Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Колониальная эксплуатация народов азии и африки. Пути развития стран азии, африки и латинской америки

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников. Разные авторы имеют различные взгляды на те или иные обстоятельства, но их объединяют факты, которые так или иначе должны быть рассказаны. В мировой истории известны феномены, которые появлялись один раз и надолго, и другие, появлявшиеся несколько раз, но на короткие периоды. Один из таких феноменов - колониальная система. В статье мы расскажем, что это такое, где она была распространена и как ушла в прошлое.

Что такое колониальная система?

Мировая колониальная система, или колониализм - это ситуация, когда развитые в промышленном, культурном, экономическом аспекте страны господствуют над остальным миром (менее развитыми странами, или странами третьего мира).

Господство обычно устанавливалось после вооруженных нападений и подчинения себе государства. Выражалось в насаждении экономических и политических принципов и правил существования.

Когда это было?

Зачатки колониальной системы появились в 15 веке в эпоху Великих географических открытий вместе с открытием Индии и Америки. Тогда коренным народам открытых территорий пришлось признать технологическое превосходство иноземцев. Первые настоящие колонии были образованы Испанией в 17 веке. Постепенно начали захватывать и распространять свое влияние Великобритания, Франция, Португалия, Нидерланды. Позднее к ним присоединились США и Япония.

К концу 19 века большая часть мира была поделена между великими державами. Россия активно в колонизации не участвовала, но некоторые соседние территории также подчинила себе.

Кто кому принадлежал?

Принадлежность к той или иной стране определяла ход развития колонии. Насколько была распространена колониальная система, таблица, приведенная ниже, расскажет лучше всего.

Принадлежность к странам-колонизаторам
Государства-метрополии Государства-колонии Время выхода из под влияния
Испания Страны Центральной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии 1898 г.
Португалия Юго-Западной Африки 1975 г.
Великобритания Британские острова, Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии, Индия, Австралия и страны Океании
Франция Страны Северной и Центральной Америки, Северной и Ближнего Востока, Океании, Индокитай Конец 40-х - начало 60-х гг. XX в.
США Страны Центральной и Южной Америки, Океании, Африки Конец XX в., некоторые страны не вышли из-под влияния до сих пор
Россия Восточная Европа, Кавказ и Закавказье, Дальний Восток 1991 г.

Были и более мелкие колонии, но из таблицы видно, что не подверглись ничьему влиянию разве что Антарктида и Антарктика, потому что на них не было сырья и платформы для развития промышленности, экономики, да и жизни в целом. Управлялись колонии через назначенных правителем страны-метрополии губернаторов либо через постоянное посещение им же колоний.

Характерные особенности периода

У периода колониализма есть свои характерные особенности:

  • Все действия направлены на установление монополии в торговле с колониальными территориями, т. е. страны-метрополии хотели, чтобы колонии устанавливали торговые отношения только с ними и ни с кем больше,
  • вооруженные нападения и разграбление целых государств, а затем подчинение их себе,
  • использование феодальных и рабовладельческих форм эксплуатации населения стран-колоний, которые превращали их чуть ли не в рабов.

Благодаря такой политике у стран, которые владели колониями, быстро появились запасы капитала, что позволило им выйти на лидирующие места на мировой арене. Так, именно благодаря колониям и их финансовым средствам Англия стала самой развитой страной того времени.

Как распалась?

Колониальная распалась не сразу, одномоментно. Этот процесс происходил постепенно. Основной период потери влияния над странами-колониями пришелся на окончание Второй мировой войны (1941-1945 гг.), т. к. люди поверили в то, что можно жить без гнета и контроля со стороны другой страны.

Где-то выход из-под влияния происходил мирным путем, с помощью договоренностей и подписания соглашений, а где-то - через военные и повстанческие действия. Некоторые страны Африки и Океании до сих пор находятся под властью США, но уже не испытывают такого гнета, как это было в 18-19 веках.

