Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

История что такое долговой камень. Прощение долга

В долгах, как в шелках оказались самые богатейшие мира сего. Чем больше у вас денег, тем больше вы должны. Миллиардеры должны миллионы, миллионеры - сотни тысяч... Но, как говорится, долг платежом красен. Во все времена за невозврат долга предусматривались жесточайшие наказания - должников подвергали невыносимым пыткам. Причем пытали людей не для того, чтобы они становились посговорчивей и тут же расставались со своими накоплениями, пытали должников впрок - чтобы другие боялись...

- К нотариусу вы со мной пойдите
И напишите вексель; в виде шутки,
- Когда вы не уплатите мне точно
В такой-то день и там-то суммы долга...
- Мой вексель! Против векселя ни слова!
- Я клятву дал, что получу сполна.
Мой вексель! Ничего не стану слушать.
Плати по векселю; ни слова больше...
У.Шекспир «Венецианский купец»

О долгах в древности...

Одним из первых законодательных документов считается черный базальтовый столб из Древней Месопотамии. Названные в честь царя-законодателя Вавилона «Законы Хаммурапи» были найдены в 1901 - 1902 гг. французскими археологами в Сузах (территория Древней Месопотамии). Несмотря на то, что камень был частично поврежден, а язык, которым написан текст, давно умер, «Законы Хаммурапи» дают возможность узнать о нравах так называемого Старовавилонского периода (конец XX - начало XVI вв. до н.э.).

Из 282 статей «Законов» около 15 были посвящены долгам, не платить по которым считалось серьезным преступлением. «Законы Хаммурапи» регламентировали не только необходимость уплаты по своему долгу. Царь-законодатель пытался предусмотреть различные обстоятельства долговых обязательств. Так, например, был четко прописан процент, который может получить заемщик за оказанные услуги, и условия погашения долга.

Гарантами получения и возврата денег выступали свидетели, которые либо подтверждали, либо опровергали факт заёма и возврата денег. Причем выплату процентов и основной суммы долга можно было оттянуть, особенно если речь шла о долге земледельцу, если урожай был уничтожен природной стихией.

В случае неуплаты долга и процентов, заемщик поступал в кабалу к кредитору (кстати, уже в то время денежными операциями занималась отдельная группа граждан - тамкары, банкиры Древней Месопотамии) и был вынужден отработать свой долг. В случае если кредитор был не в состоянии это сделать, за него могли отработать родные. Несмотря на сумму долга, они в течение трех лет трудились на пользу тамкара - заемщика и лишь затем становились вновь свободными.

Потеря свободы в Древней Месопотамии была главным наказанием за неуплату долга и процентов. Суть этого наказания заключалась не столько в наказании недобросовестного заемщика, сколько в самом долге, в его возврате любой ценой.

Однако древние государства становились на защиту частной собственности кредиторов лишь потому, что в любой момент, особенно в период войны, финансовое бремя ложилось на самых богатых людей, в том числе и первых финансистов. Именно они за свои собственные деньги собирали армию, вооружали солдат и защищали интересы своей державы.

Греческие камни

Долговая кабала была распространенным явлением и в Древней Греции. Однако уже в XIII в. до н.э. оформляется определенный тип долгового обязательства - залоговый кредит. Залогом чаще всего выступала земля - земледельческие угодья вокруг древнегреческого полиса.

За несколько веков существования древнегреческих полисов долговая кабала стала настоящим бременем земледельцев. Некогда свободные, пахари и садовники становились рабами, лишались своих наделов и продавались за бесценок на рабовладельческих рынка всего Средиземноморья. Капитал знати и рабовладельцев, нажитый в том числе и за счет кредитования горожан, стал во много раз превышать бюджеты полисов.

Опасавшиеся за свою власть и привилегии древнегреческие правители пошли на радикальные реформы в пользу демоса. Несмотря на сильнейшее сопротивление крупной аристократии и рабовладельцев, в VI в. до н.э. правитель Афин Солон пошел на отмену всех долговых обязательств горожан.

Долговые камни, которые устанавливались на залоговой земле, были убраны, а проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы Солона получили название сисахфия (с древнегреческого - сброс ига).

Запрещался самозаклад должника. Многим крестьянам были возвращены их участки земли. А все соотечественники, которые не были выкуплены своими родными, был выкуплены за счет города. Аристократия и крупные рабовладельцы остались обозлены на реформатора.

О долгах в Средневековье

В Средние века самым распространенным наказанием за невозврат долга была потеря свободы и перевод должника в ранг кабального, крепостного. Находясь в подчинении князя или наместника, должник был обязан отработать сумму, взятую в кредит у купца или ростовщика.

