Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Какое имущество подлежит налогообложению у российских организаций. Определение налогооблагаемой базы. Отличительные особенности для видов налогообложения

C 1 января 2015 года меняется порядок налогообложения имущественным налогом движимого имущества. О том, как нововведения отразятся на налоговой нагрузке организаций, проанализируем на конкретных примерах.

В одной из статей мы комментировали изменения, внесенные так называемым законом о «налоговом маневре» Федеральным законом от 24.11.2014 г. №366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Отдельного внимания заслуживает вопрос, касающийся нововведений в части исчисления налога на имущество по движимым основным средствам.

Вкратце напомним о правилах расчета налога на имущество в 2014 году в отношении движимых объектов. Движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 г. в состав основных средств, не является объектом налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). При этом происхождение такого движимого имущества не имело значения (получено в процессе реорганизации, выявлено при инвентаризации в виде излишков и пр.).

Начиная с 1 января 2015 г., указанная норма изложена в новой редакции. Согласно обновленной редакции пп.8 п.4 ст.374 НК РФ объекты основных средств, включенные в I - II амортизационную группу (в соответствии с Классификацией основных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 не являются объектом налогообложения имущественным налогом.

Напомним, что к первой амортизационной группе относится все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно (например, инструмент для металлообрабатывющих и деревоообрабатывющих станков, молотки отбойные, инструмент строительно-монтажный ручной и механизированный, средства кабельной связи).

Ко второй амортизационной группе относится имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно (например, технологическая оснаска для машиностроения, электронно-вычислительная техника, включая персональные компьютеры и печатающие устройства, серверы, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей).

То есть такое имущество не является объектом налогообложения с 1 января 2015 г. При этом имущество может быть принято к учету до 01.01.2013 г. Следует отметить, что принятое на учет до 01.01.2013 г. имущество I амортизационной группы по состоянию на 01.01.2015 г. имеет нулевую остаточную стоимость.

Означает ли это, что по остальному имуществу необходимо начислять имущественный налог?

Внесенную поправку в пп.8 п.4 ст.374 НК РФ нельзя рассматривать в отрыве от новых пунктов 25 и 26 ст.381 НК РФ, предусматривающих .

Так, с 1 января 2015 г. от имущественного налога освобождается движимое имущество организации, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, за исключением получения таких объектов при реорганизации, ликвидации организации, а также от взаимозависимых лиц (п. 25 ст.381 НК РФ).

Таким образом, движимое имущество, относящееся к III-Х амортизационной группе, принятое к учету в вышеобозначенных ситуациях в 2013 – 2014 гг., подпадает под .

Кроме того, с 1 января 2015 г.от имущественного налога освобождается имущество организации, учитываемого на балансе организации - участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества (п. 26 ст.381 НК РФ).

Нововведения касаются имущества, учитываемого на территории Крымского федерального округа, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Порядок исчисления налога на движимое имущество (для имущества, полученного при реорганизации, ликвидации организаций, а также от взаимозависимых лиц)

Напомним, что нормами гражданского законодательства (ст. 57 и 58 ГК РФ) определены пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

В том случае, если организация, получила движимое имущество от реорганизованной либо ликвидированной организации, то оно не облагалось налогом на имущество в 2013–2014 гг. в силу действия пп.8 п.4 ст.374 НК РФ. Многочисленные разъяснения финансового ведомства подтверждали данный подход (Письма Минфина РФ от 13.11.2013 г. №03-05-05-01/48376, от 25.09.2013 г. №03-05-05-01/39723, от 12.08.2013 г. №03-05-05-01/32638, от 05.08.2013 г. №03-05-05-01/31412, от 03.07.2013 г. №03-05-05-01/25477).

На практике реорганизация организаций зачастую проводилась с целью экономии на налоге на имущество.

Никаких ограничений в части возможности выведения из-под объекта налогообложения при получении движимого имущества от взаимозависимых лиц (физических либо юридических) «старой» редакцией гл.30 НК РФ также не было предусмотрено.

То есть правопреемник (либо взаимозависимое лицо) движимого имущества с 01.01.2015 г. обязан уплачивать как по ранее полученному (в 2013-2014 гг.) движимому имуществу в результате реорганизации, ликвидации организации, от взаимозависимых лиц (которое не облагалось налогом на имущество), так и по приобретенному имуществу в этих случаях в 2015 г., за исключением имущества I-II амортизационных групп.

Порядок исчисления налога, действующий с 1 января 2015 г. для таких категорий налогоплательщиков систематизируем в таблице:

I-II амортизационной группе

III-Х амортизационной группе

Облагаются налогом на имущество на общем основании (п.1 ст.374 НК РФ), т.е. льгота на такое имущество не распространяется (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Пример №1.

Организация ООО «Лютик» создана путем выделения из ООО «Цветочек». На балансе реорганизуемого ООО «Цветочек» числится транспортное средство - автомобиль, отнесенный к третьей амортизационной группе в соответствии с Классификацией основных средств.

Автомобиль передается выделяемой организации по разделительному балансу. Выделенная организация ООО «Лютик» зарегистрирована 30.03.2013 г.

ООО «Лютик» в 2013-2014 гг. не включало в объект обложения налогом на имущество остаточную стоимость принятого на основании разделительного баланса автомобиля. Однако, начиная с 1 января 2015 г. организация обязана начислять налог на имущество (и, соответственно, авансовые платежи по налогу) с недоамортизированной части автомобиля.

При этом у организации не возникает обязанность представлять уточненные декларации по налогу на имущество за 2013-2014 гг., поскольку принятая норма, ухудшающая положение налогоплательщика, обратной силы не имеет (п.2 ст.5 НК РФ).

