Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Учет расходов на гсм. Учет расходов на гсм за счет заказчика

Предприятие заказывает транспортные услуги по доставке товара. Можно ли сделать так, чтобы перевозчик при этом использовал талоны на топливо, принадлежащие заказчику? Как правильно оформить такие взаимоотношения? Как отразить их в бухгалтерском учете и какие будут налоговые последствия? Возникнет ли здесь объект обложения акцизным налогом? Такие вопросы озвучил наш читатель, позвонивший на «горячую линию». Давайте разбираться вместе.

Использование топлива (талонов на топливо) заказчика при оказании транспортной услуги законодательными нормами не запрещено. Понятно, что при таких взаимоотношениях сторонам необходимо согласовать не только условия перевозки груза, но и условия передачи и использования топлива (талонов на топливо). Именно последние окажут решающее влияние на порядок оформления и отражения таких операций в бухгалтерском учете, а, следовательно, и на их налогообложение. Но прежде чем перейти к рассмотрению основных вариантов оформления таких «топливно-транспортных» взаимоотношений, закроем вопрос по акцизному налогу. Причем, поговорим и о розничном акцизе ( п.п. 213.1.9 НКУ ), и о так называемом левотопливном ( п.п. 213.1.12 НКУ ).

Передача талонов и акцизный налог

Независимо от того, каким образом будут оформлены взаимоотношения сторон, необходимость уплаты розничного акцизного налога заказчиком транспортной услуги в рассматриваемом случае не возникнет . Причина в том, что физически передачу топлива заказчик не осуществляет - он передает только талоны. В то время как отпуск топлива осуществляет АЗС. Налоговики неоднократно подтверждали, что плательщиком розничного акцизного налога в таком случае является именно АЗС, а субъект хозяйствования, осуществляющий операции с топливными картами/талонами, платить розничный акциз не должен (см., например, письма ГФСУ от 12.03.2016 г. № 5315/6/99-99-03-03-15 , № 5311/6/99-95-42-01-16-01 ).

А вот в отношении «левотопливного» акциза все не так однозначно. Ведь в случае, когда право собственности на топливо перешло заказчику сразу при получении талонов, юридически передачу топлива перевозчику (при получении его на АЗС) будет осуществлять именно заказчик. И эта операция (юридическая передача) вполне подпадает под определение «реализация топлива» из абз. 2 п.п. 14.1.202 НКУ .

Правда, здесь обнадеживает позиция налоговиков, озвученная в письме ГФСУ от 08.04.2016 г. № 7905/6/99-99-21-05-15 (ср. 025069200). В нем они заявляют, что реализацией топлива для целей обложения «левотопливным» акцизом (так же, как и розничным) следует считать фактический отпуск топлива. Если так, то юридическая передача топлива не приведет к необходимости регистрироваться и платить «левотопливный» акциз (при наличии объекта). Хотя справедливости ради отметим, что речь в этом письме шла о продаже топлива с использованием смарт-карт, а не талонов. Поэтому полагаться только на это письмо мы ни в коем случае не советуем и считаем, что без индивидуальной налоговой консультации тут не обойтись.

Если же по условиям договора с АЗС право собственности на топливо переходит только в момент «отоваривания» талонов, риск оказаться в «левотоп­ливных» плательщиках для заказчика не усматривается. Ведь ни физической, ни юридической передачи топлива он в этом случае не осуществляет.

В то же время отметим: в случае, если заказчик передает не талоны, а топливо, отвертеться от необходимости уплаты розничного акцизного налога ему не удастся. Уплатить «левотопливный» акциз (конечно, только при возникновении объекта обложения согласно п.п. 213.1.12 НКУ ), по всей видимости, тоже придется. Причем, независимо от того, каким образом будут оформлены «топливно-транспортные» отношения. Ведь налоговики считают, что передача топлива для заправки техники, используемой для оказания услуг собственнику топлива (даже если право собственности на топливо при этом исполнителю не переходит!), для целей разде­ла VI НКУ является его реализацией (см. письмо ГФСУ от 24.03.2016 г. № 6497/6/99-99-19-03-03-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 37, с. 3). А значит, независимо от варианта оформления, налоговики будут настаивать на том, что уплатить акцизный налог в таком случае должен именно заказчик, передающий топливо. Хотя здесь тоже ситуация вовсе не однозначная (об этом мы писали в комментарии).

Теперь - о вариантах оформления «топливно-транспортных» отношений. Сразу скажем: ключевую роль здесь сыграет условие о переходе права собственности на топливо от заказчика (а иногда и от АЗС!) к перевозчику. Поэтому рассмотрим эти варианты отдельно.

Если право собственности на топливо к перевозчику переходит

Если заказчик и перевозчик договорились о том, что право собственности на топливо (талоны на топливо) переходит к перевозчику, то оформить взаимоотношения в таком случае можно как отдельными договорами (купли-продажи топлива (талонов на топливо) и перевозки), так и одним договором, который будет содержать условия обоих договоров (так называемый смешанный договор - право на его заключение закреплено в ч. 2 ст. 628 ГКУ ).

