Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Презентация на тему: Экономическая география Франции. Экономика франции. Франция: общая характеристика страны

Экономические районы. Парижский район Ведущий район Франции. Он выделяется своей обрабатывающей промышленностью и интенсивным сельским хозяйством, густой сетью путей сообщения; его жизнь тесно связана с Парижем. Промышленность Большого Парижа дает свыше? промышленной продукции Франции (по стоимости). Большое экономическое значение имеет долина нижней Сены с городами Руан и Гавр – главный выход к морю для Парижского района и крупнейший в районе после Париже сгусток промышленности. Северный район Старый индустриальный район с разносторонней структурой, 1-й район по текстильной промышленности и текстильному машиностроению, производству оборудования для горной промышленности, 2-й район по выплавки чугуна и стали и добычи угля (после Восточного района); национальное значение имеет производство локомотивов и вагонов, серной кислоты и ряда других химикатов, стройматериалов, бумаги, обуви, сахара, пива. Развито трикотажное и кружевное производство. Главная группа текстильных предприятий находится в 3-х слившихся городах – Лилле, Рубе и Туркэне. Основная часть шахт, электростанций, металлургических, химических и машиностроительных заводов размещена на территории угольных бассейнов (центры – Валансьенн, Дуэ, Дене). Выросло значение Дюнкерка – порта и промышленного центра (новые крупные металлургические, судостроительные и нефтеперерабатывающие заводы).

Слайд 18 из презентации «Экономическая география Франции» . Размер архива с презентацией 1319 КБ.

География 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Государство Франция» - Города Франции. Бриссак. Эльза. Нормандия. План. Валансэ. Что принято есть. Трувиль. Карнавал в Ницце. Диснейленд. Провинции Франции. Страсбург. Мода. Кло-Люсе. Замки. Франция. Вдоль пляжа проходит великолепный Английский променад. Шеверни. Все о Франции (города Франции, провинции Франции, культура). Немного истории. Монсоро. Французская культура. Вилландри. Кухня. Ницца. Обычаи и нравы. Юссе. Сульц.

«Темпы урбанизации» - Качество жизни. Мегалополис. Динамика городского населения мира. Уровень урбанизации. Дублин. Особенности урбанизации. Особенности городского образа жизни. Тенденции урбанизации. История появления городов. Основные стадии и уровни урбанизации. Принудительное выселение граждан. Субурбанизация. Агломерации мира. Проблемы городов. Внутренние миграции. Качество жизни в некоторых городах мира. Город. Переселение из села в город.

«Типы природных ресурсов» - Леса и кустарники. Биологические ресурсы. Изменение структуры земельного фонда планеты. Обрабатываемые земли. Необходимость предохранения от оскудения. Земли населённых пунктов, промышленности и транспорта. Уменьшение водоёмкости производственных процессов и сокращение безвозвратных потерь воды. Малопродуктивные и непродуктивные земли (болота, пустыни и ледники). Расширение земель. Приведите примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных ресурсами пресной воды.

«Выживание в тайге» - Что делать. Ориентировка. Ориентировка в зимнее время. Опасности. Устройство костров. Препятствия. Расположение тайги. Укрытия. Места для костров. Фауна. Флора. Выживание в тайге.

«География «Населения мира» 10 класс» - Ведущие идеи. Улыбка творит чудеса. Преобладание женщин в структуре населения пожилого возраста. Возраст является главным критерием. Возрастной и половой состав населения мира. Основные понятия. Алжир. Этнолингвистический состав. Страны с высоким уровнем образования. Страны делят на три группы. География населения. Навыки и умения. Где узнать больше. Проверь себя. Минута релаксации. Три мировые религии.

«Минеральные ресурсы мира» - Перерабатывающие предприятия. Мировые природные ресурсы. Причины истощения минеральных ресурсов. Рациональное использование минеральных ресурсов. Обстановка на мировых рынках. Создание антропогенных форм рельефа. Пути и методы рационального использования. Меры по сбережению минеральных ресурсов. Классификация минеральных ресурсов. Обеспеченность стран мира. Вещества, которые не находят применения.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Франция

Химии. велико производство удобрений: азотных, фосфатных, калийных. Важные позиции в химической промышленности занимают , пластмассы), «Мишлен» (резинотехнические изделия), «Сен-Гобен», «Пешине-Южин-Кюльман». Главные центры химической промышленности – Париж, Лион, районы Гавр Марсель.

5. Легкая промышленность

Имеют крупные масштабы производства. В текстильной и швейной промышленности занято 0,7 млн. человек в 1973 году. Франция дает около 5% мирового производства текстильных изделий. Текстильная, как и другие отрасли промышленности, в послевоенный период произвела перестройку внутриотраслевой структуры, что вызвано более широким применением искусственных и синтетических волокон. Основные районы текстильной промышленности: Северный (Рубе, Туркуэн, Лилль, Арматьер и другие) – шерстяная, хлопчатобумажная, джутовая; Вогезы и южная часть Эльзаса (Мюлуз, Эпиналь) – хлопчатобумажная промышленность; Лионский район – производство тканей из химического волокна. Большое значение имеет трикотажное производство (Париж, Труа). Главный центр выпуска одежды и галантереи – «законодатель мод» Париж. Франция занимает одно из первых мест в мире по выпуску кожаной обуви (205 млн. пар, 1975 год).

Пищевая промышленность, как и текстильная, имеет относительно медленные темпы роста. Однако в этой отрасли происходят глубокие структурные преобразования: переход от полуремесленного, мелкокапиталистического производства к современному крупному капиталистическому. Известную роль в этом процессе сыграл иностранный, главным образом американский, капитал (преимущественно в производстве варенья, сухарей, сгущенного молока, крахмала, специй, продуктов животного происхождения и многого другого). Наиболее активны в пищевой промышленности американские фирмы «Дженерал Фудс», «Дженерал Милс», «Консалидейтед Фуд», «Грейс», «Борден», международные фирмы «Юнилевер» и «Нестле». Пищевая промышленность наиболее распылена в производственном отношении и представлена многочисленными отраслями. Франция – классическая страна виноделия (в 1975 году произведено 6,7 млн. тонн виноградных вин); вина Жиронды (центр г. Бордо), Шампани, Бургундии, коньяки и ликеры пользуются мировой известностью. В числе других отраслей пищевой промышленности Франции – мукомольная, мясо-, молочно-, рыбо-, плодоконсервная, сахарная.

География сельского хозяйства

Сельское хозяйство Франции развивается в условиях обострения аграрного кризиса, вызванного преимущественного жесткой конкуренцией на рынке продовольствия стран Европейского экономического Сообщества.

Растениеводство

Усилилась капиталистическая концентрация сельскохозяйственного производства, выросла его техническая оснащенность (например, за 1950-74 гг. парк тракторов увеличился со 139 тыс. до 1337 тыс., парк зерновых комбайнов - с 5 до 151 тыс.), потребление минеральных удобрений выросло в 6 раз, повысилась урожайность культур и продуктивность скота. Этому способствовали как научно-техническая революция, так и государственно-монополистическая политика, направленная на достижение так называемой «максимальной рентабельности капитала» (закон 1960 года), стимулирование индустриализации сельскохозяйственного производства в целях завоевания рынка ЕЭС. Государство активно поддерживает крупные хозяйства, предоставляет им кредиты и субсидии, а также налоговые льготы и т.д., расходует значительные средства на регулирование цен и сбыт продукции, на развитие сельскохозяйственной науки, на землеустройство. Ускорилось разорение земель, мелких, так называемых нерентабельных хозяйств; за 1956-74 гг. их число сократилось на 1 млн., т.е. на 44%, а средняя площадь одного хозяйства увеличилась с 14 до 23 га. Распространение получили капиталистическая аренда земли (55% сельскохозяйственной площади обрабатывается арендаторами, 1967 год), снабженческо-сбытовая и перерабатывающая кооперация. Однако в сельском хозяйстве Франции численно преобладают мелкие и средние хозяйства, хоть основные площади находятся в крупных хозяйствах, которые широко применяют наемную рабочую силу (из 2,3 млн. человек занятых в сельском хозяйстве, 0,4 млн. – наемные рабочие, 1974 год) и дают основную массу товарной продукции.

Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 2/3 территории Франции (35,5 млн. га в 1973 году); все более уменьшается доля пашни и растут площади, покрытые травами, что вязано с усилением животноводческой специализации сельского хозяйства. Пашня занимает 16,8 млн. га, многолетние насаждения – 2,2 млн. га (виноградники и сады), пастбища и сенокосы – 13,9 млн. га, под лесом 14,5 млн. га (1975 год). Структура сельского хозяйства по стоимости продукции в %: растениеводство 43,3, в том числе зерновые 16,0, овощи и фрукты 9,0, виноград (на вино) 8,5; животноводство 56,7, в том числе производство мяса 26,1, молока 18,6, битой птицы и яиц 7,7. Растениеводство среднеевропейского и среднеземноморско-субтропического типов. По сборам зерновых Франция среди капиталистических стран уступает только США, Индии и Канаде. Главная зерновая культура – пшеница (около Ѕ всего сбора зерна), основной район ее производства – низменность на севере страны. Выросло значение кукурузы и ячменя; в дельте Роны – рисоводство.

