Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Образование и использование резерва сомнительных долгов. Учетная политика по НУ в отношении резерва. Корректировка на остаток резерва предыдущего периода

С 2017 года действуют новые правила для расчета резерва по сомнительным долгам. Теперь в течение года можно списывать больше расходов. Чтобы без ошибок и с выгодой рассчитать резерв, следуйте основным правилам.

1. Выберите лимит отчислений . Компания вправе выбрать, как считать лимит отчислений в резерв в течение года. Это может быть 10 % от выручки за отчетный период, как было раньше. Но теперь можно взять 10 % от выручки за прошлый год (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Если выручка за прошлый год больше, выгоднее брать ее. Но в конце налогового периода потребуется скорректировать расходы. В итоге лимит за год не должен превышать 10 % от выручки за текущий налоговый период.

В учетной политике не записывайте, как считаете лимит. От квартала к кварталу способ можно менять. Например, в первом квартале можно посчитать резерв с ограничением от выручки за прошлый год, а за полугодие — от выручки за текущий период.

Налоговый регистр по учету формирования и использования резерва по сомнительным долгам

2. Проводите инвентаризацию кредиторской задолженности . Перед тем как создать резерв, проверьте кредиторскую задолженность. Если с контрагентом есть встречные долги, учесть при создании резерва можно только разницу между дебиторкой и кредиторкой. Это правило теперь записано в кодексе (п. 1 ст. 266 НК РФ). Встречная кредиторка уменьшает долги, даже если она не просрочена.

В резерве учитывайте только долги, которые связаны с реализацией товаров, работ и услуг. Какую дебиторку списать не получится, смотрите в памятке.

Какие долги не учитывают в резерве сомнительным долгам

Деньги в банке без лицензии . Остаток на расчетном счете не связан с продажей товаров, работ или услуг. Списать деньги получится, когда долг станет безнадежным, то есть после ликвидации банка (письмо Минфина России от 22.03.2016 № 03-03-05/15801).

Штрафы и неустойки по договору . По мнению налоговиков, такие долги не связаны с реализацией. Судьи поддерживают инспекторов (постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.02.2017 № А40-132830/2016).

Долги по займам . Это не дебиторка за товары, работы, услуги (письма Минфина России от 23.06.2016 № 03-03-06/1/36577, от 01.02.2016 № 03-03-06/1/4148).

Авансы поставщикам . Компания не учитывает предоплату в расходах. Нельзя списать авансы и как сомнительные долги (письмо Минфина России от 04.09.2015 № 03-03-06/2/51088).

Долги, которые обеспечены залогом , поручительством или гарантией. Такое правило предусмотрено в пункте 1 статьи 266 НК РФ. Задолженность с обеспечением нельзя признать сомнительным долгом, а значит и включить в состав резерва.

3. Требуйте, чтобы должник вернул деньги . Инспекторы снимают расходы на резерв, если компания не пыталась взыскать долг перед списанием. Причем, если налоговики докажут, что компания завышает резерв, судьи поддержат налоговиков (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.02.2016 № Ф04-28574/2015). Чтобы не спорить, попытайтесь взыскать долг с покупателя. Направьте ему претензию, потребуйте проценты за просрочку.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете 2017: спорные ситуации

Есть четыре ситуации, в которых налоговики больше не предъявляют претензии к резервам по сомнительным долгам. В прошлом году УФНС по г. Москве во внутреннем документе назвало случаи, когда удовлетворило апелляции компаний. Все инспекции столицы получили из УФНС обзор апелляций по спорам о резервах по сомнительным долгам (текст есть в «УНП»).

Управление предупредило инспекторов, в каких случаях отменит их решение, поэтому на проверках инспекторы станут реже исключать долги из резервов.

Неподробные акты . Компания на проверку сдала договор купли-продажи техники, акты приема-передачи, паспорт техники и счета-фактуры. Эти документы подтверждали сомнительный долг. Налоговики нашли изъян в актах: из них не было понятно, что за технику компания передала, а также относятся ли акты к договору. Инспекторы исключили долг из резерва. УФНС посчитало, что документов достаточно, и поддержало компанию. Управление отметило, что все обязательные реквизиты в актах есть (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Инспекторы не упускают случая снять расходы из-за дефектов первички. Вряд ли претензии к ней совсем прекратятся. Безопаснее четко писать в актах, какие работы и услуги компания передает.

Дебиторка в у.е. У компании была дебиторка в условных единицах. На проверке налоговики изучили накладные и решили, что компания завысила резерв. При этом контролеры брали размер дебиторки на дату реализации товара. УФНС с ними не согласилось.

