Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что такое телематика и «умное каско». обзор российских страховщиков. Телематика в автостраховании: что об "умной" страховке думают участники рынка13.04.2015 

В январе месяце купил КАСКО от Интач. Стоимость страховки среднерыночная. Оформление достаточно быстрое. И кроме прочего, мне было предложено подключиться к программе «Умное страхование», по которой, со слов менеджера я с легкостью верну себе 20% стоимости страховки. Для этого нужно только: a) скорость не превышать; b) резко не тормозить; с) резко не разгоняться. Ладно, подумал я: я и по городу езжу на круиз-контроле, в шахматы не играю, скорость стараюсь не превышать - это у меня из Европы такая манера езды, так что 20% у меня в кармане.

Однако, не тут-то было. Оказывается, даже если вы едете по городу на скорости 61 км, это уже превышение, и отрицательно сказывается на ваших баллах. С этим я смирился: всё равно езжу на круиз контроле. Выставил правильную скорость (ту, что по GPS) на 59 км/ч и едешь себе в правом ряду, раздражая прочих участников дорожного движения.

И тут обнаружилось, что программе не нравится срабатывание ABS. Дело было зимой, то снег, то гололед, и ABS срабатывал регулярно даже на малых скоростях. Что, впрочем, не помешало к концу первого испытательного месяца черепашьей ездой заработать балл 7.2.

Потом я уехал в командировку на несколько месяцев и машина стояла во дворе. Вернулся я уже в середине апреля, снова включил телеметрическое устройство и пошел второй испытательный период. И тут началось что-то совершенно несуразное. Вроде и манера езды не поменялось, и на дорогах сухо стало. Вот только в отчетах резкие маневры стали появляться всё чаще. Доходит до смешного:

1) Короткий переезд по пустому пр. Партизана Германа из детского садика до магазина, всего 500 метров. Программа находит резкий маневр. Где? Ну где там может быть резкий маневр?
2) Поездка в выходной день по пустому и прямому пр. Стачек, а затем по пр. Маршала Жукова, всего 14 км. Вот тут уже для «Умного страхования» настоящее раздолье: программа нашла целых четыре резких маневра.

Это только два вопиющих примера. А в целом за полтора месяца аккуратной езды со второй половины апреля по сегодняшний день программа насчитала в моём вождении столько ошибок и ляпов, что балл с 7.2 упал до 6.4.

Объяснение этому я вижу только одно: Интач не желает возвращать вам проценты за аккуратную езду, и программа ставит вам минусы в рандомном режиме.

Про выплаты же я ничего не скажу, потому как не обращался.

Номер договора 74544600

На сегодняшний день страховое сообщество активно обсуждает продуктыпо умному страхованию с использованием GSM\GPS систем, а также возможности и перспективы их запуска в России. Так называемая страховая телематика, являясь новым веянием для российского страхового рынка, уже хорошо известна в западных странах как Usage-Based Insurance (UBI), и включает в себя такие понятия, как Pay-As-You-Drive (PAYD), Pay-How-You-Drive (PHYD), Pay-As-You-Go и Distance-Based Insurance.

Некоторые страховые компании, поддавшись западным тенденциям, уже предприняли попытку вывода на российский рынок похожих продуктов, однако добиться успеха в этом направлении пока не смогли. Что же ждет умное страхование в России и сможет ли оно найти своего потребителя?

Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо осветить некоторые аспекты, влияющие на состояние и перспективы умного автострахования в России. Первое и самое важное – это наличие мегаполиса с высокой загруженностью дорог. В этом мы не только не отстаём, но и превосходим большинство европейских государств. Последние несколько лет Москва ежегодно занимает места в десятке лидеров антирейтинга по количеству и продолжительности пробок, и с каждым годом столица все ближе и ближе к пъедесталу почета. Так, согласно исследованиям известного производителя GPS из Нидерландов, Москва возглавила рейтинг самых загруженных городов мира в 2012 году, опередив такие славящиеся пробками мегаполисы, как Нью-Йорк и Лондон.

