Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Социально-экономическая характеристика республики бурятия. Краткий обзор экономики республики бурятия

Итоги года подвели в министерстве экономики Бурятии. Объем валового регионального продукта оценивается в этом году в 215,2 миллиардов рублей. В сопоставимых ценах ВРП останется примерно на уровне прошлого года (99,1% к уровню 2016 года). «Главная задача, которую мы решали в 2017 году - создать макроэкономические и, главное, институциональные условия для экономического роста и повышения уровня благосостояния населения республики», сообщили в ведомстве корреспонденту ИА «Восток-Телеинформ».

По большинству отраслей обрабатывающей промышленности наблюдается позитивная динамика. Высокие темпы роста показывают предприятия текстильной промышленности (+64%) и по производству готовых металлических изделий (+84,1%). В то же время отрицательный вклад дает отрасль транспортного машиностроения (индекс производства по итогам 2017 года ожидается на уровне 73,5 процентов), что связано с неподтверждением в полном объеме предварительного портфеля заказов по экспортным поставкам продукции Улан-Удэнского авиазавода. В рамках федеральной программы развития санитарной авиации завод приступил в производству машин, поставка которых будет уже в 2018 году, также на следующий год есть контракт с индийской компанией Vectra Grou.

В текущем году неплохих результатов добились угледобывающие предприятия. Рост по отрасли по итогам года оценивается в 125,7 процентов к уровню 2016 года. Наращивает объемы производства Разрез Тугнуйский, на Никольском месторождении, в настоящее время добыто уже более 800 тысяч тонн, по году планируется выйти на миллион тонн.

Одним из факторов, оказывающих сдерживающее влияние на экономику, является сельское хозяйство. Объем валовой продукции сельского хозяйства по итогам 2017 года составит более 17 миллиардов рублей. Темп производства оценивается в пределах 99 процентов к уровню 2016 года, - отметили в ведомстве.

Общий объем отгруженных товаров собственного производства, в Бурятии по итогам 11 месяцев составил 9,54 миллиарда рублей, что выше аналогичного уровня прошлого года на 9%. Индекс производства пищевых продуктов составил 104,9 %, индекс производства напитков-112,3 %. За год увеличилось производство сливочного масла (119,9 %), жидкого обработанного молока (118,6 %), сыров и сырных продуктов (111,1 %), колбасных изделий (103,4 %), мясных полуфабрикатов (124,3 %), кондитерских изделий (120,5 %), безалкогольных напитков (121 %), минеральной воды (117,1 %), пива (103,8 %).

Ежегодные инвестиции в основной капитал в пищевой промышленности составляют свыше 300 миллионов рублей. За 9 месяцев текущего года предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности выделили 287,4 млн. руб. инвестиций (что на 4,4 % выше соответствующего уровня 2016 г.), при этом большая часть их направлена на модернизацию существующих и ввод в эксплуатацию новых производств, внедрение современных технологий, обеспечивающих энергосберегающее производство.

С начала 2017 года были открыты новые и расширены действующие производства: ИП Дубшанов С.Б. (новое хлебопекарное производство в Кижингинском районе), ИП Молокова И.М. (расширение хлебопекарного производства, Кижингинский район), ООО «МПК «Эко-Фуд» (новый кондитерский цех в Улан-Удэ), ООО «Хлебушек» (цех по производству слоеных кондитерских изделий в Улан-Удэ), ООО «Хлебные традиции»(цех по производству мяса и колбасных изделий в Мухоршибирском районе), ИП Мункуев Ч.Б. (цех мясных полуфабрикатов, Джидинский район) и другие.

Строительство: темпы растут, ввод жилья падает

Высокие темпы роста отмечены и в строительном секторе. Объем строительных работ по итогам года может составить порядка 20 миллиардов рублей, индекс производства 127,0%. Значительный вклад внесла активизация дорожного строительства в рамках Президентского приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Введены в эксплуатацию после капремонта и реконструкции три моста, к концу года будет введено еще три мостовых перехода. Также в республике завершается реализации федеральной программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. Как ожидается, в 2018 году уже будет принята новая аналогичная программа.

Вместе с тем, в целом объемы жилищного строительства снижаются. Так, на текущий момент построено и введено 190,6 тысяч квадратных метров жилья, что на 20,9 процентов меньше чем в 2016 году. На долю индивидуального жилищного строительства приходится 57% от введенной общей площади жилья. Снижение обусловлено, в том числе, отсутствием достаточных оборотных средств у строительных организаций и низкой покупательской способностью на рынке жилья.

Так, в Улан-Удэ в этом году ввод жилья сократился на 66%. Показатели со 166 тысяч квадратных метров в 2016 году упали до 110 тысяч квадратных метров в 2017 году, сообщил в ходе интернет-конференции на сайте Восток-Телеинформ мэр столицы Бурятии Александр Голков.

Это связано с рядом объективных причин: не введен в эксплуатацию ряд «проблемных» жилых домов, высокие процентные ставки по кредитованию застройщиков, высокая стоимость подключения к тепловым сетям и т.д. Да и платежеспособность населения, к сожалению, снизилась, не каждый может позволить себе купить новое жилье или взять ипотеку. Больше всего нового жилья строится в Октябрьском районе, особенно в интенсивно развивающихся сотых кварталах, - отметил мэр.

Что касается расселения аварийных домов в центре города, то оно проводится за счет инвесторов в рамках муниципальной программы по развитию застроенных территорий, подчеркнул он. В этом году заключен договор о развитии застроенной территории по ул. Смолина и Партизанская площадью 9 тысяч квадратных метров с ООО «Бургражданстрой». В рамках этого договора планируется расселить жилые дома по ул. Смолина, 67 Б, Партизанской, 21 и 23. Этот же инвестор уже расселил два жилых дома на Смолина, на их месте построен новый жилой комплекс. Также расселены аварийные дома в границах улиц Смолина, Свердлова и Банзарова, на их месте сейчас также построен жилой комплекс. Кроме того, другим инвестором - ООО «Бестплюс» - ведется расселение трёх жилых домов по ул. Модогоева. Там также планируется строительство многоквартирного дома.

Вертолеты и Монголия

Объем внешнеторгового оборота Республики Бурятия в 2017 году составит, по оценке, 785,4 миллионов долларов США. По сравнению с 2016 годом ожидается сокращение показателей на 22,9 процента, сообщили корреспонденту ИА «Восток-Телеинформ» в министерстве экономики Бурятии.

В республике ожидается сокращение объемов экспорта на 25,3 процентов - до 716,7 миллионов долларов США. Основное влияние на результаты внешней торговли республики в 2017 году оказало снижение мирового спроса на вертолетную технику, в результате чего доля не сырьевого экспорта в общем объеме экспорта республики в 2017 году по оценке составит 21,9 процентов против 47,7 процентов в 2016 году.

Вместе с тем, в 2017 году к уровню 2016 года ожидается рост по следующим позициям: «древесина и изделия из нее» на 22,5%, «минеральная продукция» на 12,9%, «продовольствие» на 0,7 процента.

Следует отметить, что показатели внешнеторговой деятельности республики за 2017 год будут скорректированы на основании официальных статистических данных в феврале 2018 года, - отметили в министерстве.

В течение ряда лет республика экспортирует вертолеты, запасные части и комплектующие изделия к ним, уголь, круглый лес, пиломатериалы, картон, продукты питания. Ввозятся в республику двигатели авиационные, технологическое оборудование, транспортные средства (дорожно-строительная техника, тракторы), сезонные фрукты и овощи. Всего, по предварительным данным, количество стран – партнеров республики насчитывается свыше 50. Традиционными торговыми партнерами республики являются Китай и Монголия, доля которых в объеме внешнеторгового оборота на протяжении ряда лет составляла от 30 до 50%.

Так, по итогам 10 месяцев текущего года внешнеторговый оборот Бурятии с Монголией составил 32,4 миллиона долларов США, с ростом к уровню прошлого года на 15,1 процентов, экспорт увеличился на 16,4 процента.

Как пояснили специалисты министерства экономики Бурятии, увеличение внешнеторгового оборота Бурятии с Монголией связано с ростом объемов поставок товаров, как в физическом, так и в стоимостном выражении, в том числе с открытием в 2017 году в году Улан-Батор сети гипермаркетов «Абсолют». В торговле с Монголией преобладают продукты питания. Так, в Бурятию традиционно ввозятся из Монголии мясо (говядина, конина) и трикотажные изделия из шерсти. Поставляется в Монголию широкая линейка продуктов питания, как местных производителей, так и российского производства, а также производственное технологическое оборудование, двигатели, запасные части к ним.

Турзона: кто станет главным?

На рынке туризма Бурятии отмечается устойчивая положительная динамика. В этом году по оценке число туристских прибытий составит 1,1 миллион человек, а количество оказанных им платных услуг – 2,5 млрд. рублей. Продолжаются мероприятия по созданию четырех туристских кластеров «Кяхта», «Байкальский», «Тункинская долина», «Подлеморье», которые включены в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)».

Сдвинулся в этом году с мертвой точки и вопрос об особой экономической зоне «Байкальская гавань». Напомним, в апреле этого года стало известно, что проект больше не получит федеральных денег: об этом решении стало известно на совещании глав регионов с заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Козаком. Федеральный бюджет, отметили российские чиновники, не справится с дальнейшим развитием федеральных ОЭЗ различного типа, и потому решено передать ОЭЗ регионам в том виде, в котором они сегодня находятся. По результатам проверки деятельности акционерного общества «Особые экономические зоны» и юридических лиц, созданных для управления ОЭЗ в Бурятии и Иркутской области в 2014 и 2015 годах ОЭЗ Счетная палата России отметила, что за десять лет существования ОЭЗ они так и не стали «действенным инструментом поддержки национальной экономики».