Специалисты управления рассуждали так: инвентаризация расчетов - это проверка сумм на счетах бухучета (п. 3.44 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). В бухучете компании пересчитывают дебиторку в рубли на конец отчетного периода (п. 7 ПБУ 3/2006). Налоговики определили сумму долга на неверную дату, поэтому УФНС отменило их решение.

Запишите в учетной налоговой политике, что проводите инвентаризацию дебиторки для резерва по сомнительным долгам по правилам приказа № 49 . В бухучете пересчитывайте долг в рубли каждый отчетный период (месяц, квартал или год — по решению компании). При инвентаризации берите данные бухучета. Предъявите учетную политику на проверке, это объяснит налоговикам, как организация формирует резерв.

Ежеквартальный резерв. Компания создавала резерв ежеквартально. Инспекция на проверке запросила у нее акты инвентаризации задолженности, акты сверки, первичку. Налоговики изучили документы и пришли к выводу, что компания включила в резерв лишние суммы. Но инспекторы допустили ошибку. Они требовали бумаги только на конец года, а документы по каждому кварталу не запрашивали и не изучали. Из-за этого УФНС посчитало выводы ревизоров безосновательными.

На проверках вы не обязаны сдавать документы, которые налоговики не требуют. Но, если видите, что у инспекторов не хватает данных для верного расчета, в ваших интересах подать дополнительные документы. Если инспекторы смогут проверить сумму резерва, спора не будет.

Ошибка, которая не влияет на налог . Компания полностью записала в резерв сомнительный долг, который образовался менее 90 календарных дней назад. Этим она нарушила пункт 4 статьи 266 НК РФ. Инспекторы уменьшили резерв и доначислили налог за год. Но они не учли, что компания включила долг в резерв только по итогам полугодия. На расходах за девять месяцев и за год ошибка не отразилась. УФНС решило, что компания расходы не завысила.

Если контрагент задержал оплату более чем на 90 календарных дней, учитывайте долг в резерве целиком, если на 45-90 дней — включите в резерв половину долга. Долги с просрочкой менее 45 дней в резерве не учитывайте. Если включили долг в резерв по ошибке, исправьте ее, даже если компания налог не занизила.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете 2017

Все организации без исключения обязаны создавать в бухучете резервы по сомнительным долгам на случай признания дебиторской задолженности сомнительной. При расчете необходимо учитывать всех дебиторов, в том числе поставщиков по выданным авансам и заемщиков.

Порядок формирования резервов по сомнительными долгам установлен ПБУ, которое Минфин утвердил приказом от 29.07.1998 № 34н.

Напомним, cомнительная дебиторская задолженность — это не погашеный долг или долг, который не будет погашен в сроки, установленные договором, и не обеспеченный определенными гарантиями.

Периодичность создания резервов организация устанавливает самостоятельно. Но делать это необходимо не реже, чем составлять отчетность для пользователей.

Размер резерва определяют отдельно по каждому долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки погашения долга. При этом, чтобы признать долг сомнительным, нужны документы, подтверждающие неплатежеспособность контрагента. Это выписка из ЕГРЮЛ с информацией о возможной ликвидации, данные бухгалтерской отчетности дебитора, информация об арбитражных решениях с участием контрагента, заявление о начавшейся процедуре банкротства и другие.

Резерв создают после проведения сверки и инвентаризации расчетов с дебиторами. Порядок создания и использования резерва организация определяет сама и закрепляет в бухгалтерской учетной политике.

Создание резерва п сомнительным долгам в учетной политике

Резерв по сомнительным долгам (фрагмент учетной политики)

Закрытое акционерное общество «Альфа»

об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета

г. Москва 28.12.2016

1. Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского учета на 2017 год согласно

2. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера А.С. Глебову.

от 28.12.2016 № 56

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

30. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.

№ 34н, пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.

31. При оценке дебиторской задолженности на предмет необходимости создания резерва по сомнительным долгам учитываются следующие обстоятельства:

а) нарушение должником сроков исполнения обязательства;

б) отсутствие обеспечения долга (залогом, задатком, поручительством, банковской гарантией и

в) возбуждение процедуры банкротства в отношении должника.

32. В зависимости от наличия обстоятельств, перечисленных в п. 31 учетной политики, резервы по сомнительным долгам создаются в следующих размерах.

В случае наличия информации, подтверждающей отсутствие возможности исполнения

обязательства должником, резерв по сомнительным долгам создается в размере 100% независимо от периода просрочки и иных обстоятельств. Решение о создании резерва в таком случае утверждается руководителем.

