Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что ждет Беларусь? Или два прогноза будущего. Лукашенко не вечен: у России есть несколько планов по захвату Беларуси

Главным событием 2017 г. в Беларуси стало преодоление негативных тенденций в экономике, заявил в начале нового года президент республики Александр Лукашенко. Это ставит перед Беларусью выбор: куда двигаться дальше для более успешного развития экономики? Своими предложениями с «Евразия.Эксперт» поделились белорусские экономисты.

«Мы прожили очень сложный год. Я не буду вдаваться в подробности, уже много говорил и в конце года, и в своем новогоднем обращении. Но главное всеобщее событие этого года – что нам, как мы и мечтали год назад (я в том числе, стоя здесь, говорил об этом), удалось преодолеть негативные тенденции в нашей экономике, и это немедленно повлияло на все наше общество», – заявил президент Беларуси.

В конце 2017 г. Лукашенко подписал указ «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2018 год». Указ устанавливает ряд важнейших параметров, являющихся ключевыми показателями эффективности работы правительства и Национального банка. Согласно прогнозам, валовой внутренний продукт в 2018 г. вырастет на 3,5%, экспорт товаров и услуг – на 5,7%.

Как отметил президент республики, в 2018 г. белорусские граждане «должны сделать шаг вперед, подняться на ступеньку выше». «И тогда у нас через год будет о чем говорить, и у нас совершенно иное будет настроение», – заключил Лукашенко.

«Евразия.Эксперт» спросил экономистов из Беларуси о том, что является факторами риска для экономики страны в 2018 г., какие внешнеэкономические направления для Беларуси станут ключевыми, а также в каких сферах и регионах будут сосредоточены основные усилия «экономической дипломатии» Беларуси.

Комментирует к.э.н., доцент кафедры мировой экономики Белорусского государственного экономического университета Вера Ожигина:

Несмотря на восстановление белорусской экономики и наметившийся рост, двумя основными и взаимосвязанными внешними факторами риска в 2018 г. остаются высокая зависимость от цен на нефть и динамики российской экономики. Антироссийские санкции и неблагоприятные условия на мировых рынках способствовали частичному замещению западной продукции белорусскими товарами на российском рынке. В результате, эта зависимость вновь выросла – за 2015-2017 гг. доля России во внешнеторговом обороте Беларуси увеличилась с 48,5 до 51,3%. Но при благоприятном стечении обстоятельств эти факторы могут и не проявить себя в 2018 г.

Негативный внутренний фактор – характер денежно-кредитной политики и инфляция, способная свести на нет недавнее повышение зарплаты бюджетников. Ситуация осложняется проблемами в отраслевой и институциональной структуре экономики, старением населения. Неблагоприятны и фискально-налоговые риски предприятий – налоговая нагрузка, невозврат бюджетных займов, финансовые санкции.

Фактором риска является рост внешнего государственного долга. По данным Министерства финансов на 01 января 2017 г. он составил $13,6 млрд или 14% ВВП, на 01 декабря 2017 г. – уже $16,6 млрд или 17% ВВП. В 2018 г. ожидается получение очередных траншей кредита Евразийского фонда стабилизации и развития.

Зависимость белорусской экономики от рынка СНГ, в первую очередь России, сохраняет в 2018 г. актуальность многовекторной внешнеэкономической политики. Помимо углубления экономического сотрудничества с традиционными партнерами в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ, как и прежде, для Беларуси важна диверсификация внешнеэкономических связей.

Для этого Программой социально-экономического развития и Программой поддержки и развития экспорта на 2016-2020 годы определена цель обеспечения равного распределения экспорта белорусских товаров на рынках ЕАЭС – ЕС – стран «дальней дуги». Однако пока, несмотря на усилия экономической дипломатии и рост объемов экспорта, Беларусь удаляется от цели: в 2015 г. это соотношение составляло 41 – 32 – 27%, в январе-октябре 2017 г. – 56 – 22 – 22%.

Таким образом, в ближайшее время приоритетными направлениями, помимо СНГ и ЕС, являются страны и интеграционные объединения Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Ближнего Востока, Африки и Америки. Это не противоречит и Общим направлениям международной деятельности ЕАЭС на 2018 г.

Экономические отношения с Россией в 2018 г. будут сосредоточены на реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018–2022 годы, обеспечения взаимного признания виз и равных прав граждан. В ЕАЭС ближайшие интересы Беларуси сосредоточены в устранении барьеров на общем рынке товаров (включая нефть и газ), услуг, капитала и труда, продвижении цифровой повестки и координации транспортной политики для реализации своих конкурентных преимуществ, улучшении не только количественной, но и качественной составляющей внешнеэкономической деятельности.

В СНГ усилия экономической дипломатии в 2018 г. будут направлены на совершенствование зоны свободной торговли, либерализацию рынка госзакупок и торговли услугами, расширение межрегионального сотрудничества. Важными сферами остаются диверсификация торговли товарами, рост экспорта услуг и прямых инвестиций в эти страны, создание совместных предприятий и реализация проектов. Помимо традиционных партнеров (Туркменистан, Молдова, Украина), в 2018 г. можно ожидать расширение сотрудничества с Узбекистаном, Таджикистаном, Азербайджаном.

Нормализация отношений с ЕС стала благоприятным фактором расширения возможностей «экономической дипломатии» в этих регионах. Активизация в 2017 г. парламентских и мидовских контактов с Германией, Бельгией, Великобританией, Португалией, Францией, открытие посольств со Швецией и Нидерландами вселяет надежду на углубление экономического сотрудничества с ними в 2018 г. Продвижение белорусских экономических интересов в ЕС сосредоточится в сфере двустороннего торгово-экономического сотрудничества, привлечения инвестиций и технологий, развития транспорта и энергетики, миграции и связей с диаспорой, расширения финансирования со стороны Европейского инвестиционного банка и Европейского фонда устойчивого развития.

