Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что означает статус плательщика 24. Что делать при совершении ошибки. Заявление о допущенной ошибке в оформлении платежного поручения

Самым распространенным способом безналичных расчетов на территории Российской Федерации являются платежные поручения. Порядок и алгоритм заполнения данных документов формализованы и детально описаны регулирующими органами. Однако следует учесть, что при формировании платежки для оплаты в бюджет лицо, заполняющее бланк документа, должно указывать идентифицирующую информацию. С учетом особенностей правого положения предпринимателя актуальным вопросом является, какой именно выбрать статус плательщика для ИП: 08 или 24.

Платежка

В силу прямого указания ГК РФ платежное поручение является одним из способов безналичных расчетов. К использованию названного формуляра могут прибегать:

  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • граждане;
  • элементы бюджетной системы Российской Федерации.

Каждый субъект, использующий указанный выше способ расчетов, должен заполнять официальную форму платежного поручения , утвержденную Центральным Банком Российской Федерации в Положении от 19.06.2012 N 383-П.

Помимо использования бланка документа при формировании платежки следует руководствоваться алгоритмом и правилами ее заполнения. Также надо учитывать некоторые особенности, присущие порядку формирования формуляра на перевод денег в бюджетную систему Российской Федерации.

Например, в п. 4 Приложения № 1 к Положению от 19.06.2012 N 383-П предусмотрено, что для ИП статус плательщика в платежном поручении надо указывать только при перечислении денег в бюджет. Данные сведения отражаются в графе 101 документа.

Как отметило Министерство финансов Российской Федерации в Приложении № 5 к своему Приказу от 12.11.2013 N 107н, заполнение указанного выше раздела платежного поручения обязательно при переводах в пользу бюджетной системы России.

Налоговый статус ИП в платежном поручении

Исчерпывающий перечень кодов плательщиков, подлежащих отражению в платежном поручении, приведен в Приложении № 5 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н.

Важно помнить, что запрещено:

  • заменять значение, предусмотренное министерством на иное другое;
  • указывать в графе 101 платежного поручения показатель «0».

В целях определения статуса для ИП в платежке лицу, ее формирующему, следует изучить все 26 кодов, разработанных Минфином Российской Федерации в вышеназванном Приказе.

Индивидуальный предприниматель, производящий оплату в бюджет, может указать в графе 101 «платежи» значение «08». Данный код используют предприниматели, предприятия, нотариусы, адвокаты и главы КФХ.

Важно помнить, что в силу положений ГК РФ по своему статусу предприниматели приравнены к юридическим лицам. Соответственно, ИП, производящие отчисления в бюджет, не могут в поле 101 платежного поручения указывать статус «24». Данное значение используется только частными лицами, не состоящими на учете в налоговой инспекции в качестве предпринимателей.

Исходя из всего ранее сказанного, можно утверждать, что предприниматели не должны указывать в платежных поручениях, формируемых для оплаты в бюджетную систему, свой статус в виде значения «24».

Для уплаты взносов в ФСС и в целях осуществления отчислений в ПФР статус плательщика ИП указывается в виде кода «08».

Помимо указанного шифра предприниматели могут отражать в графе 101 платежки следующие показатели:

  • «09» — при уплате налогов;
  • «14» — только в случае, когда ИП выплачивает доход гражданам;
  • «17» — для предпринимателей, принимающих участие в ВЭД;
  • «18» — если производится уплата таможенных сборов и соответствующее лицо не является декларантом.

Финансовые и банковские документы требуют особой точности в оформлении. Ошибка при заполнении статуса плательщика в платежном поручении приведет к временной блокировке оплаты до выяснения статуса. Неверно указанный код повлечет наложение штрафа при налоговой проверке. Как правильно оформить этот документ, далее в нашей статье.

Форма платежного поручения

Документ используется плательщиком для банковского перечисления денег за:

  • товары, услуги – полученные и предоплатные;
  • для других платежей — оплаты штрафов, пени, налогов.

