Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Война Севера и Юга. От Бречалова ждут главного по молоку в Удмуртии. Современное состояние экономики удмуртской республики


Современное состояние экономики Удмуртской Республики
РЕФЕРАТ
Р.ОГСЭ.05.031001.2012.М163.000
2015
Введение
Основная часть:

1. Современное состояние экономики Удмуртской Респблики:

1.3 Человеческий капитал

Заключение

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования состоит в необходимости узнать современное положение экономики в Удмуртской Республике, факторы, цели и задачи развития экономики Удмуртии.

Целью исследования является выявление и обоснование современного состояния экономического положения в Удмуртской Республике.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

· Определить место и роль экономики Удмуртии в Российской экономике.

· Охарактеризовать современное состояние экономики УР.

· Выявить факторы развития экономики УР.

· Проанализировать цели и задачи социально-экономического развития экономики в УР.

1. Современное состояние экономики Удмуртской Республики

1.1 Объем и специализация экономики

В 2007 году объем валового регионального продукта Удмуртской Республики (далее - ВРП) составил 205,8 млрд. рублей. По этому показателю республика занимает 8 место среди субъектов Приволжского федерального округа (далее - ПФО). По объему ВРП на душу населения - 7 место (в 2007 году - 134,1 тыс. рублей на человека). Объем ВРП в 2008 году оценочно составит 240,4 млрд. рублей. Экономика Удмуртской Республики имеет индустриально-сырьевую специализацию: в структуре ВРП наибольшую долю занимает промышленное производство (около 50%, включая добывающую и обрабатывающую промышленность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) , далее следуют оптовая и розничная торговля (11%), сельское хозяйство (8%). Среди секторов экономики наиболее развиты (по доле в структуре ВРП): добыча нефти и машиностроение, включая приборостроение, производство электрооборудования, автомобилестроение, производство вооружений (ракеты, легкое стрелковое оружие) и другое.

1.2 Темпы экономического развития

В период с 2000 по 2008 годы ежегодный средний рост ВРП в сопоставимых ценах составлял 104,6%. Объем ВРП за этот период вырос более чем в 4 раза. Главными двигателями роста экономического потенциала Удмуртии в последние десять лет были благоприятная конъюнктура цен на нефть, увеличившийся объем государственного оборонного заказа и рост спроса на продукцию машиностроительного комплекса. Значительную роль в увеличении темпов роста экономики играли также отрасли, ориентированные преимущественно на потребительский сектор (сфера услуг, торговля, агропромышленный комплекс, автомобилестроение и другие). Несмотря на наступивший спад, вызванный мировым финансово-экономическим кризисом, экономика Удмуртской Республики сохраняет высокий потенциал быстрого восстановления в силу наличия уникального портфеля ресурсов: высокого уровня развития человеческого потенциала, инновационного потенциала, социальных и транспортных инфраструктур.

1.3 Человеческий капитал

В 2008 году в Удмуртской Республике проживало 1530,6 тыс. человек - это 8 место среди субъектов ПФО. Республика является урбанизированным регионом (на её территории расположено 6 городов и 4 поселка городского типа), хотя доля городского населения (69,2% в 2006 году) ниже средних значений по ПФО (70,1%) и России (73,0%). Население Удмуртии является более «молодым»: доля населения моложе трудоспособного возраста в Удмуртии составляет - 17,4% (2007 год), в ПФО - 16,1%, в России - 16,0%. Лучше показатели и по доле трудоспособного населения в общей численности населения: Удмуртия - 64,4%, ПФО - 63,1%, Россия - 63,4%. В республике отмечаются более высокие, чем в среднем по округу и стране, показатели рождаемости при более низких показателях смертности: в 2006 году коэффициент рождаемости составил 11,3 родившихся на 100 человек населения (в ПФО - 10,1, в России - 10,4), коэффициент смертности составил 14,3 умерших на 1000 человек населения (в ПФО - 15,6, в России - 15,2). В настоящее время Удмуртская Республика обладает значительным человеческим потенциалом, выгодно отличающим республику от других регионов ПФО и Российской Федерации. Это подтверждается высокой оценкой республики по Индексу человеческого потенциала (ИРЧП ПРООН), по которому Удмуртия заняла 6 место в ПФО и 24 в Российской Федерации в 2007

1.4 Комплексная планировочная система «Ижевская агломерация»

Комплексная планировочная система «Ижевская агломерация» с главным полюсом роста - г. Ижевск, а также полюсами роста второго порядка г. Воткинск и г. Сарапул включает в себя территорию 10 муниципальных образований республики: городские округа г. Ижевск, г. Воткинск, г. Сарапул, а также территорию районов: Завьяловского, Воткинского, Сарапульского, Камбарского, южную часть Шарканского и Якшур- Бодьинского районов, а также восточную часть Малопургинского района. Здесь проживает свыше 60% населения и расположено 75% предприятий Удмуртии. Доля отгруженной продукции предприятий комплексной планировочной системы «Ижевская агломерация» составляет более 81% от общего объема по республике. Доля в объеме платных услуг по крупным и средним организациям республики - 91%

