Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономическое развитие в годы правления Александра III — Гипермаркет знаний. Экономическое развитие в годы правления Александра III

Тема: Экономическое развитие в годы правления Александра III (8кл. история)

Цель: Помочь учащимся выявить цель, основные направления и итоги экономической политики Александра III на основе системно-деятельностного подхода в подаче учебного материала.

Задачи : Научить работать с различными источниками (текстом учебника, историческим документом), находить нужную информацию и систематизировать при помощи интеллект – карты;

Развивать умение анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи на примере деятельности в области экономики министров финансов Н.Х. Бунге (май 1881г.-январь 1887гг), И.А. Вышнеградского (1887-1892гг.) и С.Ю. Витте (1887-1903гг);

Воспитывать уважительное отношение к выдающимся государственным деятелям, патриотизм.

Оборудование: компьютер, электронная презентации «Инфоурок»,учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

    Орг. момент.

    Актуализация ранее изученных знаний, мотивизация деятельности уч-ся

1)Что объединяет ряд дат:

1803; 1816-1819;1837-1841;1861-? (все они связаны с крестьянским вопросом в Росси) Перечислите какие события за ними стоят. А какие ист. деятели?

А почему был важен крестьянский вопрос в России в XIX в.? (Россия являлась аграрной страной)

А почему Александр II отменил крепостное право?

Какое значение имело это событие? (открылся путь к развитию капитализма и преодолению технической и экономической отсталости Российской империи)

Верно, отмена крепостного права открыла путь к капиталистическому разкитию?

2) Работа с понятийным аппаратом, историческим словарем: капитализм; буржиазия; пролетариат; временнообязанные крестьяне; пореформенный период

Что такое какпитализм? (общественный строй, при котором средства производства – станки, оборудование, фабрики, заводы принадлежат буржуазии, использующей труд пролетариата, т.е. наемных рабочих)

2) Как называется период в истории России после отмены крепостного права? (пореформенный)

Вспомним, как развивалась экономика России после отмены крепостного права, в пореформенный период, оправдались ли ожидания многих, что сразу после отмены крепостного права наступит промышленный подъм в с/х? (нет)

Почему не произошел промышленный подъем в с/х? (сохранились феодально-крепостнические пережитки: крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян; существование крестьянской общины, в которой круговая порука хотя и помогала слабым бедняцким хозяйствам, но сдерживала развитие сильных зажиточных крестьян, мешала им вырваться вперед; подушная подать и др. обременительные большие налоги)

А что мешало помещикам перевести свое хозяйство на капиталистический путь развития? (отсутствие инвентаря, рабочего скота и капитала, чтобы нанять наемных рабочих).- Как помещики решали эти проблемы? (с помощью применения отработочной системы)

Смогло ли правительство Александра II решить эти проблемы в с/х. и поднять его уровень?

- Как развивалась промышленность после отмены крепостного права по сравнению с с/х? (В промышленности как и в с/ х начался сразу после отмены крепостного права спад производства на старых уральских заводах, где применялся труд приписных, посессионных крестьян, т.к. они получив свободу уходили с заводов, но уже к середине 1860-х годов в промышленности начался подъем). Верно.

- А что делало правительство, чтобы начался промышленный подъем? (создавало банки, предоставляло льготные кредиты для создания новых пром. Районов и отраслей)

-Какие банки были созданы в этот период? (1860г. Государственный банк, в конце 60-х Московский купеческий банк, в 1870г. –Волжско – Камский)

2) Работа с извлечением из документа.

Прочитайте извлечение из программной записки министра финансов М. Х. Рейтерна, относящейся к 1866г. и определите, что еще кроме создания банков способствовало развитию промышленности и торговли при Александре II ?

«Сооружение железных дорог можно назвать не только настоящей потребностью, но и но положительно важнейшей для будущего России задачею правительства. Увеличенный посредством железных дорог вывоз за границу представляется единственно возможным источником для расстроенного нашего денежного обращения и, следовательно, для кредита государственного предприятий, что поправит экономическое положение России в целом. Наконец, даже в политическом отношении возможность скорого передвижения от центра к окраинам должно улучшить силу России.»