Для учета резервов применяют счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Аналитический учет ведут по каждому долгу. Запись делают по кредиту счета 63 в корреспонденции со счетом 91.02 «Прочие расходы».

Размер резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете может измениться с появлением новой информации. Изменения отражают записями:

  • увеличение — по дебету счета 91.02 и кредиту счета 63;
  • уменьшение — по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва, резерв в какой-либо части не будет использован, то остаток учитывают при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года — присоединяют к финансовым результатам (абз. 5 п. 70 ПБУ).

Неизрасходованные суммы резервов списываются записью по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01. На основании новой инвентаризации, если задолженность продолжает оставаться сомнительной, создается новый резерв.

В бухгалтерском балансе остатки по счету 63 не показывают, а размер долга, по которому образован резерв, отражают за вычетом суммы резерва. На ту же величину уменьшают нераспределенную прибыль (п. 35 ПБУ 4/99).

Что касается отчета о финансовых результатах, то отчисления в резервы по сомнительным долгам отражаются в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Изменились правила расчета резерва по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете. Создавайте резерв с учетом поправок и разъяснений чиновников.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Все организации без исключения обязаны создавать в бухучете резервы по сомнительным долгам на случай признания дебиторской задолженности сомнительной. При расчете необходимо учитывать всех дебиторов, в том числе поставщиков по выданным авансам и заемщиков.

Порядок формирования резервов по сомнительными долгам установлен ПБУ, которое Минфин утвердил приказом от 29.07.98 № 34н.

Напомним, cомнительная дебиторская задолженность - это не погашеный долг или долг, который не будет погашен в сроки, установленные договором, и не обеспеченный определенными гарантиями.

Периодичность создания резервов организация устанавливает самостоятельно. Но делать это необходимо не реже, чем составлять отчетность для пользователей.

Размер резерва определяют отдельно по каждому долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки погашения долга. При этом, чтобы признать долг сомнительным, нужны документы, подтверждающие неплатежеспособность контрагента. Это выписка из ЕГРЮЛ с информацией о возможной ликвидации, данные бухгалтерской отчетности дебитора, информация об арбитражных решениях с участием контрагента, заявление о начавшейся процедуре банкротства и другие.

Резерв создают после проведения сверки и инвентаризации расчетов с дебиторами. Порядок создания и использования резерва организация определяет сама и закрепляет в бухгалтерской учетной политике.

Создание резерва по сомнительным долгам в учетной политике

Закрытое акционерное общество «Альфа»

ПРИКАЗ № 56
об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета

г. Москва 28.12.18

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского учета на 2019 год согласно приложению.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера А.С. Глебову.

Генеральный директор

А.В. Львов

Приложение
к приказу
от 28.12.18 № 56

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

30. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.

Основание: пункт 70 положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.
№ 34н, пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.

31. При оценке дебиторской задолженности на предмет необходимости создания резерва по сомнительным долгам учитываются следующие обстоятельства:
а) нарушение должником сроков исполнения обязательства;
б) отсутствие обеспечения долга (залогом, задатком, поручительством, банковской гарантией и
т. п.);
в) возбуждение процедуры банкротства в отношении должника.

32. В зависимости от наличия обстоятельств, перечисленных в п. 31 учетной политики, резервы по сомнительным долгам создаются в следующих размерах.

В случае наличия информации, подтверждающей отсутствие возможности исполнения

обязательства должником, резерв по сомнительным долгам создается в размере 100% независимо от периода просрочки и иных обстоятельств. Решение о создании резерва в таком случае утверждается руководителем.

Для учета резервов применяют счет 63 "Резервы по сомнительным долгам". Аналитический учет ведут по каждому долгу. Запись делают по кредиту счета 63 в корреспонденции со счетом 91.02 "Прочие расходы".

Размер резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете может измениться с появлением новой информации. Изменения отражают записями:

  • увеличение - по дебету счета 91.02 и кредиту счета 63;
  • уменьшение - по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва, резерв в какой-либо части не будет использован, то остаток учитывают при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года - присоединяют к финансовым результатам (абз. 5 п. 70 ПБУ).

Неизрасходованные суммы резервов списываются записью по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01. На основании новой инвентаризации, если задолженность продолжает оставаться сомнительной, создается новый резерв.

В бухгалтерском балансе остатки по счету 63 не показывают, а размер долга, по которому образован резерв, отражают за вычетом суммы резерва. На ту же величину уменьшают нераспределенную прибыль (п. 35 ПБУ 4/99).