Так, например, в «Салической правде» - законе франков - устанавливалось, что вернуть долг заемщик должен в течение 40 дней с момента наступления даты погашения долга. Если и за это время долг не будет возвращен, то начислялась фиксированная пеня. Со злостными неплательщиками боролись уже при помощи судов и князя. После признания должника виновным в неуплате долга и процентов по нему, кредитор обращался к правителю с просьбой силой привлечь заемщика к ответственности. Только после этого правитель (тунгин) и его свита отправлялись в дом должника...

В случае когда имущества заемщика не хватало, чтобы погасить долг кредитору с процентами и пеней, его отправляли на принудительные работы - в кабалу. Причем в отличие о древнего законодательства (и Месопотамии, и Греции), на принуждении заемщика выполнить свои долговые обязательства правитель или уполномоченный на то человек зарабатывали деньги.

По «Салической правде», если в дело вмешивается граф, правитель должен получить треть от суммы долга с процентами. Безусловно, такая норма значительно стимулировала правителей и судей вникать в дела должников, а значит, и разрешались такие дела в самые кратчайшие сроки.

В Средневековом Китае практиковалось возмещение долга за счет заклада лично свободных крестьян, которые не считались рабами, но работали на земле наместника-должника. На работу их гнали палками, плетьми, хотя кодексы и устанавливали уголовную ответственность за продажу и заклад свободных членов семьи.

С другой стороны, долговые обязательства в Древнем Китае не предполагали отбора земельной плантации должника навсегда. В любой момент, после того как заемщик выплатит кредитору долг, он мог вернуть себе отобранную залоговую землю.

Таким образом, право собственности в Китае становилось практически неприкосновенным, если, конечно, в дело не вмешивался император. Причем и в Китае, и в Японии право собственности даже на залоговую землю передавалось по наследству.

О должниках на Руси...

Первый свод законов на Руси - «Русская правда» - был принят в 1016 - 1054 гг. и стал основой законотворческой традиции славянских народов.

В важнейшем законодательном документе Киевской Руси было уделено внимание и долговым обязательствам. Так, например, статьей 48 «Русской правды» было установлено, что проценты по займу не могут превышать половины от суммы долга. В случае если купец брал две трети от суммы, он мог лишиться не только процентов, но и всего долга. Максимальный процент за услугу займа денег устанавливался на уровне 20%.

В части ответственности за невозврат долга «Русская правда» была строга. Предполагалось, что несостоятельный заемщик станет холопом и поступит в распоряжение кредитора. Как и в европейской законодательной практике, несостоятельный заемщик поступал в распоряжение к кредитору и находился там, пока не отработает всю сумму долга плюс процент.

Доказательством взятого на себя долгового обязательства были либо расписка - простой вексель, либо свидетели, которые должны были подтвердить факт получения кредита в суде.

Позже все эти нормы были практически без изменений перенесены в Судебники 1447 и 1550 годов. Здесь лишь появился пункт, который позволял заемщику отправлять в кабалу к кредитору любого холопа, крепостного, чтобы последний отработал его долг. Однако такой механизм, безусловно, существовал и раньше, только не был прописан законодательно.

Как видно, юридические нормы и непосредственно наказание за неуплату были подобны европейским законодательствам. Единственным отличием европейской практики и традиций на Руси было то, что выкупить себя из кабалы можно было только лишь после уплаты суммы, назначенной самим барином. Это делало освобождение очень трудным.

Правеж...

Отдай долг и спи спокойно. Испокон веков с должниками боролись не самыми гуманными способами. «Выбивали» долги на так называемом правеже, который проходил на главной площади города. Должников бросали в долговые ямы, били палками, пытали, заточали в оковы и сажали в тюрьмы.

В V в. до н.э. римляне, чьи законы служили для многих государств примером, заточали должников в колодки и оковы на 60 дней. Причем считалось, что чем оковы тяжелее, тем быстрее долг будет возвращен. В течение 60 дней должник мог трижды согласиться вернуть долг своему кредитору, в ином случае его четвертовали.

Главной проблемой правежей в древние времена, а затем и в эпоху Средневековья было то, что вершить справедливость Закон предлагал непосредственно кредитору. Последний выбирал способ возврата денег в зависимости от своей фантазии и кровожадности.

На Руси долги возвращали с особой «любовью», кредиты выбивали в прямом смысле слова. Самым распространенным способом правежа было битье палками: должника привязывали на базарной площади к столбу и били по икрам ног день за днем, пока тот не согласится заплатить сполна.

Так, например, опричники Ивана Грозного надевали на должников шейные железа с цепью длинной в сажень, так что цепь затягивалась узлом и ночью он мог лежать, а днем сидеть или стоять, и такие же ручные железа. При этом каждое утро с заключенного снимали оковы и вели на площадь, где продолжалось битье по ногам палками «не слишком сильно, чтобы не умер».

