Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Лицензии аудиторов выдаются. Порядок лицензирования аудиторской деятельности

Лицензирование аудиторской деятельности – процедура оформления специального разрешения, которое дает право специалистам осуществлять внутренний и внешний аудит организаций.

Рынок стремительно развивается. Спрос на профессионалов, которые смогут навести порядок в финансово-бюджетной сфере предприятия, неуклонно растет. Аудиторы – одна из самых престижных профессий. Это независимые эксперты, способные провести оценку финансовой эффективности компании, дать рекомендации по исправлению и устранению ошибок. Действующее законодательство к аудиторской деятельности предъявляет ряд требований. Одно из основных – лицензирование.

Значение лицензирования аудиторов сложно переоценить. Ведь наличие у специалиста данного документа - гарантия предотвращения нанесения ущерба правам владельца финансовой отчетности непрофессиональными действиями. Лицензированием занимается Министерство Финансов России. Порядок получения документа определен Правительством РФ. Разрешение выдается сроком на 5 лет. Аудиторская компания вправе продлевать его неограниченное количество раз.

Лицензии оформляются по нескольким направлениям деятельности:

Чтобы получить разрешение должна соответствовать ряду требований: иметь соответствующие выполняемым проверкам типы аттестатов; для проведения обязательного аудита кредитных предприятий у аудиторской компании должен быть наработан стаж не менее двух лет; специалисты обязаны соблюдать аудиторскую тайну. Исключения – случаи, предусмотренные законодательством; в штате компании должно быть не менее пяти специалистов, у которых есть квалификационный аттестат; аудиторы обязаны придерживаться правил внутреннего контроля качества выполняемых проверок.

Для оформления лицензии аудиторская компания должна предоставить пакет документов:

Решение об одобрении или отказе в получении разрешения лицензирующие органы принимают в срок, который не превышает 60 дней со дня подачи аудиторской компанией пакета документов. Помимо выдачи лицензий данная структура периодически проводит проверки деятельности аудиторов. Это необходимо чтобы контролировать соблюдение условий и требований, которые установлены законом. Такое инспектирование оформляется актом в двух экземплярах, а период его поведения не превышает 45 дней.

В законодательстве указан ряд случаев, при наступлении которых действие лицензии аудиторской компании может быть приостановлено или полностью прекращено:

  • передача аудитором недостоверной информации
  • проведение деятельности, которая не отмечена в лицензии
  • некачественное и неквалифицированное выполнение аудита
  • предоставление информации, полученной в ходе работы, третьим лицам без согласия владельца экономического субъекта

Приостановление действия лицензии, ее отзыв осуществляется в порядке, который зафиксирован в действующем законодательстве.

Работу аудиторов регулирует законодательная и нормативная база. Власти принимают новые положения, постановления и указы, которые регламентируют формирование бухгалтерского учета и налогообложения организаций. Аудиторские компании должны обладать актуальной информацией, быть в курсе всех действующих нормативов, инструкций.

Аудиторы – специалисты высокой квалификации, которые умеют быстро и эффективно понять, разобраться в особенностях деятельности проверяемой фирмы. Решение таких задач под силу только аудиторским компаниям, получившим лицензию. Ведь работа аудитора – предпринимательская деятельность по оценке, проверке финансовой отчетности, . Труд очень ответственный, требующий знаний и опыта.

Несмотря на то что рынок аудиторских услуг сравнительно молод в России, он развивается быстрыми темпами. Сегодня это самостоятельный сегмент бизнеса с большим годовым оборотом и множеством занятых в нем специалистов (порядка 30000 человек по данным ЦАЛАК Минфина РФ).
Развитие аудиторской деятельности в России можно разделить на три этапа:

Первый этап продолжался с начала 90-х годов XX века до принятия Федерального закона от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
-второй этап наступил с вступлением в силу Закона № 119-ФЗ в сентябре 2001 года; -третий этап начался с рассмотрением и обсуждением проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".

1 этап. Первые шаги в рыночной экономике

Появление и развитие аудита было обусловлено переходом России к новым экономическим отношениям, к рыночной экономике, одной из составляющих которой и является аудиторская деятельность.

В конце 1980-х годов, в период перестройки, в Советском Союзе уже начали появляться предприятия с иностранными инвестициями, которые отличались самостоятельностью принятия управленческих решений и требовали учета интересов предпринимателей в области контроля и аудита. Именно тогда и появились предпосылки для формирования как рынка аудиторских услуг в целом, так и разделения рынка на 2 сегмента – внешний и внутренний.

До 1994 года российские аудиторские организации в основном создавались как обыкновенные коммерческие структуры и функционировали на основе Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Специального законодательства о лицензировании аудиторской деятельности, как во всех странах с рыночной экономикой, в России не было. Однако клиенты стали требовать от аудиторов и аудиторских организаций документы, подтверждающие их компетентность в сфере аудита. Именно в это время самостоятельно возникают организации по подготовке аудиторов и выдаче им соответствующих сертификатов, удостоверений, аттестатов и лицензий: аудиторские палаты Москвы и Санкт-Петербурга, ассоциации бухгалтеров и аудиторов России, СНГ. Лицензии выдавались и местными советами, и Правительством Москвы, и финансовым комитетом мэрии Санкт-Петербурга и др. Однако все эти аттестаты и лицензии были нелегитимны. Эти «лицензии» (за исключением лицензии Центрального банка России) фактически носили лишь рекомендательный характер, т.к. ни одному из этих органов законодатель не давал право их выдавать.

Нормативность аудиторской деятельности была установлена Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", который утвердил Временные правила аудиторской деятельности и запретил проведение аудиторской деятельности без аттестации и без получения лицензий.

Совету Министров Правительства РФ было поручено в срок до 1 февраля 1994 года утвердить представленный Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ порядок получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности (в дополнение к порядку аттестации). Юридические лица (аудиторские организации) и физические лица (аудиторы), индивидуально занимающиеся аудиторской деятельностью, были обязаны до 1 января 1995 года получить соответствующие лицензии на право осуществлять аудиторскую деятельность. Срок перехода был сильно жестким и практически не реализуемым. Именно с этой целью Правительство РФ расширило с 1995 года состав экономических субъектов обязательного аудита, тем самым в официальном порядке отодвинув срок получения лицензий на более поздний.