Посевы сахарной свеклы, как и сахарные заводы, сосредоточены на севере. Из-за уменьшения продовольственного использования теряет свое значение картофель. Важное значение имеет виноградарство (1-е в мире по сбору винограда). Основная часть урожая используется для производства вина, из-за перепроизводства вина проводится политика ограничения виноградарства. Виноградники распространены почти повсеместно (за исключением северных районов Франции). Главные районы производства винограда и виноделия: провинции Лангедок, Шампань, Бургундия, Турен, район г. Бордо, Гасконь. В южных районах распространена культура оливы (1,8 тыс. тонн оливкового масла в 1974 году). Производство овощей и фруктов развито повсеместно. Эти отрасли служат основой хозяйства многих районов (долины рек Рона, Гаронна и Луары, провинции Руссильон, северное побережье провинции Бретань), снабжающих овощами и фруктами города и промышленные районы, в первую очередь Париж. Основная продукция плодовых – яблоки (сбор 3,5 млн. тонн в 1973 год, из которых свыше 40% пошло на изготовление сидра), груши, персики, цитрусовые (о. Корсика).

Площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур

Животноводство

Имеет мясомолочное направление, усилилось значение свиноводства и птицеводства. По производству мяса Франция уступает в Западной Европе только ФРГ, а по производству молока занимает 1-е место. Разведение крупного рогатого скота особенно развито на северо-западе и в горных районах на альпийских пастбищах; свиноводство – в Бретани, Эльзасе, на севере и юге западе – в районе, где кукуруза или картофель, а также отходы пищевой промышленности служат кормовой базой. Овцеводство сохраняет значение главным образом на юге Центрального массива Франции и в Южных Альпах. В Парижском и Северном районах интенсивность животноводства выше, чем в других районах. Удойность коров (в среднем за год) 2808 кг.

3. Лесное хозяйство

Основная часть лесов (72% лесопокрытой площади в 1975 году) принадлежит частному сектору, меньшая – коммунам (17%) и государству (11%). Заготовка древесины 31,3 млн. плотных м 3 (1974 год).

Рыболоводство

Главный район лова – Атлантический океан. Улов рыбы 806 тыс. тонн (1974 год). Главные рыболовные порты – Булонь и Лорьян, Ла-Рошель. Устричный промысел (до 70% мирового сбора устриц).

Внешняя торговля

Объем внешнеторгового оборота Франции за годы после 2-й мировой войны существенно увеличился; по размерам экспорта и импорта Франция среди капиталистических стран уступает лишь США, ФРГ и Японии. В экспорте капиталистических стран доля Франции составила (1975 год) свыше 6,9%, импорта – свыше 6,7%. На мировом рынке Франции принадлежит видная роль экспортера машинного оборудования и транспортных средств (автомобили, суда, самолеты) – около 30% стоимости экспорта в 1974 и свыше 40% в 1975 году, продуктов сельского хозяйства (зерно, скот, молочные продукты, вина) – 19% (15% в 1975 году), а также черных металлов и алюминия, химикатов, изделий легкой промышленности. Основные статьи импорта: машины и оборудование, целлюлоза, каменный уголь, нефть, цветные металлы, хлопок, шерсть, древесина, хвойных и тропических пород.

Около Ѕ внешнеторгового оборота Франции приходится на страны ЕЭС; главный торговый партнер Франции – ФРГ, торговля с которой, как и США, ведется с большим пассивом. Растет торговля Франции с бывшими социалистическими странами, в том числе с Россией. В начале 1970-х гг. французское правительство приняло меры по улучшению торгового и платежного балансов (программы экономии топлива и сокращения импорта нефти; кредиты для расширения производства экспортных товаров и т.д.). В результате внешнеторговый баланс Франции в некоторые годы сводился с активным сальдо, однако платежный баланс обычно сводился с дефицитом вследствие значительных расходов на фрахт, иностранные патенты, транспорт, денежные переводы иностранных рабочих за границу. Платежный баланс в млрд. франков: - 3,0 в 1973, - 28,7 в 1974, - 0,3 в 1974 году, - 27,5 в 1976 году.

Советско-французская торговля развивается на основе долгосрочных межправительственных соглашений об экономическом, техническом, промышленном сотрудничестве, широко используются сделки на компенсационной основе. В 1975 году была принята Декларация о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества между Францией и Россией, подписаны соглашения о сотрудничестве в области энергетики, авиационной промышленности и гражданской авиации в области туризма. В 1977 году была достигнута договоренность о разработке новой долгосрочной программы углубления советско-французского сотрудничества в области экономики и промышленности на период до 1990 года. Франция ввозит из России главным образом жидкое топливо, лесоматериалы, хлопок, подсолнечное масло и другие потребительские товары, станки и машины, прокат черных м
еталлов, изделия легкой и пищевой промышленности. В 1976 году товарооборот между Францией и Россией оценивался в 1,7 млрд. рублей.

Франция является одним из главных районов международного туризма. Ежегодно страну посещает 10-15 млн. иностранных туристов. Валютные поступления от иностранного туризма;3,2 млрд. (1975 год). Денежная единица – франк (FF).


География транспорта

Транспортная сеть имеет радиальную конфигурацию с единым центром – Парижем. Доля отдельных видов транспорта во внутреннем грузообороте (т/км, в %): железнодорожного 34,9. автомобильного 36,7, внутреннего водного 6,9, морского каботажа 3,9, трубопроводного 17,6 (1972 год). Перевозки пассажиров (км, в %): железнодорожным транспортом 12,6, автомобильным 82,8, водным 0,2, морским 0,5, воздушным 3,9 (1972 год). Длина железнодорожной сети общего пользования 34,3 тыс. км., в том числе 27,2% электрифицированы (1975 год). Франция занимает одно из первых мест мире по протяженности автодорог (длина 1479 тыс. км; 1975 год) и величина автопарка (17,8 млн. машин, в том числе 14,5 млн. легковых, 1974). Важнейшая автострада – Лилль-Париж-Лион-Марсель. Длина внутренних водных путей 7,2 тыс. км. (в том числе 4,7 тыс. км. каналов, 1973 год). Главные водные магистрали – Сена (которая через Уазу и Северный канал связана с Северным районом, а через Марну и канал Марна-Рейн – с Лотарингией и Эльзасам) и канализованная р. Мозель (путь для экспорта лотарингской руды и металла и импорта угля и кокса); на эти пути приходится свыше 4/5 перевозок. Осуществляются работы по реконструкции системы каналов Рона-Рейн. Главные речные порты: Париж, Страсбург, Руан, Лилль. После 2-й мировой войны 1939-1945 гг. началбыстро развиваться трубопроводный транспорт (протяженность сети 5231 км, 1974 год), важнейшие трубопроводы: нефтепровод Марсель-Лион-Страсбург-Карлструэ (ФРГ), продуктопровод – Гавр-Париж, газопроводы, соединяющие месторождения Лак и в Нидерландах с Парижем, Лионом и другими городами.

Во внешних связях велика роль морского торгового флота (тоннаж 8,5 млн. брутто рег. тонн в 1975, в том числе свыше Ѕ тоннажа –танкеры) и авиатранспорта. Общий грузооборот морских портов 306 млн. тонн в 1074 году. 2/3 объема морских перевозок приходится на 2 порта – Марсель и Гавр со спутникам (соответственно 109 млн. тонн и 84 млн. тонн), сооружены новые порты – Фос-сюр-Мер (район Марселя) и Антифер (у Гавра); другие крупные морские порты: Дюнкерг, Кант, Бордо, Руан, Кале, Булонь. Главные аэропорты в Париже (Орш, Бурже, Шарль де Голль) перевезли 17,3 млн. пассажиров.

Экономические районы

Межрайонные диспропорции в экономическом развитии выдвигают государственную проблему более равномерного размещения производства, в чстности вопросы децентрализации (например, ограничение роста Парижа и другие) и подъема хозяйства в «критических зонах», резко отстающих по уровню и темпам развития, с хронической безработицей и оттоком населения. Для решения общегосударственных территориально-хозяйственных проблем страна разделена была (в 1956 году Генеральным комиссариатом по планированию при Совете Министров Франции) на 22 плановых района (от 2 до 8 департаментов в каждом), а позже (в 1971-1975) на базе этих районов были выделены генеральные зоны экономических исследований и планировки территорий или крупные экономические районы.