Итак, что еще способствовало развитию промышленности и торговли при Александре II ? (Железнодорожное строительство) – Почему ж/д строительство, по мнению министра финансов Рейтерна, являлось важнейшей задачей правительства для будущего России? (Увеличенный посредством железных дорог вывоз за границу представляется единственно возможным источником для расстроенного нашего денежного обращения и, следовательно, для кредита государственного предприятий, что поправит экономическое положение России в целом. Наконец, даже в политическом отношении возможность скорого передвижения от центра к окраинам должно улучшить силу России.»)

Как называется период 1868- 1872гг? («железнодорожная горячка») - Почему? (протяженность ж/д в России увеличилась в 10раз).

3) Работа по карте

Где и какие новые промышленные районы появились в пореформенный период благодаря перечисленным мерам? (на юге страны новый металлургический район Донбасс и близ Баку по добыче нефти)

А где в это время появились новы машиностроительные заводы? (близ Москвы Коломенский выпускавший паровозы, вагоны и платформы и Путиловский в Петербурге, выпускавший рельсы для ж/д)

Каков результат?

Итак, благодаря отмене кр. Права и государственной поддржке со стороны государства в России пром. подъем начался в промышленности во 2-й половине 60-х годов, с/х оставалось отсталым из феодально-крепостнических пережитков)

Какое событие замедлило экономическое развитие России? (русско-турецкая война 1877-1ё878гг). Кто стал продолжателем дел Александра II

    Новый материал.

Кто стал продолжателем дел Александра II ?

1. Корзина идей

Предположите на основе имеющихся знаний, что необходимо было сделать новому императору в области экономики учитывая итоги экономического развития предыдущего правления.

Составление интеллект-карты по теме «Экономическое развитие в годы правления Александра III »

Что необходимо отобразить на интеллект –карте?

(цель – создать мощную экономику (экономический подъем);

проблемы – отсталое с/х(подушная подать; высокие налоги; большие выкупные платежи; малоземелье);

События (меры по достижении цели);

личности

итоги –«золотое десятилетие» русской промышленности, Россия стала аграрно-индустриальной, пром. производство увеличилось в 2р.)

2. Работа с текстом учебника (параграф 31, п.1-4) по группам

2-я – «Экономическая политика И.А. Вышнеградского»;

3-я – «Золотое десятилетие» русской промышленности;

4-я- «Сельское хозяйство»

Группы работают по алгоритму.

IV Закрепление изученного материала.

1)Компьютерный тест. Проверка выполнения.

1) «Золотым десятилетием» русской промышленности называют период деятельности:

А. Александра III ; Б. Н.Х. Бунге; В. И.А. Вышнеградского; Г. С.Ю.Витте

2) Винная монополия – это:

А. исключительное право государства на производство и продажу спиртных напитков

Б. политика запрещения производства и продажи алкоголя населению

В. Запрет ввоза зарубежной алкогольной продукции

Г. наценки, устанавливаемые государством на алкоголь

3) Во время правления Александра III из перечисленных раньше других возглавлял министерство финансов:

А. И.А. Вышнеградский; Б. Н.Х. Бунге; В. Е.Ф.Канкрин; Г. С.Ю.Витте

4) Найди ошибку: Экономическая программа Витте предполагала:

А. увеличение косвенных налогов;

Б. затруднение доступа к гимназическому образованию низшим слоям общества

В. денежную реформу

Г. увеличение таможенных пошлин

5) Деежная реформа была проведена в

А. 1882 г.; Б. 1887 г.; В. 1892 г.; Г. 1897 г.

6) Покровительственная экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции:

А. монополия Б. косвенное налогообложение

В. протекционизм Г. экономическая блокада

7) Улучшение состояния денежного обращения в стране, накопление денежных средств являлось главной задачей деятельности:

А. Н.Х. Бунге; Б. И.А. Вышнеградского; В. С.Ю.Витте; Г. Н.П.Игнатьева

V. Рефлексия

Общая характеристика экономической политики Алек­сандра III. Стремление Александра III упрочить величие Российской империи было немыслимо без создания мощ­ной экономики. При нем правительство предпринимало энергичные усилия, направленные на развитие отечествен­ной промышленности и капиталистических начал в орга­низации производства.

Император, мало смысливший в вопросах экономики, назначал на ключевые экономические должности профес­сионалов своего дела - Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградско­го, С. Ю. Витте. Это были смелые реформаторы, считав­шие необходимым «решительным образом вступить на путь покровительственной политики отечественной про­мышленности», совершенствования сбора налогов, разви­

тия железнодорожного строительства. Итогом их полити­ки был быстрый рост промышленности, особенно тяже­лой, переход к золотому денежному обращению. Из аграр­ной державы Россия превращалась в аграрно-индустри­альную.