1.5 Состояние инфраструктур и жилищная политика

Удмуртская Республика имеет высокую транспортную связанность с другими территориями России, благодаря проходящим по её территории федеральным автомобильным и железным дорогам. В республике активно развивается строительство: в 2008 году объем работ, выполненных по «чистому» виду деятельности «строительство» составил 22357,0 млн. рублей. Жилищное строительство в 2008 году составило 486,4 тыс. кв.м. Особенностью жилищного строительства в Удмуртской Республике является высокая доля индивидуального жилья. Жилищный фонд Удмуртии имеет высокие показатели благоустройства: на конец 2008 года водопроводом оборудовано 78,5% жилищного фонда, газом - 78,8%, центральным отоплением - 78,7%, канализацией - 67,3%, горячим водоснабжением - 57,1%. 8 Электроснабжение потребителей Удмуртской Республики осуществляется от источников Удмуртского филиала ОАО «ТГК-5», общая установленная мощность которых составляет 480 МВт, а также от Воткинской ТЭЦ, Глазовской ТЭЦ и Объединённой энергосистемы Урала. Удмуртская Республика является энергодефицитной. Для повышения надёжности электроснабжения, покрытия роста нагрузок потребуется, в основном, реконструкция существующих и строительство новых сетей 500-35 кВ.

2. Факторы развития экономики Удмуртской Республики

2.1 Последствия кризиса в мировой экономике: стимулы перехода на инновационный путь развития

экономика жилищный кризис инновационный

Мировой экономический кризис обострил ряд ранее нерешенных проблем и спровоцировал кризис перепроизводства в Российской Федерации и Удмуртии. Ранее существовавшие барьеры для перехода на новый этап развития и выхода на новые рынки значительно выросли. При этом для предприятий многих секторов экономики, таких как производство электрооборудования, радиоэлектроника, автомобилестроение, производство нефтегазового оборудования и некоторых других, обозначилась угроза банкротств. Мировая экономика переживает кризис перепроизводства. Согласно прогнозам Международного валютного фонда, в 2008 году рост мирового ВВП может составить 3,9%, что является самым низким показателем с 2003 года. Спад может продолжиться и в 2009 году (прогноз Fitch по мировой экономике - рост на 1%). Главным двигателем роста российских рынков, а также рынков, на которых работают предприятия Удмуртской Республики, был ценовой фактор, однако, падение цен на всех основных товарных рынках во второй половине 2008 года и последовавший за ним глобальный экономический кризис привели практически к утрате данного фактора роста. Большинство предприятий региона оказалось не способно решить вставшие перед ними проблемы, что привело к сокращениям персонала, снижениям оплаты труда и приостановлению инвестиционных проектов. «Сжатие» рынков, сокращение доступности ресурсов и падение объемов производства, обострит проблемы преодоления существующих барьеров для развития предприятий (см. рис. 5). Например, падение спроса на товары и услуги приводит к замораживанию программ капитальных вложений, рост операционных издержек - к необходимости сокращения штатов компаний и утрате квалифицированных кадров и т.д. Среди секторов экономики Удмуртской Республики самые значительные снижения объемов производства (отгрузки) прогнозируются в машиностроении, строительстве, черной металлургии и торговле. Также риски сокращения производства существуют для таких секторов, как химическая промышленность, деревообработка, легкая промышленность.

2.2 Необходимость выбора приоритетов в условиях текущих экономических проблем

Несмотря на текущий спад государственной инвестиционной активности, в краткосрочной перспективе как на федеральном уровне, так и на уровне Удмуртской Республики сформирован ряд механизмов, который позволит региону сохранить устойчивость социально-экономической сферы в среднесрочной перспективе, а также обеспечат в долгосрочной перспективе возможность экономического роста. На федеральном уровне сформированы инструменты стимулирования инвестиционного развития. К ним следует отнести Инвестиционный фонд Российской Федерации, Государственную корпорацию «Банк Развития и внешнеэкономической деятельности», особые экономические зоны, создание Федеральных университетов и другие. В 2008 году объем привлекаемых инвестиций по проектам Инвестиционного фонда Российской Федерации был снижен до 500 млн. р. Разработаны отраслевые стратегии развития на долгосрочную перспективу, среди них: Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года (утверждена приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 18 сентября 2007 года № 391), Концепция развития автомобильной промышленности России (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2002 года № 987-р), Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 года (утверждена приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 18 марта 2009 года № 150), Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года №1234-р), Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года № 877-р), Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446) и другие. Кроме того, Правительством Российской Федерации сформирован пакет антикризисных мер, которые позволят смягчить негативные последствия экономического кризиса. В Удмуртской Республике создана система мер по повышению инвестиционной активности в регионе: ? принят ряд правовых актов в сфере инвестиционной деятельности, разработаны и утверждены республиканские целевые программы (далее - РЦП), направленные на стимулирование отдельных секторов экономики, в том числе: РЦП «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2007-2009 годы», РЦП «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы», РЦП развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы, РЦП «Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2006-2010 годы», РЦП «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2009-2013 годы», РЦП «Развитие текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики на 2004-2010 годы» и другие; ? внедрен механизм публичной коммуникации с внешними инвесторами: например, ежегодно проводится Инвестиционный форум; ? внедрен механизм взаимосвязи органов государственной власти с субъектами предпринимательства, осуществляющими деятельность на территории Удмуртской Республики, в целях его эффективного развития, например, ежегодно проводятся конференции. В соответствии с приоритетами развития России необходимо осуществить выбор приоритетов на уровне Удмуртской Республики. На современном этапе в сфере экономики приоритеты должны охватывать поддержку тех секторов, которые с одной стороны подвержены наибольшим рискам в условиях современного экономического кризиса, с другой стороны - содержат потенциал значительно роста в долгосрочной перспективе Поддержка этих секторов значительно улучшает возможности диверсификации структуры экономики Удмуртской Республики и структуры налоговых поступлений бюджета Удмуртской Республики. Следует формировать перечень проектов, направленных на реализацию поставленных приоритетов и удовлетворяющих новым требованиям развития (в части эффективности, прогнозирования рисков и проч.). Необходимо сконцентрировать усилия на приоритетных проектах, исходя из понимания ограниченности ресурсов и значимости поставленных целей. Приоритетные проекты не могут охватывать все сектора экономики республики.