Последствия колониальной системы

Колониальную систему сложно назвать однозначно позитивным или негативным явлением жизни мирового сообщества. Она имела как положительные, так и отрицательные стороны как для государств-метрополий, так и для колоний. Распад колониальной системы привел к определенным последствиям.

Для метрополий они были следующими:

  • падение собственных производственных мощностей из-за обладания рынками и ресурсами колоний и, поэтому отсутствия стимулов,
  • вложение капиталов в колонии в ущерб метрополии,
  • отставание в конкурентной борьбе и развитии от других стран из-за повышенной заботы о колониях.

Для колоний:

  • разрушение и потеря традиционной культуры и жизненного уклада, полное истребление некоторых народностей;
  • опустошение природных и культурных запасов;
  • уменьшение численности местного населения колоний за счет нападений метрополий, эпидемий, голода и т. д.;
  • появление своей промышленности и интеллигенции;
  • появление основ для будущего самостоятельного развития страны.

Более серьезные предпосылки модернизации существовали в странах Латинской Америки. Колониальная зависимость от Испании и Португалии была ликвидирована там еще в начале XIX века. После войны за независимость (1816), освободилась Аргентина, в 1821 г. -- Мексика, в 1824 г. -- Перу, независимость в 1822 г. получила и Бразилия, хотя до 1889 г. она оставалась монархией под властью сына, а затем внука короля Португалии.

В 1823 г. США приняли «Доктрину Монро», провозглашавшую недопустимость вмешательства европейских держав в дела американских государств. Благодаря этому опасность повторного колониального завоевания Латинской Америки исчезла. США, располагавшие обширной и еще не полностью освоенной территорией, ограничились аннексией части территории Мексики и установлением контроля над зоной Панамского канала, которая ранее принадлежала Колумбии.

К началу XX века, благодаря притоку капиталов из США, отчасти из Англии, во многих латиноамериканских странах была создана развитая сеть железных дорог. Только на Кубе ее протяженность оказалась большей, чем во всем Китае. Быстро росла добыча нефти в Мексике и Венесуэле. Горнодобывающая промышленность развивалась в Чили, Перу и Боливии, хотя в целом преобладала аграрная ориентация экономики.

Характерной чертой Латинской Америки было существование крупных помещичьих хозяйств -- латифундий, производивших для рынков развитых стран кофе, сахар, каучук, кожи и т.д. Местная промышленность была развита слабо, основные потребности в промышленных товарах удовлетворялись за счет их ввоза из индустриальных стран. Тем не менее, в начале XX века в ряде латиноамериканских государств (Аргентине, Чили) уже получило развитие профсоюзное движение, сложились политические партии.

Традиционализм в Латинской Америке носил специфический характер. Историческая память о традициях в государствах доколумбовой цивилизации, уничтоженных европейскими колонизаторами еще в XVI веке, сохранялась лишь в отдельных труднодоступных районах. Большую часть населения составляли исповедующие католическую религию потомки детей от смешанных браков коренного населения, индейцев, переселенцев из стран Европы, рабов, вывезенных из Африки (метисы, мулаты, креолы). Лишь в Аргентине численно преобладали выходцы из стран Европы.

Устойчивой традицией, сложившейся со времени войн за независимость, была особая роль армии в политической жизни. Существование диктаторских режимов, опиравшихся на армию, отвечало интересам прежде всего помещиков-латифундистов. Они сталкивались с протестом работников плантаций против низкой оплаты труда и тяжелых его условий, использования латифундистами внеэкономических, феодальных методов принуждения к труду.

Плантаторы и военные чаще всего проявляли незаинтересованность в каких-либо переменах. Неудовлетворенность аграрно-сырьевой ориентацией латиноамериканских стран на мировом рынке проявляла в первую очередь укрепляющая позиции национальная торговая и промышленная буржуазия.