При этом, в Москве, как и в целом по России, далеко не самый высокий уровень автомобилизации. По данным, приведённым Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, за последние 12 лет уровень автомобилизации в Москве вырос на 60% (~5% в год) и на 2012 год составил 303 автомобиля на 1000 человек, в то время как в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско этот показатель равен 600 автомобилям, а в Берлине, Париже и Мадриде – 344. В среднем по России уровень автомобилизации составляет 271 автомобиль на 1000 человек, что соответствует всего лишь 46 месту в рейтинге стран по уровню автомобилизации, для сравнения в США (2 место) этот показатель равен 802 автомобиля (данные аналитического агентства «Автостат»). Таким образом, очевидно, что как в Москве, так и по всей России еще имеется значительный потенциал для роста автомобилизации, особенно ввиду того, что государство активно поощряет покупательную способность населения льготными кредитами на автомобили.

В то же самое время перед московскими властями стоит задача - снизить уровень пользования автомобилем в столице, для этого автомобилистам удорожили эксплуатацию автомобилей в центре города, подняли уровень штрафов и серьезно взялись за развитие общественного транспорта. Таким образом, при повышении уровня владения автомобилем, уровень пользования уже начал падать, что, в перспективе, неминуемо повлечёт за собой снижение среднегодового пробега личного автомобиля горожанина.

Второй важный аспект – это процент внедрения КАСКО в ОСАГО, который на сегодняшний день составляет всего 11%. А что же остальные 89% автомобилей? Почему они не застрахованы? Конечно, здесь играет большую роль высокая стоимость данного вида страхования и средний возраст автопарка России (12 лет). Однако, отчасти это связано и с отсутствием приемлемых по цене предложений для автомобилей с небольшим пробегом. Совершенно очевидно, что и в этой области есть возможности для роста. Так, например, создание продуктов с использованием страховой телематики позволит предложить более выгодные условия страхования клиентам, редко использующим свой автомобиль и предпочитающих сэкономить на страховке, что, в свою очередь, будет способствовать росту популярности КАСКО в России.

И последнее, что оказывает влияние на автострахование в каждой отдельно взятой стране - это состояние дорог. Все знают шутку про российских дураков и дороги, и все также знают, что для российских автомобилистов и специалистов автострахования - это совсем не шутка. С учетом того, что львиная доля убытков страховых компаний - это мелкие ДТП, очевидно, что продолжительность пребывания на дороге (особенно на отечественной) напрямую влияет на убыточность клиента. Так почему клиент должен платить за средний год (20000 км), если он за год проезжает 5000 км? И люди, даже не зная нюансов, понимают, что здесь что-то не так. Ведь ни для кого не секрет, что низко убыточные клиенты в России переплачивают, в то время, как владельцы автомобилей с большим пробегом и высокой убыточностью чувствуют себя крайне комфортно, просто меняя страховые компании

Таким образом, вывод напрашивается сам собой, в России естественным путем созданы все условия для успешного развития умного страхования с использованием телематических систем. Почему же, несмотря на все усилия страховых компаний, продукты по умному страхованию все еще не заняли свою нишу на российском или, хотя бы, московском рынке?

Для объективной оценки стоит отметить, что на сегодняшний день единственная компания, которая серьезно занимается развитием данного направления, это «Ингосстрах», однако их продукт отличается высокой стоимостью систем и абонентской платы, что зачастую делает скидку на страховку не существенной для клиента. Компания «Ренессанс Страхование», в свою очередь, недавно запустила продукт с использованием страховой телематики совместно с «МТС». Данный продукт предназначен для корпоративных клиентов, и, даже не вникая в детали, можно с уверенностью сказать, что он не будет пользоваться большой популярностью, так как корпоративные тарифы итак близки к минимуму и дать ощутимую скидку за систему в таком случае можно только в ущерб бизнесу. Кроме того, большая часть корпоративных автопарков уже оборудована различными мониторинговыми системами и установка дополнительного оборудования ради несущественной скидки вряд ли будет пользоваться спросом. На днях продукт по умному страхованию для физических лиц анонсировала компания «InTouch Страхование». Исходя из полученной в сети информации можно предположить, что это пилотный проект и говорить о его успешности пока рано. Предложенная специалистами call-центра скидка в размере 10-20% за установку бесплатной системы, которую через год надо будет все же оплатить, выглядит на первый взгляд несколько сумбурно и малопривлекательно.

