Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Южный поток. Почему его строительство было приостановлено? «Южный поток» через Турцию

Премьер-министр Болгарии, ключевой страны проекта «Южный поток», объявил о том, что страна прекращает подготовительные работы по строительству газопровода.

Руководство братской славянской страны не стало ходить вокруг да около и прямо сказало, что «Европейская комиссия заподозрила, что проект не соответствует антимонопольным нормативам ЕС, и дальнейшая судьба проекта определится после консультаций с Брюсселем». Шах и мат, панслависты, очко в пользу Достоевского!

А если серьёзно, то «поток» был (и пока остаётся) самым крупным и амбициозным «внешнеполитическим» проектом «Газпрома»: 63 миллиарда кубометров топлива в год, впечатляющий маршрут (две ветки: Сербия-Венгрия-Австрия и Греция-Италия), дополнительный маршрут поставки газа в обход неспокойной Украины. Ключевым участком маршрута была именно Болгария, где газопровод выходил на территорию ЕС. При новостях о возможных препятствиях на получение финансирования проекта за рубежом руководство компании заявило, что будет финансировать проект за счёт свободных денежных средств «Газпрома». Запуск должен был состояться уже в конце следующего года, но теперь судьба всего проекта висит на волоске.

Казалось бы, ничто не предвещало беды: австрияки уже в апреле (после аннексии Россией Крыма) подписали соглашение с «Газпромом» о строительстве «Южного потока» и первых поставках. Однако произошло то, что произошло, и наша главная задача - разобраться, как и почему это произошло.

Первая, официальная и самая очевидная причина произошедшего - полное несоответствие проекта условиям Третьего энергопакета ЕС. То был комплекс реформ в области газа и электроэнергии, осуществлённый в 2009-м году и направленный на либерализацию рынка электроэнергии и газа. Руководители ЕС ставили своей целью создать условия для высокой конкуренции, чтобы получить серьёзное снижение цен на газ. «Южный поток в эту схему не укладывается, поскольку к мощностям этого газопровода российская компания не хочет подпускать больше никого. Хотя юридические формальности со всеми странами, где проходит маршрут «Потока» (Болгария, Сербия, Венгрия, Греция, Словения, Хорватия и Австрия), были уже улажены, Еврокомиссия упорно отказывалась сделать исключение для «Газпрома». Итог (промежуточный?) вам известен.

На этом месте какой-нибудь глуповатый либерал должен воскликнуть: «Ну как же так, неповоротливый монополист просто обязан уступить требованиям Еврокомиссии, пускай будет конкуренция!». Нет, не пускай. Учитывая огромную стоимость проекта ($65 миллиардов вместе с расходами на строительство трубы от Ямала до Средней России), для реализации приемлемых темпов возврата инвестиций газ нужно будет продавать по цене выше $14 за 1 MMBtu (притом, что нынешняя цена в среднем составляет $11,8), но при соблюдении навязываемых ЕС условий и допуску к трубе альтернативных игроков это будет решительно невозможно. Я думаю, не нужно объяснять, что этими самыми альтернативными игроками являются в первую очередь компании из Франции, Германии и других ключевых стран ЕС.




Поклонник какой-нибудь австрийской экономической школы тут должен показать себя объективным и беспристрастным экспертом, указав на нормы обсуждаемого энергопакета и рыночное «вот это вот всё». Но и это будет излишним: проектируемый Трансадриатический газопровод (10 миллиардов кубических метров в год, с возможностью увеличения пропускной способности до 20 миллиардов, маршрут - 520 километров) уже получил исключительный статус и не обязан вписываться в требования Третьего энергопакета. Избирательной беспристрастности Еврокомиссии есть логичное объяснение: этим газопроводом занимаются европейские компании, в том числе швейцарская «EGL» и норвежская «Statoil». Итак, для «своих» - рынок и laissez-faire, для других - строгий еврокомиссар.

Мнения всех стран-участниц проекта (кроме разве что Австрии) Брюссель не волнуют вообще никак. Как сказал директор департамента внутреннего энергорынка Еврокомиссии Клаус-Дитер Борхардт: «Двусторонние межправительственные соглашения должны быть пересмотрены. Если страны не сделают этого сами, Еврокомиссия найдет способ их заставить». Сложно с уверенностью сказать, чем именно надавили на болгар, но скорее всего это были обещанные ЕС 15 миллиардов евро инвестиций в сельское хозяйство и инфраструктуру страны. Действительно, Россия и «Южный поток» - там, а брюссельские деньги здесь. Это, кстати, не первый раз, когда РФ теряет деньги и время в Болгарии: строившаяся там «Росатомом» АЭС «Белене» была официально прикрыта правительством Болгарии «из-за разногласий по стоимости», но на самом деле из-за давления со стороны Франции и Германии (обе страны как раз были озабочены вопросом угрозы АЭС на тот период). Вот такое вот уважение Брюсселя к интересам стран ЕС.

Однако то, что мы видим со стороны Европы, - это был торг. Жёсткий, бескомпромиссный, но всё же диалог. Даже пик споров (весна 2014-го) пришёлся на тёплую погоду, когда спорить о газовых сделках вполне безопасно. Вот так «рубить» с плеча европейцы бы не стали и вынудили бы рано или поздно «Газпром» согласиться на умеренно-негативный вариант - вроде продажи объёмов мощностей «Потока» посторонним поставщикам на конкурсной основе вместо того, чтобы делать это совсем бесплатно. В конце концов, и европейцы участвуют в проекте: строительством морского участка «Южного потока» занимается совместная проектная компания «South Stream Transport B.V.» с долей участия «Газпрома» 50%, итальянской «ENI» 20%, немецкой «Wintershall» и французской «EDF» - по 15%. Директор ENI Паоло Скарони несколько месяцев назад после аннексии Крыма даже поговаривал вслух, что это отличный повод добиться от «Газпрома» уступок по части «Потока». Однако есть силы и за пределами Европы, заинтересованные в срыве проекта.

Во-первых, Болгария выбраладля строительства участка «Южного потока» компанию «Стройтрансгаз», принадлежащую Геннадию Тимченко, попавшему в связи с крымскими событиями в американский «чёрный список». В связи с этим посол США в Болгарии Марси Райс выразила «крайнюю озабоченность» и посоветовала болгарскому бизнесу «не иметь дел с людьми и организациями, попадающими под санкции», да и, по её мнению, вообще «сегодня не время заключать сделки с Россией как обычно».

Во-вторых, хотя болгарский премьер и сослался в своём решении на Брюссель, объявление о прекращении работ над «Южным потоком» имело место сразу после его встречи с группой американских сенаторов: Роном Джонсоном, Кристофером Мёрфи и - вот это поворот - Джоном Маккейном. Последний для имиджа Америки в России делает ту же работу, что и Валерия Новодворская для демократии: отпугивает русских людей от неё. Он без обиняков сказал, что «есть сложности с этим проектом, но мы, конечно, хотим как можно меньшего участия русских в нём». Вот теперь мы и знаем, кто был главным инициатором заморозки проекта. Теперь поговорим о том, зачем это американцам.

