Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Урок экономики типы экономических систем. Методическая разработка урока «Типы экономических систем

На данном уроке мы познакомимся с понятием «экономическая система» и выясним отличительные особенности каждого из основных типов экономических систем. Также мы рассмотрим их сильные и слабые стороны, поразмышляем о том, почему в мире до сих пор сохранились общества с традиционной экономикой.

Тема: Экономика

Урок: Экономическая система

На сегодняшнем уроке речь пойдёт о тех способах, при помощи которых экономика пытается решить насущные проблемы человека. Определение этих способов образует так называемую экономическую систему.

Способы хозяйственной жизнедеятельности человека зависят от трёх основных вещей. Первое - от того, кому принадлежит собственность, ресурсы, ведь это один из фундаментальных и важнейших вопросов. Тот, кому принадлежит ограниченный ресурс (а мы говорили о том, что ресурсы всегда ограничены), в значительной степени определяет характер экономики в целом. Но есть ещё две важные составляющие. Вторым важным фактором выступает тот метод, с помощью которого мы налаживаем взаимосвязи между различными элементами экономической деятельности. Третье - это тот способ, которым людей мотивируют к участию в экономической деятельности. Таких мотивов на самом деле не так уж много. Это материальный мотив, то есть мотив материальной заинтересованности, когда человек работает ради получения прибыли; энтузиазм, когда человек работает, удовлетворяя свой интерес, считая это необходимым; и организованное насилие, когда человека принуждают к работе. Все из вышеперечисленных способов мотивации человека к работе имели место быть и приводили к достаточно интересным результатам. Например, в период рабовладения были построены грандиозные сооружения, но всё это было сделано под влиянием принуждения.

Так или иначе, человечество научилось решать свои экономические проблемы, выстраивая определённые системы. Эти системы принято называть экономическими системами. Экономическая система - это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения основных вопросов: что, как и для кого производить. Как правило, современные экономисты выделяют три основных типа экономических систем: традиционная, командно-административная и рыночная. Однако стоит отметить, что в современном обществе очень сложно будет найти данный тип экономических отношений в чистом виде. Наши общества слишком связаны друг с другом, поэтому ни одна из экономических моделей не сохранилась в первозданном виде. Но для нас совершенно необходимо познакомиться с основными чертами каждой из этих моделей.

Рис. 2. Типы экономических систем ()

Итак, традиционная экономика. Уже само название данной экономической модели намекает на то, что она ориентируется на обычаи и традиции, изначально установившиеся в этом обществе. Как правило, экономика традиционного типа ориентируется на сельское хозяйство: производство зерновых, домашнее скотоводство. Сельское хозяйство в такой экономике зиждется на широком применении ручного труда, технологии либо совсем не развиты, либо развиты очень слабо. Кажется странным, что такой тип экономической модели существует до сих пор. Но он существует в некоторых государствах Африки, Южной Америки, у народов Полинезии, где человеческие общества организованы именно по этой экономической модели. В своём роде она совершенна. Дело в том, что традиционная экономика, как правило, отвечает тем природно-климатическим условиям, тем вызовам, с которыми сталкивается человек, обитающий в определённой среде. Современные технологии и средства производства в этой среде, возможно, и не нужны. Люди достигли совершенного производства, исходя из того, что у них есть. Они добывают необходимое количество пищи, умеют произвести на свет необходимое для них количество товаров, в данном смысле традиционная экономика представляет собой завершенный цикл. Менять в ней ничего не нужно, ведь потребности людей, которые живут по принципам данной экономики, весьма ограничены.

Понятно, что такая экономическая система возможна далеко не везде. Если вы живёте в умеренном климатическом поясе, где вызовы для человека постоянные, вам необходимо постоянно развиваться, совершенствоваться. Европейцы, живущие в умеренной зоне, постоянно придумывали что-то новое, решали те проблемы, которые перед ними возникали. Вот так постепенно сложилась иная форма экономического взаимодействия.

Её принято называть рыночной экономикой. В какой-то степени рынок - это стихия, вместе с тем у этой стихии есть очень чёткий порядок. Рыночная экономика - это специфическая модель, где экономическая жизнь основана на нескольких важных принципах, а именно:

1. Многообразие форм собственности;

2. Обязательное частное предпринимательство;

3. Свободное ценообразование.

