Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Должностные обязанности государственного гражданского служащего. С изменениями и дополнениями от. Определение понятия "гражданский служащий"

2. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий, за исключением гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, а также гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Это лекция докладчика Фрэнсиса Мода по теме «Будущее гражданской службы». Я собираюсь начать с двух цитат. Наша система постоянной политической беспристрастной гражданской службы является одной из драгоценностей в британской короне. Однажды он считал, что он заключил компромисс между государственными служащими из двух департаментов относительно программы, связанной с обоими, только чтобы сообщить, что его министр отклонил эту договоренность. Это никогда не был министр, - сказал он, - но кровавый государственный служащий сводит его с ума.


2.15. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого гражданскому служащему присваивается классный чин в соответствии со статьей 11 Федерального закона.

С изменениями и дополнениями от

Это было так раздражало, что вы потеряли желание жить в некоторых случаях в этом процессе. Основываясь на моем опыте работы в качестве министра в 80-х и начале 90-х годов, мои ожидания были высокими. И разочарование было крутым и тревожным. Любая критика такого типа неизбежно будет называться нападением на достойных государственных служащих, которые якобы не могут ответить. Это не нападение на государственных служащих. По моему мнению, у нас есть одни из самых лучших гражданских служащих в мире, как в Уайтхолле, так и на оперативной стороне.


Глава 12. Гражданский служащий, его социальный и правовой статус

Государственный гражданский служащий является главным действующим лицом в сфере государственно-административного управления, той организационной единицей, которая обеспечивает исполнение политическими руководителями конституционных и иных государственных полномочий. Поэтому цель настоящей темы состоит в том, чтобы ознакомить с соответствующими мерами поведения гражданского служащего в профессиональной деятельности.

Но государственная служба как институт глубоко испорчена и нуждается в радикальной реформе. И сами государственные служащие, особенно младшие, больше всего разочарованы Службой, ее культурой и практикой. Быстрое слово о том, что это не так. Государственные служащие должны быть беспристрастными в том смысле, что они одинаково способны и готовы служить правительству другого цвета. Но это решительно не то же самое, что быть «нейтральным» или «независимым», как иногда утверждают. Государственная служба страдает от институционального самоуспокоения.

12.1. Определение понятия "гражданский служащий"

В советское время понятия "служащий" и "государственный служащий" не имели у пас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа "социальное положение", ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин, служащий. Стало быть, понятием "служащий" обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и других общественных организаций).

В качестве нового министра, ответственного за государственную службу, каждый представленный мне проект выступления или статьи начинался: «Британская гражданская служба является лучшей в мире». Однако жалобы министров всех сторон на отсутствие институциональных возможностей, неэффективности и неудачной реализацией были легионы. Критерии четко выбраны в пользу политически беспристрастных систем Вестминстерского типа - эффективность и эффективность работы - едва ли можно посмотреть - и Сингапур, у которого есть действительно впечатляющая бюрократия, даже не показывает.

Вместе с тем, начиная с конца 1950-х гг., в литературе предпринималось немало попыток охарактеризовать понятие "государственный служащий". В конечном счете, почти все авторы приходили к выводу, что следует различать понятия "государственный служащий" в широком и узком смысле слова. В широком смысле "государственный служащий" - это профессиональный работник умственного труда любой государственной организации (управленческого органа, армии, образования, здравоохранения и др.)- В узком смысле - это профессиональный управленец органов государственной власти. В принятом в 1995 г. Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" понятие "государственный служащий" приобрело достаточно определенное содержание, тождественное узкому смыслу этого слова.

Но даже в этом индексе мы приходим последним среди систем Вестминстерского типа, за Канадой, Новой Зеландией и Австралией. Поскольку государственные служащие, которые их окружают, являются одними из лучших, недостатки в других странах обесцениваются по вине неадекватных министров. Примечательно, что более длинные премьер-министры остаются в должности, тем более желтеет их мнение. Тони Блэр недавно размышлял над этим.

Неужели правительственные неудачи всегда по вине государственных служащих? Мы все знаем, что есть множество примеров неудач, вызванных тем, что министры игнорируют хорошие советы. Кажется, существует абсолютная решимость избегать любых доказательств того, что постоянная гражданская служба способна к провалу. Другим показателем является то, что если министр примет решение о том, что лидер гражданской службы не оборудован для своей задачи, это должно быть одетым как «разрушение отношений» с невысказанным предположением о том, что это по меньшей мере такая же ошибка министра, как государственного служащего.

Уже говорилось, что сейчас государственная служба делится на три вида и для профессиональных управленцев используется понятие "государственная гражданская служба". В Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в ст. 13 говорится: "Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации... осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации". Следовательно, гражданского служащего выделяют три признака: он является гражданином России, осуществляет деятельность на должности гражданской службы, получает денежное содержание.

Определение понятия "гражданский служащий"

Нельзя признать, что мандарин был каким-то образом неадекватен. На самом деле неудача руководства состоит в том, чтобы притворяться, что все хорошо, когда никто, даже сами государственные служащие, действительно этому верит. Спустя пятьдесят лет после того, как отчет Фултона раскритиковал культ одаренного любителя, есть еще какой-то способ. Развивая наш план реформы государственной службы, очень старший постоянный секретарь сказал мне, что «возраст генералиста прошел». Но это не так, и не должно быть.

