Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Чем отличается камеральная проверка от выездной проверки. Виды налоговых проверок. Особенности выездной проверки

Одна из главных обязанностей налоговых органов - контролировать соблюдение законов о налогах и сборах. Для этого проводят налоговые проверки, во время которых налоговые органы обрабатывают данные учета и отчетности, осматривают помещения и территории налогоплательщика, используемые для получения дохода.

В этой статье мы разберем два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Эти знания помогут налогоплательщику чувствовать себя спокойно под надзором сотрудников налоговой.

Выездные и камеральные налоговые проверки: в чем отличия?

Налоговые проверки делятся на два вида: камеральные и выездные. Их связывает общая цель - проверить, насколько качественно налогоплательщик выполняет свои обязательства.

Несмотря на это, камеральные и выездные проверки имеют весомые отличия.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа без выезда на территорию налогоплательщика. Ее проводят в течение трех месяцев после того, как налогоплательщик представил налоговый расчет.

Проверка проводится на основе налоговых деклараций, которые представил налогоплательщик, и других документов о его деятельности ( ).

Камеральная налоговая проверка позволяет:

  • проконтролировать соблюдение сроков сдачи отчетности;
  • проследить, правильно ли исчислена налоговая база и соответствуют ли законодательству льготные условия и ставки налога;
  • отследить данные бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;
  • проверить правильность заявленных налоговых вычетов.

Если камеральная проверка выявила ошибки в налоговой декларации или другие противоречия и несоответствия, налоговый орган вправе потребовать от учреждения дать необходимые пояснения или исправить ошибки в декларации в течение пяти дней (пункт 3 статьи 88 НК РФ ).

Следует отметить, что налоговый орган не информирует налогоплательщика о начале камеральной проверки. Более того, налогоплательщики могут и вовсе не узнать, что их проверили: если нарушений и ошибок нет, налоговый орган не отчитывается о результатах проверки.

Тем не менее, камеральная проверка не так безобидна, как кажется на первый взгляд. С ее помощью налоговый орган может делать определенные выводы о налогоплательщике, которые могут стать основанием для более серьезной проверки – выездной.

Выездная налоговая проверка

Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, а решение о ее проведении принимает руководитель налогового органа. Порядок проверки отражен в статье 89 НК РФ .

В отличие от камеральной проверки, налогоплательщик получает решение о проведении выездной проверки в форме, утвержденной приложением №3 к приказу ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-3-2/189@ .

Обычно выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев. Иногда срок продлевается до четырех месяцев, реже – до шести. Проверяющий может требовать у проверяемого лица документы, необходимые для проверки ( ).

В последний день выездной проверки налогоплательщик получает справку, после чего налоговый орган оформляет результаты в акт выездной проверки в течение двух месяцев. К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений, выявленных в ходе проверки ( ).

Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки, он имеет право подать письменное возражение (пункт 6 статьи 100 НК РФ ). Претензии рекомендуется подкрепить документами, чтобы подтвердить обоснованность.

Как подготовиться к налоговой проверке?

Чтобы оценить шансы стать объектом выездной проверки, следует изучить критерии оценки рисков, изложенные в приложении №2 к приказу ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ . Как правило, под прицелом у налоговых органов те учреждения, которые пытаются свести суммы налоговых отчислений к минимуму или даже уйти от их уплаты. Эти манипуляции чаще всего вычисляются в процессе камеральной проверки.

Впрочем, выездную проверку могут назначить и для добросовестных налогоплательщиков. Как к ней подготовиться?

Если вам предстоит выездная налоговая проверка, необходим полный порядок в документации, чтобы у проверяющих сразу был доступ к необходимым документам. Задуматься об этом стоит заранее, дабы избежать неприятностей и суматохи во время проверки.

Особое внимание нужно уделить соответствию документов организации с документами контрагентов. Контрагенты должны быть также готовы к визиту сотрудников налоговой и иметь все документы, которые подтверждают хозяйственную деятельность.

Учтите, что к налоговой проверке должен быть готов каждый сотрудник учреждения. Для этого перед проверкой необходимо проводить общий инструктаж.

Итак, чтобы свести риски к минимуму, налогоплательщикам необходимо добросовестно подходить к выполнению обязательств и знать свои права для качественной защиты организации.