Перечисления могут осуществляться в пределах одного банка или на счета других банковских учреждений. Банк принимает платежное поручение, оплата проводится при наличии денег на расчетном счете. Если их недостаточно – операционист проводит оплату частично с пометкой об этом на платежном поручении. При полном отсутствии средств на счету платежное поручение возвращается плательщику.

Особенности заполнения платежного поручения по форме 0401060:

  • плательщик ИП должен внести в документ не только статус, сумму к оплате, но и все поля должны быть заполнены;
  • если ИП не должен заполнять это поле, например, КПП — ставится число ноль;
  • статус обязательно проставляется двухзначным числом;
  • указывается назначение платежа;
  • фиксируется очередность платежа и вид операции (01);
  • сумма к оплате указывается числом и прописью. Пропись с заглавной буквы, слова «рубль», «копейка» и их склонения не сокращаются.

Документ банк принимает при наличии подписи и печати плательщика ИП.

Правила заполнения

Платежное поручение ИП заполняется строго по правилам. Ошибка в нем приводит к уплате не по тем счетам, а в данном случае это государственные бюджеты. В результате платежное поручение приобретает статус выяснения. Ранее банки не принимали в работу документы с обезличенным статусом. Налоговая служба проводит определение статуса, после чего проводится оплата. Участие в этом плательщика ИП, предоставление им дополнительных бумаг не требуется. При этом в банковскую карточку предпринимателя (ИП) вносится и закрепляется статус.

Статусы плательщика в платежном поручении в 2018 году уточнены в части страховых взносов. В общем случае они должны фиксироваться корректно, иначе есть вероятность, что денежные средства не будут доставлены по назначению. Каковы актуальные критерии определения основных статусов плательщика, расскажем в нашей статье.

Заполняем платежку в 2018 году: актуальное в законодательстве

Прежде чем на регулярной основе осуществлять те или иные юридически значимые действия (к таковым относится отправка бухгалтерами и предпринимателями платежных поручений в банк), всегда полезно изучить актуальные положения законодательства, которые регулируют соответствующие процедуры.

Основным источником права, в соответствии с которым заполняются поручения при переводе денежных средств в бюджет в виде налогов, сборов, штрафов, пеней и иных обязательств, является приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Периодически Минфин дополняет его, разъясняет нюансы применения тех или иных норм. К таким разъяснениям можно отнести письмо от 16.01.2015 № 02-08-10/800. В нем Минфин предписывает корректно соотносить статус плательщика с некоторыми КБК.

В частности, ведомство указывает на то, что плательщикам налога на прибыль, не входящим в структуру консолидированных групп, недопустимо указывать в платежках статусы 21 и 22. В свою очередь, участники соответствующих групп не вправе приводить статусы, отличные от указанных.

В письме № 02-08-10/800 Минфин России фиксирует нормы, согласно которым при уплате земельного налога организациями должны указываться исключительно такие статусы плательщика, как 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26, а при выполнении соответствующих обязательств перед бюджетом физлицами — статусы 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.

Ознакомиться с образцом заполнения платежного поручения на примере такового для НДФЛ вы можете в этой статье .

В 2017 году особенно остро встал вопрос о статусе плательщика в поручениях по страховым взносам — в связи с их передачей в ведение ФНС. Выбор стоял между статусами 01, 08 и 14. В итоге остановились на 01.

Заметим также, что в большинстве случаев положения российских источников права — в данном случае приказа № 107н — вполне можно и нужно изучать в более широком толковании. Подобный подход может быть правомерен и в отношении норм, устанавливающих показатели статуса в платежках.

Так, полезно будет рассмотреть таковые в соотнесении с организационно-правовым статусом плательщика, особенностями его деятельности.

Показатели статусов плательщика содержатся в приложении № 5 к приказу № 107н. В их перечне есть те, которые можно однозначно соотнести с правовым статусом, а также со сферой деятельности налогоплательщика. Так, сущность таких статусов, как 04, 05 и 07 (налоговый орган, территориальные структуры ФССП и таможенный орган соответственно), в дополнительном разъяснении не нуждается.