3 сентября на своей пресс-конференции ситуацию с особой экономической зоной «Байкальская гавань» прокомментировал господин Цыденов. Он подчеркнул, что Бурятия сохранила ОЭЗ и взяла на себя ее содержание и эксплуатацию и теперь ведет переговоры даже об увеличении ее территории. Позднее в республике в целях создания акционерного общества ОЭЗ «Байкальская гавань» выделили бюджетные средства на внесение в уставной капитал в сумме 5 миллионов рублей в 2017 году и по 60 миллионов в 2018 и 2019 году.

Перспективность турзоны и эффективность подобного расходования бюджетных денег вызвала у депутатов местного парламента. По их словам, несмотря на то, что в проект турзоны уже вложено 4,86 миллиарда рублей, в том числе 1,77 миллиарда из республиканского бюджета, пока «Байкальская гавань» далека от самоокупаемости. С тем, что плановых показателей достигнуть пока не удалось, руководитель особой экономической зоны «Байкальская гавань» Игорь Оленников согласился. «На сегодняшний день зарегистрировано 12 резидентов. Еще три компании прошли стадию экспертного совета и скоро тоже получат статус резидента. Заявлено 12 миллиардов рублей инвестиций, по факту вложено лишь 164 миллиона рублей», - отметил он.

Акционерное общество, тем не менее, создали, а в октябре объявили конкурс на должность генерального общества «Особая экономическая зона «Байкальская гавань». На нее претендует 17 человек.

Марина Денисова, Восток-Телеинформ.

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.


ВВЕДЕНИЕ 3

1. Описание региона и его природных ресурсов 4

2. Современная экономика Бурятии 6

3. Продовольственный потенциал региона 8

4. Промышленность Бурятии 9

5. Нетрадиционные минеральные удобрения 10

6. Водные ресурсы Республики 11

7. Агропромышленные и лесные ресурсы Бурятии 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ

В целях развития экономики Российской Федерации необходимо осуществить обширный комплекс мероприятий по дальнейшему укреплению материально-технической базы промышленности и сельского хозяйства.

Успешное решение поставленных задач может быть осуществлено только в процессе дальнейшего изучения природных условий и ресурсов.

Цель работы - комплексное изучение природных ресурсов Республики Бурятия, как субъекта Российской Федерации.

Разделение России на субъекты необходимо для того, чтобы иметь ясное представление о проблемах, недостатках и преимуществах каждого региона. Такое деление поможет получить в дальнейшем четкую и ясную картину о состоянии природных ресурсов всей РФ, вскрыть перспективные для дальнейшего освоения и уже исчерпавшие себя районы страны.

В качестве метода комплексного исследования природных ресурсов данного региона целесообразно и необходимо использовать статистические данные, на основе которых формируются углубленные представления о закономерностях размещения полезных ископаемых, о гидросфере, биосфере, растительном и почвенном покрове, изменениях климата, метеорологических явлениях.

Решение вопросов организации хозяйства невозможно без всестороннего учета и перспективной оценки природных ресурсов, изучения влияния человеческой деятельности на окружающую среду. Комплексное исследование природных ресурсов (КИПР) призвано способствовать выявлению скрытых и малоизученных природных ресурсов, их количественной и качественной оценке для целей рационального использования, сохранения и воспроизводства.

1. Описание региона и его природных ресурсов

Республика Бурятия основана в 1923 году, ее площадь составляла 397,5 тысячи кв. километров, население - 435,5 тысяч человек, в том числе буряты - 55,5%, русские - 44,2% .

Республика расположена между 49 55 и 57 15 северной широты и 98 40 и 116 55 восточной долготы, в южной части Восточной Сибири, южнее и восточнее озера Байкал. Территория республики - 351,3 тыс. кв. км и по своим размерам равна примерно площади 10-12 областей Центральноевропейской части Российской Федерации. Численность населения 1059.4 тыс. человек. На юге Бурятия граничит с Монгольской Народной Республикой, на юго-западе - с Республикой Тува, на северо-западе - с Иркутской областью, на востоке - с Читинской областью. От Москвы республика удалена на 5 часовых поясов .

Бурятия занимает выгодное географическое положение. По её территории проходят две железнодорожные магистрали - Транссибирская и Байкало-Амурская, соединяющие центральные части России с районами Дальнего Востока и странами Юго-Восточной Азии- Китаем, КНДР, Монголией, Японией и другими. В административном отношении республика делится на 21 район, имеет 6 городов, 29 посёлков городского типа. Столица Бурятии - город Улан-Удэ. Территория города занимает площадь 346,5 кв.км.. В городе в настоящее время проживает более 390,0 тыс. жителей

Республика находится в средних широтах Северного полушария, в полюсе умеренно-холодного климата Сибири, в переходной зоне между таёжными пространствами Восточной Сибири и обширными степными районами Монголии.

Природные условия Бурятии резко отличаются от других районов страны, расположенных в пределах этих же широт. Сказывается её удалённость от морей и океанов. Немаловажное значение имеет «холодное дыхание» Северного Ледовитого океана и «барьер» Гималаев и Тибета, препятствующий проникновению тёплых масс воздуха из экваториальных широт вглубь Центральной Азии. Расположение Бурятии почти в центре азиатского материка, в большом удалении от смягчающего влияния морей, определяет ряд особенностей края. В зимний период на всей территории республики преобладает тихая и ясная погода с морозами до 50°C. Летом же территория Бурятии сильно прогревается и при этом происходит формирование области низкого давления, достигающего в июле величин 750-755мм., что на 5-10мм ниже нормального. В это время температура воздуха иногда поднимается до 38-40°C. Климат Бурятии - резко-континентальный. Зима - самое продолжительное время года, в южных районах республики к тому же она малоснежная .

По особенностям рельефа Бурятия делится на 4 крупные области: Восточные Саяны, Байкальскую горную область, Селенгинскую Даурию и Витимское плоскогорье. Преобладание горного рельефа республики относит её к числу наиболее активных сейсмических областей планеты. На территории Бурятии довольно часты большие и малые землетрясения.

По богатству, запасам и разнообразию полезных ископаемых Бурятия занимает одно из ведущих мест в России. Однако минеральные богатства используются ещё далеко не в полной мере. Известно около 30 угленосных площадей . Выделяются угленосные впадины - Удинская, Джидинская, Прибайкальская. Гусиноозерская и другие. Из 11 месторождекий угля особенно интенсивно разрабатываются Гусиноозёрское, Тугнуйское, Сангинское, Дабан-Горхонское, Окино-Ключевское.

На территории Бурятии также имеются руды вольфрама, молибдена, никеля . К наиболее крупным месторождениям вольфрамовых руд относятся Холтосонское и Инкурское; молибдена - Орекитканское, Малойоногорское, Жарчихинское; никеля - Чайское, Байкальское. В республике также разведаны запасы цветных металлов - бериллия, свинца, цинка и олова. Наиболее перспективны для промышленного освоения: по олову - Моховое; по бериллию, танталобериллиевым рудам - Окинский район; по стронцию - Халютинское.

Наиболее крупные месторождения по свинцу и цинку - Озёрное и Холоднинское. В северных районах Бурятии с дореволюционных времен разведаны и разработаны большие запасы золота (рудного и россыпного).

Имеются также нерудные ископаемые: фосфаты, апатиты, плавиковый шпат . Выявлены месторождения плавикового шпата - Наранское и Згитинское; фосфоритов - Ухогольское и Харанурское; апатитов - Ошурковское. Разведаны запасы флюсов и огнеупоров: известняк доломит, огнеупорные глины, кварц и кварциты, графит. Найдены крупные месторождения асбеста - Молодёжное, Ильчирское, Зеленое; бокситов - Боксонское. В Бурятии имеются уникальные месторождения калий-глиноземных руд - Саннырское; нефелиновых сиенитов - Мухальское, Нижне-Бургултайское.

Республика располагает разнообразными месторождениями строительных материалов - кирпичных и керамзитовых глин, песчано-гравийной смеси, строительного камня, карбонатных пород для строительного известняка, для цемента, для перлитов и цеолитов.

Бурятия богата пресными, минеральными и термальными водами. Эксплуатационные ресурсы для водоснабжения и орошения составляют 21 млн. куб. м/сутки. На базе минеральных и минерально-термальных вод функционируют курорты российского значения - Аршан и Горячинск, местного значения - Нилова пустынь, Хакусы, Кучигер, Горячий Ключ и другие .

2. Современная экономика Бурятии

Экономика Бурятии во многом зависит от российского трансферта, который в 2004 году составил 865,6 млрд.руб. при годовом плане 13895 млрд.руб .

В Бурятии за 11 месяцев 2004 г. объем валового регионального продукта (ВРП) составил 9143 млн. руб. Объемы производства возросли в цветной металлургии (добыча золота), в машиностроении (вертолеты, электродвигатели, бытовая техника), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности. В промышленности РБ к монополистам отнесено 15 предприятий, их удельный вес в общем объеме производства составил 51% за 9 месяцев 2004 года. По 9 видам выпускаемой продукции сохраняется полная концентрация на 1 предприятии (цемент, шифер, картон, древесностружечные плиты, электрочайники и электрокипятильники, мука, крупа, спирт).

