Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Статистика об уровне жизни в ссср и постсоветских странах снг. Проблемы с милицией для туристов. Размер пенсий в странах СНГ

Авторитетное финансовое издание Global Finance опубликовало список богатейших и беднейших стран мира, составленный на основе данных Международного валютного фонда. Рейтинг позволяет составить представление о том, какого прогресса сумели достичь республики бывшего СССР за 25 лет, прошедшие после распада союза, и насколько теперь отличаются их экономики.

В качестве основного показателя Global Finance, следуя устоявшейся международной практике, использует данные по размеру валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, исчисленные по паритетам покупательной способности валют (ППС). В отличие от номинального ВВП, который отражает объем экономики в текущих ценах и зависит от колебаний курсов национальных валют, ВВП по ППС дает более адекватную картину, учитывающую стоимость товаров и услуг внутри страны. В расчете на душу населения этот показатель служит достаточно достоверным индикатором общего уровня экономического развития страны. Вместе с тем он не полностью отражает реальный уровень жизни, для которого используются другие показатели (уровень доходов, потребления, обеспеченность жильем и т.п.).

Все республики бывшего СССР, входящие в СНГ (учтем здесь и Грузию, входившую в Содружество до 2009 г.), по уровню подушевого долларового ВВП, исчисленного по ППС, можно разделить на четыре группы. К первой из них относятся страны с ВВП на душу населения в размере более 20 тыс. долларов США, ко второй - от 10 до 20 тыс., к третьей - от 10 тыс. до 5 тыс., а к четвертой - менее 5 тыс. Как и любая другая классификация, она является условной и не учитывает, в частности, различия внутри одной группы, где могут оказаться государства с очень разным уровнем развития, и уже тем более не отражает такие критически важные показатели, как отраслевая структура экономики, структура экспорта, производство товаров с высокой добавленной стоимостью и т.п. Тем не менее такая классификация дает общее представление о том, какое место на сегодняшний день занимают постсоветские государства в мировой экономической табели о рангах и насколько велики различия между ними по уровню развития экономики.

В первую группу стран входят лидирующие по уровню подушевого ВВП Россия (26 109 долл.) и Казахстан (25 669). Ко второй группе относятся Азербайджан (17 688), Белоруссия (17 496), Туркмения (17 347) и Грузия (10 099), к третьей - Армения (8 881), Украина (8 229), Узбекистан (6 452) и Молдавия (5 217), к четвертой - Киргизия (3 467) и Таджикистан (2 982). В этой классификации можно заметить следующую закономерность: более высокий уровень подушевого ВВП имеют государства, экономика которых основана на экспорте углеводородов. Не является исключением в этом плане даже Белоруссия, львиную долю экспорта которой составляет продукция Мозырского и Новополоцкого НПЗ, работающих на российской нефти.

Среди 189 стран мира, включенных в рейтинг Global Finance, по уровню подушевого долларового ВВП Россия и Казахстан занимают соответственно 52-е и 54-е места, Азербайджан, Белоруссия и Туркмения - 72, 73 и 74-е, Грузия - 108-е, Армения и Украина - 114-е и 116-е, Узбекистан - 127-е, Молдавия - 136-е, Киргизия - 148-е, а замыкающий список Таджикистан - 157-е место. К слову, первые места в этом списке занимают отнюдь не лидирующие по общему объему экономики США, Китай, Германия, Япония и Великобритания, что связано с высокой численностью их населения, особенно заметной в случае со Штатами и КНР. В пятерку лидеров входят Катар, Люксембург, Словения, Сингапур и Бруней. США же занимают лишь 13-е место, Германия - 19-е, Великобритания - 27-е, а Япония - 30-е. В пятерку аутсайдеров входят исключительно страны Африки южнее Сахары - Нигер, Либерия, Бурунди, Демократическая Республика Конго и Центрально-Африканская Республика.