Тут всё очень просто: успешное завершение строительства «Южного потока» и его запуск окончательно лишат Украину статуса транзитной страны, снизив всю её важность для Европы где-то до уровня Албании и обесценив американские планы по созданию «второй Польши» - антироссийской позиции и «троянского коня США» внутри ЕС. Польшу европейцы уже научили уму-разуму (а из единой Украины они хотят сделать 5-6 разных), а Вашингтону нужна новая пешка. Украинский премьер Яценюк ситуацию оценил верно и упрашивал ЕС заблокировать «Южный поток». В принципе конфликт украинское руководство могло бы решить, устроив широкомасштабную приватизацию своей газотранспортной системы, допустив до этого европейские компании. Но процесс этот идёт очень неспешно, чем американцы и воспользовались. Или даже просто проинструктировали украинских товарищей на этот счёт («европейцев и москалей не пускайте»): зря, что ли, сын Байдена в состав совета директоров «Бурисмы» входил. Мы недавно перевели пятиминутный курс теории международных отношений, а ситуацию с «Южным потоком» в одном предложении можно охарактеризовать так: «американцы спасают майдановских клоунов, чтобы они и дальше кривлялись». Этому, конечно, предшествовали и закулисные разговоры.

Если вы не забыли, то 6 июня было 70-летие высадки в Нормандии, где присутствовали главы самых важных стран ЕС и президент США. Все это люди достаточно занятые, чтобы тратить целый день на коллективный сеанс ностальгии, там определённо имели место и неформальные переговоры между Путиным, европейцами и американцами. И ход этих переговоров определённо не устроил Путина: там, судя по всему, ему объяснили или хотя бы намекнули, какая судьба ждёт «Поток». Возразить европейцы могли, но, видимо, не было достаточного стимула вступиться. Дело в том, что по итогам междоусобной европейской войны в 1945-м американцы оккупировали Европу и поставили континент в положение «субгегемона». Европейцы могут устраивать «датагейты» и вести скрытую игру за возвращение в сферу своего влияния отдельных стран, но американцы всё же иногда пользуются своим правом гегемона ударить кулаком по столу и поучить окружающих жизни.

Незадолго до «Дня Д» можно было наблюдать очевидные расхождения между союзниками: Франция объявила, что всё равно продаст РФ злополучные вертолётоносцы, а Обама пообещал создать фонд общеевропейской безопасности (около $1 миллиарда) для «финансирования европейских вооружённых сил и увеличения американского военного присутствия в Центральной и Восточной Европе».

Первый день декабря подарил любителям сенсаций грандиозный информационный повод – Россия отказалась от строительства газопровода «Южный поток». Экспертным мнением по теме поделился крупный московский инвестор Александр Крюков.

1 декабря Президент России В.В. Путин в своем выступлении по итогам визита в Турцию объявил об отказе России от строительства газопровода «Южный Поток». По традиции, в СМИ и блогах сразу же появилось множество новых версий «противостояния добра и зла». В медиа-среде загремели заголовки о «наказании Европы», «объявлении газовой войны», «поражении России», «проигрыше Болгарии», «победе Турции». В значительной части комментариев событие трактуется, как акт «мести» РФ, Евросоюза, США и Украины, причем, кто кому праведно «мстит», определяется только политическими пристрастиями комментатора. В целом, не оставляется сомнений, что вопрос на 100% политический и никаких других мотивов, кроме идеологического противостояния, в его решении не предполагается. В этой связи целесообразно обратиться к истории проекта, и рассмотреть отношение Евросоюза к его реализации с самого начала.

Немного фактов

Информация, представленная в этой части статьи, взята из официальных отчетов и пресс-релизов центральных органов управления Евросоюза: Европарламента и Еврокомиссии. Все они опубликованы на сайтах этих организаций и находятся в открытом доступе.

Предысторию отказа от проекта полезно начать с того, как оценивает Евросоюз свой энергетический баланс и долю РФ в поставках энергоресурсов. Европарламент на этот счет сообщает, что ЕС импортирует почти 90% своей нефти, 66% природного газа и 42% твердых видов топлива (уголь и др.). В 2013 г на импорт энергоресурсов были запланированы расходы порядка 400 млрд €. Также Европарламент фиксирует, что Европа сильно зависит от одного поставщика, а именно России, ответственного за треть импорта нефти, 39% газа и 26% твердых видов топлива. При этом шесть стран союза полностью на 100% зависят от России, как от единственного поставщика газа.

Этого абзаца достаточно для вывода, что все «очень серьезно» и европейцы будут предельно осторожны в отношении любых и особенно российских поставок. Более того, совершенно очевидно, что они будут стараться максимально себя обезопасить, выбирая поставщиков и способы транспортировки. Поскольку магистральные газопроводы – сложные и дорогостоящие сооружения, их не построишь в один день, то они будут всячески стремиться к тому, чтобы создаваемой структурой могли пользоваться разные поставщики. В частности, с этим связано пресловутое требование «третьего энергопакета», о том, что добывающая компания не может быть единоличным собственником трубопровода и 50% мощности должно быть зарезервировано для других поставщиков. Говоря простыми словами, – к трубе должны допускаться конкуренты!

Разное понимание диверсификации поставок

Различное положение в области энергобезопасности привело РФ и ЕС к разнице подходов к диверсификации поставок газа. Для Москвы – это главным образом создание разных маршрутов, а для европейцев диверсификация, в первую очередь – это разные поставщики, а маршруты – это техническая деталь. На реализацию такого европейского подхода как раз и направлен «третий энергопакет».

Для компании, строящей газопровод в Европу, оно означает, что инвестируя деньги в строительство, она должна позаботиться о своих конкурентах. Согласитесь, что подобное требование – явление неординарное, однако вполне объяснимое с точки зрения Евросоюза. Более того, с самого начала работ по проекту «Южный поток» центральное руководство ЕС демонстрировалось именно такое отношение.

Заявление Еврокомиссара по энергетике. 2011г.

Отношение Евросоюза к «Южному потоку» достаточно ясно выражено Гюнтером Этингером еще в 2011 году. Выступая в Брюсселе на событии, посвященном проекту, он поблагодарил за приглашение от имени Еврокомиссии, и сообщил, что Европейский союз заинтересован в диверсификации, минимизирующей риски срыва поставок. Затем, после сентенции, что ценовая конкуренция – это хорошо для всех, он напомнил, что такое ЕС для России – это источник 47% всего российского импорта и около 75% иностранных инвестиций. Расставив все по местам, он перешел к сути.