Одним из самых распространенных способов для кредитора найти общий язык с заемщиком в новое время стало заточение последнего в долговую тюрьму, которая пришла на смену средневекового правежа. Заключение в тюрьму было бессрочным - дату освобождения кредитор устанавливал по своему желанию. При этом именно кредитор платил за содержание должника в тюрьме.

Отсидка в долговой яме не была уделом представителей низших классов: крестьянства или рабочих. Главными обитателями тюрьмы были купцы и расточительные дворяне. У них и долги побольше были, да и репутация сильнее страдала. В любом случае долговая тюрьма для них становилась весомым аргументов поскорее вернуть кредит.

С течением времени долговая яма стала одной из самых непопулярных мер. Многие европейские государства были вынуждены отказаться от такого способа вершить справедливость. Однако традиция жестоких правежей над должниками сохранилась и в XX столетии.

Долги стали «выколачивать» представители криминального мира.

Что можно сказать о долгах XXI столетия? Гуманное отношение к должникам сегодня привело к колоссальному росту личных долгов населения. Еще неизвестно, какую цену придется заплатить человечеству за свои долги, и какую форму примет правеж в современном, на первый взгляд, цивилизованном обществе.

АНТИКОЛЛЕКТОР
ПОМОЩЬ ДОЛЖНИКАМ
АНТИРЕЙДЕР
ЗАЩИТА ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ

Защита прав и собственности от посягательств Кредиторов, Правоохраны, Конкурентов,
Родственников и Братанов

+7 (968) 580–12–44
г. Москва
м. Шаболовская
ул. Шаболовка д.34 кор.1 эт.3 офис 32
[email protected]

Для должника и собственника

  • АНТИКОЛЛЕКТОР

    помощь Должникам по Кредитам - защита от Коллекторов, Банков, Цессионариев и Приставов

    • Антиколлектор, Помощь Должникам по Кредитам. Ситуации в жизни Должника по Кредитам
    • ПРОЩЕНИЕ ДОЛГА
    • ДОГОВОР ЦЕССИИ
    • УСЛУГИ И ЦЕНЫ ДЛЯ ДОЛЖНИКА ПО КРЕДИТАМ
    • ДОГОВОР АНТИКОЛЛЕТОРСКИХ УСЛУГ
    • ДОВЕРЕННОСТЬ ОТ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
    • ДОВЕРЕННОСТЬ НОТАРИАЛЬНАЯ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
    • ХИТРОСТИ ДОЛЖНИКОВ ПРИ ПОДПИСАНИИ РАСПИСКИ
    • ХИТРОСТИ ДОЛЖНИКОВ В СУДЕ
  • ЗАЩИТА В СУДЕ

    помощь Ответчикам по Обязательствам - защита от «обиженных» Займодавцев, Клиентов, Заказчиков, Покупателей

    • ЗАЩИТА В СУДЕ. ЗАЩИТА ОТВЕТЧИКА
    • УСЛУГИ И ЦЕНЫ ДЛЯ ОТВЕТЧИКА В СУДЕ
    • СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ
  • АНТИРЕЙДЕР

    помощь собственникам при рейдерских захватах - защита от посягательств Правоохраны, Партнеров, Конкурентов и Родственников

    • РЕЙДЕРСКИЙ ЗАХВАТ ЗАЩИТА СОБСТВЕННОСТИ
    • Услуги и Цены помощи собственникам при рейдерских захватах
    • Ситуации в жизни собственников при рейдерских захватах.
    • ЗАЩИТА НЕДВИЖИМОСТИ, СОБСТВЕННОСТИ
    • Как обмануть Кредитора
  • помощь Собственникам за рубежом

    • ЗАЩИТА СОБСТВЕННОСТИ ЗА РУБЕЖОМ
    • Ситуации в жизни Собственника за рубежом.
    • Услуги и Цены помощи Собственникам за рубежом.
    • КАК ОФОРМИТЬ НОТАРИАЛЬНУЮ ДОВЕРЕННОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ
  • БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
    • Кого можно признать Банкротом?
    • С чего начать процедуру банкротства физического лица

      Помощь должникам в Москве и Московской области

    • Как решить проблему с кредитами: реструктуризация?
    • Какое имущество не изымается у банкрота?
    • Отсутствие у должника имущества, подлежащего изъятию
    • Негативные последствия банкротства
  • ЧЕРНЫЙ СПИСОК БАНКОВ
    • Черный Банковский список компании

      Что такое «Черный Банковский список» компании?

    • Как не попасть в «Черный список Банков»?
    • Как выйти из черного списка ЦБ?
    • Последствия черного списка Банков

Антиколлектор и антирейдер. Новости

ПРОЩЕНИЕ ДОЛГА

В СРЕДНИЕ ВЕКА

Долговая кабала была распространенным явлением и в Древней Греции. Однако уже в XIII в. до н.э. оформляется определенный тип долгового обязательства - залоговый кредит. Залогом чаще всего выступала земля - земледельческие угодья вокруг древнегреческого полиса.