Инвестиционная деятельность ведется в основном за счет собственных средств хозяйствующих субъектов - 75,8%, средства федерального бюджета составили 19,8%, средства консолидированного республиканского бюджета - 4,4%. В жилищном строительстве введено 88,9 тыс.кв. метров при плане 102 тыс.кв.метров, более половины (57%) построено за счет индивидуальных застройщиков.

Продукцию сельского хозяйства республики составляют в основном: зерно, картофель, овощи, мясо.

Шесть предприятий (У-У ЛВРЗ, АО "ТСМ", ОАО "Бурятэнерго", Селенгинский ЦКК, ОАО "Тимлюйский АЦИ", ОАО "Ливона") формируют 37% прибыли по республики. Четыре предприятия (ОАО "Ливона", ОАО "Байкалфарм", СП "Эмилия", ООО "Гиан") обеспечивают поступление акцизов.

Крупными экспортерами республики являются Улан-Удэнский авиационный завод, Концерн "Ариг Ус", АОЗТ "Тонкосуконная мануфактура", ЛВРЗ, СЦКК. В числе крупных импортеров АОЗТ "Мотом", Торговый дом "Мав", Северобайкальский АОЗТ "Гилюй", Тугнуйский угольный разрез.

Современная экономика Республики Бурятия представляет собой индустриальный и перспективный по своему потенциалу народнохозяйственный комплекс. Доля республики в объеме промышленного производства Восточно-Сибирского района составляет 5,4%. Республика Бурятия по ряду важных видов продукции занимает заметное место. Она специализируется на производстве самолетов, электродвигателей мощностью свыше 100 кВт, различных приборов, мостовых конструкций, сельскохозяйственного оборудования, концентрата вольфрама, стекла оконного, картона, целлюлозы и пиломатериалов, шифера и цемента, мытой шерсти, трикотажа, шерстяных тканей, мясопродуктов и некоторых других видов изделий.

Основные задачи в экономике республики связаны с развитием топливно-энергетического комплекса, легкой и пищевой промышленности, строительного комплекса . Кроме того, предусматриваются углубление переработки сельскохозяйственного сырья, организация производства шерстяной и полушерстяной пряжи, кожаной обуви, меховой продукции.

3. Продовольственный потенциал региона

Общие результаты по основным показателям животноводства имеют положительную динамику, хотя на протяжении ряда прошедших лет шло устойчивое падение объемов его производства.

Одним из приоритетных направлений развития АПК является пищевая и перерабатывающая промышленность, оказывающая существенное влияние на социально-экономический уровень жизни населения республики.

Значительный рост объемов производства в сопоставимых ценах обеспечили ОАО «Молоко» (156,8%) , Кабанский маслозавод (в 2,1 раза), МНПО «Байкалфарм» (1,8 раза), ОАО «Бурятхлебпром»(110,8%), ОАО «Хлеб Улан-Удэ»(147,7 %), ОАО «АМТА» (112,1%).

Наряду с акционерными обществами, широкое развитие в отраслях пищевой промышленности Бурятии получили малые предприятия и индивидуальные предприниматели, прежде всего на селе. В настоящее время производят продукты питания 7 мини - молзаводов, 105 мини-мельниц, 140 мини-пекарен, 5 цехов по производству безалкогольных напитков. Ими выработано продукции на 163 млн. рублей. Прирост объема товарной продукции за счет индивидуальных предпринимателей составил 15,7%.

Развиты машиностроение и металлообработка, лесная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, стройматериалов,
легкая, пищевая промышленность. Добыча бурого угля, графита;
добыча и переработка вольфрамо-молибденовых руд, апатитов и др.
Основу энергетики составляет Гусиноозерская ГРЭС. Широко развито
животноводство (крупный рогатый скот; тонкорунное овцеводство,
свиноводство, птицеводство). Посевы зерновых и кормовых культур,
картофелеводство и овощеводство. Пушной промысел, звероводство.
Развито рыболовство (основной район - озеро Байкал, омуль). По
территории Бурятии проходят две железнодорожные магистрали -
Транссибирская и Байкало-Амурская - соединяющие центральные
части России с районами Дальнего Востока и странами Юго-Восточной
Азии. Судоходство по оз. Байкал, рр. Селенга и Баргузин.

Уровень жизни

Инфраструктура

*Инфраструктура
По территории республики проходят Транссибирская железная дорога (г.
Улан-Удэ - узловая станция Восточно-Сибирской железной дороги), БайкалоАмурская магистраль, автомагистрали федерального значения.
Протяженность железнодорожных путей в Бурятии составляет 2044 км.
Эксплуатационная длина автомобильных дорог - около 10 тыс. км.
В то же время бoльшая часть территории Бурятии характеризуется крайне
слаборазвитой внутренней коммуникационной инфраструктурой, отсутствием
железнодорожного сообщения, автомобильных дорог с покрытием;
воздушное сообщение также затруднено вследствие износа парка
региональных самолетов и инфраструктуры местных аэропортов.

В Бурятии имеется всего один
достаточно современный аэропорт
(Международный аэропорт города
Улан-Удэ), но и он имеет ряд
ограничений по принимаемому
воздушному транспорту.
Основные производительные силы
сосредоточены в г. Улан-Удэ, где
имеются транспортные и
инженерные коммуникации, связь,
другие объекты инфраструктуры,
которые обеспечивают возможность
экономического развития. Они же
создают условия для развития
транспортных связей не только с
регионами страны, но и
европейскими странами, странами
Юго-Восточной Азии.

Промышленность

*Промышленность
Ведущей сферой экономики республики является
промышленность, обеспечивающая производство порядка 27 %
валового регионального продукта. До 30 % трудовых ресурсов
материального производства приходится на промышленность.
Всего в промышленности насчитывается чуть более 1600
предприятий. Основу отрасли образуют 147 крупных и средних
предприятий, на которых сосредоточен ее основной
производственный потенциал, и занято около 52, 3 тыс.
человек. Промышленность опережает другие отрасли
хозяйства по численности занятых, выпуску продукции, объему
основных фондов.
Основными отраслями промышленности являются
машиностроение и металлообработка, электроэнергетика,
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
промышленность, цветная металлургия, топливная, пищевая
промышленность.

В настоящее время Бурятия производит
и экспортирует: авиационную технику,
мостовые металлические конструкции,
древесину и целлюлозу, строительные
материалы, электрооборудование,
мясные консервы, макароны,
ликероводочные изделия и многое
другое.

Крупнейшие промышленные предприятия

* Крупнейшие промышленные
предприятия
ОАО «Улан-Удэнский авиационный
завод»
ОАО «Бурятзолото»
ГУП «Улан-Удэнский
локомотивовагоноремонтный завод»
ЗАО «Улан-Удэстальмост»
ОАО «Улан-Удэнское
приборостроительное объединение»
ОАО «Селенгинский целлюлознокартонный комбинат»
ОАО «Байкальская лесная компания»
ОАО «Разрез Тугнуйский»
ОАО «Бурятмясопром»
ЗАО «Амта»
ОАО «Макбур»
ЗАО «Байкалфарм»

Сельское хозяйство

*Сельское хозяйство
Несмотря на то, что регион относится к зоне рискованного земледелия, в
агропромышленном комплексе Бурятии производится значительная часть
необходимого ей продовольствия. Местные ресурсы
сельскохозяйственного сырья формируют основу пищевой
промышленности Бурятии, представленной предприятиями по
производству мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной,
комбикормовой, ликероводочной продукции, кондитерских и некоторых
других изделий.
В агропромышленном комплексе Республики Бурятия создается около 10
% ВРП, трудится 9, 8 % занятого населения. После значительного спада
выпуска в 1992-1998 гг. основные показатели отрасли находятся в
стабильном состоянии. В 1999-2005 гг. наблюдался отток кадров,
замедлившийся к настоящему времени.

Площадь сельскохозяйственных угодий
- 3, 154 млн га, в том числе пашни -
847 тыс. га. В структуре земельных
угодий наибольший удельный вес
занимают сенокосы, пастбища. Земли
характеризуются невысоким
плодородием, почвы подвержены
ветровой и водной эрозии. 82 %
сельскохозяйственных угодий, 92 %
поголовья крупного рогатого скота
находится в частной собственности.
Государственные сельскохозяйственные
предприятия, относящиеся к
федеральной и республиканской
собственности, занимают 8, 7 % угодий.

Туризм в Бурятии

*Туризм в Бурятии
Основные страны, откуда в Бурятию
приезжают:
Германия
КНР
Монголия
Республика Корея
США
Франция

Популярные места

*Популярные места
Анинский дацан
Ацагатский дацан
Байкал - самое древнее, глубокое и
чистое озеро на Земле.
Баргузинская долина
Богиня Янжима - покровительница
плодородия, дарует жизненные силы
женщинам

Бурин-хан - священная гора, одна из
самых почитаемых буддийских
святынь Центральной Азии
Долина вулканов в Горной Оке
Иволгинский дацан - официальный
центр российского буддизма
Иволгинское городище - северный
форпост империи Хунну, крупнейший
археологический памятник
Забайкалья
Кяхта - старинная купеческая
слобода, город миллионеров, чайная
столица России, песчаная Венеция

Кяхтинский краеведческий музей -
один из самых старых музеев
Забайкалья, уникальная хуннская
коллекция
Музей истории Бурятии
Музеи Бурятии
Сартул-Гэгэтуйский дацан -
красивый буддийский храм на юге
Бурятии
Светлая Поляна - экологоэтнографический парк в Максимихе,
построенный в виде казачьего
острога времен XVII века.

