Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета. Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность: кто имеет право, а кто нет

Приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н (вступил в силу 20.06.2016, далее - Приказ № 64н) дополнил ряд положений по бухгалтерскому учету. Указанные изменения касаются тех хозяйственных субъектов, которым разрешено применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и сдавать упрощенную отчетность. К таковым в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» относятся субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково». А вскоре в Информационном сообщении от 24.06.2016 № ИС-учет-3 финансисты пояснили, какие проводки следует делать при применении новых упрощенных способов бухучета.

Так в чем суть правок бухгалтерского законодательства? Посмотрим.

Бухгалтерский учет материально-производственных запасов

Оцениваем МПЗ по цене поставщика

По общему правилу материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости - сумме фактических затрат организации на приобретение (за исключением НДС), включающей в себя (п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»):

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации;
  • затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;
  • затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.
Не включаются в фактические затраты на приобретение МПЗ общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением МПЗ.

Приказ № 64н, внесший изменения в ПБУ 5/01, предоставил организациям малого бизнеса и НКО возможность оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика (п. 13.1 ПБУ 5/01), а иные затраты включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены . Напомним, ранее такие затраты, учтенные в качестве МПЗ, ждали своего часа списания до фактического расходования МПЗ.

Применение рассматриваемого упрощенного способа в бухучете сопровождается следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит
Оприходование приобретенных МПЗ по цене поставщика 10 «Материалы»
Списание других затрат, непосредственно связанных с приобретением МПЗ, в том периоде, в котором они были понесены

Пример 1

Организация (СМП) заказала перевозку товаров - 500 кг картофеля (цена закупки - 6 руб./кг) и 300 кг моркови (10 руб./кг) - транспортной компании. Стоимость доставки - 4 000 руб. (без НДС).

Стоимость доставки (транспортно-заготовительные расходы) включена в стоимость товара (счет 41), в частности:

  • картофеля - в сумме 2 000 руб. (4 000 руб. x ((500 кг x 6 руб./кг) / (500 кг x 6 руб./кг + 300 кг x 10 руб./кг));
  • моркови - в сумме 2 000 руб.
Теперь, воспользовавшись предлагаемыми изменениями, организация вправе учесть ТЗР по дебету счета 20, не распределяя эти расходы между разными товарами пропорционально стоимости последних.

Упрощенное признание расходов по обычным видам деятельности

Стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров микропредприятия (к ним относятся субъекты малого предпринимательства с численностью персонала до 15 человек ) вправе включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления затрат . Ранее, напомним, до фактического расходования такие объекты подлежали учету в качестве МПЗ.

Как известно, микропредприятия вправе вести бухгалтерский учет в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности с применением либо без применения двойной записи (п. 2.1 Информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»). Бухгалтерская отчетность микропредприятия может быть составлена на основе данной книги независимо от применения двойной записи (см. также письма Минфина России от 27.02.2015 № 03‑11‑06/2/10013, от 19.03.2014 № 03‑11‑11/11952 и др.)

Так вот, для тех, кто действует традиционно (с применением двойной записи), Минфин рекомендует данный способ ведения бухучета реализовывать с помощью следующих записей:

Содержание операции Дебет Кредит
Списание стоимости сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в полной сумме по мере приобретения 20 «Основное производство» (другие счета учета затрат на производство - при использовании таковых) Счета учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда и др. (60, 76, 70…)
Списание общей суммы затрат, учтенных на счете 20 (других счетах затрат на производство) в конце отчетного периода 99 «Прибыли или убытки» (90 «Продажи» - при использовании такого счета) 20 (другие счета)
Обратите внимание

Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета микропредприятия не предполагает формирование в учете и отражение в бухгалтерской отчетности остатков МПЗ (сырья, материалов, покупных товаров, незавершенного производства, готовой продукции).

Стоит отметить: рассмотренным способом могут воспользоваться и другие определенные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» организации, но только при условии, что характер деятельности организации не предполагает наличие существенных остатков МПЗ, информация о которых в бухгалтерской отчетности организации способна повлиять на решения пользователей этой отчетности.

