Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

«Умное» страхование имеет колоссальный потенциал. Умное страхование – экономия для аккуратных водителей

На сегодняшний день страховое сообщество активно обсуждает продуктыпо умному страхованию с использованием GSM\GPS систем, а также возможности и перспективы их запуска в России. Так называемая страховая телематика, являясь новым веянием для российского страхового рынка, уже хорошо известна в западных странах как Usage-Based Insurance (UBI), и включает в себя такие понятия, как Pay-As-You-Drive (PAYD), Pay-How-You-Drive (PHYD), Pay-As-You-Go и Distance-Based Insurance.

Некоторые страховые компании, поддавшись западным тенденциям, уже предприняли попытку вывода на российский рынок похожих продуктов, однако добиться успеха в этом направлении пока не смогли. Что же ждет умное страхование в России и сможет ли оно найти своего потребителя?

Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо осветить некоторые аспекты, влияющие на состояние и перспективы умного автострахования в России. Первое и самое важное – это наличие мегаполиса с высокой загруженностью дорог. В этом мы не только не отстаём, но и превосходим большинство европейских государств. Последние несколько лет Москва ежегодно занимает места в десятке лидеров антирейтинга по количеству и продолжительности пробок, и с каждым годом столица все ближе и ближе к пъедесталу почета. Так, согласно исследованиям известного производителя GPS из Нидерландов, Москва возглавила рейтинг самых загруженных городов мира в 2012 году, опередив такие славящиеся пробками мегаполисы, как Нью-Йорк и Лондон.

При этом, в Москве, как и в целом по России, далеко не самый высокий уровень автомобилизации. По данным, приведённым Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, за последние 12 лет уровень автомобилизации в Москве вырос на 60% (~5% в год) и на 2012 год составил 303 автомобиля на 1000 человек, в то время как в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско этот показатель равен 600 автомобилям, а в Берлине, Париже и Мадриде – 344. В среднем по России уровень автомобилизации составляет 271 автомобиль на 1000 человек, что соответствует всего лишь 46 месту в рейтинге стран по уровню автомобилизации, для сравнения в США (2 место) этот показатель равен 802 автомобиля (данные аналитического агентства «Автостат»). Таким образом, очевидно, что как в Москве, так и по всей России еще имеется значительный потенциал для роста автомобилизации, особенно ввиду того, что государство активно поощряет покупательную способность населения льготными кредитами на автомобили.

В то же самое время перед московскими властями стоит задача - снизить уровень пользования автомобилем в столице, для этого автомобилистам удорожили эксплуатацию автомобилей в центре города, подняли уровень штрафов и серьезно взялись за развитие общественного транспорта. Таким образом, при повышении уровня владения автомобилем, уровень пользования уже начал падать, что, в перспективе, неминуемо повлечёт за собой снижение среднегодового пробега личного автомобиля горожанина.

Второй важный аспект – это процент внедрения КАСКО в ОСАГО, который на сегодняшний день составляет всего 11%. А что же остальные 89% автомобилей? Почему они не застрахованы? Конечно, здесь играет большую роль высокая стоимость данного вида страхования и средний возраст автопарка России (12 лет). Однако, отчасти это связано и с отсутствием приемлемых по цене предложений для автомобилей с небольшим пробегом. Совершенно очевидно, что и в этой области есть возможности для роста. Так, например, создание продуктов с использованием страховой телематики позволит предложить более выгодные условия страхования клиентам, редко использующим свой автомобиль и предпочитающих сэкономить на страховке, что, в свою очередь, будет способствовать росту популярности КАСКО в России.

И последнее, что оказывает влияние на автострахование в каждой отдельно взятой стране - это состояние дорог. Все знают шутку про российских дураков и дороги, и все также знают, что для российских автомобилистов и специалистов автострахования - это совсем не шутка. С учетом того, что львиная доля убытков страховых компаний - это мелкие ДТП, очевидно, что продолжительность пребывания на дороге (особенно на отечественной) напрямую влияет на убыточность клиента. Так почему клиент должен платить за средний год (20000 км), если он за год проезжает 5000 км? И люди, даже не зная нюансов, понимают, что здесь что-то не так. Ведь ни для кого не секрет, что низко убыточные клиенты в России переплачивают, в то время, как владельцы автомобилей с большим пробегом и высокой убыточностью чувствуют себя крайне комфортно, просто меняя страховые компании

Таким образом, вывод напрашивается сам собой, в России естественным путем созданы все условия для успешного развития умного страхования с использованием телематических систем. Почему же, несмотря на все усилия страховых компаний, продукты по умному страхованию все еще не заняли свою нишу на российском или, хотя бы, московском рынке?

Для объективной оценки стоит отметить, что на сегодняшний день единственная компания, которая серьезно занимается развитием данного направления, это «Ингосстрах», однако их продукт отличается высокой стоимостью систем и абонентской платы, что зачастую делает скидку на страховку не существенной для клиента. Компания «Ренессанс Страхование», в свою очередь, недавно запустила продукт с использованием страховой телематики совместно с «МТС». Данный продукт предназначен для корпоративных клиентов, и, даже не вникая в детали, можно с уверенностью сказать, что он не будет пользоваться большой популярностью, так как корпоративные тарифы итак близки к минимуму и дать ощутимую скидку за систему в таком случае можно только в ущерб бизнесу. Кроме того, большая часть корпоративных автопарков уже оборудована различными мониторинговыми системами и установка дополнительного оборудования ради несущественной скидки вряд ли будет пользоваться спросом. На днях продукт по умному страхованию для физических лиц анонсировала компания «InTouch Страхование». Исходя из полученной в сети информации можно предположить, что это пилотный проект и говорить о его успешности пока рано. Предложенная специалистами call-центра скидка в размере 10-20% за установку бесплатной системы, которую через год надо будет все же оплатить, выглядит на первый взгляд несколько сумбурно и малопривлекательно.