1. Парижский район

Ведущий район Франции. Он выделяется своей обрабатывающей промышленностью и интенсивным сельским хозяйством, густой сетью путей сообщения; его жизнь тесно связана с Парижем. Промышленность Большого Парижа дает свыше ј промышленной продукции Франции (по стоимости). Большое экономисекое значение имеет долина нижней Сены с городами Руан и Гавр – главный выход к морю для Парижского района и крупнейший в районе после Париже сгусток промышленности.

Северный район

Старый индустриальный район с разносторонней структурой, 1-й район по текстильной промышленности и текстильному машиностроению, производству оборудования для горной промышленности, 2-й район по выплавки чугуна и стали и добычи угля (после
Восточного района); национальное значение имеет производство локомотивов и вагонов, серной кислоты и ряда других химикатов, стройматериалов, бумаги, обуви, сахара, пива. Развито трикотажное и кружевное производство. Главная группа текстильных предприятий находится в 3-х слившихся городах – Лилле, Рубе и Туркэне. Основная часть шахт, электростанций, металлургических, химических и машиностроительных заводов размещена на территории угольных бассейнов (центры – Валансьенн, Дуэ, Дене). Выросло значение Дюнкерка – порта и промышленного центра (новые крупные металлургические, судостроительные и нефтеперерабатывающие заводы).

Восточный район

Главный металлургический район Франции (Лотарингия). Тяжелая промышленность выросла на основе использования местной железной руды, угля, калийной и каменной соли. Металлургические заводы размещены в основном по берегам рек Мозель, Орн, Фенн, Шьер (города Тионвиль, Лонгви, Айанж и др.). Вогёзы и Эльзас – главные районы хлопчатобумажной промышленности Франции (около Ѕ производства). Вогёзы – крупный поставщик древесины и бумаги. Крупнейший город района Страсбург – столица Эльзаса, порт и промышленный центр на Рейне. В промышленности Франш-Конте – автомобилестроение (заводы «Пежо» в Сошо-Монбельяр), производство часов, изделий точной механики (Безансон). Другие крупные промышленные центры – Канси, Мюлуз, Бельфор.

Лионский район

П
ромышленный район, занимает 3-е место во Франции после Парижского и Западного районов по числу жителей и 2-е (после Парижского) по объему промышленного производства. Основные отрасли промышленности: гидроэнергетика, металлургия (качественной, специальной стали, алюминия – 1-е место во Франции),
машиностроение, химия (особенно промышленность органического синтеза в окрестностях Мюна. резиновые заводы Клермон-Феррана), текстильное (1/2 национального производства тканей из химического волокна), пищевое, кожевенно-обувное производство, производство спортивного инвентаря. Курорты на базе минеральных источников (Виши, Эвисан и другие); в Альпах – альпинизм, туризм, базы зимнего спорта. Главные города – Лион, Сент-Этьенн, Гренобль, Клермон-Ферран.

5. Западный район

П
ромышленно-аграрный, с развитым животноводством. В долинах рек Луара и Шаранта много садов и виноградников (производство коньяков в городе Коньяк). Добыча железных и урановых руд. Рыболоводство переработка рыбы, устричный промысел. Промышленный потенциал района с конца 50-х гг. заметно вырос в результате государственно-монополистической политики децентрализации и подъема аграрных районов. Самый крупный город, промышленный узел и центр тяготения для большей части района – Кант.

6. Юго-Западный район

П
ромышленно-аграрный район занимает главным образом Аквитанскую низменность с примыкающими к ней склонами Пиренеев и юго-западной частью Центрального массива. Район имеет значительные сырьевые ресурсы; занимает 1-е место во Франции по добыче газа (Лак) и нефти (Парантис), лесозаготовкам (в Ландах). Развита авиаракетная промышленность (Тулуза, Бордо), отдельные предприятия алюминиевой, химической и пищевой промышленности. В Пиренеях, вблизи ГЭС, размещены энергоемкие отрасли металлургической и химической промышленности. В ряде департаментов основная часть жителей занята в сельском хозяйстве, виноградарстве. Бордо и Тулуза – промышленные и торгово-транспортные центры района.

7. Среднеземноморский район

Промышленно-аграрный и курортный район. С начала 60-х гг. население быстро растет. Интенсивное высокотоварное сельское хозяйство, специализированное на производство винограда, овощей фруктов, в горах – на овцеводстве. Развита пищевая промышленность. Выдающееся значение в экономике района имеют курорты (Французская Ривьера с центрами в Ницце и Канне, новые курорты на берегах Лангедока) и портово-промышленный комплекс Марселя (города-спутники, порты – Бер, Лавера, Фоссюр-Мер и другие) с нефтеперерабатывающей, нефтехимической, металлургической (Фос), судостроительной, авиационной, пищевой промышленностью.



Охрана окружающей среды.

География отдыха и туризма

Во Франции свыше 3000 охраняемых территорий (1975 год). Значительное число заповедников или национальных парков сосредоточено в горах (например, национальные парки Вануаз и Пельву в Альмах, заповедник Кеувель в Перинеях). Имеются заповедники, в которых охраняются преимущественно птицы (например, Камарг в дельте Роны – фламинго, утки, чайки, кулики; Ле-Сет-Иль на островах северо-запада страны – чистики, чайки, бакланы, кулики).

Парижский бассейн – всхолмленная равнина с умеренно влажным климатом, густой сетью полноводных рек, значительными площадями сельскохозяйственных полей на месте сведенных широколиственных лесов.

Армориканская возвышенность – холмы и низкогорье с влажным климатом, вторичными кустарниковыми зарослями и лугами, небольшими массивами широколиственных лесов, пашнями и фруктовыми садами.

Аквитания – всхолмленная равнина с широким распространением аллювиальных отложений, теплым влажным климатом, крупными массивами сосновых лесов на западе, широколиственных лесов в сочетании с виноградниками и садами на востоке.

Центральный французский массив – среднегорья с влажным климатом, горными широколиственными и хвойными лесами, пустошами, горными пастбищами.

Вогезы – среднегорья с влажным климатом, крупными массивами еловопихтовых лесов.

Лангедокская и Ронская низменности – плоские, местами сильно заболоченные равнины со среднеземноморским климатом, чередованием субтропических кустарников, лесов и возделанных земель.

Пиренеи – высокогорья с влажным преиущественно умеренным климтом, полноводными реками, широколиственными и хвойными лесами, высокой поясностью ландшафтов.

Корсика – наиболее выраженные во Франции среднеземноморски ландшафты.

Кроссворд


Ф

И Н И С Т Е Р


Р

Б Е Т А Н Ь


А

Ф Л Н Д Р И Я


Н

А В И Ь О Н


Ц

Ш В Е Й А Р И Я


И

Л О Т А Р Н Г И Я


Я

Б У Р Г У Н Д И




Используемая литература

    Большая Советская Энциклопедия: Т.28.- М.,1978

    Энциклопедия для юношества

Франция имеет современную высокоразвитую постиндустриальную экономику .

Традиционная особенность французской экономической политики - большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях - нефтегазовой промышленности, транспорте. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а индикативный характер (намеченные показатели не являются нормативными для частных предприятий). Велика доля в экономике иностранного капитала (промышленность до 40 %, недвижимость около 27,5 %, торговая деятельность - 20 %, сфера услуг - 9 %). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %).

Франция располагает самой развитой в Европе сетью железных дорог. С 1981 года большинство городов связаны между собой сеть высокоскоростных магистралей, такая же ветка проложена в тоннеле под проливом Ла-Манш. Степень социальной защиты населения одна из самых высоких в мире.

Существенную часть ВВП даёт промышленное производство - 20 %, оно обеспечивает более 30 % рабочих мест, 40 % инвестиций. Франция располагает значительными запасами полезных ископаемых: железных и урановых руд, бокситов, калийных солей и др. Это создаёт базу для горнодобывающей и тяжёлой промышленности. По уровню развития цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых рейтингах, по выплавке стали находится на третьем месте в Западной Европе. Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (десятое место в мире по выпуску автомобилей), пищевая (по объёму экспортирования на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая. Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Одна из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики: свыше 75 % энергии получают на АЭС.

В числе основных продуктов машиностроения - автомобилестроение, электротехническое и электронное (телевизоры, стиральные машины и другое), авиационное, судостроение (танкеры, морские паромы) и станкостроение. Франция - один из крупнейших в мире производителей химической и нефтехимической продукции (в том числе каустической соды, синтетического каучука, пластмасс, минеральных удобрений, фармацевтических товаров и другого), чёрных и цветных (алюминий, свинец и цинк) металлов. Большой известностью на мировом рынке пользуются французская одежда, обувь, ювелирные предмета торговли, парфюмерия и косметика, коньяки, сыры (производится около 400 сортов).

Сельское хозяйство является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его - частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние. По объёму произведенной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады. Это крупнейший европейский производитель пшеницы, сливочного масла, говядины, сыров (более 400 сортов). Более 50 % продукции даёт животноводство (скотоводство). Традиционно высока доля вин в экспорте. Французские фермеры являются главными противниками внедрения генетически изменённой продукции в Европе, так как французская продукция традиционно высоко ценится из-за качества.

