Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Индекс развитости информационно-коммуникационных технологий The Networked Readiness Index (NRI). Россия в ит-рейтингах

Согласно данным ежегодного отчета Международного союза электросвязи (МСЭ) "Измерение информационного общества" (Measuring Information Society Report), в 2017 г. Российская Федерация потеряла две позиции в общем рейтинге по Индексу развития ИКТ (ICT Development Index, IDI) по сравнению с прошлым годом и заняла 45-ю строчку среди государств - членов МСЭ. Однако показатели самого IDI у России выросли: как общий показатель, так и показатели по основным субиндексам. Кроме того, РФ сохраняет позиции в числе мировых лидеров по уровню развития человеческого потенциала (13-е место по субиндексу "Навыки использования ИКТ"). Эксперты считают, что главная проблема этого рейтинга состоит в том, что устарела сама трактовка понятия "информационное общество", которое в рейтинге сводится к технологиям и умению ими пользоваться.

Согласно отчету МСЭ, в 2017 г. Россия заняла 45-ю позицию в общемировом рейтинге Индекса развития ИКТ, спустившись на две позиции по сравнению с 2016 г. Однако, общий показатель IDI для России составил 7,07 в 2017 г., и это выше, чем по итогам 2016 г. (6,91).

"Несмотря на необходимость покрытия большой территории, охват населения услугами ИКТ в РФ находится на высоком уровне. При этом благодаря наличию сбалансированной модели государственно-частного партнерства тарифы на услуги являются относительно низкими", - отметили специалисты МСЭ.

По данным исследования, топ-10 стран, вошедших в рейтинг по показателю IDI, выглядит следующим образом: Исландия, Южная Корея, Швейцария, Дания, Великобритания, Гонконг, Китай, Нидерланды, Норвегия, Люксембург и Япония.

Говоря о значениях IDI по регионам в сравнении со средним общемировым (5,11), специалисты МСЭ отметили, что самый большой IDI в Европе - 7,5, затем следуют страны СНГ с показателем в 6,05. Отметим, что IDI стран СНГ выше, чем в Северной и Южной Америке, где этот показатель составил 5,21.

Что касается отдельно показателя IDI России, то РФ в рейтинге стран СНГ заняла второе место после Белоруссии. В Белоруссии показатель IDI составил 7,55, и это 32-е место в общемировом рейтинге.

Отметим, что индекс развития ИКТ состоит из трех составляющих, по каждой из которых есть свой субиндекс: доступ к ИКТ, использование ИКТ и навыки использования ИКТ. Субиндекс "Доступ к ИКТ" вычисляется на основе данных о количестве абонентов фиксированной связи на 100 жителей, абонентов мобильной связи на 100 жителей, пропускной способности внешнего шлюза (бит/с) на каждого интернет-пользователя, доли домохозяйств, имеющих компьютер и имеющих доступ в Интернет.

Субиндекс "Использование ИКТ" вычисляется на основе данных о доле населения, использующего Интернет, количестве абонентов фиксированного ШПД (широкополосный доступ в Интернет) на 100 жителей и абонентов мобильного ШПД на 100 жителей.

Что касается субиндекса "Навыки использования ИКТ", то он формируется за счет таких показателей, как средняя продолжительность обучения в школе, доля населения, имеющего среднее образование и имеющего высшее образование.

Эксперты МСЭ в своем исследовании отметили, что в 2018 г. будет представлен пересмотренный набор индикаторов для расчета IDI.

Согласно исследованию специалистов МСЭ, в 2017 г. Россия нарастила показатели по всем трем субиндексам IDI. Так, субиндекс "Доступ к ИКТ" вырос с 7,12 в прошлом году до 7,23 в 2017 г. Это 54-е и 50-е места соответственно среди государств - участников МСЭ.

Субиндекс "Использование ИКТ" также увеличился с 5,87 до 6,13 в 2017 г., но при этом позиция РФ в рейтинге понизилась с 47-го места до 51-го. Кроме того, Россия сохранила позицию в числе мировых лидеров по уровню развития человеческого потенциала - субиндекс "Навыки использования ИКТ". Показатель вырос с 8,55 в прошлом году, до 8,62 в текущем - это 14-е и 13-е места в рейтинге соответственно.

По мнению экспертов МСЭ, инфраструктура ИКТ развивается в РФ быстрыми темпами, что отражается в росте абсолютного значения индекса развития ИКТ. "Россия занимает первое место среди стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) и второе место в регионе СНГ по уровню развития инфраструктуры ИКТ. Ключевыми факторами роста значения IDI стали инвестиции в развитие фиксированного и мобильного ШПД, реализация госпрограммы по сокращению цифрового неравенства, а также увеличение количества пользователей электронных услуг", - прокомментировали в МСЭ.

Руководитель Экспертного центра электронного государства (ЭЦЭГ) Павел Хилов, комментируя показатель РФ по IDI в общем рейтинге, отметил, что прорыва не произошло. "В то же время надо сказать, что некоторые показатели и их эталонные значения (те, при которых страна получает максимальный балл) уже не вполне соответствуют нынешним реалиям", - добавил он.