Учтите также:

если право собственности на топливо перешло к заказчику транспортной услуги при получении талонов, то предметом договора купли-продажи будет именно топливо, обеспеченное талонами

Если же право собственности на топливо переходит только в момент «отоваривания» талонов - уместнее говорить о продаже прав требования определенного количества топлива. Напомним, что право требования может быть предметом договора купли-продажи ( ч. 3 ст. 656 ГКУ ) и согласие должника (в данном случае - АЗС) на заключение такого договора не требуется ( ч. 1 ст. 516 ГКУ ). Правда, уведомить АЗС о смене кредитора всё же стоит ( ч. 2 ст. 516 ГКУ ). При продаже прав требования право собственности на топливо перейдет перевозчику напрямую от АЗС .

От того, что будет предметом договора купли-продажи (топливо или право его требования), будет зависеть и бухгалтерский, и «налоговоприбыльный» результат. К возникновению разниц между ними ни операция продажи прав требования, ни операция продажи топлива не приведет. Поэтому все доходы и расходы, сформированные по бухгалтерским правилам, без каких-либо корректировок отразятся в декларации по прибыли.

Порядок обложения НДС также будет отличаться. Так, операция по продаже топлива подлежит обложению НДС в обычном порядке (согласно п.п. «а» п. 185.1 НКУ ). А вот продажа прав требования по своей сути является продажей долгового обязательства за денежные средства, а потому не является объектом налогообложения (согласно п.п. 196.1.5 НКУ ). В то же время, на дату заключения договора заказчик теряет право на налоговый кредит по налоговой накладной, которая была выписана на сумму предоплаты, обеспеченную талонами, которые сейчас продаются. Ведь поставка топлива заказчику так и не произошла. Поэтому АЗС должна составить к такой налоговой накладной корректировку и выписать новую налоговую накладную на перевозчика (подробнее о связанных с этим сложностях см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 50, с. 34). Впрочем, именно по уступке требования налоговики раньше настаивали на другом подходе: первый кредитор должен признать условную поставку с начислением компенсирующих НО. Тогда новый кредитор вообще лишается права на НК (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 70, с. 19).

Рассмотрим примеры.

Пример 1. Предприятие заказало перевозку товара стоимостью 30000 грн. (в т. ч. НДС - 5000 грн.) с использованием принадлежащих ему талонов на топливо стоимостью 21000 грн. (1000 л.). Взаимоотношения были оформлены следующим образом:

1) заключен договор перевозки на сумму 30000 грн. (в т. ч. НДС - 5000 грн.);

2) заключен договор купли-продажи прав требования на сумму 21000 грн.;

3) произведен зачет однородных требований на сумму 21000 грн.

Таблица 1. Транспортные услуги и продажа прав требования

№ п/п

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Продажа прав требования:

Отражена реализация прав требования

Откорректирован ранее отраженный налоговый кредит (НК) по НДС*

* Налоговики раньше настаивали на другом подходе: первый кредитор должен признать условную поставку с начислением компенсирующих НО.

Отражено право на НК по НДС

Получена зарегистрированная налоговая накладная (НН) и отражена в составе НК

Пример 2. Возьмем условия из примера 1. Изменим только предмет договора купли-продажи. В этом примере им является топливо, обеспеченное талонами.

Обратите внимание: стоимость талонов в таком случае будет другой. Причина: база по НДС включает сумму акцизного налога, уплаченного при приобретении топлива и включенного в его первоначальную стоимость. Это следует учесть при заключении договора.

Таблица 2. Транспортные услуги и продажа топлива

№ п/п

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Продажа топлива:

Реализовано топливо

Начислены НО по НДС

Списано топливо

Получение транспортных услуг:

Получен акт оказанных транспортных услуг

Отражено право на НК по НДС

Получена зарегистрированная НН и отражена в составе НК

Зачет взаимных требований и доплата:

Отражен взаимозачет задолженностей

Произведена оплата за транспортные услуги

Если право собственности на топливо к перевозчику не переходит

В случае, если право собственности на топливо к перевозчику не переходит, его передача неразрывно связана с оказанием услуги. Поэтому оформить такие взаимоотношения отдельными договорами не получится. Здесь следует заключить один договор. Причем то, что глава 64 ГКУ не предусматривает возможность предоставления транспортной услуги с использованием материала заказчика (как это предус­мотрено главой 61 ГКУ , регулирующей порядок выполнения подрядных работ), не должно смущать. Часть 1 ст. 6 ГКУ дает в этом отношении полную свободу действий. В ней сказано:

стороны имеют право заключить договор, не предусмотренный актами гражданского законодательства, но соответствующий общим его принципам

В таком договоре следует установить нормы расхода бензина, сроки возврата его остатка, обязанность перевозчика предоставить заказчику отчет об использовании бензина, его ответственность за ненадлежащее выполнение предусмотренных договором обязанностей. Также заказчик должен поручить перевозчику получить топливо. С этой целью он обеспечивает перевозчика талонами. Передачу талонов следует оформить актом приема-передачи. Кроме того, в договоре обязательно следует сакцентировать внимание на том, что право собственности на топливо перевозчику не переходит .

Отразим порядок отражения таких взаимоотношений на примере.

Пример 3. Используем условия из примера 1. Но учтем, что стоимость транспортных услуг, определенная в договоре, составила 9000 грн., поскольку из нее сразу вычли стоимость предоставленных заказчиком материалов.