За несколько веков существования древнегреческих полисов долговая кабала стала настоящим бременем земледельцев. Некогда свободные, пахари и садовники становились рабами, лишались своих наделов и продавались за бесценок на рабовладельческих рынка всего Средиземноморья.

Но при этом капитал знати и ростовщиков, нажитый в том числе и за счет кредитования горожан, стал во много раз превышать бюджеты городов.

ВЫ УЖЕ ПОНЯЛИ, древнегреческие ростовщики – это сегодняшние банкиры и все кредитные организации. Да и частные кредиторы, которые заламывают немыслимые кредитные проценты по займам, чтобы ничего не делая, зарабатывать большие деньги. А потом пытаются, используя несовершенство сегодняшнего законодательства о должниках, забрать себе имущество должника и его собственность как для возвращения долга, так и для лично обогащения!

Во все времена существования человечества общество делилось на 3 категории:

  • правители – царствующие семьи и чиновники;
  • олигархи – аристократы, ростовщики, рабовладельцы;
  • народ – крестьяне и ремесленники.

Олигархи - ростовщики в Древней Греции, стараясь увеличить свои доходы, доходили до того, что заставляли правителей принимать законы, которые лишали должника свободы!

Потеря свободы в Древней Греции стала главным наказанием за неуплату долга и процентов. Суть этого наказания заключалась не столько в наказании недобросовестного заемщика, сколько в самом долге, в возврате долга любой ценой.

Древние правители, как и сейчас, вынуждены были становиться на защиту частной собственности ростовщиков, лишь потому, что в любой момент, особенно в период войны, финансовое бремя ложилось на самых богатых людей, в том числе и первых финансистов. Именно они за свои собственные деньги собирали армию, вооружали солдат и защищали интересы своей державы.

Но со временем, должников и «несвободных» граждан в государствах становилось так много, что жизнь в государстве начинала замирать. Некому было работать, некому было идти в армию, все рано или поздно теряли свою свободу. Теряли свою собственность во славу возврата долгов ростовщикам.

Проблема потери свободы за долги дошла до того, что 2 500 лет назад в Греции Царь Солон был вынужден отменить все долговые обязательства.


Царь Салон прощает долги и отменяет рабство за долги

Опасавшиеся за свою власть и привилегии древнегреческие правители вынужденно пошли на радикальные реформы в пользу свободы простых граждан, несмотря на сильнейшее сопротивление крупной аристократии и рабовладельцев.

В VI в. до н.э. правитель Афин Солон пошел на отмену всех долговых обязательств горожан.

Царь Солон существенно снизил ссудный процент, законодательно утвердил ограничения на ростовщичество. и узаконил ответственность за несоблюдение этих ограничений.

Также издал закон о процедуре освобождения должников от долговых обязательств, в котором было указано, в каких случаях и по каким обстоятельствам должник может не возвращать долг.

Долговые камни, которые устанавливались на залоговой земле, были убраны, а проданные в рабство должники подлежали выкупу за счет казны по минимальным ценам. Эти реформы Солона получили название «Сисахфия».

С этого момента запрещался самозаклад должника. Многим крестьянам были возвращены их участки земли, а должники, которые не были выкуплены своими родными, был выкуплены за счет города.

Аристократия и крупные финансисты остались обозлены на реформатора Солона.

Салон правил недолго...

Интересно, а сколько наш премьер будет у власти после принятия закона о банкротстве физических лиц....

Избранные статьи

Все избранные статьи

Вы находитесь на сайте – Международного Коллекторское Агенства – мы оказываем антирейдерскую помощь собственникам с 1994 года, а антиколлекторскую помощь кредитным должникам с 2005 года!!!

В Греции с древнейших времен было принято давать в кредит и занимать, особенно часто одалживали зерно. В 6 веке до н.э. в Греции появились денежные банки при храмах, а также частные банки, принадлежащие отдельным лицам. Размер взимаемых процентов был высок, например, при морских займах- 20-30%. В древней Греции были известны случаи ростовщических ссуд с уплатой от 500 до 900 процентов годовых. Система частных кредитов была чрезвычайно широко распространена в Эллиническом Египте и Риме периода ранней империи. В древней Греции в VII-VI вв. до н.э. родовая знать предоставляла ростовщические ссуды мелким крестьянам под залог их земельных участков. Уже здесь возникает примитивная форма ипотеки - долгового свидетельства о залоге земли - в виде особых камней, которые ставились на участках заемщиков и на которых были высечены закладные акты. Если заемщик не возвращал денег в установленный срок, то его земельный участок переходил в собственность кредитора-ростовщика.