Вообще рынок представляет собой очень тесную взаимосвязь между предпринимателями и покупателями. Только этот тандем определяет и цену товара, и необходимость производства этого товара. Определяется, сколько товара производить, какого качества, в каких точках земного шара он более необходим, а в каких - менее необходим.

В условиях рыночной экономики существуют только те товары и услуги, которые приносят прибыль по той простой причине, что человек, производящий эти товары и услуги, изначально тратит свои деньги. Рыночная экономика - это, прежде всего, экономика частного бизнеса. Безусловно, если человек вкладывает в производство товара свои средства и ресурсы, он хочет как компенсировать затраты этих ресурсов, так и получить прибыль. Для того чтобы это произошло, необходимо быть очень грамотным стратегом: понимать, какие потребности на данный момент существуют в обществе, и сможешь ли ты их грамотно удовлетворить. Для того чтобы достичь наилучших результатов, предприниматель постоянно стремится уменьшить свои издержки. Это возможно в том числе и с использованием новых технологий, которые позволяют удешевить производство. Значит, изобретение новых технологических процессов, изобретение новых машин позволяет предпринимателю увеличить свою прибыль. Это лежит в основе прогресса, именно в этом суть рыночной экономики. Мы улучшаем окружающий мир, получая прибыль для себя.

Однако и у рыночной экономики есть свои слабые стороны. Главная из них - проблема распределения средств, проблема распределения материальных ресурсов. К сожалению, рыночная экономика приводит к значительному внутреннему расслоению в обществе: у одних социальных групп скапливаются большие состояния, они имеют возможность приобретать больше товаров, потреблять большее количество благ, пользоваться более качественными услугами, чем другие. Но все мы так или иначе имеем чувство справедливости и хотим получать по заслугам, а рыночная экономика - очень жесткая модель, которая пренебрегает такими вещами как честь, справедливость, достоинство. Речь идёт только о прибыли.

Довольно давно люди стремились создать экономическую модель, которая отвечала бы интересам большинства, а в идеале - всех. Существовали различные варианты, как решить эту проблему. Наиболее примитивный способ - тот, который предлагал знаменитый литературный персонаж Шариков из «Собачьего сердца», а именно: взять всё и поделить. К сожалению, такой раздел благ и ресурсов между всеми невозможно произвести.

Постепенно родилась идея о создании общества, где бы главным регулятором экономики выступало государство. Такая экономическая модель получила название командно-административной . В такой экономической системе собственность принадлежит государству в большинстве своём. Государство принимает основные экономические решения, а, значит, оно распределяет ресурсы, отвечает за ценообразование. Получается, что можно создать условия, когда большинство населения будет иметь возможность приобретать необходимые товары и услуги. Но вместе с тем такая экономическая модель имеет и существенные недостатки. Главный из них - отсутствие массовой заинтересованности людей в производстве качественных товаров и услуг.

История нашего государства изобилует тому примерами. Значительный промежуток исторического времени наше государство входило в состав Советского Союза, и в этом государстве господствовала командно-административная система. Ведутся споры по поводу того, было ли это ошибкой или достижением, у обеих сторон есть убедительные доводы. В Советском Союзе была построена мощнейшая индустрия, он производил всю номенклатуру необходимых товаров, начиная от иголки и заканчивая космическими аппаратами; такого не могла позволить себе ни одна экономика мира. Однако ваши родители могут рассказать вам о том, что в Советском Союзе существовал жуткий дефицит товаров, зачастую в магазинах не было колбасы. Таковы реалии командно-административной системы.

Современный мир очень сложен, большинство экономик мира являются смешанными. Смешанная экономика - это экономика, в которой равномерно представлены как государственная, так и частная собственность. Иногда это логично пересекается и взаимодействует в том числе и с экономикой традиционного типа. В современной России есть элементы всех трёх основных типов экономических отношений.

Скорее всего, за экономиками смешанного типа и будет ближайшее будущее человечества. Конечно, мы не можем с уверенностью предсказывать продолжительный период будущей истории человечества, потому что человеческое общество слишком непредсказуемо и довольно быстро меняется. В том числе это касается и экономики. Но это уже проблема будущих поколений.