Упрощенное списание МПЗ, предназначенных для управленческих нужд

Расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, «малыши» вправе сразу (в полной сумме по мере приобретения) списать в дебет счета 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы» - при использовании такого счета). Но не забывайте: этот способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирования в нем и отражения в бухгалтерской отчетности остатка указанных МПЗ.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей можно не создавать

Если ранее создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей было обязательным, то теперь (благодаря Приказу № 64н) «малышам» предоставлено право такие резервы не создавать (абз. 2 п. 25 ПБУ 5/01).

Обратите внимания

При применении данного упрощенного способа ведения учета остатки сырья, материалов, топлива, незавершенного производства, готовой продукции, товаров и тому подобных ценностей отражаются в бухгалтерской отчетности по стоимости, определившейся на счетах бухгалтерского учета, независимо от морального устаревания этих объектов, потери ими своего первоначального качества, изменения их текущей рыночной стоимости, стоимости продажи.

Бухгалтерский учет основных средств

Оценка основных средств по цене поставщика

Затраты, в общем случае включаемые в первоначальную стоимость объекта ОС, перечислены в п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» :

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Но «малышам» предоставлена возможность определять «усеченную» первоначальную стоимость объектов (аналогично тому, как делается в отношении МПЗ). Иными словами, малые предприятия и НКО могут оценивать объекты ОС (п. 8.1 ПБУ 6/01):
  • при их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
  • при их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
При этом иные затраты , непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены .

Применение данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета сопровождается следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит
Оприходование приобретенных (сооруженных, изготовленных) ОС в размере цены поставщика (подрядчика) 08 «Вложения во вне­оборотные активы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Списание других затрат, непосредственно связанных с приобретением МПЗ, сооружением и изготовлением объекта ОС, в периоде, в котором они были понесены 20 «Основное производство» (другие счета учета затрат на производство - при использовании таковых) Счета учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда, др.
Упрощенный порядок начисления амортизации основных средств

Малое предприятие вправе начислять годовую сумму амортизации основных средств единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года. Тогда же, соответственно, отражать ее в учете.

Впрочем, «амортизационный» период в течение отчетного года можно выбрать (самостоятельно) иной, начисляя амортизацию, например, раз в квартал, полугодие. Напомним, ранее предусматривалось только ежемесячное начисление амортизации.

Первоначальная стоимость ОС, приобретенного в июне 2016 года, - 600 000 руб. Ожидаемый срок его полезного использования - 5 лет. Соответственно, ежемесячная сумма амортизации составит 10 000 руб. (600 000 руб. / 60 мес.). Расходы на доставку объекта (20 000 руб.) списаны на счета затрат основного производства в периоде, в котором понесены.

Организация (СМП) воспользовалась предоставленным ей правом и начисляет амортизацию по объекту раз в год.

В последний день декабря (31.12.2016) она сделает проводку по начислению амортизации объекта за 2016 года в сумме 60 000 руб. (10 000 руб. х
6 мес.): Дебет 20 Кредит 02 - 60 000 руб.

Единовременное списание стоимости производственного и хозяйственного инвентаря

Теперь малое предприятие может начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере 100% первоначальной стоимости таких объектов при их принятии к бухгалтерскому учету (а не в течение всего срока полезного использования объекта, как прежде). Проводка Дебет 20 Кредит 02 будет сделана в том же отчетном периоде, в котором объект принят к учету.

Объект не списывается с бухгалтерского учета до его фактического выбытия (прекращения использования).

Бухгалтерский учет НИОКР и НМА

Если до рассматриваемых поправок в бухгалтерском законодательстве «малыши» списывали затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в течение ожидаемого срока использования результатов работ, теперь они вправе сделать это по мере осуществления таких расходов (п. 14 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»).

Так же (в полной сумме по мере осуществления расходов) признаются расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов (п. 3.1 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).

В обоих указанных случаях в учете надо сделать уже знакомую нам проводку: по дебету счета 20 (других счетов учета затрат на производство - при их использовании) и кредиту счетов расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда и др.

Обратите внимания

Указанные упрощенные способы ведения бухгалтерского учета не предполагают формирование в нем и отражение в бухгалтерской отчетности остатка по статье «Результаты исследований и разработок».

Вместо заключения

«Малыши» и НКО имеют возможность самостоятельно избрать способ ведения бухучета. На их выбор влияют условия хозяйствования, величина организации и другие соответствующие факторы. Следует также учитывать требования полноты и рациональности, предъявляемые к учетной политике организации (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»), ведь бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений .

Свой выбор, напомним, компании должны зафиксировать в учетной политике.

Что касается новых, рассмотренных в статье способов учета, решение об их применении организация принимает самостоятельно - какие-либо обязательные требования Приказом № 64н не введены. Исходя из того, что в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной изменения , организации малого бизнеса и НКО вправе принять решение о применении каждого из установленных Приказом № 64н упрощенных способов ведения бух­учета в отношении бухгалтерской отчетности как за 2016-й, так и за любой последующий год.

Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н.

Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н.

Утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н.

Утверждена Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

Часть 1 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Часть 7 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

2. При организации бухгалтерского учета организация, применяющая упрощенные способы, должна исходить из требования рациональности, т.е. ее учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации.

пункт 6).

2.1. При формировании учетной политики микропредприятие, некоммерческая организация, применяющие упрощенные способы, могут предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 6.1).

3. Для ведения бухгалтерского учета организация, применяющая упрощенные способы, может сократить количество синтетических счетов в принимаемом ей рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, в частности, в рабочем плане счетов бухгалтерского учета могут применяться:

а) для учета производственных запасов счет 10 "Материалы" (вместо счетов 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме");

б) для учета затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), счет 20 "Основное производство" (вместо счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"), 44 "Расходы на продажу";

в) для учета готовой продукции и товаров счет 41 "Товары" (вместо счетов 41 "Товары" и 43 "Готовая продукция");

г) для учета денежных средств в банках счет 51 "Расчетные счета" (вместо счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути");

д) для учета дебиторской и кредиторской задолженности счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (вместо счетов 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 75 "Расчеты с учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты");

е) для учета капитала счет 80 "Уставный капитал" (вместо счетов 80 "Уставный капитал", 82 "Резервный капитал", 83 "Добавочный капитал");

ж) для учета финансовых результатов счет 99 "Прибыли и убытки" (вместо счетов 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки").

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 6 ; Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н, разделы 2 и ).

4. Для систематизации и накопления информации организация, применяющая упрощенные способы, может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 6).

4.1. Субъекты малого предпринимательства в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров.

Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг).

(Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н, разделы 4.1 и 4.2).

5. Организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 19 ; Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н, пункт 12 ; Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, пункт 18).

6. Организация, применяющая упрощенные способы, может признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов), не применяя ПБУ 2/2008.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", утвержденное приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. N 116н, пункт 2.1).

7. Организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, пункт 15).

8. Организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета.

пункт 17).

9. Организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 14/07 "Учет нематериальных активов", утвержденное приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н, пункт 22).

10. Организация, применяющая упрощенные способы, может осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утвержденное приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. N 126н, пункт 19).

11. Организация, применяющая упрощенные способы, может не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.).

Все юридические лица на территории РФ (кроме подразделений иностранных организаций) обязаны вести бухгалтерский учет. Но требования к его организации могут отличаться, в зависимости от масштаба бизнеса. Рассмотрим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и условия их применения.

Какие предприятия имеют право применять упрощенный бухучет

В соответствии со ст. 6 закона № 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета вправе применять:

  1. Малые предприятия.
  2. Некоммерческие организации (кроме иностранных агентов).
  3. Участники проекта «Сколково».

Однако нужно иметь в виду, что есть есть ряд условий, при которых переход на упрощенный бухгалтерский учет невозможен, даже если формально предприятие относится к «льготному» списку. Речь идет о следующих видах юридических лиц:

  1. Организации, подлежащие обязательному аудиту.
  2. Жилищные и кредитные кооперативы.
  3. Микрофинансовые организации.
  4. Государственные предприятия
  5. Адвокатские бюро и нотариальные палаты.

Упрощенная система ведения бухгалтерского учета - разновидности

Упрощенное ведение бухгалтерского учета для малых предприятий должно соответствовать принципу рациональности.

Принятая на предприятии упрощенная форма бухгалтерского учета должна минимизировать нагрузку на специалистов бухгалтерии (особенно учитывая то, что чаще всего для таких фирм речь идет об одном специалисте). Но, с другой стороны, в любом случае должно быть обеспечено адекватное раскрытие информации о хозяйственной деятельности предприятия и возможность составления достоверной отчетности.

