деньги?
  2. Назови основные функции денег.
  3. Какие виды денег существуют в наше время?
  4. Чем монеты отличаются от банкнот?

В классе и дома

  1. Какое суждение верно?
    А. Деньги усложняют обмен.
    Б. Деньги облегчают обмен.
    Свой выбор объясни.
  2. Определи, каковы функции денег в следующих ситуациях: Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую Папа Карло выменял на свою куртку.
    Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке.
    Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрёл билет на завтрашнее представление. Оставалось ещё целое богатство - четыре гроша. «Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло денежное дерево.
    Вот когда денежное дерево даст плоды - гроши, лиры, доллары, фунты, тогда на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль.
  3. Рассмотри, что изображено на российских банкнотах. Что такое номинал? Объясни, зачем на банкнотах помещены номера.
  4. Пользуясь дополнительной литературой и Интернетом, выясни, как называются денежные единицы государств - членов СНГ. Свой ответ оформи в виде таблицы.
  5. Если ты читал роман А. Дюма «Граф Монте-Кристо», то легко вспомнишь, кто такой аббат Фариа. Его деньги играют очень важную роль в сюжете романа. Представь, что тебе необходимо схематично передать приятелю самое главное в судьбе денег аббата Фариа. Составь план такого рассказа, указав, в каких ситуациях деньги меняют ход событий, какую роль они играют в жизни героев романа.

Понятие «деньги», их виды и функции

Это историческая категория, которая является результатом развития товарного производства и обмена. К древнейшим видам денег относятся соль, скот, зерно, шкурки пушных зверей, орудия труда, украшения. В дальнейшем роль денег перешла к металлам, сначала в виде слитков, а затем в виде чеканных монет из меди, серебра и золота. Первые бумажные деньги появились в Китае в VIII в. В Европе выпуск бумажных денег берет свое начало во Флоренции в XIV в. В России бумажные деньги были введены в XVIII в., при Екатерине II .

Это особый товар, выполняющий в экономике роль всеобщего эквивалента.

Сущность денег проявляется в их функциях .

    Мера стоимости - все товары выражают и измеряют свою стоимость в деньгах (цена).

    Средство обращения - продажа и покупка товара осуществляется на денежные средства.

    Средство накопления и сбережения - за счет постоянного обращения деньги превращаются в капитал.

    Средство платежа - эта функция стала характерной для денег в связи с развитием кредитных отношений. Она проявляется при продаже товара в кредит, возврате денежных ссуд, выплате заработной платы, оплате за услуги и т.д.

    Мировые деньги - появление этой функции денег связано с расширением мировых экономических связей. Мировые деньги выступают как всеобщее покупательное и платежное средство и используются при расчетах по международным балансам, при предоставлении и выплате международных кредитов и т.п.

Деньги в своем развитии выступают в двух видах .

Бумажные деньги появились в обороте как заместители ранее находившихся в обращении металлических монет. Они не имеют самостоятельной стоимости и наделены государством принудительным курсом.

Кредитные деньги возникли в экономике в связи с развитием товарного производства, расширением кредитования и формированием системы расчетов с рассрочкой платежа. Они прошли следующую эволюцию:

Деньги, обслуживая реализацию товаров, платежи и расчеты в экономике, находятся в постоянном движении, которое называется денежным обращением .

Выделяют два вида денежного обращения .

Между наличным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении. Таким образом, наличное и безналичное обращения образуют общий денежный оборот страны.

Кризисное состояние денежной системы, которое связано не только с падением покупательной способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономики, называется инфляцией .

Выделяют следующие виды инфляции :

Это многофакторный процесс, который может быть вызван следующими причинами :

    1) диспропорции в экономике;

    2) рост государственного долга;

    3) значительный дефицит бюджета;

    4) необоснованная эмиссия денег;

    5) мировые сырьевые и валютные кризисы;

    6) сокращение поступлений от внешней торговли.

