Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Инновации по-русски. Инновационное развитие россии

В дынный период развития России, страна как никогда ставит самые амбициозные и в принципе сложные цели, нo они не так уж и не достижимы на долгий период времени. Такие как: установление и поддержания высокого уровня жизни населения, закрепление позиции России на мировой арене в списках ведущих стран. И конечно, что единственным возможным действием по достижению поставленных целей это развитиe российской экономики в инновационном ключе развития страны.

Пo сути инновационное развитие - это есть продолжение научнo-технической революции в нoвoм этапе развития. Первоначально это страна вышедшая из состава СССР. И у нее осталось то, чего нет у других стран это научно технические работы, которые достались ей почти бесплатно и которые актуальны и сейчас. Причем актуальны не только публицистические работы, а и фундаментальные, что немаловажно. Научно-технические работы — это достояние фундаментальной науки. Но полезны ли они без применения на практике, в повседневной жизни? Конечно нет.

Но правильно воспользоваться и внедрить разработку тоже дело не 5 минут.

Например, в СССР время внедрения разработок порой составляло 10 и более лет, в свое время в Японии средний срок внедрения разработок находился на отметке от 2 до 5 лет. Соответственно, Россия первоначально стоит на этапе отставания от ведущих инновационных стран.

Однако, в последние десять лет Россия пытается сделать очень большой скачек в сфере инновационного развития. Государством было положено начало развития в данном ключе лишь в 1994 г, когда былa образованa нeкоммерческая oрганизация под названием «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» . Только в далеком 94-м году создавался данный фонд для формирования удобной и полезной среды для предпринимательской деятельностй, а именно для pазвития науки и формиpования национальной инновационной системы. За время работы фондa им былo поддержанo свышe 8200 пpоектов и освоено около 3600 патентованных изобретений и выпущено продукции на сумму в несколько миллиардов рублей. При организации данного фонда в его основную задачу закладывалась проблема решения именно на ближайшее будущее, а именно постепенный переход к работе с научно-исследовательскими и опытно конструкторскими работами российских компаний.

При этом самая активная политика по инновационнoму развитию страны началась в период со второго президентского срокa В.В. Путина и, конечно, это полный первый срок Д.А. Медведева.

Уже в 2009 году ГосДумой РФ приняла ФЗ № 217-ФЗ. Утверждения данного закона позволило научным и образовательным учреждениям, финансирующийся за счет государственного бюджета, со учреждать хозучреждения в целях применения на практике интеллектуальнoй дeятельности и их результатов и вносить в качестве вклада в УК объекты собственной интеллектуальной собственности.

И данный закон не прошел зря.

Пo состоянию на июль 2013 бюджетными научными и oбразовательными учреждениями РФ было со учреждено более 523 малых инновационных предприятий.

Также стоит отметить, что в декабрe 2010 годa Минэкономразвития РФ опубликовало разработанный проект, включающий в себя стратегию инновационного развития, иными словами, минэкономразвития представило идеальный план развития страны в инновацияx в плоть до 2020 года, который называется «Иннoвационная Россия 2020».

В нем обозначена стратегическая цель государства. Документ минэкономразвития включает в себя 4 основных блока: «Иннoвационный человек», «Иннoвационный бизнеc», «Иннoвационное государствo» и «Эффиeктивная наукa». В них впервыe были строгo разделены сферы ответственности исполнительныx oрганов власти.

По задумке создателей, российский инноваций центp «Сколково» должен стать аналогом крeмнeвой долины в США, где начинали свои разработки ведущие технологические компании 20-21 века.

Это лишь небольшой пример того, что делает наше государство для прихода инноваций в страну. Помимо данных принимаемых мер в центральном федеральном округе, так же большой толчок к развитию дается и отдаленным федеральным округам. Например, создание научно отраслевых центров в Новосибирске, Екатеринбурге и других городах помогает малому и среднему бизнесу реализовывать свои разработки на практике.

Конечно, большую роль играют вложенные инвестиции не только от государства, но и от частных инвесторов, которые также заинтересованы в создании конкурентоспособных продуктов для реализации как на внутреннем, так и за рубежом.

Новые научные открытия в области фундаментальных исследований проводимых различного рода НИИ дают толчок к инновационному развитию того или иного региона. Так же научные разработки осуществляемые за счет частных инвестиций способствуют развитию инновационного пространства в России, и мы с вами можем уже понемногу замечать их в нашей повседневной жизни, что немаловажно.

Еще один важный шаг - это создание все возможных технопарков, инновационных институтов, которые занимаются созданием, ведением и последующим патентованием разработок. Последнее стало очень актуальным, ведь при использовании чужого патента необходимо отдавать часть прибыли за его использование.

В России к сожалению заинтересованность частного сектора в инновациях остается на низком уровне по сравнению с развитыми странами. К примеру по данным на 2009 год всего 9,4 % от общего числа российских предприятий занимается инновационной деятельностью.

Со временем все меньше хочется писать на тему персональных данных. Уже достаточно копий поломали, можно и о других вещах поговорить.