Для предприятий с небольшим количеством операций (до 30 в месяц) Минфин рекомендует применять упрощенную систему бухгалтерского учета без использования двойной записи. В этом случае все операции заносятся в комбинированный регистр – Книгу учета фактов хозяйственной деятельности . Отдельно ведется только учет заработной платы по ведомости.

В 2012 г. Минфином были внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В п. 6.1 измененного ПБУ уточняется, какие именно предприятия могут не применять двойную запись. Речь идет о некоммерческих организациях и микропредприятиях. К последним по состоянию на начало 2018 г. относятся организации с годовой выручкой до 120 млн руб. и численностью до 15 чел.

Малые предприятия с более существенными масштабами бизнеса должны использовать двойную запись, но имеют право частично упростить учет.

  1. Учитывать однородные операции «укрупнено» на одном счете:
    • Все затраты, относимые на себестоимость – на счете 20 (без использования счетов 23, 25, 26, 28, 29).
    • Все операции по безналичному движению денежных средств – на счете 51 (не используя счета 52, 55, 57).
    • Расчеты со всеми дебиторами и кредиторами – на счете 76 (без участия счетов 60, 62, 71, 73, 75, 79).
    • Финансовый результат – на счете 99 (без использования счетов 90, 91).
  2. Использовать упрощенные формы регистров бухгалтерского учета.
  3. Полностью включать коммерческие и управленческие расходы в затраты на производство и реализацию текущего года.
  4. Не начислять резервы по отпускам.
  5. Не переоценивать основные средства и нематериальные активы.
  6. Не исчислять разницы по налогу на прибыль в соответствии с ПБУ 18/02).

Все положения, связанные с упрощением бухучета должны быть отражены в учетной политике организации.

Также для таких предприятий упрощаются и требования к подготовке отчетности.

  1. Информация по статьям может приводится укрупнено (например – «Запасы» в целом, без разделения на готовую продукцию, товары и т.д.).
  2. Отдельные формы могут не составляться (например, отчет об изменениях капитала). При этом баланс и отчет о финансовых результатах предоставляются в обязательном порядке.

Вывод

Упрощенное ведение бухгалтерского учета предусмотрено, главным образом, для предприятий с небольшими масштабами деятельности или некоммерческой направленности. В зависимости от оборотов компании, оно может включать в себя или полный отказ от двойной записи, или сокращение количества используемых счетов и упрощение отдельных операций.

В последние года три в бухгалтерском деле происходят глобальные изменения. Но поскольку изменения эти были несколько разрознены, то отследить и понять, к чему все это, было затруднительно.

Только в 2015 году стало понятно, куда все движется и что вообще происходит. После поправок, внесенных в законодательно-нормативную базу в 2015 году стало очевидно, что государство движется в развитии бухгалтерского учета в двух основных направлениях:

1. Выделение организаций (субъектов хозяйствования), достоверность и качество бухгалтерской отчетности, которых государство будет обеспечивать всеми доступными ему способами как гарант интересов инвесторов и кредиторов (общественно значимые организации).

2. Также определен круг субъектов хозяйствования, для которых государство создает комфортные условия. А именно: вводит и поддерживает возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенном виде с правом составления упрощенной бухгалтерской отчетности.

В данном случае я имею ввиду:

  • поправки 2015 года в перечне организаций, имеющих право вести упрощенный бухгалтерский учет;
  • изменения, касающиеся субъектов обязательного аудита;
  • выход профессионально стандарта «Бухгалтер».
И все это во взаимосвязи с коренным образом изменившимися целями бухгалтерского учета, которые появились у нас с введением .

Для внесения ясности и логичности в цепь произошедших событий, мне хотелось бы кратко сформулировать итоги и дать некоторые комментарии к наиболее интересным аспектам не так давно ушедшего 2016 года.

Итак, в силу произошедших изменений, на начало 2016 года появились две четко выделенные группы организаций, для которых четко установлены правила формирования достоверной бухгалтерской отчетности, но с разной степенью информативности для пользователей:

  • организации, имеющие право вести упрощенный учет и составлять упрощенную отчетность (п. 4 ст. 6 Закона 402-ФЗ);
  • организации, не имеющие право вести упрощенный учет.
Давайте более пристально посмотрим на эти группы.

Группа 1: могут вести упрощенный учет и сдавать упрощенную отчетность

В настоящее время таким правом обладают субъекты малого предпринимательства, которые не попадают под обязательные аудиторские проверки (п. 5 ст. 6 Закона №402-ФЗ).