Но есть статусы, применимость которых в отношении тех или иных лиц может потребовать разъяснений. Они-то и будут интересовать нас в данном случае.

Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н

Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.

Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.

Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.

Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?

Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).

Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?

КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:

  • уменьшения величины налога на прибыль;
  • снижения интенсивности налогового контроля.

Основные условия работы компаний в форме КГН:

  • доля участия одной фирмы в уставном капитале другой — 90% и более;
  • в год КГН уплачивает налогов и акцизов на сумму 10 млрд руб. и выше;
  • в год КГН имеет суммарную величину выручки 100 млрд руб. и выше;
  • по состоянию на 31 декабря КГН имеет активов на сумму 300 млрд руб. и выше.

Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).

Ключевые статусы плательщика: буквальное толкование

Соотнести остальные статусы, не перечисленные в предыдущем разделе нашей статьи и указанные в приложении № 5 к приказу № 107н, с правовым статусом и отраслевой принадлежностью налогоплательщика довольно просто:

  • 01 — юрлица, уплачивающие налоги (ООО, АО, ПАО);
  • 02 — налоговые агенты;
  • 03 — ФГУП «Почта России» по отдельным платежам физлиц;
  • 06, 16, 17 — физлица, юрлица и ИП, которые ввозят в РФ и вывозят из нее в порядке экспорта товары (работы, сервисы), заключают сделки за рубежом;
  • 08 — субъекты уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС (юрлица, ИП);
  • 09, 10, 11, 12 — это соответственно ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, уплачивающие налоги за себя;
  • 13 — физлица;
  • 14 — плательщики налогов, осуществляющие выплаты физлицам;
  • 24 — физлица — плательщики страховых взносов;
  • 15 — банки, финансовые организации, ФГУП «Почта России» по обобщенным платежам физлиц;
  • 19 — юрлица по налоговым долгам физлиц;
  • 20 — банки и финансовые организации по отдельным платежам физлиц;
  • 23 — ПФР, ФСС и ФФОМС;
  • 25 — банки-гаранты;
  • 26 — физлица, юрлица по погашению требований к должнику.

Показатель статуса плательщика фиксируется в реквизите 101 платежного поручения.

Итоги

Заполняя платежное поручение на уплату налогов или сборов, налогоплательщик обязан указать соответствующий статус в поле 101 платежки. Все статусы утверждены приложением № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н и рассмотрены в нашем материале.

В поле 101 нужно указать статус организации или предпринимателя, которые перечисляют средства в бюджет. Статус плательщика обозначается двузначным кодом в соответствии с приложением 5 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 № 107н.

Приложение № 5
к приказу Министерства финансов РФ
от 12.11.2013 № 107н

ПРАВИЛА УКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ИДЕНТИФИЦИРУЮЩЕЙ ЛИЦО ИЛИ ОРГАН, СОСТАВИВШИЙ РАСПОРЯЖЕНИЕ О ПЕРЕВОДЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В УПЛАТУ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Даны правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ.

Информация, идентифицирующая плательщика средств, получателя средств и платеж, указываемая в распоряжениях в соответствии с приложениями № 1 - 4 к Приказу 107н, является обязательной к заполнению, а также информация, указываемая в реквизите "101 " распоряжения, которая заполняется показателем одного из следующих статусов:

С 2017 года СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ получает НАЛОГОВАЯ

Примечание : Кроме взносов на "травматизм"

С 01-01-2017 года администрировать порядок расчета и уплаты страховых взносов в ПФР, ФОМС и ФСС будет Федеральная налоговая служба.

Можно поступить и по-другому:

  • сначала повторно перечислить сумму налога, правильно указав все реквизиты в платежном поручении;
  • затем провести зачет или возврат излишне уплаченного налога по правилам, установленным статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Однако в этом случае организация (предприниматель) избежит только штрафов. Пени начислят за каждый день просрочки уплаты налога исходя из 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы налога (п. 2, 3, 7 ).