Символом грядущих перемен в Латинской Америке стала мексиканская революция 1910--1917 гг., в которой войну безземельного крестьянства против латифундистов поддержала буржуазия с ее стремлением к утверждению демократии. Несмотря на военное вмешательство США в события в Мексике, итогом революции стало принятие компромиссной демократической конституции 1917 г., установившей в Мексике республиканский строй. Он сохранялся, в отличие от других латиноамериканских стран, неизменным на протяжении всего XX века.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из ноты правительства США правительству Великобритании по поводу политики «открытых дверей» в Китае, 22 сентября 1899 г.:

«Искреннее желание моего правительства заключается в том, чтобы интересам его граждан в пределах соответствующих сфер интересов в Китае не было причинено ущерба исключительными мерами любой из контролирующих держав. Мое правительство надеется сохранить в них открытый рынок для торговли всего мира,

устранить опасные источники международного раздражения и тем самым ускорить объединенные действия держав в Пекине, чтобы провести административные реформы, столь настоятельно необходимые для усиления императорского правительства и сохранения целостности Китая, в чем, по его мнению, весь западный мир одинаково заинтересован. Оно полагает, что достижение этого результата может быть в значительной степени продвинуто и обеспечено декларациями различных держав, претендующих на сферы интересов в Китае <...> следующего по существу содержания:

  • 1) что она не будет никоим образом затрагивать прав договорных портов или узаконенных интересов в пределах так называемой сферы интересов или арендованной территории, которые она может иметь в Китае;
  • 2) что действующий китайский договорный тариф будет одинаково применяться во всех портах, находящихся в пределах упомянутой сферы интересов (за исключением свободных портов), ко всем товарам, независимо от национальной принадлежности. Что взимаемые таким образом пошлины должны взыскиваться китайским правительством;
  • 3) что в портах, находящихся в пределах этой сферы, она будет взимать не более высокие портовые сборы с судов иной национальности, чем с судов своей собственной, и что на железных дорогах, построенных, контролируемых или эксплуатируемых в пределах ее сферы, не будут установлены более высокие тарифные ставки на товары, принадлежащие подданным или гражданам других национальностей, чем те, которые взимаются на подобные же товары, принадлежащие собственным гражданам данной державы и перевозимые на равные расстояния».

Из революционной листовки ихэтуаней во время восстания в Северном Китае (1900).:

«Иностранные дьяволы явились со своим учением, и число обращенных в христианство, римско-католиков и протестантов с каждым днем все увеличивается. Эти церкви не имеют родственных связей с нашим учением, но, благодаря своей хитрости, они привлекли на свою сторону всех алчных и корыстолюбивых и в необычайных размерах совершали притеснения, пока всякий честный чиновник не был подкуплен и не сделался их рабом в надежде на иностранное богатство. Так-то были основаны телеграфы и железные дороги, стали фабриковаться иностранные ружья и пушки, и различные мастерские служили усладой для их испорченной натуры. Иностранные дьяволы находят превосходными локомотивы, воздушные шары и электрические лампы Хотя они и ездят на носилках, не соответствующих их рангу, все же Китай считает их варварами, которых Бог осуждает и посылает на землю духов и гениев для их истребления».

Из заключительного протокола между Китаем и иностранными державами в связи с подавлением восстания ихэтуаней, 7 сентября 1901 г.:

«Статья 5. Китай согласился запретить ввоз в свои владения оружия и боевых припасов, а равно и материала, предназначенного исключительно для производства оружия и боевых припасов. Императорским указом от 25 августа 1901 г. было постановлено запретить такой ввоз в течение двух лет. Новые указы могут быть изданы впоследствии, чтобы продолжить этот срок через каждые два года, в случае если державы найдут это необходимым. Статья 6. Императорским указом от 22 мая 1901 г. его величество император Китая обязался уплатить державам вознаграждение в четыреста пятьдесят миллионов хайгуанских лан (таэлей) <...> Эта сумма будет приносить 4% годовых, а капитал будет уплачен Китаем в 39 лет <...>

Статья 7. Китайское правительство согласилось считать квартал, занимаемый миссиями, специально предназначенным для их пользования и поставленным под охрану их собственной полиции;

