Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Секреты оформления витрины магазина. Как и сколько можно заработать на оформлении витрин

Витрина является лицом любой торговой точки, вне зависимости от специфики предлагаемой потребителю продукции.

Разработка оформления витрин

Творческая Мастерская Слогган занимается монтажем витрин и оформлением мест продаж. Также возможно изготовить объемные элементы из ПВХ и световые .

Даже еще не заходя в магазин, мы знакомимся с предложенным ассортиментом товаров именно благодаря витрине. В этой связи коммерческая привлекательность той или иной компании во многом зависит от презентабельности этого нехитрого, с технической точки зрения, сооружения. Опытные предприниматели прекрасно это понимают и уделяют повышенное внимание дизайн-проекту торговых витрин. Ведь только качественно исполненная работа обеспечивает максимальное в своей эффективности воздействие на целевую аудиторию.


Разработка дизайна витрин

Первым этапом такой работы является эскиз. Иными словами, специалисты графически набрасывают себе план того, как должна выглядеть витрина. Помимо непосредственно дизайнеров, в этом участвуют эксперты по визуальному мерчандайзингу, чья основная цель — донести до заказчика основные схемы воздействия на внимание потенциальных покупателей. В результате появляются двухмерные макеты витрин, дающие фактически полное представление о проекте. Следует отметить, что опыт дизайнера и специалиста по визуальному мерчандайзингу обратно пропорционален количеству подготовительных эскизов. То есть чем больший профессионал перед нами, тем меньше он нуждается в многочисленных схематических изображениях.

Существует набор стандартных правил, влияющих на планировку витрины. В первую очередь речь идет об особенностях компоновки товаров. Главное правило заключается в том, что каждая витрина должна иметь определенную фокусную точку — место, к которому невольно приковывается взгляд проходящих мимо людей. Выбор такой точки зависит от глубины витрины, высоты ее расположения, степени ее наполненности и ряда других факторов. Еще одно важное правило — цветовой баланс. Товары, расставленные на витрине, должны гармонировать между собой по цветовой гамме. При этом следует помнить, что опытные профессиональные дизайнеры периодически намеренно нарушают основные правила планировки витрин, с целью придания им некой эксклюзивности и оригинальности.


Оформление витрин как средство продвижения товаров

Правильно оформленная витрина вашего магазина придаст конкурентоспособность вашему бизнесу в борьбе с другими компаниями за своих покупателей. Всего один раз, вложив свои средства в рекламу, вы получите устойчивый и постоянный доход. Для оформления витрин используют полноцветную и высококачественную на таких материалах как рекламные , на витрину, картины, стенды, световые коробки и напольная графика. Помимо привлечения клиентов, витрины с рекламой украшают городской пейзаж и придают вашему магазину неповторимый имидж. Именно по этой причине при оформлении витрины следует придавать не малое значение фирменному стилю своей компании. Наши специалисты готовы оказать вам свою непосредственную помощь в оформлении Вашей витрины и тем самым привлекут к вам множество клиентов и соответственно увеличат прибыль.

Гуляя по городу, возвращаясь с работы, мы постоянно наблюдаем на улице неимоверное количество рекламных щитов, брандмауэров, вывесок и оформленных витрин. В настоящее время является средством эффективной рекламы, носитель которой расположен вне здания или помещения. Такая реклама весьма удобна тем, что она постоянно на виду у пешеходов, пассажиров общественного транспорта, водителей. Такую рекламу относят к разряду «напоминающей». Основными рекламными носителями являются витрины, щиты, штендеры, световые короба, различные вывески, брэндмауэры и реклама на общественном транспорте.

Строительство витрин

Процесс сборки торговой витрины начинается с закупки необходимых комплектующих деталей, обозначенных в чертеже проекта. Далее осуществляется монтаж основных конструкций, которые могут быть изготовлены из металла, дерева, ДСП, пластика и тому подобного. Завершающий этап процедуры — компоновка продукции в соответствии с дизайн-проектом витрины. Обеспечение коммерческой привлекательности торговой точки минимум на 50 % зависит от грамотной предложенного ассортимента товаров.

Комплексно подходя к решению данного вопроса профессионалы нашей компании учитывают все этапы производства:

Расчет стоимости и количество закупаемого материала;

Доставка материала непосредственно на производственные складские помещения;

Фрезеровка пластиков и др материалов;

Экосольвентная ;

Ламинирование, биговка, обрезка в формат;

Сборка pos материалов;

Сортировка по торговым точкам Москвы и регионов;

Монтаж оформления новых витрин и торговых площадей

Лайтбоксы в оформлении витрин

При оформлении витрин можно использовать и лайтбоксы. Изготовление лайтбоксов является весьма востребованной нишей в сфере рекламных услуг. Благодаря своей специфике лайтбокс имеет ярко выраженную запоминаемость и привлекательность. Данные конструкции с рекламой можно увидеть как на улице, так и в помещениях магазинов, торговых центров и мест продаж. Проще говоря, лайтбоксы - это одно из самых универсальных рекламных средств, которое отлично справляется со своей задачей рекламного носителя по привлечению внимания потребителя. Для создания таких рекламных коробов применяют различные материалы. Выбор материала зависит от погодных условий, влажности и температуры. Наши профессиональные дизайнеры возьмут на себя оформление световых коробов и сделают рекламу эффективной для вашей компании и бизнеса.

