Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Указ 3 о тунеядстве в беларуси. Как это было. Выйти из тени

Как будет выглядеть «обновленный» декрет №3.

«Кто не работает, тот не ест» - такой был девиз советского государства, пишет vkurier.by .

Нынешний декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества», принятый в апреле 2015 года , коснулся практически каждой белорусской семьи.

Напомним, согласно этому документу, белорусское государство пыталось взыскать 20 базовых величин (360 рублей) с людей, которые официально нигде не трудоустроены. В общей сложности извещения с требованием оплатить налог на тунеядство («сбор на финансирование государственных расходов») получили почти полмиллиона человек.

В конце зимы - начало весны 2017 года в Беларуси прошла серия массовых уличных акций против «декрета о тунеядцах».

3 августа, заслушивая доклад о демографической ситуации и содействии занятости населения, Лукашенко снова заявил, что обновленный закон должен быть подготовлен к 1 октября. При этом, по мнению Александра Лукашенко, главную тяжесть выполнения «декрета о тунеядцах» должны принять на себя чиновники местных исполкомов (ранее эта функция была возложена на налоговые инспекции).

Позднее министр по налогам и сборам Сергей Наливайко подчеркнул, что в новой редакции декрета основной упор делается на содействие в трудоустройстве тем, кто хочет найти работу, и на возвращение в социум людей, ведущих асоциальный образ жизни. Однако министр труда и социальной защиты Ирина Костевич нарисовала совсем другую картину. По ее словам, правительство предлагает реализовать принцип «Не работаешь - платишь за услуги». Иными словами, предполагается, что «тунеядцы» будут стопроцентно оплачивать субсидируемые за счет госбюджета услуги.

5 изменений, которые предлагают внести в «антитунеядский декрет»

1. Детский сад

Помимо того, что родители платят за питание, нужно будет оплачивать образовательные и коммунальные услуги, предоставляемые учреждением дошкольного образования.

2. Школа

Родители не платят за обучение детей в школе, хотя учебники приходится покупать. Но если предложение Минтруда будет принято, «тунеядцам» за услуги среднеобразовательного учреждения образования придется платить.

3. Профессионально-техническое и высшее образование

Дети, чьи родители будут признаны «тунеядцам», не смогут получать бюджетное образование по специальности.

4. Здравоохранение

Если человек не работает, то лишается бесплатных медуслуг. Безусловно, экстренную медпомощь окажут каждому, например, вырежут аппендицит, но рак дорогостоящими лекарствами лечить за счет государства не будут.

5. Жилье

Счета за коммунальные услуги «тунеядцы» будут оплачивать по полному тарифу.

Кроме того, обновленная версия декрета №3 получила новое название - «О содействии занятости». А также точно известно, что будут усилены меры «по выявлению граждан, не задействованных в экономике, но имеющих доходы».

Декрет №3 Президента РБ о тунеядстве трансформируется из карательного в стимулирующий законопроект. По предварительным данным, обновлённый документ начнёт применяться с 1 января 2019 года под старым названием «О предупреждении социального иждивенчества». Новый подход, предусмотренный в декрете, поможет с радостью переносить неработающему населению Беларуси финансовые поборы, с улыбкой подставляя пятки под палку сборов.

Что изменится в декрете

Основные изменения в обновлённом декрете №3 касаются подхода к получению государством дополнительных доходов с тех, кто не может, не хочет или не умеет работать. Ранее предусматривался налог на тунеядство, который каждый тунеядец должен был заплатить в следующем году, если в текущем не работал полгода и больше. По факту всё было ясно – не работаешь – плати за безделье и лежи на печи далее.

Сегодня гуманность проникла в законотворчество по полной, так как без неё нельзя получить кредиты на Западе, который, кстати, платит тунеядцам больше, чем в среднем получают в Беларуси. На волне гуманности декрет «О предупреждении социального иждивенчества» стал стимулирующим, дабы тунеядцы сами захотели работать.

Прямого налога для тех, кто не работает, не будет, его заменит 100%-я оплата услуг с 1 января 2019 года. Решил не участвовать в финансировании гос расходов – плати 100% за те услуги, которые субсидируются государством. Логика далека от идеала, но начинает просматриваться, хотя где тунеядцу найти дополнительные деньги, если их нет вообще – это вопрос.