Для того чтобы осознать место, занимаемое республиками бывшего СССР в мировой экономической табели о рангах, стоит сопоставить их подушевой ВВП с другими странами мира. Результаты этого сравнения весьма любопытны. Так, входящие в первую группу Россия и Казахстан имеют подушевой ВВП, сопоставимый с Португалией, Малайзией, Венгрией и Грецией, которые по меркам Запада можно отнести к государствам со средним уровнем развития. Страны второй группы, включая союзную России Белоруссию, а также богатые нефтью и газом Азербайджан и Туркмению, по уровню экономического развития сопоставимы с Ираном, Черногорией и Таиландом, опережая при этом Китай. Третья группа постсоветских государств очень разнородна. Армения и Украина по уровню подушевого ВВП сравнимы с Марокко, Белизом, Бутаном и Гватемалой, Узбекистан - с Индией, Вьетнамом и Мьянмой, а Молдова - с Никарагуа, Гондурасом и Пакистаном. Экономики стран четвертой группы сопоставимы главным образом с государствами Черной Африки. Так, Киргизия по размеру подушевого ВВП соответствует уровню Папуа Новой Гвинеи, Джибути и Кении, а Таджикистан - Микронезии, Вануату и Чада.

Важно понимать, что подушевой ВВП, рассчитанный по покупательной силе валют, является адекватным, но условным показателем, поскольку в «обычной» жизни его не существует. Если взять номинальный подушевой ВВП, исчисляемый по текущим ценам, картина будет совсем другой. По данным МВФ, в пятерку лидеров по нему за 2015 г. входят Люксембург, Швейцария, Катар, Норвегия и США. Китай по номинальному подушевому ВВП занимает, опять-таки из-за численности населения, только 32-е место в мире. Казахстан по этому показателю в 2015 г. занял 61-е место и опередил Россию, которая из-за резкого падения рубля опустилась на 66-е место. Туркмения, Азербайджан и Белоруссия заняли соответственно 79, 80 и 81-е места, Грузия и Армения - 116, 117-е, Узбекистан - 133-е, а Украина - только 134-е. Тот факт, что за два постмайданных года она скатилась ниже всех закавказских и большинства среднеазиатских республик бывшего СССР, особенно показателен. К беднейшим странам СНГ относятся Молдавия, Киргизия и Таджикистан, занимающие 140, 153 и 160-е места.

Еще более значительными являются различия по абсолютному размеру ВВП, который также может измеряться как номинальный и по покупательной силе валют. По данным МВФ за 2015 г., в пятерку лидеров по номинальному объему ВВП входят США, Китай, Япония, Германия и Великобритания. Россия при этом занимает 12-е место, Казахстан - 53-е, Украина, которая на момент распада СССР входила в десятку промышленно развитых стран мира - 63-е, Узбекистан - 69-е, Белоруссия и Азербайджан - 75 и 76-е, Туркмения - 93-е, Грузия - 116-е, Армения - 130-е, Таджикистан - 140-е, а Киргизия - 143-е. При пересчете данных по покупательной силе валют картина заметно меняется, но в основном для верхней части списка. Мировым экономическим лидером будет уже Китай, а США займут второе место. Из пятерки лидеров выпадет Великобритания, которая переместится с 5-го сразу на 9-е место. Зато в число лидирующих по объему ВВП стран мира войдет Индия, которая сразу же займет 3-е место. Заметно повысится и вес России, которая становится шестой экономикой мира, опережая Бразилию, Британию, Францию и Италию. Более высокими окажутся также позиции Казахстана и Украины, которые займут 42-е и 49-е места.

Главной особенностью интеграционных процессов в ЕАЭС, отчетливо заметной на этом фоне, является то, что объединенные в рамках Союза экономики относятся к совершенно разным весовым категориям, причем как по абсолютному, так и относительному размеру ВВП. Если взять деление государств ЕАЭС на основе их подушевого ВВП (по ППС) на четыре группы, то Россия и Казахстан принадлежат к первой из них, Белоруссия - ко второй, Армения - к третьей, а Киргизия - к четвертой. По абсолютному размеру ВВП безусловным лидером является Россия, на которую приходится более 80% всей экономики ЕАЭС, за ней следуют Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия.

В наличии безусловного лидера в лице РФ заключается принципиальное отличие евразийской интеграции от европейской, где изначально объединялась группа стран с более или менее схожим уровнем развития экономики. Причем присоединение к ЕС после распада Совета экономической взаимопомощи и СССР значительно менее развитых восточноевропейских стран стало одной из причин кризиса Евросоюза, преодолеть который он не может до сих пор. ЕАЭС следует извлечь из этой «разновесовой» интеграции уроки с тем, чтобы чужих ошибок не повторять.