Главной проблемой аудиторского движения во второй половине 90-х годов были значительные размеры лицензионного сбора на получение лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Лицензионный сбор был установлен исходя из минимального размера оплаты труда, причем из расчета для аудитора - 30 МРОТ, для аудиторских организаций - 150 МРОТ, выплачивавшихся ежегодно. При этом при выдаче лицензии на срок более одного года размер сбора увеличивался пропорционально и лишь на один тип лицензии. В случае если администрация аудиторской организации решила осуществлять все виды аудиторских услуг на протяжении 5 лет, то она несла не только весьма существенные расходы на аттестацию специалистов различного профиля, но и расходы на выплату лицензионного сбора в размере 3000 МРОТ.

Кроме того, за попытку осуществлять аудиторскую деятельность без лицензии (в том числе и в результате ее аннулирования) действовали большие санкции, сохранившиеся и по Федеральному закону от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности" (ст. 11, 14, 16, 17, 20 и 21).

За счет таких размеров лицензионных сборов и санкций во второй половине 90-х годов рынок аудиторских услуг был существенно деформирован законодателем. На рынке могли выжить преимущественно крупные организации, причем зачастую не отечественные, а иностранные аудиторы.
В этот период лицензирование осуществляли центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии. Эти органы устанавливали свои, особые условия выдачи лицензий. Такие условия отличались разве что в сторону ужесточения общепринятого порядка.

2 этап. Лицензирование

Регулирование деятельности аудиторов в соответствие с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в течение более 7 с половиной лет. Однако законодательное обеспечение аудиторской деятельности требовало совершенствования, поскольку Временные правила, сыграв важную роль в становлении аудита в России, полностью уже не отражали современного состояния на рынке, не соответствовали действительности и нуждались в реформировании.

Проект Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» был подготовлен на базе четырех ранее разработанных проектов. В нем также были использованы положительные позиции Временных правил, а также были учтены особенности перехода России к рыночной экономике, практика российских аудиторских компаний и в некоторой степени зарубежный опыт осуществления аудиторской деятельности. Подготовленный законопроект, с учетом поправок в первом чтении, расширил полномочия профессиональных аудиторских объединений в решении отдельных вопросов, определил основные понятия аудита, а также общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ вступил в силу 9 сентября 2001 года, обозначив новый этап аудиторской деятельности в Российской Федерации. Условия и правила аудиторской деятельности, требования, предъявляемые к аудиторам и аудируемым лицам, приобрели силу закона.

Лицензирование аудиторской деятельности (до исключения данного пункта с 1 января 2006 года) также регулировал Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который предоставлял уполномоченному федеральному органу государственного регулирования аудиторской деятельности большие полномочия в области лицензирования аудиторской деятельности.

Среди этих правомочий можно выделить:

Предоставление лицензий;
-переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
-приостановление действия лицензий; возобновление действия лицензий;
-аннулирование лицензий без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора; ведение реестра лицензий;
-контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Законом о лицензировании отдельных видов деятельности установлен стандартный (при подаче документов на лицензирование любого вида деятельности) набор необходимых документов:

Заявление в произвольной форме (с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица или фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя;
-места нахождения юридического лица (в заявлении необходимо указывать либо почтовый адрес, либо адреса используемых юридическим лицом для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений) или домашнего адреса по месту регистрации в паспорте предпринимателя и данных документа, удостоверяющего личность предпринимателя);
-нотариально заверенная копия учредительных документов (устав и учредительный договор);
-нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (свидетельства о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя);
-нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления (платежное поручение с отметкой банка заявителя об исполнении, оригинал квитанции Сбербанка России с печатью отделения, в котором производилась оплата). Кроме того, юридические лица - соискатели лицензии должны представить в лицензирующий орган один из документов, касающихся кадрового состава организации, указанных в п. 4 ст. 4 Закона об аудиторской деятельности и подп. "ж", "з" п. 5 Положения о лицензировании аудиторской деятельности

При этом под кадровым составом аудиторской организации понимаются все штатные сотрудники организации, за исключением хозяйственного и обслуживающего персонала.

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии уполномоченный федеральный орган принимает решение в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей, а за предоставление лицензии - в размере 1000 рублей.
Осуществление аудиторской деятельности без лицензии влечет за собой уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством России.

3 этап. Новый виток в развитии аудиторской деятельности

Такой порядок предоставления лицензии будет действовать до 1 июля 2008 года, когда вступят в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» ужесточил требования к саморегулируемым аудиторским объединениям (САО). Для приобретения статуса САО требуется не менее 3000 аудиторов (вместо 1000 по Закону № 119-ФЗ), в том числе индивидуальных аудиторов, или не менее 1500 аудиторских организаций (вместо 1000). Подобные требования позволят сформировать в России 4-5 саморегулируемых аудиторских объединений, имеющих многолетний практический опыт работы в данной области, что кажется оптимальным.

Данный проект Федерального закона значительно расширяет функции саморегулируемых аудиторских объединений. По ст. 21 проекта САО даны полномочия разрабатывать и устанавливать требования к вступлению в такое объединение, а также исключению из него, привлечения к ответственности членов саморегулируемого аудиторского объединения за нарушение устава этого объединения, а также федеральных стандартов аудиторской деятельности.

Проект предполагает передачу большей части функций по регулированию аудиторской деятельности аудиторскому сообществу, что и отвечает задаче перехода на международную практику регулирования аудиторской деятельности. Государство в лице Минфина России будет лишь вырабатывать государственную политику, нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, анализировать отчеты саморегулируемых аудиторских объединений об исполнении ими и их членами законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, вести государственный реестр таких объединений, а также осуществлять надзор за их деятельностью.