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Налоговый контроль осуществляется в разном порядке, временном режиме, различными органами, имеет неодинаковый объем охвата и т.д. В научной и учебной литературе выделяют несколько форм, методов и видов налогового контроля. Между тем в части первой НК РФ (ст. 87) говорится лишь о видах налоговых проверок - камеральных и выездных.

Классификацию налогового контроля по видам можно осуществлять по различным основаниям:

в зависимости от времени проведения;

по проверяемому объекту;

по характеру контрольных мероприятий;

исходя из метода проверки документов;

по месту проведения;

с учетом источников данных;

в зависимости от субъектов налогового контроля;

в зависимости от обязательности контрольных меропри-ятий;

по периодичности проведения.

Результативность контрольных действий во многом определяется именно правильным сочетанием названных видов налогового контроля. Это позволяет с наименьшими усилиями достигать наилучших результатов при осуществлении налогового контроля. Проведение некоторых из перечисленных видов проверок регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами.

В зависимости от времени проведения налогового контроля выделяются предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение налогового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств. За рубежом превентивный контроль широко используется налоговыми органами с целью селекции совокупности налогоплательщиков на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут иметь их с высокой степенью вероятности.

Текущий налоговый контроль сводится к оперативной работе налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками.

Последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте. Этот контроль осуществляется прежде всего методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности плательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки. Например, камеральные проверки осуществляются только в форме последующего контроля, поскольку они проводятся на основе деклараций и до-кументов, представленных плательщиком.

По проверяемому объекту выделяются комплексный и тематический налоговый контроль. Комплексный - это проверка, которая охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех установленных НК РФ налогов, в отношении которых у плательщика имеются соответствующие обязанности. Тематический контроль охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов.

По характеру контрольных мероприятий налоговый контроль подразделяется на плановый и внеплановый (внезапный). Плановый подчинен определенному планированию, а внеплановый осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговые органы ничем не ограничены в части осуществления внезапного контроля. Однако, преобладающим следует признать плановый контроль.

Исходя из метода проверки документов налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный. Сплошной основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета, а выборочный предусматривает проверку части первичных документов. Однако если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то инспекторам предписывается на данном участке деятельности налогоплательщика провести проверку сплошную.

По месту проведения налоговый контроль подразделяется на камеральный и выездной. Камеральными называются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными - проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика. Более результативными являются выездные проверки, поскольку позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и, соответственно, получить больше информации о деятельности налогоплательщика. К сожалению, такой контроль не может быть преобладающим, поскольку налоговые органы по понятным объективным причинам не имеют воз-можности одновременно проверить значительное число состоящих на учете налогоплательщиков. Напротив, камеральный контроль позволяет с наименьшими затратами проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими предусмотренных документов.

Сучетом источников даннъх налоговый контроль бывает документальным и фактическим. Документальный основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в первичных документах, при помощи формальной, логической и арифметической проверки документов, юридической оценки операций, отраженных в документах, встречных проверок, оценки правильности отражения данных первичного учета в бухгалтерских проводках, экономического анализа. Документальный налоговый контроль должен дополняться фактическим контролем - путем проведения различного рода инвентаризаций, обследований, осмотров, обмеров, пересчетов, взвешиваний, лабораторных анализов, экспертиз и др.

В зависимости от субъектов налоговый контроль подразделяется на контроль: налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, финансовых органов, конт-роль иных контролирующих и правоохранительных органов. Возможен также и внутренний налоговый контроль, осуществляемый руково-дителем организации-налогоплательщика. Его цели - правильное ведение финансовых документов; своевременное и правильное заполнение всех регистров налоговой отчетности, деклараций и промежуточных налоговых расчетов, книг покупок и продаж для расчетов НДС, справок по авансовым платежам налога на прибыль и т.п.

В зависимости от обязательности контрольнъж мероприятий

налоговый контроль подразделяется на обязательный и необяза-тельный (инициативный, факультативный). Строго говоря, контроль не является обязательным; налоговые органы вправе не проверять плательщика сколь угодно долго. Но в отдельных случаях он обязателен. Например, при снятии предпринимателя с налогового учета в случае прекращения деятельности налоговый орган обязан проверить наличие у налогоплательщика декларации за отчетный период и уплату налога; в обязательном порядке проводятся также камеральная и выездная проверки при снятии с учета организации в связи с ее ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость.

