Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

НДД – с третьей попытки. Налог на добавленный доход: что это значит для бюджета

2018 год принесет изменения в области законодательства Российской Федерации. Прежде всего, они коснутся налоговой сферы. Если быть конкретнее, реформе подвергнется:

  • существующий порядок начисления налога на добавленный доход (НДД) нефтедобывающих компаний;
  • порядок уплаты;
  • его размеры.

Законопроект, предусматривающий нововведения, может быть принят до конца текущего года. Сами же поправки вступят в силу лишь в следующем, 2018 году

Изменения в порядке начисления НДД направлены на снятие ряда льготных мер по отдельным месторождениям. Соответственно, ставки, с которых рассчитывается налог, будут приведены к базовым значениям.

Налог на добавленный доход в нынешней редакции закона пока существенно ограничивает Минфин РФ, но новый порядок его формирования может дать министерству право ликвидировать пошлину на экспортную российскую нефть. Специалисты считают, что такие новации могут пополнить федеральный бюджет на сумму в 600 млрд. рублей.

По итогам совещания под руководством Аркадия Дворковича, Министерство финансов получило предписание подготовить до 1 октября 2017 года проект закона, предусматривающего переход на новый порядок исчисления НДД. Тогда уже в 2018 году государство сможет ввести его в действие.

Протокол совещания позволяет сказать, что его участники смогли разрешить ряд довольно непростых противоречий, затрагивающих общегосударственные интересы и интересы самих нефтяников.

Так, например, может быть закончен длительный спор между Минфином и нефтедобывающими корпорациями относительно порядка взимания налога с денежного оборота каждого конкретного месторождения, а не с общего объема выкачанной и экспортированной нефти. С принятием пакета изменений в Налоговый кодекс эта проблема, возможно, утратит свою актуальность.

Проект реформы носит локальный характер и не предполагает глобальных изменений

Нынешние ставки пошлины на добычу полезных ископаемых (НДПИ) снизятся, но сам налог останется.

Основной целью внедрения НДД является лишь замена льгот в области экспорта нефти и ставок на добычу ископаемых для так называемых «гринфилдов» (новых участков нефтедобычи)

Кроме того, планируется распространить – в порядке эксперимента реформу на «браунфилды», то есть давние участки добычи с совокупным объемом добычи, составляющим 15 млн. тонн и меньше.

По сути, государство предлагает нефтяной отрасли своеобразный обмен: мы отменяем льготы, но вводим новый порядок расчета налога на добавленный доход с целым рядом послаблений. Подобный шаг в существующих экономических условиях для государства вполне оправдан.

Отменяя экспортную пошлину на нефть и заменяя ее НДД вместе с НДПИ, Минфин находит дополнительный источник финансирования бюджета.

Организационные и технические моменты

Одним из важных моментов спора нефтяников и власти была также возможность в добровольном порядке переходить на работу по новым правилам. Минфин хотел распространить реформу на все месторождения, где сейчас существует льготный порядок налогообложения, кроме тех, к кому до 2016 года уже применялись экспортные льготы.

Вице-премьер Дворкович выступил в защиту нефтяников, поэтому проект закона предусматривает возможность компаниям на протяжении всего 2018 года в добровольном порядке и самостоятельно решить данный вопрос.

При этом льготный порядок осуществления добычи нефти по нынешним пошлинам можно будет оформить вплоть до конца 2017 года. И, как сообщает, издание «Коммерсантъ», в соответствующие органы уже подано примерно пятнадцать заявок.

Впрочем, часть экспертов считает, что работники «нефтянки» с принятием нового налога, на самом деле, выиграют не так много

Ведь если государство отменит пошлину, то компании данной отрасли волей-неволей перейдут на измененный НДД, поскольку пользование льготным порядком ведения деятельности обессмыслится.

Наряду с перечисленными вопросами, стороны дискутировали также по вопросам техническим.