Сельское хозяйство, которое оставалось основой эконо­мики, также активно развивалось. Однако оно сохраняло полуфеодальные основы - помещичье землевладение и крестьянскую общину, что сдерживало его рост.

Деятельность Н. X. Бунге. В мае 1881 г. пост минист­ра финансов занял видный ученый-экономист Н. X. Бун­ге. Он был сторонником ускорения экономического разви­тия, но выступал против прямого финансирования промы­шленности государством. Главную задачу правительства Бунге видел в издании и выполнении благоприятных для развития экономики законов. На первое место он ставил реформирование системы сбора налогов. Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, провел снижение выкупных платежей и начал постепенную отме­ну подушной подати.

Чтобы возместить потери государства от этих мер, Бун­ге вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар,

Паровоз конца XIX в.

нефть; облагались новыми налогами городские дома, тор­говля, промыслы, доходы от денежных капиталов; повы­шались таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы. Только с 1882 по 1885 г. пошлины выросли бо­лее чем на 30%.

Расширение таможенных сборов Бунге рассматривал не только с точки зрения пополнения государственных де­нежных запасов, он придавал этому более широкое значе­ние: «Таможенные пошлины, взимаемые с товаров, при­возимых из-за границы, имеют первостепенное значение как мера, ограждающая отечественную промышленность от иностранного соперничества и способствующая разви­тию внутреннего производства».

Правительство помогло росту российской промышлен­ности, исходя также из потребностей укрепления военной мощи. Одновременно оно осуществило значительное со­кращение армии, что приносило дополнительно 23 млн рублей в год.

Экономическая политика И. А. Вышнеградского. 1 ян­варя 1887 г. Н. X. Бунге ушел в отставку. Его кресло за­нял профессор И. А. Вышнеградский, крупный изобрета­тель и удачливый финансист. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обраще­ния в стране. С этой целью Министерство финансов на­капливало большие запасы денег, а затем принимало ши­рокое участие в сделках на зарубежных биржах. В резуль­тате покупательная возможность рубля повысилась.

В таможенной политике правительство стало с новой энергией двигаться по пути увеличения пошлин, достиг­ших при Вышнеградском своей высшей точки. В 1891 г. был учрежден новый таможенный тариф. Если в преды­дущий период повышенными сборами облагалось в основ­ном ввозимое в Россию сырье, то теперь они стали нала­гаться и на продукцию машиностроения.

Вышнеградский более энергично, чем Бунге, выступал за непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности и особенно в создании благоприятных усло­вий для частного предпринимательства. Кроме того, эко­номическая программа Вышнеградского предусматривала привлечение в Россию иностранных капиталов, пересмотр оплаты железнодорожных перевозок, введение винной мо­нополии. Некоторые из этих мер были претворены в жизнь его преемником на посту министра финансов.

«Золотое десятилетие» русской промышленности. В 1892 г. министром финансов был назначен С. Ю. Вит­

те. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил де­ло своих предшественников. Эта про­грамма предусматривала:

Большую часть этой одобренной Александром III про­граммы Витте претворил в жизнь уже после его смерти. 90-е годы стали периодом небывалого взлета русской про­мышленности. За десятилетие промышленное производст­во в стране удвоилось, а выпуск продукции тяжелой про­мышленности увеличился в 3 раза. Особенно быстро развивались отрасли народного хозяйства, связанные с но­выми видами топлива - углем и нефтью. В Донецком бассейне, где до 1887 г. было лишь 2 металлургических завода, к концу 90-х гг. действовало уже 17. Причем толь­ко 2 из них были построены отечественными предпринима­телями. Все остальные принадлежали целиком или частич­но иностранцам - бельгийцам, французам, англичанам.

Приток денег из-за рубежа особенно возрос после ус­пешного завершения в 1897 г. денежной реформы, обес­печившей устойчивость рубля. Повышение таможенных сборов также сделало более выгодным для иностранных предпринимателей не ввоз промышленных товаров, а их производство в самой России.