    Экономические районы. Парижский район . Ведущий район Франции. Он выделяется своей обрабатывающей промышленностью и интенсивным сельским хозяйством, густой сетью путей сообщения; его жизнь тесно связана с Парижем.

    Северный район . Старый индустриальный район с разносторонней структурой, 1-й район по текстильной промышленности и текстильному машиностроению, производству оборудования для горной промышленности, 2-й район по выплавки чугуна и стали и добычи угля; национальное значение имеет производство локомотивов и вагонов, серной кислоты и ряда других химикатов, стройматериалов, бумаги, обуви, сахара, пива.

    Восточный район . Главный металлургический район Франции (Лотарингия). Тяжелая промышленность выросла на основе использования местной железной руды, угля, калийной и каменной соли. Крупнейший город района Страсбург – столица Эльзаса, порт и промышленный центр на Рейне. В промышленности Франш-Конте – автомобилестроение (заводы «Пежо» в Сошо-Монбельяр), производство часов, изделий точной механики (Безансон).

    Лионский район . Промышленный район, занимает 3-е место во Франции после Парижского и Западного районов по числу жителей и 2-е (после Парижского) по объему промышленного производства. Основные отрасли промышленности: гидроэнергетика, металлургия (качественной, специальной стали, алюминия – 1- е место во Франции), машиностроение, химия. Курорты на базе минеральных источников (Виши, Эвисан и другие); в Альпах – альпинизм, туризм, базы зимнего спорта.

Средняя общеобразовательная

школа № 91, ЦАО

Реферат на тему:

Экономическая география Франции.

Проверила: Выполнила:

Учитель ученица 9-го класса «Б»

Котик Татьяна Логинова Мария Андреевна

Владимировна

Москва 2004
I. Визитная карточка страны 1. Экономико-географическая дифференциация . · Географическое положение. · Размер территории · Численность населения · 2. Политическая дифференциация. · · · Независимость государства. 3. Социальная дифференциация . · По качеству жизни. · По уровню жизни. · 4 . Экономическая дифференциация · Степень влияния на мировую экономику. ·
1. …К соседним странам. 2. . 3. 4. 5. III. Характетистика природных ресурсов. 1. 2. Водные и лесные ресурсы. 3. Оценка природных ресурсов для развития промышленности. 4. Рельеф территории и его влияние на размещение сельского хозяйства. 5. Агро-климатические ресурсы. 6. Почвенно-растительные ресурсы. 7. Оценка природных ресурсов для развития сельского хозяйства. 8. Черты рационального и нерационального природопользования. IV. Характеристика населения. 1. Плотность населения 2. Особенности миграций. 3. Темпы и уровни урбанизации. 4. Агломерации и главные города
V. Характеристика промышленности. 1. Специализация страны, основные центры. 2. Главные промышленные районы. 3. Зависимость страны от экспорта и импорта промышленной продукции.

VI. Характеристика сельского хозяйства

1. Специализация страны. 2. Основные районы. 3. Зависимость страны от экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции. 4. Особенности аграрных отношений.

VII.Характеристика инфраструктуры

1. Транспорт 2. Туризм. 3. Образование

VIII. Главные экономические районы.

IX. Роль и география внешних экономических связей.

Список литературы

I. Визитная карточка страны

1. Экономико-географическая дифференциация.

· Географическое положение.

Французская республика-государство в Западной Европе. На западе и севере территория Франции омывается водами Атлантического океана и пролива Ла-Манш, на юге - Средиземным морем, поэтому морские границы Франции могут быть условно разделены на три части. Это - побережье Средиземноморья, прибрежная полоса Бискайского залива и Атлантики и берега пролива Ла-Манш. Благодаря значительному протяжению своих морских границ Франция имеет 11 млн. кв. км эксклюзивной экономической зоны. На юго-западе Пиренеи отделяют французские рубежи от Испании. На юго-востоке Франция имеет общую границу с Италией. Горные массивы Альп и Юра создают естественную преграду на востоке. Здесь Франция граничит со Швейцарией, Германией, Люксембургом и Бельгией. Частью французской территории является остров Корсика. Обширны заморские территории республики. К ним относится ряд островов в Тихом океане: Новая Каледония (находится в Меланезии, общая площадь -19 тыс. км), с 1853 г. - объявлена французским владением, в 1864-1896 гг. была местом ссылки на каторгу; и Французская Полинезия (находится в центральной части Тихого океана, общая площадь- 4 тыс. кв. км). Две другие заморские территории Франции представляют Уоллис и Футуна, а также Южные земли и Французская Антарктика.

· Размер территории

Территория Франции занимает 543 965 кв. км.

· Численность населения

Во Франции проживает около 59 млн. человек.

· Особенности этнического состава.

На территории Франции преобладает народность Индоевропейской семьи Романской группы- Французы. В районе Бискайского залива, у границы с Испанией проживают баски, народность Койсанской группы Нило-Сахарской семьи. На самой западной оконечности Франции находится место проживания Брестонцев, Кельтская группа Индоевропейской семьи.

4. Политическая дифференциация.

· Форма государственного устройства.

Франция – унитарное государство.

· Форма правления и государственного режима.

Это республика. Главой государства является президент, главой правительства- премьер-министр. Законодательный орган-парламент, который состоит из Сената и Национального собрания.

· Независимость государства.

Франция – независимое государство, под юрисдикцией которого находятся: Геюньон (Африка), Сан-Пьер и Микелон, Гвиана, Мартиника, Гваделупа (Америка), Вануату, Новая Каледония (Океания).

5. Социальная дифференциация.

· По качеству жизни.

Средний годовой темп роста ВНП на душу населения составляет 1,5%.

· По уровню жизни.

Ранг по ВНП на душу населения – 13$ по ППС.

· По индексу человеческого развития.

4. Экономическая дифференциация.

· Степень влияния на мировую экономику.

В 1997 году во Франции было произведено промышленной продукции на 260 млн $, что составляло 3% к мировому производству. Это экономически высокоразвитая страна.

· Показатели ВВП в год на человека.

Франция входит в «Большую семерку». ВВП таких стран составляет 20-30 тысяч $. Ее ВНП составляет 23 470 $.

II. Экономико-географическое положение. Положение по отношению…

6. …К соседним странам.

Франция имеет сухопутные границы с Бельгией, Люксембургом, Германией, Андоррой, Швейцарией, Италией, Испанией и Монако, а также морские с Великобританией. Франция является государством Центральной Европы. Конфликтов с соседями не наблюдается.

7. …К главным сухопутным и морским транспортным путям .

Один из крупнейших портов Зарубежной Европы – Марсель – находится во Франции. Множество транспортных путей проходят через Францию.

8. …К главным топливно-сырьевым базам.

Один из главных (в Европе) центров добычи железной руды – Лотарингия – находится во Франции. На юге находится один из главных европейских источников нефти. Центры добычи каменного угля (Рурский бассейн, ФРГ), руд цветных металлов (Италия, Испания, ФРГ) располагаются в соседних странах.

9. …К главным промышленным и сельскохозяйственным районам.

Франция – один из районов наиболее интенсивного сельскохозяйственного производства. Здесь ведется зерновое хозяйство и животноводство (на большей части территории). В соседних странах, за исключением Испании, также находятся районы наиболее интенсивного сельскохозяйственного производства. Занимает достаточно высокие позиции в промышленном производстве, уровень соседей близок (у южных ниже).

10. …К главным районам сбыта продукции.

Один из главных районов сбыта продукции – США, находится достаточно далеко от Франции, но Другие страны Зарубежной Европы также являются потребителями. По отношению к ним Франция расположена очень удобно.

X. Характеристика природных ресурсов.

9. Величина запасов и размещение полезных ископаемых.

Во Франции находятся одни из главных (в Европе) центров добычи железной руды (Лотарингия) и нефти (южный бассейн между Бордо и Тулузой). Также на северо-западе находится бассейн каменного угля Нор-па-де-Кале, только не очень крупный. На северо-востоке Франции принадлежит часть небольшого Саарско-Лотарингского бассейна каменного угля. Имеются 3 месторождения урановых руд (в южной половине страны), одно – железной руды (Сумон), одно – калийных солей (рядом г. Берн), 2 (Ла-Рукет и Сен-Жюльен) – алюминиевых руд.

Франция – одна из крупнейших экономически развитых стран мира, крупнейший в Европе производитель и экспортер сельскохозяйственной продукции, она занимает четвертое место в мире по экспорту промышленных товаров. В формировании валового внутреннего продукта (ВВП) Франции доминирует сфера услуг. Большую роль играют поступления от внешней торговли и туризма. В 1996 доход на душу населения составил 26 323 долл. По этому показателю Франция занимает 12-е место среди промышленно развитых стран мира. В том же году ВВП оценивался в 1,5 млрд. долл.