Что касается отчета о финансовых результатах, то отчисления в резервы по сомнительным долгам отражаются в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Правила расчета резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

С 2017 года действуют новые правила для расчета резерва по сомнительным долгам. Теперь в течение года можно списывать больше расходов. Чтобы без ошибок и с выгодой рассчитать резерв, следуйте основным правилам.

1. Выберите лимит отчислений . Компания вправе выбрать, как считать лимит отчислений в резерв в течение года. Это может быть 10 % от выручки за отчетный период, как было раньше. Но теперь можно взять 10 % от выручки за прошлый год (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Если выручка за прошлый год больше, выгоднее брать ее. Но в конце налогового периода потребуется скорректировать расходы. В итоге лимит за год не должен превышать 10 % от выручки за текущий налоговый период.

Есть четыре ситуации, в которых налоговики больше не предъявляют претензии к резервам по сомнительным долгам. УФНС по г. Москве во внутреннем документе назвало случаи, когда удовлетворило апелляции компаний. Все инспекции столицы получили из УФНС обзор апелляций по спорам о резервах по сомнительным долгам.

Управление предупредило инспекторов, в каких случаях отменит их решение, поэтому на проверках инспекторы станут реже исключать долги из резервов.

Неподробные акты . Компания на проверку сдала договор купли-продажи техники, акты приема-передачи, паспорт техники и счета-фактуры. Эти документы подтверждали сомнительный долг. Налоговики нашли изъян в актах: из них не было понятно, что за технику компания передала, а также относятся ли акты к договору. Инспекторы исключили долг из резерва. УФНС посчитало, что документов достаточно, и поддержало компанию. Управление отметило, что все обязательные реквизиты в актах есть (ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ).

Инспекторы не упускают случая снять расходы из-за дефектов первички. Вряд ли претензии к ней совсем прекратятся. Безопаснее четко писать в актах, какие работы и услуги компания передает.

Дебиторка в у.е. У компании была дебиторка в условных единицах. На проверке налоговики изучили накладные и решили, что компания завысила резерв. При этом контролеры брали размер дебиторки на дату реализации товара. УФНС с ними не согласилось.

Специалисты управления рассуждали так: инвентаризация расчетов - это проверка сумм на счетах бухучета (п. 3.44 Методических указаний, утв. приказом Минфина от 13.06.95 № 49). В бухучете компании пересчитывают дебиторку в рубли на конец отчетного периода (п. 7 ПБУ 3/2006). Налоговики определили сумму долга на неверную дату, поэтому УФНС отменило их решение.

Запишите в учетной налоговой политике, что проводите инвентаризацию дебиторки для резерва по сомнительным долгам по правилам приказа № 49 . В бухучете пересчитывайте долг в рубли каждый отчетный период (месяц, квартал или год - по решению компании). При инвентаризации берите данные бухучета. Предъявите учетную политику на проверке, это объяснит налоговикам, как организация формирует резерв.

Ежеквартальный резерв. Компания создавала резерв ежеквартально. Инспекция на проверке запросила у нее акты инвентаризации задолженности, акты сверки, первичку. Налоговики изучили документы и пришли к выводу, что компания включила в резерв лишние суммы. Но инспекторы допустили ошибку. Они требовали бумаги только на конец года, а документы по каждому кварталу не запрашивали и не изучали. Из-за этого УФНС посчитало выводы ревизоров безосновательными.

На проверках вы не обязаны сдавать документы, которые налоговики не требуют. Но, если видите, что у инспекторов не хватает данных для верного расчета, в ваших интересах подать дополнительные документы. Если инспекторы смогут проверить сумму резерва, спора не будет.

Ошибка, которая не влияет на налог . Компания полностью записала в резерв сомнительный долг, который образовался менее 90 календарных дней назад. Этим она нарушила пункт 4 статьи 266 НК РФ. Инспекторы уменьшили резерв и доначислили налог за год. Но они не учли, что компания включила долг в резерв только по итогам полугодия. На расходах за девять месяцев и за год ошибка не отразилась. УФНС решило, что компания расходы не завысила.

Если контрагент задержал оплату более чем на 90 календарных дней, учитывайте долг в резерве целиком, если на 45-90 дней - включите в резерв половину долга. Долги с просрочкой менее 45 дней в резерве не учитывайте. Если включили долг в резерв по ошибке, исправьте ее, даже если компания налог не занизила.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете (НУ) формируется по правилам, отличным от порядка, действующего при образовании такого же резерва в бухучете (БУ). Рассмотрим, каковы особенности налогового резерва и что его отличает от аналогичного бухгалтерского объекта.