Ст. 11 Федерального закона от 04.11.2014 №344-ФЗ, которой внесены изменения в п. 4 ст. 6 Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

«Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

Если сделать вывод, то, как правило, это организации:

  • не размещающие собственные ценные бумаги на рынке;
  • не привлекающие инвесторов иными способами.
Таким образом, отчетность этих организаций интересна (в лучшем случае) только им самим, то есть - учредителям, руководителям. У отчетности таких организаций в принципе отсутствуют заинтересованные сторонние пользователи, чьи интересы могли бы быть нарушены ее недостоверностью. Именно такой логикой объясняется существующее послабление со стороны государства в части учета и отчетности таких компаний, а также в части отсутствия требования к ним о проведении обязательного аудита отчетности.

С этой точки зрения такие организации не являются общественно значимыми.

Заметно, что государство демонстрирует явную заинтересованность в расширении количества таких организаций. Это можно увидеть, если проанализировать гарантии стабильности статуса субъекта малого бизнеса достаточно устойчивый промежуток времени.

Например, в 2015 году был значительно повышен лимит выручки и численности организаций для их отнесения к категории малого бизнеса, а также увеличены предельные доли участия в капитале организаций, претендующих на звание субъекта малого предпринимательства, иностранных лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса.

Кроме того, был установлен достаточно большой гарантированный период до исключения организаций из категории малых при отступлении от предельных значений по критериям численности и годового оборота (подп. «в» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2015 № 156-ФЗ).

Группа 2: не имеют права на упрощенный учет

Применительно к большинству организаций в отношении отчетности за 2016 год ко второй группе относятся:
  • любое АО (как публичное, так и непубличное (подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • ООО, если оно выпускает ценные бумаги (например, облигации), допущенные к организованным торгам (подп. 2 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • любая организация, если выручка от продажи продукции (товаров), выполнения работ за 2015 год у нее превысила 400 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ; здесь учитываются данные бухгалтерского учета!);
  • любая организация, если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2016 у нее составляла более 60 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • организация, обязательность проведения аудиторской проверки которой отдельно установлена федеральными законами (подп. 6 п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).
В отношении таких организаций реализуется политика защиты имущественных интересов граждан и инвесторов - юридических лиц (потенциальных инвесторов), а также имущественных интересов лиц, вступающих с такими организациями в гражданско-правовые отношения (в том числе кредиторов, потенциальных кредиторов).

Поскольку бухгалтерская отчетность таких организаций затрагивает имущественные интересы данных пользователей, определено, что ее качество должно позволять им принимать обоснованные экономические решения. То есть отчетность должна отражать реальное экономическое состояние организации и, соответственно, иметь прогнозные свойства.

Каким образом законодатель будет обеспечивать надлежащее качество этой отчетности?

Во-первых, вменением организациям в обязанность создания достоверной отчетности о финансовом состоянии организации в соответствии с требованиями Закона №402-ФЗ.

Во-вторых, запретом применения этими организациям упрощенных способов учета и составления отчетности.

В-третьих, обязательным подтверждением формируемой такими организациями годовой бухгалтерской отчетности аудиторскими организациями (с усилением требований к деятельности таких организаций).

Как это влияет на бухгалтерскую профессию

Разделение организаций на две названные категории дает основание задуматься о различии выполняемых главными бухгалтерами функций.

Компании, имеющие право на упрощенный учет, могут принять решение о том, что они будут или не будут придерживаться этой льготы. В первом случае понятно, что высококвалифицированный главный бухгалтер такой организации ни к чему. Достаточно и среднего уровня квалификации.

Во втором случае такое решение принимается, как правило, если учредитель или руководитель лично заинтересован в ее качестве. Аудит здесь может быть только инициативный, поэтому именно заинтересованные лица будут устанавливать требования к уровню квалификации главного бухгалтера, равно как и уровень оплаты его труда.