С начала 1950-х вплоть до начала 1970-х годов среднегодовой прирост ВВП составлял более 5% (среди крупных экономических держав этот показатель был выше только в Японии). Отчасти это объясняется быстрым увеличением численности населения и расширением внутреннего рынка. Однако в результате последовавшего спада в экономике темпы роста ВВП за 1970–1990 снизились наполовину, а с начала 1990-х годов происходит дальнейшее его снижение.

Основные экономические районы.

Экономическая деятельность в пределах страны распределяется неравномерно. Самый большой контраст существует между Большим Парижем и остальной частью страны. Свыше 20% работающих заняты в Париже и его пригородах, на долю которых приходится всего 2,2% территории Франции. Этот же район производит более 27% доходов и является крупнейшим центром рабочих мест высшей квалификации и головных офисов компаний. Эта диспропорция между столицей и провинциальной Францией способствовала появлению многочисленных планов снижения чрезмерной концентрации в столице промышленных предприятий и учреждений культуры. Некоторые успехи были достигнуты в области децентрализации традиционной промышленности и административной деятельности.
Главенство Парижа традиционно рассматривалось в составе наиболее развитой в индустриальном отношении и урбанизированной восточной Франции, а менее развитые районы расположены к западу от условной линии, следующей от эстуария Сены до дельты Роны. Однако в настоящее время эти контрасты несколько сгладились. Разделение на Север и Юг стало заметно после того, как в структуре населения и в экономике произошли сдвиги, благоприятствовавшие экономическому расцвету южных районов Франции. В Провансе, Лангедоке, долине р.Роны и Приморских Альпах численность населения и число рабочих мест увеличились, тогда как на обширной территории северной Франции произошло свертывание угольной, металлургической и текстильной промышленности.

Занятость.

В 1998 численность трудоспособного населения Франции составляла более 25,8 млн. человек. Впервые она стала быстро расти в начале 1960-х годов, когда поколение детей, родившихся в период послевоенного увеличения рождаемости, достигло работоспособного возраста. На это же время пришелся рост иммиграции и увеличение занятости среди женщин. С начала 1980-х годов темпы роста трудовых ресурсов замедлились и в 1990–1993 в среднем составляли всего 0,3% в год (в 1966–1980 – 0,9% в год). Иммиграция иностранных рабочих практически прекратилась, а многие молодые люди, чтобы отложить поиск работы, продолжали обучение. Кроме того, люди значительно раньше, чем прежде, стали уходить на пенсию.

Общее число занятых не отставало от роста численности трудоспособного населения и постоянно росло до первого международного нефтяного кризиса 1973. Затем, исключая краткий период роста в конце 1980-х годов, число занятых оставалось на одном уровне. Число рабочих мест не соответствовало численности трудоспособного населения, что привело к значительному росту уровня безработицы. В 1975 только 4,1% трудоспособного населения было безработным, а к 1998 их доля составила 11,8%. В 1998 в стране насчитывалось 22,7 млн. занятых.

Ситуация с занятостью существенно различается в трех главных секторах экономики. В послевоенное время занятость в первичном секторе (сельское, лесное и рыбное хозяйство) постоянно уменьшалась и в 1996 составляла лишь 4,6% от общего числа занятых. Из-за экономического спада и автоматизации труда занятость во вторичном секторе (промышленность, строительство) снижалась. В 1996 в этом секторе работали 25,9% всех занятых, тогда как в конце 1960-х годов – 40%. Однако быстро росло число рабочих мест в сфере обслуживания, в 1996 здесь работало 69,5% всех занятых.

В 1998 женщины составляли 44% всех занятых, а число рабочих мест для мужчин из-за спада в тяжелой промышленности сократилось. Рост числа рабочих мест с неполной рабочей неделей позволил найти работу женщинам, особенно имеющим детей. Чтобы сократить расходы и повысить свою конкурентоспособность, фирмы стали чаще прибегать к использованию кадров, работающих неполный рабочий день. В 1998 частично занятыми были 31,6% работающих женщин и 5,6% мужчин. Увеличилось также число временных рабочих. В целом во Франции, как и в других развитых странах, в 1990-е годы число постоянных рабочих мест сократилось.

Горнодобывающая промышленность. За последние десятилетия объем добычи полезных ископаемых во Франции значительно снизился в основном из-за иностранной конкуренции. Это коснулось даже разработки железорудных месторождений северной Лотарингии, откуда поставляется сырье для местной металлургической промышленности. Продолжается добыча калийных солей на юге Эльзаса, хотя и в значительно меньшем объеме. В больших масштабах ведется добыча каменной соли в Лотарингии, Франш-Конте и Беарне, также налажено извлечение соли из морской воды в районе дельты Роны (равнина Камарг). На базе использования этих минеральных ресурсов сложилось производство соды и хлористых соединений.

Энергетика.

Во Франции за счет внутренних источников покрывается лишь ок. 50% общего энергопотребления. Хотя эта доля растет, одним из главных ограничений в производстве энергии остается нехватка собственных ресурсов. Объем добычи угля, нефти и природного газа невелик. Для улучшения снабжения собственной энергией с 1970-х годов реализуется обширная программа развития атомной энергетики.

Каменный уголь. Добыча угля значительно сократилась по сравнению с концом 1950-х годов, когда она превышала 58 млн. т в год. В 1997 было добыто всего 7,3 млн. т угля. Из-за высоких производственных затрат и истощения запасов в 1995 все шахты на севере страны (в планово-экономическом районе Нор-Па-де-Кале), были закрыты и теперь эксплуатируются только угольные месторождения Лотарингии. В 1997 было импортировано, в основном из США и Австралии, более 15 млн. т угля. В общем энергобалансе на долю угля приходится лишь 5,8%.

Нефть. Франция располагает ограниченными запасами нефти. В стране ежегодно добывается 3–4 млн. т нефти. Этого явно недостаточно для удовлетворения внутреннего спроса на этот продукт. Импорт нефти впервые значительно увеличился в 1960-е годы, когда цены на нее снизились и она постепенно заняла место главного энергоносителя. В связи с резким ростом цен на нефть на мировом рынке в 1973 и 1979–1980 Франция стала шире использовать другие источники энергии, а импорт нефти сократился. Это вызвало спад в нефтеперерабатывающей промышленности, предприятия которой сконцентрированы в низовьях Сены и окрестностях Марселя (Бер-л"Этан).

В 1990-х годах не удалось радикально преодолеть зависимость Франции от импорта нефти, и в 1992 на ее долю приходился 41% в общем энергобалансе страны. В 1992 было ввезено 73,8 млн. т нефти, а в 1997 – 111,9 млн. т. В настоящее время основными поставщиками нефти являются североморские страны и Россия.

Природный газ добывается с 1940-х годов в предгорьях Пиренеев. В настоящее время эксплуатируются месторождения района Лак. Запасы газа сильно истощены, и в 1997 на долю местных ресурсов приходились только 6% всего потребляемого в стране газа, поэтому существенно увеличился его импорт из североафриканских стран, Нидерландов, России и Норвегии. Удельный вес газа в энергобалансе Франции составляет 13,6%.

Производство электроэнергии. Государственная компания «Электрисите де Франс» отвечает за производство и распределение электроэнергии. В 1946–1970 действовала крупная инвестиционная программа строительства гидроэлектростанций. Большинство из них сооружалось в Альпах и Центральном Французском массиве, а также на таких реках, как Рейн, Рона и Дюранс. В конце 1980-х годов началось развитие атомной энергетики, которая при относительно низких производственных затратах обеспечивала бoльшую независимость от стран-поставщиков энергоносителей. Во Франции действуют более 50 энергоблоков АЭС, приуроченных к долинам больших рек и морским побережьям.

В 1997 на долю АЭС Франции приходился 91% всей произведенной электроэнергии. Франция занимает второе место в мире (после США) по использованию атомной энергии.

Месторождения урана разрабатываются в центральной и западной Франции. Один из крупнейших в мире заводов по обогащению урана находится в Пьерлате, в низовьях Роны, а на крайнем северо-западе, на мысе Ла-Аг в Нижней Нормандии, – крупный комбинат по переработке радиоактивных отходов.

Развитие атомной энергетики во Франции не вызывало активных протестов населения. Компания «Электрисите де Франс» и государственные организации, отвечающие за добычу урана и переработку радиоактивных отходов, образовали мощное совместное лобби в поддержку атомной стратегии развития энергетики. Кроме того, когда началась реализация правительственной программы развития атомной энергетики, был выбран безопасный тип реактора, утвержден единый проект для АЭС и проведены консультации с местными органами власти по поводу выбора местоположения станций. Специальные государственные службы осуществляли строгий надзор за их строительством.