Организация саморегулирования аудиторской деятельности в России отличается и будет отличаться от международного опыта. Сегодня в России, в отличие от большинства стран мирового сообщества с продолжительной историей аудита, действует 5 саморегулируемых объединений, а не одно, как это зачастую рекомендуется. Хотя сегодня и наблюдается укрупнение аудиторских объединений посредством слияния и поглощения, в России вероятнее всего будет существовать несколько саморегулируемых аудиторских объединений, согласно выводам Программных рекомендаций для организации деятельности профессиональных аудиторских объединений в Российской Федерации (разработаны в 2006 г. в рамках проекта ТАСИС "Осуществление реформы аудита в Российской Федерации").

В настоящее время в Российской Федерации аккредитовано 5 профессиональных аудиторских объединений:

Некоммерческое партнерство «Аудиторская палата России», созданное в 2000 году и дважды аккредитованное в Минфине России насчитывает сегодня свыше 2000 членов;
-некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» была создана в 1992 году и насчитывает сегодня более 1600 членов;
-некоммерческое партнерство «Институт профессиональных аудиторов», учрежденное в 2000 году 36 компаниями, сегодня насчитывает 942 действительных члена, а также 24 ассоциированных и 9 аффилированных;
-некоммерческое партнерство «Российская коллегия аудиторов», учрежденное в 2002 году и «поглотившее» в 2004 году Национальную Федерацию Консультантов и Аудиторов, сегодня насчитывает 1864 аудитора и 497 аудиторских организаций;
-некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», созданный в 1997 году и насчитывающий около 1000 членов в лице аудиторских фирм. Федеральный Закон «О саморегулируемых организациях» вступил в действие лишь 7 декабря 2007 года. Этот закон, наконец, создал законодательную базу функционирования саморегулируемых организаций, но его эффективность, de facto, можно будет оценить лишь по истечении нескольких лет. В данном Законе так и не было законодательно определено ограничение числа саморегулируемых организаций, которое, как преобладает мнение, и не должно иметь место, поскольку приведет к существенной концентрации рынка и доминированию нескольких игроков.

Зарубежный опыт саморегулирования сегодня оценивается зачастую как положительный, но сегодняшние саморегулируемые организации не обладают достаточным весом и недостаточно независимы в своей деятельности. На сегодняшний момент ни одна из организаций не отвечает требованиям проекта Федерального закона, который, после переноса срока вступления в действие на 2 года, должен вступить в силу 1 июля 2008 года. Профессиональные объединения пока очень молоды и слабы и делают лишь первые шаги в осуществлении проверок качества аудита. К тому же, осуществление некоторых видов аудиторской деятельности (аудит кредитных организаций) зачастую связано с наличием определенного «стажа», что и проверялось при получении лицензии. Саморегулируемые же аудиторские объединения выполнять необходимые для этого юридические процедуры пока не способны.

Введение нового порядка регулирования аудиторской деятельности, прежде всего, вызовет рост цен на услуги аудиторов, т.к. с переходом к САО затраты компаний возрастут (надо будет выплачивать членские взносы и отчисления в компенсационный фонд), а также спровоцирует уход с рынка небольших компаний, прежде всего, региональных.

Изменится качественный состав участников рынка аудиторских услуг: произойдет укрупнение и концентрация компаний, появятся новые игроки рынка за счет распада одних и объединения других компаний.

Возможно, в краткосрочной перспективе увеличится количество фирм, желающих заниматься аудитом, однако, они, скорее всего, быстро и исчезнут.

Изменения окажут положительное воздействие на рынок «черного аудита» - он постепенно начнет исчезать. Демпингующим компаниям станет не выгодно содержать определенное количество сотрудников, в соответствие с требованиями САО, при низком уровне цен на их услуги.

Лицензия и сегодня необременительна, поскольку является минимальной гарантией профессионализма аудитора. Однако присутствие в России в условиях саморегулирования аудиторской деятельности нескольких сильных профессиональных аудиторских объединений создаст основу для конкуренции среди них и в целом будет способствовать повышению эффективности их деятельности и росту авторитета профессии аудитора. К тому же, при условии введении обязательного членства в САО, все аудиторские организации попадут в единый реестр Минфина России, следовательно, в его зону контроля. А это значит, что отнюдь не только саморегулируемые организации будут преимущественно определять дальнейшее развитие рынка аудиторских услуг.

Профессионалы рынка аудиторских услуг, в общем, ратуют за новый порядок, который должен вступить в силу с 1 июля 2008 года, но, опять же, с некоторыми оговорками.

Давид Левин , директор по работе с аудиторами Института Профессиональных Бухгалтеров России:

То, какое место займут профобъединения, в системе после принятия поправок к Закону, зависит от того, какой вариант пройдет. Если будут приняты предложения Минфина (1500 организаций и/или 3000 аудиторов), то мы будем иметь, скорее всего, 3 достаточно мощных и самостоятельных профессиональных объединения, располагающих достаточными ресурсами для саморегулирования (стандартизация, контроль качества, обучение и повышение квалификации)

Если пройдет вариант комитета по собственности Госдумы (100 организаций и /или 300 аудиторов), то будут десятки (а может сотни) "семейных" профобъединений, имитирующих саморегулирование.

После изменения порядка лицензирования принципиально новым будет то, что все аудиторы должны будут вступить в профобъединения, а будет ли это реальный контроль за аудиторами или имитация, см.выше.

После введения нового порядка лицензирования принципиальных изменений в деятельности ИПБ России, думаю, не будет, т.к. уже сегодня наш институт де-факто выполняет все функции саморегулирования: объединяет наибольшее в России количество профессионалов - бухгалтеров (более 100000), аудиторских организаций (около 1000), аудиторов (более 5000); является действительным членом международной федерации бухгалтеров (IFAC); ведет реестр своих членов; разрабатывает внутрифирменные стандарты и кодекс этики для своих членов; переводит на русский язык международные стандарты аудита и готовит проекты национальных стандартов, соответствующих международным; осуществляет большой комплекс мероприятий по организации контроля качества работы аудиторских организаций; проводит обучение и повышение квалификации (пока только для бухгалтеров). Скорее всего, значительно (в разы!) возрастут объемы работы.

Изменения, с моей точки зрения, произойдут в работе аудиторов и аудиторских организаций, поскольку в силу обязательного членства все они будут обязаны вступить в саморегулируемые организации и, следовательно, качество их работы кем-то будет контролироваться.

