Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Мультипликатор налогов. Смотреть страницы где упоминается термин мультипликатор налоговый

Налоги: Сущность, виды, функции.

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджет государства.

Функции налогов.

1. Фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов.

2. Регулирующая – предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков.

3. Социальная – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Виды налогов .

  1. Прямые и косвенные налоги (по способу изъятия). Критерий деления: возможность переложить налог на потребителя

Прямые налоги взимаются с конкретного юридического или физического лица. Т.е кто уплачивает и платит налог- одно лицо. Например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налоги на собственность и др.

Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются структурной составляющей цены. Плательщиком данного налога является покупатель данного товара. Уплачивает налог производитель товаров. Пример: НДС, акциз, таможенные пошлины.

  1. В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: пропорциональный, прогрессивный, регрессивный.

Налоговая ставка - размер налога на единицу обложения.

Предельная налоговая ставка – соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода.

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения дохода.

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Системы налогообложения.



Мультипликатор налогов.

Показатель, который показывает, как изменится объём национального дохода (У) в результате изменения налоговых поступлений (Т)- мультипликатор налогов.

Формула: - МРС/ МРS

Знак минус показывает обратную зависимость между налоговыми поступлениями и приростом национального дохода. Увеличение налоговых поступлений вызывает уменьшение национального дохода и наоборот.

Например, если в экономике сложились условия, при которых МРС= 0,8, а МРS=0,2, то коэффициент мультипликации равен - 4. Это означает, что любой введённый налог вызовет четырёхкратное сокращение совокупного спроса. Однако, если налог будет уменьшен или отменён, то совокупный спрос увеличится в 4 раза по отношению к однократному сокращению налога.

Для нормального функционирования экономики нужна чёткая, грамотная фискальная политика.

Бюджетно- налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платёжного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Стимулирующая бюджетно - налоговая политика (фискальная экспансия ) в краткосрочной перспективе имеет своей целью уменьшение циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасход ов и снижение налогов или комбинирование этих мер.

Сдерживающая бюджетно- налоговая политика (фискальная рестрикция ) имеет своей целью ограничение циклического подъёма экономики понижение госрасходов и увеличение налогов или комбинирование этих мер.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного расходов налоговых и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства , направленных на изменение уровня занятости, объёма производства, темпов инфляции и состояние платежеспособного баланса.

Недискриционная фискальная политика автоматические изменения названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Она предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшение) ВВП, который оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Встроенный автоматический стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики государства (прогрессивная ставка налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях)

По мере роста объёма национального продукта идут пропорциональные приросты налоговых поступлений (при прогрессивных ставках) от налогов на доходы корпораций, акцизов. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздействие: во время экономического подъёма снижаются и наоборот.


1 . Налоги → Трансферты

Уменьшение → Увеличение → Ограничение величины спада

Рост дефицита госбюджета.

2 Налоги → Трансферты

Увеличение Уменьшение → Сдерживание инфляционного роста → Образование излишка госбюджета.

Кривая Лаффера (Артур Лаффер (англ. Arthur Betz Laffer ; 14 августа 1940) - американский экономист, один из основателей теории предложения в экономике. Стал известен во время правления Рейгана. Знаменит благодаря кривой Лаффера, которая показывает, что в определённых условиях уменьшение налоговых ставок может вызвать увеличение налоговых поступлений.)

Сторонники снижения налогов и стимулирования инвестиций являются представителями школы предложения. Они считают, что надо отказаться от системы прогрессивного налогообложения, снизить налоговую ставку на предпринимательство, на заработную плату и дивиденты. Требуется стимулировать инвестиционный процесс. В качестве довода используется кривая Лаффера.

При сокращении ставок база налогообложения, в конечном счете, увеличивается (больше продукции, больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Противоречие: для налогоплательщиков привлекательной является низкая ставка налогов (около 15%), однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развития экономики. Поэтому развитые государства стремятся вернуть деньги в экономику, например через социальные программы.

График: Кривая Лаффера. Т – общая сумма налоговых поступлений в бюджет, t- ставка налога.

t
Т

Примерные решения задач.

  1. Если государственные закупки товаров и услуг равны 240 млрд.руб. Трансферты – 130 млрд. руб., проценты по обслуживанию госдолга – 50 млрд. руб., составляют 10% годовых, а налоговые поступления 370. Дефицит (профицит) госбюджета?

Ответ: дефицит госбюджета равен 5 млрд. руб.

Решение:

Расходы бюджета: 240 млрд. руб.+ 130 млрд. руб. + 5 млрд. руб. (50 млрд. руб.Х 0,1)= 375 млрд. руб.

Доходы бюджета: 370 млрд. руб.

Расходы превышают доходы на 5 млрд. руб.