По периодичности проведения различаются первоначальный и повторный контроль. Первоначальный проводят в отношении конкретного налогоплательщика впервые за год. Повторный - в случае, если в течение календарного года осуществляется две и более выездные проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным плательщиком за один и тот же период. Следует иметь в виду, что законодательство ограничивает налоговые органы в праве осуществления повторных выездных проверок. Их проведение запрещается, за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за налоговым органом, проводившим проверку.

Камеральная налоговая проверка. Она проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных плательщиком, а также других документов о его деятельности, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Срок ее проведения составляет 3 месяца со дня представления декларации, и проводится она без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа и полученным им в ходе контроля, об этом сообщается плательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Иными словами, законодательство нацелено на выявление всех обстоятельств, повлекших внесение ошибочных сведений в декларации, а также на устранение данных ошибок посредством согласованных действий плательщика и налогового органа.

Налоговый кодекс РФ не ограничивает права налогового органа на истребование документов при проведении камеральной проверки только случаями обнаружения ошибок и противоречий в уже представленных плательщиком документах. Законодательство предоставляет налоговому органу право истребовать дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в декларацию (расчет), является правом, но не обязанностью плательщика. Ответственность за непредставление документов предусмотрена ст. 126 НК РФ. Данная ответственность наступает только за непредставление документов, прямо предусмо-тренных НК РФ. Направленное налоговым органом требование должно содержать конкретный перечень документов, и исполнение обязанности налогоплательщиком по представлению затребованных документов в налоговый орган возможно при условии наличия у налогоплательщика запрашиваемых документов.

Налоговый кодекс РФ существенно ограничивает права налоговых органов на истребование первичных документов. Здесь сформулировано общее правило, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у плательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ. Одновременно здесь закреплены и исключения из общего правила. Так, истребование документов допускается в случаях:

проведения камеральных проверок - налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у плательщиков, использующих льготы, документы, подтверждающие право их на эти льготы;

подачи декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, - налоговый орган вправе истребовать у плательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов;

проведения камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, - налоговые органы вправе помимо «общих» документов, истребовать у плательщика «иные» документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

В НК РФ закреплена норма, согласно которой лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком пояснения и документы. Если после их рассмотрения либо при отсутствии пояснений плательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения налогового законодательства, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать лишь документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных плательщиком документах.

Наличие у налогового органа полномочия действовать властно- обязывающим образом при проведении камеральной проверки ограничивается целью этой проверки: выяснить обоснованность (правильность) исчисления и своевременность уплаты налога. Это правило полностью корреспондируется с положениями НК РФ, согласно которым истребуемые у проверяемого плательщика документы представляются в виде заверенных должным образом копий, а в случае их непредставления (отказа) должностное лицо производит их выемку, за строгим исключением тех, которые не имеют отношения к предмету проверки.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Выездная налоговая проверка. Она проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Если налогоплательщик не может предоставить проверяющим помещение для работы, то выездная проверка будет проводиться в помещении налогового органа.

Решение о проведении проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если не предусмотрено иное.

Решение о проведении выездной проверки организации, отне-сенной к категории крупнейших плательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего плательщика. Минфин России вправе определять особенности постановки на учет таких плательщиков. Постановка их на учет осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим плательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим плательщиком налогового законодательства.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения подразделения.

Выездная проверка в отношении одного плательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Ее предметом являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках этой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

В НК РФ закреплены ограничения на проведение выездной налоговой проверки. Так, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного плательщика более двух выездных проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной проверки плательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок плательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных проверок его филиалов и представительств.

В НК РФ закреплены сроки проведения выездной налоговой про-верки. Общеустановленный срок ее проведения составляет 2 месяца. При этом срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях - до 6. Такими исключительными случаями могут являться:

проведение проверок крупнейших и основных плательщиков;

получение в ходе проведения проверки информации от правоохранительных и контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;

наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

иные исключительные обстоятельства.

Выездная проверка не может продолжаться более 2 месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить ее продолжительность до 3 месяцев. При проведении проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства плательщика независимо от проведения проверок самого плательщика.

Основания и порядок продления срока проведения выездной проверки устанавливается ФНС России.

Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке.

При этом срок проведения проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого. В срок проведения выездной проверки не засчитываются периоды между вручением плательщику требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

В последний день проведения проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее плательщику. Если плательщик уклоняется от получения этой справки, указанная справка направляется плательщику заказным письмом.

Налоговый кодекс РФ регламентирует механизм проведения выездных налоговых проверок при наличии у плательщика филиалов и представительств. Так, в рамках выездной налоговой про-верки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств плательщика.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. В этом случае налоговый орган не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства плательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При проведении самостоятельной проверки филиалов и представительств плательщика срок проверки не может превышать один месяц.

В НК РФ закреплен правовой механизм приостановления выездной проверки. Закреплен закрытый перечень оснований приостановления для:

истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках»;

получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

проведения экспертиз;

перевода на русский язык документов, представленных плательщиком на иностранном языке.

В НК РФ закреплены также ограничения на приостановление выездной проверки. Так, приостановление проверки для истребования документов (информации) в соответствии со ст. 93.1, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребу- ются документы. Должностное лицо, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися дея-тельности проверяемого плательщика, эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого плательщика, может проводиться также при рассмотрении материалов проверки на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Установлено также, что общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев. Если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение 6 месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления проверки может быть увеличен на 3 месяца.

На период действия срока приостановления проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у плательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории плательщика, связанные с указанной проверкой.

В НК РФ регламентирован порядок проведения повторных налоговых проверок. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При проведении повторной проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной проверки.

Такая проверка может проводиться:

вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

¦ налоговым органом, ранее проводившим проверку, - в случае представления плательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная декларация.

Если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения плательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной проверки, к плательщику не применяются санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между плательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-плательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Плательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, которые связаны с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной проверки у плательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы. Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. При этом не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Налоговый орган вправе ознакомиться и с подлинниками документов. Такое ознакомление допускается только на территории плательщика, за исключением случаев проведения проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев проведения выемки документов. 1) В соответствии со ст. 94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную проверку. Выемка производится в присутствии понятых и лиц, у которых она производится. В необходимых случаях для участия в выемке приглашается специалист.

При необходимости должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную проверку, могут проводить инвентаризацию имущества плательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых плательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов обложения.

При наличии у должностных лиц оснований полагать, что до-кументы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится их выемка. При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение 5 дней после изъятия.

Налоговые проверки проводятся с целью контроля, а также проверки налогоплательщика на соблюдение законодательства по выплате и расчётам налогов и сборов.

Основная задача проверок: обработать документы, а также бумаги связанные с получением прибыли и доходов.

Камеральная проверка

Проверка проводится на основании представленных документов, деклараций, по которым проводилось начисление налога. Камеральная проверка проходит в налоговом органе, без выезда на место .

Инспектор проводит проверку без дополнительных указаний и решения руководства .

Налоговые декларации будут подвержены камеральной проверке, вне зависимости от периодичности их предоставления.

Выездная проверка

Выездная проверка проводится на территории проверяемого предприятия . Налоговый инспектор оповещается о проведении выездной проверки решением руководителя налогового органа.

Проверка назначается на основании проведения камеральной проверки: при установлении недочётов, ошибок в исчислении налога, недоверии к предоставленной информации.

Если помещение для проверки не может быть представлено или налогоплательщик отсутствует, то проверка проводиться на территории налогового органа.

Проверка осуществляется только с указания руководителя налогового органа. Основной задачей является проверка начислений и их своевременные выплаты.

Основные сроки проведения проверки

Инспектор проводит камеральную проверку в течение трёх месяцев со дня получения декларации.

Выездная проверка должна быть проведена в течение двух месяцев . В отдельных случаях срок может быть продлён до четырёх и даже до шести месяцев .

Основания для продления срока:

  • Крупные предприятия.
  • Полученная информация от правоохранительных органов (нарушение налогообложения).
  • Форс-мажорные обстоятельства (во время проверки стихийные бедствия, пожар и т.д.).
  • Если предприятие имеет более четырёх филиалов (4 месяца), 10 и более подразделений (6 месяцев).
  • Иные обстоятельства (объём документов, количество подразделений, сложность технологического процесса).