Нововведения также распространяются на осуществляемые взаимозависимыми лицами операции, связанные с передачей, включая приобретение, движимого имущества. Взаимозависимость между организациями определяется по правилам ст.105.1 НК РФ, которой установлено 11 оснований для признания организаций взаимозависимыми. Так, к взаимозависимым лицам, в частности, относятся (п. 2 ст. 105.1 НК РФ) организации в случае, если доля участия одной организации в другой организации составляет более 25 % (при этом учитывается доля не только непосредственного участия, но и участия через взаимозависимых лиц).

Применительно к конструкции «работодатель - работник» взаимозависимость имеет место, в случае если:

  • работник прямо или косвенно участвует в организации с долей участия более 25 %;
  • работник имеет полномочия по назначению единоличного исполнительного органа организации или по назначению не менее 50% коллегиального органа или совета директоров;
  • работник осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа организации;
  • доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.

Пример №2.

Организацией ООО «Цветочек» в 2013 г. безвозмездно передан автомобиль дочерней организации ООО «Лютик». Доля прямого участия ООО «Цветочек» в уставном капитале ООО «Лютик» составляет более 25%.

ООО «Лютик» в 2013-2014 гг. не включало в объект обложения налогом на имущество остаточную стоимость принятого на баланса автомобиля.

Однако, начиная с 1 января 2015 г. организация обязана начислять налог на имущество (и, соответственно, авансовые платежи по налогу) с недоамортизированной части автомобиля, поскольку движимое имущество относится к третьей амортизационной группе.

Обязанность представлять уточненные декларации за прошлые налоговые периоды у организации отсутствует.

В отношении переданного движимого имущества, относящегося к I-II амортизационной группе, по-прежнему сохраняются действовавшие ранее правила.

Пример №3.

Изменим условия предыдущего примера. Предположим, что дочерняя организация получила от материнской организации движимое имущество I-II амортизационной группы.

ООО «Лютик» не будет включать в объект обложения налогом на имущество остаточную стоимость принятого на баланс движимого имущества.

Следует отметить, что такое имущество не признается льготируемым имуществом (п.25 ст.381 НК РФ) и, соответственно, не подлежит отражению в налоговой декларации (расчете по авансовому платежу по налогу) с кодом 2010257.

Порядок исчисления налога на движимое имущество (для остальных категорий налогоплательщиков)

Теперь рассмотрим новые правила, действующие с 1 января 2015 г., для остальной категории налогоплательщиков:

Период принятия движимого имущества к учету

Объекты движимого имущества, относящиеся к

I-II амортизационной группе

III-Х амортизационной группе

Не облагаются налогом на имущество на основании пп.8 п.4 ст.374 НК РФ, т.е. не являются объектом налогообложения.

Облагаются налогом на имущество на общем основании (п.1 ст.374 НК РФ).

Не облагаются налогом на имущество на основании п.25 ст.381 НК РФ, т.е. являются налоговой льготой.

Пример №4.

Организация ООО «Лютик» имеет на балансе объекты основных средств, которые распределены по следующим амортизационным группам:

Номер амортизационной группы

Дата принятия к учету имущества

Остаточная стоимость движимого имущества по состоянию

на 01.01.2015 г

на 01.02.2015 г.

На 01.03.2015 г.

на 01.04.2015 г.

До 01.01.2013 г.

После 01.01.2013 г.

До 01.01.2013 г.

После 01.01.2013 г.

Рассчитаем сумму авансового платежа по налогу на имущество за I квартал 2015 г. (п.4 ст.376 НК РФ, п.4 ст.382 НК РФ).

1 шаг. Определение стоимости имущества, не подлежащего налогообложению.

К такому имуществу относится имущество, принятое к учету до 01.01.2013 г. I-II амортизационной группы:

100 000 руб. + 90 000 руб. + 80 000 руб. + 70 000 руб. = 340 000 руб.

Остаточная стоимость такого имущества исключается из объекта налогообложения

2 шаг. Расчет средней стоимости льготируемого имущества.

К такому имуществу относится движимое имущество, принятое к учету с 01.01.2013 г. I-Х амортизационной группы:

(2 000 000 руб. + 1 800 000 руб. + 1 600 000 руб. + 1 400 000 руб. + 1 000 000 руб. + 850 000 руб. + 800 000 руб. + 700 000 руб.) / 4 = 2 537 500 руб.

3 шаг. Расчет средней стоимости облагаемого имущества:

(500 000 руб. + 400 000 руб. + 300 000 руб. + 200 000 руб.) / 4 = 350 000 руб.

4 шаг. Расчет авансового платежа по налогу на имущество:

350 000 руб. х 2,2% / 4 = 1 925 руб.

При заполнении декларации (авансового расчета) по налогу на имущество, начиная с I квартала 2015 г., следует учитывать разъяснения налогового ведомства, данные в письме ФНС РФ от 12.12.2014 г. №БС-4-11/25774. В письме указано, что до внесения официальных изменений в приказ ФНС РФ от 24.11.2011 г. №ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» при заполнении налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, начиная с налогового и отчетных периодов 2015 года налогоплательщиками, заявляющими право на льготу по п. 25 ст. 381 НК РФ, по строке с кодом 160 раздела 2 налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу), заполняемого код 2010257 .

А налогоплательщикам, заявляющим право на льготу по п. 26 ст. 381 НК РФ (в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника свободной экономической зоны Крымского федерального округа, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя , в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества), по строке с кодом 130 раздела 2 налоговой декларации по налогу (налогового расчета по авансовому платежу), заполняемого в отношении указанного имущества, должен быть указан присвоенный данной налоговой льготе код 2010258 .

Подведение итогов

С одной стороны, изменения направлены на противодействие схемам ухода от налогообложения движимого имущества в части реорганизуемых, ликвидированных компаний, а также взаимозависимых лиц.