Таблица 3. Транспортные услуги с использованием топлива заказчика

№ п/п

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Получение и передача топлива:

Переданы талоны перевозчику (составлен акт приема-передачи)

Оприходовано топливо (получены расчетные документы от перевозчика)

Отражен НК по НДС

Отражен зачет задолженностей

Передано топливо перевозчику

Получение транспортных услуг:

Получен акт оказанных транспортных услуг

Отражено право на НК по НДС

Получена зарегистрированная НН и отражен НК

Отражено использование бензина (согласно отчету перевозчика)

Все расходы, отраженные в бухгалтерском учете, в полном объеме попадут в декларацию по прибыли.

    Использование топлива (талонов на топливо) заказчика при оказании транспортной услуги законодательными нормами не запрещено.

    При передаче талонов на топливо необходимость уплаты розничного акцизного налога не возникает.

    Если право собственности на топливо перешло заказчику при получении талонов, то передача топлива по таким талонам вполне подпадает под определение «реализация топлива» из абз. 2 п.п. 14.1.212 НКУ , что может привести к необходимости зарегистрироваться плательщиком акцизного налога.

    Условие о переходе права собственности на топливо (талоны на топливо) перевозчику - основное условие, определяющее порядок оформления и отражения таких взаимоотношений в бухгалтерском и налоговом учете.

    Если право собственности переходит перевозчику, взаимоотношения следует оформлять договором купли-продажи и договором перевозки, либо одним смешанным договором, включающим условия обоих договоров.

    В зависимости от того, перешло ли заказчику право собственности на топливо, предметом договора купли-продажи может быть топливо, обеспеченное талонами или право требования.

    Если право собственности на топливо перевозчику не переходит, заключают один договор, в котором устанавливают порядок получения, использования и возврата неиспользованного топлива.

Рассмотрим актуальный для многих продавцов горюче-смазочных материалов вопрос. Компания занимается покупкой и последующей реализацией оптом ГСМ. Как учесть доставку топлива за счет продавца.

Существует несколько вариантов доставки топлива за счет продавца.

1. Продавец осуществляет доставку товара до покупателя собственными силами, как собственным автотранспортом (бензовозы), так и арендованными.

При этом, стоимость доставки может входить в стоимость реализованного товара, либо предъявляться покупателю отдельно.

Самый простой вариант учета, при котором стоимость доставки включается в стоимость товара.

В этом случае, доставка товара нигде в документах, передаваемых покупателю, не отражается, в договоре можно указать, что стоимость доставки включена в стоимость товара. В счете-фактуре стоимость доставки отдельной строкой не выделяется. И отдельный счет-фактура на доставку не выставляется. Обязательно нужно оформить путевой лист, в противном случае, налоговые органы могут не принять расходы на бензин.

Дебет 23 Кредит 02, 10, 69, 70, 60– отражены затраты на эксплуатацию транспорта, в том числе стоимость аренды;

Дебет 19 Кредит 60– выделен НДС по услугам аренды;

Дебет 68.2 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – принят к вычету НДС по услугам аренды;

Дебет 90-2 Кредит 23 – списаны расходы на доставку товара;

Дебет 51 Кредит 62– получено от покупателя за проданный товар;

Дебет 60 Кредит 51 – оплачены услуги аренды.

Стоимость доставки предъявляется покупателю сверх стоимости товара.

В этом случае, услуги по доставке товара являются отдельным видом деятельности организации. На перевозку автомобильным транспортом лицензия не требуется. Продавец оформляет отдельный счет-фактуру на услуги по доставке, либо прописывает отдельной строке в общем счете-фактуре.

В бухгалтерском учете данная операция отразиться следующими бухгалтерскими проводками:

Дебет 62 Кредит 90-1– реализованы услуги по доставке покупателю;

Дебет 62 Кредит 90.1– признана выручка по отгруженному покупателю товару;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»– начислен НДС с выручки от реализации услуг по доставке;

Дебет 90-3 Кредит 68.2 субсчет «Расчеты по НДС»– начислен НДС с реализованного товара;

Дебет 23 (20, 44) Кредит 10, 02, 70, 69. 60– учтены расходы на доставку;

Дебет 90-2 Кредит 23 (20, 44)– сформирована себестоимость услуг по доставке;

Дебет 90-2 Кредит 41 – списана себестоимость реализованного товара;

Дебет 51 Кредит 62– получено от покупателя за проданный товар и услуги по доставке;

Доходы от оказания услуг по доставке товаров учитывайте в периоде их начисления (п. 1 ст. 271 Налогового кодекса РФ). Расходы, связанные с оказанием услуг по транспортировке, могут быть учтены в том месяце, в котором они фактически произведены (без распределения на остатки незавершенного производства) (подп. 6 п. 1 ст. 254, абз. 6 подп. 3 п. 1 ст. 268, п. 1 ст. 272, п. 2 ст. 318 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 19.03. 2007 № 03-03-06/1/157).

Затраты на доставку товаров покупателю являются косвенными расходами.

2. Продавец осуществляет доставку товара до покупателя силами сторонней транспортной организацией, но за счет покупателя.

В этом случае, продавец заключает с договор с транспортной компанией на доставку , а с покупателем заключает посреднический догово р, например, поручения.