Например, пояснил Павел Хилов, количество абонентов фиксированной телефонной связи на 100 жителей кажется устаревшим, так как с распространением мобильной связи люди (как минимум больших городов с хорошим покрытием) отказываются от стационарных телефонов. "Что интересно, этот показатель - единственный, который у РФ уменьшился по сравнению с прошлым годом, и его значение снижает общее значение показателя "Доступ к ИКТ" - 22 у России при эталонном значении 60", - заметил он.

По словам руководителя ЭЦЭГ, можно обсуждать и эталонные значения некоторых других показателей. Например, доля домохозяйств, имеющих компьютер (чтобы иметь максимальную оценку, необходимо, чтобы компьютер был в 100% домохозяйств). "Притом что большую часть сервисов и действий, которые раньше без компьютера были невозможны или затруднены, сейчас можно делать с помощью мобильных устройств, вряд ли такой эталон оправдан", - подчеркнул Павел Хилов. Он добавил, что интересно будет посмотреть на результаты следующего года, когда набор показателей и методика будут пересмотрены.

Говоря о том, за счет чего будет обеспечиваться рост IDI, Павел Хилов сказал, что точки роста очевидны (если смотреть по конкретным индексам). Это доля населения, использующего Интернет (сейчас у нас 76% при эталоне в 100%), количество абонентов мобильного ШПД на 100 жителей (у нас 75), средняя скорость доступа к Интернету и т.п.

"Если говорить только о технической составляющей, сами показатели и их эталонные значения скоро можно будет свести к одному-двум - доля населения, которому доступен быстрый Интернет, и доля населения, которое этим доступом пользуется", - добавил эксперт.

Павел Хилов считает, что главная проблема этого рейтинга состоит в том, что устарела сама трактовка понятия "информационное общество", которое в рейтинге сводится к технологиям и умению ими пользоваться. "Гораздо более важны полезность и достоверность информации, знаний, сервисов, которые можно получать посредством этих технологий", - резюмировал он.

Как отметил в разговоре с корреспондентом ComNews директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух, в отчете МСЭ подавляющее большинство показателей практически не изменилось. "Уменьшение доли фиксированной телефонной связи и увеличение доли мобильной - общемировой тренд", - добавил он.

"В части человеческого капитала мы традиционно находимся на лидирующей позиции за счет большой доли граждан с высшим образованием. При этом развитие фиксированного ШПД с прошлого года осталось без изменений", - прокомментировал Илья Массух.

Он уточнил, что при формальном росте индекса развития ИКТ место России в рейтинге продолжает снижаться с 2012 г. (45-е место РФ занимала в 2015 г.). По словам эксперта, сравнение с индексами других стран говорит о недостаточной динамике развития ИКТ-инфраструктуры и внедрения новых технологий в России, на что следует обратить внимание Минкомсвязи РФ.

Илья Массух считает, что опорной точкой роста IDI может стать интенсивное развитие фиксированного ШПД, который непосредственно влияет на показатель числа пользователей сети Интернет. "Еще одна возможность для России - дальнейший активный переход к взаимодействию государства и общества в онлайн, в том числе за счет развития государственных услуг. Такие мероприятия заложены в проект плана реализации программы "Цифровая экономика". Остается надеяться, что они не останутся на бумаге", - заключил он.

По прогнозам МСЭ, успешная реализация государственной программы по развитию цифровой экономики в РФ позволит улучшить позицию России в рейтинге МСЭ за счет подключения к сетям ШПД населенных пунктов с населением от 250 до 500 человек, ускорения развития мобильной связи на базе принципов технологической нейтральности и совместного использования инфраструктуры, а также благодаря быстрому росту количества пользователей электронных услуг и компьютерной грамотности населения.

15 ноября 2017 Международный союз электросвязи (МСЭ) (http://www.itu.int/ru/about/Pages/default.aspx ) – специализированное учреждение Организации Объединенных Наций в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) – представил (http://www.itu.int/ru/mediacentre/Pages/2017-PR60.aspx ) девятый выпуск ежегодного отчета "Измерение информационного общества". Отчет "Измерение информационного общества" (MIS) является флагманской публикацией МСЭ, широко признаваемой в качестве средоточия наиболее надежных и объективных общемировых данных и аналитических материалов по состоянию глобального развития ИКТ. На него повсеместно полагаются правительства, международные организации, банки развития, а также аналитики из частного сектора и инвесторы в различных странах мира.

В отчете этого года делается вывод, что наблюдаемый в одно и то же время прогресс в области интернета вещей, анализа больших данных, облачных вычислений и искусственного интеллекта сделает возможными грандиозные инновации и коренным образом преобразит хозяйственную деятельность, государственное управление и общество – в конечном счете способствуя улучшению жизни людей всего мира.

В отчете говорится: "Эта революция в предстоящие десятилетия создаст возможности, проблемы и последствия, которые пока что полностью не известны. Для использования этих преимуществ странам потребуется создать условия, способствующие развертыванию инфраструктур сетей и услуг последующих поколений. Им также надо будет принять политику, которая содействовала бы экспериментированию и инновациям, при этом смягчая последствия возможных рисков для информационной безопасности, конфиденциальности и занятости" .