С другой стороны, несмотря на то, что для остальной категории налогоплательщиков глобальных изменений не произошло, не считая возможности выведения из-под объекта налогообложения остаточной стоимости основных средств, принятых к учету до 01.01.2013 г. (относящихся к I - II амортизационной группе), необходимо учитывать следующий момент.

Как было отмечено, движимые объекты будут перемещены в льготную категорию, с соответствующим присвоенным кодом для отражения их в налоговой декларации (налоговом расчете по авансовому платежу по налогу на имущество). Что это означает на практике? Напомним, что при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщики обязаны представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п.6 ст.88 НК РФ). Сам механизм истребования налоговыми органами документов в части применения налоговых льгот рассмотрен в п.14 Постановления Пленума №33 от 30.05.2014 г.

В п.14 Пленума №33 отмечено, при применении указанной нормы необходимо использовать понятие «налоговая льгота» в смысле, данном п. 1 ст. 56 НК РФ. А согласно п. 1 ст. 56 НК РФ, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. То есть налоговые органы при проведении камеральной проверки налоговой декларации (авансового расчета) по налогу на имущество вправе запросить документы, подтверждающие льготы (прежде всего, это акты о приеме-передаче объектов основных средств).

В связи с внесенными изменениями налогоплательщику необходимо организовать раздельный учет движимого имущества по следующим группам:

  • имущество, не признаваемое объектом налогообложения;
  • льготируемое имущество;
  • имущество, подлежащее налогообложению.

Предприятия обязаны начислять и уплачивать налог на имущество организаций. Облагается имущество, принадлежащее компаниям на правах собственности, ответственного хранения и в составе долей уставного капитала.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн консультанту во всплывающем окне внизу или звоните по телефонам указанным на сайте.

Обязательства по начислению и взносу в бюджет налога распространяются на компании с российскими или иностранными учредителями, ведущие регулярную деятельность в РФ либо через представительства.

Основные критерии отнесения основных средств к налогооблагаемому имуществу:

  • использование собственности в производственном или управленческом процессе;
  • принятие участия в получении экономической выгоды;
  • длительный период эксплуатации;
  • отсутствие предположения о дальнейшей перепродаже.

Налог перечисляется в бюджеты регионов. Субъектами Федерации регулируется ставка в пределах установленного НК РФ верхнего предела. С 2017 года в закон внесены изменения по определению объекта налогообложения имущества юридических лиц.

Не нашли ответ? Консультация юриста бесплатно!

Начисляется налог на имущество организаций на объекты основных средств, принятые на учет. Компании с иностранными собственниками начисляют налог на имущество, приобретенное на правах собственности или по договорам концессии.

В качестве объектов налогообложения принимается недвижимое и движимое имущество. Начиная с налогового периода 2017 года изменился закон в отношении движимого имущества. Для начисления налога не принимаются движимый объект, поставленный на учет после 1 января 2013 года. Порядок установлен как для нового, так и для бывшего в употребления объекта.

Ряд налогоплательщиков целенаправленно затягивают дату ввода ОС в эксплуатацию и используют имущество без его постановки на учет. При проверке налоговой инспекцией объект может быть выявлен и определен в составе налогооблагаемой базы.

Необходимо иметь веские аргументы для переноса срока ввода в эксплуатацию.

Освобождение не применяется для основных средств:

  • Приобретенных организацией и принятых на учет от взаимозависимых лиц. Определение категории лиц закреплено в п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
  • Полученных в качестве передачи прав в результате реорганизации, ликвидации предприятий.

Перерегистрация, изменение формы компании, наименования и других позиций учредительных документов реорганизацией для применения льготы не считается. Как пример можно привести изменения, зарегистрированные при переходе компании от формы ОАО в ООО.

Особенность определения категории имущества

Для исчисления обязательств определяется, к недвижимому или движимому имуществу относится объект основного средства. Недвижимость – это здания, сооружения, коммуникации, неотделимые от земельных участков. Самостоятельно функционирующие инженерные сети к недвижимости не относятся. Закон не устанавливает четкого определения движимых основных средств.

Движимое имущество – основные средства, перемещение которых не влияет на качественные характеристики эксплуатации. На движимую технику, принятую на учет до 2013 года, начисляется налог на имущество организаций. Материальные ценности, приобретаемые для перепродажи, налогом не облагаются. Яркий пример движимого имущества – транспортные средства, за исключением водных и воздушных судов.

В состав объектов собственности для налогообложения не включаются:

  • участки и прочие природные ресурсы;
  • объекты в оперативном ведении у органов и учреждений федеральных назначения (воинские части, предприятия оборонной промышленности и аналогичные);
  • здания культурного наследия;
  • атомные плавсредства и суда, включенные в международный реестр.

Субъектами Федерации устанавливаются льготы в отношении ряда видов имущества. Властями регионов закон о послаблении обязательств пересматривается ежегодно. Объект может иметь частичное и полное освобождение от налогового бремени.

Срок полезной службы ОС определяется амортизационной группой, влияющей на отчисления износа и остаточную стоимость. Начиная с 2017 года, имущество 1-й (от года до 2-х лет включительно) и 2-й (от 2-х до 3-х лет включительно) группы освобождено от налогообложения. Нововведение внесено в закон с 1 января 2017 года и закреплено в пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ.

Группа определяется по классификатору, утвержденному Постановлением правительства за № 1 от 1 января 2002 года. К 1-й и 2-й группам, как пример, отнесены инструмент, оснастки, приспособления и прочие виды средств труда, ранее характеризуемые как малоценное или быстро изнашиваемое оборудование.

Расчет и уплата налога

Компанией самостоятельно рассчитывают налог и представляется декларация по налогу на имущество организаций по окончании календарного года. Уплата налога осуществляется за отчетные периоды – 3 месяца, полугодие, 9 месяцев. Начисление формируется в налоговых расчетах.