В бухгалтерском учете данная операция отразиться следующими бухгалтерскими проводками:

Дебет 76 Кредит 60– отражены затраты на доставку, возмещаемые покупателем;

Дебет 62 Кредит 90-1– начислено вознаграждение за организацию доставки;

Дебет 90-3 Кредит 68.2 субсчет «Расчеты по НДС»– начислен НДС с вознаграждения;

Дебет 51 Кредит 76– получена компенсация расходов на расчетный счет (в кассу) от клиента;

Дебет 51 Кредит 62– получено вознаграждение за посреднические услуги;

Дебет 60 Кредит 51 – оплачены услуги транспортной компании.

Обратите внимание: с самой транспортной услуги НДС не выделяется на отдельный счет и продавцом не возмещается из бюджета.

В налоговом учете, полученные от заказчика (в нашем случае от покупателя) в связи с выполнением обязанностей по посредническому договору и израсходованные по его поручению, при расчете налога на прибыль не учитываются. (подп. 9 п. 1 ст. 251 и п. 9 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Признание дохода в виде посреднического вознаграждения осуществляется на дату исполнения посредником (поверенным), своих обязанностей по договору (п. 1 ст. 271 Налогового кодекса РФ). Эта дата определяется условиями договора. Например, посредническая услуга может считаться оказанной:

После приемки отгруженной готовой продукции (товаров) покупателем;

После сдачи готовой продукции (товаров) перевозчику;

В момент заключения договора с компанией-перевозчиком.

Подтвердить факт оказания услуг может отчет посредника (ст. 974, 999 и 1008 Гражданского кодекса РФ).

Расходы признавайте в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ). Датой признания расходов - акт выполненных работ.

Поверенный обязан начислить НДС на сумму своего вознаграждения и иные доходы, связанные с выполнением посреднического договора (п. 1 ст. 156 Налогового кодекса РФ). Исключения из этого правила приведены в пункте 2 статьи 156 Налогового кодекса РФ. Ставка НДС для дохода в виде посреднического вознаграждения установлена в размере 18 процентов (п. 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ). На вознаграждение по договору транспортной экспедиции НДС начисляйте в том же порядке, что и по посредническим договорам (письмо Минфина России от 30.03.2005 № 03-04-11/69).

Посредник обязан выставить счет-фактуру на сумму своего вознаграждения так же, как и в других случаях реализации услуг, то есть в течение пяти дней с момента их оказания (п. 3 ст. 168 Налогового кодекса РФ). Подробнее см. Как оформить счет-фактуру, выставляемый покупателю. Транспортная компания может выставить счет-фактуру по оказанным услугам как непосредственно заказчику (принципалу, доверителю, комитенту), клиенту, так и посреднику (агенту, комиссионеру, поверенному). Если в первом случае от посредника не требуется никаких действий, то во втором он должен перевыставить счет-фактуру заказчику.

Отражение затрат на транспортировку в НУ

В налоговом учете доходом от реализации покупных товаров является выручка (п. 1 ст. 249 Налогового кодекса РФ), который определяется из цены по договору на поставку и включается в налоговую базу в момент реализации товара (п. 3 ст. 271 Налогового кодекса РФ).

Выручку от реализации покупных товаров можно уменьшить на расходы, связанные с реализацией (подп. 4 п. 3 ст. 315 Налогового кодекса РФ). К таким расходам относятся:

Стоимость приобретения реализуемого товара (подп. 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ);

Расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого товара и другие расходы, связанные с реализацией (абз. 6 подп. 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ).

Признание расходов производится в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ). При этом, дополнительно нужно учитывать группировку расходов на прямые и косвенные (ст. 320 Налогового кодекса РФ).

К прямым расходам относятся:

Стоимость приобретения реализуемого товара;

Транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада торговой организации (при условии, что эти расходы не включены в стоимость приобретения).

Прямые расходы можно учесть в налоговой базе только по мере реализации товаров, к которым они относятся. При этом стоимость приобретения реализуемого товара разрешается одним из трех возможных способов: ФИФО, по средней стоимости или по стоимости единицы. Исходя из этого стоимость товаров отгруженных, но не реализованных на конец месяца включать в состав расходов по налогу на прибыль нельзя.

Косвенными признаются все остальные расходы торговой организации (кроме внереализационных, перечень которых определен статьей 265 Налогового кодекса РФ). Например, зарплата сотрудников (с учетом страховых взносов), суммы начисленной амортизации, расходы на упаковку, предпродажную подготовку товаров и т. д. Такие расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль независимо от объема реализованных товаров. Их следует списывать в том месяце, в котором они возникли, по правилам статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Реализация товаров является объектом обложения НДС в общеустановленном порядке.

Каким в данном случае должен быть документооборот у заказчика и как необходимо оформить передачу ГСМ, топливных карт исполнителю?

Как заключить договор оказания транспортных услуг с использованием ГСМ заказчика? Приобретение и списание ГСМ. Чтобы списать расходы нужен будет путевой лист и кассовые чеки.

Вопрос: ООО на общей системе налогообложения плательщик НДС, покупает транспортные услуги у ИП (вмененный доход). Могут ли они заключить договор оказания транспортных услуг с использованием ГСМ заказчика. Сможет ли на основании данного договора ООО включать затраты на ГСМ в ВР (списывать согласно норм), не будет ли данная операция рассматриваться как реализация. Каким в данном случае должен быть документооборот у заказчика и как необходимо оформить передачу ГСМ, топливных карт исполнителю? как правильно оформить взаиморасчеты?