в этом квартале китайцы не будут иметь права селиться <...> Статья 8. Китайское правительство согласилось срыть форты в Та-ку, а равно те, кои могут помешать свободному сообщению между Пекином и морем. Во исполнение сего были приняты меры. Статья 10. Китайское правительство взяло на себя напечатание и обнародование в течение двух лет во всех городах провинций следующих императорских указов:

  • а) указ от 1 февраля 1901 года, запрещающий под страхом смертной казни принадлежать к антиевропейской партии;
  • б) указы от 13 и 21 февраля, 29 апреля и 19 августа 1901 года, содержащие перечень наказаний, к которым присуждены виновные <...>
  • д) указ от 1 февраля 1901 года, коим объявляется, что все генерал-губернаторы, губернаторы и провинциальные или местные должностные лица отвечают за порядок в их округах и что в случае новых антиеевропейских беспорядков или других нарушений трактатов, которые не будут немедленно подавлены и за которые виновные не понесли наказания, эти должностные лица будут немедленно отставлены без права занять новые должности и получать новые почести».

Из работы Д. Неру «Взгляд на всемирную историю». 1981. Т. 1. С.472,475,476:

«Одной из целей, к которой последовательно стремилась английская политика в Индии, было создание имущего класса, который, будучи креатурой англичан, зависел бы от них и служил бы им опорой в Индии. Англичане поэтому укрепили позиции феодальных князей и создали класс крупных заминдаров и талукдаров и даже поощряли социальный консерватизм под предлогом невмешательства в дела религий. Все эти имущие классы были сами заинтересованы в эксплуатации страны и вообще могли существовать только благодаря такой эксплуатации <...> В Индии постепенно сложился средний класс, накопивший некоторый капитал, чтобы вложить его в дело <...> Единственным классом, чей голос был слышен, являлся новый средний класс; детище, родившееся фактически от связи с Англией, начинало ее критиковать. Этот класс рос, и вместе с ним росло национальное движение».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • 1. Объясните, как вы понимаете термин «традиционализм».
  • 2. Охарактеризуйте изменения, происшедшие в колониях и зависимых странах в результате создания колониальных империй.
  • 3. Существует утверждение, что колониализм принес странам Азии и Африки больше позитивных изменений, чем негативных. Обдумайте и обоснуйте свою точку зрения на данное утверждение.
  • 4. Приведите примеры массовых антиколониальных выступлений: что было общей их чертой, что их отличало по целям, направленности, средствам борьбы?
  • 5. Раскройте на примерах истории Японии, Китая, Индии и других стран особенности и последствия попыток модернизации в колониальных и зависимых странах. Объясните свое понимание слов «стихийный традиционализм масс «.
  • 6. Назовите характерные черты модернизации стран Латинской Америки.

п.1 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 195

Вопрос. В чём состоят особенности колониальной политики европейских государств? Сформулируйте понятие «европейский колониализм».

Европейский колониализм - система территориальных захватов более развитыми в экономико-политическом, техническом, военном отношениях государствами стран с неразвитой государственностью или вовсе без таковой, а также основанная на этих захватах система политического господства и экономической эксплуатации.

п.2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 199

Вопрос. На основе параграфов, посвящённых истории стран Востока, расскажите, как колонизаторы учитывали особенности традиционных обществ стран Востока.

Черты традиционного общества: основу экономики составляет сельское хозяйство; государство и его структуры играют определяющую роль во всех преобразованиях, регламентируют жизнь общества; сохраняются и поддерживаются пережитки сословного строя (кастовая система в Индии); отношения между людьми регулируются в большей мере обычаями и традициями, а не законом; велика роль религии (в Индии – индуизм, в Китае – конфуцианство, в исламских странах Коран определяет нормы поведения). Традиционным считается общество, не вступившее на путь индустриализации, сохраняющее черты привычного уклада.

п.3 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 202

Вопрос. Изменения в традиционном укладе общества, происходившие под влияниям колониальной политики государств Запада, соотнесите с соответствующими положениями на схеме. Пункты схемы, не развёрнутые в тексте учебника, прокомментируйте самостоятельно.