3. Миссия, цели и задачи социально-экономического развития Удмуртской Республики

Миссия Удмуртской Республики к 2025 году - становление развитого промышленного региона страны, поставляющего высокотехнологичную продукцию на российский и мировые рынки.

Цель - повышение эффективности и устойчивости экономики и улучшение качества жизни населения Удмуртской Республики.

Задачи, решение которых необходимо для достижения цели: ? диверсификация экономики: поддержка новых и модернизация традиционных секторов специализации; ? сохранение высокого качества человеческого потенциала республики; ? повышение устойчивости системы расселения.

Заключение

Важнейшими видами экономической деятельности Удмуртской Республики, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта, являются: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, строительство.

Основу промышленного потенциала республики составляют обрабатывающие производства (машиностроение и металлообработка, включая приборостроение, производство электрооборудования, автомобилестроение, производство вооружений) и топливно-энергетический комплекс.

Природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, которое формирует сырьевую базу для развития пищевой промышленности и обеспечивает продовольственную самостоятельность республики. Основной специализацией сельского хозяйства является животноводство: молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство.

Удмуртская Республика обладает рядом важных конкурентных преимуществ:

1) Развитый промышленный потенциал (в настоящее время в

республике сохраняется высокая концентрация оборонного производства. Доля предприятий республики в российском производстве гражданского гладкоствольного стрелкового оружия составляет 85%, нарезного - 80%, автоматического боевого стрелкового оружия 90%, снайперского - 95%);

2) Достаточная природно-ресурсная база. Наличие запасов углеводородного сырья (газ, нефть, нефтеконденсат), минерально-сырьевых ресурсов (мел, известняки, карбонатные породы для использования в качестве цементного сырья, глинистые породы для производства кирпича, керамзита, цемента, пески и песчаники, минеральные воды), лесных ресурсов;

3) Развитый агропромышленный комплекс.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2020 года являются сохранение высокого качества и конкурентоспособности человеческого потенциала; диверсификация экономики на основе поддержки высокотехнологичных (приборостроение и производство электрооборудования, нефтегазовое оборудование, автокомпоненты) и модернизации традиционных (добыча нефти, оборонно-промышленный комплекс, автомобилестроение, металлургия, лесопромышленный комплекс, агропромышленный комплекс, легкая промышленность) секторов специализации; снижение инфраструктурных ограничений развития экономики и повышение устойчивости системы расселения.

Предполагается реализация инвестиционного проекта по строительству и эксплуатации на платной основе мостовых переходов через реки Каму и Буй в Камбарском районе Удмуртской Республики, планируется реконструкция и модернизация до международного уровня аэропорта в г. Ижевске, формирование современного транспортно-логистического комплекса.

Будет продолжено строительство восточного обхода г. Ижевска на участке от автодороги Ижевск - Воткинск до автодороги на подъезде к городам Ижевск и Пермь федеральной автомобильной дороги М-7 «Волга».

Строительство на территории Удмуртской Республики завода по производству лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения будет способствовать выпуску современных импортозамещающих лекарственных средств.

Реализация инвестиционного проекта по развитию регионального рыболоводческого комплекса позволит обеспечить потребительский рынок Удмуртской Республики и других регионов Российской Федерации живой рыбой солоноводных (морских) видов.

Перспективы развития агропромышленного комплекса республики во многом будут связаны с реализацией инвестиционного проекта «Комплексное развитие агропромышленного комплекса Удмуртской Республики».

Список используемой литературы

1)Удмуртия в цифрах, 1996 г. Справочник. Ижевск. 1997

2) Природа Удмуртии. Ижевск.: Удмуртия, 1972. 400 с.