Забайкальские старообрядцы
(семейские) - самобытная
старорусская культура, шедевр
устного и нематериального наследия
человечества (ЮНЕСКО)
Таглей - загадочное озеро в
труднодоступной горной тайге,
обладающее целебными свойствами
Тамчинский дацан
Театр оперы и балета в Улан-Удэ
Тункинская долина

Улан-Удэ - сердце российской Азии,
солнечный город на берегу Байкала,
древнейший город России,
культурная столица Забайкалья
Ушканьи острова - крупнейшее
лежбище байкальского тюленя
(нерпы)
Чивыркуйский залив - одно из
самых живописных мест на Байкале
Эгитуйский дацан - один из самых
посещаемых дацанов Бурятии
Этнографический музей народов
Забайкалья

Спасибо за внимание! Выполнила: Попова Алеся, гр.03290

*Спасибо за
внимание!
Выполнила: Попова Алеся,
гр.03290

Прочие отрасли составляют 20,9 % в структуре ВРП региона.

Согласно оценке правительства Бурятии социально-экономического развития республики на плановый период до 2015 года, к 2015 году валовой региональный продукт (ВРП) увеличится по сравнению с 2011 годом на 16,2 - 20,6 процентов. По более оптимистичному сценарию ВРП может достичь 236,3 миллиардов рублей, что составит 120,6 процентов к уровню 2011 года в сопоставимых ценах. В производстве и распределение электроэнергии, газа и воды темп роста прогнозируется на уровне 121,9 - 128,7 процентов. Темп роста инвестиций в основной капитал в 2015 году к уровню 2011 года прогнозируется на уровне 120,9 - 136,9 процентов. Среднедушевые денежные доходы увеличатся к уровню 2011 года в 1,2 - 1,3 раза и составят порядка 18,6 - 19,9 тысяч рублей. Ежегодный рост реальных располагаемых денежных доходов до 2015г составит 1,7 - 4,2 процента .

Топливно-энергетический комплекс играет особую роль в обеспечении устойчивого и эффективного развития народного хозяйства республики. Топливно-энергетический комплекс является одной из приоритетных отраслей экономики региона. Её состояние и тенденции развития тесно связаны с развитием других отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и населения. Значение ТЭК особенно возрастает в период реформирования народного хозяйства Республики Бурятия. В настоящее время топливно-энергетический комплекс занимает наибольший удельный вес в отраслевой структуре промышленности. Это связано с существенной трансформацией народного хозяйства республики, произошедшей за годы реформ. Если ранее в республике отраслями специализации являлись машиностроение и легкая промышленность, то в настоящее время наибольший удельный вес приходится на предприятия электроэнергетики и топливной промышленности 39,1 %, 11,6 % соответственно.

Энергосистема республики работает в составе Единой энергетической системы России . В 2013 году потребление электроэнергии в Бурятской энергосистеме составило 5 484 млн кВт⋅ч , выработка электростанций - 5391,8 млн кВт⋅ч , максимум потребления мощности - 969 МВт, установленная мощность электростанций на конец года - 1333,77 МВт . Исторический максимум потребления мощности равен 1255 МВт и достигнут в 1992 году .

На территории республики функционируют две электростанции оптового рынка :

На розничный рынок электрическую энергию поставляют ТЭЦ ОАО «Селенгинский ЦКК» (36 МВт, станция промышленного предприятия, являющаяся собственностью ООО «Баил», г. Улан-Удэ) и дизельные электростанции, используемые в аварийных и ремонтных режимах. Суммарная мощность дизельных электростанций на конец 2013 года составила 18,4 МВт .

Электростанции республики используют бурый и каменный уголь в качестве основного топлива, мазут - в качестве резервного и растопочного.

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года предполагала строительство Мокской и Ивановской ГЭС проектной мощностью 1410 МВт.

Услуги по передаче электрической энергии на территории республики оказывают ОАО «ФСК ЕЭС» (электрические сети и подстанции напряжением 220 кВ и выше), филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго », ОАО «Улан-Удэ Энерго», ООО «ЭНКОМ» и 24 другие территориальные сетевые компании .

Функции оперативно-диспетчерского управления на территории Республики Бурятия осуществляет Филиал ОАО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Республики Бурятия», который входит в зону операционной деятельности Филиала ОАО «СО ЕЭС» ОДУ Сибири .

На конец 2013 года суммарная установленная мощность тепловых источников систем централизованного теплоснабжения составляет 2798,1 Гкал/час, из которых 1030,5 Гкал/ч - котельные, 688 Гкал/ч - Улан-Удэнская ТЭЦ-1, 419 Гкал/час - ТЭЦ ОАО «Селенгинский ЦКК», 221 Гкал/ч - Гусиноозерская ГРЭС, 380 Гкал/ч - Улан-Удэнская ТЭЦ-2, 59,6 Гкал/час - Тимлюйская ТЭЦ. При этом две последние ТЭЦ имеют нулевую установленную электрическую мощность и фактически функционируют как котельные .

Согласно заключенному в марте 2014 г. соглашению между республиканским правительством Бурятии и компаниями «Хевел» и «Авелар Солар Технолджи», в восьми районах Бурятии появятся современные гелиостанции. Первоначальная мощность их - 30МВт, однако уже к 2020 г. её планируют довести до 150МВт. Начальная стоимость реализации оценивается в 3 млрд.руб. Причем основным инвестором выступит «Авелар Солар». Компания «Хевел» будет отвечать за поставку необходимых фотомодулей. Организационными вопросами и рабочей поддержкой займется правительство республики.

Данный проект представляет особый интерес для отдаленных районов, в которых сложно провести полноценные распределительные электросети. А поскольку инсоляция в этих регионах довольно большая, гелиостанции являются лучшим решением проблемы. Кроме того, в ходе реализации соглашения планируется создание порядка 150 рабочих мест и повышение загрузки местных предприятий. На бурятских заводах изготовят необходимые опоры и несущие конструкции, а их специалисты будут выполнять монтажно-строительные работы. Ожидается, что новые солнечные станции подключат к распределительным сетям бурятской энергосистемы. Так же планируется продажа гелиоэнергии на оптовых рынках. Тарифы для населения при этом останутся на прежнем уровне.

В 2013 г. в Бурятии начаты работы по внедрению системы энергообеспечения на основе ветровой энергетики на станции «Мысовая» Восточно-Сибирской железной дороги (г. Бабушкин, Кабанского р-на). Стоимость проекта оценивается в 6,4 млн рублей, ветрогенератор даст дополнительно 50 кВт энергии. Экономия ресурса на альтернативном питании составит более 40 %. Ветрогенератор и система солнечных модулей, объединенные в единую систему, при наращивании мощности установленных аккумуляторных батарей позволят станции «Мысовая» работать в условиях полной независимости от внешних источников электроснабжения.

Ученые Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета (НИ ИрГТУ) предлагают построить для теплоснабжения курорта «Горячинск» (Бурятия) экологически чистую геотермальную станцию. Авторы проекта сообщают, что санитарно-курортное управление «Байкал-курорт» заинтересовалось иркутским проектом, в настоящее время ведутся переговоры с ООО «Энергия» (г. Новосибирск). Сооружение геотермальной станции обойдется в 13,5 - 14 млн рублей. Согласно расчетам, приносить прибыль она начнет через три-четыре года. Для обслуживания автоматизированной станции достаточно одного инженера. В настоящее время теплоснабжение курорта «Горячинск» обеспечивает угольная котельная, которая производит до 1,8 - 1,9 тыс. тонн золошлаковых отходов и распространяет в атмосферу Байкальской территории 50-60 тонн газопылевых выбросов в год .

Бо́льшая часть территории Бурятии характеризуется крайне слаборазвитой внутренней коммуникационной инфраструктурой, отсутствием железнодорожного сообщения, автомобильных дорог с покрытием.

В Республике Бурятия весьма развит автомобильный транспорт общего пользования, которым в 2009 году перевезено более 59010 тыс. человек и 933 тыс. тонн грузов. Общая протяженность автодорог в Бурятии более 14 тыс. км. Через республику проходят автодороги федерального значения М-55 «Байкал» Москва-Владивосток и А-165 Улан-Удэ-Кяхта-Монголия (КПП «Кяхта - Алтанбулаг»), а также автодорога А-164 Слюдянка-Орлик проходит через Монды, оттуда к границе Монголии к озеру Хубсугул (КПП «Монды - Ханх») . На федеральных дорогах достаточно автозаправок и придорожного сервиса. Общая протяжённость автодорог федерального значения составляет 827 км, 3327 км - регионального значения, и 4132 км - местного значения. Дороги федерального значения все асфальтобетонные. Из дорог регионального значения: асфальтобетонные дороги - 1997,5 км, гравийные и щебеночные дороги - 1257,7 км, грунтовые дороги-- 280,2 км. На автомобильных дорогах Бурятии находится 4 паромные переправы и 461 мост общей длиной 15428 метров. 24 % этих мостов находятся в аварийном состоянии и требуют незамедлительного проведения капитального ремонта, реконструкции и перестройки. Доля дорог Бурятии общего пользования местного значения, не отвечающая нормативным требованиям, по данным замминистра транспорта и дорожного хозяйства РБ, составляет 72,3 %, при этом по некоторым муниципальным образованиям, таким как Баунтовский, Тункинский районы, этот показатель составляет 100 %, а в Тарбагатайском районе - 90,8 %.

Из аэропорта выполняются прямые ежедневные рейсы в Москву, а также регулярные рейсы в города Восточной Сибири .

Из аэропорта «Байкал» совершаются международные рейсы в Пекин, Маньчжурию (КНР), Камрань (Вьетнам), Анталью (Турция), Бангкок (Таиланд).