На «дальней дуге» ключевыми направлениями остаются Китай, Индия, Иордания, Иран, Вьетнам, Бразилия, Венесуэла, Куба, Турция, ОАЭ, ЮАР, Нигерия, Кения, Ангола, Зимбабве. Благодаря недавним усилиям дипломатов в 2018 г. ожидается активизация экономических отношений со странами АСЕАН, США, Канадой, Австралией, Южной Кореей, Египтом, Суданом, Пакистаном, Афганистаном, Бангладеш, Парагваем. Сферами продвижения экономических интересов здесь являются: освоение новых рынков, диверсификация торговли товарами и услугами, рост технологичности экспорта, участие в закупках, производственная кооперация и встраивание в цепочки, участие в выставках и деловых форумах, привлечение иностранных инвестиций, в перспективе – либерализация взаимной торговли и инвестиций на основе соглашений. Это будет способствовать достижению цели сбалансированности платежного баланса, поставленной указом О задачах социально-экономического развития в 2018 г. и Программой социально-экономического развития страны.

И, наконец, важнейшим задачей максимум для экономической дипломатии Беларуси 2018 г. остается приближение к цели вступления Беларуси в ВТО, что увеличит в перспективе шанс ЕАЭС как организации в получении статуса наблюдателя ВТО и развитии партнерства интеграций.


Комментирует к.э.н., доцент, заведующая отделом мониторинга социально-экономического развития Института экономики Национальной академии наук Беларуси Татьяна Садовская:

На протяжении 2015-2016 гг. в Беларуси наблюдалась отрицательная динамика экономического роста. Экономическая ситуация улучшилась в первом полугодии 2017 г. Одним из главных факторов роста ВВП стало улучшение ситуации во внешней торговле: наращивание экспорта калийных удобрений, рост цен на товарно-сырьевом рынке и стабилизация экономик ближайших торговых партнеров.

Внешние условия определяются особенностями функционирования мировой экономики и темпами роста экономик стран – торговых партнеров Беларуси. Среди основных внешних рисков для развития экономики можно отметить ограничение экспортных возможностей на внешних рынках и снижение доступности к внешним капиталам. Такие ограничения могут стать следствием медленного восстановления экономик стран – основных торговых партнеров (в первую очередь, Российской Федерации), сохранения (появления новых) барьеров для экспорта белорусской продукции на рынках государств-членов ЕАЭС, усиления конкуренции на традиционных рынках со стороны иностранных производителей, неблагоприятной ценовой динамики на мировых товарных рынках, которая снижает эффективность белорусского экспорта.

Наряду с внешнеэкономическими условиями, развитие национальной экономики во многом будет зависеть от складывающихся внутренних условий. К внутренним рискам и угрозам развития белорусской экономики можно отнести вероятность ее конкурентного отставания в результате недостаточно эффективной модернизации, технологической отсталости национального производства и низкой производительности труда и угрозу сжатия внутреннего спроса вследствие необходимости осуществления значительных выплат по внешнему долгу за счет внутренних ресурсов при отсутствии внешних источников финансирования, а также вследствие излишне жесткой денежно-кредитной политики. Кроме того, угрозами являются нарастание макроэкономических дисбалансов в результате возможного превышения темпов роста заработной платы над производительностью труда и риск несвоевременности структурных и институциональных преобразований.

Ключевыми направлениями развития внешнеэкономической деятельности в 2018 г. для Беларуси будут обеспечение улучшения качественной структуры экспорта за счет наращивания экспорта высокотехнологичных товаров и услуг, поиск новых партнеров и расширение взаимодействия с ведущими странами дальней дуги на всех континентах, а также снижение количества изъятий и ограничений во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС.

Наращивание высокотехнологичного экспорта – приоритет 2018 г. Реализация этого направления будет основана на дальнейшей модернизации действующих организаций с целью производства конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции, имеющей выраженную экспортную ориентацию. Для завоевания регионального лидерства в сфере экспорта IT-услуг принят Декрет №8 «О развитии цифровой экономики», направленный на содействие развитию IT-сектора, что будет способствовать дальнейшему ускорению темпов роста экспорта компьютерных услуг.

Основной задачей в сфере экономической интеграции по-прежнему будет углубление многостороннего экономического сотрудничества с государствами-членами ЕАЭС и расширение экономических связей с третьими странами за счет использования потенциала Союза для продвижения интересов белорусских субъектов хозяйствования на внешнем рынке. Приоритеты развития экономической интеграции сохранятся за созданием равных условий для субъектов хозяйствования в рамках Союзного государства и ЕАЭС, проведением согласованной политики в промышленной и аграрной сферах, исключением как прямых барьеров по доступу на рынок, так и других дискриминирующих мер.

Развитие промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС будет реализовываться путем углубления производственной кооперации, разработки общих мер поддержки совместно произведенной продукции, в том числе в целях допуска к государственным закупкам и программам субсидирования, а также использования потенциала общего рынка и стимулирования экспорта совместно произведенной продукции в третьи страны.

Достижение указанных целей станет возможным за счет реализации ряда мероприятий. Заключение преференциальных соглашений с Израилем, Сербией и подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР будут способствовать диверсификации экспортных рынков в рамках ЕАЭС. Приоритетом в сфере научно-технического сотрудничества будет внедрение механизмов, содействующих повышению инновационного развития экономики страны: создание Евразийской сети трансфера технологий, Евразийского инжинирингового центра и его элементов (центров компетенций). Сотрудничество белорусских и российских регионов останется приоритетным направлением взаимодействия. Векторы интеграционного развития регионов Беларуси и России будут располагаться в сфере высоких технологий, инноваций и информационного общества.

Беседовала Юлия Рулёва

На днях посол Российской Федерации в Беларуси Михаил Бабич заявил, что Это высказывание якобы было привязано к информации о размещении военной базы США в Польше. Не так давно белорусский президент Александр Лукашенко высказывался по этому же поводу, что в случае нападения . Также Лукашенко заявил об укреплении границы с Украиной, откуда в Беларусь, по его словам, «идет много беды».