Принимать решение по конкретному человеку будет специальная комиссия, которая сначала предложит работу (про размер зарплаты молчок, минималка в Беларуси 110$), потом всё взвесит и вынесет решение о уплате 100% за услуги.

Итак, в новом Декрете:

  1. Отменяется обязательный сбор для тунеядцев в размере 20 базовых величин,
  2. Вводится для неработающих (трудоспособного возраста) 100% оплаты за ряд услуг.

Это предварительные данные, так как декрет ещё не подписан, депутаты должны в течение 1 квартала 2018 года проработать перечень услуг, за которые будет взиматься полная стоимость.

Обоснования Декрета

Официальное обоснование документа №3 отдаёт ароматами феодализма – все трудоспособные граждане должны участвовать в финансировании государственных расходов. Пополнять бюджет должен каждый, если иного ему не показано по возрасту или медицинским показателям. Власти РБ надеются вовлечь всё трудоспособное население страны в официальную экономическую деятельность.

В странах загнивающего Запада для привлечения людей к работе создаются высокотехнологичные рабочие места с высокой зарплатой. При таком подходе желающих чинить машины по-чёрному в гаражах или уезжать, например, из Германии в Польшу на заработки нет.

В Беларуси идут своим путём – кнутом, скупым пряником и информационным давлением заставляя людей официально работать за 200-300 американских бумажек. Если не хочешь получать мало и приносить пользу, тому, кто всё это устроил, то плати за право не работать. Сразу заставляли платить напрямую налогом, теперь подошли со стороны 100% коммунальных и иных услуг. Не мытьём, так катанием.

Да, за последнее время в РБ принято несколько интересных законов, в том числе указ 337, который упрощает самозанятость . Но это лишь лучики солнца на фоне грозового неба, ибо улучшения жизни в целом нет. По той же самозанятости есть куча ограничений, а единственный плюс – отсутствие обязательной платы в ФСЗН может привести к паперти на пенсии. Тружеников интернета, например, новые плюшки никак не коснулись. Чтобы официально работать, тому же копирайтеру, надо отдать около половины из средних 200$ заработка.

Какие услуги могут попасть под декрет

Суть обновления Декрета №3 понятна, самое интересное, какие услуги представителям теневой экономики и диванным философам придётся оплачивать полностью?

Коммунальные платежи с 2019 года тунеядцы будут оплачивать на 100%

Это факт очевидный, неочевидно, как долго придётся платить, так как с января 2019 коммуналка, кроме отопления, в Беларуси будет оплачивать полностью всеми. Получается на тунеядцев ложится отопление. На декабрь 2017 оплачивается 30%, по текущим ценам тунеядец должен был бы доплатить в месяц за двухкомнатную квартиру около 30$. К 2019 году сумма стать больше не может, если теплосети не обяжут строить ледовые дворцы и включать строительство в себестоимость услуг.

Что ещё субсидирует государство:

  1. Проезд в городском транспорте,
  2. Медицинские услуги,
  3. Образование,
  4. Карательную систему.

По Конституции РБ медицина и образование должно быть бесплатным, хотя по факту жизни это давно не так. Вряд ли тунеядцев в 2019 году обяжут платить учителю средней школы, достаточно сборов на ремонт, воду, мероприятия, шторы, инвентарь для спортзала и цветы для кабинетов, но это платят все и так.

Что осталось бесплатным в медицине? Первичные приёмы врача, операции, нахождение в стационаре и простые анализы. Вводить плату за операции не будут явно, так как помирать начнут в приёмном покое, а вот ввести плату за приём у терапевта или оплату койко-места в больнице вполне. Конституция запрещает? Не слышал.

Оплачивать милиции собственный арест тоже вряд ли.

Точный перечень услуг, которые с 2019 года тунеядцам придётся оплачивать полностью узнаем в середине весны. Тогда ещё раз вернёмся к теме и посмотрим, как теперь жить в Беларуси.

Глава Белоруссии Александр Лукашенко распорядился приостановить действие декрета №3 — «О предупреждении социального иждивенчества», более известного как «закон о тунеядцах». В течение всего 2017 года штрафы, предписанные этим документом, белорусским гражданам выписывать не будут.

«В течение марта, если нужно, нам надо подкорректировать этот декрет. Но декрет отменяться не будет. Передайте прежде всего чиновникам, что он будет исполняться с теми корректировками, о которых я сказал», — цитирует пресс-служба президента Белоруссии слова Лукашенко.