Есть ли другие, более эффективные, решения по умному страхованию? На сегодняшний день в мире существует не один десяток решений по умному страхованию, но мало иметь только решение. Необходимо понимать, что умное автострахование - это сложный и многогранный продукт, при создании которого нужно не только учитывать множество технических, программных, организационных и других нюансов, но и не забывать про специфику российского авторынка, а также рынка спутниковых охранных систем, представители которого активно пытаются занять свое место на рынке страховой телематики.

Умное автострахование сегодня– это реальность для многих западных стран и будущее для России. Появление у российских страховых компаний возможности получать достоверные данные по каждому застрахованному автомобилю, иметь доступ к клиенту и развивать большое количество дополнительных сервисов, сделало это будущее возможным. Осталось только правильно использовать открывшийся потенциал для успешного запуска проектов по умному страхованию.
© Анохин М.А., siconsulting.ru, 2013

В 2014 году страховой рынок России "загудел" о новых технологиях автомобильного страхования. Названий у них несколько: UBI-страховка, "умное КАСКО", телематическое страхование. Суть же нововведений – пилотных проектов от крупных страховых компаний – сводится к попытке снизить убыточность популярных программ.

"Умное страхование": как это работает?

Что это сулит страхователю? Чтобы ответить, надо разобраться в практике телематической технологии в принципе. Слово "телематика" – производное двух понятий "телекоммуникации" и "информатика". Телематический прибор – электронное устройство размером с мобильный телефон, которое монтируется в салон автомобиля с целью отслеживания места нахождения машины, поведения водителя (манера езды), состояния основных узлов автомобиля.

Функционал телематического устройства может быть разным, как и технологии передачи информации. Опробованы две модели:

  • передачи данных через спутниковую систему GLONASS;
  • мониторинга посредством технологий сотовой связи (проект МТС и Intouch).

По итогам собранного материала страховщик может снизить базовый тариф для страхователя или повысить его (все зависит от качества езды).

В погоне за Европой

Объединение телематики и страхования – попытка угнаться за продвинутой Европой. На Западе такая практика используется уже не первый год, и все исследования говорят об успехе ее применения. Почему? Ответ – сам алгоритм действий: на первом этапе страховщик за свой счет ставит телематический прибор в машину, по прошествии определенного периода анализирует качество ее езды (после демонтажа устройства) и предлагает соответствующий тариф.

В России кроме добровольной страховки "умные" технологии планируется использовать еще и в обязательном страховании авто . Цель:

  • сокращение стоимости автострахования для прилежных водителей;
  • снижение риска угона (место дислокации авто всегда можно отследить);
  • сокращение рисков и поддержка работоспособности машины.

Модели телематического страхования

Такую практику ценообразования в автостраховании европейские страховщики окрестили PAYD (Pay As You Drive – плати, как ездишь). В режиме PAYD страховщик следит за временем, которое машина проводит на дороге, популярными местами ее пребывания, качеством дорог, где она чаще бывает.

Есть и другая модель телематической страховки, нацеленной на сокращение убытков по автострахованию, – PHYD (Pay How You Drive). В целом обе модели похожи, даже переводятся одинаково. Отличаются только зоны внимания телематических приборов. В формате PHYD отслеживаются данные по качеству торможения, скоростным режимам, времени разгона, нарушению ПДД.

Что о телематике думают сами страховщики?

Обе модели действуют на российском рынке КАСКО и ОСАГО . Правда, без особого отклика со стороны страхователя. Большинство страховых компаний приостановили проекты по "умному страхованию" еще под занавес 2014 года. Но есть и те, кто продолжает попытки внедрить инновационную программу.

Чем страховщику так нравится эта идея?

  • Риск хищения авто де-факто становится безубыточным.
  • Считается, что наличие "ока слежения" будет дисциплинировать водителей.
  • Телематика действительно позволяет снизить стоимость КАСКО на объективных основаниях – через управление рисками.

Готов ли российский рынок к переходу на "умную автостраховку"?

Но, как показывают результаты опросов, страхователю идея "экзаменовки" его стиля вождения не понравилась. Если точнее, наотрез от телематической страховки (за 65-80% от стоимости ОСАГО или КАСКО) отказались больше 40% водителей.

Еще 30% выразили сомнение в полезности контроля для них самих. И только 20% выказали готовность опробовать на себе страхование со скидкой. Правда, 10% из них согласны, что за ними будут следить, только если скидку им предоставят сразу (раз страховщик может контролировать во время работы прибора убытки по КАСКО, он уже экономит, значит, и его клиент должен экономить). Еще 10% оставили вопрос без ответа. И все 100% респондентов подчеркнули, что платить за установку оборудования и за сам прибор не намерены.