С начала 1980-х годов сократилось энергопотребление, а следовательно, и потребность в новых электростанциях. В настоящее время Франция производит электроэнергии больше, чем потребляет, и экспортирует ее в соседние страны – Великобританию, Италию и Швейцарию.

Транспорт.

Франция извлекает выгоду из своей хорошо развитой транспортной сети.
Автомобильные и железные дороги. В стране имеется густая сеть автомобильных дорог общей протяженностью свыше 7 тыс. км (начало 1990-х годов). Многие из этих дорог строились за счет частных инвестиций, и теперь там взимается плата за проезд. После завершения строительства основных международных магистралей приоритет был отдан развитию дорожной сети за пределами Парижа и особенно в таких районах, как Центральный Французский массив, где не хватает хороших дорог. В 1996 автомобильный парк страны насчитывал ок. 30 млн. машин, из них 25,3 млн. легковых. Ведущая роль в грузоперевозках перешла от железнодорожного транспорта к автомобильному.

Тем не менее железные дороги не утратили своего значения, хотя движение на многих малозагруженных линиях прекратилось. Организовано высокоскоростное пассажирское сообщение, где используются поезда с двумя локомотивами, развивающие скорость до 300 км/ч. Такие поезда на одной из первых линий, запущенной в 1983, преодолевают расстояние между Парижем и Лионом всего за два часа. Скоростное движение открыто также на линиях, соединяющих Париж с Ле-Маном и Туром на юго-западе и с Лиллем и Кале на севере. В настоящее время Лионская линия, которая в будущем свяжет Париж с Марселем, протянута на юг до Валанса.

Национальное общество французских железных дорог приняло решение превратить страну в главный узел европейской сети высокоскоростных железных дорог. Хотя после модернизации железных дорог во Франции увеличился объем пассажирских перевозок, объем грузоперевозок по ним продолжает уменьшаться.

После сооружения в 1994 туннеля под Ла-Маншем, соединившего Париж с Лондоном, и открытия по нему железнодорожного сообщения между двумя странами началась перевозка грузового автотранспорта на специально сконструированных железнодорожных платформах. Движение пассажирских поездов и платформ с легковыми автомобилями открылось в 1996.

В связи с расширением автопарка и «пробками» на городских улицах многие французские города финансируют развитие общественного транспорта, в том числе рельсового, а также сооружение подземных и надземных магистралей. Кроме знаменитого парижского подземного метрополитена, одного из самых старых в Европе (первая линия введена в строй в 1900), в 1970-е годы была построена региональная скоростная линия, с помощью которой парижский метрополитен соединен с пригородным железнодорожным сообщением. В таких провинциальных городах, как Лион, Марсель, Лилль и Тулуза, сооружено метро, а в Гренобле, Нанте, Страсбурге и Руане действует скоростное трамвайное сообщение.

Внутренние водные пути. Внутренний водный транспорт также испытал затяжной спад объема грузовых перевозок, чему способствовали разобщенный характер водных путей сообщения, конкуренция с другими видами транспорта и сокращение объема добычи и транспортировки угля и железной руды речными судами. В настоящее время сырая нефть и очищенные нефтепродукты, ранее перевозившиеся речными танкерами, транспортируются по трубопроводам.

Морской транспорт.

Во Франции имеется ряд крупных морских портов. Крупнейшие из них – Марсель и Гавр, которые в 1996 пропустили через себя соответственно 90,7 и 56,2 млн. т грузов. В их грузообороте преобладает импортная сырая нефть. Кале – главный пассажирский порт страны и морские ворота из Европы в Великобританию. Через него в 1996 прошли 18,1 млн. пассажиров, однако с открытием туннеля под Ла-Маншем роль Кале уменьшается.

Воздушный транспорт.

Наиболее интенсивное авиасообщение сосредоточено в двух международных аэропортах – Орли и Шарль-де-Голль, расположенных соответственно к югу и северо-востоку от Парижа. В 1996 через них прошли 59,2 млн. пассажиров. Из многочисленных провинциальных аэропортов самые крупные – в Ницце и Марселе, каждый из них пропускает в 10 раз меньше пассажиров, чем столичные аэропорты. Протяженность воздушных линий французских авиакомпаний – ок. 650 тыс. км. Крупнейшие авиакомпании Франции – «Эр-Франс», «ЮТА» и «Эр-Интер».

Телекоммуникации.

Благодаря крупным правительственным инвестициям Франция имеет одну из самых современных телефонных систем в Европе. В начале 1980-х годов французская телефонная «Телеком» создала информационную службу «Телетель». На смену печатным телефонным справочникам пришла компьютерная информация. Малогабаритный терминал «минитель» с экраном и клавиатурой выдается в почтовых отделениях жителям страны бесплатно. «Минитель» подключается к телеинформационной системе «Телетель» через телефонный аппарат. За пользование этой системой вносится месячная абонентская плата. «Телетель» предлагает более 2 тыс. разных видов услуг – от доступа к информационным и спортивным программам до покупок в магазинах, заказов билетов на поезда или концерты и проч.

Формы собственности и управление производством. Во Франции принят принцип «смешанной экономики», подразумевающий активное участие как государства, так и частных лиц в управлении экономической деятельностью. На протяжении большей части послевоенного периода до начала 1980-х годов вмешательство государства в экономику обеспечило формирование мощного и жизнеспособного государственного сектора.

Национализация важных отраслей промышленности и банков проводилась в два этапа. В первые годы после Второй мировой войны государство, стремясь реконструировать экономику, взяло на себя управление производством энергии, энергоснабжением, несколькими крупными банками, страховыми и различными промышленными компаниями, в частности заводами Рено. В 1981 к власти пришло социалистическое правительство. Оно инициировало второй этап национализации. На этот раз были национализированы пять крупных промышленных компаний, ряд банков и финансовых компаний.

С возвращением к власти консервативного правительства во главе с Жаком Шираком в 1986 стратегия национализации промышленности была заменена грандиозной программой приватизации, которая стала частью более широкой политики либерализации и денационализации. Ряд крупных промышленных предприятий и банков был приватизирован, но эта программа была сокращена из-за краха рынка ценных бумаг в октябре 1987 и смены правительственного курса после возвращения к власти социалистов в 1988. В 1993 у власти вновь оказались консерваторы. Они возобновили процесс приватизации. Однако, несмотря на это, на государственных предприятиях в начале 1990-х годов все еще работали более 1,7 млн. человек. Правительство почти полностью контролировало энергетику, космонавтику, оборонную промышленность, транспорт, телекоммуникации и в меньшей степени – банковскую сферу.

Хотя для Франции характерно занятие малым и семейным бизнесом, тенденция к консолидации с целью повышения конкурентоспособности, впервые проявившаяся в странах Общего рынка в 1960-е годы, усилилась в середине 1980-х годов, когда страны-члены ЕЭС стали продвигаться в направлении единого рынка. Французские фирмы активно размещали инвестиции за границей, в Северной Америке и других странах ЕС. Крупнейшая компания по производству автомобильных, мотоциклетных и велосипедных покрышек «Мишлен» приобрела американскую компанию «Юниройал-Гудрич», а крупнейшая химическая компания «Рон-Пуленк» – американскую компанию «Рорер». В то же время американские, европейские и японские инвесторы вкладывали средства во французские компании.

Экономическое планирование.

Франция имеет давнюю традицию плановой экономики, начиная с принятия первого пятилетнего национального плана в 1947. 11-й план был обнародован в 1993. Характер и цели этих планов значительно менялись. В первые послевоенные годы план помогал сконцентрировать ресурсы страны на восстановлении экономики и определял приоритеты для инвестиций.

В 1982 система планирования была реформирована. Теперь акцент делается на стратегические задачи, а не на конкретные показатели. В 1984 правительство ввело договорное планирование, при котором за определенное время необходимо было решить конкретные задачи. Для 22 плановых экономических районов составлялись региональные планы развития, а заключенный договорной план финансировался совместно центром и местными органами власти.

Сельское хозяйство. Франция – ведущая сельскохозяйственная страна в Европейском союзе. Она имеет самую большую площадь пахотных земель (более 30 млн. га) и самую высокую их продуктивность (урожайность зерновых 60 ц/га). На долю Франции приходится более 21% сельскохозяйственной продукции стран ЕС (в стоимостном выражении). Франция – крупнейший в Европе и второй в мире (после США) экспортер сельскохозяйственной продукции. Особенно велика роль Франции в поставках зерновых (50 млн. т в год, главным образом пшеницы и кукурузы) на мировой рынок. Она поставляет также мясо (говядину, свинину и баранину), молочные продукты, овощи, фрукты и вино.