В различных статьях федеральных законов перечисляются различные признаки государственного гражданского служащего. Если их обобщить, то можно предложить следующее определение: гражданский служащий - это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и исполняющий обязанности по государственной должности гражданской службы за денежное вознаграждение. В данном определении перечислены шесть признаков работника, которые делают его гражданским служащим. Основным среди них, конечно, является исполнение обязанностей по государственной должности гражданской службы. Все остальные так или иначе обусловливаются данным признаком.

Большинство организаций имеют и ценят универсалов. В гражданской службе генералист - это кто-то, кто умеет разбирать и анализировать доказательства, мобилизовывать опыт и разрабатывать решения. Но генералист не такой же, как одаренный любитель. Чтобы быть эффективными, они нуждаются в серьезных инвестициях в свои навыки. У доктрины «у нас больше нет универсалов» есть злостный эффект, который все государственные служащие считают, что они предназначены для специалистов или экспертов, и поэтому им запрещено говорить, что они не знают, как что-то сделать.

Таким образом, гражданский служащий занимает аппаратную (административную) должность только в органе государственной власти. В соответствии с федеральными законами не является гражданской службой деятельность политических руководителей - Президента РФ, депутатов всех уровней власти, Председателя правительства РФ, министров, губернаторов и председателей правительств русских областей и краев, президентов и председателей правительств национальных республик, судей всех уровней и иных лиц, занимающих государственные должности и являющихся представителями государственного нанимателя, а также деятельность служащих государственных предприятий и учреждений (заводов, школ, больниц и т.д.).

Поэтому тенденция чиновников упорно пытаются выполнять задачи, для которых они имеют недостаточные навыки и опыт, и чувство не в состоянии быть честным об этом. Итак, какое обучение должны иметь общие административные государственные служащие? Яркие выпускники думали, что они присоединяются к государственной службе; и затем были удивлены, обнаружив, что они присоединились к конкретному министерству, где обучение заняло определенное место на задании, которому они были назначены. По-видимому, если бы гражданская служба подготовила свой выпускник, как это делают высокопроизводительные субъекты частного сектора, правительство развалится.

Можно ли гражданских служащих как-либо классифицировать, т.е. разбить на основные группы (типы) по определенным признакам? Эта задача пока не имеет устоявшегося решения. На основе современных знаний по данному вопросу можно предложить следующие основания для классификации (рис. 6).

Рис. 5.

Деление гражданских служащих по уровням государственного управления - наиболее старый принцип. Он возник вместе с возникновением государственной службы. В России использовался в дооктябрьский период и в советское время. Используется он и сейчас. Российская Федерация имеет два уровня управления - федеральный и региональным (субъектов Федерации). Соответственно дна уровня имеет и государственная гражданская служба.

Незначительное значение, связанное с жесткими навыками, было возвращено мне, когда стажер-выпускник сказал, как удивил коллега, что она выбрала курс использования электронных таблиц. Удивительным для меня было то, что для каждого выпускника-выпускника не было основным требованием не только использовать электронные таблицы, но и делать базовое финансовое моделирование. Колледж гражданской службы в Сингапуре проводит курсы по составлению писем, скорости чтения и сенсорного ввода - базовые навыки в эпоху цифровых технологий и большой вклад в повышение производительности.

С середины XIX в. особую важность приобрели структуры, связанные с делением государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную). В России в дооктябрьский период деление власти на три ветви признавалось. Однако после Октября 1917 г. при утверждении советской власти деление было осуществлено лишь на две ветви - законодательно-исполнительную и судебную. После принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. опять было восстановлено тройственное деление, произошло отделение законодательной власти от исполнительной. Кроме того, постепенно вычленяется и еще одна ветвь государственного управления - "других (иных) органов", куда входят Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по правам ребенка, Центральная избирательная комиссия, Счетная начата РФ и др.

Мой ответ должен был сказать: Принесите его. В конце концов мы согласились сделать это за 18 месяцев до выборов. Мне неоднократно говорили, что это происходит. Не совсем то, что мы имели в виду. Это должно было бы позволить слишком много дневного света в мистику, с которой окружен мир мандарина. Было мало смысла, что организация приспособилась к ним или узнала от них; вся адаптация ожидалась от тех, кто приходил. Слишком часто изгнанники вырываются. Да, иногда это отторжение ткани - это вина внешнего новобранца.

Но слишком часто система виновата. Как сказал один из его преемников один выдающийся бизнес-лидер, который пришел в правительство. Вы обнаружите, что мандарины работают за стеной. В конце концов вы найдете дверь. Но он открывается только изнутри. Часть сохранения мандаринской мистики заключается в том, что они почти всегда получают лучшие рабочие места. Все попытки создать подлинное соотношение уважения потерпели неудачу. Это должно измениться в будущем.

В настоящее время деление государственной власти на четыре ветви проводится достаточно последовательно, хотя и не без перекосов по линии доминирования исполнительной власти. Во всех ветвях государственной власти государственная гражданская служба (административная власть) является неотъемлемой частью властных отношений.

Другими словами, министр призвал внимание чиновников к аварийному завершению проекта, и это не так, как должно быть. Как и в большинстве бюрократий, культура враждебна инновациям. Во время реформы государственной службы меня часто спрашивали: когда это закончится? Ответ, конечно, никогда. Реформа и совершенствование - это всегда работа. В прогрессивных организациях уже нет устойчивого управления. Хотя слова поощряют инновации, поведение и стимулы делают обратное. Джонатан Пауэлл, сам государственный служащий, прежде чем стать начальником штаба Тони Блэра, подвел итог.

Помимо уровней и ветвей власти гражданские служащие еще структурируются по различным внутриорганизационным формам. Например, работающие в министерстве, службе, агентстве, в структуре департамента, управления, отдела.