Есть ли другие, более эффективные, решения по умному страхованию? На сегодняшний день в мире существует не один десяток решений по умному страхованию, но мало иметь только решение. Необходимо понимать, что умное автострахование - это сложный и многогранный продукт, при создании которого нужно не только учитывать множество технических, программных, организационных и других нюансов, но и не забывать про специфику российского авторынка, а также рынка спутниковых охранных систем, представители которого активно пытаются занять свое место на рынке страховой телематики.

Умное автострахование сегодня– это реальность для многих западных стран и будущее для России. Появление у российских страховых компаний возможности получать достоверные данные по каждому застрахованному автомобилю, иметь доступ к клиенту и развивать большое количество дополнительных сервисов, сделало это будущее возможным. Осталось только правильно использовать открывшийся потенциал для успешного запуска проектов по умному страхованию.
© Анохин М.А., siconsulting.ru, 2013

Умное страхование - не совсем корректный термин. Это не антоним классическому страхованию, которое как бы автоматически становится «неумным». Нет, это просто более взвешенный подход к оценке рискованности клиента, основанный на новых технологиях. Вероятно, словосочетание «умное страхование» со временем уступит место определению «страховая телематика». Но это непринципиально, дифиниционная чистота не влияет на суть: «умное страхование» действительно представляет собой новый инструмент в оценке страховых рисков. Модный, многообещающий, обоюдовыгодный. И если на Западе (в Европе и США) принцип pay-as-you-drive используется уже почти десять лет, в России оценка рисков посредством телематики только начинает внедряться.

В начале декабря в Москве прошла третья конференция, посвящённая умному страхованию. На её материалах удобно будет посмотреть, к чему пришла отрасль по итогам первого года реальной работы в этом направлении.

Главный вывод, предваряющий частные замечания, таков: внедрение в автомобиль средств страховой телематики как афтемаркета эффективно, но неидеально. Будет гораздо лучше и проще, если функцию отдельно подключённого прибора возьмёт на себя бортовой терминал , обязательный для новых (проходящих сертификацию после 1 января 2015 года) автомобилей. Тем более, что всё «железо» в терминале для этого есть, нужно только доработать софт и внести соответствующие поправки в техрегламент. При такой синергии услуга станет дешевле как минимум на стоимость отдельного устройства. Попутно решится проблема массового внедрения. Однако серьёзных инициатив в данном направлении законодатели пока не проявляют и внесение необходимых поправок в ближайшее время маловероятно, государству бы справиться с внедрением самой Эры-ГЛОНАСС. Вот как раз Эре-ГЛОНАСС и был посвящён доклад Евгения Белянко, вице-президента некоммерческого партнёрства «Глонасс».


Евгений Александрович рассказал, что несмотря на вплотную приблизившийся срок начала работы системы, не всё ещё в порядке с её нормативно-правовым обеспечением, в работе пока находятся более 30 постановлений и приказов. Испытания системы показали её эффективность: из 5097 тестовых вызовов 95% обработано вовремя, время доставки информации о ДТП в среднем составило 10 секунд. Хуже всего, как ни странно «отработали» на Кавказе и в ЦФО.


НП Глонасс предлагает создать специальный фонд с потенциальным объёмом 5 млрд руб., из которого будут финансироваться новые проекты. К 2020 году возможно привлечь до 60 крупных компаний, половина из которых выйдет на зарубежные рынки. Кроме того, перспективным выглядит идея создания технопарков ГЛОНАСС в том числе и в Крыму.


Таким образом Россия станет лидером по внедрению Эры не только в рамках Таможенного Союза, но и всей Европы, ведь система e-Call начнёт работу только с 2017 года (в лучшем случае).

Для страховщиков Эра-ГЛОНАСС может упростить оформление ДТП по европротоколу, так как записывает характер ускорений, время и координаты происшествия.


Что касается собственно страховых услуг, то терминалы Эры способны анализировать использование автомобиля по всем основным параметрам, применяющимся в умном страховании.


Государством позиция НП Глонасс поддержана и уже внесены изменения в закон об ОСАГО и Правила предоставления информации о ДТП. Со следующего года информация об обстоятельствах ДТП будет передаваться в автоматизированную систему обязательного страхования.

Выводы, которые сделал Белянко, таковы: страховая телематика на базе терминалов Эра-ГЛОНАСС, снижает вероятность злоупотреблений, так как ведётся централизованное протоколирование событий. Кроме того, Эра-ГЛОНАСС - источник юридически значимой информации, что упрощает доказательство и снижает документооборот.

Андрей Маклецов из российского союза автостраховщиков…


…поведал о нюансах внедрения в России европротокола. У РСА есть ряд технических требований к устройствам фиксации. Вот они:


А вот критерии автоматической фиксации ДТП:


Много споров возникает по поводу порогового критерия ДТП, в частности, практической сложности дифференцировать мелкие «касательные» повреждения или ДТП с автомобилем с заглушенным двигателем. Но последние фиксируются на автомобиле-виновнике.