Политик также подчеркнул, что цель закона — не экономическая, а нравственная: сподвигнуть население пойти на работу.

«Контроль — за губернаторами и мэром Минска. У вас там должны быть эти списки бездельников, которых надо заставить работать. А честных людей не надо было трогать вообще. Мы не должны обижать людей, особенно в это время», — считает Лукашенко.

«И те, кто сегодня по 200−500 человек выходят на улицы и начинают кричать, это ведь не те тунеядцы, которые действительно тунеядцы. Это в основном те люди, которые обижены, которым мы ни с того ни с сего послали эти извещения», — добавил белорусский лидер.

С середины февраля в Белоруссии идут массовые уличные протесты — подобного не было с президентских выборов 2010 года. Протестная волна, впрочем, не инициирована оппозицией: на улицы выходят не столько политические активисты, сколько люди, которые раньше никогда в публичных протестных акциях не участвовали. Белорусы выступают против так называемого налога на тунеядцев.

Фоторепортаж: Марш возмущенных белорусов в Минске

Is_photorep_included10531697: 1

Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» был проблемой для официального Минска. Документ инициировал и подписал Александр Лукашенко, и для него публично пойти на попятную означало потерять лицо. Но при этом было очевидно, что волна протестов нарастает, причем, что совсем необычно для Белоруссии, она идет по провинциальным городам. Например, в Витебске прошедшая акция протеста против налога на тунеядцев оказалась вообще самой крупной в истории города, чего не ожидали ни власти, ни оппозиция.

Кульминация протестов ожидалась в так называемый «День Воли» — 25 марта. Власти Минска, очевидно, не хотели повторить массовые беспорядки 2010 года, которые сотрясли страну после президентских выборов.

До сих пор выступления «тунеядцев» никто не разгонял — но потом их участники массово получали повестки из милиции и «сутки» по административным протоколам. Государственное телевидение в то же время запугивало перспективой «майдана» и «боевиков с «коктейлями Молотова».

О том, что декрет о тунеядцах будут менять, стало ясно в начале недели. 6 марта вице-спикер белорусского парламента Болеслав Пирштук встретился с представителями оппозиции (что крайне редко для Белоруссии) и пообещал, что к середине марта декрет будет серьезно переработан, а список социальных иждивенцев — существенно сокращен.

Очень неудачный эксперимент

По идее, задачей декрета №3 было «вывести из тени» людей, работающих неофициально, без уплаты налогов и социальных сборов. Однако с руководством страны сыграл злую шутку тот факт, что в Белоруссии запрещена «негосударственная» социология. Дело в том, что официальные социологи назвали Александру Лукашенко цифру в 500 тыс. человек, которые не участвуют в финансировании госрасходов. Их начальник страны в своих выступлениях и стал публично называть тунеядцами, а вскоре и подписал декрет, предусматривавший специальный сбор с таких людей.

Согласно документу, если гражданин не работает 183 дня в год (и не регистрируется как безработный), то он должен оплатить специальный сбор — 360 белорусских рублей ($185) за 2015 год (до 20 февраля 2017-го). И еще 420 рублей за 2016 год (до 15 ноября 2017-го). В сумме получается $400, что выше среднемесячной зарплаты в стране. Всего налоговым ведомством было разослано около 470 тыс. извещений на уплату сбора.

То есть «письмо счастья» получил каждый десятый гражданин трудоспособного возраста.

Однако результат оказался неожиданным для властей: вместо денег они получили массовое гражданское неповиновение. Подавляющее большинство неплательщиков налогов — вовсе не подпольные «цеховики», а жители провинции, работающие на умирающих заводиках, где они заняты один-два дня в неделю и почти ничего не получают. Устроиться на другую работу эти люди не могут — ее просто нет. В число «тунеядцев» попали и матери, сидящие дома с маленькими детьми.

Регистрироваться в качестве безработных люди тоже не желают. Пособие по безработице в Белоруссии составляет $10 в месяц, выдается лишь ограниченное время, и при этом безработный еще должен участвовать в неоплачиваемых общественных работах.