Бывший сотрудник КГБ и ФСБ Михаил Бабич — один из тех, кто готовил аннексию Крыма. По мнению многих экспертов, послом в Беларуси он назначен неспроста. Сейчас то и дело появляются сообщения о планах России присоединить к себе Беларусь то политическим, то вооруженным путем. Лукашенко хоть и говорит о дружбе и взаимопонимании с РФ и лично Путиным, но намекает, что иногда это взаимопонимание пропадает. Кроме того, в новой концепции пограничной безопасности Беларуси «между строк» читаются опасения угрозы как со стороны Украины, так и со стороны России.

«Мы поняли, что фронт на фронт нигде воевать не будут, нужны специально подготовленные силы, чтобы защитить страну и нанести противнику неприемлемый ущерб. Мы видим, что происходит недалеко от нас, что происходит в Сирии. Изучая ситуацию, мы уже абсолютно понимаем, какая будет, не дай бог, война. Нам надо защитить Беларусь. Не факт, что нам помогут, если вдруг что-то случится. Даже на Россию мы не можем на 100 процентов положиться. Хорошо, сегодня Путин и прочие, он понимает нас, я понимаю его. Сегодня мы вместе как-то действуем, и то не всегда. А что будет завтра? И если кто-то посмеет, диверсионные группы нанесут удар и на той территории, с которой последует нападение на Беларусь», — заявил Александр Лукашенко вскоре после недавних учений, по легенде которых белорусские силовики ликвидировали неких боевиков, захватывающих админздания и атакующих военные части.

— Мы привыкли, что россияне — братья. Из России нам рассказывают, что мы с русскими — один народ и должны воссоединиться. И многие в это верят. Три четверти населения говорят по-русски и на работе, и в быту, и лишь четверть общается на белорусском, да и то, в основном, на трасянке (белорусско-русский суржик.— Авт.). Но вряд ли у России получится здесь бескровный «аншлюс». Своим поведением она отвернула от себя украинцев, прозрели болгары, начали прозревать сербы… А теперь страна сдувшихся «Искандеров» и петухов из говна делает все, чтобы уже и последний народ в мире перестал считать ее братской, — рассказал «ФАКТАМ» житель Минска Алесь (фамилию он попросил не называть). — Причем сам Лукашенко, рассказывая о дружбе с Россией, в то же время играет на стороне белорусских националистов. Уже разрешены Пагоня (Пагоня — герб Белорусской Народной Республики (1918) и Республики Беларусь (1991−1995), происходит от герба Великого княжества Литовского, Руського и Жемайтийского. - Авт .) и наши бело-красно-белые флаги. Российскую георгиевскую ленту настоятельно рекомендуют заменять белорусской красно-зеленой. Нет массовых «посадок» оппозиционеров, какие были в прошлые годы. Русские символы вытесняются белорусскими, но в то же время остается советская символика. Идет мягкая белоруссизация, белорусский язык еще не стал превалировать над русским, но уже и не считается «деревенским». Власть, ранее проводившая политику русификации, теперь сама же постепенно рассказывает нам, что мы отличаемся от русских, что мы и сами — нация.

*Пагоня — герб Белорусской Народной Республики (1918) и Республики Беларусь (1991−1995)

«ФАКТЫ» провели заочный «круглый стол», попросив известных белорусов (политиков и экспертов, знающих о ситуации в стране не понаслышке) прокомментировать то, что сейчас происходит в Беларуси и как следует понимать заявления российских и белорусских властей. Наши собеседники — Николай Статкевич (один из лидеров белорусской оппозиции, кандидат в президенты на выборах 2010 года, бывший политзаключенный), Вадим Довнар (белорусский журналист, переехавший жить и работать в Украину) и Павел Севярынец (политик, политзаключенный, в среде оппозиции рассматривается как возможный кандидат на ближайших президентских выборах в Беларуси).

*Николай Статкевич

— Как следует расценивать заявление посла РФ о том, что в случае нападения на Беларусь Россия будет отвечать? Кому был направлен этот сигнал? Минску или западным «партнерам»?

Николай Статкевич: Это сигнал Западу, что Россия считает Беларусь «своей» и не позволит изменить эту ситуацию. Кроме того, это подготовка почвы к размещению здесь российских войск под предлогом усиления «общей региональной группировки войск» в ответ на размещение американской базы в Польше.

Вадим Довнар : — Это стоит расценивать как «красивую» игру словами. На Беларусь некому нападать. Кроме самой России. В новейшей истории (минимум с момента распада «совка») никто, кроме России, не предъявлял ей территориальных претензий. Ни фактически, ни даже в полемическом задоре. Снова — кроме РФ. Адресаты этих посылов и Минск, и Запад. Первому — да успокойся, ничего сильно не поменяется. Второму — не лезьте сюда, чтобы ни происходило, это наша зона влияния. Впрочем, всего этого можно было и не говорить. Лукашенко отлично знает свое место, а Запад за Лукашенко (ведь Беларусь сегодня — это именно Лукашенко) «вписываться» не будет. Да и с какой стати ему бы это делать? Официальный союзник России, член всех интеграционных объединений с РФ, диктатура, идеологически и «духовно» — вассал.

Павел Севярынец: Высказывание Бабича последовало в ответ на недавнее заявление американского Госдепартамента, который заявил о решимости США поддерживать независимость и суверенитет Украины, Грузии «и даже Беларуси» как бастионов против имперской политики России. Сторонники независимости в Беларуси приободрились (о, если что, американцы готовы за нас «вписаться»!) — и, чтобы они не очень радовались, Бабич озвучил ответ со стороны России. Мол, попробуйте только защитить независимость Беларуси от России, мы будем расценивать это как нападение на Россию. Поразительный по цинизму ответ, адресованный и Западу, и Лукашенко — особенно если учесть, что в Будапештском меморандуме 1994 года как США, так и Россия гарантировали независимость Беларуси. В ответе Бабича все предельно ясно: попытка защитить независимость Беларуси со стороны (гипотетически) Лукашенко, белорусского народа либо Запада будет расцениваться Россией как нападение на ее территорию. Медведь в очередной раз показал зубы, причем всем. Он считает, что Беларусь его добыча, и он ни с кем не будет делиться или считаться. Кремль понимает, что реально независимая Беларусь окончательно убьет проект реставрации Советского Союза. Не случайно именно в Беларуси за последние сто лет пульсировала «красная кнопка» империи — от царской ставки в Первой мировой войне, Беловежской пущи и столицы СНГ до «Минских соглашений».