РСА провёл самостоятельные испытания терминалов, стендовые и натурные.


В целом, мнение Маклецова оптимистично: на рынке существуют устройства, полностью удовлетворяющие страховщиков. Осталось внедрить терминалы с расширенным функционалом и выработать чётки, универсальные критерии ДТП.

Александр Куканов из T-One Group…


…отметил, что раньше страховая телематика не приносила клиенту видимых выгод, а только помогала страховщику бороться с мошенничеством и угонами. Сейчас ситуация изменилась, система уже работает с выгодой для клиента. Теперь надо сделать умное страхование обоюдовыгодным. И вариант для СК избежать дополнительных затрат - всё та же интеграция сервисов в Эру-ГЛОНАСС.

Должно быть переформулировано само понятие выгоды. Если клиент ставит в машину устройство и получает преимущества не когда-то, а прямо сейчас, тогда будет понятнее, в чём выгода, мотивации будет больше. Бизнес-модель должна быть клиентоориентированной, а не законодательно обусловленной.

Ближайшее будущее страховой телематики видится Куканову в расширении скорринговой модели страхования на базе данных, полученных от потребителя. Вплоть до браслетов-пульсомеров. Клиент должен быть заинтересован в передаче о себе большого количества информации, на основе которой страховщик сделает предельно точный вывод о степени его надёжности.

Большим объёмом данных о клиенте располагают операторы сотовой связи (маршруты, интенсивность передвижения), их тоже можно задействовать. Всё это должно привести к постоянному и - что самое важное - позитивному контакту клиента с СК. Например, страховщик для уменьшения риска в определённых ситуациях может посоветовать вообще отказаться от поездки в обмен на скидку на такси - и это будет выгодно, допустим, в неожиданных гололёд, когда вероятность ДТП очень высока. Причём именно на маршрутах, регулярно задействованных страхователем. Для развития услуг на базе больших объёмов данных требуется вот что:


Сергей Масленков из Smart Insurance Consulting говорил о рисках развития страховой телематики.


По его прогнозу, в 2020 году в России будет оформлено 8,8 млн полисов Каско, из которых 4,7 млн - с применением страховой телематики. Продажи автомобилей оцениваются в 2020 году в 4,4 млн шт. Такой объём связан с риском не подстроиться вовремя под прогресс, упустить многие возможности.

И тут опять в дело вступает большой объём данных о клиенте. Некоторые СК уже имеют аналитические отделы и изучают поведение клиентов. Данные генерирует не только телематика, но и корпоративные парки. Начинает появляться модель «скоринговых балов». Которые позволяют предложить новые услуги по страхованию. Вопрос в том, насколько качественно происходит дифференциация.

Было бы перспективно предложить «ретротест»: что было с клиентом раньше? Что делать, если у него «плохие» баллы, но клиент неубыточен? Или наоборот?

К сожалению, все успешные проекты в этой области закрыты.

Масленков предложил свою систему оценки, условно названную В-А-Д-С:


Павел Козлов из Here (наследница Nokia Maps) предложил посмотреть н аумное страхование с точки зрения картографа.


Сейчас в мире наблюдается бум геолокационных услуг. Вообще страховая телематика вышла из ГИС. Сейчас это универсальный инструмент для страховщиков.


В будущем будут доступны уникальные сервисы, допустим, предложение от СК на мониторе автомобиля о страховании конкретной поездки. Более богатым станет и арсенал методов расчёта потенциальной аварийности - не только ускорения и торможения, скорость и частота использования автомобиля, но и привязка к текущей позиции на карте и уровню «пробочности».


Всё это, конечно, требует множества картографических атрибутов.


Павел делает прогноз: водить автомобиль станет всё дороже и это занятие со временем перейдёт к роботам. А там уже будут работать совершенно другие страховые модели. Пока же перспективная бизнес-модель выглядит так:


Кирилл Варламов из Альфастрахования…


…тоже порассуждал о перспективах. Уже на основе своего страхового опыта.

В последнее время происходит взрывной рост тарифов Каско. Это связано не только с ослаблением рубля, но и с ростом мошенничества, угонов и увеличением дорожного трафика, провоцирующего ДТП. Соответственно, растут и выплаты. Тем более, что в последнее время всё больше клиентов обращается в суд и отсуживает весьма значительные суммы. В этой ситуации СК вынуждены искать альтернативы традиционным методам работы. Это обучение аккуратному вождению, разделение рисков с клиентом, ограничение покрытия и фокус на безубыточных клиентах.

В 2010 году была сформирована идея уменьшения оплаты полиса для тех, кто мало ездит. Это первый шаг к умному страхованию. Продукт «Умное КАСКО» принёс с тех пор 1 млрд руб.

Существует две стандартные модели - скидка сразу и скидка потом (возврат части стоимости страховки).


В Альфе проанализировали все составляющие и решили, что первый вариант перспективнее.

Сейчас клиенту даётся оборудование на три месяца бесплатно, с ним он получает до 65% скидки на полис. Другой вариант: приобретение полиса на полгода со скидкой при условии установки оборудования. Потом анализ телематических показателей и вторые полгода почти бесплатно.


Есть мобильное приложение для оценки вождения, можно корректировать свой стиль. Оно даёт клиенту мотивацию к более аккуратному поведению на дороге.


Оценивая перспективы умного страхования в России, Варламов отметил главные негативные факторы - низкую осведомлённость клиентов о таком методе страхования и предубеждённость в отношении установки в автомобиль системы постоянного слежения. Сценариев развития может быть три, от неприятия рынком до массового внедрения. Но самый реалистичны - умное страхование долго останется нишевым продуктом.