В аэропорту «Байкал» базируются две авиакомпании-- ПАНХ и Бурятские авиалинии .

В районных центрах находятся малые аэропорты для республиканского авиасообщения. Воздушное сообщение затруднено вследствие износа парка региональных самолетов и инфраструктуры местных аэропортов.

21 ноября 1924 года Савнарком РСФСР принял решение о выделении из Амурского госпароходства Селенгинского государственного пароходства. Правление Селенгинского госпароходства находилось в Верхнеудинске (Улан-Удэ). При образовании Селенгинское пароходство имело в своём распоряжении: на Селенге пароходы «Бурлак», «Спартак», «Ульянов» и «Кооператор», 6 барж. На Байкале пароходы «Ангара », «Лейтенант Шмидт» и «Кругобайкалец», 4 баржи. На Ангаре пароходы «Владимир Ленин», «Бурят» и «Тарзан». 10 барж . В 1930-е годы речники пароходства осуществляли большую программу по созданию мощной материально-технической базы пароходства. В это же время строятся пристани: Иркутск, Зарянск, Макарьево, Улан-Удэ и порт Байкал . В эти же годы начались перевозки для Монгольской Народной Республики по рекам: Селенга, Орхон , озеру Косоюл. Был построен специальный флот для загранперевозок. С началом строительства Байкало-Амурской магистрали судами порта Байкал для БАМа было перевезено свыше 840 тысяч тонн грузов, большая группа работников пароходства была награждена медалями. В 1960-е - 1970-е годы был полностью заменён паровой флот на Байкале на металлический несамоходный флот, появились суда с комплексной автоматизацией.

Основу промышленного комплекса Республики Бурятия на сегодняшний день составляют машиностроение и металлообработка , электроэнергетика , цветная металлургия , пищевая и топливная промышленность , лесная , деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность , на долю которых приходится 95,1 % валового объёма производимой в Бурятии промышленной продукции.

Промышленное развитие Бурятии до Октябрьской революции 1917 года шло медленно. Например, в 1880-м в городе Верхнеудинске (Улан-Удэ) насчитывалось всего пять мелких предприятий: мыловаренный , кожевенный и три салотопенных завода, которые обеспечивали работой всего 19 горожан. Толчок к промышленному развитию региона дала постройка в 1899 году через территорию Забайкалья Транссибирской магистрали . К началу следующего года в Верхнеудинске было построено крупное паровозное депо. В 1908 году была построена электропаровая станция, обеспечившая энергией городскую систему освещения. В 1906 году был возведен деревянный мост через Уду. В 1910 введен в эксплуатацию стеклоделательный завод купца Кобылкина. В 1912 году на городских улицах появились первые автомобили , начался процесс телефонизации .

Годы первых пятилеток стали периодом ускоренного промышленного роста Бурятии. Среди крупных промышленных объектов, введенных в строй в это время в Улан-Удэ, надо отметить судостроительный завод, мелькомбинат, мясокомбинат и мехстеклозавод, «Механлит» (позднее «Электромашина»), теплоэлектроцентраль, два кирпичных завода, лесозавод, сапоговаляльную фабрику и другие предприятия. Во второй половине 1930-х началось строительство авиаремонтного завода. Так-же ускоренными темпами развивалась промышленность районов республики - горнодобывающая , лесная, обрабатывающая, транспорт и энергетика. Промышленное развитие республики продолжилось и в послевоенные десятилетия. В эти годы в строй вошли тонкосуконная фабрика, приборостроительный завод, выпускавший оборудование для авиационной промышленности, многие предприятия в районах Бурятии. В конце 1980-х - 1990-х годов значительное количество предприятий промышленности было закрыто. .

Доля отрасли в объёме промышленного производства Бурятии максимальна и составляет 36,2 %. Объём отгруженных товаров, выполненных работ и услуг предприятиями машиностроительного и металлообрабатывающего комплекса Республики Бурятия по итогам 2007 года составил 13179 млн руб. или 34,2 % от объёма отгруженной продукции по промышленности республики в целом. Решающую роль в выполнении программного задания 2007 г. и в дальнейшем росте объёмов производства в машиностроении сыграла реализация стратегических планов развития крупнейших организаций отрасли ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» , Улан-Удэнский ЛВРЗ-филиал ОАО «РЖД» , ЗАО «Улан-Удэстальмост», . В результате реформирования ОАО "Улан-Удэнский завод «Теплоприбор» и ОАО «Улан-Удэнский судостроительный завод» созданы ЗАО «Завод Теплоприбор Комплект» и ЗАО «Байкальская судостроительная компания» с сохранением профильных производств. В структуре машиностроения региона всегда была высока доля оборонных производств. К сегодняшнему дню число предприятий оборонного машиностроения значительно сократилось (в их числе предприятия авиационного и энергетического приборостроения, производство ЭВМ , телевизоров и некоторые другие).Казанским вертолетным заводом - филиал ОАО «Желдорреммаш» , завод ремонтирующий для нужд железных дорог тепловозы, электровозы , вагоны, железнодорожные краны, а также узлы и агрегаты тягового подвижного состава. ЛВРЗ - одно из крупнейших и социально значимых предприятий в регионе, единственное производство такого рода в азиатской части России. Регион обслуживания - от Северной до Дальневосточной железных дорог . Выпускаемые запчасти поставляются в страны Ближнего зарубежья и Монголию. По состоянию на лето 2011-го года Улан-Удэнским ЛВРЗ производится модернизация электровозов ВЛ80Т и ВЛ80С до ВЛ80ВЛ80ТК и ВЛ80ВЛ80СК, также на заводе модернизированы два локомотива серии ВЛ80ВЛ80ССВ, оба работают в депо Саратов ПРИВ ЖД. Годовой объём производства: ремонт локомотивов - 320 единиц, дизелей - 250 единиц, пассажирских вагонов - 380 единиц, производство стального, чугунного и цветного литья - 12 000 тонн. Численность персонала - около 6 тыс. человек . От осуществления всех видов деятельности в 2012 г. предприятие получило прибыль в размере 186 т.р. (годом ранее убытки составляли 16 640 т.р.)

Является одним из крупнейших машиностроительных предприятий Улан-Удэ и Бурятии и единственным в России производителем блоков и элементов авиационной автоматики, при этом большинство продукции производится по заказу от оборонных предприятий . За годы существования предприятие освоило и выпускает более двухсот наименований элементов и блоков авиационной автоматики, изделия для нужд ВМФ Минобороны РФ. До 70 % продукции объединения входит в состав систем и комплексов, поставляемых на экспорт в 45 стран мира . Доходы предприятия за 2012г составили 450 тыс. руб.

Республика имеет развитую добывающую промышленность. Она является одной из важнейших отраслей промышленности Бурятии. Основные отрасли горнодобывающей промышленности Бурятии - золотодобыча , угледобыча , добыча цветных металлов.

На территории Бурятии на государственном балансе стоят 10 месторождений бурого и 4 месторождения каменного угля . Это 1,1 % балансовых запасов угля России, но добыча составляет лишь 0,1 % общероссийской. При достаточно крупной топливно-энергетической базе Бурятия вынуждена завозить, в основном для энергопроизводителей, около 3 млн т. каменного угля и 1,5 млн т. бурого угля ежегодно. Добыча каменного угля в Бурятии в 2009 г. составила ок. 16,5 миллионов тонн. Добыча бурого угля в 2012 г. достигла 1,5 млн тонн.

Основные месторождения цветных металлов в Бурятии - Озёрное, Холоднинское, Джидинское. Озёрное колчеданно-полиметаллическое месторожде́ние находится в Еравнинском районе , в 450 км от г. Улан-Удэ. Уникально по запасам свинца (1,6 млн т) и цинка (8,3 млн т) при их ср. содержаниях в руде 1,2 и 6,2 %. Холоднинское месторождение колчеданно-полиметаллических руд содержит промышленные концентрации свинца, цинка, серы и других ценных компонентов. Отношение Pb:Zn составляет 1:7. В 2006 г. распоряжением правительства РФ были утверждены границы Центральной экологической зоны (ЦЭЗ) озера Байкал, в которых находится и Холоднинское месторождение, и где была запрещена любая хозяйственная деятельность. В Кижингинском районе , около п. Новокижингинск , находится крупнейшее в России Ермаковское месторождение бериллия . Отличается уникально высокими содержаниями бериллия (более 1 %) и большим количеством бериллиевых минералов.

Подробнее: Экономика Бурятии

Республика Бурятия относится к числу регионов России с индустриально-аграрным типом экономики. Экономическое развитие: Общий валовой региональный продукт (ВРП) Республики Бурятия в 2012г. составил 167 млрд руб. По этому показателю Бурятия занимает 60-е место в России, между Ненецким АО и Новгородской обл. По душевому показателю валового регионального продукта (ВРП) Республика Бурятия занимает 47-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации, между респ. Мордовия и Орловской обл. В 2011г. валовой доход на душу населения составил 159,2 тыс. руб.(10684$ по индексу покупательной способности, что примерно соответствует показателям Сербии, Ирана и ЮАР).