*Павел Севярынец

— Есть ли в настоящее время опасность для территориальной целостности и независимости Беларуси? От кого она исходит?

Николай Статкевич: Такая опасность исходит только от России, так как в Европе после Второй мировой войны только Россия аннексировала чужие территории.

Вадим Довнар : — Опасность для Беларуси как исторически, так и в новейшей истории всегда исходила от России. В древности, конечно, не только от нее, но сейчас — исключительно от РФ. Все почему-то заметили эту угрозу только «после Крыма», но работа по «возвращению в лоно» велась Кремлем с момента распада «совка». Стандартно — экономическая привязка, информационное, культурное, «духовное» удержание, военная интеграция. «Независимая Беларусь» существует исключительно формально. По сути — это российский регион со своими особенностями. Моя страна оккупирована с 1918 года, когда большевики, наплевав на волю белорусского народа, военным способом захватили Белорусскую Народную Республику. Может ли РФ сейчас формализовать единство, вывесив триколоры, что-то там подписав? Может, но не думаю. Знаю все аргументы за эту версию, но не верю. По большому счету — незачем. «Крымнашистского» угара не получится. Для русских, не знающих нашей истории, мы — это часть их, и нас «не удалось разорвать», а с «проблемой нового срока» для Путина они как-то и без Беларуси разберутся. Чай, плебс не сильно бунтующий, и пока Росгвардия справляется со своими карательными функциями. Целостности РБ тоже ничего не угрожает. У нас нет этнического, религиозного, языкового и т. д. расслоения. Нечего колоть. Страна полностью под Россией.

Павел Севярынец : — Реальная опасность для территориальной целостности и независимости Беларуси, понятное дело, исходит от Кремля, для любого здравомыслящего человека это очевидный факт. Львиная доля суверенитета уже подмята Россией, и остается только оценивать, насколько формальна независимость Беларуси при Лукашенко. Это все еще государство — либо это уже кадыровская модель? Проект «Союзного государства», отсутствие полноценной границы, совместные группировки войск под командованием российских генералов, военные учения, экономическая зависимость более чем на 50% от российских кредитов и рынков сбыта, Таможенный союз, доминирование российских СМИ и куда больше пропутинские, чем пролукашенковские настроения в массе обывателей — тут на самом деле все очень печально. Все дело в том, решится ли Путин на открытый захват Беларуси, на триколор над Минском под угрозой очередных санкций и ответных мер или сочтет риски неприемлемыми. Госдеп и Бабич обмениваются, скажем так, мнениями как раз в этом ключе.

*Вадим Довнар

— Сколько на территории Беларуси российских войск? Насколько вероятно появление военной базы РФ в РБ?

Николай Статкевич: - В Беларуси есть два российских военных объекта — станция раннего предупреждения о ракетном нападении в Ганцевичском районе и узел связи с подводными лодками в Вилейском районе. Кроме того, судя по высказываниям официальных лиц, на территории нашей страны после учений «Запад-2017» на базах хранения могли остаться крупные запасы российских вооружений. Переброска личного состава к ним может быть осуществлена очень оперативно. Москва будет максимально использовать тотальную зависимость от нее белорусского режима, чтобы разместить на нашей территории свои воинские контингенты на постоянной основе.

Вадим Довнар: Эксперты говорят, что эти базы не особо полноценные, но есть факт — присутствие иностранных военных с оружием на территории якобы суверенного государства. Военных государства — извечного врага, военных государства — оккупанта и агрессора. Сильно понадобится Кремлю третья, уже «полноценная» база — она там будет. И это даже не вопрос цены, хотя Лукашенко и покочевряжится, а вопрос настойчивости России.

Павел Севярынец: Срок аренды этих баз истекает в 2025 году. Но в реальности разношерстные российские военные отсюда не вылазят — совместная группировка ПВО, регулярные учения, коллеги «Боширова и Петрова» обеспечивают тут постоянное присутствие на случай развертывания. Наблюдатели оценивают число российских военных в Беларуси в тысячах, а если учесть, что большая часть армии Лукашенко смотрит голодным взглядом на заработки россиян и не видит причин, чтобы препятствовать захвату Беларуси Москвой, дело для Кремля как будто в шляпе. Но есть еще белорусы, как известно — народ партизанский. Есть Украина. Есть, в конце концов, Запад. Эти три причины и удерживают Путина от открытой аннексии.

— В последние годы появились сообщения о развитии в Беларуси казачьего движения, православных военно-патриотических клубов, которые курирует Русская православная церковь. Может ли Россия заявить о вынужденной защите русскоязычного населения и повторить сценарии Крыма и Донбасса?

Николай Статкевич: Это один из реальных сценариев, если планы по медленному поглощению нашей страны будут сорваны.

Вадим Довнар: Поймите, часть «белорусской армии», «белорусских спецслужб» — это и есть условная или не условная «Лубянка». В этом смысле Беларусь — Крым. Но в РБ — большинство все-таки белорусы. Иное дело, что белорусы — непомнящие корней и любящие Россию. И у них нет противоречий в голове между «независимая Беларусь» и «вместе с Россией». И то и то для них естественно. Не придется отрывать их. Скажут: теперь вы часть РФ, воспримут спокойно. Без восторга, но и без отторжения. Они и так чувствуют себя провинциальными жителями России, но наклейкой «независимые» и со своим губернатором. Повторюсь, оккупировать Беларусь не придется пока у власти Лукашенко. Беларусь давно оккупирована, но большинство населения считает этот факт естественным.