Так, например, было согласовано решение о пороговом значении выработки браунфилдов, начиная с которых, эти участки подпадают под действие реформы: это месторождения, разработанные от 20 до 80% (хотя изначально позиция Минфина базировалась на 25%-ом нижнем барьере).

Также Дворкович обязал профильное министерство озаботиться разработкой особого способа начисления НДД для самых молодых месторождений Западной Сибири, которые выработаны не более чем на 5%. Однако, как утверждает «Коммерсантъ», данный вопрос лоббируется компанией «ЛУКОЙЛ», пытающейся добиться льгот по НДД на месторождениях «Имилорское» и им.

Шпильмана, которые сегодня работают без всяких преференций. Эксперты ожидают, что решение вопроса не принесет желаемого результата нефтяной компании. Ведь принятие подобного закона прямо противоречило бы целям реформы, а именно – не допускать избирательных послаблений в отношении отдельных корпораций.

И все же между представителями госвласти и лидерами нефтяной отрасли остается ряд спорных и нерешенных вопросов:

  • во-первых, не ясно как будет формироваться налоговая база по новому НДД. Представители нефтяников хотят взять за основу конкретное месторождение, тогда как властные структуры видят в этом качестве лицензионный участок. Пока Минфин прорабатывает эту проблему на предмет возможных альтернативных решений;
  • во-вторых, неконкретизирован совокупный объем добычи нефти для браунфилдов, желающих участвовать в пилотном проекте налоговой реформы. Сторонами называются цифры в 10 и 15 миллионов тонн, но официального решения пока нет. Министерству поручено просчитать оба варианта и представить итоговое решение по данному вопросу вместе с окончательным вариантом законопроекта. Это значит, что у специалистов учреждения есть срок до октября нынешнего года.

В заключение можно сказать:

  1. Законопроект, предусматривающий реформу НДД, имеет все шансы для реализации.
  2. Это выгодно государству, так как позволяет разделить условия разработки конкретных месторождений и экспортную пошлину и, а впоследствии – и вовсе отменить последнюю.
  3. Не ухудшится и положение нефтяников. В ближайшей перспективе компаниям данной отрасли, так или иначе, но придется столкнуться с дополнительными и незапланированными расходами. Однако, соглашаясь на работу по новому НДД, они получат «прозрачную» и понятную систему налогообложения.
  4. С другой стороны, следует прислушаться к мнению аналитиков. Ряд специалистов настроен весьма скептически, ведь на какое-то время пополнения в госказну уменьшатся. Между тем, наполняемость федерального бюджета уже сегодня оставляет желать лучшего. Поэтому любые действия и реформы, которые – пусть даже в теории – могут еще больше его сократить, будут всячески оттягиваться и переноситься.

Видео-новость

Правительство одобрило реформу налогового законодательства для нефтяной отрасли, которая заработает в 2019 году. Доходы бюджета от введения нового налога, по оценке Минэнерго, составят почти 1 трлн руб.

Михаил Абызов (Фото: Станислав Красильников / ТАСС)

Законопроект о налоге на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли был одобрен правительством, рассказал журналистам министр Михаил Абызов, передает корреспондент РБК. Предполагается, что новый налоговый режим будет одобрен Госдумой в первом квартале 2018 года и вступит в силу с 1 января 2019 года, говорится в сообщении Минэнерго.

«Для отрасли это важный шаг, который позволит решить проблему поддержания уровня добычи в соответствии со стратегическими документами в условиях постоянно ухудшающегося качества минерально-сырьевой базы, в том числе с акцентом на зрелые месторождения в Западной Сибири. Новый налоговый режим учитывает как интересы отрасли, так и бюджета», — отметил первый замминистра энергетики Алексей Текслер.