3)вестник Удмуртского университета

4)Сеть Интернет

5)Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденная Законом Удмуртской Республики от 09 октября 2009 года №40-РЗ

Приложение

Наиболее крупные предприятия Удмуртской Республики

НАЗВАНИЕ

ОТРАСЛЬ, ПОДОТРАСЛЬ

ОАО «Удмуртнефть»

(входит в холдинг «ТНК-ВР») Нефтедобывающая

ОАО «Белкамнефть»

(входит в НК «Русснефть») Нефтедобывающая

ОАО «Удмуртнефтепродукт»

Торговля

ОАО «Удмуртторф»

Топливная

ОАО «Ижсталь»

Черная металлургия

ОАО «Ижевский машиностроительный завод»

Машиностроение

ОАО «Чепецкий механический завод»

Машиностроение

ФГУП «Ижевский механический завод»

Машиностроение

ОАО «ИЭМЗ «Купол»

Машиностроение

ОАО «Ижмаш-Авто»

Машиностроение

ФГУП «Воткинский завод»

Машиностроение

Сарапульский ЛВЗ

Глазовский ЛВЗ

Экспорт важнейших товаров Удмуртской Республики

Наименование

Количество

Нефть и нефтепродукты, тыс. тонн

Продукты неорганической химии, тыс. тонн

Пластмассы и изделия из нее, млн. долл. США

Лесоматериалы необработанные, тыс. куб. м

Лесоматериалы продольно распиленные, тыс. тонн

Фанера клееная, панели фанерованные, тыс. куб. м

Стекло и изделия из него, млн. долл. США

Черные металлы, тыс. тонн

Изделия из черных металлов, тыс. тонн

Оружие и боеприпасы, их части, млн. долл. США

Оборудование, котлы и механические приспособления; их части, млн. дол. США

Электрические машины и оборудование, млн. долл. США

Автомобили легковые, штук

Автомобили грузовые, штук

Приборы и аппараты оптические, млн. долл. США

Мебель, постельные принадлежности, млн. долл. США

Основные торговые партнеры Удмуртской Республики, в млн. долларов США

Подобные документы

    Структура национальной экономики. Система макроэкономических пропорций. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь. Современное состояние экономики Республики Беларусь и ее макроэкономические пропорции.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2014

    Понятие и причины возникновения экономического кризиса. Тенденции развития финансового кризиса в России. Его последствия: сокращение штатов, рост безработицы, распространение фриланса. Пути выхода: снижение затрат, переформирование клиентской базы.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Национальная стратегия устойчивого развития Беларуси, программа структурной перестройки экономики. Развитие науки и инновации как важнейшие факторы интенсификации экономического и социального развития. Инновационная политика Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2012

    Понятие национальной экономики, ее цели, структура и виды. Система макроэкономических пропорций. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь, ее современное состояние, проблемы и главные достижения.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2016

    История экономического развития Польши после Второй мировой войны. Темпы роста польской экономики после вхождения в Евросоюз. Внешняя торговля, иностранные инвестиции; безработица и социальные проблемы. Развитие промышленности, сельского хозяйства.

    реферат , добавлен 02.07.2015

    Причины и последствия экономических кризисов. Цикличность экономического развития, его типы. Характеристика фаз циклов. Особенности кризисов переходного периода, выход из них. Развитие экономического кризиса в Украине. Состояние экономики государства.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2015

    Инновации - реализация научно-технического прогресса, новаторство, разработка новых продуктов и технологий. Анализ инновационного типа экономического развития: факторы, проблемы перехода. Перспективы развития инновационной экономики России; наукограды.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2011

    Современное состояние агропромышленного комплекса в целом по России. Современное состояние аграрного сектора экономики Пермского края. Перспективы совершенствования развития и стратегические мероприятия государственного регулирования сельского хозяйства.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2008

    Понятие категорий и факторов экономического роста и развития. Воздействие экономических факторов на темпы развития экономики. Факторы экономического роста национальной экономики Республики Татарстан, их оценка и разработка комплексной программы развития.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2009

    Современная система управления российским регионом. Анализ структуры и тенденций развития экономики и финансов Республики Дагестан. Исследование состояния и динамики процессов социальной сферы. Проблемы и перспективы социально-экономического развития.

Концепцию развития молочной отрасли Удмуртии обсудили в госсовете республики с участием руководителей крупнейших хозяйств

В Удмуртии продолжается обсуждение концепции развития молочной отрасли. Очередная дискуссия развернулась в госсовете республики с участием представителей хозяйств региона. Объяснения министра сельского хозяйства их не удовлетворили. Участники встречи вспоминали добрым словом бывшего президента УР Александра Волкова и вопрошали, сможет ли нынешнее руководство региона взять на себя ответственность за развитие АПК региона. Подробнее - в материале «Реального времени».

Миллион тонн молока

В госсовете Удмуртии прошли очередные обсуждения . Важный документ, который по задумке авторов должен вывести отрасль на новый уровень, повысив продуктивность дойного стада, эффективность работы сельхозтоваропроизводителей и объем производства молока до 1,1 млн тонн в год к 2030 году (в 2016 г. он составил 735 тыс.), вызывает споры среди тех, кто давно работает в этой сфере.

Сейчас Удмуртия занимает третье место в России по производству молока в сельхозорганизациях и седьмое по производству товарного молока. При этом по уровню эффективности молочного животноводства республика только на 27-м месте.

Минсельхоз УР считает необходимым работать над усовершенствованием технологий в сельхозорганизациях, строить и модернизировать больше ферм, уделить больше внимание генетике, активнее пользоваться федеральными инструментами (импортозамещение, борьба с фальсификатом, молочные интервенции), выводить продукцию на экспорт. В республике хотят создать обучающий центр для представителей отрасли, чтобы они могли осваивать передовые технологии.