"В отчете этого года показано, что ИКТ обладают потенциалом сделать мир лучше и внести огромный вклад в достижение Целей в области устойчивого развития, – заявил Генеральный секретарь МСЭ Хоулинь Чжао. – Вместе с тем, несмотря на общий прогресс, цифровой разрыв остается проблемой, которую нужно решать. Это важно, потому что информационно-коммуникационные технологии и цифровая экономика обладают потенциалом преобразования жизни миллиардов мужчин, женщин и детей. Цифровая революция может преобразовать народы – целые континенты – но только если цифровые ресурсы будут доступными. Отчет поможет странам сделать именно это" .

"Надеюсь, что этот отчет будет иметь большую ценность для членов МСЭ, в особенности для директивных органов, отрасли ИКТ и всех тех, кто работает над созданием открытого для всех глобального информационного общества, – сказал Брахима Сану, Директор Бюро развития электросвязи МСЭ, которое составляет этот отчет каждый год. – Для полномасштабного использования экономических и социальных преимуществ цифровой революции требуются эффективные и приемлемые в ценовом отношении физические инфраструктуры и услуги, повышение квалификации пользователей и сопоставимые на международном уровне контрольные показатели и индикаторы для поддержки государственной политики".

РЕЗЮМЕ ВЫВОДОВ ОТЧЕТА

Индекс развития ИКТ, 2017 год (IDI 2017), составляемый МСЭ и представленный в отчете MIS, является уникальным показателем уровня развития ИКТ в различных странах мира. Рейтинг IDI 2017 возглавляет Исландия. За ней следуют две страны и одна экономика в Азиатско-Тихоокеанском регионе и шесть стран Европы, характеризующиеся конкурентными рынками ИКТ, где многие годы наблюдается высокий уровень инвестиций в ИКТ и инноваций в этой области.

До сих пор IDI базировался на 11 показателях. Вместе с тем динамика рынков ИКТ за последнее время привела к пересмотру этих показателей. В результате пересмотра в 2018 году Индекс будет определяться 14 показателями, и это позволит получить дополнительные сведения о результатах отдельных стран и относительных результатах стран, находящихся на разных уровнях развития.

Измерение развития ИКТ

По последним данным о развитии ИКТ, сохраняется прогресс в отношении возможности установления соединений и использования ИКТ. В последнее десятилетие сохраняется устойчивый рост доступности связи ввиду роста в области подвижной сотовой телефонии и в последнее время в области подвижной широкополосной связи. Рост инфраструктуры фиксированной и подвижной широкополосной связи стимулирует доступ к интернету и его использование. В настоящее время число контрактов на подвижную широкополосную связь в мире превышает 50 на 100 человек населения, что позволяет улучшать доступ к интернету и онлайновым услугам.

Несмотря на стремительное распространение ИКТ, существуют значительные цифровые разрывы между странами и регионами. Вместе с тем отмечается прогресс в росте ИКТ в наименее развитых странах, в отношении как возможности установления соединений, так и использования интернета. В настоящее время более половины домашних хозяйств в мире имеют доступ к интернету, хотя, как оказалось, темпы роста снизились и составляют менее 5 процентов в год. Также наблюдается существенный прогресс в преодолении цифрового гендерного разрыва в различных регионах.

Возникающие тенденции в области ИКТ

Интернет вещей значительно увеличит цифровой след. Наряду с соединением людей, организаций и информационных ресурсов он соединит между собой объекты, оснащенные цифровой информацией и способные осуществлять зондирование, обработку данных и связь. Эта повсеместно распространенная инфраструктура будет генерировать большой объем данных, которые можно будет использовать для повышения эффективности производства и распределения товаров и услуг, а также для улучшения жизни людей инновационными методами.

Анализ больших данных позволит извлекать полезные знания из этих потоков цифровой информации. Он будет способствовать более глубокому пониманию и прогнозированию развития ИКТ, а также совершенствованию управленческих и стратегических решений. Для осмысления информации, объем которой быстро возрастает, необходима рабочая сила, обладающая соответствующими аналитическими, вычислительными и методологическими навыками, а также инфраструктура ИКТ с высокой пропускной способностью.

Облако и другие виды архитектуры очевидно уменьшат препятствия доступу к масштабируемым вычислительным ресурсам. Они начинают обеспечивать гибкие и запрашиваемые вычислительные услуги в среде интернета, снижая фиксированные затраты на инфраструктуру ИКТ, что выгодно малым и средним предприятиям. Реализация их полного потенциала будет зависеть от возможности установления надежных соединений на основе фиксированной и подвижной широкополосной связи.

Искусственный интеллект поможет людям принимать более эффективные решения. Для достижения этой цели необходимо тщательно адаптировать каждый алгоритм к имеющимся данным и поставленным задачами. Для этого требуются значительные специальные знания и опыт в области обучения машин и работы с большими массивами данных для отладки алгоритмов.

Все эти передовые ИКТ способствуют достижению критически важных Целей в области устойчивого развития (ЦУР), установленных Организацией Объединенных Наций. Уже существуют перспективные приложения в таких областях, как производство, точная агротехника, государственное управление, образование, здравоохранение, "умные" города и "умный" транспорт. В рамках более широких инициатив ИКТ могут способствовать достижению каждой из 17 ЦУР.