Мы всегда готовы сделать все, чтобы вашу рекламу увидело огромное количество потенциальных клиентов. Творческая мастерская Слогган готова помочь вам с разработкой дизайна и изготовлением, доставкой и монтажом под ключ всех рекламные конструкций в витрине.

  • Брендирование автотранспорта самоклеющейся пленкой
  • Информационный стенд с объемным гербом

    Информационный стенд - доска с пластиковыми карманами, предназначенными для размещения информации на печатных листах.

  • Световая вывеска парикмахерская
  • Световой короб с инкрустацией

    Световой короб с инкрустацией - композитная основа с плоскими световыми буками или любыми другими элементами из акрила.

  • Оформление фриза наружной рекламой
  • Наружная реклама кино кафе бар
  • Световые буквы и короб на подложке
  • красивых ценниках на всех выставленных товарах;
  • экспериментах;
  • удачном композиционном решении.
  • соблюдении правила пространственной перспективы. При разработке идеи нужно помнить, что пешеходы-покупатели рассматривают витрины с близкого расстояния, а не издалека;
  • соответствии стилевого решения дизайну интерьера и имиджу магазина;
  • наличии манекенов на витрине магазинов одежды;
  • красивых дверях.
  • отремонтированном и ухоженном фасаде здания, в котором расположена витрина.
  • При оформлении витрин нежелательно:
    • применение дешёвых материалов (простых электрических лампочек, некачественно окрашенного папье-маше, декоративных элементов из плюша);
    • наличие решёток на стёклах;
    • отсутствие чувства меры.
    • обыденность. Одна и та же экспозиция со временем перестаёт обращать на себя внимание, и периодически её нужно менять. Для магазинов одежды удобно делать это при смене сезона, в остальных случаях допускается менять оформление раз в год;
    • схематичность (фигуры, логотипы и рисунки, нанесенные на стекло);
    • применение манекенов без ног и рук, если они не являются частью композиции;
    • применение витрины открытого типа при убогом дизайне торгового зала. Особенно плохо, если через «открытую» витрину огромных размеров невозможно рассмотреть внутреннюю перспективу зала.
    • Для оформления не требуется никаких разрешающих документов.
  • Освещение витрин
  • В общей концепции оформления магазинов освещение витрин играет важную роль. Грамотно подобранное, оно дополняет композицию, создаёт необходимое настроение и привлекает потенциальных покупателей. При профессиональном подходе выбор подсветки для витрин – это увлекательный творческий процесс с использованием дизайнерских приёмов и разнообразного светотехнического оборудования.

    • Самое важное правило, без выполнения которого все остальные советы становятся бессмысленны: светильники в витрине нужно располагать так, чтобы свет не бил в глаза покупателю. Для этого их располагают как можно ближе к стеклу и направляют лучи света внутрь.
    • Лучшим вариантом являются галогенные или металлогалогенные светильники направленного света, которые часто применяются для акцентного освещения торговых залов.

    Тип лампы и мощность светильника определяют два основных подхода к освещению витрин.

    • Первый вариант условно можно назвать «как можно больше света». Всё пространство равномерно освещается множеством светильников. Для реализации этого варианта лучше всего подходят металлогалогенные светильники мощностью 70 или 150 W с любыми отражателями и типами ламп. Витрины, освещение которых выполнено согласно этой концепции, по уровню освещённости могут достигать 3000 и даже 5000 люкс. Принцип «как можно больше света» эффектно работает в «агрессивных концепциях», на витринах дискаунтеров, магазинов спортивных товаров или молодежной одежды.

    Когда-то металлогалогенные светильники, только появившись на российском рынке осветительного оборудования, получили моментальное признание и стали широко использоваться в оформлении витрин. Яркое освещение стало самым простым способом выделиться на фоне конкурентов и привлечь в свой магазин покупателей. Новый тип светильников использовался практически во всех магазинах, и ярко освещённых витрин стало много. Но представьте себе, что вы находитесь в торговом комплексе с большим количеством одинаково освещённых витрин. На какой из них остановится ваш взгляд? Поэтому, вскоре внимание покупателей стали привлекать другие витрины – менее освещённые и этим выделявшиеся на фоне других.