Инфляция отрицательно воздействует на экономику государства в целом. Ее последствия проявляются в следующем:

    1) сокращение производства из-за уменьшения стимулов его роста;

    2) снижение конкурентоспособности национальных товаров;

    3) перелив капиталов из сферы производства в торговлю;

    4) расширение спекуляции;

    5) ограничение кредитных операций;

    6) снижение уровня жизни населения;

    7) рост социальной напряженности.

Инфляция очень часто сопровождается таким явлением как девальвация . Это снижение официального курса валюты.

Из-за дестабилизирующего влияния на экономику, а также из-за того, что инфляция ставит в тяжелое положение значительные слои населения, в большинстве государств мира осуществляется контроль за инфляцией, так называемая антиинфляционная политика. направлена на управление инфляционными процессами в интересах подъема экономики и обеспечения национальной безопасности. Приоритетными здесь являются увеличение доходов бюджета, повышение собираемости налогов, оживление инвестиций, совершенствование системы денежных расчетов и структуры денежной массы, регулирование скорости денежного обращения.

Контрольные вопросы

    В чем состоят сущность и функции денег?

    В каких формах существуют деньги?

    В чем сущность денежного обращения?

    В чем суть инфляции как экономического явления?

    Какова цель антиинфляционной политики?

    Какие меры антиинфляционной политики Вы знаете?

Обмен между людьми изначально носил предметный характер: одни вещи заменялись другими. Постепенно обмен становился целой системой. Один предмет мог оказаться в нескольких руках, пока его не приобретал тот, кому он был нужен. Сделки требовали времени, встреч и условий, устраивающих продавцов и покупателей. Появилась необходимость создания товара посредника, который бы утраивал все стороны товарооборота. Сначала таким товаром становились предметы, в которых нуждалось большинство:

  • кожа;
  • скот.

Затем роль товарного эквивалента стала переходить к металлам. Их можно было взвешивать, разделять и отдавать столько, сколько стоит то, что приобреталось. Драгоценные металлы имели высокую стоимость, они не теряли от времени своих качеств, оставались ценными длительное время. Какие металлы стали выполнять функции денег:

  • бронза;
  • медь;
  • серебро;
  • золото.

Металлы были удобны при расчетах, их носили с собой, для них стали создавать различные предметы: мешочки, кошельки, шкатулки.

Функциональные задачи денег

Ученые, экономисты рассмотрели деньги и их функции, распределив их на группы :

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • мера стоимости;
  • средство для проведения платежей;
  • средство для обращения;
  • средство для накопления;
  • мировые денежные средства.

В качестве меры стоимости выступают денежные средства в любом случае товарных отношений. Цена - это сумма денег за товар или услугу. Цена выражается в условных единицах. В каждой стране свои виды денег: рубли, йены, доллары, евро. Цена позволяет выразить стоимость любого предмета, действия.

Средство платежа сначала зарабатывается человеком или компанией. То есть, чтобы участвовать в товарных отношениях, придется заработать деньги. Это заработная плата, кредит и другие способы. Средство платежа опережает обмен, другими словами, человек может сначала накопить нужную сумму, затем ее потратить.

В таком случае деньги обретают следующую функцию - средство накопления. Для выполнения этой задачи в государствах появились специальные учреждения – Банки. Накопительство помогает решить задачи приобретения дорогих и ценных вещей, предметов, целых организаций. Мечтать человек может о разном. На что-то копят дома, на другие целит - в Банке.

В литературе примеров накопительства можно встретить очень много:

  • Н. В. Гоголь «Шинель» . Акакий Акакиевич Башмачкин копит на новую шинель.
  • Н. В. Гоголь «Мертвые души» . Павел Иванович Чичиков копит на имение.

Самый ужасный персонаж в этой галерее Плюшкин. Он копит бесцельно, превращаясь в жалкое существо, умирающее на куче различного добра.

Деньги копит не только отдельный человек, но и государство. Для страны важно иметь ресурсы в виде драгоценных металлов, денег и других предметов подобного функционала.