Франция занимает первое место в ЕС по производству и экспорту зерновых, которые составляют основу сельского хозяйства страны. Главная зерновая культура – пшеница, хотя в больших количествах выращиваются кукуруза и ячмень. Крупнейшие зерновые фермы находятся в Парижском бассейне. Расширяется посевная площадь под масличными культурами – рапсом и подсолнечником, которые идут как на производство масла, так и на корм скоту. Выращивается большой ассортимент фруктов и овощей (яблоки, груши, персики, вишня, томаты, цветная капуста, морковь, дыни и др.). Более одной трети вин, производимых в странах ЕС, изготовлены во Франции, которая является крупнейшим в Европе поставщиком вина. Сорта вин различаются от обычных столовых, производимых главным образом в Лангедоке на юге Франции, до более высокосортной продукции виноградников Бордо, Бургундии, Реймса (где делают шампанское), долины Роны и Эльзаса.

Повсеместно развито животноводство, преимущественно молочного направления. Наибольшие поголовья продуктивного скота разводят в Бретани и Нижней Нормандии. Кроме производства различных молочных продуктов, молоко используют для изготовления многочисленных сортов сыра, которыми славится Франция. Во многих районах страны, главным образом на западе, разводят крупный рогатый скот. Птицеводство и свиноводство более локализованы.

Французское законодательство, унаследованное еще от наполеоновских времен, содействовало раздробленности крестьянских хозяйств. После Второй мировой войны во Франции произошла значительная модернизация сельского хозяйства, а число ферм сократилось. В 1995 насчитывалось 735 тыс. ферм против 900 тыс. в 1950. Среди земледельцев преобладают пожилые люди, и после их ухода на пенсию или кончины возникают трудности с поиском новых хозяев. Чтобы привлечь молодежь в сельское хозяйство, с начала 1970-х годов государство выделяло дотации и предлагало крестьянам займы под низкие проценты. Тем не менее число фермеров и сельскохозяйственных рабочих продолжает уменьшаться.

Большие изменения произошли в методах ведения сельского хозяйства. Широко применяются сельскохозяйственная техника, минеральные удобрения, инсектициды и гербициды, а в засушливых районах – орошение. Были реструктурированы также сельскохозяйственные производства и система реализация продукции. Производителей, особенно мелких фермеров, заинтересовывали приобретением сырья и сельскохозяйственной техники в коллективную собственность. Фермеры все в большей степени производят сельскохозяйственную продукцию по прямым контрактам с крупными потребителями, особенно с сетью супермаркетов.

Многие изменения в сельском хозяйстве Франции произошли в результате политики правительства, а затем ЕС. К 1980-м годам, в связи с перепроизводством продуктов питания, были предприняты меры по ограничению производства сельскохозяйственной продукции. В 1984 для сокращения производства молока были введены квоты, а в 1992 ЕС снизил уровень гарантированных цен и потребовал сократить площади обрабатываемых земель, что вызвало массовые протесты французских фермеров.

Лесное и рыбное хозяйство. В 1990 леса покрывали 13,1 млн. га, или 24% территории страны. Наиболее густо залесенные районы находятся в горах (Альпы, Юра, Вогезы), в Центральном Французском массиве и в Ландах на юго-западе Франции. Несмотря на широкое распространение лесов и ежегодный прирост более 44 млн. куб.м древесины, Франция является импортером древесины. Хозяйственное использование лесов затруднено из-за многочисленных частных владений (государству принадлежит менее 30% площади лесов).

Население многих районов на побережье Атлантического океана и Ла-Манша занимается рыболовством. Основные рыболовные порты – Булонь-сюр-Мер, Лорьян, Ла-Рошель. Налажено выращивание устриц, главным образом в Бретани. Международная конкуренция, ограничения на лов рыбы на шельфе у берегов Франции и высокие затраты негативно отразились на рыболовстве и рыбоперерабатывающей промышленности. В 1995 общий улов составил 790 тыс. т.

Обрабатывающая промышленность.

По объему выпускаемой промышленной продукции Франция делит с Италией четвертое место в мире (после США, Японии и Германии). В 1997 обрабатывающая промышленность дала 25,1% общей добавленной стоимости; в ней было занято 4,2 млн. человек, т.е. 18,6% всех трудовых ресурсов. В первые послевоенные годы в этой отрасли быстрыми темпами происходило наращивание мощностей и увеличение занятости, что способствовало восстановлению и дальнейшему развитию экономики. Однако с середины 1970-х годов число рабочих мест в промышленности непрерывно сокращалось в условиях постепенного экономического спада и ускоренного расширения сферы услуг. Эти тенденции привели к относительному снижению доли промышленного сектора в экономике страны.

В таких сферах хозяйства, как космонавтика, военно-промышленный комплекс, транспорт, французские фирмы завоевали международную известность благодаря внедрению передовых технических достижений. В то же время получили известность некоторые менее значительные и более специализированные отрасли, такие, как парфюмерная промышленность. В результате автоматизации и компьютеризации производства сократилось число рабочих мест, выросла доля инженерно-технического персонала по отношению к числу неквалифицированных рабочих. Увеличились капиталовложения в такие сферы нематериального производства, как научные исследования, повышение квалификации, маркетинг и программирование.

Все эти изменения способствовали модернизации промышленности и росту производительности в промышленном секторе. Тем не менее обрабатывающая промышленность Франции все еще остается диверсифицированной, а не высокоспециализированной, что снижает конкурентоспособность некоторых отраслей промышленности (например, микроэлектроники). Кроме того, во Франции доля ВВП, которая расходуется на научные исследования и разработки в промышленности, ниже, чем в других развитых странах. Кроме того, во Франции отсутствуют такие мощные многопрофильные корпорации, как в США, Японии, Германии и Великобритании. Мало компаний среднего размера (от 500 до 1000 занятых), способных тесно сотрудничать с крупными корпорациями на правах основных субподрядчиков, что особенно характерно для Германии. Во Франции масса более мелких фирм, но они экспортируют лишь незначительную часть производимой продукции. С середины 1980-х годов увеличился импорт таких товаров, как ткани, обувь и бытовые электроприборы.

Ведущие отрасли промышленности.

В 1997 на долю пищевой промышленности, выпускающей продукты питания и напитки, приходилось 543,6 тыс. занятых. Эта отрасль выпускала широкий ассортимент экспортных товаров, особенно вин и алкогольных напитков. Предприятия пищевой промышленности рассредоточены по всей стране, их концентрация особенно высока в основных сельскохозяйственных районах на западе Франции (Бретань, долина Луары), а также в таких крупных центрах потребления, как Парижский регион.

В металлургии, имеющей во Франции давние традиции, в 1997 было занято 398,5 тыс. рабочих, хотя в результате недавней крупномасштабной реструктуризации в этой отрасли произошло значительное сокращение числа рабочих мест. В результате экономического спада и конкуренции со стороны активно развивающейся промышленности таких стран, как Китай и Южная Корея, спрос на сталь французского производства упал. В 1995 во Франции было произведено лишь 18 млн. т стали (в 1974 – 27 млн. т). В связи с переходом на использование импортной руды большинство металлургических предприятий было переведено из Лотарингии в приморский район близ Дюнкерка. Франция – крупный производитель алюминия (384 млн. т в 1994). Бoльшая часть французских заводов, выпускающих этот металл, тоже переместилась к северному побережью. В частности, большой завод открыла там в 1992 компания цветной металлургии «Пешине». Такое местоположение благоприятно, в частности, из-за дешевой электроэнергии, получаемой с атомной электростанции у Гравлина.

В машиностроении, важной металлоемкой отрасли, в 1997 было занято 385 тыс. человек. Эта высоко диверсифицированная отрасль промышленности выпускает разнообразные машины, станки и механическое оборудование, предназначенное для разных рынков сбыта – от энергетики до фермерских хозяйств.

Франция является четвертым в мире и вторым в Европе (после Германии) производителем автомобилей. В 1997 было выпущено 4 млн. автомобилей, из них свыше 54,3% пошли на экспорт. В этой отрасли занято более 347,3 тыс. человек. Главными производителями являются компании «Рено» и «Пежо» (в который входит «Ситроен»), контролирующие 56% внутреннего рынка. В целях сохранения конкурентоспособности обе фирмы сократили число рабочих мест, вложили инвестиции в автоматизацию и перевели основные заводы из пригородов Парижа в северную и северо-восточную Францию и сельские районы на западе Парижского бассейна.

В электромашиностроении и электронной промышленности, включая производство хозяйственно-бытовых электроприборов, в 1997 насчитывалось 471,9 тыс. занятых. Ассортимент товаров, производимых в этой отрасли, варьирует от телекоммуникационного оборудования, компьютеров и офисного оборудования до электрокабелей, генераторов и электромоторов. Несмотря на некоторые тенденции к децентрализации, это производство и особенно его научно-технические центры все еще размещаются в Париже и его окрестностях.