    • Второй подход можно назвать «художественной подсветкой». С помощью освещения делаются акценты на отдельные декоративные элементы, детали предметов или сами предметы на витрине. Как и в предыдущем варианте, здесь используется достаточно большое количество светильников, но их мощность гораздо меньше, а угол рассеивания светового потока ограничивается 40-45 градусами. Для реализации этого подхода лучше всего подходят галогенные светильники с лампами AR111. Эти лампы прожекторного типа производятся в разных вариантах и отличаются значением угла рассеивания светового потока (8,24 и 45 градусов). Такое разнообразие позволяет варьировать световой поток и делать концентрированную подсветку отдельных элементов витрины.

    В рамках подхода «художественной подсветки» можно использовать металлогалогенные лампы и прожекторы. Лучше всего для этих целей подходят варианты с лампами G8,5, G12, CDMR-111 PHILIPS (GX8,5 OSRAM) и CDMR-PAR30 PHILIPS (HCIPAR30 OSRAM) мощностью 20, 35 и 70 W. Некоторые модели прожекторов для монтажа на шинопровод и встраиваемых светильников оснащаются двумя вариантами отражателей (к примеру, на 10 и 40 градусов), благодаря чему угол рассеивания светового потока можно варьировать. Как и лампы AR111, металлогалогенные модели CDMR-111 PHILIPS (GX8,5 OSRAM) и CDMR-PAR30 PHILIPS (HCIPAR30 OSRAM) выпускаются в разных вариантах, отличающихся «градусностью» рассеивания светового потока.

    Для освещения одного предмета на витрине (к примеру, манекена) может использоваться от 3 до 7 светильников мощностью от 20 до 70 W (количество зависит от мощности и типа лампы). Вовсе не обязательно использовать светильники одного типа, даже наоборот, разные модели комбинировать между собой очень выгодно. Галогенные светильники под лампы AR111 8 или 24 градуса или галогенные точечные светильники хорошо сочетаются с металлогалогенными светильниками с отражателем 40 градусов и мощностью 70W. Галогенные светильники AR111 45 градусов могут использоваться со светильниками той же марки 8 и 24 градусов.

    Мы не конкретизируем, какие типы светотехнического оборудования нужно применять в том или ином случае. Они определяются особенностями витрины и дизайнерской идеи и могут представлять собой встраиваемые поворотные или карданные светильники, прожектора на настенном креплении или варианты для шинопровода.

    • «Художественная подсветка» эффектно смотрится в витринах магазинов обуви и модной одежды, ориентированных на высокий и средний ценовые сегменты рынка. Хотя в последнее время этот тип встречается и на витринах более бюджетных торговых залов.
    • «Креативный». Он появился относительно недавно благодаря развитию технологий и появлению новых видов осветительного оборудования. При этом подходе вместо традиционных источников освещения используются световые конструкции со светодиодами и другими новейшими разработками. Они могут включать в себя моноцветные или RGB (с возможностью изменения цвета светового потока) светодиодные светильники, дюралайт и светящиеся материалы на основе полупроводников. В частности, к ним относятся неоновые конструкции, тонкие светящиеся панели, которые легко подвергаются сгибанию и резке, а также диммируемые системы освещения. Интенсивность светового потока в диммируемых системах можно плавно регулировать по мере необходимости.

    В заключении напомним: какой бы вариант освещения витрины вы не выбрали, всегда нужно помнить о главном. Первое впечатление потенциального покупателя о вашем магазине создаётся при взгляде на витрину, поэтому на её освещении и оформлении экономить не стоит.

    Если сравнивать магазин с телом человека, то витрина - это лицо. Если проводить параллель с общением между людьми, витрину можно сравнить с первым взглядом в глаза собеседнику. Во многом от того, что увидит потребитель в витрине, зависит его решение зайти в магазин или нет.

    Представление товаров на витрине обладает эффективностью, сопоставимой с рекламой. Ведь:

    1. Витрина находится непосредственно на месте продажи и ничто не препятствует непосредственному ознакомлению с товаром и его покупке.
    2. На витрине товар представлен «живьем», что дает возможность сразу получить представление о нем - о его цвете, форме, размере, функции.
    3. На покупателя существенное влияние может оказать наличие других людей, разглядывающих этот же товар.

    Существуют несколько психологических подходов к оформлению витрины: суггестивный, маркетинговый и адвертологический. Главная задача суггестивного и маркетингового подходов - добиться того, чтобы витрина прежде всего воздействовала на сознание и подсознание людей, создавала потребность в товаре, чтобы она воздействовала на волю и поведение человека, привлекала внимание, навязчиво бросалась в глаза.

    В идеале витрина демонстрирует товар, которого много, который в достаточном количестве представлен в торговом зале. Входя в магазин, потребитель интересуется, где находятся в торговом зале изделия, представленные на манекенах. Если эти товары в зале отсутствуют, то есть нельзя ни примерить их, ни купить, покупатель испытывает разочарование и непосредственная коммерческая функция витрины остается нереализованной. В магазинах категорий премиум и люкс размерный ряд изделий часто ограничен тремя размерами и одной единицей на размер. В этом случае реализация этого принципа невозможна и продажи осуществляются прямо с витрины.