Объемы господдержки за 13 лет должны составить 23,2 млрд рублей или примерно 1,8 млрд в год.

Основные спорные моменты концепции - кооперация и дифференциация хозяйств на сильные и слабые, от чего будут зависеть объемы дополнительной поддержки.

Абрамова подчеркнула, что никто ни при каких обстоятельствах не будет заставлять руководителей закрывать свои неэффективные хозяйства

«Мы понимаем, что минимальная доходность начинается с 6 тонн»

Как пояснила министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртии Ольга Абрамова, распределение поддержки со стороны федерального бюджета продолжится по существующим схемам для всех хозяйств. Однако республиканские деньги хотят направить на поддержку эффективных хозяйств. Слабыми предприятиями будут считать те, где отрицательная динамика финансового результата в течение календарного года, не справляются с налоговой нагрузкой, имеют стабильно долги по зарплате и не могут обновлять материальную базу, а также работают с продуктивностью меньше 5 500 тонн в год.

Мы проанализировали данные бухгалтерской отчетности. Если вы доите 4 тонны, каждая голова КРС генерит вам убытков на 15 тыс. рублей, если 5500 - 1350 рублей убытков. Если предприятию так работать комфортно - не вопрос. Но если подходить к вопросу адресной государственной поддержки - над этим стоит задуматься. Мы понимаем, что минимальная доходность начинается с 6 тонн, - отметила Абрамова.

Сейчас по данным Минсельхоза УР, продуктивность коров в сельхозорганизациях республики составляет 5 737 тонн. К 2030 году согласно концепции регион должен выйти на уровень 9 тонн, т.е. на 59%. Абрамова подчеркнула, что никто ни при каких обстоятельствах не будет заставлять руководителей закрывать свои неэффективные хозяйства или создавать невыносимые условия, они так же будут получать предусмотренные федеральным законодательством меры господдержки. Но больше денег из республиканского бюджета будут давать тем, кто будет работать над повышением продуктивности, улучшением качества стада, материально-технической базы.

Она также подчеркнула, что предприятия не будут насильно склонять к объединению, однако она надеется, что руководители хозяйств смогут найти общий язык и проведут кооперацию.

Стабилизация производства и дальнейшее развитие животноводства невозможно без научного обеспечения отрасли, без улучшения племенных и продуктивных качеств поголовья, без укрепления кормовой и совершенствования материально-технической базы отрасли, - поддержал выступление министра председатель постоянной комиссии госсовета Удмуртии по АПК Владимир Варламов. - Однако любой эффективной деятельности должны предшествовать определение конечной цели, способы или механизмы её достижения, этапность или последовательность выполнения поставленных задач. В этой связи на первый план выходит необходимость стратегического планирования деятельности с целью выявления наилучших вариантов и способов достижения поставленных целей.

«Стабилизация производства и дальнейшее развитие животноводства невозможно без научного обеспечения отрасли», - поддержал выступление министра Владимир Варламов

Социальная нагрузка и разница севера и юга

В необходимости концепции развития молочной отрасли участники обсуждения, похоже, не сомневались, однако ряд моментов вызвал негативную реакцию. В первую очередь, это вопрос с объединением хозяйств и разделением на сильные и слабые предприятия.

По опросу предприятий, присоединив одно предприятие к другому, мы с большей вероятностью получим еще одно неэффективное предприятие, и на эти грабли мы с вами уже наступали. Да и желающих принять участие в этой схеме нет, а уменьшение мер поддержки приведет к ликвидации предприятий с вытекающими из этого последствиями, - высказался заместитель управляющего производственной площадки «Кезский сырзавод» ОАО «Милком», депутат госсовета Игорь Стрелков.

По его словам, с точки зрения концепции и дорожной карты минимальную господдержку должны получить 11 предприятий в Кезском и Балезинском районах на севере республики. При этом хозяйства эти достаточно крупные, на них трудятся больше 20% работающего там населения. Они несут социальную нагрузку, занимаются водоснабжением сел, поддерживают инфраструктуру, помогают материально местным школам и детским садам, так как у бюджета района и республики не хватает на это средств. При этом такая минимальная господдержка даже не покроет выплачиваемые ими налоги.

Эти предприятия произвели инвестиции в укрепление материально-технической базы. Районы находятся на разном уровне развития. Если говорить про северные, мы только-только вылезли из свинарников. Коровы только-только, узнали, что такое свет в коровниках, - добавил он.

При обсуждении высказывалось предложение направлять больше поддержки северным районам Удмуртии, где из-за более сложных природно-климатических условий производительность хуже, чем в хозяйствах южных районов.

По словам Стрелкова, с точки зрения концепции и дорожной карты минимальную господдержку должны получить 11 предприятий в Кезском и Балезинском районах на севере республики

Наши хозяйства сравнивать с хозяйствами южных районов никак нельзя. Мы никак с ними конкурировать не будем. Мы все равно должны думать о тех хозяйствах, которые в сложных климатических условиях живут. Взять, к примеру, наше хозяйство, газа нет, дорог нет. И таких хозяйств много в Балезинском и Кезском районах. И что с ними делать? А с людьми? Никто не против развития, но надо этот вопрос решать комплексно, - сказал представитель СПК Сергинский из Балезинского района.