Для общения между странами также необходимы деньги. Но здесь их роль меняется. Выбирается денежное обращение в том виде, которое выгодно для всех стран. Даная функция - мировые деньги. Международные отношения, связи и обмены проводятся такими деньгами. Появилось новое понятие - валюта. Каждый вид денег соотносится между собой, то есть определяется уровень одной валюты по отношению к другой: 1 евро – 75 рублей.

Обмен валюты между странами получил название конвертируемость. Это возможность людей пользоваться валютой той страны, в которой они оказываются, или приобретение товара (услуги) другого государства за их деньги.

Виды денежных единиц

В 7 веке до н. э. появились монеты. Их создали разные народы независимо от наличия между ними связи, то есть каждая страна создавала деньги самостоятельно. Слово «монета» – имя богини (Юнона Монета). В ее храме чеканили первые металлические предметы, используемые для обмена товарами.

В России монеты появились позднее – в 10 веке. Их чеканили князья. Вместе с русскими металлическими монетами в обиходе были деньги других стран. На Руси был «безмонетный период». Во время владычества Орды пользовались их монетами. Их называли - денгой. Отсюда пошло слово «деньги». История каждого слова интересна: рубль – слиток серебра, который отрубали от большого куска, от гривны. Копейка - впервые зафиксирована в 1530г., самая мелкая разменная единица, наконечник копья. Первое изображение на копейке - русский всадник с копьем.

С появление различных банковских организаций металлические деньги стали постепенно выходить из активного обращения. Бумажные деньги - банкноты. Их номинал (стоимость) различен, как и оформление.

Первые бумажные деньги назывались ассигнациями. Их выпустили в 1769 году.

Сначала в банках выдавались расписки. Банкиры фиксировали в них, сколько денег взяли на хранение. Расписка чаще заменяла золотые запасы. Использовать и рассчитываться распиской было проще, чем носить с собой слитки, тяжелые и объемные. Расписки стали заменяться чеками. Их выдавали Банки, они напоминали отдалено сегодняшние карты. Такие чековые книжки имелись у богатых представителей общества. Они выписывали чеки при покупке. Банк становился посредником между владельцами чеков и покупателями.

Новый вид денег - электронная карта. Здесь деньги становятся невидимы. Обладатель карты знает, сколько средств находится в его распоряжении, но они не выражены в монетах или банкнотах.

Если в древности имело значение, как выглядят деньги, то сегодня это ушло на задний план. Главное их количество и номинал.

Что мы узнали?

Кратко о деньгах, их видах и функциях мы узнали из этой статьи. Сущность денег неизменна у всех народов, хотя каждый шел к их появлению своим путем. Статью можно использовать для создания доклада о происхождении монет, их преображении в электронные карты для урока по обществознанию.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 209.

Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют собой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги. Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающий получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления. Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек.

Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. В этом отношении деньги для экономики - то же самое, что язык для общения. Не существует слов, смысл которых непонятен как для говорящего, так и для слушателя - общение между ними было бы невозможно. То же самое и с деньгами. Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени (например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля), будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации - снижается.

Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Ценность денег, также как и других товаров, определяется спросом и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растёт быстро и непредсказуемо относительно предложения товаров и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает. Так нередко происходит, если правительство, для того чтобы платить по своим счетам, печатает деньги или одалживает их у центрального банка.

Политики часто возлагают вину за инфляцию на алчных предпринимателей, могущественные профсоюзы, крупные нефтяные компании, иностранцев. Однако подобные уловки - не более чем средство отвлечь общественное мнение от истинных причин инфляции. И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной-единственной причины - быстрого роста денежной массы.

Инфляция разрушает экономику страны. Но, наверное, самое разрушительное последствие- инфляции - это подрыв веры граждан в своё правительство.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

24 В тексте высказано мнение, что «самое разрушительное последствие инфляции - это подрыв веры граждан в своё правительство». Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения.