Ростовщический кредит вел к порабощению неисправных заемщиков их кредиторами. Обеспечением долга служила не только земля, но и личность заемщиков и членов их семей. Греческий историк Плутарх, сообщая о том, что в Аттике в VII-VI вв. до н. э. “весь простой народ был в долгу у богатых”, отмечал, что многие “брали в долг деньги под залог самих себя, так что заимодавцы имели право схватить их и обратить в рабов или продать заграницу”.

Ростовщический кредит в античном мире выступал в двух основных формах: 1) ссуды мелким производителям, главным образом крестьянам; 2) ссуды рабовладельцам.

Мелкие производители, хозяйство которых приходило в упадок в результате вытеснения его крупным рабовладельческим хозяйством, а также частых войн, постоянно нуждались в деньгах как для покупки необходимых средств существования,

так и для уплаты налогов государству. Потребность же самих рабовладельцев в деньгах вызывалась затратой ими громадных средств на покупку предметов роскоши, постройку великолепных домов, устройство политической карьеры (подкуп избирателей и армии) и т.д.

При первой форме ростовщического кредита объектом эксплуатации были мелкие производители, так как ростовщики присваивали в виде процентов значительную часть продуктов их труда. При второй его форме объектом эксплуатации были, в конечном счете, рабы, ибо рабовладельцы уплачивали ростовщикам проценты по долгам за счет прибавочного (а отчасти и за счет необходимого) продукта, который они выжимали из рабов. Поэтому развитие ростовщического кредита служило фактором усиления эксплуатации рабов.

В качестве кредиторов-ростовщиков в рабовладельческом обществе выступали, прежде всего, купцы и откупщики налогов. Немалую роль играли также храмы (например, в Греции Дельфийский храм). Их ростовщические операции возникли на основе сосредоточения огромных средств, притекавших туда в виде дарений и вкладов.


Так как обращение к ростовщическому кредиту вызывалось крайней нуждой в деньгах, и спрос на кредит был очень значителен, то процент по ссудам достигал весьма высокого уровня (до 100 % годовых).

Еще в Древней Греции ростовщические операции делились на два вида в зависимости от того, кто принимал на себя риск (ответственность) за их результаты. В одном случае это был заемщик (при неуплате он или терял залог, или наказывался в соответствии с законом), в другом случае - сам кредитор. Такая форма кредита называлась “морские проценты” (греч. nautikoV tokV, лат. foenus nauticum): торговец, отправляясь в далекое и опасное по тем временам морское путешествие, брал ссуду у ростовщика, чтобы снарядить корабль, нанять экипаж, запастись продуктами и т. п. Обратно он должен был привезти определенные товары и расплатиться по долгам. Однако, если корабль не возвращался или возвращался без груза, кредитор терпел убытки в размере одолженной суммы. Поэтому “морские проценты” были гораздо выше обычных. Для снижения риска ростовщики часто складывали свои капиталы и участвовали в прибыли. Это были первые торговые компании. Они играли настолько важную роль в морской (да и сухопутной) торговле, что даже знаменитые реформы Солона (VI в. до н. э.), снизившего норму процента и отменившего долговое рабство, не затронули величину “морских процентов”. Морская торговля, которая развивалась быстрыми темпами в Средиземноморье, способствовала развитию начальных форм страхования. Эта практика была распространена в Афинах, о чем свидетельствовал в своих работах Демосфен (около 384-322 до н. э.; афинский оратор); торговец, получивший ссуду, возвращал ее только в случае успешного завершения своего предприятия (путешествия), при этом он возвращал на 30% больше денег, чем занимал.

«Ни одно законодательство позднейшего времени не бросает должника столь жестоко и беспощадно к ногам кредитора-ростовщика, как законодательство Древних Афин и Рима»,- отмечал Ф.Энгельс (ЭНГЕЛЬС. «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА» По изданию: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986, - 639 с.).

В Греции, согласно закону Дракона, кто не мог вовремя расплатиться с долгами, тот вместе с семьей становился собственностью заимодавца. Дракон был афинским законодателем, при котором в 621 году до н.э. были записаны правовые обычаи («драконовы меры»») - наказания за нарушение частной собственности. Осталось из истории такое понятие: драконовский процент.

В 594г. до н.э. в Греции Солоном была применена отмена долгов(seisachtheia). Стремясь укрепить экономическое положение средних земледельцев, Солон ввел ограничения ссудного процента. «Солон освободил людей раз и навсегда, запретив все ссуды под залог жизни должника, и в то же время он выпустил законы, погасившие все долги. Частные и государственные. Законы Солона были вырезаны на четырехгранных деревянных столбах, которые можно было поворачивать, и поставленв близ афинской площади (агоры).». (Аристотель. Афинская политика).