Предпосылки модернизации в странах Азии:

Разорение ремесленников и мануфактуры, крестьяне лишаются земель все это приводит к разорению крестьянских общин и росту числа свободных рук;

Дешевая рабочая сила обслуживает экономику метрополии, возникает буржуазия, заинтересованная в сотрудничестве с метрополиями;

К управлению колониями, сбору налогов привлекаются местные чиновники, таким образом складывается слой знати чиновничества, получивших европейское образование;

С привлечением капитала строятся ж\д дороги, промышленные предприятия;

Протест против колонизаторов выливался в восстания, которые подавлялись, у образованной части населения складывается убеждение, что реальная независимость невозможна без осуществления модернизации;

Модернизация не возможна без передовых достижений науки, образования и пр.

Вопросы и задания к параграфу стр. 202

Вопрос 1. По тексту параграфа заполните таблицу «Последствия колониальной политики для метрополий и колоний». Объясните, почему результаты колониализма оказались разными для стран Европы, США и Японии.

Вопрос 2. По таблице обобщите последствия колониализма для метрополий и колоний к началу XX столетия.

Последствия колониализма для метрополий:

Положительные Продажа товаров на колониальных рынках давала большие прибыли. В Европу поступало дешевое сырье и аграрная продукция из колоний. Прибыли, от колоний, позволяли повышать зарплату и улучшать условия работы наемным работникам в метрополии. Европейская культура обогатилась ценностями восточных культур.

Отрицательные В колонии вкладывались капиталы, которые могли использоваться в самой метрополии. Производительность труда падала, ассортимент продукций не обновлялся. К началу ХХ века в Англия и Франции замедлились темпы развития. Страны без колоний развивали своё производство с передовой техникой. В метрополиях распространялись идеи расизма.

Последствия колониализма для стран Азии:

Отрицательные Разрушение традиционного уклада. Разорение местных ремесленников и крестьян. Специализация сельского хозяйства на выращивании нескольких культур. Тяжелое налоговое бремя. Жестокая эксплуатация рабочей силы. Бедность и бесправие основной части населения.

Положительные Колонизаторы вкладывали средства в развитие территорий, строили железные дороги, разрабатывали сырьевые ресурсы, создавали сферу услуг. Формировалась местная интеллигенция, получавшая доступ к европейскому образованию. Складывалась прослойка местных предпринимателей.

Колониализм и его последствия оказали противоречивое воздействие на колониальные и зависимые страны. Проводимая большинством восточных правителей политика изоляции стран приводила не только к экономическому отставанию и внешней зависимости, но и к обострению внутренних противоречий. Страны Востока сотрясали внутренние восстания и мятежи. Ожесточенная борьба за власть приводила к многочисленным кровавым конфликтам. Вмешательство европейских колонизаторов в развитие азиатских стран разрушало наиболее устаревшие уклады, стимулировало внутренние развитие этих стран, способствовало распространению образования и медицины. Колонизаторы не ставили своей целью уничтожение религии и культуры народов Азии.

Вопрос 1. В тексте источника выделите действия колонизаторов по распространению * западной культуры и действия, разрушавшие традиционный уклад жизни колониальных стран.

Действия по распространению западной культуры: построили ж\д, больницы, обеспечили поддержание надлежащего санитарного состояния, внедрили справедливое судопроизводство и образование;

Действия, разрушавшие традиционный уклад: искоренили полигамию и самосожжение вдовы вместе с трупом мужа, отменили работорговлю.

Вопрос 2. Почему «европейские империалисты» расценивали колониальную политику как «бремя белого человека»?

Европейцы расценивали колониальную политику как «бремя белого человека», так как считали, что просвещали народы, живущие во мраке и невежестве, развивали их и защищали.

Вопрос 3. Какие неприглядные намерения лежали в основе колониальной политики государств Запада?

В основе колониальной политике лежали намерения получения прибыли для себя в первую очередь.

Историческая роль белого человека очень важна, он несет цивилизаторскую миссию, ведущую к модернизации, которая не возможна без передовых достижений науки, образования и пр.