Инициатива была одобрена «с учетом доппоручений по итогам совещания [у премьер-министра Дмитрия Медведева] в Ханты-Мансийске», — сказал Абызов. На совещании по развитию нефтяной отрасли и ее налоговому стимулированию с участием Медведева и глав нефтяных компаний, которое состоялось 21 ноября в ХМАО, министр энергетики Александр Новак позволит получить в 2019-2035 годах бюджетные отчисления почти на 1 трлн руб. и принесет 100 млн т дополнительной добычи нефти по сравнению с текущими объемами на проектах-пилотах (в 2016 году добыча на этих участках составила 14,7 млн т).

Нефтяные компании сейчас платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины. Эти налоги взимаются с выручки компаний. Реформа налога для нефтяных компаний предполагает частичную замену НДПИ новым налогом на добавленный доход. Ставка НДД составит 50%, а взимать его будут с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку. Переход на эту систему носит добровольный характер.

Налоговая реформа с введением НДД обсуждается минимум с 2012 года, но из-за разногласий Минфина и Минэнерго несколько раз откладывалась. В понедельник, 20 ноября, Текслер , что ведомства не успевают внести законопроект об НДД в Госдуму, чтобы он заработал с 1 января 2018 года, поэтому начало эксперимента перенесли на 2019 год. ​На совещании во вторник Новак заявил, чтоу​же сформирован перечень пилотных проектов по НДД в Западной Сибири из 35 лицензионных участков, разрабатываемых «Роснефтью», ЛУКОЙЛом, «Газпром нефтью», «Сургутнефтегазом» и независимыми нефтяными компаниями.

Как следует из письма Текслера в Минфин от 20 октября (копия есть у РБК, источник в правительстве подтвердил его подлинность), 15 из 35 пилотных проектов достались «Роснефти». Большинство из них находится в ХМАО, и только участки «Газпром нефти» — в Ямало-Ненецком автономном округе. Согласно письму Текслера, совокупный уровень добычи по участкам «Роснефти» в 2016 году составил 6,13 млн т, ЛУКОЙЛа (семь участков) — 2,73 млн т, «Сургутнефтегаза» (шесть участков) — 2,32 млн т, «Газпром нефти» (четыре участка) — 2,77 млн т. В эксперимент также попали один участок «РуссНефти» (добыча в 2016 году составила 0,067 млн т) и два участка независимых компаний с совокупным объемом добычи 0,74 млн т нефти.

Ранее газета « » и источники РБК , что переход на НДД сильно зависит от позиции «Роснефти». Но в итоге «Роснефть» по НДПИ для одного из своих крупнейших месторождений — Самотлора — в размере 350 млрд руб. за десять​ лет. Взамен компания обязалась увеличить добычу на 50 млн т за этот срок (на 5 млн т ежегодно). А трем крупнейшим после «Роснефти» нефтяным компаниям (ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть»), которые добивались аналогичных льгот для своих обводненных месторождений, было отказано. Минфин , чтобы оценить эффект от льгот для Самотлора. ​

В ближайшие три—пять лет введение НДД принесет меньше выпадающих доходов для бюджета, чем если бы правительство одобрило льготы по обводненным месторождениям для всех желающих компаний, отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. А в дальнейшем доходы бюджета увеличатся, считает он. К тому же, по мнению Полищука, в среднесрочной перспективе НДД для нефтяников выгоднее, чем точечные льготы.

Если эксперимент оправдает себя, то НДД будет понятным механизмом налогообложения по всей отрасли, позволяющим прогнозировать инвестиции в разного рода проекты, вне зависимости от региона и обводненности месторождения, заключает эксперт.

По мнению главного экономиста Vygon Consulting Сергея Ежова, механизм налога на дополнительный доход, хотя и является более прогрессивным, не отменяет необходимость льгот. Пока речь идет о применении НДД только к ограниченному количеству проектов, напоминает он: решение же объективно существующих проблем сверхвысокого налогообложения отложено.