«… South Stream – для нас не главный приоритет, но мы признаем его значение для России, для диверсификации маршрутов. Мы будем административно поддерживать Южный поток, и не будем навязывать каких-либо чрезмерных или необоснованных нормативных требований. Мы будем действовать как честные партнеры». Далее Еврокомиссар детализировал позицию «честных партнеров», отметив, что если в поставках будут участвовать независимые газовые компании, действующие на территории России, то Южный поток вообще будет в русле европейских стремлений. При этом в любом случае на территории Европейского Союза он должен, как магистральный газопровод отвечать трем главным условиям:

  • Во-первых, в Южном потоке, должна быть забронирована мощность для других поставщиков на недискриминационных условиях (50%);
  • Во-вторых, тарифы, взимаемые за транспортировку, согласуются с национальными регуляторами;
  • В-третьих, должна быть предусмотрена техническая возможность реверса газа.
Готовности инвестировать средства в проект Еврокомиссар не выразил, но сразу же предупредил, что в случае двухсторонних соглашений России со странами ЕС те должны будут все равно применить правила «третьего энергопакета», и порекомендовал сразу все решать на общеевропейском уровне (т.е. с ним?!). Собственно, это замечание и составило суть позиции высшей бюрократии Евросоюза, в значительной степени повлиявшей на судьбу проекта.

Исходные позиции и финал

Исходя из общедоступной информации и здравого смысла, «диспозицию» по Южному потоку можно считать такой. Проект, безусловно, выгоден России и странам, через которые пройдет газопровод. Еврокомиссия и Европарламент не предусматривают финансирования его строительства, но, вкладывая свои деньги, Газпром должен обязательно позаботиться о конкурентах. Таково требование центральной европейской бюрократии, основанное на общем понимании энергобезопасности.

Москва в свою очередь рассчитывала решить проблемы путем двухсторонних соглашений с заинтересованными странами Евросоюза, поскольку проект им, безусловно, выгоден и повышает надежность поставок энергоресурсов. Добавим, что такая ситуация сложилась еще задолго до начала драматических событий на Украине.

Суть противостояния: бюрократы против инвесторов

В реальности борьба за проект представляла собой противостояние РФ и будущих стран-транзитеров с центральным руководством ЕС, рассматривающих безопасность Евросоюза со своих позиций. Позднее, это противостояние было политизировано отношением к украинским событиям. Однако, в конечном итоге, Болгарию и другие страны «убеждали» отказаться от газопровода необходимостью соблюдать законодательство Евросоюза (третий пакет), а не призывами Европарламента, который не наделен исполнительной властью.

При таких обстоятельствах отказ РФ от «Южного потока» – бизнес-решение, продиктованное реальной обстановкой. Подумайте, как должен поступить поставщик, который не может преодолеть требования «третьего пакета»? Отказаться от поставок газа вовсе?? Вручить свою судьбу ненадежному транзитеру Украине, за которую, кстати, тот же Евросоюз не желает поручиться? Очевидно, что нет. Бизнес предпочел другой выход, продавцы и покупатели всегда найдут наиболее удобное и выгодное решение.

Решение найдено

В общем-то, решение лежало на поверхности, поскольку проблемы, связанные с нормативами ЕС, существуют только на территории ЕС. Для выхода из тупика было достаточно договориться со страной, которая не входит в него и удачно расположена. Для «Южного потока» на эту роль прекрасно подходит Турция. В ее согласии можно было не сомневаться, поскольку вряд ли кто сам откажется от инвестицийи выгоднейшей позиции в получении и распределении энергоресурсов.

Турция согласилась участвовать в новом проекте поставок газа на юг Европы. Обратите внимание, газ все равно пойдет в Евросоюз, поэтому о какой «газовой войне» или «мести Европе» может идти речь? Разговоры о небывалых скидках также не заслуживают внимания. Цены на газ связаны с нефтяными, которые, как известно отнюдь не на максимуме, и для покупателей самое время заключать контракты на газ.

Заключение

Отказ от проекта «Южный поток» связан с объективными условиями. Россия и правительства стран ЕС, по территории которых должен был пройти газопровод, не сумели преодолеть ограничительные нормативы Евросоюза. Можно говорить о недооценки преюдиции правил Евросоюза над суверенитетом, но не более. «Третий энергопакет» был принят задолго до обострения отношений между РФ и Западом, поэтому рассуждать о каких-то провалах и поражениях, обусловленных последними политическими событиями, не имеет смысла. Маршрут «Южного потока» стоил попытки его согласовать, но дальнейшая работа в этом направлении была бы ошибкой. Ни войны, ни мести – бизнес, господа!

Экспертным мнением поделился с нами бизнесмен А.Г. Крюков.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Человек существует в постоянном информационном потоке. Далеко не в каждой теме он пытается разобраться самостоятельно. Некоторые не интересуют, другие - слишком сложны. Однако многие стараются быть в курсе экономических новостей. Ведь от успехов государства в этой области зависит жизненный уровень каждого. Все привыкли за много лет к термину «Южный поток». Он прочно вошел в нашу жизнь. А что такое «Южный поток»? Чем он так важен для нашей страны? Давайте разберемся.

Торговые отношения с Западом

Мы с вами не Дженнифер Псаки, которая не особенно понимает, куда идут потоки газа. Поэтому понимаем, что с Европой Россию связывает отнюдь не пламенная любовь. Между государствами идет бойкая торговля. В ее тонкости и перипетии необходимо вникнуть, чтобы понять, что такое «Южный поток».

Это система перекачки природного газа потребителям европейских стран. Вроде бы очень выгодный проект. Однако его реализация постоянно тормозится. Европейский Союз выдвигает все новые требования к Газпрому. Вы спросите, так им что - не нужен этот ресурс? Вот тут и начинается все самое интересное. Конечно, европейские предприятия нуждаются в природном газе. Этот источник энергии признан самым экологически чистым. Кроме того, газ является сырьем для некоторых производств. Да и обычное отопление с ним гораздо дешевле. Так в чем проблема? Что такое «Южный поток» для европейцев? Почему они так упорно сопротивляются внедрению проекта в жизнь?

Глобальный рынок

Чтобы понять строптивость Европы, необходимо посмотреть на всю планету целиком. Ведь экономические связи ныне не локальны. Все государства имеют возможность выбирать себе партнеров исходя из собственных интересов и выгоды. В Евросоюзе действует определенный принцип.

Страны ревностно следят за тем, чтобы не оказаться в зависимости от монополиста. То есть на локальном европейском рынке свято блюдутся либеральные принципы. Должна быть конкуренция, и точка. Допустим, с нефтью проблем в этом смысле не возникает. Ее предлагают различные страны-добытчики. Кроме того, «черное золото» можно транспортировать на судах. То есть для него океаны не являются преградой. Иная ситуация с природным газом. Существуют технологии, позволяющие сжижать голубое топливо. Но, во-первых, это дорого. Во-вторых, необходимо строить специальные предприятия, позволяющие проводить обратную процедуру. Труба обходится значительно дешевле.

История вопроса

Пока еще наверняка непонятно, что такое «Южный поток». Дело в том, что Европа уже много десятилетий пользуется российским газом. Первый трубопровод был построен еще в советское время. Шел он по территории ныне независимой Украины. Тогда никаких политических проблем не существовало. Выбирали оптимальный маршрут. Всем было выгодно данное сотрудничество. Европа строила заводы и иные предприятия, СССР получал необходимую валюту для закупки технологий. Однако случился развал Союза. Пришлось выстраивать новые отношения не только с Европой, но и между некогда братскими республиками. С одной стороны, вроде договорились. Украина стала страной-транзитером. За использование своей территории она получала неплохие деньги и скидки на голубое топливо. Но тут в процесс вмешалась большая политика...