Для использования преимуществ передовых ИКТ требуются надлежащие объекты инфраструктуры, услуги и навыки. Сети должны будут поддерживать разнообразные требования к качеству обслуживания, предъявляемые приложениями и пользователями, обеспечивая при этом возможность установления надежных и повсеместных соединений. Для этого потребуется развернуть беспроводные платформы интернета вещей, использовать виртиуализацию сетей и усовершенствованные волоконно-оптические соединения. Наряду с этим потребуется развивать навыки пользователей для работы с передовыми ИКТ.

Передовые ИКТ поднимают важные проблемы цифровых разрывов последующих поколений. Операторы сетей и пользователи должны будут адаптировать свои бизнес-модели для использования возможностей цифровой трансформации. В связи с этим директивные и регуляторные органы призваны создавать условия, способствующие экспериментам и инновациям.

Потребуется также политика, смягчающая проблемы в области информационной безопасности, конфиденциальности, занятости и неравенства в доходах. Необходимо наряду с этим учитывать конкретные местные и национальные потребности. Во многих разделах цифровой экономики низкие рыночные барьеры могут создать для местных предпринимателей возможности разработки инновационных бизнес-моделей, адаптированных к местным условиям. Важно будет упростить разработку учитывающих культурную специфику алгоритмов и приложений, ориентированных на человека.

Решающее значение имеют надежные и значимые измерения развертывания и использования передовых ИКТ. Для полномасштабного использования потенциальных преимуществ этих достижений требуются надежные и значимые показатели, которые не ограничиваются существующими данными. Для этого потребуются активные усилия по налаживанию сотрудничества между различными заинтересованными сторонами и разработка новых подходов к сбору информации непосредственно из цифровых инфраструктур и приложений.

Сравнение по регионам

Между географическими регионами существуют значительные различия в уровнях развития ИКТ, о чем свидетельствует IDI 2017 года. Наблюдается также существенная разница в опыте отдельных стран в каждом регионе, причем эти различия связаны в основном с уровнями экономического развития.

Среднее значение IDI 2017 года региона Африки составляет 2,64 пункта. В верхней половине глобального распределения IDI находится Маврикий. К региону Африки относятся две из трех стран, которые добились самых динамичных улучшений своих показателей IDI за год – Намибия и Габон.

В регионе Северной и Южной Америки рейтинг IDI 2017 года возглавляют Соединенные Штаты Америки и Канада. Большинство стран региона относятся к двум средним квартилям. Наиболее значительные улучшения в регионе Северной и Южной Америки отмечены в имеющих средний рейтинг странах Южной и Центральной Америки и Карибского бассейна.

Регион арабских государств также чрезвычайно разнообразен по показателям IDI 2017 года. В этом регионе расположен ряд стран с высоким уровнем доходов, три из которых – Бахрейн, Катар и Объединенные Арабские Эмираты. Наиболее заметные улучшения в этом регионе отмечаются в странах со средним уровнем доходов, где, по сравнению со странами, расположенными в верхней и нижней частях регионального распределения, средние показатели выросли более чем вдвое.

Семь стран Азиатско-Тихоокеанского региона имеют значения IDI выше 7,50 пункта и относятся к верхнему квартилю, включая Республику Корея, которая занимает второе место среди всех стран мира. Шесть стран улучшили свои значения IDI более чем на 0,40 пункта, и среди них лидирует вторая по динамике страна в IDI 2017 года − Исламская Республика Иран.

В Содружестве Независимых Государств (СНГ) только одна страна – Беларусь – находится в верхнем квартиле IDI 2017 года.

Европа имеет самый высокий средний показатель IDI 2017 года среди регионов мира (7,50 пункта). Из 40 стран региона 28 стран находятся в верхнем квартиле. Наиболее значительные улучшения значений отмечены по Кипру и Турции.

В исследовании 2017 года представлены данные по Индексу развития ИКТ в 176 странах мира по итогам 2016 года.

Индекс развития информационно-коммуникационных технологий в странах мира
International Telecommunication Union: The ICT Development Index 2017