Гораздо более оптимистичен Денис Гаврилов, гендиректор СК «Независимость» (торговая марка «Важно. Новое страхование»).


Он считает, что перспективы у умного страхования будут великолепными, если в основу поставить удовлетворённость клиента. Процесс урегулирования важнее продажи полиса! А он-лайн урегулирование с выдачей направления на ремонт в автоматическом режиме сильно облегчает взаимоотношения с СК.


«Важно» предлагает клиенту купить полис Каско вдвое дешевле, но с ограничением по пробегу и максимальной скорости.

Программа «Важно» запущена в третьем квартале 2014 года, но уже есть обнадёживающие результаты. Клиенты в совокупности наездили 1 млн км, всего несколько человек не захотело ограничивать себя скоростью в 110 км/ч (4,1% клиентов). Простой в пробках от общего времени составил 23,2%, а пробег в часы пик - 30,2%. Это подтверждает правильность выбранных ограничений.

«Важно» использует два типа терминалов - подключаемые к OBD-разъёму и непосредственно к АКБ. Преимущества и недостатки их таковы:


Можно добавить «от редакции»: подключение к АКБ несёт в себе риск «высаживания» последней при долгом простое. А устройство OBD не совсем легитимно, автопроизводителе не дают прямых запретов, но могут возникнуть вопросы у инженера по гарантии.

Варламов резюмирует: клиенты часто недовольны своим скорингом и пытаются его оспорить. Нужно быть к этому готовым. Нужна железная аргументация и развитие законодательства и судебной практики. Многое зависит от того, будет ли применятся телематика в качестве доказательства в суде.

Пётр Халипов из Уралсиба показал пример работы программно-аппаратного комплекса Raxel telematic. Это OBD-устройство, обработка данных и вывод, предоставляемый заказчику. По сути это услуга для СК по определению параметров клиента. Сейчас ей пользуются уже 4 страховых компании.

Статистика Raxel telematic такова:


Распределяя клиентов по уровню риска, СК может управлять маржинальностью бизнеса. А самоселекция клиентов даёт ощутимый эффект:

В среднем, клиент просматривает приложение, оценивающее его вождение, раз в два дня. Там он находит не только статистику, но и советы по уменьшению рисковости. Мобильное приложение - это один из каналов взаимодействия с клиентом плюс возможность заявить убыток он-лайн. Для этого аппаратура имеет всё необходимое.


Из зала докладчика спросили: а как быть с риском коррекции данных сотрудниками СК в свою пользу? Ведь технически такая возможность есть!

Да, есть, - согласился Халилов. Но СК важнее удержать клиента, чем навесить на него дополнительные прегрешения. А клиент, в свою очередь, может мониторить оценки чаще и обнаруживать искусственную коррекцию.

Интересный проект представила фирма Локарус из Челябинска в лице директора Андрея Щурова.


Это технология передачи данных DDF (Dynamic Data Flow — динамический поток данных). По сути это выбрасывание из передаваемой на сервер информации всех лишних байтов - точки трека, поля записи, период передачи данных… Передаётся только то, что несёт нужную для мониторинга информацию. Такая селекция позволяет значительно уменьшить объём передаваемых данных, что критично для мест с плохим покрытием сотовой связи. И расходы на передачу укладываются в минимально тарифицируемый объём.

На конференции выступали и другие докладчики - производители оборудования, страховщики. Все они говорили более-менее об одном: страховая телематика - продукт перспективный, с высоким потенциалом монетизации сервисов Эры-ГЛОНАСС. Развитие умного страхования непременно принесёт проблемы - защиту собираемых о клиентах данных, пропаганду новых сервисов, необходимость менять поведенческие модели во взаимоотношениях СК и клиентов.

Но прогресс не остановить: страховая телематика в 2014 году заявила о себе громко и безальтернативно.

Сегодня для развития «умного» страхования появляются новые возможности в связи с идущими, во многом революционными, изменениями на транспорте, среди которых появление «умных», а в ближайшей перспективе и беспилотных автомобилей, развитие новой отрасли беспилотных летательных аппаратов, изменение модели использования автомобилей за счет развития сервисов краткосрочного проката автомобилей и каршеринга. Такое мнение выразил Андрей Ионин, директор аналитической службы НП «ГЛОНАСС» на IV Международной конференции «Умное страхование», которая состоялась 7 декабря в Москве, в Центре международной торговли (ЦМТ). Умное страхование - российская реализация принципа Pay-as-you-drive (плати, как ездишь). В России эта система уже работает, и сегодня известны результаты пилотных проектов страховых компаний в этой области, на основе которых видны новые возможности развития умного страхования. На конференции обсуждалась необходимость большей ориентированности на клиента, но для этого необходима совместная работа над созданием системы ценностей этого вида услуг для страхователя. Система «умное страхование» заключается в использовании информации о стиле вождения автовладельца, пробеге транспортного средства и других характеристик при расчете индивидуальных тарифов по автострахованию. Эта информация собирается специальным устройством, установленным в автомобиле

Сегодня для развития «умного» страхования появляются новые возможности в связи с идущими, во многом революционными, изменениями на транспорте, среди которых появление «умных», а в ближайшей перспективе и беспилотных автомобилей, развитие новой отрасли беспилотных летательных аппаратов, изменение модели использования автомобилей за счет развития сервисов краткосрочного проката автомобилей и каршеринга. Такое мнение выразил Андрей Ионин, директор аналитической службы НП «ГЛОНАСС» на IV Международной конференции «Умное страхование», которая состоялась 7 декабря в Москве, в Центре международной торговли (ЦМТ).