Величина налогового обязательства определяется как база, умноженная на ставку. С 2017 года порядок исчисления не изменился и определяется как разница между годовой величиной и авансовыми платежами за отчетный период нарастающим итогом.

Закон региона может установить платеж в бюджет единой суммой, рассчитанной по результатам налогового периода. Срок подачи годовой декларации и уплаты полной суммы налога по итогам налогового периода региональный закон изменить не может.

В отношении имущества имеются особенности по определению места платежа:

Имущественный объект, у которого имеется отличительная принадлежность, место расположения или ставка, указывается в отчетности обособленно. Как пример можно привести собственность, учитываемая в составе Единой системы газоснабжения.

Ставка налога задается законодательством региона с учетом предельной величины 2,2 % от налогооблагаемой базы, установленной НК РФ и применяемой в 2017 году. В регионах допускается устанавливать особые ставки для различных категорий собственности или владельцев. Субъектами Федерации устанавливается перечень собственности, облагаемой по данным кадастра.

Определение налогооблагаемой базы

Распространенным вариантом определения налогооблагаемой базы служит среднегодовая остаточная стоимость собственности. Из базы исключается объект, имеющий льготу или освобождение от обложения. Начиная с 2014 года ряд объектов облагается из расчета кадастровой стоимости основных средств.

Перечень объектов с налогообложением по кадастровой стоимости определяется властями регионов. Закон регионов может устанавливать льготы для ряда видов деятельности или исключать объект из списка облагаемого имущества. Для части имущества применяется пониженная льготная ставка.

При занятии площадей, допустим, компанией с деятельностью в области медицинских услуг, часть помещений может иметь льготу. Как пример имущества, рассчитываемого по кадастровой стоимости, можно привести объект жилищного строительства, принадлежащий организации.

К числу видов имущества с расчетом налога по данным кадастра могут относиться:

  • Сооружения, предназначенные для размещения офисов, торговых залов, мест общественного питания. Внесения в реестр производится при фактической эксплуатации здания либо планируемого использования. Назначение помещений определяется по данным технической документации.
  • Строения иностранных компаний, не ведущих деятельность напрямую или через представительства.

Отчетность подается по месту расположения собственности, за исключением форм крупнейших налогоплательщиков.

Для расчета налога 2017 года по данным кадастра региональные власти должны установить объект обложения и определить стоимость по состоянию на 1 число начала налогового периода. Данные кадастра размещаются на официальном сайте Росреестра субъекта Федерации. Закон устанавливает обязанность региональных властей по проведению кадастровой оценки каждые 5 лет.

Если региональные власти не определили объект для кадастрового налогообложения, расчет налога на имущество производится по среднегодовой остаточной стоимости данных бухгалтерского учета.

Отличительные особенности для видов налогообложения

Начисляется и уплачивается налог на имущество организаций предприятиями на общей системе. Компании, определившие для учета специальные режимы, ранее собственность не облагали. В закон внесены изменения, касающиеся имущества при использовании ЕНВД и УСН. Начиная с 2014 года, лица на вмененном доходе рассчитывают и уплачивают налог. С 2017 года обязанность по обложению имущества установлена для компаний, применяющих упрощенную систему.

Налогообложение имущества предприятий не претерпело значительных изменений в 2017 году. Из перечня объектов исключены основные средства 1-й и 2-й амортизационных групп.

Ряд поправок коснулись движимого имущества. Для упрощенцев введено обязательство по уплате. Порядок обложения, подачи отчетности и применения ставки в 2017 году остались неизменными.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если не будут внесены изменения в НК РФ, то налоговая льгота, установленная НК РФ в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, будет применяться на территории субъекта РФ только при условии принятия им соответствующего закона.
Изменения налоговой базы по налогу на имущество для организаций госсектора будут обусловлены новациями в порядке бухгалтерского учета основных средств. На сегодняшний день переходными положениями федерального стандарта "Основные средства" предусмотрено, что при первом применении Стандарта объекты недвижимого имущества отражаются в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах по их кадастровой стоимости.

Обоснование вывода:
С 1 января 2018 года налоговая льгота, установленная НК РФ в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, будет применяться на территории субъекта РФ только при условии принятия им соответствующего закона ( НК РФ). То есть указанная льгота с 2018 года будет применяться исключительно по решению региональных властей (смотрите также Минфина России от 21.02.2017 N 03-05-04-01/9796). Это норма не касается объектов основных средств, включенных в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы ( НК РФ).
Обратите внимание: Правительство РФ предлагает перенести с 1 января 2018 года на 1 января 2019 года дату, с которой льгота по налогу на имущество для движимых основных средств будет действовать только по решению регионов (Проект Федерального закона N 274631-7, внесен в Госдуму Правительством РФ 29.09.2017).
Положения НК РФ, согласно которой налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со НК РФ, в отношении государственных и муниципальных учреждений не применяются ( Минфина России от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30747, от 18.05.2017 N , от 21.05.2014 N ).
Для казенных, бюджетных и автономных учреждений налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения ( НК РФ). При этом имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского (бюджетного) учета ( Минфина России от 26.10.2016 N 07-01-09/62334). Поэтому изменения налоговой базы по налогу на имущество организаций для муниципального учреждения будут обусловлены новациями в порядке бухгалтерского учета основных средств.
С 1 января 2018 года вводится федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утв. Минфина России от 31.12.2016 N 257н) (далее - Стандарт). На сегодняшний день переходными положениям при первом применении стандарта предусмотрено, что объекты недвижимого имущества отражаются в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах по их кадастровой стоимости, которая признается балансовой стоимостью указанных объектов основных средств.
Накопленная амортизация, исчисленная на дату пересмотра стоимости таких объектов недвижимости, подлежит списанию.
При пересмотре стоимости таких объектов недвижимости срок полезного использования в отношении объекта недвижимости пересматривается с учетом положений, предусмотренных главой VI Стандарта. Дальнейшее начисление амортизации по объектам недвижимости осуществляется исходя из пересмотренных первоначальной стоимости и срока полезного использования (п. 58 Стандарта).
Отследить изменения законодательства Вам помогут "Новости для бухгалтера госсектора" (подготовлено экспертами компании "Гарант").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 6

В этой статье мы поговорим о нюансах бухгалтерского и налогового учета основных средств. Цель - разобраться, какое влияние оказывает методология учета объектов ОС на размер налоговых отчислений. В частности, речь пойдет об исчислении налога на имущество и НДС. В работе мы будем использовать нормативные документы: ПБУ 6/01, Методические указания по учету ОС <1>, Налоговый кодекс. Кроме того, не останутся без внимания разъяснения Минфина и ФНС по применению отдельных положений вышеперечисленных законодательных актов.