Во Франции широко развита химическая промышленность, в которой в 1997 было занято 276,9 тыс. человек. Выпускается широкий ассортимент продуктов, включающий органические и неорганические полуфабрикаты (кислоты, углекислые соли и этилен) и многочисленные готовые продукты (минеральные удобрения, краски, растворители, моющие средства, косметика, фармацевтические средства). Многие из основных видов продукции этой отрасли производятся на нефтехимических заводах, расположенных в зонах размещения нефтеперерабатывающих предприятий в нижней части долины р.Сены и в городе Бер-л"Этан на юге Франции, тогда как фармацевтическая промышленность приурочена к таким крупнейшим урбанизированным центрам, как Париж и Лион, где сконцентрированы научно-исследовательские организации данной отрасли.

Текстильная и швейная промышленность

Текстильная и швейная промышленность Франции имеет давние традиции. В небольших и средних компаниях по производству тканей и одежды в 1997 было занято более 303,7 тыс. человек. Главные предприятия текстильной промышленности сосредоточены в северной Франции, в районе города Лилля, и в регионе Рона-Альпы, а швейные фабрики – в Париже.
Северная Франция, особенно район Кале и Лотарингия, где издавна преобладали машиностроение, металлообработка и текстильная промышленность, подверглась значительной деиндустриализации. Попытки создания там новых отраслей промышленности подкреплялись щедрыми правительственными дотациями на развитие современной инфраструктуры. Такая политика привлекла автомобилестроительные фирмы и компании, выпускающие электронное оборудование, хотя полностью компенсировать потерю рабочих мест так и не удалось.
Во время быстрого экономического роста до середины 1970-х годов многие районы, расположенные на периферии Парижского бассейна, особенно в западной Франции, сумели воспользоваться программами расширения, предпринятыми некоторыми компаниями в тот период, когда правительство осуществляло курс на децентрализацию. В Бретани, Нижней Нормандии и районе Пеи-де-ла-Луар произошел рост занятости. Эти районы и Южная Франция, недостаточно охваченная процессами индустриализации в прошлом, до сих пор привлекательны для новых капиталовложений. В последнее время в связи с развитием транспортной сети и возросшей ролью таких факторов, как качество жизни и условия работы, новые промышленные компании обосновываются в юго-восточных районах Франции, расположенных поблизости от средиземноморского побережья или в предгорьях Альп.

Строительство. 6,3% всех занятых, или 1,4 млн. человек (причем 1/3 из них составляют иностранные рабочие), и она произвела 4,6% добавочной стоимости. В 1997 было возведено только 271,6 тыс. домов (в 1985 – 295,5 тыс.). Строительные компании все больше сосредоточиваются на восстановлении и реконструкции старых зданий. Многие компании из-за колебаний цен на внутреннем рынке берут подряды на работы за рубежом, особенно в бывших французских колониях в Африке и в странах Латинской Америки.

Сфера обслуживания.

В 1997 в этой отрасли Как и в других крупных странах Запада, во Франции доминирует третичный сектор, или сфера услуг. В 1997 в нем было занято 70,88% всех занятых, или ок. 15,8 млн. человек. Даже во время экономического спада доходы и уровень жизни населения продолжали расти, стимулируя спрос на ряд деловых и потребительских услуг. Спрос вырос также и на ряд услуг государственного сектора, особенно в здравоохранении и образовании.
Набор услуг, объединяемых в третичном секторе, весьма разнообразен. Среди них основное различие можно провести между рыночными и нерыночными услугами. Категория рыночных услуг включает розничную торговлю, транспортные перевозки, телекоммуникации, почтовую связь, гостиничное и ресторанное обслуживание, финансовую деятельность и проч. Нерыночные услуги охватывают деятельность центральной и местной власти (полиция, вооруженные силы, суды и образование). Крупнейшими работодателями страны являются Французская система железных дорог (более 220 тыс. занятых) и почтовая служба (свыше 300 тыс. занятых).
Центры услуг сосредоточены преимущественно в крупных городах страны. Регионы Иль-де-Франс и плотно заселенный Прованс-Лазурный Берег отличаются высоким уровнем занятости в третичном секторе. Туризм преобладает в секторе услуг на юге, тогда как в Иль-де-Франс основным стимулом развития этого сектора служит ведущая роль столицы как административного, культурного и экономического центра страны, что способствует концентрации различных услуг. Хотя в Иль-де-Франс проживают лишь 19% населения страны, здесь сосредоточены 3/4 занятых в секторе услуг, включая большое число рабочих мест в области контроля и управления, вплоть до высших административных постов.
Продолжающееся расширение сферы услуг преобразовало облик городских ландшафтов за счет постройки новых офисных и торговых комплексов. Еще в начале 1960-х годов началось сооружение комплекса деловых высотных зданий в новом районе Дефанс в северо-западной части Парижа. Этот комплекс в 1994 занимал территорию в 80 га, а площадь офисов составляла 237 млн. кв. м. Здесь размещаются штаб-квартиры многих мультинациональных корпораций и один из крупнейших региональных торговых центров Иль-де-Франс. Сходные комплексы изменили облик центральных районов таких больших провинциальных городов, как Лион и Лилль. Первые такие супермаркеты появилась во Франции в 1960-х годах. К 1993 в стране насчитывалось 950 супермаркетов, в которых было занято 170 тыс. человек и продавалось 18% всех товаров розничной торговли (по суммарной стоимости) и 25% всех продуктов питания. В 1998 число супермаркетов выросло до 1123.

Туризм.

Франция с ее обилием привлекательных ландшафтов, многообразием памятников культуры и всемирно известной кухней и винами сумела превратить туризм в важную отрасль экономики, где насчитывается 1,5 млн. рабочих мест. В 1996 страну посетили 62,4 млн. иностранных туристов, которые истратили при этом 28,4 млрд. долл. Большинство туристов приезжает из Нидерландов, Италии и Великобритании. В целом сектор туризма в 1996 дал 2% ВВП.
Внешняя торговля и платежи. В 1997 объем внешней торговли составлял 36,5% ВВП. Главные статьи импорта – энергоносители, основные химические продукты, машины и оборудование, электроника, продовольственные товары, автомобили и ткани. Многие из этих статей являлись также и статьями экспорта, особенно сельскохозяйственные и пищевые продукты, автомобили, машины и оборудование, химические продукты и фармацевтические препараты. К важным статьям экспорта относятся также оборудование для космонавтики и оружие. Баланс экспорта и импорта показывает, что в экспорте Франции растет доля сельскохозяйственной продукции и продовольствия. С середины 1980-х годов страна стала также импортером продукции машиностроения. Франция длительное время испытывала внешнеторговый дефицит, хотя он был сбалансирован за счет поступлений от сферы услуг и туризма. В 1997 импорт в целом составлял 1563,6 млрд. франков, а экспорт 1713,3 млрд. франков.

Внешняя торговля

Внешняя торговля Франции постепенно переориентировалась на Европейский союз (ЕС). 55% экспорта и 49% импорта в 1980 приходились на страны-члены ЕС, а к 1997 эти показатели были соответственно 61% и 67%. Главными партнерами Франции в рамках ЕС являются Германия и Италия. За пределами Европы крупный торговый партнер – США.
Денежная и банковская системы. Франция располагает большой и разветвленной банковской системой с тремя ведущими банковскими учреждениями – «Креди Агриколь», «Банк Насьональ де Пари» и «Креди Лионне», входящими в первую десятку мировых банков. Общий контроль возложен на «Банк де Франс». Его новый независимый статус (1994) схож со статусом «Бундесбанка» в ФРГ и стал условием, установленным Маастрихтским соглашением, для введения единой европейской валюты. «Банк де Франс» выпускает французскую денежную единицу – франк. 1 января 1999 начал функционировать Европейский валютный союз, членом которого является и Франция.
Вслед за национализацией 1982 значительная часть банковской системы перешла в государственную собственность. Однако последующая приватизация двух ведущих банков, «Сосьете Женераль» в 1987 и «Банк Насьональ де Пари» в 1993, так же, как и основных финансовых групп и ряда более мелких банков, значительно изменила ситуацию.

Государственный бюджет.

В 1998 государственные расходы оценивались в 293,8 млрд. долл., а дефицит бюджета – свыше 47,8 млрд. долл., что составляет ок. 3,4% ВВП. Дефицит бюджета рос в течение 1990-х годов, так как более высокие расходы не покрывались увеличивавшимися доходами, главным образом из-за негативного воздействия экономического спада. Около 36% денежных поступлений в государственную казну связано со взиманием прямых налогов с корпоративных и частных доходов. Остальное поступает из косвенных источников, в первую очередь от налога на добавочную стоимость, который составляет 54%. Главные статьи расходов – образование, оборона, транспорт и жилищное хозяйство. После децентрализации системы управления страной в 1982 растущая доля государственных затрат была переложена на местные органы власти, особенно в области образования и профессионального обучения.
Затраты на социальное обеспечение значительно увеличились из-за роста пособий по безработице, расходов на здравоохранение и повышение пенсий пожилым людям. В 1994 эти затраты превысили 422 млрд. долл., т.е. составляли 30,5% ВВП.