«Солон первый отказался от долга в семь таланов, которые причитались его отцу, и этим побудил к тому же самому и остальных». (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М, Мысль,1979,620 с.)

Законодательно запрещалось обращение в рабство за долги, т. е. долговая кабала. Эти радикальные меры должны были укрепить экономическое положение основной массы афинских земледельцев, создать некоторые гарантии их общего благосостояния. Снятие долговых камней и отмена долгового рабства были тяжелым ударом по родовой аристократии, так как именно с помощью этих мер, она увеличивала свои земельные владения и закабаляла земледельцев, превращая их в зависимых арендаторов. Прежде всего, были кассированы все долги, сделанные под заклад земли, проведена так называемая сисастхия, т. е. "стряхивание бремени" (заимодавцы для обеспечения долга ставили камни с записями на участках задолжавших крестьян).

В результате введения конституции Солона большинство людей были освобождены от долгового рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их хозяева опустились. Интересно, что накануне введения своих законов Солон посвятил в свои замыслы некоторых представителей афинской аристократии. Они же, в свою очередь, заняв крупные суммы денег, скупили большие участки земли, и после погашения мгновенно стали богачами.

В дальнейшем неоднократно повторялись безуспешные попытки со стороны государства фиксации процента с целью ограничения ростовщичества, которое стало уже в Древнем Риме одним из способов обогащения. Чаще всего ссуда давалась под под 2% в месяц.

Показательно, в частности, массовое возрождение - впервые после Солона - так называемых закладных столбов (o{roi). Эти небольшие каменные столбики снова ставились на участках. Наличие массы документальных свидетельств позволяет по достоинству оценить неоднократно встречающиеся в литературе того времени заявления об углублении пропасти между крупными и мелкими состояниями, о неуклонной концентрации собственности в руках немногих богачей и обеднении народа. Во всяком случае, когда на суде афинский оратор заявляет, что некоторые ловкачи скупили земли больше, чем ею владеют все, присутствующие в судебной палате (Dem., XXIII, 208), то это не должно восприниматься как риторическое преувеличение.

Нарисованная картина ростовщичества не была уделом одних только Афин. Сходная ситуация складывалась во всех без исключения греческих полисах. О росте крупных состояний и имущественной дифференциации в городах Пелопоннеса можно судить, например, по тому, что во главе местных лаконофилов стоял некий Ксений, "про которого говорили, что ему приходилось измерять медимном серебро, полученное в наследство от отца".

Но, что самое поразительное, общей судьбы не смог избежать даже спартанский полис, где целая система ограничительных запретов ростовщичества долго сдерживала, но так и не смогла сдержать естественно развивавшийся процесс расслоения гражданской корпорации. Принятый около 400 г. закон эфора Эпитадея о свободе дарения и завещания земельных наделов спартанцев уничтожил последние формальные препоны для мобилизации собственности. Имущество частного лица было как бы в полном распоряжении государства: последнее могло приказать женщинам выдать все свои драгоценности, кредиторам - поступиться в его пользу своими ссудами.

Последствия этого были поистине катастрофические: в Спарте, где принадлежность к общине "равных" обусловливалась обладанием наследственным наделом-клером и возможностью вносить свою долю в застольное товарищество- сисситию, разразившаяся теперь почти откровенная скупка наделов привела к резкому сокращению числа граждан. Если во времена легендарного законодателя Ликурга спартиатов насчитывалось около 9 или даже 10 тыс., а в период Греко-персидских войн их все еще было свыше 5 тыс., то к 371 г., по подсчетам К. Ю. Белоха, число спартиатов упало до 1500, а ко времени Аристотеля сократилось еще более.

По утверждениям Плиния Старшего, “деньги дали начало алчности, ибо явилась возможность заниматься ростовщичеством и наживаться, не трудясь”. (Плиний Старший. Естественная история, XXX III, 48).

Знаменитый филосов Сократ- учитель Платона, также занимался ростовщичеством. «Аристоксен, сын Спинафа, уверяет, что он даже наживался на перекупках: вкладывал деньги, собирал прибыль, тратил ее и начинал сначала...». (Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» М, Мысль, 1979, 620 с.)

Легендарный Диоген Синопский, который был основателем древнегреческой философской школы киников и жил в глиняной бочке, прежде чем стать философом, был менялой и ростовщиком. Он «стал подделывать монету, был уличен и, по мнению одних, приговорен к изгнанию, по мнению других, бежал сам в страхе перед наказанием... Кто-то корил его за изгнание. «несчастный! - ответил он.- Ведь благодаря изгнанию я стал философом». (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М, Мысль,1979, 620 с.)

Его ученик Менипп, как указывает Диоген Лаэртский, «занимался суточными ссудами и за это даже получил прозвище. Он ссужал деньги корабельщикам, брал страховки и накопил большое богатство; но в конце концов стал жертвой злоумышленников, впал в отчаяние и удавился».