С 90-х гг. бурный рост переживала сосредоточенная на Кавказе нефтяная промышленность. Здесь успешно внед­рялись новые способы добычи, хранения и переработки нефти и нефтепродуктов, находивших все более широкий спрос во всем мире. Крупнейшей компанией являлось «Товарищество братьев Нобель». Фирма занималась добы­чей и переработкой нефти, а также строительством специ­альных судов и вагонов-цистерн для ее перевозки.

Нефтяные вышки в районе Баку

Все предприятия, созданные в 90-х гг., прежде всего в паровозо- и вагоностроительной, рельсовой, медепрокат­ной, цементной, резиновой промышленности, являлись предприятиями «новой формации». На них использова­лась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства. При дешевизне рабочей силы и бо­гатстве природных ресурсов в России это стало основным источником сверхвысоких доходов предпринимателей.

На заграничных рынках акции новых русских гиган­тов, приносившие огромные прибыли, ценились очень вы­соко. Говорили, что достаточно было прибавить к назва­нию фирмы слово «днепровский» или «донецкий», как акции тут же подскакивали в цене.

В 1893 г. после нескольких лет относительного зати­шья начался новый, еще более мощный подъем железно­дорожного строительства. Увеличение длины железных дорог составляло в среднем свыше 2,7 тыс. км в год. На­чалось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали из Европы к берегам Тихого океана. В то же время правительство активно скупало частные железные дороги, создавая единую транспортную сеть страны.

Сельское хозяйство. Если тяжелая промышленность была любимым детищем правительства, то сельское хо­зяйство развивалось вне государственного контроля и бы­ло лишено государственной поддержки. Тем не менее и здесь возникло немало нового.

Обнищание крестьян заставляло помещиков переходить к использованию собственного инвентаря и найму воль­ных работников. По-новому организовывали обработку своих земель помещики прибалтийских, западных, юго- западных, южных частей страны, а также Петербургской, Московской, Ярославской и Саратовской губерний. В то же время помещичьи земли центрально-черноземных и средневолжских губерний, а также земли большинства гу­берний нечерноземной полосы по-прежнему возделывали крестьяне со своим скотом и инвентарем в качестве пла­ты за арендуемые у помещиков наделы (обработки).

В 80-х гг. заметно увеличилась специализация сельско­го хозяйства по отдельным районам. Польские и прибал­тийские губернии, а также Псковская и Петербургская пе­решли на выращивание технических культур и производ­ство молока. Центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-Востока и Нижнее Повол­жье. В некоторых районах Рязанской, Орловской, Туль­ской и Нижегородской губерний получило развитие жи­вотноводство.

В целом по стране преобладающим было зерновое хо­зяйство. Причем около 36% пахотной земли находилось под посевами ржи, 18% - овса, 17% - пшеницы, 7% - ячменя. Росли посевные площади. За 30 лет после рефор­мы 1861 г. они увеличились на 25%. Почти на 30% воз­рос общий сбор хлебов.

Тем не менее урожайность повышалась очень медлен­но. Главной причиной этого было то, что подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми способами, т. е. сохой и деревянной бороной, не внося достаточного количества удобрений. В этих услови­ях серьезные погодные неурядицы - засуха, похолодание, продолжитель­ные дожди - могли привести к страш­ным последствиям. Так, в 1891 -

    гг. Россия пережила голод, вследствие которого умерло свыше 600 тыс. человек.

Активная экономическая политика правительства Александра III позволила значительно укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленно­сти. При этом развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пе­режитки и техническая отсталость.

Вопросы и задания

Документ

О железнодорожной политике (из воспоминаний

С. Ю. Витте)

В царствование императора Александра III установи­лась твердо идея о государственном значении железных дорог, которая в значительной степени исключает возмож­ность построек и в особенности эксплуатации железных дорог частными обществами, которые в основе своей пре­следуют идеи не общегосударственные, а идеи характера частных интересов.

Таким образом, можно сказать, что в царствование императора Александра III сделался полный переворот в железнодорожном деле как с точки практической, так и теоретической... Были начаты, с одной стороны, последо­вательный выкуп железных дорог из рук частных об­ществ, а с другой стороны, преимущественное сооружение железных дорог казной...