Минфин разработал свой вариант фискальной реформы для нефтяников — налог на добавленный доход. Как сообщает газета «Ведомости», министерство уже разослало параметры планируемых изменений в компании и профильные ведомства. С прошлого года в правительстве обсуждается альтернативный законопроект — налог на финансовый результат. На его введении настаивает Минэнерго. Сбор уже собираются внедрить на 16 пилотных месторождениях. Однако в Минфине считают это комплексным решением. Финансовое ведомство настаивает на плавном введении НДД для всех проектов.

Ставка налога на добавленный доход будет фиксированной — 70%. Сбор будет взиматься с расчетной выручки компаний от добычи сырья с вычетом транспортных затрат, экспортной пошлины, НДПИ, операционных расходов и инвестиций. Компаниям придется платить налог только когда окупятся все затраты на месторождение. Помимо этого, фирма должна получать фиксированную доходность по денежному потоку от 6%. НДД применим ко всем проектам, но затраты на приобретение месторождения будут учитываться только для новых. Также вводится ограничение издержек. За период они не должны превышать $20 за баррель. Это условие смягчит возможность переноса затрат на следующий период. Для компаний сохранятся экспортная пошлина, налог на прибыль и НДПИ, но в измененном виде: стартовая ставка составит 30%. Однако при достижении положительной базы по НДД она повышается до 40%.

Ранее предполагалось, что и налог на финрезультат, и налог на добавленный доход заменят НДПИ. Таким образом, новый сбор будет учитывать доходы нефтяных компаний, а не стоимость добытых полезных ископаемых. Налог на добавленный доход — это хорошее предложение для нефтяников даже при частичном сохранении НДПИ. Это отметил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Это неплохой вариант. Да, НДПИ сохраняется, но фактически он является некой составной частью этого НДД, и НДД у нас возникает только при достижении определенных параметров по денежному потоку. В условиях, когда цены на нефть изменяются в очень большом диапазоне, тяжело прогнозировать свои инвестиции, эти изменения будут даже неплохими, особенно в части старых месторождений, потому что там учитываются исторические затраты. Этот механизм позволит более эффективно добывать на этих месторождениях», — уверен Фролов.

Предлагаемый Минфином вариант налога на добавленный результат нельзя считать полностью доработанным. В этом уверен управляющий директор компании VYGON Consulting Григорий Выгон.

«Сейчас очень много будет зависеть от реакции компаний. Если им все в целом понравится, то в таком виде законопроект может быть внесен в Госдуму и принят. Там есть, конечно, ряд вопросов по квотированию, определенным параметрам. На мой взгляд, все-таки повторяется предыдущая ошибка. Вместо того, чтобы оценить реальный эффект для отрасли и для бюджета, предлагается некий вариант, который может устроить компании. Так было в случае с НФР. Это не системная работа», — пояснил Выгон «Коммерсантъ FM».

Как отмечает газета «Ведомости», «Роснефть», «Газпром нефть» и «Башнефть» пока изучают эффект от новых параметров закона Минфина. Однако представители двух последних компаний заявили изданию, что Минфин не должен забывать и про стимулы отрасли.

Правительство с учетом доппоручений одобрило законопроект о новой системе налогообложения нефтяной отрасли, передает ТАСС со ссылкой на министра по вопросам открытого правительства Михаила Абызова.

Проект закона о налоге на добавленный доход (НДД) одобрен по итогам доклада министра энергетики РФ Александра Новака и предложений Минэнерго по вопросу введения НДД на совещании о развитии нефтяной отрасли России под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева.

Законопроект разрабатывается несколько лет. Его необходимость обосновывается тем, что условия работы нефтяных компаний ухудшаются по объективным геологическим причинам. Законопроект предусматривает добровольный переход на НДД для двух групп пилотных проектов. Первая группа - это новые месторождения (гринфилды) в новых регионах. Вторая группа - зрелые месторождения (браунфилды) в Западной Сибири с совокупной добычей по всем месторождениям не более 15 млн тонн нефти в год.