Ответ: Да, Вы можете заключить договор оказания транспортных услуг с использованием ГСМ заказчика, это позволяет сделать ст. 421 ГК РФ.

В данной ситуации возможны два варианта:

Поставщик предоставляет транспортные услуги, несет при этом определенные расходы (ГСМ), а заказчик возмещает ему эти затраты.

Для того, чтобы возместить затраты поставщик должен будет предоставить отчет по расходам, а также приложить к нему копии документов, подтверждающие расходы (копии путевого листа, кассовые чеки). В этом случае заказчик учтет расходы на основании предоставленного отчета и копий документов. Однако расходы будут учтены не как на ГСМ, а как компенсация по договору транспортных услуг:

Дебет 20,44… Кредит 76 отражены затраты, которые нужно возместить поставщику;

Дебет 76 Кредит 51 возмещены расходы поставщику.

В налоговом учете расходы включите в состав прочих расходов.

Входного НДС не будет.

Поставщик эту операцию отразит у себя как реализацию.

Заказчик приобретает ГСМ и передает его перевозчику для оказания услуг.

Приобретение и списание ГСМ отразите в общем порядке.

Чтобы списать расходы нужен будет путевой лист и кассовые чеки. Если организация оплачивает ГСМ по безналичному расчету, то путевой лист, товарная накладная, счет-фактура. Передачу ГСМ исполнителю оформите первичным документом. Установленной формы первичного документа законодательством для этого не предусмотрено. Поэтому организация должна разработать такой документ самостоятельно, предусмотрев в нем все обязательные реквизиты (ст. 9 ФЗ-402 от 06.12.11 г.).

ГСМ отразите в составе материалов:

Дебет 10 Кредит 60 отражено приобретение ГСМ;

Дебет 19 Кредит 60 отражен входной НДС;

Дебет 68 Кредит 19 входной НДС принят к вычету.

В налоговом учете затраты включите в состав материальных расходов.

Обоснование

Можно не возмещать расходы поставщика

«…Торгуем оптом рыбой. Поставщики, у которых мы приобретаем товар, отдельной строкой записывают в накладных стоимость ветеринарной справки. Вправе ли они требовать от нас возместить эти расходы?..»

- Из письма главного бухгалтера

Мы считаем, что это зависит от условий договора.

По общему правилу компания вправе продавать мясо, рыбу, молочные и некоторые другие продукты только с ветеринарными сопроводительными документами: ветеринарной справкой, свидетельством, сертификатом. Это следует из приказа Минсельхоза России от 16.11.06 № 422 . Ветеринарная справка необходима, в частности, при перевозке грузов (п. 1.3 приказа № 422). Она подтверждает, что продукция прошла ветеринарно-санитарную экспертизу на качество и безопасность. То есть оформление такого документа - это сопутствующая услуга, неразрывно связанная с торговлей (п. 1 ст. 458 ГК РФ). Оформить ее - прямая обязанность продавца. А значит, он не вправе требовать дополнительную плату за нее, если в договоре нет никаких оговорок на этот счет.

В то же время стороны могут предусмотреть в договоре, что покупатель компенсирует эти затраты. Тогда поставщик вправе предъявить их к возмещению.*

Путевой лист оформляет компания, которая по договору аренды машины с экипажем оплачивает бензин

Наша фирма арендует у другой компании автомобиль с экипажем. Водитель является штатным сотрудником арендодателя. По условиям договора мы оплачиваем расходы на бензин. Кто должен выписывать путевые листы – наша компания или арендодатель? И если мы, то надо ли нам указывать данные водителя, который не является нашим работником?

Выписывать путевые листы должна ваша организация. Ведь по условиям договора вы оплачиваете бензин. А значит, чтобы списать такие расходы при расчете налога на прибыль, вам понадобятся первичные документы, подтверждающие экономическую обоснованность (). Таким документом как раз является путевой лист.

Что касается второго вопроса, то в путевом листе следует указывать Ф.И.О. водителя. При этом не важно, что он состоит в штате арендодателя. Это следует из Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов , утвержденных приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 .*

Как отразить при налогообложении приобретение ГСМ за наличные. Организация применяет общую систему налогообложения

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль расходы на бензин учитывайте в зависимости от того, в какой деятельности используете транспорт. Если машины эксплуатируют для оказания автотранспортных услуг, то стоимость ГСМ отнесите к материальным расходам ().*

Как при налогообложении учесть НДС, предъявленный продавцом ГСМ. Организация приобретает ГСМ за наличный расчет через подотчетное лицо

Порядок учета НДС зависит от того, как оформлены расчетные документы, выданные АЗС.

Возможны три варианта.

Помимо кассового чека, АЗС выдает сотруднику счет-фактуру, выписанный на организацию. Если сотрудник действует на основании доверенности , то АЗС обязана выдать ему счет-фактуру. Об этом сказано в письме МНС России от 10 октября 2003 г. № 03-1-08/2963/11-АЛ268 . При наличии счета-фактуры сумму НДС, выделенную в нем, можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Счет-фактура отсутствует. Сотруднику выдан кассовый чек, из которого следует, что в стоимость ГСМ включен НДС.