Руководитель налогового органа вправе приостановить проверку, по причинам:

  • Необходимы дополнительные сведения, документы.
  • Ожидание информации от иностранных предприятий.
  • Необходимость проведения экспертиз.
  • Перевод на русский язык документации.

При запросе информации от иностранных организаций, срок может быть продлён ещё на три месяца.

По общим срокам выездная проверка не должна превышать двух месяцев. Отсчет срока проверки начинается с момента подписания решения до дня выдачи справки.

При камеральной проверке, получив декларацию и документы, налоговый орган проводит первичную проверку, по итогам которой могут потребоваться дополнительные документы.

При несоответствии данных налоговый орган может запросить дополнительные сведения. Срок их сдачи и предоставления пять дней.

Налоговый орган вправе вызывать письменным уведомлением налогоплательщика, а также лиц, которые могли бы дать разъяснения об уплате налога. В случае отказа либо не предоставлении бумаг в течение 5 суток налоговый орган может изъять документы.

Налоговым органом может быть сделан расчет налога по аналогии других предприятий. Если будут выявлены ошибки в исчислении налогов, будет выдвинуто требование по выплате недостающей суммы.

Проверяемый период не может быть более трех лет предшествующих году вынесения постановления о проверке.

При использовании налоговых льгот могут потребоваться бумаги, подтверждающие права получения льгот.

При подаче , если заявлено право на возмещение, могут потребоваться документы, подтверждающие данное право.

Выездная проверка проводится по специальным правилам. В целях получения сведений может быть проведена , для выявления имущества не заявленного в декларации, но подлежащего налогообложению.

Приказ о проведении ревизии дает начальник налоговой инспекции. Проверкой может быть затронут любой период времени работы.

При проверке инспектор может потребовать предоставить подлинники документов, а также их копии. Для этого составляется запрос, в нём указывается: наименование и вид документа. Срок предоставления 10 дней.

Если бумаги не могут быть представлены в установленный срок, то налогоплательщик письменно уведомляет, в течение следующего дня после получения запроса, проверяющий орган о невозможности (указываются причины) предоставления документов в установленный срок.

После получения уведомления, в течение двух дней налоговый руководитель выносит решение, об отказе либо продлении срока предоставления бумаг.

В последний день проверки налоговый инспектор должен вручить налогоплательщику справку о проведении проверки, если тот отказался принимать документ, справку отправляют заказным письмом.

Оформление результатов налоговой проверки

При выявлении ошибок или неточностей при камеральной проверке будет сформировано требование по предоставлению дополнительных документов в течение пяти дней.

В случае выявления нарушений в течение 10 дней, после завершения проверки, налоговым органом составляется акт.

По окончании проведения выездной проверки выдаётся справка , после получения которой в течение двух месяцев должен быть составлен акт.

Акт должен быть вручен в течение 5 дней с момента составления налогоплательщику под расписку. В случае отказа от получения акта, его пересылают по почте. Датой получения заказного письма будет считаться 6-ой день с момента отправки письма.

Возражения принимаются в течение 15 дней после вручения акта. В течение десяти дней начальник налогового органа должен рассмотреть дело и вынести решение. Решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе либо в суде.

Камеральные и выездные налоговые проверки подчиняются разным требованиям, которые нужно различать для разрешения вопроса о законности их проведения и выстраивания линии защиты. В нашей статье читайте об особенностях нормативного регулирования и практики, по которым можно определить, законны ли действия проверяющих в каждом случае.

Правовое регулирование. Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Налоговым органам предоставлено право на осуществление контрольных мероприятий, в том числе на проведение проверок. Ст. 87 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) разрешает проведение камеральных и выездных налоговых проверок (далее — КНП и ВНП) в отношении плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов.

При назначении камеральных и выездных налоговых проверок руководствуются:

  • гл. 14 НК РФ;
  • приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, утв. Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок и параметры оценки деятельности налогоплательщика (далее — Концепция);
  • письмом ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622, дающим общие рекомендации по порядку проведения ВНП;
  • письмом ФНС РФ от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, разъясняющим процедуру КНП;
  • письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12837, касающимся вопросов осуществления контрольных мероприятий во время налоговых проверок;
  • приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, установившим формы документов, используемых в процессе проведения мероприятий контроля, и др. нормативными актами.