<1> Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Налог на имущество нужно платить с момента, когда средства становятся основными...

В п. 4 ПБУ 6/01 приведены условия, соответствие которым обуславливает необходимость признания актива в составе основных средств; их всего четыре.

  1. Объект предназначен для использования в одной из следующих сфер:
  • производственная деятельность (выполнение работ, оказание услуг);
  • управление организацией;
  • предоставление организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
  1. Объект предназначен для применения в течение длительного времени (свыше 12 мес.) или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.
  2. Организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта.
  3. Объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Обратите внимание: условия для принятия объекта в качестве ОС в учете некоммерческой организации аналогичны перечисленным выше. Имущество должно быть предназначено либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации (в том числе и предпринимательской), либо для управленческих нужд. При этом соответствие требованиям п. п. 2 и 3 приведенного списка сохраняется.

Иными словами, все объекты, предназначение которых соответствует изложенному в п. 4 ПБУ 6/01, необходимо учитывать на счете 01 "Основные средства" (03 "Доходные вложения в материальные ценности") и облагать налогом на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Аналогичным образом высказался Минфин в Письме от 18.04.2007 N 03-05-06-01/33: объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства и, соответственно, включается в налоговую базу по налогу на имущество организаций, когда данный объект приведен в состояние, пригодное для использования, то есть независимо от ввода его в эксплуатацию.

С определенными сложностями налогоплательщики могут столкнуться при постановке на учет имущества, право собственности на которое подлежит государственной регистрации. Более подробно данный вопрос рассмотрен в статье О.В. Давыдовой "Государственная регистрация недвижимости" (N 9, 2006). Сегодня в отношении учета и налогообложения подобных активов Минфин дает следующие разъяснения (Письмо от 11.04.2007 N 03-05-06-01/30). Если документы <2>, подтверждающие создание и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, имеются, недвижимость используется в деятельности, а свидетельства о праве собственности нет, то организация обязана уплачивать налог на имущество, поскольку отсутствие правоустанавливающих документов не может служить основанием для освобождения от налогообложения, ведь их оформление зависит только от волеизъявления организации. Иными словами, такой объект подлежит отражению на счете 01.

<2> Акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11) и Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14), утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.

Обратите внимание: в качестве обстоятельств, указывающих на признание объекта в составе ОС, одновременно поименованы создание (приобретение), ввод в эксплуатацию и использование в деятельности.

Таким образом, можно утверждать, что позиция Минфина по данному вопросу непоследовательна и не имеет единой доказательной базы.

...и до тех пор, пока они продолжают быть таковыми

Распространенная "болезнь" многих предприятий - неэффективное использование, а также моральный и физический износ производственных фондов. Однако привести счет 01 в состояние, соответствующее реальности, то есть списать с баланса те объекты, которые уже фактически не эксплуатируются, весьма непросто. Согласно п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта ОС, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Кроме того, в п. 76 Методических указаний по учету ОС отмечено, что выбытие объекта ОС признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету. Эти четыре условия мы рассматривали выше, получается, что они являются основными критериями не только для постановки на учет ОС, но и для снятия с него. Однако подробный механизм списания объекта ОС, также приведенный в Методических указаниях по учету ОС, свидетельствует о том, что в момент единовременного прекращения действия условий принятия объекта ОС к учету лишь начинается процедура выбытия объекта. Руководителем назначается комиссия, которая определяет целесообразность дальнейшего использования объекта ОС, а также оформляется документация по его выбытию (п. 77), в том числе акт на списание объекта ОС <3> с указанием необходимых данных, который утверждается руководителем организации (п. 78). На основании данного акта и производится списание объекта ОС с учета, однако соответствующая проводка оформляется по окончании процедуры выбытия (п. 84). Таким образом, остаточная стоимость выбывающего объекта включается в состав прочих расходов (Дебет 91 Кредит 01) на дату фактической ликвидации имущества. Согласитесь, процедура ликвидации ОС может занять продолжительное время, поэтому бухгалтеру следует помнить, что наличие акта о списании еще не дает ему права списывать объект со счета 01. Об этом не так давно напомнил Минфин в Письме от 03.04.2007 N 03-05-06-01/24. В нем указано, что согласно п. 1 ст. 374 НК РФ имущество, учитываемое на балансе предприятия в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, является объектом обложения налогом на имущество. Поэтому, например, разбираемое здание будет облагаться данным налогом до окончания процедуры его выбытия. Мы не зря отметили, что "засоренность" счета 01 - проблема всеобщая, однако если в хозяйственных обществах (ООО, АО) она, при желании руководителей и собственников, может решаться оперативно, то в унитарных предприятиях - вряд ли. Несмотря на то что ни Гражданский кодекс, ни Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не содержат специальных положений о ликвидации имущества, находящегося у предприятия на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), собственник имущества (орган, уполномоченный осуществлять его права) может потребовать согласования с ним данных действий. Рассуждать о правомерности данных требований (это тема отдельной статьи) мы не будем, поскольку прецедент создан.