Определение долгов в НУ

Все вопросы в отношении (процедуру его создания, учета, изменения, использования) регулирует ст. 266 НК РФ. Однако начинается эта статья с определений долгов: сомнительного (п. 1) и безнадежного (п. 2).

Сомнительным считается не погашенный в определенный договором срок долг покупателя перед налогоплательщиком-юрлицом, который не имеет обеспечений (залога, поручительства, банковской гарантии).

Обратите внимание! С 1 января 2017 года нельзя признать сомнительным долг контрагента, перед которым у вас есть непогашенная кредиторская задолженность. Подробнее см. .

Из этого определения есть несколько исключений:

  1. Просроченные долги перед банками по оплате процентов и основного долга, возникшие после 01.01.2015, считаются сомнительными независимо от наличия обеспечения по ним.
  2. Не признается сомнительным долг, возникший:

Может ли быть сомнительным реструктурированный долг, узнайте .

Безнадежным долг признается в силу одной из следующих причин:

  1. По нему истек общеустановленный срок исковой давности, составляющий 3 года (п. 1 ст. 196 ГК РФ).
  2. Обязательство по оплате стало невозможным для исполнения, в т. ч. вследствие возникновения следующих обстоятельств:
  • издания госорганом соответствующего акта;
  • ликвидации должника.
  1. Имеет место постановление ФССП о невозможности осуществления взыскания.

Таким образом, безнадежный долг — это тот долг, который уже нереален для взыскания, а сомнительный — тот, который может стать безнадежным.

Цели формирования резерва в НУ

Безнадежный долг при признании его таковым можно учесть в убытках юрлица, принимаемых при расчете налога на прибыль. Однако осуществляется такое признание в подавляющем большинстве ситуаций по истечении довольно продолжительного срока (3 года), если юрлицо не формирует резерв сомнительных долгов.

Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность станет безнадежной. Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ). При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

О том, какова последовательность действий при списании безнадежной задолженности, читайте в материале .

Правила образования резерва в НУ

Как и любой резерв, образуемый для целей расчета налога на прибыль, резерв по сомнительным долгам в налоговом учете образуется на добровольных началах (п. 3 ст. 266 НК РФ). Налогоплательщик вправе его не формировать, но если решение об этом принято, ему придется:

  • проверить, допустимо ли для него создание резерва с учетом наличия ряда ограничивающих критериев;
  • строго соблюдать правила работы с резервом, изложенные в ст. 266 НК РФ.

Создать резерв можно:

  • налогоплательщикам, ведущим учет методом начисления;
  • исключительно в части долгов покупателей, осуществляющих приобретение у юрлица товаров, работ, услуг;
  • только по тем долгам, которые уже просрочены, и длительность этой просрочки превышает 45 календарных дней.

Процедура создания резерва подразумевает:

  • Обязательность проведения регулярной инвентаризации долгов с периодичностью, соответствующей отчетному или налоговому периоду, значимому для налогоплательщика. Чаще всего им является квартал или год, но для юрлиц, ежемесячно рассчитывающих налог от фактической прибыли, им может быть месяц.
  • Выявление долга, соответствующего признакам сомнительного по критериям ст. 266 НК РФ: долг покупателя, не оплаченный вовремя и не обеспеченный гарантиями, - при отсутствии встречной кредиторки. К такому долгу не может быть отнесена задолженность, образовавшаяся у агента, собирающего денежные средства от покупателей (письмо Минфина России от 04.04.2012 № 03-03-06/1/178), и долги по неустойкам за неисполнение условий договора (письмо Минфина России от 23.10. 2012 № 03-03-06/1/562).
  • Определение длительности задержки платежа в сравнении со сроком, установленным договором, и градацию его по количеству календарных дней задержки: от 45 до 90 дней и более 90 дней.
  • Расчет величины резерва, который должен быть равен 100% долга при задержке платежа более 90 дней и 50% от суммы задолженности для задержки от 45 до 90 дней. Долг для целей расчета учитывают вместе с НДС (письмо Минфина России от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726). Наличие встречной кредиторской задолженности для этой процедуры роли не играет (постановление Президиума ВАС РФ от 19.03.2013 № 13598/12, письмо УФНС России по Москве от 05.03.2014 № 16-15/020341).
  • Сравнение величины созданного резерва с максимально допустимым его значением: до 01.01.2017 - 10% от объема выручки за отчетный (налоговый) период; при формировании резерва по итогам отчетных периодов - 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчётный период, по итогу налогового периода - 10% от выручки за указанный налоговый период. Выручку для этого расчета берут без учета сумм НДС, относящихся к ней (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/1/745). В отношении одного и того же долга, у которого в 2 соседних кварталах меняется срок неплатежа и, соответственно, величина образуемого по нему резерва, сравнение в каждом из кварталов будет проводиться с суммой выручки, соответствующей этому кварталу (письмо Минфина России от 06.04.2015 № 03-03-06/4/19198).
  • Отражение созданного резерва во внереализационных расходах.
  • Ведение детальной аналитики сомнительных долгов.