В отношении организаций, не имеющих права на ведение упрощенного учета и составление отчетности по упрощенной методике, может быть принято также два решения, которые повлияют на требования к уровню квалификации главного бухгалтера и на уровень оплаты его труда:

  • исполнить требования Закона №402-ФЗ не в полном объеме, прикрываясь требованием рациональности при ведении учета. Поскольку в такой ситуации руководитель (учредитель), как правило, не придает большого значения достоверности отчетности в части наделения ее прогнозными свойствами (основное требование - чтобы не было претензий от налоговиков), то аудиторы для проведения обязательного аудита (если он вообще проводится) отбираются по принципу лояльности. В итоге, организация ведет учет, «приближенный к упрощенному». И, конечно же, такая организация будет экономить на заработной плате квалифицированного бухгалтера. Он попросту ей не нужен;
  • исполнить требования Закона №402-ФЗ в полном объеме. Здесь, как говорится, без комментариев. Понятно, что нужен главный бухгалтер высочайшего уровня квалификации, поскольку и аудиторы будут работать, и налоговая не должна найти никаких ошибок (ну, или совсем чуть-чуть, и те, которые для них специально оставит главбух), и отчетность должна иметь прогнозные свойства. Поэтому, такие компании, как правило, на зарплате главного бухгалтера не экономят. Но таких, к сожалению, мало.

Малым предприятиям разрешено упростить ведение бухучета. В статье подробно рассмотрим кто вправе вести упрощенный бухгалтерский учет, а также разберем что можно упростить в учете малого предприятия.

Кто может применять упрощенный бухгалтерский учет

Основное требование к организациям, которые вправе применять упрощенный бухучет – это принадлежность к малым предприятиям. Основными условиями при этом являются:

  • Число работников менее 100 человек;
  • Доход менее 400 млн. рублей на прошлый год, с 2018 года это значение увеличится до 800 млн. рублей;
  • Валюта баланса менее 60 млн. рублей;
  • Доля участия не малых организаций (в том числе иностранных) не более 49%.

К организациям, не имеющим право применять упрощенный бухучет относятся:

  • Акционерные общества, на основании того, что они должны проводить аудит;
  • Гос- и муниципальные унитарные предприятия;
  • Жилищные, жилищно-строительные, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации.

Важно! Если малое предприятие обязано проводить аудит, вести бухучет в упрощенной форме они не могут.

Кроме того, упрощенный бухучет могут вести участники проекта «Сколково».

Как упростить бухучет

Специально разработанных стандартов для упрощенного ведения учета нет, но ПБУ содержат различные упрощенные способы.

Организация может применять как доступные способы, либо некоторые из указанных способов, либо вести учет в полном объеме, то есть не сокращая его.

Для этого, организация должна оценить, насколько упрощенный учет может отразиться на отчетности.

Одним из способов упрощенного учета является сокращенная отчетность. Организация вправе использовать его вне зависимости от того, пользуется ли она другими способами.

На сегодняшний день, начиная с 2017 года в отношении малых предприятий действует нового правило выбора способа учета. Если в стандартах подходящего для таких организаций способа учета нет, то выбрать они вправе способ исходя из критерия рациональности. Например, исходя из расходов на учет, а также значимости данных, содержащихся в отчетности. Те способы, которые выберет малое предприятие должны быть прописаны в учетной политике.

Рассмотрим способы упрощения бухучета:

  • Уменьшить стоимость ОС. Выгодно применять такой способ организациям на общем режиме, оплачивающим налог на имущество по остаточной стоимости. При таком способе снизится стоимость активов, а значит произойдет уменьшение налога на имущество. Учесть стоимость ОС можно по цене продавца, включая расходы монтажа. А расходы на консультацию, либо вознаграждение посредника списать в периоде их возникновения. Применять выбранный способ нужно будет с начала года, первоначальную стоимость ОС при этом нужно будет пересчитать по тем активам, которые компанией были приняты к учету в текущем году. Так как изменится стоимость активов придется пересчитать амортизацию. Проводки:
Хозяйственная операция Проводки
Уменьшена стоимость ОС Сторно Д01 К08
Уменьшены расходы по капвложениям Сторно Д08 К60
Списаны расходы Д20(23-26,44) К60
Пересчитана амортизация Сторно Д20(23-26, 44) К02
Учет расходов на приобретение и монтаж ОС Д08 К60
Списаны расходы Д20 К60(76)
  • Списать в полном объеме расходы на дорогой инвентарь. Так как амортизацию на инвентарь считать не нужно, выгоден такой способ всем компаниям. Теперь инвентарь, стоимостью свыше 40 000 рублей можно сразу списать при принятии к учету. Амортизацию при этом нужно начислить в размер цены инвентаря, кроме того, на инвентарь такой стоимостью нужно завести карточку учета ОС-1, так он уже является ОС. Учитываться он должен на 01 счете. Проводки:
Хозяйственная операция Проводки
Учтены расходы по приобретению инвентаря Д08(19) К60
Списана амортизация Д20 К02
  • Начислять амортизацию реже. Такой способ выгоден тем компаниям, которые не уплачивают налог на имущество, либо рассчитывают его исходя из кадастровой стоимости. По ОС начисление амортизации можно производить по выбору: на 31 декабря один раз в год, либо ежемесячно или ежеквартально (Читайте также статью ⇒ ).