Умное страхование - российская реализация принципа Pay-as-you-drive (плати, как ездишь). В России эта система уже работает, и сегодня известны результаты пилотных проектов страховых компаний в этой области, на основе которых видны новые возможности развития умного страхования. На конференции обсуждалась необходимость большей ориентированности на клиента, но для этого необходима совместная работа над созданием системы ценностей этого вида услуг для страхователя.

Система «умное страхование» заключается в использовании информации о стиле вождения автовладельца, пробеге транспортного средства и других характеристик при расчете индивидуальных тарифов по автострахованию. Эта информация собирается специальным устройством, установленным в автомобиле. Владельцам автомобилей такие системы помогают не только значительно экономить при оформлении полиса КАСКО, но и разрешать спорные вопросы при наступлении страхового случая. Одной из новых возможностей умного страхования для автовладельцев стало оформление ДТП в рамках Европротокола. Страховые компании, в свою очередь, получают возможность «профилирования» клиентской базы и разработки более таргетированных тарифных планов. Кроме того, водитель, как только за ним начинают следить, становится намного аккуратнее и дисциплинированнее, повышая при этом свою безопасность движения и сокращая издержки страховых компаний.

Игорь Хереш, директор по развитию компании T-One Group (ГК «Ренова»), так оценил развитие страховой телематики в России: «В этом году произошел серьезный рывок, связанный с государственными инициативами в законодательном поле. Появилось такое слово как телематика в тех или иных продуктах. Например, Европротокол, где четко показано, что можно фиксировать расширенный Европротокол при помощи средств навигации, ГЛОНАСС и GPS. Это говорит о том, что если в предыдущие годы страховая телематика развивалась от желания страховщика быть инновационным и привлечь к себе клиентов, то теперь понятно, что страховая телематика неизбежна и об этом говорит государство. Все сообщество чувствует заинтересованность к этой теме, об этом свидетельствуют и мощные выступления на прошедшей, уже четвертый год подряд, Международной конференции «Умное страхование».

Рассматривая процедуру оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции - Европротокол, Андрей Маклецов, начальник управления европейского протокола Российского Союза Автостраховщиков, рассказал об использовании телематического оборудования: «В стандартном Европротоколе есть лимит выплаты - 50 000 рублей на сегодняшний день. Закон допускает, что если ДТП произошло в Москве, Санкт-Петербурге и соответствующих областях, то страховщик может заплатить больше в пределах общего лимита по ОСАГО (а это 400 000 рублей), если он получил данные о ДТП, зафиксированные определенными техническими средствами контроля. В ОСАГО не используются все сложности страховой телематики: обработка данных, стиль вождения, нарушения правил дорожного движения. В системе Европротокола есть сам факт ДТП и данные об ускорении или торможении за 3 секунды до него и 3 секунды после, чтобы можно было понять, что это настоящий удар, в котором имел место какой-то резкий контакт автомобилей. Эта «часть страховой телематики» приходит в соответствующую подсистему АИС РСА. По данным, которые похожи на данные страховой телематики, мы можем четко отличить настоящее ДТП от его имитации. К этому мы дополняем другую группу данных, которая касается фотографирования на месте события автомобильных повреждений, а следующим шагом будет автоматическая интеграция и проверка данных. Допустим, если данные об ускорении показали, что удар был с левой стороны, а при фотографировании показаны поврежденные детали с правой стороны, то, наверное, у страховщика будут вопросы. Это очень легко автоматически отследить, потому что в наших средствах, которые используются при фотографировании, предусмотрены подсказки в виде того, что нужно отмечать поврежденные детали. Мы близки к практическому воплощению нашей концепции для целей Европротокола».

«Для решения задач, стоящих перед автостраховщиками на современном уровне требуется некорректируемая информация о движении автомобиля и об обстоятельствах ДТП, все это может дать терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» с расширенным функционалом - сообщил на конференции советник генерального директора АО «ГЛОНАСС» Павел Бунин. «В настоящее время в автомобилях устанавливается целый ряд дополнительных устройств. Так, спутниковая навигация требуется для перевозок пассажиров и опасных грузов. Междугородние перевозки требуют установки тахографов, которые позволяют проводить мониторинг режима труда и отдыха водителя. Для проезда по платным дорогам транспортное средство должно быть оснащено платежными системами. Автостраховщики в свою очередь предлагают водителям устанавливать устройства, которые следят за стилем езды водителя для расчета страховки по системе «умного» страхования. С целью решения этих задач, планируется расширить возможности терминала «ЭРА-ГЛОНАСС», - пояснил Павел Бунин.

Хотя рынок неизменно движется вперед, перед игроками рынка стоит еще достаточно нерешенных вопросов. Игорь Ямов, заместитель генерального директора, член Правления компании «Ингосстрах», высказал свое мнение о сдерживающих факторах для качественного скачка на российском рынке умного страхования: «На рынке страховой телематики существует несколько важных моментов. Первое - это крайне низкий кредит взаимного доверия между клиентами и страховым компаниями. Второе - очень быстрая динамика развития технических решений: только перешли от стационарных блоков к OBD 2, как появились смарт-телефоны. Если научиться их использовать, то будет снят первоначальный барьер инвестиций, и рынок уже развивается в эту сторону. Третий момент - это предоставление страховыми компаниями клиенту четкой модели ценностей, которую несет умное страхование. Как только решение этих проблем будет найдено, произойдет качественный прорыв».