Рейтинг Страна Индекс
1 Исландия 8.98
2 Южная Корея 8.85
3 Швей-цария 8.74
4 Дания 8.71
5 Велико-британия 8.65
6 Гонконг 8.61
7 Нидер-ланды 8.49
8 Норвегия 8.47
9 Люксем-бург 8.47
10 Япония 8.43
11 Швеция 8.41
12 Германия 8.39
13 Новая Зелан-дия 8.33
14 Австра-лия 8.24
15 Франция 8.24
16 Соеди-нён-ные Штаты Америки 8.18
17 Эстония 8.14
18 Сингапур 8.05
19 Монако 8.05
20 Ирландия 8.02
21 Австрия 8.02
22 Финлян-дия 7.88
23 Израиль 7.88
24 Мальта 7.86
25 Бельгия 7.81
26 Макао 7.80
27 Испания 7.79
28 Кипр 7.77
29 Канада 7.77
30 Андорра 7.71
31 Бахрейн 7.60
32 Беларусь 7.55
33 Словения 7.38
34 Барбадос 7.31
35 Латвия 7.26
36 Хорватия 7.24
37 Сент-Китс и Невис 7.24
38 Греция 7.23
39 Катар 7.21
40 Объе-динён-ные Арабские Эмираты 7.21
41 Литва 7.19
42 Уругвай 7.16
43 Чехия 7.16
44 Порту-галия 7.13
45 Россия 7.07
46 Словакия 7.06
47 Италия 7.04
48 Венгрия 6.93
49 Польша 6.89
50 Болгария 6.86
51 Аргентина 6.79
52 Казах-стан 6.79
53 Бруней 6.75
54 Саудов-ская Аравия 6.67
55 Сербия 6.61
56 Чили 6.57
57 Багам-ские Острова 6.51
58 Румыния 6.48
59 Молдова 6.45
60 Коста-Рика 6.44
61 Черногория 6.44
62 Оман 6.43
63 Малай-зия 6.38
64 Ливан 6.30
65 Азербай-джан 6.20
66 Брази-лия 6.12
67 Турция 6.08
68 Трини-дад и Тобаго 6.04
69 Маке-дония 6.01
70 Иордания 6.00
71 Кувейт 5.98
72 Маврикий 5.88
73 Гренада 5.80
74 Грузия 5.79
75 Армения 5.76
76 Антигуа и Барбуда 5.71
77 Доминика 5.69
78 Таиланд 5.67
79 Украина 5.62
80 Китай 5.60
81 Иран 5.58
82 Сент-Винсент 5.54
83 Босния и Герцего-вина 5.39
84 Колумбия 5.36
85 Мальдивы 5.25
86 Вене-суэла 5.17
87 Мексика 5.16
88 Суринам 5.15
89 Албания 5.14
90 Сейшель-ские Острова 5.03
91 Монголия 4.96
92 Южная Африка 4.96
93 Кабо-Верде 4.92
94 Панама 4.91
95 Узбеки-стан 4.90
96 Перу 4.85
97 Эквадор 4.84
98 Ямайка 4.84
99 Тунис 4.82
100 Марокко 4.77
101 Филип-пины 4.67
102 Алжир 4.67
103 Египет 4.63
104 Сент-Люсия 4.63
105 Ботсвана 4.59
106 Домини-кана 4.51
107 Фиджи 4.49
108 Вьетнам 4.43
109 Кыргыз-стан 4.37
110 Тонга 4.34
111 Индо-незия 4.33
112 Боливия 4.31
113 Парагвай 4.18
114 Габон 4.11
115 Ливия 4.11
116 Гана 4.05
117 Шри-Ланка 3.91
118 Намибия 3.89
119 Сальва-дор 3.82
120

Расчет NRI производится на основе оценке готовности экономики той или иной страны к максимально эффективному использованию ИКТ. При этом на 2015 год формируются четыре субиндекса:

В целом при подготовке NRI в 2015 году учитывались 53 показателя.

2016: Россия сохранила 41 место

Россия сохранила 41-е место в Индексе сетевой готовности (Networked Readiness Index, NRI) . Исследование 2016 года затронуло 139 государств. Места распределялись с учетом 53 различных критериев - от государственного регулирования в области новых технологий и уровня налоговой нагрузки на бизнес до доступности усредненных тарифов на сотовую связь. Показатели разбиты на группы, а те, в свою очередь, на несколько подгрупп .

По каждому критерию выставляются баллы по семибалльной шкале, в которой «1» означает наихудший, а «7» - наилучший результат. На этой основе определяются итоговые баллы, где высшей оценкой становится уже шестерка, и место страны в турнирной таблице. Нельзя сказать, что структура рейтинга и система подсчетов отличаются предельной прозрачностью и простотой.

По поводу России составители NRI отмечают в комментарии, что она находится в благополучной верхней трети общего списка. Некоторые эксперты считают, что одно это можно назвать заметным достижением. Многие страны, которые принято считать главными развивающимися рынками, оказались в гораздо худшем положении. Так, Китаю досталось 59-место, ЮАР - 65-е, а Бразилии - 72-е. Индия и вовсе скатилась на 91-ю строчку из-за того, что интернет в ней пока остается недоступным для огромной части населения.

Горячая «десятка» сохранилась с прошлого года в неизменном составе. Лидеры рейтинга поделили почетные места в таком порядке: Сингапур (итоговый балл - 6,0), Финляндия (6,0), Швеция (5,8), Норвегия (5,8), США (5,8), Нидерланды (5,8), Швейцария (5,8), Великобритания (5,7), Люксембург (5,7), Япония (5,6). Стоит добавить, однако, что абсолютно равные с японцами баллы заработали Дания, Гонконг, Корея, Канада и Германия.

Российский итоговый балл - 4,5. Столько же у Польши (42-е место), Уругвая (43-е) и Коста-Рики (44-е). На одну десятую балла меньше у Италии, занявшей 45-место, и еще пяти государств. Слегка опередили нас Казахстан и Кипр, набравшие по 4,6 балла каждый и оказавшиеся соответственно на 39-й и 40-й строчках турнирной таблицы.

Размер не имеет значения

Каждый раздел, посвященный конкретному государству, начинается с основной демографической и макроэкономической статистики. Это полезно для понимания общего фона, а кроме того, дает дополнительную пищу для сравнений. Составители рейтинги напомнили , что на момент его формирования население России насчитывало 146,3 млн человек. Объем ВВП превышал $1,3 трлн, что в пересчете на душу населения означало чуть больше $9 тыс. А ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составил $25 тыс. с лишним. Доля российского ВВП по паритету покупательной способности в общемировом равнялась 3,27%.