Павел Севярынец: Гибридная стратегия России в отношении Беларуси повторяет и сценарии Крыма, и подготовку к Донбассу, и вообще всю эту многовековую арию насчет «воссоединений» и «освобождений от гнета». Действительно, мы фиксируем сотни информационных, аналитических и просто парамилитарных проектов, поддерживаемых Россией — после 2014 года они растут как грибы на деньгах «Россотрудничества», «Фонда Горчакова» и российских спецслужб. Но есть нюансы. Православная церковь не так монолитна, как в России (более 60% приходов это действительно «русский мир», но около 30% не имеют ничего общего с черносотенным духом). Концентрация этнических русских, которая в некоторых районах Крыма и Донбасса превышала 50%, нигде в Беларуси не образовывает таких заметных анклавов. В Беларуси есть мощный белорусскоязычный, частью польскоязычный Костел, а это более миллиона верующих. Плюс фактор Лукашенко, который ведёт изощренную игру на противоречиях соседей, чтобы остаться у власти. Россия, безусловно, готова запустить свой излюбленный сценарий, но Беларусь может стать тем самым куском, слишком большим, слишком сложным, который застрянет у нее в горле.

— Несмотря на то, что заявления Лукашенко о борьбе с агрессорами вроде бы приурочены к заявлениям о размещении в Польше американской базы, не несут ли они упреждающую информацию и для Москвы?

Николай Статкевич: Лукашенко может делать сколь угодно много заявлений, но Москва знает о реальных настроениях командного состава белорусской армии. Борьба Лукашенко против белорусского национального самосознания, соответствующие кадровая политика и идеологическая работа привели к тому, что среди офицеров его армии популярность Путина в разы выше, чем их собственного главнокомандующего.

Вадим Довнар : — Заявления Лукашенко — просто поза. Возможность с металлом в голосе поиграть в защитника страны. Может немного успокоить национально ориентированных белорусов. Но тоже вряд ли. За 25 лет нахождения АГЛ при власти все научились все понимать. Лукашенко — вассал Москвы. И, конечно, никакое оружие он раздавать не стал бы.

Павел Севярынец: Лукашенко хорошо понимает опасность, исходящую от России — но не может открыто её формулировать. Да, это сигнал, который можно интерпретировать и как промосковский, и как антимосковский (подобная двусмысленность — это и есть стиль позднего Лукашенко). Проблема в том, что белорусские военные, люди по определению прямые, как слышат, так и дышат, и им нужна ясность насчет вероятного противника. И тут Лукашенко попадает в свою собственную ловушку: четверть века добровольно погружался в пасть России, топтал белорусский язык, культуру и патриотическую оппозицию, получал за это кремлевские кредиты, а теперь хочет вырваться. Без резких движений тут никак. К сожалению, правитель продолжает уповать на свою тактику бесконечного «развода» соседей — и рассчитанный внезапный удар Москвы может застать его, а вместе с ним и страну, врасплох.

— Может ли Лукашенко в обозримом будущем лишиться власти? Если да, то кто его сменит и как это отразится на Беларуси и ее отношениях с соседями — как Россией, так и остальными? Также ходят слухи, что Кремль готовится к объединению РФ и РБ уже в ближайшие годы. Куда денут Лукашенко? Каким образом?

Николай Статкевич: — Судьбы бывших диктаторов не оказывают большого влияния на дальнейшие судьбы их стран. Любой президент может лишиться власти. Особенно нелегитимный и так ненавидимый большинством, как Лукашенко. Обычно, кто убирает незаконного правителя, тот и ставит нового руководителя. Но в любом случае патриотические силы должны быть готовы вмешаться в ситуацию. Москва хотела бы инкорпорации Беларуси. Это помогло бы поднять авторитет власти на фоне народной эйфории и дало бы Путину «легитимные» основания оставаться у власти после 2024 года в качестве руководителя «объединенного государства».

Вадим Довнар: В смену Лукашенко я не верю. Он будет сидеть ровно столько, сколько существует РФ и сколько ему позволяет здоровье. Со вторым вроде все нормально (обратная информация — сознательная московская деза для лучшей управляемости). А вот с первым… Когда неизбежно распадется РФ — не будет и ее вассала. Голодный народ сметет.

Павел Севярынец: Лукашенко не вечен. Есть Кремль, который поддерживал его два десятилетия, но теперь не прочь и сменить, есть здоровье, как у каждого человека, никто не отменял дворцовые перевороты, и, наконец, есть народ Беларуси — «вечнозеленый президент» его уже, поверьте, достал. Если Лукашенко заболеет, умрет, сбежит — сменить могут Москва (с поглощением, на того же Бабича как генерал-губернатора), кое-кто из соратников (формально, по конституции — премьер Румас, более вероятно — старший сын Виктор) и, если будет сценарий Площади, — тот или иной (как вариант — уцелевший во время событий) лидер оппозиции.

— Лет 20−25 назад ходили разговоры о Полесской республике, которая могла выделиться из Беларуси, как это произошло с Приднестровьем в Молдове или Абхазией в Грузии. Существуют ли вообще в Беларуси сепаратистские настроения у какой-то части населения? Если да — то «в какую сторону», кто их поддерживает?

Николай Статкевич : — В Беларуси нет выраженных сепаратистских регионов. Но есть достаточно много людей, которые готовы пожертвовать независимостью, только чтобы избавиться от ненавистного им Лукашенко и заодно улучшить свое благосостояние. Обычно это его бывший электорат. На первом месте — не слишком образованные жители небольших городов и деревень, которые сейчас переживают наибольшие материальные трудности. Вот так 20 лет антинациональной политики обернулись против ее автора. Но и против нашей государсвенности, к сожалению, тоже.

Вадим Довнар: Нет и никогда не было у нас сепаратизма. Все эти «полеские республики» — сознательная работа спецслужб РФ на практически нищенской почве фактажа.

Павел Севярынец : — «Сепаратизм» — маловероятный сценарий для Беларуси. Если Кремль решит «брать» Беларусь — то целиком. Во время последних российско-белорусских военных учений отрабатывали сценарий подавления «сепаратизма» в северо-западной, преимущественно католической части Беларуси, на границах с Польшей и Прибалтикой (так называемой «Вейшнории», термин придуман каким-то оригиналом в российском Генштабе) — но это, скорее, отвлекающий маневр. Идеи подобного рода регулярно вбрасываются в белорусское медиапространство из околокремлевских СМИ с целью, надо понимать, разделять и властвовать, но реальных последствий таких провокаций до сих пор нет. Беларусь — орешек цельный. И еще большой вопрос, по зубам ли он Москве.