Предмет : история стран Азии и Африки, где в настоящее время проживает большая часть населения нашей планеты. История народов Востока традиционно рассматривается во взаимосвязи с историей всех народов мира, поскольку является частью всемирной истории.

Изучение основных процессов, происходящих в странах Азии и Африки в новейшее время, базируется на четырех основных принципах:


· взаимосвязь и взаимозависимость;

· особое место в общем контексте мирового развития («догоняющее развитие»);

· специфичность;

· неравномерность.


В связи с этим наиболее обоснованным представляется деление мира на Запад и Восток, Цивилизацию и Традицию.

Периодизация

Ø Формационный подход (история развивается по формациям: первобытнообщинное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое)

! этот принцип не отличает разнообразия

Ø Формационно-цивилизационный подход (развитие по трем периодам):

1. 16-17 вв. «этап узнавания»

Первоначально отношения Европы с Востоком складывались как система равных сил – отношения «узнавания». Великие географические открытия данного этапа способствовали созданию цивилизационных связей.

2. начало 18-конец 19 вв. «этап включения»

Происходит интеграция систем → более сильная мировая система капитализма поглотила старую аграрную систему государств Востока. В одних странах это приобреталоформу колониализма, в других – полуколониализма.

Восток оказался включеннымв мировую систему на уровне экономического подчинения в течение длительного времени.

3. конец 19-20 вв. «этап функционирования»

«Функционирование» стран Азии и Африки шло в рамках одной мировой экономической системы.

Три основные фазы :

· фаза национальных революций (конец 19 в. –1945 г.) -становление национальной независимости, национального суверенитета;

· фаза политическихреволюций (1945 г. – 80-е гг. 20 в.) - защита национального суверенитета, становление жестких режимов, создание политических систем, функционировавших в рамках тоталитарных режимов, НО! постепенно начинали вырабатываться формы демократических обществ;

· фаза либерализации (1980-е гг. – конец 20 в.)-становление демократии, ослабление тоталитаризма, рождение новой экономической системы, основанной на либерализации общества в целом.Именно на этом этапе начали проявляться особенности развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Для объективного анализаисторического развития освободившихся стран во второй половине 20 в., необходимо более подробно остановиться на понятии«колониализм» . На современном уровне смещается акцент с понимания колониализма как процесса ослабления стран Азии и Африки и их освободительной борьбы на модернизационный подход.

Колониализм стал рассматриваться как процесс, способствовавший переходу традиционных обществ к капитализму, интеграции их в мировой рынок (формирование и функционирование в рамках этого рынка), модернизации (политической, социальной, культурной). Колониализм ускорил экономической развитие колоний, которое шло быстрее, чем полуколоний.

Однако с середины 20 в. экономическая значимость колоний для метрополий стала падать+ НТП привел к коренным сдвигам в мировой системе разделения труда и подорвала систему колониализма: метрополии стали обращать внимание на интенсификацию собственного хозяйства → иметь колонии стало невыгодно.

Национально-освободительная борьба

Все эти процессы привели к крушению мировой колониальной системы.

Надо ли европейцам извиняться за колониализм?

Покаяние в «грехе колониализма» в последнее время стало одним из элементов европейской политкорректности, следование которой считается на Западе проявлением «хорошего тона». Это «покаяние» часто имеет и вполне практически последствия - так, к примеру, недавно Италия выплатила Ливии 5 миллиардов долларов в качестве компенсации за ущерб, нанесенный тремя десятилетиями колониального владычества (1912-1945).

Очень соблазнительно пойти вслед за президентом Венесуэлы Уго Чавесом и активистами многих индейских организаций в обеих Америках и объявить 12 октября - годовщину прибытия кораблей экспедиции Христофора Колумба в Новый Свет (1492 г.) - днём памяти жертв геноцида народов колоний. В американских государствах этот день давно отмечается как национальный праздник - День открытия Америки. Однако в последние годы он стал приобретать другое звучание. В той же Венесуэле с 2002 года эта дата отмечается как День индейского сопротивления. Чавес призывает Европу и США принести публичные извинения перед коренными народами американского континента за геноцид. Аналогичные идеи давно высказывают и разные политические деятели в Африке, Азии и Океании.