"Для сохранения стабильного уровня добычи и поступлений компании должны иметь стимул для поддержания инвестиционной активности, иметь достаточно привлекательные условия для этого. При этом основной нефтедобывающий регион - Западная Сибирь, где сосредоточено более 60% от всех нефтяных запасов страны и имеется развитая инфраструктура, находится в стадии стагнирующей добычи", - пояснил глава Минэнерго Александр Новак суть нового закона.

"Снижается дебит на действующих месторождениях при росте обводненности на старых скважинах. Для поддержания добычи приходится бурить намного больше и глубже: средняя глубина выросла на 162 м с 2012-го по 2016 год, а общая проходка за пять лет выросла на 22%. При этом также растет количество ГТМ, необходимых для обеспечения экономически обоснованных дебитов - количество ГРП выросло в 1,4 раза за пять лет", - сообщил министр правительству.

В сложившейся ситуации, по мнению Минэнерго, необходимо менять принципы налогообложения нефтяной отрасли с сохранением общего уровня бюджетных поступлений.

"Очевидно, что изъятие природной ренты с помощью оборотных фискальных инструментов - НДПИ и экспортной пошлины - не оказывает стимулирующего влияния на повышение коэффициента извлечения нефти. Оно просто не оставляет средств для инвестирования в новые эффективные технологии. В этой связи целесообразно введение новой системы налогообложения нефтяной отрасли, основанной на экономических показателях разработки месторождений, привязанной к финансовому результату, т. е. принятие законопроекта, предусматривающего введение НДД", - отметил глава Минэнерго России.

НДД будет распространяться на четыре группы месторождений, базой для исчисления налога станет расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче углеводородного сырья на лицензионном участке, уменьшенная на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов и т. д.

При этом, по оценке Минэнерго, выпадающие доходы бюджета будут наблюдаться только в течение первых двух лет, а на четвертый год они будут полностью компенсированы.

Минэнерго рассчитывает, что пилотный проект по НДД запустят с 1 января 2018 года и после введения НДД годовая добыча нефти в России увеличится на 60 млн тонн к 2036 году. Заявки на участие в пилотном проекте по переводу месторождений на НДД подали "Газпромнефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз" и "РуссНефть".

В 2018 году в РФ состоится очередная налоговая реформа. На этот раз она коснется нефтяной отрасли, а именно налога на добавленный доход нефтяников. Сам законопроект могут принять уже в нынешнем году, но законную силу он получит только в следующем.

Новый порядок начисления НДД подразумевает смену существующих льготных условий для некоторых месторождений на определенные налоговые ставки НДД, которые будут взиматься с общего финансового потока.

Сам НДД пока имеет ограниченное влияние, но принятие нового варианта его начисления предоставит Министерству финансов возможность убрать пошлину на экспорт российской нефти. По мнению экспертов, такое нововведение должно привнести в бюджет РФ дополнительную прибыль в размере 600 миллиардов рублей.

Суть вопроса и порядок его реализации

Согласно результатам совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича, Минфин должен разработать проект закона о переходе на новый налог на добавленный доход до первого октября, а его официальное действие начнется с .

Если судить по протоколу совещания, на нем удалось решить ряд особо спорных вопросов между государством и нефтедобытчиками.

Большая часть принятых решений должна положительно сказаться на работе последних. В частности, МФ и нефтяные компании уже несколько лет не могут прийти к единому решению, каким образом взимать налог не с общих объемов добытой и экспортированной нефти, а с финансовых оборотов каждого отдельно взятого месторождения.

Теперь появилась реальная надежда на то, что данный спор, в конце концов, разрешиться на условиях, устраивающих обе стороны.

Новая реформа не будет нести глобальный характер. Существующий на добычу полезных ископаемых снизят, но он все равно останется. Роль НДД заключается только в замене экспортных льгот и НДПИ для недавно открытых участков нефтедобычи (гринфилдов).