В ближайшие дни читайте в «ФАКТАХ» интервью с аналитиком Игаром Тышкевичем о том, как Лукашенко защищает свою власть от посягательств Кремля, планирует ли Путин захват Беларуси и что вообще будет в будущем с этой страной.

Фото из Facebook

Всем интересны предсказания на 2017 год, ведь этот год многим кажется более спокойным, без потрясений. Однако для Беларуси прогнозы оказываются не такими радужными, об этом будет рассказано в дальнейшем.

Так, известный астролог Павел Глоба предсказывает, что в 2017 году Беларусь войдет в состав России, поскольку экономика Российской Федерации должна укрепиться и за счет этого вырастет ее влияние. Однако по поводу президента этой страны он умалчивает.

Американский ясновидящий Эдгар Кейси в своих прогнозах упомянул о политической пассивности Беларуси в 2017 году, причем это будет достаточно длительным моментом и данный год только начало такого периода. Беларуси будет не до перипетий, происходящих в мире. Но для нее это станет только благом, потому что Беларусь сможет построить нормальное государство, учась на чужих ошибках, что способствует укреплению ее границ.

Несмотря на то, что Ванги уже давно нет, ее предсказания продолжают будоражить общество и всем хочется узнать, что ждет их в будущем. Согласно Ванге, Беларусь в 2017 году окажется словно в анабиозе, что устроит как ее жителей, так и для ее соседей, поскольку это укрепит государственность страны.

В то же время ряд астрологов предполагают возможность потрясений для Беларуси, включая даже государственный переворот, потому что ситуация в этой стране станет очень нестабильной. Так, в свое время, протоиерей Владислав Шумов говорил, что Беларусь может серьезно пострадать, в результате чего последует ее объединение с Россией и это позволит создать плацдарм для новой страны.

Касательно судьбы президента Беларуси, мнения предсказателей также расходятся. Павел Глоба, к примеру, предсказывает ему почти полвека правления, поскольку Беларусь вступит в период пассивности и спокойствия. Впрочем, существуют и прогнозы, согласно которым на место нынешнего президента придет новая фигура.

Также есть предсказание астролога Татьяны Калининой, по ее словам, 2017 год для Беларуси станет сложным, но успешным в плане финансового вопроса и международной политики. Особенно улучшаться ситуация будет во второй половине года, с началом осени. В это время будут приняты кардинально важные решения, в том числе в сфере творчества, образования и спортивных достижений. Правда, перед этим периодом Беларуси придется выдержать непростую первую половину, в ходе которой могут произойти события, подрывающие реальный авторитет страны в мире и на внутренней арене, что приведет к нестабильности и трудностям у простых граждан, однако в этот момент возможно получение неплохого финансового кредита. Также в 2017 году должно произойти становление и взросление нации, страна выработает четкую программу поведения в сфере иностранной политики, экономических отношений, вопросах власти. Еще ожидается улучшения в жизни рабочего класса и государственных служащих, а также жителей сельской местности.

Таким образом, предсказания для Беларуси носят противоречивый характер. С одной стороны, Беларусь ждет пассивность в политике и спокойствие, позволяющие построить нормальное государство, а с другой, в этой стране произойдут проблемы в плане войны, нестабильность и вхождение в состав Российской Федерации. Как же будет на самом деле, покажет лишь время, ибо зачастую прогнозы астрологов оказываются несбывшимися и реальность оказывается прямо противоположной. В общем, прогнозы астрологов интересны для наблюдения, но доверять им полностью не стоит, всегда внимательно изучайте новости и на их основании и прогнозах стройте свое будущее, как вам будет удобно.

Необходимо четко представлять себе, что такое Беларусь, в чем состоят исторические основания белорусской государственности. Сегодня наиболее распространенными являются три позиции. Первая: Беларусь – часть Европы. (ВКЛ, Речь Посполитая). Вторая: Беларусь – часть русского народа либо очень близкий его «родственник». (Киевская Русь, период с раздела Речи Посполитой). Третья: Беларусь - «пограничье» между двумя цивилизациями. Однако ни одна из них не отражает сущности суверенной белорусской государственности. Отражает ее официально принятая в Беларуси идеология, в основе которой - общая для белорусского и других народов Победа во Второй мировой войне. Белорусы своей самоотверженной борьбой заслужили право в качестве суверенного государства подписать Устав ООН и стать сооснователями нового, более справедливого мирового порядка. Во время борьбы за Победу белорусы впервые стали активным субъектом всемирно-исторического, а не только регионального действия. Нации формируются великими победами, а не заучиванием национального языка и разговорами о необходимости формирования нации.

Проблема, которая стоит сегодня перед Беларусью и перед всем миром, – это проблема нового общественного (цивилизационного) уклада. Поэтому сегодня Беларусь ни в коем случае не должна делать «геополитический выбор». Страсть Беларуси – это страсть по справедливому и правильному общественному укладу, а не геополитические предпочтения и борьба за сферы влияния.

Экономика

С учетом взятых кредитов и резко увеличившегося ныне дефицита платежного баланса Беларусь должна создать новые производства, которые принесли бы ей до $ 6 млрд в год чистой прибыли. Ключевым критерием, применяемым при осуществлении преобразований, должно быть реальное совершенствование структуры рынка труда в республике за счет резкого роста количества рабочих мест высокой и высшей квалификации. Ключевую роль в формировании белорусской экономики развития должен сыграть процесс белорусско-российской экономической интеграции. Только в едином с Россией, Казахстаном и, возможно, другими странами региона и отделенном от глобального рынка экономическом пространстве возможно сохранение и развитие в Беларуси высокотехнологичной промышленности и фундаментальной науки. Для развития суверенной Беларуси нужно решать вопрос не о том, будет ли ее экономика либеральной или «административной», а о том, что и как она будет производить на мировом уровне.