Урок обществознания 7 класс

Тема: «Виды обмена. Деньги, их функции».

Цели урока :

    Рассмотреть виды обмена, причины возникновения денег, функции и свойства денег.

    Формировать экономическое мышление учащихся. Развивать их память, речь, внимание.

    Способствовать дальнейшему освоению основными способами мыслительной деятельности: умению сравнивать, выделять главное, логически мыслить, развивать умения работать в группе.

Оборудование : карточки с заданиями, компьютер, интерактивная доска.

Понятия , которые школьники должны усвоить в процессе изучения материала: бартер, деньги.

Ход урока:

    Орг.момент. 2 мин.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами будем изучать новый материал, работать с интерактивной доской. Я желаю вам успеха!

    Активизация знаний учащихся. 3 мин.

Мы продолжаем изучать раздел «Человек и экономика».

Откроем учебник параграф 13, тетрадь.

Запишем тему урока : «Виды обмена. Деньги, их функции».

Цели : В ходе урока мы рассмотрим виды обмена, причины возникновения денег, какие функции они выполняют.

Ребята, давайте вспомним о том, что потребности человека очень разнообразны. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей, создавая материальные (экономические) блага – это продукты питания, предметы, товары и услуги.

(Экономика – наука об эффективном ведении хозяйства)

Вопрос: Какая форма хозяйствования в большей степени отвечает целям экономики - натуральное хозяйство или товарное?

    Виды обмена. 5 мин.

Обмен – это слово знакомо всем.

С самых древних времен в обществе существовал бартер – натуральный обмен одной вещи на другую.(запись в тетрадь)

Деньги для такого обмена не нужны. Этот способ обмена дожил до наших дней. Бартер, как и натуральное хозяйство – пережиток прошлого, имеющий серьезные недостатки. Он неудобен, не всегда равноценный и справедливый.

Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. С течением времени выделился товар, на который люди охотнее всего обменивались, так как были уверены, что всегда смогут обменять его на нужные им товары. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Их называют товаро-деньги.

Сейчас мы посмотрим видеофрагмент и узнаем о других видах обмена.

(шаг1 – 8 …..Итак, деньги – это символы благ)

Виды обмена

    Натуральный

    Натурально-денежный

    Денежный

    Деньги, их сущность и функции 5 мин.

Вопрос: зачем люди придумали деньги? (для облегчения и ускорения обмена)

Мы подошли к понятию деньги, которые выполняют роль посредника в процессе обмена товарами.

Деньги – особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. (запись в тетр.)

Вопрос : Что такое эквивалент? Найдите определение в тексте параг

Откроем на стр. 107 учебника

Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют, а именно: мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги.

Функции денег:

1)Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.

2)Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).

3)Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).

4)Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.

5)Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.

Упражнение (РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ)

Какие виды денег существуют в наше время?

Физкультминутка 2 мин.

Какие деньги были на Руси? - доклад 3 мин.

Конкурс « Разминка» 3 мин.

    Пословицы и поговорки

    Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?

Ответ : Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.

    Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?

Ответ : Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки.

    Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?

Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.

    Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?

Ответ : Население России было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.

Проверь себя - практический модуль (до свойств) 5 мин.

Обсудим вместе. Учебник стр. 105

Вы, наверное, согласитесь со мной, что разные люди относятся к деньгам по-разному. Для кого-то деньги – это смысл жизни (чем их больше, тем лучше), для кого-то – это средство удовлетворения насущных потребностей.

    Что же такое деньги? Добро или зло?

    Что нельзя купить на деньги? 3 минут

Не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

Закрепление 3 мин.

- Сегодня на уроке мы узнали в чем преимущество обмена. Человеку не

нужно все добывать и делать самому.

Как деньги стали деньгами.

Что такое деньги?

Какую роль они играют в жизни общества?

Основные функции денег.

Оценки (комментировать) дом.задание п. 13. Доклад