Кроме того, планируется создать несколько экспериментальных проектов по внедрению реформы на давно работающих участках (браунфилдах), которые не имеют льгот, но при этом совокупный годовой объем их добычи меньше или равен 15 миллионов тонн.

Фактически государство предложило нефтяникам обменять льготные условия на введение НДД с определенными послаблениями.

Такой шаг очень важен для Министерства финансов, так как позволит в ближайшее время полностью отменить пошлину на экспорт нефти, переведя ее в формат НДПИ или НДД. Как следствие бюджет получит достаточно серьезную статью дополнительных доходов.

Организационные и технические моменты

Еще одним важным моментом спора была возможность добровольного перехода на новые условия работы. Позиция Минфина заключалась в реформировании всех льготных месторождений, кроме тех, кто уже пользовался экспортной льготой до 2016 года.

Нефтяные компании хотели сохранить за собой право выбора между внедрением НДД и сохранением имеющихся льгот. Вице-премьер встал на защиту интересов нефтяников, поэтому в течение всего 2018 года они смогут самостоятельно решать этот вопрос. Причем льготы все еще можно будет оформлять до конца 2017 года. По данным издательского дома «Коммерсантъ», уже подано около пятнадцати заявок.

Как считают некоторые аналитики, реальный выигрыш работников нефтяной отрасли здесь невелик. В случае полной отмены пошлины, нефтяники будут вынуждены принять НДД, так как льготы просто потеряют смысл.

Помимо выше перечисленного, обсуждались также некоторые вопросы технического плана. Было решено установить уровень выработки браунфилдов, дающий им право участвовать в экспериментальных проектах, в диапазоне от 20 до 80 процентов. Министерство предлагало нижний порог поднять до 25 процентов.

Параллельно Дворкович обязал Минфин разработать специальный порядок начисления НДД для западносибирских месторождений с выработкой менее пяти процентов. Из полученной «Коммерсантъ» информации следует, что речь идет в основном о попытке компании «ЛУКОЙЛ» внедрить НДД на Имилорском месторождении, а также месторождении им. Шпильмана, которые льготных условий сейчас не имеют. Поэтому нефтекомпании попросту нечего предложить взамен.

Скорее всего, данный вопрос не решится в пользу «ЛУКОЙЛ», так как он противоречит сути законопроекта, заключающейся в недопустимости выдачи льгот избирательным образом.

Несмотря на плодотворную работу чиновников Министерства и представителей нефтяной отрасли некоторые вопросы все еще несут спорный характер.

Первое, каким образом будет определяться налоговая база по НДД. Нефтяники хотят производить расчет по конкретному месторождению, а Минфин – по лицензионному участку. Этот момент по поручению Дворковича должен быть отдельно проработан финансовым ведомством.

Второе, какой итоговый объем нефтедобычи предусматривают пилотные проекты для браунфилдов. Здесь мнения разделились между 10 миллионами тонн (Минфин) и 15 миллионами тонн (нефтяники). Министерству поручено рассчитать оба варианта и предоставить результаты вместе с законопроектом. Поэтому окончательного решения следует ждать не ранее октября текущего года.

Подводя итог, можно сказать, что новый законопроект об НДД теперь действительно может воплотиться в жизнь, так как дает возможность государству отделить льготные условия для конкретных месторождений от судьбы пошлины на экспорт нефти. И как результат в будущем полностью убрать эту самую пошлину.

С другой стороны, нефтяным компаниям в ближайшие несколько лет все равно будут грозить внеплановые расходы, но при этом они получают более конкретную и прозрачную, чем сейчас, систему налогообложения. Правда, многие аналитики смотрят на это с большой долей скептицизма, ведь при текущей скудности бюджета любые меры, которые даже в теории могут ему навредить, будут обязательно переноситься или откладываться на неопределенное время.