Также насущной проблемой остается отсутствие единых стандартов рынка. Заместитель генерального директора СпейсТим холдинга Андрей Платонов, так выражает свое мнение по этому вопросу: «Никаких стандартов не существует! У каждой страховой компании своя скоринговая модель, свое оборудование. В этом, в том числе, существует проблема широкого выхода на потребительский рынок. Клиент (страхователь) получив услугу от одной компании и решив перейти в другую, вынужден будет опять покупать (или переустанавливать) оборудование и подстраиваться под новые критерии скоринга».

Андрей Коженков, заместитель генерального директора по маркетингу и коммуникациям «Важно. Новое страхование», видит решение вопроса о единых стандартах: «Определяющими станут 2017-2018 годы, когда умное страхование перейдет из практики использования новаторами и ранними последователями, доля которых не превышает 15%, в практику использования раннего большинства. Как показывает практика, именно этот этап становится определяющим и является двигателем для органического развития рынка. Возможен альтернативный сценарий, когда государственные службы возьмут на себя большую роль в законодательном закреплении статуса умного страхования, в этом случае процесс введения единых стандартов ускорится на год».

Много внимания на конференции было уделено моменту недоверия клиентов страховым компаниям и страховому оборудованию, что подтверждал и вопрос автовладельца из зала. Все эксперты сошлись во мнении, что это направление, над которым нужно много работать.

«В условиях кризиса многие страхователи хотят сэкономить на стоимости полиса, а телематика дает непосредственную экономию, несмотря на то, что человеку приходится себя ограничивать. Мы, со своей стороны, провели исследование рынка и выпустили новое приложение - розничный продукт Drive Jornal. Нашим приложением мы даем клиенту не только информацию о том, где его автомобиль, о его здоровье и том, как он водит, но и на регулярной основе даем рекомендации по стилю вождения. В нашем прямом канале продаж, когда люди приходят к нам без полиса КАСКО, мы видим очень здоровый отклик от них. Соответственно, чем больше будет тарифов у страховых компаний по телематическому КАСКО, тем больше людей будет застраховано, и тем быстрее мы пройдем рубеж недоверия не только к страховщикам, но и к телематическим устройствам. Перспективы здесь очень большие. Мы ждем всплеска в 2016 году, прежде всего драйверами, будут дополнительные функции, которые дает приложение клиенту», - комментирует Алексей Касаткин, коммерческий директор R-Telematica. По вопросу о страхе автовладельцев устанавливать в автомобиль телематическое устройство он сказал, что последние нововведение со стороны его компании - это предложение экономии на автозаправочных станциях, автомобильных мойках и сервисах, а также при покупке автомобильной электроники. Таким образом, клиент начинает экономить от 3000-3500 рублей в месяц только благодаря тому, что он установил телематику, и тогда решение об установке становится очевидным.

В свою очередь страховые компании представили свои результаты пилотных проектов по «Умному страхованию», также говорящие о развитии этого вида услуг: «С момента запуска проекта «Важно. Новое страхование» реализовало уже более 13,5 тыс. полисов «Каско - Страховая телематика». По итогам 2015 года мы планируем реализовать 15 тыс. телематических полисов. В 2016 году «Важно. Новое страхование» планирует реализовать 20 тыс. полисов «Каско. Страховая телематика», доля «умного страхования» в портфеле автокаско по нашим подсчетам должна составить порядка 75%. Мы рассчитываем к концу 2016 года вывести данное направление в рентабельную зону. Сделав ставку на развитие направления страховой телематики и запуская проект, мы рассматривали 2015 год, как год стартапа, в рамках которого нам необходимо было сформировать существенный портфель по данному продукту, что в свою очередь позволит нам, реализовав программу оптимизации ряда бизнес-процессов, снизить стоимость для нас самих устройств, добиться новых более выгодных условий взаимодействия с производителями телематического оборудования и других дополнительных сервисов, а также операционных затрат, связанных с процессами урегулирования страховых случаев. Могу отметить, что относительно начала нашей работы по телематическому направлению мы уже существенно продвинулись в части снижения для нас стоимости формируемого телематического портфеля» - поделился Андрей Коженков.

По оценкам экспертов, 10-15% - это возможный прирост развития рынка страховой телематики в России на ближайшие 2-3 года. По мнению Петра Халипова, заместителя генерального директора Раксел Телематикс, у крупных игроков рынка этот процент может достигать более высоких значений, а основным технологическим драйвером развития станет «умное страхование» через мобильные приложения. «Как только в России появятся компании, предлагающие телематику без какого-либо оборудования - т.е. клиент скачивает приложение, устанавливает и дальше ему предоставляется скидка либо иные льготы от страховой компании - то это сразу будет иметь потенциальный рост», - говорит Петр.

Алия Валиуллина, руководитель направления разработки продуктов и клиентской лояльности INTOUCH, отметила, что рынок умного страхования развивается, но ему еще только предстоит стать общепринятой практикой: «По нашей оценке, рынок подобных услуг может вырасти в разы в течение ближайших 4-5 лет. Если говорить о страховании, то можно предположить, что это в первую очередь страхование жилья (телематические технологии уже активно применяются в "умных домах"), а также страхование жизни и здоровья, страхование от несчастных случаев (телематика может отслеживать местонахождение детей, пенсионеров, инвалидов). Однако пока это в большей степени предположения. Активно телематика используется скорее в логистике (перевозки грузов, мониторинг общественного транспорта)».