Поскольку позволить себе парк телематических устройств страховщики пока не могут, многие из них отказываются от практики мониторингового ценообразования. Такие компании считают достойной альтернативой телематики (в рамках снижения тарифов):

  • пересмотр франшизы по договорам;
  • детализацию рискового содержания (с ее актуализацией для конкретных страхователей);
  • иная форма поощрения аккуратной езды – предоставление скидок на договоры страхования машины при условии безубыточной страховой истории.

Причиной отказа многих страховых компаний от телематики стала не только реакция клиентов. Проблема состоит еще и в "сырости" самой технологии. С одной стороны, гарантий конфиденциальности полученной информации пока никто предоставить не может. С другой, имеет место еще и ограничение действий автовладельцев. Что против изначальной цели (снижение аварийности) создает опасные ситуации.

По мнению страховщиков, в свое время РФ придет к инновационным технологиям мониторинга. Но – только после того, как модели PAYD и PHYD трансформируются в MHYD (Manage How You Drive – управляй своим вождением). По оптимистичным прогнозам, это случится лет через 5-7. До того же сэкономить на покупке КАСКО или ОСАГО можно с нашей помощью.

Мы работаем с лучшими страховщиками на условиях минимальных тарифов. У нас на сайте каждый может посчитать стоимость страхования , задав свои параметры, чтобы подобрать оптимальную программу. Обращайтесь, мы расскажем вам обо всех новинках страховых компаний, но не станем навязывать того, что может вас ограничить.

Умное страхование – расчет тарифов страхования с использованием современных технологий, на основании данных полученных от различных датчиков и устройств, установленных на застрахованном объекте или в непосредственной близости от него.

2. История создания и развития

Понятие умное страхование возникло в начале 2000-х годов с развитием технологий Интернета Вещей, появлением множества датчиков, вычислительных мощностей, способных анализировать большой поток данных. Первыми объектами в процессе страхования, которых стали использовать телематику, были автомобили.

Причины использования различных сенсоров для автострахования заключаются в следующем: автовладельцы знают об установленных датчиках, что побуждает их водить более аккуратно. А вследствие аккуратного вождения снижается количество ДТП, а, следовательно, и страховых выплат. Также такая система обеспечивает гибкую систему скидок в зависимости от стиля вождения и стажа безаварийной езды.

Страховые компании дистанционно собирают данные и анализируют их практически в режиме реального времени. Автоматизация позволяет страховым компаниям улучшить ценообразование, ускорить расчеты коэффициентов и корректировку потерь.

Сейчас застраховать «по-умному» можно не только автомобили, но и свое здоровье, квартиры, дома и т.д.

3. Технические характеристики

Для обеспечения непрерывного контроля и анализа страховые компании используют различные датчики и сенсоры в зависимости от области страхования. Например, для получения автомобильной умной страховки необходимо установить в транспортном средстве специальное устройство, которое подключается к бортовому компьютеру. Устройство фиксирует различные характеристики поездки: дальность поездки, продолжительность, маршрут, погодные условия. А также фиксирует моменты превышения скорости, резкие торможения, старты, перестроения, т.е. так называемое опасное вождение. Зафиксированные данные устройство отправляет страховой компании, используя мобильные сети. Для этого в самом устройстве установлены SIM-карта, датчики GPS/ГЛОНАСС.

В домах и квартирах страховые компании предлагают бесплатно или за небольшую плату установить различные датчики для контроля и безопасности (датчики дыма, датчики движения, умные сигнализации и дверные звонки и т.д.) Для страхования здоровья также используются данные, получаемые с носимой электроники (например, умных браслетов), вживляемых гаджетов, различных сенсоров, используемых в помещениях (например, датчик ионизации).

4. Кейсы применения

Страхование автомобилей КАСКО, ОСАГО с учетом стиля вождения (концепция «pay as you drive» – плати, как ездишь). Компания Liberty Mutual в качестве условия страхования жилищного имущества отмечает установку дымовых сигнализаторов для снижения рисков возникновения пожаров. Компания Beam Digital предлагает использование умной зубной щетки для контроля здоровья полости рта для формирования стоматологической страховки.