    1. Периодичность оформления витрин

    Витрина магазина по сути аналогична рекламному сообщению. Психология человека такова, что если не пробудить интерес к предмету, то нельзя и привлечь внимание к нему. Интерес, как известно, можно привлечь чем-то новым, незнакомым. Для того чтобы мы осознали какой-либо элемент окружающей действительности (в нашем случае витрину), нужно, чтобы исходящая от него энергия возбудила какой-либо из рецепторов. Только тогда начнется процесс восприятия. Внимание потребителя включается в первые несколько секунд, пока человек проходит мимо витрины магазина. Чтобы повысить эффективность витрины, необходимо привлечь к ней внимание в течение 2-3 секунд.

    Внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний равны 2-3 секундам. Устойчивость внимания обеспечивается за счет открытия новых сторон познаваемого объекта. По прошествии трех секунд важно удержать внимание потребителя видимой от входа частью торгового зала (точкой фокуса) или второй витриной. Задача витрины на этом этапе в том, чтобы побудить покупателя зайти в магазин.

    Цель достигнута тогда, когда каждый проходящий мимо витрины обращает на нее внимание и заходит в магазин. В современных условиях, когда шоппинг стал полноценным процессом проведения досуга, одни и те же люди ходят за покупками непродовольственных товаров в среднем не чаще раза в две недели. В этом случае мерчендайзерам необходимо исключить сенсорную адаптацию и привыкание потребителей.

    Одни и те же декорации, манекены, одетые в одну и ту же одежду, не вызывают у потенциальных потребителей ни внимания, ни соответственно желания купить. Оптимальным сроком действия декораций можно считать временной период от месяца до трех, срок для комплектов одежды манекенов - от 14 до 21 дня.

    Кроме описанных выше причин, объясняющих необходимость периодического переоформления витрин, есть и другие.

    Сезонность. Людям свойственно делить календарный год на сезоны. Витринные декорации необходимо менять в зависимости от сезонности одежды, представленной на манекенах, то есть декорация, отражающая летнюю коллекцию, эффективна с мая по июль, осеннее оформление витрин - с августа по октябрь и т. д.

    Также нужно учитывать необходимость сохранности товарного вида изделий в витринах. Как правило, на витринах присутствуют осветительные приборы, длительное воздействие которых на одежду и обувь может оказаться пагубным. Ситуация усугубляется в магазинах, расположенных на улицах города. Воздействие солнечных лучей и искусственного освещения за 14 дней в большинстве случаев не приводит к потере товарного вида.

    Смена одежды на манекенах и обуви на витринах чаще одного раза в 14 дней нецелесообразна по трем причинам:

    1. Одни и те же клиенты не посещают магазин чаще одного раза в две недели.
    2. Ассортимент сезонной коллекции не настолько велик, чтобы комбинаций моделей хватило более чем на 12 смен витрин в сезон. В этом случае будут неизбежны повторения презентации ранее представленных на витринах моделей.
    3. Вероятность смены погодных условий за неделю невелика.

    2. Тематика витрин

    Тематику витрины можно выбирать исходя из шести основных целей, к которым относятся:

    1. Отражение сезона.
    2. Отражение продукта.
    3. Отражение рекламной кампании марки.
    4. Отражение бренда.
    5. Отражение праздника.
    6. Отражение акции.

    Так, при отражении идеи сезонности у потребителя вызываются ассоциации с явлениями, характерными для того или иного времени года. Например для лета характерны воспоминания о пляже, отдыхе, морских путешествиях и пр. При мысли об осени на ум приходят цветная листва, дождь, зонты и т. д.

    Эти ассоциации создают у человека соответствующий настрой, заставляют задать себе вопросы о наличии в гардеробе тех или иных предметов одежды и обуви:«Есть ли у меня новые шорты? Нужно ли купить новые тапочки для пляжа? Не устарел ли морально мой старый плащ?» В ответ на эти вопросы витрина, безусловно, во всех красе продемонстрирует все возможные варианты моделей одежды и обуви, соответствующие последним тенденциям моды, готовые перейти к новому владельцу на определенных условиях.

    На идее продукта или коллекции как важнейшей составляющей витрины основан подход, когда главный мотив коллекции, например рисунок ткани, фурнитура, цвет, декоративные детали отделки, «читается» как на самих изделиях, так и в декоративном (часто крупномасштабном) оформлении витрины. В данном случае принцип узнаваемости усиливается эффектом множественности, характерным для рекламы, то есть повторяемостью и интенсивностью.

    Сила рекламного воздействия во многом определяется важнейшим фактором - повторяемостью. Оттого, насколько часто повторяется реклама, зависит успех всей рекламной кампании. Для достижения эффекта внушения недостаточно сообщить информацию только один раз. Необходимо, чтобы внушаемое сообщение повторялось.