Какие еще бывают налоговые проверки

По объему изучаемой информации налоговая проверка может быть комплексной (анализируются данные по всем налогам за определенный период) и тематической (контролируется порядок уплаты одного налога). Если КПН проводится отдельно по каждой сданной декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ), то ВНП может быть назначена по нескольким налогам одновременно (п. 3 ст. 89 НК РФ).

По порядку назначения проверки можно разделить на плановые и внеплановые. КНП проводятся регулярно, вне зависимости от наличия критериев риска в деятельности плательщика. Включение налогоплательщика в план проведения ВНП связано с показателями представленной отчетности и иных собранных документов. В соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ в случае реорганизации или ликвидации юридического лица необходимо проведение внеплановой ВНП.

ВАЖНО! Деятельность органов ФНС не подпадает под сферу действия закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, поэтому информация о будущих контрольных мероприятиях отсутствует в открытом доступе и не доводится до налогоплательщика в начале года путем размещения на сайтах ведомств.

Еще одним видом налоговых проверок по НК РФ является повторная ВНП, проводимая для контроля за деятельностью нижестоящих инспекций или при подаче уточненной декларации, уменьшающей сумму подлежащего к уплате налога.

По каким критериям различаются КНП и ВНП

Основные различия между камеральными и выездными налоговыми проверками, помимо сроков и места проведения контрольных мероприятий состоят в объеме представленных сотрудникам ФНС полномочий:

Во время ВНП у проверяющих лиц есть возможность воспользоваться альтернативными источниками и способами получения информации. Например, данные об имуществе предприятия могут быть подтверждены результатами инвентаризации и осмотра помещений и документов.

Перечень информации, который может быть истребован при КНП, указан в ст. 88 НК РФ. По общему правилу представляется только декларация. При выявлении несоответствий налогоплательщик дополнительно подтверждает правомерность заявленных вычетов и льгот, правильность расчетов пояснениями, приложениями к декларации и документами по его усмотрению (пп. 3, 4, 7 ст. 88 НК РФ).

При ВНП могут изучаться:

  • налоговая отчетность;
  • учредительные документы;
  • договоры, лицензии, приказы;
  • регистры бухгалтерского учета, первичные учетные документы и т. д.

Список не является закрытым (п. 5.1 письма ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Проведение ВНП может быть приостановлено на время получения ответов от третьих лиц, проведения экспертизы, осуществления перевода документов. На течение КНП сроки представления запрошенной информации и необходимость проведения дополнительных мероприятий и привлечения специалистов не влияют.

Ниже приведена таблица сравнения камеральной и выездной налоговых проверок.

Сравнительная таблица КНП и ВНП

Критерий сравнения

Основание назначения

Представление налоговой декларации (расчета)

Решение руководителя ИФНС

Информирование налогоплательщика

Место проведения

Территория налогового органа

Территория налогоплательщика

Срок проведения

3 месяца с момента представления декларации (расчета)

2 месяца с момента принятия решения о проведении проверки

Продление срока

Общий срок может быть увеличен до 4 месяцев, в исключительных случаях — до 6 месяцев

Приостановление

До 6 месяцев (в исключительных случаях — до 9 месяцев)

Полномочия проверяющих

Осмотр (в исключительных случаях).

Истребование документов

Истребование документов.

Выемка документов и предметов.

Инвентаризация имущества.

Привлечение эксперта, специалиста

Предмет контроля

Соответствие текущей декларации (расчета) требованиям законодательства и информации, имеющейся у налогового органа

Полнота и своевременность уплаты налогов и сборов за период не более 3 лет до года назначения проверки

Ограничение по количеству

По количеству деклараций (расчетов)

Не более 1 по аналогичному налогу и периоду.

Всего не более 2 за год

Последствия нарушения сроков различаются. Так, при проведении КНП акт может быть составлен за пределами 3-месячного срока. Подробнее об этом — в статье на сайте Срок проведения камеральной налоговой проверки . При нарушении сроков во время ВНП ее результаты могут быть спорными (см. пп. 27, 31 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 30.07.2013 № 57).