Ненадежный транзитер

События на Украине развивались рывками. В 2004 году прозвучал первый звоночек, предупреждающий Газпром об усложнении транзита газа по территории соседа. Следующий был в 2009 году. Украину трясло в политическом смысле. Власти менялись, а вместе с ними и те, кто влиял на транзит. Чтобы не зависеть от ненадежного построила газопровод в обход его территории. Он нынче отлично работает. Название его - «Северный поток». Однако этой трубы недостаточно, чтобы удовлетворить потребности всех Южная его часть обеспечивается голубым топливом через украинскую трубу. А аппетиты соседа становятся все больше, требования жестче. Вот тут и возник проект «Южный поток». То есть это еще один газопровод, идущий в обход Украины.

Пути поставок газа в Европу

«Южный поток» - газопровод для обеспечения голубым топливом стран Балканского полуострова, Австрии и Италии.

Его впервые озвучили в 2007 году. С тех пор проделано множество необходимой работы. Заключались договора, разрабатывалась прокладывались маршруты и так далее. Евросоюз практически сразу стал тормозить грандиозный проект. Дело в том, что «Южный поток» - газопровод, часть которого должна была пересечь Черное море. Порядка девятисот километров трубы должны были лечь на дно. Начинаясь у компрессорной станции «Русская», труба должна была выйти в районе города Варна на Болгарском побережье. По идее, таким образом Европа и Россия защищались от стран-транзитеров, а именно от Украины и Турции. Однако проекту не суждено было воплотиться в жизнь.

Болгария - причина закрытия проекта

Работа по строительству «Южного потока» шла со скрипом. Евросоюз требовал все новых согласований, ставил незаявленные ранее условия. Одним из них стал «Третий энергопакет». Суть его состояла в том, что поставщик газа не может быть одновременно владельцем транспортной системы. То есть получается, что страны-получатели топлива хотели владеть трубой. С этим Россия не могла согласиться, так как надежность «чужого» транспортера вызывала сомнения. Тем более что Газпром строительство собирался осуществлять на собственные средства. Зачем же делиться прибылью с другими? «Южный поток», схема которого все же была согласована с некоторыми конечными пользователями, должен был начать работать в 2015 году. Но тут выяснилось, что Болгария не выдает на своей территории. Никакие увещевания на нее не подействовали. Правительство страны отказалось от огромной прибыли от транзита (порядка 400 млн долларов) и отказало в нужных согласованиях.

«Южный поток» закрыт

В декабре 2014 году президент РФ побывал с визитом в Турции. Переговоры велись по разным направлениям. Затрагивались в том числе и вопросы транзита газа. К этому времени Россия уже построила свою часть трубы, входящей в «Южный поток». Схема транзита к этому времени уже пересматривалась. Во-первых, Крым стал уже частью РФ. Следовательно, появилась возможность удешевить строительство за счет прокладки трубы по его территории. Во-вторых, Болгария уже официально заявила об отказе от проекта. Этим тут же воспользовалась Турция.

«Южный поток» решили полностью закрыть. Об этом в интервью о результатах переговоров сообщил В. В. Путин. Он также рассказал о перемене в планах. В ходе переговоров было решено, что проект «Южный поток» переориентируется на турецкие берега. Это, кстати, значительно удешевит его постройку, так как сократит длину морской части.

«Южный поток» через Турцию

Газпром подписал новое соглашение с корпорацией Botas Petroleum Pipeline Corporation. Согласно новой схеме, от «Русской» труба пройдет по дну моря и выйдет на турецком берегу. Ее технические характеристики не меняются. Поставляться будет все тот же объем. А именно 63 млрд кубических метров газа в год. Часть топлива используют турецкие предприятия. А излишки, как планируется, станет покупать Европа. Южный поток» все же дойдет до ее территории. Но теперь уже в обход Болгарии. Эта страна оказалась самой «пострадавшей». Ведь ей теперь не видать ни газа, ни денег за транзит. Надо отметить, что «Южный поток» через Турцию решает сразу несколько задач. Далеко не все они лежат в экономической плоскости, но денег от этого у новых газовых партнеров должно прибавиться.

США и «Южный поток»

Мы пока не коснулись еще одного игрока, который влиял на процесс согласования ныне закрытого проекта. Это, конечно, наши любимые Штаты. Им очень не хочется уступать такой огромный энергетический рынок России. Европа «Южный поток» воспринимала в качестве гарантированного решения проблемы дефицита газа. Из иных вариантов есть «Набукко». Только этот проект существует, так сказать, на бумаге. До его реализации дело так и не дошло. Если коротко, то, согласно этой задумке, Европа могла бы получать туркменский газ. Транзитером же должна была стать Турция. «Южный поток» конкурировал в некотором смысле с «Набукко». Стоит отметить, что данный проект создавался под протекторатом США. Им крайне необходимо выйти на европейский рынок энергоресурсов, чтобы утрясти собственные Решения Еврокомиссии, как вы понимаете, были напрямую продиктованы Вашингтоном. А не подчиниться им страны Евросоюза не могут. Таковы правила этого надгосударственного образования. Кстати, «Южный поток» через Турцию отменяет необходимость подчиняться Европейскому законодательству. Что значительно облегчает участь Газпрома.

Турецкий поток

Изменение маршрута в пользу транзитера - не приводит к тому, что Брюссель теряет возможность влиять на поставки. Странам теперь придется самим решать, желают ли они провести к себе «Южный поток». Новости по этому поводу поступают самые разнообразные. С одной стороны, все боятся окриков из Брюсселя, с другой - без газа никак не обойтись. А бюрократы Евросоюза ведут переговоры с США о трансатлантическом партнерстве. Если таковой договор будет подписан, то Газпром выживут из этой зоны. Европа, «Южный поток» которую «не устроил», будет вынуждена покупать втридорога. Необходимо отметить, что ситуация обостряется еще и политической позицией Турции. Эта страна уже пять десятков лет ждет, когда ее примут в Евросоюз. Следовательно, давить на Эрдоган не получится. Он будет поставлять голубое топливо на своих условиях. Да и угроза строительства «Набукко» теперь не влияет на процесс. Ведь в обход Турции его построить невозможно. Поэтому появляется уверенность в том, что в этот раз ничто не помешает открытию газопровода «Южный поток». Новости о строительных работах появились в прессе еще в 2014 году. Турки с удовольствием взялись за дело, предложив европейским партнерам становиться в очередь.

Несмотря на многочисленных противников «Южного потока» и мнения европейских скептиков, подвергающих сомнению успешность проекта по сооружению новой газовой магистрали из России в страны Южной и Центральной Европы, работы по его реализации ведутся высокими темпами. Ввод газопровода в эксплуатацию и начало поставок по нему российского газа намечены на декабрь 2015 года. А в 2018-м «Южный поток» выйдет на полную проектную производительность — 63 млрд куб. м газа в год.