    Отражение бренда как тема витрины характерно для товаров классов премиум и люкс. Если торговая марка стала известной, но не ценится, такую неполноценность бренда подчеркивать на витрине не имеет смысла. В случае одновременной известности и ценности бренда указание его на площади витрины уместно и имеет смысл. Тогда потребитель легко приобретает товар без всякого психологического влияния (давления).

    В календарном году множество праздников. К большинству праздников люди дарят друг другу подарки, которые необходимо предварительно купить. К ряду общегосударственных популярных в России праздников, в дни которых дарят подарки, относятся Новый год и Рождество, 8 Марта, 14 Февраля, 23 Февраля, «последний звонок» (выпускной вечер). Витринистика использует, как правило, все из них в качестве повода для дополнительной стимуляции потребителей. Такого рода стимуляцию целесообразно проводить заранее, по крайней мере за месяц до праздничного дня, чтобы заблаговременно напомнить о необходимости купить подарки.

    Для большего привлечения внимания покупателей к распродаже используют надписи очень больших форматов и очень ярких цветов. В этом случае внимание потребителей привлекается не к продукту, размещенному на витрине, а к низкой цене изделий, находящихся в магазине. Таким образом решается задача избавиться от товара прошлого сезона как можно быстрее. На витринах магазинов классов люкс и премиум используются таблички и наклейки, но небольшого размера. Размер, дизайн и внешний вид не отвлекают внимание от изделий, размещенных на витринах. Анонсирование цен на продукцию в форме стикеров не происходит ни при каких обстоятельствах. Указание процента скидки вполне уместно.

    Какая бы тема ни была выбрана для оформления витрин, следует помнить о том, что сложные объекты потребитель узнает не так быстро, как простые, так как у более сложного объекта приходится проверять больше признаков.

    3. Композиция витрины

    Витрина магазина может быть рассмотрена как живописное полотно, при создании которого применяются законы композиции. Витрина, как полотно или лист бумаги, может быть различных форматов. Наиболее распространены вертикальный, горизонтальный и квадратный форматы.

    Если посмотреть на здания, окружающие нас в городе, можно заметить, что большинство окон в целом и витрин в частности имеют форму прямоугольников, которые отличаются размерами и соотношениями высоты и длины. Декартовские координаты выражают стационарное состояние равновесия. Кроме того, в западном мире человека с рождения окружают вертикальные и горизонтальные линии, прямоугольные формы.

    Перед созданием эскиза витрины необходимо ограничить себя форматом, соответствующим пространству витрины по ее высоте и длине.

    Следующим, наиболее важным, средством композиции является ее схема. Схему определяют точка, линия и плоскость.

    Точка - первоэлемент композиции. Именно она служит началом каждого произведения витринистики. Это результат первого соприкосновения инструмента с материальной поверхностью. Экран монитора, лист бумаги с изображением витрины - материальная основа плоскости. Инструментом может быть компьютерная мышь, карандаш и т. д.

    Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости. Точкой может быть любой объект, например манекен, если взглянуть на него с высоты. Новые проблемы в композиции появляются, когда к точке добавляется линия, которая, в сущности, состоит из многих точек. Попробуйте представить цепочку из большого количества пар обуви и взглянуть на нее с высоты - вы увидите линию.

    Плоскость - замкнутая линия. Для целей витринистики используют простые геометрические плоскости: треугольник, квадрат и прямоугольник. Иногда встречаются производные, например трапеция. Значимость этих композиционных схем с точки зрения психологии восприятия определяет движение глаз потребителей. Движения глаз играют важную роль в зрительном восприятии, а их анализ может многое дать для понимания процесса восприятия.

    Например, углы и резкие изгибы являются главными элементами, которые использует мозг при запоминании и узнавании рисунка. Акценты усиливают воздействие витрины на зрителя. Правильная расстановка акцентов при построении композиции повышает выразительность.

    Каждой форме соответствуют свои акцентные точки. Те из них, которые расположены на осях или диагоналях формы, воздействуют на зрителя положительно. Если же акцентная точка доминирует, то взгляд задерживается на ней дольше, чем на менее активных промежуточных точках, и постоянно возвращается к ней как к главному акценту. Такая точка называется композиционным центром. Центр выделяется освещенностью, цветом, контрастами и другими средствами.

    Композиционный центр не обязательно должен совпадать с центром вертикальной плоскости витрины. Художники придумали множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет произведения. Исследования показывают, что в процессе рассматривания взгляд наблюдателя обычно задерживается лишь на некоторых элементах изображения. Как правило, именно они содержат информацию, позволяющую раскрыть суть картины.

    Пространство в композиции подразумевает многоплановость или одноплановость витрины. Как правило, одноплановых витрин не бывает, на практике большинство витрин имеют по крайней мере два плана.