Сергей Шапигузов , президент аудиторско-консалтинговой компании ФБК:

Это почти аксиома: отмены лицензирования не произойдет, пока не будут приняты поправки к закону «Об аудиторской деятельности». Если эти поправки не будут приняты до лета, то и после 1 июля мы будем жить по-старому.

Какими будут эти поправки трудно сказать. Если курировать этот законопроект по-прежнему будет известный думский мечтатель Виктор Плескачевский, я надеюсь, ситуация с принятием поправок останется патовой.

Мягко говоря, спорных моментов в проекте Закона много.

Напомню, что предполагается заменить лицензирование аудиторов на их обязательное членство в саморегулируемых организациях - СРО, которым и должны быть переданы контрольные функции, что само по себе неплохо. Но проектом Закона устанавливаются такие нормы, что, скорее всего, будет создано более 30 СРО. На наш взгляд, чем меньше таких организаций будет – тем лучше. Практика показывает: чем меньше профессиональное объединение, тем больше по своей идеологии оно напоминает организованную преступную группировку.

Мы против создания института круговой поруки среди аудиторов – а фактически сейчас предполагается именно это. Мелкие СРО должны создать фонд, из которого – если аудитор провинился – будет покрываться ущерб. Провинившийся аудитор будет прятаться за СРО, которая его приняла. А коллеги будут защищать его, чтобы не платить! Иными словами, это стимулирует аудиторов не защищать общественный интерес, а защищать интерес своего кармана. Это неправильно. Совсем не такого результата мы хотим достичь – нам бы хотелось, чтобы профессиональное сообщество принципиально оценивало работу аудитора.

Еще один момент – способ взаимодействия аудиторов с клиентами. Плескачевский предлагает по существу индивидуальную ответственность аудиторов за свою работу. И это, в принципе, необходимая вещь. Но… Такая практика была хороша сто лет назад. Сегодня во всем мире от этого ушли! Просто это никак не ложится на аудит крупных компаний. И дело даже не в том, что будет написано, например, аудитор «Газпрома» - иван иванов. Просто такие крупные компании чисто технически не могут «аудироваться» одним физическим лицом. Они «аудируются», как правило, крупными аудиторскими компаниями.

Есть ощущение, что Дума пытается поставить некий эксперимент над рынком профессиональных консультантов. Кстати, г-н Плескачевский уже творчески подошел к закону «Об оценочной деятельности». Теперь мы имеем закон, который уже все хотят поменять. Очень не хотелось бы, чтобы аудиторов ждала судьба оценщиков. В этом смысле можно только аплодировать Минфину, который упорно не соглашается с теми идеями, которые генерируются думскими мыслителями в отношении аудиторов.

Геннадий Николаевич Иванов , председатель совета директоров ЗАО «СВ Аудит»:

Лицензирование аудиторской деятельности прекращалось с 1 июля 2007 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2006 N 252-ФЗ и было возобновлено с 25 июля 2007 года Федеральным законом от 19.07.2007 N 135-ФЗ.

Нужно сказать, что подобная процедура отмены лицензирования и её возобновления происходит уже не первый раз не только в аудите, но и в оценочной деятельности. И честно говоря, некоторая неподготовленность и поспешность решения вопроса отмены лицензирования аудиторской деятельности вызывает неоднозначную реакцию в аудиторском сообществе.

Известно, что с отменой лицензирования Министерство финансов передаст права по контролю аудиторских организаций саморегулируемым организациям (СРО). Таковых на сегодняшнее время несколько, среди них Московская Аудиторская Палата, Аудиторская Палата России и другие организации. Мы уже являемся членами основных профильных саморегулируемых организаций на протяжении многих лет, поэтому новый порядок передачи контрольных функций в СРО, на наш взгляд, кардинально не изменит деятельность нашей и многих других аудиторских компании. Коммуникация с профессиональными объединениями налажена, мы соблюдаем внутренние правила аудиторской деятельности и профессиональной этики СРО. Мы работаем на аудиторском рынке более 10 лет, за эти годы сотрудничество с саморегулируемыми организациями стало действительно эффективным.

Понятно, что на сегодняшний день государству трудно осуществлять контроль более чем 7000 аудиторских организаций, поэтому передача этой обязанности СРО видится эффективным решением проблемы. Ведь в этом случае государство будет регламентировать только деятельность СРО. Однако в последнее время каждые полгода происходит новый виток нестабильности – законодатели вновь и вновь меняют порядок лицензирования, что не добавляет оптимизма ни СРО, ни аудиторским организациям. Самое интересное, что существующая на данный момент практика решения вопроса лицензирования аудиторской деятельности не даёт уверенности в том, что через полгода вновь не произойдёт изменений. Возможно, колебания законодателей связаны с тем, что СРО видятся государственным органам пока ещё недостаточно подготовленными для решения поставленных перед ними действительно серьезных методологических и контрольных задач.

Наша позиция заключается в том, чтобы все сообщество аудиторских компаний России имело четкую и однозначную позицию государства по вопросу отмены лицензирования в области аудита. Мы хотим иметь уверенность в том, что к назначенной дате СРО будут удовлетворять всем необходимым требованиям государства и однозначно смогут взять на себя всю полноту власти и ответственности в части взаимодействия с аудиторскими организациями. Мы выступаем за подготовленное, качественное и точное по срокам решение вопроса.