Важно! Амортизацию раз в год проводить не выгодно, если расчет налога на имущество организация производит по остаточной стоимости.

  • Списание материалов проводить на дату покупки. Такой способ выгоден для тех организациях, которые находятся на УСН и оплату материалов производят авансовым платежом, либо на дату покупки. Применяя такой способ учитывать материалы или товары можно по цене продавца. Другие же затраты, относящиеся к их приобретению списываются в периоде их возникновения. Это таможенные пошлины, вознаграждение посреднику, затраты по доставке, страхованию и т.д. Микропредприятия могут использовать такой способ по отношению ко всем запасам. А другие малые могут списывать могут списывать затраты на дату приобретения.

Поступающие активы на 10 и 41 можно не учитывать, а сразу списать их в дебет счета затрат. Проводки:

  • Нематериальные активы списываются единовременно. Такой способ применять выгодно тем организациям, у которых есть НМА. При этом способе отдельный учет НМА вести не нужно, а также начислять по ним амортизацию. Списать НМА можно единовременно. Если до принятия того способа в организации начислялась амортизация НМА, то потребуется списать остаточную стоимость. Проводки:
Хозяйственная операция Проводки
Списаны НМА Д20(23-26,44) К04
Учтены расходы на приобретение НМА Д20(23-26,44) К60(70)
  • Сократить план счетов. Применять такой способ выгодно тем организациям, в учете которых мало операций. Путаницы в этом случае возникать не будет. Использовать можно сокращенный план счетов (Читайте также статью ⇒ ). К примеру, затраты могут отражаться только на 20 счете, а для расчетов как с покупателями, так и с подотчетными работниками использовать 76 счет.
  • Оценочные резервы не создавать. Малые предприятия могут не создавать резерв по оплате отпуска или под обесценение материалов. Приняв решение применять такой способ, организации должны списать все резервы, которые были созданы ранее. Проводки:
  • Не признавать разницы в учете. Для тех организаций, которые применяют общую систему такой способ учета выгоден. При таком способе проводок будет меньше. Компании вправе не признавать постоянные или отложенные налоговые обязательства и активы. К примеру, при отличие амортизации налогового и бухгалтерского учета, в учете должна быть отражена разница, но при упрощенном способе это делать не нужно. Компания должна будет только рассчитать прибыть по каждому учету, учитывая фактические расходы.
  • Бухучет вести кассовым методом. Тем компаниям, которые находятся на УСН и учитывают как доходы так и расходы в налоговом учете по факту оплаты применять такой способ выгодно. Так как два учета можно будет сблизить. Малым предприятиям можно выручку признавать в момент поступления оплаты от покупателя, а расходы – при погашении задолженности.
  • В учете применять упрощенные регистры и упрощенную отчетность. Для тех организаций, хозяйственных операций за месяц у которых немного, применять такой способ учета выгодно. Если операций в течение месяца менее 30, то их регистрируют в книге К-1, учет начислений по зарплате используется ведомость В-8. Если операций 30-100 в месяц, то учет ведется по ведомостям В-1-В-9. При этом каждая из них применяется для операций по одному счету. К примеру, В-3 – для затрат по производству, а В-9 для учета итогов. Малые организации отчетность в налоговую и статуправление вправе сдавать по упрощенным формам. К примеру, упрощенный баланс не содержит расшифровок показатели по уставному капиталу или прибыли (Читайте также статью ⇒ ).

Таким образом, для применения упрощенного учета нужно внести изменения в учетную политику с будущий год. Если поменять учетную политику на текущий год, компаниям придется пересчитать все показатели с начала года, при переходе на упрощенный бухучет с начала года делать этого не нужно.