При полной оплате долга резерв аннулируется (восстанавливается), при частичной — корректируется в части, соответствующей сумме оплаты. Корректировки в этих ситуациях делаются в периоде оплаты с отнесением восстановленных сумм или сумм корректировок на финрезультат.

Резерв, образованный в отчетном году, при его неиспользовании (полном или частичном) можно перенести на следующий год (п. 5 ст. 266 НК РФ). Его величина должна быть учтена в сумме нового резерва, создаваемого в отношении этого же долга. Разница в объемах сравниваемых цифр корректируется за счет финрезультата.

Если резерв сформирован по долгу, выражаемому в инвалюте, то его пересчитывают по курсу одновременно с суммой долга на дату операции с долгом и на отчетную дату.

Учетная политика по НУ в отношении резерва

Как видим, правила формирования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете и порядок работы с ним определены НК РФ в большинстве аспектов. Поэтому в учетную политику по НУ придется занести совсем немного положений в части этого резерва.

Прежде всего, нужно указать, будет или не будет образовываться такой резерв. Если решение о его создании принято, то в учетную политику по НУ дополнительно включают:

  • решение о периодичности, с которой будет проводиться инвентаризация долгов;
  • образец налогового регистра, разработанный для ведения аналитики по резервам, образованным по сомнительным долгам.

Такой налоговый регистр не имеет установленной формы, разрабатывается самостоятельно и помимо его названия и подписи ответственного лица должен содержать следующую информацию:

  • о периоде, к которому он относится;
  • об имеющихся сомнительных долгах;
  • о величинах резерва по каждому долгу — максимальной для периода и образованной;
  • о суммах корректировок резервов за период в соотнесении их с внереализационными доходами или расходами;
  • об объемах резервов, использованных для списания безнадежных долгов.

Этот регистр можно не вести, если имеет место совпадение между данными БУ и НУ (ст. 313 НК РФ). Но в части резерва сомнительных долгов совпадение этих данных будет скорее исключением, чем правилом.

Различия резервов в НУ и БУ, учет разниц

Порядки создания резервов в БУ и НУ различаются достаточно существенно. К основным отличиям резерва, образуемого в БУ, следует отнести:

  • обязательность его формирования по долгу, признанному сомнительным, для всех без исключения юрлиц;
  • применимость к долгам любого вида и к тем, которые еще не просрочены, но могут стать такими;
  • допустимость самостоятельной разработки критериев оценки сомнительности долга и правил определения размера резерва.

Максимальное сближение правил БУ и НУ для резерва путем установления их в БУ такими же, как в НУ, может не дать результата в части формирования одинаковых учетных данных уже по одному обстоятельству несовпадения видов задолженности, в отношении которых в БУ есть обязанность образования резервов, а в НУ — нет.

Если же в НУ резерв не создают, то расхождения между НУ и БУ возникнут уже из-за самого факта этого несоздания.

Таким образом, расхождения между данными НУ и БУ при создании резерва имеются практически всегда. Поэтому возникает необходимость учета образующихся разниц. Они носят характер временных и подчиняются всем правилам, установленным для них ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Итоги

Образование резерва сомнительных долгов для целей НУ необязательно. Если его создают, то в работе с резервом необходимо соблюдать все правила, установленные для него ст. 266 НК РФ. Различия в порядках создания резерва в БУ и НУ обусловливают наличие расхождений между данными 2 учетов, расцениваемых как временные разницы. Эти разницы учитывают по правилам ПБУ 18/02.

Распределение налога на прибыль между федеральным и региональным бюджетами изменилось с 2017 года – 3 % зачисляется в федеральный бюджет и 17 % в бюджет субъекта РФ. Кроме того, ограничен перенос убытков, полученных налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах. Введены новые правила расчета резерва по сомнительным долгам. Об изменениях по налогу на прибыль для БУХ.1С рассказали эксперты 1С.

Новации по налогу на прибыль в часть вторую Налогового кодекса РФ внесли Федеральные законы от 30.11.2016 № 401-ФЗ и № 405-ФЗ. БУХ.1С рассказывает о наиболее важных изменениях.