Налоговый мультипликатор

Налоговый мультипликатор показывает изменение объема выпуска при увеличении налоговых сборов:

За счет роста налогов потребление уменьшается на величину. За счет мультипликатора инвестиций реальный выпуск сократится на

Тогда налоговый мультипликатор равен

Знак "минус" перед формулой показывает, что за счет увеличения налогов национальный доход уменьшается. Соответственно, при уменьшении налоговых отчислений доход увеличивается.

Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов и соответственно к росту их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары.

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Следует учитывать, что собранные налоги идут на увеличение государственных расходов, что ведет к мультипликативному росту выпуска:

В итоге за счет одновременного увеличения государственных расходов и налогового бремени национальный доход изменяется следующим образом:

В случае, когда государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесный объем производства возрастает на ту же величину. При этом мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице:

Можно сформулировать известную теорему Хаавельмо: увеличение государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов для сбалансированного бюджета, вызовет рост дохода на ту же самую величину. Курс экономической теории: учебник //Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой- 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание - Киров: "АСА", 2005 г. - с. 527-528

Таким образом, мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Мультипликатор внешней торговли

В условиях открытой экономики важной составляющей совокупного спроса становится чистый экспорт. Следовательно, изменения в стоимостных объемах чистого экспорта, аналогично изменениям внутренних расходов, должны оказывать мультиплицирующее действие на макроэкономическое равновесие. Однако, поскольку часть совокупных внутренних расходов переориентируется с отечественной продукции на импортную, степень участия страны в международной торговле товарами и услугами сказывается на величине мультипликатора.

Для определения величины мультипликатора в открытой экономике, необходимо рассмотреть, от каких факторов зависит величина чистого экспорта. С одной стороны, объем экспорта определяется спросом, предъявляемым на продукцию данной страны за рубежом, и поэтому не зависит от величины ее национального дохода. С другой стороны, на импортные товары тратится часть национального дохода, поэтому рост национального дохода страны увеличивает спрос на импорт. Величина национального дохода и объемы импорта связаны между собой показателем предельной склонности к импортированию.

Поэтому функцию истого экспорта можно представить в следующем виде:

Роль предельной склонности к импортированию в мультипликативном воздействии расходов на национальный доход аналогична роли предельной склонности к сбережению, поскольку и сбережения, и импорт являются "утечкой" из внутреннего потока расходов.

Используя основное макроэкономическое тождество можно получить мультипликатор расходов в открытой экономике:

Значение мультипликатора расходов в открытой экономике меньше, чем в закрытой, поскольку расходы на импорт, как и сбережения, "утекают" в качестве компонента совокупного спроса на ВВП. Таким образом, чем более открыта экономика и чем больше доля импортных товаров на внутреннем рынке, тем меньше мультипликативное воздействие изменения внутренних расходов на объемы производства и занятость.

Как известно, существуют так называемые мультипликационные эффекты в экономике. Суть эффекта мультипликатора - множителя в рыночной экономике состоит в увеличении инвестиций или расходов и приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций или расходов.

С учетом налогообложения дохода модель мультипликатора примет следующий вид:

где МРС - предельная склонность к потреблению; t - предельная налоговая ставка.

Подобно инвестициям и государственным расходам, налоги также приводят к возникновению мультипликационного эффекта. Мультипликативное воздействие на равновесный уровень оказывает и изменение налогов ΔT(рис. 15.7).

Если налоговые отчисления снижаются на ΔT, то располагаемый доход Y d (Y d = Y-T) возрастает на величину ΔТ. Потребительские расходы соответственно увеличиваются на ΔT*МРС, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства У 1 до Y 2:

Выражение и есть мультипликатор налогов.

Рис. 1. Мультипликативное влияние

изменения налогов на равновесный уровень дохода

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в госбюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

Налоговая функция имеет вид

где Та - автономные налоги, не зависящие от величины дохода У (например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.); t - предельная налоговая ставка.

Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов - к его росту. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Снижение налогов для потребителей означает рост их доходов и соответственно рост их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и вызывает рост спроса на инвестиционные товары.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это следствие более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

В случае, когда государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесный объем производства возрастает на ту же величину. При этом мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице.

Кривая Лаффера.

Экономические процессы в обществе регулируются при помощи налоговых ставок и налоговых льгот. Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. Чтобы как-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы - форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае, освобождение от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватно предоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину, равную сумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставок стоит перед любым государством. Здесь необходимо основываться на зависимости доходов государства от величины налоговой ставки. Графическое изображение подобной зависимости называется кривой А. Лаффера по имени американского экономиста (рис. 15.3).

Рис. 2. Кривая А. Лаффера:

У- общий объем поступлений (в виде налогов) в бюджет; R - процентная ставка налога; Ymax - максимальный объем бюджетных доходов от налогов; Rmax - максимальная налоговая ставка, последующее увеличение которой ведет к снижению поступлений в бюджет.