<3> Для оформления и учета списания основных средств, пришедших в негодность, применяются форма N ОС-4 - для объекта ОС, форма N ОС-4а - для автотранспортных средств, форма N ОС-4б - для групп объектов ОС. Указанные формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

Разберем ситуацию на примере Нижегородской области, Министерство государственного имущества и земельных ресурсов которой Распоряжением от 06.02.2007 N 90 утвердило Порядок списания основных средств, находящихся в государственной собственности Нижегородской области.

Этот Порядок был разработан в соответствии со ст. ст. 209, 295, 298 ГК РФ, Законом Нижегородской области об осуществлении права государственной собственности, Положением о Министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, ПБУ 6/01, а также Инструкцией по бюджетному учету. Цель - оптимизация управления государственным имуществом, пришедшим в негодность. Этот Порядок распространяется на имущество, находящееся у казенных, унитарных предприятий и бюджетных учреждений. На основании этого документа согласие на списание государственного имущества области дается министерством до ликвидации имущества. До получения такого согласия разборка или демонтаж имущества не допускается.

Обратите внимание: начисленная в размере 100% стоимости амортизация по объектам, пригодным для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для их списания.

Для получения согласия на списание государственного имущества необходимо направить в министерство документально подтвержденные сведения:

  • позволяющие однозначно индивидуализировать имущество, то есть его наименование, номера (заводские, регистрационные, инвентарные и т.п.), описание, место нахождения и т.д.;
  • о принадлежности имущества (на вещном праве либо по договору);
  • о фактическом владельце имущества;
  • о техническом состоянии объекта, позволяющие сделать вывод о его пригодности (непригодности) к дальнейшему использованию;
  • о возможности дальнейшего использования объекта по тому или иному назначению;
  • о возможности использования частей объекта и (или) его материалов, в том числе о наличии в нем цветных, драгоценных металлов;
  • о наличии в объекте (его частях) веществ, частей, потенциально опасных для человека (ртуть, радиоактивные вещества, иные сильнодействующие, отравляющие вещества и т.п.);
  • о мерах, принятых в отношении виновных лиц, допустивших повреждение государственного имущества (предъявление претензий, исков, обращения в правоохранительные органы и т.п.);
  • о возмещении ущерба.

Кроме того, необходимо представить:

  • экспертное заключение о непригодности (в случае выбытия до установленного срока службы);
  • акт технического осмотра транспортного средства, заверенный руководителем подразделения ГИБДД <4>;
  • копию приказа руководителя предприятия (учреждения) о создании постоянно действующей комиссии по списанию ОС <5>;
  • акт о списании объекта(ов) <6>. Обратите внимание: акт должен быть оформлен в трех, а не в двух, как это делается обычно, экземплярах (третий для министерства), причем надлежащим образом. Это значит, что все графы и разделы должны быть заполнены, проставлены даты, подписи, отражены результаты списания основных средств. Однако каким образом отразить в акте результаты списания, когда данная процедура запрещена до согласования с министерством, в связи с чем этот документ ему и представляется, непонятно. Получается, несмотря на то что предприятие (учреждение) не может на данном этапе заполнить все разделы акта, оно должно это сделать;
  • фотоматериалы;
  • согласование отраслевого министерства, ведомства.
<4> Если, конечно, речь идет о списании транспортного средства.
<5> Комиссия создается и наделяется соответствующими полномочиями и обязанностями в общем порядке.
<6> Формы N ОС-4 (код ф. 0306003), N ОС-4б (код ф. 0306033), N ОС-4а (код ф. 0306004).

В отношении недвижимого имущества, пришедшего в негодность, дополнительно по требованию министерства представляются:

  • свидетельство о регистрации прав на объект;
  • документы технической инвентаризации;
  • документы, подтверждающие состояние объекта недвижимости: акты, решения уполномоченных органов, фотографии и т.п.;
  • сведения о земельном участке, на котором располагается объект недвижимости (кадастровый номер, размер, оформленные права, категория, возможность уничтожения объекта недвижимости без вреда для смежных землепользователей, предложения о дальнейшем использовании земельного участка).

Министерство в течение 30 дней с момента регистрации обращения предприятия (учреждения) проверяет представленные документы и готовит письмо о согласии на списание либо об отказе в списании государственного имущества. Министерство вправе принять решение о продаже этого имущества, передаче его в пользование или владение иному юридическому лицу при условии его капитального ремонта, закреплении его за другим государственным предприятием (учреждением) либо уничтожении. Если министерство согласилось на уничтожение объекта недвижимости, то оно производится за счет обладателей вещного права или пользователей в соответствии с условиями заключенного с ними договора. При уничтожении имущества должна обеспечиваться безопасность граждан и сохранность чужого имущества. Утилизация имущества производится организациями, имеющими лицензию на проведение таких работ, а если они не подлежат лицензированию, то организациями, у которых одним из видов деятельности, указанных в уставах, является осуществление соответствующих работ. Лицо, уничтожающее объект недвижимого имущества, обязано привести земельный участок в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства <7>. И только после выполнения всех перечисленных действий балансодержатель списывает данное имущество с баланса в установленном порядке.

<7> В некоторых случаях при сносе зданий, сооружений с учетом требований местных органов самоуправления проводится рекультивация земель.

При расчете суммы убытков, возникших при списании ОС, учитываются стоимость возвратных материалов (комплектующих изделий), строительных конструкций и т.п., расходы, связанные с разборкой, хранением материалов и комплектующих изделий. Доходы от списания ОС, полученные государственными унитарными предприятиями, подлежат зачислению в бюджет Нижегородской области.