Уточнено понятие сомнительного долга

К сомнительным долгам относится любая задолженность перед налогоплательщиком, если эта задолженность удовлетворяет одновременно трем условиям (п. 1 ст. 266 НК РФ):

  • возникла в связи реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • не погашена в сроки, установленные соответст­вующим договором;
  • не обеспечена залогом, поручительством, бан­ковской гарантией.

Однако у самого налогоплательщика может быть встречное обязательство перед контрагентом (кредиторская задолженность).

С 01.01.2017 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за минусом кредиторской задолженности перед этим контрагентом (п. 17 ст. 2, п. 5 ст. 13 Закона № 401-ФЗ).

Минфин России и ранее высказывал мнение о необходимости зачета этих задолженностей (см. письма от 21.09.2011 № 03-03-06/1/579, от 06.08.2010 № 03-03-06/1/528). В то же время ВАС РФ и часть судов придерживались противоположной позиции (постановления Президиума ВАС РФ от 19.03.2013 № 13598/12, ФАС Московского округа от 05.12.2012 № А41-40128/11, ФАС Поволжского округа от 19.07.2011 № А65-22211/2010). Таким образом, точка зрения финансового ведомства нашла законодательное подтверждение.

Однако указанное нововведение вызывает следующие вопросы.

Во-первых , какая конкретно задолженность признается кредиторской?

Дело в том, что ни НК РФ, ни нормативные акты по бухучету не содержат четкого определения кредиторской задолженности. При этом в бухучете под кредиторской задолженностью понимается, по сути, любая начисленная задолженность перед кредитором, включая те обязательства, срок исполнения по которым еще не наступил (см. ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

В то же время из некоторых норм НК РФ можно сделать вывод, что под такой задолженностью для целей налогообложения понимаются обязательства налогоплательщика, которые не были им исполнены (погашены) в установленный срок (см, например, п. 18 ст. 250, пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ). В пользу этой точки зрения говорит и тот факт, что к сомнительной дебиторской задолженности относятся именно просроченные долги перед налогоплательщиком (п. 1 ст. 266 НК РФ). Следовательно, логично было бы уменьшать этот сомнительный долг на просроченный долг перед контрагентом.

Минфин России в неофициальных разъяснениях придерживается широкого понимания кредиторской задолженности. Поэтому до официальных разъяснений или уточнения норм безопаснее включать в кредиторскую задолженность все обязательства, включая те, срок исполнения по которым еще не наступил.

Во-вторых , если у одного и того же дебитора несколько просроченных платежей с разными сроками возникновения (например, по арендной плате), какую конкретно сомнительную дебиторскую задолженность нужно уменьшать на имеющуюся встречную кредиторскую задолженность перед этим контрагентом?

Размер отчислений в резерв по сомнительным долгам зависит от срока возникновения таких долгов (п. 4 ст. 266 НК РФ). Следовательно, налогоплательщику выгоднее сначала уменьшить дебиторскую задолженность с более ранним сроком возникновения. По нашему мнению, новая редакция пункта 1 статьи 266 НК РФ этого не запрещает. В то же время не исключено, что налоговые инспекторы будут настаивать на корректировке сомнительных долгов в хронологической последовательности их возникновения.

Как было отмечено выше, новый порядок действует с 01.01.2017. Полагаем, что новый порядок применяется к сомнительным долгам налогоплательщика и его контрагента, возникшим как до, так и после 01.01.2017.

Расчет предельной величины резерва по сомнительным долгам по-новому

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 % от выручки за указанный налоговый период. В 2017 году это ограничение не изменяется. Однако при исчислении предельного размера резерва по сомнительным долгам по итогам отчетных периодов (начиная с 2017 года) налогоплательщик может сравнить две величины и выбрать из них наибольшую:

  • 10 % от выручки за предыдущий налоговый период (например, 2016 год);
  • 10 % от выручки за текущий отчетный период (например, первый квартал 2017 года).

Несомненно, это улучшает положение налогоплательщика. Соответствующие изменения в пункте 4 статьи 266 действуют с 01.01.2017 (п. 1 ст. 1, ст. 2 Закона № 405-ФЗ).

Также Закон № 405-ФЗ определил понятие остатка резерва, на который нужно корректировать создаваемый резерв текущего периода. Под остатком резерва понимается разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам пункта 4 статьи 266 НК РФ, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты (п. 2 ст. 1 Закона № 405-ФЗ).

Ограничения при переносе убытка на будущее

Прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2017-2020 годов можно уменьшить на сумму убытков предыдущих налоговых периодов не более чем на 50 %.

Это следует из пункта 2.1 статьи 283 НК РФ, который действует с 01.01.2017 (пп. «в» п. 25 ст. 2, п. 5 ст. 13 Закона № 401-ФЗ).