И действительно, до определенной повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Теоретически установить оптимальное значение налоговой ставки не удается, но практика показывает, что суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятий, превышающие 35-40% его величины, нецелесообразны с позиций поддержания интереса предприятий к наращиванию производства. Однако во многих государствах ставки налогов значительно выше, и это объясняется действием других факторов, не учитываемых в теоретической модели. Например, в странах, тяготеющих к сильному государственному регулированию, будет преобладать стремление к увеличению бюджета через доходную часть. Налоговые ставки в таких странах высоки. И наоборот, если страна тяготеет к либеральному рыночному устройству, к минимальному государственному вмешательству в экономику, налоговые ставки будут ниже. Кроме того, стремление иметь социально ориентированную экономику и направлять значительную часть бюджетных ассигнований на социальную помощью не позволяет сильно снижать налоговые ставки во избежание недостатка бюджетных средств для социальных нужд. Высокие налоговые ставки в российской экономике обусловлены прежде всего бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики.

Налоговые льготы как элемент регулирования экономики должны иметь четко выраженную функциональную, социальную, структурную направленность.

Принципы налогообложения:

Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП

Следует обратить внимание на два момента:

величина отрицательная. Это означает, что его воздействие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов - к росту совокупно­ го дохода.

По своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов.


Влияние трансфертов

Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы «антиналоги».


Они, так же как и налоги, оказы­вают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потреби­тельских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение - к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной вели­чине налогов означает изменение располагаемого дохода.)

Выведем формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфер­тов означает изменение располагаемого дохода:

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в со­ответствии

ΔTr = ΔY d

с величиной предельной склонности к потреблению:

ΔC = ΔY d ´ MPC = ΔTr ´ MPC

а изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

ΔY = ΔC ´ = ΔTr ´MPC ´ = ´ ΔTr

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна

M Tr = или M Tr =

Таким образом, величина простого мультипликатора любого инстру­мента фискальной политики определяется только предельной склонностью к потреблению (или соответственно предельной склонностью к сбереже­нию) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных нало­гов или трансфертов.

Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показыва­ет на сколько увеличивается совокупный доход при увеличении трансфертов на единицу.

По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов ра­вен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а рас­ходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

Социальные трансфертные выплаты - трансферты домашним хозяйствам - воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам - субсидии - и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширя­ют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство едини­цы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.



Виды фискальной политики


Стимулирующая и сдержива­ющая фискальная политика

Инструменты фискальной политики применяются прежде всего для ста­билизации экономики и сглаживания циклических колебаний.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделя­ют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.


Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

Увеличение государственных закупок;

Снижение налогов;

Увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме экономики, направлена на снижение деловой активности в целях борь­бы с инфляцией.

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Снижение трансфертов.


Дискреционная и автомати­ческая фискальная политика

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной полити­ки на экономику различают фискальную политику: дискреционную и авто­матическую.

Дискреционная фискальная политика представляет собой за


конодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики . Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны - государствен­ном бюджете.



Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Встроенные стабили­заторы - это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабили­зирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве». К автоматическим стабилизаторам относятся:

Подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);

Косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

Пособия по безработице;

Пособия по бедности.

В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фер­мерам.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень де­ловой активности (Y) снижается, поэтому величина налоговых поступлений (Тх = t´ Y) уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда совокупный доход максимален, налоговые поступления увеличиваются. При этом став­ка налога остается неизменной. Однако налоги - это утечки из экономи­ки, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде утечки минимальны, а при «перегреве» максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужа­ется» при «перегреве» и «подогревается» при рецессии. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный по­доходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом, частью цены товара, поэтому в период рецессии, когда общий объем продаж падает, налоговые поступле­ния от косвенных налогов - утечки из экономики - сокращаются. При «перегреве», наоборот, совокупные доходы увеличиваются, объем продаж в экономике растет, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Ста­билизация экономики происходит автоматически.

Пособие по безработице и пособие по бедности являются автоматиче­скими стабилизаторами, поскольку общая сумма их выплат увеличивает­ся при спаде - по мере того, как люди начинают терять работу, стано­вясь безработными и оказываясь ниже черты бедности, - и сокращаются при буме, когда наблюдается сверхзанятость и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата спо­собствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Таким образом, автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.

Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период «перегрева».

Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятия специальных решений для введения их в действие. Однако встроенные стабилизаторы оказывают ме­нее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискаль­ной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и неинфля­ционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на треть - за счет действия встроенных стабилизаторов.


Эффект вытеснения

Основным недостатком стимулирующей фискальной политики являет­ся эффект вытеснения частных инвестиций.


Дело в том, что рост государственных расходов или снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска, что вызы­вает рост спроса на деньги для обеспечения возможности покупки увели­чившегося количества товаров и услуг. Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, ставка процента по кредитам растет, т.е. кредиты становятся дороже. В этих условиях фирмы берут меньше кредитов, и инвестиционные расходы част­ного сектора сокращаются. Поэтому с целью стимулирования частных ин­вестиций в период спада целесообразно использовать не стимулирующую фискальную, а стимулирующую монетарную политику, результатом которой является снижение ставки процента в процессе увеличения предложения денег. Если целью стабилизационной политики выступает максимальное увеличение объема выпуска, то для нейтрализации эффекта вытеснения стимулирующая фискальная политика используется в сочетании со стиму­лирующей монетарной политикой.