Основные параметры

Проект «Южный поток» предполагает сооружение четырех ниток газопровода диаметром 32 дюйма (812,8 мм) по дну Черного моря с укладкой на максимальную глубину до 2,25 тыс. м. Они будут проложены от головной компрессорной станции (КС) «Русская», которую построят на российском побережье, до приемного терминала «Паша-дере» на болгарском берегу близ Варны. Общая длина укладываемых труб составит 3,7 тыс. км. Далее магистраль пройдет через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словению на север Италии. С территории Сербии от нее будут построены газопроводы-отводы в Хорватию и Республику Сербскую (в Боснии и Герцеговине). Помимо этого, рассматривается возможность сооружения газопровода-отвода в Македонию. Общая протяженность основной сухопутной магистрали в странах Центральной и Южной Европы составит около 1455 км. При строительстве будут использоваться трубы диаметром 1200-1400 мм.

Болгарский участок «Южного потока» является самым технологически сложным и капиталоемким. Основная трасса газопровода пройдет от побережья Черного моря до границы с Сербией. Также планируется строительство 59-километрового отвода до узла распределения газа в Провадии (город в Варненской области Болгарии), через который можно будет поставлять сырье потребителям Болгарии, Турции, Греции и Македонии. Общая длина укладываемых труб на болгарском участке составит 965 км, в том числе 366 км лупингов. Кроме того, предполагается строительство трех компрессорных станций в Варне, Лозене и Расово суммарной производительностью 300 МВт и приемного терминала. Необходимость сооружения такого терминала в Болгарии обусловлена разными уровнями проектного давления морского и сухопутного газопроводов — соответственно 30 МПа и 10 МПа. Установленное здесь оборудование обеспечит очистку, подогрев, редуцирование, учет и регулирование расхода газа.

Длина укладываемых труб на сербском участке «Южного потока» составит 655 км, в том числе 74 км лупингов и 158,6 км газопроводов-отводов. Здесь предусматривается сооружение двух КС общей мощностью 225 МВт. Основная трасса пройдет от границы с Болгарией к центральной части Сербии и далее к границе с Венгрией на севере страны. От главной магистрали протянутся два отвода — длиной 52,8 км до Хорватии и 105,8 км до Республики Сербской.

Ввод газопровода «Южный поток» в эксплуатацию и начало поставок газа запланированы на декабрь 2015 года. С 2016-го система сможет обеспечивать поставку 15,75 млрд куб. м российского газа в Европу, с 2017-го — 47,25 млрд, а с 2018-го достигнет полной проектной производительности — 63 млрд куб. м ежегодно.

Венгерский участок газопровода протянется на 229 км от границы с Сербией до Словении по южной и юго-западной части страны. Здесь будет построена одна КС производительностью 100 МВт. По Словении «Южный поток» пойдет в западном направлении до Италии, протяженность участка составит 266 км. На этой территории планируется ввести в эксплуатацию две КС суммарной мощностью 128 МВт.

Ввод газопровода «Южный поток» в эксплуатацию и начало поставок газа запланированы на декабрь 2015 года. С 2016-го система сможет обеспечивать поставку 15,75 млрд куб. м российского газа в Европу, с 2017-го — 47,25 млрд, а с 2018-го достигнет полной проектной производительности — 63 млрд куб. м ежегодно. Для обеспечения поставок газа в запланированных объемах необходимо в период с 2015 по 2017 год ввести в строй почти 6 тыс. км линейной части газопроводов и восемь компрессорных станций общей производительностью 753 МВт. При этом только в 2016 году предполагается ввести 3,5 тыс. км линейной части газопроводов, включая две морские нитки суммарной длиной 1850 км и четыре КС общей мощностью 375 МВт.

Для обеспечения поставок газа в запланированных объемах необходимо в период с 2015 по 2017 год ввести в строй почти 6 тыс. км линейной части газопроводов и восемь компрессорных станций общей производительностью 753 МВт.

«Все основные технические решения получили детальную проработку на предпроектной и проектной стадиях реализации „Южного потока“, поэтому каких-то серьезных изменений не предвидится, — сообщил начальник Департамента по управлению проектами ОАО „Газпром“ Леонид Чугунов. — Тем не менее вероятность внесения незначительных корректировок в проект существует». Например, в связи с уточнением распределения объемов газа по этому газопроводу в европейские страны в июле текущего года произведена корректировка плана ввода газотранспортных мощностей в части технических параметров и сроков запуска в эксплуатацию отдельных технологических объектов. Уточнение исходных параметров потребовало внесения корректировок в подготовленную проектную и разрешительную документацию для болгарского, сербского и словенского участков. По словам Леонида Чугунова, небольшие изменения в проекте могут иметь место и по другим причинам, в том числе в случае присоединения к «Южному потоку» новых участников.

Что сделано, что делается

Во исполнение поручения Президента России Владимира Путина об ускорении реализации проекта «Южный поток» и начале стадии строительства в 2012 году «Газпром» совместно с иностранными партнерами принял окончательные инвестиционные решения по морскому и сухопутным маршрутам газопровода в Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении. Национальным участкам первых трех стран присвоен статус национального значения. Одобрен переход проекта на инвестиционную стадию, а затем и на стадию строительства. В декабре прошлого года на площадке головной КС «Русская» (на побережье Черного моря в Краснодарском крае, в районе Анапы) состоялась сварка первого стыка морского газопровода. В начале этого года принята программа скоординированных мероприятий, в которой определены основные этапы и директивные сроки строительства морской и сухопутных частей «Южного потока». Подписаны планы работ по сооружению газопровода в Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении и Хорватии, а также «дорожная карта» по осуществлению энергетических проектов в Республике Сербской в рамках проекта «Южный поток».

Кроме того, в текущем году в Амстердаме открыт центральный офис компании South Stream Transport B.V. Завершена разработка базового проекта FEED и определена окончательная техническая концепция морского участка газопровода. Прошли общественные слушания по материалам ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) для российского офшорного участка. Проектная документация с материалами ОВОС по российскому и болгарскому морским секторам представлены соответственно на государственную экологическую экспертизу в Росприроднадзор и в министерство окружающей среды и водных ресурсов Болгарии. Разработана контрактная стратегия для проведения конкурсных процедур на закупку трубной продукции и на работы по укладке морского трубопровода. Организована подготовка тендерной документации и начаты конкурсные процедуры по выбору подрядчика на глубоководную укладку и поставщиков труб для первых двух ниток газопровода. В октябре подписано соглашение о транспортировке газа между South Stream Transport B.V. и ООО «Газпром экспорт». Начало укладки первой нитки морской части системы «Южный поток» намечено на середину 2014 года. Соответствующие договоры с поставщиками и подрядчиками планируется заключить в первом квартале будущего года.