Являются ли результаты КНП обязательными для следующих мероприятий контроля

КНП и ВНП являются видами налоговых проверок, при этом КНП может предшествовать ВНП. Если при проведении КНП получение какой-либо информации затруднено либо невозможно и существуют основания заподозрить налогоплательщика в уклонении от уплаты налогов, информация передается в отдел планирования для решения вопроса о назначении ВНП (п. 13 письма ФНС РФ от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Проведение контрольных мероприятий в отношении ранее изученных в ходе КНП деклараций (периодов и налогов) не может считаться назначением повторных проверок. ВНП является углубленной формой налогового контроля. В определении КС РФ от 20.12.2016 № 2672-О пересмотр результатов КНП при последующей выездной проверке не ущемляет права налогоплательщика, а гарантирует соблюдение баланса публичных и частных интересов.

Даже если лицо удачно оспорило в суде результаты КНП и было освобождено от доначислений, но при проведении ВНП были обнаружены ранее не выявленные нарушения, при рассмотрении результатов ВНП суд может поддержать налоговый орган, сославшись на новые доказательства (определение КС РФ от 10.03.2016 № 571-О). Если проверяющие используют законный механизм ВНП исключительно с целью исправления собственных ошибок, допущенных при КНП, суд может встать на сторону налогоплательщика (постановление ФАС ЗСО от 29.11.2012 по делу № А46-17546/2012) .

Встречные проверки налоговых органов

Встречные проверки к видам проверок не относятся. Под этим определением скрывается право требовать представления документов о налогоплательщике или конкретной сделке у контрагентов в порядке ст. 93.1 НК РФ.

Проводящее проверку уполномоченное лицо обращается к налоговому органу по месту учета контрагента с поручением об истребовании документов. Запрошенная информация представляется налогоплательщиком в свою инспекцию на основании копии поручения и выставленного на его основе требования.

НК РФ не содержит закрытого перечня документов, которые могут быть истребованы при проведении контрольных мероприятий. Проверяемому лицу необходимо самостоятельно анализировать объем запрошенных данных на предмет их соответствия поручению и требованию.

Документы представляются в срок не позднее 5 рабочих дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). В случае отсутствия информации либо необходимости в большем времени на изготовление копий документов налогоплательщику необходимо известить об этом налоговый орган под угрозой применения ответственности по ст. 126 НК РФ.

Поскольку встречка является одним из способов контроля, количество запросов о деятельности контрагентов ничем не ограничено.

Особенности проверок обособленных подразделений юридических лиц

КНП и ВНП могут быть проведены в отношении поставленных на учет обособленных подразделений юридических лиц (филиалов и представительств), представляющих декларации (расчеты) и уплачивающих налоги по месту своего нахождения.

В случае если деятельность филиала (представительства) исследуется в рамках ВНП совместно с деятельностью головной организации, контрольные мероприятия проводит налоговый орган по месту нахождения организации с привлечением к участию сотрудников инспекции по месту нахождения подразделения. Орган ФНС вправе провести по месту нахождения филиала (представительства) самостоятельную ВНП. В таком случае ее срок не может превышать 1 месяца.

ВАЖНО! Количество отдельных ВНП филиалов (представительств) не учитывается при подсчете общего числа проверок, проведенных в отношении лица (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Итоги КНП и ВНП

При отсутствии претензий со стороны налогового органа КНП закончится без извещения плательщика, за исключением случая возмещения НДС по результатам камеральной проверки декларации. ВНП окончится составлением акта.

Критерий сравнения

Информирование налогоплательщика об окончании

Нет, исключение — проверка декларации при возмещении НДС

Да, составление справки о проведенной проверке в день ее окончания

Составление итогового акта

Нет, исключение — выявление нарушений не позднее 10 дней с момента окончания проверки

Да, не позднее 2 месяцев с момента окончания проверки

Вынесение решения

В течение 10 дней с момента окончания 30-дневного срока на представление возражений

В случае выявления нарушений КНП и ВНП имеют сходные негативные последствия для лица. Порядок вынесения решения, обжалования одинаков и предусмотрен ст. 101 НК РФ. О том, как и зачем оспорить акт налоговой проверки читайте в статье Возражение на акт камеральной налоговой проверки - образец . Налоговый орган вправе применить обеспечительные меры (наложить запрет на отчуждение имущества, приостановить операции по счетам в банке) до вступления решения в законную силу.