В Финляндии, нашей северной соседке, ставшей серебряным призером, 5,5 млн жителей. Объем ВВП на душу населения - почти $42 тыс. Доля в общемировом ВВП - лишь 0,2%. У Кипра, ближайшего соседа в итоговой таблице, население - всего 0,9 млн человек, ВВП на каждого жителя - $22,6 тыс., доля страны в мировом ВВП по паритету покупательной способности в 100 раз меньше, чем у России. А Китай, вторая экономика мира и один из главных технологических центров, оказался далеко позади.

Зоны большого отставания

Наиболее слабые позиции у России в разделе «Политическая среда и регулирование». Здесь ей удалось занять лишь 88-е место, заработав 3,6 балла (напомним, что высшая оценка - 7). Наверное, также стоит учитывать, что рейтинг составляли до появления так называемого пакета Яровой. Поэтому с большой долей вероятности можно ожидать, что позиции России в данной категории еще больше ослабнут будущем году.

В подкатегории «Эффективность законодательных органов» у нас тоже 3,6 балла и 81-е место. Еще хуже позиции в соседних сегментах. Независимость судебной системы заслужила 2,9 балла и 108-е место, правовые возможности в оспаривании норм регулирования –2,9 и 109-е соответственно, защита интеллектуальной собственности - 3,0 и 123-е место. Последний показатель объясняется во многом тем, что доля пиратского программного обеспечения, по оценке составителей NRI, достигает 62% от общего количества.

Откровенно низкие позиции достались Россия по многим критериям и в категории «Деловая и инновационная среда». Хотя доступность новейших технологий оценена относительно высоким баллом (4,2), этого хватило лишь для 100-го места в общем зачете. Уровень образования в области менеджмента получил 3,7 балла и тоже оказался на 100-м месте. Качество образования вообще с 3,5 балла в подкатегории «Знания» получило 82-место. Доступность венчурного капитала - 2,7 балла, 66-е место. Чуть лучше обстоят дела с количеством дней, необходимых, чтобы начать новый бизнес. Дней нужно 10,5. Место за это получено 65-е.

2015: Россия поднялась с 50 до 41 места

В 2015 году Россия заняла 41-е место из 143 по показателю индекса развитости информационно-коммуникационных технологий (ИКТ, The Networked Readiness Index - NRI), что на девять позиций лучше показателя 2014 года, следует из Глобального отчета о развитии информационных технологий.

"Прогресс крупнейших в мире стран с развивающимся рынком в сторону развитости ИКТ оказался во многом неутешительным, - говорится в сообщении ВЭФ. - Россия из всех стран БРИКС занимает в рейтинге самое высокое место, она поднялась на девять позиций, до 41-го. Китай остался на 62-й позиции. Положение всех других стран группы снизилось: ЮАР опустилась на шесть позиций (75-е место), за ней следуют Бразилия (84-е, снижение на 15 позиций) и Индия (89-е, снижение на 6 позиций).

За последние пять лет РФ фактически в два раза улучшила свою позицию в рейтинге ВЭФ - в 2010 году она занимала 80-е место.

Кликните два раза, чтобы увеличить таблицу до максимального размера.

В топ-10 стран по развитости ИКТ вошли Сингапур (1-е место), Финляндия (2-е), Швеция (3-е), Голландия (4-е), Норвегия (5-е), Швейцария (6-е), США (7-е) Великобритания (8-е), Люксембург (9-е), Япония (10-е).

При подготовке отчета 2015 года было опрошено, по данным ВЭФ, более 13 тыс. руководителей компаний.

Согласно отчету, в субиндексах Россия заняла 63-е (Environment subindex, 87-е в 2014 году), 27-е (Readiness subindex, 37-е), 39-е (Usage subindex, 53-е) и 42-е (Impact subindex, 44) места.

Наилучшие места Россия получила по следующим показателям: количество дней, необходимых для выполнения контракта (7-е место и 8-е в прошлом году), тарифы на фиксированный широкополосный доступ (10-е и 17-е соответственно), уровень грамотности взрослого населения (10-е и 10-е), доля наукоемких рабочих мест (16-е и 17-е), доля населения с высшим образованием (19-е и 16-е).

Самые низкие места РФ заняла по показателям: налоговая ставка (111-е и 120-е), независимость судебной системы (109-е и 119-е), эффективность судебной системы в разрешении споров (109-е и 118-е), доступность новых технологий (108-е и 124-е), защита интеллектуальной собственности (106-е и 113-е).

Грузия не изменила позицию и сохранила за собой 60-ю строчку в таблице.

Казахстан опустился с 38 на 40-е место. Азербайджан - с 49-го на 57-е.

2014: Россия на 50 месте

C 2011 года Россия значительно продвинулась в данном рейтинге: если в 2011 году она занимала только 77-е место, то в 2012 году - 56-е из 142, в 2013 году - 54-е место, в 2014 году - 50-е место из 148 стран, то есть ситуация постепенно улучшается. Просмотреть полные оценки России по всем параметрам можно . Между тем, в 2014 году индекс готовности России к сетевому обществу был все еще ниже чем в таких странах как, например, Азербайджан (49), Иордания (44), Казахстан (38), Китай (14) и других. В первую тройку рейтинга 2014 вошли Финляндия, Сингапур и Швеция.