Что касается сухопутных участков «Южного потока», в этом году были проведены общественные слушания и получено положительное решение по ОВОС от госорганов Болгарии. Согласован первоочередной объект строительства в этой стране — КС «Расово» (село Расово, муниципалитет Медковец, область Монтана). В конце октября на площадке этой компрессорной станции состоялась торжественная церемония сварки первого стыка болгарского участка газопровода «Южный поток». В настоящее время идет подготовка к конкурсу по выбору подрядчика на проведение строительно-монтажных работ. В Сербии утвержден пространственный план территории особого назначения для основной трассы газопровода, разработан идейный проект, выполнены археологические изыскания, разработаны материалы ОВОС для общественных слушаний и процедуры рассмотрения ОВОС в министерстве энергетики, развития и охраны окружающей среды. Строительные работы здесь начались 24 ноября текущего года. В Венгрии проведены конкурс по выбору подрядчика на проектирование (FEED и рабочая документация), территориальное планирование и ОВОС. В Словении продолжается работа по национальному пространственному планированию и ОВОС. В Хорватии для учреждения совместной компании «Газпром» инициировал работы по подготовке соглашения с Plinacro d.o.o. Пока именно эта компания занимается работами по территориальному планированию и ОВОС в трансграничном контексте в соответствии с требованиями конвенции Эспоо. Согласовано место пересечения газопроводом-отводом границы Сербии и Хорватии. Хорватским партерам представлен проект технического задания на разработку проектной документации.

В нынешнем году подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве при создании газопровода-отвода для поставок российского газа в Македонию. До конца 2013 года «Газпром» и компания «Македонские энергетические ресурсы» начнут разработку предпроектной документации для обоснования экономической целесообразности строительства этого газопровода-отвода. В Республике Сербской в соответствии с подписанной в июне «дорожной картой» ведется подготовка межправительственного соглашения России с Боснией и Герцеговиной о сотрудничестве при строительстве и эксплуатации газопровода-отвода и энергетических мощностей.

В настоящее время работа по проекту «Южный поток» сосредоточена на выполнении проектно-изыскательских работ и проведении конкурсных процедур по выбору поставщиков оборудования длительных сроков изготовления, а также подрядчиков на строительство. «Учитывая сложность и масштабность проекта, для участия в нем отбираются компании, уже зарекомендовавшие себя в других крупных международных проектах и имеющие богатый опыт. Так, генеральным проектировщиком морского участка в результате конкурсного отбора стала голландская INTECSEA. Предложения по укладке морской трубы получены от итальянской Saipem и голландской Allseas. За поставку газовых труб борются германская Europipe, японские Nippon Steel и Sumitomo, российские „Северсталь“, Выксунский металлургический комбинат, Челябинский трубопрокатный завод, Ижорский трубный завод и другие», — рассказал Леонид Чугунов. По его словам, в других странах — участницах проекта выбор подрядных организаций также осуществляется на конкурсной основе. При прочих равных условиях преимущество при выборе подрядчиков, скорее всего, будет отдаваться местным компаниям. Но шанс есть и у российских организаций, таких, например, как «Стройгазмонтаж», «Стройгазконсалтинг» и «Стройтрансгаз», имеющих большой опыт и выходящих на конкурсы самостоятельно или в составе консорциумов.

Для реализации морской части проекта «Южный поток» создана компания South Stream Transport B.V., инвесторами которой выступают «Газпром» (50%), ENI (25%), EDF (15%) и Wintershall (15%). Для осуществления строительства сухопутного участка газопровода на территориях стран-участниц «Газпромом» созданы совместные проектные компании: South Stream Bulgaria AD, South Stream Hungary Zrt. и South Stream Slovenia LLC (на паритетных началах с компанией «Болгарский энергетический холдинг» ЕАД, MVM Zrt. И Plinovodi d.o.o. соответственно), а также South StreamSerbia AG (доля ОАО «Газпром» — 51%, JP Srbijagas — 49%).

Конкурентоспособность

«Мы твердо уверены в конкурентоспособности и экономической эффективности проекта. У нас есть богатая ресурсная база, необходимые финансовые средства, опыт осуществления подобных строек, всесторонняя поддержка стран — участниц „Южного потока“ и компаний-партнеров. Кроме того, мы идем на шаг впереди своих конкурентов», — заявил Леонид Чугунов. Напомним, что инвесторами реализации морской части проекта выступают «Газпром», итальянская Eni, французская EDF и германская Wintershall. Для строительства сухопутной части на основании межправительственных соглашений уже созданы совместные предприятия с компаниями-партнерами в Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении. Проект будет осуществляться на условиях проектного финансирования. Это означает, что участники внесут в совместные компании 30% средств, необходимых для реализации «Южного потока», а остальные 70% будут привлекаться как внешние заимствования. Финансирование со стороны ОАО «Газпром» осуществляется в соответствии с планом долгосрочных финансовых вложений на основании инвестиционной программы российской компании.

«Конечно, в ходе реализации такого большого инфраструктурного проекта нам периодически приходится сталкиваться с проблемами. Но мы вполне успешно с ними справляемся», — сообщил Леонид Чугунов. Так, был решен ряд технических вопросов, связанных с определением окончательной конфигурации системы, выбором материалов и параметров труб, методом их укладки. Существуют организационно-правовые вопросы, возникающие из-за ограничительных мер регулятивного законодательства ЕС, которые могут привести к нарушению сроков реализации проекта, его удорожанию и снижению инвестиционной привлекательности. Для их решения «Газпром» и его партнеры ведут активную работу с уполномоченными органами стран ЕС. Приходится сталкиваться и с политическими проблемами. Например, из-за дестабилизации ситуации в Болгарии в январе нынешнего года и последующей смены правительства этой страны в течение первого полугодия работы по проекту болгарской стороной были приостановлены. В целях соблюдения директивного срока начала стройки совместно с партнерами были проведены переговоры с представителями нового правительства Болгарии. Благодаря этому удалось сократить отставание в выполнении разрешительных процедур, что позволит начать строительство уже до конца 2013 года. Похожая проблема возникла и из-за решения правительства Венгрии в марте прошлого года о замене уполномоченной компании MFB (Венгерский банк развития) на MVM Zrt. («Венгерские энергетические компании»). Реализация проекта на территории Венгрии была фактически приостановлена более чем на семь месяцев. Впрочем, сегодня работа в рамках «Южного потока» идет в полном соответствии с намеченными планами.

Изменение в двусторонних отношениях между Россией и Турцией может привести к смещению баланса в регионе, учитывая тот факт, что реализация самых разнообразных проектов, самым важным из которых оказался "Турецкий поток", теперь под вопросом.

Пользуясь случаем, соседи Турции, Болгария и Греция, оказались весьма заинтересованными в том, чтобы извлечь выгоду из этих изменений и укрепить свои связи с "Газпромом" и Москвой, чтобы улучшить свои позиции на энергетическом рынке Европы.

Во-первых, Афины и София подчеркивают тот факт, что они не участвовали в подписании письма, которое было направлено Еврокомиссии многочисленными странами Центральной и Восточной Европы, в котором они обозначили свою позицию против строительства проекта "Северный поток-2".