Ровно 25 лет назад, после неудавшегося путча, начался парад суверенитетов. Первой была Украина (24 августа), затем Молдова (27 августа), Кыргызстан и Узбекистан (31 августа). К этому моменту о независимости уже заявили прибалтийские республики и Грузия. Попытка вдохнуть жизнь в СССР только подстегнула его распад. Мало кто тогда осознавал, насколько далеко друг от друга будут отделены бывшие братские республики и по цивилизационному выбору, и по экономическим показателям. Оглядываясь назад, многие советские граждане как минимум засомневались бы сейчас в своем выборе, зная, какие потери их ждут. Однако история не терпит сослагательного наклонения, а 25 лет – достаточный срок для выводов. Из уважения к советскому прошлому данные показаны в разрезе пятилеток.

ВВП на душу населения

Лидеры роста – прежде всего экспортеры энергоресурсов (Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан), а также транзитная и промышленно развитая Беларусь. В целом, динамика показателя определялась уровнем падения в первые годы после обретения независимости. Сильнее всего «просели» Россия и Украина. Сохранили потенциал Беларусь и Казахстан. Хуже всего ситуация у Украины – ее уровень ВВП на душу населения по паритету в 2016 году превышал начальный всего на 33%. В то время как в других странах он в среднем вырос более чем втрое.

Доля мирового ВВП

Динамика показателя в целом по СНГ определяется падением в наибольшей экономике - России, Украина и Молдова на последних местах (30% и 50% от начальной доли мирового ВВП). В связи с низкой базой наилучшую динамику демонстрируют Туркменистан, Армения, Азербайджан и Узбекистан. Можно сделать осторожный вывод, что не будь развала Союза, сопровождавшегося разрывом экономических связей между наиболее технологически развитыми республиками (Россией и Украиной), СНГ бы не потерял столько времени и экономического потенциала.

Инфляция

В целом страны обуздали высокие цены и сейчас большинство удерживает умеренную инфляцию на уровне однознаковых чисел. В 2016 году хуже всего ситуация в Украине, только-только прошедшей инфляционный пик и Азербайджане, активно к этому пику подбирающемуся.

Демография

Очень показательная наблюдается картина по численности населения. Четко видно «ножницы»: преимущественно православные страны имеют отрицательный прирост населения (хуже всего в Грузии, Украине и Молдове), а мусульманские – динамичный положительный рост (Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и Киргизстан).

Безработица

Наиболее успешными в стимулировании занятости были Казахстан и Молдова, где безработица сократилась с 13 до 5% (по методологии МОТ). Хорошая динамика в России (снижение с 10 до 7%). Наивысший уровень безработицы – в Грузии и Армении (13 и 18% в 2016 году). В новом тысячелетии Беларусь традиционно удерживает безработицу ниже 2%.

Дифференциация по доходам

В целом, положение беднейших улучшилось, но существенного прорыва не наблюдается наиболее устойчиво доходы 20% наибеднейших росли в Казахстане, Армении, Украине и Молдове. В целом, растут доходы самых богатых и бедных, средний класс в темпе роста доходов отстает.

Экономическое развитие стран СНГ с 1991 по 2019 год имело несколько стадий: от момента становления и формирования до трансформации и кризисных явлений. За столь длительный период существования страны Содружества Независимых Государств прошли путь унификации и интеграции национальных экономик.

Уровень развития государств СНГ неодинаков.

В результате этого были созданы Таможенный союз (ТС), Евразийское экономическое сообщество, Единое экономическое пространство. Благодаря этому экономика стран СНГ стала меняться, были упрощены таможенные правила ввоза и вывоза товаров, усилилось экономическое сотрудничество стран СНГ.

По количеству денежных потоков и развитости производства к лидерам постоянно приближается Азербайджан, в котором находится множество заводов, предприятий промышленности добывающего характера - газовой и нефтяной.

Россия является важным звеном в становлении и развитии внешнеэкономических связей, интеграции СНГ в мировое сообщество. Государства во многом зависимы от экономической ситуации в РФ, от рыночных взаимоотношений в Содружестве, от денег российских инвесторов.