Подобные призывы звучат достаточно убедительно. Наше историческое сознание впитало в себя представления о разрушенных европейскими колонизаторами высокоразвитых цивилизациях Нового Света, о миллионах индейцев, погибших от руки европейцев или умерших вследствие завезённых из Европы болезней. О работорговле, дани миллионами человеческих жизней, которые Африка заплатила колонизаторам. О колониальном гнёте, который породил отсталость большинства народов земного шара по сравнению с Западом.

Однако постараемся разобраться во всём этом объективно исторически. Тем более, что глобальное «осуждение колониализма» в какой-то степени может задеть и Россию. Правда, у нас никогда (за исключением краткого периода обладания Аляской) не было заморских колоний. Но на Западе российские владения в Азии традиционно считают колониями, а Россию - сухопутной колониальной империей (в отличие от западных преимущественно морских империй). О российских «колониях» мы поговорим в другой раз, а сейчас коснёмся некоторых общераспространённых мифов, связанных с понятием «колониализм» в истории.

Колониализм: тормоз или ускорение?

Вот самое первое наблюдение, бросающееся в глаза. Отставание доколумбовой Америки, большей части Азии и Африки, Океании от Европы в темпах социально-экономического развития - не следствие колониализма, а его причина. Точнее, причина того, почему европейцы в Новое время смогли установить контроль над всеми прочими частями света. Это стало возможным благодаря очевидному технико-экономическому превосходству европейской цивилизации над остальными. Именно это превосходство лежало в основе превосходства военно-организационного. Европейская колониальная экспансия не стала бы возможной без соответствующего прогресса науки и техники, обогнавших к концу XV века науку и технику других цивилизаций Старого Света (мусульманской, индийской, китайской), не говоря уже о цивилизациях Нового Света. Широкое применение компаса (изобретённого в Китае), успехи в астрономии и картографировании, прогресс кораблестроения сделали возможными трансокеанские плавания. Сама экспедиция Колумба стала одним из первых триумфов научного прогнозирования - каравеллы отправились на поиски предсказанной земли и нашли её. Правда, не ту, которую было обещано, но кто мог знать, что между Европой и Азией простирается ещё один континент? Изобретение огнестрельного оружия (на основе изобретения пороха, впервые сделанного опять же в Китае) обеспечило европейцам покорение новых пространств.

Главным следствием колониализма стало то, что «порабощённые народы» смогли воспользоваться плодами европейского прогресса и в сжатые сроки пройти те стадии общественно-экономического развития, которые они, по-видимому, не могли бы пройти самостоятельно или проходили бы ещё в течение нескольких тысячелетий. Это касается не только технических достижений, но и социальных установлений. В бывших колониальных и зависимых странах давно сложилась школа историографии, делающая акцент на негативных последствиях колониальной эпохи. Знакомясь с пассажами её представителей (а им послушно, в силу политической конъюнктуры, следовала советская историография) невольно думаешь: если бы не проклинаемый ими «колониализм», могли бы эти «антиимпериалистические» историки вообще знакомить международную публику с плодами своих научных изысканий?

Советские историки и обществоведы в вопросе колониализма явно отступили от заветов Маркса. Для «основоположника» было очевидным, что, например, «британское владычество в Индии» (название одной из главных концептуальных работ Маркса) несёт не только технико-экономический, но и социально-политический прогресс народам Индостана. «Равнины Индии белеют от костей хлопкоткачей», разорившихся вследствие конкуренции дешёвых английских тканей - такая цена прогресса казалась Марксу вполне оправданной и с моральной точки зрения. Здесь мы не можем согласиться с таким этическим индифферентизмом Маркса, равно как и с его ветхозаветно-протестантско-гегелевской концепцией «исторических» (сиречь избранных) и «неисторических» (отверженных, обречённых) народов. Но нельзя не признать, что основная тенденция была им подмечена чётко: колониальное господство европейцев в разы ускорило общественный прогресс остальных народов, что, конечно, было для этих народов весьма и весьма болезненным процессом. Здесь мы можем обнаружить близкую нам аналогию. Раскрестьянивание, экономически неизбежное при становлении индустриального общества, прошло в России в очень сжатые сроки, поэтому оказалось крайне болезненным (коллективизация). В Европе подобный процесс растянулся на столетия, только поэтому практически никак не запечатлелся в исторической памяти европейцев, ныне высокомерно осуждающих пресловутый «сталинизм».