Участники саммита ЕС 17-18 декабря будут обсуждать вопрос о проекте газопровода "Северный поток-2".

Ранее сообщалось, что девять европейских стран, в том числе Польша и Словакия, направили письмо в Брюссель по "Северному потоку-2" с требованием внести вопрос об этом проекте в повестку дня декабрьского саммита ЕС. В письме на имя председателя Евросовета Дональда Туска выражается опасение, что проект усилит зависимость Европы от российского газа и что он противоречит энергетической политике ЕС.

В то же время председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер против того, чтобы проект трубопровода рассматривался как политический. Он считает, что этот вопрос относится к сфере бизнеса и должен рассматриваться только с точки зрения его соответствия правилам ЕС, писала британская газета Financial Times.

Согласно источникам как Болгария, так и Греция не будут выступать против "Северного потока-2".

Тем временем премьер-министр Болгарии Бойко Борисов отметил, что странам сложно соблюдать единую позицию, а что касается его страны, то Болгария не будет участвовать в каком бы то ни было протесте против нового газопровода.

В интервью Болгарскому национальному телевидению Борисов выразил надежду на то, что Болгария сможет вернуть не только российских туристов, но и газовые проекты.

Борисов надеется, что проект строительства газового распределительного центра будет реализован в Болгарии.

"Мы имеем реальный шанс построить в Болгарии газовый хаб", - заявил Борисов. "Через несколько дней с министром Греции будет подписано соглашение о строительстве межсистемного газопровода, что нам гарантирует диверсификацию поставок газа. Но если под эгидой ЕС мы сумеем доставить российский газ до нашей земли, до Варны, то сможем, при совместном финансировании с ЕС, обеспечить строительство газопровода", - отметил Борисов.

"В ситуации, в которой находятся Россия и Турция, я вижу редкий шанс, чтобы обеспечить поставки газа в Болгарию от 4-5 поставщиков", - заявил он. По мнению премьер-министра, Болгария сможет "утвердить свои позиции как газораспределительный центр".

"Будет газ, поставки которого полностью профинансирует российская сторона, мы же будем участвовать в финансировании газопровода на нашей территории. Мы гарантируем, что мощности наших газораспределительных сетей и компрессоров, для тех, кто хочет получать газ, заплатив за его транспортировку, хватит. Мы готовы это обеспечить", - заявил премьер-министр.

"Мини-Южный поток"

Более того, заместитель премьер-министра Болгарии по европейским фондам и экономической политике недавно заявил, что его страна ведет переговоры с ЕС о возможности строительства своего рода "мини-Южного потока".

Любой подобный проект потребует составления нового маршрута для транспортировки российского газа до болгарских портов на побережье Черного моря.

Затем этот газ будет отправляться в другие европейский страны через региональную систему газопроводов, которая может быть расширена.

Согласно болгарскому правительству, если соответствующие власти ЕС дадут зеленый свет, то этот проект можно будет обсуждать с российской стороной.

Предложение болгарской стороны предусматривает, что российский газопровод будет проложен по дну Черного моря до приемного терминала недалеко от порта Варна.

Далее же рассматриваются два варианта: либо Болгария самостоятельно строит транзитный трубопровод на своей территории с частичным использованием уже существующей инфраструктуры, либо дальнейшее строительство будет осуществлено в сотрудничестве с какой-то крупной европейской компанией.

В Греции есть все, кроме газа

Кроме того, Министерство энергетики Греции выпустило официальное заявление, что Афины никогда не участвовали в подписании писем протеста.

А во время недавней встречи между российским министром энергетики Александром Новаком и его греческим коллегой Паносом Скурлетисом обсуждались различные проекты, включая участие "Газпрома" в строительстве ряда инфраструктурных объектов на территории Греции, а также ценовая политика России.

Скурлетис также заявил местной прессе, что Греция поддерживает "Турецкий поток" и импорт российского газа в целом.

Тем не менее реализация "Турецкого потока" на данный момент приостановлена. В зависимости от того, как будут развиваться отношения между Россией и Турцией, аналитики отрасли полагают, что можно в ближайшем будущем ожидать новых инициатив со стороны других стран в регионе.

Остается открытым лишь вопрос о том, пойдет ли на это Россия.

"Южный", "Турецкий" и снова "Южный?"

"Южный поток" - глобальный инфраструктурный проект по строительству газопровода мощностью 63 млрд куб. м из России мимо Украины через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы в целях диверсификации маршрутов экспорта природного газа и исключения транзитных рисков.

В конце 2015 г. по "Южному потоку" должен был быть поставлен первый газ. На полную проектную мощность выход газопровода был запланирован на 2018 г. Планировалось, что с 2015 г. "Южный поток" начнет поставлять газ в Европу за счет уменьшения объемов прокачки через Украину до 30 млрд куб. м.

Основной целью строительства "Южного потока" было избежание транзита через Украину, которая зарекомендовала себя как ненадежный транзитер. Украинские партнеры зачастую не обеспечивали надежность поставок, а воровство газа, который направлялся европейским получателям, вообще стало обычным делом.

Казалось бы, от реализации этого проекта должны были выиграть прежде всего европейские потребители.

Однако в конце ноября 2014 г. президент России Владимир Путин во время пресс-конференции в Анкаре заявил, что Россия отказывается от реализации проекта "Южный поток".

Как отметил Путин, Россия не может продолжать реализацию этого проекта, поскольку Европейская комиссия активно блокировала его продвижение, в результате чего Болгария была вынуждена отказаться от участия в нем.

Проект был свернут в том числе из-за неконструктивной позиции ЕС. Взамен было решено строить "трубу" в Турцию и создать на границе с Грецией газовый хаб для южноевропейских потребителей.

Для Болгарии, вероятно, закрытие "Южного потока" стало настоящей неожиданностью.

При этом, как сообщает ИА Regnum, после закрытия проекта "Южный поток" Болгария до сих пор формально продолжает работу по проекту, чтобы избежать возможных судебных процедур и финансовых санкций за неисполнение обязанностей по заключенному контракту.

Официально ведется работа по утверждению детальных планов устройства и инвестиционных проектов, выдаче разрешений на строительство и так далее. Строительство "Южного потока" также предусмотрено программой по устойчивому развитию республики на период до 2018 г.

А на прошлой неделе министр энергетики Теменужка Петкова подтвердила, что компания "Южный поток - Болгария" также продолжает работать, ее персонал получает заработную плату. Трубы, предназначенные для прокладки газопровода, продолжают находиться в порту Бургаса.

1 декабря 2014 г. ОАО "Газпром" и турецкая компания Botas подписали меморандум о взаимопонимании по строительству морского газопровода из России в Турцию через Черное море. Мощность газопровода должна была составить 63 млрд куб. м газа, из которых около 50 млрд куб. м поставлялись бы на новый газовый хаб на турецко-греческой границе.