Следовательно, налоговую базу за 2016 год можно сократить на убытки прошлых лет вплоть до нуля. Однако это относится только к убыткам 2006–2015 годов (десять прошлых налоговых периодов). На более ранние убытки уменьшить налогооблагаемую прибыль 2016 года нельзя (п. 2 ст. 283 НК РФ).

При этом с 01.01.2017 в пункте 2 статьи 283 НК РФ нет упоминания о десятилетнем сроке переноса убытка. Убытки, полученные в 2007 году и позже, можно переносить на неограниченное число последующих налоговых периодов, а не на 10 лет, как ранее (пп. «б» п. 25 ст. 2, п. 16 ст. 13 Закона № 401-ФЗ), но их общий размер в 2017-2020 годах не должен быть больше 50 % прибыли текущего периода.

В федеральный бюджет зачисляется дополнительный 1 % налога

Общая ставка налога на прибыль составляет те же 20 %. Однако в федеральный бюджет за эти четыре года (в 2017-2020 годах) следует направлять 3, а не 2 %. Соответственно, региональным бюджетам вместо 18 % достанется только 17 (п. 26 ст. 2 Закона № 401-ФЗ). При этом законами субъектов РФ ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков с 17 до 12,5 % (ранее размер указанной налоговой ставки не мог быть ниже 13,5 %).

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете в 2018 году в некоторых случаях фирмы создавать обязаны, а при определенных обстоятельства этого делать нельзя. Разберемся, как создавать и оформлять резервы и проводки приведем.

Зачем нужен резерв по сомнительным долгам и когда его создавать

Есть несколько причин, чтобы создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете в 2018 году.

Первая причина - резерв поможет понять реальные обязательства покупателей и заказчиков.

Вторая причина - финансовый результат в бухгалтерской отчетности будет отражать истинную картину.

Третья причина - создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете в 2018 году позволит компании заранее учесть возможные убытки по безнадежным долгам.

Для чего нужен резерв - разобрались. Теперь посмотрим, когда его надо создать.

В бухучете резерв всегда нужно создавать при возникновении сомнительной дебиторской задолженности. А вот в налоговом учете компания вправе выбирать - создавать его или нет (письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295).

Как создать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете в 2018 году

Чтобы создать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете, нужно выполнить следующие действия.

Во-первых, убедитесь, что можете создать резерв. Резерв может быть создан, если для расчета налога на прибыль организация применяет метод начисления.

Во-вторых, отразите соответствующий порядок в учетной политике. Образец приведен ниже.

В-третьих, определите сумму отчислений. Как это сделать, установлено статьей 266 НК РФ.

В-четвертых, спишите безнадежный долг.

В-пятых, если будете создавать резерв в следующем периоде, перенесите остаток резерва на следующий период. Если нет - остаток резерва включите в доходы.

Создание резерва оформите приказом. Образец приказа смотрите ниже.

Как создать резерв по сомнительным долгам в бухучете

Чтобы создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете в 2018 году, используйте следующую схему действий.

1. Определите платежеспособность должника. Для это нужно:

  • собрать всю доступную информацию о должнике;
  • проанализировать эту информацию и принять решение о его платежеспособности.

2. Определите критерии неплатежеспособности должников. Закрепите их в учетной политике. Образец ниже.

3. Сформируйте резерв. Порядок установлен пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и пунктами 2 и 3 ПБУ 21/2008.

4. Отразите операцию на счетах бухучета. Проводки по созданию резерва смотрите ниже.

5. Спишите безнадежную задолженность. Порядок списания установлен пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Резерв по сомнительным долгам в 2018 году: проводки

Теперь поговорим, как отразить резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2018 на счетах бухучета.

1. Создание резерва по сомнительным долгам:

Дт 91-2 Кт 63

2. Контрагент погасил задолженность:

Дт 51 (50) Кт 62 (71, 73, 76...)

3. Восстановление резерва после погашения контрагентом задолженности:

Дт 63 Кт 91-1

Если вы создадите резерв только в бухучете, а в налоговом его создавать не будете, нужно отразить временную разницу. Временная разница приводит к образованию отложенного налогового актива, который уменьшит налог на прибыль в последующих периодах (п. 11 ПБУ 18/02). Его отражают проводкой:

Дт 09 Кт 68 с/сч «Расчеты по налогу на прибыль».

При восстановлении или использовании резерва нужно погасить (уменьшить) и отложенный налоговый актив:

Дт 68 с/сч «Расчеты по налогу на прибыль» Кт 09