Ростовщичество широко обсуждалось в греческой литературе IV в., особенно в том, что касается проблем хрематистики, т. е. рациональной экономики, ориентированной на получение товарной прибыли. Своеобразным венцом этого обсуждения явилась постановка вопроса о ценности вещи (crh"ma). Отчасти эта тема была затронута уже Ксенофонтом и Платоном, но наиболее обстоятельно она была исследована Аристотелем.

Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) писал: "Развитие роскошного образа жизни, начавшееся еще в олигархии, неудержимая потребность в деньгах приводят молодых людей в лапы ростовщиков, а быстрое разорение и превращение богатых в бедняков способствуют возникновению зависти, злобы бедных против богатых и злоумышленных действий против всего государственного строя, обеспечивающего богатым господство над бедными". (Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. с. 542).

Он же пишет: «Разве будут граждане дружелюбны там, где между ними много тяжб и много несправедливостей? Нет, только там они будут дружелюбными, где несправедливостей всего меньше и где они незначительны. Поэтому мы говорим, что в нашем государстве не должно быть ни золота, ни серебра, ни большой наживы путем ремесел и ростовщичества, ни чрезмерно обширного скотоводства, но должны быть только доходы, доставленные земледелием; да и из них лишь такие, получение которых не вынуждает пренебрегать тем, для чего и нужно имущество».

В «Республике» Платон отмечает «Лицемерно не видеть тех, кого они (ростовщики) уже погубили. Вставьте их жало, то есть их деньги в тех, кого они еще не использовали, и они многократно высосут от вложенных сумм. Они плодят нищих, чтобы процветать».

Что же касается кредитного дела, то именно к IV в. относятся первые обстоятельные сведения о профессиональном ростовщичестве, о деятельности древних банкиров-трапезитов и даже о целых банкирских домах, осуществлявших кредитные операции в больших масштабах, можно сказать, в рамках всей Эллады. Из речей Исократа (XVII) и Демосфена (XXXVI, XLV-XLVI, XLIX) нам хорошо известен один такой, - правда, по-видимому, наиболее крупный и знаменитый - банкирский дом в Афинах, осуществлявший кредитные операции на протяжении ряда поколений. Сначала им владели совместно Архестрат и Антисфен, затем его унаследовал вольноотпущенник Архестрата, впоследствии ставший полноправным афинским гражданином, Пасион, а еще позже его главою стал Формион, который, в свою очередь, был вольноотпущенником Пасиона и тоже с течением времени приобрел права афинского гражданства. Оборотный капитал этого предприятия, когда во главе его стоял Пасион, может быть оценен в круглую сумму более чем 50 талантов (см.: Dem., XXXVI, 5). Первоначально банкирские операции, в особенности приём денежных вкладов, осуществлялись “корпорациями” жрецов. Впоследствии в связи с интенсивным развитием торговли, последовавшим за персидскими войнами, потребность в кредите и посредничестве побудила частных лиц заняться банкирскими операциями. Посвятившие себя этому делу афиняне занимались своим промыслом, сидя за столиками на рынке, отсюда и их название трапезиты (от греч. трапеза - стол).

К концу V в. до н.э. у афинских трапезитов наблюдается уже некоторая специализация по отдельным видам сделок. Так, трапезиты занимались преимущественно приёмом вкладов и осуществлением платежей за счёт клиентов. В свою очередь, от них отделился класс специалистов-менял (аргираймосы), ставших вместе с тем экспертами по определению подлинности и цены многочисленных видов обращавшихся монет. Третья категория банкиров осуществляла выдачу мелких займов, обыкновенно под залог, т.е. ломбардное дело.

Отношение государства к банкирам было различным в отдельных полисах Греции. В Эфесе, например, государственное вмешательство ограничивалось законодательной регламентацией прав и обязанностей банкиров, тогда как в Византии право на занятие банкирским делом сдавалось на откуп. В полисах последней категории монополия трапезитов охранялась государством, но зато их операции и размеры допустимых процентов были строго регламентированы. Единственное свидетельство о законе, регулирующем отношения кредиторов и заёмщиков, относится к Дельфам. Там был принят закон, устанавливающий максимальный процент по займу у частных лиц и ассоциаций различного рода в размере 8,5 или 6 %. Однако обычной процентной ставкой по активным операциям в Греции было 12 %.