Как результат, к 20 февраля (крайний срок оплаты сбора), несмотря на угрозы штрафов и тюремного заключения, сбор заплатили лишь 10% получивших извещения. Зато начались акции протеста «тунеядцев»: в феврале они прошли в Минске, Гомеле, Витебске, Бресте, Бобруйске и Барановичах. Акция в Минске стала самой массовой со времен драматических событий 2010 года. Но главное — на улицу пошли люди, никогда прежде не участвовавшие в оппозиционных акциях.

Столь болезненной реакции не вызвало даже недавнее повышение пенсионного возраста. К таким протестам оказались не готовы не только власти, но и лидеры оппозиции, которые запоздало и во многом безрезультатно стали пытаться возглавлять уличные акции.

Экономика «тунеядства»

Пока граждане на улицах возмущаются тем, что государство требует деньги с безработных и матерей с маленькими детьми, экономисты указывают на откровенные просчеты в государственном управлении. Например, на фоне длящегося с декабря 2014-го кризиса каждый год Белоруссия теряет 70 тыс. рабочих мест. Но при этом реально сидящих без работы людей предприятия часто не увольняют — им это запрещают делать местные власти, чтобы не портить статистику.

Между тем количество платных услуг выросло настолько, что Белоруссия уже никак не может называться «социальным государством». Многие льготы для школьников, пенсионеров и «чернобыльцев» отменены.

Цены в стране таковы, что все, кто может, стараются ездить за продуктами и ширпотребом в соседние Литву и Польшу, где все вдвое дешевле. Поездки в выходные «на закупки» за рубеж в Белоруссии приобрели в последние годы массовый характер (в частности, белорусы обеспечивают более 40% товарооборота магазинов Вильнюса).

Однако главный провал налога на тунеядцев в том, что его администрирование оказалось намного дороже, чем полученные в бюджет суммы. Поскольку 90% получивших извещение платить отказываются, чиновникам приходится разбираться с каждым случаем индивидуально. В результате оказалась просто блокирована работа налоговых инспекций, местных исполкомов, а в значительной степени — и поликлиник, так как врачам приходится выяснять, не страдал ли «тунеядец» болезнями, не позволявшими ему работать в 2015 и 2016 годах.

К тому же оказалось, что государственные базы данных по гражданам разных ведомств не стыкуются друг с другом. Часто извещения приходили на имена давно умерших или живущих за границей людей.

«Государство деньги не возвращает»

Белорусский корреспондент «Газеты.Ru» также получил из налоговой «письмо счастья для тунеядцев» — требование «принять участие в финансировании госрасходов за 2015 год». Впрочем, далее все было достаточно просто. Нужно было добраться до налоговой инспекции, показать удостоверение собкора «Газеты.Ru» в Белоруссии, а после — дослать по электронной почте документы из редакции. Две недели спустя в ответ пришло письмо с официальным извещением, что требование по уплате сбора «аннулировано».

Так происходит со множеством белорусов, которым с ноября 2016-го также приходили требования уплатить налог на тунеядцев. Достаточно написать заявление с указанием практически любой причины, по которой не мог работать в 2015 году, — и требование уплаты сбора аннулируется.

Вероятно, так власти стараются снизить накал массовых протестов — не отменяя сам декрет №3, но сокращая количество потенциальных протестантов.

«Декрет белорусские власти не отменят, но не станут требовать уплату налога за 2016 год. С 2015-м сложнее, так как часть людей уже налог заплатила. Просто взять и отменить его задним числом не получится — придется вернуть деньги тем «тунеядцам», которые уже заплатили налог, — сказала «Газете.Ru» белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач. — А наше государство деньги не возвращает».

Впрочем, пока Лукашенко обещает обратное. По его словам, в 2017-м «тунеядцам» вернут деньги, если те устроятся на работу. Уже собранные средства, между тем, останутся в районе и пойдут на школы и другие детские учреждения.

«У меня есть несколько знакомых, по которым была довольно спорная ситуация, должны они или не должны платить данный налог. У нас так принято, что государство все сомнения трактует в свою пользу. Но тут произошло что-то совсем необычное: все сомнения трактовались в пользу людей, и их освободили от выплат», — рассказывает собеседница «Газеты.Ru».

«Я думаю, что еще до конца 2017 года про налог на тунеядцев тихо забудут. Никто не станет спрашивать у налоговой, нужно ли ему что-то еще заплатить, а она сама напоминать не станет. Это будет такой негласный договор между гражданами и государством, который позволит власти сохранить лицо», — добавила Карач.