    На переднем плане размещены манекены или обувь, на заднем - некие декорации. Наиболее полноценной композицией витрины является ее трехплановость, то есть задним план - декорации, средний план - манекены, передний план - витринное стекло. Часто предпочтение отдается многоплановым витринам открытого типа, когда с улицы видно пространство магазина. В этом случае внимание потребителя может быть отвлечено от первого плана товаров, представленных на манекенах или других витринных элементах.

    Цвет наиболее важен при восприятии витрины. При оценке значения цвета уместна фраза Гёте: «Все живое стремится к цвету». Для оформления витрины важны колорит витрины в целом и цветовое сочетание изделий, представленных на ней, вкупе с декорациями. Как уже отмечалось ранее, витринные декорации существуют от месяца до трех, тогда как одежда или обувь на витрине меняется каждые две недели. В этом контексте важно, чтобы декорации витрины в цветовом отношении были в гармонии с товарами, представленными на них.

    Витринная композиция может быть как открытой, так и замкнутой. Закрытая композиция означает, что основные направления линий стягиваются к центру. То есть витрина будет ограничена с боков какими-либо предметами или изображениями. Если пространство витрины невелико и перед дизайнером стоит задача расширить его, следует использовать открытый тип, то есть ничем не ограничивать, не перегораживать это пространство.

    Когда витрина готова, постарайтесь оценить общую форму группы предметов (контур), ансамбль форм, а не значимость каждой формы в отдельности. Это поможет убедиться в целостности витрины. Определить целостность помогают цифровые фотографии, так как они позволяют увидеть витрину со всеми ее элементами наиболее объективно, без отвлечения на какие-либо факторы внешней среды.

    Дмитpий Анaтoльевич Гaлун - руководитель отдела визуaльного мepчeндайзинга сети магaзинoв «Дeтcкий миp», эксперт центра дистанционного образования « Элитариум »

    Витрина - это очень важное средство позиционирования бренда на рынке, мощный инструмент формирования у потребителя представлений об ассортименте и качестве товаров и услуг. Правильное оформление витрины способствует привлечению потенциальных потребителей, формирует имидж элитного или массового объекта потребительского интереса. Кроме того, оформление витрины магазина может служить косвенным инструментом ценообразования и формирования общей маркетинговой политики компании. Некоторые люди иногда просто любуются красотой витрин и самих магазинов, ведь красиво оформить магазин могут не все - это большое искусство, на это уходит много времени и сил.

    Основная технология в оформлении витрин - мастерство дизайнера, позволяющее создать яркий, запоминающийся образ. Общую схему дизайн - концепции оформления витрины можно условно разделить на несколько разделов. Во-первых, необходимо определить доминирующий психологический контекст рекламной составляющей витрины. Затем следует определить приоритеты в отношении композиции, преобладающего колорита, определиться со сроком витринной экспозиции.

    Чаще всего в оформлении витрины можно встретить рекламное послание, адресованное неограниченной социальными и иными рамками целевой аудитории, а также дать потенциальному клиенту четкое представление о предлагаемых товарах или услугах. Гораздо реже встречаются ситуации, когда при оформлении витрины проводится четкая сегментация целевой аудитории.

    Принципов оформления витрины может быть несколько. Широко распространен принцип композиции с единым визуальным центром (какой-то предмет делается визуальной осью в оформлении витрины, основной смысловой доминантной всей композиции, остальные объекты экспозиции располагаются по эстетическим принципам подчинения доминанте).

    Не менее широко распространен принцип композиции без единой доминанты: в этом случае все расположенные на витрине предметы обладают смысловым и визуальным равноправием. Такой прием часто используют при оформлении витрин бытовой электроники, просто заполняя витрину теми предметами, которые продаются в магазине.

    С точки зрения колорита при оформлении витрин предпочтительно использовать фирменные корпоративные цвета - это повышает узнаваемость бренда. Возможно, также сыграть на факторе контраста колорита витрины с преобладающими красками окружающего пейзажа.

    Оконная витрина специализированного магазина, например обувного, должна давать ясное представление об ассортименте и качестве товара, его моделях, цветах, размерах и ценах, чтобы покупатель мог легко выбрать нужную ему обувь. Необходимо учитывать также возможность легкой обозримости обуви и сопутствующих товаров.

    В то же время существует целый ряд товаров, при выкладке которых следует принимать во внимание их специфические особенности. Например, при рекламировании фарфоровых изделий нельзя забывать о том, что они служат удовлетворению не только утилитарных, но и эстетических требований покупателей. Поэтому изящная выкладка фарфоровой посуды, ваз, статуэток может служить образцом для расстановки приобретенных изделий в домашних условиях. Для размещения можно использовать пирамиды, этажерки, подставки. При оформлении таких витрин, естественно, должна учитываться и массовость спроса. Их, по возможности, следует заполнять фарфоровыми изделиями массового потребления - тарелками, чашками, недорогими сервизами. В специализированных магазинах в витринах целесообразно показывать дорогой фарфор.