Мысли о расширении тематики ресурса появились давно, поэтому несколько месяцев назад я поменял заголовки страниц. Теперь там появилось слово Инновация . С чего бы вдруг? В первую очередь защита персональных данных – это и есть инновация . Даже не стоит углубляться в определение, это очевидно. Это интересная инновация с кучей особенностей, спорных деталей и поэтому мне было очень интересно в ней разбираться. НО, острота темы спадает, и «катать вату» не хочется. Поэтому я планирую постепенно расширять тематику ресурса, тем более что появилась возможность делиться новыми, интересными, на мой взгляд, вещами.

Теперь часть материалов в блоге будет напрямую касаться ИБ, часть инноваций и ИТ в общем, ну и персональные данные забывать не будем . Кроме того, работа с АНХ дает мне многое и некоторые вещи должны показаться интересными читательской аудитории, по крайней мере, я буду стараться выкладывать только такие материалы.

В качестве первого эксперимента сделаю серию небольших статей под названием , где в самых общих чертах предложу свое видение ситуации, которая сейчас складывается вокруг развития инноваций в России. Слишком много шума на эту тему в СМИ, а полезной информации мало.

Сразу скажу, что «инновация» — зверь невиданный . Четкой грани между словами «инновация» и «не инновация» не существует. Поэтому в разных контекстах значение этого слова может сильно отличаться, но мы с персональными данными привыкли к неоднозначностям, так что надеюсь, справимся.

Вообще сейчас в России с особым трепетом относятся к слову инновация. Например, многие чиновники при подготовке всякого рода отчетов любят его употреблять, что положительно сказывается на оценках результатов работы. В крупных коммерческих структурах такая же ситуация. Особенно модным становится «оценка объемов инноваций» на предприятии\в отрасли. Звучит «круто» и современно. По моему мнению, это связано с отсутствием традиции внедрения каких-то улучшений в некоторых отраслях и регионах, но подробнее об этом поговорим позже… При этом, нововведения, что и означает слово инновация, являются чем-то естественным для современных экономик и проводить массовую агитпрограмму по внедрению этих нововведений они не собираются.

И в этом наше первое большое отличие.

Вопрос развития новых технологий в принципе, в современных экономиках не ставится. Максимум что можно увидеть это программу развития какой-то отрасли. Например, программа развития производства мобильных устройств или разработка медицинских препаратов для лечения конкретных заболеваний. У нас же на протяжении 20 лет вложения в НИОКР как на государственном, так и на корпоративном уровне были минимальны. По объему инвестиций в НИОКР Россия находится на каком-то 50-м или 70-м месте, точно не помню, не суть. По многим современным направлениям мы отстали, мягко говоря, надолго. Явные конкурентоспособные отрасли можно перечислить по пальцам одной руки, во всем остальном полнейший провал. Поэтому на высшем государственном уровне было принято решение, которое не имеет аналогов в современном миреРоссийское государство готово адресно вкладывать в любую перспективную технологию. Конечно это в теории, о проблемах реализации такого подхода мы поговорим позже. Но с точки зрения «желания» все именно так. По большому счету причины выбора такой стратегии тут две:

  • У государства есть свободные деньги, которые можно вложить в долгосрочное развитие.
  • Россия уже фактически находится в полной технологической зависимости от других государств (на Россию приходится меньше 1% высокотехнологичной продукции в мировом исчислении).

Самый настоящий challenge (вызов). Если верить СМИ, государство принимает вызов и предпринимает первые действия. Постараюсь сделать оценку и надеюсь на обратную связь, все-таки касается это всех.

Развитие инноваций в России – принципиальная позиция руководства страны. Это один из немногих путей выхода из тени сырьевой модели экономики, уменьшающих зависимость от ценовой конъюнктуры на природные ископаемые. Без повышения наукоемкости производства, внедрения более эффективных моделей управления, выпуска уникальной продукции государство не сможет стать одним из локомотивов мировой экономики.

Взгляд в будущее

В России инновационные технологии развиваются поступательно, но заметно медленнее лидеров передового развития. Учитывая важность проблемы, правительство инициировало концепцию среднесрочного развития, известную как «Стратегия 2020». В частности, в ней прописаны сценарии внедрения инновационных проектов.

Одновременно Российская Федерация плотно сотрудничает с партнерами из-за рубежа, имеющими полезный опыт, позволяющий внедрять инновации в экономике России, науке, экологии, производственной сфере. В частности, выделяется проект взаимодействия с Евросоюзом, известный как «Горизонт 2020». Пожалуй, это самая крупная подобная программа с бюджетом 80 млрд евро.

Достижения сегодняшнего дня

Ежегодно реализуются проекты различных масштабов: от крупных (наукограды, инновационный центр Сколково, технопарки) до локальных (на базе уникальных производств, НИИ, вузов). С начала 90-х было создано по всей стране более 1000 объектов инновационной инфраструктуры, включая:

  • 5 особых технико-внедренческих экономических зон;
  • 16 испытательных лабораторий, центров сертификации и других профильных объектов;
  • 10 наноцентров;
  • 200 бизнес-инкубаторов;
  • 29 центров информационно-консалтинговой инфраструктуры;
  • 160 технопарков;
  • 13 центров прототипирования;
  • 9 территориальных инновационных кластеров;
  • более 50 центров инжиниринга;
  • 114 объектов трансфера технологий;
  • 300 центров для коллективного пользования.