Как уже упоминалось, традиционные экономики по-прежнему существуют. Самое интересное, что некоторые из них весьма успешны и, самое главное, вполне лаконично вписались в экономические модели иного типа. В качестве примера рассмотрим экономику африканского племени масаи.

Масаи - охотники и скотоводы, они живут на традиционном уровне развития. Они носят национальную одежду, как правило, используют исключительно свои орудия труда, технологии изготовления которых перешли им по наследству, и по-прежнему ведут своё хозяйство на том уровне, который был достигнут очень давно. Но масаи научились продавать свой стиль жизни для современного общества. Сейчас толпы европейских туристов специально едут в Африку, чтобы посмотреть, как живут люди на традиционном уровне развития. При этом они платят большие деньги, в том числе и масаям. За вырученные деньги масаи приобретают те вещи, которые сами они произвести не в состоянии. Перед иностранцами же они устраивают различные обряды, ритуалы, танцы, чтобы подогреть интерес иностранных туристов. Подобный тип экономических отношений достаточно характерен для традиционных экономик, именно поэтому они и живут.

Давайте рассмотрим парадокс. Командно-административная система - это попытка человека создать справедливое общество. На практике же оказывается, что когда люди пытаются с помощью команд и распоряжений регулировать экономические отношения, возникает жуткий дефицит товаров, многие из них не отличаются высоким качеством. Проблема здесь в мотивации. Если человек не заинтересован в результате своего труда, а иных форм принуждения (насилие) в государстве нет, он работает из рук вон плохо.

К сожалению, история обществ с командно-административной системой всегда была очень похожей. Людям доставалось по необходимому количеству экономических благ, какие-то товары и услуги были доступны всем, но отвечать всем интересам общества, быть качественными эти товары не могли. Нынешняя ситуация в мире показывает, что даже там, где до сих пор сохранена командно-административная система, государства характеризуются экономической отсталостью. Это государства, где население по-настоящему не живёт в экономическом смысле. Оно лишь существует.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

2. Крымский агропромышленный колледж ().

Домашнее задание

1. Объясните, какими способами людей можно мотивировать к труду.

2. Почему в мире до сих пор сохранились общества с традиционной экономикой?

3. * Составьте сравнительную характеристику всех трёх основных типов экономических систем в виде таблицы. Критерии для сравнения выберите самостоятельно.

Тема урока «Типы экономических систем» Образовательная цель: учащиеся должны понять, что такое экономическая система и какие проблемы она должна решать, обобщить и систематизировать знания учащихся об экономических системах, доказывать преимущества и недостатки каждой системы. Развивающая цель: развивать аналитическое мышление, логику, память, устойчивость внимания, формировать умение принятия нестандартных решений, развивать творческие способности, формировать познавательный интерес. Воспитывающая цель: умение сотрудничать, развивать чувство коллективизма, трудолюбие, культуру поведения.




Три основных вопроса в любой экономической системе 1. Что производить? (какие товары и услуги, в каком количестве) 2. Как производить? (с использование каких технологий и какими ресурсами) 3. Для кого производить? (как эти товары и услуги будут распределяться)










Традиционная система – способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями и обычаями. Традиционные экономические системы характерны для ряда слаборазвитых стран так называемого третьего мира, к которым относятся страны Африки и Латинской Америки.




Достоинства и недостатки Традиционная экономика Стабильность общества Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса Плохая приспособляемость к изменению внешних условий Ограниченность числа производимых благ Кастовость, патриархальность Принцип наследственности Сырьевая направленность экономики В духовной и культурной областях консерватизм


Командная (плановая) система – способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планом. В настоящее время такая экономика существует на Кубе и в Северной Корее.


Достоинства и недостатки Достоинства и недостатки Командная экономика Удовлетворительный уровень жизни для всех Устойчивость цен Своевременная выплата зарплаты Уверенность в завтрашнем дне Отсутствие разрыва в доходах граждан Отсутствие безработицы Социальная защищенность Бесплатность основных услуг Отсутствие у предприятий возможности принимать самостоятельные решения. Нехватка товаров Невысокое качество товаров Слабое внедрение передовых технологий из-за его направленности на план, а не на прибыль. Низкий уровень развития сельского хозяйства. Продовольственная проблема.