Проекты развития

Доминирование АЭС

В настоящее время складываются предпосылки для строительства в Беларуси как минимум двух атомных электростанций. Одна должна заместить выведенную из строя Игналинскую АЭС в Литве. Вторая должна заместить одну из планируемых к строительству АЭС в Польше, строительство которых вызвано необходимостью для Варшавы снизить выбросы углекислого газа в соответствии с правилами ЕС и закрыть из-за этого часть своих угольных ТЭЦ. Возможно также строительство третьей АЭС для внутреннего пользования. Однако она в обозримом будущем может быть с успехом заменена другим крупным энергетическим объектом: уже получившим предварительное согласование проектом строительства в Беларуси крупной угольной ТЭЦ (при участии немецко-польской компании), которая будет работать на дешевом польском угле.

Реализация изложенных планов предполагает создание обширной международной коалиции, осуществляющей политическое и финансовое обеспечение проекта. Помимо РФ, стратегического партнера, в эту коалицию могли бы войти Польша и Литва (как потребители электроэнергии), а также Германия и Франция (как потенциальные строители одной из АЭС). Создание такой мощной энергетической инфраструктуры полностью изменит социально-экономический ландшафт Беларуси, сформировав вдоль западных границ своеобразный «энергетический пояс» – гарантию военной безопасности республики и стабильности ее отношений с Евросоюзом. Рядом с АЭС будут возводиться новые города, научные учреждения, производства. Будут созданы десятки тысяч новых рабочих мест высокой и высшей квалификации. Именно промышленное развитие, организованное с опорой на дешевую избыточную электроэнергию АЭС, является главной целью строительства этих объектов.

Безусловным приоритетом научных изысканий при создании белорусской ядерной энергетики будет являться создание совместно с зарубежными коллегами замкнутого ядерного топливного цикла и его промышленное применение, а также разработка отдельных технологий промышленного использования отработанного топлива и ядерных отходов своих и зарубежных АЭС. Вторичное использование отработанного топлива, переход к ураново-плутониевому, а потом и к ториевому топливному циклам обеспечивает для человечества практически неисчерпаемый источник энергии.

Особое внимание должно быть уделено возрождению проекта строительства малых мобильных АЭС («Памир»), способного открыть для Беларуси обширный рынок сбыта. Таким образом, вокруг белорусских АЭС должен формироваться кластер промышленного развития.

Новый станочный парк

Необходим выход в седьмой технологический уклад, в основе которого лежат приборо - и роботостроение, биокомпьютерные системы и биомедицина.

Качество жизни

Пока не будет «разгадана тайна» привлекательности жизни на территории, мы будем строить агрогородки, обреченные на запустение.

Существующая ныне система социальной защиты (и программа демографической безопасности) основывается на довольно примитивных представлениях о жизни человека, неадекватных тем парадоксам, которыми полно современное белорусское (и не только белорусское) общество. Например, с точки зрения старых подходов трудно объяснить, почему увеличение количества объектов для занятий спортом не ведет к росту числа людей, занимающихся спортом. Чтобы справляться с такого рода «парадоксами», система госуправления должна освоить инструментарий измерения и управления качеством жизни, а показатели качества жизни и комплексной мощи территории должны стать главными критериями социально-экономического развития страны.

Белорусское государство должно будет найти совершенно новые формы организации местного управления и самоуправления, с опорой на церковные приходы традиционных для Беларуси религий; проживающих в регионах офицеров Вооруженных Сил и других силовых ведомств; школы и клубы патриотического воспитания; кружки по интересам, научные школы и другие сообщества научно-образовательного характера. Необходимо находить социальные и организационно-правовые формы, позволяющие этим сообществам реально включаться в благоустройство и перепроектирование своего быта.

Это потребует создания сети общественно-государственных лабораторий качества жизни (ЛКЖ). Главная задача ЛКЖ - помогать отдельным людям и группам людей самим создавать себе необходимое качество жизни.

* Белорусская группа развития - коллектив , сформировавшийся на базе семинара « Теория и практика суверенного развития Беларуси ». Руководитель проекта - аналитик Юрий Царик .

КОММЕНТАРИИ

Григорий МИНЕНКОВ, кандидат философских наук, декан бакалаврской школы ЕГУ, профессор:

Вопрос об исторической точке отсчета белорусской государственности - это область идеологии и мифологии. Главное все же не в том, за что нам зацепиться в истории, а в том, как ответить на не имеющие исторических аналогов вызовы сегодняшнего дня. А потому намного более серьезной является проблема субъекта выбора и механизма выбора. Мы должны вести тут речь о самостоятельной и автономной личности с критическим мышлением, делающей собственный выбор без всякой подсказки со стороны столь вездесущего в концепции государства. Да, в концепции присутствует принцип личности. Авторы пишут, что «рассмотрение личности каждого человека как безусловной и высшей ценности может быть принято как основа настоящего и будущего общественного уклада Беларуси». Но при этом ни слова не говорят о демократии, правах человека, гражданственности, развитии публичных пространств в Беларуси. История XX в. убедительно показала, что там, где государство выходит на передний план, превращая автономные личности в подданных, развитие останавливается, а затем начинается социальная деградация. Не спасает подобные схемы и обращение к важным историческим событиям. Конечно, каждая нация создает свою мифологию. Наверно, через пару столетий люди будут думать о роли Беларуси во Второй мировой войне и о значении Победы в нашей истории именно так, как предлагают авторы концепции. Но не сегодня, когда еще живы поколения, тяжело изживавшие плоды этой победы и восстанавливавшие страну после катастрофы, в которую ее втянула большевистская власть. Неужели авторы всерьез думают о том, что в результате победы в войне белорусский народ стал «субъектом всемирно-исторического действия», потому что БССР вследствие различного рода политических маневров приняли в ООН?