Комментируя журналистам позднее возможность увеличения субсидий для хозяйств северных районов, Ольга Абрамова отметила, что такое невозможно, все должны быть в равных условиях. По ее словам, в северных районах есть хозяйства, которые дают продуктивность больше 5 800 тонн, поэтому все зависит от руководства и умения организовать работу, а не от климата. С точки зрения Владимира Варламова, в качестве дополнительной поддержки от республики здесь могут быть вложения в инфраструктуру районов, строительство газовых сетей и дорог.

«У нас есть прекрасная сельхозакадемия, откуда люди напрямую идут в торговые центры работать»

В самой концепции ничего про инфраструктуру нет, однако именно эти вопросы интересовали практически всех выступавших.

Доярка пришла с работы, стационары сократили, ФАП не работает, она за уколом поехала в райцентр. Всех посокращали, комфорт убрали, а проблема осталась. Мы о человеке забываем, - отметил председатель СПК - колхоз «Авангард», депутат госсовета Фарит Халитов. - Комфортную среду создаем в городе. И так туда с деревни бежали люди. Нет, надо «Комфортную городскую среду» принять. А когда примем комфортную среду сельскую? Концепция должна комплексной быть. Почему мы раздраженно ее воспринимаем? Когда увидели там, что слабые хозяйства должны кончиться, в то же время в госсовете принимаем решение дать налоговые льготы вновь созданным предпринимателям, а будет ли еще толк от этого предпринимателя? Надо ли присоединять? Может, нам старые вопросы решить? У нас есть прекрасная сельхозакадемия, откуда люди напрямую идут в торговые центры работать. И с этой пенсионной реформой - выйдет доярка в 55 лет, а она ноги еле волочит.

При этом он добавил, что заложенное в концепции уменьшение доли производства молока в личных подсобных хозяйствах с 12% до 2% к 2030 году - это большая ошибка. ЛПХ нужно стимулировать, потому что именно там закладываются основы ведения хозяйства для подрастающего поколения, воспитывается интерес к работе в АПК.

О необходимости комплексного подхода для развития сельских территорий говорила и генеральный директор «Зуринского агрокомплекса» Елена Чиркова. Концепция - хорошо, но кто и как ее будет выполнять не ясно с таким оттоком населения из деревни. Предприятия готовы повышать эффективность, но в условиях падения закупочных цен на молоко, роста затрат на ГСМ, налоги и необходимости возвращать взятые в более благополучные годы кредиты, это выполнить крайне сложно. В трудный период республиканский бюджет на помощь сельхозпроизводителям не пришел, при этом пока об увеличении статей на поддержку АПК речи не идет, обещают лишь сохранить на уровне этого года.

У нас в Балезинском районе 1900 работающих в сельском хозяйстве. За год 60 человек убыло, через 11 лет 660 человек уйдет. Кто будет работать? А за счет чего мы будем производительность увеличивать? Как конкурировать с Западом? Если в Германии 67 коров на тысячу гектаров, в Америке - 37, у нас - 7. Нужны хорошие деньги, нужна хорошая техника, - посетовал один из участников обсуждения.

«Сегодня принимаем концепцию, но кто за нее будет ответственность нести?»

При этом во время обсуждения участники не раз вспоминали первого президента Удмуртии Александра Волкова, который уделял очень много внимания сельскому хозяйству, для него эта отрасль была приоритетной. Он часто бывал в районах, посещал хозяйства, и меры господдержки тогда доходили до 1 рубля на литр произведенного молока. Один из выступавших заявил, что должен быть вице-премьер, который будет конкретно отвечать за выполнение концепции.

Первое лицо республики - глава и вице-премьер, если они не возьмутся за эту концепцию, ничего не получится у нас, надо просто через свой организм эту концепцию пропустить, - сказал другой представитель отрасли из Шарканского района.

Давайте, сегодня принимаем концепцию, но кто за нее будет ответственность нести? Чтобы не было так, что не получилось, ряд хозяйств рухнул, и никто за это не ответит, - отметила Елена Чиркова.

Хотя участники обсуждения не высказывали явных претензий к нынешнему главе региона Александру Бречалову, намеки были достаточно ясны

Хотя участники обсуждения не высказывали явных претензий к нынешнему главе региона Александру Бречалову, намеки были достаточно ясны. Руководитель республики далек от сельского хозяйства, так что представители отрасли чувствуют себя обделенными вниманием. Отдельного вице-премьера, отвечающего за АПК, в правительстве нет, хотя в представленной год назад структуре кабмина такая позиция была. Бречалов тогда объяснял, что пока не нашел человека на эту должность. В результате АПК отдали под кураторство другому далекому от сельского хозяйства человеку - вице-премьеру Александру Свинину, который помимо этого отвечает за экономическое развитие и спорт.

Подводя итог, Ольга Абрамова отметила, что за реализацию концепции будет отвечать Минсельхоз, а глава региона уделяет этой теме большое внимание. Предложения будут учтены, концепцию примут, и она станет частью региональной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Михаил Красильников, фото udmgossovet.ru

Промышленность республики развивалась в тесной взаимосвязи с экономическими и военными потребностями России. В Удмуртии насчитывается около 200 промышленных предприятий, технически хорошо оснащенных и имеющих высококвалифицированных специалистов. Промышленность республики своеобразная «кузница оружия». Она выпускает разнообразное оружие: от стрелкового и наземного до ракет и космической техники. Например, известный во всем мире автомат М.Т. Калашникова, а также охотничьи ружья, винтовки для биатлона, снайперские винтовки Е.Ф. Драгунова, пневматическое оружие.