Про активное использование телематики на транспортных средствах и получение прибыли от этого сказал заместитель генерального директора СпейсТим холдинга Андрей Платонов: «Страховая телематика (Умное страхование) - это дополнительная прибыль автостраховщиков и, возможно, автострахователей. Более широкий смысл заложен в термине «Умная» навигация на основе принципа pay-how-you-drive, который верен не только для сегмента страхования автотранспорта, но и для всего рынка транспортных средств. Стиль вождения существенно влияет на расходы по конкретному транспортному средству и всему автопарку, если говорить о коммерческих компаниях, становится дополнительным потенциальным источником прибыли, независимо от темы страхования».

Все участники конференции пришли к мнению, что рынок умного страхования ждет рост, но для масштабного развертывания необходима работа по ориентации услуг на клиента и создание системы ценностей этого вида услуг для страхователя.

В конце мероприятия Юлия Морозова, директор по развитию компании-организатора события «ПрофКонференции», дала следующие комментарии:

«По итогам ежегодных Международных конференций «Умное страхование» мы видим, как развивается рынок страховой телематики в России. Если еще несколько лет назад это было инновацией в сфере автомобильного страхования в принципе, то сегодня мы видим переход к этапу внедрения услуги в широком масштабе. Многие представители компаний, запустивших пилотные проекты по умному страхованию, представили и обсудили их результаты на конференции 7 декабря. Теперь перед игроками рынка открыты пути совершенствования и модернизации своих продуктов и предложений для широкого распространения».

В работе конференции приняли участие более 250 человек - представители 112 компаний.

  • Новые требования к специалистам пенсионного страхования
  • Первый рейтинг финансовой грамотности регионов представили на сессии в рамках Российского инвестиционного форума
  • Итоги II Всероссийской онлайн-олимпиады по финансовой грамотности для учащихся 5-11-х классов
  • Медицинская компания «Доктор рядом» подвела итоги 2018 года в области цифровой медицины
  • В Минфине России состоялось первое заседание Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности

Компания «Ингосстрах» планирует инвестировать в технологии с целью привлечения клиентов новым уровнем сервиса и выявления страхователей, склонных к мошенничеству, рассказал корреспонденту «Известий» Асе Корбут Михаил Волков.

Каким вы видите страхование через пять лет? Какие глобальные перемены произойдут, если оценивать ситуацию глазами потребителя?

В не самых благоприятных экономических условиях место страховой компании на рынке будет во многом определяться использованием информационных технологий. Мы ожидаем, что в ближайшее время почти каждый пятый клиент перейдет в онлайн-страхование, электронный канал станет одним из самых востребованных. В проблемных регионах увеличится доступность оформления полисов.

У «умного» страхования колоссальный потенциал. Если сейчас мы говорим о двух десятках тысяч таких полисов, то к 2020году эта цифра, по разным оценкам, составит от 2до 5млн штук, доля проникновения «умного» страхования станет существенной. Что это значит для потребителя? Выбор услуги по индивидуальным запросам, упрощение оформления полиса, удобство и экономия. Количество доступных онлайн-продуктов с каждым месяцем увеличивается. Со временем рынок страхования станет надежнее и стабильнее за счет того, что на нем останутся только честные, добросовестные, финансово устойчивые игроки, в полной мере выполняющие обязательства перед клиентами.

Недавно вы сообщили о том, что «Ингосстрах» собирается стать самой технологичной компанией на страховом рынке. Что конкретно это означает, как будете оценивать «технологичность»?

- «Ингосстрах» прекрасно понимает, что будущее как финансовых, так и страховых услуг за цифровыми технологиями. Их внедрение- устойчивый тренд страхового рынка. У нас запущено несколько серьезных проектов, связанных с цифровыми технологиями, задачи интегрированы в операционную стратегию «Ингосстраха». Мы также постоянно работаем над развитием своего веб-сайта. Теперь это не просто информационный ресурс, это- многофункциональный сервис. Вдальнейшем мы планируем перевести в электронный вид все процессы, которые сейчас происходят в офисе, чтобы клиент имел возможность решать вопросы полностью в автоматизированном режиме. Когда эти нововведения будут реализованы, «Ингосстрах» рассчитывает занять лидерскую позицию в онлайн-среде.

Отдельная тема- это мобильные приложения. Мы наблюдаем рост мобильного трафика на сайте на 10–15% в год и планируем в ближайшее время перестроить свое присутствие на рынке мобильных приложений. Уже сейчас у нас несколько приложений на iOS, Android и на платформе Windows. Главное- IngoMobile: в нем доступны все возможности сайта. Специализированное приложение IngoView предназначено для агентов, но мы хотим открыть некоторые его функции для всех. Приложение IngoTravel разработано для путешественников. В нем можно не только купить страховку, но и построить маршрут в незнакомой стране, посмотреть курсы валют, погоду.

- Какие цели вы ставите перед собой на ближайший год?

Курс 2017года- персонализация процессов обслуживания (продаж, урегулирования, консультаций) в мобильных приложениях. Это позволит развивать предложения не по пути «добора» функционала с сайта и упростит жизнь клиентов. Планируем сделать наше присутствие в мобайле фактичес­ки уникальным.