Иван Григорович , генеральный директор ЗАО "РУФАУДИТ":

На сегодняшний день на рынке можно отметить «расслоение» как клиентов, так и компаний, оказывающих аудиторские услуги. Я бы выделил 3 слоя (уровня) заказчиков, и, соответственно, аудиторов:

Филиалы мировых грандов и крупнейшие российские компании, ведущие бизнес за пределами РФ – это заказчики «большой четверки» (Deloitte & Touche, Ernst & Young, KPMG и PricewaterhouseCoopers). С соответствующими ожиданиями и ценами. Крупные и средние российские компании, филиалы иностранных организаций, считающие деньги, не готовые переплачивать слишком много за имя аудитора, точно знающие для чего им нужен аудит, пусть и обязательный. Аудит у таких клиентов проводят ведущие российские аудиторы. Цены на услуги ниже, чем в первой группе, но соответствуют реальным на рынке профессиональных услуг. Малый и средний бизнес, масштабы которого «заставляют» менеджмент компании проводить обязательную аудиторскую проверку отчетности, а также организации с государственным и муниципальным участием в капитале. Это зачастую заказчик не услуг, а документа с печатью и подписью аудитора. Это – простор для демпинга, а, следовательно – неквалифицированных услуг. Реальный бизнес аудиторских компаний возможен только с первой и второй группами заказчиков. Это рынок настоящих профессиональных услуг в сфере аудита, на нем существует здоровая конкуренция. А вот демпинг, «серый» или «черный» аудит не имеет ничего общего с реальным аудитом, выражением мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Целью нашей Компании является содействие нашим Клиентам в развитии бизнеса путем предоставления качественных услуг, основанных на глубоком опыте и фундаментальных знаниях.

Мы придаем большое значение контролю качества оказываемых услуг внутри организации. В Компании разработана, внедрена и успешно действует система контроля качества, которой охвачены все аспекты деятельности. Являясь национальной компанией наиболее динамично развивающейся международной сети JPA International, ЗАО «РУФАУДИТ» проходит контроль качества услуг со стороны этой сети. В 2003-2005 годах мы успешно прошли проверку соответствия оказываемых услуг действующему российскому законодательству со стороны Минфина РФ, а также Национальной федерации консультантов и аудиторов (сегодня – Российская Коллегия Аудиторов).

В нашей компании на сегодняшний день работают аттестованные аудиторы, которые являются членами саморегулируемых аудиторских объединений, аккредитованных при Министерстве финансов Российской Федерации. В этом смысле, принятие закона, обязывающего аудитора быть членом одного из СРО, для наших сотрудников мало что изменит.

Система профессиональной подготовки, повышения квалификации, наставничества успешно действует в нашей компании, и я могу сказать, что работаю в команде ответственных профессионалов.

Мы ежегодно добровольно страхуем свою профессиональную ответственность в ведущих страховых компаниях России на суммы, которые покрывают наши риски по договорам на оказание услуг. Если предлагаемая система компенсационных фондов СРО сможет предложить такой же четкий, понятный механизм страхования профессиональных рисков аудитора, я буду только рад.

Основной вопрос, который существует при рассмотрении нового порядка регулирования аудиторской деятельности – кто же все-таки будет основным игроком на аудиторском рынке России? Отдельный аудитор, пусть и обладающий выдающимися профессиональными навыками или команда единомышленников, Компания, способная организовать процесс оказания аудиторских услуг, создания ноу-хау, защиту конфиденциальной информации о клиентах и т.п. Выполнение всего комплекса мер, навряд ли будет под силу индивидуальному аудитору. К тому же повышается вероятность появления «карманных» индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, обслуживающих узких круг доверенных клиентов.

Опыт зарубежных стран

Совершенствование аудиторской деятельности в России идет в последние годы достаточно активно. И, очевидно, законодательное обеспечение деятельности должно следовать за темпами развития рынка. Главной задачей реформирования законодательной базы должно быть, прежде всего, формирование единых требований к качеству работы аудиторов в виде обязательных аудиторских стандартов и их приближение к международным.

Сегодня органы государственной власти занимаются изданием соответствующих нормативных документов, аттестацией аудиторских кадров, лицензированием аудиторской деятельности, контролем качества работы, сбором и анализом специальной отчетности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. В развитых странах данные полномочия делегированы профессиональным объединениям.

Целью внесения изменений в регламентацию аудиторской деятельности в Российской Федерации является отход от государственного регулирования и лицензирования данного вида деятельности и делегирование данных полномочий негосударственным саморегулируемым аудиторским профессиональным объединениям, как в большинстве развитых стран мира.

В большинстве развитых стран признается эффективным саморегулирование аудиторской деятельности при передаче этих функций одному аудиторскому объединению. Так, в Германии, Франции, США, Японии действует единственная саморегулируемая организация, в Великобритании же наличие трех таких аудиторских объединений обусловлено только различной территориальной принадлежностью данных организаций.

В Великобритании регулирование аудиторской деятельности осуществляется тремя ведущими профессиональными объединениями: Институтом присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (TCAEW), Институтом присяжных бухгалтеров Шотландии (ICAS), Институтом присяжных бухгалтеров Ирландии (ICAI). Институт присяжных бухгалтеров Шотландии является старейшим в мире профессиональным объединением бухгалтеров: с 1854 года все выпускники Института получают квалификацию присяжного бухгалтера, которая дает право подписывать аудиторские отчеты при наличии и соответствии других составляющих соответствующих аудиторской профессии. Данными 3 организациями создан объединенный отдел мониторинга (JMO), в котором работает 48 специалистов.

В Германии профессиональные интересы всех аудиторов, присяжных ревизоров бухгалтерских книг, аудиторских фирм и обществ по ревизии бухгалтерских книг представляет Палата аудиторов. Данная организация профессионального самоуправления аудиторов также осуществляет надзор за выполнением ими профессиональных обязанностей.

Задачи по регулированию аудиторской деятельности во Франции в соответствии с декретом от 12.08.1969 и постановлением Правительства от 24.01.1994 возложены на Национальную компанию комиссаров по счетам Франции (CNCC). Главная цель деятельности данной организации – контроль за правильным осуществлением аудиторами своей профессиональной деятельности, защита чести и независимости ее членов.

Аудиторскую деятельность в США осуществляет Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров, который устанавливает профессиональные требования, проводит исследования и публикует материалы по тематике, связанной с бухгалтерским учетом, аудитом, консультационными услугами для администрации и налогами.

В Японии рынок аудиторских условий находится в ведении Института сертифицированных общественных бухгалтеров, основанного в 1966 году. Данная саморегулируемая ассоциация является единственной организацией для сертифицированного общественного бухгалтера: квалифицированные специалисты, которые намерены заниматься практической деятельностью, имея звание сертифицированного общественного бухгалтера, должны стать членами данного Института. Кроме того, по итогам каждой аудиторской проверки в данный Институт представляется отчет с заключением.