    В зависимости от принципа отбора товаров, характера и размера магазина, места его расположения в городской застройке витрины бывают следующих типов: престижные, ассортиментные, массовые тематические, посвященные специальным торговым мероприятиям.

    Престижная витрина чаще всего служит для показа товаров, которые отражают ассортиментный профиль магазина. Это может быть витрина салона мод, дома моделей. В такой витрине выставляют минимальное количество товаров-новинок, перспективных моделей.

    Методы оформления витрины магазина:

    Оформление витрины - создание пространственной товарной экспозиции. Основой дизайна такой витрины является выкладка товаров с концептуальной идеей, возможны различные варианты подсветки.

    Световое оформление витрины. Такое оформление работает в случаях, когда уровень освещенности снаружи значительно нийже, чем в витрине магазина. Это может быть яркий и светлый магазин арендатора в более темном торговом центре, освещенный интерьер магазина, заманчивый для прохожих на темной улице или специальная неоновая светодинамичная композиция (подходит для небольших по площади витрин.)

    Наружная реклама в витринах магазина. Сдача рекламного пространства в аренду возможна для магазинов которым нет необходимости в саморекламе. Например, для ценовых магазинов, привлекающих покупателей удобством расположения. Наружная реклама в витринах магазинов для производителей - это возможность рекламирования продукции на которую введено ограничение и реклама непосредственно на месте продаж, а для магазинов - выразительный фасад, косвенная реклама и доход от аренды.

    Основные правила оформления витрин:

    Оформление витрины должно направленно воздействовать на целевую аудиторию магазина. Грамотно проведенные маркетинговые исследования выявляют социально-демографические группы и психологические особенности потенциальных покупателей.

    Дизайн витрин должен поддерживать фирменный стиль магазина. Таким образом фасад магазина круглосуточно работает на продвижение бренда. Важно правильное использование цвета в оформлении витрин магазина. Руководствоваться при выборе колористической гаммы фирменным стилем магазина.

    При принятие решения об устройстве открытой витрины необходимо правильно оценить инсоляционные и теплотехнические условия торгового зала. Проектировщики магазинов утверждают, что солнечный свет в магазине повышает покупательскую способность на 10%, но за счет большой площади остекления могут значительно увеличиться теплопотери помещения.

    Обязательно использовать подсветку для витрин. Свет - это очень мощное средство притяжения. В книге «Проектирование магазинов и торговых центров» авторы пишут, что «Привлечение внимания в витринах (наружных витринах магазинов и витринах внутреннего фасада в торговом центре) осуществляется с помощью светильников преимущественно прямого света в верхней части витрин и локальных световых акцентов, создаваемых направленной локальной подсветкой товаров». С помощью освещения создается выразительный образ фасада магазина в пасмурную погоду, вечером и ночью. Днем подсветка необходима если витринное стекло установлено под неправильным углом и бликует.

    При проектировании витрины необходимо правильно оценить расстояние до пешехода. Если между пешеходом и витриной есть какое-то расстояние, например, полоса озеленения шириной более 2 м, то необходимо художественно заполнять все пространство витрины. Если же прохожие оказываются вплотную к витрине, то нужно особое внимание уделять середине нижней части - психологи утверждают, что этой зоне уделяется примерно в 10 раз больше внимания, чем остальным.

    Экспозиция в витрине должна регулярно меняться. Иногда существует, как в Москве, городское требование специального оформления витрин к государственным, городским и национальным праздникам и даже оговорены сроки, в течении которых должны происходить изменения. Если такого распоряжения муниципальных властей нет, то все равно необходимо менять экспозицию регулярно - привычная витрина не удивляет и не привлекает внимания, а значит бесполезна. Приняты сезонные, праздничные, эксклюзивные смены оформления витрины магазина.

    При утверждении дизайн-проекта витрины требуется учитывать степень устойчивости к внешним воздействиям всех используемых материалов. Особенно витринные экспозиции подвержены выгоранию. Использование солнцезащитного стекла помогает уберечь выставленные в витрине товары, муляжи и манекены. При этом нужно осторожно относится к проектированию витрин с тонированным стеклом- цветным, бронзовым, потому что возможно возникновение неприятных визуальных эффектов в интерьере.

    Ухоженный вид - обязательное условие для привлекательной витрины. Конструктивно витрина должна быть спроектировна таким образом, чтобы было удобно ее обслуживать.

    В зимнее время необходимо защищать стекло витрины от обледенения. Используются разные способы - покрытие стекла специальными веществами, устройство воздушного подогрева.

    Классификация витрин по размещению на фасаде:

    Единственная протяженная витрина. Наличие такой витрины является большой удачей для магазина. Большая площадь остекления и свобода действия, не ограничивающая фантазию художника, дает большие возможности. Кроме того, протяженная витрина позволяет выгодно осветить весь фасад магазина.