Предприятия машиностроения республики до недавнего времени выпускали станки, мотоциклы. Именно Удмуртия является родиной отечественного мотоциклостроения. Мотоциклы марки «ИЖ» были известны во всех странах ближнего и дальнего зарубежья, Африки, Юго-Восточной Азии и Южной Америки.

На Ижевском автозаводе выпускали автомобили марки «Иж».

Завод «Нефтемаш» выпускает оборудование для нефтеперерабатывающей промышленности. В городе Сарапуле выпускают оборудование для нефтедобывающей промышленности. В Ижевске завод «Буммаш» выпускает сложное оборудование и механизмы. В Ижевске был налажен выпуск разнообразных подшипников, редукторов, бурового инструмента, перерабатывающего оборудования для сельского хозяйства, медицинской техники, средств навигации и связи.

На Воткинском заводе освоено производство детских колясок, велосипедов, стиральных машин, газовой аппаратуры.

Сарапульский радиозавод выпускает различные радиоприемники, автомагнитолы.

В городах Ижевске и Воткинске развита черная металлургия, которая является ядром промышленного комплекса Удмуртии. Завод « Ижсталь» производит качественные стали и сплавы. На Чепецком заводе производят изделия из циркония.

Топливно-энергетический комплекс Удмуртии представлен добычей нефти. Электроэнергия вырабатывается на тепловых электростанциях в городах Ижевске, Глазове, Воткинске, Сарапуле.

В Удмуртии старой отраслью промышленности является деревообрабатывающая. Ее предприятия выпускают мебель, деревянные игрушки, школьно-письменные принадлежности, спортивный инвентарь.

Строительные материалы, выпускающиеся в республике: красный и белый кирпич, керамические и силикатные стеновые материалы, железобетонные конструкции и другие.

Развита стекольная промышленность. Она возникла на базе местных месторождений кварцевого песка. Из него получают зеленоватое стекло, а из привозного сырья — белое. Также производят оконное стекло, посуду: бутыли, стаканы.

Химическая промышленность в нашем крае выпускает продукцию из пластмассы: различные детали для оборудования и более 20 наименований товаров.

Предприятия легкой промышленности выпускают верхний трикотаж, швейные изделия изо льна, обувь.

В Ижевске при промышленных предприятиях имеются профессионально-технические училища по подготовке квалифицированных рабочих, требующихся для работы на этих предприятиях.

Удмуртская Республика расположена на востоке Русской равнины, в европейском Приуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки.Площадь республики - 42,1 тысячи квадратных километров. Численность населения (по состоянию на 1 января 2017 года) составляет 1516,8 тысяч человек.

Агропромышленный комплекс (АПК) занимает важное место в народном хозяйстве Удмуртской Республики. В республике преобладают дерново-подзолистые почвы. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 1,8 миллиона гектаров, в том числе пашни 1,4 миллиона гектаров. В сельской местности проживают 520,8 тысяч человек или 34 процента общей численности жителей республики.

Производством сельскохозяйственной продукции занимаются 312 сельскохозяйственных организаций, 850 фермерских и около 200000 личных подсобных хозяйств и 557 индивидуальных предпринимателей.

Среди сельскохозяйственных товаропроизводителей преобладающими являются коллективные формы хозяйствования. В республике удалось сохранить крупнотоварное производство. Основная доля зерна, льноволокна, молока и мяса производится сельскохозяйственными организациями. Особое место в сельской экономике занимают малые формы хозяйствования, которые поставляют на продовольственный рынок более 80 процентов картофеля и овощей.

В целом региональная специализация сельского хозяйства республики имеет преимущественно животноводческое направление. Растениеводство ориентировано на потребности животноводства: традиционно зерно производится на фуражные цели, большая часть сельскохозяйственных угодий используется для выращивания кормовых культур. Основными возделываемыми культурами являются зерновые, картофель, овощи открытого и закрытого грунта, лен-долгунец и кормовые. Производство зерна имеет большое значение в экономике республики. Однако в связи с тем, что Удмуртия расположена в зоне рискованного земледелия, урожайность зерновых культур и объемы производства зерна по годам остаются нестабильными. Удмуртия относится к району благоприятных природно-климатических условий для возделывания картофеля и овощей.

Лен-долгунец является традиционной технической культурой, которая возделывает
ся на территории Удмуртии с глубокой древности. В настоящее время из 20 льносеющих регионов Российской Федерации Удмуртия по размерам посевных площадей занимает 4 место, лидирует по урожайности и объемам производства в Приволжском федеральном округе. Первичная переработка льноволокна осуществляется на местных льнозаводах.Характерной особенностью льняного комплекса республики является широкая интеграция сельскохозяйственных организаций с льнозаводами с созданием полного цикла производства от выращивания сырья до промышленной переработки.