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» никто не собирался «спускать на тормозах». Напротив, готовится его новая редакция, предусматривающая гораздо более широкий контроль за занятостью и доходами населения, чем в первоначальном варианте. Эти вопросы обсуждались на совещании у Президента Беларуси 3 августа по итогам доклада о демографической ситуации и содействии занятости населения.

Власти осознают роль человеческого капитала и надеются сохранить и увеличить динамику прироста населения. Правда, пока она оставляет желать лучшего: на 1 июля 2017 г. в республике проживало всего 9495,5 тыс. человек - почти на 682 тыс. меньше, чем на начало 1996 г. Хотя в 2014-2016 гг. наблюдалось некоторое улуч-шение, в текущем году снова начался спад. Однако Президент уверен, что Беларусь может прокормить 20 млн. человек, а для начал нужно достичь 15 млн. населения. «Это экономическая безопасность нашей страны, мощь нашего государства, а она всегда в людях », - сказал Александр Лукашенко.

В этом вопросе государство обязано действовать на опережение, прогнозировать будущие процессы и вовремя на них реагировать. «Создание условий для стимулирования рождаемости, обеспечение людей работой, рост их благосостояния - основные правительст-венные задачи, задачи местных органов власти, которые надо решать. За решение этих социальных вопросов спрос жесточайший с любого чиновника», - заявил Президент.

Второй, не менее важный вопрос - содействие занятости населения. «Каждый, кто хочет работать, должен иметь такую возможность. Поэтому органам власти нужно оказывать помощь всем, кто в этом нуждается. Активно налаживать переобучение граждан, содействовать им в организации своего дела», - заявил глава государства. Основной тезис властей: «каждый, кто хочет работать, должен иметь работу, и он в нашей стране ее имеет».

Для реализации такой кон-цепции важным инструментом по-прежнему остается Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Новая его редакция должна быть готова к октябрю текущего года.

Волна протестов против декрета не заставила власти изменить свое мнение. «Об-щество должно знать, что никакой отмены декрета быть не может , - заявил Президент. - Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тыс. мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тыс. где? Поэтому Декрет № 3 - это 300 тыс. тех, кто дол-жен работать, но не работает. И мы их должны заставить работать. Вот и вся идеология ».

По мнению Президента, местные органы власти, которые непосредственно контролируют рынок труда и видят каждого человека, и исполнительные органы власти на мес-тах должны иметь все полномочия и рычаги воздействия на этих людей для решения дан-ной проблемы. Активное учас-тие в разработке новой редакции декрета, наряду с правительством, должны принять и депутаты. «Устраняться от этой проблемы депутату нельзя », - заявил глава государства.

Интересно, что до недавних пор, разработка и принятие указов и декретов обычно вполне обходились без участия парламентариев. Но, оказывается, это тоже «их хлеб» - наверное, на случай, если придется объясняться с населением.

Новым подходом по стимулированию занятости населения станет реализация норм новой редакции Декрета № 3 силами местных органов влас-ти. Правительство также пред-лагает реализовать принцип «не работаешь - платишь за услуги». Предполагается, что трудоспособные граждане, которые не заняты в экономике, будут оплачивать субсидируемые за счет госбюджета услуги по стоимости, обеспечивающей возмещение затрат на их оказание.

Теперь изучаются все варианты, по которым могла бы строиться работа в этом направлении. Также в правительстве разрабатывают перечень таких услуг. Для реализации новых подходов создается Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система. Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич после совещания у главы государства пояснила, что к концу 2018 г. все граждане страны должны получить ID-карты, позволяющие определять, платит ли человек налоги и отчисления в ФСЗН. Трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут платить за те услуги, которые финансируются государством. Если человек не работает, «то государство будет уже совершенно по-другому предоставлять услуги», сообщила министр.

Поскольку Президент под-держал такую концепцию, остается доработать новую редакцию Декрета № 3, а также как можно быстрее разработать интегрированную сервисно--рас-четную систему, которая будет охватывать различные сферы жизни общества. При этом реализацию норм нового дек-рета предполагается передать в компетенцию местных органов власти. Именно им в недалеком будущем придется раз-бираться с недовольством населения, оценивать, кто и по какой причине оказался в «труд-ной жизненной ситуации» и можно ли ему чем-либо помочь.