Этот взгляд на железные дороги, с одной стороны, был вполне сроден натуре императора Александра III, самодер­жавного государя, пекущегося преимущественно об инте­ресах слабых и о массах, а с другой стороны, ускорению осуществления этой идеи, т. е. проведению ее в жизнь, способствовало то, что, конечно, императора Алексан­дра III не могло не шокировать такое положение вещей, что в государстве создавались как бы особые царства - железнодорожные, в которых царили маленькие железно­дорожные короли вроде Полякова, Блиоха, Кроненберга, Губонина и пр. и пр.

Вопросы к документу: 1. В чем заключались различия в железнодорожной политике Александра II и Александра III?

    Чем руководствовался Александр III, определяя новые подхо­ды в железнодорожной политике?

Расширяем словарный запас:

Акциз (акцизные сборы) - косвенный налог на предме­ты потребления.

Акция - ценная бумага, свидетельствующая о взносе оп­ределенного капитала в предприятие и дающая ее вла­дельцу право собственности на него и участия в прибы­лях.

Биржа - учреждение для заключения финансовых и тор­говых сделок с капиталом и крупными партиями това­ров.

Винная монополия - исключительное право государства на изготовление и продажу спиртных напитков. Косвенные налоги - наценка, устанавливаемая государ­ством на товары массового потребления.

Россия во времена Александра III

Выберите правильный ответ:

1 ) Основой Российской империи, по мнению Александра III , должны быть только :

1. Народовластие, спокойствие, развитие 2. Свобода, равенство, братство

3. Самодержавие, православие, народность 4. Сила, разум, мощь

2) Новый текст Манифеста Александра III составил его бывший преподаватель правоведения:

1. М.Т. Лорис-Меликов 2. А.А. Абаза 3. К.П. Победоносцев 4. Д.А. Милютин

3) В 1884 г, согласно нововведениям в Министерстве народного просвещения, студентов, проявляющих открытое «недовольство» политикой властей, стало возможным:

1. исключать из учебного заведения 2. сечь розгами 3. отдавать в солдаты 4. ссылать на каторгу

4) «Золотым десятилетием» русской промышленности называют период, когда на посту министра

финансов Российской империи был:

1. С.Ю. Витте

2. Н.Х. Бунге

3. И.А. Вышнеградский

5 ) Знаменитый изобретатель динамита Альфред Нобель в 1890-е годы жил в России и занимался:

1. добычей и переработкой природного газа

2. добычей и переработкой золота

3. добычей и переработкой алмазов

4. добычей и переработкой нефти

6.Выберите верное утверждение :

Для получения личного дворянства в 1856 году, согласно изменениям в Табели о рангах,

требовалось иметь военный чин не ниже:

1)14 класса 2)13 класса 3)12 класса 4)10 класса

7.Установите соответствие:

А) Ф.М. Достоевский 1. «Отцы и дети»

Б) Л.Н. Толстой 2. «Идиот»

В) И.С. Тургенев 3. «Кому на Руси жить хорошо»

Г) Н.А. Некрасов 4. «Анна Каренина»

8 Установите соответствие:

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А) разгром Вооружённых сил Юга России

Б) борьба за великое княжение владимирское между Москвой и Тверью

В) вхождение в состав Российского государства Левобережной Украины

Г) отмена подушной подати

1) Н.Х. Бунге

2) Богдан Хмельницкий

3) М.М. Сперанский

4) Иван Калита

5) С.М. Будённый

6) Юрий Долгорукий

9.О ком идёт речь?

I .

Он создал себе славу великого реалиста в живописи, воссоздавая историю в своих полотнах. Его картины вошли в золотой фонд русской художественной культуры. Этот потомок сибирских казаков

«Покорение Сибири Ермаком» - эти картины принесли ему всенародное признание.

10.

Всемирно известный обладатель уникального певческого таланта, этот великий бас обладал такой вокальной мощью, что гасил свечи голосом! Ему рукоплескали в Европе и обожали на родине - в России,

где он считался национальным достоянием. Его оперные партии в «Борисе Годунове» остались непревзойденными до сих пор.

11. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке «Император Александр III за свою внешнюю политику справедливо был прозван Миротворцем». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) …

12.

1.Кто из деятелей культуры, портреты которых представлены ниже, творил
в период правления императора, изображённого на данной марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен портрет этого деятеля культуры.

1. 2 3 4

2.Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Марка посвящена открытию первой железнодорожной магистрали России.

2) Российский император, изображённый на марке, вошёл в историю как Миротворец.