Достоинства и недостатки Достоинства и недостатки Рыночная экономика Большая свобода выбора для производителей и потребителей. Широкий выбор товаров и услуг. Внедрение передовых технологий. Высокое качество продукции. Воздействие конкуренции на эффективность, повышение качества Отсутствие дефицита Высокая продуктивность фермерских хозяйств Значительная разница в доходах граждан, в уровне жизни. Проблемы социальной справедливости Неустойчивость экономики: ей присущи подъемы и спады. Безработица Неуверенность в завтрашнем дне. Платность большинства услуг.




Смешанная система Смешанная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Практически все существующие в современном мире экономики следует отнести к смешанному типу. В реальной жизни любой страны не присутствует в чистом виде ни одна экономическая система. В Англии, например, около 30% рабочей силы заняты в государственном секторе, остальные 70% заняты в частном.


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Командная (плановая) Рыночная


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Те товары, которые производились предками По традиции, одинаково Согласно обычаям. Командная (плановая) Рыночная


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Те товары, которые производились предками По традиции, одинаково Согласно обычаям. Командная (плановая) Товары по государственному плану Вопрос решается государством, предприятия мало заинтересованы в обновлении оборудования Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством. Рыночная


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Те товары, которые производились предками По традиции, одинаково Согласно обычаям. Командная (плановая) Товары по государственному плану Вопрос решается государством, предприятия мало заинтересованы в обновлении оборудования Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством. Рыночная Те товары, которое нужны людям, иначе их не удастся продать Вопрос решается частными фирмами, выбирается самая передовая технология. Конкуренция между фирмами. Для тех, у кого есть деньги на их покупку. Существует неравенство, т.к. люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены.



§ 1 Что такое экономическая система?

Экономика решает очень важные вопросы в жизни общества. Что производить - какие потребности считать необходимыми и как распределить ограниченные ресурсы для их удовлетворения. Как производить - какой способ производства выбрать. И для кого производить - это проблема распределения и обмена произведенных товаров и услуг. Решение вопросов Что? Как? Для кого? зависит от типа экономической системы.

Прежде нужно выяснить, что такое экономическая система. Для нормальной работы экономики любой страны необходима организация и согласование хозяйственной деятельности людей.

Совокупность способов организации экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики называется экономической системой.

Способы организации и координации экономической жизни в обществе зависят от трех позиций:

Какие формы собственности преобладают в обществе;

Как принимаются экономические решения об организации производства и распределении благ;

Как привлекаются люди к хозяйственной деятельности, через принуждение, материальную заинтересованность или интерес.

§ 2 Типы экономических систем и их особенности

В истории человечества ученые выделяют несколько типов экономических систем. Это традиционная, рыночная, командно - административная и смешанная. В чистом виде они практически нигде не существуют, и деление достаточно условное. Рассмотрим преобладающие черты каждой из экономических систем.

Главная особенность традиционной экономической системы заключена в самом названии: основой ее являются обычаи и традиции, и именно с их помощью решаются основные экономические вопросы.

Перечислим основные черты этой системы:

Сельское хозяйство является основой экономики, земля и капитал находятся во владении общины;

Применяются примитивные ручные орудия труда; на протяжении столетий в сельском хозяйстве и производстве вырабатывается одна и та же продукция;

Существует замкнутое натуральное хозяйство и уравнительное распределение продукта, неразвитость обмена.

Распределение в таком обществе также происходит согласно традициям и обычаям. Элементы традиционной экономической системы можно встретить в основном в слаборазвитых и развивающихся странах.

Рыночная система основана на нескольких принципах:

Многообразие форм собственности, главной из которых является частная;

Свобода предпринимательства;

Конкуренция и свободное ценообразование.

В данной экономической системе вопросы что, как и для кого производить, решаются в процессе общения продавцов и покупателей на рынке. Здесь возможна путаница - иногда мы употребляем термин рынок в значении базар, место для торговли. В нашем случае, рынок - это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена товаров и услуг. Рынок создает условия, благодаря которым продавцы и покупатели встречаются и совершают сделки. В условиях рыночной экономики большая часть ресурсов производства находятся в частной собственности. Каждый предприниматель сам принимает решение, что, как и для кого, он будет производить, и сам отвечает за последствия своего решения. Это может быть прибыль, или же в случае неудачи - разорение. Потребитель в условиях рынка самостоятельно принимает решение, покупать или нет данный товар или услугу, надеясь получить большую пользу. В условиях свободной рыночной экономики спрос рождает предложение. Производятся те товары, и по той технологии, в результате применения которых возможно получить максимальную прибыль. Применение новых технологий обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. То есть, рыночная экономика, в отличие от традиционной, благоприятствует техническому прогрессу. Роль государства заключается в том, что оно создает законодательную базу и поддерживает конкуренцию среди производителей. Рыночная экономика приводит к значительному социальному расслоению: одни имеют большие возможности и материальные ресурсы, чтобы пользоваться товарами и услугами лучшего качества, чем другие, менее обеспеченные. В чистом виде рыночная экономика не существует.