  • Перспективы развития экономики

Согласно оценке правительства Бурятии социально-экономического развития республики на плановый период до 2015 года, к 2015 году валовой региональный продукт (ВРП) увеличится по сравнению с 2011 годом на 16,2 - 20,6 процентов. По более оптимистичному сценарию ВРП может достичь 236,3 миллиардов рублей, что составит 120,6 процентов к уровню 2011 года в сопоставимых ценах. В производстве и распределение электроэнергии, газа и воды темп роста прогнозируется на уровне 121,9 - 128,7 процентов. Темп роста инвестиций в базовый капитал в 2015 году к уровню 2011 года прогнозируется на уровне 120,9 - 136,9 процентов. Среднедушевые денежные доходы увеличатся к уровню 2011 года в 1,2 - 1,3 раза и составят порядка 18,6 - 19,9 тысяч рублей. Ежегодный рост реальных располагаемых денежных доходов до 2015г составит 1,7 - 4,2 процента.

В структуре ВРП максимальную долю имеют отрасли, производящие услуги (46%): из них более половины (54,5%) обеспечивает транспорт, 28% - торговля и общественное питание, 3% - связь. На долю отраслей, производящих товары, приходится 33,1% ВРП, из которых около 60% обеспечивает промышленность, примерно 27% - сельское и лесное хозяйство, 15% строительство. Прочие отрасли составляют 20,9% в структуре ВРП региона.

Энергетика

Топливно-энергетический комплекс играет особую роль в обеспечении устойчивого и эффективного развития народного хозяйства республики, являясь одной из приоритетных отраслей экономики региона. Её состояние и тенденции развития тесно связаны с развитием других отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и населения. Значение ТЭК особенно возрастает в период реформирования народного хозяйства Республики Бурятия. Сегодня топливно-энергетический комплекс занимает наибольший удельный вес в отраслевой структуре промышленности. Это связано с существенной трансформацией народного хозяйства республики, произошедшей за годы реформ. Если ранее в республике отраслями специализации являлись машиностроение и лёгкая промышленность, то сегодня наибольший удельный вес приходится на предприятия электроэнергетики и топливной промышленности 39,1 %, 11,6 % следовательно.

  • Электроэнергетика

Электростанциями Бурятии выработано 5250,5 млн квт.часов электроэнергии. Основными производителями являются АО «Гусинозёрская ГРЭС» (87%), АО «Бурятэнерго» (9%). На их долю приходится 96% произведённой в республике электроэнергии. Оба предприятия входят в состав РАО «ЕЭС России». Основу электроэнергетики Бурятии составляют: Гусиноозёрская ГРЭС, Улан-Удэнские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Тимлюйская ТЭЦ,ТЭЦ Селенгинского ЦКК, и, кроме этого, четыре малых электростанции - Усть-Баргузинская и Баргузинская дизельные электростанции, Курумканская ПАЭС, Багдаринская ПАЭС. Также имеются 133 стационарных промышленных электрогенератора и 71 передвижной промышленный электрогенератор с общей мощностью 1,5 млн.квт.ч, в основном принадлежащие горнодобывающим предприятиям. Но в тоже время несмотря на собственное производство электроэнергии, её недостаточно для удовлетворения потребностей всех отраслей народного хозяйства республики. Дефицит электрической мощности покрывается от ОЭС Сибири по воздушным линиям 222 кВ "Иркутск-Бурятия- Чита" в размере 374 МВТ, Иркутск-Бурятия (БАМ) - 90 МВТ.

    • Улан-Удэнская ТЭЦ-1 -- одно из старейших предприятий ТЭК Бурятии, имеет устаревшее производственное оборудование, требующее большого объёма периодических ремонтных работ. Установленная мощность ТЭЦ-1 по производству электроэнергии - 122 МВт, выработка электроэнергии-399,1 млн кВт*ч что составляет 8% от суммарной установленной мощности всех электростанций республики и обеспечивает 10% всей выработки электроэнергии в Бурятии.
    • Гусиноозёрская ГРЭС - тепловая электростанция, расположена в Загустайской долине в городе Гусиноозёрск, на берегу Гусиного озера. Проектная мощность ГРЭС составляет 1200 МВт (6 энергоблоков по 200 МВт каждый). За 2013 год выработка электроэнергии увеличилась на 6,1% по сравнению с предыдущим годом и составила 4820 млн кВт*ч Вторая дымовая труба электростанции достигает высоты 330 метров и входит в число 25-ти высочайших труб мира.
    • ТЭЦ Селенгинского ЦКК с установленной мощностью - 33 МВт.
  • Теплоэнергетика

На долю АО "Бурятэнерго" приходится 68 процентов произведённой в Бурятии теплоэнергии, АО "Гусиноозёрская ГРЭС" -12 процентов теплоэнергии. Теплоснабжение промышленных и коммунально-бытовых потребителей г. Улан-Удэ, п. Каменск осуществляется от 3 ТЭЦ (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Тимлюйская ТЭЦ). Также в районах республики и г. Улан-Удэ функционируют 625 котельных (из них 35 котельных в г.Улан-Удэ). Производство теплоэнергии в Бурятии: ТЭЦ-1 --1606,1 тыс. Гкал, ТЭЦ-2 --933,2 тыс. Гкал, Гусиноозёрская ГРЭС-406 тыс. Гкал, Тимлюйская ТЭЦ-78 тыс. Гкал, 35 котельных в г.Улан-Удэ-411,2 тыс. Гкал, ТЭЦ Селенгинского ЦКК обеспечивает теплоснабжением 143 жилых дома с населением 11 040 человек.

Транспорт

Большая часть территории Бурятии характеризуется крайне слаборазвитой внутренней коммуникационной инфраструктурой, отсутствием железнодорожного сообщения, автомобильных дорог с покрытием.

  • Автомобильный транспорт в Бурятии

Бурятия. Трасса "Байкал"

В Республике Бурятия весьма развит автомобильный транспорт общего пользования, которым в 2009 году перевезено более 59010 тыс. человек и 933 тыс. тонн грузов. Общая протяжённость автодорог в Бурятии более 14 тыс. км.

Через республику проходят автодороги федерального значения Р258 (М55) «Байкал» Иркутск - Чита, А340 (А165) Улан-Удэ–Кяхта–Монголия (КПП «Кяхта – Алтанбулаг») и автодорога А333 (А164) Култук - Монды, проходящая через границу Монголии к озеру Хубсугул (КПП «Монды – Ханх»). На федеральных дорогах достаточно автозаправок и придорожного сервиса.

Общая протяжённость автодорог федерального значения составляет 827 км, 3327 км – регионального значения, и 4132 км – местного значения. Дороги федерального значения все асфальтобетонные. Из дорог регионального значения: асфальтобетонные дороги - 1997,5 км, гравийные и щебеночные дороги - 1257,7 км, грунтовые дороги-280,2 км. На автомобильных дорогах Бурятии находится 4 паромные переправы и 461 мост общей длиной 15428 метров. 24% этих мостов находятся в аварийном состоянии и требуют незамедлительного проведения капитального ремонта, реконструкции и перестройки. Доля дорог Бурятии общего пользования местного значения, не отвечающая нормативным требованиям, по данным замминистра транспорта и дорожного хозяйства РБ, составляет 72,3%, при том по некоторым муниципальным образованиям, таким как Баунтовский, Тункинский районы, этот показатель составляет 100%, а в Тарбагатайском районе – 90,8%.

Бурятия. Трасса "Байкал"

    • Р258 «Байкал» - федеральная автомагистраль Иркутск - Улан-Удэ - Чита. Дорога проходит по территории Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края. На основном протяжении имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7 м (встречаются участки с цементобетонным и щебеночным покрытием). Протяжённость - 1 113 километров. Техническая категория - III, IV, в основном IV, характеризуется сложным рельефом, многочисленные участки, не соответствующие IV категории, как правило, это крутые негабаритные повороты, затяжные спуски, закрытая горизонтальная и вертикальная видимости. Расчётная интенсивность движения - 6 511 автомобилей в сутки. Расчётная скорость движения - 90 км/час, имеются многочисленные протяжённые участки с ограничениями скорости, в основном 50 и 40 км/ч.

  • Железнодорожный транспорт в Бурятии

По территории республики проходят Транссибирская железная дорога (г. Улан-Удэ - узловая станция Восточно-Сибирской железной дороги), Байкало-Амурская магистраль. Протяжённость железнодорожных путей в Бурятии составляет 2044 км.

    • Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД) - составная часть Транссиба. Включает южную линию на Монголию Улан-Удэ - Наушки. Идея сооружения дороги через малозаселённую и почти не исследованную область Восточной Сибири была высказана в 70-е - 80-е годы XIX века. В 1893 году был создан комитет по сооружению Сибирской железной дороги. Летом 1900 года было открыто сквозное движение от Иркутска до Сретенска (в настоящее время - город в Забайкальском крае). В состав дороги также входит часть Байкало-Амурской железной дороги (БАМ).

Ледокол-паром "Байкал"

    • Байкальская железнодорожная переправа.В начале 1895 года по предложению министра путей сообщения князя Хилкова было начато строительство железнодорожной паромной переправы через озеро Байкал для Транссибирской магистрали. Для этого 30 декабря 1895 года был заключён контракт с английской фирмой «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К» на производство в разобранном виде парома-ледокола. Весной 1896 года ледокол был в разобранном виде доставлен для сборки в село Лиственичное. После трёх лет постройки он был спущен на воду 17 июня 1899 года. Пассажировместимость "Байкала" составляла 300 чел., регистровый тоннаж-27 товарных двухосных ж.д. вагонов (до 800 т.). 24 апреля 1900 года паром «Байкал» водоизмещением 3470 т совершил свой первый рабочий рейс, имея на борту 500 пассажиров, 167 лошадей, 2 паровоза, 3 вагона и 1000 пудов груза. 10 октября 1901 года «Байкальская железнодорожная переправа» была официально принята в эксплуатацию. С января 1901 года, после окончания навигации «Байкала» и «Ангары», начала действовать железная дорога, проложенная по льду. Вагоны по ней перегонялись поштучно на гужевой тяге.Особенно интенсивно ледовые трассы действовали во время Русско-японской войны.. До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году «Байкал» и позднее построенная «Ангара» ежедневно совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая. После этого паромная переправа действовала как резервная, обеспечивая бесперебойное прохождение поездов по магистрали.

    • Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) - название, использовавшееся во время постройки и первых годов эксплуатации по отношению к участку железной дороги от станции Байкал (Иркутская обл.) до станции Мысовая (г.Бабушкин, Респ. Бурятия) протяжённостью 260 километров (ныне этот участок входит в состав Восточно-Сибирской железной дороги). Строительство участка Кругобайкальской железной дороги на восточном берегу началось в конце 1899 года. На каждый километр дороги было истрачено в среднем около вагона взрывчатых веществ. При строительстве КБЖД быстро использовалась иностранная рабочая сила - албанцев, поляков, особенно велик был вклад итальянских специалистов. В частности, в строительстве тоннелей участвовали более 600 фриулианских мастеров-тоннелестроителей. Память об этом сохранилась в названии одной из подпорных стенок - Итальянской. Строительство велось практически вручную. Работы по строительству магистрали были ускорены в связи с началом Русско-японской войны 1904-1905 годов. Рабочее движение поездов по маршруту Кругобайкальской железной дороги началось 18 сентября (1 октября) 1904 года, а 16 (29) октября 1905 года дорога была принята в постоянную эксплуатацию. Длина магистрали в окончательном её виде от станции Байкал до Мысовой составила 244 версты (260 км). Итоговая стоимость одного километра Кругобайкальской железной дороги составила около 130 тыс. руб. (по сравнению с 93 тыс. руб. на остальных отрезках Транссиба)
    • Байкало-Амурская магистраль пересекает Республику в её северной части и проходит через Северомуйский тоннель. От Усть-Кута (Иркутская обл.) до станции Таксимо (Респ. Бурятия) дорога однопутная и электрифицирована на переменном токе (25 кВ), восточнее движение осуществляется на тепловозной тяге. 25.11.2013 на перегоне Таксимо – Лодья уложены первые 375 метров второй ветки Байкало-Амурской магистрали в восточном направлении. В рамках проекта по постройке второго пути БАМа предполагается обеспечить пропуск грузопотоков к 2015 году до 38 млн тонн в год, а к 2020 году – до 54 млн тонн в год, против сегодняшних 16 млн тонн. До конца 2013 года планируется смонтировать на звеносборочной базе в Таксимо и уложить 20 километров 300 метров рельсо-шпальной решётки. Корпорация «Металлы Восточной Сибири» начинающая разработку Озёрного свинцово-цинкового месторождения в Еравнинском районе, предполагает строительство 165 км железной дороги от станции Могзон на Транссибе до месторождения. По предварительной оценке, строительство обойдется в 5 – 7 млрд руб. После есть планы продлить ветку до Нового Уояна на БАМе, чтобы вывозить металлы и руду по двум магистралям. Корпорация намерена инвестировать в строительство железнодорожной инфраструктуры в Республике Бурятия до 25% необходимых средств. Сейчас корпорация ведёт переговоры с МЭРТ, ОАО «РЖД», Росатомом о возможном долевом участии в проекте. Кроме того, технический директор сообщил, что группа рассчитывает привлечь средства из Инвестиционного фонда РФ.
    • Северомуйский тоннель - железнодорожный тоннель в России на Байкало-Амурской магистрали, открытый 5 декабря 2003 года. Своё название тоннель получил по имени Северо-Муйского горного хребта в Бурятии, который он пронзает насквозь. По протяжённости (15 343 м) тоннель является самым длинным железнодорожным тоннелем в России. Строительство Северомуйского тоннеля продолжалось с перерывами 26 лет. Расчётный срок эксплуатации тоннеля оценивается в 100 лет.
    • Хандагатайская узкоколейная железная дорога--- крупнейшая по протяжённости магистральной линии среди действовавших в 1990-е годы российских узкоколейных железных дорог колеи 750 мм. Расстояние от станции Карымка (посёлок Новоильинск Заиграевского р-на, 110 км восточнее Улан-Удэ) до станции Заза (Еравнинский район) составляло 260 километров. Первый участок этой дороги был открыт в 1934 году. Главной станцией стала станция Карымка, где весь доставленный по узкоколейной железной дороге лес перегружался в вагоны широкой колеи (станция Новоильинский на Транссибирской магистрали). Вдоль её линий находилось много лесных посёлков, где проживали лесозаготовители. В 1980-х годах строительство новых линий всё ещё продолжалось. По имеющимся данным, самый дальний участок со станцией Заза не был введён в эксплуатацию, не смотря на то, что и значился во всех официальных документах. Гораздо успешнее развивалась южная, «Хуртэйская» линия (Кижингинский район). Последний участок Михайловка - Хуртэй был открыт в конце 1980-х годов. В скором времени после этого стал активно обсуждаться проект перестройки линии узкоколейной железной дороги на широкую колею. Но до реальных строительных работ дело не дошло. В 1998 году было решено разобрать 188 из 260 километров основной магистрали от Карымки к станциям Барун-Эгита и Заза. По сведениям на 2003 год, движение на части линий Хандатайской узкоколейной железной дороги сохраняется (возможно, на всём протяжении от Карымки до Хуртэя). Кроме вывозки леса, налажена также перевозка флюорита с месторождения «Осеннее».
  • """Авиационный транспорт в Бурятии"""

Эмблема аэропорта "Байкал"

    • Международный аэропорт "Байкал"-международный аэропорт города Улан-Удэ. Расположен в пределах городского округа Улан-Удэ, в 15 км западнее от центра города, и в 75 км к юго-востоку от озера Байкал. Народным Хуралом Республики Бурятия в 2008 году аэропорту было присвоено название Байкал (ныне оно используется в разговорной речи и в региональных СМИ), но в тоже время по состоянию на 2013 год на федеральном уровне аэропорт по-прежнему называется Улан-Удэ (Мухино). Выполняет функции аэропорта федерального значения, является базовым аэропортом для воздушного сообщения с труднодоступными и отдалёнными районами Республики Бурятия. Имеет три ВПП (1-бетонную и 2 -грунтовые) длиной до 2997м и шириной до 100м. Пассажирооборот 300 654 чел. в год.

Из аэропорта выполняются прямые ежедневные рейсы в Москву, а также регулярные рейсы в города Восточной Сибири.

Из аэропорта "Байкал" совершаются международные рейсы в Пекин, Маньчжурию (КНР), Камрань (Вьетнам), Анталью (Турция), Бангкок (Таиланд).

В аэропорту "Байкал" базируются две авиакомпании-- ПАНХ и Бурятские авиалинии.

Бурятские авиалинии-авиакомпания, базирующаяся в Улан-Удэ и выполняющая чартерные и регулярные пассажирские и грузовые перевозки. Основана в 1992 году. Выполняет как ближние так и дальние рейсы. Авиакомпания эксплуатирует воздушные суда следующих типов: Ан-24Б -1 шт. Ан-24РВ -3 шт. (все самолёты Ан-24 оснащены дополнительными топливными баками), Ан-2 -4 шт., вертолёты Ми-8Т -5 шт., Ту-154М, Ил-62М, Ан-26, Л-410.

ООО "Авиационная компания "ПАНХ"-российская авиационная компания, базирующаяся в Улан-Удэ и выполняющая чартерные и регулярные пассажирские и грузовые перевозки. Специализируется на внутриреспубликанских и ближнемагистральных перелётах. Основана в 2009 году. С момента основания авиационная компания «ПАНХ» выполняет работы по обнаружению, ликвидации пожаров и охране лесов, по обучению десантников-пожарных, санитарные перевозки по труднодоступным населённым пунктам, аэрофотосъёмки. Авиакомпания эксплуатирует воздушные суда следующих типов: Cessna 208 - 3 шт., Ан-2 - 12 шт.

В районных центрах находятся малые аэропорты для республиканского авиасообщения. Воздушное сообщение затруднено вследствие износа парка региональных самолётов и инфраструктуры местных аэропортов.

  • Речной транспорт в Бурятии

Восточно-Сибирское речное пароходство--- компания, осуществляющая пассажирские и грузовые перевозки речным транспортом в Иркутской области и республике Бурятия. Восточно-Сибирское Речное пароходство является главным грузоперевозчиком по водным путям Ангары, Байкала и его притоков - Селенги, Верхней Ангары. По своей сути, является естественным монополистом, обладает полным комплектом имущества, необходимого для оказания услуг по основной деятельности. Флот компании состоит из 142 самоходных судов. Деятельность Восточно-Сибирского речного пароходства простирается на территории в несколько тысяч квадратных километров и связана с функционированием таких субъектов Российской Федерации как Иркутская область, Бурятия. В Бурятии по р.Селенга судоходство осуществляется до города Сухэ-Батора (Монголия). Верхняя Ангара большую часть течёт по заболоченной Ангарской котловине и имеет равнинный характер, в низовьях судоходна. Судоходство по Байкалу ведётся с 17 века, В 1643 году пятидесятник Курбат Иванов вышел на побережье Байкала. Казаки построили лёгкие гребные суда, переправились через пролив и высадились на остров Ольхон. В 1648 году боярский сын Иван Похабов из Ангары через Байкал и Селенгу совершил поход в Монголию. В 1650-е годы на Байкале мастера из Архангельска, с Белого моря и средней Волги строят кочи, касовки, дощаники. Строятся суда для военных экспедиций П. И. Бекетова (1652 год) и Василия Красильникова (1655 год). В 1738 году на Байкале был спущен на воду первый военный бот. На Байкале действовали пираты. Разбойники грабили как купеческие суда, так и небольшие ярмарки. Самым известным байкальским пиратом был разбойник по кличке Сохатый.