Может ли плательщик налогов повлиять на назначение КНП и ВНП

ВНП назначается при отнесении деятельности предприятия, финансовых и налоговых показателей к группам риска в соответствии с Концепцией. Налогоплательщик может сам сравнить данные отчетности с общедоступными критериями, по которым проводится составление плана. Высок риск назначения ВНП при истечении 3-годичного периода существования предприятия, работе с недобросовестными контрагентами, отказе в представлении запрошенных документов.

Не стоит забывать, что значительную часть информации налоговые органы получают по межведомственным запросам. Эти данные также будут учитываться при назначении проверки.

Итак, КНП и ВНП отличаются как содержательно, так и по требованиям, предъявляемым к оформлению самой проверки и ее результатов. Главное отличие КНП от ВНП в том, что она проводится по каждой декларации без решения о ее назначении. Удачное прохождение КНП не гарантирует отсутствие претензий со стороны налоговых органов при проведении ВНП.

Ответственность за контроль над исполнением налоговых обязательств субъектов предпринимательства в РФ возлагается на сотрудников ФНС. Им в обязанности вменена проверка налогоплательщиков путем проведения налоговых проверок. Положения ст. 87 НК РФ устанавливают камеральные и выездные налоговые проверки для целей контроля исполнения налоговых обязательств компаниями и предпринимателями. Соответственно, камеральные и выездные проверки проводит ФНС, как орган, осуществляющий надзорную деятельность над соблюдением требований налогового законодательства РФ. Рассмотрим, что представляют собой эти мероприятия, а также основные отличия камеральной и выездной налоговой проверки.

Как осуществляется камеральная проверка

Особенности проведения камеральных проверок регламентируются положениями ст. 88 НК РФ. Все налогоплательщики в зависимости от применяемого налогового режима и видов осуществляемой деятельности должны формировать те или иные отчетные формы. Соблюдение норм налогового законодательства предполагает своевременную сдачу налоговых отчетов в инспекцию ФНС. Все поступившие в инспекцию документы подлежат контролю со стороны отдела камеральных проверок.

На осуществление этих мероприятий у ФНС есть три месяца со дня подачи документов. В том случае, если выявлены нарушения, срок проведения камералки может быть увеличен.

В случае выявления ошибок в сданных отчетах, ФНС информирует об этом факте налогоплательщика, предоставляя ему возможность перепроверить расчеты и подать в инспекцию уточненный налоговый отчет в течение 5 рабочих дней.

Значительные нарушения могут стать основанием для проведения более углубленной проверки, предполагающей осуществление таких мероприятий, как запрос дополнительного пакета документов налогоплательщика, организация встречных проверок контрагентов, вызов на допрос возможных свидетелей.

Если камералка для налогоплательщика прошла успешно, никаких уведомлений от ФНС он не получает. Однако в том случае, когда в ходе контрольных мероприятий были выявлены нарушения, инспекторы обязаны составить акт камеральной проверки.

Особенности проверки на территории налогоплательщика

Главной особенностью проведения выездных проверок (ст. 89 НК РФ) налоговыми работниками является то, что организованы они должны быть непосредственно на территории налогоплательщика.

Основным целями проведения таких мероприятий являются:

  • выявление фактов отсутствия налогового учета в компаниях;
  • проверка соблюдения требований предоставления отчетности в налоговые органы;
  • определение правомерности выбора плательщиком налогов и сборов налогового режима;
  • проверка соблюдения налогового законодательства об уплате налогов и сборов;
  • правильность определения величины налоговой базы в процессе исчисления налогов;

Проведение налоговой выездной проверки не должно превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда необходимость увеличения срока обоснована (значительное количество материалов для проверки, большое число уплачиваемых налогов, наличие обособленных подразделений у организации и иные аналогичные причины).

Результаты контрольных мероприятий должны быть оформлены в виде акта выездной налоговой проверки, подписанном как инспекторами ФНС, так и налогоплательщиком, в отношении которого проводилась проверка.

Камеральная и выездная налоговая проверка: сравнение

Главным отличием камеральных и выездных налоговых проверок является место их проведения: камералка осуществляется на территории ФНС, тогда как выездная проводится по месту расположения проверяемого объекта. Еще, чем отличаются камеральные и выездные проверки, это необходимость ИФНС оформлять акт. Для камеральных проверок акт составляется только в случае выявления нарушения. Что касается выездных мероприятий, то акт должен быть оформлен в любом случае по завершении всех процедур.