Вычет НДС

Итак, налог на имущество следует уплачивать с момента постановки объекта на учет в качестве ОС, и, как мы выяснили, медлить с переводом имущества со счета 08 на 01 не стоит. В отношении вычета "входного" НДС по приобретенным ОС чиновники придерживаются аналогичной позиции: применить его можно лишь при постановке объекта на счет 01. Последнее разъяснение на эту тему дано в Письме Минфина России от 19.04.2007 N 03-07-11/113. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, предъявленных продавцом налогоплательщику при приобретении ОС, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств. Финансисты на основании этой нормы делают следующий вывод: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении ОС, не требующих сборки (монтажа), подлежат вычету после принятия на учет этих объектов в качестве основных средств, то есть после отражения на счете 01 "Основные средства". Кроме того, формулировка, использованная в Письме, означает, что если приобретенный объект все же требует сборки (монтажа), то НДС к вычету принимается по другим правилам - в момент постановки имущества на счет 07.

Справедливости ради отметим, что если объект действительно не требует сборки (монтажа), а право собственности на него не подлежит обязательной государственной регистрации, то приобретенное имущество не "залеживается" на счете 08, следовательно, бухгалтеру не принципиально, когда предъявить к вычету НДС - "вчера" или "сегодня" (если, конечно, эти даты не относятся к разным налоговым периодам). Однако мы уже убедились, что финансовое ведомство косвенно подтвердило, что на практике имеют место ситуации, когда приобретенный объект вполне обоснованно учитывается на счете 08. Этот временной отрезок может длиться несколько налоговых периодов по НДС, и тогда бухгалтеру, возможно, "понадобится" вычет налога раньше, чем объект будет переведен в состав ОС. Сразу скажем: Минфин и ФНС против признания налоговых вычетов до осуществления бухгалтерской записи Дебет 01 Кредит 08. Но мы предлагаем с ними поспорить.

Итак, в редакции Налогового кодекса, действовавшей до 01.01.2006, было указано, что вычет НДС, предъявленного поставщиком при приобретении основного средства, производится налогоплательщиком в полном объеме после принятия данного ОС на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ). Причем налоговики применяли эту общую норму в совокупности со специальной - п. 5 ст. 172 НК РФ, согласно которому по объектам завершенного капитального строительства (основным средствам) вычет НДС следовало осуществлять только в периоде начала амортизации указанных объектов (или их продажи). Данное правило они распространяли и на суммы налога, предъявленные налогоплательщику организациями, осуществляющими сборку и монтаж ОС (п. 6 ст. 172 НК РФ).

Однако Президиум ВАС РФ (Постановление от 24.02.2004 N 10865/03) сформировал совершенно иной подход к применению перечисленных норм Налогового кодекса, который и по сей день широко применяется в федеральных округах. Суды первой и апелляционной инстанций, рассматривая доводы сторон по этому делу, поддерживали налогоплательщика, указывая на то, что гл. 21 НК РФ не уточняет, что считать моментом принятия на учет ОС для целей обложения НДС.

Обратите внимание: именно "принятия на учет ОС" (так написано и в действующей редакции НК РФ), а не "принятия на учет в качестве ОС" (как перефразирует Минфин положения Кодекса), - это не одно и то же.

Затем при рассмотрении дела судьями кассационной инстанции было вынесено постановление о том, что вычеты сумм НДС по ОС все же производятся по мере их постановки на учет именно в качестве таких средств (счет 01). Однако позднее Президиум ВАС РФ его отменил и сформулировал основные факторы, определяющие право налогоплательщика на вычет сумм НДС по приобретенным ОС, - это производственное назначение объекта, его фактическое наличие и учет.

Таким образом, если приобретенное имущество оприходовано в соответствии со всеми правилами бухгалтерского учета (ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по учету ОС), то применение организацией налогового вычета по НДС именно в этот момент правомерно.

Несмотря на то что перечисленные выше основные факторы, сформулированные Президиумом ВАС РФ и обуславливающие правомерность применения налоговых вычетов, носили обобщенный характер, то есть в равной степени могли применяться в случае приобретения оборудования, требующего монтажа (счет 07), и иных внеоборотных активов (счет 08), подход чиновников к данной проблеме не изменился.

Вопрос об НДС по оборудованию к установке сегодня решен на уровне Налогового кодекса, так как с 01.01.2006 п. 1 ст. 172 НК РФ в редакции Федеральных законов от 22.07.2005 N 119-ФЗ и от 28.02.2006 N 28-ФЗ изложен следующим образом: вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных средств, оборудования к установке, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке. Финансовым работникам ничего не оставалось делать, кроме как констатировать данный факт (Письмо Минфина России от 09.10.2006 N 03-04-08/209).

К сожалению, в отношении иных объектов внеоборотных активов, которые в момент приобретения и до ввода в эксплуатацию подлежат учету на счете 08, чиновники непреклонны. В частности, работники налогового ведомства по-прежнему настаивают на применении налоговых вычетов по таким объектам исключительно в момент их перевода в состав ОС. Однако следует отметить, что в 2006 г. обозначилась, а в 2007-м укрепилась положительная тенденция поддержки судами тех налогоплательщиков, которые принимали и принимают к вычету НДС в момент постановки имущества на счет 08. Приведем примеры последних положительных судебных решений: Постановления ФАС ЗСО от 01.03.2007 N Ф04-981/2007(31939-А67-31), от 05.02.2007 N Ф04-9625/2006(30612-А03-15), ФАС ПО от 15.02.2007 N А55-5453/06-43, ФАС СКО от 22.02.2007 N Ф08-717/2007-287А. По нашему мнению, полагаясь на обширную арбитражную практику, налогоплательщик не только может принять НДС к вычету в момент оприходования имущества на счет 08, но и имеет все шансы отстоять свою позицию в суде.

М.О.Денисова

Главный редактор журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"

1. Организации на ОСН (в т.ч. обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс), у которых на балансе есть основные средства, признаваемые объектом налогообложения по налогу на имущество.