В Российской Федерации в настоящее время на рынке аудиторских услуг наблюдается усиление роли саморегулируемых организаций, которые представляют законные интересы своих членов в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Они разрабатывают и устанавливают обязательные для выполнения своими членами правила профессиональной деятельности, внутренние правила и стандарты деятельности и профессиональной этики. Они также контролируют деятельность своих членов на предмет соблюдения законодательства и установленных правил, рассматривают жалобы на их действия.

Использование зарубежного опыта в формировании основ аудиторской деятельности и формированием института саморегулирования оценивается положительно, но, очевидно, должно быть более продуманным и подготовленным. В России пока не работают факторы обеспечения качества аудита, присутствующие в развитых странах. Потребители не готовы пользоваться «репутационным механизмом» при выборе аудитора. Саморегулируемые организации еще не готовы взять на себя полную ответственность по обеспечению качества аудиторских услуг. Переходный период с его всеми возможными противоречивыми последствиями неизбежен. К тому же, нет гарантии, что 1 июля 2008 года данный закон все-таки вступит в силу, а не застрянет в коридорах власти, как 2 года назад.

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятель­ности» № 128-ФЗ и Федеральным законом «Об аудиторской деятель­ности» № 119-ФЗ установлено, что аудиторы, работающие самостоя­тельно, и аудиторские фирмы могут заниматься аудиторской деятель­ностью только после получения лицензии на ее осуществление. Поря­док лицензирования аудиторской деятельности в Российской Феде­рации утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 190 (см. табл. 2.1).

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Мин­фином РФ.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается по заявлению соискателя на 5 лет. По заявлению соискателя срок дей­ствия лицензии может быть продлен на 5 лет неограниченное количе­ство раз.

Соискателями лицензии могут быть аттестованный аудитор, зарегист­рированный в качестве индивидуального предпринимателя, и аудитор­ская фирма.

Аудитор представляет в лицензирующий орган (Минфин РФ) за­явление о выдаче лицензии, квалификационный аттестат, свидетель­ство индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (заверенные копии этих документов), кви­танцию об оплате, справку с места жительства.

Аудиторская фирма представляет в лицензирующий орган заявле­ние, учредительные документы, свидетельство о государственной ре­гистрации и постановке на налоговый учет (заверенные копии), доку­мент об оплате, справку банка или аудиторское заключение об оплате уставного капитала, сведения о руководителях аудиторской фирмы, их заместителях, работающих в аудиторской фирме аттестованных аудиторах (не менее пяти) с приложением их аттестатов или заве­ренных копий аттестатов, о кадровом составе фирмы. При этом учре­дительные документы аудиторской фирмы должны соответствовать следующим требованиям:

По организационно-правовой форме не может быть открытым акционерным обществом или некоммерческой организацией;

Уставный капитал не менее 100 МРОТ (на дату государственной регистрации аудиторской фирмы);

Доля граждан Российской Федерации, постоянно в Российской Федерации проживающих, должна составлять не менее 50% кад­рового состава фирмы (а если руководитель иностранец - не ме­нее 75%);

Предусмотренные уставом виды деятельности - только аудитор­ская деятельность и сопутствующие аудиту услуги.

Плата за рассмотрение заявления установлена в размере 300 руб.

Лицензирующий орган рассматривает представленные документы и в течение 60 дней со дня получения заявления принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Основанием для отказа может быть несоответствие документов лицензионным требованиям (истекший срок действия аттестата, незаверенные копии и др.) либо наличие в представленных документах недостоверной информации. При принятии решения о выдаче лицензии лицензирующий орган обязан в 3-дневный срок уведомить об этом соискателя и выдать ли­цензию соискателю или представителю соискателя, действующему по доверенности, после уплаты соискателем лицензионного сбора (1 тыс. руб.).

В случае изменения фамилии или места жительства лицензиата- аудитора, а также реорганизации, изменения наименования, места нахождения лицензиата - аудиторской фирмы лицензиат обязан не­замедлительно подать заявление в лицензирующий орган на пере­оформление лицензии.

Минфин РФ в качестве лицензирующего органа вправе осущест­влять полномочия, предусмотренные Федеральным законом «О лицен­зировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г.:

Проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее со­ответствия лицензионным требованиям и условиям (самостоя­тельно либо через общественную аудиторскую организацию, чле­ном которой является лицензиат);

Запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и докумен­ты при проведении проверок; ,

Составлять на основании проверок акты с указанием нарушений;

" выносить решения об устранении лицензиатом выявленных на­- рушений в установленный срок;

;■ выносить лицензиату предупреждение;

Приостанавливать действие лицензии в случае выявления неод­нократных или грубых нарушений лицензионных требований и условий (на срок не более 6 месяцев);

Аннулировать лицензию в случае неуплаты лицензиатом лицен­зионного сбора в течение 3 месяцев;

Направлять в суд заявление об аннулировании лицензии в слу­чае, когда лицензиат, у которого действие лицензии приостанов­лено, в установленный срок не устранил выявленные лицензиру­ющим органом нарушения.

К подобным нарушениям лицензионных требований и условий, на­пример, могут относиться:

Предоставление аудиторского заключения без проведения про­верки;

Систематическое нарушение требований законодательных, нор­мативных актов, федеральных стандартов;

Уклонение от проверки, проводимой лицензирующим органом;

Наличие в штате менее пяти аттестованных аудиторов;

Неквалифицированное проведение аудиторских проверок и ока­зание сопутствующих услуг;

Нарушение принципа конфиденциальности;

Проведение аудиторских проверок в случаях, исключающих та­кую возможность;

Осуществление предпринимательской деятельности, не связан­ной с проведением аудиторских проверок и оказанием сопутству­ющих услуг.

Требование лицензирования аудиторской деятельности распрост­раняется только на проведение аудиторских проверок.

Большинство сопутствующих услуг (консультационные, информа­ционные, постановка, восстановление и ведение учета и др.) не требу­ют наличия какой-либо лицензии.