10.04.2018, ВТ, 13:09, Мск, Текст: Денис Воейков

Подводя итоги работы за шесть лет, Минкомсвязи отчиталось о ряде успехов России в международных ИКТ-рейтингах. При ближайшем рассмотрении эти рейтинги оказались локальными и узкоспециальными, в то время как в обобщенных авторитетных списках позиции России за отчетный период преимущественно ухудшились.

Динамика перемещения России по ИКТ-рейтингам

Как выяснил CNews, сопоставление показателей России в главных мировых рейтингах, связанных с ИКТ, свидетельствует о том, что длившийся несколько лет период существенного укрепления позиций нашей страны уступил место застою и даже упадку.

Общую безрадостную картину разбавляют локальные успехи, о которых, в частности, 9 апреля 2018 г. сообщил глава Минкомсвязи Николай Никифоров на расширенном заседании коллегии министерства. На этом мероприятии министр подвел шестилетние итоги работы своей команды.

Частные успехи при общем застое

В качестве доказательств успешной деятельности ведомства в период с 2012 по 2018 г. Никифоров в том числе привел последние (вышедшие в начале 2017 г.) данные Всемирного экономического форума и международной школы бизнеса INSEAD. В соответствии с ними в России самые низкие цены в мире на мобильный интернет и мобильную связь для конечных потребителей. Более дешевую связь год назад предоставлял только Гонконг, но его, строго говоря, нельзя считать самостоятельной страной. Уже два десятка лет он снова является частью Китая.

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Индекс развития электронного правительства ООН 27 27 35
Индекс развития ИКТ Международного союза электросвязи 41 42 * * 43 45
Индекс готовности к сетевому обществу Всемирного экономического форума 56 54 50 41 41
Рейтинг инновационных стран Корнельского университета, INSEAD и ВОИС 51 62 49 48 43 45
Инновационный индекс Bloomberg 14 18 15 12 26 25

Источник: CNews Analytics

* - нет однозначно интерпретируемых данных.

В данном случае для более полного понимания ситуации необходимо привести и другие локальные статистические данные. Например, в относительно недавно появившемся Рейтинге скорости мобильного интернета, составляемого компанией Ookla, владеющей одним из крупнейших сайтов для расчета данного параметра, позиции России в последнее время ухудшаются от месяца к месяцу. По итогам февраля 2018 г. наша страна откатилась на 77 место, пропустив вперед Никарагуа (76 место) и Гондурас (63 место).

Электронное правительство. Подмена планового показателя

В сопроводительных материалах к коллегии Минкомсвязи приводятся позитивные данные из еще одного рейтинга - Индекса кибербезопасности, составляемого Международным союзом электросвязи. В соответствии с ним Россия в 2017 г. заняла 10 место в мире.

С точки зрения динамики это действительно очень значительное достижение. Несмотря на то, что, например, в 2015 г. формальное положение нашей страны было всего на две позиции хуже (12 место), в реальности индекс тогда рассчитывался по системе, когда множество стран набирали одинаковое число баллов и делили ряд мест одновременно. В результате два года назад на 12 месте вместе с Россией оказалось еще два государства, а выше них в рейтинге разместилось не 11 стран, как можно было бы предположить, а сразу 30.

В 2012 г. почти сразу после формирования новой команды Минкомсвязи во главе с Никифоровым ведомство представило общественности свои планы на ближайшие шесть лет и обозначило по ряду направлений целевые показатели, которые планируется достигнуть к 2018 г.

В тот момент Минкомсвязи склонно было ориентироваться на оценки департамента экономического и социального развития ООН, который раз в два года рассчитывает Индекс развития электронного правительства (E-Government Development Index, EGDI). Он состоит из трех подындексов, характеризующих состояние в стране ИКТ-инфраструктуры, человеческого капитала и онлайновых государственных услуг.

Ко II кварталу 2018 г. Россия должна была войти в данном рейтинге в первую двадцатку. Тогда это выглядело вполне реалистично - в 2012 г. наша страна по сравнению с 2010 г. продвинулась в нем сразу на 32 позиции, с 59 до 27 места.

Ответственным за достижение нового результата в документах Минкомсвязи был указан замминстра Олег Пак . Однако шансов на то, что ему удалось выполнить свою задачу, практически нет. В 2014 г. Россия так и осталась на 27 месте, а в 2016 г. откатилась на 35.

Индекс развития ИКТ

Что же касается Международного союза электросвязи, то главный из составляемых им рейтингов - это Индекс развития ИКТ (ICT Development Index, IDI). Он составляется по ряду статистических показателей, отражающих доступность и использование ИКТ, а также практические навыки применения ИКТ населением порядка 200 стран мира.

В этом рейтинге за последние годы существенно поменялись принципы формирования списка, а также регулярно задним числом корректировались результаты предыдущих лет, однако даже при самой позитивной интерпретации данных позиции России с 2012 по 2017 гг. с 41 до 45 места.