Мы также внедряем новые и совершенствуем существующие технологии «умного страхования». Для примера возьмем каско с телематикой. Российские страховщики в этом продукте реализуют два принципа мониторинга вождения страхователя: Рау As You Drive (плати за столько, сколько проезжаешь) и Pay How You Drive (плати как ездишь).

«Ингосстрах» пошел дальше и использует новую страховую модель- Manage How You Drive (управляй стилем вождения). Помимо перечисленных видов скоринга она предоставляет водителю обратную связь для самостоятельного отслеживания параметров вождения и корректирования стиля управления автомобилем. Телематический модуль, установленный на авто, работает в связке с мобильным приложением. Многие игроки страхового рынка пользуются сторонними программами, в то время как мы разработали собственное приложение IngoDrive. Через него водитель накапливает баллы, которые позволяют ему получить скидку на каско в следующий период страхования. Благодаря использованию мониторингового устройства «Ингосстрах» предлагает целый пакет бесплатных сервисов по диагностике и информированию клиента о неисправностях агрегатов автомобиля и навигации.

На рынке телематика давно и активно применяется в автостраховании. Удалось ли существенно снизить убыточность?

Страховая телематика- перспективный инновационный продукт для российского рынка. Пока доля договоров по каско с телематикой невелика, но мы видим, что интерес к этому виду страхования растет как со стороны b2b-клиентов, которые стремятся экономить в условиях кризиса, так и со стороны физических лиц, которые уже привыкли считать каско услугой премиум-сегмента. Это взаимовыгодный продукт, благодаря которому страховщик может более точно оценить риски наступления страхового случая, а аккуратный водитель- сэкономить до 40% стоимости полиса по риску «Ущерб». Средняя сумма выплат по убыткам в рамках программ с телематикой, по нашим ожиданиям, будет ниже обычной на 30–40%.

- Как «Ингосстрах» подходит кработе с Big Data?

- «Ингосстрах» длительное время осуществлял работу по противодействию мошенничеству с помощью большого количества бизнес-правил, черных списков и других подобных инструментов, которые ужесточались с каждым новым выявленным случаем мошенничества или его потенциальных вариантов. Со временем мы пришли к выводу, что развитие собственных технологий наиболее эффективно с применением технологий Big Data в IT-инфраструктуре компании, а не только в бизнес-логике.

Сейчас через единый централизованный процесс проходит проверка договоров на предмет возможного мошенничества, а мы анализируем не только внутреннюю информацию по клиенту или объекту страхования, но и сведения из всех доступных внешних источников (интернет, кредитные бюро, внешние базы данных). Таким образом выявляем страхователей, склонных к мошенничеству и применяем к ним более тщательный подход при заключении договора и урегулировании убытков. Подобные технологии могут найти активное применение и в части оптимизации процессов, в выстраивании маркетинговых кампаний и повышении эффективности продаж.

Умное страхование – расчет тарифов страхования с использованием современных технологий, на основании данных полученных от различных датчиков и устройств, установленных на застрахованном объекте или в непосредственной близости от него.

2. История создания и развития

Понятие умное страхование возникло в начале 2000-х годов с развитием технологий Интернета Вещей, появлением множества датчиков, вычислительных мощностей, способных анализировать большой поток данных. Первыми объектами в процессе страхования, которых стали использовать телематику, были автомобили.

Причины использования различных сенсоров для автострахования заключаются в следующем: автовладельцы знают об установленных датчиках, что побуждает их водить более аккуратно. А вследствие аккуратного вождения снижается количество ДТП, а, следовательно, и страховых выплат. Также такая система обеспечивает гибкую систему скидок в зависимости от стиля вождения и стажа безаварийной езды.

Страховые компании дистанционно собирают данные и анализируют их практически в режиме реального времени. Автоматизация позволяет страховым компаниям улучшить ценообразование, ускорить расчеты коэффициентов и корректировку потерь.

Сейчас застраховать «по-умному» можно не только автомобили, но и свое здоровье, квартиры, дома и т.д.

3. Технические характеристики

Для обеспечения непрерывного контроля и анализа страховые компании используют различные датчики и сенсоры в зависимости от области страхования. Например, для получения автомобильной умной страховки необходимо установить в транспортном средстве специальное устройство, которое подключается к бортовому компьютеру. Устройство фиксирует различные характеристики поездки: дальность поездки, продолжительность, маршрут, погодные условия. А также фиксирует моменты превышения скорости, резкие торможения, старты, перестроения, т.е. так называемое опасное вождение. Зафиксированные данные устройство отправляет страховой компании, используя мобильные сети. Для этого в самом устройстве установлены SIM-карта, датчики GPS/ГЛОНАСС.

В домах и квартирах страховые компании предлагают бесплатно или за небольшую плату установить различные датчики для контроля и безопасности (датчики дыма, датчики движения, умные сигнализации и дверные звонки и т.д.) Для страхования здоровья также используются данные, получаемые с носимой электроники (например, умных браслетов), вживляемых гаджетов, различных сенсоров, используемых в помещениях (например, датчик ионизации).

4. Кейсы применения

Страхование автомобилей КАСКО, ОСАГО с учетом стиля вождения (концепция «pay as you drive» – плати, как ездишь). Компания Liberty Mutual в качестве условия страхования жилищного имущества отмечает установку дымовых сигнализаторов для снижения рисков возникновения пожаров. Компания Beam Digital предлагает использование умной зубной щетки для контроля здоровья полости рта для формирования стоматологической страховки.