Постепенно Афины, как и вся Греция, утратили ведущую экономическую роль, которая в эпоху Птолемеев перешла к Египту. Здесь были открыты “королевские банки” большей частью под управлением греков. Банковское дело в Египте эллинистического периода было организовано в форме государственной монополии. В Александрии находился “центральный банк”, тесно связанный с государственным казначейством. Его отделения существовали во всех административных центрах страны. Вся сеть банков пользовалась монопольным правом ведения банковских операций в стране, за что она, в свою очередь, исполняла все функции госказначейств. По сохранившимся сведениям, эти банки, кроме фискальных функций, осуществляли следующие операции: покупку, продажу и размен монеты, выдачу ссуд, ипотечные и ломбардные операции, учёт обязательств до наступления срока, приём вкладов. Сохранившиеся от этой эпохи папирусы содержат информацию о добавочных функциях египетских банкиров, а именно об их деятельности в качестве советников по составлению актов, управлению клиентскими имениями, переводам.

Закономерным следствием развития крупного частновладельческого хозяйства и предпринимательства в Древней Греции была поляризация собственности: рост богатства у известной части общества и разорение, и обнищание народной массы.

Исследуя историю происхождения собственности в Древней Греции, Энгельс писал: «Долговая расписка и закладная на землю (ибо афиняне изобрели уже и ипотеку) не считались ни с родом, ни с фратрией. А старый родовой строй не знал ни денег, ни ссуды, ни денежных долгов. Поэтому в результате все шире распространявшегося денежного владычества знати было выработано также новое обычное право для того, чтобы обеспечить кредитора против должника, чтобы освятить эксплуатацию мелких крестьян владельцами денег. На полях Аттики всюду торчали закладные камни, на которых значилось, что данный участок заложен тому-то и тому-то за такую-то сумму денег. Поля, не обозначенные таким образом, были уже большей частью проданы вследствие неуплаты в срок ипотечной ссуды или процентов и перешли в собственность ростовщика-аристократа, крестьянин мог быть доволен, если ему разрешалось оставаться на участке в качестве арендатора и жить на шестую часть продукта своего труда, уплачивая

остальные пять шестых новому хозяину в виде арендной платы. Более того. Если сумма, вырученная при продаже земельного участка, не покрывала долга или если заем не был обеспечен залогом, то должник вынужден был продавать своих детей в рабство в чужие страны, чтобы расплатиться с кредитором. Продажа детей отцом - таков был первый плод отцовского права и моногамии! А если кровопийца все еще не был удовлетворен, он мог продать в рабство и самого должника. Такова была светлая заря цивилизации у афинского народа». (ЭНГЕЛЬС «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА» По изданию: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986, - 639 с.).

В разделе на вопрос что такое долговой камень? заданный автором Второстепенный лучший ответ это Долговая кабала была распространенным явлением и в Древней Греции. Однако уже в XIII в. до н. э. оформляется определенный тип долгового обязательства - залоговый кредит. Залогом чаще всего выступала земля - земледельческие угодья вокруг древнегреческого полиса.
За несколько веков существования древнегреческих полисов долговая кабала стала настоящим бременем земледельцев. Некогда свободные, пахари и садовники становились рабами, лишались своих наделов и продавались за бесценок на рабовладельческих рынка всего Средиземноморья. Капитал знати и рабовладельцев, нажитый в том числе и за счет кредитования горожан, стал во много раз превышать бюджеты полисов.
Опасавшиеся за свою власть и привилегии древнегреческие правители пошли на радикальные реформы в пользу демоса. Несмотря на сильнейшее сопротивление крупной аристократии и рабовладельцев, в VI в. до н. э. правитель Афин Солон пошел на отмену всех долговых обязательств горожан.
Долговые камни, которые устанавливались на залоговой земле, были убраны, а проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы Солона получили название сисахфия (с древнегреческого - сброс ига).
Запрещался самозаклад должника. Многим крестьянам были возвращены их участки земли. А все соотечественники, которые не были выкуплены своими родными, был выкуплены за счет города. Аристократия и крупные рабовладельцы остались обозлены на реформатора.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое долговой камень?

Ответ от Tergena [гуру]
долговой камень - камень, который устанавливали на земле должника,
Если должник не возвращал в срок взятое, он становился рабом


Ответ от Fima gergus [гуру]
Рождение демократии в Афинах
Афины были одним из крупнейших и сильнейших городов-государств Греции. Территория этого полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции.
1. Господство знати. Как и в других полисах в это время, господствующее положение в Афинах занимала знать. Знатные люди захватили плодородные земли в долинах. А крестьяне владели маленькими участками на каменистых склонах гор. Из-за этого им нередко приходилось брать у знатных людей деньги в долг. Тогда на участок крестьянина ставился долговой камень. Если долг вовремя не возвращался, земля должника переходила в собственность аристократа.
Крестьянин продолжал работать на этой земле, но часть урожая отдавал новому хозяину. Так крестьяне попадали в зависимость от знати. Иногда за долги крестьянин вынужден был продавать в рабство членов своей семьи и даже сам становился рабом.


Ответ от Просолить [новичек]
Его устанавливали на земле должника в напоминание о долге; если должник долг не погашал, то становился рабом