Индекс готовности к сетевому обществу

«Россия также занимает девятое место в мире по уровню доступности услуг широкополосного доступа в интернет, обгоняя целый ряд крупных, схожих по территории и экономике государств, - отметил на коллегии Никифоров. - Позитивные изменения позволили нам продвинуться на 15 мест с 2012 г. в индексе готовности к сетевому обществу. Такие достижения не появляются просто так. Это действительно результат нашей длительной системной работы по развитию конкуренции на рынке мобильной связи».

Здесь необходимо пояснить, что два из заявленных министром показателей (цена связи и доступность ШПД) в некотором смысле являются составными частями третьего - индекса готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index - NRI), который отражает уровень зрелости стран в отношении повсеместного использования ИКТ для целей социально-экономического развития. И в последнем случае упомянутый скачок России на 15 позиций произошел с 2012 по 2015 гг., когда наша страна переместилась с 56 на 41 место. На этом подъем закончился. В 2016 г. Россия так и осталась на 41 месте. Данные за 2017 г. пока не публиковались.

Провал по инновациям

Для формирования общей картины стоит рассмотреть еще два международных рейтинга, касающихся инноваций. Один из них рассчитывают Корнельский университет, школа бизнеса INSEAD и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Используя статистические данных Всемирного банка, Всемирного экономического форума (ВЭФ), Международного союза электросвязи и др. они формируют Мировой рейтинг инновационных стран Global innovation index. В соответствии с ним Россия с 2012 по 2016 гг. проделала путь с 51 на 43 место, но уже в 2017 г. на 45 место.

Второй инновационный рейтинг с аналогичным названием (Global Innovation Index) ежегодно составляет агентство Bloomberg. В его финальный список включается только 50 наиболее развитых с точки зрения инноваций стран. Место каждой определено, исходя из ее общего балла, который представляет собой среднее значение показателя государства в каждой из следующих шести отраслей: «Исследования и разработки», «Добавочная стоимость для промышленности», «Продуктивность», «Плотность высоких технологий», «Эффективность высшего уровня», «Концентрация разработчиков» и «Патентная активность».

В этом рейтинге Россия некоторое время улучшала свои позиции, поднявшись с 18 до 12 места. Однако по итогам 2016 г. наша страна сразу на 14 позиций до 26 места. Аналитики Bloomberg тогда объяснили это эффектом от известных международных санкций и падением цен на нефть. По последним данным в 2017 г. России удалось отыграть в списке всего одну строчку, переместившись на 25 место.

На одном из наших семинаров возник вопрос, что более удобно в использовании: Skype, Viber или WhatsApp. Попытаемся дать ответ на этот вопрос. На сегодняшний день пользователям доступны множество приложений для мобильных устройств (смартфоны, планшеты), которые позволяют бесплатно обмениваться сообщениями, аудио- и видео-звонками. Рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных среди множества: WhatsApp, Viber и Skype. Skype Skype (или Скайп ) – это программа, позволяющая общаться через сеть интернет со своими коллегами, друзьями, родственниками по всему миру. Программа разработана компанией Skype Limited (сейчас принадлежит компании Microsoft). Программа позволяет общаться текстов, голосом, голосом с видео и передавать файлы. С помощью Skype можно звонить на мобильный телефон, стационарный телефон, отправлять смс-сообщения на мобильный телефон. Скачать Skype можно здесь: http://www.skype.com/ru/ или из магазина приложений (Play Маркет, Google Play, AppStore и т.д.) на вашем мобильном устройст…

Для пользователей PowerPoint зачастую возникает проблема: как объединить несколько презентаций в одну? Вы скажете, что в данном вопросе помогут волшебные комбинации клавиш CTR + C и CTR + V копирования и вставки слайдов? Возможно. Но это не избавит вас от последующего, зачастую, долгого процесса редактирования и форматирования. Есть более профессиональные способы, которые помогут сделать требуемую операцию более корректно. В зависимости от того, как вы хотите, чтобы вставленные слайды выглядели в главной презентации, вам понадобится сделать выбор между двумя способами объединения презентаций. Первый метод . Предполагает использование опции Повторное использование слайдов в программе PowerPoint. При использовании этого метода вставленные слайды легко займут место и автоматически добавятся в главную презентацию, но(!) настроенные анимация и переходы на слайдах из перенесенной презентации не будут сохранены. Особенность: можно вставлять и отдельные слайды из презентации, и …

Использование современной образовательной технологии смешанного обучения Flipped classroom («перевернутый класс»)Технология Flipped Classroom («перевернутый класс») была придумана в 2000 году педагогами Джонатаном Бергманом и Аароном Сэмсом. Использовалась в средней школе, сначала с целью оказания помощи пропускающим занятия учащимся. Поначалу Д. Бергман и А. Сэмсом создавались PowerPoint презентации материалов своих уроков с дикторским сопровождением. Затем на смену презентациям пришли авторские видеоролики. Далее педагоги быстро осознали, что подход предварительной онлайн подачи теоретического материала высвобождает аудиторные часы, которые полезно задействовать для более тщательной проработки учебного материала уже при личном контакте на занятиях. В настоящее время уже можно говорить о возникшей на их опыте современной образовательной технологии смешанного обучения – модели «перевернутого обучения» (Flipped Classroom model). В чем ее суть? На рисунке продемонстрированы ключевые отли…