Но некоторые услуги (из числа сопутствующих) аудиторские фир­мы могут оказывать только при наличии соответствующей лицензии на данный вид услуг. К подобным услугам относится, в частности, оцен­ка активов.

Осуществление аудиторской фирмой деятельности без соответству­ющей лицензии влечет за собой взыскание штрафа от 400 до 500 МРОТ с юридического лица и от 40 до 50 МРОТ с должностного лица.

Деятельность без лицензии, осуществляемая аудитором - индиви­дуальным предпринимателем, влечет за собой штраф от 20 до 25 МРОТ.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 17. Лицензирование аудиторской деятельности. 1. Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

2. Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии.
3. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующей лицензии.
Комментарий к статье 17
Лицензирование в аудите - это процедура выдачи специального разрешения (лицензии), дающего право осуществлять аудиторскую деятельность аттестованным аудиторам, а также организациям, отвечающим требованиям законодательства, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве субъектов предпринимательской деятельности.
Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Непосредственно аудиторская деятельность лицензируется в соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ (ред. от 29.12.2000) "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2000 года N 326 (ред. от 17.11.2000) "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1997 года "О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации".
Согласно Федеральному закону от 25 сентября 1998 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" (утрачивает силу с момента вступления Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ) основными принципами осуществления лицензирования являются:
защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (этот Закон вступает в силу через шесть месяцев после официального опубликования. Данный Закон опубликован 10.08.2001 г. в "Российской газете", N 153 - 154) основными принципами осуществления лицензирования являются:
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
гласность и открытость лицензирования;
соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
В этом Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;
лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;
лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.
В соответствии с этим Законом лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
предоставление лицензий;
переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
приостановление действия лицензий;
возобновление действия лицензий;
аннулирование лицензий;
ведение реестра лицензий;
контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно - правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.
Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.
Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.
В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.
Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа. Дубликаты указанного документа предоставляются лицензиату за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий.
Основанием отказа в предоставлении лицензии является:
наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.
Кроме того, лицензирование аудиторской деятельности осуществляется в соответствии с "Положением о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 года N 472).
Это Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и устанавливает порядок лицензирования аудиторской деятельности, который проводится с целью обеспечения контроля государства за соблюдением предъявляемых к этой деятельности требований законодательства Российской Федерации. Оно не распространяется на лицензирование деятельности в области банковского аудита.
Аудиторы, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также аудиторские организации, в том числе созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами, вправе заниматься аудиторской деятельностью в Российской Федерации только при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
Лицензии выдаются отдельно на осуществление следующих видов аудиторской деятельности:
а) аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);
б) аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
в) общий аудит (аудит иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Лицензия выдается по единой установленной форме.
Лицензирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Лицензии выдаются по заявлению соискателя лицензии на три, два или один год.
Срок действия лицензии не продлевается. По истечении срока действия лицензии по заявлению соискателя лицензии может быть выдана новая лицензия.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы (в одном экземпляре):
а) для индивидуального предпринимателя - заявление о выдаче лицензии с указанием вида деятельности, срока, в течение которого она будет осуществляться, фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина; копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если копия не заверена нотариусом, с предъявлением оригинала); справка о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства с указанием идентификационного номера налогоплательщика; документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления; нотариально заверенная копия квалификационного аттестата аудитора на право осуществления соответствующего вида аудиторской деятельности; справка с места жительства;
б) для аудиторской организации - заявление с указанием вида деятельности, срока, в течение которого она будет осуществляться, наименования, организационно - правовой формы и места нахождения организации, наименования банка и номера расчетного счета в банке; копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним, а также копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (в случае, если копии не заверены нотариусом, с предъявлением оригиналов); справка о постановке на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика; документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления; справка банка либо иные документы, подтверждающие оплату уставного капитала аудиторской организации; сведения о руководителях аудиторской организации, их заместителях и работающих в аудиторской организации аттестованных аудиторах (с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности), включая нотариально заверенные копии квалификационных аттестатов аудиторов.
Иными документами, подтверждающими оплату уставного капитала аудиторской организации, являются: копия бухгалтерского баланса организации с отметкой налогового органа или заключение другой аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно, имеющих соответствующую лицензию на осуществление аудиторской деятельности.
Все документы, представленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов.
Выдача лицензии аудиторской организации, получающей ее впервые, осуществляется при соблюдении следующих лицензионных требований и условий:
а) аудиторская организация не может иметь форму открытого акционерного общества;
б) уставный капитал (уставный фонд), заявленный в учредительных документах, должен составлять не менее 100-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (на дату государственной регистрации аудиторской организации);
в) в штате аудиторской организации должно состоять не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора, срок действия которых не истек, в области аудиторской деятельности, указанной в заявлении на получение лицензии.
Выдача лицензии индивидуальному предпринимателю, получающему ее впервые, осуществляется при наличии у него квалификационного аттестата аудитора, срок действия которого не истек, в области аудиторской деятельности, указанной в заявлении на получение лицензии.
Выдача новых лицензий аудиторской организации и индивидуальному предпринимателю, осуществлявшим до принятия этого Положения аудиторскую деятельность в установленном порядке, производится при соблюдении условий, указанных в Положении, а также при отсутствии в период действия ранее выданной лицензии (независимо от вида аудиторской деятельности) фактов:
а) неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг. Указанные факты устанавливаются при осуществлении надзора за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и за качеством проведения аудиторских проверок в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации;
б) осуществления лицензиатом аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;
в) предоставления лицензиатом полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без письменного согласия проверяемой организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово - хозяйственных отношений;
д) умышленного сокрытия лицензиатом обстоятельств, исключающих возможность проведения им аудиторской проверки;
е) осуществления лицензиатом деятельности, не связанной с аудиторской.
Новая лицензия не выдается, если действие ранее выданной лицензии на дату подачи заявления или в период рассмотрения заявления приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За рассмотрение лицензирующим органом заявления взимается плата в 3-кратном минимальном размере оплаты труда, установленном федеральным законом (на дату подачи заявления).