Критична ошибка в коде 101 имеет в двух случаях: 1) при перечислении НДС и 2) при перечислении НДФЛ предпринимателем. В остальных случаях ошибка в коде 101 не имеет значения! Главное правильно укажите КБК и подробно распишите поле 24 "Назначение платежа", чтобы по нему было ясно, куда отнести платеж.

Пример уточнения поля 101 платежного поручения на перечисление суммы налога

Организация в качестве налогового агента по НДС 18 апреля перечислила в бюджет сумму налога в размере 5000 руб. Статус плательщика в платежном поручении был указан неправильно: вместо кода 02 (налоговый агент) был указан код 01 (налогоплательщик).

Ошибка была обнаружена 16 мая при сверке расчетов с налоговой инспекцией. Чтобы исправить ошибку, бухгалтер подготовил и направил в налоговую инспекцию заявление с просьбой уточнить реквизиты платежного поручения.

Руководителю ИФНС России № 120
по г. Москве
Н.Т. Петрову

от ООО «Гаспром»
ИНН 4308123456
КПП 430801001
ОГРН 10244567890123

Адрес (юридический и фактический):

610008, г. Киров, ул. Швецова, д. 20

ЗАЯВЛЕНИЕ о допущенной ошибке в оформлении платежного поручения

г. Киров. . . . . . . . . . . . . . . . . 16.05.2019

В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ ООО «Гаспром» просит принять решение об уточнении платежа.

В поле 101 платежного поручения от 18 апреля 2019 г. № 415 на перечисление налога на добавленную стоимость (КБК – 18210301000011000110) в сумме 5000 (Пять тысяч) руб. был неверно указан статус плательщика – 01 (налогоплательщик).

Правильный статус плательщика – 02 (налоговый агент).

Эта ошибка не повлекла за собой неперечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.


  • Приведен бланк заявления, который подается в налоговую для уточнения ошибочно проведенного платежа по налогам.
  • Статус составителя в платежном поручении 2018 года указывается в поле 101 после реквизита «5» (вид платежа). Положение Банка России от 19.06.2012 № 383-П не дает четких указаний про заполнение поля 101, поэтому необходимо дополнительно изучать и систематизировать информацию из различных нормативных актов. Это мы сейчас и сделаем, а кроме этого, разберем наиболее часто встречающиеся вопросы по заполнению платежек.

    Общая информация о реквизите 101

    Налоговый кодекс РФ в п. 7 ст. 45 обязывает налогоплательщиков заполнять платежные поручения в соответствии с правилами, которые установит Минфин РФ. Порядок заполнения реквизита 101 прописан в приказе Минфина России от 12.11.2013 № 107н и приложении 5 к нему. Последняя редакция этого приложения создана приказом Минфина России от 05.04.2017 № 58н.

    Реквизит 101 нужно заполнять только при проведении определенных перечислений, связанных с уплатой обязательных платежей (налоги, сборы, взносы).

    В поле 101, находящемся в правом верхнем углу платежки рядом с полем «Вид платежа», проставляется цифровой код из 2 цифр, который позволяет охарактеризовать плательщика с точки зрения организационно-правовой формы, вида деятельности и назначения платежа. Например, отдельно выделены организации, ИП и частные лица, банки, налоговые и таможенные органы, оплата налогов, сборов, страховых взносов. Таким образом, этот реквизит содержит информацию о том, кто платит и что оплачивает.

    При заполнении данного поля используются показатели, отражающие цифры от «1» до «28» включительно. Что они обозначают, прописано в приложении 5 к приказу № 107н.

    Среди них есть коды, которые относятся к налоговым, таможенным органам, организациям федеральной почтовой связи, кредитным организациям. Такие коды в данном материале рассматриваться не будут. Остановимся на тех ситуациях, которые бывают у большинства организаций или ИП: перечисление страховых взносов и налогов.

    Место расположения поля 101 можно увидеть на приведенном в настоящей статье бланке платежного поручения.

    Об ошибках в платежном документе, приводящих к признанию налогового платежа неуплаченным, читайте в статье .