Первая навигация первого парохода в Сибири началась 26 июня 1844 года. Кроме рейсирования на основной линии Лиственничное - Посольск, пароходы совершали рейсы к устью Селенги за грузом чая, в Туркинские минеральные воды, в Баргузин и Верхнеангарск за рыбой.

21 ноября 1924 года Савнарком РСФСР принял решение о выделении из Амурского госпароходства Селенгинского государственного пароходства. Правление Селенгинского госпароходства находилось в Верхнеудинске (Улан-Удэ). При образовании Селенгинское пароходство имело в своём распоряжении: на Селенге пароходы «Бурлак», «Спартак», «Ульянов» и «Кооператор», 6 барж. На Байкале пароходы «Ангара», «Лейтенант Шмидт» и «Кругобайкалец», 4 баржи. На Ангаре пароходы "Владимир Ленин", "Бурят" и "Тарзан". 10 барж. В 1930-е годы речники пароходства осуществляли большую программу по созданию мощной материально-технической базы пароходства. В это же время строятся пристани: Иркутск, Зарянск, Макарьево, Улан-Удэ и порт Байкал. В эти же годы начались перевозки для Монгольской Народной Республики по рекам: Селенга, Орхон, озеру Косоюл. Был построен специальный флот для загранперевозок. С началом строительства Байкало-Амурской магистрали судами порта Байкал для БАМа было перевезено свыше 840 тысяч тонн грузов, большая группа работников пароходства была награждена медалями. В 1960-е - 1970-е годы был полностью заменён паровой флот на Байкале на металлический несамоходный флот, появились суда с комплексной автоматизацией.

  • Городской транспорт в Бурятии

Городской транспорт включает трамвай, автобус, маршрутное такси. Перевозка пассажиров осуществляется по 71 автобусному и 4 трамвайным маршрутам. В Улан-Удэ ежегодно перевозится до 100 миллионов пассажиров. Ежедневно услугами пассажирского транспорта пользуются более 270 тысяч горожан. До 70 % пассажиров перевозится частным транспортом.

Общая численность автомобильного транспорта - 2015 единиц. В том числе --90 автобусов МУП «Городские маршруты» и 51 - ОАО «Городские маршруты», 85 частных автобусов большой и средней вместимости, 1800 автобусов малой вместимости.

Ежедневно на линию выходят 1340 единиц автобусов. В том числе 140 автобусов большой и средней вместимости, 1200 автобусов малой вместимости, 45 трамвайных вагонов (в парке МУП «Управление трамвая» имеется 65 единиц)

Промышленность

Основу промышленного комплекса Республики Бурятия на сегодняшний день составляют машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, цветная металлургия, пищевая и топливная промышленность,лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, на долю которых приходится 95,1% валового объёма производимой в Бурятии промышленной продукции. В 1923 году, когда образовалась Бурят-Монгольская АССР, на её территории насчитывалось 17 мелких промышленных предприятий, на которых было занято всего 854 рабочих. Удельный вес промышленности в народном хозяйстве составлял 11,6 %.

В настоящее время ведущей сферой экономики республики является промышленность, обеспечивающая производство порядка 27 % валового регионального продукта. До 30 % трудовых ресурсов материального производства приходится на промышленность. Всего в промышленности насчитывается чуть более 1600 предприятий. Основу отрасли образуют примерно 147 крупных и средних предприятий, на которых сосредоточен её основной производственный потенциал и занято около 52,3 тыс. человек. Промышленность опережает другие отрасли хозяйства по численности занятых, выпуску продукции, объёму основных фондов.

В настоящее время Бурятия производит и экспортирует авиационную технику, мостовые металлические конструкции, древесину, целлюлозу, картон, упаковку, шерстяные ткани, строительные материалы, электрооборудование, мясные консервы, макароны, ликёроводочные изделия, цемент и многое многое другое.

В Республике Бурятия находится одно из крупнейших в России предприятий, производящие мясные консервы - ООО «Бурятмясопром». Оно обеспечивает одну треть потребностей России в мясных консервах.

В будущем (начиная с 30-х годов XXI века) Бурятия может превратиться в мирового лидера в производстве топлива будущего - водорода. По оценке учёных в Бурятии в Тункинской впадине можно добывать водород, эквивалентный 200 млн тонн условного топлива в год.

Крупнейшие промышленные предприятия: ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ОАО «Бурятзолото», ГУП «Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод», ЗАО «Улан-Удэстальмост», ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение»,ОАО «Селенгинский целлюлозо-картонный комбинат», ОАО «Байкальская лесная компания», ОАО «Разрез Тугнуйский», ОАО «Бурятмясопром», ЗАО Кондитерская фабрика «Амта», ОАО «Байкалфарм», ОАО «Макбур», ООО «Тимлюйский цементый завод» .

  • Машиностроение и металлообработка

Подробнее: Машиностроение и металлообрабатывающая промышленность Бурятии

Доля отрасли в объёме промышленного производства Бурятии максимальна и составляет 36,2%. Объём отгруженных товаров, выполненных работ и услуг предприятиями машиностроительного и металлообрабатывающего комплекса Республики Бурятия по итогам 2007 года составил 13179 млн руб. или 34,2% от объёма отгруженной продукции по промышленности республики в целом. Решающую роль в выполнении программного задания 2007г. и далее росте объёмов производства в машиностроении сыграла реализация стратегических планов развития крупнейших организаций отрасли ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", Улан-Удэнский ЛВРЗ-филиал ОАО "РЖД", ЗАО "Улан-Удэстальмост", ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение". В результате реформирования ОАО "Улан-Удэнский завод "Теплоприбор" и ОАО "Улан-Удэнский судостроительный завод" созданы ЗАО "Завод Теплоприбор Комплект" и ЗАО "Байкальская судостроительная компания" с сохранением профильных производств. В структуре машиностроения региона всегда была высока доля оборонных производств. К сегодняшнему дню число предприятий оборонного машиностроения значительно сократилось (в их числе предприятия авиационного и энергетического приборостроения, производство ЭВМ, телевизоров и некоторые другие).

Подробнее: Горнодобывающая промышленность Бурятии

Сельское хозяйство

Агропромышленным комплексом Бурятии производится значительная часть продовольствия Восточной Сибири. Уникальное сочетание южных широт, доступности водных ресурсов и прекрасных почв даёт основу активному развитию сельского хозяйства Республики.

Местные ресурсы сельскохозяйственного сырья формируют основу пищевой промышленности, представленной предприятиями по производству мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой, ликероводочной продукции, кондитерских и некоторых других изделий.

В агропромышленном комплексе Республики Бурятия создаётся около 10 % ВРП, трудится 9,8 % занятого населения. После значительного спада впуска в 1992-1998 гг. основные показатели отрасли находятся в стабильном стагнирующем состоянии. В 1999-2005 гг. наблюдался отток кадров, с 2006 года ситуация кардинально изменилась и сельское хозяйство активно набирает обороты.

Быстро развивается промышленное свиноводство. В 2012 году запущен Свинокомплекс Восточно-Сибирский на 140 000 голов. Уже на протяжении 10 лет работает Агрохолдинг Николаевский - крупнейший производитель свиного мяса в Сибири.

В республике работает 2 птицефабрики. Планируется строительство ещё одной в Заиграевском районе Республики Бурятия.

Площадь сельскохозяйственных угодий - 3,154 млн га, в том числе пашни - 847 тыс. га. В структуре земельных угодий наибольший удельный вес занимают сенокосы, пастбища. Земли характеризуются невысоким плодородием, почвы подвержены ветровой и водной эрозии. 82 % сельскохозяйственных угодий, 92 % поголовья крупного рогатого скота находится в частной собственности. Государственные сельскохозяйственные предприятия, относящиеся к федеральной и республиканской собственности, занимают 8,7 % угодий.

В 2006 году в хозяйствах всех категорий произведено продукции на 10,4 млрд руб.

Внешняя торговля

В 2011 году внешнеторговый оборот Бурятии составил 903,3 млн долларов США. Внешнеторговые сделки осуществлялись с 40 странами мира. Основными торговыми партнёрами Бурятии в экспорте являются Китай, Монголия, Узбекистан, Словакия, Объединённые Арабские Эмираты, Вьетнам, Аргентина, Бразилия. Основные экспортные товары: машиностроительная продукция - 79,4 %, древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 14,9 %, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 3,4 %. Стоимостной объём экспорта республики в 2011 году составил 724 млн долларов США, импорта - 179,3 млн долларов США. Основные торговые партнёры по импортным поставкам: Китай, Украина, Италия, Монголия, Турция.

Туристско-рекреационная ОЭЗ «Байкальская гавань»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 68 на территории муниципального образования «Прибайкальский район» создана туристско-рекреационная особая экономическая зона (ОЭЗ) «Байкальская гавань».

Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» планируется как всесезонный курорт мирового уровня с высокоразвитой инфраструктурой площадью 700 км.

ОЭЗ «Байкальская гавань» позиционируется как центр туризма на востоке России и ключевое туристское направление и объект трансграничного маршрута «Восточное кольцо» для стран Северо-Восточной Азии. К 2027 году планируется свыше 2 миллионов прибытий в год, в том числе 20 % - из-за рубежа.