  1. Реформирование экономики. Проходит в разных странах неодинаково и отличается неоднородностью.
  2. Взаимозависимость и дополняемость.
  3. Мероприятия, направленные на создание общего комплекса сельского хозяйства и народного хозяйства. Экономические показатели стран в этом направлении говорят о том, что без объединения выпускать сельскохозяйственную продукцию невыгодно. В частности, в России упал объем производства с/х продукции и сейчас составляет 67 %. В других государствах показатели еще ниже: в Казахстане - 48 %, в Беларуси - 16 %, в Азербайджане - 15 %.
  4. Наблюдается переориентация сырьевого и топливного экспорта на рынки других стран мира, в том числе Европы, Азии, Ближнего Востока, Кавказа. Отказ от дальнейшего активного взаимодействия в данной сфере вызван тем, что многие государства имеют большие долги перед РФ. В частности, некоторые страны не рассчитались за газ, поэтому для них стоимость газа в течение последних лет постоянно пересматривается.
  5. Производители, работающие на рынках Таможенного союза, сокращают промышленность, поскольку продукция в больших объемах не востребована.
  6. Национальные экономики большинства стран СНГ отличаются однотипностью, поэтому создаются одинаковые условия для того, чтобы продвигать товары и предлагать услуги в системе внешней торговли.

Динамика ВВП стран СНГ с 2005 по 2015 год

В связи с этим перед СНГ стоят следующие проблемы дальнейшего экономического развития:

  • Входить в мировое пространство вместе или поодиночке.
  • Нормализовать рост ВВП.
  • Наполнить бюджеты стран Таможенного союза, прекратив инфляцию и ликвидировав кризисные явления.
  • Возродить промышленность.
  • Активизировать импорт и внешнеэкономические связи.

Страны Содружества уже начали постепенную интеграцию в качестве сырьевого придатка в экономику Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии, Африки. Поэтому сейчас государства СНГ работают над тем, чтобы усилить сотрудничество и сделать более продуктивными экономические отношения.

Самые высокие темпы интеграции, роста ВВП, наращивания объема промышленного производства демонстрируют Россия, Казахстан, Армения, Беларусь, Азербайджан. Приближается к этому списку стран Узбекистан. Остальные государства отличаются низкими показателями экономического развития, постоянными кризисами в промышленности и производстве.

Экспортируемые товары из СНГ на мировой рынок

Объем ВВП в странах СНГ 2018-2019 год

Отдельными статьями экспорта являются энергоресурсы и дешевая рабочая сила, которые признаны фундаментальными основами для развития и подъема экономики. Несмотря на потенциал, страны СНГ практически не используют указанные статьи экспорта.

Самым ярким примером нерациональности признан низкий уровень ВВП многих государств Содружества. Из-за того, что в структуре экспорта преобладают нефть, нефтепродукты, газ, химия, металлургия, экономика СНГ не демонстрирует стабильность. Связано это с тем, что цены на сырье постоянно колеблются.

ВВП стран СНГ на конец девяностых годов

Россия, Беларусь, Казахстан и Узбекистан производят около 94 % всей продукции, поставляемой на рынок СНГ.

Внешнеэкономическое развитие и торговля

В 1991 году в странах Содружества были проведены реформы, которые вызвали структурные изменения внешнего и внутреннего рынка. ВВП стран СНГ постоянно снижался. В России, стране № 1 в СНГ, проявилась импортная зависимость внутреннего рынка, государственный долг стал расти, возникла опасность того, что российский капитал будет бесконтрольно «убегать» за рубеж.

Статистика внешней торговли стран СНГ

Все эти процессы отрицательно сказались на торговле, внутренней и внешней, снизив взаимосвязь между членами организации. Об этом может свидетельствовать то, что в конце девяностых годов объем торговли РФ с другими странами СНГ упал до 19 млрд долл. США. После создания Таможенного союза и ЕАЭС ситуация стала меняться в лучшую сторону:

  • Активизировались импортно-экспортные торговые операции между Казахстаном, Россией и .
  • Импортируемые товары стали более качественными и востребованными на внутреннем и внешнем рынке. Основными товарами, которые импортируются, являются нефтепродукты, сахар, целлюлоза, сливочное масло, автомобили.
  • Россия стремится покупать продукцию и услуги у государств СНГ, а не на мировом рынке.

При этом внешняя торговля по объемам превышает торговые операции со странами Содружества. Основным партнером для государств Средней Азии, и Беларуси остается Россия, от которой они получают энергоресурсы, сырье, техническую продукцию.

Доля товаров, которые поставляет Российская Федерация в страны СНГ, разная. Средний диапазон - от 54 до 88 %.

При этом в странах дальнего зарубежья наблюдается также высокий процент участия во внешнеэкономических и внешнеторговых операциях. Часть экспорта составляет 78 %, а импорта - 57 %.