Таким образом, власти отнюдь не намерены «спускать на тормозах» Декрет № 3, как надеялись иные граждане. Напротив, чиновники собираются извлечь кое-какие уроки из весенних событий и взыскивать с неработающего по раз-ным причинам населения деньги более эффективно на качественно новом уровне. Надо полагать, разработчики и авторы проекта заранее уверены, что их детище не будет противоречить нормам Конституции, гарантирующим белорусам право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45), доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования (ст. 49). Правда, во многих странах имеются подобные системы, например, обязательное страхование здоровья в Литве. Но одновременно там имеется целый ряд других механизмов, например, пособие по безработице, на которое человек может прожить. К тому же в ЕС, США и постсоветских странах государство не объявляло себя «социальным» и не воспитывало в населении годами патерналистские на-строения. Так что теперь нам придется заплатить не столько за социальные услуги, сколько за избавление от иллюзий.

Обратим внимание еще на одну деталь. На совещании говорилось не только о демографии, занятости и оплате социальных услуг. Также поднимались темы декларирования доходов и имущества и уклонения от уплаты налогов. Принято решение уделить этим вопросам большее внимание. Это стоит сделать и гражданам, которые в азарте обсуждения «налога на тунеядцев» не обратили внимания на пункт 15 Декрета № 3. Между тем в нем предусмотрено, что в целях установления граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов или участвующих в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде, налоговые органы вправе осуществлять контроль за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан. Если налоговики установят, что кто-то живет не по легальным средствам, т.е. его расходы превышают доходы, сведения о которых имеются в распоряжении налоговых органов, либо факт получения дохода не подтверждается, то гражданину будет направлено письменное требование о даче пояснений об источниках доходов. Если пояснения не будут даны в установленный 30- дневный срок или их содержание окажется неубедительным, гражданину придется уплатить налог с суммы превышения расходов над доходами.

Инструкция о порядке осуществления контроля за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан без истребования декларации о доходах и имуществе, утв. постановлением МНС от 31.08.2015 № 22, и новая редакция Закона «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» открывают широкие воз-можности для выявления лиц, живущих не по средствам, и взыскания с них налогов. Это могло бы пополнить казну куда существеннее, чем пресловутый «налог на тунеядцев», если, конечно, контролирующие ор-ганы всерьез начнут использовать эти механизмы. Правда, тогда, скорее всего, окажутся затронутыми интересы не без-работных и домохозяек, а весьма важных, возможно, даже влиятельных особ. Но у них-то деньги на уплату налогов как раз имеются.


Подробнее на сайте Экономической газеты:



«И пусть сегодня декрет № 3 юридически не отменён, формально его действие приостановлено - Министерство по налогам и сборам не взыскивает сбор за 2016 год и не применяет никаких санкций к полумиллиону неплательщиков. Более того, начался возврат некоторым категориям граждан уплаченного сбора за 2015 год», - написала на своей странице в Фейсбук депутат Палаты представителей Анна Канопацкая.

Она также опубликовала стенограмму обсуждения депутатами в мае 2015 года нашумевшего декрета по тунеядству. «Палата представителей прошлого созыва обсуждала тунеядский декрет. Здесь не было единогласного "одобрямс"», - пояснила Анна Канопацкая.

Декрет по тунеядству на рассмотрение в палате представителей 6 мая 2015 года «в соответствии со статьей 101 Конституции" представила тогдашний министр труда Марианна Щеткина. По ее словам, при разработке декрета был "проанализирован исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, его нормы практически встроены в законодательство республики с учетом льгот, преференций, особенностей налогообложения», а «положения декрета основные на конституционной обязанности граждан Беларуси принимать участие в финансировании государственных расходов посредство уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей».

Марианна Щеткина, отвечая на вопросы депутатов, рассказала, что при подготовке декрета "обрабатывались и разрабатывались различные подходы".

- Один из подходов был такой, что если люди не работают, не платят налоги, то пускай, допустим, они полностью платят за детский сад, пусть они полную стоимость возмещают по здравоохранению и так далее. Но это очень дорого и очень сложно, - отметила тогдашний министр труда.

По ее словам, в 2013 году в стране было почти 60 тысяч человек, которые "не имеют желания работать и не видят смысла работать".