3) Современниками императора, изображённого на марке, были И.Е. Репин и В.И. Суриков.

4) В годы правления императора, изображённого на марке, в Санкт-Петербурге были открыты Высшие женские (Бестужевские) курсы.

5) Данная марка была выпущена в период президентства Б.Н. Ельцина.

Ключ-тест: Россия при Александре III

1-3, 2-3, 3-3, 4-1, 5-4, 6-3 7.А-2 Б-4 В-1 Г-3 8. А.-5 Б-4 В-2 Г-1 9. В.И. Суриков 10.Ф.И. Шаляпин

Аргументы в подтверждение: 1) в период правления этого императора Россия войн не вела

2) оформился военно-политический союз с Францией

Аргументы в опровержение: 1) когда болгарский князь совершил переворот. Александр III был вынужден оказать давление на Баттенберга и заставить его восстановить конституцию. 2) Русские войска продолжили свое продвижение к афганской границе, которое закончилось в 1885 г. взятием Мервского оазиса и города Кушки .

1-3 Ф.Достоевский

Общая характеристика экономической политики Александра III. Стремление Александра III упрочить величие Российской империи было немыслимо без создания мощной экономики. При нем правительство предпринимало энергичные усилия, направленные на развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства.

Император, мало смысливший в вопросах экономики, назначал на ключевые экономические должности профессионалов своего дела - Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Это были смелые реформаторы, считавшие необходимым «решительным образом вступить на путь покровительственной политики отечественной промышленности» , совершенствования сбора налогов, развития железнодорожного строительства. Итогом их политики был быстрый рост промышленности, особенно тяжёлой, переход к золотому денежному обращению. Из аграрной державы Россия превращалась в аграрно-индустриальную.

Сельское хозяйство, которое оставалось основой экономики, также активно развивалось. Однако оно сохраняло полуфеодальные основы - помещичье землевладение и крестьянскую общину, что сдерживало его рост.

Деятельность Н. X. Бунге. В мае 1881 г. пост министра финансов занял видный ученый-экономист Н. X. Бунге. Он был сторонником ускорения экономического развития, но выступал против прямого финансирования промышленности государством. Главную задачу правительства Бунге видел в издании и выполнении благоприятных для развития экономики законов. На первое место он ставил реформирование системы сбора налогов. Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, провёл снижение выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати.

Чтобы возместить потери государства от этих мер, Бунге вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар, нефть; облагались новыми налогами городские дома, торговля, промыслы, доходы от денежных капиталов; повышались таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы. Только с 1882 по 1885 г. пошлины выросли более чем на 30%.

Расширение таможенных сборов Бунге рассматривал не только с точки зрения пополнения государственных денежных запасов, он придавал этому более широкое значение: «Таможенные пошлины, взимаемые с товаров, привозимых из-за границы, имеют первостепенное значение как мера, ограждающая отечественную промышленность от иностранного соперничества и способствующая развитию внутреннего производства».

Правительство помогло росту российской промышленности, исходя также из потребностей укрепления военной мощи. Одновременно оно осуществило значительное сокращение армии, что приносило дополнительно 23 млн рублей в год.



Экономическая политика И. А. Вышнеградского. 1 января 1887 г. Н. X. Бунге ушёл в отставку. Его кресло занял профессор И. А. Вышнеградский, крупный изобретатель и удачливый финансист. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране . С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная возможность рубля повысилась.

В таможенной политике правительство стало с новой энергией двигаться по пути увеличения пошлин, достигших при Вышнеградском своей высшей точки. В 1891 г. был учреждён новый таможенный тариф. Если в предыдущий период повышенными сборами облагалось в основном ввозимое в Россию сырьё, то теперь они стали налагаться и на продукцию машиностроения.

Вышнеградский более энергично, чем Бунге, выступал за непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности и особенно в создании благоприятных условий для частного предпринимательства. Кроме того, экономическая программа Вышнеградского предусматривала привлечение в Россию иностранных капиталов, пересмотр оплаты железнодорожных перевозок, введение винной монополии. Некоторые из этих мер были претворены в жизнь его преемником на посту министра финансов.

«Золотое десятилетие» русской промышленности. В 1892 г. министром финансов был назначен С. Ю. Витте. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил дело своих предшественников. Эта программа предусматривала:

Проведение жёсткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки;



Дальнейшее увеличение таможенных пошлин, призванное оградить развивающуюся русскую промышленность от иностранной конкуренции;

Денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;

Широкое привлечение в страну иностранного капитала.