    Множественная витрина. Модульная сетка позволяет создавать серию художественных решений, заставляя зрителей осматривать витрину за витриной не отрываясь. Возможно создание эффекта «кадров», последовательно развивая сюжет оформления витрин.

    Витрина на втором этаже. В рекламных целях можно создать красивую и оригинальную витрину на втором этаже магазина. Экспозиция должна быть составлена из наиболее крупных и эффектных элементов, и тогда она будет привлекать внимание с достаточно далекого расстояния.

    Многоэтажная витрина. Позволяет применять разнообразные нестандартные решения в оформлении, открывать потенциальным покупателям удобную планировку, тектонику, коммуникации и интерьерную привлекательность магазина. Такая витрина создает на фасаде вертикальные доминанты, делает магазин более заметным.

    Угловая витрина. Очень эффективный инструмент воздействия на прохожих. Один из авторов книги «Проектирование магазинов и торговых центров» Армен Канаян считает, что действенность такой витрины обусловлена визуальной активностью угловой формы, перехватывающей пешеходные потоки и достаточной площадью для создания объемной композиции. По его мнению композиционное решение витрины должно быть рассчитано на быстрое визуальное восприятие. В качестве хорошего примера можно привести кофейню сети «Starbucks», установившую в угловой витрине уютные привлекательные столики. Также угловая витрина позволяет исправить многие архитектурные и планировочные недочеты (острые углы в интерьере, низкую протяженность фасада и т.д.)

    Классификация витрин по степени открытости:

    Открытыми витрины называются в том случае, если снаружи сквозь них видно торговое помещение. Открытые витрины используются в том случае, когда интерьер магазина привлекателен. Дизайн торгового помещения обуславливает дизайн витрины. При проектировании открытой витрины внимательно относятся к выбору и расстановке торгового оборудования, заметного с улицы.

    Российские исследования предлагают такую статистику - открытые витрины увеличивают прибыльность магазина на 10-15%.

    Закрытые витрины. Пространство витрины отгораживается от интерьера торгового зала специальной перегородкой. Такие витрины применяют, например, в том случае, когда схема расстановки торгового оборудования не позволяет создать красивый вид «с улицы».

    Задняя стенка витрины оформляется рекламными постерами или баннерами, красится или обивается по решению дизайнера. Само пространство витрины оформляется в фирменном стиле магазина. Закрытые витрины могут значительно отличаться по глубине - от практически плоских до витрин значительной глубины, позволяющих создать внутри сложное и многоплановое пространство.

    Открыто-закрытые. Витрины через которые пространство торгового зала видно лишь частично, загороженное художественной композицией в витрине или специально разработанными стенками и перегородками.

    Классификация витрин по художественному решению экспозиции:

    Товарные витрины. Основным элементом дизайна витрины является выкладка из ассортимента магазина. Художественно дополняют оформление манекены, подставки, подиумы, красивые фирменные ценники.

    Сюжетные витрины. Концептуальная дизайнерская работа, привлекающая внимание прохожих. Ассоциативно соотносится со специальностью магазина. При таком подходе дизайнеры создают сложный натюрморт или целую сцену, выставляя в витрине не столько товары, сколько идеи и образы, связанные с этими товарами.

    Товаро-сюжетные витрины. Часть ассортимента магазина выставляется неожиданным и оригинальным способом, сооружаются оригинальные натюрморты, устанавливаются куклы, украшаются цветами, объемными рекламными материалами.

    Акционные. Витрины, сообщающие о скидках и распродажах. Проектирование привлекательной акционной витрины - это сложная задача при сюжетном и товаро-сюжетном оформлении витрин. В худших случаях на стекле витрины пишется «-30%» маркерами или цветными самоклеющимися пленками, в лучшем - креативный дизайнер творчески обыгрывает тему.

    Освещение витрин.

    Освещение витрин необходимо в темное время суток, а также им пользуются для создание особых эффектов, динамичности экспозиции. Приняты 3 основных типа освещения:

    Равномерный, рассеянный свет. При правильной организации равномерно освещает всю экспозицию, препятствует появлению некрасивых теней, искажающих композицию. Используются люминесцентные лампы, с высоким индексом цветопередачи или классические лампы накаливания.

    Направленный свет - работа светового луча и пятна. Активная работа света, все основные приемы и закономерности взяты из сценографии. Светом акцентируются наиболее значимые композиционные элементы, создаются разнообразные эффекты: контрастность или туманность изображения. Здесь очень выгодно использование галогенных и металогалогенных светильников, дающих точечное освещение и большой выбор по яркости и ширине светового потока.

    Художественная подсветка неоном и светодиодными светильниками. Может полноценно использоваться цветное освещение. Используется в сочетании с другим типом освещения для создания ярких и динамичных композиций.