ПРАКТИКУМ


Контрольные вопросы

Охарактеризуйте роль налогов в экономике.

Что включает в себя налоговая система?


Сформулируйте известные Вам принципы и концепции налогообложения.

Какие виды налогов Вы знаете?

Дайте определение прогрессивному, регрессивному, пропорциональному налогу.

Что представляет собой государственный бюджет? Назовите основные статьи доходов и расходов.

Что такое бюджетный дефицит? Каковы возможности государства для достижения сбалансированного бюджета?

Что входит в понятие государственный долг? Каковы негативные последствия государственного долга?

Как взаимосвязаны погашение государственного долга и рост неравенства в доходах?

Что такое фискальная политика? Назовите и охарактеризуйте ее инструменты и основные виды.

В чем заключаются возможности фискальной политики по стабилизации национальной экономики?


Упражнения

1. Рассчитайте на основе данных таблицы средние и предельные налоговые ставки.


Каким является данный налог: прогрессивным, пропорциональным или регрессивным?

Решение:

Для определения ставок налога воспользуемся формулами:

t а = ; t m =

Результаты занесем в таблицу:

Данный налог является прогрессивным, поскольку средняя налоговая ставка возрастает по мере роста дохода.

2. Предположим, что равновесный объем ВНП равен 5200$, MPC = 2/3. Правительство решило увеличить налоговые сборы на 600$.

А) Чему равно новое значение ВНП?

Б) Как при новом уровне налогообложения должны измениться государственные расходы, чтобы ВНП остался на прежнем уровне?

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Если инвестиции и чистый экспорт не изменяются, то ключевое значение для повышения совокупного спроса и решения проблемы безработицы имеют госрасходы (G) и налоговые отчисления (T).

Когда госрасходы увеличиваются на ∆G, то линия AD сдвигается на ∆G, а равновесный объем производства увеличивается на ∆Y=∆G ∙k μ =∆G∙ (рис. 21).

При сокращении налогов на ∆Т, располагаемый доход увеличится на ∆Т, а потребительские расходы и спрос увеличатся на ∆Т∙МРС. Следовательно, линия AD поднимается на эту величину, что приведет к росту дохода ∆Y на ∆Т∙МРС∙ .

МРС∙ – налоговый мультипликатор k μ Т . Обратим внимание на то, что величина налогового мультипликатора меньше мультипликатора госрасходов k μ G , потому что МРС∙ Т = k μ G – 1.

Следовательно, политика госрасходов сильнее налоговой политики . При ∆G=∆Т будет наблюдаться равенство ∆G=∆Y – ситуация мультипликатора сбалансированного бюджета, равного единице. Прирост госрасходов (∆G) на определенную величину при условии их финансирования за счет увеличения налогов на такую величину приводит к росту ВВП (∆Y) на такую же величину (∆G=∆Т=∆Y). Это содержание известной теоремы Т. Хаавельмо.

Согласно теореме Хаавельмо при сбалансированном бюджете, когда ∆G=∆Т, дополнительная нагрузка на бюджет порождает неодинаковые последствия в зависимости от того, растут ли госрасходы при неизменных налогах или при снижающихся налогах. ВВП растет в большей степени при росте госрасходов, чем при снижении налогов. Это опровергает знаменитую в экономической теории теорему эквивалентности Рикардо-Барро, согласно которой снижение налогов при неизменных госрасходах не влияет на национальные сбережения и экономический рост. (Правда, Д. Рикардо затем отказался от этого положения, как противоречившего практике).

Если будем учитывать влияние на доход всех факторов (C, I, G, NX), то получим сложный мультипликатор автономных расходов μ е:

μ е , где

t’ – ставка налогообложения,

МРМ – предельная склонность к импорту (),

MLR – предельная норма утечки.

Сложный налоговый мультипликатор μ t рассчитывается по формуле:

μ t .

Типовые задачи на эффект мультипликатор и на принцип эффективного спроса.

Решение. Т=t*Y, тогда С=0,7(Y-0,13Y)+50.

С=0,61Y+50, а S=Y–C= – 50 +0,39Y.

2. Потребительская функция имеет вид С=40+0,75(Y–Т). определить объем сбережений, если ставка подоходного налога равна 20% и общий доход Y=300.

Решение. S=(Y–Т)–C, а (Y–Т)=Y–t*Y=300-0,2*300. Откуда Y–Т=240, а S=240-40-0,75*240=20.

3. При С=0,6(Y–Т), I=120, G=100, t=0.25 на рынке установилось равновесие, но существующие производственные мощности позволяют увеличить ВВП (Y) в 1,25 раза. Как государство должно изменить расходы и (или) ставку подоходного налога t, чтобы обеспечить полное использование производственных мощностей при сбалансированном госбюджете?