В сельскохозяйственном производстве животноводство занимает профилирующее положение, его доля в валовом объеме продукции сельского хозяйства составляет более 60 процентов. В республике развиты традиционные отрасли животноводства: скотоводство, свиноводство и птицеводство. Овцеводство, рыбоводство, коневодство, звероводство и пчеловодство в выпуске продукции сельского хозяйства занимают незначительный удельный вес.


Основной разводимой породой крупного рогатого скота является чернопестрая, она занимает ведущее место по численности поголовья и продуктивности животных. В свиноводческих организациях сосредоточено чистопородное поголовье свиней следующих пород: крупная белая, дюрок,уржумская, ландрас, йоркшир.

Ведущей отраслью животноводства является молочное скотоводство, стратегия развития которого основана на повышении продуктивности дойного стада. Интенсивно развивающейся отраслью является свиноводство,которое занимает более 30 процентов в общем объеме производства мяса. В предприятиях промышленного свиноводства республики сосредоточено более 80% поголовья свиней и производится более 70% свинины.

Большое внимание уделяется развитию птицеводства, как одной из скороспелых отраслей животноводства, которую характеризует устойчивая динамика роста поголовья, продуктивности, производства яиц и мяса птицы.

Потребности населения республики в основных продуктах питания (мясо, молоко, яйцо) удовлетворяется за счет собственного производства и продуктов переработки местных перерабатывающих предприятий, которые развивают производство и расширяют ассортимент производимой продукции,внедряют новые технологии.

Агропромышленный комплекс - динамично развивающийся сектор региональный экономики, приоритетными задачами которого являются расширение аграрного бизнеса и устойчивое развитие сельских территорий.

В Удмуртии осуществляется реализация государственной программы УР "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции сырья и продовольствия" на 2013-2020 годы", 2 федеральных, и 1 ведомственной целевой программы.

Программы позволяют решать вопросы формирования эффективного сельскохозяйственного производства, развивать приоритетные направления, взаимоувязаны и интегрируются в комплексную систему мероприятий государственной поддержки, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона.

Растениеводство

Производство зерна в хозяйствах всех категорий, тыс.тонн

2000г. 2005г. 2010г. 2014г. 2015г. 2016г.
596,1 569,7 312,9 609,8 530,0 542,4

Животноводство

Производство продуктов животноводства в хозяйствах всех категорий

Природно-климатические условия республики позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, полностью обеспечивать свои потребности в основных видах продовольствия.

Пищевая и перерабатывающая промышленность

Агропродовольственный комплекс республикиявляется не только производителем сельскохозяйственной продукции и сырьевой базой для перерабатывающей промышленности, но и производителем основных продуктов питания.

На текущий момент в республике функционируют около 350 пищевых и перерабатывающих производств - это и крупные предприятии, предприятия среднего и малого бизнеса, предприятия Удмуртпотребкооперации, а также небольшие частные производства. В отрасли осуществляет производственную деятельность 8 крупных молокоперерабатывающих промышленных предприятий, а также 12 предприятий малой мощности по переработке молока; мясоперерабатывающих - 11, в том числе 7 предприятий малой мощности; 7 промышленных предприятий пищевой отрасли, 8 промышленных хлебопекарных предприятий и 2 зерноперерабатывающих предприятия.

Предприятия проводят постоянную работу по увеличению объемов производства, расширению ассортимента выпускаемой продукции, повышению ее конкурентоспособности, улучшению упаковки и внешнего оформления.

В ассортименте продукции молокоперерабатывающих предприятий цельномолочная и нежирная молочная продукция, сыры, масло животное, сухое молоко и сухая сыворотка, молочные консервы, мороженое. Вырабатывают кисломолочные продукты, обогащенные бифидокультурами, биойогурты различной жирности, продукцию с лечебным эффектом, козье молоко.

Следует отметить, что сырзаводы республики, по объему выпуска сыров занимают одно из первых мест в России, не уступая по вкусовым и качественным показателям знаменитым маркам зарубежных сыров.

Рост объемов реализации скота и птицы на убой позволяет увеличивать производство и расширять ассортимент продукции мясной промышленности. За счет приобретения и установки нового оборудования ведется работа по увеличению выработки продукции, снижению ее себестоимости. Освоены новые виды колбасных изделий класса «премиум»; сырокопченые колбасы и деликатесы. Увеличиваются сроки реализации колбасных изделий за счет применения многослойных оболочек, продлевающих срок их хранения.

Предприятия пищевой промышленности обеспечивают население Удмуртской Республики высококачественной продукцией разного ассортимента - это кондитерские, макаронные и хлебопекарные изделия, уксус столовый, майонез, дрожжи, пищевые концентраты, водка и ликероводочные изделия, спирт этиловый из пищевого сырья, пиво, воды минеральные, безалкогольные напитки, горчица и др.

Продукция предприятий удмуртского агрокомплекса полностью соответствует критериям рационального и здорового питания. На всех основных промышленных предприятиях перерабатывающих отраслей внедрена и действует система международного контроля качества (ИСО).

Перерабатывающие предприятияУдмуртской Республики регулярно участвуют в международных и всероссийских конкурсах и выставках-ярмарках, на которых продукция наших товаропроизводителей пользуется большим спросом и отмечена высокими наградами.