Суммы платы за рассмотрение заявлений зачисляются в федеральный бюджет.
В случае отказа соискателя лицензии от поданного заявления в период его рассмотрения плата за рассмотрение заявления не возвращается.
Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении в течение трех дней после его принятия.
Уведомление о выдаче лицензии (в письменной форме) направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием реквизитов банковского счета, на который вносится лицензионный сбор, и срока его уплаты.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии (в письменной форме) направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием причин отказа.
Лицензия выдается в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.
В случае если лицензиат в течение трех месяцев с даты принятия лицензирующим органом решения о выдаче ему лицензии не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, указанным в этом Положении.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.
При обжаловании отказа в выдаче лицензии соискатель лицензии может заключить договор с аудиторской организацией на проведение независимой экспертизы.
Независимая экспертиза обоснованности решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии проводится аудиторской организацией, получившей лицензию в установленном порядке не позднее чем за два года до принятия лицензирующим органом указанного решения.
Оплата услуг по проведению независимой экспертизы производится за счет соискателя лицензии. Порядок, размер и форма оплаты определяются в договоре и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований соискателя лицензии о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате проведения экспертизы.
Соискатель лицензии и аудиторская организация, заключившие договор на проведение независимой экспертизы, обязаны в 3-дневный срок уведомить лицензирующий орган о ее проведении. Лицензирующий орган обязан в 10-дневный срок после получения уведомления представить аудиторской организации, проводящей независимую экспертизу, копию заявления соискателя лицензии с приложением копий всех представленных вместе с заявлением документов.
В случае реорганизации аудиторской организации, изменения ее наименования или места нахождения лицензиат - аудиторская организация либо ее правопреемник - обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением лицензии, подлежащей переоформлению, и документов, подтверждающих соответствующие изменения.
В случае изменения имени или места жительства лицензиата он обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих соответствующие изменения.
Переоформление лицензии осуществляется в течение пяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления. При этом лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.
За выдачу переоформленной лицензии взимается плата в размере одной десятой минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (на дату подачи заявления о переоформлении). Копия платежного документа, подтверждающего внесение указанной платы, прилагается лицензиатом к заявлению о переоформлении лицензии. Суммы указанной платы зачисляются в федеральный бюджет.
Взамен утерянной (утраченной) лицензии, срок действия которой не истек, по заявлению лицензиата может быть выдан дубликат.
Лицензирующий орган при осуществлении надзора за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий имеет право:
а) проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям, в том числе проверку качества работы индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций;
б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и материалы по вопросам, возникающим при проведении проверок;
в) составлять по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
г) принимать решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, и устанавливать сроки устранения таких нарушений;
д) выносить предупреждение лицензиату;
е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщать лицензирующему органу о выявленных нарушениях и принятых мерах.
Индивидуальные предприниматели и аудиторские организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением обязаны обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок, в том числе предоставлять необходимые документы и информацию.
Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в случае:
а) выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, указанных в Положении;
б) невыполнения лицензиатом требований лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений.
Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в случае:
а) неуплаты соискателем лицензии лицензионного сбора в течение трех месяцев после принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии;
б) ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности - с момента ликвидации или реорганизации юридического лица;
в) прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя - с момента прекращения действия свидетельства;
г) вынесения решения судом на основании соответствующего заявления лицензирующего органа или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Основанием для подачи заявления в суд является:
обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, указанных в Положении;
незаконность решения о выдаче лицензии.
Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.
Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лицензирующий орган обязан установить лицензиату срок устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шести месяцев. Если лицензиат в установленный срок не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан подать в суд заявление об аннулировании лицензии.
При устранении лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обязан в месячный срок принять решение о возобновлении ее действия.
Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором должны быть указаны:
а) по индивидуальным предпринимателям - фамилия, имя, отчество, место жительства, место нахождения (юридический адрес), расчетный счет, номера средств связи, номер, дата выдачи и срок действия квалификационных аттестатов аудитора;
б) по аудиторским организациям - наименование организации и место ее нахождения (юридический адрес), номера средств связи, расчетный счет, сведения о структуре уставного капитала (уставного фонда) организации и о ее учредителях, сведения о руководителях организации и работающих в организации аттестованных аудиторах (фамилия, имя, отчество, номер, дата выдачи и срок действия квалификационных аттестатов);
в) сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензии;
г) виды аудиторской деятельности, на осуществление которых выданы лицензии;
д) даты выдачи и номера лицензий, сроки их действия;
е) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензий;
ж) основания и даты переоформления лицензий, основания и даты аннулирования лицензий.
Индивидуальные предприниматели и аудиторские организации обязаны в 15-дневный срок сообщать лицензирующему органу об изменениях регистрационных данных.
Информация, содержащаяся в реестре, является открытой и за плату предоставляется в виде выписок заинтересованным физическим и юридическим лицам.
За предоставление информации из реестра в отношении одного лицензиата взимается плата в размере одной десятой минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (на дату подачи заявления о предоставлении информации).
Плата за предоставление информации из реестра вносится на специальный счет лицензирующего органа и используется на финансирование организационно - методологической работы в области аудиторской деятельности.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра предоставляется бесплатно.
Срок предоставления информации из реестра не может превышать три дня с даты подачи соответствующего заявления (при условии внесения платы за ее предоставление).
За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в 10-кратном минимальном размере оплаты труда, установленном федеральным законом (на дату принятия решения о выдаче лицензии).
Суммы лицензионного сбора зачисляются в федеральный бюджет.
При отказе индивидуального предпринимателя (аудиторской организации) от получения лицензии лицензионный сбор и плата за рассмотрение заявления не возвращаются.
Руководители и должностные лица лицензирующего органа несут за нарушение или ненадлежащее исполнение установленного порядка осуществления лицензирования аудиторской деятельности ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решения и действия лицензирующего органа могут быть обжалованы в установленном порядке в суде.
Пунктом 2 ст. 17 комментируемого Закона датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии.
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующей лицензии.
Выдачей генеральных лицензий ведает Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ (п. 4 Положения о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ).
Генеральные лицензии выдаются на осуществление лицензирования аудиторской деятельности.