Решение. Y=0,6(Y-0,25*Y)+120+100 → Y=400. Следовательно, потенциально высокий Yп=400*1,25=500.

Применяя теорему Хаавельмо, получим: Yп=0,6(Yп–tп*Yп)+120+G. Поскольку G=tп*Yп, тогда 500=0,6(500–tп*500)+120+ tп*500 → tп=0,4; G=200.

Решение: ∆Y=∆I∙μ I =(-50)∙ = -200 млрд. EUR.

5. В экономике, где С=0,8Y госрасходы увеличиваются на 1. Как изменится Y?

Решение: ∆Y=∆G∙μ G =1∙ = 5. Величина дохода будет равна Y+5.

Вопросы для контроля и задания

1. В экономике данной страны склонность к потреблению составляет 80% располагаемого дохода граждан. Как изменится ВВП страны, если инвестиции увеличатся на 100 млрд. крон?

2. Экономика находится в состоянии равновесия. Как изменится равновесный ВВП, если государство увеличивает свои закупки (G) на 2 млрд. долл. не изменяя налоговые поступления? Известно, что предельная склонность к потреблению равна 0,75, а предельная склонность к импорту – 0.

Как рассчитать мультипликатор налогов

Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов , т.е. не зависящих от уровня дохода. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что налоги взимаются только с домохозяйств, т.е. оказывают влияние на величину потребительских расходов, то с включением в наш анализ налогов меняется функция потребления, принимая вид: С = С + m рc (Y – Т ).

Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (РД = ЛД – Т). Рост налогов сокращает располагаемый доход, а сокращение налогов — увеличивает располагаемый доход. Если, например, налоги сокращаются на 100$, то располагаемый доход увеличивается на 100$. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Если мрc = 0.8, то при увеличении располагаемого дохода на 100$ потребление увеличивается на 80$ (100 х 0.8= 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 – 0.8) = 1/0.2 = 5), то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100$ составит 400$ (D Y = D С х 1/(1- мрc) = 80 х 5 = 400), а не 500$, как в случае изменения государственных закупок на те же 100$, т.е. мультипликативный эффект меньше. Т.е. мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80).

Определим теперь величину мультипликатора налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение потребительских расходов.

Подставив формулу (2) в формулу (1) и несколько перегруппировав, получим:

Þ

Величина и есть мультипликатор налогов. А поскольку (1 – m рc) есть не что иное, как m рs (предельная склонность к сбережению), то мультипликатор налогов можно записать и как (- m рc / m рs). В нашем примере он равен (- 4) (- 0.8 / (1 — 0.8) = — 0.8 / 0.2 = — 4). Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу.

Выведем мультипликатор автономных налогов алгебраически. Подставим функцию потребления: в функцию национального дохода Y= С + I + G , получим: Y = С + m рc (Y – Т ) + I + G, откуда . Если обозначить мультипликатор автономных налогов К Т, то и, следовательно D Y = К Т D Т

Следует обратить внимание на 2 момента:

1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100$ (DТ= — 100) привело к увеличению совокупного дохода на 400$ (DY = — mрc /(1 – mрc) х (DТ) = — 0.8/(1 – 0.2) х 100 = — 4 х (-100) = 400)

2) по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора автономных расходов. Итак, мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок (очевидно, что

Исходя из этого обстоятельства, можно вывести мультипликатор сбалансированного бюджета для автономных (аккордных) налогов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Бюджет называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину (D G = D Т). Как следует из нашего примера, одновременный рост и государственных закупок, и автономных налогов на $100 привел к росту национального дохода Y на $100, что означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 (100: 100 = 1).

Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода: ,

а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода: .

Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. .

Следовательно .

А поскольку бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим:

. Т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Таким образом, если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода , причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов .

Трансферты и их воздействие на экономику. Мультипликатор трансфертов.

Трансферты представляет собой платежи, которые делает государство не в обмен на товары и услуги. Государство выплачивает трансферты: а) домохозяйствам и б) фирмам

Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в

себя различного вида социальные выплаты : пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п. Государственные трансфертные платежи фирмам – это субсидии .

Трансферты являются автономной величиной , поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления.

Трансферты можно рассматривать как «антиналоги», т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода (совокупного выпуска).

Чтобы вывести формулу мультипликатора трансфертов, вспомним, что изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода: D Тr = D РД

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению: . А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна m рс /(1– m рс) или m рс / m р s . Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом:

Подставим потребительскую функцию в уравнение совокупного дохода (выпуска), затем перегруппируем и в результате получим:

Таким образом, мультипликатор трансфертов равен: . Заметим, что мультипликатор трансфертов :

1) по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак;

2) меньше мультипликатора автономных расходов.

Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных – потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов – ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов – предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.

gumanitarist.narod.ru

Мультипликатор связан со смещением графика государственных автономных расходов, и изменение чистых налогов на 1 долл. смещает прямую совокупных расходов на менее чем 1 долл. Для расчета налогового мультипликатора (Л/() используем уравнение (19-17) - определение изменения дохода вследствие изменения налогообложения (при неизменности автономного потребления, инвестиций и государственных расходов). Новое значение /умножим на - Ь и на 1/(1 - Ь), что и даст нам величину изменения дохода. Следовательно, налоговый мультипликатор равен -Ь/(- Ь), или -МРС/ (1 - МРС), причем он отрицателен (так как график совокупных расходов имеет отрицательный наклон вследствие увеличения чистых налогов) и меньше, чем 1/(1 - Ь).

Для подведения итога повторим, что три мультипликатора играют важную роль в традиционной кейнсианской модели. Один из них - мультипликатор автономных расходов, М = 1/(1 - МРС). Он показывает, насколько изменится равновесный реальный доход вслед за изменением чистых совокупных автономных расходов домашних хозяйств, фирм и государства. Изменения государственных расходов ведут к возникновению эффекта мультипликатора, которые точно соответствуют величине мультипликатора автономных расходов поэтому мультипликатор государственных расходов равен М = М = 1/(1 МРС). Изменения автономных аккордных налогов сокращают чистые автономные расходы, так что налоговый мультипликатор отрицателен и равняется Mt = - МРС/(- МРС).

Рисунок 20-22 иллюстрирует воздействие такой бюджетно-налоговой политики в модели IS-LM. Рост государственных расходов приводит к сдвигу вправо графика IS. При начальной равновесной процентной ставке (г) реальный доход увеличится. Насколько увеличится доход В главе 19 все экономические факторы (кроме реального дохода) принимались постоянными величинами и рост государственных расходов приводил к увеличению реального дохода. Денежный мультипликатор был равен М - /

Предположим, что вместо увеличения государственных расходов были снижены налоги. В этом случае график IS вновь сместился бы вправо. Величина, на которую сместится график, была бы равна величине снижения налоговых ставок, умноженной на мультипликатор налогов, т. е. Л/ - -МРС/(- МРС). В результате увеличится равновесный уровень реального дохода. Однако окончательная величина прироста будет меньше расстояния, на которое сместится график IS. Причиной этого будет тот факт, что при увеличении объема реального дохода также увеличится спрос на деньги и по-

Очень проста причина того, что равновесный уровень реального дохода в модели IS-LMв результате проведения экспансионистской бюджетно-налоговой политики (увеличения государственных расходов или снижения налоговых ставок) вырастет iw меньшую величину, чем предписывается традиционным эффектом мультипликатора. Когда реальный доход начинает расти, то же происходит и с объемом спроса на деньги, и с равновесной процентной ставкой. Повышение процентной ставки приводит к сокращению инвестиций фирм. В результате реальный доход уменьшается на величину, рапную сокращению ожидаемых инвестиций в соответствии с эффектом мультипликатора.

Отметим, что снижение налогообложения имело бы тот же результат. Единственное различие состояло бы в том, что график IS сдвинулся бы вправо на величину снижения налогов, умноженную на налоговый мультипликатор (МРС/(МРС)). Таким образом, снижение налогов приводит к увеличению совокупного спроса. В итоге увеличение любой части ожидаемых совокупных расходов приведет к росту совокупного спроса. Например, увеличение автономного потребления или инвестиций приведет к смещению кривой IS вправо, сдвигая таким образом весь график совокупного спроса. (В качестве дополнения как было показано в разделе Международный обзор в главе 19, увеличение экспорта или снижение импорта приведет к тем же результатам.)

В момент написания акции продаются с мультипликатором 16 х, то есть доходность акций составляет 6,25%. Доходность по эмитируемым облигациям в настоящее время равна 8,75%, то есть с учетом налоговой экономии обходятся компании в 5,8%. А это означает, что в настоящее время (1987 г. - Примеч. переводчика) цена заемных средств только чуть ниже цены привлечения акционерного капитала.

Что такое мультипликатор сбалансированного бюджета Свяжите ответ на этот вопрос с вашим ответом на вопрос 8. Объясните следующее утверждение Одинаковое увеличение государственных расходов и налоговых поступлений на п долларов приведет к возрастанию ВВП на п долларов. Справедливо ли оно во всех случаях, независимо от величины ПСС

Потребление (Са) 1. Уровень ВВП 2. График 1. Благосостояние 2. Уровень цен 3. Ожидания 4. Задолженность 5. Налоговые ставки Мультипликатор =

Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики. Мультипликатор государственных расходов.

Роль налогов в формировании доходов бюджета. Налоговый мультипликатор.

Применение налоговых рычагов требует учета эффекта мультипликатора со-

Налоговый мультипликатор показывает масштабы снижения (увеличения) объёмов ВВП при увеличении (снижении) объёмов налоговых платежей.