    Статус составителя при перечислении страховых взносов индивидуальными предпринимателями

    С 2017 года страховые взносы (кроме платежей на травматизм) оплачиваются в налоговый орган. ИП может перечислять страховые взносы как за себя, так и за своих сотрудников.

    Однако при проведении оплаты ИП независимо от того, за кого платятся взносы, в реквизите 101 ему нужно ставить 09 (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами - индивидуальный предприниматель).

    Если оплата производится в ФСС, куда продолжают перечисляться взносы на травматизм с доходов работников, то в этом поле нужно указать 08 (юрлицо или ИП, который переводит средства для оплаты страховых взносов, но не в налоговый орган).

    Статус составителя при оплате ИП налога с доходов

    Налог может уплачиваться как с доходов ИП, так и с доходов наемных работников. Это тоже влияет на выбор значения для поля 101.

    Если ИП оформляет платежное поручение для уплаты налога со своих доходов, то он должен выбрать значение 09 (налогоплательщик, плательщик сборов).

    ВАЖНО! Для нотариусов, адвокатов, фермеров должны применяться свои коды — соответственно 10, 11, 12.

    Если нужно уплатить НДФЛ с доходов сотрудников, то ИП в данном случае становится налоговым агентом. И при оформлении распоряжения в банк выбирает показатель статуса 02.

    Статус составителя для организаций

    У организаций в стандартных ситуациях все достаточно стабильно и прозрачно:

    • 01 — налоги юридического лица, страховые взносы за сотрудников;
    • 02 — НДФЛ с доходов сотрудников;
    • 08 — страховые взносы за сотрудников, перечисляемые в ФСС.

    Если организация выступает в качестве налогового агента по НДС, т. е. рассчитывает НДС и оплачивает его за другого налогоплательщика, то для платежного поручения выбираем статус 02. Если при оформлении будет использован статус 01, то налоговая может посчитать, что организация не исполнила обязанности налогового агента по перечислению НДС. Суды, конечно, встают на сторону налогоплательщика. Но зачем идти в суд, когда можно правильно заполнить платежку?

    Подробнее о налоговых агентах читайте в статьях:

    Выделен отдельный статус фирм (или их филиалов) для случаев, когда в организацию поступает исполнительный лист на работника, согласно которому нужно удержать из зарплаты задолженность по платежам в бюджет. Перечисление удержанной суммы происходит с кодом 19.

    Об особенностях заполнения платежного документа при оплате за 3-е лицо, которая стала возможной с 30.11.2016, читайте в материале .

    Консолидированная группа налогоплательщиков

    К консолидированной группе налогоплательщиков в приложении 5 к приказу № 107н относятся 2 значения:

    В соответствии с п. 4 правил указания информации в документах на оплату (приложение 1 к приказу № 107н) налоги от имени группы платит ответственный участник. Значит, в платежке организации — ответственного участника должен стоять показатель 21.

    Если организации — участники КГН заполняют расчетные документы за ответственного участника, то они используют код 22.

    Итоги

    Показатели, характеризующие статус плательщика налога (сбора, страхового взноса), приведены в приложении 5 к приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н. Указывать статус составителя в платежном поручении в 2018 году нужно только для перечисления обязательных платежей (налогов, сборов, взносов), размещая его в правом верхнем углу платежки рядом с полем «Вид платежа». Показатель представляет собой двузначный код от 01 до 28.

    ИП, осуществляющему платежи по страховым взносам в ИФНС, нужно указывать то значение кода, которое соответствует платежам за себя, и при перечислении взносов за сотрудников. Другие коды у него появляются при платежах в ФСС и при оплате налога с доходов сотрудников.

    Юрлицам придется делать выбор из большего количества вариантов: платежи за свою организацию, за другую организацию (в роли налогового агента), за сотрудников, платежи, удержанные из заработной платы сотрудников. А если организация входит в КГН, то ей нужно различать платежи, которые она осуществляет как ответственный участник и как обычный участник.