По мнению контролирующих ведомств, в этом случае принять НДС к вычету нельзя (письмо Минфина России от 9 марта 2010 г. № 03-07-11/51). Такая позиция основана на том, что получить вычет по НДС можно только на основании счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом в отдельных случаях Налоговый кодекс РФ допускает применение вычетов по НДС на основании иных (помимо счетов-фактур) документов (в т. ч. кассовых чеков) (п. 1 ст. 172 , НК РФ). Налоговая служба считает, что в отношении розничных торговых операций этот порядок не применяется, поскольку договор розничной торговли не предусматривает продажу товаров, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности (). Поэтому при таком оформлении покупки ГСМ воспользоваться налоговым вычетом организации не удастся. Позицию контролирующих ведомств разделяют и некоторые суды (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 января 2005 г. № А66-7929/2004).

Перечень случаев, в которых сумму предъявленного НДС можно включить в состав расходов (учесть в стоимости приобретенного имущества), приведен в пункте 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Ситуация, когда нет документов, подтверждающих право на вычет, в этот перечень не входит (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 03-07-11/126). Поэтому в налоговом учете сумму НДС, указанную в кассовом чеке (например, «стоимость ГСМ – 118 руб., в т. ч. НДС – 18 руб.»), в состав расходов не включайте. Если точная сумма налога не указана (например, «стоимость ГСМ – 118 руб., в т. ч. НДС»), ее нужно выделить расчетным путем (по ставке 18/118) и списать без уменьшения налоговой базы.

Счет-фактура отсутствует. Сотруднику выдан кассовый чек, в котором указана стоимость ГСМ, а НДС не упоминается. В этом случае материалы можно учесть по цене приобретения, которая равна сумме, указанной в чеке (п. 2 ст. 254 , подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).*

Как оформить и отразить в бухучете приобретение ГСМ за наличные

Бухучет: приобретение ГСМ

В бухучете выдачу наличных денег отразите проводкой:

Дебет 71 Кредит 50
– выданы под отчет денежные средства для покупки ГСМ.

В течение трех рабочих дней со дня окончания срока, на который были выданы подотчетные суммы, сотрудник обязан отчитаться о расходах (). Для этого он должен сдать в бухгалтерию авансовый отчет либо по унифицированной форме АО-1 , либо по той, что организация разработала самостоятельно. К авансовому отчету должны быть приложены кассовые чеки с указанием количества, марок и стоимости ГСМ, даты покупок и т. п. Подробнее о документальном оформлении имущества, приобретенного через подотчетных лиц, см. Как оформить приобретение товаров (работ, услуг) через подотчетное лицо .

В бухучете приобретенные ГСМ отражайте на субсчете 10-3 «Топливо», открытом к счету 10 «Материалы» . Поступление ГСМ, приобретенных за наличный расчет, отразите проводкой:

Дебет 10-3 Кредит 71
– оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета).

На сумму входного НДС сделайте проводку:
Дебет 19 Кредит 71
– учтен НДС по расходам на ГСМ на основании счета-фактуры.

Если счета-фактуры нет, входной НДС спишите за счет собственных средств:

Дебет 91-2 Кредит 19
– списан НДС за счет собственных средств организации.

Путевой лист

Количество израсходованных ГСМ должно быть подтверждено документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ , п. 1 ст. 252 НК РФ). Для этого используйте путевые листы. Они необходимы независимо от того, в собственности автомобиль или арендован (в т. ч. у сотрудника).*

Бухучет: списание ГСМ

По данным путевого листа (других документов) рассчитайте количество топлива, которое списывается на затраты. Для этого воспользуйтесь формулой:

Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ (, ).*

Должен ли подрядчик платить НДС с компенсации дополнительных расходов, которую заказчик выплатил сверх цены основного договора

Пример отражения в бухучете и при налогообложении компенсации дополнительных расходов, понесенных исполнителем (подрядчиком)*

ООО «Альфа» (заказчик) заключило с ООО «Производственная фирма "Мастер"» (исполнитель) договор на выполнение пусконаладочных работ газового оборудования. Цена договора – 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). Кроме того, стороны заключили соглашение о том, что заказчик возмещает исполнителю командировочные расходы сверх цены основного договора. Сумма командировочных расходов сотрудников «Мастера», привлеченных к исполнению договора, составила 30 000 руб. (в т. ч. НДС – 4000 руб. (часть расходов НДС не облагается)).

После подписания акта приемки-передачи выполненных работ «Альфа» перечислила «Мастеру» оплату в размере 118 000 руб. и возместила командировочные расходы в сумме 30 000 руб.*

При начислении НДС с компенсации командировочных расходов бухгалтер «Мастера» руководствовался позицией Минфина России.