Большую часть этой одобренной Александром III программы Витте претворил в жизнь уже после его смерти. 90-е годы стали периодом небывалого взлёта русской промышленности. За десятилетие промышленное производство в стране удвоилось, а выпуск продукции тяжёлой промышленности увеличился в 3 раза. Особенно быстро развивались отрасли народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива - углём и нефтью. В Донецком бассейне, где до 1887 г. было лишь 2 металлургических завода, к концу 90-х гг. действовало уже 17. Причём только 2 из них были построены отечественными предпринимателями. Все остальные принадлежали целиком или частично иностранцам - бельгийцам, французам, англичанам.

Приток денег из-за рубежа особенно возрос после успешного завершения в 1897 г. денежной реформы, обеспечившей устойчивость рубля. Повышение таможенных сборов также сделало более выгодным для иностранных предпринимателей не ввоз промышленных товаров, а их производство в самой России.

С 90-х гг. бурный рост переживала сосредоточенная на Кавказе нефтяная промышленность. Здесь успешно внедрялись новые способы добычи, хранения и переработки нефти и нефтепродуктов, находивших все более широкий спрос во всем мире. Крупнейшей компанией являлось «Товарищество братьев Нобель». Фирма занималась добычей и переработкой нефти, а также строительством специальных судов и вагонов-цистерн для её перевозки.

Все предприятия, созданные в 90-х гг., прежде всего в паровозо- и вагоностроительной, рельсовой, медепрокатной, цементной, резиновой промышленности, являлись предприятиями «новой формации». На них использовалась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства. При дешевизне рабочей силы и богатстве природных ресурсов в России это стало основным источником сверхвысоких доходов предпринимателей.

На заграничных рынках акции новых русских гигантов, приносившие огромные прибыли, ценились очень высоко. Говорили, что достаточно было прибавить к названию фирмы слово «днепровский» или «донецкий», как акции тут же подскакивали в цене.

В 1893 г. после нескольких лет относительного затишья начался новый, ещё более мощный подъем железнодорожного строительства. Увеличение длины железных дорог составляло в среднем свыше 2,7 тыс. км в год. Началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали из Европы к берегам Тихого океана. В то же время правительство активно скупало частные железные дороги, создавая единую транспортную сеть страны.

Сельское хозяйство. Если тяжёлая промышленность была любимым детищем правительства, то сельское хозяйство развивалось вне государственного контроля и было лишено государственной поддержки. Тем не менее и здесь возникло немало нового.

Обнищание крестьян заставляло помещиков переходить к использованию собственного инвентаря и найму вольных работников. По-новому организовывали обработку своих земель помещики прибалтийских, западных, юго-западных, южных частей страны, а также Петербургской, Московской, Ярославской и Саратовской губерний. В то же время помещичьи земли центрально-чернозёмных и средневолжских губерний, а также земли большинства губерний нечернозёмной полосы по-прежнему возделывали крестьяне со своим скотом и инвентарём в качестве платы за арендуемые у помещиков наделы (обработки).

В 80-х гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным районам. Польские и прибалтийские губернии, а также Псковская и Петербургская перешли на выращивание технических культур и производство молока. Центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-Востока и Нижнее Поволжье. В некоторых районах Рязанской, Орловской, Тульской и Нижегородской губерний получило развитие животноводство.

В целом по стране преобладающим было зерновое хозяйство. Причём около 36% пахотной земли находилось под посевами ржи, 18% - овса, 17% - пшеницы, 7% - ячменя. Росли посевные площади. За 30 лет после реформы 1861 г. они увеличились на 25%. Почти на 30% возрос общий сбор хлебов.

Тем не менее урожайность повышалась очень медленно. Главной причиной этого было то, что подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми способами, т. е. сохой и деревянной бороной, не внося достаточного количества удобрений. В этих условиях серьёзные погодные неурядицы - засуха, похолодание, продолжительные дожди - могли привести к страшным последствиям. Так, в 1891 - 1892 гг. Россия пережила голод, вследствие которого умерло свыше 600 тыс. человек.

Активная экономическая политика правительства Александра III позволила значительно укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленности. При этом развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пережитки и техническая отсталость.