Избыточную доходность, приносимую акциями с низким мультипликатором цена/прибыль, трудно подтвердить, применяя объяснение, используемое в отношении акций небольших фирм (т. е. риск акций с низким мультипликатором цена/прибыль занижается в модели САРМ). Акции с низким мультипликатором цена/прибыль, как правило, принадлежат фирмам с низкими темпами роста, имеющим большой размер, отличающимся устойчивостью бизнеса, которые работают скорее над сокращением риска, чем над его повышением. Единственно возможное объяснение этому явлению, совместимое с эффективным рынком, состоит в том, что низкие мультипликаторы цена/прибыль обеспечивают высокие дивиденды, которые создали бы повышенную налоговую нагрузку, поскольку дивиденды облагаются по более высоким ставкам.

Таким образом, проблемы, создаваемые фирмами, обладающими различными стандартами для налоговых и бухгалтерских целей, становятся значительно серьезнее, если мы сосредоточиваемся на объявляемой прибыли (как в том случае, когда мы применяем мультипликаторы), чем при использовании денежных потоков. Однако если бы у нас был выбор, то мы основывали бы свои оценки на налоговых, а не на отчетных книгах.

Единообразие. При проведении сравнительной оценки фирм в определенной группе для каждой фирмы вычисляется мультипликатор, а затем эти мультипликаторы сравнивают для вынесения мнения относительно того, какие фирмы переоценены, а какие - недооценены. Чтобы сравнения имели хоть какой-нибудь смысл, мультипликатор должен быть определен единообразно среди всех фирм в данной группе. Таким образом, если отслеживающий РЕ используется для одной фирмы, то его нужно точно таким же образом использовать и для всех других фирм. При использовании текущего РЕ для сравнения фирм в определенной группе одна из проблем состоит в том, что у разных фирм налоговые годы могут заканчиваться в разные

В случае с использованием таких показателей, как прибыль и балансовая стоимость, существует другой компонент, о котором стоит позаботиться. Этим компонентом являются стандарты бухгалтерского учета, используемые для оценки прибыли и балансовой стоимости. Различия в стандартах могут привести к очень разным значениям прибыли и балансовой стоимости для сопоставимых фирм. Данное обстоятельство сильно затрудняет сравнение мультипликаторов фирм на разных рынках при отличающихся стандартах бухгалтерского учета. Причем даже в пределах одной страны - США - недоразумения в процессе сопоставления мультипликаторов выручки могут возникнуть из-за того, что одни фирмы используют различающиеся между собой правила бухгалтерского учета (скажем, в разрезе начисления износа и расходов) для отчетных и налоговых целей, а другие их не используют.

Фирмы, которые принимают различающиеся между собой правила для отчетных и налоговых целей, обычно декларируют своим акционерам более высокую прибыль, чем налоговым властям. Когда на базе мультипликатора цена/ прибыль такие фирмы сравниваются с фирмами, у которых отчеты и налоги ведутся на одних и тех же принципах, то они выглядят более дешевыми (имеют более низкий РЕ).

Средний коэффициент бета публично торгуемых фирм, функционирующих в том же бизнесе, равен 1,15, а средний мультипликатор долг/ собственный капитал этих фирм составляет 25% (при этом налоговая ставка равна 40%). Частная фирма полностью финансируется обыкновенными акциями, т. е. не имеет долгов.

Государство вводит аккордный налог с населения, равный 16 млрд р. Свои доходы население использует на потребление и сбережение, соотношение между изменениями которых определяет предельная склонность к потреблению МРС. Примем ее равной 3/4. С учетом МРС введение налога в 16 млрд р. вызовет уменьшение потребления на 12 млрд р., что приведет к сокращению совокупных расходов на такую же величину. Прямая С] + I + G сдвинется вниз, в положение i +1 + G. Уменьшение расходов и спроса будет сопровождаться сокращением производства до тех пор, пока не наступит новое состояние равновесия в точке EI при объеме выпуска Q2- Как видно из рисунка, расстояние между Qi и Q больше, чем разница по вертикали между прямыми С + I + G и GI + I + G, т.е. больше 12 млрд р., что свидетельствует о наличии мультипликатора налогов. Он меньше мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением совокупных расходов на МРС 1. Поэтому налоговый мультипликатор будет равен

Предположим, государство вводит подоходный пропорциональный налог, ставка которого t. Если доход населения до введения налога был У, то после его взимания располагаемый доход можно рассчитать так У - tY = (- t)Y (автономные налоги не будем учитывать при расчетах). Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило МРС 1, а теперь (1 - 0 МРС, т.е. новая предельная склонность к потреблению МРС = (1 - О МРС. Величина МРС определяет наклон кривой С + I + G. Уменьшение этого показателя до МРС приведет к снижению наклона кривой совокупных расходов, т.е. к сдвигу ее в положение С + I + G. Точка равновесия переместится из Е в 2 что приведет к сокращению объема национального производства с Qi до 2- С учетом нового значения предельной склонности к потреблению МРС налоговый мультипликатор можно рассчитать по формуле

Чтобы определить, на какую величину сократился равновесный выпуск продукции (доход) при введении налоговой ставки t, необходимо умножить первоначальное сокращение потребительских расходов, полученное в результате введения подоходного налога, на мультипликатор. Если до введения налога уровень национального дохода

TOP — мультипликатор в экономической модели, не учитывающей чистые налоговые поступления правительства, импорта, определяемый с учетом предположения о независимости инвестиций от уровня дохода. Представляет величину, обратную предельной склонности к сбережению.

СЛОЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР — мультипликатор, показывающий, как изменение ЧНП вызывает изменение объема сбережений, чистого размера налоговых поступлений и объема импорта.

Сущность и цели бюджетно-налоговой политики. Налоговая система и ее эффективность. Налоги и их виды. Налоговые методы регулирования экономики. Налоговый мультипликатор. Эффект Лаффера. Бюджет структура и функции. Бюджетный федерализм. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Дискреционная и недискриционная политика. Экспансионистская и рестриктивная политика. Дилемма выбора инструментов фискальной политики. Бюджетный дефицит. Источники финансирования дефицита федерального бюджета. Государственный долг внутренний и внешний.

Мультипликатор (multiplier) — отношение изменения равновесного ВВП к изменению объема инвестиций любого другого компонента графика совокупных расходов или чистого объема налоговых поступлений число, на которое следует умножить изменение любого компонента совокупных расходов или совокупного спроса, чтобы получить результирующее изменение равновесного ВВП.

Сложный мультипликатор (omplex multiplier) - мультипликатор, при котором изменение ВВП вызывает изменение не только объема сбережений, но также и чистого размера налоговых поступлений и объема импорта.

Эффект мультипликатора (multiplier effe t) - влияние, которое изменение в объеме совокупных расходов оказывает на равновесный ВВП (влияние, вызванное изменением в объеме потребления, инвестиций, чистом объеме налоговых поступлений, объеме правительственных расходов на товары и услуги или в объеме экспорта).

Подобно инвестициям и государственным расходам налоги также приводят к мультипликационному эффекту. Однако их влияние на совокупный спрос гораздо слабее, ибо при росте налога сокращаются как потребление, так и сбережения. Отсюда и налоговый мультипликатор будет меньше, чем мультипликатор государственных расходов он определяется по формуле Мг=МдМРС.

ПРОСТОЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР simple multiplier)- мультипликатор в такой экономической модели, которая отличается отсутствием чистых налоговых поступлений у правительства, отсутствием импорта, а также тем, что инвестиции здесь не зависят от уровня дохода равен единице, деленной на предельную склонность к сбережениям.

Как продемонстрировано на рисунке 18.15, этот мультипликатор чувствителен к налоговой ставке. На рисунке 18.16 показано, что он также чувствителен к коэффициенту реинвестирования (формулируемому в виде процента от EBITDA). Однако изменение нормы реинвестирования при поддержании фиксированных темпов роста эквивалентно изменению доходности капитала. В результате, при существующих значениях коэффициента реинвестирования и темпов роста мы предполагаем, что доходность капитала равна 10,24%

Мультипликаторы ценность предприятия/EBITDA сильно различаются по указанным фирмам, и многие из них имеют отрицательные чистые капитальные затраты, что в какой-то степени отражает зрелость отрасли, а в другой степени — неравномерную природу реинвестиций. Многие из них также не платят налоги, поскольку они терпят убытки. Мы построили регрессию мультипликатора ценность предприятия/EBITDA по налоговой ставке и износу, представленному в виде процентной доли EBITDA

Инйми словами, повышение стоимости капитала и снижение ожидаемых темпов роста уменьшают все эти мультипликаторы. Повышение нормы реинвестиций снижает последние два мультипликатора, но не влияет на мультипликатор F FF (поскольку он рассчитывается уже после учета реинвестиций). Повышение налоговой ставки будет влиять только на последний мультипликатор, так как в первых двух из них прибыль учитывается после уплаты налогов.

Не переведенный пока на русский язык учебник Ш. Пратта, Р. Рейли и Р. Швейса1 Оценивая бизнес. Анализ и оценка закрытых компаний (далее - Оценивая бизнес. , или учебник Пратта), который был написан специально для профессиональных оценщиков. В учебнике Пратта оценке по мультипликаторам посвящена отдельная глава, но в ней описываются лишь базовые, наиболее часто встречающиеся мультипликаторы. Гораздо большая ценность книги заключается в том, что в ней даются подробные инструкции по применению к мультипликаторам различных корректировок, таких как скидка за низкую ликвидность, премия за контрольный пакет и т. п. Пожалуй, по этой теме учебник Пратта является на сегодняшний день лучшим источником. Книга написана с большим вниманием к деталям и с технически точной проработкой нюансов. С другой стороны, она имеет ярко выраженный юридический уклон большое внимание уделено здесь тому, какие подходы к оценке принимаются и не принимаются американскими налоговыми и судебными органами. С этой точки зрения для российского читателя эта книга является несколько избыточной. Кроме того, в учебнике Пратта рассматривается исключительно американская специфика и не затрагивается проблематика работы с компаниями из других стран.