Государственность… каменного века

А теперь обратимся к другого рода легенде - о высокоразвитых цивилизациях, уничтоженных европейцами. Мы не считаем военно-техническое превосходство европейцев признаком бесспорного цивилизационного превосходства. Но, если сравнивать по всем пунктам, то преимущество европейцев обнаруживается отнюдь не только в этом.

Возьмём для сравнения цивилизации Нового Света, с которыми столкнулись испанские конкистадоры в XVI столетии. В этих цивилизациях ещё очень много загадочного. Отсюда многочисленные домыслы об их высочайшем развитии. На поверку это оказывается мифом.

Самый первый пункт сравнения - базис, развитие производительных сил. В его основе лежит набор орудий труда и технических приёмов, используемых цивилизацией для их изготовления. Простейший анализ показывает: даже самые передовые индейские цивилизации, освоившие земледелие и строившие города, находились на уровне энеолита (халколита) - медно-каменного века. Им были знакомы металлы, но металлургия находилась в зачаточном состоянии. Инки, ацтеки, майя, тольтеки, ольмеки, чибча и другие доколумбовы цивилизации Америки изготовляли украшения из золота, серебра, меди. Было знакомо им и олово, и его сплав с медью, но технологического переворота, связанного с широким применением бронзы (в Старом Свете знаменовавшем переход в бронзовый век), они не совершили. Единственные из коренных народов Америки - инки - изготавливали в небольшом количестве бронзовые изделия, но всё же и их орудия труда и оружие оставались главным образом каменными и деревянными.

Для цивилизаций, строивших огромные города (доацтекский Теотиуакан IV-VI вв. н.э. занимал площадь вдвое больше современной Москвы; в нём жило несколько миллионов людей), кажется удивительным, например, отсутствие колёсных средств передвижения. Отчасти это было связано с тем, что в доколумбовой Америке был явный дефицит пригодных для одомашнивания животных. Но в конце концов и человек может быть тягловым «животным». Самое интересное, что индейцы знали колесо, как показывают сохранившиеся от тех времён… игрушки. Но чтобы от игрушек перейти к более серьёзным и полезным вещам - этого само собой напрашивавшегося шага коренные американцы не сделали.

Кстати, само по себе наличие огромных городов ещё ничего не говорит об уровне развития цивилизации. И сейчас одними из крупнейших городов на планете являются Мехико, Дели, Бомбей, Калькутта, Джакарта, Каир… Но те жизненные стандарты, которые для европейцев (и русских в том числе) связаны с понятием «городской образ жизни», не позволяют сравнить их с Лондоном, Берлином, Парижем, Москвой…

Много загадочного представляет для поверхностного наблюдателя сложный календарь индейских цивилизаций, основанный на сочетании многих циклов, связанных с видимым движением Солнца и Венеры. Однако если углубиться в этот вопрос, мы будем поражены тем, что календарные месяцы в доколумбовой Мексике совсем не были связаны со сменой фаз Луны. Она вообще как будто выпала из поля зрения жрецов-астрономов ацтеков и майя. И уж совсем диким кажется тот факт, что эти индейцы, строившие огромные города, были убеждены, что солнечные затмения происходят оттого, что некое космическое чудовище глотает Солнце, после чего один из богов приносит себя в жертву и возрождается в виде нового Солнца. А отсюда было недалеко до практических выводов: чтобы Солнце было достаточно сильно для борьбы с силами Тьмы, его надо регулярно питать. Естественно, жертвенной человеческой кровью…