Командная экономика, также ее называют административная, плановая, централизованная - это такая экономическая система, где основные решения принимаются государством. Основные черты такой экономической системы:

Государственная собственность на средства производства, на экономические и природные ресурсы;

Хозяйство ведется строго по плану;

Нет свободы экономической деятельности и нет конкуренции;

Цены устанавливает государство;

На большую часть товаров существует дефицит;

Технический прогресс ограничен;

Малая заинтересованность в результатах труда у работников, т.к. способ оплаты преимущественно уравнительный.

При этом типе экономики не существует безработицы, устанавливаются низкие цены на товары повседневного спроса, гарантирована заработная плата. В годы Великой отечественной войны именно то, что экономика нашей страны была командно-административной, позволило очень быстро перестроить ее на военный лад.

В большинстве стран мира экономическая модель сейчас смешанная. В ее основе лежит рыночная система, но государство при этом использует различные формы регулирования экономики, в основном правовые и через налоговое законодательство. Виды собственности частная и государственная взаимодействуют друг с другом. В разных странах соотношение отличается - где-то частный сектор имеет преимущество, где-то государственный.

§ 3 Краткие итоги по теме урока

Итак, задачей экономической системы является эффективно использовать имеющиеся ограниченные экономические и природные ресурсы. Любая экономическая система решает доступными ей способами главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.

Список использованной литературы:

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 8 кл. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.– М.: Просвещение.
  2. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.
  3. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.
  4. Словарь терминов и понятий по обществознанию /автор – составитель А. М. Лопухов.- М.: Айрис-пресс.
  5. С.В. Краюшкина Тесты по обществознанию: к учебнику «Обществознание. 8 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и Н.И. Городецкой/ С.В.Краюшкина.-М.: Издательство «Экзамен».

Использованные изображения:

Конспект урока по обществознанию

Тема: Типы экономических систем

8 класс.

Учитель истории и обществознания

МБОУ « СОШ с. Красноармейское

Калининского района Саратовской области

Никитина Е.В.

2015

Тема урока : Типы экономических систем.

Цель урока : раскрыть понятие «экономическая система», рассмотреть особенности основных экономических систем.

Основные понятия : экономическая система, командная экономика, рыночная экономика, традиционная экономика.

Оборудование : учебник, рабочие листы, таблица, ИКТ.

Тип урока : Изучение нового материала.

Ход урока:

    Организационный момент.

    План изучения новой темы.

    Экономическая система.

    Характеристика типов экономических систем.

    Главные вопросы экономики.

    Актуализация знаний.

    Что такое экономика? (Это все виды деятельности людей, направленной на создание благ, способных удовлетворить их потребности).

    Какова роль экономики в жизни общества? (Экономика призвана удовлетворять общественные потребности – главным образом, в пище, одежде, жилище, тепле и т.д.)

    Что такое потребности? (это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом)

    Вспомните классификацию потребностей:(физиологические, социальные, духовные)

    Безграничны ли потребности людей? (Да. По мере удовлетворения одних потребностей неизбежно возникают новые и люди совершают выбор в условиях ограниченности ресурсов.)

    Рассказ учителя об экономической системе. Для того чтобы экономика любой страны нормально работала, необходимо найти

способ координировать этот выбор миллионов людей. Разнообразие способов координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным экономическим вопросам зависит от господствующей в обществе формы собственности(кто имеет доступ к экономическим ресурсам), методов принятия экономических решений об организации и распределении благ (стихийно или с помощью приказов, команд), а также методов привлечения людей к экономической деятельности (стимулы и мотивы участия в деятельности). Развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем.