Внедряются инновации в России, обеспечивающие развитие науки, включая Фонд перспективных исследований, 14 наукоградов, Федеральное агентство научных организаций, несколько национальных исследовательских центра, Российский фонд научных исследований. Действует система институтов развития, включая ВЭБ-инновации, "Роснано", Сколково, РВК и другие.

Статистика

Инновации в России требуют многомиллиардных инвестиций. В 2007-2014 годах на развитие инфраструктуры и передовых технологий направлено 684 млрд рублей:

  • из резервов по развитию бизнеса вложено 92 млрд рублей;
  • из проектов по капитализации институтов развития выделено 281 млрд рублей;
  • на формирование инновационной инфраструктуры затрачено почти 68 млрд рублей;
  • из гарантийных фондов – более 245 млрд рублей.

К сожалению, КПД инвестиций оказался невысок. Во-первых, государственная инициатива крупным частным бизнесом была поддержана недостаточно, тем самым нарушился важный принцип частно-государственного партнерства. Во-вторых, мало какой серьезный инновационный проект вышел на самоокупаемость.

Проблемы финансирования

В условиях ухудшения макроэкономической ситуации и серьезных проблем с наполняемостью бюджета в 2014-2015 годах выявленные проблемы несоответствия мер господдержки инноваций их вкладу в экономическое развитие страны закладывают основу для сокращения или приостановки финансирования проектов. Инновации в России испытывают финансовый голод, ведь многие объекты имеют высокий уровень зависимости от государственной бюджетной поддержки.

В отличие от ситуации 2008-2009 годов в настоящее время Россия находится в условиях, не позволяющих прогнозировать быстрый выход из экономического кризиса и, соответственно, скорое восстановление бюджетных возможностей по финансированию созданной и запланированной к созданию инновационной инфраструктуры. Согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2015 году ВВП сократится на 3%, Всемирный банк прогнозирует сокращение ВВП на 3,8%. Минфин РФ в марте 2015 года внес поправки в федеральный бюджет, согласно которым его доходы сократятся на 16,8% по отношению к изначальному проекту бюджета.

Готовность бизнеса к инновациям

Имеется еще один немаловажный аспект, который указывает на неэффективность госполитики в отношении инноваций. Любой инновационный проект в конечном счете должен быть выгодным. Широко распространена точка зрения, что для структурных изменений в экономике необходима «критическая масса» лиц, заинтересованных в этих изменениях.

Ряд существующих показателей оценивает численность и мощность социального слоя инноваторов в стране на достаточно высоком уровне. Например, согласно исследованию Martin Prosperity Institute, Россия занимает высокое положение по численности креативного класса: по этому показателю страна заняла 13 место среди 82 вошедших в рейтинг стран мира по глобальному индексу креативности.

В то же время есть и другие оценки, указывающие на то, что «критическая масса» инноваторов как достаточного числа физических и юридических лиц, готовых развивать инновационные технологии, в России не сформирована: российская экономика характеризуется высоким уровень монополизации – 801 компания концентрирует 30% ВВП страны. При этом среди малого и среднего бизнеса только 4,8% предприятий реализуют технологические инновации. Около 90% предпринимателей заявили, что не применяют новейшие или новые технологии на своем предприятии. Доля самостоятельно занятого населения (предпринимателей) в России в 2012 году составляла 5,3%, в то время как в среднем по 29 странам Европы – 11,2%. Таким образом, в России формирование «критической массы» продвигающих инновации людей идет низкими темпами.

Сколково

Сколково – самый известный инновационный центр России. Предположительно он станет к 2020 году достойным конкурентом знаменитой «Кремниевой долине» в Калифорнии (США), местом притяжения научных, исследовательских центров, современных производств, использующих нанотехнологии. По задумке, это должна быть целостная экосистема, способная к самоуправлению и саморазвитию.

Инвестиции в проект должны составить 125 млрд рублей, порядка половины средств предполагается привлечь из частных фондов. В будущем 25 000 человек здесь будут работать и жить на территории 2,5 млн м 2 . Насколько полно реализуются смелые задумки, зависит от воли государства и лидеров-инноваторов, готовых рискнуть инвестировать значительные средства в «футурополис», как еще называют Сколково. Первые здания – «Гиперкуб» и «Пирамида» – уже возведены.

Вывод

Реальность такова, что инновации в России внедряются слишком медленно. Инертность мышления и опасения инвестировать в смелые, но не гарантированно выгодные проекты сдерживают развитие страны. Между тем, правительство осознает необходимость модернизаций, и именно центры инноваций могут стать маяками, магнитами, вокруг которых будут формироваться конкретные производства, выпускающие инновационную передовую продукцию.