Рынок стран Содружества демонстрирует небольшой прирост, что позволяет постепенно интегрироваться в европейские, азиатские и американские рынки. Объем экспорта в конце девяностых - 2000 годы из стран Содружества в различные государства мира варьируется в пределах 80 миллиардов долларов США. Это не соответствует потенциалу экономики этих стран.

Для внешней торговли характерны такие проявления на современном этапе:

  • Упало количество экспортируемых готовых услуг и товаров.
  • Сократился объем в экспорте комплектующих изделий.
  • Вырос уровень вывоза в третьи страны сырья необработанного характера.

Основные статьи экспорта в двухтысячные годы

Уровень безработицы в странах СНГ

Из-за того, что снизилось количество продукции собственного производства, на рынках СНГ стала появляться продукция из-за рубежа. Доля импортных товаров варьируется от 60 до 80 %. Особенно это касается одежды и обуви.

Внутренний рынок очень сильно зависит от ввоза продовольствия и потребительских товаров, что угрожает системе экономической безопасности стран СНГ. Но именно иностранные товары, продукция и услуги смогли стабилизировать рынок.

Одновременно с этим растет зависимость от государств, которые находятся в странах дальнего зарубежья. Главным образом это проявляется в производстве высокотехнологичного характера и во ввозе потребительских товаров, которые постепенно вытесняют продукцию стран СНГ.

Итак, импортно-экспортная структура государств - членов СНГ демонстрирует значительные изменения на их внешнем и внутреннем рынке. Например, в дальнее зарубежье постоянно вывозят так называемые невозобновляемые ресурсы, на рынки же соседних государств поступают в основном потребительские товары.

В СНГ отсутствуют инструменты и механизмы контроля рынка, переориентации его с внешнеэкономических направлений в сектор реального производства. Деятельность большинства стран Содружества за пределами организации постепенно переходит в офшоры. Это вызывает спекуляции и нестабильность на финансовом рынке, а также способствует развитию отраслей, ориентируемых на потребление сырья.

Инвестиции в экономику

В развитие национальных экономик и рынков стран Таможенного союза средства вкладывают единицы инвесторов. До конца девяностых годов внутреннее инвестирование в СНГ и России составляло около 21–30 % валового внутреннего продукта.

Ситуация в положительную сторону стала меняться с 1997 года: ВВП, как и инвестиции, стали расти ежегодно. В среднем этот показатель составлял около 1 %.

  • Расширять рынок экспорта продукции, полученной по результатам производства из добывающих отраслей экономики.
  • Продолжать и дальше вкладывать в энергетику и топливную промышленность.
  • Увеличивать количество инвестиций в металлургическую и машиностроительную сферу, а также в легкую промышленность.
  • Правительства стран СНГ не должны отказываться от российских инвестиций в экономику и рынок. Такие поступки некоторые страны Содружества рассматривают как вмешательство РФ во внутренние дела и нарушение суверенитета.
  • Нужно рисковать и реализовывать проекты, носящие надгосударственный характер.

Государства, входящие в организацию, стараются не просто сохранить традиционные рынки сбыта продукции, но и освоить новые. Большинство из них являются сырьевыми, и нужно странам СНГ экспериментировать, успешно конкурировать с другими производителями, расширять ассортимент товаров народного потребления.

Все изменения, которые активно проводятся правительствами стран, должны быть постоянными. Для того чтобы структурно изменить экономику на 1 %, необходимы деньги. Ежегодно каждое государство обязано вкладывать финансы в реформы, что составляет 2–3 % от ВВП.

Итоги развития стран СНГ в 2013 году показывают достаточно неожиданные результаты. Как свидетельствуют статданные, наличие необъятных нефтяных и газовых ресурсов уже не является достаточным основанием для значительного и стабильного роста экономики.

Так, в лидеры по росту экономики вырвались страны, экономическую ситуацию в которых ранее оценивали как тяжелую и даже критическую. Нельзя сказать, что ситуация парадоксальна, поскольку законы экономики таковы, что желание правительства той или иной страны по улучшению социально-экономической ситуации рано или поздно будут иметь свой положительный эффект. И в этой связи правительствам тех стран, которые не вошли в лидеры рейтинга, возможно, необходимо сделать соответствующие выводы и скорректировать свою политику. А потому, отбросим апломб и посмотрим, каким членам СНГ удалось добиться максимального роста ВВП в 2013 году и, самое главное, каким образом.