Экономическая система – совокупность организационных способов согласования

экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить? Экономисты выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционную, командную, рыночную. Каждая из них ищет свои подходы к решению главных экономических вопросов и пути распределения ограниченных ресурсов. Ни одна из этих систем не существует в чистом виде, реальная экономика всегда смешанная. Дело в степени влияния той или иной экономической системы.(Рассмотрим таблицу)

Типы экономических систем

Традиционная

Командная

Рыночная

5.Самостоятельная работа :(Приложение 1.)Изучить характеристики экономических систем, и занести в таблицу (задание 1 рабочего листа

Традиционная экономика

В командной экономике

В рыночной экономике ответы на вопросы, что, как и для кого производить, дают покупатели и продавцы совместно. Главный принципиндивидуальный интерес, выгода: покупатели заинтересованы в том, чтобы купить подешевле, продавцы – продать подороже. Главная цель производителей – получить прибыль, т.е. разницу между стоимостью произведенного товара и ценой, по которой его продали. Потребители в свою очередь, ищут лучшие товары по наиболее низкой цене. Рынок разрешает противоречия, существующие между их интересами. На вопрос о том, как производить, отвечают производители и владельцы материальных ресурсов. Работники хотят получать более высокую заработную плату. Владельцы сырьевых ресурсов и капиталов хотят продавать свою продукцию по более высоким ценам. Производители стремятся получить высокие прибыли, а для этого необходимо снизить расходы на производство товаров. Тот, кто найдет наиболее эффективный способ производства, сможет продать свои товары дешевле, чем другие. Люди будут покупать именно их. Другие производители, чтобы сохранить свой бизнес, вынуждены перенимать методы удачливого бизнесмена. Так эффективные способы охватывают целые отрасли. Важнейшими признаками рыночной системы ученые признают: максимальную свободу хозяйственной деятельности, активный учет спроса и предложения, доминирование частной собственности при равноправии видов собственности, свободное ценообразование.

    Задание для обучающихся. 1.Прослушайте стихотворение (используем м/м экран) и ответьте на вопрос: Какой тип экономической системы описан в стихотворении?

Песенка о ярмарке.

Будь ты шериф или ковбой,

Иль золотоискатель,-

Давай отправимся с тобой

На ярмарку приятель!..

Хоть и случается монет

Здесь быстрая утечка,

Но в мире не было и нет

Приятнее местечка.

Тут продается с молотка

Что только захотите-

К примеру, плавки Спартака

И лифчик Нефертити.

Тащи хоть сломанный комод,

Хоть дохлую гиену-

Всегда найдется идиот,

Который спросит цену.

Тут всяк товар необходим

И сбыть его нетрудно,

Тут продается даже дым

С костра Джордано Бруно.

Здесь вы отыщите легко-

Хоть сей продукт и дорог!

Не только птичье молоко,

Но даже птичий творог.

Ну, словом, кто ты там ни будь,

Пусть даже сам Создатель,-

Тебе не вредно заглянуть

На ярмарку, приятель!..

Леонид Филатов.

(Это характерно для рыночной экономики)

2.Проанализируйте ситуации и определите тип экономической системы

(используем экран)

а) В стране W основным богатством считается земля, которая находится в собственности общины. Процесс производства осуществляется в соответствиями с обычаями предков. Всё необходимое для жизни семьи производят в своих собственных хозяйствах. Товарно-денежные отношения не развиты.

(Традиционный тип экономической системы.)

б) В стране N все природные и экономические ресурсы находятся в собственности государства. Вопросы планирования и ценообразования решаются централизованно.

(Командная экономика)

    Закрепление темы. (Работа с заданиями 2-3 в рабочих листах.)

    Домашнее задание: Вопросы на карточках.

    Подведение итогов. Отметки после проверки рабочих листов . (Приложение2)

Приложение 1.

Изучить характеристики экономических систем, и занести в таблицу

( задание 1 рабочего листа ) основные признаки каждой системы.

Традиционная экономика – эта система опирается, прежде всего, на хозяйственный опыт, традиции народа. Именно опыт, традиции подсказывают, что лучше производить в данном месте – рожь или овес, ячмень или пшеницу. Профессиональные навыки передаются от родителей к детям. Сколько и для кого производить, также определяется традицией и обычаями. Новое с трудом проникает в традиционное общество, там господствует натуральное хозяйство. Производство удовлетворяет только внутренние нужды хозяйства. Хозяйство ведется замкнуто. Продукты сразу поступают к потребителю, минуя сферу обмена. Один человек выполняет все виды работ.