В бухучете организации сделаны следующие записи:

Дебет 71 Кредит 50
– 30 000 руб. – выданы сотруднику деньги под отчет;

Дебет 20 Кредит 71
– 26 000 руб. (30 000 руб. – 4000 руб.) – учтены командировочные расходы;

Дебет 19 Кредит 71
– 4000 руб. – учтен НДС по командировочным расходам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 4000 руб. – принят к вычету НДС по командировочным расходам;

Дебет 62 Кредит 90-1
– 118 000 руб. – отражена выручка от реализации выполненных работ;


– 18 000 руб. – начислен НДС со стоимости выполненных работ;

Дебет 62 Кредит 90-1
– 30 000 руб. – отражена стоимость командировок, возмещаемая заказчиком*;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 4576 руб. (30 000 руб. х 18/118) – начислен НДС со стоимости возмещения;

Дебет 51 Кредит 62
– 148 000 руб. – поступила от заказчика оплата выполненных работ с учетом компенсации командировочных расходов.

При расчете налога на прибыль бухгалтер «Мастера» включил в состав доходов выручку от реализации выполненных работ (с учетом компенсации командировочных расходов) за вычетом НДС – 125 424 руб. (148 000 руб. – 18 000 руб. – 4576 руб.).

Отвечает Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

«Состав бухгалтерской отчетности в Росстат такой же, как и в налоговую инспекцию. Единственное отличие – дополнительно сдайте в статистику аудиторское заключение, если обязаны проводить аудит. Напомним, что в Росстат не надо будет сдавать бухотчетность только с 2020 года, а за 2018 год отчеты сдайте не позднее 1 апреля 2019 года. Подробнее, какие формы включить в состав бухотчетности, смотрите в рекомендации.»

Согласно Трудовому кодексу РФ, применение личной собственности сотрудника в интересах работодателя подлежит возмещению. Причём объём средств, направленный на покрытие расходов, связанных с обслуживанием и эксплуатацией такого имущества, законодательно не ограничен. К тому же с таких выплат не взимается НДФЛ.

Обоснование необходимости

Нормативными актами установлено, что если служащий привлекает свой автомобиль в рабочий процесс с согласия руководства, то возникающие в этом случае затраты на топливо должны быть восполнены. Объём компенсации оговаривается внутренними документами компании.

Возмещение расходов на использование транспортного средства не зависит от его вида:

  • легковой;
  • грузовой;
  • мотоцикл.

Нередко возникают споры о том, можно ли возвращать суммы, потраченные на эксплуатацию машины, применяемой для выполнения трудовых обязанностей сотрудника, которой он управляет по доверенности. Разъяснения ФНС и сложившаяся судебная практика однозначно указывают, что выплаты в такой ситуации являются правомерными.

Компенсация ГСМ

Организация должна возместить издержки, возникшие при использовании личного транспорта работника для её нужд, если ситуация удовлетворяет ряду условий:

  • руководство поставлено в известность;
  • сотрудник - собственник автомобиля или имеет доверенность на управление;
  • размер компенсации установлен соглашением сторон;
  • отношения оформлены в письменном виде;
  • затраты подтверждены соответствующими документами;
  • имеется обоснование (расчёты и бумаги) того, что машина эксплуатируется в интересах компании.

Кому положено

Покрытие расходов на приобретение бензина, дизельного топлива, масел и других материалов предоставляется владельцу или лицу, имеющему полномочия на вождение либо распоряжение автомобилем. Привлечение сторонней техники для нужд организации с оплатой издержек на её применение может быть узаконено разными способами.

Чаще всего - это компенсация, оформленная в рамках трудового договора, соглашение о безвозмездной эксплуатации, или о найме транспортного средства с экипажем, а также без него.

У каждого варианта есть свои нюансы, важные для обеих сторон. Они связаны с налогообложением, размером выплат, возможностями по использованию имущества.

Оформление

Один из самых очевидных способов возместить расходы на ГСМ - компенсация, установленная руководителем. Её объём и виды затрат, подлежащие возмещению, согласовывают с сотрудником. Кроме топлива, в список могут входить ремонт и амортизация. При необходимости сумма может быть увеличена.

Приведённый вариант имеет как достоинства, так и недостатки:

В этом случае нужно действовать следующим образом:

  • согласовываются все детали возмещения;
  • составляется ;
  • издаётся соответствующий ;
  • служащий передаёт в бухгалтерию компании на ежемесячную компенсацию средств, потраченных на обслуживание автомобиля.

Оптимальный порядок покрытия финансовых затрат на эксплуатацию машины сотрудника в интересах организации - это . Гражданский кодекс РФ предлагает альтернативу: нанять транспорт с экипажем или без него. Первый вариант не может быть использован, поскольку в рассматриваемом случае водитель является собственником. Как следствие, у него не получится заключить трудовой контракт с самим собой.

Используя такой способ, можно учесть любые нюансы, например:

  • размер арендной платы;
  • какая из сторон оплачивает ремонт и заправку;
  • возмещение собственнику суммы, потраченной на транспортный налог, или стоимости страхового полиса.

Оформление отношений таким способом, несомненно, выгодно организации и владельцу автомобиля вместе с тем есть отрицательные моменты:

Сделка по аренде предполагает следующий алгоритм:

  • согласование с руководством фирмы привлечения собственного транспорта служащего;
  • выбор способа возврата средств, использованных на обслуживание машины;
  • подписание соглашения;
  • переоформление ОСАГО с учётом изменившегося количества лиц, допущенных к управлению;
  • составление бумаг, подтверждающих передачу автомобиля организации на оговорённый заранее срок.

Вариант, при котором вознаграждение за предоставление транспортного средства для исполнения служебных обязанностей не предполагается, выгоден, если оно принадлежит, например, учредителю. Впрочем, если необходимо, перечисление денег можно оформить, как материальную помощь сотруднику.