Самый большой рост в 2013 году показала экономика соседней с Казахстаном республики - Кыргызстана, которая увеличилась на 10,5% по сравнению с показателем 2012 года. За январь-декабрь 20132 года ВВП республики был сформирован в объеме 350,0 млрд. сомов, или $7,2 млрд. по валютному курсу на конец периода. Показатель индекса ВВП в 2013 году демонстрирует внушительный рывок экономики, если сравнивать с показателем предыдущего года. Напомним, по итогам 2013 года ВВП Кыргызстана снизился на 0,1%. За счет чего был достигнут такой рост? По данным Национального банка КР, достичь таких показателей удалось за счет увеличения производства золота, роста активности в сельском хозяйстве. Объем продукции сельского хозяйства за год увеличился на 2,6% и составил $3,5 млрд. В 2013 году республика экспортировала свою продукцию на сумму $1,8 млрд., что на 6,8% больше показателя 2012 года. При этом экспорт золота вырос на 41,6%. Объем продукции промышленности Кыргызстана в 2013 году вырос незначительно, на 0,4%, и составил $2,8 млрд.

Составлен рейтинг городов в Казахстане с самым недорогими ценами на жилье

На втором месте в рейтинге - Молдова, чья экономика в 2013 году выросла на целых 8,9%. Эта страна в 2012 году также показывала снижение ВВП, на 0,7%. Однако, в прошлом году правительство страны смогло не только преодолеть кризис, но и добиться существенного роста. Более того, этот рост оказался самым существенным за всю историю существования независимой республики, не говоря уже о том, что он превысил ожидания МВФ, прогнозировавшего рост экономики страны всего на 5,5% в 2013 году. Так же, как и в Кыргызстане, существенное влияние на такой прирост оказало восстановление ситуации в сельском хозяйстве. По данным статведомства Молдовы, рост валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве в прошлом году составил 41%, в секторе товаров - 22%, в промышленности - 7%, в сфере услуг - 4%.

На третьем месте находится другой сосед Казахстана - Узбекистан. За январь-декабрь 2013 года рост ВВП республики составил 8,0%. Если верить статистике, экономика страны показывает достаточно устойчивый рост на протяжении последних 5 лет. Тем не менее, показатель несколько снижается год от года, начиная с 2010 года; это снижение не превышает 0,2%. По данным, которые были озвучены главой Узбекистана на заседании кабинета министров страны, в 2013 году рост объемов производства промышленной продукции составил 8,8%, сельского хозяйства - 6,8%, строительных работ - 16,6%, услуг - 13,5%, розничного товарооборота - 14,8%. По сообщению официальных лиц Узбекистана, рост объем инвестиций в основой капитал составил 113% за счет "реализации активной инвестиционной политики по ускоренному развитию и технологической модернизации промышленности, социальной, дорожно-транспортной и коммуникационной инфраструктуры".

Топ-10 высших учебных заведений мира по версии QS

Экономика Казахстана, к сожалению, не смогла в 2013 году показать такой же прорывной рост, как лидеры рейтинга. ВВП нашей страны по итогам периода вырос на 6,0%. Тем не менее, среди стран ТС мы показали наилучший результат. К примеру, экономика России в 2013 году выросла всего на 1,3%, при достаточно стабильных ценах на основные экспортные товары страны. Как показывает ретроспектива, экономика РФ показывает поступательное снижение с 2010 года, когда рост ВВП страны смог выйти из кризиса 2009 года и нарастить объемы на 4,5%. Однако, в последние 5 лет мы видим, что темпы роста ВВП страны снижаются, достигнув в 2013 году уровня в 1,3%. На этом фоне серьезные опасения вызывают заявления официальных лиц правительства РФ о том, что в 2014 году российскую экономику ждет еще более низкий рост и возможно нулевая стагнация.

Экономика Беларуси также не показывает радужных итогов. В 2013 году темпы роста экономики страны снизились до 0,9%. Для сравнения, в посткризисном 2010 году рост ВВП составлял 7,7%, и с тех пор республика показывает постоянный спад темпов роста экономики.

На этом фоне еще более неоднозначным выглядит заявление премьер-министра России Дмитрия Медведева о том, что благодаря ТС экономики Казахстана, РФ и Беларуси плавно прошли через испытания кризисом . Как показывает официальная статистика, делать такие заявления, по меньшей мере, рано.

Казахстан занял 42-е место в топ-50 экономически свободных стран мира