- Но мы все прекрасно понимаем, что все мы живем на определенные доходы. И кто бы как бы ни относился к деньгам, но без денег в магазин ты не пойдешь. Поэтому соответственно встает вопрос: откуда у людей доходы? - задалась вопросом Марианна Щеткина. - Речь идет не о том, чтобы взять и наполнить бюджет деньгами. Вовсе нет. Речь идет о том, чтобы человек легально работал и участвовал в финансировании государственных расходов и, соответственно, имел те же самые права, то есть мы все обладаем абсолютно одинаковыми правами.

У министра поинтересовались, удастся ли заставить работать тех, кто не хочет работать.

- Если люди сегодня платить не могут, не хотят, это же тоже будет исключительная мера. Штраф тоже на них не действует. И это не платят, тогда, пожалуйста, на 15 суток по решению суда на арест. Но ты не будешь сидеть и смотреть в окно, а ты будешь привлечен к общественно-полезным работам. Пожалуйста, подметай асфальт, убирай листья. Местные органы власти определят, что нужно сделать для того, чтобы это обществу было полезно, - отметила министр.

При обсуждении декрета депутат Ольга Политико обратила внимание на рост безработицы, сокращение вакансий (такая ситуация на рынке труда была в 2015 и 2016 годах, в прошлом году она начала выравниваться), на рост числа тех, кто трудится на неполной занятости. Кроме того, депутат отметила, что в Беларуси небольшое пособие по безработице.

«Мы, конечно, понимаем, что пособие по безработице не должно быть настолько большим, чтобы у человека не было никаких стимулов трудоустраиваться. Но в тоже время он не должен умереть с голоду. Особенно сейчас, когда все труднее найти работу», - сказала депутат и уточнила, не планируется ли повысить пособие по безработице или усилить оказание социальной адресной помощи. Министр ответила, что «никто с голоду не умрет» и что необходимости в повышении выплат официально нетрудоустроенным нет, многие подпадают под действие адресной социальной помощи.

Депутат Николай Колтунов отметил, что для «людей, которые не хотят сегодня работать, 20 базовых величин заплатить никакого труда не составит и в дальнейшем». «Не лучше ли сделать для них те же расценки, как в частных клиниках, поликлиниках, больницах, и пускай они ходят, лечатся, водят детей в садики и все остальное, чтобы снять это напряжение в обществе», - сказал депутат. Он также обратил внимание на тех, кто накопил денег, открыл счет в банке и живет на проценты, «но его тоже могут причислить к тунеядцам».

- Если сегодня, наверное, у человека лежат миллионы (до деноминации - Прим. ред.) в кассе и он на них живет, я думаю, что 3600 для него несложно заплатить, потому что он же тоже ходит и пользуется всеми благами. То есть у этого же человека тоже должна быть какая-то социальная обязанность, - сказала министр. Марианна Щеткина привела пример с владельцами квартир, которые сдают их в аренду: если уплачивают налог на сумму больше 20 базовых величин, то им не нужно платить налог на тунеядство. «Живите так, как вы хотите - демократическое общество», - отметила министр.

При этом Марианна Щеткина заявила, что «декрет временный».

- Временный почему? Потому что как только заработает интегрированная информационная система, которая будет введена в нашей стране (работы уже начаты), тогда, когда будут социальные электронные карты, где информация о каждом человеке будет на социальной карте, тогда будем платить все по-разному, в зависимости от того, какой вклад мы вносим, - рассказала экс-глава ведомства. - Поэтому просто эта работа начата чуть пораньше. Но я думаю, что она только пользу даст, мы, по крайней мере, будем знать, что, чего и как предпринимать и какие меры.

Тогдашний заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам палаты представителей Лариса Богданкевич отметила, что «занятое население считает, что декрет своевременный и будет способствовать восстановлению ценности труда и трудящегося человека, а также восстановлению конституционной справедливости о равенстве перед законом».

«Был один депутат (не буду называть его фамилию), так он конкретно внес предложение: для тех, кто обманывает, не платит налоги, но живет или вообще не хочет работать, создать резервации. Но эта мысль, конечно... Депутаты посмеялись, но не поддержали, безусловно», - отметил тогдашний заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания Виктор Гуминский.

Напомним, ранее Анна Канопацкая обратилась в Министерство по налогам и сборам с просьбой рассказать о расходах, связанных с обслуживанием декрета № 3. Налоговая потраченную сумму назвать не смогла, потому что не учитывает администрирование декрета как отдельную строку расходов.