Использование имущества по безвозмездному соглашению увеличивает основу для расчёта налога на прибыль, согласно рыночной стоимости услуги, оказанной бесплатно.

В этом и состоит самый большой минус такого способа. И всё же он дешевле, чем простой возврат денег за ГСМ.

Выплата

Покрытие расходов сотрудника на использование личной собственности в рабочем процессе происходит с периодичностью, указанной в соглашении, подписанном обеими сторонами. Чаще всего - один раз в месяц. Во время отпуска, больничного, командировки возмещение не предусмотрено.

Для получения денег нужно представить ряд документов:

  • паспорт транспортного средства;
  • свидетельство о регистрации;
  • доверенность (если служащий не является владельцем);
  • обоснование расходов, например, чеки;
  • путевые листы подтверждающие, что автомобиль эксплуатировался для нужд фирмы ().

По последнему пункту нередко возникают споры . Дело в том, что такая бумага предназначена для учёта перемещений транспорта, принадлежащего компании.

Законодательство не регламентирует применение личной собственности в служебных целях и не требует заполнения соответствующей документации.

Суды не настаивают на составлении путёвки лицом, которое не является водителем. Однако письма Минфина на эту тему неоднозначны. Тем, кто не желает использовать такую форму отчётности вполне реально доказать свою правоту в спорах с ФНС. А если отвечать на лишние вопросы инспекторов не хочется, то придётся документально подтверждать служебный характер разъездов.

Налогообложение

Все организации, неважно применяют они общую систему или УСН, возмещение затрат на привлечение личного транспорта сотрудника для исполнения служебных обязанностей относят к расходам.

В случае легкового автомобиля - эта величина ограничивается на законодательном уровне:

Для грузовиков сумма не регламентируется. А при эксплуатации мотоцикла базу налога на прибыль можно уменьшить на 600 рублей. Тип легко определяется с помощью ПТС или свидетельства о регистрации.

На выплаты работнику, в свою очередь, не начисляются:

  • НДФЛ (не отражается в соответствующей декларации);
  • обязательные взносы в ФСС и ПФР.

Чтобы избежать возникновения налога необходимо передать в организацию бумаги для подтверждения:

  • права собственности на транспорт;
  • применение машины для нужд компании;
  • суммы фактических затрат на эксплуатацию.

Нередко возникает вопрос, обложения доходов физического лица, полученных сверх норматива, установленного для прибыли Правительством РФ. Такой подход не совсем верен. И несколько лет назад ВАС принял решение, что указанные лимиты нельзя применять для определения базы НДФЛ. Следовательно размер возмещения ничем не ограничен.

В случае когда сотрудник управляет автомобилем, который ему не принадлежит, мнения о взимании налога с суммы компенсации разделились. ФНС и Минфин считают, что НДФЛ нужно начислять. В то же время есть несколько судебных решений в пользу освобождения от обязательной выплаты. Однозначного ответа пока не существует.

А вот организация, сможет учесть в составе расходов выплаты, связанные с возмещением затрат на использование транспортного средства, управляемого по доверенности.

Такие действия удовлетворяют нормам НК РФ, при условии, что сотрудник представит следующие бумаги:

  • копию технического паспорта;
  • путевой лист с учётом служебных поездок.

Расчёт суммы

Размер выплаты определяется по соглашению сторон. Бухгалтерия, в свою очередь, обязана провести соответствующие вычисления.

Ниже представлен примерный образец:

Периодичность

Работодатель исполняет обязательства, связанные с расходами подчинённого на применение собственного автотранспорта для служебной необходимости, ежемесячно.

Затраты на ГСМ в текущем периоде покрываются до его окончания.

Все сроки должны быть согласованы обеими сторонами и оформлены в письменном виде.

Таким образом, для восполнения расходов, связанных с эксплуатацией машины, которая находится в собственности или управляется по письменному уполномочию, нужно придерживаться простого алгоритма:

  • поставить в известность руководителя компании о желании привлечь своё имущество для выполнения служебных функций;
  • выбрать способ оформления отношений (договор аренды самый выгодный);
  • представить все бумаги для подтверждения правомерности распоряжения автомобилем;
  • написать заявление в бухгалтерию;
  • своевременно и аккуратно передавать чеки и другие бумаги для отчёта о потраченных средствах;
  • составлять путевые листы, в которых показываются все передвижения по заданию компании;
  • помнить, что издержки не возмещаются в период отпуска, больничного, командировки и в нерабочее время;
  • получать компенсацию ежемесячно на зарплатную карту или наличными деньгами в кассе;
  • выплата не включается в базу налога на доходы физических лиц и не вносится в соответствующую декларацию, за исключением арендной платы по договору;
  • страховые взносы не перечисляются;
  • компания имеет возможность минимизировать налогооблагаемую прибыль за счёт затрат, связанных с наймом транспорта, приобретением топлива, осуществлением текущего ремонта и техобслуживания.

Негласно компенсация ГСМ помимо экономической справедливости, носит ещё и характер мотивационной выплаты. Компании, которые в полном размере и без задержек выплачивают вышеуказанное возмещение, находятся на более высоких позициях в рейтинге работодателей.