Кроме того, план предусматривал увеличение количества хранилищ газа в Венгрии, откуда газ должен был поставляться по самым различным направлениям Фактически этот проект повторял маршрут "Южного потока" за исключением Болгарии.

Однако строительство "Турецкого потока" сразу не задалось. Начать работы никак не получалось из-за отсутствия межправительственных соглашений с Турцией. Летом стало известно, что вместо четырех веток будут строить две: мощность трубопровода соответственно сократится вдвое до 31,5 млрд куб. м. Отсрочка объяснялась тем, что в Москве сначала ждали результатов июньских парламентских выборов в Турции.

После голосования должно быть сформировано правительство, с которым и надо договариваться, объясняли в Москве. В результате выборов правящая партия утратила большинство в парламенте. Сформировать коалицию не удалось, и на ноябрь были назначены новые выборы.

Еще в то время, когда велись переговоры по "Турецкому потоку", многие эксперты сомневались в том, что проект действительно будет реализован.

Отмечалась и ненадежность Турции как транзитера газа - в этом смысле для России не было разницы, поставлять газ в Европу через Украину или Турцию: обе страны доверия не вызывали.

После инцидента со сбитым Турцией самолетом российских ВВС надежд на реализацию "Турецкого потока" не осталось.

3 декабря министр энергетики России Александр Новак сообщил журналистам, что переговоры по строительству газопровода "Турецкий поток", который должен стать альтернативой "Южному потоку", приостановлены.

Чуть ранее глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что если проект представляет интерес для турецкой стороны, то Анкара должна обратиться к Москве. По его словам, пока такого обращения не поступало, но российская сторона готова его рассматривать.

Ясно лишь то, что если бы турецкие власти обратились к Москве с просьбой о продолжении реализации проекта, то есть вероятность того, что переговоры по проекту были бы продолжены.

Однако до сих пор турецкая сторона таких попыток не предпринимала, и кажется маловероятным, что будет предпринимать.

Если говорить о возрождении "Южного потока", то здесь есть разные мнения. Часть экспертов полагают, что "Южный поток" закрыт окончательно, а свои интересы в Европе Россия может полностью реализовать за счет строительства второй нитки "Северного потока".

Вот как прокомментировал ситуацию директор Фонда национальной энергетической безопасности политолог Константин Симонов изданию politrussia.com: "После того как ЕС, включая Болгарию, не дал согласия на строительство "Южного потока", он превратился в "Турецкий". Две нитки (из четырех) "Турецкого потока" уже переехали на север и будут реализовываться в рамках проекта "Северный поток – 2". Одна нитка нужна самой Турции для ее внутренних нужд. Поэтому Болгария уже никак не может превратиться в общеевропейский хаб. Мы практически решили все свои проблемы, мы строим "Северный поток – 2". Болгарам нужно было раньше думать головой, они упустили реальные возможности. Москва уже не заинтересована в этом проекте".

Но есть и те, кто допускает возможность того, что переговоры по этому проекту возобновятся, учитывая желание Болгарии и Греции.

Кроме того, эксперты указывают на то, что большая часть документации по этому проекту уже была согласована, а часть работ была выполнена.

Вот что заявил "Вести.Экономика" заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов: "Вероятность возрождения "Южного потока", разумеется, есть. Конечно, предложение Болгарии в этих условиях ничего не стоит. Но если с предложением о возврате к "Южному потоку" выступит Еврокомиссия, если она обеспечит проекту исключение из Третьего энергопакета, если все европейские страны-участницы получат недвусмысленные сигналы от центральных властей, что строить можно и нужно, тогда да, "Южный поток" вернется из небытия.

Плюсы "Южного потока" для ЕС очевидны: гарантированные поставки газа в требуемых объемах, проработанный проект с понятным маршрутом, Россия берет на себя значительную часть расходов по строительству газотранспортной инфраструктуры. "Турецкий поток" загонял Евросоюз в куда более жесткие рамки. Но, может, спешить европейцам некуда? Как сказать. В 2019 г. истекает срок действия транзитного договора с Украиной. На сегодняшний день украинская "труба" катастрофически недофинансируется. В 2014 г. на ее ремонт и обслуживание было потрачено 667 млн гривен.

Годом ранее на эти цели было потрачено 794 млн гривен. А в 2011 г. – 3,1 млрд гривен. Но даже это было в два раза меньше затрат, рекомендованных экспертами Mott MacDonald ($4,8 млрд за 7 лет, то есть примерно $686 млн в год). Курс гривны с тех пор изменился так, что можно смело сказать: в 2014 г. в "трубу" было вложено не более 10% от необходимой суммы.

Надо обладать нездоровым оптимизмом, чтобы в такой ситуации ставить надежность своих энергопоставок в зависимость от Украины. Ничего личного, просто старение инфраструктуры. И крупный европейский бизнес это прекрасно понимает. Сегодня он наш естественный союзник. Осталось понять, насколько хватит его влияния.

Ведь если будет построен "Северный поток-2" и "Северный поток" получит возможность загружать 18 млрд куб. м, которые он сейчас резервирует под мифических иных поставщиков в регионе (50% от мощности газопровода OPAL), то вместе они полностью компенсируют украинский транзит (60-62 млрд куб. м в 2014 г.). Но подвисает вопрос энергобезопасности поставок на юг Европы и в Турцию.

Да, наши отношения с Турцией переживают не лучшие времена, но Эрдоганы приходят и уходят, а турецкий народ остается. Вот для этих стран пригодился бы "Южный поток" (пусть даже и в усеченном варианте: скажем, две нитки вместо четырех). Тем более что проблема Третьего энергопакета еще не решена.

Подытоживая, замечу, что возврат "Южного потока" был бы грандиозной внешнеполитической победой России, так как свидетельствовал бы о том, что ЕС не верит в нынешнего главного транзитера и не может обойтись без нашей страны".

По вопросу о мнимой независимости Болгарии соглашается с ним и руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев.

В интервью Федеральному агентству новостей он заявил: "То, что Болгария начинает зондировать почту относительно возобновления строительства "Южного потока", вполне понятно: этот проект давал ей немалые экономические выгоды. Но проблема заключается в том, что Болгария несамостоятельна. И любое решение по этому вопросу должно быть в первую очередь согласовано с Брюсселем".

При этом эксперт полагает, что говорить о шансах на возрождение "Южного потока" сейчас опрометчиво, так как "ЕС сейчас принимает все меры по диверсификации поставок углеводородов, пытается уменьшить долю России на европейских рынках". "Делается ставка на получение сланцевого газа, сланцевой нефти из США, сжиженного газа из Катара и т. д. Плюс осуществляется переход к возобновляемым ресурсам", - пояснил он.

Пока никто не может с уверенностью сказать, как будут развиваться события дальше. Ясно лишь то, что время поджимает и европейцам надо уже сейчас решать, как и откуда они будут получать газ после 2019 г., когда истечет транзитный договор с Украиной: будет ли строиться "Северный поток-2", будут ли обсуждаться какие-то дополнительные проекты, для реализации которых также требуется немало времени.