2. Организации на УСН и ЕНВД, владеющие .

3. Организации на ЕСХН в отношении некоторого имущества.

Налог на имущество организаций: недвижимое имущество

Данным налогом облагается вся недвижимость, кроме земельных участков и иных объектов природопользования (п. 1 , пп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Причем у налогообложения недвижимости есть свои особенности. Так, организации на ОСН должно платить налог на имущество в отношении:

  • недвижимости, числящейся на балансе в качестве основных средств;
  • жилой недвижимости, не учитываемой по данным бухгалтерского учета как ОС.

Организации на УСН и ЕНВД уплачивают налог (п. 1 ст. 378.2 НК РФ), если они владеют:

  • , например, торговыми центрами или помещениями в них. Полный перечень такой недвижимости приведен в п. 1 ст. 378.2 НК РФ ;
  • жилой недвижимостью, которая не учитывается на балансе по данным бухгалтерского учета в качестве основного средства.

Организации на ЕСХН уплачивают налог в отношении имущества, которое не используется при производстве сельхозпродукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями (п.3 ст.346.1 НК РФ).

Налог на имущество организаций: движимое имущество

Налог с движимого имущества c 01.01.2019 не уплачивается (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Налог на имущество предприятий: налоговая база

По общему правилу налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, но в отношении налог рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости (ст. 375 , 378.2 НК РФ).

Налог на имущество юридических лиц: отчетные периоды

Отчетные периоды по налогу на имущество зависят от налоговой базы (п. 2 ст. 379 НК РФ):

Кстати, региональные власти могут и не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 379 НК РФ).

Налоговый период по налогу на имущество

Налоговый период по налогу на имущество организаций един для всех (независимо от стоимости имущества, исходя из которой рассчитывается налог) и равен календарному году (п. 1 ст. 379 НК РФ).

Ставка налога на имущество юрлиц

Региональные власти вправе сами устанавливать ставку налога на имущество, но ее размер не может превышать ставку, установленную Налоговым кодексом (п. 1 ст. 380 НК РФ). Эта ставка в общем случае составляет 2,2%.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемого объектом налогообложения (п.2 ст.380 НК РФ).

Если региональные власти не установили собственные ставки налога на имущество организаций, то налог рассчитывается исходя из ставок, указанных в НК РФ (п. 4 ст. 380 НК РФ).

Расчет налога на имущество организаций

Расчет налога исходя из среднегодовой стоимости имущества отличается от расчета налога исходя из кадастровой стоимости.

И здесь важно отметить, что при расчете налога исходя из среднегодовой стоимости не нужно учитывать недвижимость, налог в отношении которой рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.

Расчет авансов и налога исходя из среднегодовой стоимости имущества

Для расчета аванса понадобится определить среднюю стоимость имущества (п. 4 ст. 376 НК РФ):

Определив среднюю стоимость имущества, можно рассчитать сумму авансового платежа (п. 4 ст. 382 НК РФ):

Для расчета годовой суммы налога нужно определить среднегодовою стоимость имущества:

Расчет налога выглядит так:

Доплатить в бюджет по итогам года нужно сумму, рассчитанную по формуле:

Расчет авансов и налога исходя из кадастровой стоимости имущества

Чтобы понять, какую сумму аванса нужно уплатить в бюджет, необходимо произвести следующий расчет (п. 12 ст. 378.2 НК РФ):

Годовая сумма налога определяется по следующей формуле:

А сумма налога к доплате по итогам года рассчитывается так:

Срок уплаты налога на имущество организаций

Срок уплаты налога на имущество устанавливается законами субъектами РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).

Например, собственники московского имущества должны уплатить налог по итогам года не позднее 30 марта года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64). А крайний срок уплаты для плательщиков налога на имущество в Республике Татарстан - 5 апреля года, следующего за отчетным (ч.3 ст.4 Закона РТ от 28.11.2003 № 49-ЗРТ).

Срок уплаты авансовых платежей по налогу на имущество

Сроки уплаты авансовых платежей, так же как и срок уплаты налога, устанавливается региональными властями. И, соответственно, в разных регионах данные сроки могут быть разными.

Представление отчетности по налогу на имущество организаций

Плательщики налога на имущество должны представлять отчетность по этому налогу в следующие сроки:

Вид отчетности Когда представляется Крайний срок представления
Расчет по авансовому платежу по налогу на имущество (Приложение № 4 к Приказу ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@) По итогам отчетных периодов Не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 386 НК РФ)
Декларация (Приложение № 1 к Приказу ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@) По итогам года Не позднее 30 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 386 НК РФ)

Если в вашем регионе не установлены отчетные периоды, то, соответственно, вам нужно представить в ИФНС только декларацию по итогам года.

Не нужно представлять расчет и декларацию, если у организации нет облагаемого налогом имущества.

Нюансы уплаты и сдачи отчетности

Организации должны уплачивать авансы/налог по месту нахождения имущества:

Местонахождение имущества Куда уплачивается налог
Имущество находится по местонахождению организации (п.п. 3 , 6 ст.383 НК РФ) В ИФНС, где организация состоит на учете
Имущество находится по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (ст. 384 НК РФ) В ИФНС, где ОП состоит на учете
Недвижимое имущество находится вне местонахождения организации и ОП (ст. 385 НК РФ) В ИФНС, обслуживающую территорию, на которой находится имущество

Такой же порядок распространяется и на представление отчетности по налогу на имущество (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Если имуществом организация владела не целый год

Если облагаемое налогом имущество было принято на учет не с начала отчетного года или выбыло в течение года, то на формулу расчета авансов/налога исходя из среднегодовой стоимости имущества данный факт никак не повлияет.

Если же речь идет об имуществе, налог в отношении которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, то авансы/налог рассчитываются с учетом коэффициента владения (п. 5 ст. 382 НК РФ