Ольга ШПАРАГА, кандидат философских наук, редактор интернет-журнала «Новая Еўропа»:

Если согласиться с тем, что «справедливый общественный уклад» - это, действительно, то, чего мы, белорусы разных социальных групп, хотим, то от геополитического выбора нам никак не удастся отказаться. Ведь идея «справедливого общественного устройства», создаваемого самими гражданами через легитимные государственные и общественные институты, родилась в Европе вместе с Великой Французской революцией, с ограничением монархических правлений и борьбой за независимость. Это значит, что справедливое общественное устройство всегда было целью демократических правлений, которые делали ставку не только на сильную государственную власть, но и на сильное гражданское общество и право людей на индивидуальную и коллективную свободу. И если мы действительно стремимся к справедливому устройству, то пути к нему пролегают через приближение к стандартам европейских демократий и Европу в целом.

Анатолий ФИЛОНОВ, заместитель министра экономики РБ:

Показатель $6 млрд в год чистой прибыли за счет новых производств нуждается в обосновании. Его достижение, по укрупненным расчетам, означает до 30% прироста ВВП в год, что является сверхмобилизационным уровнем.

Национальная модель социально ориентированной экономики хо­рошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основ­ном будет сохранена в перспективе. Вместе с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно-экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики. Ключевая задача нового пятилетия – создание в Беларуси принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию V и VI технологических укладов.

Идея строительства на территории Беларуси трех АЭС, на наш взгляд, является недостаточно обоснованной. Вряд ли Литва и Польша согласятся на такой вариант, поскольку энергетические стратегии этих стран ориентированы на создание собственных энергоисточников, включая АЭС. Литва планирует ввод новой АЭС в 2016 году, Польша – строительство не менее 2 АЭС до 2020 года. Таким образом, эти страны стремятся обеспечить производство электро- и теплоэнергии без использования импортных энергоносителей. Строительство до 2018 года сразу трех АЭС будет иметь для страны негативные макроэкономические последствия, поскольку потребует огромных финансовых вливаний в виде иностранных кредитов и займов, что в условиях нарастания отрицательного сальдо внешней торговли и внешнего долга еще более увеличит давление на валютный курс. Это может привести к дестабилизации финансовой системы, а через нее – и реального сектора экономики. Следует учитывать, что удовлетворение потребностей экономики в электроэнергии помимо ядерной энергетики будет идти в республике в рамках модернизации традиционной энергетики с применением высоких технологий, более широкого использования местных видов топлива, а также развития возобновляемой энергетики. Стратегией развития энергетического потенциала определено, что в 2011–2015 годах может быть построено ветроустановок суммарной мощностью до 300 МВт, ГЭС – мощностью около 120 МВт. Планируется строительство 161 энергоисточника на местных видах топлива суммарной электрической мощностью около 48 МВт и тепловой мощностью до 1026 МВт. В 2010–2012 годах будет построено 39 биогазовых комплексов мощностью 40,4 МВт.

Леонид ЗЛОТНИКОВ, ученый-экономист:

Намерения авторов самые благие: в промышленности перескочить с 4-го к 6-му и 7-му технологическим укладам, развить «новую промышленную систему» с «опорой на отечественные научные и промышленные заделы». Но при этом авторы концепции убеждены, что «только в едином с Россией, Казахстаном и отделенном от глобального рынка экономическом пространстве возможно сохранение и развитие в Беларуси высокотехнологичной промышленности и фундаментальной науки». Это звучит наивно. И белорусские, и российские специалисты понимают, что за счет собственных заделов в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИИОКР) ни в Беларуси, ни в России технологический рывок обеспечить уже невозможно. Даже М. Мясникович, глава Академии наук, который ранее заявлял об инновационном развитии Беларуси с опорой на разработки отечественных ученых, в одной из последних статей пишет, что для развития белорусских предприятий их необходимо включать в технологические цепочки зарубежных транснациональных корпораций.

Марина НАРАНОВИЧ, член правления ОО «Белорусская ассоциация социальных работников»:

Чтобы обеспечить качество жизни, нужно сначала узнать потребности людей. Сегодня в зарубежной практике социальной работы выдвигают на первый план человекоцентрированный подход: когда ориентируются на потребности человека, а не на возможности организации. Но для того, чтобы узнать реальные потребности каждого, необходимы технологии и механизмы опроса и включения местного сообщества в систему принятия решений. Такие технологии есть. Например, открытое пространство (open spase). Она дает возможность собраться людям с разными взглядами, статусами, образованием. Чиновники, заявляя проблему, знают о ней в общих чертах, с позиций теории, и могут только предполагать, какие, к примеру, проблемы испытывает семья с ребенком–инвалидом. Сами же нуждающиеся обозначают проблему и вид помощи объективней. Поэтому начинать нужно с широкого внедрения таких технологий. За качество жизни должна отвечать местная власть. Но для этого местному самоуправлению должны быть даны широкие возможности. В повестке «Восточного партнерства» стоит вопрос о возможности подписания Беларусью Европейской Хартии местного самоуправления. Это своевременно, если мы хотим реально повышать качество жизни во всех регионах, а не только в центре.

«АиФ»-ФАКТ: Беларусь поднялась на 7 позиций в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала.

По сравнению с данными аналогичного доклада 2009 года Беларусь поднялась на 7 позиций. Так, в соответствии с Докладом ПРООН «Реальное богатство народов: пути развития человека», Беларусь заняла 61-е место в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала и прочно удерживает в последние годы позицию в категории стран с высоким уровнем развития.

Индекс развития человеческого потенциала - уникальный комплексный показатель, который позволяет отразить, в какой мере рост экономики отдельного государства трансформируется в конечном итоге в улучшение качества жизни людей и повышение уровня их благосостояния.

Недавно в Беларуси была представлена концепция развития страны «Беларусь 2018: к региональному лидерству на основе суверенного развития страны». Авторы - «Белорусская группа развития»*- дискуссионая площадка, созданная в структуре общественного объединения «Белая русь». По мнению группы, Беларусь сегодня стоит перед лицом угрозы утери государственности, если не сможет организовать свое суверенное развитие. И, публикуя свое видение пути Беларуси, авторы призывают к широкой дискуссии. «АиФ» решил опубликовать некоторые тезисы этой аналитической работы (полный текст можно прочитать www.bgr.by) и взял первые комментарии. Ждем читательских откликов и мнения экспертов на эту тему.