В командной экономике основные решения принимаются сверху. Вопрос о том, что и сколько производить, решает государство. Централизованно решается и проблема, как производить (сколько необходимо работников, где размещать производство и др.). От центральной власти зависит также ответ на вопрос: для кого производить? Для командной экономики характерно прямое управление из центра; полный контроль государства за производством и распределением продукции; управление с помощью административных методов.

В рыночной экономике ответы на вопросы, что, как и для кого производить, дают покупатели и продавцы совместно. Главный принцип – индивидуальный интерес, выгода: покупатели заинтересованы в том, чтобы купить подешевле, продавцы – продать подороже. Главная цель производителей – получить прибыль, т.е. разницу между стоимостью произведенного товара и ценой, по которой его продали. Потребители в свою очередь, ищут лучшие товары по наиболее низкой цене. Рынок разрешает противоречия, существующие между их интересами. На вопрос о том, как производить, отвечают производители и владельцы материальных ресурсов. Работники хотят получать более высокую заработную плату. Владельцы сырьевых ресурсов и капиталов хотят продавать свою продукцию по более высоким ценам. Производители стремятся получить высокие прибыли, а для этого необходимо снизить расходы на производство товаров. Тот, кто найдет наиболее эффективный способ производства, сможет продать свои товары дешевле, чем другие. Люди будут покупать именно их. Другие производители, чтобы сохранить свой бизнес, вынуждены перенимать методы удачливого бизнесмена. Так эффективные способы охватывают целые отрасли. Важнейшими признаками рыночной системы ученые признают: максимальную свободу хозяйственной деятельности, активный учет спроса и предложения, доминирование частной собственности при равноправии видов собственности, свободное ценообразование.

Приложение 2

    Используются ли в нашей жизни земледельческие традиции славян?

    Назовите страны, в которых в ХХ в. существовала командная экономика?

    Назовите основные принципы рыночной экономики.

    В какой системе быстрее происходят изменения, экономический рост?

Рабочий лист

«Подготовка к ГИА по обществознанию» - Суждения о косвенных налогах. Практикум. Виды бюджета. Таможенная пошлина. Вклады в банк. Суждения о государственном долге. Налог. Налог на имущество. Финансирование государственных расходов. Подоходный налог. Местные налоги. Статьи дохода. Функции налогов. Признаки налогов. Сдельная форма заработной платы труда.

«Познавательная деятельность на обществознании» - Ряд шагов для создания кейса. Виды учебно-познавательной деятельности. Правда. Представление. Орган службы занятости. Парадокс познания. Кластер в начале урока. Современные технологии. Работа с кейсом. Функции денег. Ощущение. Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний. Урок «Политический статус личности».

«Вопросы по обществознанию» - Понятия. Прожиточный минимум. Дочь. Черты, присущие сословиям. Слова. Социальный статус. Приличествующий уровень жизни. Бедность. Неполные семьи. Практика. Черты сходства. Проверка домашнего задания. Богатые и бедные. Черты, присущие всем социальным группам. Стратификация. Общество. Престиж. Суждения о социальной группе.

«Олимпиада школьников по обществознанию» - Задания базового уровня. Активизация познавательных и творческих способностей. Количество участников. Назовите общее понятие. Социальные условия. Виды заданий. Продавец. Критерии оценивания эссе. Направления работы. Основные этапы подготовки к олимпиаде. Система подготовки учащихся к олимпиаде по обществознанию.

«Программа по обществознанию» - Примерная программа основного общего образования. Место учебного предмета «Обществознание». Характеристика содержания основного общего образования. Единый государственный экзамен – 2011. Разделы. Метапредметные результаты изучения обществознания. Преподавание предметной области «обществознание». Структура примерной программы по обществознанию.

««ГИА по обществознанию» 9 класс» - Задание А5. Экономические системы и собственность. Задание А1. Ограниченность ресурсов. Задание А3. Рыночное равновесие. Обмен – передача участником хозяйственной деятельности благ. Предложение – это желание или намерение продавца. Разделение труда – разделение процесса производства. Система хозяйствования.

Всего в теме 21 презентация